Художник и комиссар Первой Антарктической биеннале современного искусства Александр Пономарев рассказал в интервью «Международной жизни» о своих новых проектах. В Музее Москвы открылась выставка Александра Пономарева «Без берегов» — небольшая ретроспектива, приуроченная к 65-летию известного художника, представлявшего Россию на Венецианской биеннале 2007 года, и бывшего моряка. Александр Пономарев — советский и украинский художник, который работает с инсталляциями и акциями, часто связанными с корабельной тематикой. Александр Пономарев, один из самых узнаваемых на Западе российских актуальных художников, удостоен звания офицера французского ордена "За заслуги в литературе и искусстве". Описание: Автор инсталяции, художник Александр Пономарев на открытии павильона «Ледяная пещера» в природно-ландшафтном парке «Зарядье».
Выставка Александра Пономарева «Без берегов» пройдет в Музее Москвы
Александр Пономарев — моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. Во время экспедиции судна Российской академии наук в Атлантическом океане художник прикрепил «колдун» между мачтами; диаметр кольца конуса соответствовал росту Александра Пономарёва, что позволило ему находиться внутри «колдуна» в позе Витрувианского человека. В этой работе Александр Пономарев также стремится подчеркнуть хрупкость Договора об Антарктике 1959 года.
5 экспонатов выставки «Без берегов» художника и моряка Александра Пономарева
российский мультидисциплинарный современный художник-визуалист. С 21 октября по 7 ноября в Каире художник, многократный участник Венецианской биеннале и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александр Пономарев при поддержке российской галереи Surface Lab Art представляет 16-метровую инсталляцию. Александр Пономарев, один из самых узнаваемых на Западе российских актуальных художников, удостоен звания офицера французского ордена "За заслуги в литературе и искусстве". В Музее Москвы проходит выставка к 65-летию художника-моряка, Александра Пономарева. Александр Пономарев — моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде.
5 инсталляций художника Александра Пономарева — от Москвы до Антарктиды
Отметим, что Александр Пономарев является художником, который 30 лет деятельности осуществил более ста художественных проектов, выставок и акций. Культура в Томске, Томские новости, ГМИИ ТГУ образование культура выставка где учат художников обучение В Томске открывается «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарёва». МОСКВА, 7 июн — РИА Новости. В Музее Москвы 8 июня откроется выставка "Без берегов, посвященная 65-летию моряка и художника Александра Пономарева, сообщает учреждение культуры.
На выставке в Третьяковке представили 15-метровую инсталляцию в виде корабля
В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. Центральным объектом экспозиции стал уникальный стеклянный корабль длиной 15 метров и весом две с половиной тонны. Корабль "строили" на трёх заводах: в Казани резали стекло, в Нижнем Новгороде создавали формы для отлива, во Владимире стекло гнулось и закалялось.
Система эстетических взглядов Пономарева оформилась под влиянием встреч с порванными тросами, ржавыми кабестанами и гниющими палубами в закрытых корабельных стоянках Балтийского моря в середине 1990-х годов. Он фотографировал эти останки, группировал их в композиции, иногда красил заново, чтобы дать им новую жизнь или, как он это формулирует, морское перерождение», — пишет искусствовед, славист, исследователь русского авангарда, куратор Джон Боулт. Выставка «Без берегов» даст представление о системе координат художника и возможность сфокусироваться на важных для него сложных site-specific инсталляциях. Также посетители смогут увидеть рисунки из морских экспедиций, видеоинсталляции и фотографии. Я плыву по океану различных мультивселенных и в прямом и в обратном направлении. Это одновременно странное и сложное пространство, путешествие по которому помогает создавать образы и видеть целостность мира», — отмечает художник Александр Пономарев. На выставке в Музее Москвы будут представлены три масштабных инсталляции — две в выставочном зале музея и одна во дворе.
Потом надо было убедить людей, найти деньги — я хотел, чтобы проект стал наднациональным, как и сама Антарктида, и финансы были не только русские, но и американские, французские, китайские… В этом смысле тоже нелегко пришлось, но все равно получилось. Меня интересовало, как сделать так, чтобы искусство в Антарктиде было экологичным, но при этом не петь каждый день про экологию. А то ведь как бывает — вот у нас все поют без конца, а хороших туалетов и мусоросжигательных заводов мы за 30 лет так и не построили.
Вообще проблема экологии сейчас связана не столько с взаимодействием человека с природой, а прежде всего с отношением людей друг к другу. И искусство здесь играет не последнюю роль. Во-первых, в Антарктиде это, слава Богу, запрещено.
Там нет ни добычи полезных ископаемых, ни геологических разработок, только научная и гуманитарная деятельность. А во-вторых, формы современного искусства позволяют многие вещи делать мобильными, представлять их по-другому. К тому же я декларирую искусство для рыб и птиц — вот мои зрители.
Вот тот корабль в пустыне, «Коста Конкордия», который сооружали две деревни берберов, его-то все и назвали ковчегом. Сейчас на такие проекты все труднее доставать деньги. Но, с другой стороны, сегодня огромный интерес к экстремальному туризму и искусству в зоне риска.
К тому же сейчас все кинулись креативные кластеры создавать. Только не понимают: для того, чтобы их строить, нужны креативные люди. А это кто?
Художники, вот их и надо привлекать. Тут дело в общей ситуации — как в стране относятся к культуре и науке. Для меня все-таки главная проблема — права автора.
Ведь он как бы нейтрализован, отстранен от своего интеллектуального продукта. В России чтобы стать известным художником, надо сделать выставку в Центре Помпиду или где-нибудь в Америке, а потом на родине все скажут: «О, какой талант! Это связано именно с тем, что у нас нет индивидуальности, интеллектуальная собственность обезличена.
Я знаю миллион людей на Западе, которые что-то изобрели и теперь живут за счет этого. Может, они не миллиардеры, но вполне состоятельные люди. И знаю уйму людей в России, которые изобрели, но ничего с этого не имеют.
У нас не может появиться Стив Джобс. Здесь не составляет труда взять изображение и размножить — без упоминания автора. Только что видел: на какой-то презентации показывали тысячу картинок — а чьи они?
Вот в парке «Зарядье» мы с архитектором Алексеем Козырем сделали огромную конструкцию — «Ледяную пещеру». Это единственный объект в парке, который имеет авторов — и то исключительно благодаря моему плохому характеру.
Известный моряк-художник Александр Пономарёв представит свой проект в Томске Известный моряк-художник Александр Пономарёв представит свой проект в Томске 20. Пушкина 20 марта в Томске стартует авторский проект известного художника для студентов творческих направлений и не только.
Адмирал современного искусства: Александр Пономарев в Музее Москвы
В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. Произведения художника находятся в крупнейших отечественных и зарубежных музейных собраниях и частных коллекциях: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственном Музее Изобразительных искусств имени А. Пушкина, Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду Париж , Национальном фонде современного искусства Париж и других. Многие работы Александра Пономарёва связаны с морем. Девять лет прослужив на флоте, с 1980-х он полностью посвятил себя искусству.
Выйти и Пещеры и увидеть реальность могут не все, среди них, например, художники и философы.
Я очень уважаю Платона и часто ссылался на его принцип обратного плавания, когда человек как бы останавливается, перестает участвовать в цепи реальных жизненных воздействий и реакций и находится в паузе, в которой осмысливает мир и себя в нем. Мы ни в коем случае не имитируем настоящую пещеру, ледник, как пишут некоторые СМИ, потому что имитировать природу невозможно и глупо Но мы создаем некую визуальную поэзию, которая позволяет нам при помощи художественных элементов ощутить себя действительно в пещере, в сложном пространственном образовании. Мне очень нравится название «Климатрон». Оно возникло еще в эпоху русского авангарда. У Малевича, если помните, были архитектоны, а это климатроны.
Очень любил климатроны Ричард Бакминстер Фуллер, кстати. Да и само понятие «Климат», как учил Гиппарх, обозначает Наклон-Отклонение от нормы. Проект еще в процессе движется, подобно кораблю! Мы стараемся сделать некое пространство, которое формировало бы определенным образом поведение и мысли. Нам нужна такая корабельно-путешественническая история, чтобы было ощущение приключения, как у Жюля Верна — А вот в концепции американцев, с которой они выиграли конкурс, вообще была пещера?
А мы с Алексеем Козырем придумали ее драматургию, архитектуру и пространство в таком метафорическом, художественном плане. Ну и, конечно, как это сделать технологически. Я делал подобные объекты в Лиссабоне на всемирной выставке.
Искусство Александра Пономарёва в мировоззренческом плане всегда выходит за рамки. Оно междисциплинарно по определению. Отсюда многоплановость художественного высказывания, где в приоритете образ мысли, а полнота восприятия во многом обусловлена представлением об авторе, погружением в его мистерию, его сверхзадачу, где каждый рисунок — элемент чего-то большего, раскрываемого в массиве единого замысла.
Будь то страница блокнота или навигационная карта, в искусстве Александра Пономарёва это документ, фиксирующий этап становления и реализации грандиозного проекта; это особый синтез, сублимация идеи, зерно, таинственная «хромосома», способная развиться в нечто несоизмеримое с зарисовкой на странице бортового журнала. Иногда Пономарёв ставит на паузу, погружаясь в нечто созерцательное, в рисование с натуры, воспроизводя особое состояние, близкое поэтической цезуре, имеющей особое значение и смысл в организации общего строя.
Кстати, у многих адмиралов, которые уже в отставку ушли, дома висят фотографии моей первой подводной лодки. А в городе Полярном, где я эту лодку расписывал, мы организовали первый музей — собрали картинки у друзей, РОСИЗО нам выделил работы из своих запасников… Потом я в Баренцевом море острова уничтожал — тоже с флотом в 1997 году Александр Пономарев провел акцию, в ходе которой на время «стер с лица земли» остров Седловатый, — "Культура". Так что там уже привыкли ко мне. Потом стали художником. Но море вас не отпускает. Моряки бывшими не бывают? Единственное место, где чувствую себя спокойно — палуба корабля. Сейчас, конечно, вахту стоять не приходится, я там в основном рисую и делаю свои проекты.
Вот из-за пандемии полтора года дома пришлось сидеть и, честно говоря, уже сил нет — в море хочется. Что это — ответственность моряка перед затонувшими судами? Я сам несколько раз на тот свет попадал — и на кораблях, и без них. Знаю, что это такое. У любого моряка, смотрящего на корабельные обломки, сердце сжимается. Ведь никогда не скажешь про машину, что она «погибла». А моряки о корабле только так говорят — «погиб». Корабль одушевляется, его наделяют человеческими качествами. Здесь я сделал такой культурный жест: переместил погибшие корабли в иное пространство — художественное. Вот приходит бывший моряк на эти палубы и делает их произведениями искусства.
И у них начинается другая жизнь. При этом некоторые Ваши проекты вполне можно счесть за провокацию — та же подводная лодка на Венецианской биеннале. Это действие без гарантии результата. А что такое провокация? Это когда ты вбрасываешь какое-то действие, потом отходишь в сторону и наблюдаешь — как реагирует ваш брат, пресса. В чем у меня провокация? В том, что я на подводной лодке в Венецию приплыл? Ну, не знаю. Ничего провокативного здесь нет, концепция художественного подводного флота у меня развивается уже десятилетиями. Я же не только в Венецию приплыл — и в Париж, и Москву, и на Север.
В общем-то, все мои проекты — одно сплошное авантюристическое плавание.
Alexander Ponomarev
С 21 октября по 7 ноября в Каире художник, многократный участник Венецианской биеннале и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александр Пономарев при поддержке российской галереи Surface Lab Art представляет. Александр Евгеньевич Пономарёв (род. 21 мая 1957[1], Днепропетровск) — российский художник, член-корреспондент РАХ (2010), кавалер французского ордена «За заслуги в литературе и искусстве». Александр Пономарев и Михаил Крокин — о персональной выставке и проектах Александра Пономарева. Вчера, 22 марта, архитектор, руководитель персональной творческой мастерской Алексей Козырь и художник, член-корреспондент Российской академии художеств Александр Пономарёв встретились со студентами новгородского университета.
Художник Александр Пономарев преобразил фасад ГМИИ им. Пушкина
Выставка «Без берегов» в Музее Москвы | Вести Москвы | Художник Александр Пономарев на своей выставке "Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест"" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве. |
Разбивание бутылки на открытии выставки в Третьяковской галерее - трюковая работа в проекте | Художник Александр Пономарёв рассказал о своём проекте «Уроборос» для биеннале современного искусства Forever is Now в Египте. |
«Честно рисовал перестроечную вакханалию»: в Казани открылась выставка Наркиса Пономарева | 5 инсталляций художника Александра Пономарева — от Москвы до Антарктиды. |
В Томске открывается «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарёва»
Художник Александр Пономарев на своей выставке "Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест"" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве. Свою юность Александр Пономарев провел на флоте, а в 1980-х полностью посвятил себя искусству. 15 окт 2023. Пожаловаться. В Инженерном корпусе Третьяковской галереи сейчас проходит выставка художника Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест». В Музее Москвы открылась выставка Александра Пономарева «Без берегов» — небольшая ретроспектива, приуроченная к 65-летию известного художника, представлявшего Россию на Венецианской биеннале 2007 года, и бывшего моряка. Художник и комиссар Первой Антарктической биеннале современного искусства Александр Пономарев рассказал в интервью «Международной жизни» о своих новых проектах.