Роль очага пожара в обнаружении пожаров заключается в том, что именно вокруг него наиболее сильно проявляются признаки возгорания. Вопрос, что такое очаг пожара, имеет в общем виде следующий ответ — это то место, где изначально возникает горение. Как нужно организовать и провести расследование, в результате которого будут установлены очаг пожара, определены причины и последовательность распространения возгорания. Очаг пожара – это зона, где наблюдается горение, вызванное внезапным или контролируемым высвобождением энергии. тушению пожара, об использованных огнетушащих веществах и т. п.
Разбор вопроса марафона № 115
Шрам от молнии на стволе дерева Как находят очаг возгорания после пожара внутри здания или сооружения Что такое очаг пожара? Определение 2 Очаг пожара(возгорания) – это область, где возникло горение, вызвавшее пожар. Над очагом пожара и вторичными очагами (очагами горения) копоть часто выгорает локальными пятнами.
Как установить очаг возгорания без специалистов
Причиной 90% пожаров является деятельность человека, остальные 10% возникают из-за природных явлений. Пожар – это неконтролируемый процесс горения вне специального очага, возникший непроизвольно или по злому умыслу, в ходе которого выделяются тепло и дым, а также который сопровождается материальным ущербом и угрожает здоровью или жизни людей. Установление очага пожара — первый, основной и важнейший шаг на пути установления причины пожара. Образование ограниченных очагов часто является следствием потери знаков пожарной связи в зоне пожара.
Определение очага пожара
Модельный очаг пожара – очаг пожара, предназначенный для испытания пожарной техники, форма и размеры которого установлены нормативными документами. Огонь распространяется снизу вверх, и если очаг пожара находится в подвале, то верхние этажи подвергнутся сильному задымлению. Шрам от молнии на стволе дерева Как находят очаг возгорания после пожара внутри здания или сооружения Что такое очаг пожара? Что такое очаг пожара? Своевременная организация начала тушения пожара позволяет локализовать очаг пожара и уменьшить нанесенный материальный ущерб.
Очаг пожара — полезная информация о нем, советы по безопасности и превентивные меры
Некоторые материалы в лесу самовозгораются при определенных условиях окружающей среды. В периоды жаркой погоды с высокой влажностью навоз, торф, зерно, сено и груды разлагающейся растительности обеспечивают идеальную ситуацию для самовоспламенения. Причины возникновения искусственного возгорания разнообразнее. Среди них: Костры, разведённые для приготовления пищи или с целью обогрева. Костры можно отличить по ямам из пепла, дерева и камням, которые окружают огонь по площади. Признаки недавней активности в кемпинге, включая отходы еды и выброшенное снаряжение, также могут указывать на возможную активность у костра. Курение — неправильное использование сигарет, трубок, зажигалок и т. Сжигание мусора.
Такой пожар может происходить как в частных домах, так и на рабочих местах, где для расчистки площадей сжигается большое количество биомассы. Это вероятнее, когда ветер переносит горячий пепел на другие, неконтролируемые участки. Преднамеренный поджог, совершаемый обычно под покровом темноты, в районах, особо чувствительных к вероятным последствиям. Поджигатели используют ряд устройств: фейерверки, самодельные приспособления с задержкой по времени, а также огонь, переносимый из других мест. Ряд источников нельзя отнести к вышеперечисленным категориям. Они включают небрежное использование пиротехнических устройств особенно — самодельных или появления искр, вызванных действием машин и другого промышленного оборудования с неисправной электропроводкой. Как находят очаг возгорания после пожара внутри здания или сооружения Что такое очаг пожара?
Это место первичного возгорания. Как пожарные определяют очаг такого возгорания? Для этого выделяются сотрудники пожарной охраны, которые, помимо собственно действий по локализации и тушению, должны обеспечить также оперативную оценку места возгорания, обезопасить место происшествия и предоставить медицинскую помощь пострадавшим. Как находят очаг возгорания после пожара? Прежде всего сохраняют первичные улики и исходную локацию на объекте: Ограждают место происшествия.
Конечно, перечисленные признаки сохраняются не всегда, машина, особенно если ее не тушили, может выгореть и до стального остова. Тем не менее, попытаться дифференцировать три указанные зоны путем визуального осмотра обязательно надо. Дополнительную информацию об очаге может дать осмотр электропроводки автомобиля.
