12 апреля 2023 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.
Патриарх Кирилл: последние новости
В пресс-службе РПЦ отметили, что мероприятие было организовано Русской православной церковью совместно с ЦИК России в целях повышения сознательности населения и явки избирателей на предстоящих выборах в Госдуму. Аналогичные службы в скором времени должны пройти во всех православных приходах страны. Все тексты на этом сайте представляют собой гротескные пародии на реальность и не являются реальными новостями.
А потому нет в этом мире ничего выше и значимее апостольского служения. Апостолы почили. А кто же продолжает это служение? Может быть, оно пресеклось? Если бы было так, то мы с вами не стояли бы в этом историческом кафедральном соборе в Петербурге.
До этих мест просто не дошла бы весть о Спасителе. Последующие поколения христиан, Церковь Христова, возглавляемая епископами, наследниками и преемниками апостольского служения, продолжают это историческое странствие, в центре которого — исповедание веры в Господа и Спасителя нашего. И никогда это исповедание не было легким. Оно чаще всего сопровождалось враждебной реакцией людей, не желавших или неспособных воспринять слово апостольской проповеди. Иногда эта реакция приобретала чудовищные размеры и страшный характер насильственной борьбы с христианством. И мы знаем, как первые три века христианской истории были омрачены кровавыми гонениями. Но ведь не пресеклось исповедничество! Не убоялись те древние епископы, священники, верующие во Христа мужчины, женщины, дети нести миру исповедание о Господе и Спасителе.
Вся последующая история доносит до нас свидетельства о мученических и исповеднических подвигах. И многократно в этой истории отобразились и побитие камнями, и скорби, которые принял на себя апостол Павел, которые приняли на себя все 12 учеников Спасителя, и только один из них по особому Божиему снисхождению избег насильственной смерти — то был Иоанн Богослов. Мы с вами члены той самой Церкви, которая была основана Господом, которая была проповедана святыми апостолами, в центре которой было самое великое и славное деяние — исповедание веры. Сегодня мы живем в условиях, когда это исповедание не сопровождается риском потери здоровья или жизни, нет никаких открытых гонений. Но не было ни одной эпохи, ни одного десятилетия за все две с лишним тысячи лет христианства, когда исповедание имени Иисуса Христа, Сына Бога Живаго, не сопровождалось бы скорбями и трудностями.
Помолимся обо всех страждущих и лишившихся крова, об утешении скорбящих и ободрении унывающих. Помолимся и о воинах наших, дабы Господь сохранил их от смерти, ран, пленения и всякого зла. Помолимся о том, чтобы Господь даровал нам всем глубокий и неотъемлемый мир. Помолимся и о победном торжестве над ополчающимися на Святую Русь и желающими разделить и погубить её единый народ из молитвы о Святой Руси. Грозные обстоятельства времени закономерно вызывают у многих страх, который усиливается при сообщениях о терактах и диверсиях, затрагивающих людей как у самой линии боевого соприкосновения, так и вдалеке от нее. Этот страх — орудие дьявола, направленный в том числе на то, чтобы попытаться заставить нас отступиться от хранения богозаповеданных идеалов, отступиться от защиты нашей веры и Отечества. Наш ответ на этот страх — в молитве Богу, в мужественном доверии Ему даже при тяжёлых испытаниях, в поддержке друг друга и в сохранении нашего единства. Это единство нам следует всеми силами оберегать. В конце июня мы были свидетелями того, как обиды и личные амбиции едва не привели к вооруженному противостоянию внутри России. В эти дни многие из нас вспомнили о событиях вековой давности, когда во время Первой мировой войны в нашей стране была спровоцирована внутренняя рознь. Тогда для этого внешними и внутренними врагами Отечества использовались как частные интересы, так и претензии к действиям тех или иных государственных лиц, подчас, к сожалению, и справедливые. Мы знаем, какой катастрофой для России, для Церкви, для всего народа нашего стали мятежи и революции. Мы помним, как некоторые люди, желавшие блага Отечеству, поддержали в 1917 году революцию, представлявшуюся им неизбежной и нужной, а потом в этом горько и запоздало раскаивались. Да, справедливое устроение жизни народа и государства является несомненным благом. Да, допускаемая порой несправедливость требует исправления, в том числе и через церковное ходатайство за пострадавших от неё людей. Однако исторический опыт свидетельствует, что смута и междоусобная брань, даже под лозунгами справедливого устроения общества, никогда не приносили блага народам нашего Отечества, и наш пастырский долг — предостерегать народ Божий от участия в этих бесплодных делах тьмы срав. Какой бы ни была меняющаяся повестка дня, в центре нашей проповеди должно находиться то, что всегда остается неизменным. Мы, христиане, призваны свидетельствовать, что мы — самые счастливые и свободные люди, поскольку нам во Христе открыта истина о том, каким должен быть и может стать человек. Нам открыты и последние судьбы мира, сегодня мятущегося и терзающегося в греховном ослеплении, но чающего встречи со своим Творцом и Искупителем во Втором пришествии. Поэтому наши слова должны открывать людям спасительную истину о снисхождении Бога в мир людей до самой крестной смерти и победы над смертью в Воскресении. Мы призваны говорить об открывающейся в служении основанной Христом Церкви возможности богообщения и освобождения от греховного рабства. Наши дела должны свидетельствовать о презрении к идолам современности, о нашей преданности Воскресшему Господу и Его заповедям, о поклонении истинному Богу, о братолюбии и милосердии, об исповеднической твердости и терпеливой готовности делиться с другими богатством жизни во Христе. Архиерей, то есть предстоятель местной Церкви, как определяет Устав епархии, несет ответственность за церковную жизнь во вверенной ему области. При этом важно помнить, что труд архиерея — это не «княжение» над людьми, а служение великому домостроительству Божию. Тем более это важно в нынешних условиях, когда многие люди столкнулись со скорбью и претерпевают лишения. Призываю всех вас, дорогие собратья, не господствовать над наследием Божиим ср. Это в том числе означает, что мы должны дорожить каждым человеком. Об этой нашей обязанности нам всего лишь три года тому назад напомнило длительное время, проведённое в закрытых храмах, куда не имели доступа прихожане. Напоминает об этом и наблюдаемое впоследствии снижение числа людей, участвующих в богослужениях. Это снижение имело первоначальной причиной угрозу общественному здоровью и распространившийся в обществе страх, а затем было обусловлено утратой некоторыми людьми доброго навыка участия в богослужении. Это печальное явление преодолевается, однако опыт показал, что путь к полноценному возвращению к участию в церковной жизни труден. Поэтому не стоит, наблюдая отдельные миссионерские успехи, пребывать в эйфории от них или находиться в безмятежной уверенности, что наши труды если не уже завершены, то хотя бы их результат таков, что можно снизить их интенсивность. Это не так. Трудиться на ниве Христовой надо и сегодня, и впредь, и до самого последнего дня жизни нашей. Важно помнить, что каждый человек, вошедший под своды храма Божия, должен быть встречен со вниманием и христианским расположением, он должен видеть в нас готовность поделиться богатством жизни во Христе и для Христа. А потому каждый архиерей призван быть примером духовенству и мирянам — примером молитвы, деятельной любви, сострадания и ревности о славе Божией. В связи с этим скажу несколько слов о некоторых требующих особого внимания сторонах внутренней церковной жизни. Мы должны давать себе отчёт в том, что с точки зрения современного молодого человека всё менее привлекательным становится служение священника, — служение благодатное, но в то же время многотрудное, не открывающее возможностей для достижения высокого уровня материального благополучия, предполагающее серьёзную ответственность не только самого клирика, но и членов его семьи, и связанные с этой ответственностью ограничения. Сдержанное отношение части молодых людей к священническому служению — объективная данность, и к сожалению, нет причин рассчитывать на то, что ситуация будет быстро улучшаться. В связи с этим считаю, что церковным средствам массовой коммуникации следует продумать, как в доступной для современного человека форме популяризировать опыт пастырского служения в обществе, явить образ активной и, говоря нынешним языком, «адекватной» священнической семьи — городской, сельской, из разных стран и епархий нашей большой Русской Православной Церкви. Нам необходимо особенно ценить тех, кто выражает сегодня готовность принять на себя труд священнослужения. При этом, конечно, клир не должен становиться прибежищем для людей, не нашедших себе иного места в обществе по малообразованности или по иным причинам. Недостаточно даже, чтобы человек был «просто хорошим» или «просто благочестивым» в бытовом значении этих слов. Прошло время, когда рост Церкви осуществлялся «вширь» — лишь бы заполнить приходские вакансии. Сейчас необходим рост «вглубь», и даже отмеченное во многих епархиях «оскудение призваний» не должно служить оправданием для принятия на церковное служение людей, не имеющих достаточного образовательного и культурного уровня и тем более необходимых нравственных качеств. Богословский дилетантизм части духовенства уже не раз становился в истории Церкви, в том числе в недавнее время, почвой для нарушения мира в церковном сообществе, и эта угроза делается особенно актуальной в то время, когда общество переживает потрясения. Показательным является и то, что среди священнослужителей, извергаемых из священного сана, подавляющее большинство не имели духовного образования при хиротонии. Прошу вас, владыки, не забывать о том, что служение архиерея предполагает неустанную заботу как о повышении образовательного уровня священников, так и о повышении уровня собственных знаний. Ведь архипастыри и пастыри призваны уметь — по слову апостола Петра — дать ответ вопрошающим о нашем уповании, дать этот ответ с кротостью и благоговением см. При этом да сохранит Господь священнослужителей от того, чтобы путать истины веры с суевериями или бабьими баснями см. В связи с вопросом об уровне подготовки священнослужителей предлагаю сегодня обсудить возможную реорганизации духовных семинарий, их укрупнение в межрегиональные семинарии, объединение усилий существующих духовных учебных заведений. Это весьма важная тема, которая нуждается в нашем совместном размышлении. Наблюдая за общецерковной статистикой, можно констатировать, как я уже отметил, что многие епархии продолжают испытывать кадровый дефицит, хоть он и не сравним с тем, что было ещё 30 лет назад. С тем большей бережностью следует относиться к каждому священнослужителю. К сожалению, по разным причинам клирики порой сталкиваются с соблазном оставить служение и, увы, некоторые не выдерживают искушения. Убеждён, что во многих случаях таких священнослужителей можно остановить на пути от алтаря Господня, если епархиальный архиерей обратит на них доброе, благожелательное отеческое внимание при первых признаках наступающего кризиса. Мы знаем случаи, когда клирики оставляют сан, следуя своей гордыне и иным страстям — и таких особенно трудно бывает остановить на пути к этому решению. Однако бывает, что такой шаг клирик предпринимает вследствие семейных неурядиц. Эта тема в минувшие годы подробно обсуждалась в комиссии Межсоборного Присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни. В частности, в комиссии было отмечено, что многим клирикам приходится нести богослужебную чреду неделями и жить в таком ритме годами, не имея возможности уделять должное внимание и заботу своей семье. Тема эта непростая, но она по-прежнему требует нашего внимания. В Постановлениях Архиерейского Собора 2017 года подчёркивалось, что «при определении места служения священнослужителя и его материального содержания важно по возможности принимать во внимание состав и численность его семьи» [2]. Прошу каждого из вас, владыки, помнить об этом соборном указании, которое предполагает, что к сфере ответственности епархиального архиерея в полной мере относится выстраивание служебного положения священнослужителя таким образом, чтобы у клирика хватало времени и сил на семью. В частности, следует учитывать упомянутые обстоятельства при определении места служения клирика и объёма служебной нагрузки, а также предоставлении ему отпускного времени для пребывания с семьёй. Мы часто говорим о необходимости усиления поддержки государством многодетных семей в России. И это действительно важно! Тем более нам следует со вниманием и заботой относится к семьям священнослужителей. Сложности в семьях духовенства порой обусловлены неполной готовностью будущих клириков, а также их жён и детей к служению Церкви. Епархиальным архиереям полезно знакомиться с настроением семьи кандидата в клир, дабы заблаговременно предупреждать ситуации, когда супруга и домочадцы не готовы понести подвиг священнослужения мужа и отца. Важно, чтобы подготовка к семейной жизни будущего священнослужителя начиналась с семинарской скамьи, к примеру, через внеурочные и неформальные беседы с опытными семейными пастырями, разъясняющими, какие сложности могут ждать семейных клириков, как их избежать или, если они возникнут, — как их преодолевать. Подобные братские беседы следует проводить и с молодыми, недавно рукоположенными священнослужителями.
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 2 марта 2023, 18:04 Военная операция на Украине Патриарх Кирилл заявил, что Россия отстаивает в зоне СВО национальные духовные ценности Патриарх Московский и всея Руси убежден в том, что в то время как в каких-то странах еще ведутся поиски национальной идеи, в России уже "все нашли" МОСКВА, 2 марта. Россия отстаивает в зоне специальной военной операции не "какие-то политические принципы", а национальные духовно-нравственные ценности, и российские военнослужащие являют там очень много примеров самопожертвования, так как действуют в согласии со своей совестью. Об этом заявил в четверг в проповеди после вечернего великопостного богослужения в храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Патриарх Кирилл: принадлежность к русскому народу должна сопровождаться глубокой православной верой
Патриарх Кирилл в проповеди заявил, что неприязнь друг к другу подобна измене родине. 6 ноября 2023 года, в праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию. Патриарх Кирилл — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста в Сретенском ставропигиальном монастыре.
Патриарх Кирилл предупредил «всяких начальников» об опасности тирании
Патриарх Кирилл – в Рождественской проповеди о ситуации на Украине: Я всем желаю особым образом пережить сегодняшнюю рождественскую ночь, почувствовать Божье присутствие, помолиться от всей души за своих родных близких, за себя, за Родину нашу, за тех. Всемирный Русский Народный Собор является крупнейшим российским общественным форумом, руководит которым предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Об этом заявил в четверг в проповеди после вечернего великопостного богослужения в храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Главная» Новости» Выступление кирилла патриарха сегодня.
Актуальные заявления патриарха Кирилла
Слово пастыря. Выпуск от 04.11.2023 | Санкт-Петербургская Митрополия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). |
Патриарх Кирилл | 19 июля 2023 года Святейший Патриарх Кирилл выступил с докладом на пленарном заседании Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. |
Русская Православная Церковь
- Актуальные заявления патриарха Кирилла
- Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великую Среду после Литургии в Храме Христа Спасителя
- Проповедь Патриарха
- Программа «Слово пастыря» : актеры, время выхода и описание на Первом канале / Channel One Russia
- Патриарх Кирилл выступил с предпасхальной проповедью. Он предупредил власть об опасности тирании
Проповедь Патриарха Кирилла
Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Храме Христа Спасителя. Кроме того, патриарх благословил читать Писание лицом к народу и сразу после этого чтения говорить проповедь. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей проповеди, которую показали 1 мая в программе «Слово пастыря» на Первом канале, предупредил «больших и малых начальников» об опасности тирании.
Подписка на новости Политнавигатора
- Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора
- Архивные выпуски
- Навигация по записям
- КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
«Первосвятитель»
Однако их попытки обречены, считает патриарх Кирилл, потому что «где ложь, где война, где ненависть, где попытка столкнуть людей, там не может быть и человеческого благополучия». Другие новости.
По словам патриарха, сегодня на Русскую Православную Церковь ополчились «духи злобы поднебесной», которые стремятся не просто разделить православных людей Руси и Украины, но сделать так, чтобы между ними пролегла пропасть, «не просто пропасть, а чтобы ров был выкопан, подобно тем рвам, которые используют во время военной операции, чтобы враг не прошел». Между тем патриарх Кирилл глубоко убежден, что, поскольку все эти усилия не от Бога, их цели никогда не будут достигнуты. Сегодня новые силы, по словам патриарха, «выступают за некое благо кого-то из наших народов, снова выкапывают эти рвы, думая, что тем самым обеспечат свое счастье и благополучие».
Так в каждом конкретном храме церковь дробится на части. Одна часть, которая ощущает себя самодостаточной, находится в алтаре. Другая — хор — на клиросе, третья — в храме, четвёртая — за ящиком ящиком называют в храмах торговое место для заказа треб, продажи свечей, икон, крестиков и т. Одна группа может противостоять другой, другая — третьей. Естественно, когда такое разделение людей во времени и пространстве, разделение в служении, то — понятно — будут возникать противоречия, недоразумения и разрывы.
Поэтому важен хотя бы такой шаг — открыть алтарь народу, чтобы священнослужители и все служители алтаря могли чувствовать связь с остальными молящимися, что они не отдельно существуют, они не просто пришли работать в алтарь. Они не должны чувствовать себя людьми, которые живут совсем по другим законам, не по тем, по которым предписывается жить другой части церкви, находящейся вне алтаря. Нет, они должны чувствовать это единство и свою ответственность за тех, кто в храме и вообще везде в храмовом пространстве. Фото: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Раньше отверстие царских врат практиковалось как особая высокая награда для наиболее заслуженных священнослужителей. Хотя на практике редко это было связано с какими-то реальными выдающимися заслугами того или иного священнослужителя: эти заслуги иногда были весьма сомнительными например, просто за выслугу лет. А вот теперь святейший патриарх сказал очень простую, очень ясную и правильную вещь: нужно, чтобы все священники имели такую возможность открытого, единого с народом служения хотя бы через отверстые царские врата. Святой иконостас, моли Бога за нас Мы не можем взять и убрать иконостас, механически вернуться к тому, что было когда-то. Да, иконостас — позднее явление в церкви, он вырос, как говорится, из-под земли. Многоярусный иконостас появился с XV века, до этого иконостасы были совершенно прозрачными, а в самые древние времена их вообще не было. Может быть, стояла пара икон — справа, слева, и всё.
Не было и царских врат, могла быть завеса, чтобы, когда нет службы, престол не стоял открытым и храмовое пространство не профанировалось посторонними людьми, которые могут всё это видеть и проходить мимо. Важно восстановить православную традицию общения всей церкви, единство всей церкви. Если уж выросли иконостасы, мы не можем их убрать, как протестанты. Не надо в церкви ничего ломать, никакие традиции, но можно преобразовать то, что искажает дух и смысл богослужения. Патриарх призвал нас сделать шаг вперёд, за что ему, конечно, честь и хвала. И неслучайно говорят, что это всё было воспринято на епархиальном собрании просто бурными аплодисментами, что очень радует, особенно в Москве, где так непросто со священством. И я надеюсь, что священники это всё воспримут адекватно, узнают настоящую церковную традицию и все верующие. Пусть их никто ничему никогда не учил — даже в этих печальных случаях всё равно у людей есть сердце и какие-то неформальные возможности опознавать истину и правду жизни.
Я сегодня обращаюсь и к россиянам, и к украинцам, особенно обращаюсь к тем, кто не по своей воле оказались вовлеченными в этот конфликт. Мы должны силой нашей молитвы и нашими добрыми делами сделать все для того, чтобы как можно быстрее этот конфликт остановился. Чтобы мир и совместная добрая жизнь, братские отношения вновь соединяли крепко-накрепко наши народы, которые некогда были единым народом единой Руси", — сказал патриарх. Он заявил, что надеется, что Господь поможет россиянам и украинцам преодолеть испытания, обрести мир, уважение и согласие, строя общее будущее.