Российская государственная специализированная академия искусств. Новосибирский художественный музей совместно с Российской академией художеств представляют персональную выставку произведений известного живописца, академика и первого вице-президента Российской академии художеств. Публикации Научной библиотеки Российской академии художеств.
290 лет Академии наук и Санкт-Петербургскому государственному университету
История науки: академия наук и курьезных художеств | В Санкт-Петербургской академии художеств открылась выставка студентов сессии «Школа Иннопрактики и Русских сезонов». |
Академию наук приговорили к «демократическим» процедурам / Наука / Независимая газета | Выставка "От реализма к абстракции" в залах Российкой академии художеств. |
Вышел в свет журнал НЕБО, посвящённый факультету церковных искусств Академии | Конференция "Академия художеств и великая отечественная война". |
Императорской Академии художеств - 265 лет! | Выпустить их планируется к юбилейному для академии 2024 году», — рассказал Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. |
Задайте вопрос | Публикации Научной библиотеки Российской академии художеств. |
Российская академия художеств
Однако Зураб Константинович умеет разбавить атмосферу официоза нотками легкой непринужденности, без которой немыслимо искусство. Помню, когда я был студентом, нас заставляли рисовать мертвых, чтобы мы знали анатомию. Часами сидеть у трупа и рисовать. Это был сложный, но очень полезный опыт. Современные студенты не знают анатомию. Поэтому предлагаю открыть анатомическое отделение при РАХ, чтобы молодые люди учились рисовать.
Художественное образование остается одной из главных тем в РАХ, хотя далеко не единственной. Официальным днем рождения Академии художеств считается 17 6-е по старому стилю ноября 1757 года, когда дочь Петра I императрица Елизавета учредила ныне крупнейший центр изучения, сохранения и развития искусства и искусствознания в России. Но идея открыть такой образовательный и исследовательский центр родилась намного раньше: мысль о создании Академии наук и художеств была высказана Петром I еще в конце 1690-х годов. Дочь воплотила желание отца — при активном участии ученого Михаила Ломоносова и просветителя графа Ивана Шувалова, которые причастны к основанию и Московского государственного университета. Именно фаворит императрицы Шувалов пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников и подарил академии свою художественную коллекцию, положив тем самым начало библиотеке и музею.
Обращаем ваше внимание, что во время церемонии прощания доступ в Конференц-зал будет закрыт. Вход на выставку «100 лет.
В 1747 году в Царском Селе Елизавета Петровна подписала резолюцию «Регламента Императорской Академии Наук и художеств» , в котором определяется «щедрою рукой расположенный штат». Согласно «Регламенту» президенту академии определяется жалование в 3000 рублей. Почётные члены Академии получают по 200 рублей. В штат также были включены «грыдыровальщики портретов», резного дела мастера. Часть денег предусматривалась на содержание добросовестных учеников: «…в мастерских палатах надобно распределить учеников до 50 человек, на которых определяется сумма по прилежанию».
Академия художеств развивалась благодаря стараниям просветителя и мецената Ивана Шувалова и поборника российского образования Михаила Ломоносова. Во время первого набора в Академию, занятия в которой начались в 1758 году, приняли 16 воспитанников Московского университета и 22 мальчика из солдатских семей Петербурга. К концу 1761 года здесь обучалось уже 68 человек. Сначала занятия проходили в доме Ивана Шувалова на Итальянской улице в Петербурге, затем для обучения были обустроены деревянные строения на берегу Невы. Здание на Университетской набережной, дом 17, в котором ныне располагается Российская академия художеств, было построено в 1788 году.
Подобные упражнения лежат в основе подготовки студентов Академии художеств. Также образовательная программа сессии включала изучение анатомического рисунка и пластической анатомии. Другой важной частью программы школы стали мастер-классы, на которых мастера раскрывали свои профессиональные секреты участникам. В продолжение традиции, вслед за художественной сессией 4 июля начнется хореографическая сессия на базе Академии танца Бориса Эйфмана, которая продлится 3 недели и завершится совместным выступлением участников школы и студентов академии на сцене Александринского театра.
Более подробно о проекте можно узнать по ссылке.
Преподаватели и студенты Академии художеств в Петербурге бойкотируют выставку Васильевой
К участию в научном заседании были приглашены отечественные и зарубежные искусствоведы, художники, культурологи. Они обсудят роль национальных школ в формировании отечественного изобразительного искусства; актуальные исследования истории и современного состояния изобразительного искусства, архитектуры, дизайна; вопросы развития художественного образования - исторический и современный опыт; особенности развития техник и технологий в изобразительном искусстве, архитектуре, дизайне, новых художественных течениях.
Притом же бы вольные художествы и манифактуры, которые уже здесь заведены суть или впредь еще заведены быть могут, от помянутого заведения пользу имели, когда им удобные машины показаны и инструменты их исправлены будут. И понеже сие учреждение такой Академии, которая в Париже обретается, подобна есть кроме сего розличия и авантажа, что сия Академия и то чинит, которое универзитету или коллегии чинить надлежит , того для меня надеюсь, что сие здание удобнейше Академиею названо быть имеет. Науки, которые в сей Академии могут учены быть, свободно бы в три класа розделить можно: в 1-м класе содержались бы все науки математические и которые от оных зависят; во 2-м — все части физики, в 3-м — гуманиора, гистория и права. К первому класу четырех персон надобно: первой надлежало бы упражняться матези сублимиори, яко арифметикою, алгеброю и геометриею, и протчими частьми теоретическими; второй бы тщание иметь к астрономии, географии, навигации; третьей и четвертой — о механики. Второй клас розделяется в четыре части, а имянно: 1. И такожде четырех персон к тому иметь надлежало б.
А за нужду мог бы академикус матезеос сублимиорис за академика физики теоретической и экспериментальной отправлять, ибо собственно физика генеральная ничто иное есть, токмо апликация к телесам. Третей клас состоял бы из тех членов, которые в гуманиорах и протчем упражняются. И сие свободно бы трем персонам отправлять можно: первая б — элоквенцию и студиум антиквитатис обучала, 2 — гисторию древную и нынешную, а 3 — право натуры и публичное, купно с политикою и этикою ндравоучением. Аще же притом экономия учена будет, то похвально и весьма полезно, ибо в общем жительстве учением ее великая прибыль и польза чинится. Кроме сих членов, особливой секретарь потребен, который все, что в Академии предлагается, в протокол вносит, в порядок приводит и тое, что достойно есть, ежегодно или чрез каждые два года публикует и купно с библиотекарем корреспонденцию с учеными людьми держит. Должность академиков: 1. Все, что в науках уже учинено — розискивать, что к изправлению или прирощению оных потребно есть — производить, что каждый в таком случае изобрел — сносить и тое секретарю вручать, которой тогда понужден будет оное, когда надлежит, описать 2.
Каждый академик обязан в своей науке добрых авторов, которые в иных государствах издаются, читать. И тако ему лехко будет экстракт из оных сочинить. Сии экстракты, с протчими изобретениями и розсуждениями, имеют от Академии в назначенные времена в печать отданы быть. Понеже Академия ничто иное есть, токмо социетет собрание персон, которые для произведения наук друг друга вспомогать имеют, того ради весьма надобно, чтоб оне еженедельно несколько часов в Собрании были, и тогда каждый мнение свое предлагать, советом и мнением других пользоватца и партикулярно учиненные эксперименты в присутствии всех членов поверять может. И сие последнее весьма надобно для того, что в таких экспериментах многократно один другого, яко, например, анатомикус механика и пр. Еще ж Академия повинна все декуверты изобретении , которые в помянутых науках иногда предложены будут, розискивать и свою апробацию откровенно о том сообщать: 1. Ежели его императорское величество потребует, чтоб академикус из своей науки некоторое дело сыскивал, то повинен он тое со всем прилежанием чинить и о том в надлежащее время ибо суть многие дела, которые вельми малы быть кажутся, однакожде долговременное розискание требуют отповедь дать.
Каждый академикус обязан систем или курс в науки своей в пользу учащихся младых людей изготовить, а потом оные имеют на императорском иждивении на латынском языке печатаны быть.
В свою очередь Владимир Шамахов выступил перед собравшимися с программной речью, в которой обозначил основные направления деятельности по активизации потенциала Петровской академии наук и искусств. Среди основных задач были названы работа с молодёжью, расширение партнёрских связей с целью формирования устойчивого взаимодействия по линии «власть-наука-искусство», дальнейшее развитие региональной сети Академии и другие планы. Поделиться в vk.
Строганова, с 1992 по 2013 год — в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Член Московского союза художников и Творческого Союза художников России. Автор более 350 художественных произведений, участница 50 художественных выставок. В 2023 году стала лауреатом премии Хусаина Фаизханова в номинации «Культура».
Выставка первого вице-президента Российской академии художеств Новосибирска
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ИСКУССТВ И НАУК РОССИИ - Новости | Минкультуры обнаружило незаконную субаренду помещений Российской академии художеств. |
Скончалась академик Российской академии художеств Анна Рындина | Организатором выставки выступила академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. |
Российская академия художеств | Анонсы Новости Контакты. Расписание богослужений. новости. Вышел в свет журнал НЕБО, посвящённый факультету церковных искусств Академии. |
Сама не в себе. Академия делает время
Организатором выставки выступила академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Петровская академия наук и искусств ПАНИ ПетрАНИ Межрегиональная общественная организация. Академия наук и художеств была основана 28 января (8 февраля) 1724 г. в Петербурге указом императора Петра I. В 1757 году Академия художеств отделилась от Академии наук. Минкультуры обнаружило незаконную субаренду помещений Российской академии художеств. Состоится в 307 аудитории (2 этаж, факультет теории и истории искусств) Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина 23-24 апреля.
290 лет назад был подписан указ об образовании Российской академии наук и художеств
Итоговые выставки по окончании первой практики прошли в Санкт-Петербурге в выставочном зале факультета графики «Арка», а также городе Грозном. Летом 2023 года студенческая практика факультета графики Академии художеств уже в третий раз будет проходить в Чеченской республике, дающей учащимся безграничные возможности для работы с натуры, вдохновение местным колоритом, и многообразие сюжетов для создания творческих произведений. Изображение предоставлено организаторами мероприятия.
Как никогда, мы испытываем потребность в опережающих междисциплинарных исследованиях в сотрудничестве с коллегами», — сказала президент Российской академии образования академик РАО Ольга Васильева.
В завершение заседания академии подписали План проведения мероприятий, приуроченных к 300-летию РАН. Также к торжественному заседанию в здании президиума РАН открылись выставки «Российская академия наук — 300 лет служения России» и «Дети о науке».
Красников напомнил историю возникновения РАХ. Идея создания академии художеств принадлежала Петру I, который считал, что развитие искусства наравне с высоким уровнем образования — важнейший элемент культуры. Императорская академия художеств возникла лишь в 1757 г.
Как считает президент РАН Г. Красников, эту историю нужно помнить и чтить. Также в своем выступлении глава РАН отметил, что искусство — связующее звено в нашей многонациональной стране.
Рындина вела насыщенную, активную профессиональную деятельность. Большой заслугой был организованный и проводимый ею более 20 лет научный семинар по древнерусскому и церковному искусству с привлечением российских и зарубежных специалистов. За эти годы семинар привлекал как маститых, так и молодых ученых, участвовать в нем почитали за честь.
Анна Вадимовна выступила автором свыше 100 научных трудов по проблемам истории древнерусского и современного церковного искусства, и это не считая многочисленных статей. Именно Рындина явилась инициатором издания серии сборников «Древнерусская скульптура», а также сборников, посвященных религиозному искусству Нового времени. Первой среди отечественных ученых начала заниматься проблемами изучения древнерусской резной иконы. Рындина не раз выступала автором каталогов выставок русской иконы в России и за рубежом. Многие годы входила в состав Ученых советов музеев Московского Кремля, Исторического музея, Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева и других научных учреждений. Участвовала в возрождении Храма Христа Спасителя и ряда других храмов в России.
Являлась организатором выставок современного церковного искусства, членом экспертных советов.
История науки: академия наук и курьезных художеств
Учреждением Академии наук и художеств Пётр I сделал принципиально важный шаг к модернизации культуры, науки и образования. «Сегодня Академия наук активно участвует в экспертном и научном обеспечении государственной деятельности. Академия художеств: история создания, чему учили, известные выпускники. «Сегодня Академия наук активно участвует в экспертном и научном обеспечении государственной деятельности. Друзья, пополнение в наших сувенирных магазинах: детская раскраска «Музейная ботаника», которая знакомит с редкими образцами ботанической иллюстрации из собрания Музея Академии художеств.
История науки: академия наук и курьезных художеств
Российская академия художеств имени Ильи Репина в этом году отмечает 265-летие со дня основания. Академия была создана ещё в 1994 году, чтобы поддерживать и развивать новые направления в современном искусстве. "Санкт-Петербургская Академия современного искусства Бессмертных отмечает юбилей". 30-летию ее создания посвящена выставка, которая открылась в культурно-выставочном центре Русского музея в Мурманске. Мысль о создании Академии наук и художеств в России была высказана Петром 1 еще в конце 1690-х годов. 28 сентября студенты первого курса направления 54.01.03 «Дизайн» вместе с доцентом кафедры компьютерной графики и дизайна Абдуллиной В.З. посетили на Литейном дворе Гипсоформовочную мастерскую Центра научных учреждений Российской Академии. Организаторами выступили Академия Штиглица, Всемирный клуб петербуржцев и оргкомитет Международной премии «Золотой Трезини».
«...Наблюдение за делом художественного образования и воспитания в России.»
Удобнее выхватить — широкими мазками, самое броское: при всем уважении к тонкой графике, к магии реставрации о которой не вспоминают, пока что-то не сломалось , размер в репортаже, как говорится, «имеет значение». Китай умнее подделок, автореплик. Эта работа-стена — об истреблении времен японской оккупации Азии, холст сравним с советским реализмом. Наше представление не может вырваться за пределы Европы, а там во время Второй мировой погубили народу поболее. Он работает в упор не данью пластмассовой политкорректности. Тут снова про то, что вежливое Средиземноморье — лишь кусочек планеты, где сегодня самое избитое выражение-паразит — «хорошего дня, хорошего дня». И так до изнеможения.
Блюментростом и рассмотренном императором, новое учреждение именовалось «Академия, или Социетет художеств и наук». Академии поручалось «стараться» «о приведении художеств и наук в лутчее состояние». Почти четверть века в России наука и искусство развивалось в рамках единой Академии, на основе которой 8 июня 1748 г.
Сенат Российской империи принял указ о создании в Санкт-Петербурге «Академии трех знатнейших художеств» - живописи, скульптуры и архитектуры. Академия наук внесла огромный вклад в отечественную и мировую науку , и, кроме того, активно участвовала в развитии русской культуры. С конца XIX в.
Многие выдающиеся ученые, начиная с М. Ломоносова , отдавали щедрую дань искусству.
Все это, а самое главное - законодательные государственные акты, имело настолько большое значение для поднятия статуса Академии, что в период до 1917 года официальной датой рождения Академии считался 1764 год. Инаугурация Императорской Академии художеств 7 июля 1765 года. НИМ РАХ Советская историография, нацеленная на вымарывание из отечественной истории заслуг императорской власти, отменила эту дату. В советское время именно 1757 год отмечался как дата основания Академии, причем к созданию Академии считался причастным в первую очередь русский ученый-просветитель М.
Ломоносов, бывший сподвижником И. Шувалова, но только в деле создания Московского университета. В настоящее время историческая справедливость восстановлена. Президент Российской академии наук в приветственной речи подчеркнул, что в названии Академии, задуманной Петром I, слово «художества» стоит на первом месте перед словом «науки». Первый устав 1764 года ставил задачей Академии художеств и созданного при ней Воспитательного училища «воспитание новой породы людей, свободных от недостатков общества». И хотя этот завет императрицы, который неукоснительно стремился воплотить в жизнь второй президент Академии Иван Иванович Бецкой 1704-1795 , не был осуществлен, Академия росла и крепла, воспитывала русских художников, а из них собственных профессоров первые преподаватели Академии были приглашенными иностранцами , менялись ее структура, штат и устав.
Шувалова носившая название «Академия трех знатнейших художеств» являлась государственным учреждением и финансировалась из казны. Впоследствии государственный статус ИАХ был оформлен причислением ее к Министерству Императорского двора, учрежденному Николаем I в 1826 году во время коронации. Министерство ежегодно утверждало представляемые Советом сметы и осуществляло финансирование. Однако и сверх смет при возникновении непредвиденных потребностей казна не отказывала Совету в выделении средств для покрытия дополнительных расходов. Свидетельств этого в архивных материалах Академии очень много. Будучи всего на два года моложе наследника, он был дружески к нему привязан, чему способствовало и совместное прохождение курса обучения.
Они получили типичное для царских детей высшее образование, соответствовавшее сочетанию университета с военной академией. Их взгляды на российскую государственность и культуру во многом совпадали. Объединяло их и общее стремление способствовать расцвету национального искусства. По завершении образования и достижении совершеннолетия в 1865 году вел. Владимир Александрович был избран почетным любителем, в 1868 году в возрасте 22 лет стал товарищем заместителем президента вел. Марии Николаевны 1819-1876 , в конце жизни большую часть времени проводившей в Италии и поэтому фактически возложившей на Владимира Александровича полные права руководства Академией.
Одним из первых его шагов было назначение ежегодных премий в сумме 1500 рублей за лучшие художественные произведения, представленные на академических выставках. После кончины вел. Владимир Александрович стал президентом Академии, оставаясь на этом посту вплоть до своей смерти в 1909 году. Таким образом он реально руководил Академией 41 год, а в статусе президента - 34, и это был самый большой срок президентства в ее истории. С 1883 года Академия приступила к широкомасштабным работам по устройству провинциальных музеев и передаче им произведений искусства. Так, только в 1884-1885 годах в Ригу, Саратов, Вильнюс, Одессу, Харьков и другие города было передано более полутораста картин, скульптур и рисунков из Музея Академии.
С этого времени ИАХ стала отчасти руководствоваться этой целью при своих постоянных закупках с выставок. Все эти мероприятия, поднимавшие авторитет ИАХ, преследовали далеко идущие цели - стимулирование интереса к искусству в провинции. В этой связи ИАХ придавала первостепенное значение организации и распространению художественного образования по всей стране. По свидетельству современников, с президентством вел. Владимира Александровича «навсегда останутся связанными три крупных факта в истории русского искусства: 1 введение нового академического устава 1893 г. В последнем уставе ИАХ, утвержденном в 1893 году, было записано: «1.
Императорская Академия художеств есть высшее художественное учреждение для поддержания, развития и распространения искусства в России. Академия художеств содействует всеми доступными ей средствами подъему и развитию искусства и обязана наблюдать за делом художественного образования и воспитания в России»[7]. Таким образом был подтвержден государственный статус всей деятельности. По поручению великого князя, который был президентом Одесского общества изящных искусств, основанная еще в 1865 году Одесская художественная школа была расширена и реорганизована; с 1884 года в своих рескриптах он ежегодно посылал ей свои указания. После смерти Владимира Александровича Одесская школа, сохранившая о нем признательную память, по просьбе общественности стала носить имя вел. Владимира Александровича.
Современники отмечали, что исключительно его личному почину «обязано своим началом и самое большое дело Академии - устройство и организация художественных школ в Одессе, Казани, Тифлисе и других городах, что поставило Академию во главе обширного художественного дела государственного значения: распространения художественного просвещения в нашем отечестве»[8]. Неоценима его роль в создании и поддержке музыкальных коллективов и обществ. В отношении изобразительного искусства воля императора осуществлялась его братом, вел. Владимиром Александровичем, стремившимся сплотить вокруг Академии лучшие художественные силы. Благодаря предпринятым им мерам покинувшие Академию дипломанты, образовавшие Товарищество передвижных художественных выставок, спустя десять лет после разрыва с Академией в своем большинстве вернулись в ее лоно. Академия предоставляла Товариществу залы для выставок - желательно совместных.
Многие передвижники стали преподавать в Академии, получая высокое профессорское жалованье, однако при этом поставили условие, что не будут носить мундир. Многие из них выполняли заказы членов императорской семьи - да же такие жанристы-бытописатели, как А. Корзухин и В. Маковский, исполнили несколько портретов великих князей. Сам основатель Товарищества И. Крамской создал парадные портреты императора и императрицы.
Методика академического образования формировала художников, могущих в совершенстве справляться с самыми разными художественными задачами. В своей «Книге воспоминаний»[9] вел. Александр Михайлович признается: «... Первыми он упоминает всегда приносившие убытки пять императорских театров и балет С. Дягилева, а далее указывает: «Такую же значительную материальную поддержку требовала и Императорская академия художеств. Хотя официально она и содержалась за счет Государственного казначейства, Академия никогда не сводила концы с концами, и члены Императорской семьи считали своим долгом поддерживать материально ее нуждавшихся учеников»[10].
Наивысшей наградой для учащихся Академии была золотая медаль за «программу», то есть, как бы сказали сейчас, за дипломную работу. Программой она называлась потому, что Совет Академии предлагал оканчивавшим учебу исполнить картину на сюжет чаще всего из русской истории или на библейскую либо мифологическую темы с целью проверки профессиональных знаний, полученных во время учебы. Желавшие участвовать в конкурсе предоставляли эскизы на рассмотрение Совета Академии. Тем, чьи работы получали одобрение, Академия на год предоставляла повышенную стипендию и отдельную мастерскую в своем здании; они назывались «программистами» или «конкурсантами». Присуждение золотой медали давало право награжденным на заграничное пенсионерство, то есть на поездку до шести лет за границу для усовершенствования за счет Академии, причем содержание выделялось очень щедрое. В Императорской Академии художеств студенты за успехи в учебе награждались золотыми и серебряными медалями первого и второго достоинства , поощрительными медалями первого и второго достоинства и денежными премиями.
Это происходило регулярно на «третных» экзаменах учебный год делился на «трети» по 4 месяца. Их списки публиковались в Отчетах и Журналах Академии. В эти списки входили и денежные вспомоществования «недостаточным учащимся», выдававшиеся по постановлению Совета на основании их прошений. Количество выдаваемых пособий определялось их необходимостью; сумма пособия составляла от 10 до 50 рублей. Ежегодно в ноябре Совет присуждал стипендии сроком на один год, по истечении которого Совет, в зависимости от успехов стипендиата, либо продлевал стипендию, либо передавал более достойному. В последней трети XIX века в России появилось много провинциальных художественных школ; особенно интенсивным этот процесс был в 1880-1890-х годах.
Большая часть школ создавалась благодаря инициативе выпускников Академии художеств, вернувшихся к родным пенатам, при поддержке местных городских властей и состоятельных горожан - почитателей и ценителей искусства. При этом главную опеку над школами осуществляла Академия художеств, которая всячески способствовала их развитию, курируя учебную и просветительскую, а в некоторых случаях и финансовую деятельность. Обращение провинциальных школ к Академии за помощью и поддержкой было само собой разумеющимся, поскольку никакому другому образовательному художественному учреждению было не под силу осуществлять столь грандиозные задачи. Академия художеств всегда оказывала безвозмездную помощь различным учебным заведениям, воспитывавшим художников или просто имевшим рисовальные классы. Начиная с первой провинциальной школы, открытой академиком А. Ступиным в Арзамасе в 1810 году, Академия щедро дарила гипсы, оригиналы и другие учебные пособия.
В создании художественных школ по всей России в конце XIX - начале XX века колоссальную роль сыграло безвозмездное деятельное участие членов ИАХ, ее преподавателей или бывших выпускников. Они становились директорами, входили в советы или попечительские комитеты школ, оказывая разнообразное содействие в организации учебного процесса. Академия щедро помогала не только провинциальным учебным заведениям, но и музеям, безвозмездно передавая или предоставляя во временное пользование произведения из собственного собрания. Списки их утверждались Советом Академии. Впервые в 1884-1885 годах Академия передала 150 произведений в поддержку провинциальных музеев в Риге, Саратове, Вильно, Одессе и Харькове. Впоследствии это происходило регулярно: произведения искусства, гравюры и книги отсылались партиями в Тобольск, Нижний Новгород, Самару, Хабаровск, Ташкент, Пермь, Воронеж.
Музеев, взятых Академией под свое благотворительное попечительство, было более двадцати, им передали более восьмисот художественных произведений. Такая помощь - одна из традиций Академии, не прерывавшаяся в разные периоды истории нашей страны и являющаяся по сей день непременной частью нашей художественной жизни. Типичный пример - история Пензенского художественного училища и картинной галереи, одной из старейших в России. Их созданию послужило завещание пензенского губернатора, генерал-лейтенанта Н. Селиверстова 1830-1891 , он завещал городу коллекцию картин, библиотеку, а также свыше полумиллиона рублей на учреждение Рисовальной школы «на манер Штиглицкой». В завещании специально оговаривалось выделение из этой суммы пятидесяти тысяч рублей неприкосновенного капитала для обеспечения существования художественного музея.
В Пензу приехал душеприказчик Н. Селиверстова - известный путешественник и знаток искусства, почетный член Академии художеств П. Состоялась закладка здания, а в 1898-м - торжественное открытие училища и музея, директором которого Академия художеств утвердила известного художника академика К. Савицкого 1844-1905; имя его носит сейчас Картинная галерея. В первом отчете за 1898 год в Академию художеств он дал подробную характеристику учебного процесса и музея, собрание которого уже состояло из 224 произведений живописи и графики. Савицкий стремился пополнить музей произведениями современных мастеров.
В архивах академиков В. Васнецова, А. Киселева, С. Иванова, И. Шишкина сохранились письма, в которых Савицкий обращался к своим друзьям с просьбой прислать в дар вновь созданному музею свои работы. Что тебе стоит дать музею какой-нибудь небольшой рисуночек, который бы наглядно представил тебя.
Поищи, найдешь»[11]. На призывы откликнулись многие художники и безвозмездно передали музею свои работы. По просьбе Савицкого Академия художеств также прислала в дар новому музею живописные произведения русских мастеров, графические листы, скульптуру, а также назначила Комиссию для просмотра коллекции, для чего в Пензу приезжал, чтобы руководить ее работой, П. Преемник К. Савицкого академик Николай Филиппович Петров всемерно способствовал росту собрания музея, которое пополнялось за счет добровольных пожертвований горожан. Самыми крупными из них были коллекции бывшего пензенского губернатора А.
Татищева и попечителя училища, генерала от инфантерии А. Боголюбова около 140 произведений искусства, в том числе работы И. Мартоса, И. Крамского, И. Шишкина, И. Репина, И.
Ендогурова, Ф. Рубо, а также коллекция старинного вооружения и предметов прикладного искусства [12]. Похожий путь становления прошли другие провинциальные художественные школы и музеи в Казани, Одессе, Харькове, Риге, Смоленске и других городах. Самым крупным вкладом Академии художеств в организацию музейного дела в России явилось формирование и курирование коллекции Русского музея имени императора Александра III. Начало Русскому музею было положено высочайшим указом от 13 апреля 1895 года; тогда же ему был дарован Михайловский дворец, перестройка и приспособление которого для нужд музея были осуществлены академиком В.
Так что не волнуйтесь — все будет в рамках закона. Тем более если закон вначале подстроили под нежелание НИЦ КИ подвергать экспертизе РАН результаты «своей» научной деятельности, а теперь исключения можно и отменить. Вот уже и постановление правительства готово.
Удобное у нас законотворчество, гибкое. Такими темпами может так получиться, что к 2024 году и 300-летнему юбилею РАН отбирать у юбиляра будет уже нечего и вся суета завершится. Мы снова услышим речи о том, что наука в надежных руках. Вот такие нас могут ждать праздники, поэтому, как сейчас говорят, берегите себя. А от себя добавлю: и свои институты. Позитивное послевкусие Академии наук нужно вспомнить старое шахматное правило: система бьет эмпирику, даже если система не самая лучшая. Против одной системы может играть только другая система, против стратегии — стратегия. И если стратегия построена на обмане и передергивании, надо создавать свою стратегию, построенную на историческом опыте Академии наук а он огромен!
В стране мало-помалу торжествует закон: как звонко дельцам от науки дали по рукам в ходе недавнего заседания Президентского совета по науке 8 февраля, когда они вслед за институтами потянулись к редактированию ПФНИ. Не ношу, но снял бы шляпу перед вице-премьером Татьяной Голиковой, которая потратила титанические усилия, чтобы выработать совместно с комиссией РАН и Минобрнауки механизм работы с ПФНИ. Она популярно объяснила, что, прежде чем прикасаться к этой программе, надо хотя бы понимать, как она работает, что она утверждена законом и есть единственный механизм ее совершенствования — по закону. Как глупо на этом фоне смотрелись отдельные министры, которые подхватили мотив «укрупнения и ответственности». Негоже отчитываться статьями, да еще и в иностранных журналах, сказали министры. Видимо, они забыли, что именно их «великими» предшественниками в отчеты Академии наук внесены как параметры отчетности статьи в штуках, а статьи в иностранных журналах — тоже в штуках, но с повышающим коэффициентом. Вот уж поистине одна рука не ведает, что творит другая. Наука страны усилиями горе-управленцев встроена в западную информационную волну причем в ее хвост.
А спрашивают за это с Академии, которая с несмеяновских времен академик Александр Николаевич Несмеянов, президент АН СССР с 1951 по 1961 год всегда формировала свое независимое информационное поле, не упуская из виду западное см. Разумеется, удобнее пристроиться к никем не доказанным теориям и бизнес-проектам западной цивилизации — об антропогенном влиянии на климат, озоновых дырах и углеродном следе, чем формировать свой объективный взгляд на мир и на пути развития страны согласно объективным законам, открытие, понимание и трактовка которых всегда являлись прерогативой Академии. Всю ничтожность министерских поддакиваний кукловодам блестяще продемонстрировал генеральный директор Российского научного фонда Александр Хлунов. Одним примером он показал, что не с наукой у нас проблемы, а с умением пользоваться ее плодами, а это вроде как больше хозяйственная проблема, управленческая… При всей печальности грядущих событий последнее заседание президентского Совета по науке и образованию 8 февраля 2023 года оставило какое-то позитивное послевкусие. Как сказал как-то один из моих учителей после просмотра фильма перестроечной поры: «Порок не наказан, а добродетель торжествует». Да, мы еще не выработали форму работы над содержанием ПФНИ и не вышли из-под доминирования западного информационного пространства, но мы уже понимаем, как действовать в рамках закона и полномочий РАН, и следующие ходы в этой затянувшейся партии должны быть точными и выверенными. И пусть правительство не пользуется этим прогнозом и отдает предпочтение суррогатам Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и прочих второпях наплодившихся структур. Академия должна вернуться к формированию собственного независимого научного прогноза развития страны и к развитию механизмов его использования в интересах страны и мира.
В этом заключалась миссия Академии, и мы должны ее выполнять. В родную гавань Откуда такая уверенность? Она продиктована изучением истории Академии и верой в торжество закона и справедливости. А суррогаты прислушаются и доложат по инстанциям, как положено. И пусть, лишь бы в дело пошло. А что же кукловоды? Они не сидят сложа руки. Уверен, определяют новые цели и задачи.
Раз сошли с рук «украденные» выборы президента РАН осенью 2022 года, дальше и совсем ничего не страшно. Вот и согласие на передачу институтов не надо обсуждать с президиумом РАН. Процедура нарушена? Какая ерунда, подпись ставит президент РАН, неужели президиум будет против!? Даже и собирать-то президиум по такой мелочевке не стоит, об укрупнении надо думать, об ответственности. Тем более институты уже все равно под министерством, три буковки РАН в конце их названий — это так просто, теперь и их уберут. И вот спустя две недели президиум РАН голосует отмену научно-методического руководства уведенными институтами. И на прямой мой вопрос одному из участников этого «волеизлияния»: «Как же вы голосовали за это?
Распоряжение подписано, институты все равно не наши, чего на пустом месте неприятности наживать… Надо конструктивные отношения выстраивать».
Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724
По устоявшейся традиции основные вопросы касающиеся Академии решает президиум, эта система является наиболее демократичной. Секретарь президиума следит за выполнением правил собрания, он имеет только один голос, как и другие члены президиума. Итак, в президиум Российского отделения Академии наук и искусств избраны: 1. Доктор физико-математических наук, доцент. Долинго Борис Анатольевич Образование: Уральский государственный университет.
Концепция города в цифровом обществе Да Фонсека В. Российский университет дружбы народов, Москва. Включение гражданского общества в процесс архитектурного проектирования с использованием новейших технологических инструментов Юдина Наталья Валерьевна. Городская культура и инновации в цифровую эпоху Драгунова Екатерина Вячеславовна. Независимый исследователь, Москва. Создание молодежной креативной среды в контексте молодежной и культурной политики России Меркушева Анна Александровна, Ившин Константин Сергеевич. Удмуртский государственный университет, Ижевск. Цифровое моделирование визуального городского кода на примере города Ижевска как города оружейных мастеров Желондиевская Лариса Владиславовна, Чжан Цзянь. Взаимодействие цифровых технологий с нематериальным культурным наследием Китая Зои Чжан Чжан Чуньянь.
Китайский музей дизайна при Китайской Академии искусств, Ханчжоу. Музей дизайна как творческий и образовательный центр цифровой эпохи Глинтерник Элеонора Михайловна, Шатилов Дмитрий Анатольевич. Санкт-Петербургский государственный университет. Современный кризис и футуропрогноз формирования дизайн-среды историко-архитектурных памятников Журавская Татьяна Михайловна. Штиглица, Санкт-Петербург. Раскрытие художественного потенциала в архитектуре на основе инкорпорации дизайна, традиционной культуры и современных технологий на примере Нового Олимпийского стадиона в Токио Майстровская Мария Терентьевна, Климов Кирилл Николаевич. Национальный институт дизайна, Москва. Медиадизайн и онлайн-стратегии современного музея Секция 2. Калиничевой «Техническая эстетика».
Плеханова, Москва. Системообразующие принципы методологии дизайна Малахов Сергей Алексеевич. Самарский государственный технический университет. Ручное и цифровое — два метода формообразования в архитектуре и дизайне: сравнение приоритетов и задачи интеграции Михайлова Александрина Сергеевна, Мусина Алина Радиковна. Интеллектуальное городское освещение Барсукова Наталия Ивановна. Влияние цифровых технологий на художественные аспекты в современном проектировании интерьеров Подольская Лада Владиславовна. Особенности и перспективы применения цифрового проектирования интерьеров на примере формирования частного пространства Смирнов Сергей Альбертович. Переосмысление термина промышленный дизайн в эпоху цифрового потребления Розанов Никита Евгеньевич, Якименко Алексей Викторович. Образно-стилевые характеристики дизайна легковых автомобилей эпохи цифровых технологий Белько Татьяна Васильевна, Курбатова Марина Андреевна.
Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти. Преемственность цифровых технологий построения оболочковых структур костюма Полякова Екатерина Васильевна, Мамай Мария Сергеевна. Роль цифрового проектирования в дизайне и производстве жаккардовых тканей Быстрова Татьяна Юрьевна. Уральский федеральный университет им.
Все приходили с детьми, читали тексты про Петра», — вспомнил ректор Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Семен Михайловский. Кроме того, в ближайшее время Академия художеств планирует провести большую выставку в Узбекистане. Там же собираются установить памятник в знак благодарности стране: во время блокады большое количество педагогов и выпускников академии эвакуировали в Узбекистан.
И таким бы образом одно здание с малыми убытками тоеж бы с великою пользою чинило, что в других государствах три разные собрания чинят, ибо оная 1. Яко б совершенная Академия была, понеже довольно б членов о совершенстве художеств и наук трудились. Егда оные же члены те художествы и науки публично учить будут, то подобна оная будет универзитету и такую ж прибыль произведет. Когда данные академикам младые люди, которым от его императорского величества довольное жалование на пропитание определено будет, от них науку принявши и пробу искусства своего учинивши, младых людей в первых фундаментах обучать будут, то оное здание таково ж полезно будет, яко особливое к тому сочиненное собрание, или гимназиум. Притом же бы вольные художествы и манифактуры, которые уже здесь заведены суть или впредь еще заведены быть могут, от помянутого заведения пользу имели, когда им удобные машины показаны и инструменты их исправлены будут. И понеже сие учреждение такой Академии, которая в Париже обретается, подобна есть кроме сего розличия и авантажа, что сия Академия и то чинит, которое универзитету или коллегии чинить надлежит , того для меня надеюсь, что сие здание удобнейше Академиею названо быть имеет. Науки, которые в сей Академии могут учены быть, свободно бы в три класа розделить можно: в 1-м класе содержались бы все науки математические и которые от оных зависят; во 2-м — все части физики, в 3-м — гуманиора, гистория и права. К первому класу четырех персон надобно: первой надлежало бы упражняться матези сублимиори, яко арифметикою, алгеброю и геометриею, и протчими частьми теоретическими; второй бы тщание иметь к астрономии, географии, навигации; третьей и четвертой — о механики. Второй клас розделяется в четыре части, а имянно: 1. И такожде четырех персон к тому иметь надлежало б. А за нужду мог бы академикус матезеос сублимиорис за академика физики теоретической и экспериментальной отправлять, ибо собственно физика генеральная ничто иное есть, токмо апликация к телесам. Третей клас состоял бы из тех членов, которые в гуманиорах и протчем упражняются. И сие свободно бы трем персонам отправлять можно: первая б — элоквенцию и студиум антиквитатис обучала, 2 — гисторию древную и нынешную, а 3 — право натуры и публичное, купно с политикою и этикою ндравоучением. Аще же притом экономия учена будет, то похвально и весьма полезно, ибо в общем жительстве учением ее великая прибыль и польза чинится. Кроме сих членов, особливой секретарь потребен, который все, что в Академии предлагается, в протокол вносит, в порядок приводит и тое, что достойно есть, ежегодно или чрез каждые два года публикует и купно с библиотекарем корреспонденцию с учеными людьми держит. Должность академиков: 1. Все, что в науках уже учинено — розискивать, что к изправлению или прирощению оных потребно есть — производить, что каждый в таком случае изобрел — сносить и тое секретарю вручать, которой тогда понужден будет оное, когда надлежит, описать 2. Каждый академик обязан в своей науке добрых авторов, которые в иных государствах издаются, читать. И тако ему лехко будет экстракт из оных сочинить. Сии экстракты, с протчими изобретениями и розсуждениями, имеют от Академии в назначенные времена в печать отданы быть. Понеже Академия ничто иное есть, токмо социетет собрание персон, которые для произведения наук друг друга вспомогать имеют, того ради весьма надобно, чтоб оне еженедельно несколько часов в Собрании были, и тогда каждый мнение свое предлагать, советом и мнением других пользоватца и партикулярно учиненные эксперименты в присутствии всех членов поверять может.