Братья Гримм С самого раннего возраста братья были связаны тесными узами дружбы, которая была прочной всю жизнь. Да, речь пойдёт о братьях Гримм, Якобе и Вильгельме, чьи сказки зачастую считаются страшными и жестокими, хотя они довольно поучительны. Автор: Братья Гримм Исполнитель: Федорцов Николай.
Найдены пропавшие после войны книги братьев Гримм
После прекращения государственной службы, в 1837 году, братья Гримм поселились в Касселе и получили предложение от книгоиздателя Саломона Хирцеля написать большой словарь немецкого языка. Выход «Детских и домашних сказок» братьев Гримм в серии «Литпамятники» — настоящее событие: до сих пор полного академического издания этой знаменитой книги на русском языке не было, хотя переводить тексты для нее филолог Константин Азадовский начал еще в конце. Однако вообще братьев Гримм было аж пятеро – Якоб, Вильгельм, Карл, Фердинанд и Людвиг Эмиль.
Хранители сказок. Братья Гримм и их наследие (Елена Костомарова)
Братья Гримм больше всего известны своими сказками. Опубликованные братьями Гримм книги по истории и грамматике немецкого языка, на фоне многочисленных диалектов последнего, явились стимулом к оформлению германистики и лингвистики в самостоятельную научную дисциплину. Константин Грим, солист группы «Братья Грим», откровенно рассказал о настоящем популярного коллектива. Братья Гримм – немецкие писатели, родом из семьи чиновника, их отец был адвокатом. Братья Гримм стали также авторами двухтомника «Немецкие легенды», выпустили монументальный труд «Немецкая грамматика» и многие другие работы. Братья Гримм О животных Про гусей Зарубежные писатели Про золото Для школьников Для 2 класса.
Звезды в тренде
- Жестокие сказки братьев Гримм: почему пришлось смягчать народные истории - Экспресс газета
- 235 лет со Дня рождения Вильгельма Гримма
- Публикация «Истории сказок Братьев Гримм» размещена в разделах
- О компании
Новости партнеров
- Детство и семья братьев Гримм
- Публикация «Истории сказок Братьев Гримм» размещена в разделах
- Спасибо тётушкам
- Братьев было двое, но... не двое
- Жестокие сказки братьев Гримм: почему пришлось смягчать народные истории - Экспресс газета
Биография Братьев Гримм
От монумента берет начало улица Немецких сказок. В 2006 году городу Ханау был присвоен официальный статус «Город Братьев Гримм». Грандиозный труд Братьев Гримм «Словарь немецкого языка» был начат в конце 1830-х годов, впоследствии работу над ним продолжили Гёттингенский университет и Берлинская академия наук. Его первое издание было завершено только в 1960 году. Якоб Гримм сформулировал и исследовал закон в области лингвистики, впоследствии названный «законом Гримма». Закон о первом германском передвижении согласных. Сын Вильгельма Герман Гримм стал впоследствии известным историком литературы, профессором Берлинского университета и соучредителем «Общества Гёте».
Всё это продиктовано временем. Человек в XIX веке впервые открывал для себя свои чувства. Природа, фантазии, мечты, любовь — становятся основой познания и раскрытия сути человека.
Немаловажным стало то, что романтизм был обращен к богатому наследию древности, средних веков, античности. Это позволяло представителям романтизма через осмысление истории стремиться к новому. И вопросы мифологии занимали одно из важных мест в теории немецких романтиков. Именно в период романтизма рождается интерес к мифологии как самостоятельной области философских, исторических, культурных и фольклорных исследований. Романтизм дал мощный стимул для изучения мифов разных времен и народов. Братья Гримм рассматривали немецкую мифологию достаточно широко.
