Российское правительство приняло решение продлить механизм параллельного импорта на 2024 год, в целом ведется постоянная работа по его корректировке: ожидается постепенное уменьшение перечня и номенклатуры, сообщил в интервью РИА Новости вице-премьер. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Хотя отделять зерна от плевел, то есть параллельный импорт от контрафакта, сейчас непросто. Для простых потребителей и продавцов есть хорошие новости: товары можно вернуть на рынок — с помощью параллельного импорта. Турция остановила параллельный импорт в Россию товаров, которые ранее попали под санкции западных.
В России узаконили параллельный импорт
Объемы параллельного импорта действительно снижаются, на что влияют как ограничения властей, так и расширение ассортимента «белых» иномарок. Кто бы спорил: пусть совсем ненадолго, но параллельный импорт стал небольшой отдушиной, позволившей как-то пережить турбулентность. Правительство разрешило параллельный импорт, но не для всех товаров.
Обновленный перечень товаров для параллельного импорта вступит в силу 04.11.2023
В России узаконили параллельный импорт | Российское правительство приняло решение продлить механизм параллельного импорта на 2024 год, в целом ведется постоянная работа по его корректировке: ожидается постепенное уменьшение перечня и номенклатуры, сообщил в интервью РИА Новости вице-премьер. |
Машины из «параллельного импорта» подешевели. | Параллельный импорт не способен решить задачу возобновляемости автомобилей, поскольку главная проблема заключается в регламентах и ограничениях по работе с Россией со стороны производителей и ретейлеров. |
Параллельный импорт
Литовская Республика в одностороннем порядке приняла решение о прекращении движения лиц и транспортных средств через автодорожные пункты пропуска сопредельные с "Привалкой" и "Котловкой" на белорусской стороне. Кроме того, Литва искусственно сдерживает пропуск транспортных средств международной перевозки ТСМП в действующих на белорусско-литовском участке таможенной границы ЕАЭС пунктах пропуска.
Тот факт, что машина уже стоит на учете в России, ничего не меняет: срок давности по таким взысканиям составляет три года. ФТС имеет право дособирать разницу в утилизационных сборах, пошлинах, НДС и акцизах и, по мнению экспертов, намерена это делать. Речь идет не только о «льготных» схемах растаможки через страны ЕАЭС. Взыскать могут, например, разницу в утильсборе, если налоговики установили, что машина ввезена для перепродажи. Это касается в том числе автомобилей, импортированных до августа 2023 года тогда изменились правила взимания утильсбора. То есть сам факт перепродажи нескольких машин может служить основанием для начисления сотен тысяч рублей по коммерческому тарифу: вот подробный разбор такой ситуации.
RU Для автомобилей, ввезенных до августа 2023 года, таможенные сборы в первую очередь попытаются взыскать с импортера перекупщика , а вот для более поздних машин обязанность по уплате, например, коммерческого утильсбора лежит уже на новом владельце. Но даже если ФТС предъявляет претензии импортеру, фактический владелец машины может пострадать, поскольку основной мерой воздействия является приостановка регистрации автомобиля. В зоне особого риска оказываются владельцы автомобилей, ввезенных физическим лицом через страны ЕАЭС и проданных затем под видом «полностью растаможенных». Занижение платежей было повсеместной практикой, при этом предъявить что-либо частнику-перекупщику, как правило, сложно. Если автомобиль куплен у юрлица и был зарегистрирован на него, автовладелец попадает под действие закона «О защите прав потребителей» и, по крайней мере, имеет возможность расторгнуть такой договор. Конечно, если продавец — не фирма-однодневка. С большой вероятностью параллельным импортом продолжат заниматься крупные юрлица, тогда как преимущество частного полулегального ввоза сойдет на нет.
Его разрешение в данном случае не требуется. Декларацию дополняют документами на товар. Оплачиваются таможенная пошлина и НДС в определённых случаях. Как платить налоги на параллельном импорте С точки зрения бухгалтерского и налогового учёта параллельный импорт не отличается от обычного: все операции проводятся в стандартном порядке. Налог на прибыль Таможенные пошлины относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией подп. При кассовом методе их списание осуществляется в отчётном периоде, когда они были начислены или уплачены подп. Торговые компании вправе включать сумму таможенных пошлин в стоимость товаров, поскольку эти расходы связаны с приобретением продукции ст. Растаможка и уплата налога уже произведены в другой стране ЕАЭС.
