И сам факт продолжения испытаний «Ангары» содержит горькое признание в том, что остальные проекты еще дальше от воплощения. Создание ракеты "Ангара-А5В" продолжится после летных испытаний нового разгонного блока КВТК, которые состоятся не ранее 2028 года, сообщил генеральный директор космического. Первый запуск «Ангара-А5» с космодрома «Восточный» полностью успешно завершился! По результатам испытаний с участием ракеты «Ангара-А5» на стартовом комплексе будет принято решение о пуске. Ранее запуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» на космодроме Восточный отменяли два раза подряд – 9 и 10 апреля.
Шойгу: до конца года планируется провести еще три пуска ракет «Ангара»
Эффект масштаба В космонавтике давно известно: вывод килограмма груза в космос легкой и особенно сверхлегкой ракетой обходится намного дороже, чем тяжелой ракетой, типа «Протона» или Falcon 9 от SpaceX. Причины — в простом эффекте масштаба. При условном увеличении длины, ширины и высоты ракеты вдвое площадь ее поверхности растет примерно вчетверо, а объем — примерно в восемь раз. Вес пустой ракеты складывается в основном из ее поверхностей, то есть тоже растет намного медленнее, чем ее внутренний объем. А вот полезная нагрузка ракеты увеличивается примерно пропорционально ее объему. Диаметр российской ракеты действительно упрощает перевозку составляющих ее частей, но что от этого толку, если в итоге «Ангара» будет возит грузы на орбиту намного дороже, чем неудобный в перевозке Starship, который SpaceX готова собирать хоть на космодроме? Ракеты делали бы и еще больше, но вот беда: для слишком больших просто не находилось рынка. Коммерческим заказчикам не нужно было выводить в космос спутники в десяток тонн и более, а заказчики правительственные не хотели лететь к Луне и далее. Ведь лунная гонка уже кончилась, а понять, зачем нужны такие полеты, если это вне гонок престижа, типичный политик не может. Илон Маск и созданная им SpaceX подошли к этому вопросу под совсем неожиданным углом. Поэтому решил: если рынка для сверхбольшого Starship нет, то его надо создать.
Для этого он придумал идею облака из многих тысяч спутников на относительно низких орбитах, раздающих интернет. Все его предшественники раздавали интернет через спутники на 36 тысячах километрах геостационарная орбита , ограничения скорости света делали задержку сигнала слишком большой для онлайн-игр, и тут действительно была ранее не занятая ниша: низкоорбитальный Starlink от SpaceX давал куда меньшую задержку. И к тому же его выводили в космос куда дешевле потому что пуски Falcon 9 стоят меньше , чем у конкурентов , чем это могли сделать ракеты любой другой компании. Все это, впервые в истории, делало спутниковый интернет достаточно комфортным для массовой аудитории. Как только был создан рынок под сверхбольшие носители, все носители меньших размеров автоматически получили сильнейший удар, от которого не смогут оправиться уже никогда. Чтобы понять почему, взглянем на цифры. Высота масковского Starship — примерно 120 метров, диаметр — девять метров, масса пустого корабля, совмещенного с носителем, около 300 тонн, масса топлива — 4800 тонн. Полезная нагрузка — не ниже 100 тонн для первого варианта, дальше ее планируется нарастить до 150 тонн. Но это только кажется. Значит, каждый килограмм выводимого ею на орбиту груза пока стоит четыре тысячи долларов.
Если бы ее выпускали крупной серией, как все еще намеревается делать «Роскосмос», цена эта могла бы упасть в полтора раза. А вот у Starship стоимость запуска, по самым пессимистичным оценкам , составит 10 миллионов долларов, что дает 100 долларов за килограмм. Сам Маск ожидает в будущем два миллиона долларов за рейс, или 20 долларов за килограмм. Потому что 4800 тонн жидкого кислорода и метана стоят очень и очень немного 900 тысяч долларов с услугами заправки , а очень недешевая первая и вторая ступени при пуске не расходуются. Ожидаемое число циклов их использования крайне велико: метан при горении не оставляет сажи, что отличает его от керосина. Поэтому метановые двигатели Starship без переборок можно будет использовать и для сотни полетов без замены. А вот керосиновые двигатели — как на том же Falcon 9 — позволяют использовать первую ступень без серьезного ремонта не больше десятка раз.
