Интервью с автором «Слова пацана» Робертом Гараевым. Книга журналиста Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» о молодежных группировках стала второй по продажам на книжном сервисе «Литрес» в период с 9 ноября по 9 декабря. В 1989 году 13-летний Роберт Гараев был участником подростковой группировки «Низы» в Казани (Татарская АССР). В 2020-м он выпустил книгу-исследование «Слово пацана. Роберт Гараев, автор книги “Слово пацана”, по которой сняли одноименный сериал, рассказал любопытную вещь. книге "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х" - Роберта Гараева.
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х
Это единственная книга, составленная из голосов выживших — и тех, кто желает рассказать правду. Про казанские уличные группировки слышали многие. Но книга Гараева привносит самое ценное — перспективу участников, их прямую речь, а вместе с ней и тонкие детали устройства мира улицы, его практическую логику" Показать все.
Он настоящий гений. Уже закончился показ пятой серии, и драма показана в полном объеме. Как вы к этому отнеслись? Когда она вышла несколько лет назад, ее не приняли.
Мне кажется странным, что общество считает рассказ о криминале его романтизацией. Кстати, те, кто сначала обвинял меня в этом, прочитав книгу, забрали свои слова обратно. Не нашла. Кровь на асфальте» крайне популярен сегодня, его популярность несколько вирусная, такая же, как несколько лет назад у «Игры в кальмара». Насколько знаю, молодежь что-то записывает в «ТикТоке», особенно реагируют мужчины за сорок, которые сами пережили всё это. Это своего рода причастность… Отсюда неприятие, отторжение и фейки.
Например, самый нашумевший — про историю в Иркутске, где подростка убили сверстники якобы со словами из сериала. Потом, правда, выяснилось, что они его даже не смотрели. Мне кажется, у журналистов, запустивших этот фейк, был элемент хайпа. Если написать, что подростки убили подростка, то такой реакции не было бы, для России такая новость слишком частая. А вот если добавить к ней «Слово пацана. Кровь на асфальте», то она завирусится.
То же самое было и с новостью, что якобы в Набережных Челнах подростки, насмотревшись сериала, стали «делить асфальт». На самом деле, как выяснилось позже, они играли в снежки. Мне кажется, что у людей есть просто желание высказаться на эту тему, такой, знаете ли, вид рецензии.
Сейчас новые группировки точно не станут появляться.
Ну и, конечно, эта хроника после битвы, кого когда убьют, кого посадят, кого застрелят. Мы в редакции синхронно как-то отметили, что, наверное, это появилось после уже появившегося резонанса к сериалу. Это изначально было сценарное. Режиссер имеет право после монтажа посмотреть, и ему кажется, что-то здесь не клеится, давайте переснимем чуть-чуть по-другому.
Книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Гараева занимает второе место по продажам на «Литрес» в период с 9 ноября по 9 декабря. Продажи выросли в 70 раз в указанный период в сравнении с предыдущим аналогичным периодом.
Эта история отлично сделана съемочной группой: герои, костюмы, сцены, диалоги. Я отдаю себе отчет, что моя книга никогда не могла бы претендовать на такую популярность как художественное произведение. Книга — просто журналистское исследование, которое маскируется под социологическое. Это специальная литература, которую читают люди с определенным читательским опытом. Сериал же — продукт массовый. И я понимал, что после его выхода и к книге появится повышенный интерес. Книга была выпущена в 2020 году тиражом в 2000 экземпляров.
Потом ее четыре раза допечатывали — и до осени 2023-го совокупный тираж составлял около 13,5 тыс. В принципе, и до сериала это была неплохая издательская история. Сейчас, думаю, общий тираж приближается к 40 тыс. После Нового года будет переиздание — с новыми главами и «Словарем пацана». Для меня это важно — двое детей, какого-то большого достатка никогда не было. Иногда даже стрелял на сигареты у подписчиков в Instagram! Роялти с продаж — небольшие совсем. Кое-какие права продал. Но после новых выходов и переиздания будет лучше. Не обидно, что серьезное журналистское исследование заметили только после «разогрева» массовым продуктом?
Что ваш труд стал эдаким сувениром для фанатов? Считаю, что захотеть купить сувенир после просмотра сериала — это классная история. Если мою книгу прочтут как сувенир — и прекрасно! А кто-то прочтет как историческую энциклопедию. Еще кто-то — как пояснительное или сопроводительное письмо к сериалу. Вот ты посмотрел историю, выстроенную на правилах какого-то мира, — а вот почитай о принципах устройства этого мира, если тебе хочется узнать о нем побольше. Книга и сериал — совершенно разные. Это две отдельные интересные большие истории. Чаще всего в вас, казанском мальчике из хорошей семьи, ходившем когда-то в группировке «скорлупой», видят Андрея Пальто. Да, я как Пальто, когда-то пришел в группировку за защитой, но в «музыкалку», например, никогда не ходил.
Книга «Слово пацана»: где читать?
В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х от автора Роберт Гараев (ISBN: 978-5-60-449595-7) по низкой цене. По словам писателя Роберта Гараева, одно время число группировок там доходило до 150. Полная версия книги Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х, чтобы читать бесплатно онлайн, от автора Роберт Гараев. Культура «Слово пацана» интервью «Маскулинная культура в России была всегда».
Читать книгу: «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х»
Автор книги «Слово пацана»: «В моей книжке хватит материала сезона на три, а может, и на пять» | Название «Слово пацана» пришло не из песни Максима Коржа, а из одноименной книги журналиста Роберта Гараева: «Слово пацана: Криминальный Татарстан 1970-х – 2010-х». |
Актеры сериала «Слово пацана»: кто играет, где снимались и что с ними еще посмотреть | «Какое страшное было время». Писатель Роберт Гараев рассказал, как прокуратура проверяла сериал «Слово пацана» на экстремизм. |
"Я очнулся на снегу": как автор книги "Слово пацана" вышел из группировки - 16.12.2023 | | книге "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х" - Роберта Гараева. |
Роберт Гараев - Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х | Роберт Гараев Cлово пацана. |
Читать книгу: «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х»
Роберт Гараев Litres, 12 окт. Если вы выросли в России в конце XX века, то в вашей жизни были уличные драки. Эта книга о тех, кто сделал насилие своим кредо: бил и попадал под раздачу — профессионально, ежедневно, беспощадно.
Писатель после премьеры пообщался с бывшими...
Писатель после премьеры пообщался с бывшими бандитами, истории которых легли в основу произведения. Смотрите также: Те посмотрели работу Жоры Крыжовникова. Никто не говорит "Вот такого не было".
Все понимают, что сериал не документальный фильм, а художественный.
Теперь, несколько десятилетий спустя, автор пытается разобраться в истоках этого феномена. А о тех суровых днях он вспоминает вместе с «пацанами», бывшими сотрудниками милиции и другими участниками событий.
Я акцентировался на 80-х, времени, когда невозможно было пройти по городу, не заметив этих группировок, потому что они были везде. Тогда ты не мог спокойно существовать в Казани, если был подростком, молодым человеком. Но у группировок казанского типа была сильная структура. К примеру, очень четкое разделение на возраста: «скорлупа», «супера», молодые и так далее. И это очень интересно, потому что возникает вопрос, откуда у дворовых ребят появилось такое деление?
Есть версия, что в этом был виновен КГБ, хотя доказать ее я не могу. Возможно, кто-то из силовых структур пытался управлять массами молодежи. Я привожу речь Андропова, где он видит своими врагами диссидентов, космополитов и неформальную молодежь. А чтобы бороться с ними, нужна была какая-то крепкая пролетарская молодежь. Возможно, велись такие эксперименты. Мы с ним общались долго и много. Он возмущен той ложью, что была написана про «Тяп-Ляп». Долгое время в «Википедии», к примеру, было написано, что он был убит в 90-х. Я хотел понять причины появления группировок именно в Казани.
Одного ответа я не получил, это был комплекс причин «Я считаю, что нет таких тем, которые нельзя исследовать» — В свое время я с товарищами исследовал Ново-Татарскую слободу и пришел к выводу, что одной из форм рефлексии здесь мог бы быть музей ОПГ. Не с коллекциями «фернанделек» и фуфаек, а наподобие музея Холокоста. Чтобы молодежи неповадно было. Как ты относишься к таким идеям? Настолько глубоко нужно рефлексировать? Это невозможно исключить, это часть истории. К примеру, на Суконке группировки были со времен Шаляпина. Вот ты сказал о музее Холокоста. В Германии начали работать с подобными темами достаточно рано, начали обсуждать коллективную травму, начали объяснять.
Они там понимают, что их родственники виновны, и это надо осознать и прожить. Местные краеведы мне говорили, что «казанский феномен» — это позорное пятно на теле города, которое надо забыть. Алло, ребята, вы краеведы, вы говорите об истории своего города. И эту важную часть вы хотите просто забыть? Я считаю, что нет таких тем, которые нельзя исследовать. Подтолкнула меня к этой мысли работа в Еврейском музее, где я видел, как молодые люди вокруг исследовали очень разные вещи, от армянского колдовства до хасидского книгопечатания.
Роберт Гараев: кто такой автор «Слова пацана»?
«Какое страшное было время». Писатель Роберт Гараев рассказал, как прокуратура проверяла сериал «Слово пацана» на экстремизм. Роберт Гараев Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х читать онлайн бесплатно целиком (полностью) без регистрации на телефоне или компьютере. 00:00 ИНТРО00:48 книга vs сериал «Слово пацана»/ работа на съёмочной ПЛОЩАДКЕ03:19 почему сериал «Зашёл» МНОГИМ04:50 романтизация бандитизма, критика и попыт. В 1989 году 13-летний Роберт Гараев был участником подростковой группировки «Низы» в Казани (Татарская АССР). В 2020-м он выпустил книгу-исследование «Слово пацана. Гараев считает, что в сериале «Слово пацана.
Автор книги «Слово пацана»: «В моей книжке хватит материала сезона на три, а может, и на пять»
Читать онлайн книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Книга правообладателя Individuum. Автор «Слова пацана» Роберт Гараев: «Планирую уходить из криминала». Роберт Гараев "Слово пацана" Часть 03. Роберт Наилевич Гараев. В издательстве Individuum готовится к выходу книга создателя паблика «Казанский феномен» Роберта Гараева — «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». Роберт Наилевич Гараев читать онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) на пк и телефоне.
Роберт Гараев - Слово пацана
Конец 1980-х появление свободного предпринимательства и кооперативщиков, а с ними и рэкета, первых больших денег. Группировки постепенно встают на экономические рельсы. Первыми на новые порядки отреагировали «борисковские». Силовой бизнес трансформируется: крышевание и рэкет из платы за безопасность развиваются до более сложных форм того, что социолог Вадим Волков, изучающий организованную преступность, назвал «силовым партнерством» , где вы и ваш «коммерс» уже совладельцы и партнеры. Характерны войны внутри группировок за сферы влияния.
Многие после этого переезжают в Москву и Петербург. Кроме того, на улицах массово начинают употреблять героин. Бывшие бандиты пытаются вымарать себя из полицейских баз данных, а на улице стараются не жестить. С одной стороны, в наше время ОПГ существуют по инерции, продолжая практики предыдущих поколений.
С другой стороны, современные группировки уже не совсем ОПГ в привычном понимании, а часть «силовой» бизнес-системы города, работающей в полулегальной зоне.
По словам писателя, они вполне довольны. Если судить по их отзывам, то все довольны. Никто не говорит «Вот такого не было». Все понимают, что сериал не документальный фильм, а художественный. Все следят за перипетиями сюжета, обсуждают игру актеров, особенно Рузиля Минекаева, сыгравшего Марата. Очень много хороших отзывов о работе актера Никиты Кологривого, который сыграл Кащея, — отметил Гараев. Интересно было также узнать о жертвах опэгэшников. По словам автора, некоторым до сих пор тяжело говорить о тех временах.
Некоторые рассказывали насколько им было тяжело. Если у кого-то осталась психологическая травма, то такие вообще отказывались что-то рассказывать на эту тему, — сказал писатель.
