Новости первое главное управление кгб ссср

В структуру управления «С» ПГУ КГБ СССР (её восьмого отдела) входили оперативный отряд «Вымпел» (перешедший позднее в подчинение МВД и ФСБ) и отдельный специальный учебный центр в Балашихе. Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете министров СССР (с 1978 года - КГБ СССР).

Гений-тихоня. Как начальник ЦРУ стал лучшим агентом внешней разведки КГБ

Ведь в разработку как агент ЦРУ он к нашим коллегам попал в 1979 году. Но дело в том, что в деле вербовки Калугина ЦРУ еще много неясных моментов, о которых, я думаю, со временем спецслужбы нашей страны обязательно узнают! Калугина с поличным, чтобы доказать его работу на ЦРУ, как установленного агента? Но, к сожалению, Майкла Гризского наша контрразведка разрабатывала, как дипломата, а не разведчика! Кроме того, тот, о ком сообщил руководству КГБ В. Крючков, был генерал-майор ГРУ — Д. И в результате этого Полякову удалось после сообщения агентуры нашей разведки о его работе на ЦРУ еще пять лет продолжать свое сотрудничество с разведкой США, потому что по указке Цинева разработка Полякова была прекращена. С нас с тобой за такие доклады погоны снимут, перестань таскать мне такие выводы! Действительно, не каждый председатель может пойти на раскрытие агентов вражеской разведки в рядах своего ведомства! А Крючков, несмотря ни на что, через свою агентуру раскрыл и тех, кто был завербован до его прихода к руководству ПГУ, и во время его руководства разведкой КГБ!

Это огромная цифра для работы в вербовочном направлении разведки любой страны. И неверна точка зрения, что при Владимире Александровиче Крючкове вербовались все желающие, как дворники, горничные в посольстве и т д. Я выше говорил и повторюсь, что сов. Хотя и горничная тоже может быть полезна, поскольку она может поставить специальную технику. Поэтому абсолютно не правы те из Ваших коллег, кто пишет, как Л. Крючкове, ничего не понимая в работе КГБ. Кто именно способствовал такому искажению заслуг перед страной этой незаурядной личности: Запад или кто то из руководства России? Видимо, сказалась его непримиримая борьба с пятой колонной, окопавшейся в нашей стране, которая разрушала СССР! Дезинформация исходила от А.

На что Крючков заявил, что это новые его дела, и попросил у Горбачева санкцию на перепроверку этой информации. Горбачев, понимая, что агентура ПГУ даст те же данные, хотя Крючков хотел информацию по Яковлеву проверить через другую агентуру ПГУ, запретил ее проводить и велел Крючкову самому поговорить с Яковлевым. А если бы она прошла, то и подтверждение этих данных на Яковлева было бы осуществлено.

В общем, не надо доводить Ельцина. Давайте я вам организую с ним встречу, Вы объясните, чего хотите, и конфликт будет разрешен». Потом я поговорил с Александром Коржаковым, а он договорился с Борисом Николаевичем. Встреча состоялась, но все пошло не так. Коржаков рассказал мне, что Хасбулатов действительно достал вино, а Ельцин, как обычно, коньяк.

Ну и, как я понял, после того, как уже было изрядно выпито, Ельцину не понравилось, что Хасбулатов ему что-то возразил, и он его то ли толкнул, то ли ударил. Какой же человек с Кавказа такое стерпит? Естественно, Хасбулатов после этого написал мне записку: мол, я Вам поверил, и вот чем все закончилось. Я сожалею, что согласился, и больше ни на какие переговоры выходить не хочу». Эту записку Борис Ратников передал Александру Коржакову. Сам Коржаков также упоминал в своей книге, что локоть президента «сделал как бы неловкое движение». Впрочем, утверждать, что этот некрасивый эпизод стал причиной трагедии октября 1993 года, было бы более чем преувеличением. По мнению Бориса Ратникова, он стал скорее точкой невозврата.

Крови можно было бы избежать и после той неудавшейся встречи. А можно было сделать по-умному — сменить ночью охрану на свою и спокойно опечатать все кабинеты. Депутаты пришли бы на работу, а их просто не пустили бы, и не надо было бы никого расстреливать. Мы предлагали такой вариант. Но тамошним демократам нужны была акция устрашения и кровь…». По мнению Коржакова, причина того, что стрельбу не удалось предотвратить, была в другом: «Мы не просто предлагали этот вариант, а дважды пытались опечатать депутатские кабинеты, но оба раза нам помешали непредвиденные утечки информации. Задействовались и другие способы погасить пыл "мятежного" Верховного Совета. Ельцину и его окружению удалось уговорить большинство депутатов не выступать против президента.

К началу вооруженного конфликта в Белом доме оставалось не более 150—200 депутатов из тысячи с лишним. Но ситуация все же вышла из-под контроля, началась стрельба, вооруженные до зубов мятежники напали на Останкино, и избежать кровопролития было уже нельзя». Будни охраны Когда началась первая война в Чечне, у Дудаева был целый список людей из российского руководства, которых нужно было физически устранить. Но боевое усиление охраны позволило предотвратить все возможные покушения на первых лиц России. На вопрос, приходилось ли офицерам охраны по-настоящему спасать жизнь президента, Александр Коржаков отвечает: «Только от него самого. Он за рулем ездил очень неосторожно. Однажды в бане заперся — еле вытащили…». Самой успешной за время службы у Ельцина Коржаков считает спецоперацию, проведенную СБП в мае 1996 года во время подписания указа о прекращении войны в Чечне и выводе войск из республики.

Это был эпизод пропагандистской кампании, когда Ельцин на танке подписал указ о прекращении военных действий. Чеченская делегация оказалась как бы "в заложниках". Операция с визитом в Чечню удалась потому, что в этот раз мы не допустили утечек информации. Никто из администрации президента не знал, что он летит в Чечню». В своей книге Александр Коржаков не без гордости упоминает о том, что охрана Ельцина не занималась политической цензурой и вообще была демократична. Настолько, что во время массовых мероприятий любой человек мог подойти к президенту и задать вопрос. Мы решили поговорить об этом поподробнее. Я восемь лет на "трассе" простоял.

И могу сказать, что для опытного офицера личной охраны вычислить злоумышленника — дело несложное. Что-то в поведении человека обязательно выдаст его намерения, главное — внимательно смотреть». С советских времен также существовала практика изощренных проверок для службы охраны. Проверяющие могут подложить на «трассу» муляж бомбы или еще какой-то подозрительный предмет, и если охрана его не найдет, то это расценивалось как негативный результат. При таком контроле у офицеров охраны вырабатывалась экстраординарная наблюдательность. В ельцинскую эпоху российские чиновники часто выезжали в США. В связи с этим сотрудникам СБП приходилось очень плотно взаимодействовать с американскими коллегами из Secret Service. Никаких проблем в этой совместной работе не возникало.

Проблемы были не нужны никому, и это нас сближало». При этом подход к работе у наших и американских охранных служб совпадает не во всем. По ночам мы сами свою территорию охраняли, а у них была целая куча агентов, весь отель оцепляли. Да и сейчас в США охрана первых лиц в разы многочисленнее нашей. Но в целом Secret Service оставляла очень хорошее впечатление. Мы были с ними в дружбе еще со времен Никсона и интересовались их работой. Когда в 1981 году произошло покушение на Рейгана, ни один из его телохранителей не испугался — под пули бросались! Их мотивированность подкреплялась материально: в американских спецслужбах очень хорошая "социалка", сотрудникам не приходится волноваться за свое будущее.

А у нас бывает, что проработаешь 40 лет и потом уйдешь без пенсии…». Интересно, что Secret Service была создана как подразделение Министерства финансов США и до 2003 года подчинялась только ему. А потом ее передали в АНБ Агентство национальной безопасности , которое известно своими прослушиваниями иностранных политиков и бизнесменов. И это, с точки зрения Коржакова, могло положить конец политической независимости американской охранной службы. После переговоров глав и правительств «восьмерки» Борис Ельцин, выйдя из гостиницы, в течение пяти минут общался с жителями Денвера на снимке. А при Ельцине СБП оказалась в самом центре политических противоречий. Процесс разграбления страны был уже в разгаре, и Ельцин понимал, что нужно было хотя бы не дать разворовать все окончательно. КГБ было разогнано, и никаких органов по борьбе с коррупцией, кроме нашей службы, в России не осталось.

Нам было поручено взять под контроль продажу оружия, для этого по приказу Ельцина был создан отдел "В". После президентских выборов 1996 года мы должны были взять под контроль и Роскомдрагмет, где тоже имели место всевозможные нарушения». Таким образом, до какого-то момента Ельцин планировал бороться с разворовыванием страны и в этой борьбе делал ставку на свою службу безопасности. Поэтому Сталина и убили. А если бы при Ельцине в 1996 году остался Коржаков, не было бы Березовского и Чубайса. Но президент сменил свою политику и встал на сторону наших врагов». Вот здесь следует кое-что прояснить. Коржаков был уволен с поста начальника СБП лишь летом 1996-го после памятного скандала с коробкой из-под «Ксерокса».

А это значит, что Березовский и другие олигархи стали появляться в Кремле еще при Коржакове. Куда же он и его подчиненные смотрели раньше? Но вопросом о том, кого пускать в Кремль, а кого нет, занималась не служба безопасности, а канцелярия президента.

Задачи Инспекции: "Главное в работе Инспекции- оказание помощи руководству Комитета госбезопасности в четком и своевременном выполнении задач, поставленных перед органами и войсками КГБ, организации систематической проверки исполнения решений ЦК КПСС, Советского правительства и правовых актов КГБ в интересах дальнейшего совершенствования агентурно-оперативной, следственной работы и работы с кадрами. Всю свою деятельность Инспекция подчиняет строжайшему соблюдению социалистической законности". Учебные заведения КГБ подготовка кадров для разведывательных, контрразведывательпых, следственных и оперативно-технических подразделений : Высшая Краснознаменная школа КГБ им.

Создан 11 июня 1979 года. Создан 12 июля 1971 года. Курсы переподготовки и повышения квалификации руководящего и оперативного состава оперативно- технических подразделений. Открыты 3 сентября 1971 года.

АЭС во Франции Что в такой ситуации делать белорусам? Не летать в космос, закрыть Островец, сидеть на хуторе и гордиться великой историей, примерно как это делают древние укры.

Но для этого нужно сломать систему принятия решений в государстве. Понятно, что все хотят хорошего, и никто не хочет плохого. Но что делать, если плохое случается? Зону в 30 км чертили циркулем В те далекие годы не было отдельной союзной структуры МЧС, и что-то похожее появилось даже не после Чернобыля, а только после землетрясения в Спитаке в 1988-м, когда надо было отселять большие массы людей. До этого республики справлялись своими силами: милицией, пожарными частями, армией, гражданскими автобазами, школам и детсадами, где размещали людей; системой потребкооперации, которая их кормила. Фото: Вячеслав Цуранов Но, во-первых, Чернобыль случился на границе двух республик, когда вся первичная информация была только у Киева, а Беларусь была вынуждена ее выпрашивать у киевских, как бедные родственники, потом ликвидировать последствия вслепую, ждать команду из центра и еще успокаивать людей.

В первые дни информации об объемах аварии не было ни из Киева, ни из Чернобыля, ни из Москвы. Дирекция станции информировала лишь о пожаре на крыше, а первая официальная информация Минску от Москвы поступила лишь 3 мая. Почему так? Можно предположить, что изначально предполагали диверсию рядом строилась секретная РЛС «Дуга» для обнаружения пусков ракет , и над объектами держали информационный зонтик. Опять же, есть точка зрения, что руководство БССР боялось паники и потому скрывало аварию, но на практике людей было не выгнать из собственных подворий в зоне отселения, приходилось уговаривать лично — если угрозы не видно и не слышно, ее как бы и нет. Эвакуировали почти насильно, под предлогом «на пару дней», иначе люди вообще не ехали.

Скрывать что-то ради отсутствия паники не было особого смысла, тем более, у Минска не было никаких данных.

Первое генеральное управление КГБ

Советские спецслужбы периода после Сталина можно однозначно воспринимать как отделы разведслужб капиталистических стран, но особо важную роль в деле подрыва СССР изнутри играли органы внешней разведки СССР, прежде всего ПГУ КГБ. Первое главное управление — это разведка. Шестое управление КГБ СССР отвечало за контрразведывательное обеспечение экономики СССР, а его 5-й отдел — за контрразведку на объектах топливно-энергетического комплекса, в том числе на АЭС.

Глава 8 Первое главное управление КГБ. 1954–1991 годы

Чтобы понять, почему именно КГБ СССР сумел просуществовать дольше всех своих предшественников, нужно совершить короткий экскурс в историю советских политических спецслужб. Советские спецслужбы периода после Сталина можно однозначно воспринимать как отделы разведслужб капиталистических стран, но особо важную роль в деле подрыва СССР изнутри играли органы внешней разведки СССР, прежде всего ПГУ КГБ. Самостоятельным ведомством стало Первое главное управление КГБ СССР (внешняя разведка – СВР). Дальнейшая реорганизация органов КГБ СССР проводилась в направлении укрупнения и усиления некоторых подразделений контрразведывательного (Второго главного) управления путем преобразования их в самостоятельные управления (всего к 1980 г. Причиной реорганизации стало появление Советского Союза как объединения четырех главных советских республик: Белорусской, Закавказской, Украинской и РСФСР.

Самая секретная воинская часть СССР: чем на самом деле занимались в В/Ч 54282

А затем пришло из Центра указание, не надо по ним проводить никакой работы, только агентурное наблюдение. А Калугин пишет, что в 1974 году он, якобы, получил от Юрия Владимировича Андропова задание установить место нахождения Носенко с целью, потом обезвредить его! Хотя последний акт возмездия наша спецслужба провела в Мюнхене в1959 году, когда убрала главу радикальных украинских националистов Бандеру. Маркову, работающему на лондонской радиостанции Би-Би Си, в 1978 году был сделан «укол зонтиком», в результате чего тот умер? Маркова наша спецслужба не имела никакого отношения. Провести в отношении Маркова эту операцию могла только болгарская разведка. Но Олег Калугин врет, что эту операцию провело наше Управление внешней разведки. После этого заявления Калугина тогдашний 1991 1994 гг. А Калугин просто играл на этом, как и на других своих заявлений, чтобы на халяву, за счет пригласившей его страны, еще раз объехать весь мир.

Кстати, в своих рассказах, интервью и заявлениях он выдал много наших агентов. Наш сотрудник ПГУ работал с тем агентом или агентами из США, о которых знал он лично и еще резидент и его заместитель. Например, об агенте ЦРУ, конструкторе А. Толкачеве знали все сотрудники ЦРУ московской резидентуры! Остальные машины прикрытия отвлекали внимание сотрудников Управлений контрразведки и наружного наблюдения КГБ. И наружные наблюдатели КГБ знали, что каждый из наблюдаемых ими сотрудник ЦРУ мог провести встречу с их агентом, хотя он, работник ЦРУ, не знал агента своей разведки в лицо! Ведь В. Мартынов из Управления «Т» Технической разведки и С.

К счастью, не до конца. Так же, как когда то нашей разведке в Париже помогло основанное мужем М. Цветаевой С. Эфроном «Общество возвращения на родину», давшее крышу не одному работнику советской разведки во Франции? Подобные связи работников советского посольства были использованы.

Конституции - основные законы СССР 1936 и 1977 годов. Секретные съезды стран Варшавского договора. Конвенции и соглашения, подписанные СССР с зарубежными странами. Соглашения о секретном сотрудничестве, подписанные КГБ с органами безопасности зарубежных стран. Состав Пе-Ге-У КГБ состоял из центрального аппарата центрального управления , базирующегося в Москве, децентрализованных представительств на всей территории СССР, официальных представительств КГБ за рубежом в «дружественных» странах, а также секретных или тайных резидентов.

КГБ за границей говорят «легально» и «нелегально» в «вражеских» странах. Вот как это можно описать в период с 1980 по 1991 год. Направление КГБ Пе-Ге-У возглавляли военные или гражданские лидеры, полный список которых: Александр Семенович Панушкин 1954-1955 , первый дирижер Александр Михайлович Сахаровский промежуточный 1955-1956, 1956-1971 , генерал-лейтенант, затем генерал-полковник.