Установление причины пожара. Осмотр электросети и выявление признаков ее причастности к возникновению пожара Отработка версии причастности к возникновению пожара аварийного режима в электросети проводится по следующим этапам: 1. Осматриваются предохранители автомобиля выясняется, какие из них перегорели, какие целые. Если автомобиль загорелся на стоянке, то надо выяснить, есть ли в нем выключатель массы, и если есть, то в каком положении он находится включено, выключено. Будет очень неудобно, если пожарный специалист будет настаивать на «электротехнической версии», а потом выяснится, что машина была обесточена. Устанавливается, есть ли дуговые оплавления на проводах. Если есть, то желательно выяснить, к какой электрической цепи относится провод с оплавлениями. Особенно важно выяснить, относится провод к штатной электросети автомобиля или он принадлежит системе охранной сигнализации.
Если оплавлений несколько, то сопоставив их местонахождение со схемой электропитания автомобиля, надо определить оплавление, которое, как мы отметили выше, наиболее удалено от генератора аккумулятора. Дуговые оплавления, в первую очередь наиболее удаленное от источника питания, следует изъять и отправить на исследование в целях определения первичности вторичности КЗ. Правила изъятия автомобильных проводов те же, что и обычной электропроводки. И исследуются провода теми же методами — металлографией и рентгеноструктурным анализом. Анализ версии воспламенения топлива при утечке Как отмечалось выше, утечка топлива в автомобиле может являться причиной пожара. Казалось бы, при их попадании на горячие трубы коллектора воспламенение неизбежно. Но оно возможно только при определенных условиях. Пожарная безопасность автомобиля.
При попадании на нагретую поверхность отдельных капель они просто интенсивно испаряются и топливо не воспламеняется. Конечно, если бы такое испарение происходило в закрытом пространстве, то при достижении концентрации паров выше НКПР могла бы произойти вспышка. Но в автомобиле, к счастью, таких закрытых зон нет, ниша двигателя не герметизирована, продувается воздухом, а потому маловероятно, что концентрация паров топлива сможет достичь опасных значений. Из вышесказанного следует вывод — при случайной или аварийной разгерметизации топливной системы и капельном истечении топлива пожар в автомобиле с карбюраторным двигателем маловероятен. Для возгорания нужно струйное истечение бензина. В отличие от бензина, загорание вытекших жидкостей из гидросистем, масел и дизтоплива при попадании на высоконагретые поверхности двигателя и турбокомпрессора при нарушении герметичности арматуры гидросистем и маслотопливо-проводов возможно. Это, кстати, основная причина загорания большегрузных автомобилей. Версии загорания протекшего топлива от других источников зажигания, как правило, не рассматриваются.
Например, в моторном отсеке автомобиля нет достаточных условий для существования источника статического электричества достаточной мощности. Поэтому воспламенение топлива, вытекающего из поврежденной топливной системы, разрядами статического электричества на обычных автотранспортных средствах маловероятно. Однако это вполне возможно на автозаправщиках, при сливе и заливе автомобильного топлива в автоцистерны и другие емкости. Об отработке такой версии шла речь в предыдущих главах. Воспламенение паров бензина или дизтоплива от искры КЗ теоретически вполне возможно в месте контакта проводов или плюсового провода с кузовом. Но такое развитие событий маловероятно из-за уже отмеченного выше отсутствия в автомобиле застойных зон, где могут скопиться пары ЛВЖ ГЖ. Просто нагретый в режиме КЗ провод не способен поджечь дизтопливо. Бензин, попадая на нагретую жилу, также не воспламеняется, а интенсивно испаряется кипит.
Прочие версии Возможности возникновения горения в автомобиле не исчерпываются рассмотренными версиями. Существуют и другие источники зажигания и загорающиеся материалы, а также самые необычные ситуации, приводящие к пожару. Рассмотрим некоторые из них, известные из практики расследования пожаров. У данного автомобиля двигатель был расположен под кожухом между сидением водителя и передним пассажирским сидением. Водитель рассказал, что в момент остановки перед светофором двигатель он не выключал, последний работал нормально; судя по показаниям приборов, все было нормально и в электросети автобуса. Вдруг из-под кожуха пошел дым, водитель поднял его, чтобы разобраться, что же случилось, а там уже происходило пламенное горение. Очаг пожара, судя по результатам осмотра, действительно, находился где, то в зоне расположения двигателя. Однако исследование самого двигателя, системы его электропитания и других проходящих рядом проводов не выявило каких-либо признаков аварийной работы.
