Пасха – 2024: история и традиции светлого праздника, главные угощения. Православные верующие отмечают Пасху в 2024 году 5 мая. Пасха, кулич, крашеные яйца — основные символы пасхального обеда, за которым разговлялись. Ну а Церковь просто пошла на компромисс после крещения русских земель, переименовав праздник Красной горки в Пасху, да и яствам придав новый сакральный смысл – тела, крови и гроба Иисуса Христа. Откуда пошла традиция праздника, как правильно к нему подготовиться, на какие службы нужно обязательно сходить? Религия - 26 апреля 2024 - Новости Челябинска -
Исполнение ветхозаветной Пасхи
- История праздника Пасхи, подробности
- Пасха - история праздника
- История праздника Пасхи, подробности
- Всё сложно: как определяют дату Пасхи // Статьи НТВ
- В чем смысл Пасхи для христиан
- Главное меню
Песах — еврейская Пасха
Ночью ангел-губитель спустился в Египет и действительно не тронул ни одного еврейского ребенка — прошел мимо них, а ягненок, то есть пасхальный агнец, стал символом жертвенности. Когда именно произошел переход от иудейского праздника Песах к христианскому празднику Пасхи — неизвестно Понимание новой пасхальной жертвы описано апостолом Павлом уже в Первом послании к коринфянам, в рассказе о Тайной вечере. Иисус Христос отворил двери ада. Избавил человечество от вечных мук за наши грехи», — так определяет символическое значение Пасхи редакция российского православного портала «Правмир». Протоиерей Игорь Фомин в интервью журналу «Фома» дает празднику более краткое определение. Пасха — это жизнь вечная, освобождение от смерти Игорь Фоминпротоиерей Главные пасхальные традиции и обряды Великий пост Пасхе предшествует Великий пост. Как и дата самого праздника, день начала поста каждый год меняется — в 2023-м, например, он выпал на 27 февраля. Мнения по поводу рыбы и морепродуктов расходятся: некоторые утверждают, что их можно употреблять в определенные дни, другие — что это разрешено во все субботы и воскресенья в период поста. Смысл Великого поста, в первую очередь, в очищении тела и души. Страстная седмица, последняя, самая строгая неделя поста, символизирует приобщение к мукам Христа и приобщение к его воскрешению Анна Карасеварелигиовед Страстная неделя Страстной неделей называют несколько дней, предшествующих Пасхе.
Этот период посвящен воспоминаниям о последних днях жизни Христа на земле, а слово «страсть» в данном контексте означает «страдание». Каждый день Страстной седмицы имеет свое символическое значение. Страстная неделя в 2023 году — с 10 по 16 апреля В первый день, Великий понедельник, верующие вспоминают историю патриарха Иосифа, проданного его братьями в Египет, а также чудо, которое Иисус явил, одним словом иссушив дерево инжира, не принесшее плодов. В Великий вторник священнослужители рассказывают о последней проповеди Христа в Иерусалимском храме и напоминают верующим о его основных заветах. Великая среда — день, когда Иуда решился предать Христа за 30 сребреников. Великий четверг или Чистый четверг связывают с Тайной Вечерей и считают днем, с которого начинается подготовка к Пасхе: верующие убирают дома и идут причаститься, а в церквях начинается одна из самых длинных служб в году — «Двенадцать Евангелий». В Великую пятницу — день, когда Христос был распят, православные христиане погружаются в скорбь и отдают дань уважения его страданиям. Литургии в этот день не проводят. На шестой день, согласно вероучению, Иисуса сняли с креста и похоронили, поэтому в субботу верующие уже освящают куличи и яйца, а вечернюю службу посвящают Пасхе.
В этот же день происходит главное событие Пасхи — схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Что такое схождение Благодатного огня? Во время нее происходит чудо сошествия Благодатного огня, который символизирует воскрешение Иисуса.
Поедание пасхи символизировало победу Христа над смертью. Куличи принято нести в церковь в плетеных корзинках, из лозы или другого материала. В некоторых приходах паски освящают вечером перед Пасхой, в других — уже в воскресенье. Отдельная традиция — украшение корзинок. Сейчас к нам пришло много западных атрибутов, ранее несвойственных православной традиции. К таким символам стоит отнести кроликов, желтые цветы и кондитерские изделия, выполненные в форме сердца.
Крашеные яйца Вместе с куличами в корзинку принято класть яйца, окрашенные в ярко-красный цвет или покрытые замысловатым узором. Они тоже призваны символизировать победу жизни над смертью. Есть версия, что эта традиция продиктовано формой яйца — под мертвой оболочкой находится жизнь. После начала пасхальной трапезы дети берут яйца в руки и пытаются разбить яйцо своего товарища. Эта игра получила название «Христосование», так как при ударе яйца обычно произносилось пасхальное приветствие: «Христос Воскресе».
Необходима была встреча с живым Господом Иисусом Христом. И вот Он является Своим ученикам и говорит с ними о Царствии Божием. Мы редко задумываемся над тем разочарованием, которое постигло учеников Иисуса Христа в день Его крестной смерти.
Вид креста для нас стал чем-то обычным: крест лежит на престоле и стоит за престолом, он увенчивает здания храмов, изображается на знаменах, изготавливается из золота, серебра, украшается драгоценными камнями, носится как нательный крестик и как наперсный крест. И мы с трудом можем представить себе тот ужас, который в древности вызывал вид креста. Даже слышать о кресте, — писал Цицерон, — унизительно для римского гражданина и вообще для свободного человека. Только на этом фоне мы можем понять, насколько абсурдным для античного мира казалось утверждение, будто некто распятый является Господом и Богом, и что Его смерть возвещается миру как спасительное событие! Но соблазном то есть скандалом крестная смерть Иисуса Христа была не только для Античного языческого мира, если он вообще о ней думал. Соблазном она была и для тех, кто сопровождал Его до Гефсимании, и кто совсем не был готов к такому концу. В ночь ареста все ученики разбежались. Оно началось уже с предсказаний Иисуса Христа о Его страстях.
На пути в Иерусалим ученики никак не могут понять Его. Трижды говорит Он ученикам о том, что Ему предстоит. Каждый раз всё более открыто. Но слух учеников был замкнут. Их занимали совсем другие проблемы, проблемы земной славы и власти Мк. То, что происходило потом, лучше всего предсказал Сам Иисус: «Все вы соблазнитесь о Мне букв. Они бежали не только из охватившего их естественного страха. Страсти и смерть Иисуса Христа были для них соблазном, разрушившим их надежду и веру.
Теперь все их надежды рухнули. И вдруг — потрясающие до глубины души откровения, выходящие за пределы привычного земного опыта явления Самого Воскресшего, те явления, о которых скупо говорит евангелист Лука в первых строках Деяний Святых Апостолов. Свидетели явлений ощущали не то, что доступно естественным чувствам всякого человека в любое время, не то, что постоянно повторяется и может быть проверено опытом. Нет, Апостолы видели то, чего «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку» 1Кор. То, что испытали тогда апостолы, мы, не разделившие с ними их переживания, не можем полностью и постичь. Много позже Апостол Павел описывает свою встречу с воскресшим Христом и сравнивает свой опыт обращения с явлением света в первый день творения: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» 2Кор. Славу Божию увидели все, кому являлся Воскресший Христос. Поэтому они не могли оставаться сторонними наблюдателями.
Теперь они были уверены, что от любви Божией, которая явилась в Иисусе Христе, не может отлучить «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь» Рим. Однако способность к свидетельству пришла не сразу вместе с радостью встречи с живым Воскресшим. И об этом тоже говорит наш отрывок из книги Деяний. Апостолам до их свидетельства миру было велено ждать крещения Святым Духом. Ибо даже теперь они всё ещё были погружены в мечты о земной славе и власти, правда, уже не личной, но о славе и власти царства Израиля. Они спрашивают, не настало ли время, когда Израильское царство будет восстановлено вот Им, Иисусом Христом, Который здесь, живой, возлежит с ними за трапезой. Действительно, центральное место в проповеди Спасителя занимало Царство Божие. Но Он понимал его совсем не так, как Его ученики, которые ждали того дня, когда Бог вмешается в историю и обеспечит Израилю независимость и то высокое положение, какое он занимал в мифологизированное время великих царей древности.