В принятом еще в 1959 году и действовавшем вплоть до разгона Комитета государственной безопасности в 1991 году Положении, регламентировавшем «от» и «до» все аспекты его существования и деятельности, четко было указано: «КГБ работает под непосредственным руководством ЦК КПСС». И под его же неусыпным контролем. Ну, говорилось там, правда, и о правительстве, но вы же понимаете... Первый из них, кстати, при назначении совершенно открыто озвучил полученную от Хрущева «установку» - полностью «переключить» КГБ исключительно на работу за рубежом, решение сугубо внешних проблем СССР. Любая деятельность структуры внутри страны была чуть ли не под абсолютным запретом.

Коммунистическая партия, руководителям которой еще, наверняка, являлись в ночных кошмарах суровые парни в «васильковых» фуражках, способные привлечь к ответу кого угодно, невзирая на звания, ранги и партийный стаж, хотела стопроцентно обезопасить себя от их возвращения — в той или иной ипостаси. Это и удавалось — вплоть до прихода к верховной власти Андропова, принявшегося «ворошить» такие дела, что аж дух захватывало. Именно полная неприкосновенность партноменклатуры СССР для органов государственной безопасности и сыграла крайне негативную роль в развитии страны. Отсутствие у руководящих сотрудников КПСС различных рангов ответственности, а, называя вещи своими именами, страха перед наказанием за самые неприглядные и даже преступные деяния, и завело страну сперва в гнилое болото под названием «застой», а потом и бросило в ад «перестройки», закончившейся гибелью Советского Союза. Возможно — к сожалению... Ответ на этот вопрос, думаю, вполне органично проистекает из написанного несколько выше. О «всех» гражданах речи идти не может хотя бы в силу того, что Партия Комитету была не подконтрольна. Остальные же...

Тех самых, что ходили в шапочках из фольги на головах КГБ нас облучает! С одним подобным фруктом довелось столкнуться на заре журналистской деятельности — разоблачить «органы», понаставившие микрофонов в его сортире он требовал на полном серьезе... Давайте будем объективны — Комитет госбезопасности не мог «контролировать» или, тем более, «преследовать» чуть ли не каждого второго жителя СССР по той простой причине, что это было невозможно физически. Да и зачем?! Под контролем реально находились лица, являвшиеся секретоносителями, потенциально опасные для государства типы вроде того же Солженицына , и прочие категории граждан, способные принести стране реальные неприятности тем или иным способом. Увы, при этом время от времени случались крайне досадные промахи и «проколы» - становились «невозвращенцами» спортсмены и артисты, а то и летчики на новейших истребителях срывались за кордон. Находились перебежчики, увы, и в самом КГБ. О чем это говорит?

О плохой работе Комитета? Не знаю — судить тут точно не мне.

Центральная бухгалтерия Впоследствии происходили следующие изменения: 27 сентября 1954 г. УАО переименован в 10-й отдел; 28 октября 1966 г.

Его точное название неизвестно; 4 января 1973 г.

Одна из секретнейших спецслужб: пять вопросов о КГБ СССР

Чудеса не только в сказках бывают, но и в реальной советской действительности. Несколько лет Чубайс диссидентствовал, а потом вдруг этого экономического диссидента не кто-нибудь, а целая Комиссия Политбюро привлекла для разработки планов экономической «перестройки». Самый интересный вопрос, который в связи с этим возникает: откуда вообще Политбюро узнало про молодого Чубайса, который был всего лишь рядовым членом КПСС? Возможно, товарищ Андропов получал хорошие отзывы о ленинградских «молодых экономистах» от своего доверенного лица товарища Калугина. Что бы там в постсоветское время ни говорили Гайдар и Чубайс о своём якобы случайном знакомстве, попасть в секретную Комиссию Политбюро в обход КГБ было абсолютно невозможно.

Об этой Комиссии, в которой по заданию Андропова «молодые реформаторы» Гайдар и Чубайс готовили конкретные меры для перестройки экономики СССР, расскажем более подробно через одну главу. А пока несколько важных дополнений по теме КГБ и будущих реформ. Именно он свёл эту команду «молодых реформаторов» с Борисом Николаевичем Ельциным, о чём подробнее будет рассказано в дальнейшем. В книге «Третий проект», написанной в соавторстве с Максимом Калашниковым, Сергей Кугушев сообщает, что «В конце 1970-х годов Андропов из особо приближенных лиц создал замкнутую, своего рода тайную организацию внутри КГБ СССР по образцу то ли оруэлловского Братства, то ли на манер народовольческого подполья, то ли в духе масонской ложи.

Сам он общался всего с несколькими избранными, ближайшими соратниками. Они, в свою очередь, имели по пяти-семи «завербованных» каждый. Те же, в свою очередь, становились главами своих пятерок. И так далее.

Получалась пирамидальная иерархическая структура, разбитая на пятерки, незнакомые между собой. Взаимодействие шло только через руководителей некоей «ложи» внутри уже аморфной компартии и постепенно костенеющего Комитета госбезопасности». Андропов создал нечто вроде мафиозной структуры или тайного общества внутри КГБ. Цель Андропова, по словам Кугушева, заключалась в том, чтобы «провести конвергенцию, интегрировать Россию в Запад на выгодных нам условиях».

Это — одно из многих подтверждений того, что горбачёвская «перестройка» была задумана в недрах КГБ, а Михаил Сергеевич Горбачёв был простым исполнителем этих замыслов. В 1992-1996 годах Анатолий Борисович Чубайс в качестве председателя Госкомимущества, заместителя и первого заместителя председателя Правительства РФ осуществлял только общее руководство процессом приватизации государственной собственности. А вот непосредственным управлением сделками по продаже приватизируемой госсобственности занималось специализированное государственное учреждение — Российский фонд федерального имущества РФФИ. Значимость этой конторы мало кем осознаётся, а ведь важно не только решить, какой объект продать, но и кому его продать.

РФФИ мог проводить приватизационные сделки таким образом, чтобы собственность досталась не всяким посторонним, а именно нужным людям. Но занимался он там не безопасностью, а совсем другими делами. Бывший советский разведчик И. Корнеев в 1990-х — 2000-х годах постоянно делегировался как представитель РФФИ в советы директоров множества приватизируемых предприятий, и непосредственно рулил процессом их приватизации от этого, между прочим, зависело, кому конкретно достанется собственность.

Как только приватизация данного предприятия полностью завершалась, Корнеев переходил как представитель Российского фонда федерального имущества в совет директоров другого предприятия, и обеспечивал приватизацию там, и так в течение полутора десятилетий. Но в реальности не Корнеев был представителем Чубайса, а скорее Чубайс был представителем Корнеева. Как видно по датам, Корнеев работал и при Чубайсе, и после его ухода, при всех многочисленных председателях РФФИ, председателях Госкомимущества, зампредах Правительства РФ по приватизации, которые уходили и приходили, сменяя друг друга в 1990-е — 2000-е годы. Они уходили и приходили, а Корнеев оставался.

Так кто же там были марионетки, а кто — кукловод? Дзержинского, с 1990 года он находился в действующем резерве и был прикомандирован к Министерству иностранных дел СССР. Итак, в 1992-1995 годах Аркадий Евстафьев формально числился советником и пресс-секретарём Анатолия Чубайса. Но это формально.

А реальный его статус был гораздо выше, о чём свидетельствует следующий случай: В 1996 году Аркадий Евстафьев являлся членом предвыборного штаба Б.

Именно полная неприкосновенность партноменклатуры СССР для органов государственной безопасности и сыграла крайне негативную роль в развитии страны. Отсутствие у руководящих сотрудников КПСС различных рангов ответственности, а, называя вещи своими именами, страха перед наказанием за самые неприглядные и даже преступные деяния, и завело страну сперва в гнилое болото под названием «застой», а потом и бросило в ад «перестройки», закончившейся гибелью Советского Союза. Возможно — к сожалению... Ответ на этот вопрос, думаю, вполне органично проистекает из написанного несколько выше.

О «всех» гражданах речи идти не может хотя бы в силу того, что Партия Комитету была не подконтрольна. Остальные же... Тех самых, что ходили в шапочках из фольги на головах КГБ нас облучает! С одним подобным фруктом довелось столкнуться на заре журналистской деятельности — разоблачить «органы», понаставившие микрофонов в его сортире он требовал на полном серьезе... Давайте будем объективны — Комитет госбезопасности не мог «контролировать» или, тем более, «преследовать» чуть ли не каждого второго жителя СССР по той простой причине, что это было невозможно физически.

Да и зачем?! Под контролем реально находились лица, являвшиеся секретоносителями, потенциально опасные для государства типы вроде того же Солженицына , и прочие категории граждан, способные принести стране реальные неприятности тем или иным способом. Увы, при этом время от времени случались крайне досадные промахи и «проколы» - становились «невозвращенцами» спортсмены и артисты, а то и летчики на новейших истребителях срывались за кордон. Находились перебежчики, увы, и в самом КГБ. О чем это говорит?

О плохой работе Комитета? Не знаю — судить тут точно не мне. Скорее уж, все эти случаи свидетельствовали о том, что приставить по сотруднику к каждому Комитет не мог, даже имей он такое желание. Какая уж тут «тотальная слежка»? В государстве, где действительно царила бы «тотальная диктатура КГБ», сказки о которой и сегодня продолжают рассказывать как новоявленные Геббельсы Запада, так и скорбные головушкой отечественные либералы, попросту невозможны были бы ни «самиздат», ни диссиденты, как таковые, ни сотни тысяч людей, ежевечерне без всякого ущерба для своего здоровья слушавших «вражьи голоса», ни многие другие вещи, присущие позднему СССР.

Вот это вопрос, пожалуй, поинтереснее прочих. Начнем с того, что вот так вот напрямую сравнивать эти две «конторы» будет делом совершенно некорректным. Центральное разведывательное управление США все-таки занималось, практически, исключительно внешней разведкой и спецоперациями за рубежом — в самих Соединенных Штатах его агенты действовали, в отличие от сотрудников КГБ, как правило, только против иностранцев. К тому же, на цэрэушниках никогда не лежали обязанности по обеспечению, к примеру, правительственной связи или охране высших должностных лиц государства.

Срок обучения семь месяцев. Спецкурсы в течение 1970-1990 годов ежегодно выпускали по 60-65 командиров оперативно-разведывательных групп для действий в тылу противника. Готовил кадры для подразделений внешней разведки. Высшие курсы подготовки оперативного состава с годичным сроком обучения. Готовили кадры для различных оперативных подразделений КГБ из числа лиц уже имевших высшее образование. Военно-техническое училище КГБ.

Срок обучения курсантов ВТУ был установлен 3 года, а для слушателей курсов переподготовки - 3-5 месяцев. Из Московского пограничного училища были переданы все курсанты, оканчивающие в 1966 году 1-й и 2-й курсы обучения. Начальником училища назначен С. Этот день ежегодно отмечается как день образования училища. С 1 сентября 1966 года начался учебный процесс. Организационно ВТУ представляло: управление училища; циклы и отдельные дисциплины основы будущих кафедр ; основные подразделения курсантские дивизионы по курсам ; дивизион переподготовки офицерского состава; подразделения учебного обеспечения и обслуживания. В каждом курсантском дивизионе предусматривалось обучение по профилям. Бурное развитие средств связи и техническое переоснащение войск диктовали настоятельную необходимость более высокой инженерной подготовки офицеров-связистов. В июле 1972 года в г. Орле произведен первый набор курсантов для 4-годичного обучения.

На базе циклов и отдельных дисциплин создаются кафедры. Осуществляется переход на батальонную систему обучения курсантов. Начинается большое строительство учебно-административного комплекса, лекционных залов, курсантских казарм и других объектов. К 1975 году по среднему профилю выпущено 2303 офицера, из которых непосредственно в войска правительственной связи направлено 1454 то есть 63. В июле 1976 года был произведен первый выпуск офицеров с присвоением инженерной квалификации и вручением дипломов о высшем образовании общесоюзного образца. Калинина за высокие показатели, достигнутые при подготовке офицерских кадров. В 1993 году произведен последний выпуск офицеров по 4-годичной программе. После окончания гражданской войны в 1922 году новая аббревиатура - ГПУ. В 1934 году ОГПУ объединено с органами внутренних дел - милицией и образован единый союзно-республиканский Наркомат внутренних дел. Наркомом стал Генрих Ягода.

Расстрелян в 1938 году, как, впрочем, и последующий народный комиссар госбезопасности Николай Ежов. Наркомом внутренних дел в 1938 году был назначен Лаврентий Павлович Берия. В феврале 1941 года из этой объединенной структуры был выделен в качестве самостоятельного - Народный комиссариат госбезопасности - НКГБ. В июле 1941 года он вновь возвращен в НКВД, а в 1943 году опять отделен на долгие годы в самостоятельную структуру - НКГБ, переименованную в 1946 году в Министерство госбезопасности.

Учитывая, что директор ЦРУ Уильям Колби, с которым поддерживал связь Калугин, в 1976 году ушёл в отставку, и со следующими директорами ЦРУ «связными» были уже другие сотрудники, Олегу Даниловичу можно было теперь поручить новое, очень ответственное дело деликатного свойства. Очень похоже на то, что его задание было связано с подготовкой «перестройки» в СССР. По крайней мере, имеются крайне любопытные и многозначительные совпадения между приездом в Ленинград Олега Даниловича Калугина и становлением ленинградской группы «молодых реформаторов» во главе с Анатолием Борисовичем Чубайсом. Чубайс считается одним из организаторов рыночных реформ и главным организатором процесса приватизации 1990-х годов в 1992-1994 годах Чубайс являлся заместителем председателя Правительства и председателем Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом Госкомимущество , в 1994-1996 и 1997-1998 годах — первым заместителем председателя Правительства РФ, в 1996-1997 годах — руководителем Администрации Президента РФ. Откуда взялась команда «питерских реформаторов» во главе с Чубайсом? В том, что КГБ мог узнать про вольнодумные разговоры молодого экономиста Чубайса и его друзей о необходимости экономических реформ, сомневаться не приходится. В каждом советском вузе был «первый отдел», где трудились товарищи из КГБ, и помимо первого отдела были специально прикомандированные товарищи из действующего резерва КГБ для наблюдения за состоянием умов преподавателей и студентов пример: подполковник КГБ из действующего резерва Владимир Владимирович Путин, прикомандированный в 1990 году к Ленинградскому государственному университету. Плотность агентуры среди студенческо-преподавательского состава позволяла своевременно выявлять антисоветские настроения и реагировать на них надлежащим образом. Анатолий Чубайс и его приятели обязательно «огребли» бы по полной программе, если бы КГБ не был заинтересован в их деятельности. Следует учитывать, что в 1979 году КГБ уже вовсю готовился к «перестройке», с 1976 года в Москве уже действовал центр подготовки будущих экономистов-реформаторов ВНИИСИ , поэтому ленинградским экономистам за антисоветские разговоры ничего не было. А дальше начались такие странности, которые наводят на мысль, что КГБ не просто «закрыл глаза» на деятельность ленинградских молодых экономистов, но и начал опекать их, всячески помогать им в реформаторских изысканиях. Ведь советская экономика — это очень сложная система, и реформаторов требуется много, одного ВНИИСИ для их подготовки не хватит, а тут как раз в Ленинграде подходящие кадры сами объявились. Им надо только помочь. В октябре 1979 в Ленинграде группа молодых экономистов во главе с Анатолием Чубайсом начинает заниматься обсуждением реформирования советской экономики, а в ноябре 1979 года принимается решение о переводе в Ленинград особо доверенного человека Андропова — генерала Олега Калугина. Для чего? Для организации работы по воспитанию будущих реформаторов? В 1980 году Чубайс и его друзья вступили в Совет молодых учёных Ленинградского инженерно-экономического института, а в 1981 году Чубайс этот Совет возглавил, и стал подыскивать молодых экономистов из других ленинградских вузов для участия в обсуждении экономических проблем. Под крышей Совета молодых учёных образовался своеобразный «экономический кружок», стали совершенно открыто проводиться семинары, на которых обсуждалось «как улучшить хозяйственный механизм социализма». Однако слово «социализм» в данном случае было чисто ритуальным — ни о каком социализме ленинградские молодые экономисты в реальности не говорили несмотря на то, что Чубайс в 1980 году стал членом партии. Во главе Ленинграда стоял Григорий Васильевич Романов, не признававший никакого инакомыслия, и уделявший особое внимание борьбе с диссидентами, лично занимаясь соответствующими вопросами. И вот в таких условиях при одном из ленинградских вузов совершенно открыто функционирует диссидентский кружок с экономическим уклоном! Никаких логических объяснений этому феномену нет, кроме одного — кружок Чубайса был неприкосновенным по той причине, что его «крышевал» и защищал кто-то из руководителей ленинградского КГБ. Например, первый зам. И наконец, самое главное: когда Андропов стал Генеральным секретарём ЦК КПСС, в самом конце его правления Чубайса совместно с Гайдаром включили в группу экономистов, которые в составе специальной комиссии Политбюро Комиссия Тихонова-Рыжкова готовили проект реформирования советской экономики! Вот так! Чудеса не только в сказках бывают, но и в реальной советской действительности. Несколько лет Чубайс диссидентствовал, а потом вдруг этого экономического диссидента не кто-нибудь, а целая Комиссия Политбюро привлекла для разработки планов экономической «перестройки». Самый интересный вопрос, который в связи с этим возникает: откуда вообще Политбюро узнало про молодого Чубайса, который был всего лишь рядовым членом КПСС? Возможно, товарищ Андропов получал хорошие отзывы о ленинградских «молодых экономистах» от своего доверенного лица товарища Калугина. Что бы там в постсоветское время ни говорили Гайдар и Чубайс о своём якобы случайном знакомстве, попасть в секретную Комиссию Политбюро в обход КГБ было абсолютно невозможно. Об этой Комиссии, в которой по заданию Андропова «молодые реформаторы» Гайдар и Чубайс готовили конкретные меры для перестройки экономики СССР, расскажем более подробно через одну главу. А пока несколько важных дополнений по теме КГБ и будущих реформ. Именно он свёл эту команду «молодых реформаторов» с Борисом Николаевичем Ельциным, о чём подробнее будет рассказано в дальнейшем. В книге «Третий проект», написанной в соавторстве с Максимом Калашниковым, Сергей Кугушев сообщает, что «В конце 1970-х годов Андропов из особо приближенных лиц создал замкнутую, своего рода тайную организацию внутри КГБ СССР по образцу то ли оруэлловского Братства, то ли на манер народовольческого подполья, то ли в духе масонской ложи.

Глава 8 Первое главное управление КГБ. 1954–1991 годы

Управление «С» при Первом главном управлении КГБ СССР — подразделение КГБ СССР, выполнявшее функции нелегальной разведки. Первым главным управлением КГБ при СМ СССР (ПГУ при СМ СССР) стала внешняя разведка. Резиденция Первого главного управления КГБ была эквивалентом станции Центрального разведывательного управления США (ЦРУ). Бывший начальник европейского направления Первого главного управления КГБ (внешняя разведка) Виталий Маргелов остался на службе.

Личная охрана сквозь призму времени. 80 лет в тени истории

В то время на предприятии мы и американские коллеги работали по четыре дня в неделю. Пятница, суббота и воскресенье - выходные. Ходили с американцами и в церковь, и на футбол, и в гости к ним на пиво и барбекю. Поверьте, эти ребята, так же, как и мы, горели желанием поскорей уничтожить чудовища, несущие смерть. Мы в Штатах на одном заводе были в качестве наблюдателей, а американские наблюдатели сидели в России на Воткинском механическом заводе. Кстати, двенадцать американцев за это время успели жениться на русских девушках. Из нашей делегации никто не женился на американках. Ну и у нас спецслужбы жестче работали — холодная война все-таки смеется. У нас, советских, в США более жесткий режим пребывания был, чем у американцев в России. Американские наблюдатели умудрялись даже учиться играть на музыкальных инструментах.

В СССР гораздо дешевле обходилось. И одной из первых встреч с американскими сенаторами была долгая беседа с ныне покойным сенатором Джоном Маккейном. Я тогда спросил у него: «Джон, а почему ваш антироссийский закон назван именем юриста адвоката Магнитского, который никогда никаким адвокатом не был и даже не имел юридического образования? Маккейн не поверил, говорит: «Не может быть! Я ему показываю официальную справку. Джон явно напрягся, осознавая, что его изначально ввели в заблуждения те, кто лоббировал и потом готовил проект Закона. Впрочем, его ввели в заблуждения не только с профессией, но и во всей истории со смертью Магнитского. Он потом добавил: «: «Недавно были у меня представители российской оппозиции, так они, наоборот, требовали максимальных санкции против России. Вы требуете сейчас совсем другое.

Вы разберитесь между собой». Но после нашей встречи Маккейн никогда уже не называл Магнитского юристом. Его страшно ломали. Причем, тогда, во вьетнамской войне, советские «советники» из спецслужб а их было немало не работали с пленными, это был приоритет вьетконговцев, жестокость которых была ужасна. Но за всеми пытками и невозможно тяжёлыми условиями плена будущий сенатор Маккейн видел только «руку Москвы», отсюда и его ненависть ко всему, что связано с Россией.

Сталина, о чем мы расскажем далее. А это, в свою очередь, породило новые проверки и «чистки» в рядах сотрудников КГБ, новые разоблачения беззаконий и наказания. Последующие шаги и меры по ликвидации и искоренению последствий нарушений законности периода культа личности были выработаны после ХХ съезда КПСС 14—24 февраля 1956 г. Неожиданный для делегатов съезда доклад 25 февраля Н. Хрущева о культе личности И. Сталина расколол советское общество, а затем — и международное коммунистическое движение. Неоднозначность восприятия и оценки итогов ХХ съезда КПСС показывает также полемика, проявившаяся в материалах, посвященных полувековому юбилею этого события [43]. В силу целого ряда обстоятельств, неизвестных сегодняшнему поколению наших молодых сограждан, ХХ съезд Коммунистической партии Советского Союза, начавший свою работу в Большом кремлевском дворце 14 февраля 1956 г. А между тем, на этом съезде были обнародованы новые принципы внешней политики СССР. Принцип мирного сосуществования государств с различным социально-политическим устройством был конкретизирован констатацией возможности отказа от войн, их предотвращения. В то же время была отмечена неизбежность острой идеологической борьбы между двумя социальными системами — миром социализма, и миром капитализма. Напомним, что Соединенный Штаты Америки в тот период во внешнеполитической сфере открыто руководствовались доктриной «Отбрасывания коммунизма». Следует особо подчеркнуть, что одобренные съездом основы внешней политики СССР не остались лишь политическими декларациями, а последовательно реализовывались в дипломатических и политических акциях советского правительства. Например, что уже через месяц после окончания работы съезда, 27 марта 1956 г. Они, в частности, предусматривали сокращение под международным контролем армий СССР, США и КНР до 1 — 1,5 миллионов человек, Англии и Франции — до 650 тысяч военнослужащих, армий остальных стран — до 150 тысяч, а также прекращение испытаний ядерного оружия, уменьшение военных бюджетов. Но эта и иные мирные инициативы СССР, включая масштабное сокращение Вооруженных Сил в 1955-1960 годах, не были адекватно оценены ведущими зарубежными государствами. Что со всей очевидностью доказывает риторика сорокового президента США Р. Рейгана [44]. Ничуть не умаляя международного значения внешнеполитических инициатив Советского Союза, впервые обнародованных на ХХ съезде КПСС, следует отметить, что наибольший интерес, а также оживленные, порой жесткие дискуссии и полярные оценки, как в нашей стране, так и за рубежом, все же вызывали и вызывают поныне вопросы внутренней политики. Как вспоминал об этом бывший в ту пору заместителем директора Центрального разведывательного управления США Рей Клайн, «Выступление Хрущева стало событием исторического значения, ибо документировано обличив сталинизм как невиданных размеров политическое зло, он был вынужден перейти к более мягким формам тоталитарного управления страной» [45]. Отметим, что в Отчетном докладе ЦК КПСС съезду критика культа личности Сталина и порождавших его ошибок в государственном строительстве и управлении, прозвучала лишь в третьей части доклада, да и то достаточно обтекаемо. В частности, Н. Хрущев подчеркивал: — Опыт показывает, что малейшее ослабление социалистической законности враги Советского государства пытаются использовать для своей подлой, подрывной работы. Так действовала разоблаченная партией банда Берия, которая пыталась вывести органы государственной безопасности из-под контроля партии и Советской власти, поставить их над Партией и Правительством, создать в этих органах обстановку беззакония и произвола. Во враждебных целях эта шайка фабриковала лживые обвинительные материалы на честных руководящих работниках и рядовых советских граждан. Центральный Комитет проверил так называемое «Ленинградское дело» и установил, что оно было сфабриковано Берия и его подручными для того, чтобы ослабить ленинградскую партийную организацию, опорочить ее кадры. Установив несостоятельность «ленинградского дела», Центральный Комитет партии проверил и ряд других сомнительных дел». Сразу оговоримся, что здесь, как и в некоторых местах доклада о культе личности Сталина, Хрущев допускает неточности, поскольку не Берия являлся инициатором «ленинградского дела», а секретарь ЦК КПСС Г. По предложению Центрального Комитета невинно осужденные люди были реабилитированы. Из всего этого ЦК сделал серьезные выводы. Установлен надлежащий контроль Партии и Правительства за работой органов госбезопасности. Проведена значительная работа по укреплению проверенными кадрами органов госбезопасности, суда и прокуратуры. Полностью восстановлен в своих правах и усилен прокурорский надзор. Необходимо, чтобы наши партийные, государственные, профсоюзные организации бдительно стояли на страже советских законов, разоблачали и выводили на чистую воду всякого, кто посягнет на социалистический правопорядок и права советских граждан, сурово пресекать малейшее проявление беззакония и произвола. Следует сказать, что в связи с пересмотром и отменой ряда дел у некоторых товарищей стало проявляться известное недоверие к работникам органов государственной безопасности. Это, конечно, неправильно и очень вредно. Мы знаем, что кадры наших чекистов в подавляющем своем большинстве состоят из честных, преданных нашему общему делу работников, и доверяем этим кадрам. Нельзя забывать, что враги всегда пытались и будут пытаться впредь мешать великому делу построения коммунизма. Капиталистическое окружение засылало к нам немало шпионов и диверсантов. Наивным было бы полагать, что теперь враги оставят свои попытки всячески вредить нам. Всем известно, что подрывная деятельность против нашей страны открыто поддерживается и афишируется реакционными кругами ряда капиталистических государств. Достаточно сказать, что США выделяют, начиная с 1951 года, 100 миллионов долларов ежегодно для подрывной деятельности против социалистических стран. Поэтому мы должны всемерно поднимать в советском народе революционную бдительность, укреплять органы государственной безопасности». В числе важнейших задач в Отчетном докладе ЦК КПСС требовалось: «Бдительно следить за происками тех кругов, которые не заинтересованы в смягчении международной напряженности, своевременно разоблачать подрывные действия противников мира и безопасности народов. Принимать необходимые меры для дальнейшего укрепления оборонной мощи нашего государства, держать нашу оборону на уровне современной военной техники и науки, обеспечивающем безопасность нашего социалистического государства» [46]. Но все же, главным событием ХХ съезда, придавшим ему не только поистине всемирно-историческое значение, но и некоторую таинственно-детективную составляющую, явился закрытый доклад Н. Хрущева о культе личности Сталина, уже после окончания работы съезда, предварительно не обозначенный в его повестке дня. Поскольку нам в дальнейшем придется еще не раз обращаться к содержанию этого исторического документа, представляется целесообразным коротко познакомить читателя с некоторыми положениями этого доклада. Поспелова и А. В отчете о работе последнего за период с октября 1952 по 1 марта 1956 года отмечалось: «…В результате разоблачения ЦК КПСС банды Берия и его сообщников выяснилось, что они, злоупотребляя властью, творили вопиющий произвол, грубо нарушали социалистическую законность — без всяких оснований зачисляли в число врагов народа честных и преданных партийных работников, пытались поставить органы госбезопасности над партией… КПК проводилось расследование и рассмотрение дел на работников НКВД — МГБ, допускавших фальсификацию следственных материалов… установлено, что бывшее руководство Прокуратуры СССР т. Сафонов и Главной военной прокуратуры Т. Васильев не выполняло своей первой партийной и государственной обязанности — высшего надзора за соблюдением социалистической законности судебно-следственными органами. Давая санкции на арест советских граждан по политическим обвинениям, они слепо верили материалам следствия НКВД-МГБ и в дальнейшем не осуществляли контроля и надзора за следствием по этим делам, штамповали обвинительные заключения, составленные фальсификаторами… Военная Коллегия Верховного Суда СССР… глубоко не разбиралась, на каких конкретных материалах и доказательствах основаны эти обвинения, не изучала обстоятельства того или иного дела, в результате чего выносились неправедные приговоры… В ряде случаев приговоры Военной Коллегией выносились заочно, заявления подсудимых о невиновности не принимались во внимание, дела рассматривались в течение 10 — 15 минут, свидетели не опрашивались…» [47]. Необходимо сразу подчеркнуть, что сам текст доклада Хрущева, без опубликования его в печати, после съезда в качестве закрытого документа Центрального комитета ЦК КПСС был разослан во все партийные организации и зачитывался на партийных и комсомольских собраниях. Было ознакомлено с ним и руководство зарубежных коммунистических партий. Не смотря на то, что текст доклада имел конфиденциальный характер, уже в июне 1956 г. К широкой публикации текста доклада Хрущева о культе личности на Запада приложили руку непосредственно государственный секретарь и директор Центрального разведывательного управления США братья Джон Форстер и Аллен Даллесы: 4 июня 1956 г. Позднее в своей книге «Искусство разведки» в 1963 г. Даллес писал: «Я всегда рассматривал это дело как одну из самых крупных разведывательных операций за время моей службы в разведке. Поскольку доклад был полностью опубликован госдепартаментом, добывание его текста было также одним из тех немногих подвигов, о которых можно было сказать открыто, лишь бы источники и методы приобретения документа продолжали оставаться тайной» [49]. Несмотря на то, что в Советском Союзе идентичность опубликованного текста подтверждена не была, он был помещен во многих зарубежных сборниках выступлений и интервью Н. Хрущева с пометкой «в соответствии с текстом, переданным для ознакомления делегациям зарубежных коммунистических партий» [50]. Горькая и тяжелая правда доклада Хрущева была столь впечатляюща, что уже в 1988 и 1989 гг. Во избежание возможных сомнений и спекуляций по этому поводу, сразу отметим, что отрывки воспоминаний Хрущева идентичны их российскому изданию. Официально в нашей стране текст доклада Н. Сталина и его последствиях» был впервые опубликован лишь в марте 1989 г. Естественно, что многие положения доклада или их интерпретации, активно использовались в антисоветской и антикоммунистической пропаганде как за рубежом, так и в самом СССР, других социалистических странах, что привело к серьезным политическим кризисам осени 1956 г. Также сразу оговорюсь, что мне, естественно, известна получавшая некоторую популярность в нашей стране книга американского профессора Гровера Ферра Furr Grover «Антисталинская подлость», в 2006 году, в год пятидесятилетия ХХ съезда КПСС, изданная в Англии. В англоязычном варианте ее заглавие даже более категорично: «Хрущев лгал! Однако не следует легкомысленно воспринимать на веру его слова о том, что «из всех утверждений «закрытого доклада» партии, разоблачавших Сталина или Берию, не оказалось ни одного правдивого» [51]. Но то, что можно объяснить и простить зарубежному автору, не может не удивлять у некоторых наших соотечественников. Немалая доля возражений и «разоблачений» Ферра касалась голословных обвинений Берии, тогда как реально к этим деяниям были причастны другие лица — Ягода, Ежов, Заковский, Абакумов и т. О нем в диктовавшихся в конце 60-х годов мемуарах Н. Хрущев говорил «Во всем, что касается личности Сталина, встречается и хорошее, правильное, и дикое, не укладывающееся ни в какие рамки. Надо рассматривать все стороны этой сложной личности» [52] … На наш взгляд, следует также коснуться вопроса о мотивах выступления Хрущева, безусловно, лично причастного к репрессиям, с докладом о их разоблачении. О чем достаточно откровенно писал сам Хрущев: «…несмотря на то, что я довольно давно сомневался в справедливости обвинений в адрес многих «врагов народа», в целом у меня не возникало недоверия к Сталину. Я считал, что имели место перегибы, однако в основном все было сделано правильно». И чуть ниже не менее откровенно признавал: «К рубежу 50-х у меня сложилось мнение, что когда умрет Сталин, нужно сделать все, чтобы не допустить Берию занять ведущее положение в партии» [53]. Непосредственно данные о личной причастности Н. Берии и его окружения письма репрессированных и их родственников, материалы их проверок органами прокуратуры в 1953—1954 годах, вскрывали многочисленные факты злоупотреблений следователей, необоснованности и недоказанности выдвигавшихся обвинений. Хрущев, — приподнять занавес и узнать, как же все-таки велось следствие, какие имели место аресты, сколько людей всего арестовали, какие существовали исходные материалы для ареста и что показало потом следствие по этим делам. Необходимо особо подчеркнуть, что из общего числа 1 115 427 осужденных за контрреволюционные преступления в период 1939 — первую половину 1953 годов, на годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годы приходятся 476 617 осужденных. Из общего числа осужденных по материалам органов госбезопасности 799 455 человек были приговорены к высшей мере наказания, остальные — к лишению свободы, ссылке, высылке или иным мерам наказания выдворению за границу, принудительному лечению, к исправительно-трудовым работам, осуждены условно [56]. Особо подчеркнем, что какими бы горькими не были эти цифры, уже в 1988 г. Яковлевым, но не были тогда объявлены официально, вызывая массу всевозможных домыслов и политических спекуляций, самым негативным образом сказывавшихся на морально-политической обстановке в обществе. Говорить об этих драматических страницах нашей истории и знать правду необходимо потому, что, как говорил наш известный соотечественник Н. Карамзин — История, единственная наука, превращающая человека в гражданина! Напомним, что история не выставляет оценок за невыученные ее уроки, она лишь наказывает за их незнание! Представленный в Президиум ЦК в январе 1956 г. Аристова потряс узкий круг его читателей — даже самые осведомленные, самые «многолетние» члены высшего партийного руководства, вряд ли до этого имели представление о подлинной картине репрессий, но они, естественно, не горели желанием обнародовать эти факты, резонно полагая, что неизбежно встанут вопросы об их личной осведомленности, участии и т. Убеждая своих коллег по партийному руководству, Хрущев говорил: — Когда от бывших заключенных партия узнает правду, нам скажут: позвольте, как же это: состоялся ХХ съезд и там нам ни о чем не рассказали. Сказать, что мы ничего не знали, будет ложь: ведь мы теперь знаем обо всем правду, и о репрессиях, ничем не обоснованных, и о произволе Сталина. Возражая, бывший нарком обороны К. Ворошилов предупреждал о неминуемых последствия выступления о репрессиях: — Слухи о том, что происходило при Сталине, станут достоянием гласности и тогда от нас потребуют ответа. Как мы сможем объяснить, что мы делали при Сталине?! Все же большинство членов Президиума ЦК проголосовало за то решение, что бы с соответствующим докладом выступил персонально Н. Хрущев был прав, говоря о том, что «большинство слушателей впервые узнало правду о трагических событиях: делегаты были поражены рассказом о зверствах, которые были совершены по отношению к заслуженным людям, старым большевикам и молодежи Это была трагедия для партии и для делегатов съезда» [58]. Увы, трагедия состояла еще и в том, что партийное руководство не продумало того, а что же должно последовать с его стороны за докладом о преступлениях предыдущей эпохи? И 25 февраля, обращаясь к делегатам съезда, Н. Хрущев пророчески предрек: — Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии. Первый секретарь ЦК КПСС подчеркивал необходимость «серьезно разобраться и правильно проанализировать этот вопрос для того, чтобы исключить всякую возможность повторения даже какого-либо подобия того, что имело место при жизни Сталина, который проявлял полную нетерпимость к коллективности в руководстве и работе, допускал грубое насилие над всем, что не только противоречило ему, но казалось ему… противоречащим его установкам». Тот же руководитель, кто старался доказать свою точку зрения, «тот был обречен на исключение из руководящего коллектива с последующим моральным и физическим уничтожением». В период 1935—1938 годов, неслось с трибуны партийного съезда, «сложилась практика массовых репрессий по государственной линии сначала против противников ленинизма…. Вполне естественно, что на партийном съезде Хрущев говорил о репрессиях против членов ВКП б , хотя необоснованные политические репрессии непосредственно затронули и многих наших беспартийных сограждан. Эта, вполне понятная и объяснимая непоследовательность и недосказанность Хрущева, породила впоследствии немало вопросов, дискуссий и споров. Для борьбы с «инакомыслием», продолжал докладчик, мнимыми и подлинными преступлениями была изобретена удобная формулировка, лишенная юридического содержания — «враг народ». Произвольно прерывая здесь речь Хрущева, к сожалению, следует отметить, что и позднее, в годы «перестройки», мы вновь встретились с рецидивом этого примитивно-конфронтационного мышления во времена поиска скрытых «врагов»: перестройки, «прогресса» и «демократии». Сталин, констатировал Первый секретарь ЦК КПСС, отбросил «ленинский метод убеждения и воспитания, переходил на путь административного давления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал все шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы. Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других… Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч… порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление… Если бы в этой борьбе с «уклонистами» от партийной линии — О. Хрущев информировал съезд, что рассмотрение ЦК КПСС в 1953—1955 годах ряда уголовных дел в отношении репрессированных лиц «обнаружило неприглядную картину грубого произвола, связанного с неправильными действиями Сталина». Признававшиеся «враги народа» в действительности никогда врагами, шпионами, вредителями и т. Достаточно сказать, что с 1954 г. Для этого конкретно предлагалось: — искоренить как чуждый духу марксизма-ленинизма и несовместимый с принципами партийного руководства и нормами партийной жизни культ личности, вести беспощадную борьбу против всех и всяческих попыток возродить его в той или иной форме; — последовательно и настойчиво проводить работу по строжайшему соблюдению во всех партийных организациях сверху донизу ленинских принципов партийного руководства и прежде всего высшего принципа — коллективности руководства, по соблюдению норм партийной жизни, закрепленных Уставом КПСС, по развертыванию критики и самокритики; — восстановить ленинские принципы демократизма, выраженные в Конституции СССР, вести борьбу против произвола лиц, злоупотребляющих властью. По докладу Н. Хрущева съезд поручил вновь избранному Центральному комитету КПСС «последовательно осуществлять мероприятия, обеспечивающие полное преодоление чуждого марксизму-ленинизму культа личности, ликвидацию его последствий во всех областях партийной, государственной и идеологической работы, строгое проведение норм партийной жизни и принципов коллективности руководства» [59]. Доклад Н. Хрущева, отмечал его современник, «произвел прямо-таки ошеломляющее впечатление. Сразу воспринять все сказанное было просто невозможно, настолько тяжелыми и неожиданными оказались впервые обнародованные факты столь масштабных нарушений законности и чудовищных репрессий… Нужно было как следует осмыслить все сказанное, понять, как такое могло произойти в социалистической стране… В стратегическом плане выбранный курс был единственно верным, без него невозможно было здоровое развитие общества. Тактически же мы совершили серьезную ошибку, пойдя на этот шаг без соответствующего пропагандистского обеспечения… Огромные же массы советских людей оказались в положении без вины виноватых, испытывая чувство горького разочарования и опустошенности» [60]. Сразу подчеркну, что, по моему убеждению, чтобы не говорилось и не писалось об Андропове, Юрий Владимирович всегда был и оставался последовательным приверженцем курса и решений XX съезда. Что и принесло ему репутацию «либерала» в некоторых слоях тогдашнего советского общества. Как это не парадоксально — в порой диаметрально противоположно настроенных группах — от партийного чиновничества разного ранга, до интеллигенции и «диссидентов» об особенностях интерпретации и восприятия последнего термина мы подробнее поговорим далее. Дальнейшую конкретизацию комплекс мер по восстановлению законности и исторической правды и справедливости получил в постановлении ЦК КПСС «О преодолении последствий культа личности Сталина», опубликованном в центральном органе ЦК газете «Правда» 5 июля 1956 г. Поясню, что уже в начале 70-х годов прошлого века, изучая историю КПСС в чекистском ВУЗе, автор этих строк обратил внимание на то, что в официальном, периодически издававшемся многотомном сборнике документов «КПСС в резолюциях и решениях съездов партии и Пленумов Центрального Комитета» был помешен лишь краткий фрагмент этого документа, в связи с чем для современного читателя представляется необходимым привести его более полно, поскольку он также самым непосредственным образом связан с предметом нашего исторического повествования. В данном постановлении Центрального комитета, в частности, отмечалось, что выдвинутые ХХ съездом КПСС «важные принципиальные теоретические положения о мирном сосуществовании государств с различным социальным строем, о возможности предотвращения войн в новую эпоху, о многообразии форм перехода стран к социализму оказывают благотворное влияние на международную обстановку, содействуют разрядке напряженности, укрепляют единство действий всех сил, борющихся за мир и демократию». В то же время отмечалось, что в капиталистических странах развернута широкая пропагандистская антисоветская кампания, связанная с осуждением КПСС культа личности И. При этом подчеркивалось, что «организаторы этой кампании прилагают все усилия к тому, чтобы «замутить воду», скрыть тот факт, что речь идет о пройденном этапе в жизни Советской страны; они хотят замолчать и извратить то, что последствия культа личности ликвидируются с исключительной настойчивостью и решительностью… Развертывая клеветническую кампанию, идеологи буржуазии пытаются бросить тень на великие идеи марксизма-ленинизма, подорвать доверие трудящихся к первой в мире стране социализма — СССР, внести замешательство в ряды международного коммунистического и рабочего движения. Съезд поручил ЦК КПСС последовательно осуществлять мероприятия, обеспечивающие полное преодоление чуждого марксизму-ленинизму культа личности, ликвидировать его последствия во всех областях партийной, государственной и идеологической работы, строгое проведение норм партийной жизни и принципов коллективности партийного руководства… Обнародованные партией факты нарушений социалистической законности и других ошибок, связанных с культом личности И. Сталина, естественно, вызывают чувства горечи и глубокого сожаления. Но советские люди понимают, что осуждение культа личности было необходимо… Советский народ видит, что партия за последние годы настойчиво осуществляет практические меры, направленные на устранение последствий культа личности…». В постановлении подчеркивалось также, что органы госбезопасности имели несомненные заслуги перед народом и страной, но «дело изменилось тогда, когда контроль над ними со стороны партии и правительства был постепенно подменен личным контролем Сталина, а обычное отправление норм правосудия нередко подменялось его единоличными решениями», в результате чего были оклеветаны и невинно пострадали многие честные люди. Однако нельзя вместе с тем забывать, что советские люди знали Сталина как человека, который вставал всегда в защиту СССР от происков врагов, борется за дело социализма…». В постановлении говорилось, что приведенные факты объясняют, но отнюдь не оправдывают культ личности и его последствия, резко и справедливо осужденные партией: «Партия твердо стоит на страже ленинизма, дела социализма и коммунизма, соблюдения социалистической законности и интересов народа, обеспечения прав советских граждан. Это является лучшим доказательством силы и жизненности советского социалистического строя. Это вместе с тем говорит о решимости до конца преодолеть последствия культа личности и не допускать впредь повторения ошибок подобного характера». К сожалению, приходится констатировать, что страна и партия не смогла избежать рецидивов возрождения «культа личности» первых руководителей государства и во второй половине прошлого века. В постановлении также отмечалось, что осуждение культа личности и его последствий «вызвало одобрение и широкие отклики во всех братских коммунистических и рабочих партиях… Коммунисты зарубежных стран рассматривают борьбу против культа личности и его последствий как борьбу за чистоту принципов марксизма-ленинизма, за творческий подход к решению современных проблем международного рабочего движения, за утверждение и дальнейшее развитие принципов пролетарского интернационализма…». В то время, подчеркивалось в постановлении, когда «Советский Союз многое сделал и делает для разрядки международной напряженности…, американский монополистический капитал продолжает ассигновывать крупные суммы для усиления подрывной деятельности в социалистических странах. В разгар «холодной войны», как известно, американский Конгресс официально помимо тех средств, которые отпускаются неофициально , ассигновал 100 миллионов долларов только для подрывной деятельности в странах народной демократии и в Советском Союзе. Теперь, когда Советский Союз и другие социалистические страны делают все возможное для ослабления международной напряженности, сторонники «холодной войны» стараются активизировать действия, осуждаемой народами всего мира «холодной войны». Об этом говорит решение американского Сената о дополнительном ассигновании 25 миллионов долларов на подрывную деятельность, которая цинично именуется «поощрением свободы за «железным занавесом» [61]. Далее в постановлении подчеркивалось: «Мы должны твердо оценить этот факт и сделать из него соответствующие выводы… Все это свидетельствует о том, что нельзя допускать беспечность в отношении новых происков империалистической агентуры, стремящейся проникнуть в социалистические страны, чтобы вредить и подрывать достижения трудящихся… Теперь, когда социализм стал мировой системой, когда между социалистическими странами установилось братское сотрудничество и взаимная помощь, создались новые благоприятные условия для расцвета социалистической демократии, для дальнейшего укрепления материально-производственной базы социализма, неуклонного подъема жизненного уровня трудящихся, для всестороннего развития личности нового человека — строителя коммунистического общества». Таково было содержание этого исторического документа, подводившего определенный итог под проделанной работой по освобождению от груза прошлых ошибок и преступлений, к разговору о которых нам придется еще не раз возвращаться в ходе нашего повествования.