Здесь и история германских племен и народов, их этнография, быт и обычаи. В 1835 году Якоб Гримм осуществил свой давний замысел — восстановить немецкую мифологию, вернуть ей былой авторитет, объяснить ее и ее значимость для истории Германии. В «Немецкой мифологии» Якоб Гримм опирается на фольклорные и исторические источники, на описание быта, рассказы о героях. Важное место занимают религиозные обычаи и суеверия древних германских, романских и даже славянских народов. Старший из братьев считает, что именно из мифа в процессе литературной эволюции появляются сказка, эпос, легенда и пр. Всё это, по мнению Гримма, творчество коллективной «души народа». Древние мифы и верования вновь обрели жизнь. В них сохранилось описание представлений древних людей о сотворении мира, о природе стихий, о происхождении лесов, животных, о смене дня и ночи, о смерти, судьбе и грехе. Это ярко прослеживается в сказках знаменитых сказочников.
Но через полгода малыш скончался от желтухи. В январе 1828 года у супругов родился второй сын — Герман. Позднее он выбрал профессию искусствоведа. А вот Якоб Гримм так и остался холостяком, свою жизнь мужчина посвятил работе и семье брата. Смерть 16 декабря 1859 года скончался Вильгельм Гримм. Смертельная болезнь была спровоцирована фурункулом на спине. Он и раньше не отличался крепким здоровьем, но никто в этот раз не ожидал такого печального исхода. С каждым днем Вильгельму становилось хуже. Операция не помогла. У мужчины поднялась температура. Его страдания прекратились от паралича легких через две недели. Якоб продолжал жить с вдовой Вильгельма и племянниками. До конца жизни писатель работал над словарем. Последнее слово, которое он записал, было слово «Frucht» плод. Мужчине стало плохо за письменным столом. Умер Якоб от инсульта 20 сентября 1863 года. В чем секрет популярности сказок братьев Гримм? Во всех сказках имеется неповторимый и интересный сюжет, счастливый финал, победа добра над злом. Занимательные истории, вышедшие из-под их пера, весьма поучительны, и большинство из них посвящено доброте, отваге, находчивости, храбрости, чести. В сказках братьев Гримм главными героями являются люди. Но есть и истории, в которых действующими лицами становятся птицы, звери или насекомые. Обычно в таких историях высмеиваются отрицательные черты человека: жадность, лень, трусость, зависть и т. В сказках братьев Гримм присутствуют и элементы жестокости. Так, например, убийство храбрым портным разбойников, требование мачехи принести ей внутренние органы печень и легкое Белоснежки, суровое перевоспитание жены королем Дроздобородом.
Костя Грим о музыке брата: «Странно петь в 40 лет, что ты бегаешь от полиции и закладки собираешь»
Не только сказки | 13 сентября В рубрике "Детская книга", в день рождения писателей подписчикам. |
Братья Гримм: биография писателей-сказочников | История сказок братьев Гримм - Auf Deutsch | Братья Гримм работали, жили, преподавали всегда вместе (даже несмотря на то, что Вильгельм был женат и содержал свою семью). |
Детство и семья братьев Гримм
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Тут же пошел ко дну / / Независимая газета
- Интересные факты о братьях Гримм
- 11 интересных фактов о Якобе Гримме
- Костя Грим о музыке брата: «Странно петь в 40 лет, что ты бегаешь от полиции и закладки собираешь»
- Борьба за первенство или из-за денег?
Костя Грим о музыке брата: «Странно петь в 40 лет, что ты бегаешь от полиции и закладки собираешь»
Так считали Якоб и Вильгельм, когда решили впервые в истории издать немецкие народные сказки. К тому времени оба оставили юридическую практику и всецело посвятили себя исследованию и структурированию не только народного творчества, но и немецкого языка. Гримм были библиотекарями самого Жерома Бонапарта, брата «властителя Европы» Наполеона, который в ту пору был наместником в Вестфалии. Жером Бонапарт, будучи представителем оккупационных войск, неожиданно взялся покровительствовать исследователям в их трудах. В 1812 год свет увидел первый том «Детских и семейных сказок», который стал не только переворотом в национальном сознании, но и в лингвистике. Сказки наконец-то были написаны простым, понятным языком. Это была настоящая коллекция фольклора «лоскутных» земель будущей Германии; не только народное творчество, но и старинные, забытые рыцарские легенды, как, например, сказка «Рапунцель».
