один самых неоднозначных, противоречивых и окутанных многочисленными тайнами шедевров. Композиция «Хованщины» Мусоргского в кратком содержании проявляется наличием двух линий: рядом политических (государственных) событий и романтическими переживаниями героев. Хованщина. ШАКЛОВИТЫЙ Но ежели когданибудь, при встрече со мной, ты выдашь меня, оборони тебя господь тогда, помни! «Хованщина» – величественное обращение композитора Модеста Мусоргского к истории второй Русской смуты, если первой Смутой считать события конца XVI – начала XVII веков. Сюжет «Хованщины» был предложен Мусоргскому его близким другом – знаменитым критиком Стасовым, которому автор и посвятил свое сочинение.
Три девушки стояли у черты. Хованщина
В 1958 г. Дмитрий Шостакович по авторскому клавиру, изданному П. Ламмом 1932 сделал новую оркестровку. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» 1959 г. В 1960 году опера в данной редакции была поставлена в Ленинграде в Кировском Мариинском театре. Партитура Шостаковича издана в 1963 году. Собственную версию заключительного хора в сцене самосожжение раскольников написал И. Стравинский , совместно с М. Равелем подготовивший новую редакцию оперы для постановки в 1913 году в Париже труппой С.
В этой редакции использовалась оркестровка Римского-Корсакова, а работа Стравинского и Равеля заключалась в восстановлении в отдельных случаях - реконструкции и оркестровке фрагментов, не вошедших в редакцию Римского-Корсакова. Первые постановки При жизни Мусоргского опера не исполнялась. Первые постановки: в Петербурге: силами Музыкально-драматического кружка любителей, в зале И. Кононова [2] , 9 февраля 1886 года , дирижировал Э. Сетова, в помещении Городского театра, 26 октября 1892 года. Мамонтова , в помещении театра Г. Солодовникова , 12 ноября 1897 года.
Люди должны гордиться тем, что настолько гениальный музыкант, которого чтит весь мир, пришел в этот огромный мир вот на этой земле», - Валерий Гергиев, художественный руководитель и директор Мариинского театра, генеральный директор Большого театра, Народный артист России. Фестиваль «Гений места», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, уже прошел в Тихвине. Впереди гастроли в Воткинске, Смоленске и Ломоносове, — на родинах других великих русских композиторов. Не только Москва, Санкт-Петербург. Но обязательно регионы должны посещать такие знаменитые оркестры, особенно Мариинский театр. Это вообще что-то», - Ольга Щербова. Это наша культура, это наши корни. Это то, что нас питает морально, духовно.
Мусоргский «Хованщина» была задумана Мусоргским в 1872 году. Он писал её с перерывами до самых последних дней своей жизни, но так и не довёл до конца. Недописанной осталась музыка 2-го действия рукопись обрывается на словах Шакловитого «И велел сыскать…» и 5-го действия. Некоторая часть автографов утеряна, в том числе «Любовное отпевание Марфы», которым Мусоргский особенно гордился [1]. В оркестровке Мусоргского сохранились только хор стрельцов «Поднимайтесь, молодцы» 3-е действие и Песня Марфы. Всю оперу оркестровал впервые Николай Андреевич Римский-Корсаков , предпочитавший называть свою работу не оркестровкой, а обработкой. Исходя из собственных профессиональных убеждений и учитывая требования времени, он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г. В 1958 г. Дмитрий Шостакович по авторскому клавиру, изданному П. Ламмом 1932 сделал новую оркестровку. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» 1959 г. В 1960 году опера в данной редакции была поставлена в Ленинграде в Кировском Мариинском театре. Партитура Шостаковича издана в 1963 году. Собственную версию заключительного хора в сцене самосожжение раскольников написал И. Стравинский , совместно с М.
Конечно, роль изменилась: двадцать лет назад это была одна роль, теперь она совершенно другая, тем более что я пел обе редакции оперы. Мы, к сожалению, не были современниками Шаляпина. Но в книгах четко описаны все его пожелания, как он это делал исполнял роль , и, конечно, еще в студенческие годы всё было прочитано. Без Шаляпина русская опера бы просто не существовала в том виде, в котором она сейчас есть — это однозначно была революция», — сказал Ванеев журналистам за несколько минут до выхода на казанскую сцену. Опера «Хованщина» в программе Шаляпинского фестиваля последовала за оперой «Борис Годунов» , где также в свое время пел Шаляпин, сделав и это произведение мировым достоянием. Обе музыкальных работы, напомним, отражают переломные моменты в истории России и были представлены в этом году казанской публике в хронологической последовательности.
Три девушки стояли у черты. Хованщина
Поэтому постановка лишена декоративности и вычурности. Основное внимание концентрируется на психологизме происходящего: на противостоянии старого и нового жизненных укладов, русского и иноземного. Блестяще передана суть раскола церкви. Главные герои старец Досифей и Марфа — раскольники. Эти образы решены в постоянном подчеркивании трагического исхода.
Антреприза С. Дягилева, Досифей — Шаляпин опера была поставлена в 1913 г. Стравинского и М.
Новую редакцию и оркестровку оперы осуществил Д. Шостакович 1959 г. Среди постановок последних лет — спектакли в Лондоне, Вене, Гамбурге.
Самое же главное высказано композитором в замечательных народных сценах. Они поражают богатством и жизненностью зарисовок, правдой раскрытия народных характеров. Здесь с особенной силой раскрывается дар композитора-психолога, воплощающего в своей музыке тончайшие черты и широкие движения народных масс. Мусоргский глубоко и тонко сумел показать трагедию обманутого в своих надеждах народа. Один из главных узлов драматургического конфликта находится во втором действии, где в начале слышится архаическая песня раскольников. Они являются, по замыслу Мусоргского, символом косного, отжившего и реакционного, отступающего перед восходом нового. Во втором действии мы слышим и арию Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо», звучащую как проникновенное раздумье о судьбах родины. Много раз высказывались критические замечания по поводу того, что она вложена композитором в уста Шакловитого — лица далеко не положительного, замешанного в различных темных интригах. Но как бы то ни было, ария занимает одно из центральных мест в музыкальной драматургии оперы. Горестное предчувствие надвигающейся беды нарастает в заключительной сцене «Стрелецкой слободы», где появляется скорбная мелодия хора «Батя, батя, выйди к нам». Отсюда композитор ведет к развязке трагедии — гибели самого князя Хованского и концу его буйного войска: стрельцы идут по Красной площади к месту казни. В этой сцене, так же как и в финале оперы самосожжение раскольников , Мусоргский достигает вершин своего трагического искусства, оживляющего страницы далекого прошлого во всей их жизненной реальности и в верности передачи каждой черты характера, каждого переживания. Мусоргский ввел в партитуру оперы несколько подлинных народных песен — «Исходила младешенька», «Возле речки на лужочке», «Поздно вечером сидела», «Плывет лебедушка». Они еще больше подчеркивают русский колорит музыки, соответствующий сюжету и образам оперы. В ней много речитативно-декламационных эпизодов, но они неизменно мелодически насыщены.
Вступление — музыка дивного покоя и чистоты, основанная на теме, которая обнаруживает родство в равной мере и со знаменным распевом, и с протяжной лирической песней. Их общие свойства — способность к бесконечному мелодическому длению-«левитированию». Мусоргскому удалось в музыке передать запечатленный в летописях, житиях и иконах древнерусский тип мирочувствия. В одном из писем от 23 июля 1873 года он сообщает, что вступление к опере уже готово, но не записано. На странице клавира оперы у «Рассвета» стоит дата — 2 сентября 1874 года. И в этом, быть может, открывается ещё одна глубинная и сокровенная для Мусоргского тема «Хованщины» — последних лет и месяцев его трагически уходящей жизни, когда он создавал и проникновенно играл друзьям рождающуюся в нем музыку отпевания и ухода — своего ухода в Вечность.
Хованщина Мусоргский
Опера «Хованщина» – неисчерпаемая палитра из буйных красок, яростно обрушивающая на зрителя всю свою мощь и не оставляющая ни малейшего шанса устоять, удержаться на ногах – так что все внимание оказывается приковано к сцене от начала и до самого конца оперы. Мусоргский начал работу над оперой летом 1872 года, когда еще не был полностью завершен «Борис Годунов». Мусоргский — "Хованщина", вступление к опере "Рассвет на Москве-реке" 05:07. М. Мусоргский - Полонез из оперы 'Борис Годунов'. Рассвет над Москвой рекой (Хованщина), Мусоргский - Хованщина, Пляска персидок (Хованщина), Хованщина: Увертюра и другие скачать в mp3 и слушать музыку онлайн бесплатно. Танец Персидок из оперы Мусоргского "Хованщина", исполняет заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, Александра Иосифиди, Mariisnky – 2012.
«Хованщина» в Рязани
Решимость вождя старообрядцев идти на страшную смерть. Воодушевление им прочих к этой гибели. Да, всё — высоко-трагично. Именно высоко. Sublime, если угодно. Но вопрос: при чём тут, в деяниях русской истории XVII века, барокко и отнюдь не в ключе, скажем, партесов того времени, что хотя бы формально было непротиворечиво — а высокое барокко, коего в русской музыке и не бывало? Тем паче — при чём тут классицизм? Когда во вступлении к III действию для характеристики полузападной обстановки кн. Голицына звучит некая пародия на классицистскую композицию — это понятно; композиция как бы обозначает образ Запада. Пусть он и не соответствует требованиям изображаемого времени — но в условном мире оперы нужны яркие, чёткие образы.
А зачем нечто похожее прослеживается в гадании Марфы? Здесь уж явно ни к чему образ Запада любого времени. Буйные стрельцы, разом протрезвевшие и с трепетом призывающие своего начальника — здесь-то с какой стати нечто около-баховское, пусть и примитивизированное? И уж тем более — старообрядцы в V действии. У них есть и так свои мелодии, пусть поздние — но из их мира и прекрасно использованные в опере. Зачем же для передачи их чувств притягивать то некое полу-баховское прелюдирование, то нечто монтевердиевское? Вроде бы нелогично. И никак не отвечает тогдашним установкам на нечто «исконное», натуралистическое. Но ведь получилось!
Да ещё как получилось — при всей недописанности оперы! Вывод может быть только один: Мусоргский убедился — или, лучше сказать, почуял — что все его прежние авангардистские находки в этом диапазоне не работают. Что для того, чтобы передавать задушевные, потрясающие предсказания, взывания толпы к своему вождю или страшную решимость идти на гибель, надо унестись в прошлое. Надо начать писать языком иногда времён барокко, а иногда времён классицизма. На тех «новых берегах», на которые манил всех Стасов и на которых одно время усердно пасся сам композитор, такое не растёт. Нужно воскресить то, над чем смеялись — и тогда будет возможность написать нечто высоко-трагическое. Пресловутый прогресс дал немало интересного, но ничего высокого, по-настоящему трагического.
Без Шаляпина русская опера бы просто не существовала в том виде, в котором она сейчас есть — это однозначно была революция», — сказал Ванеев журналистам за несколько минут до выхода на казанскую сцену. Опера «Хованщина» в программе Шаляпинского фестиваля последовала за оперой «Борис Годунов» , где также в свое время пел Шаляпин, сделав и это произведение мировым достоянием. Обе музыкальных работы, напомним, отражают переломные моменты в истории России и были представлены в этом году казанской публике в хронологической последовательности. Особенно впечатляющи в «Хованщине» массовые сцены: когда хор Мариинского театра исполнял партии народа, стрельцов или тех и других вместе, в зрительном зале повисала абсолютная тишина, окутывая в то же время силой распеваемого звука каждого зрителя и вызывая у него мурашки. Правда, обозвали [татар] по-всякому — ну, это ладно», — поделился впечатлениями со знакомыми во время первого антракта Ильшат Аминов в опере несколько раз упоминается тяжелое прошлое Руси во время татарского ига — прим. XLI Международный Шаляпинский фестиваль стартовал в этом году 30 января премьерной постановкой итальянца Джузеппе Морасси «Севильский цирюльник».
Владимир Стасов отметил прекрасные декорации, лучшей среди которых назвал «Стрелецкую слободу», которая «истинно воскрешает старую Москву, с пушками на неуклюжих колодках вместо лафетов, с тыном вокруг всей слободы, с перспективой древней Москвы и её мостов, с богатою палатою стрелецкого главы князя Хованского, разукрашенной майоликами, и с неуклюже и грубо нагромождёнными избами и клетями самих стрельцов». Аналогично он высказался и о декорациях скита раскольников. Помимо Стасова, похожим образом высказывались и другие рецензенты [107] Тем не менее, в воспоминаниях Василия Шкафера успех оперы является «средним», так как, во-первых, публика ещё не привыкла «разбираться в красотах русской музыки», а во-вторых, некоторые впервые получившие сложное задание артисты ещё не смогли в совершенстве овладеть требованиями, которые ставит подобного рода постановка [35]. Постановщик Пётр Мельников в письме Мамонтову также критиковал исполнителя старика Хованского: «У Вас нет Хованского… Только первый выход у Бедлевича интересен, и это дело Ваших рук; в каждом жесте я вижу Вас, а есть моменты, где были на сцене Вы сами, собственной своей фигурой. Но этот выход исчерпывает собою весь интерес исполнения Бедлевича. Вся же остальная роль — это просто жирная свинья, а не Хованский. Поёт же Бедлевич невозможно скверно». По его мнению, стоило найти «переходную степень от одного костюма к другому» [103]. Премьеры в государственных театрах[ править править код ] Страница журнала « Искра », посвящённая постановке оперы в Мариинском театре 1911 После того как в Париже опера «Борис Годунов» вызвала огромный интерес, государственные театры стали задумываться о том, чтобы показать «Хованщину» [91]. Премьера оперы на сцене Мариинского театра состоялась 7 20 ноября 1911 года [35] , режиссёром был Фёдор Шаляпин, который, как и четырнадцать лет назад, исполнял партию Досифея. Его постановка не отличалась новаторскими идеями; своей целью он считал создание единого целого из элементов спектакля. Музыковед Исай Кнорозовский в журнале «Театр и искусство» писал, что грим у Шаляпина — такое же художественное произведение, как декорации Васнецова и Нестерова. Дирижёр Альберт Коутс тесно сотрудничал с Шаляпиным и соглашался на необходимые, по его мнению, оттенки [108]. Дирижёр Даниил Похитонов вспоминал о работе Шаляпина над постановкой оперы в Мариинском театре как о «самом замечательном периоде его артистической и режиссёрской деятельности». В спектакле были задействованы такие известные исполнители, как Иван Ершов , Павел Андреев , Василий Шаронов , и при этом в процессе постановки не возникло ни единого конфликта между ними. В декабре 1912 года «Хованщина» была поставлена в Большом театре. Работу поручили режиссёру Петру Мельникову.
За основу сюжета взяты события, которые происходили в XVII веке. Череда стрелецких восстаний, политические распри, интриги. Композитор-классик сам писал либретто к своей опере. На Соборной площади установили сцену в 400 кв. Декорации погружают в мрачную атмосферу того времени. Совсем другой звук, который, кстати, доносится далеко за пределы кремлёвских стен. Да и театральные законы и приёмы работают по-иному.
Хованщина - Khovanshchina
9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена. В Астрахани прошла грандиозная премьера народная музыкальной драмы пера композитора Модеста Мусоргского − оперы “Хованщина”. С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал ее “Хованщина”» (1872), продолжается крестный и славный путь оперы. Величавый масштаб неоконченной оперы Мусоргского первым из композиторов распознал Римский-Корсаков, который оркестровал сочинение и дописал финальную сцену (долгое время «Хованщина» существовала именно в редакции Римского-Корсакова). Величавый масштаб неоконченной оперы Мусоргского первым из композиторов распознал Римский-Корсаков, который оркестровал сочинение и дописал финальную сцену (долгое время «Хованщина» существовала именно в редакции Римского-Корсакова).
Шедевры оперы
Спит стрелецкое гнездо (Опера Хованщина, акт 3) (Модест Петрович Мусоргский. Признаться, автор этих строк стал просматривать клавир оперы именно из-за этих самых подлинных напевов, в первую очередь старообрядческих. Мусоргский — "Хованщина", вступление к опере "Рассвет на Москве-реке" 05:07.