Вторая проблема «Протона» — топливо. Оно очень токсично. Именно поэтому Россия построила космодром Восточный и именно поэтому испытывает новую тяжелую ракету-носитель. Задачи для «Ангары» Важно, что «Ангара» может запускаться не только с Восточного, но и с северного космодрома Плесецк — в зависимости от полезной нагрузки. Все дело в баллистических условиях. Чтобы наиболее эффективно запускать спутники на геостационарную орбиту и другие орбиты в плоскости экватора — требуется космодром как можно ближе к экватору, там скорость вращения Земли выше. Для пуска на полярные орбиты, часто используемые для спутников дистанционного зондирования Земли, наоборот, удобнее космодром на севере. От легкой «Ангара-1. У «Ангары» впереди много самых разных задач.
После вертикализировали. Старт — событие важное для всей России. Позволит нашей стране не зависеть от Байконура и запускать все типы космических аппаратов со своей площадки. Бренд и гордость Омской области. Собирают Ангару именно в нашем регионе. Омский завод «Полёт». Это филиал знаменитого космического научно-производственного центра имени Хрунечева. Словно Лего. Деталь к детали. Топливные баки и двигатели. Всё вместе — пять блоков. Именно поэтому «Ангара-А5».
Министр проверил ход работы по модернизации этого важного объекта военного ведомства и осмотрел комплекс подготовки к пуску универсальных ракетных модулей «Ангара». Также Шойгу показали залы сборки, после чего он провел совещание, заслушал доклад командующего космическими войсками Александра Головко и подвел итоги работы. Также Шойгу доложили, что комплекс подготовки космических аппаратов оснащен полностью отечественным оборудованием, системами пожаротушения, связи и контроля содержания кислорода.
Шойгу рассказал о планах по запуску ракет «Ангара» в 2024 году
Старт "Ангары-А5" с разгонным блоком "Орион" и испытательной полезной нагрузкой вновь отменили. Успешный запуск тяжёлой ракеты-носителя «Ангара-А5» открывает новый этап в развитии космической отрасли. Испытания с полноразмерным электрозаправочным макетом «Ангара-НЖ» российской тяжелой ракеты «Ангара-5» завершили, сообщили в госкорпорации «Роскосмос».
Первая лётная «Ангара» для Восточного проходит контрольные испытания
Пуск ракеты «Ангара» с космодрома Восточный отменили за 2 минуты до старта. В 2020 году стало известно о планах Роскосмоса по увеличению финансирования проекта "Ангара" и стартов ракеты с космодрома "Восточный". Легкая «Ангара-1.2» со стартовой массой 171 т состоит из двух ступеней по одному блоку УРМ. ГКНПЦ предложил проект "Ангара", предусматривавший создание универсальных ракет от легкого до тяжелого класса.
Владимир Сурдин: «Ангара» получилась чистая, летает на керосине
Модернизированная "Ангара-А5М", как сообщал Дмитрий Рогозин во время пребывания в должности гендиректора Роскосмоса, сможет выводить в космос около 27,5 т полезного груза. Также планируется использование разгонных блоков типа ДМ Ракетно-космической корпорации "Энергия" им. Королева город Королев, Московская область - "Персей" с ним ракета запускалась 27 декабря 2021 года с Плесецка и "Орион". Статистика пусков Технические решения позволяют запускать с одной пусковой установки все ракеты семейства "Ангара" - от легкого до тяжелого класса. До настоящего времени пуски проводились с Плесецка. В 2019-2023 годах на космодроме Восточный был построен КРК "Амур", с которого будут запускаться космические носители этого типа. В частности, с него при помощи тяжелой версии ракеты планируется выводить в космос перспективный многоразовый пилотируемый космический корабль "Орел". Первый пуск тяжелой "Ангары-А5" состоялся 23 декабря 2014 года с космодрома Плесецк. В расчетное время от ракеты отделился разгонный блок "Бриз-М" с макетом космического аппарата. Полезная нагрузка была выведена на целевую орбиту.