Более того, сказки эти были изданы без цензуры, и порой были совсем не детские, а страшные и жестокие. Злая мачеха была жестоко наказана Белоснежкой — по приказу «доброй» принцессы ее обули в железные раскаленные башмаки и заставили танцевать до смерти. Волк съедает не только бабушку и Красную Шапочку, но и всю деревню и безнаказанно убегает в лес. Замарашка она же Золушка во время примерки своей потерянной туфельки дает сестрам злой совет: надо просто обрубить себе пятки, и понятное дело — нога в туфельку поместится. Естественно, сестры от такой «процедуры» умирают. Братья-сказочники представляли сказки не только развлекательными детскими историями, но феноменом народного творчества, передающегося из уст в уста, от человека к человеку.
В их сказках почерпнул вдохновение и сам Пушкин.
Автором скульптурной группы стал Сириус Эберле. От монумента берет начало улица Немецких сказок. В 2006 году городу Ханау был присвоен официальный статус «Город Братьев Гримм». Грандиозный труд Братьев Гримм «Словарь немецкого языка» был начат в конце 1830-х годов, впоследствии работу над ним продолжили Гёттингенский университет и Берлинская академия наук. Его первое издание было завершено только в 1960 году.
Якоб Гримм сформулировал и исследовал закон в области лингвистики, впоследствии названный «законом Гримма». Закон о первом германском передвижении согласных.
В сказке «Вор в терновнике» главный герой мучает еврея, заставляя его танцевать в тернии шипов. Он также оскорбляет еврея, назвав его «грязной собакой». Еврей в истории оказывается вором и его казнят через повешенье. В «Выгодной сделке» еврей также изображается как мошенник. Во времена Третьего Рейха нацисты применяли сказки братьев Гримм для пропагандистских целей.
Например, они утверждали, что Красная Шапочка символизировала немецкий народ, страдающий от еврейского волка, и что арийская чистота Золушки отличала ее от еврейских сводных сестер. Инцест В «Ослиной шкуре» король обещает своей умирающей жене, что он женится только на той девушке, которая будет так же красива, как и она. К сожалению, таких девушек не существует во всем мире, кроме его дочери, которая, в конце концов, убегает от отца в пустыню. Во время сбора сказок, Гримм нашли историю - «Девушка-безручка», в которой также происходит кровосмешение с отцом. Тем не менее, во всех поздних изданиях своих книг братья Гримм переделывают персонаж отца в дьявола.
Сказки названы детскими, но, как пишет Дмитриева, «обращение к детям имело историко-философское обоснование и восходило к романтическому представлению о детстве как идеальном состоянии человечества». Детство детством, но в период Третьего рейха «согласно версии нацистских идеологов, Красная Шапочка воплощала немецкий народ, страдающий от «еврейских волков». Также и Золушка трактовалась как представительница арийской расы…» Между прочим, Красная Шапочка назло нацистам была француженкой. А если отвлечься от версии Шарля Перро, то вообще выясняется, что «первоначальный же текст сказки в том виде, в каком ее знали французские крестьяне вообще не предполагал ни красной шапочки как предмета одежды, ни счастливого конца: в финале волк «с удовольствием» съедал девочку…» Впечатляющее зрелище. Вдобавок процитируем одну из сказок «Несчастье». Хотелось бы, конечно, целиком, благо она небольшая, но воспроизведем ее все же с некоторыми купюрами. Пошел человек в лес за дровами, но «все деревья были слишком большие и высокие». Наконец он отыскал «дерево, с которым, ему казалось, он в силах справиться». Экий, однако, лесоруб. Итак: «Взмахнул он топором и видит: с воем несется из чащи стая волков и вот-вот на него накинется.
