С целью профилактики совершения учащимися противоправных действий и на предупреждение деструктивного воздействия на несовершеннолетних посредством сети Интернет с. К трагедиям, подобным пермской, в которой студент устроил стрельбу в университете, приводит деструктивное влияние интернета. К вопросу о педагогической профилактике деструктивного влияния медиасреды на социальное развитие детей и молодежи. Эта система позволит в сотрудничестве со структурами гражданского общества обеспечить защиту граждан от деструктивного влияния фейковых новостей, а также.
Последствия для личности
- [27.10.2022] Расстрелы популяризируют в соцсетях. Как бороться с деструктивным влиянием?
- Как противодействовать деструктивному влиянию на молодежь?
- Причины деструктивного поведения
- Главные новости
- Деструктивное воздействие СМИ | Секреты Кундалини йоги
Как в социальных сетях вовлекают детей и подростков в деструктивные группы
В современном мире подростки практически не расстаются с гаджетами и знают об их возможностях порой значительно больше, чем взрослые. Они активно используют социальные сети для поиска новых знакомых, разделяющих их увлечения и интересы, стараются казаться независимыми от родителей, отстаивают свои права на свободу выбора. Вместе с тем именно психика подростков наиболее подвержена влиянию представителей различных деструктивных культов. Изначально тинейджерам льстит внимание взрослых, то, что с ними разговаривают на равных, прислушиваются к их мнению, соглашаются с ними. Другой вариант — это когда молодым людям нужен какой-то ориентир. Когда в его роли выступает религиозный радикал, подростки не всегда способны его распознать, но легко готовы пойти за ним, поскольку часто считают, что их не понимают в семье, не разделяют их точку зрения.
Нередки случаи, когда именно такие парни и девушки примыкают к радикалам. Только те, кто чётко понимает разницу между традиционными религиями и радикальными движениями, могут считать себя в безопасности.
Через них населению регулярно доводят политические установки, которые нельзя проверить на предмет их объективности. Таким образом, в сознании обывателя постепенно формируются определенные взгляды на те или иные события. Эффект закрепления образных установок настолько велик, что даже в случае изменения субъектом своей позиции с точностью до наоборот объект все равно остается при навязанном ему первоначально мнении. Только теперь уже считая его собственным, а значит, априори имеющим право на жизнь.
С тем чтобы максимально расположить к себе аудиторию, СМИ взывают к инстинктам потребителя, то есть к самым низменным его желаниям. Поэтому вся продукция от рекламы и новостей до кинофильмов подается в строгом соответствии с законами психологии. Учитываются возрастной, половой, профессиональный состав потенциальной аудитории, цветовая гамма подачи информации, динамический диапазон восприятия громкость и т. Уже в середине прошлого века испанский эксперт в области массовой психологии Хосе Ортега-и-Гассет писал: «В наши дни государство стало чудовищной машиной немыслимых возможностей, которая действует фантастически точно и оперативно. Это средоточие общества, и достаточно нажатия кнопки, чтобы гигантские рычаги молниеносно обработали каждую пядь социального тела». Будучи неспособным к критическому мышлению, «массовый человек» бездумно усваивает «ту мешанину прописных истин, несвязных мыслей и просто словесного мусора, что скопилась в нем по воле случая, и навязывает ее везде и всюду, действуя по простоте душевной» [2, с.
Возможности СМИ в области управления массовым сознанием настолько велики, что информационный ресурс все отчетливее обретает милитаристскую сущность. Стали обыденными такие понятия, как «информационные войны» и «информационное оружие». Рассматривая массмедиа в контексте информационных войн, можно дать им следующее определение: совокупность специальных средств массовой информации, поражающее действие которых основано на применении разрушающего информационно-психологического воздействия на сознание и подсознание человека и направлено на изменение психического состояния индивидуума, а также социально-политических установок общества в целом. В виду вышесказанного все более обостряется вопрос воспитания подрастающего поколения. Известно, что сегодня социализация молодежи определяется семьей, системой образования, компанией сверстников и СМИ [5, c. Традиционно средствами массовой информации именуются газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет.
