Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года. В концепцию технологического развития России до 2030 года вошли 18 направлений, среди которых развитие ИИ, квантовых коммуникаций, водородной энергетики и перспективных материалов и веществ.
Список мероприятий в 2024 году
Выставка HI-TECH является первым в России мероприятием в области высоких технологий, инноваций и инвестиционных проектов в научно-технической сфере (проводится с 1996 года). Реализация комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла (КНТП) является одним из основных механизмов достижения результатов по приоритетам научно-технологического развития, определенным Стратегией. Стратегия научно-технологического развития Российской 992.06 КБ.
Рейтинг регионов по научно-технологическому развитию – итоги 2022 г.
Научно-техническое сотрудничество. Холдинг «Швабе» Госкорпорации Ростех совместно с Фондом научно-технологического развития Югры приступил к проектированию и строительству уникального Центра высоких биомедицинских технологий (ЦВБМТ) в Сургуте. На круглом столе «Научно-технологическое развитие регионов Российской Федерации: потенциал и стратегические ориентиры в современных условиях» директор Санкт-Петербургского научного фонда Юрий Снисаренко выступил с докладом, посвященным. Поручением заместителя председателя правительства российской федерации институт определен ответственным за проработку предложений в сфере научно-технологической и промышленной кооперации в целях. Российская академия наук (РАН) должна понимать свою ответственность за достижение технологического суверенитета, объявили в Совете Федерации (СФ). Поручением заместителя председателя правительства российской федерации институт определен ответственным за проработку предложений в сфере научно-технологической и промышленной кооперации в целях.
Похожие статьи
- Как в России собираются преодолеть невосприимчивость экономики к инновациям - Российская газета
- Научно-технологическое развитие Российской Федерации. Большая российская энциклопедия
- ТЕХНОФИЛОСОФИЯ. ЦИФРОВОЕ И НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- Научно-технологическое развитие медицины Российской Федерации обсудят академики в Томске
Технологии – ключ к суверенитету
- ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ»
- Медведев призвал создать новый прогноз научно-технологического развития России
- Достижению технологического суверенитета помешала терминология
- Поделиться
- Управление наукой и наукометрия – Telegram
- Топ-5 открытий российской нaуки 2023 годa, которые могут изменить мир
Научно-технологическое развитие медицины Российской Федерации обсудят академики в Томске
Конституция России придает вопросам научно-технологического развития общенациональное значение п. Единство не означает единственность, односубъектность, а подразумевает организованную согласованность реального многообразия. В формировании и реализации государственной научно-технической политики в соответствии с Конституцией России должны совместно участвовать каждый из субъектов Российской Федерации п. Сохранение научно-технического потенциала, в частности, в существующих компактно-территориальных формах его организации — не элемент мемориально-символической политики, вызванной данью традиции, а отражение глубокого понимания значения преемственности для планомерного научного развития, которое со временем обретает и свою уникальную географию. Расточительно и рискованно действовать здесь по принципу tabula rasa. Качество научного развития имеет в значительной степени ценностно-мировоззренческую основу, обусловлено укорененным чувством принадлежности к великому наследию, стремлением соответствовать ему и его превзойти. Так формируется научный патриотизм, неотделимый от осознания социально-культурной и исторической общности, подкрепляемый особой психологической атмосферой и архитектурной средой.
Утвержденная Президентом России в феврале 2024 г. Сама необходимость эффективного пространственного развития, в том числе путем преодоления социально-экономических территориальных диспропорций, рассматривается в числе наиболее значимых больших вызовов, на преодоление которых направлены все элементы Стратегии пп. Вместе с тем отдельно подчеркивается значение создания и развития передовой инфраструктуры исследований и разработок, включая установки класса «мегасайенс» в том числе путем установления специальных правовых режимов пп. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления включены в механизм реализации СНТР в частности, п. Организационно-правовой механизм реализации научно-технологического развития страны эволюционирует с учетом меняющихся условий и задач, выстраивается вертикаль управления в сфере государственной научно-технической политики. Предстоит решить вопросы стратегического планирования в научно-технологической сфере на региональном и муниципальном уровнях, обеспечить необходимыми управленческими средствами функциональную взаимосвязь и скоординированное взаимодействие — в целях результативного а не формально-отчетного достижения общенациональных приоритетов — существующих различных и, надо признать, обособленных, разрозненных форм институтов научно-технологического развития и подготовки кадров, имея в виду как государственно-бюджетный, так и частнопредпринимательский сегмент.
Если в 2020 году бюджетные инвестиции не превышали 10 млрд рублей, то в нынешнем году они составят уже 147 млрд, а в следующем превысят 210 млрд рублей. Вице-премьер также упомянул масштабные инвестпроекты, которые сейчас реализуются в отечественной электронике, включая СВЧ, силовую и оптоэлектронику. Отдельно Денис Мантуров отметил разработки в электронном машиностроении. Мы уже начали 15 проектов по оборудованию, и ещё 20 пойдут в работу до конца года. Среди них — разработки серийного оборудования безмасковой лазерной и электронно-лучевой литографии, а также сложной технологии ионной имплантации. Отмечу, что уже в следующем году мы рассчитываем получить наш литограф для топологии 350 нанометров. А к 2026 году — опытный образец литографа на 130 нанометров», — сообщил вице-премьер — глава Минпромторга.
И уже второй раз мероприятие проходит на фоне серьёзных внешних вызовов. Санкции открыли уникальное окно возможностей для развития отечественных разработок. Российские компании стали быстро занимать освободившуюся нишу и строить собственную технологическую экосистему с опорой на научный и производственный потенциал», — отметил Дмитрий Чернышенко. По его словам, достижение амбициозной цели стратегии развития отрасли — доминирование российских производителей на внутреннем рынке — возможно. Принципиальная задача — не только создать конкурентоспособную радиоэлектронную продукцию, но и обеспечить гарантированный спрос на неё. Зампред Правительства также поделился результатами развития рынка микроэлектроники в России. Реализуются якорные проекты по созданию перспективного технологического оборудования для выпуска полупроводников, строятся новые производственные площадки.
Крупнейшие торговые компании трансформируются в торгово-промышленные холдинги. Это обеспечивает кратный рост частных инвестиций в разработки и производства», — подчеркнул вице-премьер. Он добавил, что Правительство продолжит оказывать меры поддержки отрасли.
Семинар будет проводиться в очно-дистанционном режиме в комнате 604 корп. Микроэлектроники блок Б и в виде онлайн-конференции на платформе Zoom. Для получения доступа необходимо прислать письмо на адрес s.
Это, в частности, критические технологии для медицины, опыт разработки инновационных радиофармпрепаратов, способы реабилитации пациентов на основе методов искусственного интеллекта, роль вирусных инфекций в современном мире. Томская область не случайно выбрана площадкой мероприятия. Томский НИМЦ — крупнейший в России медицинский академический научный центр, объединяющий междисциплинарные компетенции и инфраструктуру академических институтов, занимающихся проблемами основных социально-значимых заболеваний», — подчеркнула заместитель губернатора Томской области по научно-технологическому развитию Людмила Огородова.
Топ-5 открытий российской нaуки 2023 годa, которые могут изменить мир
Геннадий Красников принял участие в заседании Комиссии по научно-технологическому развитию страны | Рейтинг научно-технологического развития субъектов Российской Федерации. Как следует из табл. 3, большинство регионов (почти 72%) обла-дают низким уровнем научно-технологического развития и еще почти 13% – крайне низким уровнем. |
Наука — территория — развитие - Парламентская газета | Новости научно-технологического развития Томской области. |
Медведев призвал создать новый прогноз научно-технологического развития России | Главной темой стало научно-технологическое обеспечение решения стратегических задач Российской Федерации в Арктике. |
Достижению технологического суверенитета помешала терминология / Экономика / Независимая газета | 14 сентября первый заместитель генерального директора Денис Толстых принял участие в рабочем совещании ТПП РФ и Министерства экономического развития Российской Федерации с презентацией грантовой программы «доращивания» технологических компаний под. |
Наука, инновации и технологии
Достижению технологического суверенитета помешала терминология | Концепция технологического развития и импортозамещение в ТЭК: приоритетные направления и целевые ориентиры. |
Научно-технологическое развитие уходит в регионы: в Москве обсуждают разработку госпрограмм | Всероссийская научно-практическая конференция «Научно-технологическое развитие Российской Федерации: проблемы и перспективы» 24-25 мая 2023 г. |
Наука — территория — развитие | В Московском физико-техническом институте заработала первая в стране квантовая нейросеть. |
Что сделано в России за полгода: заводы, техника, наука, достижения
Рашич А. Влияние ограничения импульсного отклика фильтра Гаусса на спектральные характеристики и помехоустойчивость когерентного приема «в целом» GMSK сигналов с межсимвольной интерференцией. Мельников С. Кудряшова Т.
Макаров С. Ультразвуковая диагностика литий-ионного аккумулятора в процессе заряда и разряда. Авторы: доц.
Груздев А. Жилавый Р.
Участники доказывают конкурентоспособность отечественных компаний. Мы видим возможности для дальнейшего развития, роста и укрепления позиций на рынке, в том числе благодаря представленным инновационным разработкам. В рамках деловой программы, сопровождающей мероприятия, представители власти и рынка, эксперты разных областей имеют возможность обсудить актуальные вопросы, проблемы и найти решение во благо общей цели — развития промышленности. Убежден, что выставка и деловая программа поспособствуют развитию реального сектора экономики, откроют для участников и посетителей новые горизонты развития, помогут в решении производственных задач, а также установлению и укреплению партнерских отношений.
В 2020 году из 292 допущенных к экспертизе заявок одобрено 30 проектов с финансированием 6 млн. Пыталев Д. Советник по науке и технике Посольства КНР в России Мяо Фэй выступил с докладом на тему «Активное продвижение китайско-российского сотрудничества в сфере персонализированной медицины, в соответствии с новыми тенденциями». Господин Мяо Фэй подтвердил заинтересованность КНР в наращивании темпов научно-технической кооперации в рамках совместной работы наших стран. Далее в формате экспертного семинара состоялось обсуждение предложений по совершенствованию мер эффективной государственной поддержки в сферах, соответствующих направлениям деятельности Совета «20в» Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Предложения представили Филипп Юрьевич Копылов, д.
Мероприятие прошло в Российском экономическом университете имени Г. Плеханова, на кафедре экономики промышленности. В конференции приняли участие российские и зарубежные ученые и исследователи, преподаватели и студенты, заинтересованные в изучении современных проблем развития промышленности, а также государственные служащие, занимающиеся разработкой промышленной политики и стратегии развития реального сектора экономики, представители бизнеса, в том числе из: Технологического университета Таджикистана, Департамента управления персоналом Министерства образования Ирака, Института экономики и демографии Национальной академии наук Таджикистана, Института проблем рынка РАН ИПР РАН , Московской школы экономики МГУ им. Ломоносова, Орловского государственного университета им. Тургенева и др.
Топ-5 открытий российской нaуки 2023 годa, которые могут изменить мир
Влияние ограничения импульсного отклика фильтра Гаусса на спектральные характеристики и помехоустойчивость когерентного приема «в целом» GMSK сигналов с межсимвольной интерференцией. Мельников С. Кудряшова Т. Макаров С. Ультразвуковая диагностика литий-ионного аккумулятора в процессе заряда и разряда. Авторы: доц. Груздев А.
Жилавый Р. Поделиться записью.
И у нас есть совершенно четкий стратегированный набор перечней сквозных технологий, по которому мы должны это лидерство обеспечить», — подчеркнул Дмитрий Чернышенко.
Он также рассказал про новый закон о технологической политике. Раньше такого термина просто не существовало. Он будет определять ее задачи, цели, принципы.
Документ по сути дела конституирует, нормативно закрепит понятие технологического суверенитета, потому что раньше в него каждый вкладывал все, что ему казалось важным», — пояснил Дмитрий Чернышенко. Кроме того, будет составлен перечень субъектов технологической политики, прописаны полномочия и механизмы взаимодействия.
В Российской империи сосредоточение ученых и инженеров в высшей школе позволяло создавать и накапливать новые знания. В 1991 году с образованием Российской Федерации и переходом экономики на рыночный путь развития возникла необходимость заново определить место науки в российском обществе. В настоящее время российская наука служит основой суверенного развития государства, создавая необходимые предпосылки и условия для обоснованного, сбалансированного и эффективного решения всего комплекса стоящих перед Российской Федерацией социальных, экономических, культурных и иных задач, обеспечения безопасности страны и ее значимого вклада в интеллектуальное достояние человечества. Вместе с тем сохраняются следующие негативные тенденции: а несогласованность приоритетов научно-технологического развития и инструментов его поддержки на национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях; б низкая восприимчивость экономики к технологическим инновациям, слабое взаимодействие реального сектора экономики с сектором научных исследований и разработок, а также разомкнутость единого инновационного цикла проведения научных исследований, создания разработок и коммерциализации технологий; в концентрация научно-технологического и образовательного потенциала в ограниченном числе регионов страны; г следование глобальным технологическим трендам без комплексного учета текущих и будущих запросов российской экономики и общества, отвечающих национальным интересам Российской Федерации. Тенденции, перечисленные в пункте 11 настоящей Стратегии, создают риски отставания России от стран - мировых технологических лидеров и обесценивания внутренних инвестиций в область науки и технологий, снижают конкурентоспособность России в мире, ставят под угрозу обеспечение ее независимости и национальной безопасности. Стратегические ориентиры и возможности научно-технологического развития Большие вызовы для общества, государства и науки 13. Научно-технологическое развитие является одним из стратегических национальных приоритетов Российской Федерации и определяется комплексом внешних и внутренних по отношению к области науки и технологий факторов, формирующих систему больших вызовов.
Большие вызовы создают существенные риски для общества, экономики, системы государственного управления, но одновременно представляют собой важный фактор для появления новых возможностей и перспектив научно-технологического развития. При этом российские наука и технологии являются ключевым инструментом для ответа на эти вызовы, играя важную роль не только в обеспечении национальных интересов, но и в решении глобальных проблем человечества. С учетом формирования государственной политики в области научно-технологического развития в условиях больших вызовов требуется научное обоснование мер, которые государство и общество должны принять для противодействия возможным угрозам и опасностям для человечества. Особую значимость приобретает создание эффективной, целостной и сбалансированной системы стратегического целеполагания, планирования и прогнозирования научно-технологического развития, изменения приоритетов в данной области и на этой базе обеспечение и укрепление основы для реагирования на новые вызовы. Реакцией на большие вызовы должно стать своевременное создание наукоемких технологий и продукции, отвечающих в первую очередь национальным интересам Российской Федерации и необходимых для существенного повышения качества жизни населения. Ключевую роль в подготовке научно-технологического сектора страны к новым большим вызовам должна сыграть российская фундаментальная наука, обеспечивающая получение новых знаний и опирающаяся на внутреннюю логику своего развития. Приоритеты и перспективы научно-технологического развития 20. Реализация мер, предусмотренных государственной политикой в области научно-технологического развития на первых двух этапах ее осуществления, позволила получить результаты и сформировать компетенции, необходимые для реализации приоритетов научно-технологического развития, отвечающих на большие вызовы. Особую актуальность для реализации приоритетов научно-технологического развития приобретает создание широкого спектра технологических решений общего назначения научно-технологических платформ в физической, цифровой и биологической сферах.
Цель и основные задачи научно-технологического развития 23. Целью научно-технологического развития является обеспечение независимости и конкурентоспособности государства, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов путем создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Государственная политика в области научно-технологического развития Принципы государственной политики в области научно-технологического развития 25. В современных внешних условиях научно-технологическое развитие предполагает формирование и реализацию собственной повестки, опирающейся на национальную технологическую базу и направленной на первостепенное обеспечение технологического суверенитета страны. В основе такой повестки должны быть требования, предусматривающие сбалансированное развитие как собственных базовых наукоемких технологий, необходимых для снижения критической зависимости от зарубежных институтов, так и уникальных российских технологий, конкурентоспособных на мировом уровне.
Лидирующие позиции Москвы и Санкт-Петербурга объясняются наличием большого числа научно-исследовательских институтов, высоко квалифицированных кадров, функционированием высокотехнологичных производств, высоким уровнем развития науки и технологий. На это существенно повлиял рост объема отгруженной инновационной продукции в регионе, увеличение доли затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров, рост числа выданных патентов, увеличение доли инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг.
Топ-5 открытий российской нaуки 2023 годa, которые могут изменить мир
Медведев призвал создать новый прогноз научно-технологического развития России | Рейтинг научно-технологического развития субъектов Российской Федерации. Как следует из табл. 3, большинство регионов (почти 72%) обла-дают низким уровнем научно-технологического развития и еще почти 13% – крайне низким уровнем. |
Росатом Госкорпорация «Росатом» ядерные технологии атомная энергетика АЭС ядерная медицина | Организационно-правовой механизм реализации научно-технологического развития страны эволюционирует с учетом меняющихся условий и задач, выстраивается вертикаль управления в сфере государственной научно-технической политики. |
Медведев призвал создать новый прогноз научно-технологического развития России | Российский научный фонд расширяет программы грантовой поддержки. |
Актуальные новости о российской науке — РТ на русском | Российским учёным в этом году пришлось быстро приспосабливаться к новым условиям и решать непредвиденные задачи, чтобы не останавливать развития отечественной науки. |
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке — t. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress. Если у вас нет аккаунта, вы можете зарегистрироваться. После завершения регистрации на указанную в форме электронную почту придет письмо с логином и паролем для входа в ЕЛК. Если вы уже зарегистрированы в ЕЛК, но забыли логин и пароль, вы можете воспользоваться функцией восстановления логина и пароля на странице входа в ЕЛК или написать на почту weboffice roscongress.
Конституция России придает вопросам научно-технологического развития общенациональное значение п. Единство не означает единственность, односубъектность, а подразумевает организованную согласованность реального многообразия. В формировании и реализации государственной научно-технической политики в соответствии с Конституцией России должны совместно участвовать каждый из субъектов Российской Федерации п. Сохранение научно-технического потенциала, в частности, в существующих компактно-территориальных формах его организации — не элемент мемориально-символической политики, вызванной данью традиции, а отражение глубокого понимания значения преемственности для планомерного научного развития, которое со временем обретает и свою уникальную географию. Расточительно и рискованно действовать здесь по принципу tabula rasa.
Качество научного развития имеет в значительной степени ценностно-мировоззренческую основу, обусловлено укорененным чувством принадлежности к великому наследию, стремлением соответствовать ему и его превзойти. Так формируется научный патриотизм, неотделимый от осознания социально-культурной и исторической общности, подкрепляемый особой психологической атмосферой и архитектурной средой. Утвержденная Президентом России в феврале 2024 г. Сама необходимость эффективного пространственного развития, в том числе путем преодоления социально-экономических территориальных диспропорций, рассматривается в числе наиболее значимых больших вызовов, на преодоление которых направлены все элементы Стратегии пп. Вместе с тем отдельно подчеркивается значение создания и развития передовой инфраструктуры исследований и разработок, включая установки класса «мегасайенс» в том числе путем установления специальных правовых режимов пп. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления включены в механизм реализации СНТР в частности, п. Организационно-правовой механизм реализации научно-технологического развития страны эволюционирует с учетом меняющихся условий и задач, выстраивается вертикаль управления в сфере государственной научно-технической политики. Предстоит решить вопросы стратегического планирования в научно-технологической сфере на региональном и муниципальном уровнях, обеспечить необходимыми управленческими средствами функциональную взаимосвязь и скоординированное взаимодействие — в целях результативного а не формально-отчетного достижения общенациональных приоритетов — существующих различных и, надо признать, обособленных, разрозненных форм институтов научно-технологического развития и подготовки кадров, имея в виду как государственно-бюджетный, так и частнопредпринимательский сегмент.
Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» основной программный документ финансирования сектора НИОКТР и объект консолидации всех федеральных государственных расходов на науку содержит широкий перечень мероприятий, направленных на развитие российского сектора НИОКТР, однако определенного внимания заслуживает вопрос практической реализации данных мероприятий, их связанности между собой в единой системе, дающей кумулятивный эффект. Целью данного исследования является формирование обоснованных подходов к основным направлениям и акцентам государственной научно-технической политики с учетом имеющихся наборов характеристик состояния российской науки, вызовов и угроз, а также национальных приоритетов, актуальных в настоящий момент времени. В своей работе авторы стремились к тому, чтобы результаты исследования имели практическое применение в федеральных органах исполнительной власти Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Роспатенте и др. Коммерциализацию РИД, в т. Совместные научные исследования университетов и коммерческих компаний приводят к ощутимым инновационным результатам, таким как новые или улучшенные продукты или процессы, а также нематериальные результаты, которые укрепляют внутренние возможности фирм и тем самым косвенно увеличивают их инновационный потенциал, отмечают М. МакКелви и Д. Льюнгберг [10]. Каулфилд и Ю. Огбогу, в свою очередь, полагают, что растущий акцент только на коммерциализации университетских исследований может оказывать необоснованное давление на исследователей и искажать реалии, перспективы и результаты научных исследований [11]. Кроме этого, в ряде работ обосновывается необходимость регулирующей роли организаций-посредников в сотрудничестве академического сектора, университетов и промышленности, что имеет практическое значение для правительства при формировании государственной научно-технической политики по повышению качества и эффективности сотрудничества между вузами, научными учреждениями и организациями реального сектора экономики [12]. Представляется, что в России роль таких организаций-посредников могут сыграть институты развития, советы и рабочие группы, созданные при Минобрнау- ки России и других ведомствах в рамках решения прикладных научно-исследовательских задач. Саналиевал и соавт. При этом Е. Гони и У Ф. Малони приходят к выводу, что в странах с низким уровнем результативности научных исследований и разработок крайне важны социальные и экономические факторы, дополняющие НИОКТР, включая качество образования и научной инфраструктуры, общие характеристики национальной инновационной системы, а также деловую активность коммерческого сектора [14]. Браун, Г. Мартинссон и Б. Петерсен, в свою очередь, акцентируют внимание на том, что прозрачные правила финансового рынка улучшают стандарты бухгалтерского учета и усиливают исполнение контрактов, что в сочетании с более строгими мерами правовой защиты интеллектуальной собственности оказывает значительное положительное влияние на НИОКТР в высокотехнологичных отраслях [15]. В то же время, как и следовало предположить, универсальные способы вывода сектора НИОКТР отдельных стран на высокий уровень развития с использованием единой системы оценочных показателей отсутствуют. Так, например, авторы другого исследования отмечают, что использование такого индикатора, как прирост объемов НИОКТР, в сопоставлении с темпами прироста ВВП в качестве оценочной метрики только в некоторых странах привело к решению поставленных научных задач [16]. Следует отметить, что в рамках подготовки новой редакции государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от 31. Разработка предложений по совершенствованию системы государственного управления сектором НИОКТР в России проводилась на основе системного подхода и структурно-функционального метода. Предметом исследования реализуемых инструментов и механизмов государственной научно-технической политики послужили норматив- ные правовые акты, регламентирующие действующие правила реализации научно-технической деятельности в Российской Федерации. Это отражает ориентацию научно-технической политики на финансовую поддержку научного проекта на всех стадиях развития. Отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе ВЗИР имеет негативный тренд; в 2019 г. Наибольшую долю во ВЗИР 1 134,8 млрд руб. В настоящее время Россия удерживает 6-ю позицию в международном рейтинге по количеству исследователей в эквиваленте полной занятости. В России в 2019 г. Место Российской Федерации по удельному весу в общем числе статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, в изданиях, индексируемых в международных базах данных, позволяет оценить представленность, в первую очередь, фундаментальных исследований на мировом уровне, вовлеченность российской науки в мировую, а также способность фундаментальной науки отвечать на большие вызовы в долгосрочной перспективе. Реализация ряда мероприятий, в т. Источник: Word Bank. Наибольшее количество научных статей в 2019 г. Тематика существенной доли российских публикаций соответствует мировым трендам. Так, лидирующим по числу научных публикаций российских авторов являются направления «Естественные и точные науки», а также «Техника и технологии» по данным Web of Science и Scopus. Однако по таким приоритетным направлениям, как «Сельскохозяйственные науки» и «Медицинские науки и общественное здравоохранение», публикационная активность России проигрывает на фоне других стран. Уровень изобретательской активности российских авторов в сравнении с другими странами характеризует показатель «Место Российской Федерации по удельному весу в общем числе заявок на получение патента на изобретение, поданных в мире по областям, определяемых приоритетами научно-технологического развития». В период 2017-2019 гг. Наибольшее число заявок на изобретения было выявлено в направлениях «Гражданское строительство» 1 918 заявок , «Измерения» 2 395 заявок , а также в направлении «Медицинские технологии», которое в 2019 г. Нестабильная динамика патентной активности в России во многом обусловлена низким уровнем IP-грамотности участников экономической деятельности, проблемой обеспеченности кадрами сферы интеллектуальной собственности, недостаточным развитием инструментов стимулирования изобретательской активности ученых и трансфера РИД. В сравнении с другими странами Российская Федерации по числу заявок на получение патента на изобретение в 2017 г. Общее количество учреждений, осуществляющих научную деятельность в России в 2019 г. За первое полугодие 2020 г. В отношении 34 научных учреждений приняты приказы о реорганизации, до конца 2020 г. В 2020 г. В 18 научных организациях, подведомственных Минобрнауки России, работает от 1 000 до 2 600 чел. Таким образом, распределение сотрудников по научным организациям не является гармоничным: среднее количество работников составляет 257 чел. Научно-технологическое развитие Российской Федерации, ориентированное на достижение ответов на большие вызовы, формирует новую роль науки и технологий как основополагающего элемента решения ключевых национальных и глобальных вопросов, обеспечения возможности прогнозировать происходящие в мире изменения, учитывать внутренние тенденции, ожидания и потребности российского общества, своевременно распознавать большие вызовы и эффективно отвечать на них. В последние годы в ходе реализации государственной научно-технической политики наметился ряд позитивных сдвигов по развитию сектора НИОКТР, но вместе с тем многие вопросы и задачи остаются нерешенными и требуют внимания с учетом необходимости купирования последующих негативных трендов. На данный момент и на перспективу ключевые негативные тенденции, риски и угрозы, сдерживающие решение задач Российской Федерации в сфере науки и технологий и препятствующие обеспечению национальной безопасности, можно разделить на две группы: организационно-экономические внутренние и глобально-технологические внешние. К первой группе относятся следующие вызовы и угрозы. Непрекращающееся отставание в темпах роста и уровне развития сферы НИОКТР от ведущих стран мира с потерей лидерства в традиционных высокотехнологичных отраслях. Зарубежные страны приобретают все большую способность создавать технологии, намного превосходящие российские аналоги, включая разработки в отраслях с преимущественным ранее присутствием российских компаний космической промышленности, судостроении, авиастроении, производстве оптики и лазеров , в корне меняя устоявшиеся рынки и становясь на них основными бенефициарами. Раз- 6 План реструктуризации научных организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации 14. Глобализация космической индустрии, развитие космического туризма, инновации американских компаний SpaceX и Virgin Galactic, запуск новых инициатив стран с крупнейшими бюджетами в данном сегменте - все это создает серьезный вызов для России, в т. Отсутствие в России необходимой критической массы финансового обеспечения НИОКТР, необходимой для достижения практически значимых результатов при «добровольно-принудительном характере внебюджетного финансирования. Низкое ресурсное обеспечение сектора НИОКТР в сравнении со странами-лидерами при широком перечне приоритетов и сложном характере вызовов создает реальную угрозу «распыления» средств на науку [17] и отсутствие необходимой критической денежной массы для создания передовых НИОКТР. Соотношение внебюджетного финансирования и государственных расходов на науку по состоянию на 2018 г. Программы инновационного развития у российского бизнес-сектора и госкорпораций имеют скорее «добровольно-принудительный» характер в силу административного влияния курирующих ведомств, что способствует укреплению в экономической практике феномена т. Бизнесу в России выгоднее покупать готовые зарубежные технологии, чем вкладывать собственные существенные средства в высокорискованные научные проекты. Ситуация в ведущих инновационных странах диаметрально противоположная. В России до сих пор не создана устойчивая система мотивации предпринимательского сектора, научных организаций и вузов к системным инвестициям в НИОКТР, увеличиваются риски появления у данной системы признаков системы классического типа, изменить которые в текущей надстройке государственного управления станет практически невозможно. Недостаточный масштаб или отсутствие в России крупных бизнес-структур в секторе высоких технологий. Данная проблема характеризуется низкими показателями инновационной активности крупных российских корпораций и организаций реального сектора экономики, что существенно сдерживает развитие 7 Карибов А. Социальное партнерство бизнеса и власти в регионе: монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2015. В силу сдерживающих внутренних экономических факторов, включая ощутимую долю в экономике сырьевых компаний, использующих готовые зарубежные технологии, низкий уровень кооперации научного, образовательного и предпринимательского секторов и нехватку кадров, разорванности цепочки производств взаимодополняющих друг друга компаний крупного, среднего, малого бизнеса и стартапов, а также слабого развития системы трансфера технологий формируется еще один системный внутренний вызов, при том что есть основания считать его долгосрочным. Вызов сопряжен с рисками дальнейшего отставания России в конкурентной борьбе на мировых высокотехнологических, в т. Даже принимая во внимание наличие в России сильной инженерной и математической школ и компетенций в сфере IT, а также ряда технологически продвинутых и экономически успешных инновационных компаний Лаборатория Касперско-го, Яндекс, IPG Photonics, ABBYY, NT-MDT , их масштаб и ресурсные возможности несопоставимы с зарубежными конкурентами, при том что ресурсы для резкого технологического рывка и роста ограничены. Одной из причин является отсутствие комплексных государственных кадровых программ, предусматривающих сотрудничество частных компаний как крупных, так и средних с научно-образовательным сектором. Кроме того, вузовская подготовка по ряду перспективных научных дисциплин, а также механизмы подготовки технического персонала высокой квалификации практически полностью отсутствует. Ко второй группе вызовов - вызовам глобального масштаба, оказывающим принципиальное влияние на решение задач научно-технологического развития, - следует отнести ограничения по участию в создании конкурентоспособных на мировом уровне передовых технологий. Отставание в сфере передовых цифровых технологий.
Ученые предложили получать термостойкие люминофоры в форме композитных керамик, применяя технику реакционного искрового плазменного спекания коммерчески доступных порошков оксидов. Искровые разряды между спекаемыми частицами и фазовые превращения помогли сформировать материал с тонкодисперсной микроструктурой и плотностью, близкой к теоретически предсказанной. Об этом рассказал «Ведомостям» член-корреспондент РАН, исполняющий обязанности директора Института синтетических полимерных материалов имени Н. По его словам, у светодиодов есть несколько проблем, например, высокое тепловыделение, низкий индекс цветопередачи и изменение цветовых характеристик во времени. Решить эти задачи можно благодаря использованию керамики на основе комплекса из оксида алюминия и иттрий-алюминиевого граната. Исследователи под руководством Дениса Косьянова впервые предложили получать такую композитную керамику принципиально новым методом, добавил он. Зубы древних жителей Русской равнины рассказали об их образе жизни Ученые из Исторического музея и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Кунсткамера провели исследования погребений людей, живших с пятого тысячелетия до н. Антропологи изучили останки 232 человек из 32 курганов разных эпох и по крупицам реконструировали жизнь наших предков: от особенностей быта до специфики болезней. Исследователи проанализировали зубы некоторых людей и показали, что население ранней эпохи бронзы страдало кариесом средней степени, у них встречались травмы зубов и пародонтопатии. В позднюю бронзу состояние здоровья зубной системы изменилось: кариеса стало меньше, нагрузка на зубы снизилась, но при этом появилось больше минеральных отложений. Исходя из этого антропологи предположили, что в целом, диета местных жителей была постоянной на протяжении многих веков — они ели мясо, рыбу, молоко и иногда продукты, содержащие фруктозу и сахарозу. Но со временем пища стала менее грубой, что может быть связано с изменением способа приготовления еды. Кроме того, ученые выделили из зубов древнюю ДНК и выявили вирус гепатита B у двух мужчин из разных эпох. Некоторые части истории практически «невидимы», особенно когда речь идет о бесписьменных обществах. Но новейшие достижения в области палеоДНК постепенно приближают нас к пониманию прошлого. Благодаря этому мы, в конечном итоге, можем строить прогнозы будущего и предполагать, по какому пути пойдет человечество», — добавил он. Трофимука СО РАН успешно протестировали на Курильских островах разработанные ими подходы к построению модели вулканов. Это станет важным шагом для начала работы по обеспечению удаленных населенных пунктов дешевой и возобновляемой энергией земных недр. С помощью придуманного ими алгоритма сейсмической томографии они построили первую 3D-модель скорости поперечных волн, что дало возможность определить положение магматической камеры под вулканом.
Заседание президиума комиссии по научно-технологическому развитию России
3) разработка и развитие отечественного инженерного программного обеспечения: представление продуктов ведущих российских вендоров, презентация нового релиза Цифровой платформы CML-Bench®. Статья Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Общие положения, Роль науки и технологий в обеспечении устойчивого будущего нации, в развитии России и определении ее положения в мире, Стратегические ориентиры и возможности. Научно-технологическое развитие Российской Федерации, трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения. Российская академия наук (РАН) должна понимать свою ответственность за достижение технологического суверенитета, объявили в Совете Федерации (СФ).
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Конференция будет проведена в смешанном формате: работа круглых столов будет проходить очно для спикеров с возможностью интернет-подключения части докладчиков и других участников с использованием системы видео-конференц-связи. Рабочий язык конференции русский. Участие в конференции бесплатное.
Это, в частности, критические технологии для медицины, опыт разработки инновационных радиофармпрепаратов, способы реабилитации пациентов на основе методов искусственного интеллекта, роль вирусных инфекций в современном мире. Томская область не случайно выбрана площадкой мероприятия.
Томский НИМЦ — крупнейший в России медицинский академический научный центр, объединяющий междисциплинарные компетенции и инфраструктуру академических институтов, занимающихся проблемами основных социально-значимых заболеваний», — подчеркнула заместитель губернатора Томской области по научно-технологическому развитию Людмила Огородова.
Научно-технологическое развитие уходит в регионы: в Москве обсуждают разработку госпрограмм Научно-технологическое развитие уходит в регионы: в Москве обсуждают разработку госпрограмм 02. Участие принимают представители Правительства и Совета Федерации, руководители по научно-технологическому развитию министерств и субъектов страны. Необходимо прогнозировать — под какие конкретные стратегические задачи должна формироваться материальная база учебных корпусов, лабораторий, технопарков. Это должны учитывать и региональные госпрограммы научно-технологического развития. Работу над ними к 30 апреля должны завершить отобранные 20 «пилотных» регионов. В дальнейшем этот механизм будет масштабирован на все субъекты, где работают руководители по научно-технологическому развитию. Стратегическая сессия проходит на базе Центра подготовки руководителей и команд научно-технологического развития, созданного по поручению Правительства РФ.
С инициативой и готовностью включится в работу вышли коллеги и из других субъектов. Мы это обсуждали на площадке прошедшего форума «Технопром», в результате количество пилотных регионов увеличено до 20.
Рабочий язык конференции русский. Участие в конференции бесплатное. Доклады участников конференции, соответствующие требованиям ВАК по содержанию и оформлению научных статей, могут быть опубликованы в ежеквартальном научном журнале РИЭПП «Управление наукой и наукометрия».