В иранском Захедане этнические белуджи вновь вышли на улицы после пятничной молитвы. Афганистан: читайте последние новости о месте в ленте новостей на сайте MK. بلوچ [baloːtʃ]) — иранский народ с традиционной кочевой культурой и развитым племенным делением, говорящий на языке северо-западной группы.
Белуджский сепаратизм в Иране
Во-первых, две провинции, особо отличающиеся националистическими тенденциями — Белуджистан в Пакистане и Белуджистан в Иране — граничат друг с другом, а значит имеют постоянное взаимодействие и большие возможности для эскалации и дестабилизации региона. Условно назовем регион Большим Белуджистаном. Во-вторых, как указано выше, провинции обладают важными стратегическими объектами — это иранский порт Чахбехар и пакистанский порт Гвадар. Значение морского порта в современных реалиях известно. Это место сосредоточения геополитических интересов, важнейшая экономическая база для региона и возможность многократного увеличения товарооборота. Борьбу за Белуджистан ведут сразу две великие державы — Китай и Индия.
Пакистанский Белуджистан занимает выгодное географическое положение — это выход на побережье Аравийского моря и Индийского океана, где расположены порты Ормара, Дживани. Гвадар — третий крупнейший порт после Карачи и Касима, был построен в 2002 году Китаем, для которого объект стратегически важен с нескольких ракурсов.
С тех пор как Пакистан захватил Белуджистан в 1949 году, провинция пережила четыре этапа эволюции повстанческого движения. Все предыдущие этапы заканчивались урегулированием путем переговоров. Однако текущий конфликт является самым продолжительным и кровопролитным. Кроме того, он отличается от предыдущих, поскольку белуджи теперь противостоят правительству не только по племенному принципу. Средний класс белуджей становится все более радикальным, обеспечивая повстанцев такими главарями, как Гульзар Имам. Или такими боевиками, как Шари Белудж, который совершил самоподрыв в Институте Конфуция в Карачи в апреле 2022 года. Повстанцы утверждают, что борются за выживание своего народа, но этот аргумент не оставляет места для мирных переговоров.
Белуджи опасаются вытеснения представителями других пакистанских этнических групп, переезжающих в провинцию в поисках работы и поддерживающих проект Китайско-пакистанского экономического коридора КПЭК. Успешность реализации проекта зависит от обстановки в портовом городе Гвадар в Белуджистане. Отвергая любые переговоры, главарь BRAS Алла Назар Белудж написал в соцсетях: "Белуджские парламентские группы являются контрпродуктивными и контрреволюционными, поскольку они узаконили варварство государства. То, что они делали, было ожидаемо с самого первого дня. Государственные органы совершают те же зверства, что и в Бангладеш". Таким образом, рассуждения Гульзара Имама о мире кажутся несбыточными на фоне воинственных заявлений его соотечественников.
Фото с сайта Khamenei. Он также поблагодарил суннитскую общину страны за жертвы, которые она понесла ради интересов исламской республики, сообщает Mehr. Стоит отметить, что своими внешними противниками, помимо Израиля и США, иранское руководство обычно называет суннитские монархии Персидского залива.
Свое заявление Хаменеи сделал во время визита в остан область Систан и Белуджистан на востоке Ирана, где проживают преимущественно исповедующие суннизм представители народа белуджи. Белуджи — самое большое этническое меньшинство Ирана, которое исповедует суннизм.
Женщины также могут носить свободные брюки и красочные платья, украшенные вышивкой, которая показывает социальное положение своей хозяйки. Голову они покрывают шарфом, который на местном диалекте называется сариг.
Одежда иранских белуджей более консервативна и требует, чтобы женщины закрывали лица красной паранджой и носили головной платок. Поскольку они проживают в слаборазвитых регионах, у белуджей мало возможностей для получения образования. Местом компактного проживания белуджей в Пакистане является провинция Белуджистан. В этом регионе в конце XVII в.
Несмотря на то, что регион богат природными ресурсами, такими как нефть, газ, медь и золото, он недостаточно развит.
Международная конференция
- Мятеж в Белуджистане
- Террор в Белуджистане
- Какие лекарственные растения используются в традиционной персидской медицине?
- Кто такие белуджи? | Исламосфера
Борьба белуджей
В частности, Чахар-Бурджак является регионом преимущественного проживания белуджей (народ, этнически близкий иранцам), а численность пуштунов не превышает 5 процентов. Белуджи — кочевой народ. Фактически ТТП постоянно предлагает белуджам оливковую ветвь, побуждая их объединиться с исламистами в борьбе против государства. Кроме арабов и турок, на этногенез белуджи повлияли брагуи — дравидийский народ, проживавший в Белуджистане.
Белуджи народ фото
Религиозные обряды, такие как посещение мечетей, чтение Корана, совершение паломнических путешествий, играют важную роль в культурной жизни белуджей. Помимо этого, существуют многие обряды и ритуалы, связанные с семейным и общественным празднованием, которые имеют ярко выраженный религиозный оттенок. Парадоксы религии белуджей Несмотря на кажущуюся религиозность белуджей, эти люди имеют сложный и противоречивый относительно веры опыт. Одной из наиболее заметных особенностей является то, что религиозные обряды соседствуют с представлениями, которые могут противоречить мусульманским учениям. К примеру, мужчины и женщины могут объявлять клятвы, которые попадают под определение греха согласно исламскому закону. Это противоречие может быть связано с историческим контекстом, а также со спецификой культуры белуджей.
