Сретение Господне считается одним из двунадесятых праздников и посвящено важному событию в жизни Христа — встрече с Господом. Что означает праздник Сретение Господне? когда отмечают праздник Сретение? 15 февраля православные отмечают Сретение Господне. Что такое Сретение, какие молитвы читать. Сретение Господне – один из больших церковных праздников, который отмечается 15 февраля. 15 февраля - 43537850555 - Медиаплатформа МирТесен.
Сретение Господне. История встречи человека со Спасителем
Сретение Господне — один из двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного такое Сретение Господне и в чем суть праздникаВ переводе с греческого "сретение" означает "встречу". В данном материале разберёмся, что такое Сретение Господне, говоря простыми словами, когда отмечается этот праздник, какие исторические корни, традиции и обычаи у этого праздника. Светоч - новости Дубовского района. 15 февраля православные отмечают Сретение Господне. Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились.
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Слово «сретение» наиболее полно передаёт смысл этого священного события, ведь оно означает встречу человека с Богом. Один из главных православных праздников — Сретение Господне — верующие отмечают в среду, 15 февраля. Что такое Сретение, какие молитвы читать. Сретение Господне – один из больших церковных праздников, который отмечается 15 февраля. 15 февраля православная церковь вспоминает Сретение Господне. Сретение Господне 2025 – это встреча с Господом. Среди простого народа считается, что на Сретение каждый из нас, приходя в храм, встречается с Богом.
15 февраля Православная Церковь празднует Сретение Господне: что это за праздник?
Оттуда традиция празднования распространилась по христианскому миру. В первые века в этот день славили Богоматерь, а позже — Иисуса Христа. Поэтому до сих пор во время праздничной службы священников можно увидеть и в голубом облачении цвет, символизирующий непорочность и чистоту Девы Марии , и в белом символ божественного света. Есть несколько икон, посвященных Сретению: это икона Богородицы "Умягчение злых сердец" ее еще называют "Сименово проречение" , на которой Мария изображена с семью вонзенными в сердце мечами — как символ предстоящих материнских страданий. Евангелист Лука написал, что Симеон, взяв на руки Иисуса, предрек его матери: "И Тебе Самой оружие пройдет душу", — подразумевая, что женщина увидит крестные страдания своего ребенка. Число семь выражает чрезмерность материнских мук. Перед этим образом верующие молятся о прекращении вражды или раздоров в семье, между супругами и родственниками, о защите от нападения во время войны. Еще одна икона, связанная со Сретением, — Симеона Богоприимца.
Святой изображен на ней с Младенцем. На Сретение в православных храмах служат праздничную литургию, иногда с крестным ходом. Свечи со сретенской службы верующие обычно забирают с собой, чтобы зажигать во время домашней молитвы.
Это вечное искупление, приобретённое ценою страданий и смерти Христа, несоизмеримо больше, чем установление временного благоденствия.
Иисус — спасение пред лицом всех народов! Эти слова не потеряли своей актуальности и сегодня. Сегодня, когда люди томятся под гнётом греха, когда рушатся семьи, страдают дети, гибнут люди в междоусобных войнах, в локальных и глобальных конфликтах. Сегодня, когда захлёбываются ненавистью целые народы.
Сегодня, когда в поисках решения проблем человечества люди шарахаются от одной панацеи к другой, от слащавого псевдогуманизма, растлевающего человеческую душу, до методов силового воздействия, когда целью готовы оправдать любые действия, пусть даже и бесчеловечные. А пред лицом всех народов — Иисус. Спаситель Иисус Христос! Свет к просвещению язычников!
Агнец Божий, взявший на себя грехи всего мира! Царь царей! Начало и конец!
Если перед закатом солнце выглянет, значит холодов уже не будет. Если спряталось за тучами, жди морозы, которые называли Власьевскими. Читайте также: Цветы для любви и денег: приметы про комнатные растения Родители же на Сретение проводили символический обряд продажи детей. Они передавали прохожему малыша через окно, в ответ получали деньги. Затем ребенка возвращали и говорили: «Живи на мое счастье».
