Эти традиции, принятые в нашей семье, служат одной цели – создать особое рождественское настроение вопреки новогоднему шуму и суете, напомнить и детям, и взрослым об истинном смысле предстоящего Рождества Христова.
История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг
Традиции рождества и нового года - краткая история и обычаи ⚝ Superlife | При последующих российских императорах традиция рождественских елок становится непременным атрибутом новогодних праздников. |
Традиции празднования Рождества: вся история праздника в разных странах | Diletant | Однако рождественские традиции в России немного отличаются от национальных особенностей других стран. |
Традиции рождества и нового года - краткая история и обычаи ⚝ Superlife | Традицию новогодних фейерверков в 1891 году завел московский ресторатор Степан Крынкин. |
7 января. Рождество Христово - традиции и обычаи | В Советской России рождественские традиции оказались под запретом. |
Рождество Христово — 2023: история, традиции и обычаи праздника
Еще одним важным символом Рождества считается Вифлеемская звезда. Она взошла на небо, чтобы возвестить миру о рождении Спасителя. Лучи этой яркой звезды указали путь к пещере волхвам. С тех пор Вифлеемская звезда изображается на многих иконах, а в домах ей украшают верхушку рождественской ели.
На Руси символами Рождества также были сочиво и кутья — блюда из пропаренных злаков с медом. Без них рождественский стол в то время был немыслим. Традиции Рождества: как отмечать светлый праздник Окончание поста Перед праздником Рождества верующие соблюдают строгий пост , который продолжается 40 дней.
В Сочельник 6 января принято готовить сочиво из риса или вареной пшеницы с медом. По традиции, в этот день православные не едят до первой звезды. Богослужения Празднование Рождества Христова совершается в ночь на 7 января.
Ровно в полночь в храмах начинается богослужение. Около храмов и церквей устанавливаются рождественские вертепы с фигурками Святого Семейства, а также ангелов, волхвов и животных. В этот день читается молитва "Царю Небесный".
Эта молитва не читается только в период от Пасхи до Пятидесятницы и ей открываются многие богослужения, а не только праздничные. Далее идет ектенья и гимн "С нами Бог". Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рожденного от Девы.
Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение", — сообщается на портале "Правмир". Далее идет песнь Симеона Богоприимца, которая говорит о принесении Христа в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на 40-й день жизни. Кроме того, на праздничном богослужении в Рождество поется ирмос — заголовок Рождественского канона.
В каноне девять песен, начало девятой песни ирмос — это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа. Богослужение проходит на церковно славянском-языке.
Гимнография Древней Руси и Византии огромна. Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно "всенощное бдение".
Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году — на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве", — сказано в материале. Утреня Рождества поется ночью.
Во время сбора урожая глава семейства выбирал лучший сноп пшеницы и ставил его под иконы, как благодарность Богу за хороший урожай. В канун Рождества этот сноп сжигался, символизируя тем самым надежду на следующий урожай. В это время было принято менять как можно больше в своей жизни — надевать новую одежду, обувь, покупать дорогие вещи. Вертеп, ряженные и коляда Традиция создавать праздничные театры, вертепы, пришла к нам лишь в начале позапрошлого века. Для крестьян театр был в диковинку, поэтому они называли актеров «ряженными». Вертепы выходили в вечер перед Рождеством и выступали на площадях или заходили в дома. В их репертуаре были сценки из жизни семьи Иисуса Христа, другие библейские сюжеты и истории. Характерно, что и образы героев, и сюжетные линии максимально пропитывались злободневными темами.
Для кукольных вертепов действовало одно строгое правило.
Кроме празднования Нового года дома, традиционно проводятся празднования утренники в детских садах и школах. Дети одетые как зайчики, снежинки и другие персонажи принимают участие в маскараде, поют песни, играют и танцуют вокруг елки и получают подарки от Деда Мороза и Снегурочки. Новый год в России невозможен без волшебной пары персонажей — Деда Мороза и Снегурочки.
Щедрый Дедушка Мороз и его сказочная внучка, спутница и помощница Снегурочка, приходят поздравить детей с Новым годом и дарят долгожданные подарки. К слову, этих персонажей ждут также и взрослые! Новогодняя ночь — время исполнения желаний! Празднование начинается примерно в 11 часов вечера, когда семья садиться за праздничный ужин.
Незадолго до 12 часов произносится тост за «старый, уходящий год», в котором отдается дань уважения тем добрым вещам, которые он принес. В России принято слушать выступления главы государства по телевидению и радио. Президент традиционно подводит итоги прошедшего года и поздравляет граждан России с Новым годом по всем телеканалам. После выступления, ровно в полночь, страна слушает звон Кремля, который сигнализирует о начале Нового года.
Перезвон сопровождается гимном страны. В эти захватывающие минуты все пьют шампанское и желают друг другу счастливого Нового года. После этого многие люди любят выходить на улицу, чтобы запустить всевозможные фейерверки, и зажигают бенгальские огни. Праздничные представления с песнями, танцами и играми проходят на центральных площадях городов и поселков.
Определенно, существует какой-то необъяснимый магический эффект, который Новый год оказывает на россиян. Ни один другой праздник не обладает такой омолаживающей силой, которая заставляет людей чувствовать себя такими счастливыми и объединяет весь народ. Что касается любителей тишины и покоя, их день настанет, когда после бурной новогодней ночи улицы станут необычайно тихими и спокойными на несколько дней даже в таких мегаполисах, как Москва. Традиции, без которых Новый год в России — не Новый год!
Важным элементом празднования новогодних праздников в России — есть наличие на столе мандаринок. Предположительно, традиция иметь мандарины на новогоднем столе культивировалась последним русским царем Николаем II.
Выбирайте ваш город и читайте о самых интересных праздничных событиях в дни зимних каникул. С Новым годом и Рождеством!
Так где родилась елочка? Лютер придумал, а Николай II запретил
Знакомьтесь в нашем спецпроекте с историей Нового года и Рождества. Карта мероприятий На интерактивной карте отмечены рождественские и новогодние мероприятия, которые проходят по всей стране. Выбирайте ваш город и читайте о самых интересных праздничных событиях в дни зимних каникул.
Во-вторых, о литературных образах, которые существовали в авторских текстах. Если мы обратимся к традиционной культуре, то у восточных славян и в русской традиции существовала персонификация мороза как зимнего времени года. В частности это проявлялось в том, что на Рождество, а иногда в другие дни Святок, этого «мороза» приглашали на праздничный ужин в Сочельник, кутью есть. Хозяин дома выходил во двор и громко кричал: «Мороз, мороз, приходи кутью есть! А если сейчас не придешь, то и весной не приходи, наши посевы не морозь, наших телушек не трогай, никак нам не вреди. А если придешь, будем кнутом бить! Это действие имело чисто профилактический смысл и делалось для того, чтобы весной не было заморозков.
При этом, конечно, это был не Дед Мороз в нашем традиционном понимании. Это была не ряженая фигура, а условная персонификация, к которой обращались в чисто охранительных целях. Другое дело, что в русской литературе во второй половине XIX века возникает ряд текстов, в которых появляются образы, олицетворяющие зимнее время года, мы видим это в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович». А вот в пьесе-сказке Александра Островского «Снегурочка», появляется образ, который повлиял на формирование уже советского новогоднего персонажа Снегурочки. Вообще, в этот период в русской литературе рождается много текстов, в которых авторы пытаются осмыслить ту персону, то мифологическое существо, которое приносит детям елку и рождественские подарки. И всю вторую половину XIX века и начало XX века продолжаются попытки нащупать наиболее удачное имя, которое точно определяло бы этот персонаж. Чаще всего Деда Мороза просто назывались стариком. Однако важно то, что представление о нем, именно как о старике, появилось уже в XIX веке. При этом никакого имени за ним еще не закрепилось, если дети спрашивали, кто эту елку приносит, им говорили, что просто пришел рождественский старик или святочник, который принес елку и подарки.
Иногда были попытки называть его Дедом Морозом или Дедом Елкиным, то есть шла такая конкуренция нескольких вариантов официального имени. К началу XX века из этих конкурирующих вариантов все-таки закрепилось название Дед Мороз. К слову, это был чисто виртуальный образ потому, что никаких реальных ряженых, которые бы исполняли роль Деда Мороза, а тем более, Снегурочки в рождественской обрядности до революции не было. Он существовал только на уровне текстов и устных объяснений детям, откуда берутся елки и подарки. Определенную роль сыграла рождественская открытка, которая практически вся печаталась в Германии, к слову, тогда все русские открытки печатались в Германии, ведь в России не было такой полиграфической возможности. В них отражались некоторые образы, которые были характерны, прежде всего, для немецкой и европейской рождественской традиции в целом. Мы знаем, что в каждой европейской рождественской традиции есть свой персонаж — это обычно Санта-Клаус или святой Николай, во Франции его зовут Пер-Ноэль «Отец-Рождество» и так далее. Обычно эти персонажи изображались в виде старика в красном кафтане или тулупе с мешком за плечами. Таким образом, изобразительный образ этого старика к началу XX века стал постепенно проникать в русскую культуру.
И некоторое представление о Деде Морозе, который отвечает за всю рождественскую программу, стало складываться. Однако повторю, что никаких реальных персонажей, которые бы участвовали в структуре веселья вокруг елки, в дореволюционный период не было. Естественно, не было и Снегурочки. Она была только литературным персонажем сказки А. Островского с соответствующим названием. Расскажите, пожалуйста, а из каких блюд состоял праздничный стол? Мы все время говорим о том, что русская культура в послепетровскую эпоху не была единой. Можно говорить о дворянской культуре или условно о городской культуре, которая подтягивалась к дворянским образцам, а также о крестьянской культуре, которая восходит к традиционным образцам. Мы помним, что крестьянскую традицию петровские культурные реформы практически не затронули.
Что касается крестьянских новогодних блюд, то об этом надо говорить отдельно. Новый год, как мы уже говорили, вписавшись «задним» числом в структуру святочных праздников, отчасти заимствовал их семантику. Поскольку на этот момент заканчивался Рождественский пост, и начиналось скоромное время — мясоед, как принято называть этот период между постами, когда можно есть жирную и скоромную пищу. И получается, что Новый год, как начало нового календарного периода, стал временем, когда надо готовить много сытных, жирных, вкусных, мясных блюд. Наше представление об изобилии новогоднего стола идет именно из этой крестьянской среды и обычаев. Если мы вспомним как назывался Новый год и канун Нового года в традиционной культуре, то это название было связано с щедростью и богатством праздничного стола. Щедрая кутья, богатая кутья, жирная кутья — все эти названия подчеркивают изобилие, которое должно присутствовать на столе для того, чтобы обеспечить магическим образом изобилие на весь последующий год. Это такая магия — нужно сейчас вкусно и обильно есть, чтобы в течение всего года тоже не голодать. Поэтому было принято запекать целого поросенка, свиную ногу или птицу.
В преддверии новогодних праздников люди начинают мечтать не столько о подарках, сколько об исполнении самых сокровенных желаний, а для этого, так или иначе, пригодятся древние русские обычаи и приметы. В наши дни Новый год — это знаменитый салат «Оливье», шампанское, большое количество гостей, угощения, которые готовятся неизменно в спешке, а фоном звучат звуки из полюбившегося кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром! Однако давайте обратимся к истории и узнаем, как праздновали Новый год в допетровское время? Почему веточки ели после смерти Петра I обозначали питейные заведения? Когда в России появился обычай отправлять друзьям и знакомым рождественские открытки, и что на них было изображено?
Известно, что в 1699 году царь Петр I издал указ о переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Расскажите, пожалуйста, а как праздновали Новый год в допетровское время? В допетровское время Новый год не праздновали потому, что «новый год» довольно долго мигрировал по всему календарному циклу и приходился на разные даты. И, в общем, был скорее чисто техническим днем, от которого вели исчисление нового года. Давайте вспомним для начала, что самый древний новый год у восточных славян приходился на 1 марта.
И это понятно и логично, ведь в любой аграрной культуре, которая зависит от природного цикла, от солнечного цикла, от вегетации растений — новолетие или новый год отмечается в тот момент, когда начинается новый природный цикл и, следовательно, сельскохозяйственный цикл. По сути, это очень далекое эхо того старого нового года, который отмечали 1 марта. В русской традиции, а особенно в восточнославянской традиции, он сохранился в виде такого реликта — встречать весну и петь специальные песни-веснянки. К этому дню пекли печенье, маленькие пирожки или маленькие хлебцы в виде птичек. Они часто назывались жаворонками или какими-то другими названиями в честь птиц.
Сейчас этот обычай кое-где еще сохраняется и жаворонков пекут или в день Авдотьи Плющихи, то есть в день памяти святой Евдокии на 1 марта, или же в день памяти Сорока мучеников на, так называемые, Сороки, которые отмечают 22 марта. Затем новый год переместился на 1 сентября — это было связано с церковным циклом. И, наверное, вы знаете, что до сих пор Русская Православная Церковь исчисляет систему годовых праздников от 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому календарю «новому стилю». Петр I не только перенес новый год на 1 января по подобию празднования новолетия в европейских культурах, но еще внес существенные изменения в летоисчисление. До 1699 года исчисление лет производилось «от сотворения мира», а петровский указ ввел исчисление «от Рождества Христова», то есть между ними разница в 5 508 лет.
Таким образом, люди, которые жили в 7 308 году, внезапно очутились в 1 700 году, согласно новому указу Петра Великого. Поэтому это было довольно радикальное изменение календарной системы. Новый год, попав в этот новый цикл, был вынужден в него вписаться «задним» числом, ведь 1 января — это день, который находится в структуре 12-и дневного святочного цикла от праздника Рождества Христова до Крещения. Поэтому новый год принял на себя часть этих святочных смыслов и, соответственно, часть обрядовых действий. Можно ли говорить о том, что Петр Великий пытался разными атрибутами маркировать время наступления нового года?
Приказал ставить перед дверями своих домов еловые, сосновые или можжевеловые деревца? Поздравлять друг друга и дарить подарки? Петр I, действительно, попытался ввести некоторые элементы, которые придавали бы этому празднику, так скажем, атрибутику или какую-то обрядовую сущность. Потому, что праздник, который не имеет специальных символов, закрепленных в культуре, не имеет никаких обрядовых действий, которые его оформляют, - это, вообще, не праздник, а бессмыслица, просто некая дата в календаре. Царь попытался закрепить за этим днем какие-то определенные структурные элементы.
Самое известное это то, что он повелел на главных улицах перед домами, не только частными, но и перед общественными учреждениями, ставить всевозможные хвойные растения — елки, сосны, можжевеловые деревца. А бедным людям указ царя предписывал прикрепить к дому хотя бы по еловой или можжевеловой веточке. Впрочем, если вы думаете, что этот указ Петра Великого явился основанием для современного празднования Нового года с его известной атрибутикой, то вы глубоко ошибаетесь, поскольку он практически не имел никаких последствий после смерти царя. И к нашей современной новогодней елке имеет также косвенное отношение. Во-первых, елки, которые ставились перед домами или на крышах домов служили украшением внешнего общественного пространства — улиц, площадей и так далее.
А наша современна елка — это уже часть домашнего интерьера. Во-вторых, эти елки, во времена Петра Великого, никак не украшались. В-третьих, с ними не производилось никаких специальных обрядовых действий. Это был просто знак, что наступил новый год. После смерти Петра I этот обычай из частного употребления очень скоро был вытеснен.
В качестве наследия этого указа осталось то, что елки стали прикрепляться на крыше кабаков — всевозможных питейных заведений. Таким образом, елки или сосенки ставили перед входом в кабак или на крыше — это был знак того, что это именно питейное заведение. Такая тенденция была распространена в течение всего XIX века, в результате чего в русской фразеологии появились всевозможные эвфемизмы, которые обозначали нахождение в пьяном виде.
Это должно было показать, что атеистическая пропаганда нацелена не только на православие, но на любые религии вообще. Второй день также имел насыщенную программу. После демонстраций в домах культуры устраивались антирелигиозные собрания и концерты. Журнал «Безбожник», 1923 год В других городах тоже устраивали подобные мероприятия. На них пропагандисты могли переодеваться в костюмы, ходить ряжеными. Исследователи описывают маскарады с костюмами Антанты, Колчака, Деникина, кулака, нэпмана, языческих богов, рождественского гуся и поросёнка.
Историческая наука не приемлет прямых сравнений. Однако трудно удержаться от того, чтобы не увидеть в «комсомольских святках» нечто напоминающее ренессансный карнавал или средневековый «праздник дураков», когда дьячки и проповедники сами глумились над своим культом под всеобщее одобрение Подробнее смотрите в работах М. Но в XX веке перед советскими деятелями была совершенно другая задача. Пытаясь с помощью насмешки доказать абсурдность веры, они намеревались уменьшить количество верующих, доказать несостоятельность религии. При этом, кажется, сами комсомольцы воспринимали новую форму Рождества и Нового года как очередную разновидность увеселений. По свидетельствам очевидцев одного самарского антирожденственского шествия: «Настроение было живое, ребята чувствовали себя по-праздничному». В частную жизнь антицерковная политика в начале 1920-х гг. Мемуаристы отмечают, что все более или менее свободно ходили на рождественские и новогодние вечеринки в клубы или в гости. Ёлку для детей устроили и 1923 году в подмосковных «Горках» при уже смертельно больном Ленине.
В 1924 года Корней Чуковский пишет об изобилии московских ёлочных базаров. Было всего несколько часов до сочельника, и магазин был переполнен. Уже давно стемнело. Толпы людей, через которые я должен был проталкиваться с ёлкой и покупками, утомили меня». С середины 1920-х гг. Осмеяние ритуалов и служителей культов ни к чему не привело. Активисты неустанно повторяют, что проводимые меры недостаточны, что, по сути, «пропаганда ведётся только два раза в году», стихийно. Теперь Агитпроп и Союз воинствующих безбожников будут более ответственно бороться с религиозностью. К концу десятилетия рабочих дней становится пять, а выходных — два.
Выходные на Пасху, Троицу и Рождество отменяются.
15 фактов о Рождестве: история, традиции, приметы
Православные традиции: как правильно отметить Рождество - РИА Новости Крым, 07.01.2023 | О том, как отметить праздник в христианской традиции, что поставить на рождественский стол и дарить ли подарки детям РИА Новости Крым рассказал благочинный феодосийского церковного округа, протоиерей Александр Попов. |
Рождество Христово в 2024 году: суть, история и традиции праздника — 04.01.2024 — Статьи на РЕН ТВ | 16 января, в рамках реализации проекта «Разговоры о важном», на факультете высшего сестринского образования и среднего профессионального образования прошло мероприятие «Рождественские традиции в России». |
Православные традиции: как правильно отметить Рождество - РИА Новости Крым, 07.01.2023 | О том, как отметить праздник в христианской традиции, что поставить на рождественский стол и дарить ли подарки детям РИА Новости Крым рассказал благочинный феодосийского церковного округа, протоиерей Александр Попов. |
Священник Александр Попов рассказал о традициях Рождества
Еще одна традиция, которая осталась лишь в памяти предков — сжигание рождественского снопа. История празднования Рождества в России насыщена великими событиями, традициями и символами, пропитанными духом религиозности и культурного многообразия. Эти традиции, принятые в нашей семье, служат одной цели – создать особое рождественское настроение вопреки новогоднему шуму и суете, напомнить и детям, и взрослым об истинном смысле предстоящего Рождества Христова. Рождественские традиции и обычаи русского народа. Среди наиболее известных русских обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками, стоит выделить:вук. Рождество 2023: традиции, обряды, ритуалы и гадания. Накануне Рождества, в Сочельник, наши предки наводили порядок в своих домах и готовили угощения к столу. © Алена Хлестунова Рождество-2022 в России: традиции, обычаи, приметы.
Как празднуют Рождество в России. Традиции и обычаи.
Гадания С 6 по 19 января от Сочельника до Крещения длятся Святки. По сказаниям, это тот период, когда с потусторонней части мира возвращаются беспокойные души мертвых, а нечистые злые силы устраивают пакости. Принято считать, что на Святки приходится наилучший момент для гаданий. Особенно сильно гаданиями увлекались незамужние девки, которые на свечном воске, кофейной или чайной гуще хотели увидеть силуэт, образ милого суженого. В гаданиях применялись зеркала, крещеная вода, хлеб и многое другое. Сочельник Сочельник — это слово, обозначающее в русской традиции день перед Рождеством Христовым, то есть 6 января по новому стилю. Это время считается важным для подготовки к рождественским празднованиям. На Сочельник в русских семьях проводятся различные традиционные обряды: семьи готовятся к празднованию Рождества, украшают дома, готовят особые блюда, такие как кутья — каша из пшена, меда, орехов и изюма, символизирующая общение с предками.
Также в ночь на 7 января проводятся церковные богослужения, на которых верующие прихожане во главе со священником готовятся ко встрече Христа. Служба включает в себя чтение Евангелия, молитвы, пение и традиционное освящение воды. В ходе службы создается торжественная и праздничная атмосфера. Многие церкви и храмы украшаются свечами, елками и другими рождественскими украшениями. Важным моментом службы является таинство причастия. Сочельник важен как время тишины и внутренней подготовки к одному из самых значимых христианских праздников. Подготовительные хлопоты Следуя старинным обычаям, готовясь к празднику россияне проводят дома генеральную уборку.
Именно для исцеления и приобретения здоровья, можно осуществить омовение 7 января. Для этого нужно придерживаться несколько правил: Обряды на Рождество дома для оздоровления: Нужно встать рано утром, ни с кем не разговаривая, подойти к крану с водой и умыться. После того как скажете три раза этот заговор, необходимо умыться водой. Считается, что лучше всего проводить обряд в купели, или водой из целебного источника. Но многие маги утверждают, что результат тот же, если умываться обычной водой из-под крана. Стоит произнести следующие слова: Спаситель родился, свет миру объявился, спасусь и я имя , через Иисуса Христа. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
В этот день можно произвести очистку не только при помощи определенных обрядов, но голоданием. Для этого, с самого раннего утра 6 числа необходимо ничего не есть, кроме злаков, которые запариваются в воде. Пить можно исключительно воду, никакого чая, сока пить нельзя. После того как, на небе появится первая звезда, можно садиться за праздничный стол. Ранее делать этого не стоит. Только после появления Вифлеемской звезды осуществляется трапеза. Считается, что такое очищение полезно не только с духовной новой точки зрения, но и с медицинской.
Рождественские обряды Традиция празднования Рождества: как привлечь удачу? На Рождество проводится масса обрядов для привлечения удачи и богатства. Для того чтобы весь год везло, можете поставить на стол небольшой соломенный сноп. Раньше, для этих целей использовали снопы, которые вязали вечером 6 января. Сейчас традиция претерпела массу изменений, поэтому для привлечения удачи достаточно просто на праздничный стол выставить такого рода украшение. Традиция празднования Рождества, как привлечь удачу: Считается, что коза, привлекает удачу, а также успех и богатство. Именно поэтому необходимо чтобы кто-то из приглашенных гостей переоделся в козу, или надел на себя тулуп из козлиной шерсти.
Это защитит дом от зла, а также привлечет положительную энергетику. Для привлечения удачи и успеха необходимо чтобы за праздничным столом было четное количество людей. Однако, что же делать, если приглашенных нечетное количество? В таком случае можно несколько схитрить, и выставить на стол четное количество приборов, несмотря на то, что гостей будет на одного человека меньше. Помните, что блюда, которые стоят на столе, нужно съесть полностью. Хорошим правилом является наличие на праздничном столе 13 блюд. Необходимо, чтобы каждый приглашенный гость попробовал немного каждого блюда.
Если в тарелках что-то остается, или вы приготовили много еды, необходимо остатки завернуть в красные салфетки, и угостить соседей, знакомых или незнакомых людей. Считается, что такой обряд принесет в дом удачу, богатство, а также материальное благополучие. Обряды на рождество Обряд на Рождество для привлечения денег Как указывалось выше, Рождество — это отличное время для того, чтобы загадывать желание и просить денег. Однако помните, что не стоит тревожить ангелов по пустяковым желаниям. Обряд на Рождество для привлечения денег: Необходимо, чтобы все желания были масштабными, которые вы сами не сможете исполнить. То есть лучше всего просить о здоровье, успехе, и удачи в бизнесе.
Верующие в этот день посещают храм, стремятся помочь нуждающимся и уделяют время близким людям. О том, как отметить праздник в христианской традиции, что поставить на рождественский стол и дарить ли подарки детям РИА Новости Крым рассказал благочинный феодосийского церковного округа, протоиерей Александр Попов. Храмовая молитва"Нужно помнить, что Рождество — это праздник церковный, поэтому празднование для всех христиан связано с посещением храма. Это главное — не забывать, что празднование Рождества должно быть связано с храмовой молитвой", — говорит отец Александр. По его словам, рождественские службы начинаются в церквях еще вечером 6 января, в Сочельник. Однако это еще день строгого поста. Увеселение воспрещено. Если в храме есть традиция ночных служб, тогда в полночь совершается ночная божественная литургия — уже праздничная. Там, где ночной традиции служения нет, праздничная рождественская служба — красивая и продолжительная, с царскими часами и литургией — проходит уже утром. В зависимости от прихода, служить начинают в 8 или в 9 часов утра.
Что предсказывают случайная находка и разбитая посуда? А также что стоит положить под подушку на ночь, чтобы узнать судьбу 5 января 2023 По народному календарю с ночь с 6 на 7 января отмечается Рождество. А вечер накануне назывался Сочельником. Рождество 2023: традиции, обряды, ритуалы и гадания Накануне Рождества, в Сочельник, наши предки наводили порядок в своих домах и готовили угощения к столу. На нем было 12 блюд. Главным считалось кутья, сочиво — постная каша, в которую добавляли изюм, засушенные ягоды, мед. Читайте также: Что нельзя делать перед Рождеством: 25 примет и суровых запретов в Сочельник В этот праздник за столом собиралась вся семья. Взрослые и дети надевали новую и светлую одежду, чтобы жизнь была счастливой и благополучной. В дом приглашали обездоленных, странников и путников. Их нужно было непременно накормить, чтобы родные тоже весь год ни в чем не нуждались. Считалось, что в Рождество нужно делать добро, и оно обязательно вернется сторицей. Поэтому также было принято угощать выпечкой стариков и сладостями — детей, которые ходили по домам и колядовали. Малышам раздавали еще монетки, которые называли «деньгами счастья». Сочельник проводили весело и шумно. Верили, что тогда и жизнь будет счастливой.
Традиции празднования Рождества в России
Подробное описание Рождественских традиций в России,традиция колядовать,рождественская елка. откуда пришла традиция,рождественская колядка для детей. Сейчас такая традиция в России сохранилась в основном в деревнях. Читайте про Рождество Христово 2025 в России в материале КП. В России существует огромное количество традиций и обычаев, которых придерживаются люди в дни светлого дня.
Рождество Христово в 2024 году: Как сейчас отмечают этот православный праздник
Конечно, сегодня гадания стали для нас добрыми шуточными традициями, в каждой семье есть свои рождественские обычаи, соблюдение которых помогает сохранить теплую, дружескую, домашнюю атмосферу. В ту ночь ангел явился пастухам и сообщил об этой светлой новости. Общественная служба новостей выяснила, каковы новогодние и рождественские традиции в России.
15 фактов о Рождестве: история, традиции, приметы
А Вифлеемская звезда о семи лучах на ее верхушке преобразовалась в советскую пятиконечную. Рождество в наши дни Как отмечают Рождество в России в наше время? После распада Советского государства никаких значительных изменений не произошло. Новый год так и остался наиболее любимым праздником большинства граждан России, а вот Рождество - это торжество для немногих, в основном верующих православных людей.
Если же задаться вопросом: «Где отметить рождество в России? Особенности Кстати, некоторые проблемы с празднование Рождества наличествуют не только в нашей стране, все-таки, нужно отдать должное государству, седьмое число в январе — это официальный выходной с тысяча девятьсот девяносто первого года. А вот коренное население Египта — копты, а их проживает в стране более десяти миллионов, и они тоже являются христианами, долгое время вообще не имели возможности отмечать этот день.
Логика у властей была проста: большинство же жителей Египта мусульмане. Только в две тысячи третьем ситуация изменилась, теперь и на родине фараонов Рождество — это выходной. Еще сложнее дело обстоит в Латвии, ведь там около сорока процентов русскоязычного населения, к тому же большее количество из них — это православные или же старообрядцы.
Странно, что государственные представители в две тысячи втором году отказались сделать эту дату выходным днем. Очень символично отмечается Рождество в России, традиции и обычаи весьма знаковы. Например, все верующие перед празднованием традиционно должны соблюсти сорокадневный пост.
Разберемся, как празднуют Рождество в России в наши дни. А начать необходимо с самых истоков. Православное Рождество в России состоит из пяти предпраздничных дней, а также шести попраздничных.
Шестое января принято называть кануном праздника, или же сочельником. Именно тогда пост ужесточается, употреблять в пищу можно лишь хлеб и воду. Как отмечают православное Рождество в России?
Православные верующие стремятся в храмы еще с вечера. Именно там проводятся праздничные обряды, к таковым можно отнести и Царские часы, и пророческие песни, и церковное песнопение.
Не было лишним и одарить в этот день нуждающихся. Считалось, что это не убавит, а напротив, приумножит добро в доме. Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk. Последние новости.
При этом Рождество и Пасха не были просто отменены — поначалу в них пытались вложить новый, «красный» смысл. Об одном из таких праздников, «комсомольском рождестве» в Ростове-на-Дону, пишет исследовательница Людмила Табунщикова. Мероприятие проходило два дня — 6 и 7 января 1923 года и подразумевало «комсомольские святки», устраивать которые призывали Бухарин и Скворцов-Степанов со страниц «Правды». Вечером 6 января по городу прошли комсомольцы с заранее утверждёнными антирелигиозными песнями, плакатами, фигурами, лозунгами.
Процессии аккомпанировал оркестр. Первый день, по газетным свидетельствам, окончился сожжением чучел Иеговы, Аллаха, Озириса, Будды, Христа и Николая Угодника на перекрестке Таганрогского проспекта и Большой Садовой улицы. Это должно было показать, что атеистическая пропаганда нацелена не только на православие, но на любые религии вообще. Второй день также имел насыщенную программу.
После демонстраций в домах культуры устраивались антирелигиозные собрания и концерты. Журнал «Безбожник», 1923 год В других городах тоже устраивали подобные мероприятия. На них пропагандисты могли переодеваться в костюмы, ходить ряжеными. Исследователи описывают маскарады с костюмами Антанты, Колчака, Деникина, кулака, нэпмана, языческих богов, рождественского гуся и поросёнка.
Историческая наука не приемлет прямых сравнений. Однако трудно удержаться от того, чтобы не увидеть в «комсомольских святках» нечто напоминающее ренессансный карнавал или средневековый «праздник дураков», когда дьячки и проповедники сами глумились над своим культом под всеобщее одобрение Подробнее смотрите в работах М. Но в XX веке перед советскими деятелями была совершенно другая задача. Пытаясь с помощью насмешки доказать абсурдность веры, они намеревались уменьшить количество верующих, доказать несостоятельность религии.
При этом, кажется, сами комсомольцы воспринимали новую форму Рождества и Нового года как очередную разновидность увеселений. По свидетельствам очевидцев одного самарского антирожденственского шествия: «Настроение было живое, ребята чувствовали себя по-праздничному». В частную жизнь антицерковная политика в начале 1920-х гг. Мемуаристы отмечают, что все более или менее свободно ходили на рождественские и новогодние вечеринки в клубы или в гости.
Ёлку для детей устроили и 1923 году в подмосковных «Горках» при уже смертельно больном Ленине. В 1924 года Корней Чуковский пишет об изобилии московских ёлочных базаров. Было всего несколько часов до сочельника, и магазин был переполнен. Уже давно стемнело.
Толпы людей, через которые я должен был проталкиваться с ёлкой и покупками, утомили меня».
Нужен был актер с большой буквы. Одним из самых запоминающихся был Роман Филиппов. Кстати, кто сегодня играет роль дедушки, доподлинно не известно.
Сегодня все знают: поздравительные СМС надо отправлять заранее. В новогоднюю полночь сотовые операторы не справляются с потоком, и поздравления не приходят вовремя. Интернет уже с начала ноября пестрит новогодними шаблонами. Но было время, когда вся семья заранее готовила рождественские открытки.
Откуда в Россию пришли первые открытки, а главное — почему они стали столь популярными? Что мы ставим на стол в новогоднюю ночь? Варианты разные, за исключением некоторых позиций: мандарины, сельдь под шубой и оливье. Это сегодня.
А 100 лет назад блюда были другими. Начнем с того, что шесть недель до Рождества длился Филиппов пост. В это время все налегали на рыбу. У людей при деньгах на столе были белуга, осетрина, судак, навага.
Бедняки довольствовались лещом и щукой. В последний день поста традиция запрещает завтракать и обедать, немного перекусить позволено в обеденное время только детям. Рождественский сочельник - день самого строгого поста. Простые люди и духовенство не ели целый день, дожидаясь появления первой, «вифлеемской», звезды, возвестившей рождение Спасителя.
Как правильно сервировать Рождественский стол, какие блюда должны быть обязательными и для чего класть солому под скатерть. Праздничные салюты, хлопушки, фейерверки. В новогодние праздники магазины пиротехники зарабатывают чуть ли не годовой бюджет. Улицы городов, поселков и даже маленьких деревень озаряют сотни искр.
Традиции и обычаи Рождества в России
Слушают на ночь отрывок из аудиокниги Ивана Шмелева «Лето Господне» — и вновь узнают о евангельских событиях — из наивного и непосредственного представления, что дает сапожник Зола в доме у Вани, героя книги. Словно бы эхо от евангельских слов звенит в нашей жизни, когда мы приближаемся к празднику. Обычно я в конце декабря меняю традиционную детскую Библию на отдельную книгу под названием «Рождественская история. Это не адаптированная для детей книга — в ней приведены отрывки из евангельских текстов, выстроенные в хронологическом порядке. Да, но, мне кажется, лет с 4—5 с комментариями родителей небольшие выдержки из Священного Писания на русском языке будут вполне доступны ребенку. Такое чтение дает понимание важности и сакральности текста, а пояснения помогают раскрыть его суть. Отрывки из Евангелия вполне доступны ребенку: такое чтение дает понимание важности и сакральности текста Ну, а иллюстрации — это нежная, целомудренная и трогательная ода великим событиям.
В работах Геннадия Спирина — изящных и строгих одновременно, выдержанных в золотисто-охристой, пыльно-голубой гамме, — есть и отсылки к раннему Возрождению, не чуждому еще византийских черт, и к работам русских мастеров: Поленова, Репина, Врубеля. И самобытность, узнаваемость при этом. Особого слова заслуживает тропарь праздника. Маленькие дети легко заучивают его наизусть. Если уж иностранные языки даются детскому мозгу гораздо легче, чем взрослому, то церковнославянского, близкого русскому уху, и подавно не стоит бояться. Только важно, чтобы ребенок не зазубрил тропарь, как заклинание: родителю нужно пояснить и рассказать, о чем говорится в этой молитве.
Многие боятся сложности текста. Однако если внимательно прочитать эту молитву, разобрать каждое непонятное слово, все становится на свои места. Достаточно повторения тропаря один раз в день, например во время вечерних молитв. А потом — какая радость петь его вместе с хором в храме! Ну и со своим маленьким домашним семейным хором перед рождественской трапезой. Рождественская свеча Огоньки гирлянды — этот неизменный атрибут зимних праздников — могут быть не единственными огоньками в доме.
Можно купить большую красивую свечу и зажигать ее во время молитвы или чтения Священного Писания. Для малышей важно каждый раз отмечать, что это особенная, рождественская свеча, что мы очень ждем появления на свет Младенца-Христа и поэтому зажигаем ее. Ну, а потом — почему бы ей не встать в середину красиво убранного рождественского стола в самый день праздника? Для детей такая традиция — словно ниточка, держась за которую мы идем к святому дню. Она связывает нас не с Новым Годом здесь работают совсем другие символы и ассоциации , а именно с Рождеством Христовым. Она ведет нас мимо громкой музыки и шумного торжества словно бы параллельным, особым путем.
И в этом — хороший баланс, особенно для человека, которому не избежать участия в новогодних увеселениях. Когда-то, когда дети были маленькими, мама вместе с ними украшала свечу — а она по этой части большая мастерица — еловыми веточками, шишками, лоскутками и бусинками. Сейчас это уже ушло: дети выросли. А свеча осталась.
Пастухи, которые сторожили стадо, получили весть о рождении Мессии. Они увидели ангела, который велел им не бояться, а радоваться, так как в мир явился Спаситель: они найдут его в яслях. Мужчины отправились в Вифлеем, обнаружили в пещере святое семейство и поведали о чуде. Тогда же с дарами к Богомладенцу уже направлялись волхвы с востока.
Особенная звезда, появившаяся на небосклоне, указала им путь. Вифлеемская путеводная звезда считается знаковой для Рождества. О рождении Мессии стало известно и иудейскому царю Ироду. Он позвал к себе мудрецов и приказал им сообщить, где находится новорожденный, когда те разыщут его. Когда мудрецы нашли новоявленных родителей Богочеловека, они поклонились и преподнесли подношения — золото, ладан и смирну ароматическую смолу. Мудрецы получили божественное предостережение насчет возвращения в Иерусалим и отправились домой другой дорогой. Когда иудейский правитель понял, что мудрецы не выполнили его приказа, он повелел убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Согласно Евангелию, Иосифу приснился сон, что нужно немедленно спасаться, и он увел семью в Египет.
Отдохнув и переодевшись, он выходил в Столовую избу, или Золотую палату, или же в какую-либо из дворцовых «комнатных» церквей. Царские часы венценосный богомолец слушал, окруженный сонмом бояр, думных дьяков и ближних чинов. В навечерии великого праздника царь в белой, шелком крытой шубе, отороченной кованым золоченым кружевом и золотной нашивкою, шел в Успенский собор, где стоял за вечернею и слушал действо многолетия, «кликанное» архидиаконом. После этого патриарх, по описанию Забелина, «со властьми и со всем собором здравствовал государю»… Произносилось «титло». Государь обменивался поздравлениями с патриархом и всеми присутствовавшими; затем, приняв патриаршее благословение, шествовал в палаты.
В сумерки, при трепетном мерцании первой вечерней звезды, являлось во дворец «славить Христа» соборное духовенство с хорами государевых певчих; к последним иногда присоединялись «станицы» патриарших, митрополичьих и других певческих хоров. Славельщики входили в Столовую избу или в Переднюю палату. Государь принимал гостей по уставу, по обычаю, жалуя их белым и красным медом, который золотыми и серебряными ковшами обносили специальные подносчики. Кроме царского угощения, христославы получали и «славленое» от 8 алтын с 3-мя деньгами до 12 рублей, смотря по положению того, от кого был хор. Русские цари очень любили церковное пение, а потому жаловали «воспевак», обладавших выдающимся искусством в нем, и наособицу.
Федот Сычков. Царь шел к заутрене в Золотую палату. В 10-ом часу утра расплывался над Москвою первый гулкий удар красного благовеста к обедне, подхватываемый колокольнями сорока-сороков московских. В это время государь был уже в Столовой палате, убранной «большим нарядом». Он сидел на своем царском месте, рядом с которым стояло патриаршее кресло.
Бояре и думные дьяки сидели по лавкам, застланным «бархатами»; другие ближние люди, младших разрядов, стояли поодаль. По прошествии некоторого времени в палату вступал патриарх, предшествуемый соборными ключарями с крестом и со святою водою. Святителя сопровождал сонм митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов и игуменов. Государь вставал навстречу архипастырю, шедшему славить Христа. После пения положенных по уставу молитв, «стихер» и многолетия, патриарх поздравлял царственного хозяина Земли Русской и, по его приглашению, садился рядом с ним.
Затем, немного спустя, благословив государя, иерарх Православной Церкви, со всеми духовными властьми, шел в царицыны покои, в государынину Золотую палату. После царицы патриарх посещал всех членов царского семейства. Государь между тем собирался к обедне в Успенский собор. Выход в собор совершался по Красному крыльцу, в предшествии и сопровождении бояр. Государь был одет в царское платно порфиру , становой кафтан и корону; на груди его были возложены царские бармы; в руке он держал царский жезл.
Под руки держали царственного богомольца двое стольников в золотых праздничных ферязях. Люди меньшего чина начинали шествие, вельможи большего чина следовали за царем. Отслушав литургию, государь в одном из приделов собора переменял царское платно на «походное» и возвращался во дворец. Там в это время приготовлялся уже праздничный стол — на патриарха, властей и бояр. Но, верный своему благочестивому обычаю, московский самодержец не садился за стол, не узнав, что все исполнено по его изволению.
После службы А «изволил» государь приказывать еще с утра: «строить столы» для бедных и сирых. В Передней палате или в одних из теплых государевых сеней к этому времени уже были другие гости: собиралось-скликалось по Москве до ста и более нищих и убогих. Столы уставлялись пирогами и перепечами, ставились жбаны квасу и сыченого меда. По данному ближним боярином знаку, присенники впускали царских гостей, занимавших места за столами. Входили подносчики и оделяли всех обедавших от царского имени калачами и деньгами по полтине.
Вол, осёл Фигуры тех животных, которые согласно Преданию, находились в вертепе в момент рождения Спасителя, а потом согревали Его своим теплым дыханием. Вифлеемская звезда Небесное явление, названное так волхвами, согласно Евангелию от Матфея. Увидев её на восходе и решив, что родился «Царь Иудейский», Волхвы пришли в Иерусалим, чтобы поклониться Ему. Не найдя там искомого, волхвы отправились в Вифлеем Иудейский, где звезда указала место, в котором они увидели Святое Семейство.