Зато между силуминовыми ребрами охлаждения двигателя вдруг обнаружился неизвестный, сильно обгоревший предмет. Выяснилось, что это тряпка. Несмотря на то что автобус был совсем новый, у него в двигателе подкапывало масло. Чтобы оно не попадало в салон, под ноги пассажиру водитель-сменщик подтирал его тряпкой, а тряпку положил под кожух, в оребрение двигателя. И тряпка, пропитанная маслом, загорелась. Происходили они вследствие возникновения аварийных режимов в «нештатных» средствах, которые устанавливали на эти автомобили, — прежде всего системах охранной сигнализации. Многие из них были достаточно совершенными и пожаробезопасными; причиной пожара оказывалось низкое качество и непродуманность монтажа их на автомобилях. Если при осмотре автомобиля после пожара выясняется, что в очаговой зоне находится такого рода устройство или проходят принадлежащие ему провода, причастность данной системы к возникновению пожара требует тщательного анализа.
Здесь, учитывая ограниченные размеры объекта и быстрое развитие горения, трудно выявить несколько очагов; не имеет обычно смысла искать в автомобиле и остатки инициатора горения ЛВЖ, ГЖ. Тем не менее признаки поджога надо попытаться выявить, исходя из предполагаемых способов поджога. Обычно автомобили поджигают самым простым способом, с помощью подручного средства — бензина. В этом случае его могут налить в салон или облить машину снаружи, хотя возможно сочетание и того и другого. В первом случае формируются признаки очага в салоне, и если машина была закрыта, должны быть признаки механического разрушения стекол. При горении бензина на полу салона обгорают коврики — в обычной ситуации они, как правило, сохраняются. Во втором случае, если бензин налили на борта автомобиля и под него, выраженные термические поражения образуются в зонах, где после разлития остался бензин или куда он стек, в том числе по водоотводным канавкам. Часто сильно выгорают колеса, а также покрытие днища автомобиля, если бензин горел под ним.
Правда, надо иметь в виду, что выгорание передних колес у некоторых автомобилей возможно и при расположении очага в моторном отсеке, когда из разгерметизированной линии подачи топлива бензин стекает вниз, горит там, в результате чего образуются внешние признаки, будто автомобиль подожгли снизу. Как правило, в автомобиле или на нем крыше, капоте сохраняются и остатки тары из-под ЛВЖ осколки бутылки, оплавленная и не догоревшая полиэтиленовая тара. Западные специалисты по расследованию пожаров, которые обычно имеют дело с поджогами автомобилей в целях получения страховки, отмечают, что признаками такого рода поджогов являются искусственные нарушения системы подачи топлива ослабленные винтовые соединения, перерезанные трубки или замыкания проводов на корпус; открытые в непогоду окна и двери машины устанавливается по положению механизма стеклоподъемников и характеру обгорания торца дверей , а также многие другие «мелочи».
Классификация признаков очага пожара по Б. Мегорскому Если в пределах зоны пожара горение было ликвидировано более или менее своевременно и остатки конструкций хоть частично уцелели, то при распространении горения по горизонтали можно заметить, что с удалением от очага разрушения уменьшаются затухают и, наоборот, нарастают с приближением к очагу. Последовательное изменение степени термических поражений по мере удаления от очага может нарушаться вторичными очагами очагами горения и другими явлениями. При работе с ручными пожарными стволами: обеспечивается подача огнетушащего вещества непосредственно в очаг пожара с соблюдением правил охраны труда. При подаче пены в помещение: проводится разведка пожара после заполнения помещения пеной на наличие оставшихся очагов горения и принимаются меры к их ликвидации. При проведении боевых действий по тушению пожара в условиях сильного ветра должны предусматриваться: создание резерва сил и средств для тушения новых очагов пожара.
Он возникает с самого начала горения. Конвективные потоки нагревают все объекты на своем пути, вследствие чего они тоже загораются. Часто для этого даже не нужно непосредственного воздействия открытого пламени. Именно в конвективной зоне образуются термические поражения материалов и конструкций. С точки зрения физики конвективный поток всегда будет направлен вверх — всем известно, что теплый воздух поднимается под потолок. Но есть несколько факторов, которые усложняют ситуацию: Поток часто отклоняется под влиянием воздушных потоков в помещении; В комнатах с невысокими потолками как таковой конвективный конус вовсе не может сформироваться вследствие небольшой разницы температур у очага возгорания и над ним. Тогда жар распространяется не вверх, а в стороны. В контексте определения очага возгорания обнаружение воздействия конвективного потока свидетельствует о том, что именно в этой зоне начался пожар. Кондукция Подразумевает передачу тепла теплопроводностью. Данное физическое явление актуально в случае горения объектов с массой металлических элементов — морских, речных судов, автомобилей и т. Определить зону возгорания в этом случае не так сложно. Чем дольше металл подвержен воздействию высоких температур, тем сильнее он деформируется. Может выгорать краска, образовываться впадины, расплавленные участки на внешней или внутренней стороне металлоконструкции. Излучение Здесь речь идет об излучении тепла пламенем.
6.1.7. Очаг пожара. Очаговые признаки
Передача тепла осуществляется конвекцией, излучением и кондукцией. Если знать, как именно эти явления дейс-твуют на признаки ОП, пожарный специалист может выявить среди множества открытых и ограниченных очагов горения первоисточник. Конвекция Процесс связан с переносом тепла жидкостями и газами. Как только образовался очаг пожара, возникла и конвекция. Конвекционные потоки опасны ввиду того, что они стимулируют подачу кислорода в очаги, пламя сохраняет активность, окружа-ющие объекты нагреваются в еще большей степени, что может вызвать их самовоз-горание. В пределах конвекционной струи от ОП образовываются нехарак-терные термические поражения конструкций. Их определяют по локаль-ному характеру в месте очага. Из-за вертикального движения струи дефекты приобретают округлые формы на потолке и конусообразные на стенах и перекрытиях.
В низких помещениях горячий воздух быстро упирается в потолок, распространяясь вширь. В высоких — 8—10 м конусные очаги заметны лучше, а следы на потолке имеют четкие круглые очертания. К пику пожара теплообмен снижается до минимума, пока в помещение не поступит поток холодного воздуха. Кондукция Если признаки очагов возгорания формируются кондукцией, значит, происходил нагрев металлоконструкций или веществ с высокой теплопроводностью. За счет такой формы передачи энергии на обратной стороне конструкций прогорает краска, деформируется сама поверхность, иногда плавится и воспламеняется. Вместо конусных очагов образуется трек фронта горения. За счет постепенного нагрева твердый материал подготавливает себя к передаче энергии и огня.
От того, какой из предметов воспламенится следующим, зависит исход пожара. Специалист, определяя трек, как бы отматывает события назад. При этом учитываются первоначальное положение предметов, так как они перекрывают направление горения с учетом закономерностей, их удаленности и фактора времени. Направленность горения определяют по наиболее пораженным участкам глубина обугливания, степень деформации. Иногда пожар возникает с множественными очагами горения, которые уничтожают все следы при позднем реагировании. И единственное, что остается — это прибегнуть к пожарной экспертизе — установить интенсивность горения.
Иногда у пожаров бывает несколько очагов, например, если летели искры или был поджог. На очаг пожара влияет конвекция, кондукция и теплопередача Возник пожар, а с ним и конвекция - теплообмен. Потоки стимулируют подачу воздуха к огню, окружающие предметы накаляются и тоже начинают гореть. Если нагрелись металлоконструкции - очаг сформировала кондукция. Краска прогорает, а металл плавится. Также огонь выделяет сильное тепловое излучение. По повреждением на предметах, пожарный понимает, с какой стороны был больший нагрев. Определить очаг возгорания часто помогают очевидцы. А иногда найти его просто невозможно, например, если пожар был большой и интенсивный.
Главное при тушении пожаров - качественная пена. Она должна соответствовать всем нормам. Как правило, падение объема пены наполовину происходит за 6 минут. Кроме стационарной лаборатории, есть и мобильная. И у каждого инспектора с собой вот такой чемодан. Там прибор для определения первоначального места горения. Благодаря работе экспертов, только с начала этого года в регионе установлены причины около трехсот пожаров. Юлия Шувалова, Андрей Синягин. Подписывайтесь и будьте в курсе всех событий! Опубликовано: 24 июня 2022 года.
Неправильное использование электроприборов, отключенные предохранители и поврежденные электрические провода также могут привести к возгоранию. Еще одной причиной пожаров является несоблюдение правил пожарной безопасности. Отсутствие пожарных извещателей и огнетушителей, неправильное хранение легковоспламеняющихся веществ и горючих материалов, несвоевременное проведение технического обслуживания и неисправное состояние пожаротушащего оборудования — все это может способствовать возникновению пожара. Пожары также могут возникнуть из-за деятельности человека, например, из-за поджога или неосторожного обращения с открытым огнем. Возможны и природные причины пожаров, включая молнии, высокие температуры и сухие условия. Большинство пожаров являются предсказуемыми и могут быть предотвращены при соблюдении правил пожарной безопасности и осторожности. Для этого необходимо обращать внимание на возможные источники огня или искр, следить за состоянием электроприборов, регулярно проверять пожарные извещатели и огнетушители, а также проводить профилактические мероприятия, например, очистку территории от сухой растительности. Оцените статью.
Что такое очаг пожара?
Очаг пожара может быть обнаружен как внутри здания, так и на открытой местности. Что такое очаг пожара и как он возникает Очаг пожара — это место, где происходит горение и начинается пожар. Понимание механизмов образования и распространения очага возгорания позволяет разработать эффективные меры предотвращения и тушения пожара.
Очаг пожара
Высококвалифицированный, опытный эксперт прочтет по этим характерным признакам и визуализирует картину начала возгорания и, возможно, определит причину пожара. Поэтому обнаружение источника возгорания рациональнее начинать с нижнего уровня. Сильное обугливание пола, прогары пола насквозь — основной признак эпицентра возгорания. Сильно обгоревшие или испепеленные предметы сконцентрированы в одном месте, либо элементы конструкций зданий повреждены наиболее сильно в одном месте. Это говорит о недостаточном газообмене в замкнутом помещении, когда горение, возникшее ранее, вызывает выраженные обугливания поверхностей в месте возгорания. Сквозные прогары говорят о зарождении эпицентра именно в этом месте, так как длительное тление приводит именно в такой картине. По мере распространения пламени от центра очага с увеличением радиуса уменьшается температура, на поверхностях наблюдается налет копоти. Имеющиеся следы воздействия высоких температур на потолке, над очагом.
Горячий воздух поднимается вверх, повреждая перекрытия, потолок. На негорючих материалах следы высоких температур замечаются в виде отслоения штукатурки, повреждения слоев бетона или деформации металлических конструкций, труб. Скопление в одном месте негорючих материалов и крепежа: гвоздей, шурупов, болтов, которые остались после полного выгорания дерева. Разрушения имеют V-образное расположение. Вершина конуса обращена к центру возгорания, конус расширяется по мере удаления от эпицентра. Необходимо иметь в виду, что форма конуса может деформироваться и отклоняться под воздействием воздушных потоков. Следы повреждения на мебели в комнате служат признаком обнаружения эпицентра и направление распространения пламени.
Но иногда складываются идеальные условия для горения, когда пламя распространяется с одинаковой температурой и одинаковой скоростью во всех направлениях. Тогда признаки вычисляются по фактору времени: чем позже пламя достигло объекта, тем меньшие повреждения наблюдаются на его поверхности. Оценивать все признаки необходимо в совокупности и сопоставлять найденные следы один с другим. Без сопоставления признаков можно вместо очага пожара определить очаг горения. Очаг горения — это место, где по каким-либо причинам горение происходило более интенсивно. Иногда очаг возгорания и очаг горения не совпадают. Например, наличие определенных условий, как тяга, сквозняк, встреча горячего теплового потока с легковоспламеняемыми предметами, может образовать очаг горения, который по своей мощи будет больше, чем очаг возгорания.
Формирование признаков очагов пожара определяют по изменению внешнего вида материалов и элементов конструкций зданий. Изменение структуры каменных декоративных и строительных конструкций: образуются трещины, оплавления, частичное или полное разрушение, раскрашивание. Например, силикатный кирпич при воздействии на него высоких температур до 6000С растрескивается и становится хрупким. А бетон при нагреве до 3000С приобретает розоватый оттенок, до 6000С — красный, а выше, до 900, становится бледно-серым. Металлические конструкции также многое скажут о температуре, с кокой на них воздействовало пламя: желтый цвет — 2300С, оранжевый — 250, красный — 270, сине-фиолетовый — 290, черный — более 3000С. Деревянные поверхности и характерные признаки, по которым определяется температура воздействия и приближенность к эпицентру: Коричневый цвет дерева говорит о том, что температура воздействия на него была около 2500С. Обугливание древесины говорит о температуре до 600 градусов.
Образование угля — до 800, а полный развал древесной породы — до 10000С.
Некоторые материалы огнепроводимы, то есть способны поддерживать и распространять пожар. Пожарная рекламация — это специальный инструмент, который позволяет потушить пожар и предотвратить его распространение. Очаг пожара может быстро распространяться, поэтому важно своевременно обнаружить и потушить его, чтобы предотвратить возможные ущербы, угрозу для жизни и здоровья людей. Особенности и свойства очага пожара Огнепроводность очага пожара определяется его свойством передавать пламя на окружающие объекты. Если очаг пожара имеет высокую огнепроводность, он может быстро распространяться и охватывать всё новые участки.
Понятие очага пожара используется в пожарной рекламации, чтобы указать на источник и начало возгорания. Очаг пожара может иметь различные размеры и формы в зависимости от масштабов загорания и материалов, которые горят. Очаг пожара формируется в результате процесса загорания, когда горючие материалы взаимодействуют с кислородом и выделяются тепло и горение продолжается. Термином «очаг пожара» обозначается место, где протекает основной процесс горения. Очаг пожара и его свойства могут варьироваться в зависимости от условий, таких как доступность кислорода, температура окружающей среды и химический состав горючих материалов. Поэтому понимание особенностей и свойств очага пожара является важным аспектом при разработке стратегий по предотвращению и тушению пожаров.
Важность определения очага пожара Понятие «очаг пожара» играет важную роль в процессе борьбы с пожарами. Оно определяет место, где возникло возгорание и где концентрируется основная активность пожаротушения. Определение очага пожара позволяет быстро и эффективно сосредоточить ресурсы и усилия на ликвидации последствий возгорания. Знание места точного зарождения пожара помогает пожарным органам принять необходимые меры для предотвращения его распространения и минимизации ущерба. Очаг пожара можно определить по ряду признаков, таких как: видимые признаки загорания дым, пламя , тепловые излучения, а также информация, полученная от очевидцев или системы пожарной сигнализации. Определение очага пожара играет важную роль не только в процессе тушения пожара, но и в дальнейшей работе экспертов по расследованию.
Следы также могут обнаруживаться на земле в результате просачивания под пол помещения, в котором произошел пожар. В большинстве случаев интенсивное тепловое воздействие приводит к очень быстрой потере остатков ГЖ, следовательно, на реальном развившемся пожаре следы ЛВЖ и ГЖ следует искать в местах, подвергавшихся минимальному тепловому воздействию. Таковыми местами являются: — полы зданий; идеальным местом для сохранения остатков ЛВЖ и ГЖ на пожаре являются внутренние поверхности конструкций деревянных полов чернового пола , а также трещины, пазы и другие углубления. Если пол в зоне очага пожара завален золой и обгоревшими предметами, необходимо предварительно произвести их раскопку и разборку, обращая внимание на наличие каких-либо стеклянных сосудов и их осколки, пластмассовые и металлические емкости и т. Вещественные доказательства в виде остатков различных нефтепродуктов напр. В отсутствии вышеуказанных предметов, для отбора проб нефтепродуктов могут быть использованы ватные тампоны или фильтровальная бумага. Поскольку большинство нефтепродуктов обладают большой летучестью, то отобранные вещественные доказательства лучше всего помещать в чистые стеклянные сосуды с притертыми пробками и заливать их для герметичности парафинов или воском.