Куда пропали рыжие близнецы и что стало с группой “Братья Грим”
Памятник братьям Гримм в Ханау Братья Гримм на купюре в 1000 марок ФРГ. В США впервые выпустили сказки братьев Гримм в изначальном варианте. Удивительные и увлекательные картинки "Фото писатели Братья Гримм" смотрите на нашем сайте.
Найдены пропавшие после войны книги братьев Гримм
Третий источник — записи сказок, сделанные по просьбе Гриммов их друзьями и знакомыми. Таким образом, изначальное представление о том, что это народные сказки, не совсем соответствует истине. Хотя Гриммы открыли огромную традицию собирания фольклорных текстов, сами они в этом плане были ближе к традиции литературной. Если самое первое издание состояло из восьмидесяти шести сказок, то следующие становились все больше и больше, пока под конец братья наоборот не стали сокращать объем и выносить некоторые сказки в приложения и примечания. Им показалось, что эти сказки уже не такие оригинальные, то есть не являются народными, а скорее восходят к литературной традиции. Когда Гриммы только начинали собирать сказки, идеологом проекта стал Клеменс Брентано, издавший незадолго до этого сборник немецких народных песен «Волшебный рог мальчика». В 1807-м год выхода «Волшебного рога» он рассказал братьям о своей идее заняться сбором сказок, а позже напечатал публичный призыв к этому. Тогда Гриммы, у которых к тому моменту уже было сколько-то собранных текстов, отослали ему свои сказки.
Но позже стало ясно, что Брентано не торопится их публиковать, и тогда они решили сделать это самостоятельно. В 1810-м Брентано получил от них пятьдесят четыре сказки, а в первом издании Гриммов, вышедшем в 1812-м, их было уже почти в два раза больше. Насколько Гриммы были идейно близки к немецкому романтизму? Для Брентано большую роль играла поэтичность сказок, и он считал себя вправе их поэтически перерабатывать и дополнять. Якоб же настаивал на том, чтобы сохранять близость к народному тексту. В этом плане, мне кажется, Гриммы стояли в стороне от гейдельбергского романтизма. Чистота и оригинальность источника были для них принципиальны.
Скажем, когда они искали материал, то много собирали в районе Геттингена. Так вышло, что во время религиозных войн во Франции эти немецкие земли приняли гугенотов, которые к началу XIX века уже несколько поколений жили в Германии и были вполне полноправными членами немецкого общества. Среди информантов Гриммов, например, была семья Хассенпфлюг, потомки тех самых французов-протестантов. В устной традиции этой семьи существовали сказки Шарля Перро — так Гриммы записали «Красную шапочку», «Золушку» и некоторые другие сказки. Потом, в процессе работы над текстом, Гриммы столкнулись с тем, что, с одной стороны, они действительно записали устную традицию, но, с другой, было очевидно, что это сказки Перро, в чем-то, может быть, переработанные. В итоге вариант сказки о Синей бороде «Ужасный замок» не был включен в финальное издание именно по той причине, что близость к Перро была слишком очевидна. Но на кого были ориентированы эти тексты, на детей или на взрослых?
Кто их читал? И в принципе определить жанр сказки — не самая простая задача. Корпусу гриммовских сказок присуще огромное жанровое разнообразие: в него входят предания и басни, анекдоты и шванки. Более бытовые тексты были менее интересны таким романтикам, как Брентано и Ахим фон Арним. Первая критика гриммовских сборников, которую сформулировал Арним, состояла в том, что сказки не очень подходят детям. Какие-то сказки, по его мнению, были слишком жестоки, какие-то концентрировались на социальных противоречиях эпохи, и для детей это было не лучшим чтением. При этом первый сборник был посвящен супруге Арнима: в посвящении говорится, что он издан, «чтобы ты могла читать из него своим детям».
Надо сказать, что после критики Арнима братья начали адаптировать содержание сказок. В первую очередь перерабатывалась вся тематика телесного низа, какие-то сцены в более поздних сборниках были целиком выпущены. Так, сказка «Как дети играли в скотобойню» была записана Вильгельмом от его матери. Она вошла в первое издание сказок, но потом была исключена из основного собрания. Там просто описывается, как дети играли в скотобойню и один ребенок погиб, причем описывается это довольно натуралистично. И конечно, Арним не хотел такое читать детям, я его понимаю. Другой аспект — социальные противоречия.
Народная сказка их обязательно фиксирует и передает, но Гриммы, во-первых, не хотели сильно политизировать сказки, а во-вторых, видимо, им была важна в сказках вневременная составляющая.
Мать отправила Вильгельма и Якоба в лицей для получения образования, они были настолько успешны в овладении базовыми знаниями изучали естествознание, физику, философию, словесность, историю, географию и этику , что окончили лицей через четыре года, сократив срок обучения вполовину. Обучение они продолжали на юридическом факультете университета. В свободное время братья Гримм изучали литературу, особый интерес у них вызывала немецкая поэзия. Через некоторое время оба стали профессорами литературы. Братья Гримм были профессиональными библиотекарями и посвятили этой профессии большую часть жизни. Братья часами сидели за изучением старых фолиантов. Им удалось собрать, переработать и записать десятки народных легенд, которые передавались из уст в уста сотни лет.
Соседка братьев Гримм Фрау Вильд знала несчетное количество историй, которые с удовольствием рассказывала Вильгельму.
В служебном положении Якоба в 1808 году произошли существенные изменения, он получил должность личного библиотекаря короля Вестфалии Жерома Бонапарта, брата Наполеона. Король симпатизировал Якобу, не обременял его служебными задачами, дав возможность серьезно заняться наукой.
Братья, хотя и жили вдали друг от друга, работали, как говорится, параллельно, собирая и готовя к изданию народные сказки. Уже в 1812 году вышел первый том «Детских и семейных сказок», в одночасье сделавший братьев Гримм широко известными. Через три года был издан следующий том.
Иллюстрации для этих книг нарисовал их младший брат Людвиг. В два тома братья Гримм вместили 200 сказок и 10 легенд. Вскоре был издан новый двухтомник — «Немецкие предания».
Интерес к книгам был огромен, причем, не только у детей, но и у взрослых, многие из которых благодаря им впервые ощутили все очарование народных сказок и преданий. В 1815 году Якоб Гримм чуть не отошел от занятия наукой. Он сопровождал на Венский конгресс представителя Кассельского курфюршества.
Своей эрудицией и аналитическими способностями Якоб произвел впечатление на профессиональных дипломатов. Последовало несколько заманчивых предложений, но принятие предлагаемых должностей практически не оставляло бы ему времени для научных занятий. Поэтому дипломатом Якоб не стал, отклонил он и предложенную профессорскую должность в Бонне.
Братья Гримм были профессиональными библиотекарями и посвятили этой профессии большую часть жизни. Братья часами сидели за изучением старых фолиантов. Им удалось собрать, переработать и записать десятки народных легенд, которые передавались из уст в уста сотни лет. Соседка братьев Гримм Фрау Вильд знала несчетное количество историй, которые с удовольствием рассказывала Вильгельму. Иногда к ним присоединялись и ее дочери — Гретхен и Дортхен. Через некоторое время Дортхен стала женой Вильгельма. Первый свой труд — «Детские и семейные сказки» — братья опубликовали в 1812 году. В издание вошла сотня лучших сказок, которые авторы записали и литературно обработали.
