методу, объединившему в себе искусство и науку. Я магистр психологии, сертифицированный гештальт-терапевт и семейный консультант. Более 7 лет я веду частную психотерапевтическую практику и специализируюсь на личностных расстройствах.
Эксперимент «пустой стул»
Я и только Я знаю, как должно быть; Я никому не доверяю, потому что они сделают плохо и я буду переделывать; Я самая красивая, и у меня все должны спрашивать совет. Если вы не согласны, то у вас вкуса нет. Алиса не могла принять, что дочь не такая, как она сама. Не видя в ней личность, она подавляла девочку, та защищалась. Более того, Алиса даже не пыталась понять дочь.
Просто хотела заставить её стать своей копией. И не только её, а всех окружающих мечтала загнать в рамки своего видения мира. Очень трудно жить в таким восприятии себя и остальных. Техника пустого стула На новой встрече с Элиной психолог предложила ей провести диалог между ней и мамой.
Один для тебя, второй для мамы. Сначала садишься на свой и говоришь маме всё, что накипело. Все свои доводы. Потом ты должна пересесть на место мамы и отвечать за неё.
Но прежде обдумай, что ты ей сказала. Мы всё время орём друг на друга. Какая тут логика? Тогда Юля предложила Элине составить список её главных претензий к маме и записать.
Список был готов уже через пять минут. Там было всё, что уже ранее озвучила девочка. Юля просмотрела его и предложила составить такой же от лица мамы. Элина задумалась.
Юля видела, как девочка пыталась спокойно всё обдумать. И наконец, медленно, но верно второй список был готов. Письмо-терапия К новой встрече Юля попросила Элину написать письмо маме, основываясь на списке. Но маме не отдавать, а принести его сюда.
И еще одно, от лица мамы к самой Элине. Свое письмо Элина принесла через неделю. А вот письмо, которое она должна была написать себе самой от маминого лица, пока не получилось. Потому что ты худая, а я нет.
Мне не идут такие модели, которые в обтяжку по фигуре. Нет, просто у неё такой стиль общения. Она не умеет иначе. А я сразу завожусь и ору в ответ.
Но давай посмотрим. У мамы свое видение мира. Да, оно отличается от твоего и сильно. Как думаешь, почему она так делает?
В её понимании. Но я очень бурно реагирую. А я не хочу, чтобы мной командовали. Хочу, чтобы мы нормально говорили.
Одна из основных задач гештальт-терапии — научиться присваивать себе собственный опыт. Иными словами, доводить контакт с миром до полного завершения, не откладывая свои побуждения на потом. Такое контактирование с окружающим миром гештальт-терапевты называют «цикл-контактом». Каждый цикл-контакт состоит из шести этапов: возникновение желания, его осознавание, выделение энергии для его реализации, действие, непосредственно сам контакт и последующие отступление, сопровождаемое чувством глубокой удовлетворенности. Остановка этого цикла на начальных этапах порождает проблему. Например, человек не может решиться на важный разговор, и это стремление превращается в проблему. Три вышеперечисленных аспекта направлены на воссоздание целостного образа человека, достижение им гармонии в пяти основных сферах: эмоциональной, физической, рациональной сфере мышления и творчества , социальной и духовной. Достигается такая интеграция различными приемами и техниками, такими как фокусировка внимания в здесь-и-сейчас, принятие пациентом ответственности за свою жизнь, подведение человека к осознаванию проблемы, работа с полярностями его психики, применение метафор в разговоре, использование арт-терапии, монодрамы психодраматической техники, в которой для разыгрывания ситуации задействуются различные предметы — стулья, игрушки и т. Техника «Горячий стул» В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника монодрама , разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» иногда её называют «Пустой стул».
На середину комнаты, друг напротив друга, ставятся два стула. На один из них садится пациент, смотрит на пустой стул и задает вслух вопрос, как бы обращаясь к невидимому человеку. В роли того или иного собеседника могут выступать близкие пациенту люди, например, его отец. После этого он пересаживается на второй стул и дает на него ответ от имени своего отца.