Не допускается использование пробок из резины для закрытия стеклянной емкости с веществами например, нефтепродуктами , разъедающими ее. В случае обнаружения на месте пожара остатков ГЖ в бутылках, их следует закупорить чистыми полиэтиленовыми или корковыми пробками, если остатки горючей жидкости обнаружены в таре, которую трудно герметизировать банка, бидон, деформированная или разбитая емкость и т. Если остатки жидкости, обнаруженные на полу или другой поверхности, не успели впитаться или испариться, их необходимо собрать чистой ватой марлей, тряпкой, фильтровальной бумагой и поместить в такую же посуду. Для отбора горючей жидкости в качестве вещественного доказательства, нельзя применять бутылки из пластика, а для закупорки тары резиновые пробки. Отбор проб древесины. Если древесина не имеет дефектов сучков, трещин, сколов следует отобрать пробу древесины с поверхности на глубину не более 1 мм. Особое внимание при отборе проб следует уделять трещинам и сучкам, высверливая или вырубая их на всю глубину и отбирая стружку или щепки.
ЛВЖ и ГЖ или их остатки на торцевой поверхности вдоль волокон изымаются с торцевой части длиной 9-10 см. Стружку следует снимать в наиболее вероятных для наличия нефтепродуктов участках древесины, отбирая пробы с не обугленной стороны. В случаях, когда нефтепродукт успел впитаться в древесину, необходимо вырезать выпилить его образцы с пятнами жидкости. Например диффузия бензина А-76 в сосновую доску за 2 часа составляет 0,2-0,4 мм. Аналогичной способностью обладает керосин. С торца доски проникновение нефтепродуктов происходит на глубину 80-90 мм. Когда нефтепродукт успел стечь или просочиться, то его следы можно обнаружить под первичными обугленными деревянными конструкциями например под подоконниками нефтепродукты могут скапливаться на венцах сруба, мхе или пакле.
Необходимо помнить, что участки древесины, подвергшиеся температурному воздействию, иными словами обуглились, фрагментов ЛВЖ и ГЖ не содержат. Отбор проб грунта. Отбор проб грунта на предмет наличия нефтепродуктов рекомендуется производить на глубине 20-30 мм ниже его прокаленного слоя при помощи лопаты, шпателя или широкого ножа. Во всех случаях отбора образцов для анализа надо брать контрольные образцы того же материала, не содержащие следов пропитки. Отбор проб тканей. В отличие от древесины отбор проб тканей не вызывает затруднений. В том случае, если объект изъятия нельзя отправить на исследование экспертизу , вырезается ножницами участок, на котором обнаружены или предполагается обнаружить следы ЛВЖ или ГЖ.
На исследование, возможно, отбирать и обгоревшие участки фрагменты тканей. При отборе проб с мягкой мебели целесообразно отбирать также пробы материала, находящегося под обивкой поролон, ватин и др. Пробы грунта, древесины, тканей и других материалов кроме ЛВЖ и ГЖ допускается упаковывать в полиэтиленовую пленку, желательно в несколько целлофановых пакетов. Упаковка и транспортировка изъятых вещественных доказательств должна обеспечивать их полную сохранность и исключить возможность утраты характерных признаков и качеств. Упакованные предметы опечатываются, снабжаются надписью, содержащей наименование предмета, место его обнаружения, дату изъятия, должность и фамилию изъявшего. Сравнительно недавно в лабораторию поступил прибор хроматограф «Кристаллюкс-4000М». При помощи данного прибора определяют наличие следов ЛВЖ и ГЖ в отобранных пробах грунта, фрагментах различных материалов методом газожидкостной хроматографии.
Данный метод не является экспрессным полевым и соответственно требует значительного количества времени и расходных материалов. В виду того, что прибор поступил недавно, по нему создается информационная база для проведения исследования по определению ЛВЖ и ГЖ, поэтому на данный момент времени в 2009 году, исследования на хроматографе будут проводиться только для создания базы данных. Исследование пожаров на автомобилях Анализ пожаров, происходящих на автомобилях, показывает, что наиболее часто к таким пожарам приводят следующие процессы: — неисправность топливной и электрической систем автомобиля вытекание топлива, КЗ, искрение, повреждение проводки ; — поджоги. Реже пожары возникают в следствие: — нарушения герметичности гидравлического оборудования течи и воспламенение гидравлической жидкости ; — неисправностей прогаров выпускной системы двигателя. Совсем редко причиной пожара являются перегрев отопителей и другие аварийные режимы. Распределение пожаров по месту возникновения т. Как известно, для возникновения горения необходимо чтобы в очаговой зоне присутствовали три материальных фактора: — горючее вещество или материал; — источник зажигания, способный поджечь это вещество материал ; — окислитель.
Окислителем при загорании автомобилей как и при большинстве обычных пожаров является кислород воздуха; а вот пожарная нагрузка и источники зажигания достаточно специфичны и их следует рассмотреть особо. Потенциальные источники зажигания, имеющиеся в автомобиле, можно разделить на 3 группы. Система электропитания Несмотря на то, что в бортовой сети автомобиля напряжение составляет 12 В, в ней возможно возникновение тех же пожароопасных режимов, что и в обычной электросети, — коротких замыканий КЗ , больших переходных сопротивлений БПС , искрений, перегрузки. Нагретые поверхности В работающем автомобиле автобусе имеется две зоны максимальных температур: моторный отсек; зона выпускного тракта от коллектора до выхлопной трубы глушителя. Понятно, что это очень высокая температура, она выше температуры самовоспламенения большинства горючесмазочных материалов, используемых в автомобиле. Возможно появление в автомобиле и источников зажигания постороннего происхождения — это источники зажигания малой мощности тлеющие табачные изделия и источники открытого огня при поджоге. Направленность и динамика развития горения в легковом автомобиле Определенные представления о динамике развития горения в легковом автомобиле дают данные Исследовательского центра «Мюнхен-Исманинг» Германия.
Специалисты этого центра провели серию экспериментов, результаты которых представлены на рис. Динамика развития горения в легковом автомобиле данные исследовательского центра «Мюнхен-Исманинг » Германия : а, б, в — автомобили с передним расположением двигателя; г — автомобили с задним расположением двигателя В первых двух опытах моделировалось воспламенение карбюратора на автомобиле с передним расположением двигателя рис. Через 8-10 мин после начала эксперимента горение из моторного отсека проникало в салон и происходило воспламенение приборного щитка. Еще через 1-3 мин воспламенялся весь салон, а еще через 5 мин фронт пламени достигал заднего бампера. Если воспламенению карбюратора предшествовал разлив в подкапотном пространстве 2 л бензина рис. В автомобиле с задним расположением двигателя «Фольксваген», рис. Пожар моделировался в автомобиле «Жигули», очаг располагался на заднем сидении.
Через 6 мин после начала горения произошло разрушение остекления салона; через 30 мин загорелись моторный и багажный отсеки; через 46 мин пламенное горение закончилось, наблюдалось только тление сидений, шин. Загорание легкового автомобиля от внешнего источника тепла пламени деревянного строения происходит, по данным специалистов ВИПТШ, в следующем порядке: — внешний слой краски; — резиновые уплотнения стекол; — шины; — внутренний слой краски; — материалы салона; — моторный и багажный отсеки. Знать и учитывать такую последовательность загорания важно при установлении очага и причины пожара см. Отметим также, что горение в салоне при внешнем источнике тепла начинается после разрушения стекол и продолжается около 30 мин. Моторный и багажный отсеки загораются от салона. При непосредственном воздействии пламени загорание лакокрасочного покрытия, шин, разрушение стекол происходит в течение 0,5-1,0 мин.
Время обнаружения очага пожара Проведена оценка времени обнаружения пожара как промежутка времени от начала пожара до его обнаружения средствами пожарной автоматики до достижения пороговых значений для пожарных извещателей на основе современных программных комплексов, используемых для моделирования динамики пожара. Проанализированы сценарии развития пожара в зданиях различного назначения. Представлены результаты моделирования динамики оптической плотности дыма.
Значение словосочетания «очаг пожара»
Очаг пожара – это место, где начался пожар. это место, где сосредоточены горючие вещества, факторы воспламенения и возможности развития пожара. Установление очага пожара является одним из основных вопросов, требующих разрешения для определения причины пожара. Практика пожаротушения показывает, что очаг пожара обнаружить достаточно проблематично при многих стечениях обстоятельств. Установление очага пожара — первый, основной и важнейший шаг на пути установления причины пожара.