Духовный концерт Автор: Баркова Ирина Николаевна урок 6 класс Образы русской народной и духовной музыки.
6 класс. Урок "Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт" РЭШ
Духовный концерт как жанр композиторского творчества и вид исполни-тельской деятельности хоровых коллективов. Проходили концерты в "швейцарском" зале Tюильрийского дворца. или многочастную композицию, главной спецификой к-рой является т. н. переменное многоголосие. Ведущим хоровым жанром становится русский духовный концерт, служивший своеобразным символом древней отечественной традиции. Главная» Новости» Духовный концерт это многоголосие или одноголосие.
Русский духовный концерт
Композитор В. Кикта, словно летописец, создал духовные образы и образы народной жизни Древней Руси, насыщая их собственными интонациями, понятными для нас,современников. Концертная симфония — это симфония для солирующего инструмента с оркестром. Вокально-хоровая работа. Вокальные упражнения для расширения диапазона голоса, для дыхания, артикуляции.
Работа по формированию навыка пения каноном вокального произведения «Пороша» тема И. Баха, ст. Есенина Анализ песни. Есенина были положены на музыку И.
Итог урока: - Анализирование уровня активности учащихся на уроке. Критской, Г.
Березовский получил звание академика в следующем, 1771 г. Слайд 8 В апреле 1775 г. Березовского вызвали в Россию. Начался новый период в его жизни — короткий и трагический. Истинная причина смерти композитора неизвестна, хотя есть догадки, предположения. Жизнь Березовского трагически закончилась в 32 года.
И он не смог, не успел создать того, что должен был бы создать. Последние два года стали годами разрушения надежд. Но были годы жизни, в которых соединилось все — удача, признание, мечты, успех. Слайд 9 Как композитор духовной музыки, Березовский является представителем нового направления в партесном пении. В его произведениях меньше следов влияния итальянской музыки; заметно стремление к самобытности, к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то время и не думали многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для православной церкви.
Болонскую академию прославили русские композиторы — Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, Евстиг-ней Фомин, а также зарубежные — австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, чешский — Йозеф Мысливичек. Музыку Березовского, незаслуженно забытого композитора, — его духовные хоровые концерты, а также оперные и инструментальные сочинения — открыли слушатели новых поколений спустя много лет после его кончины. Юные певчие Духовный концерт М. Березовского «Не отвержи мене во время старости» — одно из самых значительных произведений этого жанра. Примечателен тот факт, что немногочисленные биографические сведение, дошедшие до нашего времени, говорят о том, что это произведение было сочинено музыкантом в возрасте 16—18 лет, в то время, когда ему сопутствовал успех: его произведения исполнялись, а самому композитору оказывали внимание при царском дворе.
Впереди была Италия, учёба у признанного в Европе музыканта и педагога падре Джованни Мартини. Спой главную тему 1-й части концерта «Не отвержи мене во время старости». Какой эмоциональный настрой несёт в себе эта мелодия? В каком характере необходимо её исполнять?
Слайд 1 Темой нашего урока станет название концертной симфонии В. Кикты Б формирование личной цели: В каком соборе находятся эти фрески, какая музыка может звучать с этих фресок В приём выбора цели из предложенных учителем.
Новая тема. Кикты 8мин Сегодня мы вновь обратимся к духовной музыке XX века и попытаемся: Расширить представление о жизненных прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения живописи и музыки. Слайд 2 ЦЕЛЬ — углубить представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы. Этап построения проекта выхода из затруднения лекция учителя. Борис Саввович Дубровин. Считалось, что Святая София — символ премудрости Божией.
Вплоть до нашего времени собор продолжает поражать удивительной пышностью, уникальным многоцветьем фресок, белоснежной резьбой алтаря, золотом мозаичных сводов. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Какие особенности имеет этот узор? Как такой узор называется в декоративно-прикладном искусстве? Орнамент — от латинского - украшение узор, в котором повторяются, ритмично чередуются какие — либо элементы. Проблемное поле.
На экране фрагмент из рабочей тетради стр. Проведём маленькое исследование. На экране есть два фрагмента — изобразительный и музыкальный. Как узнать, являются ли они орнаментами? Найдите повторы в рисунке и нотах. Кто уже нашёл?
Имя , объясни ход своих мыслей. Один ученик показывает на экране с объяснением: Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и последний узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба этих фрагмента являются орнаментом. Продолжим совершать экскурсию, только уже музыкальную по фрескам собора.
Слайд 9. В симфонии 9 фресок и каждая музыкальная фреска имеет свое название.
6 класс. Урок "Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт" РЭШ
Петербург , рус. Творчество особенно духовная музыка Б. Пашкевича, И. Хандошкина, Д. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её значит. Белгородской губ.
