Русские народные промыслы — форма народного творчества, знакомство с которой поможет путешественнику понять и оценить по достоинству неповторимость русской традиционной культуры. Народный промысел зародился в селе Хохлома Нижегородской губернии в XVII веке. В России множество народных промыслов — разные виды художественной росписи, резьбы по дереву. В Московской области немало известных народных художественных промыслов. настоящий кладезь уникальных презентов.
Народные промыслы России
Народный промысел Центральной России. Русские народные промыслы | В России существует несколько сотен народных промыслов, при этом, народные ремесла как и люди, рождаются и умирают. |
Путеводитель по народным промыслам России | Не все старинные народные промыслы в России дотянули до века смартфонов, беспилотных машин и роботов. |
«Народные промыслы Центральной России» (Д-22)
Печальную участь ожидает уникальную отрасль. Как развивалась российская самобытность до развала СССР и как она загибается сегодня, об этом наша статья. Традиции народных промыслов в России имеют многовековую историю и неразрывно связаны с историей и культурой нашей страны. Большим и бесценным был вклад неизвестных народных мастеров в становление русских культурных традиций, все выдающиеся художники и скульпторы нашей страны обращались в своём творчестве к народным промыслам, использовали их как наследие, переосмысливали его. В народных промыслах отражена культура страны, её прошлое, причём так, как ни в каком другом виде искусства. Вообще, без понимания значения для истории и развития страны её фольклора и народного художественного творчества невозможно говорить о таких серьёзных вещах, как национальное самосознание и культурный суверенитет. Утрата традиций — невосполнимая потеря для духовной составляющей русской культуры в целом, как впрочем, и замещение действительных традиций — культурным суррогатом.
Каков уровень развития народных промыслов после развала СССР? Источник Россия — одна из немногих стран, сохранивших традиции народных художественных промыслов, которые являются не только национальным достоянием, но и частью мирового культурного наследия. Они пережили войны и революции, и дошли до нас. Исследование и анализ тенденций развития народных промыслов показывают, что с середины 1990-х годов они находились в критическом состоянии. По данным ассоциации «Народные художественные промыслы России», с 1990 года более 140 предприятий художественной промышленности прекратили существование включая традиционные народные промыслы — вятское кружевоплетение, воронежское, ивановское и карсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка, мстерская вышивка и др. Более 100 предприятий обанкротились с 1990 по 1998 годы, когда был нанесён основной удар по народным промыслам.
По состоянию на 2010 год ещё 42 предприятия перестали функционировать. В СССР все предприятия народного промысла работали по госзаказу, была существенная государственная поддержка. Продукция централизованно закупалась, развозилась по магазинам, уходила на подарки высоким иностранным гостям. В больших городах действовали крупные художественные салоны, где были представлены все изделия народных промыслов. Регулярно проводились ярмарки в Лейпциге и Эдинбурге — традиционный русский сувенир бойко шёл на экспорт… Потом на смену госзаказу пришёл «рынок» и капризная западная мода. То, что прежде считалось «вековым наследием», для новых русских превратилось в китч.
А для иностранцев и он оказался недоступен — разбитые дороги и отсутствие дружелюбной туристической инфраструктуры отрезали от мастеров даже фанатов: предприятия народного промысла преимущественно находятся в селах, до которых было просто не добраться. В итоге сегодня никакой сети распространения традиционных предметов национальной гордости нет. Предприятия просто не в состоянии открывать сбытовые точки — им бы было чем за свет заплатить. Если в Советском Союзе на предприятиях народных художественных промыслов трудилось около 100 тысяч мастеров, то сейчас хранителей «национальной идентичности» на необъятных российских просторах — меньше 20 тысяч. Типовая картина: на предприятиях, где раньше работали 200—300 человек, осталось 15 и все пенсионного возраста. А работают больше по привычке, чем за деньги,— на трети некогда знаменитых фабрик зарплата не больше 10 тысяч рублей.
Естественно, за такие деньги молодёжь не сядет расписывать жостовские подносы, корпеть над богородской резьбой, елецким кружевом или федоскинской миниатюрой. Девяноста девяти процентам народных промыслов нужна экстренная помощь. Как считают некоторые эксперты, ещё буквально пять лет, и лишимся оставшихся. Сохранятся разве что совсем маленькие мастерские. Промыслы сегодня невыгодны, а ведь Россия является, возможно, единственной в Европе, да и в мире, страной, где сохранился такой пласт национальной культуры. Стоит отметить, это не очень хорошо прозвучит, но мы ведь «торгуем культурой».
Если не будем свою культуру поднимать, то к нам придёт чужая. Она уже идёт с экранов телевизоров, со всяких рекламных конструкций, из СМИ, и нашу культуру забивает своей массовостью, нашу — практически не видно. Государство сегодня помогает и банкам, и автомобилестроителям, и другим отраслям промышленности, а на промыслы, которым нужны копеечные суммы, денег найти не может. Владимир Путин на одном из заседаний государственного совета сказал: «Попса и сама выживет, а промыслам, народной культуре нужна государственная поддержка, как это делается во всех странах мира». Были и соответствующие поручения президента. Но никаких реальных улучшений не наблюдается.
Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю — выпускнику Императорской Академии художеств В. Поднос с жостовской росписью Расписные тагильские подносы продавались по всей стране.
Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону изредка по красному, синему, зеленому. Поднос с жостовской росписью Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению под самовар, для сервировки обеда , либо для украшения.
По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные. Палехская миниатюра В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье « Приключения француза в старообрядческой России ». Палехская лаковая миниатюра После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка.
Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично. Палехская лаковая миниатюра Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.
Федоскинская миниатюра Федоскинская миниатюра — это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше. В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная». Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников. Федоскинская миниатюра В XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям. В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться. Хохлома На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись.
Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова Печерского старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета. Хохломская роспись Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности. Хохломская роспись на разделочной доске Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире.
Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды. Городецкая роспись Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии.
История художественного промысла уходит корнями в четырнадцатое столетие. В этот период в городе открыли Кудиновское месторождение глины. Хохлома Один из красивых российских промыслов, зародившийся в семнадцатом веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Декоративную роспись используют для оформления мебели и посуды из дерева. Изделия по достоинству оценили не только русские люди, но и представители зарубежья. Замысловатые узоры из трав, переплетающиеся с алыми ягодками и золотистыми лепестками, расположенные на черном фоне, завораживают. От них невозможно оторваться.
Даже обычные деревенские ложки под «хохлому», презентованные по незначительному событию, оставят о дарителе долгую память. Рисунки мастера придумывают на ходу, иными словами, импровизируют. Никаких предварительных набросков или эскизов не делают. Человек с золотыми руками способен обычную утварь превратить в произведение искусства. Вернуться к оглавлению Народные промыслы Если продукцию национального ремесла ставили на поток, она автоматически переходила в категорию промыслов. Например, изделия из глины, резьба по дереву, кружевное мастерство и т. Дымковская игрушка Неподалеку от города Вятки располагалась слобода Дымково. В наши дни она является одним из районов населенного пункта. В небольшой деревушке в девятнадцатом столетии зародилось искусство расписывать детские игрушки из керамики.
В тех местах было большое количество залежей глины и песка, поэтому вполне объяснимо, что гончарное дело стало одним из главных ремесел жителей. В основном народ специализировался на изготовление кувшинов и крынок. Для малышей создавали яркие и забавные игрушки. Лепкой и росписью занимались только дети и девушки. Дымковские изделия имели характерный узор, состоящий из кругов и полосок. Еще одна отличительная особенность продукции — отделка золотом. Филимоновская игрушка Промысел развился на базе гончарного производства неподалеку от села Филимоново. Основное направление — создание разнообразных свистулек. Игрушки народных промыслов России от филимоновцев имели характерную особенность — удлиненную форму.
Подобная отличительная черта продукции связана с местной глиной и ее уникальными свойствами. В поселении до сих пор занимаются росписью свистулек с помощью гусиного пера. Абрамцево-Кудринская резьба Ремесло зародилось в девятнадцатом столетии неподалеку от российской столицы в усадьбе Абрамцево. Умельцы обучались искусству и трудились в столярно-резчицкой мастерской. Там же им преподавали основы живописи и рисунка. Именно небольшая мастерская стала базой для развития нового народного промысла в России. Все изделия отличаются своеобразной резьбой, встретить два одинаковых узора практически нереально. Вятские кружева О промысле известно с восемнадцатого века.
Полховско-Майданская роспись Искусство зародилось на юге Нижегородской области. В маленьком поселке Вознесенское деревушке Крутец и населенном пункте Полховский Майдан находился центр промысла.
Впервые роспись из-под рук местных умельцев появилась сто лет назад. Промысел формировался на базе развитого в тех окрестностях токарного дела. В качестве «объекта» для обработки умельцы брали матрешек, детские игрушки, пасхальные яйца. Цветовая гамма была ограничена несколькими оттенками: зеленый, синий, желтый, красный. Однако корни промысла находятся в глубокой древности. Благодаря шедевральным работам местных умельцев небольшое поселение в Ивановской области обрело мировую известность. Палех помимо росписи может похвастаться миниатюрами и иконописью. Отличительная черта изделий — живописцы создают не простые орнаменты, а вырисовывают настоящие сюжеты с особым смыслом. Все детали в композициях прописаны до мелочей. Роспись Жостово Промысел зародился в 1825 году.
Мастера специализировались на лаковой росписи подносов. На сегодняшний день подобный продукт производят только в Жостово и Нижнем Тагиле. Характерная особенность изделий — большое количество разнообразных оттенков и реалистичность всех элементов композиции. Гжель Искусство зародилось в одноимённом городке. Основная часть орнаментов выполнена — цветочные узоры и простые геометрические формы. Рисунок наносят кобальтовой ярко-синей краской на белый фон. Город Гжель является центром производства керамических изделий. Отчасти именно этот факт стал основной причиной зарождение в местности неповторимой живописи. История художественного промысла уходит корнями в четырнадцатое столетие. В этот период в городе открыли Кудиновское месторождение глины.
Хохлома Один из красивых российских промыслов, зародившийся в семнадцатом веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Декоративную роспись используют для оформления мебели и посуды из дерева. Изделия по достоинству оценили не только русские люди, но и представители зарубежья. Замысловатые узоры из трав, переплетающиеся с алыми ягодками и золотистыми лепестками, расположенные на черном фоне, завораживают. От них невозможно оторваться. Даже обычные деревенские ложки под «хохлому», презентованные по незначительному событию, оставят о дарителе долгую память. Рисунки мастера придумывают на ходу, иными словами, импровизируют. Никаких предварительных набросков или эскизов не делают. Человек с золотыми руками способен обычную утварь превратить в произведение искусства. Вернуться к оглавлению Народные промыслы Если продукцию национального ремесла ставили на поток, она автоматически переходила в категорию промыслов.
Например, изделия из глины, резьба по дереву, кружевное мастерство и т.
Народные промыслы
Набор из 37 матрёшек. Сергиево-Посадская матрёшка. Семёновская матрёшка Именно в г. Семёнов была выточена самая большая, 72-местная матрёшка диаметром 0,5, а высотой в 1 метр. Полховско-Майдановская матрёшка. Мериновские матрёшечники Горьковской Нижегородской области. Вятская матрёшка - самая северная из всех русских матрёшек. Авторская матрёшка — получила развитие в конце 80-х — начале 90-х годов XX века после открытия частных мастерских. В это время матрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний Сергиево-Посадский период.
Матрёшка - один из известных и любимых всеми российских сувениров. Современная матрёшка как бы аккумулирует все богатство художественных традиций русского прикладного искусства. Не каждое произведение искусства можно отнести к изделиям художественных промыслов. В нашей стране отнесение продукции к изделиям художественных промыслов строго регламентируется.
В 1960 году Городецкая строчевышивальная фабрика объединила производственные артели, которые кучковались вокруг созданной в 1930 году городецкой артели «Красный швейник», насчитывающей […] Стеклянная елочная игрушка Елочные игрушки фабрики «Ариель» — совершенно уникальные по дизайну произведения, их не перепутаешь ни с каким другим новогодним украшением. Это отдельный самостоятельный вид прикладного искусства, где каждая из игрушек — завершенное художественное произведение, выполненное вручную. В 1992 году Аркадий Гаранов и Елена Терсинских основали производство стеклянной елочной игрушки, вложив в ее название собственные имена. Фабрику […] ДПИ Ковровая вышивка Техника изготовления панно заимствована из старинного народного промысла. На его основе, с добавлением технических новшеств и фантазии мастеров, разрабатываются новые оригинальные изделия.
Все вещи в основном женские, но есть мужские и детские свитшоты и футболки. Сайт: страница во «Вконтакте» tatarchacasual Где купить: в мастерской в Казани на ул. Бурхана Шахиди, 17, 4-й этаж, офис 409 Мастерская семьи Щипановых Балахна, Нижегородская область В семейной мастерской в часе езды от Нижнего Новгорода делают посуду в традиции казариновской чернолощеной керамики. К XX веку мастеров, владеющих этой технологией подготовки и обжига глины, практически не осталось, однако в 1980-е семья Щипановых взялась восстановить промысел. Сайт: страница во «Вконтакте» shkeramika Где купить: в мастерской в Балахне по предварительной договоренности с хозяевами «Скопинская керамика» Скопин, Рязанская область Так вышло, что скопинская керамика появилась раньше самого Скопина: в этих местах большие залежи глины, изделия из нее создавались местными мастерами еще во времена Киевской Руси. Гончарный промысел развивался, к началу XX века в городе работали десятки мастерских. Некоторые из них объединились в артель, на базе которой открылась фабрика художественной керамики — она работает и по сей день. Где купить: в фирменном магазине в Скопине на ул. Пушкина, 93 «Гипюр» Чкаловск, Нижегородская область Строчевой промысел, или вышивка по сетке, сложился в окрестностях села Василёво теперь город Чкаловск в конце XIX века. Местные мастерицы украшали такой вышивкой льняную одежду и бытовой текстиль. Чкаловская фабрика «Гипюр» — наследница артели, в которую объединились вышивальщицы Василёва в 1927 году. На предприятии выпускают льняные скатерти, постельное белье и одежду со строчевой вышивкой. Где купить: в фирменном магазине в Чкаловске на ул. Белинского, 65 Лавка деревянных предметов «Коник» Вологда Мастера лавки делают традиционные северные игрушки: коники и куклы-панки, а еще амулеты и обереги. Все изделия вырезаются из дерева вручную по историческим образцам. Сайт: страница во «Вконтакте» konikstore Где купить: заказать бесплатную доставку по Вологде «Гжельский фарфоровый завод» Новохаритоново, Московская область Если будете изучать Подмосковье, загляните на завод одного из самых знаменитых русских промыслов. Можно записаться на экскурсию по производству или просто зайти в фирменный магазин при заводе. Гжельскому фарфоровому заводу в Новохаритонове больше ста лет. Изделия до сих пор расписывают вручную.
И правда, цветы и жанровые композиции пишутся маслом, как настоящая живопись. Каждое изделие уникально. Лаковая миниатюра Это целое направление в русском искусстве, захватывает несколько районов России — Палех, Холуй, Федоскино, Мстера. У каждого вида миниатюры есть свои отличительные черты и индивидуальный характер. Среди изделий народных промыслов, лаковые миниатюры считаются эксклюзивом. Это самые дорогие сувениры. Формы для шкатулок делают из папье-маше. Миниатюры пишутся профессиональными художниками, иконописцами, пейзажистами.
История народных промыслов
Путеводитель по народным промыслам России — Новости — Сетевое издание «Звуки Красок» | Народные промыслы — особые художественные традиции, столетиями складывавшиеся в разных регионах. |
Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов • Arzamas | Подмосковные изделия народных художественных промыслов рассмотрели на экспертном совете. |
Какие народные промыслы нижегородцы получили от предков
В СССР продукция народных художественных промыслов (НХП) была одним из основных источников поступления валюты в страну. Из этой статьи вы узнаете, какой народный промысел Центральной России был наиболее популярен. Самые необычные народные промыслы Нижегородской губернии – в обзоре «АиФ-НН». Варенцова Л. Ю. Ремесла и промыслы Нижегородского Поволжья в XVI–XIX веках. Народный промысел зародился в селе Хохлома Нижегородской губернии в XVII веке.
Традиционные промыслы
100 к 1. Название народного промысла? - GamePedia - Вопросы, ответы, гайды по играм! | Павловопосадский и оренбургский пуховой платок являются одними из самых известных текстильных изделий в России, основой для появления которых стали народные промыслы. |
Путеводитель по народным промыслам России — Новости — Сетевое издание «Звуки Красок» | Раньше это место славилось локальным традиционным народным промыслом – знаменитой ёрговской керамикой. |
Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали | "Огонек" инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России. |
6 удивительных народных промыслов Русского Севера | Художественные, или народные промыслы делают культуру любой страны богатой и неповторимой. |
Мастер-класс «Народные промыслы России» (Чурачикская с/б) | Красная книга народных художественных промыслов VOICE Shopping — это 50 предприятий, которые вместе с редакцией делали этот номер: присылали из самых разных и удаленных мест свои. |
Народный промысел Центральной России. Русские народные промыслы
Вдогонку за публикациями старинных фотографий в русских национальных костюмах хочу поделиться с вами фотографиями ремесленников в России и немного рассказать о традиционных промыслах и ремеслах. Покупая на фабриках традиционных ремесел и у независимых мастеров, вы поддерживаете местную экономику и помогаете сохранять традиционное прикладное искусство региона. Хохлома Самый узнаваемый народный промысел в России Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является Хохломская роспись. Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой – Самые лучшие и интересные новости по теме: Народный, Русской, промыслы на развлекательном портале Народный промысел зародился в селе Хохлома Нижегородской губернии в XVII веке.
Современные народные промыслы в России
Русский народный художественный промысел росписи кованых металлических подносов зародился в подмосковной деревне Жостово в 1825 году. Более того, народные промыслы являются мощным ресурсом для развития различных видов туризма. Статья о самых известных художественных промыслах России: хохломская, гжельская, городецкая росписи и др. Народные промыслы — особые художественные традиции, столетиями складывавшиеся в разных регионах. «» — самый полный портал о народной культуре и художественных промыслах России, раскрывающий интересные темы простым языком. Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия.
Самые известные народные промыслы в России
В библиотеке семейного чтения им. Маршака каникулы продолжились путешествием по городам народных промыслов «Русские чудеса». Путешествуя по Кировской и Нижегородской областям с посещением уникальных мест, знакомством со знаменитыми людьми и, конечно же, народными художественными промыслами, ребята получили много новых эмоций. Капокорешковский промысел, дымковская игрушка, вятская и семеновская матрешки, хохломская и городецкая росписи — это та малая часть, с которой познакомились участники путешествия. А затем сами, как русские народные мастера, попробовали расписать кухонные предметы и лошадки-свистульки. С легкостью собрали пазл «Дымковская барыня» и ответили на вопросы, спрятанные в матрешках. В путешествии участвовали 63 человека. В детско-юношеской библиотеке для ребят Новочебоксарского социально-реабилитационного центра 37 человек состоялись литературные курсы «Школа Карандаша и Самоделкина», посвященные творчеству детского писателя Юрия Дружкова. Занятия вел знаменитый добрый художник Карандаш.
После знакомства с удивительной судьбой писателя, веселый человечек рассказал ребятам о знаменитой Волшебной школе. Присутствующие успешно прошли отборочный тур и стали учениками «Школы Карандаша и Самоделкина». Здесь их ждали необычные уроки — уроки фантазии, доброты, весёлого чтения. На уроке умелых рук дети познакомились с инструментами Самоделкина и их предназначением, а музыкальный аукцион на уроке окружающего мира показал, что мир полон ярких разноцветных красок. Подводя итоги курсов, ребята поняли, что настоящий волшебник всегда добрый и веселый. В его силах помочь другим, подарить радость друзьям.