Всего по состоянию на 8 апреля 2024 года было проведено три пуска "Ангары-А5", из них один был частично успешным. Предыдущий пуск состоялся 27 декабря 2021 года с Плесецка с разгонным блоком "Персей". Как сообщило тогда Минобороны РФ, орбитальный блок в составе "Персея" и макета космического аппарата отделился от третьей ступени "Ангары-А5" через 12 минут после старта. По данным Роскосмоса, этот пуск тяжелой ракеты был частично успешным. Другие подробности пуска официальные ведомства не приводили.
В отличие от предшественницы, «Ангара-А5» не использует топливо с токсичными компонентами. Пуск состоялся ровно в полдень. Траектория выведения ракеты штатная с отклонением 51,7, рассказывал ранее Денис Берг, замначальника управления по расчётным работам и полётным заданиям конструкторского бюро «Салют». Ракета выведет имитацию полезной нагрузки на орбиту, близкую к геостационарной. Высота орбиты 450 км, это немного выше стандартной. Такая высота выбрана для того, чтобы увидеть весь полёт ракеты наземными средствами без вывода морских.
Вместо планировавшихся на 10 лет 2,7 трлн рублей осталось только 1,4 трлн рублей. Еще хуже поступили с Федеральной программой развития космодромов. Первоначально на нее планировалось выделить 750 млрд рублей 50 — на Байконур, 180 — на Плесецк и 530 — на Восточный. Позднее они превратились в 550 млрд, а потом и вовсе в 340 млрд рублей. Это был тяжелейший удар по космической отрасли. Одновременно усилилась конкуренция на рынке коммерческих запусков из-за появления новых игроков, и, как следствие, обмелел приток валютных поступлений. Но вернемся к созданию «Ангары». В книге Нестерова приведены цифры: в 1995—1996 годах деньги дало только Минобороны, в 1997 году — МО и Российское космическое агентство РКА — предшественник Роскосмоса. С 1998 года перебои с финансированием пошли уже с двух сторон: военные вместо 99 млн выделили 6,5 млн рублей, РКА — ни копейки. В 2000 году военные оказались щедрее 48,3 млн вместо 115 млн , РКА — снова ноль… Всего до 2005 года, когда началось нормальное финансирование, было выделено 4 процента от всех необходимых бюджетных средств. Но чистая арифметика тут не работает: в кризис 2008 года потребовались дополнительные ассигнования на проект — из-за роста цен на энергоносители, материалы и зарплаты, а также из-за уточнения цифр смет после проведенных испытаний и в результате уточнения конструкторской документации. По книге Нестерова можно проследить, как менялось финансирование проекта «Ангара» с годами и как от этого сдвигались графики и планы подготовки узлов, агрегатов. Однако испытания удалось провести только в 2014-м. Казалось бы, вот она, заветная черта — с конца 2014 года «легкая» и «тяжелая» «Ангара» у России формально есть. Почему же эти носители не используют? Тому две основные причины. Хруничева из-за перевода производств из Москвы в Омск, вторая — неготовность космодрома Восточный для старта «Ангары». Куда уехал цирк Русская пословица гласит, что один переезд равен двум пожарам. То есть на такие риски и затраты, когда речь идет о переводе в другое место налаженного производства, рекомендуется идти в крайнем случае и очень продуманно. Острой же необходимости в быстрой переброске производства «Ангары» из Москвы в Омск специалисты не видят до сих пор. Официальная версия переезда, озвученная несколько лет назад, гласила, что проблема в сварке: на омском «Полете» используется фрикционная сварка, необходимая при создании «Ангары», тогда как на московском заводе, где долгие годы делают «Протон», аргонно-дуговая. Не проще, а главное, не дешевле ли в такой ситуации поменять метод сварки? Такой вопрос, похоже, отраслевое руководство сильно не заботил. Еще одна причина переезда, озвученная официально,— выгодность расположения: Омск ближе к космодромам Плесецк и Восточный. Аргумент так себе: за годы существования отечественной космонавтики изделия успешно возили и в Плесецк, и на Байконур, так что ссылка на расстояние лукава. Впрочем, в итоге сделали как хотели. А последствия решения о переброске производства за Урал известны, и конструктор Нестеров в своей книге об этом подробно пишет: налаженный производственный цикл на самом мощном в России профильном холдинге был нарушен, из его состава практически выведено три крупных предприятия численностью около 16 тысяч человек «Протон-ПМ» в Перми, КБХА и ВМЗ в Воронеже , проведены массовые сокращения персонала под эгидой оптимизации производства самая существенная потеря — ветераны производства , подорваны, а то и разрушены производственные связи. Опытно-конструкторские работы также пострадали от переезда. Сказались эти перемены и на налаженном за десятилетия цикле по изготовлению и запускам «Протона» в 2007—2013 годах ГКНПЦ им. Хруничева запускал в среднем в год по 10—12 «Протонов», обеспечивая треть мирового космического грузопотока, а в 2016 году было запущено всего три, в 2017 году — два, в 2018-м — четыре. А на омском «Полете» вместо постепенного и поэтапного освоения серийного производства «Ангары» был включен сверхзатратный авральный режим: первый этап модернизации мощностей «Полета» обошелся казне в 7 млрд рублей один только гальванический цех — 250 млн рублей , второй этап — 10 млрд рублей, но процесс так и не завершен. А решение о резком переводе производства на неготовые площади с неподготовленным персоналом не просто обошлось в копеечку, но и ожидаемого эффекта не дали: сроки изготовления новых ракет «Ангара» постоянно откладываются, равно как и запуск ее серийного производства новая дата теперь — 2023 год. Так зачем было идти на риск? Убедительного официального ответа специалисты не видят, зато прагматичное неофициальное толкование давно гуляет по Сети: филевские территории ГКНПЦ им. Хруничева — настоящий Клондайк с точки зрения их будущей коммерческой застройки… В. История создания». В 2 томах. Издательство «Ремарко».
Однако за две минуты до старта автоматика показала проблемы в первой ступени ракеты. Как позднее выяснилось, нештатно сработал дренажный клапан в одном из блоков первой ступени — их четыре, облегающих основной блок второй ступени. Проблему устранили и ровно через сутки вновь запланировали запуск ракеты-носителя. Однако автоматика вновь подала сигнал тревоги — произошел сбой в системе контроля запуска двигателя. Как рассказал глава Роскосмоса Юрий Борисов, вероятно, это было связано с программной ошибкой. Этот этап как раз и предусмотрен, чтобы выявить все нюансы, которые возможны: производственного, конструкторского, технологического и эксплуатационного характера. Поэтому для разработчиков отмены пусков по техническим причинам — это достаточно рядовое явление», — пояснил глава Роскосмоса. И вот, 11 апреля, ракета-носитель успешно подняла свой груз на орбиту Земли.
Ракета-носитель "Ангара": характеристики, история и будущий запуск с "Восточного"
Но это дело будущего, хотя и очень скорого. Пока же все причастные к успешному запуску — разработчики ракеты из центра имени Хруничева, разгонного блока из РКК «Энергия» имени Сергея Королева и сотрудники космодрома, готовившие этот непростой запуск, просто радуются своему заслуженному успеху. Как любой испытательный запуск, он не обошелся без сюрпризов. Однако за две минуты до старта автоматика показала проблемы в первой ступени ракеты. Как позднее выяснилось, нештатно сработал дренажный клапан в одном из блоков первой ступени — их четыре, облегающих основной блок второй ступени. Проблему устранили и ровно через сутки вновь запланировали запуск ракеты-носителя. Однако автоматика вновь подала сигнал тревоги — произошел сбой в системе контроля запуска двигателя. Как рассказал глава Роскосмоса Юрий Борисов, вероятно, это было связано с программной ошибкой.