В 13 марта 1954 г. Никита Хрущев. Когда Панушкин стал высокопоставленным чиновником в аппарате ЦК Коммунистической партии, окончательную роль в руководстве партии взял на себя генерал Александр Сахаровский, его первый заместитель, еще один профессиональный шпион, временно исполнявший обязанности его руководителя в течение года. В общей сложности Сахаровский останется 16 лет во главе Пе-Ге-У. Став более могущественным под руководством Юрия Андропова , бывшего высокопоставленного партийного чиновника, назначившего его президентом в 1968 году, КГБ радикально изменил свой статус. Идея Крючкова проста: неопытный в кремлевских интригах и недостаточный рост, чтобы затмить человека, который был лишь тенью Андропова, нового шпионского босса КГБ, был бы у него на ногах и всем был обязан своему благодетелю. В любом случае, дни бывшего Советского Союза уже сочтены, а вместе с ним и КГБ и его политический шпионаж, как считается в то время. После переворота в Москве в Август 1991 г.

Также ПГУ занималось организацией противодействия спецслужбам зарубежных государств на территории СССР и других социалистических стран. Этим же документом СВР была напрямую подчинена главе российского государства. В настоящее время работа СВР России регулируется законом "О внешней разведке" от 10 января 1996 года и положением о службе от 19 июля 2004 года. Согласно закону, СВР осуществляет свою деятельность "в целях обеспечения президента, Федерального собрания и правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях", а также содействует экономическому и научно-техническому развитию России.

Первое главное управление кгб ссср

Sputnik Беларусь. Полковник главного управления КГБ по защите конституционного строя (бывшее Пятое Главное управление КГБ) мне рассказывал о том, как Яковлев выступал в Ереване перед толпой армянских националистов. В МВД внешнюю разведку осуществляло Второе главное управление, а после создания КГБ внешнюю разведку осуществляло Первое главное управление Комитета государственной безопасности или КГБ, подчиненное Совету министров СССР. Но главная тайна – развал Советского Союза.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий