Новости бомбардировка дрездена

Власти Дрездена объяснили решение реконструировать мемориал жертвам бомбардировок. 13 февраля 1945 года с налета 772 самолетов британских королевских ВВС началась бомбардировка Дрездена, которая продолжилась налетом 316 самолетов ВВС США.

Власти Дрездена объяснили решение реконструировать мемориал жертвам бомбардировок

В немецком Дрездене обнаружили неразорвавшуюся авиабомбу времён Второй мировой войны, власти объявили об эвакуации из зоны риска около 15 тысяч человек. В Дрездене убрали надпись, напоминающую о жертвах англо-американских бомбардировок, превративших город в огненный котел. Во время бомбардировки Дрездена союзникам удалось искусственно создать на его улицах огненный смерч (до того это считалось природным явлением). надо ли было убивать 25 000 гражданских лиц.

Живых не оставлять. 78 лет назад США и Британия стерли с лица Земли немецкий город Дрезден

Открывалась панорама ярко сверкавшего города. Первой реакцией была потрясшая меня мысль о совпадении происходившей внизу бойни с предостережениями евангелистов на проповедях перед войной». Обгоревшие трупы погибших жителей. Фото из немецких архивов, февраль 1945 г.

Фото: Commons. Я вижу женщину — она до сих пор у меня перед глазами. В её руках свёрток.

Это ребёнок. Она бежит, падает, и младенец, описав дугу, исчезает в пламени. Внезапно прямо передо мной возникают двое.

Они кричат, машут руками, и вдруг, к ужасу моему, я вижу, как один за другим эти люди падают на землю... Они теряют сознание и превращаются в золу. Я знаю только одно: я не должна сгореть».

Подвалы, использовавшиеся для укрытия, не спасали. Только в подвальных помещениях Центрального вокзала, где к началу бомбардировки находились около 2000 человек, около 100 человек сгорели заживо, еще около 500 задохнулись в дыму. Статья по теме «Это сделали вы».

Бомбардировка, с которой началась катастрофа Европы Из воспоминаний начальника пожарно-спасательного отряда Дрездена: «В начале второй атаки многие ещё теснились в тоннелях и подвалах, ожидая конца пожаров... Детонация ударила по стёклам подвалов. К грохоту взрывов примешивался какой-то новый, странный звук, который становился всё глуше и глуше.

Что-то напоминающее гул водопада — это бил вой смерча, начавшегося в городе. Многие, находившиеся в подземных убежищах мгновенно сгорали, как только окружающий жар вдруг резко увеличивался. Они или превращались в пепел, или расплавлялись...

Из общего числа жилых зданий 78 тысяч считаются разрушенными, 27,7 тысяч считаются непригодными для жилья, но поддающимися ремонту, 64,5 тысяч — получившими небольшие повреждения и поддающимися ремонту. Полиция Дрездена в своих отчетах сообщала о разрушении в ходе налетов 12 тысяч зданий. В документах говорилось: разрушены 24 банка, 26 зданий страховых компаний, 31 торговая лавка, 6470 магазинов, 640 складов, 256 торговых залов, 31 гостиница, 26 трактиров, 63 административных здания, 3 театра, 18 кинотеатров, 11 церквей, 60 часовен, 50 культурно-исторических зданий, 19 больниц включая вспомогательные и частные клиники , 39 школ, 5 консульств, 1 зоологический сад, 1 водопроводная станция, 1 железнодорожное депо, 19 почтамтов, 4 трамвайных депо, 19 судов и барж».

Вид разрушений. Фото из немецких архивов, 1945 г.

The fleets of bombers might appear at any time over any large German city or important factory. The unpredictability of the attacks made this front gigantic; every square metre of the territory we controlled was a kind of front line. Defense against air attacks required the production of thousands of anti-aircraft guns, the stockpiling of tremendous quantities of ammunition all over the country, and holding in readiness hundreds of thousands of soldiers, who in addition had to stay in position by their guns, often totally inactive, for months at a time. As far as I can judge from the accounts I have read, no one has yet seen that this was the greatest lost battle on the German side. The losses from the retreats in Russia or from the surrender of Stalingrad were considerably less. Moreover, the nearly 20,000 anti-aircraft guns stationed in the homeland could almost have doubled the anti-tank defences on the Eastern Front... Разрушения и численность погибших[ edit edit source ] Площадь зоны полных разрушений в Дрездене превысила нагасакскую в 3—4 раза.

Потому что 6,5 кв. Согласно отчёту дрезденской полиции, составленному вскоре после налётов, в городе сгорело 12 тысяч зданий. В отчёте сообщалось, что было разрушено «24 банка, 26 зданий страховых компаний, 31 торговая лавка, 6470 магазинов, 640 складов, 256 торговых залов, 31 гостиница, 26 публичных домов, 63 административных здания, 3 театра, 18 кинотеатров, 11 церквей, 60 часовен, 50 культурно-исторических зданий, 19 госпиталей включая вспомогательные и частные клиники , 39 школ, 5 консульств, 1 зоологический сад, 1 водопроводная станция, 1 железнодорожное депо, 19 почтамтов, 4 трамвайных депо, 19 судов и барж». Кроме того, сообщалось об уничтожении военных целей: командный пункт во дворце Taschenberg, 19 военных госпиталей и множество менее значительных зданий военных служб. Получили ущерб почти 200 заводов, из них 136 понесли серьёзный ущерб включая несколько предприятий Zeiss по производству оптики , 28 — средний ущерб и 35 — небольшой. По данным сайта города Дрезден , численность населения до налета в 1939 году составляла 629. Население Дрездена Германское министерство пропаганды назвало цифру 200. Подсчет численности погибших затрудняется тем, что от многих жителей осталось только темное пятно на земле. Кроме того, по свидетельству Курта Воннегута, бывшего очевидцем событий, после того, как стало я сно, что похоронные команды не справляются с работой, в руины были направлены специальные команды с огнеметами, которые уже никого не считали.