Не из ЕАЭС. После оприходования товаров можно принять НДС к вычету п. Транзитом через ЕАЭС. Затем можно принять налог к вычету п. Исключением является ситуация, когда таможенный агент прошёл растаможку и внёс НДС в одной из стран ЕАЭС по поручению зарубежного поставщика. Тогда растаможивать продукцию и оплачивать ввозной НДС не надо п. Единый налоговый счёт и единый налоговый платёж: всё, что известно о нововведениях Гарантийные обязательства по товару, ввезённому по параллельному импорту Вид импорта никоим образом не влияет на гарантийные обязательства продавца: бизнес обязан исполнять требования закона по безопасности и качеству реализуемой продукции. Параллельный импорт не лишает потребителя права на гарантийное обслуживание и техническую поддержку.
Производитель, импортёр или продавец обязаны устанавливать срок службы на товар, обеспечивать в течение этого периода техобслуживание и ремонт ст. В случае параллельного импорта покупатель не сможет обратиться напрямую к производителю, поэтому он вправе потребовать у продавца решения проблемы некачественного товара. В зависимости от ситуации продавцу придётся менять товар, ремонтировать его за свой счёт, возвращать деньги, выплачивать неустойку. Риски для параллельных импортёров Прежде чем заняться параллельным импортом, объективно оцените риски такого режима: Приобретение контрафакта. Вы должны быть уверены в оригинальности товара и иметь на руках документацию, подтверждающую подлинность. В противном случае продукция будет признана подделкой. Проблемы с адаптацией под российского потребителя. Обращайте внимание, русифицирован ли продукт: интерфейс, клавиатура.
Функционален ли товар на территории РФ: например, россияне столкнулись с блокировкой продукции Samsung — сим-карта смартфонов не могла обнаружить сеть.
По разным оценкам, на рынке в 2023 году на треть выросло число автозапчастей, качество которых оставляет желать лучшего. В продаже появилась фактически самопальная медицинская техника.
Однако и в ФТС, и в профильных ассоциациях считают, что наплыв контрафактных товаров напрямую с параллельным импортом не связан. То есть товары ушедших западных производителей теперь закупают продукции в Индии или Китае и везут в Россию без разрешения правообладателя. Продукция официально проходит через все таможенные процедуры.
Нюанс в том, что завозить таким путем можно товары по списку, составленному Минпромторгом России. Понятно, что под санкциями никакого «белого» импорта санкционных товаров просто быть не может — у вас всегда входящие документы будут искажены под так называемые «товары прикрытия», под видом которых оформляют реально ввозимые товары. Но это никак не связанно с «параллельностью» импорта в части наличия согласия правообладателя интеллектуальных прав», — пояснил ЕАН глава Ассоциации параллельного импорта России Анатолий Семенов.
Но в этой схеме есть нюанс. Секретарь Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Максим Спасский рассказал, что с подсанкционными товарами параллельный импорт не работает.
Таможня дает добро: как налажен параллельный импорт в России
слишком рискованная стратегия для предпринимателя. 6 мая правительство РФ разрешило параллельный импорт и утвердило перечень иностранных товаров, которые можно ввозить в страну без разрешения правообладателя. В Минпромторге все-таки прислушались к пожеланию покупателей, продавцов, журналистов и общественников, которые считают, что параллельный импорт автомобилей нужно сохранить. «При всех проблемах параллельный импорт снижает давление на рынок и в целом препятствует росту цен, – комментирует директор Института торговой политики Высшей школы экономики Александр Данильцев. Что такое параллельный импорт, на какие нормы права опирается новый порядок ввоза товаров и что можно ввозить в Россию в 2023 году — разбираемся в статье.
Параллельному импорту спрос будет параллелен
Хорошо это или плохо? С позиций сокращения выбора в некоторых сегментах это не очень хорошо, а с позиций регулирования рынка — очень даже хорошо: он приходит к норме. Что касается запрета на ввоз «электричек» Zeekr и прочей экзотики, поклонникам Зикров расстраиваться не нужно, ибо представительство Geely наверняка перезапустит свой бренд в России уже официально, тем более что Zeekr раскручен, каналы сбыта есть и, самое главное, есть аудитория. По крайней мере, если бы директором Geely был я, то немедленно это сделал. Доли остальных брендов несущественны. Zeekr 001, фото из объявлений на Дроме.
Но эксперты говорят также о нехватке там готовых для застройки площадок. Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ» Число запросов российских компаний на склады в постсоветских странах к началу весны увеличилось вдвое, почти до 400 тыс. Интерес к рынкам СНГ начал резко расти еще в прошлом году, когда потребовалось налаживать логистические цепочки для параллельного импорта в Россию, отмечают аналитики. Белоруссия, Казахстан и среднеазиатские страны стали основным альтернативным каналом ввоза продукции из Европы, США, Японии в РФ и вывоза российских товаров на зарубежные рынки, поясняют в ГК «Деловые линии». Появление транзита через третьи страны увеличило спрос на кросс-доковые операции, добавляет директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов. Кроме того, ряд международных компаний рассматривает работу в СНГ как возможность для продолжения бизнеса с РФ, добавляет Евгений Макаров, вице-президент Noytech Supply Chain Solutions по складской логистике, начинающей реализацию нескольких проектов для поставок товаров в РФ через страны СНГ.
Но это товары, без которых российская экономика просто не сможет работать. В итоге предприниматели, по словам Спасского, поставляют товары уже по «серой» схеме, а то и попросту работают на нелегальном положении, выискивая лазейки. Вы их «в белую» никак не завезете. Китайцы и сами не выпускают санкционные товары. Китайская таможня просто не выпустит подсанкционные товары. Это уже не «белый» импорт. Кроме того, все платежные цепочки отслеживаются финансовым управлением США. Когда вы делаете сделку через доллары, если вы платежную цепочку не разрываете, вас блокируют на каком-то этапе. Например, у банка «Солидарность» в этой связи было 16 корсчетов в Китае, остался один», — поясняет Максим Спасский. Источник ЕАН на рынке медоборудования, в свою очередь, отмечает, что по параллельному импорту контрафактная продукция на рынок практически не попадает.
Логистический сегмент вообще изменился первым, подчеркивает собеседник: импорт товаров из западных стран, отсутствующих в санкционных списках, попадает в РФ преимущественно путем перегрузки или перецепки в зонах ТЛЦ, небольшой процент продукции продолжают ввозить европейские перевозчики. Подобные искусственные ограничения увеличили транзитные сроки доставок и их стоимость в 2-5 раз. Механизм доставки продукции финализируется путем создания крупных хабов в соседних, лояльных либо нейтральных к России странах. Там в ближайшее время и будут консолидироваться товарные группы для последующих поставок в РФ. Этот процесс позволит обеспечить бесперебойность транспортировки грузов в нашу страну, а также стабилизирует стоимость логистики, которая остается крайне волатильной. Однако и эти тренды могут быть скорректированы на фоне ухудшения геополитической ситуации, отношений между Россией и соседними государствами или давления «коллективного Запада» на страны, чья территория и инфраструктура используется для поставок в РФ. Отдельное внимание эксперт предлагает обратить и на значительные изменения в диверсификации поставщиков: появляются все новые и новые поставки от альтернативных компаний из стран, не присоединившихся к западным пакетным санкциям. Кроме того, многие производители громко или тихо возвращаются после официального ухода и процедуры ребрендинга, даунбрендинга или дауннейминга. В итоге Россия уже получила титул главного в новейшей истории капитализма рынка и родины подобных схем. При этом в ЕС пока не видят активного участия Турции в реэкспорте товаров из ЕС на рынок РФ, и никаких данных на этот счет нет, отметил глава европейской дипломатии Жозеп Борель. Еще по теме В России могут подорожать зубные пасты и шампуни: что изменится с 15 декабря Однако тектонические сдвиги на рынках будут продолжаться еще долго и во всех без исключения