Несмотря на это, религия продолжает являться важным элементом культуры белуджей, где она оказывает влияние на многие стороны их жизни, начиная от обычаев и заканчивая экономической деятельностью. Белуджи: современное положение этого народа Современное положение белуджей — одного из народов, проживающих на территории Ирана, Афганистана и Пакистана — вызывает большой интерес среди исследователей. Белуджи являются народом с богатой культурой и историей, и изучение их обычаев и традиций помогает понять не только этот народ, но и саму историю этого региона. Одной из особенностей культуры белуджей является их музыкальное наследие, которое сочетает элементы индийской, иранской и аравийской музыки. Танцевальные выступления и музыкальные шоу составляют важную часть культурной жизни этого народа.
Однако современное положение белуджей не так уж и благоприятно. На территории Ирана и Пакистана этот народ сталкивается с политическими и экономическими проблемами, а также страдает от высокой безработицы и низкого уровня жизни. Несмотря на это, белуджи сохраняют свою культуру и традиции, и многие исследователи продолжают изучать этот народ и его наследие. Еще одной интересной особенностью белуджей является их религиозная культура. Белуджи являются мусульманами суниитского толка, но у них есть свои традиции и обряды, которые отличаются от традиций других народов.
Например, в период праздника Эйд аль-Адха белуджи исполняют специальный традиционный танец, который считается священным. Исследование культуры, обычаев и истории белуджей не только помогает понять этот народ и его наследие, но и расширяет наши знания о регионе в целом. Белуджи играют важную роль в истории и культуре Южной Азии, и изучение их традиций и трагических событий, связанных с современными проблемами этого народа, невероятно важно для сохранения исторической памяти об этом регионе. Выводы Исследование культуры, обычаев и истории белуджей является очень важным для понимания этого народа и его места в мировой истории. Белуджи долгое время занимали земли, лежащие на пересечении различных культурных и торговых маршрутов, что придало им особое значение для исследования.
Изучение истории белуджей показало, что они имели богатую и разнообразную культуру, которая существовала на протяжении многих веков. Их традиционный образ жизни был связан со скотоводством и сельским хозяйством, а также с различными ремеслами, такими как текстильное производство и изготовление ковров. Интересно, что белуджи еще до появления Ислама имели свою религию и веру, которая была основана на дуализме. Тем не менее, многие из них приняли Ислам и стали его сторонниками, сохраняя при этом свои традиции и обычаи. В целом, исследование белуджей позволяет получить более полное представление о культуре и истории этого народа.
Оно помогает лучше понять их место в мировой истории и вносит вклад в сохранение и продвижение их культуры и обычаев в нашем современном мире. Кто такие белуджи? Белуджи - это народ, проживающий в основном в юго-западной части Пакистана, а также в соседних регионах Ирана и Афганистана.
Письменность белуджи Пакистана и Афганистана основана на арабско-персидской графике. Выделяют два основных диалекта: западный и восточный.
Белуджи — мусульмане-сунниты. Наиболее ранние исторические упоминания о белуджи имеются у арабских географов 9 и 10 вв. Белуджи обитали в то время в Кермане и к востоку от него, в Сейстане, занимаясь кочевым скотоводством. Английский ученый М. Лонгуорс Деймс считает родиной белудж северный Иран, что подтверждается лингвистическими и антропологическими данными.
В результате вторжения эфталитов в севный Иран 6 в. Белуджи переселились в Керман. Ограниченность пастбищных угодий вызвала постепенное передвижение белудж на восток.
Причина огромного числа внутригосударственных межгрупповых конфликтов — в том, что современный мир в правовом отношении основан на двух абсолютно противоречащих друг другу принципах.
С одной стороны, это принцип демократический: «право народов на самоопределение». С другой, это принцип авторитарный: право уже существующих государств — членов ООН «наций» на целостность своей территории и суверенитет. Данные принципы приходят в непримиримое противоречие по той причине, что большинство современных государств — членов ООН изначально созданы не гражданами в ходе их свободного самоопределения, а посредством внешнего имперского принуждения… Иногда автор этих границ — старая имперская традиция, иногда [как в случае с Афганистаном] старая колониальная власть [британские колонизаторы расчленили пуштунов на «афганских» и «пакистанских», чем обрекли их на повышенную политическую неудовлетворённость и воинственность]. Приняв во внимание это исходное внутреннее противоречие, заложенное в первых же статьях Устава ООН и получившее развитие в последующих международных декларациях, актах и т.
Но даже Косово до сих пор не является членом ООН, потому что его независимость признают не все члены Совбеза ООН… В итоге сепаратистские конфликты представляют собой проблемные зоны, которые либо уже спровоцировали, либо могут в любой момент спровоцировать политическое или даже вооруженное противостояние… Итак, в основе невозможности перевести дискурс об односторонней сецессии в практическую плоскость лежит существующий международно-правовой порядок, основанный на догмате о государственном суверенитете. Следовательно, единственный способ изменить ситуацию — ликвидировать данный догмат. В этом случае, правда, сразу же встает вопрос о новом субъекте суверенитета. То есть о субъекте реализации права на политическое самоопределение… Понятия «нация» и «народ» в этом плане неконструктивны при любом их толковании, ибо несут вместе с собой столкновение множества «великих наций», претендующих на одни и те же «исконные территории».
В этой связи более конструктивным базовым субъектом суверенитета представляется регион». Прежде всего, понятию регион регионация можно дать универсальное «внешнее» описание, не содержащее конфликтного — по отношению к соседним территориям — потенциала». Важно подчеркнуть, что такое нововведение в международном праве отнюдь не означает немедленного разрушения всех существующих государств. Просто они де-факто превращаются в добровольные конфедерации и оказываются «субъектами суверенитета второго порядка».
А регионы в этом случае превращаются в «интерактивные модули», из которых будут формироваться государства. Иными словами, этот процесс должен происходить так же свободно, как в истории с образованием США.
К сожалению и сейчас большинство представителей народа, около 75 процентов живет очень бедно. И вынуждены выживать, ведя так называемое фермерское хозяйство для своего пропитания. Часть народа перешла на оседлый образ жизни, однако большинство продолжают кочевать, уж очень сильна, видимо родоплеменная память и обычаи. В семьях кочевники живут по традициям ислама в строгом патриархате.
Белуджи являются очень религиозными и строго придерживаются традиций и верований ислама, которые распространяют практически на все аспекты жизни.
Российский институт стратегических исследований
Белуджистан: что это, при чем тут Пакистан и Иран, кто такие белуджи? | Белуджи — иранский народ с традиционной кочевой культурой и развитым племенным делением, говорящий на языке северо-западной подгруппы иранской группы языков. |
Приключения в Иранском Белуджистане и Захедане — Путешественник в естественной среде обитания | Белуджи — древний народ, его история и культура тесно связаны с религиозными представлениями. |
Почему режим мулл Ирана мстит белуджам? | Вооружённый конфликт в Белуджистане начался в 1948 году и продолжается до настоящего времени. Правительствам Ирана и Пакистана противостоят националисты-белуджи. |
КТО ТАКИЕ БЕЛУДЖИ?! | Читайте последние новости дня по теме белуджи: Иран и саудиты будут дружить: разговоры в пользу бедных. |
Белуджи и их культура: исследование обычаев и истории этого народа
Американская пресса осветила акцию южных азербайджанцев в Брюсселе | | Новости | По данным Тегерана, белуджи, воюющие против Ирана, поддерживаются израильтянами (которые на фоне происходящего открывают второй фронт на севере с Ливаном) и англосаксами. |
Борьба белуджей | Это самый беспокойный регион в Иране, поскольку народ белуджи (основное население провинции) не исповедует шиизм, а суннизм (доминирующее нынче течение в исламе). |
На пуштунском и белуджском. Как пакистанцы поселились в Петербурге | У них есть белуджи, народ, который проживает на территории двух стран и давно борется за свою автономию с помощью оружия. |
Белуджский сепаратизм больше не является забытой проблемой
В 99% случаев независимость народа, который де-факто отделился от уже существующего государства — члена ООН, признается международным сообществом только в том случае. Этот обширный регион населяют белуджи – потомки парфян, мидийцев и скифов, один из иранских народов, родственный иранцам, пуштунам, курдам, таджикам. Для постсоветского медиапространства эта новость прошла незамеченной. Афганистан — все новости по теме на сайте издания Его называют С2: в британском суде дает показания новый российский «шпион». В иранском Захедане этнические белуджи вновь вышли на улицы после пятничной молитвы. В пакистанской провинции Белуджистан уже несколько десятков лет действуют несколько сепаратистских организаций белуджей — пятой по величине народности Пакистана.
Иран и Пакистан были в полушаге от войны. Из-за белуджей
На юго-востоке Ирана проживает еще один безгосударственный народ ближнего Востока – белуджи. Этим актом я хочу заставить Китай и его народ осознать, что любой, кто попытается вмешаться в проблемы белуджей без согласия народа белуджей, столкнется с гневом народа белуджей. По данным Тегерана, белуджи, воюющие против Ирана, поддерживаются израильтянами (которые на фоне происходящего открывают второй фронт на севере с Ливаном) и англосаксами. БЕЛУДЖИ (балош, балуш; самоназвание – балучи, балочи), народ в Пакистане (Белуджистан и Синд). Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Белуджи сочли несправедливым, что взамен богатств природных недр их регион ничего не получает и остается бедным.
Террор в Белуджистане
Значение морского порта в современных реалиях известно. Это место сосредоточения геополитических интересов, важнейшая экономическая база для региона и возможность многократного увеличения товарооборота. Борьбу за Белуджистан ведут сразу две великие державы — Китай и Индия. Пакистанский Белуджистан занимает выгодное географическое положение - это выход на побережье Аравийского моря и Индийского океана, где расположены порты Ормара, Дживани. Гвадар — третий крупнейший порт после Карачи и Касима, был построен в 2002 году Китаем, для которого объект стратегически важен с нескольких ракурсов. Прежде всего, это стоянка для кораблей ВМФ, транспортный коридор для Западного Китая, возможность контроля над военной активностью США в зоне Персидского залива, а также связующее звено Иран-Пакистан, которое выступает в качестве дополнительной оси китайского трансконтинентального проекта. Сам Пакистан рассматривает провинцию Белуджистан в качестве инструмента реализации своих геополитических интересов, объект своих будущих стратегических амбиций.
Гвадар для Пакистана - прежде всего интеграция экономики в Китай, а также доступ к рынкам Средней Азии для импорта энергоресурсов и экспорта китайских товаров. Кроме того, Гвадар призван стабилизировать западные мусульманские провинции Китая путем привлечения инвестиций в экономику региона и усиления экономических связей с мусульманскими странами Средней Азии. На сегодняшний день мощность порта Гвадар составляет порядка 5,5 млн тонн в год. Второй активный игрок, имеющий интерес в провинции Белуджистан — Индия, объект внимания которого - порт Чахбехар. Индия и Иран условились совместно развивать порт Чахбехар в Аравийском море еще в 2003 году, однако экономические санкции против иранской ядерной программы препятствовали этому. Сегодня в условиях снятия санкций тема взаимного сотрудничества вновь приобрела актуальность.
Стоит отметить, что своими внешними противниками, помимо Израиля и США, иранское руководство обычно называет суннитские монархии Персидского залива. Свое заявление Хаменеи сделал во время визита в остан область Систан и Белуджистан на востоке Ирана, где проживают преимущественно исповедующие суннизм представители народа белуджи. Белуджи — самое большое этническое меньшинство Ирана, которое исповедует суннизм. Для подавляющего числа иранцев основной религией является шиитское течение ислама. К тому же белуджи вторая по количеству народность мира после курдов , которая не имеет собственного государства.
В 2015 году пакистанские власти предложили Таджикистану пользоваться возможностями Гвадара для своего транзита. Но, судя по всему, таджикистанскому президенту Эмомали Рахмону нечего вложить в столь серьезный проект, поэтому в Таджикистане предпочитают не вспоминать об этом предложении. Главная проблема при эксплуатации Гвадара в том, что расположен он в провинции Белуджистан. Провинция названа в честь народа белуджей. Они являются вторым после курдов крупнейшим этносом в мире, у которого нет собственного государства. На примыкающих друг к другу территориях Ирана, Пакистана и Афганистана обитает около 10 миллионов белуджей. Крупнейшая диаспора — в Пакистане: более шести миллионов. Причем отношения с пакистанскими властями, которые состоят преимущественно из пенджабцев, у них складываются очень и очень сложно. В свое время при разделе Пакистана и Индии белуджи выбрали Пакистан, надеясь, что получат в его составе широкую автономию. Но до сих пор эти надежды не оправдались. Поэтому на территории Белуджистана действуют сепаратистские группировки, пакистанские власти называют провинцию одним из самых опасных регионов в стране. Жилище кочевой семьи белуджей. Фото Александра Рыбина, "Фергана" Каплан в «Муссонах» предсказывал, что неприязнь белуджей к пакистанским властям неизбежно перекинется на китайцев, которые без согласия белуджей занимаются развитием Гвадара и другими инфраструктурными проектами на их исконной территории.
Репрессивные меры против идеологов этого же национализма и сепаратизма подаются как преследования по конфессиональному признаку или же как репрессии против «интеллигенции» белуджей. Джундалла В последние годы в Иране особенно активна группировка Джундалла с переводе с арабского — "солдаты Бога" , иначе именуемая Движением народного сопротивления Ирана, известная своими нападениями на иранских военных, полицейских и мирных граждан под предлогом борьбы с религиозной дискриминацией. В 80-е годы в Иране существовало так называемое Белуджское автономистское движение, представлявшее из себя повстанческую организацию под руководством Абдул Азиза Моллазаде и пользовавшуюся поддержкой иракского режима Саддама Хусейна, который в то время воевал с Исламской Республикой. После окончания ирано-иракской войны участники движения эмигрировали в страны Персидского залива, что привело к распаду движения, одним из наследников которого и считается террористическая группировка Джундалла. Первые сообщения о ней относятся к 2003 году, её лидеру Абдольмалеку Риги в это время было около 20 лет. В 2005 году боевики Джундаллы атаковали кортеж Президента страны Махмуда Ахмадинежада во время его визита в Белуджистан - один из его телохранителей погиб и несколько были ранены. Взрыв погубил 18 и ранил 31 человека. Иранские службы безопасности в течение нескольких ближайших месяцев арестовали подозреваемых в совершении теракта, среди которых оказался 17-летний белудж Саид Канбарзехи. Несмотря на недопустимость в соответствии с международным правом вынесения и приведения в исполнение смертных приговоров в отношении несовершеннолетних преступников, иранские власти казнили Канбарзехи и его подельников. На этот раз никто не погиб. Однако лидер Джундаллы взял на себя ответственность и за этот теракт. В декабре выяснилось, что все они были убиты. Ещё 12 полицейских были убиты 25 января 2009 года.
Белуджи и их культура: исследование обычаев и истории этого народа
Главным ремеслом остается ткачество — белуджи производят самые разные шерстяные изделия: ковры, паласы, ткани. В пакистанской провинции Белуджистан уже несколько десятков лет действуют несколько сепаратистских организаций белуджей — пятой по величине народности Пакистана. Всего в Иране живут около 5 миллионов белуджей.В целом этот народ достаточно «разношерстный», включающий в себя большое множество различных субэтносов. Белуджи вновь протестуют против правящего режима в Иране -ВИДЕО. День единства белуджей и пуштунов был учрежден в 1949 году для того, чтобы подчеркнуть единство и братство двух родственных народов. Правительствам Ирана и Пакистана противостоят белуджи-националисты, добивающиеся независимости разделённого народа.
Проблема белуджей и пуштунов “подрывает” ситуацию в Пакистане и в регионе в целом
И если вы так можете сказать, поздравляю, вы - Джейкоб Джеремия Салливан, кавалер ордена Ярослава Мудрого, советник президента Байдена по вопросам национальной безопасности. Имя американского политика, награжденного украинским орденом, здесь всплыло не зря. Именно Салливан в марте прошлого года всех просто оглоушил заявлением о том, что «на Ближнем Востоке все спокойно, как никогда». Извиняюсь, но это уровень не менее 5 МегаПсаки по сути.
Видимо, украинские награды какую-то эманацию выдают, раз такое творится. Но не в наградах от соседей дело, а в том, что это даже не попытка выдать желаемое за действительное. Сегодня многие в администрации Байдена там еще уцелели умные люди по темным углам говорят о том, что, дескать, Салливан имел в виду «успех миротворческой операции США в Сирии».
Это тоже мина, но не хорошая при плохой игре и даже не противотанковая. Это «мина», которую ставят коровы, и в которую можно вляпаться от души. Вообще само по себе упоминание «миротворческой операции» США в Сирии — это очень смело, потому что как бы основные силы коалиции читай — США были выведены из Сирии еще Трампом, а что там успел оставшийся батальон, сказать непросто.
Но по ходу победил всех, раз советник президента Байдена делает такие заявления. Не хуже своего босса, но хоть с привидениями не здоровается. Однако людям умным понятно, что в Сирии не тишина — затишье.
Там не три-четыре стороны конфликта, их много больше и сегодня действительно, идет просто период затишья перед началом новых действий, которые, несомненно, последуют. БВ — это такой узел, который не распутывается громогласными заявлениями по типу Салливана и прочих многократных уничтожителей того же ДАИШ запрещено в РФ. Да и без ДАИШ там есть, кому позаботиться о том, чтобы в регионе не было тихо и мирно.
Можно еще долго разбираться в том, кто подтолкнул ХАМАС устроить на границе Газы кровавое пришествие, можно оценивать по-всякому ответные действия Израиля, здесь уже не так важно, кто и почему начал первым, кто не так ответил, важно то, что мир был нарушен и начались полноценные военные действия. И тут же понеслось и дальше. Хуситы начали долбить ракетами по кораблям, причем, не особенно разбираясь в принадлежности, американцы тут же начали вершить ответные действия.
А флаг над иранской мечетью Джамкаран, поднятый 6 января этого года кто заметил? А стоило бы, потому что красный флаг над такими святынями по пустякам не поднимают, знаете ли. Это министерства иностранных дел могут озабоченности пачками выражать, а красный флаг над Джамкараном говорит только о том, что слов будет очень мало, а дел — наоборот, много.
Мечеть, конечно, просто ослепительной красоты, что только подчеркивает серьезность намерений Тегерана. А намерения у него самые серьезные, особенно принимая во внимание довольно сложный и тяжелый предыдущий период. И вот пока коалиции различных союзников на самом деле, США и Великобритании заняты хуситами, которые явно настроены на то, чтобы причинить максимальное количество время всем, до кого дотянутся.
Да, декларируется война с судами Израиля и идущими в израильские порты, но как обычно, при таких раскладах прилетает всем подряд. Так что парни из «Ансар Аллах» еще долго будут морочить головы американцам и британцам, особенно учитывая, что «международная коалиция» оказалась пшиком, а развязанная Байденом война вряд ли быстро придет к логичному завершению, хотя бы потому, что у хуситов есть друг, у которого вполне приличных ракет более чем достаточно. И пока в Красном море творится такой бардак, восточнее тоже начались не совсем внятные движения.
Кто бы мог подумать, что бравый парни из КСИР, а именно эта структура дошла до того, чтобы долбануть по территории Пакистана, окажутся настолько бравыми? До относительной потери инстинкта самосохранения, ибо Пакистан все-таки из ядерного клуба, и более того, страна с достаточно боевым прошлым и настоящим, что еще серьезнее. На самом деле, да, Тегеран переступил через определенные черты разных цветов и силами КСИР устроил то, что произошло.
Кстати, ну более чем странно, потому что обычно иранцы, как потомки истинных персов, действовали тоньше.
Борьбу за Белуджистан ведут сразу две великие державы — Китай и Индия. Пакистанский Белуджистан занимает выгодное географическое положение — это выход на побережье Аравийского моря и Индийского океана, где расположены порты Ормара, Дживани. Гвадар — третий крупнейший порт после Карачи и Касима, был построен в 2002 году Китаем, для которого объект стратегически важен с нескольких ракурсов. Прежде всего, это стоянка для кораблей ВМФ, транспортный коридор для Западного Китая, возможность контроля над военной активностью США в зоне Персидского залива, а также связующее звено Иран-Пакистан, которое выступает в качестве дополнительной оси китайского трансконтинентального проекта. Сам Пакистан рассматривает провинцию Белуджистан в качестве инструмента реализации своих геополитических интересов, объект стратегических амбиций. Гвадар для Пакистана — инструмент интеграции экономики в Китай, а также доступ к рынкам Средней Азии с точки зрения импорта энергоресурсов и экспорта китайских товаров.
Кроме того, Гвадар призван стабилизировать западные мусульманские провинции Китая путем привлечения инвестиций в регион и усиления экономических связей с мусульманскими странами Средней Азии. На сегодняшний день, мощность Гвадара составляет порядка 5,5 млн. Второй внерегиональный игрок — Индия, объектом внимания которого выступает порт Чахбехар. Индия и Иран условились совместно развивать его ещё в 2003 году, однако экономические санкции против иранской ядерной программы препятствовали этому. Теперь в условиях вероятного снятия санкций сотрудничество вновь приобрело актуальность. Соответствующее заявление сделал иранский посол в Индии Голам-Реза Ансари.
При этом мальчикам рады больше, чем девочкам, так как девушке требуется больше приданого, что существенно повышает расходы семьи. Одежда Как у представителей кочевых племен, так и у городских жителей основой одежды являются просторные штаны и длинная рубаха. Кочевники набрасывают сверху шерстяные палантины или надевают длинные безрукавки. Некоторые мужчины носят дхоти — индийская мужская одежда, которая представляет собой полоску ткани, наматываемую на бедра. На голове носят тюрбан или круглые шапочки. Женский костюм состоит из тех же деталей. Они носят шальвары и удлиненную тунику с рукавами. Поверх надевается чадра или платок. Некоторые наряжаются в сари. Ткани для наряда выбираются яркие, красочные: желтый, зеленый, голубой, розовый. Пожилые женщины подбирают более темную одежду. На ногах носят сандалии. Традиции Религия пронизывает всю жизнь белуджи. Многие традиции, ритуалы подчинены законам ислама. Это касается общих для всех исламистов правил: нельзя брать еду левой рукой она считается нечистой , проходить перед человеком, совершающим молитву, направлять на людей подошвы ног. Также запрещается прикасаться к голове другого человека, особенно ребенка. Желательно вообще не касаться посторонних людей, хотя здороваться принято по-европейски. Близкие друзья могут позволить себе объятия, поцелуи. Женщина должна закрывать одеждой все тело, кроме ступней. Туристкам рекомендуется носить джемперы с длинными рукавами, длинные юбки или платья. При посещении храмов необходимо повязывать голову платком. Как и во многих мусульманских государствах, у белуджи запрещено употребление спиртных напитков. Ни в коем случае нельзя приносить спиртное в гости. Также не приветствуется курение в общественных местах.
Фролова16; она обращала на это внимание как на основное различие между поселениями белуджей в Пакистане и иранском Белуджистане, где почти нет других этнических групп, с одной стороны, и в иранском Систане — с другой. К другим, более мелким группам белуджей, частично сохраняющим свою самобытность, относятся белуджи-шииты, проживающие в деревне Балуч-Хан к западу от иранского г. Мешхед недалеко от г. Деревня находится в горах, в относительно недоступном месте. Местные белуджи, в отличие от большинства белуджей Систана и Белуджистана, приняли ислам шиитского толка, но сохранили свой язык, красочную одежду иранские женщины носят в основном черные чадры , убранство дома и национальное самосознание. Они занимаются сельским хозяйством, в частности выращиванием миндаля. У ирано-туркменской границы можно встретить другие поселки белуджей-шиитов, сохраняющих полукочевой образ жизни. На лето несколько семей из поселка уходят сообща пасти скот. Они живут в особых шатрах, геданах и являются полностью самодостаточной общностью. На южном побережье Каспийского моря по мнению Фроловой, эта территория является прародиной белуджей , вблизи г. Горган в иранской провинции Мазандаран проживают белуджи, исповедующие, как и большинство представителей этого народа, ислам суннитского толка ; они сохранили свой язык и некоторые элементы традиционной культуры например, одежду и некоторые обычаи. По рассказам самих горожан-белуджей и навещающих их родственников, они сохранили национальную самоидентификацию и даже язык. Однако их образ жизни и некоторые элементы быта например, одежда уже довольно радикально отличаются от традиционно-народных. Туркменские белуджи В начале ХХ века значительное количество белуджей перекочевало из Афганистана в Иран, что было связано с ухудшением социально-экономических условий в прежних 16 См. Спустя некоторое время часть из них вернулась; другие перегнали свои стада на территорию современного Туркменистана в область Мерв. Здесь они работали на плантациях хлопка, принадлежащих местным феодалам, а также использовались как рабочая сила при возведении ирригационных сооружений; часть белуджей вела полукочевой образ жизни и занималась разведением скота. Гафферберг в своей монографии «Белуджи Туркменской ССР»18 пишет о трудностях, испытываемых белуджами в период «привыкания» к советскому строю, и описывает изменения, постепенно происходившие в их образе жизни. В основу этого труда легли материалы, собранные автором во время ее длительного пребывания в 1926—1929 гг. Она отмечает, что советская власть, значительно улучшив условия жизни белуджей, с другой стороны, стремилась любой ценой разорвать их родовые связи и максимально снизить зависимость скотоводов от своих ханов. По рассказам белуджского муллы, одним из наиболее сильных и влиятельных ханов на территории Туркменистана был Керим-хан. В его подчинении состояла большая группа белуджей, проживавшая в Иолотанском районе. Керим-хан со своими отрядами участвовал и в освобождении из заключения туркменов, боровшихся против советской власти; к нему приезжали самые разные люди, нуждавшиеся в помощи или совете. Впоследствии Керим-хан был идентифицирован как басмач19 и бежал в Афганистан; часть белуджей ушла вслед за ним. Во время отдыха в пустыне направлявшиеся в Афганистан белуджи, среди которых было много женщин, стариков и детей, подверглись обстрелу советского самолета. В настоящее время в Туркменистане проживают около 30 тыс. От исконного племенного и кланового образа жизни у них сохранилась традиция большой семьи родители и женатые сыновья обычно живут вместе. Их дома имеют общий двор, кухню отдельное крытое место для приготовления пищи и возвышенное место для отдыха на открытом воздухе — тапчан; здесь часто можно встретить тандыр — глиняную печь на открытом воздухе, в которой пекут хлеб. Жители белуджских деревень пользуются газом; туркменские власти планируют провести сюда и воду. Исторические конструкции после распада СССР В 1990-х годах, после распада СССР и краха советской идеологии, в бывших советских республиках возникла потребность в новой модели идентичности; в ее создании большую роль играет власть, а точнее, правящая группа, которая способна выработать новую идеологию для формирования новой идентичности. Определенную роль в этом играют ссылки на древнюю традицию, призванные восстановить утраченные исторические корни. Дальше всего по пути создания новых исторических конструкций продвинулся режим бывшего президента Туркменистана С. Ниязова Туркменбаши. По заказу государ- 18 См. Президент стремился снести все старое и построить все заново. Под «старым» подразумевалось все, что напоминало об СССР, а под «новым», создаваемым по политическому заказу, — то, что каким-то образом могло быть связано со старинными традициями туркменского народа. Стали появляться новые праздники и национальные герои; основатели туркменской государственности отказались от кириллицы и даже переименовали дни недели и месяцы года. Современные белуджи в Туркменистане и их культурная память Президент Ниязов явно отрицательно относился к проживающим в стране белуджам и признавал только туркменскую историю. По словам очевидца, дело доходило до того, что белуджские музыканты вынуждены были сдавать государству свои музыкальные инструменты. Для белуджей, однажды уже переживших тяжелую адаптацию к советской политике 1930-х годов, вновь настали тяжелые времена. Вопросы, связанные с сохранением традиций, языка и осознанием принадлежности к белуджскому этносу, не стоят в повестке дня властей Туркменистана и в наши дни. Белуджи разговаривают дома на родном языке, но молодое поколение, подвергающееся воздействию социальной среды, постепенно теряет к нему интерес. Преподавание в школах ведется главным образом на туркменском языке. Английский язык преподается настолько плохо, что дети не умеют правильно читать буквы латинского алфавита. В последнее время резко упал и уровень обучения русскому языку. До распада Советского Союза учебники белуджского языка, как уже сказано, разрабатывались на основе кириллического алфавита. Однако в независимом Туркменистане, где царят националистические настроения, не приходится и мечтать о преподавании на белуджском языке, тем более в «сочетании» с кириллицей. Старики, муллы и некоторые образованные белуджи стараются устно передавать историю своего народа и его кланов, рассказывать об обычаях и традициях касающихся, например, заключения браков или ношения традиционной этнической одежды. Пытаясь сохранить белуджский язык, они слагают стихи о своем народе и его истории, которые читают вслух на свадьбах. Неоценимым источником информации о быте и культуре белуджей Туркменистана являются также записанные И. Зарубиным народные сказки. Они представляют собой кладезь духовной культуры и нравственных традиций белуджей. Белуджские герои Туркменские белуджи считают своим героем уже упоминавшегося Керим-хана, который помогал им в те трудные времена, когда они переселились на территорию Туркменистана, и освобождал из заключения туркменов, арестованных советским правитель-ством20. Для белуджей Пакистана, Афганистана и Ирана легендарным героем является уже знакомый нам Мир Чакар, которому удалось объединить племена и создать первое белуджское государство. Мир Чакар стал также и главным героем белуджского эпоса «Хани и Шах Мюрид», являющегося своего рода аналогом европейской истории о чистой и трагической любви Ромео и Джульетты. Белуджское историческое сознание и знания о белуджах В ХХ веке появилось несколько монографий, посвященных белуджам как этнической группе. Так, Ф.
Почему режим мулл Ирана мстит белуджам?
Сегодня народ Белуджей и молодежь Белуджей сражаются со своим врагом с упорством и мужеством. По словам эксперта, ракетные удары Ирана связаны с деятельностью белуджей на территории Пакистана. В последнее время отмечается присутствие “фактора белуджей” и в обострившейся в очередной раз ситуации на афгано-пакистанской границе. иранский народ с традиционной кочевой культурой и развитым племенным делением. День белуджской культуры отмечается народом белуджей ежегодно 2 марта с торжествами, посвященными их богатой культуре. С запада это делают курды и сепаратисты, на востоке – народ белуджи, живущий в Иране и Пакистане.
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Главное сегодня
- Какие лекарственные растения используются в традиционной персидской медицине?
- Основная навигация
- Численность
- [статьи] Индия и Китай оспаривают Большой Белуджистан
- Международная конференция
Белуджи — многомиллионные разбойники пустыни
Отдельно стоит сказать и о ресурсах Белуджистана. Полезные ископаемые рассыпаны в изобилии — медь, золото, серебро, железная руда, цинк, хром, каменный уголь, природный газ, полудрагоценные камни и т. Первая промышленная скважина была пробурена в 1952 г. Кроме того, Белуджистан известен двумя морскими портами — Гвадар и Чабахар Чахбехар.
В Иране белуджи проживают в провинциях Систан и Белуджистан. Это наиболее бедные провинции ИРИ, ключевые маршруты наркотрафика. Численность белуджей в исламской республике превышает 1,5 млн.
В их личных документах указывается не национальность, а клан эсези, наутани, калбели и пр. Иранская стратегия «единый персидский народ» проводит строгую национальную политику в отношении меньшинств в целом и белуджей в частности, включая заключение под стражу за «вражду с Богом» и казнь за «распространение скверны на земле». В Пакистане их численность составляет 6,2 млн.
Белуджистан — отсталая в социально-экономическом плане провинция Пакистана, испытывающая нехватку питьевой воды и современных коммуникаций. Главная причина радикализма местных белуджей состоит в том, что получая значительные прибыли от эксплуатации газовых ресурсов края, Исламабад выделяет им скудные средства на развитие инфраструктуры и экономики.
На протяжении последних двух десятилетий хазарейское меньшинство подвергается атакам террористов-смертников и целенаправленных убийств: например, в январе и феврале 2013 г. Кветта Помимо усиления этноконфессиональной напряжённости, деятельность радикальных группировок, включая местный филиал «ИГ» фактически объединившиеся с ним по меньшей мере, с 2015 г. Посетив через неделю после теракта 3 января общину хазарейцев, премьер-министр Пакистана Имран Хан вновь обвинил в поддержке «ИГ» соседнюю Индию, якобы заинтересованную в разжигании беспорядков в Пакистане, и особенно в Белуджистане.
Соединяя сетью автомагистралей, железных дорог и трубопроводов китайский Синьцзян с «китайским» же портом Гвадар на побережье Аравийского моря в «пакистанском» Белуджистане, CPEC видится важной мишенью для террористических группировок, используемых как средство геополитического «сдерживания» Поднебесной. В 2018 году боевики белуджского происхождения напали на консульство Китая в Карачи, встретив противодействие со стороны местных сил безопасности. Аналогичным образом сепаратисты напали на пятизвездочный отель в Гвадаре в 2019 году, убив пять человек. Как представляется, январский теракт также является серьёзным предупреждением — как китайскому персоналу, так и местным властям: безопасность по-прежнему под угрозой. Беспорядки в разделённом границами трёх государств этногеографическом регионе препятствуют реализации и других коммуникационных проектов среди которых газопровод из Ирана в Пакистан и Индию.
Прогнозы западных экспертов свидетельствуют о постепенном превращении привлекающего джихадистский «интернационал» неспокойного региона в непреходящую «головную боль» и в «яблоко раздора» для Ирана, Пакистана, Индии и Китая. Карта «Великого Белуджистана» выходит далеко за пределы этноязыкового ареала белуджей, создание национального государства которых едва ли видится реальным. В то же время, не оформившееся в должной мере институционально и питаемое в основном конфессиональными противоречиями белуджское национальное движение, как и прежде, будет оставаться относительно удобным объектом для внешних манипуляций. Примечания: 1 См. Этническая композиция Ирана…, Ереван, 2012.
В медицинских учреждениях Пакистана работают немало врачей, обучавшихся в России. Остались здесь десятки пакистанцев — в основном по личным причинам. Хирург Хан Фарук Мохаммад один из них. Жизнь в Петербурге изменила быт и привычки пуштунов, ведь надо учесть, что женились они чаще всего на русских девушках, причем образовывались крепкие семьи. Но некоторые обычаи сохранились до сих пор. Вдалеке от родины они не забывают, к какому племени относятся.
Высшим судом для них остается джерга собрание уважаемых мужчин, а традиционным времяпровождением — беседы в своем мужском кругу. У нас в доме — уникальная коллекция коньяков образовалась, никогда не опробованная хозяином… Профессия врача у пуштунов самая престижная. В нашем городе кроме Фарука есть еще несколько докторов-пуштунов. Фарук окончил Петербургский медуниверситет по специальности «лечебное дело» и оставался предан своей профессии даже в самые тяжелые времена. В отличие от некоторых его земляков, которые в годы перестройки бросили медицину и занялись доходным бизнесом. У своих соотечественников в Петербурге Фарук пользуется непререкаемым авторитетом.
Впрочем, как и в поликлинике — у своих коллег и пациентов. В год он делает порядка 400 операций.
К IX веку арабские писатели называют белуджей живущими в районе между Керманом , Хорасаном , Систаном и Макраном на территории современного восточного Ирана. Хотя они держали отары овец, балоши также занимались грабежом путешественников на пустынных маршрутах. Это привело их к конфликту с буидами , а затем с Газневидами и сельджуками. Адуд ад-Даула из династии Буидов начал карательную кампанию против них и победил их в 971—972 годах.
После этого белуджи продолжили миграцию на восток к тому, что сейчас является провинцией Белуджистан в Пакистане, хотя некоторые остались, и белуджи все еще существуют в восточных частях иранских провинций Систан-Белуджистан и Керман. К 13—14 векам волны белуджей продвигались в Синд, а к 15 веку - в Пенджаб. По словам доктора Ахтара Балоча, профессора Университета Карачи , белуджи мигрировали из Белуджистана во время Малого ледникового периода и поселились в Синде и Пенджабе. Малый ледниковый период традиционно определяется как период с шестнадцатого по девятнадцатый века или, альтернативно, с 1300 по 1850 год. По словам профессора Белуджистана, климат Белуджистана был очень холодным, и этот регион был непригоден для проживания зимой, поэтому белуджи мигрировали волнами и поселились в Синде и Пенджабе. Район, где поселились племена белуджей, оспаривался персидскими Сефевидами и императорами Великих Моголов.
Хотя Моголам удалось установить некоторый контроль над восточными частями области, к 17 веку вождь племени по имени Мир Хасан утвердился в качестве первого «хана белуджей». Первоначально в союзе с Моголами, ханство потеряло автономию в 1839 году с подписанием договора с британским колониальным правительством, и регион фактически стал частью британского владычества. Культура белуджей Основная статья: Культура Белуджистана Культурный человек племени Бугти Золотые украшения, такие как ожерелья и браслеты, являются важным аспектом традиций белуджских женщин, и среди их самых любимых украшений - дорр , тяжелые серьги, которые прикрепляются к голове с помощью золотых цепочек, так что тяжелый вес не причинит вреда ушам. Обычно они носят золотую брошь тасни , которая изготавливается местными ювелирами разных форм и размеров и используется для скрепления двух частей платья на груди.