К этому классу явлений могут быть отнесены кинематограф, книгопечатание, тиражирование аудио- и видеопродукции, использование широчайшего спектра носителей для рекламы от крыш домов до школьных тетрадей. Если говорить о телевидении, то его статус в иерархии значимых для школьников источников информации не просто велик 2-3 место , но, по данным исследований, с 12-13 летнего возраста значительно превосходит школу. Это обусловило феномен, получивший в западной педагогике название «параллельной школы»[1, c.
Деструктивное поведение может брать свои корни из детства или быть следствием нереализованных амбиций , целей и интересов. Особенное влияние на формирование определенной модели поведения оказывает общество, социально-экономическое положение страны, СМИ.
Также причинами отклоняющегося от норм поведения являются определенные черты характера, данные природой, особенности нервной системы, травмы головы и, конечно, пристрастие к алкоголю или наркотическим веществам: кому-то бокал шампанского просто добавит настроения, а кому-то этой дозы будет достаточно, чтобы проявить себя с не лучшей стороны. Как это проявляется? Деструктивное поведение имеет множество форм проявления и может быть направлено на разрушение межличностных отношений, окружения и даже самого себя. По отношению к социальным объектам, деструктивное поведение можно разделить на несколько видов: Интраперсональное: человек проявляет пренебрежительное отношение к себе, употребляет алкоголь или запрещенные вещества, не следит за внешним видом, не соблюдает безопасность при использовании технических средств или во время вождения автомобиля. Часто изолируется от всех, предпочитает не общаться с окружающими людьми и склонен к излишней публичной самокритике.
Свои переживания и психологическую нестабильность выражает во внешнем виде: делает татуировки, шрамы и т. Интерперсональное: деструктивное поведение проявляется по отношению к другим людям. Человек выражает всяческое неуважение к собеседнику, старается понизить его значимость, за счет этого он повышает свою самооценку. Сюда относятся оскорбления, угрозы, клевета и т. Метаперсональное: деструктивная личность отказывается выполнять свою роль, например, трудовую или семейную.
Это проявляется в форме моббинга, буллинга по отношению к участникам группы, в которой состоит человек, межгрупповых конфликтах, массовых беспорядков, невыполнения своих прямых обязанностей. Сюда можно отнести и протестные действия отбывающих наказание. Так заключенные проявляют свое несогласие с правилами и хотят изменить положение дел силой [ К. Злоказов, 2016 ]. Цезарь Петрович Короленко, советский и российский психиатр, разделил расстройства поведения личности на два основных вида: нестандартное и деструктивное.
Последнее, в свою очередь, делится на внешнедеструктивное и внутридеструктивное. Внешнедеструктивное может быть аддиктивным — ситуация, когда человек пытается уйти от реальности с помощью применения запрещенных препаратов или каких-либо активный действий, и антисоциальным — в этом случае нарушаются законы и права других людей в форме аморального, безнравственного поведения. Внутридиструктивное поведение делится на следующие типы: Суицидальный: человек решает свести счеты с жизнью или близок к этому шагу. Конформистский: деструктивная личность берет пример с авторитета, действует под влиянием кого-либо. Нарциссический: человек не обладает эмпатией , обесценивает отношения, уверен в собственном совершенстве и своим поведением всячески старается повысить свою самооценку, унизив при этом других.
Фанатический: здесь речь идет о слепом следовании идеям, взглядам. Аутистический: человек изолируется от общества, живет в мире собственных иллюзий [ Ц. Короленко, Н. Дмитриева, 2001 ]. К формам деструктивного поведения относят экстремизм, терроризм, радикализм.
Ученые полагают, что все это звенья единой цепочки. Сначала появляется бескомпромиссная приверженность определенным взглядам и идеям радикализм , потом эта приверженность приобретает крайние формы, появляется угроза безопасности жизни людей экстремизм. Далее ситуация набирает еще более серьезные обороты и приводит к фанатизму, в итоге совершаются террористические действия с целью достижения политических, религиозных и других целей насильственным путем. Экстремизм среди молодежи в наше время стал массовым явлением. Подростки находятся на пороге новой жизни, сталкиваются с первыми препятствиями и проблемами, неопределенностью, отсюда повышенная тревожность, стрессы.
В таком состоянии человек способен на деструктивные поступки не только по своей воле, но и под влиянием других лиц [ ОМВД России, 2019 ]. Есть множество классификаций форм деструктивного поведения, но все способы его проявления сопровождаются ухудшением уровня жизни человека, когнитивными искажениями , нарушением самооценки, психологической и эмоциональной нестабильностью. Профилактика деструктивного поведения Первое правило, которое необходимо усвоить: чтобы избежать развития деструктивного поведения личности, нужно позаботиться о его профилактике. Если деструкция уже набрала свои обороты, то терапия будет заключаться в постановке на учет в психиатрическое отделение, но лучше не доводить до такого состояния. Профилактика деструктивного поведения заключается в формировании определенных качеств, в социализации личности.
Она начинается в семье и продолжается в учебных заведениях, поэтому важно уделять особое внимание адаптации детей к обществу, закладывать нормы и правила поведения, формировать правильное мировоззрение. В школе профилактические меры выглядят следующим образом: контроль посещаемости уроков детьми, в особенности трудными подростками; отслеживание успеваемости детей; привлечение учащихся к общественным мероприятиям, коллективной работе , в спортивные секции и творческие кружки; работа над отношениями внутри семей учащихся: учителя должны быть в курсе сложных семейных ситуаций, отрицательного воздействия родителей на детей и т. Первостепенная задача учителей — выявить предпосылки деструктивного поведения учеников, обратить внимание на тех, кто нарушает общепринятую дисциплину, и провести с ними профилактические мероприятия. К нарушению дисциплины можно отнести не только опоздания, прогулы и неподобающий внешний вид, но и оскорбительное отношение к одноклассникам, ученикам, причинение ущерба материальным ценностям [ Н. Ведмеш, 2020 ].
Если ребенок ведет себя деструктивно, значит, есть какое-то внутреннее или внешнее противоречие, которое мешает ему. Родителям необходимо поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, быть внимательными к нему, интересоваться его жизнью, чтобы он чувствовал себя полноценной личностью и умел отделять «белое» от «черного». Вот что советуют родителям психологи, чтобы избежать развития деструктивной модели поведения у ребенка: Обращайте внимание на то, с кем общается ваш ребенок: он может попасть в плохую компанию или вступить в асоциальные группы в Интернете. Дети и подростки легко поддаются влиянию авторитетных личностей. Дурной пример особенно заразителен для тех, кто в силу своего возраста стоит на пороге изменений и проходит через психологическую перестройку.
Научите ребенка основным правилам безопасности: так он поймет, что сам ответственен за свою жизнь и десять раз подумает, прежде чем сделать что-то аморальное. Обращайте внимание на свои отношения с ребенком: спросите себя, доверяет ли он вам? А вы ему? Чрезмерный контроль, авторитаризм или, наоборот, вседозволенность пагубно влияют на его психологическое состояние. Если вы проявляете жесткость, будьте готовы, что он ответит вам тем же или проявит агрессию по отношению к другим людям.
Если вы мало интересуетесь жизнью своего чада, это может привести к развитию чувства одиночества и брошенности. Ищите золотую середину.
Пожаловаться Глава Следкома: нападения на вузы и школы — это негативное влияние Интернета. Деструктивное влияние интернета приводит к трагедиям, подобной пермской, когда студент устроил стрельбу в своем вузе.
По его мнению, основные причины этого и других подобных случаев связаны с тем, что подростки не получают достаточного уровня воспитания, культуры.
Более 13 млн подростков находятся под воздействием деструктивного контента в сети
Сред них - кибербулинг, опасные игры и челленджи, шок-контент. А одна из наиболее серьезных угроз, последствием которой является широкое распространение деструктивного контента - это вербовка молодежи для совершения безмотивных терактов. Чтобы дать отпор подобным явлениям, специалисты разработали целый комплекс мероприятий. Сергей Ефремов, начальник управления по вопросам законности, правопорядка и безопасности администрации города Нижневартовска «Так, в текущем году было проведено 8 правовых акций с привлечением представителей УМВД по городу Нижневартовску, духовенства национальных общественных организаций. Мы привлекли всех студентов и старшеклассников всех школ на территории города. Это были беседы, на конкретных примерах рассказывалось, как идет вовлечение в деструктивные группы, как этому противостоять» Обсудили на заседании и то, как соблюдаются требования к антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, социальной защиты, водоснабжения, а также религиозных организаций.
Возможно, именно там он узнает много нового.
Он добавил, что даже в театральных постановках и художественных фильмах, финансируемых государством, создаваемых якобы с благой целью, умудряются исказить классику, делая главными героями произведений тех, кто недавно открывал стрельбу в школе. Ответ очевиден. Часто, читая новости о той или иной выставке или постановке, суть которых возмущает общественность, я даю поручения обратить на них внимание, изучить, ведь речь идет о наших ценностях, лишившись которых, мы потеряем человечность», — сказал Бастрыкин.
И, кстати, отдельно оградить лишь молодежь практически невозможно, то есть если будут ограждать, то, видимо, всех. Эту инициативу весьма осторожно прокомментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Общая информация
- Общая информация
- Бастрыкин связал трагедии в учебных заведениях с деструктивным влиянием Интернета
- Деструктивное влияние Интернета нужно ограничить - Вести
- Педагогика: история, перспективы
- Ошибка в тексте
- Содержание статьи
«Деструктивное влияние иностранных платформ». В России появится список опасных для страны сайтов
Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин заявил, что к стрельбе в учебных заведениях приводит «деструктивное влияние интернета». Ранее Бастрыкин в интервью ТАСС заявил о связи нападений на учебные заведения с влиянием интернета. Проблемы деструктивного воздействия СМИ и соцсетей на несовершеннолетних детей и молодежь.
Бастрыкин объяснил массовые убийства в учебных заведениях тлетворным влиянием интернета
МВД оградит подростков от деструктивного влияния через соцсети // Новости НТВ | Деструктивное информационное воздействие-представляет собой негативное влияние информации, распространяемой через СМИ. |
Эксперт: Как обезопасить подростков от влияния деструктивных течений в Сети | В Сети от деструктивного влияния сторонников экстремистских идеологий не застрахованы даже взрослые, что уж говорить о детях. |
Деструктивные течения в интернете
Деструктивное поведение в социальных сетях — это использование социальных сетей для распространения негативной информации, пропаганды насилия, экстремизма, терроризма и. Евгений Андреевич рассказал обучающимся о методы манипулятивного воздействия на психику в "деструктивных" организациях объединениях и неформальных молодёжных формированиях. На выездном совещании в Ижевске Николай Патрушев отметил, что меры по предупреждению вовлечения подростков в деструктивную и террористическую деятельность уже приняты во. Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин считает, что деструктивное влияние интернета приводит к трагедиям, подобной той, что произошла в Перми. Групповое деструктивное информационное влияние представляет собой негативное воздействие, осуществляемое группой лиц с помощью информации, распространяемой СМИ. 25 октября 2018 года прошла информационно – разъяснительная встреча координатора по СВР со студентами первых курсов, где были озвучены вопросы по деструктивному влиянию и.
Деструктивное поведение: формы, выявление и профилактика
Деструктивное влияние интернета приводит к трагедиям, такой как к пермской, когда студент стал стрелять по людям в своем университете. Влияние деструктивных Telegram-каналов, авторы которых поддерживают протестные акции, на граждан Белоруссии уменьшилось по сравнению с осенними показателями. Деструктивное влияние интернета и компьютерных игр приводит к трагедиям, которая произошла в Пермском университете. Психологическая Газета "Золотая Лестница". пользователей соцсетей в РФ состоят в сообществах, посвященных интернет-травле, 43 миллиона аккаунтов находятся под влиянием деструктивного РИА Новости, 19.11.2020.
Бастрыкин предложил ограничить негативное влияние интернета на детей
Организаторы или те, кто «ведет» группу, подстраиваются под «своих», делают пребывание в группе комфортным, начинают дружить, а потом потихонечку начинают «поворачивать» сознание подростка в нужную сторону. Они заинтересовывают собой, группой, своими желаниями так, что часто воспринимаются близкими друзьями. В ход идут различные приемы и технологии влияния, и происходит стойкое формирование убеждения, что только в этом круге подростка понимают, принимают, а вне сообщества этого нет и не будет. Далее идет погружение в определенный контент депрессивный, агрессивный, экстремисткий и т. Активно формируется определенная информационная среда. Здесь интернет-технологии применяются во всем многообразии. Предлагаются ссылки на сайты разного деструктивного содержания, специально создаются видеоролики, демотиваторы демотиватор отличается безысходностью и безнадежностью, имеет негативный смысл , рекламные баннеры, рассылается спам, создаются группы. А когда в группе люди уже стали, как кажется подростку юноше, девушке , «самыми-самыми друзьями», то шансов на спасение из такой группы уже мало.
Почему подвержены риску вовлечения именно несовершеннолетние? Вербовщики опираются на их возрастные психологические особенности, слабую, неустойчивую психику, повышенную внушаемость, низкую самооценку; неумение взаимодействовать с окружающими, трудную жизненную ситуацию семейные проблемы, нарушения взаимоотношений, неблагоприятный социальный фон и др. Предпосылками вовлечения являются также неопытность, недостаточная ответственность, переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания.
Глава СК считает, что Интернет, социальные сети и даже телевидение стали таким источником воспитания, который культивирует насилие, равнодушие к проблемам друзей и безнравственность. Бастрыкин считает, что подростки ориентируются на героев компьютерных игр, «которые решают проблемы «просто» — ликвидируя оппонента».
Для подростков организовывают спортивный, культурный, интеллектуальный досуг, проводятся военно-патриотические мероприятия. Важным элементом работы является программа по трудоустройству школьников во время летних каникул и участие студентов в деятельности стройотрядов. Большая просветительная и профилактическая работа с подростками, которые склонны к деструктивному поведения, ведется в учреждениях среднего образования. По словам руководителя управления общего образования министерства образования и науки Татьяны Лапшовой, к школьникам с девиантным поведением прикрепляются наставники, которые привлекают учащихся к проектной деятельности, волонтерской работе, к организации молодежных мероприятий.
Такой подход, отметила она, не оставляет подросткам времени на увлечения различными формами деструктивного поведения.
Эти ролики просматривают миллионы подростков, у которых в итоге появляется уверенность в том, что такое поведение абсолютно нормально. Аналогичное негативное воздействие на подрастающее поколение, по мнению председателя Следственного комитета, оказывают деятели театра и кино, которые в своих работах романтизируют зло, делая героями отрицательных персонажей. Ранее член Общественной палаты Екатерина Мизулина призвала полностью пресечь пропаганду наркотиков, насилия и проституции через кумиров молодёжи — популярных певцов, блогеров и «лидеров общественного мнения», которые, как она считает, негативно влияют на неокрепшие умы подростков и поэтому являются «уродами».
Деструктивное воздействие СМИ
Главным провокатором молодежи на встрече назвали всемирную паутину. Министр поделился своим видением ближайших перспектив. Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ: "Нам необходимо разработать комплекс мер, который позволит, не посягая на свободу обмена информацией, свободу слова, ограничить деструктивное влияние отдельных Интернет-ресурсов. Знаю, что отдельные первые шаги уже сделаны. В частности, внесены изменения в ФЗ о СМИ, которые в определенных случаях законодательно относят Интернет-ресурсы к средствам массовой информации. Нам, конечно же, широко нужно посмотреть и остановиться вообще на роли СМИ в деле профилактики экстремизма, потому что она очень значительна. И полагаю, что те программы, которые проводятся и на региональном, и на федеральном уровнях они должны действительно отражать содержательное понимание религиозных конфессий, межнациональное согласие, культуру". Правоохранительные органы пытаются сегодня контролировать сферу Интернета.
В Роскомнадзоре отметили активность западных спецслужб в организации фейковых новостей и деструктивных материалов, распространяемых на площадках социальных медиа. Советник генерального директора ФГУП «ГРЧЦ» по научно-техническому развитию Евгения Рыжова сообщила о том, что обеспечение безопасности информационного пространства практически невозможно без применения передовых психологических методик и инструментов. Фейки — это не что иное, как инструмент для подавления критического мышления и формирования желаемого образа. Для нас сложность заключается в том, что в России таких исследований проводится крайне мало. Решением проблемы могло бы стать создание центра когнитивной безопасности для проведения прикладных изысканий в области противодействия деструктивному психологическому воздействию», — отметила Евгения Рыжова. Все его поведение нацелено на скорейшее возвращение к цифровому развлечению», — объяснил врач. Он отметил, что симптомы зависимости делятся на физические, психологические, поведенческие и социальные.
Но здесь также не стоит забывать о «негативном контенте» из Интернета. Их посты просматривают миллионы подростков, которые могут последовать дурному примеру», — заключил председатель СК.
Масштабность возможных последствий. Использование Глобальной сети для негативного информационно-психологического воздействия может привести к нарушению нормальной работы органов государственного управления, спровоцировать массовые протесты, акции гражданского неповиновения в отдельных регионах или целых странах. Возможность обратной связи. У субъекта информационно-психологического воздействия появляется возможность живой обратной связи, недоступной при использовании традиционных СМИ, в форме комментариев пользователей, «лайков» и «ретвитов». Доступность информации. Пользователи интернета могут получить доступ к информации, имеющейся на серверах различных стран, минуя пограничные, цензурные и иные барьеры.
Комплексность подачи информации и ее восприятия. В конкурентной борьбе информационных агрегаторов за внимание аудитории наметилась тенденция широкого использования мультимедийного контента. В отличие от вербальных, визуальные средства позволяют практически мгновенно воспринимать запрограммированное информационно-психологическое воздействие, причем оно будет более глубоким и длительным, так как визуальные системы влияют не только на интеллект, но и на эмоциональную сферу человека. Поэтому использование современных технологий, позволяющих демонстрировать тексты, фото и видеоматериалы, оказывает на аудиторию дополнительное эмоциональное и психологическое воздействие. Вместе с тем у большой части пользователей формируется так называемое «клиповое» фрагментарное, блоковое мышление, которое облегчает восприятие большого объема информации, одновременно снижая способность к ее осмыслению и критической проработке. Современные средства коммуникации, поисковики и социальные сети могут быть использованы для манипулирования общественным мнением. Для достижения этих целей порой достаточно откровенного вымысла, главное, чтобы он затрагивал людей на эмоциональном уровне так называемый «вброс». Технологии информационного воздействия реализуются не только на уровне сознания, но и на подсознательном уровне, позволяя дезориентировать отдельного человека или целые социальные группы в происходящих событиях, незаметно управлять их поведением.
Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей [1]. В силу особенностей развития психики, молодые люди являются наиболее уязвимой аудиторией для манипулирования, поскольку им свойственны повышенная внушаемость, некритичность восприятия, склонность безусловно принимать установки и мнения, доминирующие в значимых для них группах, и в то же время отрицание традиционных ценностей и авторитетов, противоречивость и бунтарство. Кроме того, большой интерес для манипуляторов представляют государственные служащие и сотрудники правоохранительных органов силовых структур , поскольку они наделены властными полномочиями и имеют доступ к информации ограниченного распространения. Поэтому особое значение придается проблеме обеспечения информационно-психологической безопасности сотрудников органов внутренних дел. В настоящее время достаточно подробно описаны такие методы воздействия, как суггестия внушение , убеждение, заражение, подражание и другие, не только в сфере межличностного или межгруппового общения, но и в глобальных процессах информационного взаимодействия. Способы информационно-психологического воздействия могут быть классифицированы с позиции методов воздействия. Убеждение как метод открытого вербального словесного информационно-психологического воздействия на сознание индивида или группы людей, основу которого составляет система ясных, четко сформулированных доводов аргументов , выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый субъектом воздействия тезис точку зрения. Эмоциональное заражение как социально-психологический механизм передачи психического настроя другим людям от одного человека или группы людей, эмоционального воздействия в условиях непосредственного контакта и включения личности в определенные психические состояния.
Подражание как следование образцу как следствие потребности в принадлежности к значимой группе. Особый вид психологического воздействия — внушение, иначе говоря, суггестия как специально организованный процесс, что особенно важно отметить, неаргументированного психологического воздействия на сознание личности. Такой специально организованный процесс психологического воздействия характеризуется, прежде всего, снижением критичности восприятия сообщаемой информации, снижением ее осмысления. Отличительным признаком суггестии или внушения является снижение активного понимания и осмысления, а также отсутствие логического анализа и объективной оценки. В процессе воздействия методом внушения искажается восприятие информации, которая включает сформулированные выводы, позднее на ее основе актуализируются реально-действующие мотивы, актуализируются потребности, формируются смыслозначимые установки, которые способствуют проявлению того или иного поведения. Важно отметить, что пропаганда как распространение политических, философских, научных, художественных знаний идей и другой информации в обществе, т. Сформированная система взглядов, отражает систему мировоззрения на окружающий мир, определение места личности, меняет отношение людей к объективной реальности и друг к другу. Происходит трансформация имеющихся убеждений, принципов, смысложизненных мотивов и ценностных ориентаций.
Примерами способов информационно-психологического воздействия и манипулирования информацией могут являться: - утаивание психологически важной информации или включение значимой информации в общий контекст информационного потока; - намеренное упрощение и суггестия, выражающаяся в целенаправленном повторении; - изменение смысла понятий: использование дефиниций, терминов, имеющих неоднозначный или искаженный смысл, который делает невозможным восприятие истинной картины произошедшего; - намеренное включение широко известного образа — известных политических деятелей, представителей шоу-бизнеса, которые могут являться возможными участниками в различных мероприятиях, акциях, оказывая психологическое воздействие на оценку того или иного события, меняя личностные установки и систему ценностей; - ангажированность в освещении событий, акцентирование и поиск негатива в абсолютно любом явлении, происходящем в обществе. Таким образом, при любом развитии событий субъекты негативного информационно-психологического воздействия будут генерировать только отрицательный резонанс; - использование «фейков», создающих эмоциональную волну. В информационное пространство «вбрасывается» откровенно ложная информация, и в ходе ее обсуждения подогревается общественное недовольство. Основной расчет на то, что лишь небольшая часть людей станет перепроверять «фейк», голоса здравомыслящих утонут в потоке возмущений, а когда ложь вскроется, пройдет время и это будет уже никому не интересно; - вынесение абсурдной либо спорной мысли в заголовок в форме вопроса или предположения. После этого само содержание статьи становится второстепенным, заголовок уже сформулировал определенные настроения у читателей. Как правило, таким образом работают различные информационные «вбросы», в том числе направленные на дискредитацию органов внутренних дел и подрыв их авторитета в глазах населения; - распространение негативных слухов среди отдельных социальных групп, в том числе среди силовых структур. Примером могут служить информационные «вбросы», касающиеся возможного ухудшения социального положения сотрудников органов внутренних дел отмены части выплат, увеличение срока выслуги для получения права на пенсию, и др. Следует обратить внимание на то, что официальные опровержения слухов нередко интерпретируются модераторами негативного информационно-психологического воздействия как косвенное подтверждение своих вымыслов.
Можно выделить три характерные тенденции преобразования информационного потока в процессе распространения слуха: - сглаживание состоит в том, что несущественные в глазах аудитории детали исчезают, сюжет становится короче. Сохранившиеся детали выдвигаются на первый план, становятся более масштабны и значимы; - заострение проявляется в обрастании сохранившегося сюжета дополнительными деталями, которые придают ему эмоциональную окраску и смысловую наполненность; - приспособление означает подстройку деталей сюжета под стереотипы, установки и ожидания аудитории.