Террористический акт в московском метро 6 февраля 2004 года стал одним из немногих взрывов в столичном метрополитене, кавказское происхождение которого имеет реальные и видимее признаки. Первый в истории современной России теракт в метро произошел 11 июня 1996 года на перегоне между станциями «Тульская» и «Нагатинская». Теракт в метро российской столицы 8 августа 2000 года — факты о трагедии в московской подземке под Пушкинской площадью, ход событий и расследование.
Взрыв в метро Санкт-Петербурга: хроника событий и рассказы очевидцев
Взрыв на станции «Парк культуры» осуществила также уроженка Дагестана Джанет Абдурахманова Абдуллаева 1992 года рождения. При этом организатором взрывов был Магомедали Вагабов — один из лидеров диверсионно-террористического подполья, действовавшего на территории Дагестана. Все организаторы и исполнители этих терактов были ликвидированы при оказании вооружённого сопротивления сотрудникам правоохранительных органов. Последний из террористов по этому делу был обезврежен 6 февраля 2013 года. Усиление безопасности в метро На станциях столичного метрополитена появились досмотровые зоны, также нынешнее руководство подземки обещает установить «умные» камеры и разработать систему оповещения пассажиров через Wi-Fi. Вестибюли станций было решено оснастить рамками металлоискателей. По словам замначальника службы безопасности метро Владимира Муратова, каждый комплекс состоит из детекторов радиоактивного обнаружения, «подавителей» радиолиний, рамок металлодетекторов и устройств для просвечивания багажа. С 1 января комплексы начали работать на всех станциях.
Рядом с ней сидела молоденькая девчушка и плакала. К ней подошел врач и сказал: «Чего ты плачешь? Твоего пацана через день-два выпишут.
Вон у Алимовых всё на грани, шансы небольшие». Пройдя курс лечения и прочитав новости о том, что на «Автозаводской» был совершен теракт, Андрей вспоминает, что стоял буквально в метре от террориста-смертника. Это был мужчина небольшого роста, мусульманской внешности. Странноватый чудак. Это всё дело и рвануло. Три человека между нами было, на вытянутую руку. RU По словам Андрея Алимова, выплаченная компенсация для него почти ничего не стоит. К тому же через время он снова чуть не становится жертвой теракта. И в этот день у него был сердечный приступ. Он мне позвонил: «Андрюха, не надо, сегодня не едь».
После его звонка через час происходит взрыв на станции «Лубянка». Я там должен был проезжать, — рассказывает Андрей Алимов. RU «У нас терроризм процветал» Если один раз увидел, как на твоих глазах в муках умирает человек, — забыть этот сковывающий тело ужас практически невозможно. В ушах набатом звучит фраза: «Я мог бы что-то сделать», но сделать спустя 20 лет уже ничего нельзя — только помнить. Вот и Андрей Алимов, теперь уже семьянин и автослесарь, — забыть не может. А там какие-то мусульмане, у них сумки, — вспоминает пассажир. Тогда было страшно, но переборол. Из-за теракта психованный был, крепкий алкоголь пить нельзя было — крыша ехала, инстинкт самосохранения пропал. Забыть не могу: я засыпаю с этой мыслью и просыпаюсь. Я живой.
Жить спокойнее стало». Охранники выдергивают пассажиров с рюкзаками и баулами, начинают проверять. Если бы правительство не работало, то нас бы разрывали. Была бы провокация за провокацией. Тогда никому ничего не надо было. Пока он не разобрался со всем этим, вся система была развалена, всем на всё было плевать. Пролетали и «Печатники», и Каширка, и «Норд-Ост». У нас терроризм процветал. RU В паре метров от Андрея и террориста-смертника сидит 45-летняя Людмила Тимофеева — сотрудница управления по обслуживанию дипломатического корпуса. Миниатюрная женщина с короткой стрижкой и голосом, похожим на птичий щебет.
В тот день она, как и тысячи москвичей, едет на работу. И так уж сложилось, что судьбы многих пассажиров злополучного вагона переплелись, сами того не подозревая. Так как мне было удобно выходить из первой двери второго вагона, чтобы потом выйти через переход на «Театральной», я села туда. А вот уже на «Автозаводской» была давка страшная. Я никакого странного мужчину не видела. Толпа была такая, что даже продохнуть нельзя было, — рассказывает Людмила. Меня завалило трупами» Людмила Тимофеева, жертва теракта на «Автозаводской» А дальше всё как в тумане. Людмила спасается только благодаря тому, что из-за взрывной волны ее сразу же отбрасывает на несколько метров. Женщину накрывают тела других пассажиров. Кто-то из них еще жив, но большая часть погибла.