В 1963 году в книге Дэвида Ирвинга «Разрушение Дрездена» говорилось о 135 тысячах погибших; эта цифра использовалась и в предисловии к книге, написанном британским маршалом авиации Робертом Сондби. Английский историк Ричард Эванс, выдвинувший на процессе «Ирвинг-Липштадт» цифру 25 000 погибших, которая в настоящее время считается в СМИ общепринятой, получил за свое выступление гонорар в размере 250. По утверждению Дэвида Ирвинга эти документы имеются в архивах суда. Самому Ирвингу после процесса было предписано выплатить Липштадт судебные издержки, что сделало его банкротом. Документальные оценки комиссии специалистов привлечённых г. Februar 1945. Артур Харрис Бомбер : «Мы выбомбим Германию — один город за другим. После войны[ edit edit source ] Фотографии жертв авианалетов были использованы в СМИ как свидетельство зверств нацизма против еврейского населения в Аушвице и Бухенвальде. Бомбардировка Дрездена нашла отражение в романе « Бойня номер пять, или Крестовый поход детей » 1969 американского писателя Курта Воннегута , который во время бомбардировки находился в немецком плену и был свидетелем событий.

В США роман подвергся цензуре.

Панорама стертого с лица земли Данцига. Поляки не пожалели сил на восстановление города. На их же плечи и легли тяжелые восстановительные работы - к этой деятельности было привлечено 128,5 тысяч человек. В Данциге удалось реставрировать исторические достопримечательности района под названием Старый город, для чего были тщательно изучены уцелевшие чертежи и фотографии. Смоленск Россия Так выглядела довоенная застройка Смоленска. И за всю эту историю он был несокрушимым форпостом на пути к Москве. Именно поэтому в истории он остался как «город-ключ» к сердцу Российской державы.

Разрушенный Смоленск после бомбардировок. И на этот раз щит столицы выстоять не смог: самолеты люфтваффе практически полностью уничтожили центр города, оборона была сломлена, и Смоленск на 26 месяцев оказался в оккупации. Однако на этом злоключения города не закончились: во время отступления в сентябре 1943 г. Современный Смоленск не только показывает чудеса отстраивания, но и радует глаз сохранившимися историческими сооружениями. Сначала занялись реставрацией того, что сохранилось, а позднее - в пятидесятых годах прошлого столетия - было развернуто строительство нового жилого фонда, а также инфраструктуры, промышленных и культурных объектов. Дрезден Германия Дрезден на старинных гравюрах и открытках выглядит прекрасно. При этом его история наполнена завоеваниями. К началу Второй мировой войны Дрезден уже не имел стратегического значения - он стал местом пристанища для беженцев из городов, оказавшихся на линии Восточного фронта.

При том, что угрозы они не представляли, командование союзнических войск имели на этот счет другое мнение. Разрушения Дрездена были катастрофическими. Кроме того, в огне пострадало подавляющее большинство местных культурных достопримечательностей. Вид с одного ракурса на одну территорию, но в разном времени - некоторые районы изменились кардинально. Остатки зданий, которые еще можно было использовать для реставрации, населением было разобрано, пересчитано и эвакуировано из Дрездена. А сама территория представляла собой опустевшую площадку с размеченными улицами и сооружениями. Город отстроили заново, но процесс этот занял немало времени, ведь одна только реконструкция исторических районов заняла почти сорок лет. Кенигсберг был одним из мест, где зародилась не только великая держава, но и воинственный духа гитлеровской идеологии.

Поэтому для командования Третьего рейха этот город имел не только важное стратегическое - там располагался основной порт снабжения немецкой армии, - но и символическое значение. Разрушенный бомбардировками союзников Кёнигсберг. Так, первопроходцами стали советские летчики еще в начале сентября 1941 года. Однако самые сокрушительные атаки произошли 27 августа 1944 года силами британской авиации: их напалмовые бомбы превратили город в пылающие руины.

Он был самым крупным за всю историю авианалетов во Вторую мировою войну и разгорелся на площади в 12 км2. Жар от пожарища ощущался даже в кабине нашего самолета. Небо мерцало алыми и белыми тонами, а свет внутри самолета напоминал зловещий осенний закат. Документы из находившихся в центре города государственных учреждений находили в 30 км от места бомбардировки. Пожарная команда, которой располагал Дрезден, насчитывала всего 1000 человек. Вызвать подкрепление сразу же было невозможно, так как в первые же минуты бомбардировки были оборваны телефонные кабели. Это предопределило участь города, с огромным пожаром ничего нельзя было поделать.

Авианалет на Дрезден в 1945 был совершен союзниками по просьбе Сталина

Но и 25 тысяч погибших за две ночи это тоже, согласитесь, очень много. Было ли военное значение? Дрезден, старинная столица Саксонии, считается одной из культурных столиц Европы. В описании последствий бомбардировки акцент всегда делается на невосполнимый ущерб культурным ценностям. Кроме того, обращают внимание на то, что в Дрездене не было военных объектов. Там почти не имелось промышленности и не располагались части вермахта. Жертвами англо-американских бомбардировок стали почти исключительно гражданские лица, в основном женщины, дети и старики. Кроме того, английский историк Энтони Бивор особенно подчёркивает, что в Дрездене скопилось большое число беженцев из восточных областей рейха. Они-то и попали под удар союзнической авиации. Ещё во время Второй мировой войны и сразу после её окончания британские и американские военные и политические деятели заявляли, что Дрезден имел важное значение как транспортный узел между западом и востоком Германии. Через него было удобно перебрасывать немецкие войска с одного фронта на другой.

Оправдывая действия своей авиации, западные политики и историки неизменно старались сделать соучастником этого деяния Советский Союз.

Тогда на переполненный беженцами мирный город было сброшено 1478 тонн фугасных и 1182 тонны зажигательных бомб. Предлагаем вниманию читателей «Лента.

Возник огненный шторм, который поглотил десятки тысяч женщин и детей, 19 госпиталей, 39 школ, 70 церквей и часовен… Огненный вихрь буквально засасывал несчастных — поток воздуха в сторону пожара перемещался со скоростью 200-250 километров в час. Сегодня бомбардировка Дрездена, продолжавшаяся три дня, воспринимается как военное преступление, репетиция Хиросимы. Ужасает технологичность совершенного.

Это была технология огненного шторма, которую ранее немцы применили против Ковентри. Бомбардировка этого британского города считается одним из общеизвестных преступлений нацизма. Зачем нашим союзникам понадобилось обагрять свои руки кровью Дрездена, превращать мирных жителей в пепел?

В декабре казалось бы разбитые немцы начали активное контрнаступление и потери союзников резко возросли 75 тыс. Это происходило на фоне немецкого военно-промышленного возрождения, проявившегося в частности в возрождении Люфтваффе, в операциях Фау-2 и Ме-262, возрождении и резкой реактивации действий немецкого подводного флота и т. Biddle 21 января комитет разведки стратегических ВВС США вынес заключение, что армии западных союзников утратили инициативу на западном фронте, и что Люфтваффе смогло восстановиться до степени, не считавшейся возможной союзной разведкой 8 месяцев назад.

Biddle В тот же день JIC призвал к срочному пересмотру использования бомбардировочных сил, наставивая на том, что степень успеха достигнутая нынешним советским наступлением по всей вероятности будет иметь решающее значение для продолжительности войны, и что синхронизированные с советским наступлением удары по Берлину помогут русским, в особенности если они будут скоординированы с изоляцией восточной Пруссии и взятием Бреслау. Подчёркивалось, что срыв немецкого железнодорожного сообщения воспрепятствует упорядоченному перемещению немецких войск на восточный фронт и действию немецкой военной машины. В тот же день дальнейшее обсуждение в командовании британских ВВС привело к заключению, что бомбардировки ключевых немецких транспортных узлов в направлении восточного фронта -- Берлина, Лейпцига, Хемница и Дрездена -- окажут важное содействие советскому наступлению.

В частности, узел Дрездена был центром транспортно-логистической сети Германии на восточном фронте. В него сходились и через него проходили три пучка маршрутов Рейха в направлениях запад-восток и север-юг. Дрезден обеспечивал транспортировку на восточный фронт немецких сил и военных поставок с запада Германии, из Италии и Норвегии и их транспортировку вдоль линии восточного фронта.

Biddle В случае неблокирования немецкой транспортной сети, по оценкам JIC и имевшимся расшифровкам ULTRA, немцы были в состоянии перебросить на восточный фронт до 42 дивизий около 500 тыс. О внутренних суждениях внутри советского руководства, как водится, сведений гораздо меньше, но оно пришло к тому же существенному заключению. На встрече 15 января с Теддером командующим военно-воздушными операциями союзников представлявшем на встрече Эйзенхауэра Сталин выразил особую озабоченность тем, что немецкая транспортная система позволяет легко перебрасывать силы с западного фротна на восточный и между Сталиным и Теддером состоялось обсуждение действий, которые может предпринять союзная авиация для предотвращения такой переброски.

Дрезден не упоминался в этой беседе специфически, но было ясным, что переброска немецких сил и военных поставок должна проходить через Дрезден входивший в четверку наиболее важных немецких транспортных узлов в направлении восточного фронта De Bruhl, 149. Это было далеко не первым таким обсуждением: начиная с августа 1942 и по ялтинскую конференцию февраль 1945 Сталин регулярно получал заверения лично от Черчилля и Рузвельта и от их представителей, что СССР может расчитывать на помощь союзной бомбардировочной авиации в поддержке наступления на восточном фронте, когда для этого придёт время De Bruhl, 282, 267-9. Через 10 дней после встречи Сталина с Теддером, 25 января, JIC подготовил предложения "О стратегической бомбардировке в связи с текущим русским наступлением" рекомендовавшие нанесение бомбовых ударов по Берлину, Лейпцигу, Дрездену и Хемницу как ключевым транспортным узлам, через которые должна была проходить основная масса перебрасываемых на восточный фронт немецких сил и военных грузов De Bruhl, 154-5.

На ялтинской конференции начальник советского Генштаба Антонов, при докладе о планах советского наступления, сделал ряд военных запросов к союзникам. В числе этих запросов Антонов назвал авиационные удары в начале февраля по комуникационным линиям с целью препятствия перемещению немецких войск на восточный фронт с западного, а также из Норвегии и Италии Материалы ялтинской конференции, FRUS, 1945, III, стр. В особенности, сказал Антонов, необходимо парализовать транспортные узлы Берлина и Лейпцига.

Обсуждение нанесения союзных авиаударов с целью предотвращения передвидения немецких войск на восток было затем продолжено на ялтинской конференции между английскими и советскими командующими с советской стороны участвовали Антонов, машал авиации Худяков, адмирал Кузнецов с помощником Костринским, ген. Грызлов, вице-адмирал Кучеров стр. По воспоминаниям английского переводчика, запрос бомбардировок немецких транспортных узлов выдвигался в Ялте также непосредственно Сталиным.

Через несколько дней после этих запросов они будут удовлетворены. Также о советских запросах бомбардировки Дрездена см. Согласно цитируемым Джеффрис свидетельствам, общее мнение в командовании американских ВВС относительно бомбардировок Дрездена состояло в том, что "русские настояли, а англичане согласились".

Это мнение, как мы видели, было не вполне точным: инициатива по бомбардировке Дрездена и других немцких транспортных узлов в направлении восточного фронта исходила с обеих сторон, как советской, так и западных союзников, однако в существенном отношении это мнение "русские настояли, а англичане согласились" было верным, так как инициатива западных союзников двигалась советской инициативой и советскими запросами и хронологически следовала им. Хронология основных событий такова: 1.

Moreover, the nearly 20,000 anti-aircraft guns stationed in the homeland could almost have doubled the anti-tank defences on the Eastern Front... Разрушения и численность погибших[ edit edit source ] Площадь зоны полных разрушений в Дрездене превысила нагасакскую в 3—4 раза. Потому что 6,5 кв. Согласно отчёту дрезденской полиции, составленному вскоре после налётов, в городе сгорело 12 тысяч зданий. В отчёте сообщалось, что было разрушено «24 банка, 26 зданий страховых компаний, 31 торговая лавка, 6470 магазинов, 640 складов, 256 торговых залов, 31 гостиница, 26 публичных домов, 63 административных здания, 3 театра, 18 кинотеатров, 11 церквей, 60 часовен, 50 культурно-исторических зданий, 19 госпиталей включая вспомогательные и частные клиники , 39 школ, 5 консульств, 1 зоологический сад, 1 водопроводная станция, 1 железнодорожное депо, 19 почтамтов, 4 трамвайных депо, 19 судов и барж».

Кроме того, сообщалось об уничтожении военных целей: командный пункт во дворце Taschenberg, 19 военных госпиталей и множество менее значительных зданий военных служб. Получили ущерб почти 200 заводов, из них 136 понесли серьёзный ущерб включая несколько предприятий Zeiss по производству оптики , 28 — средний ущерб и 35 — небольшой. По данным сайта города Дрезден , численность населения до налета в 1939 году составляла 629. Население Дрездена Германское министерство пропаганды назвало цифру 200. Подсчет численности погибших затрудняется тем, что от многих жителей осталось только темное пятно на земле. Кроме того, по свидетельству Курта Воннегута, бывшего очевидцем событий, после того, как стало я сно, что похоронные команды не справляются с работой, в руины были направлены специальные команды с огнеметами, которые уже никого не считали. В 1963 году в книге Дэвида Ирвинга «Разрушение Дрездена» говорилось о 135 тысячах погибших; эта цифра использовалась и в предисловии к книге, написанном британским маршалом авиации Робертом Сондби.

Английский историк Ричард Эванс, выдвинувший на процессе «Ирвинг-Липштадт» цифру 25 000 погибших, которая в настоящее время считается в СМИ общепринятой, получил за свое выступление гонорар в размере 250. По утверждению Дэвида Ирвинга эти документы имеются в архивах суда. Самому Ирвингу после процесса было предписано выплатить Липштадт судебные издержки, что сделало его банкротом. Документальные оценки комиссии специалистов привлечённых г. Februar 1945. Артур Харрис Бомбер : «Мы выбомбим Германию — один город за другим. После войны[ edit edit source ] Фотографии жертв авианалетов были использованы в СМИ как свидетельство зверств нацизма против еврейского населения в Аушвице и Бухенвальде.

Бомбардировка Дрездена нашла отражение в романе « Бойня номер пять, или Крестовый поход детей » 1969 американского писателя Курта Воннегута , который во время бомбардировки находился в немецком плену и был свидетелем событий. В США роман подвергся цензуре. Установка в Великобритании памятника маршалу Харрису , который считается ответственным за принятие решения бомбить Дрезден, вызвала в Германии протесты со стороны правых организаций. После войны многие памятники культуры были восстановлены. Одним из символом города стала восстановленная после объединения Германии церковь «Фрауэнкирхе», которая была восстановлена в том числе и на средства английских летчиков, участвовавших в налете. Матчасть[ edit edit source ] В Дрездене бомбили железнодорожный узел с целью обеспечения советского наступления. Если бы не железнодорожный узел и не советское наступление, Дрезден мог бы избежать значительных бомбардировок.

В Дрездене обезвредили 250-килограммовую бомбу времен Второй мировой войны

То есть вандализм, поэтому каждый год годовщина бомбардировки Дрездена становится поводом не только для скорби, но и для политических манифестаций немецких. Оригинал взят у parker_111 в К 70-летию бомбардировки Дрездена Вспоминая Дрезден: 70 лет после бомбардировки В последние месяцы Второй мировой войны союзная авиация. Вид с воздуха на руины Дрездена, разрушенного англо-американскими бомбардировками.

Стереть с лица земли немецкий город, чтобы напугать русских: зачем англичане разбомбили Дрезден

В результате было решено удалить выгравированную надпись с задней части каменной скамьи. Это было прописано в контракте на реконструкцию площади. Расположение надписи на скамье неоднократно становилось предметом критики, поскольку люди сидели спиной к тексту. Также туда постоянно наносили граффити», — говорится в пресс-релизе, который поступил в ответ на запрос корреспондента ТАСС. В 2020 году рядом со скамьей установили стелу с описанием объекта. Именно этот текст теперь будет дополнен.

Другие оценки количества жертв, доходившие до 500 тысяч человек, были названы комиссией преувеличенными или основанными на сомнительных источниках [38] [39]. Комиссия была создана государственными органами после того, как правая Национал-демократическая партия Германии , получив на выборах 2004 года места в парламенте Саксонии, начала публично сравнивать бомбардировки немецких городов с холокостом , приводя цифры до 1 миллиона жертв [40].

Тоннаж бомб, сброшенных на Дрезден, был меньше, чем при бомбардировках других городов. Однако благоприятные погодные условия, здания с деревянными конструкциями, проходы, соединяющие подвалы смежных домов, а также неподготовленность города к последствиям авианалётов способствовали тому, что результаты бомбардировок оказались более разрушительными. В конце 2004 года пилот британских ВВС, принимавший участие в налётах, сказал в интервью Би-Би-Си , что другим фактором был слабый заградительный огонь сил ПВО , что позволило с высокой точностью поражать цели. По словам авторов документального фильма «Дрезденская драма», зажигательные бомбы, сброшенные на Дрезден, содержали напалм [41]. По утверждению американских ВВС, проводивших бомбардировку, в послевоенное время бомбёжка Дрездена использовалась «коммунистами для антизападной пропаганды» [3]. Общее число жертв бомбардировок союзников среди гражданского населения Германии оценивается в пределах 305—600 тысяч человек. Вопрос о том, способствовали ли эти бомбардировки скорейшему окончанию войны, является дискуссионным.

Потери англо-американской авиации Потери Королевских ВВС во время двух рейдов на Дрезден 13—14 февраля 1945 года составили 6 самолётов, кроме того, 2 самолёта потерпели крушение во Франции и 1 в Англии [17]. В доступных источниках приводятся подробности потери 8 самолётов в том числе пяти британских, одного австралийского, одного канадского, одного польского : «Ланкастер» NF932, 550-я эскадрилья, столкнулся с «Ланкастером» PA185 над Линкольнширом вскоре после взлёта. Взорвался при попытке совершить аварийную посадку в поле. Все 7 членов экипажа погибли. Все 7 членов экипажа погибли включая одного австралийца. Все 7 членов экипажа погибли [49] [47] «Ланкастер» PB686, 115-я эскадрилья, разбился на территории Франции. Всё вокруг превратилось в сплошной ад.

Я вижу женщину — она до сих пор у меня перед глазами. В её руках свёрток. Это ребёнок. Она бежит, падает, и младенец, описав дугу, исчезает в пламени. Внезапно прямо передо мной возникают двое. Они кричат, машут руками, и вдруг, к ужасу моему, я вижу, как один за другим эти люди падают на землю сегодня я знаю, что несчастные стали жертвами нехватки кислорода. Они теряют сознание и превращаются в золу.

Я знаю только одно: я не должна сгореть» [52]. Танцовщица и учительница танцев Грет Палукка в 1925 г. Я жила в центре города, в доме, где я жила, почти все погибли, в том числе и потому, что боялись выйти. Мы ведь были в подвале, примерно шестьдесят три человека, и там я сказала себе — нет, так здесь можно погибнуть, так как это не было настоящим бомбоубежищем. Тогда я выбежала прямо в огонь и перепрыгнула через стену. Я и ещё одна школьница, мы были единственными, кто вышел. Тогда я пережила нечто страшное, а потом в Гроссен Гартен парк в черте города пережила ещё больший ужас, и мне понадобилось два года, чтобы его преодолеть.

По ночам, если во сне я видела те картины, я всегда начинала кричать» [53]. По воспоминаниям радиста британских ВВС, участвовавшего в налёте на Дрезден: «В то время, меня поразила мысль о женщинах и детях, находившихся внизу. Казалось, мы часами летели над морем огня, бушевавшего внизу — сверху это выглядело как зловещее красное свечение с тонким слоем дымки над ним. И это невозможно оправдать» [54]. Реакция Разрушенный оперный театр. Фото из немецких архивов, 1945 год В Германии Роберт Лей и Геббельс первоначально хотели использовать бомбардировки в качестве предлога для отказа от соблюдения Женевских конвенций на Западном фронте.

Сирены больше не работали и не могли предупреждать об атаке.

Когда британские самолёты появились снова, никто уже не мог предупредить об их нападении. Вторая атака накрыла собранных со всей Саксонии пожарных. Так как тушить пожары было уже некому, площадь возгораний многократно расширилась. Она-то как раз и завершила операцию. Около полудня того же дня самолёты избавились от своего смертоносного груза. Историки отмечают абсолютную беспомощность германских авиаторов. Лётчики смогли сбить только один британский и два американских самолёта.

Остальное сделали зенитные орудия. Потери англо-американской авиации суммарно составили около 20 самолётов и свыше 100 человек убитыми или пропавшими без вести. Как и в случае с атакой на Токио, после налёта Союзников в Дрездене случился массивный огненный смерч. Именно это явление причинило максимальный ущерб городу и привело к гибели десятков тысяч человек. Такие смерчи обычно возникают в результате одновременного появления большого количества пожаров. Зажигательные бомбы сделали своё дело. От ударов Союзников не помогали даже бомбоубежища.

Дрезденцы тысячами погибали от удушья.

Урожай в Дрездене смерть тогда собрала богатый. Размеры дрезденского "Холокоста" - 250 тысяч жизней, отнятых в пределах 14 часов. Это более чем втрое превосходит количество жертв Хиросимы 71.

Дрезден в огне: одна из страшнейших бомбардировок в истории Европы

Бомбардировка Дрездена, предпринятая англо-американской авиацией 13-15 февраля 1945 года. 13 февраля 1945 года с налета 772 самолетов британских королевских ВВС началась бомбардировка Дрездена, которая продолжилась налетом 316 самолетов ВВС США. Военные США и Великобритании и сегодня уверены, что Дрезден был «легитимной целью» бомбардировок. Власти Дрездена объяснили решение реконструировать мемориал жертвам бомбардировок.

Авианалет на Дрезден в 1945 был совершен союзниками по просьбе Сталина

Командиры бомбарди-ровщиков наведения приказали, чтобы бомбардировщики спустились на более низкую высоту, и экипажи чувствовали себя при этом уверенно, поддерживая постоянную высоту и направляясь к своим целям во время бомбардировки. Это обеспечило то, что дрезденские налеты были особенно сконцентрированы и поэтому чрезвычайно эффективны. Управление бомбардировочных операций предсказало следующие последствия операции «Thunderclap» «Удар грома» : Если мы предположим, что в дневное время население области, подвергающейся налету, составляет 300 000 человек, то мы можем ожидать 220 000 жертв. Пятьдесят процентов из них или 110 000, как можно ожидать, будут убиты. Предполагается, что такое нападение, приводящее к очень многим смертям, большую долю которых составят руководящие работники, не может не иметь сокрушительный эффект на политическую и гражданскую мораль по всей Германии. Дрезден подвергся дальнейшим американским нападениям 406 бомбардировщиков B-17 2 марта и 580 бомбардировщиков B-17 17 апреля, что привело к смерти еще 453 человек. Так как ни Дрезден, ни Пфорцхайм не понесли большого ущерба ранее во время войны, воспламеняемость обоих городов была сохранена. В этих городах также не хватало бомбоубежищ для граждан.

Вторая волна бомбардировщиков в ходе дрезденского налета появилась над Дрезденом в то самое время, когда максимальное количество пожарных и спасательных команд было на улицах горящего города. Эта вторая волна бомбардировщиков по результатам своего налета во много раз превзошла более ранние разрушения, и преднамеренно убила пожарных и спасателей так, чтобы разрушение в Дрездене могло и дальше бушевать в необузданном масштабе. Кроме того, Пфорцхайм был менее значимой целью, так, что для людей на земле было легче убежать от пламени. Единственная причина, по которой процент показателя смертности был бы выше в Пфорцхайме в сравнении с Дрезденом, состоит в том, что в ходе бомбардировки была разрушена более высокая доля площади Пфорцхайма. Таким образом, оценки числа жертв в Дрездене в 250 000 человек довольно вероятны, если сравнить их с бомбардировкой Пфорцхайма. Как избавлялись от мертвых? Историк Ричард Эванс задает вопрос: И как это было вообразимо, что 200 000 тел можно было бы вытащить из руин меньше чем за месяц?

Чтобы выполнить такую работу потребовалась бы настоящая армия людей и сотни очень необходимых машин, чтобы перевозить трупы. Усилия, предпринятые в реальности, чтобы извлечь тела, были значительны, но нет никаких доказательств, что они достигли уровней, необходимых для того, чтобы извлечь это количество тел. Один британский сержант сообщал относительно избавления от трупов в Дрездене: Они на вилах поднимали сморщившиеся от пожара тела на грузовики и фургоны и везли их к неглубоким рвам в предместьях города. Но после двух недель таких трудов работы стало слишком много, чтобы они могли с ней справиться, и они нашли другие средства собирать мертвых. Они сжигали тела на большой куче в центре города, но самым эффективным способом, по санитарным причинам, было взять огнеметы и сжечь мертвецов, пока они лежат в руинах. Они просто наводили огнеметы в здания, сжигали мертвые тела и затем закрывали весь район. Целый город был сровнен с землей.

Они были неспособны очистить город от мертвецов, лежащих около дорог, в течение нескольких недель. Фредерик Тейлор упоминает Вальтера Вайдауэра, старшего бургомистра Дрездена в послевоенный период, заявившего: Сообщения о том, что десятки тысяч жертв были настолько сожжены, что никакие отдельные следы не могли быть найдены, безосновательны. Не все были идентифицированы, но — тем более, что большинство жертв умерло от удушья или телесных повреждений — подавляющее большинство тел отдельных людей можно было, по крайней мере, отличить как таковые. Александр Макки цитирует слова Хильдегард Прассе о том, что она видела на площади Altmarkt после дрезденских бомбежек: То, что я видела на Altmarkt, было ужасно. Я не могла поверить собственным глазам. Несколько мужчин, которые остались [с фронта], были заняты тем, что сгребали лопатами труп за трупом, сваливая их один поверх другого.

Это было совершенно необоснованно. И это невозможно оправдать». Дискуссия о том, были ли бомбардировки Дрездена обоснованы военными задачами, длилась десятилетиями. ВВС Великобритании и США, конечно, приводили аргументы в пользу законного характера операции «Удар грома» и так оправдывали гибель десятков тысяч мирных людей. С учётом того факта, что союзники бомбили другие железные дороги, Дрезден имел серьёзное значение — через него перемещалось множество гражданских и военных грузов, а также войска и военная техника. Как рассказывал один из пленных США, там были «тысячи немецких войск, танков и артиллерии и мили грузовых вагонов, загруженных припасами». И бомбардировки, бесспорно, нанесли некоторый ущерб железным дорогам и складам в Дрездене. Кроме того, в городе насчитывалось 110 различных заводов и 50 тысяч рабочих, в том числе артиллерийский завод Lehman, оружейный завод Seidel und Naumann и завод оптики Zeiss-Ikon, Сегодня исследователи почти единодушно отвергают эти аргументы. Да и ещё во второй половине 20-го века многим было понятно, что они неубедительны. Тот же Курт Воннегут писал в своём романе: «Ни один человек … не поверит, что это было необходимо с военной точки зрения. Это было страшное несчастье, какие иногда случаются в военное время, вызванное жестоким стечением обстоятельств». Если бы военные цели действительно имели ключевое значение, Дрезден подвергся бы бомбардировкам гораздо раньше и не в таком масштабе, ведь бомбы сотнями тысяч падали на жилые дома и другие совершенно неважные для армии объекты. Гибель десятков тысяч мирных жителей тоже нисколько не приблизила поражение Третьего рейха. Важнейшие элементы тех же железных дорог сортировочные станции и шоссейный мост и большая казарма войск СС остались целы, их не бомбили. Погибли около сотни военных, а главную железнодорожную линию немцы вернули в строй всего через три дня. Историк З. Найтцель пришёл к закономерному выводу: «Союзники не получили никаких военных преимуществ в результате их налётов на Дрезден». Значит, цель состояла именно в уничтожении города и устрашении.

Ужасает технологичность совершенного. Это была технология огненного шторма, которую ранее немцы применили против Ковентри. Бомбардировка этого британского города считается одним из общеизвестных преступлений нацизма. Зачем нашим союзникам понадобилось обагрять свои руки кровью Дрездена, превращать мирных жителей в пепел? По прошествии 70 лет мотив мести отступает на задний план. В феврале 1945-го уже было известно, что Дрезден попадает в советскую зону оккупации. После бомбардировки 13 февраля русским достались только обгорелые руины и штабеля почерневших трупов, напоминавших, по воспоминаниям очевидцев, короткие бревна. Но еще более значимым был мотив устрашения.

Это было ключевое событие в истории нашей на то время страны. С него началось растянувшееся на столетие падение Речи Посполитой, приведшее в конечном итоге к ее разделам и вхождению территории Беларуси в состав Российской империи. Сев на трон Речи Посполитой, Август не только втянул свою новую страну в чужие для нее войны. Хуже того, король оказался большим любителем искусств. Он действительно знал толк в архитектуре и живописи, разбирался в них, ценил и любил. Казалось бы, это прекрасно. Но проблема в том, что удовлетворять свой тонкий художественный вкус Август принялся за счет казны Речи Посполитой, превратив ее в дойную корову. Новый польский король любил и ценил родной Дрезден. Получив в свое распоряжение невиданные прежде для себя ресурсы, Август превратил его в блестящую европейскую столицу, «Флоренцию на Эльбе», как прозвали город позже немецкие литераторы. Оказавшись здесь, наслаждаясь красотами Цвингера, этого ныне музейного комплекса, или замка-резиденции курфюрстов, осматривая шпиль Хофкирхе или купол Фрауэнкирхе, стоя на «Балконе Европы», прославленной картинами Каналетто набережной Дрездена, белорусы должны помнить, что все это пышное саксонское барокко строилось в том числе и за счет наших предков. Более того, точно так же и за те же деньги Августом II и его сыном Августом III, сменившим отца на саксонском, польском и литовском тронах были куплены и сотни бесценных картин, ныне составляющих гордость дрезденской «Галереи старых мастеров», мирового, исключительного по качеству собрания. Тициан, Веласкес, Вермеер, Рубенс, Рембрандт и даже «Сикстинская мадонна» Рафаэля — все это было приобретено саксонскими курфюрстами на деньги, изъятые из польско-литовской казны. В этом смысле абсолютно естественной выглядит конная статуя Августа II, установленная на площади Нойштедтер Маркт у главного городского моста через Эльбу. В отличие от множества других конных памятников такого рода, этот всадник золотой и скачет в направлении как раз Речи Посполитой. Что ж, эта страна действительно озолотила и самого Августа, и так любимый им Дрезден. Но по крайней мере и в городе, и по всей Саксонии мы можем регулярно встретить герб короля, где с польскими белыми орлами соседствует и такая знакомая нам «Погоня». Шляхта Речи Посполитой под настойчивым российским давлением новым королем и великим князем избрала бывшего любовника Екатерины II Станислава Понятовского, а для саксонской столицы завершились 70 лет существования за счет соседней страны. Впрочем, после вхождения в состав единого немецкого государства Дрезден продолжил успешно развиваться пусть и не как блестящая столица, но как крупный германский город с большим культурным наследием. На набережной Эльбы росли грандиозные общественные здания, а вокруг Альтштадта Старого города появлялись новые жилые районы. Наверное, самым выдающимся зданием, доставшимся Дрездену от той эпохи, стал Йенице. Это не мечеть, как можно было бы подумать с первого взгляда, а фабрика — потрясающая своими масштабами и при этом изяществом стилизация под исламскую архитектуру, привезенная табачным промышленником Хуго Цитцем из своих путешествий по Ближнему Востоку. Широкие улицы, обсаженные тенистыми деревьями. Садики и скульптуры. Великолепные старинные церкви, библиотеки, музеи, театры, художественные галереи, пивные гроты, зоопарк и знаменитый университет. В недавнем прошлом рай для туристов», — так описывал город все тот же Курт Воннегут. Американский писатель немецкого происхождения добровольцем записался в армию и попал в Дрезден военнопленным. Союзники не замечали столицу Саксонии почти до самого конца войны. Германия была уже обречена, Красная армия находилась в пределах Третьего рейха, с запада с переменным успехом наступали армии союзников, а в Дрездене продолжала кипеть мирная жизнь. И местные жители, и беженцы поверили в город как в тихую гавань. Сюда стекались десятки и сотни тысяч обычных немцев, бежавших от советских войск, сюда же, в многочисленные госпитали, перевозили раненых с фронтов. Все закончилось в ночь с 13 на 14 февраля 1945 года. Восьмого февраля Верховная ставка экспедиционных сил союзников в Европе включила Дрезден в список целей для нанесения массовых бомбовых ударов. В тот же день об этом решении была проинформирована и советская сторона. Необходимость ударов была объяснена тем, что город до этого момент вовсе не трогали, а между тем он представляет собой крупный промышленный центр и транспортный узел.

Союзники, которые сожгли Европу

В ход шли зажигательные бомбы, несшие чудовищный урон любому противнику. Первый удар привёл к образованию нескольких сотен очагов пожаров. Зарево от пламени было видно даже за сотни километров от города. Несколько часов спустя был нанесён второй удар, ещё более страшный, чем предыдущий. Немцы стянули всех пожарных на ликвидацию возгораний. К тому же после первой волны почти по всему Дрездену вырубилось электричество.

Сирены больше не работали и не могли предупреждать об атаке. Когда британские самолёты появились снова, никто уже не мог предупредить об их нападении. Вторая атака накрыла собранных со всей Саксонии пожарных. Так как тушить пожары было уже некому, площадь возгораний многократно расширилась. Она-то как раз и завершила операцию.

Около полудня того же дня самолёты избавились от своего смертоносного груза. Историки отмечают абсолютную беспомощность германских авиаторов. Лётчики смогли сбить только один британский и два американских самолёта. Остальное сделали зенитные орудия. Потери англо-американской авиации суммарно составили около 20 самолётов и свыше 100 человек убитыми или пропавшими без вести.

С 1945 по 1955 вид из дрезденской ратуши сменился с плотного городского пейзажа на чистый холст со скелетом дорог. По которым некуда было идти. К 1960-м коммунистическое правительство Восточной Германии реализовало многие жилищные проекты. Но отказалось восстанавливать некоторые из самых известных зданий Дрездена. А именно разрушенную Фрауенкирхе. Но некоторые здания восстанавливались еще дольше. Главным из них является Жилой дворец, в котором расположены королевские апартаменты.

Реставрация началась в 1997, и открылись для публики в 2019. Через 74 года после того, как их уничтожили бомбы союзников. Травма на всю жизнь Возможно, самая известная жертва дрезденского рейда — не немец, а американский писатель Курт Воннегут. Пойманный во время битвы за Арденну, Воннегут проходил обработку в Дрездене, когда его товарищи обрушили на него ад. Его и других военнопленных поместили в подвал, где они укрывались на ночь. Ничего, кроме минералов.

Сегодня днём наши танковые колонны находились в 80 километрах от Дрездена». Советские танки имели шанс войти в Дрезден через несколько часов. Позже британцы будут утверждать, что разбомбить Дрезден их просил Сталин на Ялтинской конференции. Однако ни советский главковерх, ни иной крупный военачальник Вооружённых сил СССР не обращался к союзникам с подобной просьбой. Американцы, в свою очередь, доказывали, что они-де хотели помочь наступлению войск Красной Армии, выведя из строя железнодорожный узел в Дрездене. Но как раз железнодорожные пути и станции в городе практически не пострадали. После окончания Второй мировой американские и британские политики неоднократно пытались свалить вину за варварское уничтожение Дрездена на… Советский Союз. Например, 11 февраля 1953 года Государственный департамент США сдел ал заявление, в котором говорил ось, что «разрушительная бомбардировка Дрездена произведена в ответ на просьбу Советов об оказании усиленной поддержки с воздуха и была предварительно согласована с советским руководством». А в феврале 1955 года, в десятую годовщину бомбардировки Дрездена, английская газета «Манчестер Гардиан» вспоминала эти налёты как операцию, «осуществлённую британскими и американскими самолётами вследствие настоятельной советской просьбы атаковать этот важный центр коммуникаций». К сожалению, советская пропаганда, столь ретиво обличавшая британских и американских «империалистов» по поводу и без повода, на сей раз позорно молчала. На самом же деле британский премьер Уинстон Черчилль предложил ВВС провести оп ерацию «Удар гро ма» во время работы Крымской конференции, проходившей 4-11 февраля 1945 года. Глава правительства его величества хотел запугать Сталина, разрушив большой германский город. Увы, нелётная погода подвела британского лидера, и уничтожение Дрездена произошло уже после окончания саммита в Ялте. Стоит заметить, что и другие варварские бомбардировки городов Германии западные союзники пытались объяснить помощью русским солдатам. Так, 3 февраля 1945 года Берлин пережил самый тяжёлый воздушный налёт в войне. В этот день в плотно затянутом облаками небе над столицей Третьего рейха появились 937 американских бомбардировщиков Б-17 и Б-24, которых сопровождали 613 истребителей. За 53 минуты они сбросили на городские районы Темпельхоф, Шёнеберг, Кройцберг 2267 тонн бомб.

После завершения налетов будущий писатель был одним из тех, кто разбирал руины и убирал трупы погибших. Спустя четверть века пережитое он опишет в одной из своих самых известных книг — «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей». И в те времена, когда Воннегут писал свою книгу, и сейчас в США не любят вспоминать о тех событиях. Если и говорят, то сразу напоминают о преступлениях, совершенных нацистами, и с жаром доказывают, что удар по Дрездену ничем не отличался от других бомбежек. В результате мощного удара в Арденнах немецкие войска отбросили англо-американские силы на 80 км, захватив в плен около 30 000 человек. В начале января 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль обратился с письмом к Иосифу Сталину, в котором говорилось: «На Западе идут очень тяжелые бои... Я буду благодарен, если вы сможете сообщить мне, можем ли мы рассчитывать на крупное русское наступление на фронте Вислы или где-нибудь в другом месте в течение января... Спустя две недели британская разведка доложила Черчиллю: наступление Красной Армии развивается успешно, и это может существенно приблизить завершение войны. Английские аналитики рекомендовали помочь русским ударами стратегической авиации союзников по гитлеровским тылам и отступающим частям. Статья по теме «Уинстон шампанское хлещет». Рассекречены документы о Ялтинской конференции Черчилль дал «добро» на осуществление подобных ударов, а непосредственные цели предстоящих бомбардировок британские и советские военные обсуждали во время Ялтинской конференции. Советскую сторону интересовали удары по нефтеперерабатывающим и оборонным предприятиям, а также по военным целям в Берлине и Лейпциге. Дрезден, в предыдущий период войны не подвергшийся серьезным разрушениям, являлся седьмым по величине городом Германии, представляя из себя крупный транспортный узел. Удар по нему, по замыслу англо-американского командования, должен был парализовать возможность переброски немецких сил и средств. Однако в меморандуме, который был зачитан пилотам Королевских ВВС, обозначалась и другая мотивация удара: «Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта... Советские войска должны были прибыть в Дрезден, поскольку он входил в ранее определенную для Советского Союза оккупационную зону. Из-за отсутствия в городе крупных воинских частей и оружейных производств Дрезден не располагал силами ПВО, способными отразить массированные удары авиации союзников. Воспоминания переживших бомбардировки Сталинграда Подробнее Огненный смерч Около 22 часов 13 февраля 1945 года к Дрездену подошли бомбардировщики 5-й группой Королевских ВВС. В 22:13 244 тяжёлых бомбардировщика «Ланкастер», составлявшие первую волну атаки, обрушили на город фугасные бомбы. Тактика бомбардировок англо-американских сил строилась по следующей схеме: после удара фугасными бомбами вторая волна бомбардировщиков проводила атаку зажигательными боеприпасами, что провоцировало возникновения так называемого «огненного смерча». Третья волна бомбардировки проводилась в тот момент, когда на земле пожарные и военные пытались справиться с огнем. В атаке, осуществленной между 22:13 и 22:22, было задействовано 805 самолетов, сбросивших на город 1478 тонн фугасных и 1182 тонны зажигательных бомб. Три часа спустя атака на Дрезден повторилась 529 «Ланкастеров» сбросили 1800 тонн бомб между 01:21 и 01:45. Днем 14 февраля к атаке на город подключились 311 американских бомбардировщиков Boeing B-17 Flying Fortress. В период между 12:17 и 12:30 было сброшена 771 тонна бомб. Еще 466 тонн бомб было сброшено на город 15 февраля. Английский историк Дэвид Ирвинг пишет: «Образовавшийся огненный смерч, судя по обследованию, поглотил более 75 процентов территории разрушений...

Почему уничтожили Дрезден и Лейпциг?

Таким образом, число жертв бомбардировки Дрездена не может превосходит цифру в 25 тысяч. После Второй Мировой войны к бомбардировкам Дрездена оставалось неоднозначное отношение. 6. Разрушение Дрездена было местью за бомбардировку Ковентри В Ковентри погибли 568 человек.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий