Первый намаз за 86 лет в Айя-Софии в Стамбуле Стало известно, что изменили в Айя-Софии к первому за 86 лет намазу. Власти Турции планируют реставрацию мечети Айя-София — бывшего патриаршего православного собора Святой Софии, сообщило 31 октября агентство «Анадолу». Всемирно известный собор Святой Софии в Стамбуле вновь станет мечетью.
Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз
Пока информации, смогут ли на службы свободно приходить иностранцы, нет. Собор Святой Софии был возведен в 537 году. После захвата Константинополя Османской империей, в 1453-м , он был преобразован в мечеть. С 1934 года до 2020-го находился в статусе музея. Сейчас это снова мечеть Айя-София , которая до 15 января будет доступна бесплатно для всех. Но стоимость эксплуатации такого огромного здания очень велика и продажа входных билетов — это возможность решения проблем, возникших из-за этой трансформации в 2020 году. Комментирует историк Павел Котляр: Павел Котляр историк «Превращение в мечеть началось с введения определенных элементов, связанных именно со зданием, где отправляется исламский культ. А именно: полы все застелили коврами.
В итоге пространство визуально стало значительно меньше, потому что раньше мраморные византийские полы отражали свет, то есть все теперь стало совершенно по-другому. Был завешен ряд христианских мозаик, которым 1000 лет, потому что они не должны быть в мечети. В алтаре была богоматерь с младенцем, теперь там висит похожая на парус тряпочка, которая и закрывает.
Чтобы облегчить купол, использовали кирпич из белой губчатой глины, которую добывали на острове Родос. Такой кирпич весил в 12 раз легче обычного. Давление купола 1 рассеивается с помощью полукуполов 2 , которые, в свою очередь, опираются на «четверти» 3. Таким образом, нагрузка равномерно распределяется на всю конструкцию. За счет отсутствия колонн прямо под куполом пространство визуально увеличивается в размерах и купол как будто «парит» в воздухе. Во внутреннем дворе храма стояла квадрига бронзовых коней скульптора Лисиппа приблизительно IV век до Р. Изначально она находилась в Коринфе, но потом ее перевезли в Рим, а оттуда в Константинополь. Ее установили на фасаде собора святого Марка в Венеции. Сейчас на их месте стоят точные копии, оригинал находится в музее собора.
В феврале 2021 года министр иностранных дел Греции Никос Дендиас призвал вернуть мечети Айя София статус музея. Как он заявил, страны, независимо от политических, экономических и культурных особенностей, должны воздерживаться от изменения статуса памятников культуры. Софийский собор возвели в Стамбуле в 532—537 годах, в 1453 году он стал мечетью, в 1935 году — музеем.
Реставрационные работы с целью усиления сейсмоустойчивости начались в мечети Айя-Софии в Стамбуле, вход для верующих и туристов не ограничен, передает телеканал Habert? Реставрационные работы стартовали в конце августа, теперь же начат второй этап, сосредоточенный именно на укреплении здания с целью защиты от возможного мощного землетрясения. В ходе реставрации уже создана электронная 3D-модель мечети и других зданий комплекса. Планируется очистка внешнего фасада, после этого вокруг минаретов возведут строительные леса и проведут работы по укреплению здания на случай землетрясения.
Айя-София не закроется во время реставрации
Решение президента Турции вернуть статус мечети собору Святой Софии в Стамбуле вызвало бурю протестов в христианском мире. В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода Константинополь подвергся разрушительному нападению крестоносцев, собор Святой Софии был разграблен и осквернён. Здесь вас поразит храм Святой Софии, построенный 1,5 тысячи лет назад, и Османский дворец, построенный в 19 веке. мечеть Айя-София - стал платным: иностранцам за билет придется отдать 25 евро (830 турецких лир. В Турции начали действовать новые правила посещения мечети Айя-София в Стамбуле. Символ Айя-Софии в Стамбуле – 16-летняя кошка Гли – умерла.
В СМИ появились кадры осыпающейся кладки собора Святой Софии в Стамбуле
Собор Святой Софии – часть объекта «Исторические районы Стамбула», вписанного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1985 году здание Музея Айя-София вместе с другими памятниками, расположенными в исторической части Стамбула, было включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ранее власти Турции пообещали, что в то время, когда Айя-София не будет использоваться для богослужений, мозаики будут раскрывать, а храм будет доступен для посетителей и туристов.
Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии
Так, княгиня Ольга в отличие от предшествовавших правителей взяла курс на сближение с Византией: в 952 году она освятила в Киеве христианский храм во имя «Цареградской Софии», а в 957 году предприняла масштабный дипломатический визит в Царьград. С ней кроме «династической свиты» и юного Святослава прибыли 20 послов и 43 чиновника. Интересно, что золотое блюдо, подаренное тогда Ольгой, долгое время хранилось в Святой Софии: его описывал посещавший Константинополь в конце XII века новгородский архиепископ Антоний. А вот крестивший Русь князь Владимир не принял византийской церковной юрисдикции, объявив своим покровителем болгарского патриарха. Владимир, чье войско спасло византийского императора Василия II от сторонников объявившего себя царем Варды Фоки, чувствовал себя ровней императору и не хотел быть в какой-либо подчиненности от него, да и от Византии в целом. И, приняв христианство, Владимир решил, что коль скоро нужен церковный архипастырь, пусть им будет не византиец, а болгарин, который не сможет на него «давить». При Владимире главным храмом в Киеве была Десятинная церковь. И только при князе Ярославе там в соответствии с изменившимся политическим курсом стали строить новый храм, названный в подражание Константинополю — во имя Святой Софии. Напомним читателям: в разделе «История» мы уже обращались к этой теме три года назад... Однако и переоценивать его тоже не следует. Ведь в разные времена отношения с константинопольскими патриархами были отнюдь не безоблачными.
Интересный эпизод: когда в XIV веке Константинополь признал существование Галицкой митрополии в противовес усиливавшейся Владимирской по факту — Московской , московский князь Симеон Гордый отправил в Царьград крупную денежную сумму на восстановление упавшей в 1345 году восточной апсиды Святой Софии. В ответ византийцы сразу же признали Галицкую митрополию незаконной... Новая страница восприятия храма Святой Софии на Руси началась после падения Константинополя и последовавшего брака Ивана III и дочери последнего византийского императора Софьи Палеолог. Иван III перенес в Москву многие византийские порядки и регалии, в том числе и двуглавого орла. Неудивительно, что вскоре в русском государстве появилась теория о «Москве — третьем Риме», новом центре мирового православия. Правда, московские цари относились к ней достаточно скептически, поскольку ее «продвигали» главным образом церковные деятели и она работала на усиление их влияния, а вовсе не московского престола. При этом, как писал историк Антон Карташев, последний обер-прокурор Святейшего правительствующего синода, «коренная русская среда, московская и провинциальная, не увлекалась никакими мировыми горизонтами и мечтой о кресте на куполе Св. Так что, честно говоря, в нашей истории София Константинопольская вовсе не являлась краеугольным камнем и смыслом существования нации. Вот тогда-то и развернулась во всю свою силу идея о возвращении константинопольского храма Святой Софии православным. За этим стояло и расширение границ Российской империи на юг.
Впоследствии идея водрузить православный крест на Святую Софию инспирировалась сверху и подхватывалась массами в рамках идеологии «православной империи» XIX — начала XX веков. Она переплелась с популярной теорией панславизма — идеей единения славянских народов. В конкретно-политическом плане идеи панславистов были направлены против Австро-Венгерской и Османской империй, на территории которых проживали многие славянские народы. При этом Россия провозглашала себя защитником и покровителем славян. Идеи панславизма разделяли часть декабристов Общество соединенных славян 1823 года , а затем такие мыслители, как Алексей Хомяков, Константин Аксаков и Михаил Погодин, создавшие теорию о духовном противостоянии германского и славянского миров. Отчасти и Достоевский был близок к этим взглядам... Во время Русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов, итогом которой стало создание независимой Болгарии, сил на захват Константинополя у России не было. Хотя мечтания о том, чтобы водрузить крест над Святой Софией, никуда не делись. В Первую мировую снова заговорили о Константинополе. При этом подавляющая часть российского общества поначалу с восторгом воспринимала мысль о его «возвращении».
Достаточно посмотреть записи современников, например, дневники Зинаиды Гиппиус. Согласно заключенному в мае1916 года тайному русско-англо-французскому соглашению Сазонова — Сайкса — Пико , при будущем разделе османских земель между союзниками Константинополь и проливы должны были отойти России.
Как известно, когда этот храм впервые превратили в мечеть, большинство мозаичных изображений было сбито молотками, и лишь небольшая часть из них сохранилась под штукатуркой. Так что же будет с этими мозаиками — их собьют, их замажут штукатуркой либо каким-то иным образом скроют от глаз тех мусульман, которые будут молиться в этом месте?
Эти и многие другие вопросы задают сейчас православные христиане по всему миру. Может быть, получится договориться, что музей сохранится, а в определенные дни можно будет проводить служения как в мечети… — Мне кажется, что турецкие власти сделали все, чтобы показать: они не желают идти на компромисс, не хотят слушать голоса, которые раздаются со стороны. Неоднократно заявлялось о том, что статус Святой Софии — это внутренне дело Турции и страна сама решает, что делать с этим храмом. Поэтому сейчас очевидно, что Турция не захотела идти на компромисс, не пожелала услышать голоса христианских лидеров и политических деятелей, которые призывали не предпринимать этот шаг.
Как известно, вслед за заявлением Святейшего Патриарха Кирилла с обращением выступила Государственная Дума Российской Федерации, но оно также было проигнорировано. Сейчас в некоторых околоцерковных средствах массовой информации на Украине и в России высказывается мысль, что через это решение турецких властей Бог наказал Патриарха Варфоломея за раскол мирового Православия. Я с этим никак не могу согласиться, потому что удар нанесен не по Патриарху Варфоломею и не по Константинопольской Церкви, а по всему мировому Православию и по всему христианству. Когда в 1934 году Мустафа Кемаль Ататюрк принимал решение о музейном статусе храма Святой Софии, его целью было превращение Турции в светское государство, символом которого и стал музейный статус Святой Софии.
Несмотря на то, что Византия смогла вернуть свои земли, былое величие храм так и не вернул, империя уже угасала, и не могла тратить колоссальные средства на его восстановление. Хотя православная церковь все же вернулась в стены Софийского собора. В мае 1453 г. Вскоре город и последняя жемчужина старой византийской империи были захвачены армией султана Мехмеда II. Во время вторжения и без того старое здание подверглось еще большему разрушению и разграблению. Однако его красота настолько поразила султана, что он решил превратить церковь в мечеть. Если с религиозной точки зрения это означало лишь изменение содержания и канонов богослужений, то в архитектурном плане смена вероисповеданий потребовала сразу нескольких новых дополнений. В юго-восточном углу собора создан михраб, а в башнях-минаретах организован мавзолей султанов Hagia Sophia, Стамбул.
Собор Айя-София — единственная мечеть, где можно увидеть культовые каллиграфические медальоны. Стамбул, Турция. Христианский алтарь был заменен михрабом, обращенным в сторону Мекки, также добавлен минбар кафедра для проповедей. В короткие сроки построили минарет, из которого звучал призыв к молитве. На протяжении нескольких веков османские правители продолжали трансформировать здание, поддерживая его состояние постоянными ремонтами сказывался возраст и внедрением новых объектов. Также были добавлены золотой полумесяц на куполе, фонтан для омовений, кухня для организации благотворительных обедов, несколько древних мраморных урн из эллинистической эпохи, созданы культовые каллиграфические медальоны, прославляющие Аллаха и пророка Мухаммеда. Становление современного музея Красота южной галереи даже спустя тысячелетие впечатляет и радует глаз Собор Айя-София, Стамбул. В 1923 г.
Османская империя перестала существовать, превратившись в Турецкую Республику. Это повлекло за собой не только переименование столицы из Константинополя в Стамбул, но и переход религиозных объектов в светские. Во время руководства президента Кемаля Ататюрка 1934 г. С тех самых пор началась реставрация и восстановление старинной святыни, что позволило очистить от штукатурки мозаики византийского периода императора Юстиниана и более поздние изображения, также были найдены элементы еще языческих храмов и множество символов, доказывающих, что храм сменил не одну религию. Снятие ковров позволило увидеть мраморные полы, под которыми сохранилось древнее основание.
Да, да, эта традиция у нас в генах. Только вместо "Здесь был Вася", нацарапанного из-за желания потешить своё эго, там было " Здесь был дьяк Евстафий". И цель у наших предков была совсем другая.
Этим они Просили покровительства у Господа. Большинство этих надписей тоже находится на галереях второго этажа..... Который теперь, когда храм Святая София стал мечетью, нам недоступен. На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc. Юлия Старова.
В РПЦ заявили, что смена статуса собора Святой Софии в Стамбуле "может повлиять на ход истории"
Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз | Стамбул, Айя-София. Жители собрались на вечернюю молитву, здесь же много и сторонников победившего на выборах президента Турции Эрдогана, передает корреспондент РИА Новости. |
Восток и Запад: что стоит за решением Турции превратить Святую Софию в мечеть | В Турции начали действовать новые правила посещения мечети Айя-София в Стамбуле. |
Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть?
В знаменитой Большой мечети Айя-София в Стамбуле впервые за 8 десятилетий совершен намаз — таравих (Таравих (араб. — перерыв, отдых, передышка) — желательный намаз. То, что Собор Святой Софии в Стамбуле снаружи похож на турецкую баню не удивляет. Первый намаз за 86 лет в Айя-Софии в Стамбуле Стало известно, что изменили в Айя-Софии к первому за 86 лет намазу. Здесь вас поразит храм Святой Софии, построенный 1,5 тысячи лет назад, и Османский дворец, построенный в 19 веке. Решение турецких властей о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса мечети может "повлиять на ход истории" и не служит укреплению мира и межрелигиозной гармонии.
Власти Стамбула уточнили правила входа в Айя-Софию
"Россия может объявить Святую Софию в Стамбуле своей реликвией" | в 2007 году американские предприниматели и политики создали совет, призванный вернуть Софии статус православного храма. |
В РПЦ заявили, что смена статуса собора Святой Софии в Стамбуле "может повлиять на ход истории" | Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула (значительно превосходящие её по величине). |
Святая София. Стамбул. Что мы потеряли | Правительство Реджепа Тайипа Эрдогана приняло решение о закрытии Святой Софии для проведения ремонтных работ. |
Кто построил Собор Святой Софии в Турции, который объединил две религии
Вопреки появившимся в СМИ сообщениям, в период проведения ремонтных работ, которые, по-видимому, растянутся на несколько лет, мечеть будет открыта для посещения верующими и туристами, сообщает турецкое издание Takvim со ссылкой на Центр по борьбе с дезинформацией управления связи президента Турции. Реставрация будет длиться не 50 лет, как было заявлено в некоторых новостях. Первый этап должен завершить уже в январе 2024 года, а второй — в течение ближайших 3 лет. Здание, включая окружающие его минареты, с помощью специальных технологий будет защищено от землетрясений.
Считается, что императорские врата собора сделаны из дерева от Ноева ковчега. Турецкие власти уже распорядились провести расследование и оценить причиненный ущерб. Выложенные в соцсети фотографии вызвали широкое возмущение в связи с тем, что Турция не может защитить памятник, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Привести его в надлежащий вид и привлечь виновных в вандализме к ответственности призвала Греция, где, как сообщили в МИД, "потрясены и опечалены" произошедшим. Она также выразила уверенность в том, что появившиеся повреждения на воротах невозможно было сделать, не ударив их много раз.
Конечно, мы будем поднимать имеющиеся у нас вопросы в диалоге с Управлением по делам религий Турции, однако судя по атмосфере, в которой принималось сегодняшнее решение и велась его подготовка, судя по звучавшим при этом высказываниям, турецкие власти к диалогу не готовы и на него не настроены. Конечно, мы будем продолжать попытки возвратить храм Святой Софии к тому статусу, в котором он находился в последние десятилетия. Этот нейтральный статус в большей или меньшей степени всех устраивал как некий компромисс, и то, что сейчас компромисс оказался нарушен, воспринимается как возвращение ко временам Средневековья, как напоминание о тех бедствиях, которые пережили православные народы под турецким владычеством. Еще раз повторю: в православном и в целом христианском мире это решение турецких властей воспринимается с большой скорбью. Но печально, что были проигнорированы позиции других государств, мнения политических лидеров, что этим решением была нанесена рана христианско-мусульманским отношениям, что вновь вызывает большое беспокойство будущее храма Святой Софии. Например, мы знаем, что в мечетях запрещены всякие изображения — так что же произойдет с бесценными мозаиками, которые там сохранились? На них изображены Господь Иисус Христос, Пресвятая Богородица, Иоанн Креститель, кроме того, там имеются изображения некоторых представителей византийской истории. Куда все это денется? Продолжится ли доступ к этим мозаикам, будут ли они открыты для посетителей? Сохранятся ли они вообще?
При этом суд нашел формальную причину изменить статус собора с музея на мечеть — как удалось доказать Фонду исторического наследия и окружающей среды, в 1934 году решение о преобразовании мечети в музей было принято незаконно, так как здание уже на тот момент находилось в частной собственности — оно принадлежало одному из мусульманских фондов. Судьи единогласно согласились с позицией истца главы Фонда , вскоре после оглашения решения президент Эрдоган подписал указ, согласно которому мусульмане получают право совершать поклонения в соборе. Теперь посещать собор можно будет бесплатно чему раньше мешал его музейный статус. При этом официальных представитель президента заявил, что изменение статуса собора не будет мешать туристам местным и иностранным посещать его — правда, при условии соблюдения некоторых норм ислама. Кроме того, решается вопрос с уникальными христианскими мозаиками на стенах — согласно нормам ислама, изображать людей запрещено. Скрыть мозаики и фрески обещают лазерами, специальным освещением или просто коврами — и только на время богослужений. Кому на самом деле принадлежит собор? История собора Святой Софии начинается с 324-337 годов нашей эры, когда на рыночной площади Августеон была построена христианская церковь. Строительство первого храма, названного Софией, относится к времени правления императора Констанция II 337-361 годы , но в 404 году храм сгорает в ходе народного восстания. После этого церковь восстанавливали несколько раз, и она снова сгорала. Грандиозный храм был построен после очередного пожара при восстании во времена императора Юстиниана I в 523 году. На строительстве каждый день трудились 10 тысяч рабочих, использовались лучшие строительные материалы. Здание, которое удалось построить, поражало народную фантазию до такой степени, что строительству храма приписывали участие небесных сил. Вплоть до завоевания Константинополя турками в 1453 году собор оставался символом могущества Византийской империи. Например, в 1054 году во время богослужения легат папы римского вручил отлучительную грамоту константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию — это стало началом раскола церкви на Православную и Католическую.