Деньги тратить было нельзя, на них покупали свечи. В старину верили, что такой обряд «привязывает» ребенка к жизни, «зажигает» его огонь. Женщины на Сретение пекли блины, которые символизировали солнце. Считалось, что, если съесть лакомство до первой звезды, то жизнь станет благополучной. А еще делали печенье в виде птичек. Такая сдоба означала встречу весны. Ее раздавали детям. Также 15 февраля кормили нищих, вдов, сирот и бездомных животных, чтобы год самому быть сытым.
Сретение 2024: что нельзя делать 15 февраля Сложились на Сретение особые запрещающие приметы. Что нельзя делать 15 февраля? Запрещалось в праздник тяжело трудиться, рукодельничать, а также заниматься домашними делами: подметать и мыть пол, проводить уборку, стирать, шить и вязать. По примете, так можно навлечь на свой дом беды и болезни, из него счастье выгнать.
Когда она достигала пуда 16 килограммов , ее сдавали в церковь.
Если селянину требовалось отслужить молебен на дому, он просил священника дать ему эту свечу. За очередностью таких просьб в деревне очень следили. Обязательным был пост для той семьи, куда священник должен был принести общую свечу. Если же ее в праздник зажигали в церкви, перед ней обязательно служились молебны и акафисты с водосвятием. Личные сретенские свечи русские крестьяне обычно брали на поля при начале жатвы, сева.
Считалось, что обетная свеча охраняет межи, предотвращает в хлебе заломы, истребляет кукол в нивах. Громницу давали в руки покойнику в минуту кончины и зажигали ее — считалось, что пламя спасет этого человека на пути загробных мытарств и во время хождений по мукам. Очень часто в старину на Сретение ударяли последние зимние морозы.
Сретение Господне 15 февраля: традиции, приметы, что можно и нельзя делать
На 40-й день после рождения Иисуса Мария принесла сына в храм, чтобы посвятить его Богу. Симеон, которому на тот момент исполнилось 300 лет, наконец увидел чудо своими глазами. Предание гласит, что старец взял мальчика на руки и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Что можно и чего нельзя делать в этот день Отец Николай рассказал, что в Сретение нужно особенно чтить детей и стариков. Священник Савченко рассказал, какими волшебными свойствами обладает крещенская вода — Стариков чтят в память о старце Симеоне, а детишек — в честь Иисуса Христа, — уточнил представитель духовенства. В этот праздничный период нужно прощать тех, кто ненароком обидел, и просить прощения у тех, кого вы случайно оскорбили. Нельзя в этот период устраивать распри.
Екатерины, Синай, Египет. Фреска Сретение. Церковь Спаса на Нередице, 1199 г. Ведь с его помощью передается высший смысл встречи Богомладенца и Симеона. Около 1497 г. Икона Сретения Господня. Мастерская Андрея Рублева, 1408 г.
Из иконостаса Успенского собора г. Владимира После окончания периода иконоборчества появляется новая несимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон. Конец XV века На некоторых русских иконах, фресках и мозаиках Иерусалимский храм заменен церковью с русскими главами. Икона Сретение Господне. Начало XIX в. Государственный музей палехского искусства Икона мастерской круга Гурия Никитина. Ярославский художественный музей Храмы Сретения Господня Праздник Сретения Господня известен нашим предкам со времени принятия христианства.
По неизвестной причине храмов, посвященных этому празднику, было совсем немного. Из древних, дораскольных, сохранилась трапезная Сретенская церковь Антониева монастыря в Великом Новгороде. Он был построен в 1533—36 гг. Верхняя часть фасадов имела традиционные для Новгорода вкладные кресты. Это один из первых бесстолпных новгородских храмов. Храм во имя Сретения Господня, Великий Новгород. В честь Сретения Господня Успенского монастыря освящен храм в г.
Александрове Владимирской области. Церковь была построена приблизительно в 1601 г. Облик церкви, простой и лаконичный, выдержан в псковских архитектурных традициях. В плане храм разделен на две равновеликие части: четверик, включая прямоугольный алтарь, и северный притвор. Главный объем храма, фланкированный лопатками, незначительно приподнят, покрыт четырехскатной кровлей и увенчан глухим барабаном с главкой и крестом. Над притвором устроена небольшая звонница. Каменный западный тамбур церкви с фигурным кокошником над входом не сохранился.
Позднее архитектурный облик храма подвергался изменениям. В 1923 году Сретенская церковь вместе с другими храмами была закрыта. К 1931 году церковь была занята под хранение музейных фондов, а в богадельне размещался краеведческий отдел. В 1993 году храм и небольшая часть келий были переданы возрожденной Успенской обители. Сретенская церковь Успенского монастыря в г. Храм был построен между 1606 и 1620 гг. В дальнейшем неоднократно перестраивался.
В 1918 году, в связи с проходившими в Астрахани боями между красноармейцами и белоказаками, храм по решению военных революционных властей был закрыт. В 1920 году Троицкий собор был захвачен обновленцами. Богослужения в нем совершались редко в связи с малочисленностью обновленческой соборной общины. В 1928 года советские власти окончательно отобрали храм. Он был разграблен, иконостас разломан и сожжен. В 1970-х годах начались реставрационные работы на территории Троицкого монастыря. Впервые церковь была построена в 1371 г.
Крупный, одноглавый, трехапсидный каменный храм с северным бесстолпным приделом во имя Сретения Господня; с южной стороны, возможно, был теплый придел во имя Иоанна Богослова ; оба придела имели крыльца.
Священник читает молитвы «сорокового дня», после чего женщина может прикасаться к святыне и молиться в храме. До этого ей положено стоять в притворе. Младенца священник также вносит в храм, мальчика заносит и в Алтарь. Этот чин может совершаться и ранее, в день крещения, если оно совершается ранее 40-го дня. Сретение Господне. История праздника Праздник Сретения Господня — один из самых древних. Уже в IV веке он торжественно совершался в Иерусалимской Церкви, завершая 40-дневную праздничную череду от Богоявления , называемого также Эпифания. Об этом упоминает Этерия, паломница из современной Европы, совершившая путешествие на Святую Землю в конце IV века: Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью.
В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст. Затем праздник распространился во всех поместных Церквях, его стали совершать в Константинополе и Риме. Но, несмотря на свое древнее происхождение, он не относился к числу торжественных и великих. К двунадесятым праздникам его причислили лишь в 544 году. В VI веке, в правление императора Юстиниана 527—565 , Византию постигло много бедствий. Сначала произошло землетрясение в Антиохии, сопровождавшееся многочисленными жертвами. Потом появилась моровая язва — эпидемия оспы, занесенной из Африки.
Предание говорит, что в тяжелые дни, когда весь народ переживал страшные беды и болезни, благочестивому христианину было видение: праздник Сретения Господня надо совершать более торжественно. В этот день была совершена торжественная служба со всенощным бдением и крестным ходом. О празднике Сретения Господня встречаются упоминания в проповедях священномученика Мефодия Патарского ок. Богослужение праздника Сретения Господня Сретение Господне — необычный праздник. Он одновременно Господский и Богородичный. Тропарь празднику, русский текст: Радуйся получившая радость от Господа, Богородица Дева, потому что из Тебя возсияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся в неведении. Веселись и ты, старец праведный, принявший в свои объятия Освободителя наших душ, подающего нам воскресение. Кондак празднику. Русский текст: Исус Христос, освятивший Своим Рождением Девичью утробу и благословивший объятия Симеона, как надлежало; поспешивший спасти нас, и ныне нас спас, Христе Боже.
Дай мир обществу среди браней и укрепи возлюбленных Тобою людей, Единый Человеколюбец. Они не просто рассказывают нам о событиях праздника, но и объясняют их значение. Это основная идея канона. В греческом оригинальном тексте первые буквы каждого стиха складывались в эту фразу. Каждый стих канона не просто рассказывает какую-либо деталь праздничного события, но и объясняет его значение, символ. При этом вспоминаются и пророчества, например, Исаии, которому серафим подал горящий уголь, чтобы очистить уста. Как правило, девятая песнь праздничного канона имеет припев — краткое хвалебное обращение ко Христу или Богородице, в зависимости от праздника. Хор повторяет его перед каждым стихом. Канон Сретению и в этом отличается от прочих: он имеет не один припев для всех стихов, а 14 разных!
Это позволяет молящимся глубже понять и прочувствовать события двухтысячелетней давности. Nбьeмлетъ рукaма стaрецъ симеHнъ, содётелz зак0ну, и3 вLку всsческихъ. Исаии, который узрел Бога Саваофа, седящего на Престоле и окруженного Ангелами; в Третьей паремии Исаии XIX, 1, 3—5, 12, 16, 19—21 содержится пророчество о бегстве в Египет, о падении пред Господом идолов египетских и обращении египтян к Богу. События, предсказанные в этом пророчестве, не описаны в Евангелии. Древнее предание повествует, что во время пребывания Спасителя в Египте, в г. Илиополе, языческие боги этого города пали перед Исусом Христом и разбились в прах. В Апостоле Евр. VII, 7—17 говорится о превосходстве первосвященничества Христа и жертв Им принесенных перед ветхозаветными жертвами и об отмене Ветхого Завета с пришествием Спасителя.
До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в грядущего Мессию — Спасителя мира и ожидали Его пришествия.
Последние праведники уходящего Ветхого Завета — праведный Симеон и Анна, пророчица, — удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Котором уже соединились Божество и человечество. Древнейшим исторически достоверным свидетельством о церковно-богослужебном чествовании Сретения на христианском Востоке является «Паломничество ко святым местам», датируемое концом IV века и принадлежащее западной паломнице Этерии. Оно не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его просто сороковым днем от Богоявления, зато кратко, но чрезвычайно эмоционально описывает само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме [1]. Второй по времени исторический памятник, на сей раз специального, литургического характера, также происходит из Иерусалима. Это армянский Лекционарий, в котором засвидетельствована богослужебно-уставная практика начала V века. Однако и здесь праздник атрибутируется с показательной описательностью: «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа». Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: в IV—V столетиях Сретение существовало в Иерусалимской Церкви как местночтимый праздник — со всеми уникальными для Святой земли литургическими свойствами. Кроме того, именование Сретения лишь по формально-хронологическому признаку, то есть сороковым днем от Рождества Богоявления , весьма однозначно указывает: первоначально анализируемый праздник не имел вполне самостоятельного значения, но рассматривался в качестве своеобразного «отдания» всего сорокадневного цикла праздников, посвященных явлению в мир Сына Божия. Обратившись к свидетельствам более позднего времени, можно убедиться, что окончательное закрепление праздника Сретения в византийском календаре произошло не ранее первой половины VI века, после чего он в качестве официального государственного торжества стал распространяться по всей империи.
Но и здесь возникает большое число вопросов, вызывающих серьезные разногласия. Бог открыл одному благочестивому мужу, что страдания прекратятся, если будет установлено торжество праздника Сретения Господня. И действительно, с наступлением 2 февраля 542 года после торжественного богослужения в честь Сретения Господня болезнь и землетрясения кончились чудесным образом. В память сего события император Юстиниан Великий повелел по всей империи торжественно чтить день 2 февраля. Данную гипотезу разделяют, однако, не все древние и тем более современные богословы и литургисты, хотя она, надо признать, является в высшей степени популярной [2]. Так, например, Георгий Амартол был убежден, что празднование Сретения ввел император Юстин I 518—527. Его же преемник Юстиниан осуществил реформу праздника в соответствии с календарной традицией Римской Церкви. Георгий Амартол отмечает: праздник Сретения был перенесен и стал праздноваться во второй день месяца февраля. Справляемый прежде в четырнадцатый, он не причислялся к Владычным праздникам.
Аналогичные свидетельства можно найти и у Георгия Кедрина. При этом многие авторы Евагрий Схоластик, а также Павел Диакон, Феофан Исповедник, Георгий Амартол, Георгий Кедрин , судя по их текстам, никак не связывают праздник Сретения и чудо спасения от разрушительного антиохийского труса. Теперь следует обратиться к источникам, в которых установление Сретения в Византии датируется 542 годом — годом, когда Константинополь поразила моровая язва. Древнейшее свидетельство об учреждении праздника в этом году принадлежит западному историку Павлу Диакону. С ним полностью согласен римский аббат Анастасий Библиотекарь. Не противоречит им и константинопольский монах Феофан Исповедник, рассказывая о событиях этого же знаменательного года дополнительные подробности. Анализируя их логически корректные и нейтрально эмоциональные труды можно заключить: все они не устанавливают ни малейшей причинной связи между праздником Сретения Господня и стихийными катаклизмами, поразившими империю. Для них страшная моровая язва и сильнейшее землетрясение выступают лишь в функции навеки памятной, легендарной хронологической метки, по которой удобно датировать это важное литургическое нововведение юстинианова времени. Отсюда становится понятным, почему Никифор Каллист, говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, закономерно связывает данное событие с реформами, предпринятыми императором Юстинианом после V Вселенского Собора 553 года, а о чуме и иных Божиих карах умалчивает.
Такая событийная лакуна крайне знаменательна, поскольку, будучи профессиональным историографом и клириком храма Святой Софии, пользуясь ее богатой библиотекой, он, без сомнения, был прекрасно осведомлен обо всех катаклизмах юстиниановской эпохи. К тому же, если ориентироваться на хроникальные заметки из «Церковной истории» Никифора, можно установить, что император Юстиниан не назван там и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь. Уравнивая степень литургических реформ византийских василевсов VI столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций. И здесь нужно подробнее охарактеризовать условия, при которых праздник Сретения возводится в степень общеимперского церковного торжества. Это, в первую очередь, богословские споры в догматической борьбе с монофизитами. Данная полемика оказывается тесно связанной с реформами литургического характера. Итак, армяне-дохалкидоняне Рождество и Богоявление празднуют в один день. Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной. Отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля.
Но до Юстиниана оно отмечалось 14 февраля. Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви, то богословы-антимонофизиты обратили внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения как на выражение монофизитских идей. Для того чтобы уравновесить аргументы, доказывающие, с одной стороны, легендарную, а с другой — богословско-календарную версии установления праздника Сретения, нужно обратиться не только к свидетельствам периода, отдаленного от эпохи Юстиниана, но и к синхронных ей данным. Принципиальный интерес представляет здесь «История войн Юстиниана» Прокопия Кесарийского между 490 и 507 — после 562 , пощаженного страшной чумой, которой он посвятил пространное повествование. В нем есть все: сюжеты о распространении болезни, о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи, о болезни царя и прочее.
Сретение Господне 15 февраля: традиции, приметы, что можно и нельзя делать
15 февраля православная церковь вспоминает Сретение Господне. Что такое Сретение Господне. Сретение Господне входит в число 12 больших православных праздников, которые посвящены важнейшим после Пасхи событиям земной жизни Иисуса и Пресвятой Богородицы. Большой христианский праздник Сретение Господне отмечается 15 февраля. Сретение Господне причисляют к двунадесятым непереходящим праздникам, что означает постоянство даты его празднования. Громница — Сретение — Славяне считали, что Громница служит границею между зимой и весной, отчего и второе название праздника Сретения в простонародье объясняют встречей зимы с весною: «на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето.
Сретение что это за праздник , как его отмечают (+ молитвы)
На христианском Востоке со Сретением связывали воспоминание о моровой язве в Константинополе в 544 году, когда в день умирало от пяти до десяти тысяч человек. На Сретение по традиции в православных храмах проходит праздничная литургия, которая иногда сопровождается крестным ходом. В Сретение Господне проводят богослужения в православных храмах, служат праздничную литургию, иногда с крестным ходом, а также освящают свечи.
Значение слова «сретение»
Чистая Дева соделалась Пречистою, чуждою всякой скверны, помышляемой и ощущаемой, соделалась благодатно-чистою, Духоносную, божественною Девою. В такой обновленный и богоукрашенный сосуд, стяжавший от действия в нем Святого Духа способность и достоинство приять в себя Бога-Слова, низошло Слово-Бог, сделалось во утробе Девы и семенем и плодом, вочеловечилось» Игнатий Брянчанинов , епископ. О Божией Матери. Аскетическая проповедь. Джорданвиль, 1984. Еврейское название горлицы — тор; это название, подобно латинскому turtur, есть звукоподражательное и напоминает собою звуки «тур — тур», которые горлица издает при ворковании. Библейские книги говорят о горлицах, как о птицах перелетных Иер. Эти признаки указывают на то, что древние обитатели св. Этот вид горлиц действительно принадлежит к числу перелетных птиц и появляется в Палестине в первой половине апреля, направляясь сюда из теплых южных стран. Горлицы имеют малую красивую голову, длинный хвост и крылья.
У обыкновенной горлицы в окраске перьев преобладает красновато- серый цвет; по верхней части её туловища разбросаны черные и пепельного цвета мелкие пятна. По бокам шеи проходят четыре поперечные черные полоски с белыми закраинами; глаза буровато-желтые с голубовато-красным кольцом; клюв черный; ноги карамино-красного цвета. Горлица — птица более мелкая, чем голубь columba » Дьяченко Григорий , священник. Объяснение праздничных евангелий. Сретенского монастыря, 1997. Но женщины благочестивые обыкновенно сами приходили в храм, и в то же время совершался выкуп их младенцев, которых они также брали на этот раз собою. Так было и с Марией и её Сыном. Иисус Христос , вероятно, только был представлен священнику, который совершил над ним две краткие молитвы: одну- за законт о выкупе, другую — за дарование перворожденного сына…Деньги за жертву Пресвятая Дева должна была положить в особую огромную кружку «трубу» , которая находилась вблизи возвышенной эстрады, где молились женщины отдельно от мужчин. Затем, конечно, она поставлена была в числе других принимавших очищение женщин на верху пятнадцати ступеней, которые вели из двора женщин во двор, где стоял жертвенник всесожжения: отсюда было видно, что делалось на жертвеннике всесожжения» Лопухин А.
Толковая Библия. Толкование Евангелия от Марка, Луки и Иоанна. Причина выкупа первенца была такова: «В память того, что в ночь перед исходом евреев из Египта Ангел-Погубитель истребил всех первенцев египетских, все первенцы еврейские должны были быть посвящены в особое служение Богу, т. Когда же впоследствии для этого было избрано одно только колено Левиино, то за первородных назначен был выкуп в пять сиклей серебра… Поэтому израильтяне приносили своих перворожденных младенцев в храм, посвящая их Богу, как должную дань, установленную законом. И опять выкупали их установленною ценою, которая называлась «выкупным серебром», и отдавалась служащим при храме Господнем левитам, как об этом написано в четвертой книге Моисея Кн. Установленная же цена выкупа состояла из пяти священных сиклей церковного веса, а каждый священный сикль имел в себе 20 пенязей» Жития святых. Библия и археология. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. Поскольку франкский серебряный динар стал чеканится впервые около 650 г.
Указ соч. В уплате этих пяти сиклей за младенца Христа древние комментаторы видели символических смысл: «…Она Богородица выкупила Его, как требовал закон, установленною ценою, — пятью священными сиклями, число которых как бы предзнаменовало пять священных язв на теле Христа, принятых Им на кресте, которыми весь мир был искуплен от клятвы законной и порабощения врагу диаволу — В. Жития святых.
Потому последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. Фото pixabay. Считалось, что во время богослужения у Господа можно попросить помощи в делах и исполнения желаний.
Искренние мольбы будут услышаны и выполнены. В старину говорили: не отстоял церковную службу на Сретение — готовься к большим бедам. Что категорически нельзя делать на Сретение Поскольку Сретение - большой праздник, с ним связаны не только традиции, но и запреты. Фото Густаво Зырянова Что же категорически запрещено на Сретение. Также 15 февраля на Руси внимательно наблюдали за погодой. Считалось, что если в этот день идёт снег, то весна будет поздней.
Хорошей приметой в этот период считается тихая и солнечная погода.
В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Девы Марии. Обычай освящения свечей Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр Могила составил и издал свой требник. В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии фестиваль, связанный с пастушеским культом , славяне — Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге — в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.
К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному — не магически, а благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы. Народные традиции Сретения В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное — для людей он был очень радостным. Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила». Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья.
И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья. В честь Сретения названы многие населенные пункты в России и за рубежом. Самый крупный — город Сретенск, районный центр Читинской области. В США и Канаде к празднику Сретения, который там отмечают 2 февраля, приурочен знаменитый народный праздник — День сурка. Сретение Господне — в некоторых странах еще и День православной молодежи. В 1992 году с благословения всех глав поместных Православных Церквей «Синдесмос» утвердил 15 февраля как День Православной молодежи. Иконы Сретения Иконография Сретения — иллюстрация повествования евангелиста Луки. Дева Мария передает Богомладенца на руки старцу Симеону — вот главный сюжет икон и фресок праздника. За спиной Богородицы изображается Иосиф Обручник; он несет в руках или в клетке двух голубей. Позади праведного Симеона пишут Анну-пророчицу.
Древнейший образ Сретения можно найти в одной из мозаик триумфальной арки в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Мозаика была создана в первой половине V века. На ней мы видим, как Богоматерь шествует с Младенцем на руках навстречу святому Симеону — в сопровождении ангелов. Мозаика церкви Санта-Мария Маджоре в Риме. Первая — в Кирилловской церкви в Киеве. Вторая — в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Интересно, что на фреске Кирилловского храма Младенец не сидит, а лежит на руках Богородицы. Введение во храм Богородицы. Сретение Господне. Фрески Спаса на Нередице церкви близ Новгорода.
На этих иконах нет изображения алтаря, вместо него — горящая свеча, символ жертвы Богу. С событием Сретения связана икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», ее еще называют «Симеоново проречение». Кстати, этот образ очень похож на икону Божией Матери «Семистрельную». Но есть одно отличие.
Но если 15 февраля выпадает на среду или пятницу, то принято есть рыбу, а не мясо. В некоторых регионах на праздник жители деревень обходили соседей с иконой Сретения Господня. Когда образ вносили в дом, люди преклоняли перед ним колени и просили о благословении. Также в этот день приносили свечи в храм для освящения. В народных традициях празднования Сретения перемешались христианское и языческое начала.
Ведь для встречи Святого Семейства со старцем Симеоном отыскалась простая календарная аналогия: в этот день в народе стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда и множество поговорок: «На Сретение зима с весною встретилась», «В Сретение — солнце на лето, зима на мороз». Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли сретенскими. Вот почему после праздника крестьяне начинали множество весенних дел: выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. В деревнях на Сретение всегда проходили гулянья. Более того: Сретение Господне издавна считалось молодежным торжеством, поэтому 15 февраля РПЦ традиционно отмечает день православной молодежи. В некоторых приходах даже устраивают настоящие балы, где молодые люди знакомятся друг с другом. Сретенские приметы: природные и судьбоносные Издавна считалось, что природные показатели 15 февраля могут много рассказать о будущих погодных условиях, ведь на Сретение «зима борется с весной». Так, если на дворе стоит теплая погода, то и весна будет ясной и теплой.
А если на Сретение пошел снег, то не стоит ждать раннего лета, весна затянется и будет дождливо-прохладной. Похолодание на этот праздник — признак такой же погоды на всю весну. Заморозки и ясное звездное небо ночью сулили долгую зиму.