Царство мыслилось ими в политических категориях. Апостолы спрашивают о том, когда, где и кто восстановит царство. Воскресший Иисус отклоняет их мечтательные предположения. В день Пятидесятницы они примут силу Святого Духа и станут Его свидетелями, продолжателями Его дела, царственным священством, проводниками воли Божией на земле, осуществляющейся в Церкви. Об этом им заповедано молиться: «Пусть придёт Царство Твоё; пусть осуществится воля Твоя — как на небе, как и на земле». По слову Господа апостольское свидетельство достигло пределов земли. Оно достигло и нас. И мы поверили ему и приняли силу Святого Духа в нашем крещении.
На Пасхальной Заутрене мы слышали ангельскую весть о пустом гробе и победе жизни над смертью. Христос Воскресе! Ночь позади, солнце взошло и принесло новый день, в котором смерть и боль разлуки не являются последней и окончательной властью. Это и есть день того Царства, о котором Воскресший говорил с апостолами, являясь им после Своего воскресения. Пасха Христова, 27 апреля 2008 г. В первую очередь это относится к Пасхальному циклу или периоду , длящемуся большую часть первого полугодия в среднем — с февраля по июнь. Пасхальный цикл — это особый календарно-литургический период покаянных и праздничных дней, смысловым и хронологическим центром которых является День Светлого Христова Воскресения Пасха. Его продолжительность — восемнадцать недель.
Его продолжительность — семь недель. Праздничный период включает в себя: 1 День Пасхи и примыкающую к нему Светлую седмицу, 2 последующие шесть недель до Троицы Пятидесятницы и 3 одну неделю после Троицы праздник «Всех святых». Богослужебные тексты Пасхального периода содержатся в двухтомной книге — «Триоди Постной» и «Триоди Цветной» у греков это, соответственно, «Триодион» и «Пентикостарион». Отсюда его другое название — «Триодный цикл». Праздничные и покаянные дни Пасхального цикла отстоят от дня Пасхи на строго определённое число дней, поэтому они фиксированы в календаре лишь по дням недели. Вход Господень в Иерусалим — всегда в воскресенье, Вознесение — в четверг, а Радоница — во вторник. В пределах 35 дней перемещаются и все «привязанные» к Пасхе дни. Поэтому праздники Пасхального цикла и называются «переходящими» или «подвижными» праздниками.
Самая ранняя православная Пасха, 22 марта 4 апреля была в 2010 году, такая же предыдущая — в 1915 г. Самая поздняя Пасха, 25 апреля 8 мая была последний раз в 1983 году, до этого — в 1736 году [44] ; следующая будет в 2078 году. Представим ключевые точки Пасхального периода в виде наглядной таблицы. Далее все даты, во избежание путаницы, — по григорианскому календарю, по которому мы реально живём. Будем помнить, что славянский термин «неделя» день, когда «не делают», не работают означает преимущественно один день — воскресный. В церковном календаре это первый а не последний! За ним следуют будние дни с понедельника по субботу , не совсем точно называемые «седмицей» [45] , и это нужно учитывать. Подготовительный период к Великому посту с 5 февраля; завершается Прощёным воскресеньем, 26 февраля Неделя о мытаре [46] и фарисее Лк.
Здесь и далее указываются евангельские чтения, лишь непосредственно связанные с темой праздничного или скорбного воспоминания. Седмица "сплошная" нет поста в среду и пятницу. Неделя о блудном то есть о «заблудившемся» сыне Лк. Вселенская родительская мясопустная суббота. Неделя мясопустная последний день вкушения мяса , иначе — Неделя о Страшном суде Мф. Седмица сырная, "сплошная" 20—25 февраля. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания.
Прощёное воскресенье Мф. Заговенье на Великий пост. Святая Четыредесятница Сорокадневный пост «Чистый понедельник», начало Великого поста. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста 27 февраля — 2 марта за вечерним богослужением читается "Великий Покаянный канон", произведение византийского гимнографа святителя Андрея Критского VIII в. В субботу 4 марта — триодная память великомученика Феодора Тирона. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Неделя 2-я Великого поста.
Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная Мк. Неделя 4-я Великого поста. Память преподобного Иоанна Лествичника VI в. Это единственный! Неделя 5-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской VI в. Седмица 6-я Великого поста, иначе — «седмица ваий» в переводе с греческого — «седмица пальмовых ветвей» 3—7 апреля.
В пятницу седмицы ваий, 7 апреля в этом году, — окончание Святой Четыредесятницы, то есть Сорокадневного поста «душеполезную совершив Четыредесятницу…», — поётся за вечерним богослужением. Лазарева суббота.
Согласно Новому Завету, Иисус был арестован римскими властями, главным образом потому, что он утверждал, что он «Сын Божий», хотя историки ставят под сомнение этот мотив, при этом некоторые говорят, что римляне могли рассматривать его как угрозу для империи.
Он был приговорен к смерти Понтием Пилатом, римским префектом Иудии. Казнь Иисуса через распятие, отмеченная христианским каноном как Страстная пятница, и последующее воскресение через три дня — основа пасхальной традиции. The Crucifixion of Christ and the Two Thieves, Michelangelo Buonarroti Все четыре Евангелия Нового Завета Матфей, Марк, Лука и Иоанн , хоть и несколько по-разному, но заявляют, что тем, кто верит в смерть и воскресение Иисуса, дан «дар вечной жизни», что означает, что верующих ожидает Царство Небесное после их земной смерти.
Однако многие традиции и символы, которые играют ключевую роль в соблюдении ритуалов Пасхи, на самом деле уходят корнями в языческие праздники — особенно языческой богини Эостре — и в еврейский праздник Пасхи. Действительно, христианская Пасха также связана с еврейским праздником Пасхи и с исходом евреев из Египта, как это описано в Ветхом Завете. Эти связи ясно видны в Тайной вечере, которая произошла за ночь до ареста Иисуса, и в страданиях, которые Иисус претерпел после ареста.
Тайная вечеря была по сути пасхальным праздником. Тем не менее, в притчах Нового Завета Иисус придает этому новое значение: Он называет мацу или хлеб , которую он разделил со своими 12 апостолами, своим «телом», а чашу вина, которую они пили, — своей «кровью». The Last Supper, Dirk Bouts the Elder Эти ритуалы должны были символизировать жертву, которую он собирался принести в смерти, и стали основой христианского ритуала Святого Причастия, который остается фундаментальной частью христианских религиозных служб.
Пасхальные символы Пасхальные яйца. Существует множество пасхальных традиций, корни которых уходят в нехристианские и даже языческие или нерелигиозные праздники. Многие нехристиане предпочитают соблюдать эти традиции, по сути игнорируя религиозные аспекты празднования.
Считается, что яйца олицетворяли плодородие и рождение в некоторых языческих традициях, предшествовавших христианству.
Истинное значение Пасхи для христиан: смысл библейского праздника
В Московском еврейском общинном центре молодых людей знакомят с историей праздника и рассказывают о традициях. Отмечать Песах будут до 30 апреля.
По иронии культ Кибелы когда-то процветал именно в том месте, где сейчас находится Ватиканский холм. Возлюбленный Кибелы Аттис был рожден девственницей, умер и воскрес.
Этот весенний праздник начинался в черную пятницу и достигал своего апогея через три дня, когда люди отмечали его возрождение. В самом начале христианской эпохи на Ватинканском холме произошел жестокий конфликт между последователями Иисуса и язычниками, которые поспорили о том, чей бог был истинным, а чей — лишь имитацией. Здесь стоит отметить, что в древнем мире в тех местах, где были популярны мифы о воскресших богах, христианство обретало множество новых последователей.
Таким образом, в конце концов, христианство нашло некий компромисс с языческим праздником весны. Хотя в Новом Завете мы не находим никаких упоминаний о Пасхе, первые отцы церкви праздновали ее, а сегодня во многих церквях на Пасху проходят «рассветные службы» — очевидный отголосок древнего языческого культа солнца. Дата Пасхи не фиксирована и определяется фазами Луны — разве это не показатель ее языческих корней?
Многие атрибуты Пасхи также имеют языческое происхождение. Кролики — это атрибут, доставшийся нам в наследство от языческого праздника в честь северной богини Эостре тевтонская богиня рассвета, аналог греческой Эон и римской Авроры, - прим.
Ночью, когда смерть пришла за жертвами, она прошла мимо измазанных дверей и израильские первенцы остались в живых, а египетские первенцы умерли. Египетский фараон испугался этого знака и изгнал евреев из страны. Но позже, он решил вернуть своих рабов и устремился за ними. Во главе с Моисеем евреи подходили к Красному морю, и море расступилось и израильтяне обрели свободу. Он стал считаться избранным народом Бога. После этого и стали евреи отмечать Пасху.
Христианская пасха В христианской вере история праздника пасха приобретает новый смысл. Это возрождение, переход от смерти к жизни. Иисус Христов готовился отмечать Пасху, когда его взяли и привели на суд. Христа обвинили в заговоре и богохульстве, ему присудили смертную казнь.
В этом году православные отмечают Светлое Христово воскресение 2 мая. В некоторых конфессиях протестантского христианства Пасхальное воскресенье знаменует начало Пасхи или Пасхального сезона.
Пасха заканчивается на 50-й день после Светлого воскресения. The Resurrection of Christ, Pieter Paul Rubens В восточно-православных ветвях христианства Пасхальное воскресенье служит началом сезона Пасхи, который заканчивается через 40 дней праздником, известным как Праздник Вознесения. Поэтому Пасха — очень важная дата в христианском календаре. Согласно Новому Завету, Иисус был арестован римскими властями, главным образом потому, что он утверждал, что он «Сын Божий», хотя историки ставят под сомнение этот мотив, при этом некоторые говорят, что римляне могли рассматривать его как угрозу для империи. Он был приговорен к смерти Понтием Пилатом, римским префектом Иудии. Казнь Иисуса через распятие, отмеченная христианским каноном как Страстная пятница, и последующее воскресение через три дня — основа пасхальной традиции.
The Crucifixion of Christ and the Two Thieves, Michelangelo Buonarroti Все четыре Евангелия Нового Завета Матфей, Марк, Лука и Иоанн , хоть и несколько по-разному, но заявляют, что тем, кто верит в смерть и воскресение Иисуса, дан «дар вечной жизни», что означает, что верующих ожидает Царство Небесное после их земной смерти. Однако многие традиции и символы, которые играют ключевую роль в соблюдении ритуалов Пасхи, на самом деле уходят корнями в языческие праздники — особенно языческой богини Эостре — и в еврейский праздник Пасхи. Действительно, христианская Пасха также связана с еврейским праздником Пасхи и с исходом евреев из Египта, как это описано в Ветхом Завете. Эти связи ясно видны в Тайной вечере, которая произошла за ночь до ареста Иисуса, и в страданиях, которые Иисус претерпел после ареста. Тайная вечеря была по сути пасхальным праздником. Тем не менее, в притчах Нового Завета Иисус придает этому новое значение: Он называет мацу или хлеб , которую он разделил со своими 12 апостолами, своим «телом», а чашу вина, которую они пили, — своей «кровью».
Пасха - история праздника
История праздника пасха. Традиции и как правильно отмечать пасху. | Нашел на просторах – Самые лучшие и интересные новости по теме: Евреи, истории, пасха на развлекательном портале |
Пасха | Наука | Fandom | Праздник Пасхи является одним из самых любимых у большинства народов мира. |
Всё сложно: как определяют дату Пасхи | Пользователь vipsnaiper сослался на вашу запись в своей записи «Странные факты о Пасхе или откуда взялись христианские праздники» в контексте. |
От Вербного до Пасхи: традиции, символы и смыслы последних дней Великого поста | Откуда пошло название "Пасха". В соответствии с Библейским повествованием, воскресение Иисуса Христа произошло во время иудейского праздника Песах, которым отмечается исход из Египта. |
Всё, что нужно знать о Пасхе-2023: от традиций до рецептов
Страны, где Пасхальный понедельник является государственным выходным. В большинстве европейских стран Страстная неделя и неделя после Пасхи являются школьными и студенческими каникулами. Заключение, или правда ли, что все умершие на Пасху идут в рай? Из сего вышесказанного следует, что настоящий православный христианин должен встретить Святую Пасху духовно, так, чтобы с ней совоскресла и его душа. праздник пасха. Суть христианского праздника Пасхи уходит корнями в Ветхий Завет, в книгу Исход, которая описывает первую Пасху и исход евреев из египетского рабства. Заключение, или правда ли, что все умершие на Пасху идут в рай? Из сего вышесказанного следует, что настоящий православный христианин должен встретить Святую Пасху духовно, так, чтобы с ней совоскресла и его душа. Пасха – главный христианский праздник, связанный с воскрешением Иисуса Христа, который был распят на иудейский праздник песах в жертву их иудейского бога яхве.
Пасха у православных христиан
Уже второй год Рязанская епархия к празднику Пасхи готовит и распространяет по храмам просветительские листовки, рассказывающие об истории, смысле и традициях события и праздника Воскресения Христова. В этот раз проект получил новое развитие — видеоформат. Над созданием яркого, интересного и познавательного видеоматериала трудилась команда Рязанской епархиальной телестудии «ЛогосЪ»:.
Хотя обычно он читается только днем, на пасхальную ночь, которая сама как ясный день, это ограничение не распространяется.
Поэтому в этот вечер читается полный Галлель и произносятся два благословения — в начале и в конце чтения. Обычай читать Галлель в этот вечер упоминается уже в Трактате Софрим гл. Галлель читается с огромной радостью и воодушевлением, чтение сопровождается пением и плясками для того, чтобы выполнить слова пророка: «И прославим Его Имя все вместе».
Несмотря на возражения некоторых выдающихся еврейских мудрецов, обычай читать Галлель в синагоге в праздничный пасхальный вечер, произнося при этом положенные благословения, был принят большей частью еврейского народа. Важная тому причина — решение мудрецов распространить благословение на Галлель, произносимое в синагоге, на Галлель, читаемый во время Седера за праздничным столом. Но почему они решили распространить благословение, произносимое в синагоге, на Галлель, читаемый во время Седера?
Почему мы не произносим его за праздничным столом? Ведь центральным и обязательным является чтение Галлеля в ходе Седера, а не в синагоге! Дело в том, что за праздничным столом Галлель читается, как составная часть Агады, и считается частью рассказа об Исходе из Египта.
А, как известно, мудрецы не установили особого благословения на этот рассказ. Естественно спросить, почему они не ввели специальное благословение на чтение Пасхальной Агады точно так же, как на исполнение других заповедей? По мнению некоторых авторитетов, это совершенно правильное решение, — посколько в пасхальную ночь каждый еврей досыта вкушает свободу и независимость, а вся Агада — одно долгое благословение и изъявление благодарности Всевышнему, пославшему нам это духовное угощение.
Таким образом, сама Агада представляет собой благословение, а в тех случаях, когда исполнение заповеди сводится к произнесению благословения, мудрецы не устанавливают отдельное благословение на эту заповедь. Так чтение Биркат гамазон «Благословение после трапезы» является отдельной заповедью Торы — ведь в ней сказано: «Будешь есть, насыщаться — и благословлять». Однако чтение Биркат гамазон не предваряется никаким особым благословением — ведь весь этот текст — одно большое благословение, чтение которого не предваряется другим благословением.
Существуют и другие интересные объяснения этого обычая. Согласно одному из них, благословение на чтение Галлеля во время Седера не произносится потому, что в качестве его выступает фрагмент Кидуша, в котором упоминается Исход из Египта. Согласно другому объяснению, дело в том, что Агада содержит слова: «Тот, кто освободил нас», представляющие собой благословение.
Согласно третьему, благословение не произносится потому, что в ходе чтения Агады Галлель разбивается на две части — первая читается до начала трапеза, а вторая — уже после ее окончания. К этим объяснениям можно добавить и другие. Поэтому Он сказал: «Песнь будет у вас, как ночь освящения праздника» Йешаягу, 30,29.
Это значит, что песня станет тем же, чем является сейчас пасхальная ночь. Необходимо отметить, что пророк сказал «как ночь», а не «как песнь ночи». Речь идет не только о той ночи, в которую Израиль вышел из Египта, не только о том часе, когда он пересек море и запел песню, — ведь тогда праздник еще не был освящен.
Более того, заповеди праздника, данные евреям в Египте, еще не стали их вечным достоянием, — это произошло позже, во время странствования по пустыне. Ночь освящения праздника принадлежит всем поколениям еврейского народа, она сопровождает его из года в год, входит в каждый дом, где евреи рассказывают о чудесах, совершенных Всевышним, прославляют Того, кто вывел их из Египта, — в один и тот же час одной и той же ночи. Все людские сердца возносят хвалу Всевышнему.
Его прославляют жители земли и Небес, стены домов и все находящиеся в домах предметы, Небеса и подземное царство, море и его волны, — весь мир наполнен песней в ночь освящения праздника. Песня этой ночи, которую поет вся Вселенная, не всегда слышна человеческому уху. Случается, что ухо просто не внимает этой песне, случается, что оно слышит ее, но не узнает.
Завеса забвения отделяет ее от нас. Земные вожделения сбивают нас с толку. Однако человек, сердце которого чисто и спокойно, слышит и узнает эту песню, рвущуюся из него самого и всего, что его окружает: «Галлелуя.
Славьте, слуги Г-спода, славьте Имя Г-спода»! В этот час сердце само возглашает: «Да будет благословенно имя Г-спода отныне и вовеки! Когда, в конце времен, весь мир признает власть Всевышнего и наполнится любовью к Нему, когда весь мир запоет прославляющую Его песню, она ни в чем не превзойдет песню ночи освящения праздника.
Только сердца людей будут в те времена обращены к Всевышнему, а уши — раскрыты для звуков песни. В те времена все будет ясно и открыто. Поэтому каждый из нас должен стремиться очистить свое сердце перед началом святого Седера, который мы намереваемся провести, — чтобы сердце было способно воспринять, а ухо — услышать песню этой ночи, чтобы мы могли радоваться присутствию Всевышнего.
Вот что написано в святой книге Шело. Следует поставить на стол золотую и серебряную посуду, надеть самую дорогую одежду — все, чем одарил нас Всевышний Все это, — чтобы каждому видны были наши благополучие и радость, вызванные благосклонностью Всевышнего. Святость этой ночи и относящихся к ней законов очень велика, ибо именно в нее Всевышний избрал нас из числа других народов и освятил Своими заповедями.
Поэтому мы и все наши домочадцы должны остерегаться в эту ночь любых посторонних разговоров. Мы должны думать только о своей близости к Всевышнему, заниматься исключительно исполнением заповедей, относящихся к этой ночи, и говорить со своими домочадцами только о чудесах, совершенных Всевышним во время нашего Исхода из Египта». О великом Магариле рассказывают, что в его доме постоянно находились оставленные там в качестве залога золотые и серебряные приборы, принадлежащие неевреям.
В течение всего года он не пользовался ими, но в пасхальную ночь расставлял на отдельном столе, чтобы Седер выглядел более праздничным. Магариль поступал так для того, чтобы сердца присутствующих были открытыми и радостными, ибо священная песня этой ночи входит только в радостное сердце. Некоторые авторитеты объясняют этот обычай тем, что белый цвет — это цвет савана, в который заворачивают мертвых, и, надевая ее в пасхальную ночь, мы тем самым напоминаем о траурных обычаях и избегаем греха излишней гордости.
По той же причине мы едим в эту ночь крутые яйца — пищу людей, находящихся в трауре. Эти признаки траура призваны напомнить нам о разрушении Храма, происшедшем 9-го Ава, выпадающем всегда на тот же день недели, что и первый день Песаха. Однако другие авторитеты отвергают это объяснение.
По их мнению, простые белые одежды имеют противоположное значение: они превосходят любые другие красотой, ибо именно их надевал первосвященник в Храме, заходя в Святая святых. Поэтому-то и надевают их в пасхальную ночь те, кто намереваются проводить Седер, — ведь тем самым они исполняют священную службу, точно так же, как первосвященник в свое время. Необходимо отметить, что обычай надевать белые одежды в пасхальную ночь не нашел распространения среди сефардских общин.
Если первый праздничный день Песаха приходится на будничный день недели, свечи зажигаются сразу после молитвы, а благословения произносятся до зажигания свечей. Если этот день выпадает на субботу, свечи зажигаются еще до ее наступления, а благословения произносятся после зажигания свечей. В таком случае в первое благословение вставляется упоминание о субботе, и оно станосится таким: «Благословен Ты… который повелел зажигать субботние и праздничные свечи».
Затем произносится Шегехеяну. Произнося благословение Шегехеяну на зажигание праздничных свечей, хозяйка дома должна мысленно распространить его на остальные заповеди, относящиеся к пасхальной ночи. Точно так же, хозяин дома распространяет это благословение на остальные заповеди, произнося его после Кидуша.
Этот порядок — Седер — остается постоянным на протяжении всей еврейской истории, и запрещено вносить в него какие-либо изменения. Хотя наши прегрешения привели к разрушению Иерусалимского Храма, и теперь мы не приносим ни пасхальную жертву, ни Хагигу и не можем исполнять заповеди, связанные с этими жертвоприношениями, число заповедей, которые мы исполняем за праздничным столом, все еще велико. К ним добавляются многочисленные постановления мудрецов, установленные специально для нашего времени с тем, чтобы мы не забывали о заповедях, которые исполнялись во времена Храма.
Поэтому несмотря на то, что реальное «наполнение» Седера сегодня несколько иное, нежели в древние времена, времена Храма, он и сегодня проводится в порядке, установленном когда-то нашими мудрецами. Это будет продолжаться до тех пор, пока — как мы надеемся, совсем скоро, еще в наши дни — не будет восстановлен Храм, и мы не начнем проводить Седер так же, как в древние времена. Мы должны проявить достаточно мудрости и тщательно выполнять все эти постановления без исключения, поскольку в них нет ни одной маловажной детали» Маариль.
Вот что сказано на эту тему в святой книге Зогар: Следущая заповедь — рассказ, прославляющий Исход из Египта, — непременно обязывает каждого из нас. Ведь сказано, что каждый, кто рассказывает об Исходе из Египта с радостью и весельем, приглашен праздновать и веселиться в присутствии Всевышнего в будущем мире. А это — величайшая из радостей, которой может удостоиться человек, — ликовать вместе со Всевышним.
Он сам радуется, слушая этот рассказ. В этот час Он созывает свою свиту и говорит ей: «Идите и слушайте рассказ, прославляющий Мое величие, который рассказывают Мои сыновья, радующиеся дарованному Мною спасением! И собирается вся свита и отправляется в еврейские дома — слушать радостный рассказ, прославляющий дарованное Всевышним освобождение.
Затем эта свита возвращается к Всевышнему и благодарит Его за все эти чудеса и подвиги, прославляет Его, ибо Ему принадлежит святой народ, живущий на земле и радующийся посланному Всевышним освобождению. Таким образом увеличивается мощь Небес и выходит, что Израиль преумножает силу Всевышнего. Так возрастает мощь царя, когда люди прославляют его подвиги, благодарят его, трепещут перед ним и падают ниц перед его величием.
По всем этим причинам необходимо прославлять Всевышнего, рассказывая об Исходе из Египта…» Поэтому каждый из нас должен постоянно рассказывать о величии Всевышнего и прославлять чудеса, постоянно совершаемые Им. Естественно было бы спросить: «Для чего выдумана эта заповедь — заповедь рассказа об Исходе? Ведь Всевышний знает все, что было, и все, что будет, — для чего же мы рассказываем Ему о том, что Он сделал и что прекрасно Ему известно?
Услышав его, собирается вся свита Всевышнего. Она благодарит и прославляет Его, и Его величие возрастает и распространяется и вверх, и вниз. Да будет Он благословенен, Амен, Амен.
В обычаях и законах, установленных мудрецами в отношении этой ночи, скрыты величайшие, возвышеннейшие тайны мироздания. Даже различия в обычаях, принятых разными общинами, являются священными и необходимо их сохранять. Поэтому каждый из нас должен тщательно соблюдать обычаи своих отцов, даже когда мы не понимаем их скрытого смысла, а только прямой и непосредственный, — ведь мы обязаны подчиняться указаниям мудрецов и поступать так же, как поступали они, руководствоваться теми же устремлениями и придавать своим поступкам тот же смысл.
Таким образом, исполняя заповеди, связанные с пасхальной ночью, мы удостаиваемся соприкоснуться с величайшей святостью. Ведь святость, достигаемая посредством духовного очищения и сердечной радости, выше той, которая достигается самым могучим разумом. Вот почему так умножили мудрецы прославления этой ночи, равно как и прославления Израиля, очищающегося и освящающегося исполнением заповедей за пасхальным столом.
Они сказали: «Всевышний покидает свою свиту на Небесах и праведников в раю и отправляется на землю к еврейскому народу, радующемуся заповедям пасхальной ночи и прославляющему Его». Хотя мы и не посвящены в тайные разделы Торы, Всевышний наградит нас за твердую веру в возвышенный смысл всего, что связано с пасхальным Седером. Точно так же мы будем награждены за то, что усвоили хотя бы непосредственный смысл всех законов и обычаев Седера, все то, что открыто каждому из нас, — ведь изучение всего, что доступно нашему пониманию, является нашей прямой обязанностью.
Обсуждая слово «Седер» — «порядок» — в применении к пасхальной ночи, Магараль из Праги писал, что оно призвано напоминать о том, что чудеса, совершенные Всевышним в Египте и прославляемые в эту ночь, являются источником и прообразом всех чудес, совершенных Всевышним во все времена, равно как и тех, которые Он совершит в будущем до самого конца времен, ибо все они совершаются в соответствии с изначальным планом и в установленном порядке. Нет ничего, что не было бы задумано Всевышним с самого начала, равно как нет чуда, которое не было бы совершено в задуманном Всевышним порядке. Это относится и к истории еврейского народа — хотя и в ней нашлось место порабощению и изгнанию.
Мудрецы дали еще одно объяснение слову «Седер» в применении к пасхальной ночи, с которой начинается первый праздничный день Песаха. Этот день устанавливает точку отсчета всем праздничным и иным примечательным дням еврейского года. Более того — дни праздника Песах связаны с остальными праздничными днями и как бы символизируют их.
Об этом мы, если будет на то воля Всевышнего, еще расскажем. Это заповедь, обязывающая есть мацу, и рассказ об Исходе из Египта — заповедь чтения Агады. В Торе сказано: «В первый месяц, с четырнадцатого числа месяца, ешьте мацу» Шмот, 12,18 — это указание на заповедь о маце.
И хотя в Торе подчеркнуто — «В этот день», — наша традиция, передаваемая мудрецами, утверждает, что Агада должна читаться ночью 15-го Нисана, во время Седера, когда на столе перед нами лежит маца а во времена Храма лежали еще и марор и пасхальная жертва. Ведь недаром Тора продолжает: «Ради этого» — «ради того, чтобы выполнялись эти заповеди», то есть непосредственно во время Седера. Рассказывающий об Исходе указывает на них своему сыну и говорит: «Ради этого — ради того, чтобы я исполнял все эти заповеди — и поступил так со мною Г-сподь».
Еврейская традиция утверждает, что заповедь Торы «И скажи сыну твоему» следует понимать расширительно. Тот, чьи дети сидят вместе с ним за праздничным столом, должен рассказать об Исходе из Египта прежде всего им. Однако тот, чьи дети не находятся рядом или тот, у кого вообще нет детей , должен рассказывать всем присутствующим.
Более того, тот, кто проводит Седер в одиночестве, должен рассказывать об Исходе самому себе — так обязывает Тора. Маца и рассказ об Исходе — это две заповеди Торы, которые мы исполняем и в наше время. Остальные заповеди, предписанные Торой, — пасхальная жертва и сопутствующая ей жертва Хагига — в наше время исполнены быть не могут.
Заповедь, обязывающая есть марор в наше время, установлена не Торой, а еврейскими мудрецами. Как мы уже говорили, Тора обязывает есть марор только вместе с пасхальной жертвой. Мудрецы установили еще одну заповедь, относящуюся только к этой ночи, — заповедь, обязывающую выпить во время Седера четыре бокала вина.
Таким образом, в пасхальную ночь мы исполняем четыре особые, специальные заповеди. Две из них установлены Торой маца и Агада , две — мудрецами четыре бокала и марор. К этому следует добавить заповедь о Кидуше и благословение Шегехеяну предшествующие прочим, однако они не введены специально для этой ночи.
Кидуш над бокалом вина сопровождает все установленные Торой праздничные дни за исключением Йом Кипура, а Шегехеяну произносится в самых различных случаях, в частности, при исполнении праздничных заповедей. Необходимо отметить, что, по мнению многих авторитетов, заповедь, обязывающая устраивать Кидуш в праздничные дни, установлена Торой, — так же как заповедь о субботнем Кидуше. Для того, чтобы правильно выполнить эти пять заповедей Кидуш и четыре заповеди пасхальной ночи , для тою, чтобы восстановить в памяти временно отмененные заповеди о пасхальной жертве и Хагиге, а также по причинам, смысл которых следует хранить в тайне, наши мудрецы установили множество законов и обычаев, относящихся к этой ночи.
Среди них в порядке исполнения отметим следующие: возлежание за пасхальным столом, карпас, его обмакивание в соленую воду и омыва-ние рук перед этим, разламывание мацы и припрятывание части ее до конца трапезы, постоянный и обязывающий весь еврейский народ текст Агады, рассказывающей об Исходе из Египта и завершающейся благословением «Освободителя Израиля», специальное благословение на мацу, обмакивание марора в харосет и специальное благословение на него а также обмакнванне крутого яйца в соленую воду , обычай завершать трапезу афикоманом, чтение Галлеля и других текстов, прославляющих Всевышнего и т. Исполняя все эти заповеди, постановления и обычаи, мы обязательно вспоминаем рабство, предшествовавшее освобождению, и избавление, дарованное нам Всевышним в Египте. Таким образом, Седер и все этапы его проведения, по словам наших мудрецов, «начинается с осуждения и завершается прославлением».
Это значит, что Агада начинается с рассказа о рабстве и его причинах, а завершается историей избавления. Ведь до освящения Седера Кидушем мы не можем есть и пить все то, что указывают заповеди. Тот, кто производит Кидуш, произносит три благословения: на «Плоды виноградной лозы», «Освящающему Израиль и времена» и Шегехеяну.
Если пасхальная ночь выпадает на исход субботы, то добавляются еще два благословения, о которых речь ниже. Затем он выпивает бокал вина, при посредстве которого производился Кидуш — первый из четырех бокалов, предписанных заповедью. Второе правило: заповеди исполняются каждая в отдельности, а не «сериями».
Поэтому все четыре бокала выпиваются в разное время, отдельно друг от друга. Поскольку эта заповедь особенно близка нам, так как четыре бокала символизируют четыре разных названия, данных Торой избавлению евреев от рабства, равно как и четыре различных понятия, скрывающиеся за этими названиями, все бокалы выпиваются в особый момент, украшающий исполнение заповеди. Поэтому мудрецы выбрали для каждого из них наиболее красочный момент: после произнесения нескольких благословений, после прославления Всевышнего, в котором мы благодарим Его за дарованные Им милости, когда сердце радуется, и вино только увеличивает эту радость.
Если мы, вслед за мудрецами, разделим Галлелъ на две части «египетскую», малую, и общую, большую , то сможем понять, когда именно выпиваются все четыре бокала. Первый бокал — после благословений, связанных с Кидушем, второй — после завершения чтения Агады и «египетской» части Галлеля, включающей благословение «Освободителю Израиля», третий — после Биркат гамазон, «Благословения после трапезы», четвертый — после завершения второй части Галлеля, включая «Благословение на восхваления». Третье правило: поскольку, согласно Торе, желательно, чтобы Агада рассказывалась в ответ на вопрос ребенка, чтение ее несколько откладывается.
Вообще говоря, к чтению Агады, как и к исполнению любой другой заповеди Торы, следовало бы приступить как можно раньше, сразу же после Кидуша. Однако мы, для того, чтобы вызвать удивление у детей, сидящих за столом, и побудить их задавать вопросы, откладываем начало рассказа. Все новое и необычное, что дети видят в этот вечер, может пробудить их любопытство и вызвать недоуменные вопросы.
В таком случае слова Агады будут восприняты ими с особой остротой и отпечатаются в их сердцах, что и составляет основу заповеди. Поэтому прежде, чем приступить к чтению Агады, мы едим карпас, обмакивая его в соленую воду, разламываем пополам мацу и поднимаем — для общего обозрения — пасхальное блюдо. Четвертое правило: заповедь о маце предшествует заповеди о мароре.
Так было даже во времена Храма, когда есть марор нас обязывала заповедь Торы, поскольку в ней сказано: «С мацой и марором вы будете есть ее пасхальную жертву ». Маца названа в Торе перед марором и оттого всегда предшествовала ей — тем более справедливо это в наше время, когда есть марор обязывает нас не заповедь Торы, а заповедь, установленная мудрецами. Пятое правило: пасхальная трапеза завершается афикоманом.
Афикоман — половина разломанной мацы — выбран для завершения трапезы ввиду особого значения мацы в пасхальную ночь. Мы хотим, чтобы вкус мацы оставался во рту до утра, поэтому в самом конце трапезы, непосредственно перед Биркат гамазон, мы съедаем афикоман, после чего уже ничего не едим и ничего — кроме воды — не пьем. Однако это запрет не относится к третьему и четвертому бокалам вина, которые, следуя заповеди, мы выпиваем позже.
Кидуш и связанные с ним благословения. Омовение рук перед тем, как есть карпас, обмакивание его в соленую воду и произнесение благословения, после которого его едят. Затем разламывают пополам мацу для того, чтобы вызвать интерес у детей.
Хотя основная причина действий, содержащихся в этом параграфе, связана, как будет видно далее, с марором, мы производим их сразу после Кидуша, чтобы они стали прелюдией к пасхальному рассказу. Омовение рук — нетилат ядаим — производится точно так же, как перед трапезой, однако соответствующее благословение не произносится. Затем мы приступаем к исполнению центральной заповеди пасхальной ночи — чтению Агады, включая «египетскую» часть Галлеля и благословение «Освободителю Израиля».
Рассказ об Исходе из Египта предшествует даже исполнению установленной Торой заповеди о маце, потому что сама Тора обязывает нас привлечь к рассказу даже маленьких детей, в то время, как заповедь о маце к ним не относится. После этого наступает самый подходящий момент для того, чтобы торжественно выпить второй бокал вина, — сразу после завершения чтения Агады, «египетской» части Галлеля и благословения «Освободителю Израиля». Затем производится нетилат ядаим перед тем, как исполнить заповедь, обязывающую есть мацу, — на этот раз с благословением.
Съедают мацат-мицва, прочитав перед этим два благословения — Гамоци как на все виды хлеба и «Обязавшему нас есть мацу». Затем — сразу после исполнения заповеди о маце — наступает очередь заповеди о мароре, являющейся неотъемлемой частью пасхальной ночи. Перед тем, как есть марор, произносят благословение «Обязавшему нас есть марор», но не произносят благословение «Создавшему плоды земли» его мы произнесли перед тем, как есть карпас.
Он говорил: «Существует заповедь есть их вместе». Затем съедают крутое яйцо, окунув его в соленую воду. Делать это предписывает не заповедь, а обычай, который исполняют многие но не все общины Израиля.
Этим завершается первая часть Седера. Необходимо отметить, что в сефардских общинах принято есть яйцо во время чтения Агады, причем дважды. Существует обычай, исполняемый, прежде всего, первенцами, которые постились в канун Песаха, съедать яйцо сразу после Кидуша.
Праздничная трапеза. Она завершается перед тем, как съедают афикоман. Им завершают пасхальную трапезу.
Биркат гамазон — как во все другие дни. Третий бокал, который выпивается после чтения Биркат гамазон. Затем читается вторая часть Галлеля и произносится «Благословение на восхваления».
После этого наступает черед последнего, четвертого бокала вина, соответствующего словам Торы: «И Я взял вас Себе как Свой народ» — четвертому определению избавления. Выпивается четвертый бокал вина. Произносится обычное благословение, читаемое после того, как пьют вино.
Затем читаются стихи, прославляющие Всевышнего, — пока все участники Седера не погружаются в сон.
Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру который своим отречением отпал от числа учеников , что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам». Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг снова пред ними явились два Ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле. Ангелы сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть». Вскоре сначала жены мироносицы, затем — близкие ученики встретили Его живым. Так впервые прозвучал пасхальный возглас — то, что передавали из уст в уста сначала Апостолы, затем — жители Иерусалима: «Христос Воскрес!
Воскресение Христово Фреска монастыря Хора, Константинополь, 14 век, pravoslavie. Вся она — торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью. В праздник Пасхи начинается разговление после длительного Великого поста, и главными атрибутами праздничного стола являются крашеные яйца, кулич и пасха сладкое блюдо из творога с изюмом. Крашеное яйцо раньше — это были только красные яйца — символ мира, обагренного кровью Иисуса Христа и через это возрождающегося к новой жизни. Кулич высокий хлеб из сдобного теста — символ тела Господнего, к которому должны причащаться верующие. Кстати, вся эта пасхальная еда освящается в церкви накануне — в Страстную субботу. Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день.
Но то, что изображено на картинке, куличом не является. Иоанн Авдюшин, иерей, клирик Екатеринбургской епархии По словам священника, кулич — это известное блюдо, сделанное по известному рецепту. Выходит, что «православные маффины» не такие уж и православные. Впрочем, священник напомнил, что главное в Пасхе — это не правильные кулинарные изделия.
Пасха: история, богослужение, традиции
Религия - 26 апреля 2024 - Новости Екатеринбурга - Когда Пасха в 2024 году. Пасха всегда выпадает на воскресенье, а вот точной даты нет, так как она рассчитывается по лунному календарю. Пасха – 2024: история и традиции светлого праздника, главные угощения. Православные верующие отмечают Пасху в 2024 году 5 мая. Некоторые считают, что обычай печь куличи на Пасху пошёл от евреев, которые пекли свой пасхальный хлеб, который называется маца. Это не так. Пасха – это самый главный праздник всего православного мира, отмечается в первое полнолуние, считая с дня весеннего равноденствия.
Истинное значение Пасхи для христиан: смысл библейского праздника
Пасха в России, как и во всем остальном мире – центральный христианский праздник. Поскольку дата праздника – плавающая, многие каждый год задаются вопросом «Какого числа Пасха?». Откуда пошла пасхальная традиция красить яйца? Еще одной традицией на Пасху у православных (и не только) является красить куриные яйца. праздник пасха. Суть христианского праздника Пасхи уходит корнями в Ветхий Завет, в книгу Исход, которая описывает первую Пасху и исход евреев из египетского рабства. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Этот опыт открыл мои глаза на истинное значение Пасхи и его смысл для современных христиан во всех поколениях».
Стрельба из ружей, качели и лапта: неизвестные традиции нижегородской Пасхи
О некоторых пасхальных традициях вы скорее всего не слышали Источник: Виталий Калистратов Почти все знают основные традиции празднования Пасхи — главного православного праздника. Это посещение церкви, обмен крашеными яйцами с приветствием друг друга словами «Христос воскрес» — «Воистину воскрес», семейное застолье с традиционными блюдами после поста. Однако в разных уголках России в старину были и свои особенные традиции празднования Пасхи. RU рассказывает о некоторых из них, которые существовали в Нижегородской области. Основные традиции празднования Пасхи на Руси В нашей стране Воскресение Христово всегда встречали в храме: торжественная служба начиналась еще до полуночи, а заканчивалась ранним утром.
Именно в церкви верующие впервые слышали радостную весть: «Христос Воскрес» и отвечали — «Воистину Воскрес». Такими приветствиями, а также троекратными поцелуями верующие обменивались в течение 40 дней после Пасхи. На Пасху существовала традиция дарить друг другу крашеные яйца. Этот обычай связан с притчей, что, когда Мария Магдалина преподнесла императору Тиберию яйцо и сообщила о воскрешении Христа, тот ответил, что скорее яйцо станет красным, чем мертвый воскреснет.
Дав в помощь Моисею его брата Аарона, Господь творил через них чудеса и насылал на египтян различные казни числом 10. Египетский фараон долго не желал отпустить своих рабов на свободу. Тогда Бог повелел израильтянам вечером заколоть на каждое семейство по одному годовалому ягнёнку мужского пола и без порока. А кровью его помазать перекладины дверей своего жилища. Ягнёнка нужно было съесть за ночь, не ломая его костей. Ночью ангел Божий прошёл по Египту и умертвил всех египетских первенцев от скота до человека, а еврейские жилища не тронул. В страхе фараон изгнал израильтян из страны. Но когда те подходили к берегам Красного моря, он опомнился и погнался за своими рабами.
Однако Бог разверз воды морские и провёл евреев по морю, как по суше, а фараон был потоплен. В честь этого события с тех пор и до сего дня евреи празднуют Пасху, как освобождение от египетского плена.
Начало отсчета Пасхального торжества привязано к весеннему полнолунию, которое наблюдается после дня весеннего равноденствия. Из-за разных взглядов на вычисление даты Пасхи, католики и православные празднуют этот праздник в разные дни, но бывают исключения, когда они совпадают В этом году православное Пасхальное воскресенье приходится на 2 мая, а католическое на 4 апреля. Вообще Пасха может быть в любое воскресенье в промежутке с 4 апреля по 8 мая по новому стилю. Так что в этом году православная Пасха поздняя. Споры о дате Пасхального воскресения не утихают столетиями, поэтому католики и православные отмечают его в разные даты. Хотя бывает такое, что день может совпасть.
Ближайший такой случай будет в 2025 году. Откуда появилась традиция красить яйца на Пасху В наше время многие красят яйца на Пасху, и не задумываются зачем это делать. А вот в православии этот обычай был священным таинством, который соблюдали абсолютно все верующие На данный момент существует несколько гипотез возникновения этой традиции, но ни одна из них документально не подтверждена. По одной из версий, этот обычай произошел от Марии Магдалины, которая первой пошла сообщить императору Тиберию благую весть, что Иисус Христос воскрес. С пустыми руками она не могла к нему прийти, а на подарок денег не было, вот и взяла в качестве подарка с собой яйцо, которое символизирует жизнь и этапы ее развития. Естественно, император не поверил в такое чудо, что кто-то может воскреснуть, он рассмеялся и сказал, что скорее это белое куриное яйцо станет красным, нежели это окажется правдой. Но, к его удивлению, цвет яйца незамедлительно поменял цвет. Красный цвет символизировал кровь, которую пролил Иисус.
Мария Магдалена сообщает императору Тиберию добрую новость о Воскресении Иисуса По второй версии этот обычай появился из-за девы Марии. Говорят, что она начала красить яйца, чтобы таким образом развлечь младенца Иисуса. Третья версия принадлежит ученым, которые считают, что это было придумано для практичности. Так как во время Великого поста не разрешалось есть яйца, их отваривали, чтобы они не успели испортиться. А, чтобы потом легко отличить вареные от сырых, их окрашивали в различные цвета. В христианских обычаях пасхальное яйцо символизирует Гроб Господень, который скрывает в себе вечную жизнь. Две тысячи лет назад в Палестине гробницы делали в пещерах, прорубая туннель, закрывая вход туда камнем. Согласно преданиям, камень по форме напоминал очертания яйца.
Для христиан пасхальное яйцо — символ Воскресения Иисуса, ведь под скорлупой яйца всегда скрывается новая жизнь.
В этом году православные отмечают Светлое Христово воскресение 2 мая. В некоторых конфессиях протестантского христианства Пасхальное воскресенье знаменует начало Пасхи или Пасхального сезона. Пасха заканчивается на 50-й день после Светлого воскресения. The Resurrection of Christ, Pieter Paul Rubens В восточно-православных ветвях христианства Пасхальное воскресенье служит началом сезона Пасхи, который заканчивается через 40 дней праздником, известным как Праздник Вознесения. Поэтому Пасха — очень важная дата в христианском календаре. Согласно Новому Завету, Иисус был арестован римскими властями, главным образом потому, что он утверждал, что он «Сын Божий», хотя историки ставят под сомнение этот мотив, при этом некоторые говорят, что римляне могли рассматривать его как угрозу для империи.
Он был приговорен к смерти Понтием Пилатом, римским префектом Иудии. Казнь Иисуса через распятие, отмеченная христианским каноном как Страстная пятница, и последующее воскресение через три дня — основа пасхальной традиции. The Crucifixion of Christ and the Two Thieves, Michelangelo Buonarroti Все четыре Евангелия Нового Завета Матфей, Марк, Лука и Иоанн , хоть и несколько по-разному, но заявляют, что тем, кто верит в смерть и воскресение Иисуса, дан «дар вечной жизни», что означает, что верующих ожидает Царство Небесное после их земной смерти. Однако многие традиции и символы, которые играют ключевую роль в соблюдении ритуалов Пасхи, на самом деле уходят корнями в языческие праздники — особенно языческой богини Эостре — и в еврейский праздник Пасхи. Действительно, христианская Пасха также связана с еврейским праздником Пасхи и с исходом евреев из Египта, как это описано в Ветхом Завете. Эти связи ясно видны в Тайной вечере, которая произошла за ночь до ареста Иисуса, и в страданиях, которые Иисус претерпел после ареста. Тайная вечеря была по сути пасхальным праздником.
Тем не менее, в притчах Нового Завета Иисус придает этому новое значение: Он называет мацу или хлеб , которую он разделил со своими 12 апостолами, своим «телом», а чашу вина, которую они пили, — своей «кровью».
Пасха. История и традиции главного праздника христиан
И потому православная Пасха на Руси вобрала в себя много языческого наследия. Многие обряды и поверья древних празднеств весеннего цикла перешли на Пасху. Например, многим сегодня невдомек, что христианский пасхальный обычай расписывать или красить яйца и одаривать ими друг друга восходит к древним дохристианским вешним обрядам. Крашение и роспись яиц — это древняя сакральная традиция. Яйцо — искони было символом Жизни, и Вселенной, символом первоначального Творения, Плодородия и Вечности, Солнца, зарождения новой жизни. Мировое Яйцо, из которого родился мир, есть в мифах не только славян, но и финнов, полинезийцев, японцев, инков, индийцев, китайцев, финикийцев… Яйцо также символизирует жизненную энергию и силу, рождение и возрождение, весну. Как одно из звеньев бесконечной цепи рождений и смертей: из «неживого» яйца рождается живое существо, которое сносит неживое яйцо, из которого, в свою очередь вновь рождается существо живое. Поэтому яйца играли важную роль в древних обрядах плодородия. А также служили в виде укрепляющей еды при погребении для путешествия в потусторонний мир. Отсюда и традиция оставлять на могилках яйца, поминать ими покойных. В некоторых местах России и Украины существовал обычай ставить на праздничный стол тарелку с землёй, на которой зеленели проросшие всходы овса.
На зелень клали столько крашеных яиц, скольких предков хотели помянуть. Этот обряд совершали в первую очередь те селяне, которые не могли в этот день побывать на могиле своих родителей. Символическая могилка могла стоять так до Радуницы Вешних Дедов. Яйцо, окрашенное в красный цвет, символизировало Жизнь, Возрождение и жизненную Родовую Силу. С принятием христианства эту традицию переосмыслили под новую религию. Расписанным сакральными узорами яйцам писанкам придавалась магическая сила. С ним выгоняли первый раз на выпас корову, чтобы предохранить её от волков и порчи, или зарывали писанку в первую борозду, дабы обеспечить плодородие земле, писанками лечили, заклинали поля от града, грозы, бури и т. Писанку держали в доме, в красном углу как святыню, наравне с иконами. Обычай ходить в Пасху на кладбище и «христосоваться» там с умершими соблюдается до сих пор, и он также восходит к древнейшим временам языческой Руси.
Праздник светлой Пасхи сопряжен с определенными традициями, которые стараются соблюдать верующие христиане, причем разных конфессий.
Православные христиане к Пасхе: красят яйца освящают праздничные продукты в церкви в некоторых регионах России делают творожную пасху ходят на службу в церкви держат строгий пост если позволяет здоровье. Его здесь нет, Он воскрес, как и говорил ранее. Песах - это еврейская Пасха, которая отмечается ежегодно 14 нисана - в первый месяц года по еврейскому календарю. Именно для того, чтобы отметить Песах, Иисус Христос совершил паломничество в Иерусалим, где позднее его распяли. Понтий Пилат, руководивший Иудеей Израилем от имени Римской империи, приговорил Иисуса Христа к смертной казни через распятие - распространенной в древнем мире высшей мере наказания. Пятница перед Пасхой В пятницу перед Пасхой Воскрешением приговор был приведен в исполнение: Иисуса Христа вместе с двумя преступниками распяли на горе Голгофа в старом городе Иерусалима. Воскрешение Через два дня Иисус Христос, тело которого было помещено в скале так хоронили на территории пустынного Израиля , воскрес, покинув место упокоения. В христианской традиции считается, что душам тех, кто уверовал в воскрешение Иисуса Христа, дарована вечная жизнь в Царстве Небесном. Сколько дней праздновать Пасху? В православной традиции все дни вплоть до праздника Вознесения Господня считаются пасхальными, то есть непосредственно с днем Пасхи в этом году 5 мая и днем Вознесения в 2024 году - 13 июня всего получается 40 дней празднования Пасхи.
Согласно Новому Завету, Иисус Христос после воскрешения оставался на Земле именно 40 дней для того, чтобы подготовить своих учеников и последователей к проповедованию Слова Божия. В чем разница между католической и православной Пасхой? И католическая, и православная Пасха посвящены одному событию - чествованию воскрешения Иисуса Христа, однако традиции западной и восточных христианских церквей различаются.
В христианских обычаях пасхальное яйцо символизирует Гроб Господень, который скрывает в себе вечную жизнь. Две тысячи лет назад в Палестине гробницы делали в пещерах, прорубая туннель, закрывая вход туда камнем.
Согласно преданиям, камень по форме напоминал очертания яйца. Для христиан пасхальное яйцо — символ Воскресения Иисуса, ведь под скорлупой яйца всегда скрывается новая жизнь. Красный цвет пасхальных яиц наиболее чато встречается еще с давних времен Раньше яйца окрашивали в основном в красный цвет, но со временем добавились и другие цвета. А в наше время пасхальные яйца стали отдельным видом искусства. Сейчас, помимо разных цветов, окрашивают матовыми, перламутровыми, мраморными, растрескивающимися красками.
Также рисуют различные орнаменты, узоры и даже картины. Украшают бисером, наклейками и другими декоративными материалами. В современном мире много интересных идей для окраски пасхальных яиц. Можно сказать, что это стало определенным видом искусства Выбирать цвета пасхальных яиц следует осознанно. Вот, что символизируют основные цвета окраски пасхальных яиц: красный — наиболее популярный цвет, означающий пролитую кровь Иисуса на кресте, а также вечную жизнь; синий — символ мирного неба и ангельской обители; желтый — цвет солнца и безбедной жизни; зеленый — оттенок, символизирующий здоровье, гармонию и весеннее пробуждение природы; оранжевый — символизирует веселье и радость; коричневый — означает благополучие и плодородность земли.
Традицию красить яйца соблюдают как христиане, так и католики. Единственное отличие, что католики любят использовать больше различных цветов, разрисовывая их узорами. А еще у них есть традиционные пасхальные лакомства в виде шоколадных яиц. Как куличи стали одним из главных атрибутов праздника Со временем принятия христианства, хлеб, который использовали для пасхальных обрядов стали называть куличом. В русских традициях кулич — это высокий хлеб из сдобного дрожжевого теста в форме цилиндра, который выпекают во имя воскрешения Иисуса.
В тесто кулича добавляют изюм, курагу, цукаты и так далее, украшая белой глазурью и различными присыпками. Яйца, кулич и другие продукты обязательно освящают в церкви в Светлую субботу. Тесто для кулича неспроста делают из сладкого сдобного теста. Так как Иисус Христос, до принесения великой жертвы, ел исключительно пресный хлеб. Но, после чудесного воскрешения, он мог позволить себе необычайно вкусный, мягкий, сдобный и ароматный хлеб.
Поэтому кулич и был выбран символом праздника в честь этого радостного и светлого события.
Участие в праздновании Пасхи помогает верующим пережить радость Воскресения Христа, укрепить свои духовные связи и насладиться атмосферой любви и взаимопомощи. Кроме того, сохранение и передача традиций праздника Пасхи способствуют укреплению православной культуры и идентичности. В условиях современного мира, когда сталкиваются разные культуры и верования, поддержание традиций и обрядов праздника Пасхи является одним из способов сохранения и выражения своей веры, уникальности и самобытности.
Празднование Пасхи также способствует духовному обновлению и личностному росту православных христиан. Ведь каждый год в преддверии праздника верующие посвящают себя подготовке к Великой неделе, участвуют в посте, исповеди и молитве, что способствует очищению души и тела, развитию духовности и самопознанию. Празднование Пасхи является источником вдохновения и энергии для верующих, помогая им справляться с трудностями и испытаниями повседневной жизни, опираясь на глубокую веру в Бога и утешение, которое приносит Воскресение Христово. Таким образом, сохранение и передача традиций праздника Пасхи играют важную роль в духовном развитии православных христиан и в формировании их идентичности.
Традиции и обряды праздника Пасхи помогают верующим укрепить свою веру, обрести духовную поддержку и вдохновение для преодоления трудностей, а также развиваться в духовном плане, стремясь к совершенству и гармонии. Важность сохранения и передачи традиций праздника Пасхи Важно осознавать, что празднование Пасхи — это не просто соблюдение ритуалов и традиций, но и возможность для каждого православного христианина глубже проникнуть в суть своей веры и взаимодействовать с Богом. Пасха напоминает верующим о любви и милосердии Божием, прощении грехов и обретении духовной свободы через Воскресение Христово. Для православных христиан праздник Пасхи имеет особую ценность, поскольку позволяет заново осмыслить свою жизнь и духовные приоритеты.
Пасха является временем возрождения и обновления, когда верующие могут отбросить старые грехи и недостатки, научиться прощать и просить прощения, а также развивать свою духовность и еще более тесно связываться с Богом и ближними. Таким образом, сохранение и передача традиций праздника Пасхи являются неотъемлемой частью православной культуры и духовного наследия, которое помогает поддерживать силу и ценность веры в условиях современного мира. Празднование Пасхи наполняет сердца верующих радостью и благодатью, укрепляет их духовную связь с Богом и позволяет им быть светом и примером для окружающих. Праздник Пасхи ставит перед православными христианами задачу сохранить и развивать духовные ценности и учения, переданные им от предков, и внедрять их в свою жизнь, чтобы стать достойными своего духовного наследия и способствовать духовному преображению общества.
В этом контексте православный праздник Пасхи имеет глубокий и всеобъемлющий смысл, который актуален как для прошлых поколений, так и для современных православных христиан. Осознавая важность сохранения и передачи традиций праздника Пасхи, православные христиане прилагают усилия к тому, чтобы обучать молодое поколение основам веры и тонкостям празднования. Богослужения, семейные традиции и обряды, связанные с Пасхой, несут в себе ценные уроки духовности, любви и единения. Воспитание детей в духе православной культуры и уважение к религиозным традициям помогут им стать полноценными членами церковного сообщества и сохранить национальное духовное наследие.
Важным аспектом передачи традиций является включение молодежи в общественную и церковную жизнь. Многие православные приходы и организации активно работают с молодежью, предлагая им возможности для общения, обучения и участия в добротных делах. Таким образом, молодые люди могут узнать больше о своей вере и принять активное участие в праздновании Пасхи, а также в других духовных событиях и мероприятиях. Также стоит отметить, что современные технологии и средства массовой информации могут быть использованы для распространения и обсуждения идей и ценностей, связанных с Пасхой и православной верой в целом.
Интернет, телевидение и социальные сети являются мощным инструментом для обмена знаниями и опытом, что способствует укреплению духовных связей и взаимопониманию между православными христианами разных возрастов и социальных групп. Хочется подчеркнуть, что сохранение и передача традиций праздника Пасхи являются важным фактором в духовном развитии православных христиан и укреплении их веры. Принимая участие в праздновании Пасхи и осваивая духовные ценности, верующие смогут преодолеть современные вызовы и противостоять духовному упадку. Верность традициям и вере позволит православным христианам сохранить свою национальную идентичность, культурное наследие и духовные основы.
Вместе с тем, участие в праздновании Пасхи помогает формированию духовной гармонии, благочестия и любви к ближнему. Важно поддерживать диалог между разными поколениями и общинами, обсуждая вопросы веры и традиций, а также открывая новые пути и возможности для духовного роста и самосовершенствования. В этом контексте, праздник Пасхи предоставляет отличную возможность для обмена опытом, знаниями и духовными ценностями. Следует помнить, что для православных христиан Пасха является главным праздником и вершиной духовной жизни.
В праздновании Пасхи каждый верующий может найти свою индивидуальную дорогу к Богу и понять смысл своей жизни. Через традиции и обряды, связанные с праздником, каждый православный христианин может укрепить свою веру, научиться любви и терпению, а также осознать глубину духовного единения с Богом и ближними. Сохранение и передача традиций праздника Пасхи играют ключевую роль в духовном развитии православных христиан и укреплении их веры. Празднование Пасхи позволяет каждому верующему пережить радость Воскресения Христова, укрепить свою веру и обрести духовное обновление.
Празднование Пасхи также является возможностью для православных христиан приобщиться к духовным истокам своей веры, исследовать и изучать Священное Писание и учения святых отцов.