Блокада Ленинграда является одной из самых трагических и в то же время героических страниц истории Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда аэростаты Блокада Ленинграда аэростаты заграждения Дирижабль Граф Цеппелин в Ленинграде ПВО над Москвой 1941 Гинденбург дирижабль водородный Невский проспект Ленинград 1941 Газгольдеры в Великую отечественную войну Блокада. Главная» Новости» 15 апреля 1942 года в блокадном ленинграде произошло важное событие заработал общественный транспорт.
Исполнилось 75 лет с установления мирового рекорда на советском аэростате
Забытые герои | Водородный лейтенант — Всё о Второй мировой | Блокада Ленинграда на Нюрнбергском процессе была приравнена к геноциду. |
75 мгновений блокадного Ленинграда. Самые пронзительные фотографии осажденного города | Международный фестиваль аэростатов в Ленинграде. Проходил с 23 по 27 мая 1990 года. |
Мифы Ленинградской блокады
Бои на дипломатических фронтах, таким образом, также в определённой степени связывали руки Маннергейму, хотя эта причина, естественно, не являлась главной. Нужно добавить, что наступление в Приладожье остановились примерно по тем же причинам. Финны наступали бы и дальше, однако, как уже было сказано выше, войска были истощены, немцы остановились на южных подступах к городу, и в сложившейся ситуации продолжать наступление для финской армии было явно неразумно. Итак, подводя итог, следует сказать, что "благородство" Маннергейма - не более чем миф. Маннергейм был в первую очередь финским политиком и военным, достаточно прагматичным и заботящемся о судьбе Финляндии, а отнюдь не России, как это порой пытаются представить. Ленинградский фронт, Карельский перешеек, июнь 1944 года Миф 3.
Питание Жданова Краткое изложение мифа: В то время как жители блокадного Ленинграда голодали, Андрей Александрович Жданов объедался деликатесами. Прежде всего, хочется отметить, что у автора нет никаких сомнений в том, что А. Жданов, как, впрочем, и всё руководство города питалось лучше рядовых ленинградцев. Однако было бы, по крайней мере, странно, если бы достаточно ограниченному кругу лиц, руководящему Ленинградом, не обеспечили бы нормального питания в любых условиях. Вряд ли голод сильно улучшил бы чьи-либо организаторские способности.
Сторонники мифа утверждают, что Жданов не просто питался лучше других, а прямо-таки обжирался, причём зачастую ещё и напоказ. Однако свидетельства и доказательства, приводимые ими, не выдерживают критического рассмотрения. Интересно в связи с этим проследить, как со временем, от публикации к публикации меняется одно из свидетельств якобы очевидца обжорства Жданова. В статье д. Кантор "На всю оставшуюся жизнь нам хватит горечи и славы", опубликованной в газете "Известия" в 2004 г.
Еле пришел, шатался от голода... Шла весна 1942 года. Если бы я увидел там много хлеба и даже колбасу, я бы не удивился. Но там в вазе лежали пирожные буше" [23]. При этом ни автор данных откровений, ни, тем более, источник указан не были.
Проходит пять лет. И вот в своей новой статье Ю. Кантор пишет: "Из воспоминаний ленинградского инженера-гидролога: "Был у Жданова первый секретарь Ленинградского горкома. Но там в вазе лежали пирожные" [24]. Отметим, что автор воспоминаний по-прежнему не указывается.
Зато появляется информация о его профессии - "инженер-гидролог". В то же время исчезает указание на то, какие именно пирожные лежали у Жданова "там". Впрочем, оставим это на совести Юлии Зораховны. В специальном выпуске газеты "Петербургская неделя" приложение к газете "Известия" , вышедшем 8 сентября 2008 г. Кантора "Был у Жданова по делам водоснабжения.
Еле пришёл, меня шатало от голода… Шла весна 1942 года. Если бы я увидел там очень много хлеба или даже колбасу, я бы не очень удивился. Но там в вазе лежали настоящие пирожные буше…" [25] Мы видим, что некто автор статьи не указан добавил слова, которых не было в оригинальном тексте статьи. Кроме того, Ю. Кантор из публикатора превратилась в "очевидца" и заодно сменила пол кстати, женская фамилия "Кантор" не склоняется.
Зачем мы так подробно остановились на этом частном случае? Дело в том, что в нём, как в капле, отразилась вся технология мифотворчества. В информационное поле вбрасывается хлёсткая запоминающаяся фраза, которая уже самостоятельно продолжает своё путешествие, изменяясь и обрастая новыми подробностями. Так пирожные у Жданова они вообще являются довольно устойчивым образом возникают и в таком, например, контексте: "Так что же не нравится участникам "круглого стола" в культурном центре ФСБ? В чем они видят заказную, оплаченную фальсификацию истории, покушение на самое святое?
А вот в чем. Близоруко, односторонне показана сама война, точнее, роль советского руководства в суровые военные годы. Не так ее надо сегодня показывать. Не было растерянности и трусости. Не было страшных и необязательных потерь.
Не было заградотрядов. Не было людоедства в Ленинграде и пирожных в хрустальной вазочке в кабинете Жданова выделено мной - Д. Так, В. Как справедливо указывает сам Демидов, неясно, зачем Жданову нужны были блины из дома, если во флигеле Смольного жил его личный повар, Николай Щенников [27]. Здесь стоит сказать, что ленинградский Партизанский край существовал на территории Белебелковского упразднён в 1961 г.
Продовольствие же в осаждённый Ленинград из Партизанского края действительно доставлялось. В ту самую страшную блокадную зиму жители Партизанского края отправили через линию фронта в Ленинград обоз, состоявший из более чем 200 подвод. Было переправлено 380 центнеров хлеба и разных круп, 120 центнеров жиров и другие продукты [29]. Так что вполне возможно, что мифотворцы просто взяли реальное историческое событие и извратили его до неузнаваемости. Сохранилось достаточное количество свидетелей, чтобы утверждать, что никакими особыми излишествами в быту и, в частности, в питании Андрей Жданов не отличался.
Уже упоминавшийся В. Демидов опросил в конце 1980-х гг.
И в составе сил ПВО Ленинграда числились три полка, имеющих на вооружении 350 аэростатов различных модификаций. Объем аэростата составлял 2,7 тысячи кубометров. Высота их прыжка с парашютом составила 11 668 метров. И этот рекорд превысил мировое достижение. Однако наука не стояла на месте. В пятидесятых годах прошлого столетия состоялись открытия в области физики атмосферы, появились новые возможности и в самой технике воздухоплавания. К тому же придумали современные материалы для оболочек аэростатов.
В городе закончился бензин, не было электричества, а аэростаты были нужны, как воздух. Выход нашел младший воентехник полка аэростатов, талантливый механик-самоучка Борис Шелищ. Он предложил использовать в качестве топлива загрязненный водород. Система и сейчас поражает своей гениальной простотой. Отработанный водород из аэростата через шланг подавался к впускному коллектору двигателя «Полуторки», а далее через технологический переходник непосредственно в цилиндры. Дозировка топливной смеси водорода и кислорода осуществлялась с помощью дроссельной заслонки и педали акселератора.
В начале июля советская разведка доложила о возможном наступлении немецких войск на ленинградском направлении, в связи с чем было решено упредить Вермахт и развернуть собственное наступление с целью деблокады города. После ряда незначительных наступлений в конце июля - начале августа, 19 августа 1942 г. Войска Ленинградского фронта форсировали Неву и захватили плацдарм в районе Ивановского. Вражеская оборона была прорвана на участке Гонтовая Липка, Тортолово, к концу августа советским войскам удалось выйти на подступы к Синявино, однако здесь наступление было остановлено Манштейном, в свою очередь, перешедшим в контрнаступление. В результате большая часть 8-й и 2-я ударной армии попали в Гайтоловский котёл и от окончательного разгрома их спасло только форсирование Невы 26 сентября войсками Невской оперативной группы. Манштейн вынужден был перебросить 28-ю егерскую дивизию с Синявинского участка фронта на Невский, что позволило остаткам двух армий выйти из окружения. По приказу Ставки войска Волховского и Ленинградского фронтов отошли к началу октября на исходные рубежи, сохранив лишь небольшой плацдарм на левом берегу Невы в районе Московской Дубровки. Таким образом, хотя Второе Синявинское наступление и не увенчалось успехом, оно сорвало замыслы немецкого командования по проведению операции "Нордлихт" и взятию Ленинграда. Вновь процитируем здесь Гланца: "…внимание Сталина к этой операции очевидно - даже в то время, когда Красная армия столкнулась с серьёзными трудностями на юге России. Это наглядно иллюстрирует решимость Сталина устранить блокаду Ленинграда любой ценой"[16]. Блокада - время остановилось Подводя итог вышесказанному, нужно сказать следующее. В 1941-1942 гг. Красной Армией было проведено четыре операции, целью которых была деблокада Ленинграда Синявинская наступательная операция 10. Хотя эта задача выполнена не была, операции всё же сыграли важную роль в обороне города. Тихвинская наступательная операция позволила восстановить железнодорожное сообщение с побережьем Ладожского озера и, соответственно, снабжение Ленинграда в т. Анализируя события 1941-1942 гг. Прорвать блокаду мешал целый комплекс причин, охарактеризовать который можно достаточно кратко - в 1942 году побеждать Вермахт Красная Армия ещё не научилась. Поэтому, даже обладая значительным численным превосходством, она терпела поражения и откатывалась на исходные позиции. Однако советские войска учились воевать в боях с лучшей, на тот момент, армией мира. Закономерным итогом этого стал долгожданный прорыв блокады Ленинграда, совершённый 18 января 1943 г. Миф 2. Финские войска не переходили старой границы Краткое изложение мифа: Маннергейм остановил финские войска на советско-финской границе, существовавшей до Зимней войны. Таким образом, Ленинград был фактически "спасён" от взятия с севера. Миф достаточно распространён в отечественной публицистике, при этом он имеет два основных варианта. Вариант 1. Маннергейм остановил войска на всём протяжении старой границы. Приведём некоторые примеры: "Ведь именно личными приказами Маннергейма были остановлены в 1941 году переход финнами нашей границы…" [17]; "Финские войска заняли Выборг, Петрозаводск, вышли на берег реки Свирь и на подступы к Ленинграду. Но маршал решил, чтобы его войска не переходили границу Финляндии, которая существовала до Зимней войны 1939 года" [18]. Второй пример особенно поразителен, поскольку становится очевидно, что автор статьи абсолютно не знаком с географией. И Петрозаводск, и, тем более, берег реки Свирь лежат далеко за старой советско-финской границей. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться в этом. Таким образом, замалчивается вопрос об огромной территории между Онежским и Ладожским озёрами, которая финской никогда не была. Однако даже в таком, "усечённом" виде, миф не становится более правдивым. На представленных картах хорошо видно, что и на Карельском перешейке финские войска перешли старую границу. При этом необходимо отметить, что отнюдь не благородство Маннергейма и его страстная любовь к России стали остановили наступление финских войск на Карельском перешейке. Причинами этого стало следующее: Во-первых, возросшее сопротивление советских войск, за спиной у которых был Ленинград. К тому же здесь Красная Армия опиралась на мощную систему долговременных сооружений Карельского укрепрайона КаУРа , штурмовать которую финнам было явно не по силам. Во-вторых, солдаты финской армии начали отказываться переходить старую границу. В некоторых частях эти случаи приняли массовый характер. Причинами этому послужили общая усталость, достаточно высокие потери, серьёзно увеличившиеся из-за усилившегося отпора советских войск, непонимание финскими военнослужащими причин, по которым они должны переходить старую границу и продолжать воевать на "чужой" территории СССР и др. В-третьих, поскольку наступление Вермахта на южных подступах к Ленинграду на тот момент сентябрь 1941 г. Как уже было сказано выше, штурмовать КаУР финнам было явно не по силам, что, кстати, отмечал и сам маршал: "…финская армия находится в таком состоянии, что не может наступать. А ведь после штурма КаУРа финским войскам предстояли ещё и бои за Ленинград - крупный город с большим количеством каменных построек. Наконец, в-четвёртых, значительное влияние оказала крайне негативная реакция ведущих держав - Великобритании и США - на продолжающееся после перехода старой границы наступление финской армии. Как пишет Барышников, "…27 сентября через норвежского посланника в Лондоне финскому правительству была передана нота весьма резкого содержания. В ней говорилось: "Так долго, как Финляндия будет продолжать быть союзницей Германии, ведущей агрессивную войну против союзника Великобритании на его территории. Королевское правительство вынужденно будет рассматривать Финляндию членом оси, поскольку невозможно отделить боевые действия этого блока от войны, которую ведет Финляндия против России". В документе содержалось предостережение: "Если Финляндское правительство будет считать возможным и далее продолжать вести наступление на чисто российской территории, то возникает обстановка, когда Великобритания окажется вынужденной рассматривать Финляндию в качестве своего противника". Манекены, изображающие финских солдат в униформе обр. Экспозиция Военного музея в Хельсинки Посланник Финляндии в США Прокопе отмечал удивление, вызванное в Госдепартаменте США тем, "как далеко уже продвинулись финские войска" на Карельском перешейке, в Карелии, а также то, что они перерезали Мурманскую железную дорогу". Американцы пытались выяснить "намериваются ли финны идти дальше", поскольку их армия и так "значительно продвинулись вперед от той линии, о которой говорилось, как о действительно реальной границе между Финляндией и Советским Союзом" [22]. Бои на дипломатических фронтах, таким образом, также в определённой степени связывали руки Маннергейму, хотя эта причина, естественно, не являлась главной. Нужно добавить, что наступление в Приладожье остановились примерно по тем же причинам. Финны наступали бы и дальше, однако, как уже было сказано выше, войска были истощены, немцы остановились на южных подступах к городу, и в сложившейся ситуации продолжать наступление для финской армии было явно неразумно. Итак, подводя итог, следует сказать, что "благородство" Маннергейма - не более чем миф. Маннергейм был в первую очередь финским политиком и военным, достаточно прагматичным и заботящемся о судьбе Финляндии, а отнюдь не России, как это порой пытаются представить. Ленинградский фронт, Карельский перешеек, июнь 1944 года Миф 3. Питание Жданова Краткое изложение мифа: В то время как жители блокадного Ленинграда голодали, Андрей Александрович Жданов объедался деликатесами.
Аэростаты над Ленинградом
Кроме того, закрепленная на конце мина подтягивалась к самолету и взрывалась при столкновении. Если трос не разрезал крыло, его подрывала мина Мы учили командиров постов регулировать такелаж, уточняя центровку аэростата, с тем, чтобы улучшить аэродинамические характеристики и увеличить высоту подъема. Стремились повысить и аэростатический потолок, увеличивая расчетный газовый объем аэростатов, очищая тросы от льда. Тяжелее трос - на меньшую высоту поднимется конструкция в целом. К сожалению, химики не могли в те годы обеспечить нас антиобледенительными смазками. Рост "потолка" был постоянной задачей, решение которой требовало опыта и - опытов. На тыловом складе нашего полка хранились два комплекта аэростатов "триплет", рассчитанных на большие высоты. Их доставили в полк еще до войны, но опробовать не успели. Я разыскал эти оболочки, изучил сохранившиеся инструкции и с разрешения командира полка оборудовал два поста этими аэростатами.
Сложность была в том, что для достижения высоты в 6 км один трос должны были поднимать последовательно три невзаимозаменяемых аэростата. В октябре 1941 года на обоих постах третьи "ступени" триплетов обосновались на высоте 6300 метров. Но такие аэростаты были только на двух постах AЗ. Пошли на хитрость - с разрешения командования передавали по телефону эту величину открытым текстом. Мы рассуждали так: факт этот достоверный, противник может убедиться, что аэростаты на высоте больше 6 км есть. А коли так, он вынужден будет еще больше увеличить высоту полета бомбардировщиков. В действительности аэростаты "триплет" для массовой эксплуатации на фронте несомненно не годились - из-за громоздкости, сложности подъема и приземления. Два "триплета" дежурили над Ленинградом в общей сложности меньше года, но свою скромную роль в обороне города сыграли.
Блокада длилась два с половиной года. Начался голод. Аэростатчики - рядовые, сержанты и офицеры - проявили в условиях блокады большое мужество. В голодную, трагическую, тяжелейшую блокадную зиму 1941-1942 года, получая 125 граммов хлеба и 75 граммов сухарей, бойцы постов и отрядов A3 обеспечивали подъем аэростатов, доставку на позиции водорода, охрану постов. От недоедания, мороза и нехватки времени на отдых опухали лица, руки, отказывали силы, на исходе были водород и бензин. Полки AЗ в Ленинградской блокаде ежемесячно расходовали более 150 тысяч м3 водорода: часть его уходила на диффузионные утечки, часть в боевые пробоины; кроме того, водород в аэростатах периодически, раз в месяц, приходилось полностью заменять. Водород - это основной боеприпас аэростата, он нужен аэростатчику, как нам - воздух и хлеб. В наше время аэростаты и дирижабли летают на гелии.
Во время войны негорючего гелия практически не было. Кубометр водорода весит 90 г и имеет подъемную силу 1,1 кг. Отличные характеристики! На каждом посту AЗ хранилось до 500 м3 водорода, заключенного в тончайшие прорезиненные оболочки аэростата и газгольдера, которые можно проколоть булавкой. Грозная для самолетов противника техника сама-то была чрезвычайно уязвимой. И опасной для работы с ней на земле. Каждый пост AЗ должен был ежедневно проверять чистоту водорода. Индикаторных приборов для этого практически не было.
Переносный газоанализатор в полку был один - в распоряжении инженера полка. Бывая на постах, я выборочно контролировал им чистоту газа. А командиры постов должны были загрузить аэростаты точно вывешенным балластом и определить подъемную силу газа в этих условиях. Из таких опытных данных рассчитывалась чистота водорода. А воздух мало-помалу просачивался в аэростаты. Водорода не хватало. Поэтому сержанты, командиры постов AP, "тянули до последнего", чтобы сохранить боеспособность поста. Полки AЗ Ленинграда водородом обеспечивал один из небольших химических заводов города, где добывали водород устаревшим, но практически проверенным железо-паровым способом.
Способ был неэкономичным, требовал большого расхода топлива которое в блокадном Ленинграде было чрезвычайно дефицитным , но другого надежного способа просто не было. Дело осложнялось и тем, что часть рабочих завода еще в начале войны ушла в действующую армию, многие из оставшихся погибли от голода. Поэтому в цехах часто работали солдаты, выделенные из частей AЗ. Доставляли водород от завода к боевым позициям по воздуху, в газгольдерах. Газгольдеры, цилиндрические прорезиненные емкости по 125 м3, заполняли водородом и уравновешивали балластом. В сопровождении четырех бойцов газгольдеры плыли на позиции. А голодные сопровождающие шли пешком, днем и ночью, часто в снегопад по обледенелому насту, под дождем, а иногда и под артобстрелом. Удержать газгольдер при ленинградских-то ветрах было не легко.
Хорошо помню, как в районе порта в 1942 г. Боец Капустина была поднята газгольдером на высоту около 100 метров. Цепкая и мужественная девушка с винтовкой за спиной не растерялась и висела, держась за стропу, пока газгольдер не опустился в залив. Она выдержала холодную стужу ноябрьского залива, держась за газгольдер, пока ее не выловили моряки... Водорода с химзавода постам AЗ хватало не всегда. Когда из-за его нехватки падала боеспособность, мы вынуждены были развертывать газодобывающие армейские походные установки и добывать водород своими силами. За час этим способом можно было получить до 400 м3 водорода, но способ был чрезвычайно неэкономичным. Чтобы получить кубометр 90 г водорода, нужно было израсходовать 2,5 кг химикатов плюс бензин.
А зимой 1941-1942 года бензин с точностью до 100 граммов выдавали только на боевую работу. За его перерасход грозил военный трибунал. Весь транспорт нашего полка, кроме двух газогенераторных автомобилей, работавших на дровяных чурках, был остановлен. Все грузы переносили на руках, перевозили на санях и тележках. Раненых и больных вывозили тоже на санях. А за один боевой подъем всех аэростатов полка AЗ сжигалось около 1,5 тонн бензина. Его тратили автомобильные лебедки. Шелищ внес предложение не выбрасывать на воздух отработанный водород, а использовать его в качестве топлива для автомобильных двигателей.
Борис Исаакович не только внес предложение тогда не принято было много писать , но и оборудовал автолебедки необходимыми приспособлениями, продемонстрировал их в работе. Командиры и инженеры полков, собравшиеся на совет, видели, как Шелищ подсоединил шланг и включил двигатель лебедки. Хотя была зима, двигатель легко запустился, работал мягко и устойчиво. Конечно, и после этих испытаний у нас оставались сомнения, не выйдут ли из строя двигатели, хватит ли их ресурса и т. Решили сначала в каждом полку оборудовать таким образом по пять постов и после десяти подъемов принять окончательное решение. Шли на риск, но риск себя оправдал.
Дирижабль Норвегия в Ленинграде. Блокада Ленинграда небо. Дирижабли над Ленинградом. Аэростаты во время Великой Отечественной войны в Москве. Дмитрий Велигура аэростат. Аэростат ВОВ Ленинград. Аэростаты в Ленинграде. Аэростаты в Москве в годы войны. Заградительные аэростаты в Москве 1941. Стратостаты в Ленинграде в 1941. Аэростаты во время блокады Ленинграда. Аэростаты заграждения в блокадном Ленинграде. Аэростат в годы войны 1941-1945. Аэростаты воздушного заграждения 1941. Дирижабли над Москвой 1941. Аэростаты заграждения СССР. Аэростаты заграждения в Ленинграде. Аэростат 1941. Аэростат воздушного заграждения ВОВ. Дирижабли во второй мировой войне. Аэростаты заграждения на защите Московского неба. Аэростаты Борис Шелищ. Аэростаты Великой Отечественной войны.
Молодежные колонны с макетами аэростатов противовоздушной обороны, небольшими копиями тех, что использовались в системе ПВО блокадного Ленинграда, встретились на Дворцовой площади, где все аэростаты поднялись в воздух. Также был организован флешмоб: жители города выстроились в виде числа 900 и запустили в небо белые шары, каждый из которых олицетворяет один день блокады. Подростки, оставшиеся в городе, крепили аэростаты на стальные тросы и запускали их в небо, прикрывая тем самым стратегические объекты электростанции, Адмиралтейский, Кировский заводы и исторические памятники Исаакиевский собор, Медный всадник от прицельных ударов врага.
Недавно напротив него торжественно открыли большой интерактивный экран, который непрерывно транслирует ролик о девятистах блокадных днях. Ленинградские театры, музеи, радио, работавшие под артобстрелами и бомбежками, стали духовными символами жизни. Ленинградцы доказали: блокада не заставит город покориться!
Б. П. Кудояров. Ленинград в блокаде. Аэростаты на Невском проспекте. 1941
Чтобы не наталкиваться, друг на друга на неосвещенных ночных улицах, ленинградцы использовали "светлячков" — броши, покрытые "светоизлучающим слоем". Делали их из подручных материалов металлических банок, коробок, лоскутов, проволоки. Броши, как теперь известно, радиоактивные: светились бледно-зеленым светом благодаря соли радия и фосфору. Такие "Светлячки" совершенно незаметны с неба, но отлично видны на земле и помогают прохожим легко избегать столкновений на тесном ночном тротуаре. Если подержать "светлячок" в течение нескольких секунд на солнце, у лампы или горящей спички, он займет у них энергию света, аккумулирует ее, а в темноте в течение пяти-шести часов подряд будет излучать свет. Ни ветер, ни жара, ни холод, ни дождь, ни снег не погасят этот миниатюрный фонарь.
По некоторым данным, несколько тысяч усатых-полосатых привезли в город сначала из Ярославской области, а после из Сибири — для борьбы с грызунами. К этому моменту осмелевшие крысы и мыши уже неплохо освоились на улицах города, в домах и квартирах. Они подъедали из без того скудные запасы продовольствия, а еще переносили страшные инфекционные заболевания. Кошки все это прекратили. В благодарность горожане установили своим пушистым помощникам памятники — бронзовых кота Елисей и кошку Василису.
Ее исполнил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета, его ряды настолько поредели, что пришлось привлечь музыкантов из военных частей. Это был первый концерт городской филармонии, возобновившей свою работу. Зал был полон. Музыку транслировали по радио и громкоговорителям так, что ее слышали не только ленинградцы, но и враги. Это был единственный случай во время Великой Отечественной, когда приказ о фронтовой победе подписал не Сталин, а маршал Говоров: "Мужественные и стойкие ленинградцы!
Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш родной город.
Подростки, оставшиеся в городе, крепили аэростаты на стальные тросы и запускали их в небо, прикрывая тем самым стратегические объекты электростанции, Адмиралтейский, Кировский заводы и исторические памятники Исаакиевский собор, памятник Петру I «Медный всадник» от прицельных ударов врага. Для детей блокадного Ленинграда, многие из которых еще живы, это настолько же памятно, как и табличка на Невском проспекте: «Граждане! При обстреле эта сторона улицы наиболее опасна! Воссоздав атмосферу, когда ночное небо прорезали лучи прожекторов и над городом поднимались десятки аэростатов, мы расскажем подрастающему поколению о подвиге жителей города», — отметила директор Дома молодежи Санкт-Петербурга Александра Медведева. К построению на Дворцовой площади присоединятся волонтеры Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» и вместе с участниками акции запустят в небо белые шары, напомнив всему городу о трудных блокадных днях, о погибших и выживших героях Ленинграда».
При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www. Публикации с пометкой «На правах рекламы», «Новости компании» оплачены рекламодателем. Редакция сайта не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Защита города от авиации противника кроме основных средств ПВО обеспечивалась сотнями привязных аэростатов заграждения. Заполненные водородом и поднятые на высоту от 2000 до 4500 м гигантские резиновые «колбасы» не позволяли фашистским асам снижаться для прицельного бомбометания. Но эти воздушные защитники Ленинграда имели один крупный недостаток. Через 25—30 дней работы аэростаты начинали терять высоту, так как резиновая оболочка пропускала водород, а его место занимали другие газы и пары воды. Поэтому аэростаты приходилось периодически опускать, стравливать «отработанный» водород и заправлять чистым газом. В атмосферу выбрасывали миллионы кубометров смеси водород-воздух, ведь только в 1941 г. В те дни воентехник младший лейтенант Борис Шелищ служил в мастерских по ремонту аэростатных лебедок. Они были установлены на двух сотнях «полуторок» ГАЗ-АА и приводились в действие от двигателя грузовика. Понятно, что грузовики работали на бензине, но в условиях блокады бензин в городе стал такой же ценностью, как хлеб. Когда кончился бензин, Шелищ попробовал использовать для спуска аэростатов лифтовые электролебедки, но пока велось переоборудование, не стало и электричества. В блокадном городе появились газогенераторные грузовики, работающие на древесных чурках. Пытались использовать и ручной привод, но даже десять здоровых мужчин не могли справиться с механизмами подъема и спуска. А когда большую часть рядовых и сержантов из аэростатных частей направили в пехоту для усиления наземной обороны, на действующих постах вместо 12 человек по штату осталось всего 4—5 солдат. Вероятно, именно в это время младший техник лейтенант ПВО Б. Шелищ вспомнил роман Жюля Верна «Таинственный остров» это не выдумка, заметки об этом сохранились в архиве изобретателя. Там, в главе «Топливо будущего», говорится, что когда кончится уголь, его заменит вода. И не просто вода, а вода, разложенная на составные части — водород и кислород. Борис Исаакович любил Жюля Верна, а работа с аэростатами, тяжелое положение, в котором оказался любимый город, напомнили ему детские впечатления и заставили его изобретательный мозг работать. Не правда ли, ситуация напоминает блокадный Ленинград? Стравливая «грязный водород» в атмосферу, выбрасывали энергию, которая могла работать на Победу!
НАД БЛОКАДНЫМ ЛЕНИНГРАДОМ
Re: Аэростаты ПВО в блокадном Ленинграде [сообщение #101789 является ответом на сообщение #101787]. Аэростаты над Ленинградом. Примечательно, что таким же методом получали водород для аэростатов в блокадном Ленинграде. Источник информации о фото: Категория: Блокада Ленинграда, Аэростаты и дирижабли.
Аэростаты над Петербургом
На испытания собрались вся верхушка Ленинградской службы ПВО. Борис Шелищ провел процедуру запуска в присутствии руководства. Двигатель завелся мгновенно, вопреки 30-градусному морозу, и работал без перебоев. Все последующие эксперименты также прошли успешно. Впечатленное командование предписало в 10-дневный срок перевести все аэростатные лебедки на водород. Однако ресурсов для этого у разработчиков попросту не было. Шелищ вновь взялся найти решения. В своих поисках он оказался на Балтийском заводе и поначалу ничего не нашел. Однако затем, зайдя на склад, наткнулся на огромное количество использованных огнетушителей. И они стали идеальным решением.
Тем более, что в условиях постоянных бомбардировок «запасы» пустых огнетушителей непрерывно пополнялись. Для того, чтобы уложиться в срок, разработчики работали несколькими бригадами едва ли не круглосуточно. Счет созданных и установленных единиц нужного оборудования шел на сотни. Но ленинградцы все-таки успели. И аэростаты вновь взмыли в небо, защищая блокадный город от вражеских бомбардировок непроходимой стеной. Благодаря изобретению талантливого лейтенанта, аэростаты вновь защищали город. За свою деятельность талантливого лейтенанта представили к награде орденом Красной Звезды. А само изобретение хотели также наградить Сталинской премией. Однако не случилось — тогда работа не прошла по конкурсу.
К началу 1942 года слава изобретения младшего лейтенанта Шелища дошла до Ставки.
Но оно не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны. Позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись. А Бориса Исааковича командировали в Москву, чтобы использовать его опыт в частях ПВО столицы — 300 двигателей перевели на «грязный водород». И таким образом обеспечил приоритет страны в развитии энергетики будущего.
Сделал это автор, правда, только после прорыва Ленинградской блокады. Документы зафиксировали срок подачи заявки 8247 322526 в Народный комиссариат обороны — 28 июля 1943 г. В описании изобретения старший техник лейтенант Шелищ писал: «В основном задача была решена в ноябре 1941 года, а законченное оформление и массовое практическое применение изобретение получило во всех частях аэростатов заграждения Ленинградского и других фронтов в 1943—1944 годах». И далее: «Вместе с тем практика работы на водороде подтвердила, что водород как топливо вообще имеет огромные перспективы применения в других родах войск, а также в промышленности…» После Победы части аэростатов заграждения быстро расформировали. Из-за отсутствия «бросового» водорода его использование в качестве топлива для двигателей прекратилось.
Но еще долгие годы работали в колхозах и совхозах списанные двигатели, которые во время войны питались водородом. Борис Исаакович совершил гражданский подвиг и проявил при этом необыкновенную фантазию и изобретательность. Поражают сроки реализации его водородного проекта: всего за 10 дней на водород перевели 200 грузовиков, при величайшей надежности техники. За всю войну из-за утечек водорода взорвалась всего одна машина из 500. А ведь для изготовления гидрозатворов пришлось использовать все, что было под руками, — корпуса огнетушителей, водопроводные трубы… После войны Борис Исаакович вернулся к своему блокадному изобретению лишь в середине 70-х, когда получила широкое признание концепция «водородных» перспектив в мировой энергетике и стало известно о ведущихся с 1969 г.
В 70-е годы в Балашихе и Загорске появились первые «водородные» легковушки, а в Харькове даже ездили «водородные» такси. Это заставило вспомнить об изобретении 1941 г. Именно тогда появилось несколько газетных и журнальных публикаций об изобретателе. Скончался Борис Исаакович Шелищ 1 марта 1980 года. В Петербурге есть музей ПВО.
Здесь можно увидеть фотографию изобретателя, копию описания изобретения и тот самый гидрозатвор, сделанный из огненно-красного огнетушителя.
Требовалось опустить аэростат на землю с помощью бензиновых лебедок и вновь заправить чистым водородом. К концу 1941 года в осажденном городе закончился бензин. Заправка аэростатов стала невозможной.
Жюль Верн спешит на помощь Борис Шелищ, 32-летний воентехник, мобилизованный на второй день войны, служил в должности младшего лейтенанта в мастерских по ремонту аэростатных лебедок 3-го полка 2-го корпуса ПВО. До войны талантливый механик-самоучка собственными руками собрал легковой автомобиль. Теперь он на нем и передвигался от одного аэростатного поста до другого, осуществляя техническое руководство. Техник-лейтенант Борис Шелищ Когда исчез бензин, Шелищ предложил переоборудовать подъемный механизм, используя для спуска аэростатов лифтовые электролебедки из соседних домов.
Они должны были устанавливаться на грузовики вместо бензиновых. Но вскоре в блокадном Ленинграде не стало и электричества. Пытались использовать и ручной привод, но с таким механизмом не могли справиться даже десять здоровых мужчин. К тому же большую часть рядовых и сержантов из аэростатных частей направили в пехоту, и на действующих постах вместо 12 человек осталось всего 4-5, в основном девушки.
Инженер-самородок день и ночь напряженно думал, как разрешить ситуацию. Смутная идея не давала покоя. Отпросившись в увольнение, дома на Шпалерной Шелищ достал томик Жюль Верна с романом «Таинственный остров» и быстро перелистал потрепанные страницы. Вот оно!
В 11-й главе Борис наткнулся на полемику главных героев о топливе будущего. Инженер Сайрес Смит предрекал, что, когда кончится уголь, его заменит вода. И не просто вода, а разложенная на составные части - водород и кислород. Захлопнув книгу любимого писателя-фантаста, Борис Шелищ уже знал, что будет делать.
То, что водород опасен, техник-лейтенант хорошо знал: он помнил катастрофу водородного «летающего Титаника 30-х годов» - дирижабля нацистской Германии «Гинденбург». Весь мир обошли снимки горящего трансатлантического гиганта, перевозившего из Германии в Америку богатых особ. Трагедия над Нью-Йорком и гибель 100 человек широко освещалась в советской прессе. После того случая опыты по использованию водорода были прекращены.
Изобретатели опасались, что при соединении водорода с воздухом образуется «гремучая смесь» и грянет взрыв. Борис Шелиш осознавал весь риск эксперимента, но другого способа поднять аэростаты в воздух в блокадном Ленинграде не видел. Он вставил шланг от спущенного на землю аэростата во всасывающую трубу двигателя «полуторки» и пустил через него отработанный водород. Двигатель мгновенно завелся, но, когда экспериментатор добавил обороты, в выхлопной трубе раздался резкий хлопок.
Взрывной волной Бориса выбросило из открытой кабины, что и спасло ему жизнь. К счастью, никто не погиб, но сам Шелищ получил серьезную контузию.
Тем более, что в условиях постоянных бомбардировок «запасы» пустых огнетушителей непрерывно пополнялись. Для того, чтобы уложиться в срок, разработчики работали несколькими бригадами едва ли не круглосуточно. Счет созданных и установленных единиц нужного оборудования шел на сотни. Но ленинградцы все-таки успели.
И аэростаты вновь взмыли в небо, защищая блокадный город от вражеских бомбардировок непроходимой стеной. Благодаря изобретению талантливого лейтенанта, аэростаты вновь защищали город. За свою деятельность талантливого лейтенанта представили к награде орденом Красной Звезды. А само изобретение хотели также наградить Сталинской премией. Однако не случилось — тогда работа не прошла по конкурсу. К началу 1942 года слава изобретения младшего лейтенанта Шелища дошла до Ставки.
Был выдан приказ о переезде техника в Москву для выполнения задания: обеспечить перевод на водород 300 двигателей в частях аэростатного заграждения столицы. Поставленная задача была выполнена. В ответ Шелищу предложили переехать в Москву, но лейтенант отказался. Он считал, что если останется в столице, это будет выглядеть как бегство с реального поля боя, которое продолжало бушевать на ленинградской земле. Техник вернулся в родной город и продолжил заниматься своим делом — осуществлять технический контроль аэростатных заграждений. Наградной лист Бориса Шелища.
Но победа положила конец этой эре: причиной стало исчезновение топлива для двигателя — «бросового» водорода. Однако списанные изобретения ленинградского техника-самородка продолжали применять в работе колхозов и совхозов. Прогрессивное изобретение было забыто после войны. Так, в августе 1974 года в статье газеты «Правда» под названием «Топливо будущего - водород» академик В.
Блокадное изобретение опередившее свое время
Блокада Ленинграда аэростаты. Заградительный аэростат Ленинград. Дирижабль в блокаду Ленинграда. Блокада Ленинграда | РИА Новости Медиабанк. Борис Шелиш осознавал весь риск эксперимента, но другого способа поднять аэростаты в воздух в блокадном Ленинграде не видел. Смотрите видео онлайн «Водородное топливо в блокадном Ленинграде Шелиц Б.И Безтопливные Аэростаты» на канале «Рыбаки-Смельчаки» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 3 августа 2023 года в 10:47, длительностью 00:26:08, на видеохостинге RUTUBE. Аэростаты на Невском проспекте в Ленинграде, октябрь 1941.
Аэростаты над Ленинградом: Записки инженера - воздухоплавателя
Блокада Ленинграда на Нюрнбергском процессе была приравнена к геноциду. Главная» Новости» 15 апреля 1942 года в блокадном ленинграде произошло важное событие заработал общественный транспорт. 27 января в День полного освобождения Ленинграда от блокады в небе над городом появились военные аэростаты. Источник информации о фото: Категория: Блокада Ленинграда, Аэростаты и дирижабли.
Аэростаты и водородная энергетика в блокадном Ленинграде
Круглосуточно работали смены бригад слесарей, сварщиков и рабочих других специальностей, изготовивших несколько сотен комплектов аппаратуры. В дальнейшем управление всеми аэростатами велось с «водородных» грузовиков, и работали эти грузовики лучше, чем на бензине. Осенью и зимой 1941 г. Но легковушка, на заднем сидении которой лежали баллоны с водородом, ездила исправно. В 1942 г. Хотя двигатель несколько часов работал в закрытом помещении, посетители выставки не почувствовали ни дыма, ни гари, ни необычных запахов. Отработанные газы — обыкновенный пар — не загрязняли воздух. Позднее, на выставке автомобилей, работающих на заменителях бензина, эту машину демонстрировали командующему Ленинградским фронтом генерал-полковнику Л. Говорову, который одобрил идею ее создания.
Стендовые испытания двигателя, проработавшего без остановки 200 ч, показали, что его износ оказался ниже норм, установленных при работе на бензине, двигатель не потерял мощности, в смазочном масле не нашли вредных примесей, а в камерах сгорания — и следов нагара. Особому испытанию подвергалась надежность гидрозатвора, от которого зависела безопасность. За эту работу Б. Шелища в декабре 1941 г. А само изобретение выдвинули на соискание Сталинской премии 1942 г. Но оно не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны. Позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись. А Бориса Исааковича командировали в Москву, чтобы использовать его опыт в частях ПВО столицы — 300 двигателей перевели на «грязный водород».
И таким образом обеспечил приоритет страны в развитии энергетики будущего. Сделал это автор, правда, только после прорыва Ленинградской блокады. Документы зафиксировали срок подачи заявки 8247 322526 в Народный комиссариат обороны — 28 июля 1943 г.
Шелищ, который предложил использовать «грязный» водород, стравливавшийся из аэростатов, в качестве топлива для двигателей грузовиков и моторов лебедок, при помощи которых аэростаты спускались на землю. Метод оказался взрывоопасным, но после введения в конструкцию водяного затвора прекрасно зарекомендовал себя. Вскоре все аэростатные лебедки в Ленинграде перешли на «грязный» водород. Важную работу сделали сотрудники Ленинградского химико-технологического института под руководством доцента П.
Романкова: они установили химическую причину преждевременного износа и разгерметизации оболочек аэростатов заграждения и разработали рекомендации по изменению технологии производства водорода, применение которых позволило устранить проблемы. Баллоны с газом для зарядки аэростатов на площади Воровского.
В составе Балтийского флота было 3 авиабригады, располагавшие примерно 650 самолетами. Важную роль в отражении воздушных атак врага сыграли почти 400 аэростатов заграждения. Хотя первую попытку прорваться к Ленинграду немецкие самолеты предприняли только 20 июля, аэростаты были подняты в небо через день после начала войны. Это, казалось бы, примитивное, неуклюжее, похожее на детскую игрушку, средство противовоздушной обороны, висящее хаотично на разной высоте, не позволяло вражеским самолетам вставать на боевой курс для прицельного бомбометания. Те, кто рисковал, либо в темноте врезались в сам аэростат, либо натыкались крыльями на стальные тросы, которые соединяли аэростат с землей. После этого срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм, сам аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют с фугасом.
Если трос сразу не разрезал крыло, самолет подрывал фугас. Чтобы аэростат взлетал на заданную высоту, в него закачивали водород, а поднимали и опускали лебедкой, установленной на «полуторке», и приводимой в действие ее мотором. Аэростатный пост состоял из расчета, собственно аэростата и полуторки с лебедкой. Водород дедовским способом производили на одном ленинградском заводе, пропуская водяной пар через раскаленные куски железа. Борис Шелищ был призван в армию в первые дни войны, получил лейтенантские «кубари», и был назначен ответственным за техническое обеспечение и исправное состояние установок в 3-м полку ПВО. Аэростатные посты были разбросаны на большой территории, ходить и ездить приходилось много, и хорошим подспорьем в этом был собранный Шелищем из списанных деталей автомобильчик. Аэростаты нужно было постоянно заправлять водородом, поднимать и опускать. Процедура достаточно кропотливая и далеко не безопасная.
Но пока город не был взят в блокадное кольцо, с техническим обеспечением аэростатов проблем не было. Но 30 августа 1941 г. ПВО Ленинграда отражала натиск немецких летчиков на пределе своих возможностей. В городе начался голод, вскоре иссякли последние запасы топлива. Самым страшным последствием этого стало утрата аэростатами боеспособности.
В частности, на бомбардировщики устанавливались так называемые параваны. Параван представлял собой треугольник тросов, соединяющий нос самолёта удлинённый специальным шестом и концы его крыльев. Таким образом, трос аэростата просто соскальзывал с самолёта, не цепляясь за пропеллеры или другие выступающие детали.
Впрочем, удержать самолёт в воздухе после подобного столкновения мог только очень умелый пилот. Помимо параванов, существовали и другие решения. На крылья устанавливали лезвия для перерезания тросов помогали они, прямо сказать, слабо , а самолёты оборудовали пиропатронами для поджигания аэростатов. Этот Heinkel He-111 оборудован антиаэростатным приспособлением, но столкновения с тросом он всё равно не выдержал. Впрочем, и создатели аэростатов не бездействовали, изобретая всё новые способы повредить авиацию врага. Например, на тросы вешали мины. Даже если крыло самолёта не перерезалось тросом, к нему «сползала» мина и уничтожала крылатую машину. Другие тросы оборудовались тормозным парашютом, открывавшимся при столкновении с самолётом аэростат при этом отсоединялся.
Парашют создавал сопротивление, которое вдавливало трос в крыло, удерживало самолёт — и тот падал. Первый случай эффективной работы аэростата против фашистского самолёта на территории СССР зафиксирован недалеко от города Колпино, над Ижорским заводом. Немецкий бомбардировщик уже выходил из боя и летел на высоте около трёх километров, когда врезался во второй трос «тандема» — и потерпел катастрофу. Готовый к запуску аэростат заграждения перед Большим театром в Москве. В целом над Москвой за Великую Отечественную войну аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолётов противника. Возвращаясь к теме эффективности аэростатов в борьбе с крылатыми ракетами V-1 и V-2, стоит сказать, что аэростаты были последним рубежом обороны Лондона от ФАУ. Суть в том, что зенитные орудия достаточно эффективно действовали против самолётов, но ФАУ были быстрее — и незаметнее. Да, запущено их было в сравнении с авиабомбардировками не так много, но разрушения они вызвали весьма ощутимые.
А лондонские аэростаты, висящие над важнейшими объектами, да и просто над жилыми кварталами, приняли на себя 231 ракету V-1! Конечно, истребители и зенитные войска уничтожили гораздо больше ракет, нежели аэростаты, но каждая сбитая ракета — это спасённые жизни. Как ни странно, сегодня мы смело можем утверждать, что аэростаты заграждения могут остановить даже современную ракету типа «Томагавк» — либо приняв на себя часть удара, либо перерубив её тросом. Собственная масса троса и масса бомбы если таковая была — вот и всё. Поэтому по объёму они были меньше аэростатов наблюдения и прочих «собратьев». Эффективнее было «развесить» большое количество малых аэростатов, нежели несколько больших. Максимальная высота подъёма равнялась 2500 метрам — именно поэтому использовались «многоэтажные» аэростаты, так называемые тандемы. Участок троса, укреплённый на земле, нёс на себе первый аэростат; к нему уже крепился новый участок троса, который держала следующая «подушка».
Таким образом, потолок аэростатного заграждения можно было поднимать до 4500 метров! Перерубленный тросом фюзеляж ракеты V-1. Уникальной конструкцией являлись два аэростатных поста типа «триплет», использовавшиеся над Ленинградом. Три невзаимозаменяемых аэростата, прицепленных последовательно друг к другу, позволяли поднять потолок до 6300 метров! К сожалению, подобный опыт был единственным, поскольку в то время не существовало антиобледенительных смазок — и это серьёзно мешало эффективной работе аэростатов. Помимо того, их было крайне сложно запускать и возвращать обратно на землю. Триплеты прослужили с октября 1941 по сентябрь 1942 года. Ввиду несовершенства конструкции ракета V-1 была скорее оружием устрашения, чем реальной угрозой.
Зачем в блокадном ленинграде запускали дирижабли
В блокаду аэростаты использовались, чтобы взрывать вражеские самолеты: машины натыкались на аэростаты и взрывались, и город меньше страдал от бомбежек. Главная» Новости» 15 апреля 1942 года в блокадном ленинграде произошло важное событие заработал общественный транспорт. Содержание Освобождение Ленинграда от блокады Армия ПВО воевала и на земле На Карельском перешейке Тактика боевого применения АЗ Против крылатых ракет Еще одна выполненная задача Итоги разгрома. В честь 71-летнего юбилея снятия блокады в городе пройдет акция «Небо над Ленинградом». К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Впервые аэростаты взмыли в небо над Ленинградом ночью практически с первого дня войны – поздним вечером 23 июня 1941 года.