Так произошёл полный переход к кислородно-керосиновой технологии. По задумке, модульная ракета должна была заменить все прочие ракеты, которые разрабатывались в СССР, а после его развала оказались разбросанными по разным странам. Более того, в 2019 году глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин и вовсе заявил, что «Ангара-А3» не только никогда не проектировалась, но её даже не планировали когда-либо создавать, поскольку долгое время существовал носитель «Зенит-2», а после российско-украинского кризиса 2014 года было принято решение заменить его «Союзом-5» Позднее был исключен и вариант А7, который предоставлял уникальную возможность для запуска невиданных по тяжести полезных нагрузок. Хруничева Самая младшая одноступенчатая «Ангара-1. По сути своей она состояла из УРМ-1.
А под маленьким обтекателем была небольшая корейская твердотопливная ступень. Российская первая ступень отработала без замечаний. Ещё в 2007 году первый вице-премьер Сергей Иванов говорил, что испытания «Ангары» должны были начаться в 2010 году, а первые пуски — в 2011-м. Но что-то пошло не так. Из-за финансовых трудностей как всегда в 2010 году первый пуск был перенесён на 2012.
Затем, в 2011 году появилась информация о решении перевести производство ракеты в Омск. В итоге только 9 июля 2014 году лёгкая ракета в специальной модификации 1. Затем сообщили о планах пуска второй тяжелой «Ангары» в 2016-17 годах. И как-то оказалось, что в 2016-17 году ничего не было произведено, а выпуск возобновят в 2018. В 2018 году вторую тяжелую «Ангару» обещали сделать к 2019, ну а в 2019 году сроки сдвинулись на 2020, в котором она успешно стартовала.
История создания» написал по данным на конец 2017 года, что было потрачено 112 млрд рублей. Затем в 2021 году был произведён успешный пуск третьей «Ангары-А5» правда с разгонным блоком возникли проблемы, и он сошёл с орбиты в январе 2022 года. А в 2022 году «Ангару-1. У многих может появиться закономерный вопрос: а что это, очередное переименование?
Планируемый срок летных испытаний — 2035 год. Все теоретические расчеты подтверждены в рамках защищенного эскизного проекта по созданию водородной «Ангары-А5В», и мы планируем в следующем программном периоде данные работы продолжить. Решение о дате очередного запуска этого носителя примет государственный заказчик — министерство обороны. Мы полагаем, у этой ракеты есть хорошие перспективы, и в будущем также будут заказы на «Ангару-1.
Для этой ракеты завершена стадия проектных работ, при этом проведение ее пусков возможно со стартового комплекса как космодрома Восточный, так и космодрома Плесецк. При соответствующем решении государственного заказчика на создание ракеты-носителя «Ангара-А3», Центр Хруничева может оперативно выполнить эту работу. При обеспечении соответствующего финансирования мы полагаем, что заявленная производительность может быть достигнута в 2027-2028 годах. Часть из этих ракет-носителей будет использована для выполнения Федеральной космической программы России, часть ракет-носителей будет использована для выполнения обязательств по коммерческим запускам. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что в связи со сложившейся геополитической обстановкой и отказом некоторых потенциальных заказчиков от дальнейшего использования пусковых услуг на «Протон-М» часть ракет-носителей, планировавшихся для выполнения коммерческих запусков западных аппаратов, осталась. В этой связи Центр Хруничева совместно с «Роскосмосом» прорабатывает варианты полезных нагрузок для свободных ракет-носителей, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В настоящее время идет процесс поиска путей реализации данного вопроса, в том числе и в рамках межправительственной комиссии по комплексу Байконур. Завершена ли эта работа?
Что заменено в «Заре»? Были предусмотрены закупки расходуемых материалов и регулярно заменяемого оборудования для ФГБ «Заря». В период с 2021 по 2024 годы к ранее изготовленному и поставленному заменяемому оборудованию, по новому контракту с компанией Boeing было заказано, изготовлено и поставлено еще несколько десятков единиц так называемых ЗИПов. К настоящему времени эти закупки завершены.
Госкомиссия вновь одобрила старт, который символизирует новую страницу в истории российской космонавтики. Восточный впервые провожает в околоземное пространство ракету тяжелого класса «Ангара-А5».
За ее взлетом внимательно следят десятки журналистов и фотографов главных СМИ нашей страны. Благодаря внушительным размерам летного изделия, даже здесь, на расстоянии около 3 километров, терпеливые очевидцы могли как следует его разглядеть. Всех людей, которые терпеливо ждали три дня, мы знаем, как это было сложно. Волосы на руках встали дыбом от того, какая это мощь и энергия. Действительно гордость! У некоторых грандиозный пуск и вовсе вызвал слезы.
Три дня. Мы вчера даже поменяли билеты, чтобы сегодня уж наверняка. Мы прям знали, что сегодня она полетит. Это очень трогательно. Мы были причастны к этому событию. На одной площадке с журналистами в эти дни дежурили десятки туристов, которые приехали на Дальний Восток из разных городов страны и даже Казахстана.
Многие остались в восторге от амурского космодрома. Они пролетели незаметно. Здесь очень прекрасные люди, прекрасный город.
«Ангара» несёт нас в новую эру. Полёт тяжёлой отечественной ракеты впечатлил всех
Роскосмос отказался от создания средней ракеты — «Ангара-А3» — в апреле прошлого года ради развития проекта «Союз-5». Госкомиссия разрешила провести запуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» с космодрома Восточный, сообщают в «Роскосмосе». Последний модуль ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5» проходит заключительные тесты на контрольно-испытательном стенде. В рамках защищенного эскизного проекта по созданию "Ангары-А5В" были подтверждены все теоретические расчеты. Во-первых, „Ангара“ и конкретно ее версия „Ангара-А5М“ — это первый полностью новый и разработанный после распада СССР ракетоноситель. Ракета Ангара-А5 может сыграть большую роль в будущем российской космонавтики.
Лётные испытания ракет-носителей «Ангара» завершатся в 2024 году
Во-вторых, мы получили инструмент строительства Российской орбитальной станции РОС , которая станет платформой для отработки технологий полетов на Луну и строительства лунной базы. Конечно, есть еще над чем работать. Как мы видели, состоялся беспилотный запуск, без экипажа, поэтому нужно еще поработать над тем, чтобы эта ракета была пригодна для запуска пилотируемых аппаратов», — рассуждает Эйсмонт. Сейчас пилотируемые запуски планируется осуществлять в основном с помощью космического корабля «Союз», продолжает собеседник. Но для полетов на Луну характеристик «Союза» недостаточно, здесь может быть использована «Ангара», считает эксперт.
Хруничева Самая младшая одноступенчатая «Ангара-1. По сути своей она состояла из УРМ-1. А под маленьким обтекателем была небольшая корейская твердотопливная ступень. Российская первая ступень отработала без замечаний. Ещё в 2007 году первый вице-премьер Сергей Иванов говорил, что испытания «Ангары» должны были начаться в 2010 году, а первые пуски — в 2011-м.
Но что-то пошло не так. Из-за финансовых трудностей как всегда в 2010 году первый пуск был перенесён на 2012. Затем, в 2011 году появилась информация о решении перевести производство ракеты в Омск. В итоге только 9 июля 2014 году лёгкая ракета в специальной модификации 1. Затем сообщили о планах пуска второй тяжелой «Ангары» в 2016-17 годах. И как-то оказалось, что в 2016-17 году ничего не было произведено, а выпуск возобновят в 2018. В 2018 году вторую тяжелую «Ангару» обещали сделать к 2019, ну а в 2019 году сроки сдвинулись на 2020, в котором она успешно стартовала. История создания» написал по данным на конец 2017 года, что было потрачено 112 млрд рублей. Затем в 2021 году был произведён успешный пуск третьей «Ангары-А5» правда с разгонным блоком возникли проблемы, и он сошёл с орбиты в январе 2022 года.
А в 2022 году «Ангару-1. У многих может появиться закономерный вопрос: а что это, очередное переименование? Ведь в проекте такого не было. С помощью этого макета сотрудники «Восточного» будут обучаться обращению с новой ракетой и новым же стартовым столом на космодроме. Например, они будут учиться проводить сборку, транспортировку и заправку топливом, проводить различные испытания, имитацию аварий при установке на стартовый стол.
Это не адаптация или доработка существующего носителя, это совершенно новый комплекс, построенный по новым принципам с новой динамической схемой и оснащенный высокосовершенной гибкой системой управления. Изначально тяжелая «Ангара» разрабатывалась на замену «Протона», используемого с космодрома Байконур, и предназначалась для обеспечения независимого гарантированного доступа в космос при пусках с российской территории.
Новые стартовые комплексы, построенные для «Ангары» на космодромах Плесецк и Восточный, дают такой доступ в любой геополитической обстановке. В отличие от «Протона», двигатели которого работают на токсичных компонентах «четырёхокись азота амил — несимметричный диметилгидразин гептил », «Ангара» оснащена экономичными двигателями на безопасных компонентах «жидкий кислород — керосин». Новое семейство обещает и другие преимущества по сравнению с «Протоном». Модульная конструкция позволяет оптимизировать грузоподъёмность ракет для различных задач, а развитие проекта предполагает использование высокоэффективных перспективных разгонных блоков. КРК «Амур», создаваемый с привлечением ведущих предприятий ракетно-космической отрасли, позволит с минимальными финансовыми затратами, с высокой надёжностью и низкой стоимостью эксплуатации обеспечить паритет отечественных средств выведения с зарубежными аналогами. Лётно-конструкторские испытания «Ангары» начались на Плесецке в 2014 году. С тех пор с северного космодрома осуществлено шесть пусков ракеты — одной специализированной «Ангара-1.
Теперь настала очередь лётно-конструкторских испытаний тяжёлой «Ангары» с Восточного: космодром, расположенный значительно южнее Плесецка, больше подходит для запусков космических аппаратов на геостационарную орбиту и межпланетные траектории.
Пуск состоялся ровно в полдень. Траектория выведения ракеты штатная с отклонением 51,7, рассказывал ранее Денис Берг, замначальника управления по расчётным работам и полётным заданиям конструкторского бюро «Салют». Ракета выведет имитацию полезной нагрузки на орбиту, близкую к геостационарной.
Высота орбиты 450 км, это немного выше стандартной. Такая высота выбрана для того, чтобы увидеть весь полёт ракеты наземными средствами без вывода морских. В планах «Роскосмоса» — завершить лётные испытания «Ангары» к 2025 году.
Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
Несмотря на президентский указ, в 90-х разработка «Ангары» практически стояла на месте из-за финансового кризиса. Первые испытания ракетных модулей и элементов начались лишь 15 лет назад. А первая «Ангара-А5» стартовала с космодрома Плесецк в конце 2014 года. Уже спустя два года на омском заводе «Полет» оборудовали цех для сборки ракеты-носителя и на предприятие потекли федеральные миллиарды.
С тех пор «Ангара» начала прочно ассоциироваться с Омском. В 2022 году Дмитрий Рогозин заявил, что омский «Полет» будет производить по восемь тяжелых ракет «Ангара» в год. А слоганом экспозиции — фраза «Омск — ты просто космос».
