Фестиваль был основан в 1982 году на родине выдающегося русского баса Федора Ивановича Шаляпина, в Казани.
В субботу в Плесе пройдет Фестиваль имени Шаляпина
Что показали последние мгновения фестиваля, рассказал корреспондент «Татарстан 24». Хор «Славься» из оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» проставил точку в череде музыкальных приношений Федору Шаляпину в театре имени Джалиля. Визиты, архивные дозы в виде инсталляций, литературно-музыкальных вливаний, камерных программ, творческой фурнитуры, аудиовизуальных средств и личностного наполнения создали большой и искрящийся портрет Шаляпина. Генеральный директора Большого театра России Владимир Урин, который посетил мероприятия, приезжает в Казань не в первый раз.
Об этом сообщает РИА Новости. Фестиваль в Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени М. Джалиля посвящен 150-летию со дня рождения оперного артиста, уроженца Казани Федора Ивановича Шаляпина 1873-1938. Фестиваль продлится с 30 января по 28 февраля.
И в смысле временных рамок Ваня все-таки добежал быстрее, чем поляки плутали по болотам, в чем и был план , и в отношении музыкальной драматургии, когда две самые важные сцены идут одна за другой смерть в лесу — «Славься» на Красной площади. Объяснить это можно, наверное, работой на идею: во время музыкального антракта перед последней картиной сюда перенесли большую часть увертюры на суперзанавесе появляется лик Христа.
То есть идея святой Руси подошла к кульминации: в Ипатьевском монастыре находится царь, помазанник Божий. Но к лику святых косвенно причисляем и Сусанина в силу его жертвы. Как следует из текста буклета, Глинка сокращенно писал имя героя IСус, имея в виду, очевидно, Иисуса. Сценография Вячеслава Окунева выстроена по принципу обобщения истории России: сцена обрамлена барельефами, на которых можно узнать фрагменты исторических сражений, будто «снятых» с известных памятников, или религиозные символы. Сусанин же обобщает образ «правильного» русского, хранящего память о предках и воспитывающего достойную смену. Его дом — старинное родовое гнездо: четыре столба хранят еще языческие символы, на гвозде сиротливо висит икона, которую Ваня прижмет к сердцу, лишь только в дом ворвутся поляки. Сусанина пел титульный солист Казанской оперы Михаил Казаков и сделал героический образ убедительным. А вот в попытке раскрыть многогранность образа, заложенную композитором, где за фасадом самопожертвования открывается человек с желанием еще раз увидеть сына и дочь, страхом за их будущее, режиссер и артист пережимают.
Он неспешный, летний, отдыхательный.
Проводится на деньги меценатов в рамках проекта «Потаённая Россия» без привлечения государственных средств. Начнётся утром в четверг 20 июля и завершится в воскресенье 23 июля.
Пресс-центр
41-й Шаляпинский фестиваль откроется премьерой «Сивильского цирюльника» в постановке итальянского режиссера. Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина проходит в Казани с 1982 года и считается старейшим фестивалем оперного искусства в России. Дачный фестиваль имени Шаляпина ежегодно объединяет на одной сцене исполнителей мировой величины.
В Казани завершился Шаляпинский фестиваль
Фестиваль Шаляпина, приуроченный к 150-летию Казанской оперы, продлится до 27 февраля. В афише Шаляпинского фестиваля 2024 года 13 мероприятий основной оперной программы, два камерных концерта и пять просветительских лекций. В афише Шаляпинского фестиваля 2024 года 13 мероприятий основной оперной программы, два камерных концерта и пять просветительских лекций. В Волгоградской областной филармонии 25 марта 2023 г. состоялся фестиваль «ШАЛЯПИН-FEST». Главная» Новости» Фестиваль шаляпина казань.
Масштабным гала-концертом завершился конкурс молодых оперных исполнителей имени Федора Шаляпина
К традициям фестиваля можно отнести: участие в спектаклях мировых звезд, певцов, выступающих в лучших театрах мира; включение в программу фестиваля последних премьер театра, а также опер шаляпинского репертуара; приглашение «новых имен», певцов, никогда не выступавших в Казани. Каждый фестиваль по традиции завершается Гала-концертами с участием звезд мировой оперной сцены.
Как отметил солист Кaзахского театра оперы и балета имени Aбая, исполнитель партии Фигаро, Эмиль Cакавов, постановка сделана по всем канонам, таких в мире осталось очень мало. Традиции соблюдены и в архитектуре испанского городка. Декорации позволят зрителям отправиться в путешествие по Cевилье. Погрузиться в волшебный мир культуры помогут и 120 специально сшитых костюмов. Афиша Шaляпинского фестиваля действительно насыщенная. В спектаклях выступят ведущие артисты театров России, а также оперные певцы и дирижеры из Итaлии, Белоруссии, Грузии и Aзербайджана.
Любой театр, берясь за этот шедевр гения из Буссето, всегда в определенной мере идет на риск, поскольку «Аида» - это, безусловно, «опера опер», священная корова жанра, во всех отношениях обросшая вековыми штампами, нарушить которые - страшно, а не нарушить - несовременно. Настоящая «Аида» - это всегда, прежде всего, голоса, большие и роскошные, без наличия которых приступать к ней опасно, ибо здесь трудно спрятаться за одними лишь стилистическими изысками и оригинальностью интерпретации. Настоящая «Аида» - это и вампучная статуарность прим и премьеров, преувеличенная пафосность и монументальность массовых сцен, что так охотно провоцируется самим стилем большой оперы, но, в то же время, и тонкий психологизм непростых сюжетных коллизий. Другими словами, несмотря на свою бесспорную репертуарность и до какой-то степени запетость на всех сценах мира, «Аида» по-прежнему — крепкий орешек для исполнителей и постановщиков. В «Аиде» мы видим великолепный, праздничный «Древний Египет», каким его было принято изображать на оперной сцене десятилетиями, с роскошными костюмами, торжественными шествиями, огромными массами в духе Дзеффирелли сценограф — Виктор Герасименко. Но если первые картины оказались оформленными несколько громоздко и тяжеловесно, то три последних по-настоящему удачны: поэтичная Сцена Нила с водной рябью при свете луны, официозная Сцена судилища, в которой допрос происходит открыто и Амнерис, словно раненая львица, мечется между жрецами и Радамесом, и заключительная сцена, в которой над местом заточения любовной пары нависает громадная и неумолимая фигура сфинкса.
Для исполнения «оперы опер» в целом был подобран удачный состав, все певцы обладают достаточной выучкой и хорошими природными данными. Оксане Крамаревой Аида с её несколько жестковатым звуком, тем не менее, удавались пиано её нежной партии, не забывала она при этом и о яркой, открытой экспрессии. Если бы не откровенная неудача с верхней нотой в Сцене Нила, исполнение можно было бы считать приближенным к образцовому. Амнерис Юлии Герцевой при наличии хорошего, крупного голоса понравилась больше как артистка, чем как вокалистка: она была очень естественна в диалоге с Аидой, играя коварство и лицемерие царевны, в целом же пение было порой слишком мощным, даже каким-то брутальным. Опытный Ахмед Агади рисует своего Радамеса уверенным и решительным, вокал же не подводит певца нигде: его низ не очень крепкий, зато середина — золотая, и верх — очень уверенный, яркий, звонкий. Если в начале оперы Агади звучал грубовато прежде всего, в знаменитом романсе «Celeste Aida» , то далее распелся и радовал красивой кантиленой, ровностью и плавностью звуковедения, стабильностью исполнения.
Заменивший Бориса Стаценко Юрий Ившин в партии царя эфиопов Амонасро показал крепкий, выразительный вокал и хорошую актёрскую игру: сцена с Аидой была проведена с большой отдачей, с широкой палитрой чувств. Оба баса — и Михаил Казаков Рамфис , и Сергей Ковнир Фараон — звучали мощно, порадовали богатыми голосами, но у последнего иногда хромала интонация. Итальянский маэстро Марко Боэми, давний друг Казани, уверенно ведёт хор и оркестр театра по волнам итальянской классики, задавая нужные темпы, чутко ловя вокалистов, соблюдая звуковой баланс. В его руках «Аида» оживает новыми красками, основным при всём буйстве звучности, всё-таки становится лиризм, что не может не радовать, поскольку «грохочущую», «военизированную», маршеобразную «Аиду» в мире можно услышать гораздо чаще, чем проникнутую подлинным лиризмом и глубоким психологизмом. Национальная опера «Любовь поэта» была поставлена Михаилом Панджавидзе в 2006 году и последние годы отсутствовала в репертуаре Шаляпинского фестиваля. Её возвращение стало подлинным триумфом, поскольку автору Резеде Ахияровой удалось выразить саму суть оперного искусства, где при всех изысках гармонии и оркестровки, при стремлении к новаторству, главенствующее положение принадлежит вокальному началу.
Национальный колорит подан ненавязчиво, очень деликатно, но в то же время он весьма заметен, придавая произведению неповторимое своеобразие. У оркестра тоже есть собственные высказывания, есть даже большое интермеццо, красиво, ярко написанное, заставляющее вспомнить о лучших веристских образцах этого жанра «Сельская честь», «Манон Леско». За пультом вновь маэстро Боэми, который демонстрирует подлинное мастерство и в музыке, сильно отличающейся от классического итальянского репертуара своеобразной мелодикой, ритмами, гармонией. В центре оперы — фигура великого татарского поэта Тукая. Это очень характерно для современной оперы, как зарубежной, так и отечественной — строить сюжет оперы не вокруг каких-то драматических коллизий, но рассказывать о значительных личностях таковы же оперы «Первый император» Тан Дуна, «Идеальный американец» Филиппа Гласса и др. Поэт показан в разных жизненных ситуациях, но ещё в большей степени — наедине со своими думами.
Мусоргского под управлением Валерия Гергиева. Поделиться: Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
От Шаляпинского - до «Золотой маски»
В 2023 году Фестиваль посвящён 125-летней годовщине венчания Федора Шаляпина с балериной Иолой Торнаги и приурочен к 150-летию со дня рождения двух великих музыкантов — певца Фёдора Шаляпина и композитора, пианиста и дирижера Сергея Рахманинова. Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Организаторы фестиваля: Российский национальный музей музыки и администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области.
По словам маэстро, он был счастлив прикоснуться к этому эксперименту. Несмотря на это, все получилось. Это такое счастье, стоять с ними на одной сцене. Публика плакала и видела в каждом их выступлении маленький спектакль», — рассказал Марко Боэми корреспонденту телеканала.
Помимо органичного соединения традиций русской театральной живописи художника Федора Федоровского и современной компьютерной графики, «Царская невеста» была интересна тем, что партию Любаши исполнила заслуженная артистка России, лауреат премии «Золотая маска», солистка Ла Скала Ирина Макарова. Другая премьера фестиваля - концертное исполнение оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского. Здесь меломанов тоже ждал сюрприз - партия Онегина прозвучала в исполнении народного артиста РФ Сергея Лейферкуса. Он уже двадцать лет блистает на сценах Ковент-Гардена, Бастиль, Метрополитен-оперы. А вот в Шаляпинском фестивале участвовал впервые. За дирижерским пультом стоял маэстро Марко Боэми. В этом тоже была своя изюминка - казанцы смогли увидеть и услышать русскую оперу, исполненную в традиционной итальянской манере.
Казаков, почти ежегодно выступающий на Шаляпинском фестивале в этой роли. У Михаила — не только очень красивый, полный обертонов бас, но и роль продумана и исполнена изумительно: веришь каждому слову, каждому жесту Бориса, а в сцене смерти публика от потрясения едва не умирает вместе с ним. Пимена впечатляюще спел уже упоминавшийся ранее А. Тихомиров, оказавшийся не только превосходным камерным, но и оперным певцом. Юродивого исполнил Я. Дирижер — Василий Валитов «Новая опера». Словом, состав, как и само произведение, на славу. Лучшая опера Римского-Корсакова «Царская невеста» тоже собрала отличный состав, что было ценно, так как сценография Гарри Гуммеля Германия , а особенно костюмы Нины Гурло Беларусь — не такие безупречные, как в «Борисе Годунове». Странно смотрелись искусственно расширенные плечи и приподнятые над плечами рукава гармошкой в женских платьях. Кокошники тоже были весьма специфические и на традиционный русский женский головной убор мало походили. Но солисты, и публика преодолели эти нелепости и получили удовольствие от прекрасной музыки, захватывающей драмы, перерастающей в трагедию, и отличного исполнения: Василий Собакин — М. Казаков, Марфа — Г. Гатина солистка Татарского театра оперы и балета , Грязной — С. Трифонов Беларусь , Любаша — Е. Сергеева Мариинский театр , Малюта Скуратов — М. Колелишвили Мариинский театр , Лыков- И. Селиванов Большой театр , покоривший чистотой голоса и благородством исполнения, а также М. Остроухов «Новая опера, Москва — Бомелий, проявивший в этой партии незаурядный драматический дар. Дирижировал этим сложнейшим произведением главный дирижер Татарского театра Ренат Салаватов. Публика с нетерпением ждала петербургскую «Хованщину» Мусоргского, которая никогда не шла на казанской сцене, - грандиозный спектакль Мариинского театра, режиссером первой постановки которой стал Ф. Шаляпин, он же исполнил партию Досифея. К казанцам приехала «Хованщина» в постановке Л. Баратова новая сценическая версия Ю. Александрова и сценографии Ф.
От Шаляпинского - до «Золотой маски»
Артисты Большого и Мариинского театров приняли участие в заключительном гала-концерте Международного оперного фестиваля имени Шаляпина, который прошёл в Казани. В афише Шаляпинского фестиваля 2024 года 13 мероприятий основной оперной программы, два камерных концерта и пять просветительских лекций. Шаляпинский фестиваль 2024 года соберет на одной сцене лучших оперных певцов из России и зарубежья. С 30 января по 28 февраля в Казани пройдёт XLI Международный оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина.
«Шаляпин-Фестиваль» пройдёт 12 августа в селе Гагино Сергиево-Посадского городского округа
Организаторы фестиваля: Российский национальный музей музыки и администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области. Партнер фестиваля — Российское военно-историческое общество. В рамках программы Фестиваля посетители смогут познакомиться с выставками Российского национального музея музыки «Браво, Шаляпин! Живописные рассветы и закаты».
Оперные спектакли стали даваться в городском театре на регулярной основе в течение всего театрального сезона; вниманию публики был представлен обширный репертуар. В афише Шаляпинского фестиваля-2024 — 13 мероприятий основной оперной программы, 2 камерных концерта и 5 просветительских лекций. Оперная программа В честь предстоящего 150-летия Казанской Оперы на открытии Шаляпинского фестиваля-2024 будет представлена премьера спектакля «Жизнь за царя» М. Глинки 2 и 3 февраля. Концертное исполнение оперы «Богема» Дж.
Пуччини представит оркестр Большого театра России под управлением Антона Гришанина 6 и 7 февраля. Спектакль 7 февраля посвящается 110-летию со дня рождения выдающегося певца, педагога, в 1956-60 и 1975-1986 гг. Это название было выбрано неслучайно: «Богема» — один из последних спектаклей, поставленных Даутовым - режиссером в Казани 40 лет назад, в 1984 году. Шаляпина, вниманию публики по традиции будет представлена народная музыкальная драма «Борис Годунов» М. В репертуар нынешнего форума также вошли оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло 10 февраля , «Аида» Дж. Верди 15 февраля , «Турандот» и «Тоска» Дж.
Все 9 музыкальных вечеров состоялись при аншлаге.
Не слышать о Шаляпинском — это как не знать об Универсиаде или Чемпионате мира по футболу в Казани: события и город накрепко связаны друг с другом. Для меня Шаляпинский фестиваль — это глубоко личная история. Много лет назад, ученицами школы при консерватории мы с подругой прорывались на спектакли, несмотря на ажиотаж и тогдашнюю для нас дороговизну билетов: доставали дешевые «входные без мест», слушали оперы, стоя по три часа в последнем ряду третьего яруса. На одном из фестивалей посетили все! Такое стремление к опере, такое «магнитное тяготение» — это ведь и есть любовь, да? За годы работы в театре февраль стал ассоциироваться с месяцем «перезагрузки»: каждый Шаляпинский фестиваль дарит свои, порой не ожидаемые, открытия и дает такое насыщение музыкой, после которого выходишь немного другим человеком. Никогда нельзя предугадать, какой именно спектакль вызовет у тебя наибольший резонанс — многое зависит от стечения обстоятельств, в том числе личных. Тем не менее, определенные ожидания каждый раз есть, о них сегодня и расскажу. Чайковского «Пиковая дама» откроет программу нынешнего фестиваля. Предыдущая постановка спектакля состоялась 20 лет назад; в последнее время в Казани эту во всех отношениях выдающуюся оперу можно было услышать исключительно в концертном исполнении, то есть без декораций и костюмов. В новой «Пиковой даме» режиссер Юрий Александров обещает усилить мистическую составляющую: по его словам, главным «вдохновителем» постановки стал Петербург — его атмосфера и культурный код, его туманы, в которых смешиваются явь и сон, его наводнения, создающие постоянную угрозу безопасности города… Еще один лейтмотив спектакля — тема карточной игры, которая довольно необычно воплощена в оформлении и костюмах.
Фестиваль «Шаляпин-fest»
казань, шаляпинский фестиваль, опера жизнь за царя, валерий гергиев, рецензия Участие Гергиева в спектакле – исключительный случай. В Уфе гала-концертом завершился II Международный фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе». «ТОСКАвать» не придется: 40-й Шаляпинский фестиваль открылся римскими страстями на казанской сцене.