На месте. Шуба была вся в крови. Мне сказали, что если бы я была в каком-нибудь итальянском пальто на синтепоне, в котором хотела в тот день поехать, то травм было бы больше. После трагедии Людмила Тимофеева встречалась с жертвами теракта на «Автозаводской» Источник: представлено героиней материала Людмила понимает, что ничего не слышит: спасатели ей машут руками, пытаются что-то объяснить, а в голове тишина. Как потом выяснится — у нее повредились барабанные перепонки. Когда маленькая худенькая женщина открывает глаза, то видит перед собой разлетевшиеся стекла, раскуроченные двери вагона, части человеческих тел, пол, залитый кровью. И оказался рядом с ней случайно. Потом каким-то путем добиралась по туннелю до «Павелецкой». Меня забрали медики и отправили в больницу. Там я пробыла около года.
Мне говорили, что я буду на инвалидной коляске. Но ничего не уходит обратно. В институте Склифосовского у меня была клиническая смерть, ожоги, в легкие чужая кровь попала. Людмиле Тимофеевой выдали справку в больнице о том, что она является пострадавшей во время теракта Источник: представлено героиней материала «Женщина в шубе меня спасла» Прийти в себя после теракта на «Автозаводской» Людмила смогла не сразу. От полученных травм женщина долгое время кашляла, поэтому ей не смогли сделать операцию для восстановления барабанных перепонок. Но страха зайти вновь в метро не было. После взрыва власти ужесточили законы, касающиеся террористов. Конечно, какая-то доля безопасности в этом есть. Но мне кажется, что если что, то это всё произойдет. Допустим, рюкзак, понятно, что человек может пронести в нем взрывное устройство.
Систему безопасности надо усиливать и усиливать, — считает Людмила Тимофеева. Сейчас она занимается волонтерской деятельностью — отправляет необходимые вещи бойцам на СВО.
Это состояние не будет называться посттравматическим расстройством, но тревога, если с ней ничего не делать, тоже может перейти в депрессию. Если человек понимает, что его переживания мешают ему жить, необходимо обратиться к специалисту. Но есть и общегражданская профилактика, работа с отношением к жизни, смерти, страхам. Я бы посоветовала к своим страхам относиться с большой иронией. Ведь нас намеренно сильно пугают — это прием внутренней политики.
Отношение к собственным эмоциям — важный регулятор. Если мы будем воспринимать наши переживания как приговор, если нет и мысли, что мы можем их менять и преобразовывать, мы будем обречены подчиниться тому, что происходит внутри нас. И тогда, конечно, никакой специалист не поможет. Надежда Тарабрина, специалист в области ПТСР: Специалисты разделяют несколько категорий пострадавших в терактах: непосредственные участники событий — прямые жертвы, затем свидетели и родственники пострадавших, а также косвенные жертвы — те, кто стал свидетелем терактов посредством СМИ и других средств коммуникации. Посттравматическое расстройство возникает далеко не у всех. Как правило, ему подвержены люди с более уязвимой и чувствительной психикой. Пережитая экзистенциальная угроза, с которой столкнулся человек, дает знать о себе спустя время, а не сразу.
Симптомы ПТСР могут быть очень разнообразными и разной интенсивности. В связи с развитием войны с терроризмом во всем мире, уязвимая часть населения с нестабильной психикой остро реагирует на любые новости о террористической угрозе. Для тех, кто уже был жертвой терактов, они могут стать триггером — спусковым крючком для обострения посттравматического расстройства. Уровень напряженности переживания террористической угрозы сегодня особенно высок: люди ожидают, что теракты могут произойти в любое время, где угодно и с кем угодно — совершенно непредсказуемо. Чтобы не поддаваться ужасу, необходимо помнить, что жизнь — это не только стресс. Она не состоит из катастроф, она гораздо более широка и многообразна.
В декабре 2019 года 2-м Западным окружным военным судом 11 обвиняемых были осуждены за совершение преступлений террористического характера к наказанию в виде лишения свободы на срок от 19 лет до пожизненного. Суд установил, что 3 апреля 2017 года указанные лица в составе террористического сообщества совершили незаконное изготовление взрывчатого вещества и взрывного устройства, незаконное хранение, перевозку и ношение взрывного устройства, покушение на совершение взрыва на станции метрополитена в Санкт-Петербурге, а также совершили террористический акт в метрополитене Санкт-Петербурга, в результате которого погибли 15 человек, 79 человек получили ранения различной степени тяжести.
Теракт в петербургском метро: два дня спустя
Начал кричать, что в метро произошел теракт, думал, она запустит наверх еще эскалатор. В московском метро проводятся усиленные досмотры пассажиров после теракта в «Крокус Сити Холле». Ровно 20 лет назад в столичном метро, на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», прогремел мощный взрыв.
15 самых страшных московских терактов
Однажды к нему пришла в палату подруга, которая привела незнакомую девушку. Неожиданно та обняла его и представилась Анной. Она ещё несколько раз меня навестила. Потом мне сняли швы, но предупредили, что надо наблюдаться у челюстного хирурга, поскольку остался осколок в шее, прямо у сонной артерии — впоследствии он закапсулировался. В теле Артёма оказалось так много осколков, что друзья по сей день называют его "звёздным небом". Сейчас он работает детским футбольным тренером и иногда показывает маленьким подопечным фокусы. Беру магнит, говорю: "Сейчас он пристанет к руке".
И магнит держится. Государство выплатило Артёму компенсацию — правда, он не раскрывает её сумму. Денег хватило, чтобы окупилось лечение. Выписавшись из больницы через две недели после поступления, Артём продолжил встречаться с Анной — она не позволяла ему впасть в депрессию, выманивала на улицу, где он забывал обо всём плохом. А вскоре он даже начал снова ездить на метро. Через некоторое время он сделал Анне предложение, подарил кольцо — но дальше этого дело не пошло.
Сейчас они хорошие друзья. Первый год после трагедии Артёму ещё снились кошмары о тех событиях, но затем он успокоился. Знаете, со мной столько всего происходило в жизни, помимо этого... Я словно тот кот, у которого 9 жизней. Вот только большая часть жизней уже израсходована! Самыми юными жертвами стали неразлучные подруги, 16-летняя Дарья Антонова и 17-летняя Валентина Егиазарян.
Когда Даша решила поступать в колледж, Валентина подалась туда же, поскольку девушки не мыслили себя друг без друга. В день трагедии Валя встала рано утром, позавтракала, попрощалась с родными и отправилась на занятия. С Дашей они встретились, как обычно, у дома. Колледж, где они учились, находился на станции "Текстильщики", на нужную ветку им нужно было пересаживаться на "Лубянке". Обычно они садились в последний вагон, но в этот раз торопились и забежали в третий, где, как выяснилось позже, находилась террористка... Валя сидела, а Дарья стояла возле подруги.
Шахидка находилась возле Даши. Когда прогремел взрыв, она погибла мгновенно, на месте, а Валя была ранена и прожила ещё два часа. Она скончалась в 1-й Градской больнице на операционном столе. На опознание в морг ездили мама Дарьи и я. Это были самые тяжёлые минуты — до последнего не хотелось верить в гибель девочек. Валю и Дарью похоронили рядом друг с другом на Востряковском кладбище.
Так их и отпевали в церкви. Конечно, это горе никогда не покинет нашу семью.
Первая мысль: не паниковать. Сам — в состоянии шока — бросился помогать двум пострадавшим женщинам. В тот момент Андрей будто и не заметил, что у самого сильнейшие ожоги, контузия, осколки в глазах. Помог выбраться другим и сам дошел до машины скорой на улице Евгению повезло больше — он был в четвертом вагоне.
Вспоминает: в тот миг сплотились все: поддерживали друг друга, искали воду, чтобы смочить ткань, через которую можно было дышать. Мы всем вагоном задвинули задвижки, чтобы дым не попадал в вагон. Через какое-то время кто-то в вагоне начал кричать: без паники, без паники, как потом оказалось, это офицер МЧС. Он собственно погасил панику в этом вагоне, дальше люди скоординировались.
По обвинению в незаконном обороте оружия Исаев был освобожден от наказания за истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Исаев был арестован в 2020 году в рамках расследования террористических актов в столичном метро в 2010 году. По версии следствия, Исаев лично доставил на автомобиле одну из смертниц с закрепленным на ней самодельным взрывным устройством на автостанцию в районе Кизляра для ее выезда в Москву. Кроме того, как заявляло следствие, Исаев, будучи участником преступного сообщества "Имарат Кавказ" организация запрещена в РФ как террористическая , в 2009-2010 годах, используя служебное положение, предоставлял информацию руководителям сообщества о деятельности Кизлярского РОВД и специальных операциях против незаконных вооруженных формирований. Также следствие выяснило, что Исаев неоднократно перевозил руководителей структурных подразделений преступного сообщества по территории Дагестана.
Мощность взрыва составила 50 граммов в тротиловом эквиваленте. В качестве бомбы использовалось самодельное взрывное устройство, начиненное гайками в качестве поражающих элементов. В результате пострадала продавщица цветочного ларька, работавшая неподалеку от места взрыва, а также двое бездомных, которые в момент взрыва находились у павильона и были отброшены взрывной волной. Все пострадавшие выжили. Следствие установило организаторов преступления, виновными в совершении взрыва были признаны трое граждан России, один из которых — несовершеннолетний, которые состояли в националистическом движении правого толка. Двойная атака 29 марта 2010 года на станциях московского метрополитена «Лубянка» и «Парк культуры» с интервалом менее часа произошло два мощных взрыва. Непосредственно в результате обоих взрывов погибли на месте 36 человек, а 88 раненных были госпитализированы. Позднее в больницах скончались четыре человека. По данным экспертизы, мощность взрывного устройства на станции «Лубянка», составила до четырех килограммов в тротиловом эквиваленте.
Самые жестокие теракты в российском метро. СПРАВКА
Весь состав мужского пола в течении часа должен прибыть на работу. Все должны быть экипированы в бронежилеты и вооружены. Также на работу вызваны все сотрудники с выходных. Это связано с трагедией в московском «Крокус сити холле».
Сейчас мысли и молитвы о пострадавших и раненых. Сил тем, кто борется в эти минуты за их жизни.
Пары закончились в 14. От учебного заведения до метрополитена каких-то 5—7 минут. Будто вчера все произошло. Я стоял в нескольких метрах от смертника.
Прошел мимо него, когда заходил в вагон. Мой товарищ, который еще ближе к нему находился, потом вспоминал, что террорист за секунды перед взрывом стал бледным как полотно и испуганным. Когда раздался взрыв, вдруг все пожелтело. Стало тепло. Через пару минут я начал себя ощупывать. Не понял сразу, что произошло, почему у меня сгорели волосы и что сейчас на мне находится.
Лежал на боку. Света не было. Попытался встать, но мне крикнули, чтобы лежал. Я спросил: «Стреляют? Затем подполз к боковым сиденьям, к ближайшей двери, чтобы укрыться. Ждал, пока остановится поезд.
Увидел людей в углу — они сильно прижимались друг к другу, кричали, на их лицах я видел ужас. Но по-прежнему не понимал, что произошло, пока не оглянулся назад. Останки людей разметало по всему вагону, их было очень много везде, и на мне тоже. Я схватил свою сумку, начал выбивать ногами дверь вместе с каким-то мужчиной. Женщины кричали, что им не выйти. Мне удалось вылезти в разбитое окно, поднялся наверх на улицу.
Я один из первых, кто поднялся на платформу. После того, как выбил ногами стекла, подбежал к диспетчеру, которая сидела внизу в будке. Начал кричать, что в метро произошел теракт, думал, она запустит наверх еще эскалатор. Она спокойно ответила, что не может включить его. Игорь, пострадавший в теракте Фото: Из личного архива Я выругался и пошел по стоящему эскалатору пешком наверх. На меня смотрели люди.
Некоторые снимали на телефон. Я кричал, что внизу теракт, не надо туда спускаться. Меня не слушали. Не понимаю, зачем нужны диспетчеры, если они не объявляли о теракте, не останавливали эскалатор, который шел вниз, не запускали второй наверх? Обычно диспетчеры — пожилые люди, не сразу понимают, что произошло? Но я ведь не растерялся.
Представьте мое состояние. Я действовал как часы — быстро, правильно, с максимальной пользой и без лишних телодвижений и вопросов. Врачи приехали к метро через 30—40 минут, когда я уже находился на улице. Наконец меня посадили в машину «скорой помощи». Начали осмотр. В машине со мной оказалась девушка, все ее лицо было залито кровью.
Мне показалось, медики не знали, что делать. Решили перевязать лицо девушки бинтом. Просто поверх наложили повязку. До кого-то дошло, что ей нужно дать кислородную маску. Но оказалось, что маска не работает. Я тогда вспомнил рассказ моей мамы, которая говорила, как в 11-летнем возрасте меня увезли с судорогами и без сознания в реанимацию, к лицу привязали маску, которая тоже не работала.
Сейчас, видимо, будет работа серьезная». До этого тоже были трагические события. Я работал почти на всех обрушениях и терактах в Москве: на «Пушкинской», в переходе, все-все-все. Прибежал, дежурное освещение горит, дымка рассеивается. И смотрю — картина ужасающая даже спустя 20 лет Кавунов вспоминает трагедию со слезами , около вагона стояли три человека, мы начали распределять работу. Прежде всего надо было найти живых среди всей этой массы, как бы это печально ни звучало. Мужчина проверяет пульс, дышит женщина или нет. Садится на корточки и гладит по голове, приговаривая: «Всё хорошо, моя хорошая.
Потерпи, сейчас тебя вытащим». Объясняет: при спасении важно говорить с людьми ласково, чтобы не началась паника. Меня эта мысль не оставляла. Надо было найти живых и убрать их отсюда в безопасную зону. А потом пошла работа: одного, второго, третьего, пятого, шестого достали. Затем начали спасатели прибывать. Практически все знают меня в лицо. Первый в темноту просовывается, я его за шкварки беру и говорю: «Узнаёшь?
Но Сергею приходит в голову мысль: «А вот сюда я вроде еще не смотрел». Он протягивает руку вперед под сиденье, по локоть оказывается в телах погибших и случайно нащупывает пульс. Слабый, но живой. Они убрали всех. Я боюсь его потерять, крайнего этого парня. Серое февральское небо и первый глоток свежего воздуха он не может забыть до сих пор. Вышел на станцию метро, присел и полной грудью вдохнул. Те, кто находится наверху, для них первичные новости очень нужны.
Рамки поставили. Но самое главное, что поставили людей службы безопасности. Когда с маленькой сумочкой едешь — проходи. А те, кто с рюкзаками, — проверяют. Каждый раз, когда я езжу на метро, то обращаю внимание, как в этом направлении работают. Сотрудники бдительность не теряют. Но сотрудники, которые находятся на станциях, — решающий фактор: «Любая система может дать сбой. Но то, что они проверяют и останавливают, — уже одно это психологически может надавить на преступника».
В 2016 году он вышел в отставку. Сейчас, по его словам, бывший спасатель ведет тихую и спокойную жизнь пенсионера. Ужасы тех лет он оставил в прошлом. За все 20 лет после теракта он практически не дал ни одного интервью. А о трагедии вовсе пытается забыть. Но на службу в Московский метрополитен вернулся и работает там до сих пор. Когда на «Автозаводской» произошел взрыв, стекла в кабине машиниста рассыпались бисером. Перед глазами за секунды промелькнуло лицо сына.
А потом крик по спецсвязи вывел из оцепенения: «У нас пожар». Вагон плавится примерно за 7 минут, значит, меньше чем через час от него ничего не останется. От заблокированных в нем пассажиров — тоже. Горелов сообщает диспетчеру о нештатной ситуации и просит отключить рельсы от напряжения. RU машинист говорил неохотно, будто страшась нарушать какую-то клятву, которую дал себе много лет назад. Ничего принципиально с того дня не изменилось. Понятия не имею, как сейчас изменилась безопасность. Я к ней никакого отношения не имею.
Он пытается сделать так, чтобы общественность и жаждущие эксклюзивов журналисты забыли о его существовании. Бывший машинист ведет тихую жизнь в Подмосковье. Но я не хочу никак и ни с кем связываться. Чем я меньше вспоминаю об этом, тем мне легче, — рассказывает Горелов. Этот день я не считаю своим вторым днем рождения. Мне кажется, это было везение. Самолеты разбиваются, некоторым пассажирам удается выжить. Некоторым нет.
Это случайность. Мне работа нравилась. А как водители, которые попадают в аварию. Для меня это была случайность, и в эту случайность очень мало вероятности попасть снова. Среди них был прокурор-криминалист Лев Бертовский. Он работал с теми пассажирами, чьи тела остались на месте взрыва. В основном люди умерли от баротравм физическое взрывание органов тела, вызванное разницей давления между внешней средой — газ или жидкость — и внутренней полостью. Естественно, всё это надо было доставить в морг.
Мы тащили их в сторону «Автозаводской» и там сортировали: отдельно женские и мужские руки, ноги, головы.
Мне стали поступать непонятные сообщения по связи пассажир-машинист. Я принял решение согласно инструкции по действиям в таких случаях о выводе так как состав шел состава на станцию", - описывает ситуацию Александр Каверин. После прибытия поезда на станцию через разбитые окна вагона пассажиры и работники метрополитена помогали выбираться из вагона пострадавшим и выносили раненных. В течение 10 минут к «Техноложке» подъехали скорая, пожарные расчеты и полиция. Всех пострадавших на скорых и на вертолетах доставили в городские больницы. Раньше всех на месте теракта оказалось руководство метрополитена, офис ГУПа как раз находится рядом со станцией. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье 205 УК РФ "террористический акт" , а к месту событий приехал глава ведомства Александр Бастрыкин - дело находится под его личным контролем.
Незадолго до взрыва на станции метро «Площадь Восстания» во время планового обхода сотрудник станции обнаружил под скамейкой бесхозную сумку. Станцию немедленно закрыли на вход, пассажиров эвакуировали, а поезда проходили станцию без остановок. На место прибыли сотрудники Росгвардии, в результате осмотра было обнаружено, что в сумке находится самодельное взрывное устройство, состоящее из металлического корпуса цилиндрической формы, взрывчатого вещества, детонатора и поражающих элементов металлических шариков. Через 40 минут после этих событий вся петербургская подземка была закрыта, для пассажиров усилили маршруты наземного транспорта и отменили плату за проезд. Эксперты и криминалисты работали на месте происшествия до поздней ночи. К вечеру в СМИ были опубликованы фотографии первого подозреваемого, однако причастность этого человека к преступлению не подтвердилась. После распространения фото он сам явился в полицию, чтобы дать необходимые разъяснения.
Теракт в петербургском метро
Первый в истории современной России теракт в метро произошел 11 июня 1996 года на перегоне между станциями «Тульская» и «Нагатинская». Этот теракт еще можно сравнить с закладкой бомбы, например, в метро. Большая часть тех, что причастен к терактам в московском метро 29 марта 2010 года, уничтожены, заявил во вторник президент России Дмитрий Медведев на встрече с первым заместителем директора ФСБ Сергеем Смирновым. RTVI пишет, что кровопролитный теракт в «Крокус Сити» 22 марта стал триггером для введения ограничений на работу мигрантов в различных регионах России.
Теракт в петербургском метро: два дня спустя
10 лет назад в московском метро произошёл двойной теракт, унёсший жизни 40 человек. Первый теракт в Московском метрополитене 29 марта был совершен в 7:57 утра на станции "Лубянка". Одной из выживших в теракте в московском метро была Галина Вулисанова. Главным управлением по расследованию особо важных дел СК России продолжается расследование по уголовному делу о теракте в санкт-петербургском метрополитене (ст.205 УК РФ), произошедшем 3 апреля 2017 года.
ФСБ задержала москвичей за попытку нарисовать граффити на вагонах новосибирского метро
Разворачиваются спасательные работы: людей очень много — до этого же был час пик, места между тоннелем и раскуроченным вагоном мало, а вытащить всех как-то надо. Эвакуацию нельзя проводить в спешке — может начаться давка, и тогда снова жертвы. А то, что происходило у второго вагона, я не видел. Когда последний вагон проходим, я вижу части тел, лежащие на путях.
Тогда я подумал, что произошла какая-то вспышка в тоннеле. Про взрыв не знал. Я обернулся, и мне какой-то мужик говорит: «Да там же взрыв во втором вагоне».
Люди пошли дальше через белый туман, — вспоминает Кавунов. RU «Надо было найти живых» Понемногу осознавая, что произошло ЧП, Сергей Кавунов бежит обратно — к вагону, от которого почти ничего не осталось. Под ногами — окровавленные части тел, а в голове: «А если обвал и всё вспыхнет?
Сейчас, видимо, будет работа серьезная». До этого тоже были трагические события. Я работал почти на всех обрушениях и терактах в Москве: на «Пушкинской», в переходе, все-все-все.
Прибежал, дежурное освещение горит, дымка рассеивается. И смотрю — картина ужасающая даже спустя 20 лет Кавунов вспоминает трагедию со слезами , около вагона стояли три человека, мы начали распределять работу. Прежде всего надо было найти живых среди всей этой массы, как бы это печально ни звучало.
Мужчина проверяет пульс, дышит женщина или нет. Садится на корточки и гладит по голове, приговаривая: «Всё хорошо, моя хорошая. Потерпи, сейчас тебя вытащим».
Объясняет: при спасении важно говорить с людьми ласково, чтобы не началась паника. Меня эта мысль не оставляла. Надо было найти живых и убрать их отсюда в безопасную зону.
А потом пошла работа: одного, второго, третьего, пятого, шестого достали. Затем начали спасатели прибывать. Практически все знают меня в лицо.
Первый в темноту просовывается, я его за шкварки беру и говорю: «Узнаёшь? Но Сергею приходит в голову мысль: «А вот сюда я вроде еще не смотрел». Он протягивает руку вперед под сиденье, по локоть оказывается в телах погибших и случайно нащупывает пульс.
Слабый, но живой. Они убрали всех. Я боюсь его потерять, крайнего этого парня.
Серое февральское небо и первый глоток свежего воздуха он не может забыть до сих пор. Вышел на станцию метро, присел и полной грудью вдохнул. Те, кто находится наверху, для них первичные новости очень нужны.
Рамки поставили. Но самое главное, что поставили людей службы безопасности. Когда с маленькой сумочкой едешь — проходи.
А те, кто с рюкзаками, — проверяют. Каждый раз, когда я езжу на метро, то обращаю внимание, как в этом направлении работают. Сотрудники бдительность не теряют.
Но сотрудники, которые находятся на станциях, — решающий фактор: «Любая система может дать сбой. Но то, что они проверяют и останавливают, — уже одно это психологически может надавить на преступника». В 2016 году он вышел в отставку.
Сейчас, по его словам, бывший спасатель ведет тихую и спокойную жизнь пенсионера. Ужасы тех лет он оставил в прошлом. За все 20 лет после теракта он практически не дал ни одного интервью.
А о трагедии вовсе пытается забыть. Но на службу в Московский метрополитен вернулся и работает там до сих пор. Когда на «Автозаводской» произошел взрыв, стекла в кабине машиниста рассыпались бисером.
Перед глазами за секунды промелькнуло лицо сына. А потом крик по спецсвязи вывел из оцепенения: «У нас пожар». Вагон плавится примерно за 7 минут, значит, меньше чем через час от него ничего не останется.
От заблокированных в нем пассажиров — тоже. Горелов сообщает диспетчеру о нештатной ситуации и просит отключить рельсы от напряжения. RU машинист говорил неохотно, будто страшась нарушать какую-то клятву, которую дал себе много лет назад.
Ничего принципиально с того дня не изменилось. Понятия не имею, как сейчас изменилась безопасность. Я к ней никакого отношения не имею.
Он пытается сделать так, чтобы общественность и жаждущие эксклюзивов журналисты забыли о его существовании. Бывший машинист ведет тихую жизнь в Подмосковье. Но я не хочу никак и ни с кем связываться.
Чем я меньше вспоминаю об этом, тем мне легче, — рассказывает Горелов. Этот день я не считаю своим вторым днем рождения. Мне кажется, это было везение.
Самолеты разбиваются, некоторым пассажирам удается выжить.
Буквально вчера была годовщина смерти Владлена Татарского, которого взорвали на Университетской набережной в Петербурге. Ну и, конечно, то, что произошло в Москве в "Крокус Сити Холле" — отдельная боль", — сказал депутат. Парламентарий отметил, что в такие моменты россияне сплачиваются особенно сильно. Он вспомнил, как люди массово приходили на помощь, когда прогремел взрыв.
К примеру, таксисты не брали денег с людей, которых увозили от станции метро.
У нас терроризм процветал. RU В паре метров от Андрея и террориста-смертника сидит 45-летняя Людмила Тимофеева — сотрудница управления по обслуживанию дипломатического корпуса. Миниатюрная женщина с короткой стрижкой и голосом, похожим на птичий щебет. В тот день она, как и тысячи москвичей, едет на работу. И так уж сложилось, что судьбы многих пассажиров злополучного вагона переплелись, сами того не подозревая. Так как мне было удобно выходить из первой двери второго вагона, чтобы потом выйти через переход на «Театральной», я села туда.
А вот уже на «Автозаводской» была давка страшная. Я никакого странного мужчину не видела. Толпа была такая, что даже продохнуть нельзя было, — рассказывает Людмила. Меня завалило трупами» Людмила Тимофеева, жертва теракта на «Автозаводской» А дальше всё как в тумане. Людмила спасается только благодаря тому, что из-за взрывной волны ее сразу же отбрасывает на несколько метров. Женщину накрывают тела других пассажиров. Кто-то из них еще жив, но большая часть погибла.
На месте. Шуба была вся в крови. Мне сказали, что если бы я была в каком-нибудь итальянском пальто на синтепоне, в котором хотела в тот день поехать, то травм было бы больше. После трагедии Людмила Тимофеева встречалась с жертвами теракта на «Автозаводской» Источник: представлено героиней материала Людмила понимает, что ничего не слышит: спасатели ей машут руками, пытаются что-то объяснить, а в голове тишина. Как потом выяснится — у нее повредились барабанные перепонки. Когда маленькая худенькая женщина открывает глаза, то видит перед собой разлетевшиеся стекла, раскуроченные двери вагона, части человеческих тел, пол, залитый кровью. И оказался рядом с ней случайно.
Потом каким-то путем добиралась по туннелю до «Павелецкой». Меня забрали медики и отправили в больницу. Там я пробыла около года. Мне говорили, что я буду на инвалидной коляске. Но ничего не уходит обратно. В институте Склифосовского у меня была клиническая смерть, ожоги, в легкие чужая кровь попала. Людмиле Тимофеевой выдали справку в больнице о том, что она является пострадавшей во время теракта Источник: представлено героиней материала «Женщина в шубе меня спасла» Прийти в себя после теракта на «Автозаводской» Людмила смогла не сразу.
От полученных травм женщина долгое время кашляла, поэтому ей не смогли сделать операцию для восстановления барабанных перепонок. Но страха зайти вновь в метро не было. После взрыва власти ужесточили законы, касающиеся террористов. Конечно, какая-то доля безопасности в этом есть. Но мне кажется, что если что, то это всё произойдет. Допустим, рюкзак, понятно, что человек может пронести в нем взрывное устройство. Систему безопасности надо усиливать и усиливать, — считает Людмила Тимофеева.
Сейчас она занимается волонтерской деятельностью — отправляет необходимые вещи бойцам на СВО. Каждый год в последний месяц зимы она созванивается с теперь уже бывшим офицером МЧС России Сергеем Кавуновым и говорит слова благодарности. Как часы: полвосьмого туда, потом оттуда, как у всех. Я служил на «Тверской» напротив мэрии. Все в своих мыслях, никто никогда на посторонних не обращает внимания, — считает Кавунов. Перед тем как зайти на станцию метро, спасатель покупает в киоске газету «Спорт-экспресс». Каждое утро он читает именно ее, каждое утро заходит в одну и ту же дверь одного и того же вагона.
Сергей Кавунов уверен: коренные москвичи знают, где им выходить, путь до работы буквально просчитан по шагам. Но утром 6 февраля 2004 года спасатель изменяет своим привычкам. Случайная пассажирка внезапно привлекает его внимание. Там и произошел взрыв. Но случилась мистическая история. За неделю до этого жене купили первую шубу. Я отправился на работу раньше нее.
А передо мной шла женщина точно в такой же шубе. Посмотрел и подумал: «Жена вроде дома». Мне захотелось посмотреть, что за женщина в такой же шубе, — усмехнувшись, вспоминает Сергей. Представляете, женщина в шубе меня спасла» Сергей Кавунов, офицер МЧС, жертва теракта на «Автозаводской» Стук колес номерных вагонов, желтый тусклый свет от ламп и внезапный «бах». Воздушный поток, осколки стекол и плафонов летят в лицо. Загорается аварийный свет, ошарашенные пассажиры еще некоторое время стоят в вагоне. По громкой связи звучит механический голос машиниста: «Только когда двери открою, тогда можно будет выходить».
Какая-то женщина пытается докричаться до него: «Мы тут стоим, задыхаемся, нам дышать тяжело». В этот момент уже произошло возгорание. Я с профессиональной точки зрения оценивал ситуацию и понимал: вагон метро горит достаточно быстро. Боялся того, что появятся языки пламени. Думал, как буду бить окно. Пару человек в обморок упали. Всё в дыму, — вспоминает спасатель.
RU Сергей Кавунов стоит около двери, которая из-за взрыва открылась внутрь, вместо того чтобы отъехать влево. Тогда он еще не допускает мысли, что произошел взрыв.
Были созданы несколько следственно-оперативных групп, была проведена уникальная работа по сбору вещественных доказательств. Их собирали с крыш, растапливали снег, чтобы собрать все осколки и восстановить детальную картину преступления. Тогда было вывезено и переплавлено около 4 тонн снега. Находили даже самые мелкие детали вроде стрелок от часов, — рассказал Инфо24 член совета по внешней и оборонной политике, генерал-майор ФСБ в запасе и непосредственный участник расследования терактов 1977 года Александр Михайлов. Крошечный предмет, найденный после растопки снега, стал впоследствии одним из вещдоков по делу под кодовым названием «Взрывники».
Специалисты установили, что это стрелка от часов, изготовленных на Ереванском часовом заводе, — они являлись компонентом самодельной бомбы. Вагон метро после взрыва: При вскрытии тела одного из погибших в вагоне метро нашли другой важный вещдок — ручку от чугунной утятницы производства Харьковского завода. Исследуя по отдельности все компоненты бомбы, следователи составляли списки городов, где производились эти предметы или материалы и куда они поставлялись. Работали даже в местах, где проходили лечение люди с психическими заболеваниями, которые могли делать заявления о подрывах. Сотрудники работали в таком жёстком режиме около года. Список городов, где могла быть собрана бомба, постепенно сокращался. Большинство улик указывало, что взрывное устройство изготовили либо на юге России Ростов-на-Дону , либо в Закавказье Ереван.
Одной из последних улик в пользу Еревана стала хозяйственная сумка, в которой террористы пронесли бомбу в вагон: материал, из которого её сшили, был произведён в Горьковской области и поставлялся в определённые города, в том числе на юге СССР. Специалистам удалось воссоздать внешний вид сумки, которую при взрыве разорвало на клочки, однако определить производителя изделия не могли ещё долго. Только осенью 1977 года молодой сотрудник КГБ в аэропорту Ташкента заметил у одной из пассажирок сумку, очень похожую на ту, что фигурировала в ориентировке. Из информации на бирке следовало, что сумку сшили на кожгалантерейной фабрике в Ереване. Собрав все эти доказательства, оперативно-следственная группа в октябре 1977 года отправилась в Армению, чтобы искать «взрывников» там. Прибыв на Курский вокзал, злоумышленники поняли, что передвигаться с таким багажом по Москве им не следует: в связи с приближающимся юбилеем Октябрьской Революции в городе были серьезно усилены меры безопасности, улицы и вагоны метро постоянно патрулировались. Чтобы не рисковать, они оставили сумку там же, на Курском вокзале, поспешив сесть на обратный поезд до Еревана.
Бомба имела двусторонний тумблер и лампочку: преступники рассчитывали, что тот, кто обнаружит взрывное устройство с включённой лампочкой, повернет тумблер в обратную сторону и тем самым приведёт адскую машину в действие. Однако расчёт не оправдался. Группа пассажиров, приметив бесхозную сумку, решила присвоить её, незаметно спрятав среди собственных вещей. Рассмотреть опасное содержимое «находки» и отнести её в милицию эти люди удосужились только на следующий день. К тому времени батарея успела сесть, и переключение тумблера, которое должно было спровоцировать взрыв, ни к чему не привело. В сумке с бомбами остались личные вещи, которые помогли милиционерам составить портрет подозреваемого. Это были синяя спортивная куртка и шапка, в которой остались несколько волос владельца — чёрных, слегка вьющихся.
Ориентировку составили на черноволосого мужчину без шапки и багажа, вероятная одежда — синие брюки от спортивного костюма. Личные вещи подозреваемого: Проверке подверглись все пассажиры, которые следовали любым транспортом в республики Закавказья — Азербайджан, Грузию и Армению. В поезде Москва — Ереван, который отправился с Курского вокзала, уже на подъезде к Армении оперативники обнаружили подозреваемого: под брюками у него были поддеты синие тренировочные штаны, но ни куртки от костюма, ни багажа, ни шапки не было. Пассажира, 28-летнего сварщика Акопа Степаняна, задержали вместе с попутчиком — им оказался родственник Степаняна, 23-летний художник Завен Багдасарян.