Новости аэростаты в блокадном ленинграде

149. Заградительные аэростаты на Невском проспекте блокадного Ленинграда.

Первые автомобили на водородном топливе появились в блокадном Ленинграде

Затем бомбили город фугасными, осколочными и зажигательными бомбами, часто сбрасывали листовки с требованиями о сдаче в плен. Немецкие летчики очень боялись столкновения с аэростатами. При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, открывался тормозной парашют, который, создавая тягу, вдавливал трос в крыло самолета, перерезая его. Кроме того, закрепленная на конце троса мина подтягивалась к самолету и взрывалась. С первых месяцев войны немецкая авиация и разведка вели на аэростаты и тех, кто их обслуживал, настоящую охоту. Порой у солдат от недоедания, мороза и нехватки времени на отдых фактически не было сил, опухали лица, руки. Но, несмотря ни на что, мы держали «железную дисциплину», обеспечивая подъем аэростатов».

Военная служба для Иосифа Павловича Будковского закончилась через пять лет после Победы.

Когда трос аэростата попадал внутрь устройства то после скольжения вниз крыла, он приводил в действие небольшие пиро-патроны, которые сработав в свою очередь приводили в действие лезвия перерубавшие трос. Британские бомбардировщики также были оснащены подобными резаками, хотя немцы использовали сравнительно незначительное количество аэростатов заграждения. Вячеслав ИванюхинМастер 1232 14 лет назад Во время Второй мировой войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Когда трос аэростата попадал внутрь устройства то после скольжения вниз крыла, он приводил в действие небольшие пиро-патроны, которые сработав в свою оче... WiKi Остальные ответы Слышала, что они мешали самолетам.

Самая первая авиационная бомба упала в черте Ленинграда 18 июля 1941 года, в начале Великой Отечественной войны. Три верхних этажа были разрушены, 38 человек погибло. Cамый последний вражеский снаряд упал на Ленинград 22 января 1944 года уже в разгар снятия блокады города. Какое из многочисленных осадных орудий немецкого, французского и чехословацкого производства его выпустило — установить не удалось.

На Ленинградском и Волховском фронтах действовал в этом качестве 1-й отдельный воздухоплавательный дивизион АН. Будучи студентом, я еще в 1939 г. С офицерами этого дивизиона доводилось встречаться и в годы войны, и позже. Нужно сказать, что подъем воздухоплавателя в гондоле привязного аэростата - дело, очень не простое. Только дилетанты могли обозвать аэростат "пузырем" или "колбасой". Впрочем, термин "колбаса" в годы империалистической войны 1914-1918 года был почти узаконен: привязные аэростаты фирмы "Персеваль" действительно походили на толстую колбасу. Но и более совершенные аэростаты вызывали у воздухоплавателей отнюдь не гастрономические ощущения, особенно на первых порах. Чувство высотобоязни - гораздо большее, чем при полете на самолетах, и это закономерно. Кресло пилота или пассажира в самолете жестко связано с самолетом. Беспокойство вызывают только эволюции самого самолета относительно Земли. На привязном аэростате гондола не имеет жесткой связи с корпусом аэростата, связь гибкая - это веревочный или тросовый такелаж. Поэтому гондола с воздухоплавателями под напором воздушных масс перемещается как вместе с аэростатом, так и относительно него. И по амплитуде, и по частоте качка бывает гораздо сильнее, чем на самолете. Были случаи, когда профессиональных летчиков, поднявшихся в воздух на привязном аэростате, укачивало до неработоспособного состояния. Поэтому наблюдателей-воздухоплавателей тщательно подбирали и отбирали. Обязанности наблюдателя требовали смелости и ясной головы: вести разведку на территории противника, выявлять его огневые и другие средства, управлять артиллерийским огнем. И все это - при сильнейшей качке... Это не легко. Это доступно не каждому. А в военное время по воздухоплавателю еще и стреляют - с земли и с самолетов. Истребители, атакуя, целят прежде всего в аэростат - его поджечь легче, цель большая... Работа аэростатчиков-наблюдателей в годы войны была не менее опасной, чем у военных летчиков. В тот же день осколками снаряда был перебит трос аэростата, на котором поднялся в воздух наблюдатель старший лейтенант Карчин. Он не покинул аэростат и сумел приземлить его на лед Ладожского озера... При этом лейтенанты А. Кузенок и С. Перлович погибли еще в гондоле, а воздухоплаватель Б. Мамчич при спуске на парашюте был варварски расстрелян фашистским летчиком... Потерь было много, однако стойкость и мужество не покидали воздухоплавателей. Только во время прорыва блокады осенью и зимой 1942-1943 гг. Они обнаружили около ста батарей противника, не считая других целей... Высокая оценка деятельности воздухоплавательных дивизионов АН во время войны дана в воспоминаниях маршала Советского Союза Г. А маршал К. Рокоссовский во время войны лично поднимался на аэростате для изучения с высоты наземной обстановки... Однако эти заметки будут в основном о "земных" аэростатчиках, об отрядах и частях AЗ, в которых автор провел почти всю войну. Филипповым, встречаться довелось в основном уже после войны. Однако я считал правильным объективности ради начать эти заметки именно с аэростатчиков-наблюдателей, ибо, кто знает, появятся ли еще где-то публикации воздухоплавателей времен Великой Отечественной войны... Ряды наши редеют, а литераторы не очень-то жалуют наш отнюдь не главный вид вооружения. В первые же дни после 22 июня в городе были развернуты 328 постов AЗ, объединенных в три полка. Посты AЗ, размещенные в шахматном порядке, прикрывали территорию города, подходы к нему, часть Финского залива, Морской канал, воздушные подступы к Кронштадту. Расстояние между постами по фронту и в глубину - около километра. Посты были на территориях промышленных предприятий и на городских площадях, во дворах домов и на припортовых площадках, в парках и скверах, на пустырях, а также на баржах в прибрежных водах. Тандем аэростатов заграждения и одиночный аэростат. Мины крепились под каждым аэростатом. Каждый пост имел два одинаковых аэростата, которые в зависимости от обстановки поднимали в воздух поодиночке или тандемом см. Одиночный аэростат обычно поднимался на высоту 2-2,5 км, верхний аэростат тандема - на 4-4,5 км. К тросам аэростаты крепили системой строп. Как правило, аэростаты поднимали в воздух лишь на темное время суток. Во-первых, при свете дня противнику легко было их уничтожить, а во-вторых, бомбить город фашисты летали в основном ночью. По существовавшей тогда практике бомбометания противник стремился наносить удары с небольшой высоты или навыходе из пике. Это обеспечивало большую точность удара и при этом относительную безопасность для бомбардировщиков: на малых высотах эффективность противодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии значительно ниже. Лишить противника преимуществ малой высоты и была призвана система аэростатов заграждения. Посты AЗ вели и активную борьбу с бомбардировщиками. При столкновении с тросом крыло самолета сминалось, а то и разрезалось, самолет опрокидывался. Кроме того, к каждому тросу крепились мины, взрывавшие самолеты. На нашем фронте первое столкновение самолета противника с тросом аэростата было зарегистрировано под Колпино, где отряд лейтенанта С. Мазурова защищал с воздуха знаменитый Ижорский завод. В трос врезался выходивший из боя на высоте около трех километров фашистский бомбардировщик. Внешне аэростаты заграждения напоминали дирижабли, основной материал - прорезиненная ткань. Полны состав поста - 12 человек: десять рядовых, моторист и командир. Они должны были подготовить площадку, развернуть оболочки аэростатов, заполнить и; водородом из баллонов или газгольдеров отрыть котлован для лебедки и землянку или подвал для себя, а также обеспечить связь, маскировку, текущий ремонт. А главное - боеготовность, постоянную боеготовность. Вместе с ним мне пришлось воевать и позднее - в 11-м и 3-м полках AЗ, то есть там, куда нас обоих направлял приказ. В начале войны наши аэростаты прикрывали подступы к городу с северо-запада. Первые аэростаты заграждения поднялись над Ленинградом в ночь с 23 не 24 июня, через день после объявления войны, но еще почти месяц бомбежек не было, лишь самолеты-разведчики противника на больших высотах появлялись над городом. Первую массированную попытку прорыва к Ленинграду "Юнкерсы-88" предприняли в ночь на 23 июля Они шли от перешейка, как раз на наши посты. Аэростатное заграждение было достаточно плотным, и самолеты, оповещенные об этом разведкой, шли на высоте больше пяти километров, исключавшей прицельное бомбометание. Их встретил плотный огонь зенитной артиллерии Балтийского флота: четыре стервятника были сбиты. Однако воздушные налеты усиливались день ото дня! К примеру, только 8 сентября 1941 года на Ленинград было сброшено 6327 зажигательных бомб, вызвавших 178 пожаров. Жарко было в небе Ленинграда, да и под ним тоже, Налеты, как правило, происходили ночью, В первую очередь фашистские летчики сбрасывали осветительные бомбы, которые спускались медленно на парашютах, освещая город.

Аэростаты над Петербургом

Сегодня 68-я годовщина снятия блокады Ленинграда. Re: Аэростаты ПВО в блокадном Ленинграде [сообщение #101789 является ответом на сообщение #101787]. Санкт-Петербург (Ленинград) отмечает 66-ю годовщину снятия блокады. Борис Шелиш осознавал весь риск эксперимента, но другого способа поднять аэростаты в воздух в блокадном Ленинграде не видел. Блокада Ленинграда аэростаты. Впервые массовое использование водорода в качестве автомобильного топлива произошло в блокадном Ленинграде в 1941 году.

Блокада Ленинграда. 240 ФОТО. Часть 2.

Порой у солдат от недоедания, мороза и нехватки времени на отдых фактически не было сил, опухали лица, руки. Но, несмотря ни на что, мы держали «железную дисциплину», обеспечивая подъем аэростатов». Военная служба для Иосифа Павловича Будковского закончилась через пять лет после Победы. Весь мирный период трудовой биографии был посвящен работе на оборонном предприятии Москвы. Уже почти 40 лет он с супругой живет в районе Восточное Дегунино.

О Великой Отечественной войне, о Победе, об истории каждого своего боевого ордена и многочисленных медалей Иосиф Павлович Будковский часто рассказывает на встречах со школьниками района. Ветеран считает необходимым рассказывать молодым поколениям правду о той войне, которая уже стала историей. Он говорит о ней как очевидец и непосредственный участник — скромный ее герой.

Аэростат Полосухина и Крикуна. В Советской России широко использовали аэростаты. Делали это в интересах разведки и корректировки артиллерийского огня. Применяли их и в годы Великой Отечественной войны - в Москве и блокадном Ленинграде. Они стали дополнительным средством противовоздушной обороны. И в составе сил ПВО Ленинграда числились три полка, имеющих на вооружении 350 аэростатов различных модификаций.

Объем аэростата составлял 2,7 тысячи кубометров.

Молодежные колонны с макетами аэростатов противовоздушной обороны, небольшими копиями тех, что использовались в системе ПВО блокадного Ленинграда, встретились на Дворцовой площади, где все аэростаты поднялись в воздух. Также был организован флешмоб: жители города выстроились в виде числа 900 и запустили в небо белые шары, каждый из которых олицетворяет один день блокады. Подростки, оставшиеся в городе, крепили аэростаты на стальные тросы и запускали их в небо, прикрывая тем самым стратегические объекты электростанции, Адмиралтейский, Кировский заводы и исторические памятники Исаакиевский собор, Медный всадник от прицельных ударов врага.

Опасен он, когда соотношение кислород:водород достигает не менее 1:16 — так называемая «гремучая смесь». Аналогичная защита имелась в то время во многих крупных городах, включая Москву и Лондон. Стоит заметить, что аэростаты защищали не только от самолетов, но и от крылатых ракет V-1, которыми немцы щедро обстреливали города в 1944 году. Аэростаты стали подспорьем для ПВО и истребительной авиации. Советский способ крепления аэростатов для повышения эффективности обороны от крылатых ракет V-1 Советский способ крепления аэростатов для повышения эффективности обороны от крылатых ракет V-1 В Советском союзе аэростаты крепили не к одному тросу, а к трем, повышая шанс поражения авиации. Интересно, что современные крылатые ракеты отличаются от V-1 только использованием новых материалов, совершенством двигателей, дальностью полета и точностью наведения. Ни по скорости полета, ни по геометрическим размерам германские КР практически не отличаются от того же «Томагавка» или отечественной КР Х-55. Так что, возможно, вскоре аэростаты над городами увидим и мы. Аэростаты заполнялись водородом и требовали постоянного обслуживания. Из-за проницаемости материалов через 25-30 дней водород диффундировал из шара, а его место занимали другие газы, в том числе и кислород, образуя «гремучую смесь».

Загрязненный водород очищать было негде, потому его просто стравливали в объемах до 50 тысяч кубометров в месяц. Для спуска дирижаблей в блокадном Ленинграде использовались лебедки с бензиновыми двигателями, а в условиях блокады бензин был не менее ценным, чем хлеб. Водород производил небольшой химический завод, где этот газ добывали железно-паровым способом.

Исполнилось 75 лет с установления мирового рекорда на советском аэростате

Ленинград в годы Великой Отечественной войны: Очерки. Фотографии СПб. В книге представлена история Ленинграда военной поры с 22 июня 1941 года до 9 мая 1945 года. В исторических очерках учтены последние достижения российских ученых в изучении истории Ленинграда 1941-1945 годов. Отрывки из... Павлов Д..

Ленинград в блокаде Павлов Д. Ленинград в блокаде 6-е изд. В книге рассказывается о жизни осажденного Ленинграда, об организации продовольственного снабжения войск Ленинградского фронта и населения города, о мужестве, стойкости и непоколебимом духе ленинградцев, об их непреклонной вере в победу. Автор — Дмитрий Васильевич Павлов — с начала блокады и до конца января... Аввакумов С.

Ленинград в Великой Отечественной войне Советского С... Ленинград в Великой Отечественной войне Советского Союза. Том 1: 22 июня 1941 г.

Может быть, гуманнее было бы сдать город врагу? Дорога жизни через Ладожское озеро Фото: РИА Новости Автомобили времен Великой Отечественной войны проехали по улицам Петербурга Я повторил эти слова одному из детей блокады — олимпийскому чемпиону, выдающемуся борцу вольного стиля Александру Владимировичу Иваницкому. Он ответил без колебаний: «Так могут думать только люди, не знающие и не понимающие русского характера. У нас принято сражаться до конца.

А если бы капитулировали — нас бы просто сейчас никого не было на свете». Александр Владимирович видел смерть. В первую блокадную зиму, когда весь Ленинград мечтал «дожить до травы», голодал в квартире с заколоченными окнами, в которой день смешался с ночью. И все-таки у него нет сомнений: не было другого пути, кроме сопротивления. Для версий о благополучной судьбе капитулировавшего Ленинграда просто нет оснований. Гитлеровское командование опасалось непредсказуемых уличных боев и сознательно избрало блокадную тактику уничтожения города. Рабочие заливают формы на одном из заводов осажденного Ленинграда Фото: РИА Новости «Известия» выяснили подробности проведения памятных мероприятий в Санкт-Петербурге На советской земле гитлеровцы вели войну на уничтожение.

Щадить Ленинград не входило в их планы. Они придавали еще большее значение символам, чем советские идеологи, а Ленинград считался и действительно был! Не стоило ждать от «сверхчеловеков» и уважения к культурному наследию Ленинграда, к его архитектурным шедеврам, музеям и храмам. Месяц за месяцем накапливалась злость захватчиков на город, на его защитников и жителей. Уничтожение Ленинграда — Санкт-Петербурга должно было символизировать слом советского и русского в данном случае это почти синонимы духа. Расчет варварский, но неглупый: подняться после такого удара нашей стране было бы непросто. Достаточно вспомнить дневниковую запись немецкого генерал-полковника Гальдера: «Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которые в противном случае мы будем кормить в течение зимы.

Задачу уничтожения городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки». И таких свидетельств немало. Никто не забыт и ничто не забыто Северная столица стала для всей страны примером мужества. Ничто не могло заслонить этого мученического подвига. Нет в России большей святыни, чем камни Пискаревского кладбища. Там покоятся 500 тыс.

Автор цитаты Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем, Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням: Никто не забыт и ничто не забыто. Атака десантников.

За время войны полки аэростатного заграждения Ленинграда поднимали аэростаты около 500 раз. Несложные подсчеты показали, что аэростаты в ленинградском небе проработали более миллиона аэростато-часов, большинство из которых благодаря изобретению Шелища. Командование Ленинградского фронта, осознавая значимость изобретения Шелища, 20 декабря 1941 года наградило его орденом Красной Звезды. В представлении к награждению было отмечено, что его техническая новинка позволила сэкономить только в масштабах 2-го корпуса ПВО 502 тысячи рублей, и имела огромное оборонное и народно-хозяйственное значение. Первый лист наградного листа Шелища.

Уже в январе 1942 года двигатель, работающий на водороде, демонстрировался на выставке работ военных изобретателей и рационализаторов. Там двигатель оставили работать в закрытом помещении, так как вместо выхлопных газов выделялся водяной пар. Само изобретение выдвинули на соискание Сталинской премии 1942 г. Но оно не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны. Позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись. В том же 1942 году Шелища командируют в Москву для внедрения своей технологии в московские части ПВО. В Москве на водородное топливо было переведено триста двигателей. Летом 1943 года Борис Исаакович подаёт заявку об изобретении, зимой 1945 публикуется описание изобретения к авторскому свидетельству СССР с заголовком: «Способ эксплуатации установок с аэростатами заграждения».

К 1943 году Шелищ получает звание техника-лейтенанта, а к 1945 году — звание старшего техника-лейтенанта. После Победы аэростаты заграждения быстро расформировали: не стало «бросового» водорода, который служил топливом для двигателя. Но еще долгие годы списанные двигатели, которые во время войны питались водородом, работали в колхозах и совхозах. Газгольдеры для заправки аэростатов воздушного заграждения на Большой Ордынке. По окончании войны Борис Исаакович сначала возвращается на трикотажную фабрику, а с 1948 года работает на автотранспортных предприятиях. Он наконец-то получает высшее образование на факультете экономики университета марксизма-ленинизма. В середине 1970-х годов, когда водородная энергетика переживала бурный рост, изобретателя приглашают читать лекции в АН СССР. Как участника обороны Ленинграда Шелища наградили медалью «За оборону Ленинграда», а по окончанию войны — медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Струминский писал: «Даже если в мире исчезнут уголь и нефть, СССР энергетическая катастрофа не грозит, поскольку советские ученые, опередив американскую науку, нашли альтернативный источник энергии — водород. В Сибирском отделении Академии наук СССР в 1968 году, на год раньше, чем американцы нашли способ использовать водород в качестве автомобильного топлива». Неожиданно после публикации статьи в редакцию пришло опровержение от группы ветеранов ПВО Ленинградского фронта. В ней они сообщали, что водород в качестве автомобильного топлива был применен еще в 1941 году в блокадном Ленинграде. Причем не в качестве эксперимента, а массово, как единственное топливо к двигателям внутреннего сгорания. После поступившего опровержения приоритет Б. Однако партийная газета опровержения не опубликовала.

Подразделения Волховского и Ленинградского фронтов выдвинулись навстречу друг другу и за неделю отбросили немцев от побережья Ладожского озера. Город находился в окружении с 8 сентября 1941 года и снабжался только благодаря Дороге жизни, которая проходила через Ладожское озеро. Несмотря на то, что полностью снять блокаду Ленинграда не удалось, Северная столица вновь была соединена с Большой землей.

Почему Ленинград не стал Сталинградом

Но вскоре в блокадном Ленинграде не стало и электричества. Одним из элементов воздушной обороны Блокадного Ленинграда служили аэростаты заграждения. Как в блокадном Ленинграде техник-самородок создал первый водородный двигатель для автомобиля. В первые же дни войны в Ленинграде были развернуты 328 постов аэростатного заграждения, объединенных в три полка.

Водородный двигатель изобрели еще в блокадном Ленинграде

Разбомбленные дома в натуральный размер, отделение милиции и квартиру актрисы блокадных времён покажут ко Дню полного освобождения Ленинграда от блокады. Блокада. Аэростат заграждение. Год: 1943. Блокада Ленинграда является одной из самых трагических и в то же время героических страниц истории Великой Отечественной войны. В честь 71-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в небо над Петербургом поднимут четыре макета аэростатов противовоздушной обороны.

Подсказка из книги. Как идеи Жюля Верна помогли блокадному Ленинграду?

И командующий армией ПВО генерал-майор Г. Зашихин отдал приказ: "Поднять аэростаты! Они сковали маневр противника. Фашистские стервятники, сбросив бомбы уже без прицеливания, вынуждены были набирать высоту, выходить из пространства над городом и попали в плотный огонь зенитной артиллерии. Артиллеристов поддержали наши истребители. Операция "Айсштосс" была сорвана. Боевые корабли, стоявшие на Неве, почти не пострадали.

Потери фашистской авиации в этом бою - 25 сбитых и 10 подбитых самолетов. Это - из 58, прорвавшихся к городу. Командование противника вернулось к старой тактике ночных налетов. Они были частыми в этом апреле. Постам AЗ приходилось все время быть начеку. Большинство наших отрядов находилось на стационарных наземных позициях, но порой аэростатчикам приходилось воевать и в совсем иных условиях.

Отряд под командованием лейтенанта В. Меншутина - 31 пост разместили на баржах. Баржи вывели в Финский залив и расставили их там на якорях. Поднимавшиеся с них аэростаты прикрывали гавань, порты, город со стороны залива, подходы к Кронштадту. Связь с постами - только по рации. Иногда баржи срывало с якорей и несло в открытое море - в сторону противника.

В таких случаях выручали моряки. Они выходили в залив и под артиллерийским обстрелом противника буксировали баржу обратно. Когда залив не был покрыт льдом, противник с попутной волной пускал плавающие мины, которые взрывались при столкновении с баржой. Расчетам морских постов AЗ пришлось учиться, как от них уберечься. Лучшие стрелки расстреливали мины из винтовок. Выделялся снайперской стрельбой аэростатчик сержант Козлов.

Трагедий, случаев гибели аэростатчиков было немало. Расскажу об одном из этих драматических случаев. В августе 1942 г. Находившийся на посту командир звена лейтенант Алексей Кузнецов бросился на помощь расчету. Аэростат взмыл вверх, унося с собою висящего на стропе офицера. Был штиль, и, набрав высоту около 3,5 км, аэростат завис почти на месте.

Мы навели с КП полка зенитный теодолит; было уже достаточно светло, и мы видели, как лейтенант Кузнецов боролся за спасение аэростата и за свою жизнь. Физически сильный, спортсмен, он, подтягиваясь на руках, поднялся и закрепился у самого корпуса аэростата. Положение его усугублялось тем, что он был в летней гимнастерке, а на трехкилометровой высоте температура близка к нулю. Кузнецову удалось пробить ножом корпус аэростата; теряя газ, тот стал спускаться вниз, опустился в Неву. Но Нева в этом месте была не только водоразделом, но и линией фронта: на одной стороне были наши, на другой - оккупанты. Испытавший судьбу в поднебесье, имея наверное один шанс из тысячи, проявивший редкое мужество, наконец, спасший аэростат лейтенант Кузнецов до берега не доплыл.

Его убили с вражеского берега пулеметным огнем. Аэростат прибило волной к нашему берегу... Фашистская авиация постоянно пыталась налетами и бомбежками парализовать её деятельность. Только с ноября 1941 г. Ленинградская армия, ПВО выделила для защиты в дополнение к имеющимся среде вам отряд аэростатчиков - 21 пост. Жили в палатках на трескучем морозе.

Прямо с ледяного поля поднимал в воздух аэростаты. Они зависали вдоль всей трассы. На ледовой Дороге жизни аэростатчики делали все возможное, чтобы она работала бесперебойно. Аэростаты получали огромное количество пробоин, но восстанавливались на месте и вновь поднимались в воздух. Тогда - только прорыв страшной кольца в одном месте. Освобождение придет лишь через год - в январе 1944 года.

Война продолжалась. Продолжались налеты. Мы поднимали аэростаты в воздух и в снегопад, и в дождь, и в туман; исключение составляли только ночи со штормовым ветром, но в этих условиях обычно и авиация противника не взлетала. Около 500 раз с наступлением сумерек поступала в полки AЗ команда: "Поднять аэростаты". И через две минуты над городом всплывали аэростаты, поднимаясь выше и выше, пробивая облачность, уходя на свой "потолок". Если провести несложные подсчеты, можно вывести такие цифры: более миллиона аэростато-часов проработали в небе Ленинграда на защите города аэростаты постов AЗ.

Мы привыкли к аэростатам и газгольдерам с водородом, как привыкают быть рядом с пороховыми бочками, но так же хорошо мы знали, что в случае воспламенения аэростат горит тысячеградусным факелом, от которого надо не укрываться, а тушить его. И мы это делали. Огромную самоотверженность, умение и стойкость проявили многие командиры постов и мотористы - Старшинов, Жандр, Росляков, Исаев, Грибова, Скуланов, Шангин и другие. Трудно перечесть наши боевые потери, на войне они естественны. Память хранит лишь некоторые эпизоды. Расскажу немного о наших девушках-бойцах.

Летом 1943 года в 11-м полку AЗ при снаряжении аэростата к подъему прямым попаданием артиллерийского снаряда из 12 человек боевого расчета он был женским были убиты восемь девушек. Чуть раньше, 14 мая 1943 года, под артобстрел попал один из постов того же полка. Санитарный инструктор ефрейтор Марина Хренова, чудесная самоотверженная девушка, комсомолка и любимица отряда, добровольно сменила на посту AЗ молодого необстрелянного солдата. Через несколько минут Марина погибла - разрыв снаряда. Три года назад я получил письмо от бывшего бойца того же отряда Нины Пайкиной ныне Кирилловой , которая была ранена тем же снарядом. Вот что она пишет: "...

Пролежала я месяц в госпитале, раненная снарядом, вернулась, а, где похоронена Марина, узнать не удалось, так как захоронить ее увезла полковая машина. До сих пор казню себя, что не узнала и теперь не знаю, куда пойти поклониться и положить цветы ей. И адрес, где она родилась, не знаю; знаю только, что прибыла она к нам уже после ранения, после госпиталя, значит, не первый день она воевала, а пошла добровольно на риск, чтобы облегчить судьбу другого. Я с такой ясностью представляю ее лицо, словно только что расстались.

Дневник Тани Савичевой был среди обвинительных документов против фашистских преступников, представленных на Нюрнбергском процессе. В библиотеке колледжа были проведены мероприятия, посвященные этой дате. Набутова «Блокадный Ленинград», 23 января библиотекари Павлюкова Н.

После этого срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм, сам аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют с фугасом. Если трос сразу не разрезал крыло, самолет подрывал фугас. Чтобы аэростат взлетал на заданную высоту, в него закачивали водород, а поднимали и опускали лебедкой, установленной на «полуторке», и приводимой в действие ее мотором. Аэростатный пост состоял из расчета, собственно аэростата и полуторки с лебедкой. Водород дедовским способом производили на одном ленинградском заводе, пропуская водяной пар через раскаленные куски железа. Борис Шелищ был призван в армию в первые дни войны, получил лейтенантские «кубари», и был назначен ответственным за техническое обеспечение и исправное состояние установок в 3-м полку ПВО. Аэростатные посты были разбросаны на большой территории, ходить и ездить приходилось много, и хорошим подспорьем в этом был собранный Шелищем из списанных деталей автомобильчик. Аэростаты нужно было постоянно заправлять водородом, поднимать и опускать. Процедура достаточно кропотливая и далеко не безопасная. Но пока город не был взят в блокадное кольцо, с техническим обеспечением аэростатов проблем не было. Но 30 августа 1941 г. ПВО Ленинграда отражала натиск немецких летчиков на пределе своих возможностей. В городе начался голод, вскоре иссякли последние запасы топлива. Самым страшным последствием этого стало утрата аэростатами боеспособности. Аэростаты, теряя высоту, уже не представляли угрозы для самолетов врага. Ленинграду угрожало уничтожение вражеской авиацией. Когда бензин полностью закончился, аэростаты попытались поднимать и опускать руками. В расчетах только командирами были мужчины, вся работа лежала на женских плечах. Люди питались плохо, были худыми и легкими, дважды расчеты уносило.

Однако затем, зайдя на склад, наткнулся на огромное количество использованных огнетушителей. И они стали идеальным решением. Тем более, что в условиях постоянных бомбардировок «запасы» пустых огнетушителей непрерывно пополнялись. Для того, чтобы уложиться в срок, разработчики работали несколькими бригадами едва ли не круглосуточно. Счет созданных и установленных единиц нужного оборудования шел на сотни. Но ленинградцы все-таки успели. И аэростаты вновь взмыли в небо, защищая блокадный город от вражеских бомбардировок непроходимой стеной. Благодаря изобретению талантливого лейтенанта, аэростаты вновь защищали город. За свою деятельность талантливого лейтенанта представили к награде орденом Красной Звезды. А само изобретение хотели также наградить Сталинской премией. Однако не случилось — тогда работа не прошла по конкурсу. К началу 1942 года слава изобретения младшего лейтенанта Шелища дошла до Ставки. Был выдан приказ о переезде техника в Москву для выполнения задания: обеспечить перевод на водород 300 двигателей в частях аэростатного заграждения столицы. Поставленная задача была выполнена. В ответ Шелищу предложили переехать в Москву, но лейтенант отказался. Он считал, что если останется в столице, это будет выглядеть как бегство с реального поля боя, которое продолжало бушевать на ленинградской земле. Техник вернулся в родной город и продолжил заниматься своим делом — осуществлять технический контроль аэростатных заграждений. Наградной лист Бориса Шелища. Но победа положила конец этой эре: причиной стало исчезновение топлива для двигателя — «бросового» водорода. Однако списанные изобретения ленинградского техника-самородка продолжали применять в работе колхозов и совхозов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий