Это означает, что национальная автономия сокращается для того, чтобы удовлетворить желания экономических групп, заинтересованных в экономике страны. Глобализация – это усиление взаимозависимости и взаимовлияния национальных экономик, это постепенное превращение мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний. 14. Взаимозависимость национальных экономик означает, что: а) рост дохода в одной стране стимулирует рост дохода в других станах; б) обязательна координация макроэкономической политики. В целом, глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости национальных экономик, взаимовлияния и взаимопереплетения различных сфер и процессов в мировом хозяйстве. В результате международной кооперации производства, развития международного разделения труда, внешней торговли и международных экономических отношений происходит усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик.
Россия в глобальной политике
Проверим это расчётами. Действительно, альтернативная стоимость производства шоколада у Германии меньше. Приведённая ниже таблица показывает количество компакт-дисков CD и кг говядины, которое может быть произведено за один час в двух странах цифры условные. Проведите необходимые расчёты и ответьте на вопросы. Современные тенденции развития мирового хозяйства Современные тенденции развития мирового хозяйства Принято считать, что процесс формирования мирового хозяйства, начавшийся в XVI в. Мировое хозяйство — это совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений. Сегодня производство и продажа товаров — это глобальный процесс, в который вовлечены производственные и финансовые ресурсы многих стран. При этом не только граждане и фирмы, но и государства руководствуются в своей внешнеэкономической деятельности нормами международного права.
Данный эффект может использоваться в экономической политике. Крупная в экономическом отношении страна своей денежной и фискальной политикой может стимулировать внутреннее производство и соответственно импорт, что вызовет рост экспорта другой страны. Не менее важные последствия для экономик других стран имеет обратный эффект. Если одна страна изменяет свою денежную, кредитную или фискальную политику в сторону ужесточения «сжатия» , повышая процентные ставки и налоги, то промежуточным результатом будет снижение спроса на производимые внутри страны товары и услуги в связи со снижением доходов и занятости. Часть снижения спроса приходится на иностранные товары, что ведет к сокращению импорта. Это обусловливает сжатие экономики других стран и, в свою очередь, приводит к снижению спроса на экспорт первой страны, усиливая сжатие ее экономики.
Глава кабмина уточнил, что инфляция носит "импортируемый характер"». Из новости 22 декабря 2021 года. Для России это страны Евросоюза , поэтому удорожание евро прямо влияет на рост цен на внутреннем рынке». Доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Плеханова Игорь Хмелев — о необходимости поддерживать курс рубля к евро для сдерживания инфляции. Нюансы Высокая степень открытости экономики не всегда означает экономическую самостоятельность. Необходимо учитывать, какой именно продукцией торгует страна.
С другой стороны, также возникают ситуации, когда проблемы, влияющие на местное производство, начинают рассматриваться как проблемы глобальной безопасности. Это ведет к созданию наднациональных организаций и договоров, заинтересованных в стандартизации социальных и коммерческих норм стран, чтобы гарантировать экономическую стабильность взаимозависимых стран. В этом смысле мы должны учитывать, что экономические и социальные условия во всех странах разные. Следовательно, эти международные договоры заключаются не на условиях справедливости и в конечном итоге вызывают большую зависимость со стороны менее развитых стран и большие выгоды для промышленно развитых стран. Ссылки Корраль, С. Глобализация и мировая взаимозависимость. Получено с: eumed. Экономическая взаимозависимость и конфликт в мировой политике. Получено с: unc. Национальная и международная политическая ситуация. Получено с: coyunturapoliticamx. Основы экономики: взаимозависимость. Получено с: socialstudiesforkids. Экономическая взаимозависимость: определение, причины и последствия. Получено с: study.
Блиц олимпиада для студентов - Мировая экономика
Означает, что национальные процессы воспроизводства находятся под существенным влиянием внешнеэкономических факторов. Означает, что национальные процессы воспроизводства находятся под существенным влиянием внешнеэкономических факторов. Новости экономики. И, наконец, усиление экономической взаимозависимости национальных экономик означает, что экономическая ситуация в других национальных хозяйственных системах накладывает всё большие ограничения на возможности национальной экономики проводить собственную.
Блиц олимпиада для студентов - Мировая экономика
Поскольку экономическая взаимозависимость может восприниматься по-разному в зависимости от масштаба и контекста, для измерения степени взаимозависимости между странами и внутри них используются различные методы. 220. Взаимозависимость национальных экономик означает, что: • рост дохода в одной стране стимулирует рост доходов в других странах. Способность национальной экономики противостоять критическим угрозам наиболее полно характеризует национальную экономическую. Способность национальной экономики противостоять критическим угрозам наиболее полно характеризует национальную экономическую. Это означает, что платежный баланс в итоге должен быть сведен без остатка.
Каталог статей
Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. Означает, что национальные процессы воспроизводства находятся под существенным влиянием внешнеэкономических факторов.
Она предоставляет финансовую поддержку странам в случае финансовых кризисов и помогает им реформировать свои экономики. МВФ также проводит мониторинг экономической ситуации в различных странах и предоставляет рекомендации по улучшению экономической политики.
Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР ОЭСР является организацией, объединяющей развитые страны, которые сотрудничают в области экономического развития и социальной политики. Она проводит исследования и анализ экономических тенденций, разрабатывает рекомендации по улучшению экономической политики и способствует обмену опытом и передаче знаний между странами. Группа двадцати G20 Группа двадцати является форумом, в котором ведущие индустриальные и развивающиеся страны сотрудничают по вопросам мировой экономики и финансов. Она проводит встречи на высшем уровне, на которых обсуждаются вопросы, связанные с мировым ростом, финансовой стабильностью и реформами мировой экономики.
Эти и другие международные организации играют важную роль в глобализации мировой экономики, обеспечивая правила, стабильность и сотрудничество между государствами. Они помогают создать благоприятную среду для международной торговли, инвестиций и экономического развития. Влияние глобализации мировой экономики на национальные экономики Глобализация мировой экономики имеет значительное влияние на национальные экономики различных стран. Она меняет структуру и динамику национальных экономик, создавая новые возможности и вызывая вызовы.
Положительные аспекты глобализации на национальные экономики: 1. Расширение рынков: Глобализация открывает доступ к новым рынкам для товаров и услуг. Это позволяет национальным экономикам увеличить объемы экспорта и привлечь иностранные инвестиции. Технологический прогресс: Глобализация способствует передаче технологий и знаний между странами.
Это позволяет национальным экономикам улучшить свою производительность и конкурентоспособность. Повышение уровня жизни: Глобализация может привести к росту экономики и увеличению доходов населения. Она создает новые рабочие места и предоставляет возможности для развития предпринимательства и инноваций. Отрицательные аспекты глобализации на национальные экономики: 1.
Неравенство: Глобализация может усугубить неравенство внутри страны. Большие корпорации и международные инвесторы могут получать больше выгод от глобализации, в то время как малые и средние предприятия и местное население могут оказаться в невыгодном положении. Уязвимость: Глобализация делает национальные экономики более уязвимыми к внешним шокам и кризисам. Экономические кризисы в одной стране могут быстро распространяться на другие страны через связи в мировой экономике.
Потеря национального контроля: Глобализация может привести к потере национального контроля над ключевыми отраслями экономики. Иностранные компании и инвесторы могут приобретать контрольные пакеты акций и влиять на стратегические решения. В целом, глобализация мировой экономики имеет как положительные, так и отрицательные аспекты на национальные экономики. Важно для страны уметь адаптироваться к глобализации, чтобы использовать ее преимущества и справиться с вызовами.
Пример взаимозависимости. Взаимозависимость глобализации и современного мира. Теория взаимозависимости. Концепция комплексной взаимозависимости. Взаимозависимость в международных отношениях. Экономическая взаимозависимость.
Взаимозависимость современного мира. Взаимозависимость государств. Единство современного мира характеризуется. Глобализация национальной безопасности РФ. Понятие глобализации. Глобализация термин.
Основные понятия глобализации. Глобализация это кратко. Презентация по мировой экономике. Глобализация и рост взаимозависимости стран мира. Мировая экономика примеры. Глобализация в экономике.
Факторы развития глобализации. Факторы способствующие развитию глобализации. Условия возникновения глобализации. Глобализация и устойчивое развитие. Взаимозависимость стран. Взаимосвязь и взаимозависимость экономических систем схема.
Экономика схема. Взаимосвязи и взаимозависимости. Экономическая система схема. Последствия экономической глобализации. Таблица последствия глобализации позитивные и негативные. Последствия глобализации в экономике.
Последствия глобализации мировой экономики. Экономическая взаимозависимость стран. Глобализация предполагает. Духовная сфера глобализации. Взаимозависимость картинки. Взаимозависимость в обществе.
Взаимозависимость конкурентов это. Экономическая взаимозависимость картинка. Задачи дисциплины экономика. Содержание дисциплины экономика и ее задачи. Содержание дисциплины экономика. Цели и задачи дисциплины экономика организации.
Значение международного кредита. Регулирующая функция международного. Роль международного кредита в развитии мировой экономики. Функции международного кредита презентация. Общественная система экономики. Взаимосвязь и взаимозависимость видов экономических систем.
Глобализация финансов. Глобализация финансовых рынков. Финансовая глобализация примеры. Глобализация мирового финансового рынка. Глоболмзацич мирово экономики. Глобализация мирового хозяйства.
Понятие экономическая глобализация. Взаимозависимость рынков. Экономические взаимозависимости презентация.
Ведь в тот момент, когда на рынок приходит осознание о переоцененности активов, либо работа какого-то звена в спекулятивной цепочке нарушается, происходит мгновенное падение стоимости, как самих активов, так и их других активов держателей, становятся неподконтрольными цены на реальные активы и т.
Подобную ситуацию можно было наблюдать во время финансового кризиса в 2008—2009 гг. Пулы ипотечных кредитов под залог имущества перепродавались банкам и обеспечивали высокие доходы. Стремясь выдать всё больше ипотечных кредитов банки снижали требования к заёмщикам, что, в конечном счете, привело к массовым невыплатам по ипотечным кредитам, сопровождающимся резким падением цен на заложенное жилье [5]. Актуальным примером спекуляций для нашей страны может являться недавняя паника на валютном рынке в декабре 2014 года.
Валютные спекуляции — это один из наиболее негативно влияющих на потребителей видов спекуляции. Валютные спекуляции могут привести к существенному обесценению национальной валюты, что в свою очередь делает потребительские товары, имеющие импортную составляющую, или привозимые из-за рубежа, более дорогими. По мнению Джорджа Сороса, «свободно колеблющимся валютным курсам внутренне присуща нестабильность в результате спекуляций с учетом тенденции на рынке» [8]. Это значит, что при возникновении тех или иных тенденций, спекулянты вносят дополнительный вклад в резкое развитие таких трендов, не имеющее реальной основы, и провоцируют нестабильность.
Считается, что именно спекулянты могли спровоцировать резкое падение курса рубля в середине декабря 2014 года. Галопирующие темпы его девальвации не имели под собой реальных оснований — падение цены на нефть и нестабильность в Украине, безусловно, способствовали снижению курса рубля, но развитие этих событий было не таким скоростным как ежедневное обесценивание национальной российской валюты на 10 и более процентов. Остановить или затормозить развитие финансового рынка и его проникновение во все сферы экономики на сегодняшний день невозможно. Более того, финансовый рынок, как уже упоминалось ранее, является источником финансирования для реального сектора.
Среди других показателей важности финансового рынка значительное количество занятых в ряде стран на финансовом рынке занято больше людей, нежели в сельском хозяйстве и его информационная функция. Финансиализация глобальной экономики — объективный процесс, его развитие связано с интенсификацией экономических связей [4], с необходимостью оперативно получать доступ к новым источникам капитала и т. Двигателями финансиализации являются как бизнес, так и сами государства, увеличивая заимствования и участвуя в управлении финансовым капиталом. Тем не менее, за последние годы стало очевидным, что финансовый рынок не является саморегулируемым, а кризисы, зарождающиеся на финансовом рынке, наносят слишком большой ущерб не только самим акторам этого рынка.
Последствия кризисов на финансовом рынке многочисленны и разнонаправленны. Провалы финансового рынка в их число входят и спекуляции, и кризисы могут иметь существенные негативные социальные последствия, а также могут оказывать дестабилизирующее влияние на работу ключевых государственных институтов. Глубина негативных воздействий увеличивалась с постепенным дерегулированием финансового рынка в конце 20-ого века. Рядом законопроектов таких как отмена Акта Гласса-Стигалла и др.
По мере того как финансовый рынок становится более волатильным, количество игроков растет, инструменты становятся всё более сложным, критически необходимо внедрение дополнительных мер контроля. Россия на сегодняшний день относится к группе стран, наиболее подверженных спекуляциям, что характерно для большинства государств-экспортёров сырья, доходы бюджетов в которых определяются размером валютной выручки. Именно такие страны являются своего рода «жертвами» финансиализации глобальной экономики и поэтому должны принимать меры для снижения зависимости от мировой финансовой конъюнктуры, развивать собственный финансовый рынок и контролировать деятельность экспортных компаний. Набор эффективных мер по регулированию финансового рынка был предложен экономистом Э.
Эккехардом [2]. Основная мысль ученого — необходимость переориентации поиска источников финансового обеспечения на внутренние ресурсы страны. Данное решение является как никогда актуальным для развивающихся стран и особенно применимо к сегодняшнему российскому рынку. Финансиализация как объективный процесс связана, в том числе, и с ростом участия страны в международной торговле.
И так как данная тенденция на настоящее время необратима, страны не могут отказаться от участия в глобальном финансовом рынке. Альтернативно они могут обратиться к политике торгового протекционизма, но ввиду недостаточности внутренних ресурсов для полного самообеспечения, данная опция не представляется возможной. Чтобы национальные экономики, несмотря на растущие межнациональные экономические связи, по-прежнему могли оставаться устойчивыми даже в условиях мировых кризисов необходимо постепенно снижать зависимость участников финансового рынка в стране от внешних кредиторов, от валютных колебаний, а также ограничивать деятельность спекулянтов на внутреннем рынке. В России частично проблемы растущей зависимости помогают решить санкции ЕС и США, коснувшиеся кредитования российских банков в этих странах.
Возможности внешних заимствований были ограничены, что стимулировало банки искать внутренние источники финансирования в стране. Тем не менее, внутренних ресурсов, которые могли бы обеспечить долгосрочное кредитование в России сегодня недостаточно. Малоразвита система страхования, отстает в развитии даже от показателей других развивающихся стран система негосударственных пенсионных фондов. Средства стабилизационного фонда, призванные в кризисных ситуациях, в том числе, поддерживать социальную систему страны, растрачиваются на дотации государственным компаниям.
В результате российские банки объективно ограничены в возможностях внутренних заимствований на долгосрочной основе. Это в свою очередь означает отсутствие возможности привлекать внутренние средства для реализации инфраструктурных проектов, т.
Что такое открытая экономика. Объясняем простыми словами
Не менее важные последствия для экономик других стран имеет обратный эффект. Если одна страна изменяет свою денежную, кредитную или фискальную политику в сторону ужесточения «сжатия» , повышая процентные ставки и налоги , то промежуточным результатом будет снижение спроса на производимые внутри страны товары и услуги в связи со снижением доходов и занятости. Часть снижения спроса приходится на иностранные товары, что ведет к сокращению импорта. Это обусловливает сжатие экономики других стран и, в свою очередь, приводит к снижению спроса на экспорт первой страны, усиливая сжатие ее экономики. Дальнейшее сокращение еще больше снижает импорт, что может усугублять спад в хозяйстве других стран.
Ее потенциал, с точки зрения ориентации производства на общественные интересы, ограничен. В своей хозяйственной деятельности крупные корпорации не гнушаются сговорами о тарифах, ценах, прибылях и долях рынка, т. Антимонопольная политика страны недостаточно эффективна, так как не имеет прочных традиций в российской действительности, где на протяжении десятилетий преобладали крупные предприятия монопольного типа. Дело осложняется условиями и способами формирования предпринимательства на первых этапах трансформации.
Государство и сегодня продолжает испытывать на себе давление корпоративного сектора экономики. Об этом свидетельствует явление, которое иногда именуется как приватизация государственной власти. Суть его состоит в том, что государственные органы разного уровня подпадают под влияние тех или иных бизнес-структур, что означает обретение крупным бизнесом не только экономической, но и политической власти. Это негативно воздействует на остальных участников рынка. По оценкам экспертов Всемирного банка, они в среднем получают вдвое больше льгот, чем среднее предприятие той выборки, которая стала предметом их анализа. Такие неформальные по своей сути отношения бизнеса и государства нетерпимы с точки зрения национальных интересов. В последнее время все чаще выдвигаются требования об усилении социальной ответственности бизнеса. Это способствовало бы нормализации социальной ситуации в обществе.
Но такие призывы не всегда получают адекватный отклик. Тем не менее некоторые изменения во взаимоотношениях государства и бизнеса все-таки обозначились, появились положительные тенденции. Наблюдается ослабление спекулятивного сектора и постепенный рост промышленных предприятий, расширение реального сектора экономики. Предпринимаются попытки отдалить олигархов от непосредственного управления экономической политикой. Это открывает определенные предпосылки для упорядочения предпринимательских экономических интересов. Процесс вовлечения интересов крупного бизнеса в систему национального экономического интереса еще далек от завершения. Так, продол- жающийся отток капитала сдерживает процесс диверсификации производства в соответствии с общественными потребностями и, в целом, — повышение эффективности производства. Поэтому в современных условиях стоит задача налаживания взаимодействия государства и бизнеса.
Диапазон такого взаимодействия должен простираться от совершенствования институциональных условий функционирования корпораций до государственной поддержки тех из них, что следуют в своей практике национальным интересам. Общая линия должна состоять в налаживании партнерских отношений с бизнесом, преодолении конфликтных ситуаций. Здесь видятся два взаимосвязанных аспекта. Первый — формулирование национальных финансово-экономических интересов и превращение государства в основной субъект данных интересов. Второй — реализация на этой основе стратегии согласования интересов различных групп общества. Исходя из реальной практики можно выделить следующие институциональные уровни согласования интересов и повышения финансово-экономической безопасности: 1. Государственный уровень согласования интересов выражается в нормативном регулировании вопросов корпоративного управления. Возникающие здесь проблемы являются, главным образом, результатом несложившейся административной и судебной практики осуществления норм Гражданского кодекса РФ.
Поэтому на государственном уровне необходимо приложение максимума усилий к формированию судебной практики, популяризации и распространению нормативно-правовых знаний среди широкого круга лиц. Корпоративный уровень согласования интересов определяется развитием внутрикорпоративных норм, традиций и установок. Детализация законодательных норм, а также выбор конкретных процедур реализуются через внутрикорпоративные документы: устав, положение об общих собраниях акционеров, о совете директоров, о правлении. Необходимость выхода предприятий на международные рынки в условиях неразвитости отечественной банковской системы и фондового рынка требует соблюдения западных стандартов в области как корпоративного управления, так и финансовой отчетности. Эту проблему призван разрешить принятый кодекс корпоративного поведения, который, по замыслу разработчиков, должен стать своеобразной библией взаимоотношений акционеров и менеджеров. Социальный уровень согласования интересов общественное сознание выражается в задаче создания класса собственников и формировании ответственных и компетентных руководителей. Социальная составляющая СФЭИР включает интересы домашних хозяйств, государственная — государственные интересы, а корпоративная — интересы национальных компаний.
Количественное значение любого внешнеэкономического фактора для развития народного хозяйства той или иной страны характеризуется с помощью ряда показателей, таких как экспортная и импортная квота, удельная величина внешнеторгового оборота, экспорт и импорт на душу населения.
При проведении внешнеторговой политики страна должна учитывать как выгоды, которые получит национальная экономика от участия в интеграционном объединении, так и возможные потери. Пристатейный библиографический список 1. Ленский Е. Лавровская Т. Экономическая интеграция как развивающийся глобальный процесс.
1.4. Экономическая взаимозависимость. Национальная и международная безопасность.
усиливается взаимозависимость национальных экономик за пределами территориальных границ интегрирующихся государств. Она отражает ин-тенсификацию международного разделения тру-да и развитие кооперации, ведущие к усилению взаимосвязей и взаимозависимости национальных экономик. Экономическая взаимозависимость стран — прочная хозяйственная взаимосвязь стран на основе МЭО и взаимодействия национальных экономик.
Ответы на тесты по теме Экономика
Более или менее отдаленным примером такого рода была Албания. Так, по данным исследований, у 13 стран Латинской Америки и Африки один товар или одна группа товаров кофе, какао, сахар, хлопок, железная руда, металлические руды и др. Выход же один - диверсификация по возможности и экспорта и импорта. Это вполне укладывется в общий тезис о преимуществах и выгодах международного разделения труда и обмена.
Бизнес-словарь Взаимозависимость Экономическая достаточно высокий уровень развития хозяйственных, внешнеэкономических связей тех или иных стран. Означает, что национальные процессы воспроизводства находятся под существенным влиянием внешнеэкономических факторов.
Рамки международной торговли позволяют им выйти за пределы внутреннего рынка и найти новые рынки сбыта своей продукции. Однако участие в международной торговле означает для них не одни лишь дивиденды в форме прибыли, но и ожесточенную конкурентную борьбу, в которой выживает сильнейший. Только тот, кто перманентно усиливает свои конкурентные преимущества, основанные на лидерстве по издержкам, качеству, сервису и т. Это означает, что международная торговля является инструментом расширения сферы влияния и получения дополнительной прибыли за счет преодоления национально-таможенных границ, но только для тех, кто в состоянии наиболее эффективно удовлетворить потребности населения. Выступая естественным фильтром для некачественных или неконкурентоспособных товаров, международная торговля позволяет, с одной стороны, предложить потребителям наиболее перспективные с их точки зрения товары в более широком ассортименте, а с другой — завоевать производителям новые рынки сбыта за пределами внутреннего рынка при условии постоянного самосовершенствования, повышения устойчивости бизнеса на основе, в том числе международной кооперации и сотрудничества. Развитие и углубление международного разделения труда, масштабов и роли международных экономических отношений ставят на практические рельсы проблему усиления взаимозависимости стран. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день в той или иной мерe любая страна оказывается втянутой в систему мирохозяйственных связей, государств с полной экономической независимостью не существует. Ориентация только на внутренние источники роста чревата снижением темпов экономического роста и уровня общественного и личного благосостояния. Только участие в международном разделении труда, оптимизирующее использование собственных и привлеченных факторов производства, позволяет создавать продукцию, которая в состоянии не только удовлетворить спрос на внутреннем рынке, но и стать объектом международной торговли. Однако в условиях развития внешнеторговых связей между странами возможно возникновение проблемы экономической зависимости, когда доминирующее положение того или иного поставщика товаров и услуг становится источником злоупотреблений и создает угрозу национальной и международной безопасности страны-партнера.
Национальная экономическая безопасность рассматривается в контексте обеспечения совокупности внутренних факторов устойчивого экономического и социального развития национального хозяйства. В свою очередь, международная экономическая безопасность связана с обеспечением внешних и внутренних факторов устойчивого экономического и социального развития национального хозяйства. Чтобы снять угрозу экономической безопасности, целесообразно перейти от отношений зависимости от внешнеторгового партнера к отношениям взаимозависимости на основе формирования прочной взаимосвязи стран в рамках МЭО и взаимодействия национальных экономик.
Условием этого выступает процесс, в котором «социально-классовые критерии размываются и заменяются отношениями между слоями и группами людей, формирующимися на основе множественности социальных критериев и факторов и потому частично пересекающимися, интегрирующимися, обладающими высокой социальной динамикой» [1].
Раскрывая содержание национальных финансово-экономических интересов в современной экономике, можно констатировать, что они соответствуют условиям смешанного общества и многоукладности национального хозяйства. Национальные интересы включают в себя наряду с финансово-экономическими интересами общества как целого интересы разных социальных групп и представляют собой определенное единство. Специфика и противоречия национальных финансово-экономических интересов наших дней определяются рядом взаимосвязанных факторов: многообразием форм собственности, дифференциацией социальной структуры, проявляющейся, с одной стороны, размыванием классовых критериев организации общества, а с другой — тенденциями усиления социальной дифференциации. Финансово-экономические интересы России представляют собой сложнейшую совокупность отношений между национальными, зарубежными и международными хозяйствующими субъектами по поводу создания фондов денежных средств и их использования в целях производства, распределения, обмена и потребления ВВП страны, направленных на долгосрочное развитие народного хозяйства как целостной и конкурентоспособной системы, удовлетворяющей потребности населения и государства.
Для выяснения сущности феномена «финансово-экономические интересы России» мы предполагаем использовать структурно-аналитическую модель, в которой содержание указанных интересов представлено в виде восьми базовых составляющих и устойчивых связей между ними. В такой модели присутствуют финансовые, экономические, политические, социальные, экологические, духовно-культурные, научно-технические компоненты, а также государственная составляющая как структурообразующий элемент всей структуры. Основным государственным интересом в структуре финансово-экономических интересов России СФЭИР является обеспечение национальной безопасности, которая понимается как защищенность жизненно важных интересов нации, ее фундаментальных ценностей и институтов от воздействия неблагоприятных факторов. Связи между государственной составляющей и остальными семью компонентами модели СФЭИР обеспечивают национальную финансовую, экономическую, политическую, социальную, экологическую, информационную и технологическую безопасность соответственно.
Важно отметить значимость всех составляющих, подвижность связей между ними и способность к трансформации во времени. Изменениям в долгосрочном периоде подвергается так называемая «периферия», т. При этом наиболее динамичны финансовая и экономическая компоненты, так как они «отвечают» за интеграцию страны в мировое хозяйство, в то время как государственная — наиболее статична, консервативна и претерпевает изменения вследствие преобразований в обществе. Финансовая и экономическая компоненты в модели СФЭИР представлены целым спектром интересов таких субъектов хозяйствования, как отечественные компании, и всем многообразием их взаимосвязей.
Содержание системы экономических интересов неоднородно. Национальные интересы, например, с необходимостью включают предпринимательские, но только в той части, в какой они не противоречат им как общественным. Часть предпринимательских интересов выпадает из структуры национальных интересов. Это касается, прежде всего, интересов крупного капитала, лишь частично соответствующих национальным интересам.
Интересы, проявляющиеся в негативном экономическом поведении стремление к монополизму, к завоеванию экономической власти , а также интересы, суть которых выражается в компрадорской ориентации: вывоз капитала, эксплуатация природных ресурсов в ущерб народному хозяйству и экологии и т. Таким образом, основные противоречия, возникающие при взаимодействии предпринимательских интересов с национальными интересами, связаны с деятельностью крупного бизнеса, особенно того, который ориентирован преимущественно на мировой рынок. В то же время экономические интересы национально ориентированного предпринимательства, куда следовало бы включить предприятия крупного, среднего и малого бизнеса, более полно представлены в структуре национальных интересов. Интересы такого предпринимательства в значительной мере совпадают с национальными экономическими интересами, поскольку существование и развитие субъектов этих интересов определяются благополучием общества, его устойчивостью.
Это означает, что социальные слои, занятые таким предпринима- тельством, заинтересованы в развитии национальной экономики и ее социальной направленности. Расширение представительства таких интересов, в свою очередь, означает развитие социальной базы национального экономического интереса. В нем представлены также интересы не ориентированных на предпринимательство слоев и групп, связывающих свои жизненные перспективы с развитием социального государства. С учетом сказанного можно выделить три подсистемы национальных интересов и, следовательно, финансово-экономической безопасности , образующих определенное единство: интересы общества в целом как условие его существования и безопасности; интересы, реализация которых означает осуществление принципов социального государства и безопасности его граждан; интересы предпринимательства и его безопасности в той части, в какой они рассмотрены выше.
Такая структура национальных экономических интересов и финансово-экономической безопасности, с одной стороны, определяет приоритеты развития, а с другой — раскрывает основу противоречий интересов в обществе. Взаимодействие интересов в обществе давно занимает умы ведущих представителей экономической мысли. Современное понимание этой проблемы наиболее полно представлено в концепции социального государства и рыночной экономики и может быть сведено к двум основным направлениям. Одно из них базируется исключительно на возможностях конкуренции среди агентов производства.
Государству отводится роль поддержания конкуренции и правил игры рыночных сил, предотвращающих попытки обретения бизнесом чрезмерной экономической власти и сращивания с государственными структурами. Его можно определить как умеренно либеральный подход к рассматриваемой проблеме. Другое направление, не отрицая роли конкуренции и правил экономического поведения, предполагает активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, главным образом, на уровне перераспределения национального дохода. Достижение целей благосостояния общества ставится как прямая задача государства.
Такая модель социального государства получила название скандинавского, или шведского, социализма и отражает реализацию идей социал-демократии. В реальной действительности наблюдается интеграция двух подходов с определенным преобладанием того или другого.
Мировая экономика
Здесь вступает в силу принцип сравнительного преимущества. Допустим, Франция выбирает производство сыра 15 т , при этом она отказывается от производства шоколада 18 т. Эти потери — альтернативная стоимость производства сыра для Франции. Если Германия также выберет производство сыра 20 т , то она откажется от 30 т шоколада.
Альтернативная стоимость производства сыра в Германии больше, чем у Франции. Поэтому Франция должна специализироваться на производстве сыра, а производство шоколада выгоднее Германии. Проверим это расчётами.
Действительно, альтернативная стоимость производства шоколада у Германии меньше.
Глобализация мировой экономики основывается на развитии технологий, особенно в области транспорта и связи, что позволяет сократить расстояния и увеличить скорость передвижения товаров и информации. Это также связано с открытием рынков и снижением торговых и экономических барьеров между странами. Глобализация мировой экономики имеет несколько ключевых характеристик: Интеграция национальных экономик в мировую экономическую систему; Свободное перемещение товаров, услуг, капитала и информации; Установление и развитие международных экономических связей и организаций; Взаимозависимость и взаимовлияние национальных экономик; Распределение производства и услуг по всему миру в соответствии с конкурентоспособностью и специализацией; Увеличение международной торговли и инвестиций; Развитие международных финансовых рынков и институтов. Глобализация мировой экономики имеет как положительные, так и отрицательные аспекты, которые будут рассмотрены в следующих пунктах.
Содержание глобализации мировой экономики Глобализация мировой экономики включает в себя несколько основных аспектов: Интеграция национальных экономик Глобализация мировой экономики приводит к установлению и развитию международных экономических связей и организаций. Это означает, что национальные экономики становятся все более взаимозависимыми и взаимосвязанными. Компании и предприниматели из разных стран сотрудничают между собой, чтобы обмениваться товарами, услугами, капиталом и информацией. Распределение производства и услуг Глобализация мировой экономики приводит к тому, что производство и услуги распределяются по всему миру в соответствии с конкурентоспособностью и специализацией. Каждая страна или регион может сосредоточиться на производстве тех товаров или услуг, в которых они имеют конкурентное преимущество.
Например, некоторые страны специализируются на производстве автомобилей, другие на производстве электроники, а третьи на производстве сельскохозяйственных товаров. Увеличение международной торговли и инвестиций Глобализация мировой экономики приводит к увеличению международной торговли и инвестиций. Благодаря снижению торговых барьеров и развитию транспортной и коммуникационной инфраструктуры, товары и услуги могут свободно перемещаться между странами. Компании также инвестируют в другие страны, чтобы получить доступ к новым рынкам и ресурсам. Развитие международных финансовых рынков и институтов Глобализация мировой экономики также приводит к развитию международных финансовых рынков и институтов.
Компании и инвесторы могут легко получать доступ к капиталу и финансовым инструментам в разных странах. Это позволяет им расширять свою деятельность и осуществлять инвестиции в различные проекты и рынки. В целом, глобализация мировой экономики означает все большую интеграцию и взаимозависимость национальных экономик, распределение производства и услуг по всему миру, увеличение международной торговли и инвестиций, а также развитие международных финансовых рынков и институтов. Перспективы глобализации мировой экономики Глобализация мировой экономики имеет свои перспективы и вызывает различные мнения у экономистов и политиков. Вот некоторые из них: Расширение международной торговли Одной из главных перспектив глобализации мировой экономики является увеличение международной торговли.
Свободный обмен товарами и услугами между странами позволяет каждой из них использовать свои сильные стороны и получать доступ к разнообразным товарам и услугам по более низким ценам. Это способствует экономическому росту и повышению уровня жизни населения. Развитие международных финансовых рынков Глобализация мировой экономики также приводит к развитию международных финансовых рынков. Это означает, что компании и инвесторы могут легко получать доступ к капиталу и финансовым инструментам в разных странах. Технологический прогресс и инновации Глобализация мировой экономики стимулирует технологический прогресс и инновации.
Компании, работающие на международном уровне, вынуждены постоянно совершенствовать свои технологии и разрабатывать новые продукты, чтобы оставаться конкурентоспособными на глобальном рынке. Это способствует развитию новых отраслей и созданию рабочих мест.
Международно-экономическая безопасность — такое экономическое взаимодействие стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо страны. Конкурентоспособность национальных экономик модель Портера Майкл Портер пытался дать определение конкурентоспособности и предложил модель конкурентоспособности страны.
Конкурентоспособность страны — способность ее производителей опережать соперников в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках. То есть успех развития национальной экономики зависит от успеха частных предприятий. Вторичные развитые — те, которые появляются в результате развития производства: инфраструктура, технология, знания, высококвалифицированный персонал, то, что требует инвестиций и пр.
Экономическая безопасность международная и национальная носит общемировой характер и затрагивает в разной мере интересы всех государств. Первоначально вопрос об экономической безопасности возник среди развивающихся стран. Он нашел отражение в принципах Бразильской концепции коллективной экономической безопасности 1974 г.
В 1984 г. Под международной экономической безопасностью понимается такое экономическое взаимодействие стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо страны. Это предполагает создание соответствующего международно-правового механизма. Проблема экономической безопасности в наибольшей мере затрагивает интересы развивающихся и восточноевропейских стран в отношениях Запад — Юг, Запад — Восток. Как показывает мировой опыт, ущерб наносится различными способами: нарушение нормального состояния международной торговли применение эмбарго, введение чрезмерных количественных и тарифных ограничений, искусственное повышение или понижение цен на те или иные товары ; создание ограничений на пути международного движения технологий в нарушение практики коммерческой деятельности и др. Преднамеренный ущерб может наноситься валюте страны путем нарушения ее валютного режима, манипуляций по занижению валютного курса, замораживанию вкладов страны в иностранных банках, введению кредитных ограничений.
Может целенаправленно нарушаться порядок движения капитала, в частности, путем организованного бегства из какой-либо страны, незаконной реквизиции или национализации без компенсации собственности иностранных инвесторов. В число нарушений международной экономической безопасности входят организация целенаправленной утечки научных и наиболее квалифицированных работников физического труда, нарушение существующей системы международного транспортного сообщения вопреки действующим соглашениям в этой области. Возрастает число проблем, связанных с окружающей средой и транснациональными действиями торговля наркотиками и др. Современная мировая практика знает следующие основные способы обеспечения безопасности: 1. Сдерживание нежелательных действий при помощи различных средств давления, применение против нарушителя безопасности практических средств воздействия на уровне отдельных государств. В их число входит политический процесс, который предотвращает, завершает или дополняет силовые действия, оформляет их и узаконивает в правовом отношении.
Все эти меры требуют определенного уровня экономической мощи государств, применяющих их. Создание равновесия сил путем организации различного рода объединений и блоков на региональном и международном уровнях, однако сила становится менее действенным средством принуждения. Раньше цена насилия была относительно низкой и использование силы считалось допустимым, так как экономики были менее взаимосвязаны.