Она весит более 770 тонн и способна вывести на низкую околоземную орбиту грузы весом 24,5 тонны, а модифицированная версия ракеты может выводить в космос до 27,5 тонны груза.
Перед публикацией всех материалов наши специалисты проверяют достоверность описания событий, а в случае выявления неточностей, оперативно исправляют их. Свой контент мы публикуем как на собственных интернет-площадках и сайтах СМИ, так и на информационных площадках наших партнеров.
Москва, ул. Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
На обратном пути в США его команда пила с горя, а Маск щелкал клавишами на ноутбуке. Один из его спутников вспоминает : «Мы [в этот момент] думали:.. Сейчас-то он чего суетится? Я думаю, мы можем построить эту ракету сами». Эти слова 30-летнего человека перевернули историю мирового ракетостроения, и — если ему повезет — сильно изменят историю нашей планеты.
Маск не просто построил ракету сам именно он принимал и принимает ключевые решения по техническому облику систем SpaceX, часто вопреки мнению своих инженеров , но по пути внес в эту отрасль два очень крупных новшества. Он впервые для земных условий применил ракетодинамическую схему посадки первой ступени ракеты на хвост. То, что этот плакат не нарисован в СССР времен зари космической эры, становится вполне ясно только из-за лица слева. Плотность таких переохлажденных жидкостей выше, чем у тех, что заливали в ракеты до этого. Поэтому полезную нагрузку удалось удержать в приемлемых рамках даже несмотря на допзатраты топлива на посадку первой ступени после запуска. За время работы над всем этим Маск не просто лично корпел над учебниками ракетостроения включая один советский и лично придумывал описанные выше эволюционные улучшения космических носителей. Он задумался совсем над другим: ракетой, на которой можно колонизировать Марс. Мы о ней уже писали — вот ссылка , чтобы не повторяться, — поэтому перейдем сразу к влиянию Starship на космическую отрасль и российскую «Ангару». Эффект масштаба В космонавтике давно известно: вывод килограмма груза в космос легкой и особенно сверхлегкой ракетой обходится намного дороже, чем тяжелой ракетой, типа «Протона» или Falcon 9 от SpaceX. Причины — в простом эффекте масштаба.
При условном увеличении длины, ширины и высоты ракеты вдвое площадь ее поверхности растет примерно вчетверо, а объем — примерно в восемь раз. Вес пустой ракеты складывается в основном из ее поверхностей, то есть тоже растет намного медленнее, чем ее внутренний объем. А вот полезная нагрузка ракеты увеличивается примерно пропорционально ее объему. Диаметр российской ракеты действительно упрощает перевозку составляющих ее частей, но что от этого толку, если в итоге «Ангара» будет возит грузы на орбиту намного дороже, чем неудобный в перевозке Starship, который SpaceX готова собирать хоть на космодроме? Ракеты делали бы и еще больше, но вот беда: для слишком больших просто не находилось рынка. Коммерческим заказчикам не нужно было выводить в космос спутники в десяток тонн и более, а заказчики правительственные не хотели лететь к Луне и далее. Ведь лунная гонка уже кончилась, а понять, зачем нужны такие полеты, если это вне гонок престижа, типичный политик не может. Илон Маск и созданная им SpaceX подошли к этому вопросу под совсем неожиданным углом. Поэтому решил: если рынка для сверхбольшого Starship нет, то его надо создать. Для этого он придумал идею облака из многих тысяч спутников на относительно низких орбитах, раздающих интернет.
Все его предшественники раздавали интернет через спутники на 36 тысячах километрах геостационарная орбита , ограничения скорости света делали задержку сигнала слишком большой для онлайн-игр, и тут действительно была ранее не занятая ниша: низкоорбитальный Starlink от SpaceX давал куда меньшую задержку. И к тому же его выводили в космос куда дешевле потому что пуски Falcon 9 стоят меньше , чем у конкурентов , чем это могли сделать ракеты любой другой компании. Все это, впервые в истории, делало спутниковый интернет достаточно комфортным для массовой аудитории.