сегментах, уверены аналитики. Да, официальные дилеры брендов, которые ушли с российского рынка, больше не имеют возможности поставлять продукцию по всей России. Но их бывшие покупатели, более мелкие оптовые и розничные компании продолжают продавать, практикуя параллельный импорт самостоятельно или уже через других дистрибьюторов. Так в цепочке дистрибуции появляются новые игроки, а те, кто не успели перестроиться, либо теряют свою долю, либо уходят с рынка. Кроме того, выстраиваются целые новые бизнесы и для конечных клиентов: например, покупки или выкупа товаров ушедших из России брендов. Но после ухода иностранных компаний появилась новая категория покупателей, которая привыкла пользоваться любимыми брендами. Мы придумали новую услугу по выкупу товаров через наших проверенных байеров-партнеров. На большинстве электронных площадок, включая Avito, теперь вообще работают сотни бизнесов и отдельных байеров, предлагающих покупку, выкуп или доставку недоступных в России товаров. В сети продолжается настоящий бум предложений по созданию магазинов по продаже импортной продукции на популярных маркетплейсах, рассказывает Александр Бражко. Инвестору обещают организовать торговлю товарами популярных категорий с минимальными вложениями и значительным уровнем рентабельности. Очевидно, что начинающий владелец онлайн-магазина дистанционно не сможет проверить легальность и качество приобретаемых им для продажи товаров. Беря на себя ответственность перед покупателями, подписывая «тяжелый» договор с онлайн-платформами, предприниматель принимает значительные риски, о которых «зазывалы» умалчивают», — уточняет Бражко.
Россияне лишатся половины новинок от Toyota, Kia и BMW в 2024 году
«При всех проблемах параллельный импорт снижает давление на рынок и в целом препятствует росту цен, – комментирует директор Института торговой политики Высшей школы экономики Александр Данильцев. После двух постановлений правительства РФ — № 1633 от 3 октября 2023 года и № 76 от 31 января 2024 года фактически поставлена точка в истории параллельного импорта в России. По словам Анатолия Семенова, разговоры о том, что параллельный импорт напрямую открыл дорогу контрафакту, некорректны и являются скорее «страшилками для населения». После двух постановлений правительства РФ — № 1633 от 3 октября 2023 года и № 76 от 31 января 2024 года фактически поставлена точка в истории параллельного импорта в России. В ведомстве пояснили, что механизм параллельного импорта затронет алкогольную продукцию, которая не производится в России. Важные новости: Продлили мораторий на кнопку глонассПродление параллельного импорта Предложение Мишустина по созданию единой базы выпущенных автомобил.
Опубликован новый перечень товаров, в отношении которых разрешен параллельный импорт
Меры касаются только тех товаров, которые официально и законно введены в оборот правообладателями за пределами территории Российской Федерации. Сдерживание цен и развитие Крупнейший российский маркетплейс Wildberries поддержал инициативу запуска параллельного импорта. В заявлении пресс-службы говорится, что нововведение может стать действенной мерой для расширения ассортимента разнообразных товаров в стране и позволит добиться сдерживания роста цен. Кроме того, представители компании отмечают, что разрешения параллельного импорта ожидают и многие предприниматели страны их уже свыше 600 тыс.
Легализация параллельного импорта в России приведет к положительным эффектам как для потребителей, так и для конкуренции в целом, считают в пресс-службе Ozon. Появится возможность для роста предпринимательской активности и увеличения числа импортеров. Насыщение рынка оригинальными товарами приведет к расширению ассортимента, снижению цен.
Кроме того, появится возможность для создания дополнительных рабочих мест", - рассказали в пресс-службе.
Это значит, в данной категории товаров разрешен параллельный импорт только этих брендов. Так сделано для 87-й группы ТН ВЭД — это весь наземный транспорт, кроме железнодорожного: легковые автомобили, грузовики, спецтранспорт и запчасти для них. Для часов указан код 9102 12 000 0 — наручные часы с оптико-электронной индикацией, а под ним перечислены бренды: Apple, Acer, Samsung, Motorola, Sony. То есть параллельный импорт часов разрешен только для этих брендов. Завезти партию часов Garmin или Xiaomi без разрешения правообладателя не получится. Значит, разрешен параллельный импорт всех товаров в этой категории, кроме конкретных брендов.
Переложить эту ответственность на импортёра он уже не сможет Артём Потехин Основатель маркетплейса запчастей Parts. Auto Доцент экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин отметил, что все западные компании, в том числе и BMW, активно ищут повод, чтобы "уйти, но остаться", и решение этого вопроса, вероятно, будет найдено в течение нескольких месяцев. БМВ заявила о своём уходе из России, но при этом оставляет поддержку своих гарантийных обязательств, а это значит, что они должны обеспечить поставки комплектующих и запчастей. Как это сделать — технически вариантов много, от фактической поддержки параллельного импорта через посредников до формальной передачи российских производственных активов, например предприятия "Автотор", дружественным российским партнёрам. Вероятнее всего, в течение ближайших месяцев новые логистические цепочки поставок комплектующих будут выстроены, а производственные активы укроет "корпоративная вуаль" Сергей Зайнуллин Доцент экономического факультета РУДН Слова Зайнуллина подтверждают и источники Лайфа в немецком менеджменте BMW. Один из экспортёров в Мюнхене отмечает, что, если "дилер в России захочет купить через параллельный импорт одну или несколько машин, никаких проблем нет. Российское подразделение BMW ситуацию пока не комментирует, однако сворачивать работу никто не планирует. Список авто, подпавших под параллельный импорт. Если с ОСАГО дилеры и импортёры надеются на прогресс и гибкость страховых компаний, то с каско у владельцев машин, ввезённых через третьи страны, могут быть проблемы. Автомобили могут быть не адаптированы изначально под российский рынок, и у них могут быть какие-то другие компоненты. Если ремонт будет оплачивать страховая, то возникает вопрос: кто, как и где будет доставать запчасти. В ремонте по ОСАГО страховщики отказать не могут, а по каско — могут Анна Уткина Директор по коммуникациям ГК "Автодом" Как отметил гендиректор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль, нормальному функционированию параллельного импорта также могут помешать санкции Запада в отношении дилеров третьих стран. По его мнению, увеличение объёма закупок со стороны дилеров-посредников может вызвать подозрение и негатив со стороны головных офисов компании. Калининградский завод "Автотор", который занимался сборкой немецких моделей бренда BMW, сейчас не получает от автоконцерна комплектующих, запчастей, а также новых автомобилей. В связи с тем что бренд занял радикальную позицию относительно рынка России, вряд ли параллельный импорт их автомобилей будет возможен Денис Мигаль Генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto В качестве примера Мигаль приводит ещё один немецкий бренд — Porsche. Этот производитель, по словам эксперта, тщательно контролирует ввоз не только конкретных моделей на определённый рынок, но даже их модификаций. Поэтому массовый заказ премиальных авто определённо привлечёт внимание производителей и может привести к отзыву авто, лишению гарантийного срока, а также к отказу в определённых услугах его владельцу.
Но не факт, что он сможет найти оригинальные детали после ухода компании из России. На официальном сайте Apple перечислили права покупателя в случае поломки Правообладатель начнет продавать товары на рынке вместе с другими продавцами. Он не сможет запретить другим предпринимателям и компаниям продавать его товары. Что будет, если правообладатель вернется? Правообладатель будет продавать товары на рынке вместе с другими продавцами. Однако правительство не ввело в стране международный режим исчерпания права. В России по общему правилу — национальный режим. То есть правообладатель перестает определять страну после пересечения границы России. Исключение — для товаров из списка Минпромторга. В правительстве могут пойти навстречу вернувшимся компаниям и исключить их товары из списка. В этом случае импортировать товар без разрешения правообладателя будет снова нельзя. Советуем следить за обновлением списка.
Что такое параллельный импорт и как с ним работать
Переложить эту ответственность на импортёра он уже не сможет Артём Потехин Основатель маркетплейса запчастей Parts. Auto Доцент экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин отметил, что все западные компании, в том числе и BMW, активно ищут повод, чтобы "уйти, но остаться", и решение этого вопроса, вероятно, будет найдено в течение нескольких месяцев. БМВ заявила о своём уходе из России, но при этом оставляет поддержку своих гарантийных обязательств, а это значит, что они должны обеспечить поставки комплектующих и запчастей. Как это сделать — технически вариантов много, от фактической поддержки параллельного импорта через посредников до формальной передачи российских производственных активов, например предприятия "Автотор", дружественным российским партнёрам. Вероятнее всего, в течение ближайших месяцев новые логистические цепочки поставок комплектующих будут выстроены, а производственные активы укроет "корпоративная вуаль" Сергей Зайнуллин Доцент экономического факультета РУДН Слова Зайнуллина подтверждают и источники Лайфа в немецком менеджменте BMW. Один из экспортёров в Мюнхене отмечает, что, если "дилер в России захочет купить через параллельный импорт одну или несколько машин, никаких проблем нет. Российское подразделение BMW ситуацию пока не комментирует, однако сворачивать работу никто не планирует.
Список авто, подпавших под параллельный импорт. Если с ОСАГО дилеры и импортёры надеются на прогресс и гибкость страховых компаний, то с каско у владельцев машин, ввезённых через третьи страны, могут быть проблемы. Автомобили могут быть не адаптированы изначально под российский рынок, и у них могут быть какие-то другие компоненты. Если ремонт будет оплачивать страховая, то возникает вопрос: кто, как и где будет доставать запчасти. В ремонте по ОСАГО страховщики отказать не могут, а по каско — могут Анна Уткина Директор по коммуникациям ГК "Автодом" Как отметил гендиректор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль, нормальному функционированию параллельного импорта также могут помешать санкции Запада в отношении дилеров третьих стран. По его мнению, увеличение объёма закупок со стороны дилеров-посредников может вызвать подозрение и негатив со стороны головных офисов компании.
Калининградский завод "Автотор", который занимался сборкой немецких моделей бренда BMW, сейчас не получает от автоконцерна комплектующих, запчастей, а также новых автомобилей. В связи с тем что бренд занял радикальную позицию относительно рынка России, вряд ли параллельный импорт их автомобилей будет возможен Денис Мигаль Генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto В качестве примера Мигаль приводит ещё один немецкий бренд — Porsche. Этот производитель, по словам эксперта, тщательно контролирует ввоз не только конкретных моделей на определённый рынок, но даже их модификаций. Поэтому массовый заказ премиальных авто определённо привлечёт внимание производителей и может привести к отзыву авто, лишению гарантийного срока, а также к отказу в определённых услугах его владельцу.
Управляющий партнёр Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин, пояснил, что ограничительные меры США носят де-факто трансграничный характер — они применяются к компаниям, имеющим в США активы, имущество, счета, ведущим торговую или иную деятельность в США или чьи акции обращаются на американских рынках и чья работа может повлиять на экономику страны. Поэтому американской может быть признана не только Apple, но и Samsung, и китайская Huawei. В пресс-службе Минпромторга России сообщили, что информация о прекращении поставок на российский рынок смартфонов и других товаров из нового санкционного списка США не поступала. Кроме того, по мнению ведомства, сложившаяся ситуация стимулирует развивать производство этой продукции в нашей стране.
В дальнейшем он неоднократно корректировался. Последние изменения были в марте 2023 года.
В результате за последний год в России сложилась ситуация, что на рынок хлынули «серые» китайские машины не через дистрибьюторов, а через альтернативных поставщиков. В основном это премиальные модели в том числе брендов, представленных в стране официально. Последние хоть и не рады этому, но реальных рычагов для противодействия у них нет. Опрошенные изданием участники рынка прогнозируют, что после 1 октября альтернативные каналы поставок постепенно начнут сокращаться.
Минпромторг опубликовал список товаров для параллельного импорта в Россию
Случаи блокировки автомобилей, привезённых параллельным импортом, подтвердил источник в крупной сети СТО. В Минцифры считают, что рассмотреть вопрос о запрете параллельного импорта можно лишь в отношении продукции, производство которой уже налажено в России. Параллельный импорт не способен решить задачу возобновляемости автомобилей, поскольку главная проблема заключается в регламентах и ограничениях по работе с Россией со стороны производителей и ретейлеров. Параллельный импорт сегодня — Все товары параллельного импорта предлагают промаркировать. Механизм параллельного импорта решили продлить на 2024 год, но список ввозимых в его рамках товаров будет постепенно сокращаться, сообщил Мантуров. «Параллельный импорт сильно помог на начальном этапе, в 2022 году, когда многие западные компании ушли с российского рынка.