Во многом это и стало причиной появления своей неповторимой росписи в этом городе. Гжельский художественный промысел не молод, корни его уходят в четырнадцатый век. Именно тогда открыли Кудиновское месторождение глины. Русские ремесла, ставшие промыслами Порой промыслами становились русские ремёсла. Они возникали, когда изделия народного ремесла ставили на поток. Известно об изготовлении из глины игрушек, об особенной резьбе по дереву, о кружевном мастерстве и так далее. Дымковская игрушка Рядом с городом Вятка была слобода Дымково, сейчас - это один из районов города. В слободе Дымково в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом. Филимоновская игрушка Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки — разнообразные свистульки. Отличительная особенность — удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером. Филимоновские свистульки-козули выделяются на фоне других промыслов яркими красками Абрамцево-Кудринская резьба Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке. Её название — Абрамцево-Кудринская резьба.
Сейчас успешно совмещаются оба стиля. Тульский самовар, Тула В свободное время работник Тульского оружейного завода Фёдор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные. Палехская миниатюра, Палехский район Ивановской области Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зелёные тона. Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров. Гжель, с. Речицы Раменского района Московской области Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведётся здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Павлово-посадские шали, Павловский Посад Московской области Яркие и лёгкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время. Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.
Сверкая радугой ярких анилиновых красок и лаком, чудесные игрушки отсюда расселились по многим городам России. Они сразу же полюбились детям своей яркостью, наивной простотой и свежим восприятием мира, где бегут по небесам розовые и голубые тучки, крутятся дивные мельницы, поют радостные птицы. Традиции полховско-майданской росписи сегодня продолжает ИП В. Их вытачивают и расписывают художники города Семенова на фабрике «Семеновская роспись». РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ Выразительной рельефной резьбой по дереву занимаются мастера Семенова и Городца: шкатулки, вазы, панно, сундуки и резные доски с фигурами животных, стилизованными лицами людей, традиционные пряничные доски с их помощью штампуются узоры на пряниках перед выпечкой во многом следуют образцам, которые оставили мастера прошлого. Традиции резьбы по дереву продолжают фабрика Городецкой росписи и Семеновской росписи. В Семенове вы можете встретиться с мастерами, занимающимися инкрустацией по дереву - они делают мебель и предметы утвари, украшая их узорами из наклеенной и покрытой лаком соломы различных оттенков. Но в то, что это именно солома, невозможно поверить, даже взяв в руки такую шкатулку или подсвечник. Выразительной рельефной резьбой по дереву занимаются мастера Семенова и Городца: шкатулки, вазы, панно, сундуки и резные доски с фигурами животных, стилизованными лицами людей, традиционные пряничные доски с их помощью штампуются узоры на пряниках перед выпечкой во многом следуют образцам, которые оставили мастера прошлого. Наиболее колоритным образцом русской избы является дома, украшенные глухой резьбой, а в Нижегородском крае таковых сохранилось не мало. Этот вид декоративного искусства получил название "корабельной рези" ибо изначально резьбой украшали носовые части кораблей и лодок , а позднее "домовой" или "глухой" резьбы. При всей традиционности образов и технологии изготовления резьба на крестьянских избах Нижегородской области различна в зависимости от времени и места изготовления. Особенно богатая она в Городецком, Чкаловском, Балахнинском районах. Резьба трудоемка и требует большой физической силы, мастерства и фантазии. На досках обозначались контуры будущих узоров, затем с помощью долот, топора, стамесок мастер вынимал "землю" или фон. Последняя стадия работы заключалась в проработке деталей. Особенно богато украшались лобовые доски, фронтоны, наличники, где резные образы сплетались в сложные композиции. Тематика такой резьбы унаследовала еще фольклорные языческие мотивы. В четкой последовательности и симметрии располагались богатый растительный орнамент - волнистые ветви с цветами и фантастическими плодами, вазоны с пышными букетами, виноградные лозы, солярные символы, а так же птицы львы и мифологические образы - русалки и берегини, сирины и алконосты. Глухая резьба просуществовала до начала XX в.
Традиционные промыслы снова стали модными: собрали реально крутые сувениры из путешествий по России
Культура народных промыслов не теряет актуальности на протяжении многих веков и продолжает жить в современном мире. Народные художественные промыслы (народное ремесло) — изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. Народные промыслы Народное творчество, Народные промыслы, Интересное, Красота, Искусство, Длиннопост. Подмосковные изделия народных художественных промыслов рассмотрели на экспертном совете.