При этом процесс такого постижения никогда не мог считаться завершенным — «пацан», подобно античным героям, каждым своим конкретным поступком переопределял содержание «понятий», он не следовал уже существующему закону, но самостоятельно творил его. Границы дозволенного и недозволенного «беспредела» постоянно менялись — прежде всего, конечно, с изменением самих исторических обстоятельств эта логика, кстати, очень точно сформулирована в последнем Послании Президента Федеральному Собранию: есть «красные линии», которые Запад не должен пересекать, но, где именно они проходят, Россия будет определять в каждой конкретной ситуации. В этом смысле книга Гараева носит не социологический в отличие от, например, недавно изданного интересного академического исследования Светланы Стивенсон «Жизнь по понятиям: уличные группировки в России» , а исторический характер, так как ее цель состоит в том, чтобы, избегая четких определений и однозначных оценок, представить «казанский феномен» как живой процесс. Если принять классификацию Гегеля, для которого история делится на «критическую» исключающую все лишнее и сосредоточенную лишь на главном и «поэтическую» включающую особенное и нехарактерное, чтобы «оживить» событие , то «Слово пацана» безусловно относится к последней. Это тем более верно, так как позиция Гараева также является «включенной»: на рубеже 1980-х и 1990-х он был участником одной из казанских группировок и выступает скорее как составитель масштабного коллажа свидетельств, одним из которых является его собственное. Среди тех, чьи голоса звучат на страницах книги, — милиционеры, журналисты, бывшие «неформалы», но в первую очередь, конечно, сами «пацаны», представляющие несколько поколений «казанского феномена»: от Сергея Антипова, одного из лидеров легендарной группировки «Тяп-Ляп» в 1970-е, до участников группировок 2010-х. Структура книги избегает жесткого хронологического принципа, но перемещается от одной эпохи к другой, чтобы охватить самые разные элементы повседневной жизни казанских «пацанов»: отношения внутренние между «возрастами» и внешние с другими группировками , восприятие милиции и национальный вопрос, экономическую активность и поведение в тюрьмах. Принципиальная особенность «казанского феномена» в том, что эта форма жизни существовала не где-то на индустриальной периферии, но охватывала весь город, строго поделенный между группировками, и буквально за каждый двор «за асфальт» шли ожесточенные битвы.
Еще с младших классов школы практически каждый житель района должен был определиться: стать «пацаном» присоединиться к группировке и следовать ее строгой дисциплине или остаться во внешнем мире, превратившись в «чушпана» стать объектом экспроприаций и насилия со стороны «пацанов». Между этими антагонистическими мирами существовала и третья нестабильная прослойка, «не при делах» обычно соседи или родственники «пацанов» , из которой, впрочем, можно было легко переместиться в «чушпаны» или, наоборот, поднять свой статус до «пацана». Такое субъект-объектное разделение иногда провоцировало поверхностных наблюдателей на сравнения «пацанов» и «воров в законе», однако их отличия, как еще раз показывает книга Гараева, носят фундаментальный характер. Мир «пацанов», напротив, как бы опрокинут во внешний: они заводят семьи, любят свой город и в целом ориентированы на успех — например, в бизнесе или политике.
Насколько знаю, молодежь что-то записывает в «ТикТоке», особенно реагируют мужчины за сорок, которые сами пережили всё это. Это своего рода причастность… Отсюда неприятие, отторжение и фейки. Например, самый нашумевший — про историю в Иркутске, где подростка убили сверстники якобы со словами из сериала. Потом, правда, выяснилось, что они его даже не смотрели. Мне кажется, у журналистов, запустивших этот фейк, был элемент хайпа. Если написать, что подростки убили подростка, то такой реакции не было бы, для России такая новость слишком частая.
А вот если добавить к ней «Слово пацана. Кровь на асфальте», то она завирусится. То же самое было и с новостью, что якобы в Набережных Челнах подростки, насмотревшись сериала, стали «делить асфальт». На самом деле, как выяснилось позже, они играли в снежки. Мне кажется, что у людей есть просто желание высказаться на эту тему, такой, знаете ли, вид рецензии. Он предложил ограничить его показ… — У меня такое впечатление, что ему кто-то из подчиненных показал видео не с теми объяснениями. Я и сам бы испугался, если бы увидел то видео, поэтому мне понятна его реакция. Но дети просто играли в снежки, это совершенно безопасная игра. Но тут всё, конечно, зависит от правил в вашей семье. Ему понравилось.
Он видел, как я работал над книгой, и понимает, что никакой романтизацией группировок не занимаюсь. Просто радуется успехам папы. Моей дочке шестнадцать лет, и она говорит, что в ее классе все смотрят сериал.