Не только сказки
В 1808 году их друг, поэт-романтик Клеменс Брентано, попросил их собрать все виды народных сказок, чтобы он мог использовать их в сборнике литературных сказок. В 1810 году ему прислали 54 текста, которые, к счастью, скопировали. К счастью, потому что Брентано тогда потерял рукопись в Оленбергском монастыре в Эльзасе и никогда не пользовался текстами Гримм. Когда они поняли, что Брентано не собирается использовать сказки, они решили, по совету другого писателя и общего друга, Ахима фон Арнима, издать свой сборник. Он вырос до 86 сказок, которые они опубликовали в 1812 году, а затем еще до 70, которые они опубликовали в 1815 году.
Между 1812 и 1857 годом появилось семь изданий их сказок, каждое из которых отличалось от предыдущего, пока последняя, самая известная, версия практически не имела ничего общего с первой редакцией сказок. Как сказки братьев Гримм повлияли на европейскую культуру Братья Гримм, по мнению многих авторов и культурологов, смогли не просто представить интеллигентному сообществу образ народной сказки, но и дать этому жанру бешеную популярность. Многие из этих произведений были написаны в аристократической среде, но их ядром нередко служили сюжеты «народных» сказок, существовавших подчас в разных регионах мира. Последнее утверждение справедливо и для «сказок» братьев Гримм.
В Германии появились собственные авторские сказки, написанные прежде всего для аристократической публики, хотя и с явной симпатией к «народным» источникам — ими, впрочем, нередко оказывались старые письменные хроники. Начало XIX в. К сборникам нового типа относятся и «Домашние и детские сказки» Вильгельма и Якоба Гриммов, впервые опубликованные в 1812—1815 гг. Часть сюжетов братья почерпнули из устных источников.
Записанные тексты они довольно смело подвергли обработке, некоторые контаминировали, при этом стремясь не разрушить интуитивно нащупываемое сюжетное ядро: такой подход свидетельствовал о создании нового типа литературной сказки. Тем не менее многие современники братьев не подозревали о степени вмешательства авторов в ткань повествования.
Источник: Wikipedia. И он отправился в Париж, где познакомился с учеными, собиравшими народные сказки, предания и легенды. С этого момента Якоб Гримм с головой ушел в собирание фольклора, а потом — и в немецкую словесность и филологию. Он увлек за собой и Вильгельма. Якоб сумел устроиться смотрителем библиотеки к младшему брату Наполеона Бонапарта Жерому, королю Вестфалии государство, подчинявшееся Франции, расположенное на территории современной Германии.
И полностью погрузился в исследования древних фолиантов. За четыре года братья проделали колоссальную работу. Они переработали сотни народных легенд и преданий, еще больше записали из первых уст. Братья Гримм были желанными гостями у соседей, так как те с удовольствием записывали истории, которые на протяжении веков передавало из уст в уста старшее поколение младшему. Якоб Гримм. Франц Ганфштенгль, ок. Через два года был напечатан второй том еще 70 преданий.
А всего было опубликовано семь изданий, в них добавлялись новые сказки, а некоторые изымались. В седьмом, заключительном томе, содержалось 210 сказок и легенд. Интересно, что первые издания были подвергнуты критике, так как хоть сказки и назывались детскими, но, по большому счету, не подходили маленьким читателям. К примеру, в первой редакции Рапунцель была беременна от принца. В других историях отец отрезал дочери грудь и отрубал руки, либо же мачеха отрубала пасынку голову крышкой сундука.
Семейные обстоятельства братьев Гримм Больше ста лет назад в небольшом немецком городке Ханау проживало семейство Гримм.
Их прапрадед работал на таможне, прадед начинал с пасторской службы и дослужился до кальвинистского епископа одно из направлений протестантизма - прим. Дед унаследовал приход Гримма-старшего. А отец будущих сказочников получил хорошее образование: окончил юридический факультет Марбургского университета. Начинал как адвокат в суде родного Ханау, постепенно двигался по служебной лестнице и в результате возглавил округ Штайнау, куда и переехал со своей женой Доротеей и пятью сыновьями: Якобом, Вильгельмом, Карлом, Фердинандом и Людвигом. Был у супругов и еще один сын, первенец, но он прожил всего три месяца. Уже на новом месте у Гриммов родилась единственная дочь Шарлотта, а потом и еще два мальчика, но оба умерли, не прожив и года.
Главе огромного семейства Филиппу Гримму приходилось очень много работать. И, хотя на еду и образование детям хватало, семья жила в режиме строгой экономии. Переутомление и стресс привели к тому, что Гримм-старший умер в 44 года от обыкновенной простуды. И Доротея осталась с шестью детьми одна. Семья оказалась бы на улице, кабы не помощь старшей сестры умершего главы семейства Юлианы-Шарлотты. Она была для скончавшегося Филиппа больше чем сестра, так как взяла на себя заботу о нем после смерти их матери.
Теперь же она стала ангелом-спасителем для его детей. Тетка оплатила долги за дом и намеревалась содержать семейство, пока дети не станут сами зарабатывать себе на жизнь. Но - сама скоропостижно скончалась через несколько месяцев после смерти брата. Фридрих Гримм, теолог, прадед братьев Гримм.
В 2006 году городу Ханау был присвоен официальный статус «Город Братьев Гримм». Грандиозный труд Братьев Гримм «Словарь немецкого языка» был начат в конце 1830-х годов, впоследствии работу над ним продолжили Гёттингенский университет и Берлинская академия наук. Его первое издание было завершено только в 1960 году. Якоб Гримм сформулировал и исследовал закон в области лингвистики, впоследствии названный «законом Гримма». Закон о первом германском передвижении согласных. Сын Вильгельма Герман Гримм стал впоследствии известным историком литературы, профессором Берлинского университета и соучредителем «Общества Гёте».
Одна из сказительниц, которая рассказывала Братьям Гримм сказки, Доротея Вильд, дочь аптекаря, стала впоследствии женой Вильгельма Гримма.
Костя Грим о музыке брата: «Странно петь в 40 лет, что ты бегаешь от полиции и закладки собираешь»
А вы знаете, что Братья Гримм Якоб и Вильгельм считаются отцами -основателями германской филологии и германистики, лингвистами, составителями первого этимологического словаря немецкого языка. Костя Грим рассказал, что после расставания они с братом перестали общаться вовсе. Согласно автору, своим местом в истории братья Гримм обязаны тому, что они одновременно как настаивали на точной передаче народных сказок и историй, так и не пренебрегали редакторской работой, которая сделала сказки такими, какими мы знаем их сейчас. В окончательный сборник сказок Братьев Гримм вошло 210 сказок и легенд.
За что на самом деле немцы уважают братьев Гримм: 5 малоизвестных фактов о знаменитых сказочниках
Младший брат Якоба и Вильгельма — шестой ребёнок в семье — Людвиг Эмиль Гримм стал довольно известным художником и гравёром, профессором Кассельской академии художеств. В числе его работ есть и портреты старших братьев, и иллюстрации к их самому известному труду — «Собранию немецких сказок». И тоже помогал старшим с подготовкой знаменитого сборника. Неплохо они устроились с таким семейным подрядом… Ну на этом, по крайней мере, известные Гриммы заканчиваются? В семье, где даже в одном поколении было столько народу? И не надейтесь! У одного из братьев-сказочников — Вильгельма — родился сын Герман Гримм. И стал впоследствии публицистом, историком культуры и вообще одним из самых знаменитых немецких писателей XIX века.
Герман Гримм. Второе поколение, А сын Шарлотты-Амалии Карл стал известным скульптором. Но он, понятное дело, уже носил фамилию отца — Хассенпфлуг. Шарлотта-Амалия, любимая и единственная сестра братьев Гримм. Во время написания портрета она уже не Гримм, а Хассенпфлуг С семьёй братьям и сестре Гримм действительно повезло. Если закрыть глаза на то, что трое братьев не пережили младенчества, можно сказать: это была счастливая жизнь. По крайней мере, поначалу.
Филипп и Доротея любили своих детей, равно как любили их и родственники: дедушка Циммер, отец Доротеи, её сестра Генриетта Филиппина Циммер и особенно старшая сестра отца, Юлиана Шарлотта Фредерика Шлеммер.
При этом творческий Вильгельм был сторонником литературной адаптации текстов, но старшему брату удалось переубедить его. Талантливые лингвисты, Якоб и Вильгельм Гримм, были одними из основоположников германистики области филологии, изучающей германские языки. Якоб сформулировал закон о первом германском передвижении согласных, названный «законом Гримма». Еще одним изобретением братьев стало разделение поэзии на естественную и искусственную. Естественная, по их мнению, создана народом, искусственная — человеком. При этом, последняя всегда стоит на ступень ниже первой.
В наше время их работу сочли бы очень некачественной. Они спокойно записывали как немецкие сказки саксонских славян и соседей-французов, а источниками сказок для них часто были знакомые горожанки, к которым обращались с просьбой что-нибудь вспомнить. Просто чтобы далеко не ходить. Так что некоторые сюжеты могут быть очень поздними или вообще сочинёнными специально для того, чтобы произвести впечатление на учёных. Гриммы никак не проверяли надиктованный им материал, зато нередко нарочно придавали ему более простонародный вид. Главным делом жизни братьев Гримм были не сказки Прежде всего братьев Гримм на родине почитают как основателей германистике в лингвистике. Они написали важный научный труд по истории немецкого языка, а также стали основателями полностью написать не успели большого словаря немецкого языка. Словарь этот был настолько важен, что над ним продолжали работу поколение за поколением немецких филологов, и работа была официально закончена только в 1961 году, то есть почти через сто лет после начала. К словарю, работу над которым начинали братья Гримм, отсылали поколения немецких школьников так же, как у нас отсылали к Далю и Ушакову. Делом жизни братьев Гримм был немецкий словарь. Братья Гримм были знакомы с Андерсеном. Наполовину Ганс Христиан Андерсен считался одним из ряда выдающихся детских писателей своего времени, и практически все эти детских писатели были знакомы хотя бы через одно рукопожатие. В некотором роде Андерсен был коллегой Гриммов, потому что в основе многих его философских сказок лежат истории из фольклора.
А полностью первый том был готов через два года, в 1854 г. В этот том вошли слова на букву А и частично на букву В до слова «Biermolke» — охмеленная сыворотка. В 1859 году не стало Вильгельма Гримма. На тот момент полностью была завершена работа над словами, начинающимися на буквы А — D. Якоб Гримм успел «дойти» до слова «Frucht» — плод, фрукт, результат. Кстати, единственная сноска во всем словаре, невероятно трогательная, вызывающая щемящее чувство, расположена тут же, в самой словарной статье, сразу после предложения, которое Якоб Гримм успел дописать. В сноске сообщается: «На этом слове Якоб Гримм навсегда выпустил перо из рук…» К счастью, после смерти братьев Гримм работа над словарем не прекратилась. Хотя отсутствие единого научного центра и редактуры весьма ощутимы в отдельных словарных статьях. Так, статья «stehen» стоять стала легендой. Она занимает 337 колонок в словаре! Кстати, в словаре отсутствует нумерация страниц, нумеруются колонки. На одной странице — две колонки. Сколько страниц занимает статья «stehen»? В начале XX века было готово 10 томов. Тогда же дальнейшая работа над словарем была поручена Прусской академии наук, были собраны коллективы ученых в Гёттингене, а затем в Берлине. Работа завершилась в 1960 году. В 1957 году было принято решение заново переработать и отредактировать статьи, составленные братьями Гримм, чтобы, с одной стороны, заполнить пробелы, а с другой, — унифицировать содержание словарных статей. Запланированного на эту работу времени — 15 лет — и в этот раз не хватило. Гёттингенцы завершили свою часть в 2006 году.