И не забудь про меня.
Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою, говоря: «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего» Боже! Не отдаляйся от меня; Боже мой!
Dabayeva, Ростовская государственная консерватория им. Рахманинова Ирина Прокопьевна Дабаева — кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Библиографические ссылки 1.
Dabaeva I. Skripnikov M. Avtobiografiya [Autobiography]. Arkhiv M.
Skripnikova [M. Dmitruk M. Muzyka dukha [The Music of Spirit]. Kontsert dukhovnoy muzyki.
Хотя уже при жизни Березовского его блестящий талант и высокое мастерство были очень высоко оценены специалистами. Слайд 7 Он родился в одном их крупных городов Украины. Кто были его родители неизвестно, как неизвестно многое в биографии Березовского. Учился в школе певчих, затем в Киевской духовной академии, где сочинил свои первые хоровые концерты.
От природы обладал абсолютным музыкальным слухом, прекрасными певческими способностями. Счастливый случай помог ему: его пригласили в певческую капеллу в Петербурге. Редкая одаренность Березовского была замечена и здесь — для завершения образования его посылают за государственный счет в Италию, в знаменитую Болонскую академию. И около восьми лет Русский, как называют Березовского в академии, учится у знаменитого Матрини.
В Италии Березовский получил известность как композитор. Всячески помогая своему талантливому ученику, Матрини рекомендует его в число болонских академиков. Стать членом Болонской академии — большая честь.
Духовный концерт в культуре современной России: традиции и новаторство
Первые духовные концерты (начало 18 в.) заметно выделялись из общего музыкального звучания православного богослужения. Ведущим хоровым жанром становится русский духовный концерт, служивший своеобразным символом древней отечественной традиции. Русский хоровой духовный концерт, исторически сложившийся к концу XVII века, и сегодня существует как жанр богослужебного пения русской православной церкви.
Презентация, доклад к уроку музыки 6 класс Духовный концерт
Музыка в системе культуры Авторское право Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания. Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права. Автор имеет определённые права для повторного использования работы см.
Лицензии Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю. PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd , позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Курской губ. Сын шорника, эмигрировавшего в сер. Дошедшие до нас сведения о … Музыкальная энциклопедия Германия — лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна государство в Европе со столицей в г. Берлин , существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd , позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях. Критерии авторства, соавторство Под Автором понимаются все лица соавторы , принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице авторе , представившем рукопись в редакцию. Авторство основывается на следующих критериях: 1 Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
К сожалению, многие их произведения были найдены спустя годы после их смерти, а некоторые оказались безвозвратно утрачены. Дмитрий Бортнянский стал продолжателем идей М. Березовского и перенял у него полифоническую технику, гармонию и образный строй концерта. Некоторые его хоровые произведения звучат празднично и торжественно, а другие, наоборот, проникнуты лиризмом и возвышенностью. Сегодня духовные концерты Д. Бортнянского и М.
Конспект урока "Русская духовная музыка" 6 класс
Духовный концерт это музыкальное произведение духовного содержания, полифонического склада, для хора, солистов, состоящее из нескольких частей. BPоссии подобные концерты организовывались c cep. Всплеск интереса авторов к духовному концерту в конце XX века подчёркивает ведущую роль концертно-духовной музыки среди создаваемых в последние годы православных песнопений. Художественными вершинами в жанре духовного концерта в современном музыкальном искусстве, по мнению Паисова, являются сочинения А. Шнитке (Концерт на стихи Григора Нарекаци, 1985) и Н. Сидельникова (Духовный концерт, 1990). В целом, концерт духовного концерта — это особый музыкальный опыт, который призван вдохновлять, целить и возносить душу через музыку и религиозную символику.
Духовный концерт
В музыкальных произведениях русских композиторов часто звучат религиозные темы и мотивы, отражающие духовность русского народа. Хоровое исполнение: Русский духовный концерт часто представляет собой хоровое исполнение, где многочисленные голоса объединяются в гармонии. Хоры могут быть как церковными, так и профессиональными, но в любом случае хоровое исполнение придает музыке особую мощь и выразительность. Использование русских народных мотивов: В русском духовном концерте часто звучат элементы русской народной музыки.
Это может быть использование народных мелодий, танцевальных ритмов или характерных инструментов. Эти элементы придают музыке русский колорит и делают ее ближе к сердцу слушателей. Таким образом, русский духовный концерт является уникальным явлением в музыкальной культуре, сочетая в себе духовную глубину, хоровое исполнение и использование русских народных мотивов.
Он отражает особенности русского художественного мышления и имеет важное значение в сохранении и передаче русской культурной традиции. Значение русского духовного концерта в культуре Русский духовный концерт имеет особое значение в культуре России.
О чём он хочет нам рассказать? А формирование темы: - Какие ощущения вас охватили, когда вы слушали музыкальный фрагмент? Как будто певцы-баяны на гуслях рассказывают былины о событиях, связанных с историей Киевской Руси, ощущения, что мы побывали в этом соборе и стали очевидцами его истории. О духовной музыке, об образах, рассказанных музыкой и фресками. Слайд 1 Темой нашего урока станет название концертной симфонии В. Кикты Б формирование личной цели: В каком соборе находятся эти фрески, какая музыка может звучать с этих фресок В приём выбора цели из предложенных учителем. Новая тема. Кикты 8мин Сегодня мы вновь обратимся к духовной музыке XX века и попытаемся: Расширить представление о жизненных прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения живописи и музыки.
Слайд 2 ЦЕЛЬ — углубить представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы. Этап построения проекта выхода из затруднения лекция учителя. Борис Саввович Дубровин. Считалось, что Святая София — символ премудрости Божией. Вплоть до нашего времени собор продолжает поражать удивительной пышностью, уникальным многоцветьем фресок, белоснежной резьбой алтаря, золотом мозаичных сводов. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Какие особенности имеет этот узор? Как такой узор называется в декоративно-прикладном искусстве? Орнамент — от латинского - украшение узор, в котором повторяются, ритмично чередуются какие — либо элементы. Проблемное поле.
На экране фрагмент из рабочей тетради стр. Проведём маленькое исследование. На экране есть два фрагмента — изобразительный и музыкальный. Как узнать, являются ли они орнаментами? Найдите повторы в рисунке и нотах. Кто уже нашёл? Имя , объясни ход своих мыслей. Один ученик показывает на экране с объяснением: Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и последний узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке.
Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства то есть внесли значительный вклад в работу , считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Биография автора Irina P. Dabayeva, Ростовская государственная консерватория им. Рахманинова Ирина Прокопьевна Дабаева — кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Библиографические ссылки 1. Dabaeva I.
А что происходит со струной, если её дёрнуть? Она деформируется. Выполняем поочерёдные наклоны друг за другом по порядку со счётом 123456 — 1группа, 2 группа, 3группа, 4группа. Каждая из ваших групп — это разложенный аккорд по типу арпеджио дети выполняют наклоны в ансамбле с учителем под фортепиано или под фонограмму звучания арфы. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Проектная деятельность в творческих группах 10 мин Представте, что мы углубились в пространство храма, и перед нами предстало мгогоцветье фресок, отображающих духовные образы и образы народной жизни.
Как же нам её услышать? Чтобы её услышать, мы сами должны научиться создавать музыку. Для этого мы должны быть не только музыкантами, но ещё и художниками. Связка- переход к слушанию и восприятию предложенного музыкального материала урока. Основной этап урока. Учащиеся формулируют главный вопрос урока проблему. Способ достижения намеченной цели. Разработка 1 Работа по проблеме урока. Разработка 2. Разработка 3.
Работа по проблеме урока. Общее обсуждение полученных решений: Итог урока. Воспитательная : воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству; воспитывать чувство уважения к православной культуре, к музыке русских композиторов, к высоким образцам русского певческого хорового искусства, к духовной музыке, к православным традициям, способствовать воспитанию высокохудожественного вкуса, нравственных качеств личности, культуры исполнения, слушания музыки; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса. Личностные : у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку;Ученик получит возможность для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; Предметные: ученик научится осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам, выделять нравственную проблематику литературных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов; разбираться в музыкальных жанрах и видов искусства, определять на слух жанры музыки, осмыслять специфику музыки. Ученик получит возможность научиться устанавливать связи между музыкальными и художественными произведениями различных жанров и видов искусства. Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки ; ученик получить возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей. Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное; Получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса. Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественный смысл; получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока; Коммуникативные: научится организовывать работу в паре, группе; Получит возможность научиться с отрудничать со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе. Жанр, инструментарий, вид искусства, язык искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства.
Хоровое пение, пластическое дирижирование, слушание музыки, анализ музыкального произведения. Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Духовный концерт
что в нём появился и развился жанр церковной музыки — духовный концерт. 1777) "Не отвержи мене во старости" - одно из самых значительных произведений этого жанра. Русский хоровой духовный концерт, исторически сложившийся к концу XVII века, и сегодня существует как жанр богослужебного пения русской православной церкви.
Вы точно человек?
Всплеск интереса авторов к духовному концерту в конце XX века подчёркивает ведущую роль концертно-духовной музыки среди создаваемых в последние годы православных песнопений. Духовный концерт это музыкальное произведение духовного содержания, полифонического склада, для хора, солистов, состоящее из нескольких частей. BPоссии подобные концерты организовывались c cep.