Что ты вообще можешь? Говорить все умеют! Посмотри на себя! У тебя ничего не получается! Кто так говорит в вашей реальной жизни? Клиентка пауза. Он никогда не верил в меня.
Воспоминания о недавней ссоре с близким человеком могут вызывать желание вернуться назад и поступить иначе. К таким ситуациям относятся не только вопросы взаимоотношений, но и невыполненные домашние задания или важные пропущенные события: например, концерт любимого артиста. Как мозг реагирует на гештальт Когда мы получаем информацию с помощью органов чувств, наши мозговые нейроны, направленные на формирование цельного образа, реагируют первыми. Затем активизируются ответственные за распознавание деталей нейроны. Мозг не просто обрабатывает поступающие сигналы, но и пытается предугадать, какая информация будет получена дальше, а после сравнивает свое предсказание с фактическими данными. Если предсказание подтверждается и формируется целостный образ, или гештальт, выделяется дофамин — нейромедиатор, который вырабатывается, когда человек предвкушает удовольствие или ожидает вознаграждение. В случае несоответствия ожиданий и действительности нейронная активность усиливается для обработки новой информации. Некоторые ученые полагают, что такой механизм позволяет мозгу упрощать задачи и экономить энергию: вместо того, чтобы заново обрабатывать каждый сигнал, мозг сравнивает его с уже известными моделями и объединяет информацию в гештальты. Эта способность мозга значительно упрощает восприятие мира, делая его более предсказуемым и понятным. У каждого гештальта есть свое поле влияния, состоящее из сенсорных комплексов. Есть некое внутреннее впечатление, относящееся к одному и тому же объекту, но в разных состояниях. Восприятие организовано так, что мы склонны группировать элементы в целостные формы или фигуры на основе определенных закономерностей. В случае с «Вазой Рубина», в зависимости от того, на чем сфокусировано внимание, мы можем увидеть либо вазу на черном фоне, либо два обращенных друг к другу лицевых профиля. В чем суть гештальт-психологии История гештальт-психологии Понятие «гештальт» впервые предложил в конце XIX века австрийский философ и психолог Христиан фон Эренфельс. Он выдвинул теорию, согласно которой человеческое восприятие выходит за рамки суммирования ощущений органов чувств. Фон Эренфельс предположил, что в процессе восприятия человек объединяет впечатления в цельные образы или структуры. Гештальт-психология — это направление в психологии, возникшее благодаря идее Христиана фон Эренфельса и работам немецких ученых Макса Вертгеймера, Курта Коффке и Вольфганга Кёлера в начале XX века. Их исследования привели к формированию теории, согласно которой психические феномены должны изучаться как целостные структуры, а не как сумма отдельных элементов. Сама школа начала формироваться в 1912 году после публикации Вертгеймером статьи о восприятии движения. Основная идея гештальт-психологии заключается в том, что наше восприятие организовано таким образом, что мы видим мир вокруг как целостные образы, а не наборы отдельных частей. А свойства этих целостных образов нельзя объяснить через свойства их составляющих. Это направление также внесло вклад в понимание причин, по которым нам сложно отвлечься от незавершенных задач — эффект Зейгарник, который назвали в честь советского психолога Блюмы Зейгарник. В 1920-х годах она обнаружила, что незавершенные задачи остаются в нашем сознании гораздо дольше завершенных. По наблюдению Зейгарник, официанты всегда запоминают неоплаченные заказы, но быстро забывают, когда счет закрыт. Она объяснила это тем, что незавершенные действия вызывают психологическое напряжение, которое держит наше внимание на нерешенной проблеме, в то время как завершенные задачи быстро уходят из памяти. Отличие гештальт-психологии от гештальт-терапии Хотя гештальт-психология в итоге не получила широкого развития как самостоятельное направление, ее фундаментальные идеи продолжают оказывать влияние на многие области психологии, а также находят применение в дизайне и искусстве.
Эксперимент «пустой стул»
Существует множество техник, которые помогают мысленно вернуться в травмирующую ситуацию и заново ее прожить. Самые популярные — так называемые «пустой стул» и «письмо в прошлое». Применение техники "пустой стул" впервые было осуществлено м в его книге "Гештальттерапия"(Perls, Hefferline,Goodman,1951). Гештальт терапия – направление в психологии, которое помогает клиенту осознать и проработать непрожитые чувства, свои потребности, незавершённые ситуации, а также взять ответственность на себя за свою собственную жизнь. В целом, техника «Пустой стул» остается ценным инструментом в гештальт-терапии, который способствует эмоциональному выражению, самопознанию и внутренней интеграции. В целом, техника «Пустой стул» остается ценным инструментом в гештальт-терапии, который способствует эмоциональному выражению, самопознанию и внутренней интеграции.
Происхождение символа пустого стула
- Что такое гештальт и зачем его закрывать
- Техника "Пустой стул" Ф. Перлза: особенности и применение в психологии
- 5 гештальт-техник для личностного роста
- Суть техники «Пустой стул»
Техника "пустой стул" в психологии: суть, использование на практике
Визуализация положительной динамики — отличная мотивация двигаться дальше по этому пути. И здесь это тоже будет работать, поэтому обязательно попробуй. А если ты понимаешь, что мысли о прошлом тебя поглощают, ты стала зависима от человека и, кажется, не в состоянии справиться с происходящим сама, подумай о визите к психологу. Онлайн-платформы позволяют немного сэкономить, а уже после одного сеанса тебе может стать значительно легче. Источник Способ забыть человека со стулом Институт практической психологии Ольги Гаркавец запись закреплена Техника «пустого стула» — прием, часто используемый в гештальттерапии. Известно, что техника эта возникла под влиянием психодрамы Морено, которая произвела на Перлза большое впечатление. На нем размещается значимый человек, с которым клиент осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек, с которым остались непроясненные отношения или что-то невысказанное.
Экспериментальную игру, связанную с диалогом частей личности, терапевт предлагает тогда, когда у пациента имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт. На стул можно «посадить» Любое качество, чувство клиента для того, чтобы понять, от чего оно защищает, чему хочет помочь, выявляются вторичные выгоды. Боли и психосоматические проявления также могут стать собеседниками, для поиска причин и вторичных выгод. Техника «Пустой стул» состоит в том, что клиенту предлагается на пустой стул перед собой посадить воображаемого собеседника. Затем организуется диалог между тем «я», которое сидит на первоначальном стуле, и посаженным на пустой стул «собеседником», причем роль этого собеседника исполняет, — пересаживаясь на пустой стул, — сам клиент. Так как обе роли или больше, если необходимо исполняет сам клиент, становится очевидным, что диалог ведут его собственные «части», даже если «собеседником» представляется человек.
Оказывается, что каждая из этих «частей» может говорить, думать, чувствовать, иметь свою точку зрения, отличную от точки зрения других «частей». Эта ролевая техника достаточно популярна на только у гештальтистов. Работу с пустым стулом можно применять в индивидуальной и групповой работе. Подобный принцип работы можно использовать с метафорическими картами, когда клиент выбирает себя и «собеседника». Здесь хорошо подойдут портретные, сюжетные колоды, а также абстрактные для обозначения чувства, боли и т. Используете ли вы технику «пустого стула» в своей работе?
Источник Цель: научиться признавать и выражать собственные эмоции и чувства, порожденные внутриличностными конфликтами и разрешать их. Техника стульев используется, когда участник выражает две или более противоборствующих тенденции в какой-либо межличностной ситуации. Стулья используются для того, чтобы представлять собой каждую из альтернатив. Участник принимает на себя разные роли, садясь на разные стулья, а тренер интервьюирует его в каждой из ролей. Эта техника может помочь участнику принять решение в значимой ситуации. Участник осуществляет диалог с собственными чувствами страха, гнева.
Напротив стула, который занимает клиент горячий стул располагается пустой стул, на который сажают воображаемого собеседника чувство. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем другой психологической позиции. Стулья позволяют дать выход эмоциям, их можно толкать, бить, обнимать, пинать. Тренер обычно стоит за стулом и задает вопросы, касающиеся данной ситуации, чтобы облегчить процесс проекции, задает вопросы по поводу происходящего, стимулируя групповую дискуссию. Участник на пустом стуле может представить сидящим значимого для себя партнера, то есть того, кому необходимо рассказать, какие чувства испытывает он по поводу трудностей и ссор, возникающих в их отношениях. Пустому стулу или нескольким стульям можно также придать роль или роли частей самого себя уверенный, застенчивый и т.
Стулу легко говорить, что угодно и проецировать на него что угодно, и при этом на участников не воздействуют личностные характеристики живых партнеров. С какими трудностями вы столкнулись, выполняя данное упражнение? Какие мысли и эмоции у вас возникали? Что дало вам это упражнение? Каким образом изменилось ваше состояние? Как можно применять полученные результаты в реальной жизни?
В качестве воображаемого собеседника может выступать другой человек, ситуация, цель. Иногда практикуется диалог с самим собой: пациент задаёт вопросы, на которые он должен себе ответить. В таком случае это выглядит так, словно отвечает другая часть собственной личности — это снимает внутренние конфликты, например, вечное противостояние того, что «нужно» и того, что «хочется». Если разобраться в этих двух аспектах, строить цели и нащупывать дорогу дальше станет проще. Цель этого упражнения — помочь человеку исследовать свои мысли, эмоции и отношения через визуализацию и диалог. Важно, чтобы не было сплошного потока обвинения: катарсис не наступит, если просто накричать на воображаемого друга.
После бурного проявления эмоций всегда нужно задумываться, откуда они взялись. Присутствующий рядом терапевт как раз нужен для того, чтобы подтолкнуть в сторону этого размышления и поиска источника внутреннего конфликта, связанного с проецируемым человеком или ситуацией. Сложности в использовании техники Возникают сильные эмоции — и это нормально. Но для непривычных к такой встряске людей сложно перестроиться и открыться самому себе. При активном процессе взаимодействия с источником обиды могут возникать гнев, боль, грусть и другие сильные эмоции. Высокий уровень эмоционального дискомфорта под силу преодолеть не всем, особенно в одиночку.
Смотрите курс-саммари « Гештальт-психология », чтобы узнать о действенных техниках работы с психологическими проблемами.
Например, если сильно хотеть пить и уронить стакан с газировкой за секунду до того, как утолить жажду, человек испытает, разочарование, злость, обиду. Можно налить себе воды снова, но эта мелкая неприятность надолго испортит настроение, ведь логичного удовлетворения своего желания получить с первого раза не удалось. Ситуации, в которых мы не преуспели, преследуют нас и лишают энергии.
И, если пример с водой и стаканом забудется через пару часов, есть ситуации которые отравляют жизнь многие годы. Обиды на родителей Обиды — самый распространенный вариант незакрытого гештальта. Особенно если дело касается детской обиды на родителей. Дети не могут выразить гнев, упреки и претензии в отношении взрослых.
Они накапливаются в подсознании и формируют три основных типа сценариев: 1. Во взрослой жизни человек выбирает партнера, похожего на родителей, чтобы высказать ему все претензии своего детства. Но это не приносит удовлетворения, поскольку выяснять отношения приходится не с настоящими мамой и папой, а с их «заместителями». Человек подсознательно ищет для себя «идеального родителя», которого так не хватало в детстве.
Например, девушка, выросшая без отца или с отцом-абьюзером, видит «заменителя» отца в мужчине, который рядом. Она превращается рядом с ним в маленькую капризную девочку, которая требует заботы и внимания, изводит ревностью и обижается, если не получает желаемого. Выросший ребенок собственным примером пытается показать, как быть хорошим родителем. Он строит «идеал» семьи и требует от окружающих соответствия благополучной картинке.
Если в чем-то пазл не складывается, это вызывает гнев и фрустрацию. Чтобы заставить экс-партнера пожалеть о сделанном, они демонстрируют в соцсетях счастливую жизнь свободного человека или выкладывают фото с новыми пассиями. Но чаще всего — ищут похожего по характеру и типу темперамента нового партнера, чтобы дать себе «еще один шанс».
Сейчас вы попробуете вообразить диалог со значимым для вас человеком. Фокус внимания будет сконцентрирован на том, что случилось и что для вас было самым болезненным и тяжелым.
Поставьте перед собой пустой стул - он для значимого другого, который может тот стул занять. Вы можете представить все, что придет вам в голову или этого человека, сидящего на пустом стуле напротив вас. Скажите другому, что вы хотите поговорить с ним или с ней о том, что этот человек сделал с вами. Не стесняйтесь использовать то, что вы записали при подготовке. Скажите это вслух так , как будто рядом есть другой человек.
Обращайтесь к воображаемому значимому другому «Ты» или «Вы» когда говорите с ним, как если бы этот человек был рядом, и используйте «Я», когда говорите о своем опыте, а также о своих чувствах и потребностях. Расскажите значимому другому о том, что было трудным и болезненным для вас и как вам стало тяжело в дальнейшей жизни. Взамен скажите этому человеку, как дела должны были обстоять на самом деле. Скажите ему что то, что случилось, не было нормальным или в порядке вещей. Расскажите почему.
Техники гештальт-терапии: эксперимент (пустой стул).
Этот человек может быть живым или мертвым, кем-то еще, чьим-то "я" или частью этого "я". В этой технике протагонист разговаривает с воображаемым кем-то или чем-то в форме монолога или обмена ролями. Протагонист все время меняется ролями и местами с отсутствующим кем-то или чем-то. Этот "двухрельсовый монолог" поддерживает ход действия. Важно, чтобы впоследствии пустой стул был занят конкретным человеком, вспомогательным лицом, с кем бы протагонист мог общаться, как будто воображаемый "кто-то" действительно был здесь. В своей простейшей форме техника пустого стула использует один стул. Но сцена может быть расширена, усложнена и в этом случае можно использовать несколько пустых стульев, представляющих несколько ролей.
Может ли консультант использовать методы психотерапии Минусы транзактного анализа Это бережный метод работы с клиентом, но важно учитывать потенциальные опасности. С одной стороны, язык транзактного анализа понятный и житейский, но с другой — это и создает риски. Важно избегать навешивания ярлыков, например, токсичного употребления слов «жертва», «спаситель», «ребенок». Какие еще опасности скрыты и как их нейтрализовать: психолог может начать «играть» с клиентом — важно ответственно подходить к личной терапии; клиент может начать «играть» с психологом — важно не пренебрегать супервизией; человек неправильно истолковывает концепцию транзактного анализа — важно внимательно выбирать психолога, остерегаться мошенников. Например, в эзотерике сейчас популярна тема работы с Внутренним Ребенком. Есть много тренингов и практик для этого, но обычно они не имеют ничего общего с научной психологией. В лучшем случае человек просто потеряет деньги, а в худшем может получить ретравматизацию. А можно насколько заиграться с укреплением Ребенка, что в итоге стать инфантильным. Человеку нужны естественный Ребенок, заботливый Родитель и сильный Взрослый. Все три эго-состояния важны. Они должны быть сбалансированы, тогда как на деле часто доминируют Родитель или Ребенок. А Взрослый бывает «загрязнен» ими, то есть смешан с состоянием Ребенка или Родителя контаминирован. Контаминация — это состояние, при котором одно эго-состояние вторгается в другое. Подобно тому, как вирус проникает в организм и маскируется под его клетки. При контаминации человек думает, что рассуждает как Взрослый, но на самом деле в нем говорит Родитель и его предубеждения или Ребенок и его мании. Обычно контаминация проявляется себя во время стресса. Хорошо объяснил этот процесс Виктор Викторович Макаров, психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор. Развивая идеи Берна в книге «Транзактный анализ. Восточная версия», он пишет, что загрязнение Родителем обычно проявляется в расовых, гендерных, возрастных и сексуальных предрассудках, например: «Мужчины должны быть сильными, а женщины — слабыми». Загрязнение Ребенком обычно проявляется в заблуждениях, фантазиях, иллюзиях и страхах. Часто это иллюзия собственного величия или никчемности, мания преследования и страх смерти. А также вера в «волшебную таблетку» и синдром отложенной жизни, например: «Когда я разведусь, то я…» или «Когда дети подрастут, то я…» Контаминация может быть односторонней или двойной. В любом случае с ней можно справиться в терапии через деконтаминацию: транзактный аналитик помогает клиенту заметить загрязнения и отказаться от них, научиться выдерживать границы эго-состояний при любых условиях. Главное в этой работе — укрепление Взрослого.
Такие конфликты часто порождаются внутренним диалогом долга, требований общества, совести, с одной стороны, и желаний, эмоций, спонтанности, с другой. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие. Ради справедливости стоит отметить, что «пустой стул» был перенят из психодрамы Морено, а не возник в рамках гештальт-терапевтического подхода.
Вспомогательному лицу: «Я бы хотел, чтобы в этой сцене ты исполнил роль протагониста. Веди себя точно так, как это делает протагонист, в том, что касается манер, жестов, интонаций голоса. Показания: Протагонист неохотно взаимодействует со вспомогательным лицом, погружен в себя, недостаточно разогрет или занимает позицию неучастия в сцене. Протагонист участвует в сцене, но явно мало проникается значением своих действий, их последствий, значением своего отношения и поведения. Приходится иметь дело с протагонистом, неспособным открыто общаться с другими людьми состояние депрессии, неадекватное поведение, одержимость фантазиями, нереальностью и т. Противопоказания: Протагонист очень чувствителен, обладает низкой самооценкой. Протагонист с суицидальными наклонностями или параноидальными проявлениями. Из вышеизложенных показаний к применению становится ясно, что данная техника направлена на преодоление сопротивления со стороны протагониста. Мотивационный аспект сопротивления связан с вопросом: «Чему сопротивление сопротивляется? Техника «Пустой стул» «Пустой» стул «высокий» стул. При использовании техники «пустого» стула клиент взаимодействует с антагонистом и даже обменивается с ним ролями, и, соответственно, в его роли взаимодействует с воображаемым самим собой. При использовании техники «высокого» стула обычный стул помещают на подставке так, чтобы клиент, сидящий на нем, возвышался над остальными сидящими. Это делается для того, чтобы придать клиенту-протагонисту ощущение силы, которая ему необходима, чтобы успешно справиться со своими противниками в психодраматическом действии или с другими людьми, которые обычно подавляют его в реальной жизни. Опыт «высокого» стула может помочь клиенту более успешно научиться справляться с угрожающей реальностью. Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций. Участники должны представить себе, что произошло бы, если реально драматизируемая ими проблемная ситуация оказалась иной, чем она есть на самом деле, или разрешилась каким-нибудь другим способом. Импровизированно воссоздаются и проигрываются возможные ситуации, которые могут сложиться в будущем. Метод применяется для того, чтобы подготовить протагониста к ситуациям, возникновение которых можно предвидеть в будущем. Проигрывая эти ситуации заранее, протагонист готовится к ним и вносит соответствующие коррективы в свое настоящее или будущее поведение. Техника «За спиной» заключается в том, что клиент садится на сцене на стул спиной к зрителям, а режиссер призывает зрителей к обсуждению клиента, давая ему тем самым возможность понять, как его видят другие. Техника «Идеальный другой» Использование техники «Идеальный другой» помогает снизить напряженность клиента в конце психодраматического действия, а также дает ему возможность испытать отношение к себе, которого он желает, но которое может и не быть возможным в реальной жизни. Одной их наиболее широко применяемых в психодраме разминок является игра под названием «Волшебный магазин». Эта техника помогает клиенту осознать свои истинные цели и желания в жизни: клиент взаимодействует с владельцем «волшебного магазина», которого часто изображает вспомогательное «Я» или режиссер. Режиссер просит участников представить себе, что на сцене открыта лавочка, где продаются различные чудесные вещи: любовь, мужество, мудрость, талант и т. Добровольцев просят выйти вперед и попробовать выменять какой-нибудь товар. Например, кто-нибудь может попросить «уважения». Режиссер, играющий роль волшебной лавки, уточняет, сколько нужно уважения, от кого, в связи с чем. В то же самое время владелец магазина требует в уплату от клиента что-нибудь из того, что пациенту тоже дорого, например здоровье, любовь, честь, независимость. Это ставит клиента перед дилеммой и обычно заставляет его немедленно обратиться внутрь самого себя, чтобы осознать, что он на самом деле ценит и чего хочет в жизни. Результатом взаимодействия клиента и продавца является либо принятие сделки, либо отказ от нее, либо что случается очень часто неспособность покупателя принять какое-либо решение. Проработка этой темы приводит к тому, что добровольные покупатели начинают лучше понимать цель своей покупки и осознавать последствия своих действий. Группу делят пополам и образуют два круга, находящихся один внутри другого. По сигналу психотерапевта участники внешнего круга движутся в одну сторону, участники внутреннего, соответственно, в противоположную. По команде все участники останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу. Участники внешнего круга играют роль контролеров автобуса, внутреннего роль безбилетных пассажиров. Участники спонтанно играют свои роли в течение трех минут, а затем еще в течение двух минут делятся с партнером своими мыслями, чувствами, ощущениями. По команде группа вновь начинает движение по кругу и останавливается по сигналу.
Психодрама
Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама, техника «горячий стул» или «пустой стул». При использовании техники «пустого» стула клиент взаимодействует с антагонистом и даже обменивается с ним ролями, и, соответственно, в его роли взаимодействует с воображаемым самим собой. Техника пустого стула позволит вам обратиться напрямую к виновнику проблем, и вы таким образом продвинетесь вперед. методу, объединившему в себе искусство и науку.
Ольга Некрасова
- Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмами
- Техники психодрамы
- Способ забыть человека со стулом
- Психологическая интервенция
Техника пустого стула в психологии: основные принципы и методы
Техника пустого стула более эффективна, потому что в ней вы проговариваете вслух то, что осталось незавершенным. Техника "Пустой стул" является одним из ключевых инструментов гештальт-терапии, когда в процессе сеанса психотерапии пустой стул представляет собой метафору для важного человека или аспекта клиента. 4. Сядь на противоположный стул и отзлись, на свой страх за то, что он делает.
Техники гештальт-терапии: эксперимент (пустой стул).
Если разобраться в этих двух аспектах, строить цели и нащупывать дорогу дальше станет проще. Цель этого упражнения — помочь человеку исследовать свои мысли, эмоции и отношения через визуализацию и диалог. Важно, чтобы не было сплошного потока обвинения: катарсис не наступит, если просто накричать на воображаемого друга. После бурного проявления эмоций всегда нужно задумываться, откуда они взялись. Присутствующий рядом терапевт как раз нужен для того, чтобы подтолкнуть в сторону этого размышления и поиска источника внутреннего конфликта, связанного с проецируемым человеком или ситуацией. Сложности в использовании техники Возникают сильные эмоции — и это нормально. Но для непривычных к такой встряске людей сложно перестроиться и открыться самому себе. При активном процессе взаимодействия с источником обиды могут возникать гнев, боль, грусть и другие сильные эмоции. Высокий уровень эмоционального дискомфорта под силу преодолеть не всем, особенно в одиночку.
Смотрите курс-саммари « Гештальт-психология », чтобы узнать о действенных техниках работы с психологическими проблемами. А по промокоду BLOG15 вы сможете получить бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней — он действует до 25 июля при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте. Происходит столкновение с сопротивлением и защитными механизмами. Возможно, будут появляться мысли оправдания, отрицания или избегания работы с негативными эмоциями.
Запоминающееся название: оно врезается в память и вызывает сильные эмоции у клиента. Давайте же разберемся, в чем состоит суть самой терапии. Как это работает? Теория интервенции заключается в том, что планируемое, не угрожающее посредничество в негативной ситуации может положительно повлиять на результат. Вмешательства могут помочь изменить поведение, которое мешает благополучию человека, его семьи и друзей. Цель любого вмешательства — принять меры, которые приведут к позитивным изменениям в том, как человек думает и что чувствует, а также предотвратят саморазрушительное поведение.
Теперь давайте рассмотрим наиболее интересные и популярные методы интервенции в психиатрии. Метод песочницы Эта интервенция помогает человеку обрести внутренний мир, а также содержит потенциал для развития личности в целом, включая ее интеллектуальные и духовные аспекты. Роль терапевта в том, чтобы помочь клиенту как правило, ребенку выразить внутренние силы. Метод песочницы состоит из создания клиентом трехмерной картины с миниатюрными фигурами на подносе с песком. Миниатюрные фигуры, представляющие все аспекты жизни и фантазии, расположены на полках возле песочного лотка. Также доступно большое количество строительных материалов, из которых клиент может изготовить необходимые предметы. Терапевт позволяет человеку проявить свою фантазию и больше не дает никаких инструкций. Особенность песочницы заключается в том, что, когда клиент моделирует и перемещает фигуры в лотках, его психика одновременно переходит в новые и более здоровые формы. Пустой стул Перед человеком ставится пустой стул.
Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие. Ради справедливости стоит отметить, что «пустой стул» был перенят из психодрамы Морено, а не возник в рамках гештальт-терапевтического подхода.
Представляем на пустом стуле себя. Высказываем то, что хотите сказать себе. Четвертый способ Используется в процессе терапии с психологом Когда понимаем, что клиенту нужна данная техника, то ставим перед ним пустой стул. Просим клиента представить того, на ком обосновывался «конфликт». Просим клиента высказаться и проанализировать услышанное. Все пункты уже понятны, но в данном случае на пустом стуле должен присутствовать уже мёртвый человек. Я рекомендую использовать данный способ только опытным психологам работающим с этим клиентом уже продолжительное время. В данном случае нужно быть очень аккуратным, так как этот способ способен травмировать человека сильнее чем он уже был травмирован. Шестой способ Лично мне он не очень нравится, но он вполне может быть использован вами. Разговор на будущее. Таже схема, но как подготовка к важному разговору с человеком с которым вы потом просто это будите обсуждать.
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
Эксперимент «пустой стул» – это встреча «лицом к лицу» на стульях двух конфликтующих частей личности (полярностей) или клиента и другого человека (других людей). В технике «пустой стул», вы можете приглашать субличности, они могут быть, определенными людьми. Техника «Пустой стул». Та же самая техника, но при ней проговаривать все свои переживания придется вслух, не в письменном виде.
Сидеть в пустом кресле
- Психологическая интервенция
- Пустое кресло: терапевтическая техника гештальта
- Техника «Пустой стул»
- Техника пустого стула — Студопедия