Иаков, он же Израиль, – второй сын еврейского патриарха Исаака от Ревекки. Дети патриарха Исаака – близнецы Исав и Иаков – являются разрешением девятнадцатилетнего неплодства.
Яков день. Что можно и чего нельзя делать 5 ноября 2023 года
Послание Иакова 1 глава — Библия | Ученые опровергли подлинность мощей апостола Иакова, хранящихся в римской церкви Cанти-Апостоли на протяжении более чем 1500 лет и попавших сюда неизвестным образом. |
Путь святого апостола Иакова / | Настоятель храма протоиерей Иаков Амбарцумов сам происходит из священнической семьи. |
Послание Иакова 1 глава — Библия | Ревностный проповедник Иисуса Христа, один из 70 апостолов, святой Иаков был сыном праведного Иосифа Обручника от первого брака. |
Томичи молитвенно почтили память апостола Иакова | Святой Яков считался покровителем мужчин, работающих в тяжелых физических условиях. |
Яков Кедми. Компетентное мнение.
5 ноября, в день памяти святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, в Богоявленском кафедральном соборе митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил Литургию по. В 1901 году Иаков Иванович окончил Оренбургскую Духовную семинарию. Яков Кедми – о причинах поражения Израиля и вариантах действий. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. память святого апостола Иакова, названного братом Господним по плоти. Международная команда ученых провела радиоуглеродное датирование мощей святого Иакова, которые уже полтора тысячелетия хранятся в Риме, и пришла к выводу.
5 ноября – день Якова
Иакова Статистика прохождения Пути св. Иакова за последние 40 лет сильно изменилась, в сторону увеличения числа паломников. Бум паломничества на Пути святого Иакова продолжается. В этом году около 215 тыс. Никогда ранее, если не принимать во внимание «Святые годы», в городах и на дорогах, ведущих в Сантьяго, не встречалось такое число паломников. Сведения о примерном количестве паломников публикует ежегодно бюро паломников, выдающее «сертификаты Компостелы» всем, предъявившим паспорт паломника, где весь путь не менее 100 км отмечен печатями не меньше двух печатей в каждый день путешествия.
Они хотят внести разобщение в политическое общество. Ни один из его сторонников не останется в живых, кроме тех, кто сдастся", — добавил политолог.
Израиль просит население Газа покинуть дома и уйти на пустыри, поскольку в большинстве случаев ХАМАС использовал в качестве стартовых площадок для ракет школы, больницы и жилые дома.
Смысл поста - в подготовке к празднику. Когда человек постится, он очищается не только в самом грубом, физическом смысле, но и в духовном - освобождается от грехов. Пост касается не только и не столько еды. Следует поститься от зла: не делать зло, которое вам «вкусно», а делать добро, которое вам не очень по вкусу. Например, тяжело простить другого, хоть это и очевидное для нас добро. А кричать, оговаривать или сплетничать - плохо, но многие любят эти «занятия». Поэтому поститься от мяса легко, сложнее поститься духовно - от других вещей, которые нам приятны, но злы. Конечно, так вести себя следует в любой день года.
Но к великим праздникам мы и готовим себя особо сосредоточенно. Вообще, к Рождеству Христову готовятся четыре недели. Этот период называется адвент. Каждый выбирает себе пост, который ему под силу, четких требований на этот счет не существует. Правда, некоторые выбирают «никакой» пост и никак не используют это время для духовной подготовки к празднику — принудить к добру никого невозможно. Как следует провести адвент, человек решает сам. Важно, чтобы под конец поста вы были готовы встретить чистого, невинного Христа не только чистым телом, но и чистой душой. Дни особой радости - Что значит «встретить Христа»? И мы празднуем это событие.
Все понимают, что Сын Божий родился давным-давно, 2020 лет тому назад, но мы каждый год вспоминаем о его рождении как и о своем и радуемся. Конечно, сегодня мы встречаем взрослого Христа, как и себя в каждый свой день рождения. Мы верим, что Христос духовно присутствует среди нас. Это он показал нам своей жизнью, как следует жить человеку. То же касается и великого праздника Пасхи - Христос давно умер и давно воскрес, но мы не устаем каждый год радоваться этому. То же можно сказать о семейных праздниках, например, юбилее супружества. Вроде бы каждый день мужу и жене нужно проявлять свою любовь и заботу друг о друге. Но юбилей - день особенный, повод вспомнить о взаимной любви супругов и истории ее возникновения. Так что религиозные праздники - такие же дни напоминания, дни радости тому, что для нас особенно ценно и дорого.
Первый из них - день святого Николая. В ночь с пятого на шестое декабря по традиции этот святой раздает детям подарки. Это именно тот святой Николай, из которого впоследствии сделали Санта-Клауса. К сожалению, красота первообраза была разрушена: епископская митра превратилась в нелепый колпак, а красная литургическая одежда - в подобие халата. Более того, его день - шестое декабря - сместили на 25 декабря, в праздник Рождества Христова, к которому святой Николай не имеет никакого отношения. Это очень жаль, потому что о Христе полностью забыли. Или это сделал кто-то намеренно?
Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». Один священник из племени Рихава они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан. Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания — утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека.
Праздник святого Иакова Алфеева отмечается 22 октября
9 апреля 2023 года, в Неделю ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим отметили на приходе апостола Иакова в г. Адикпо (штат Бенуэ, Нигерия). Говоря об апостоле Иакове, иерарх напомнил пастве о его величайшем смирении, благодаря которому святой стяжал обильную Божественную благодать. память святого апостола Иакова, названного братом Господним по плоти. В народном календаре день памяти святого Иакова по неизвестной причине связали с ожиданием мелкого снега или града, который называли «крупой». Братство Святого Иакова в Хорватии (на сегодня в нем 42 добровольца) начало восстановление и популяризацию пути Camino Croatia.
Путь святого апостола Иакова
Во всех городах и районах пройдут тематические мероприятия, акции, выставки, концерты, поздравления участников и ветеранов Великой Отечественной войны. Просмотров: 16 Добавил: fakultet Дата: Вчера Шестая просветительская акция «Диктант Победы» сегодня проходила на площадке Сыктывкарской епархии в звоннице при Свято-Стефановском кафедральном соборе. Просмотров: 79 Добавил: fakultet Дата: 26. Сыктывкара руководитель - Юлия Живилова. Просмотров: 110 Добавил: fakultet Дата: 24.
Тем не менее, эта реликвия проливает новый свет на малоизученный период в истории раннего христианства. Кем был этот человек, конечно, сказать невозможно".
Ученые нашли объяснение результатам своего исследования. Они напоминают, что в первые несколько веков после смерти Христа его последователи подвергались гонениям. Доминирующей религией христианство стало только к VI веку. Возведение церквей по всей Римской империи началось только после того, как император Константин на смертном одре крестился сам и объявил христианство государственной религией. Затем останки почитаемых христианских мучеников начали переносить из могил в церкви, чтобы их мощам могли поклониться верующие в городах.
Кстати, считалось, что чем больше в день Якова съесть меда, тем крепче будет здоровье: ни одна лихорадка не сможет подобраться, да и другие недуги не смогут навредить. Девушкам 5 ноября нельзя было отказываться от медовых угощений: от количества съеденного меда зависело, сколько парней в будущем обратит на нее внимание. Запрещено в этот день давать взаймы, даже близким. Считается, что отданное 5 ноября никогда не вернется к хозяину. Не принесут пользу деньги и тому, кто занимал: потеряет даже то, что было ранее накоплено. А вот если есть долги, то к 5 ноября их обязательно нужно отдать, иначе, по приметам, еще год с ними не рассчитаешься. Нельзя в день Якова выступать поручителем, особенно, если этот человек не является близким другом, родственником или хорошим знакомым. Неженатым парням 5 ноября нельзя ходить в гости: в день Якова лучше посидеть дома и поесть меда - хождение по чужим домам может забрать силу и мужество, а вкушение меда одарит крепостью духа и волей.
Ломоносова и Института всеобщей истории РАН. Лекции можно посещать по абонементу или по отдельности, офлайн или онлайн.
ИАКОВ, БРАТ ГОСПОДЕНЬ
Хорошо человеку отдыхать и расслабляться. Можно делать добро для окружающих. Надевать на себя модно яркую одежду, но не черную и не темную. Можно обдумывать будущие цели и планировать. Крестить детей и креститься взрослому разрешено. Сон важно сохранить в секрете. Запреты 1. Нельзя проводить шумные торжественные мероприятия.
Не нужно петь и танцевать. Безудержное веселье ни к чему.
После жалобы ААЦ в полицию городские власти Иерусалима удалили надписи. Известно также, что территория храма находится под круглосуточным видеонаблюдением. Благодаря записям с видеокамер удалось вычислить и задержать вандалов. В мире Автор Надежда Григорьева «Мнение автора может не совпадать с мнением редакции».
Она была объявлена вне закона в Саудовской Аравии, Египте и во всех княжествах залива. Половина исламского и арабского мира считают ее сторонников террористами. Она пришла к власти из-за глупости и тупости американцев, которые дали начало Арабской весне", — сказал военно-политический аналитик.
Житие сщмч. Иакова, архиеп. Барнаульского Даты: 29 июля Священномученик Иаков в миру Яков Иванович Маскаев родился 13 октября 1879 года в городе Уральске в семье крестьян села Еделева Сызранского уезда Симбирской губернии и был назван в память апостола Иакова Алфеева. В 1901 году Иаков Иванович окончил Оренбургскую Духовную семинарию. Учась на последнем курсе, он женился на девице Валентине, которая была круглой сиротой и воспитывалась в семье священника.
В 1901 году у них родился сын Борис. Вскоре он смертельно заболел, и отец Иаков, который был уже тогда священником, горячо молился о его выздоровлении. Он обращался в своих молитвах за помощью ко всем святым, но особенно горячо и с большой верой к преподобному Серафиму Саровскому и дал обет, что, если младенец выздоровеет, он совершит паломничество в Саровский монастырь к мощам только что прославленного преподобного Серафима. По чудесном выздоровлении сына он исполнил свой обет и совершил паломничество в Саровский монастырь. Впоследствии у них с супругой родилось девять детей, и она умерла при родах последнего ребенка в 1918 году. В 1901 году Иаков Иванович был рукоположен в сан священника ко храму в селе Зобово, расположенном в 180-ти километрах от Оренбурга. Отец Иаков зарекомендовал себя как энергичный труженик на ниве Христовой. Он неустанно проповедовал, его усилиями в течение нескольких лет была построена в селе новая церковь.
Несмотря на стесненные обстоятельства в средствах и большую семью, отец Иаков был одним из самых щедрых жертвователей в епархии. Горячо отзываясь на призыв Церкви и Отечества о помощи, он активно собирал и пересылал пожертвования на нужды армии и флота во время русско-японской войны 1904-1905 годов. В 1909 году отцом Иаковом было выстроено здание церковноприходской школы в деревне Ворониной. С 1913 года он значится членом епархиального комитета православного миссионерского общества. В 1915 году отец Иаков был награжден камилавкой. Во время начавшейся в 1914 году Первой мировой войны отец Иаков со своими прихожанами щедро жертвовали на нужды русских воинов, и пожертвований всегда было больше, чем в каком бы то ни было другом приходе в епархии, хотя они жертвовали не от материального избытка, а от широты милующих сердец, жертвовали всё, что имели. В 1919 г. Зобова от расстрела белыми войсками.
Дело просвещения, всегда существенное для процветания любого народа, в начале XX века в России испытывало значительные трудности, и в особенности там, где в епархиях только недавно основались учебные заведения. В тяжелом материальном положении оказалась и Оренбургская Духовная семинария; это обстоятельство подвигло создать Общество вспомоществования ее нуждающимся ученикам, одним из деятельнейших участников и щедрым жертвователем которого стал священник Иаков Маскаев. За безупречное и ревностное пастырское служение он вскоре был возведен в сан протоиерея и включен в состав епархиального управления. Среди своих прихожан, а также среди духовенства в епархии отец Иаков имел столь высокий авторитет, что когда пришло время и в Оренбургской епархии было образовано Орское викариатство, он был вызван в Оренбург в качестве кандидата на архиерейскую кафедру. На этом собрании абсолютным большинством голосов было решено кандидатом на Орскую кафедру избрать протоиерея Иакова и командировать его в Москву для рукоположения в сан епископа. Узнав желание правящего архиерея и собрания священнослужителей градо-Орских церквей возвести его в сан епископа, отец Иаков стал отказываться, указывая на то, что на его руках остались дети-сироты, трое из которых в несовершенных летах, причем младшей дочери всего пять лет, а между тем от епископа в настоящий исторический момент требуется прежде всего исповедничество, он должен быть готов к ссылкам и тюрьмам. На все возражения и слезные просьбы отца Иакова пронести мимо горькую сию чашу архипастырского служения и внять сиротству детей ему было сказано, что у Бога нет сирот. Выслушав это, отец Иаков согласился и не стал больше спорить, вручив детей попечению Бога и Матери Божией.
Впоследствии все дети дожили до преклонного возраста, пережив летами мученика-отца; они всегда ощущали незримую Божию защиту. В связи с тем, что в это время высшая церковная власть была захвачена обновленцами, назначение прот. Иакова Маскаева викарием Оренбургской епархии было утверждено обновленческим Высшим церковным управлением. Хиротонию возглавили один из лидеров обновленчества преосвященный Антонин Грановский , в расколе «митрополит Московский», и бывший когда-то архиепископом Екатеринославским Владимир Соколовский-Автономов , который сообщил нарекаемому в архиерейский сан, что находится в подчинении Патриарха Тихона и никогда не прерывал с ним общения. Впоследствии владыка Иаков воспринимал свою хиротонию от обновленческих архиереев хотя и канонического поставления как следствие своей «малоопытности и недоразумения» и сохранял верность Патриарху. После хиротонии епископ Иаков вернулся в Оренбург. Вскоре, однако, обновленческий Высший Церковный Совет назначил на Оренбургскую кафедру «архиепископа» Андрея Соседова. Епископ Иаков отказался от общения с ним и переехал в Орск.
Вернувшийся в Оренбург епископ Аристарх был арестован и отправлен в ссылку. В этом же году епископ Аристарх отпал в обновленчество. Вместе с тем стало ясно, что епископ Антонин является одним из руководителей обновленчества, и по этой причине законность хиротонии владыки Иакова стала вызывать сомнения и желание у священнослужителей и прихожан, чтобы этот вопрос был разрешен священноначалием, поскольку духовенство и прихожане Орска не признавали обновленческого Высшего Церковного Совета и «архиепископа» Андрея Соседова в конце 1923 выдворен из епархии. Кроме того, ввиду выдающихся нравственных достоинств и чистоты православия и той любви народа и духовенства, которую снискал епископ Иаков за кратковременное служение в Оренбургской епархии и в городе Орске, просить Святейшего Патриарха оставить любимого нами архипастыря в городе Орске, как народного избранника и весьма ревностного деятеля на ниве Христовой, снабдив его установленной грамотой». Так как попечение об Оренбургской епархии в то время было поручено архиепископу Челябинскому Серафиму Александрову , владыка Иаков направил к нему письмо с объяснением всех обстоятельств дела и получил ответ о спорности в каноническом отношении его хиротонии. Получив такой ответ, епископ Иаков немедленно подчинился высказанному суждению и, рассматривая это распоряжение как необходимый крест, прекратил совершение богослужений. В соответствии с решением собрания священнослужителей, 26 июля владыка Иаков из города Орска направился в Москву к Святейшему Патриарху, но в вагоне поезда в Оренбурге был арестован сотрудниками ОГПУ и возвращен ими в Орск. Через некоторое время владыка вновь попытался встретиться с Патриархом, но снова был арестован и после краткого пребывания в заключении освобожден.
Ввиду сложившегося положения, 5 августа 1923 года было вновь созвано собрание священнослужителей градо-Орских церквей с участием представителей приходских советов и заслушано сообщение владыки о его безуспешных попытках достичь Патриарха. Собрание постановило: «... С епископом Иаковом в молитвенно-евхаристическое общение войти; просить его озаботиться получением от Патриарха Тихона соответствующей грамоты свидетельствующей о его епископском достоинстве». Снизойдите, Ваше Святейшество, к моей мольбе и исполните мою слезную просьбу. Но буду надеяться на помощь Божию. Согласно извещения архиепископа Серафима о спорности и неканоничности моей хиротонии, я добровольно, как крест, возложил на себя запрещение и теперь службу не служу». Патриарх Тихон принял его в молитвенное общение, но предложил написать письменное заявление, что владыка не имеет ничего общего с обновленческим Синодом. Епископ Иаков выполнил предложение Патриарха и написал заявление в обновленческий Синод, что он не желает и не находится в его подчинении.
После этого его хиротония, как совершенная архиереями старого поставления, была признана действительной. В это время владыку беспрестанно вызывали в ОГПУ, грозя арестом и предлагая стать негласным сотрудником. Видя, что властями созданы такие условия, когда он не может выехать из города для установления связи с Патриархом, владыка решил согласиться, для того, чтобы хоть несколько ослабить надзор над собой и канонически разрешить вопрос о законности своей хиротонии, получив об этом официальный документ Патриарха. Он заявил начальнику ОГПУ о своем согласии на сотрудничество. А затем выехал в Москву, где побывал у Святейшего и получил все необходимые документы, подтверждающие подлинность его хиротонии, и вернулся в Орск, где был тут же вызван к начальнику ОГПУ, который спросил его, зачем он ездил в Москву. Владыка ответил, что ездил за ставленнической грамотой. Активно противодействовал в епархии обновленческому расколу. Авторитет епископа Иакова среди верующих беспокоил представителей советской власти.
215 тысяч паломников прошли в этом году Путем св. Иакова
Жития святых в изложении святителя Димитрия Ростовского (Туптало) (1651–1709) Житие и страдание святого мученика Иакова Персянина (†421) 27 ноября/10 декабря. 5 ноября, в день памяти святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, в Богоявленском кафедральном соборе митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил Литургию по. Братство Святого Иакова в Хорватии (на сегодня в нем 42 добровольца) начало восстановление и популяризацию пути Camino Croatia.
АПОСТОЛ ИАКОВ ЗЕВЕДЕЕВ / СВЯТОЙ ДНЯ
Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. А Бог провел Иакова так, что Иаков понял все до конца и сделал то, что хотел Бог. О.В.: Православное население Черногории проголосовало на президентских выборах за Якова Милатовича по трем основным причинам. 22 октября православные христиане чествуют святого Иакова Алфеева – одного из апостолов Иисуса Христа. По преданию, здесь был похоронен иеромонах Иаков, на могилу которого издавна ходили молиться.
5 ноября – день Якова
Согласно патриаршему распоряжению, отец Иаков будет совершать диаконское служение в храм свт. Митрофана Воронежского на Хуторской г. Москвы, прихожанином которого он являлся с 1990 года.
Ломоносова; переводчик "Золотой легенды" Иакова Ворагинского. В 2010 году окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ. В 2012—2013 году проходила стажировку в Сорбонне Париж , по итогам которой защитила диплом на степень магистра. Область научных интересов — архитектура Возрождения в Италии, художественные связи России и Италии, культура и искусство Франции.
Является автором статей по теории архитектуры Возрождения. В Музеях Московского Кремля читает авторские циклы лекций для детской и взрослой аудитории.
Все другое. Впечатление очень хорошее. Очень теплые люди. Очень открытые», - поделился Яков Кедми.
Не принесут пользу деньги и тому, кто занимал: потеряет даже то, что было ранее накоплено.
А вот если есть долги, то к 5 ноября их обязательно нужно отдать, иначе, по приметам, еще год с ними не рассчитаешься. Нельзя в день Якова выступать поручителем, особенно, если этот человек не является близким другом, родственником или хорошим знакомым. Неженатым парням 5 ноября нельзя ходить в гости: в день Якова лучше посидеть дома и поесть меда - хождение по чужим домам может забрать силу и мужество, а вкушение меда одарит крепостью духа и волей. Традиции 5 ноября в народе традиционно устраивались пчелиные игрища: все ели мед и старались жужжать как пчелы. Кто сделает это лучше всех, у того летом пчелы будут роиться, а значит, он соберет много меда. Мужчины занимались починкой лошадиной сбруи, плотничали, столярили, катали валенки, которые надевали только на праздники. Женщины украшали обувку орнаментами.
5 ноября – день Якова
Представитель Иерусалимского Патриархата в Стамбуле пригласил главу Фанара на богослужение в день памяти апостола Иакова. Цикл лекций посвящен почитанию святых воинов в культуре стран Западной Европы и Востока. Сегодня паломничество к мощам святого апостола Иакова – один из самых популярных паломнических маршрутов Европы. Яков Кедми – о причинах поражения Израиля и вариантах действий.
Обнародованы итоги анализа мощей святого апостола Иакова
ИАКОВ, БРАТ ГОСПОДЕНЬ - Древо | Во время жизни святого Иакова город был важным оплотом Римской империи, который защищал ее от нападения со стороны восточных соседей. |
День памяти Иакова Зеведеева: какого числа, история жизни святого, о чем ему молятся | Литургия апостола Иакова является древним чинопоследованием Иерусалимской Церкви, которая совершалась в Палестине и на Синае. |
Иаков брат Божий | По окончании богослужения настоятель храма от лица всего прихода поздравил с днем рождения старшего алтарника Тихвинского храма Якова Соболя. |
Цикл лекций «Золотая легенда: святой Михаил, святой Георгий, святой Яков» | Нельзя в день Якова выступать поручителем, особенно, если этот человек не является близким другом, родственником или хорошим знакомым. |
Какого числа день памяти Иакова Зеведеева в 2024 году | Святитель Иаков, епископ Ростовский, по местному преданию, принял. |
Яков день. Что можно и чего нельзя делать 5 ноября 2023 года
Цикл включает пять встреч: 27 марта — «Ангел, приходящий с Востока: почитание Архангела Михаила в средневековом Египте, Сирии и Византии»; 3 апреля — «Золотая легенда: жития воинов-мучеников»; 10 апреля — «Паломники и воины: культ Св.
Владыка ответил: «В городе Балашове я проживаю с 15 марта 1929 года и служу в качестве епископа Балашовской епархии. За время нахождения меня в Балашове я близких знакомых, с которыми бы я поддерживал постоянное знакомство, не имел и не имею. В гостях я ни у кого не бывал, а также и у меня никогда никто не бывал. В отношении обращения ко мне со стороны верующих граждан о содействии их ходатайствам по вопросу незакрытия или вновь открытия церквей могу сказать следующее. Ко мне неоднократно являлись как члены коллектива верующих, так и члены церковного совета и просили у меня совета, как и перед кем им ходатайствовать, чтобы у них не закрывали церковь или, когда церковь была уже закрыта, вновь открыть, согласно желания верующих, на что я им предлагал обращаться согласно указания митрополита Серафима в окружной административный отдел... Но подобные обращения ко мне были очень редки, а в большинстве случаев верующие, помимо и не извещая меня, сами непосредственно обращались по соответствующим инстанциям...
Я знаю, что в городе Балашове проживает много монахинь, но я лично ни с одной из них не знаком и у меня на квартире таковые никогда не были. Кроме случаев, когда они приходили с заказом к дочери по шитью. В отношении двух монахинь, которые живут при соборе, могу сказать, что я их лично знаю плохо, знаю, что одну из них зовут Наталия, а другую, просфорню, даже и звать не знаю. Две эти монахини лично у меня на квартире не были, и о церковных делах я с ними никогда не говорил. Лично ко мне из сел как Балашовской епархии, так и из других епархий никто и никогда, не обращался с просьбой дать указания, как и что предпринимать по вопросу закрытия церквей со стороны местных органов власти. Летом 1929 года ко мне на квартиру пришла неизвестная мне гражданка, назвалась монахиней бывшего подворья Балашовского монастыря в Царицыне и просила меня сообщить, какого я церковного течения, кем назначен епископом Балашовским и какого я мнения о митрополите Григории Екатеринбургском. На что я ей ответил, что я православный, назначен митрополитом Сергием Нижегородским, что же касается Григория, то я его считаю отколовшимся от Православной Патриаршей Церкви.
Когда я своими ответами удовлетворил просительницу, я в свою очередь задал ей вопрос, кто она и почему ее эти вопросы интересуют. На что мне эта монахиня сказала, что она приехала из Сталинграда, где большинство городских приходов перешло к григорианцам, а также она слышала, что я являюсь обновленцем, и она приехала это проверить и, если это правда, что я обновленец, то спасти здешних сестер от заблуждения. Далее эта монахиня задала мне вопрос, что если я не обновленец, то почему молюсь за власть, на что я ей также дал исчерпывающий ответ, который, по-видимому, ее удовлетворил, и больше она ко мне не приходила, и я ее больше не видал... В отношении проповедей, произносимых мною почти после каждой ей службы, могу сказать, что в своих проповедях я исключительно касался евангельских тем, не сопоставляя их с современной жизнью и не касаясь в них современных политических и бытовых вопросов». Все обвиняемые и некоторые свидетели, будучи допрошены о владыке, говорили о нем как о выдающемся архиерее и ревностнейшем архипастыре, обладавшем среди православных города бесспорным и заслуженным авторитетом. Никто из обвиняемых не подтвердил фактов антигосударственной деятельности епископа, но для властей было достаточно свидетельства о его церковной деятельности. Сам епископ Иаков на допросах отказался давать показания против арестованных вместе с ним людей благодаря чему многие из обвиняемых были освобождены , не признал себя виновным в «антисоветской деятельности».
Ознакомившись с ним, он написал: «В предъявленном обвинении виновным себя не признаю, ибо антисоветской деятельностью я не занимался». Вместе с ним были приговорены еще четырнадцать человек: четверо — к трем годам концлагеря, шестеро — к трем годам ссылки, один — к тюремному заключению на четыре месяца, трое освобождены с ограничением выбора места жительства, с поступлением на три года под надзор властей. По распоряжению властей епископ Иаков был отправлен в Соловецкий концлагерь и в конце июня прибыл в пересыльный лагерь в городе Кемь. Незадолго до окончания срока заключения, 16 декабря 1932 года, Особое Совещание при Коллегии ОГПУ распорядилось отправить епископа на три года ссылки на Урал. Однако каким-то образом потерялись учетные документы, в которых сообщалось, в какой именно лагерь был отправлен епископ. В 1935 году владыка был возведен в сан архиепископа. В Барнауле святитель-исповедник сразу стяжал любовь паствы истовым богослужением, проповедями, христианским мужеством, которое напоминало пастве мужество апостолов и первых святителей-мучеников Церкви Христовой.
Несмотря на хронические болезни, почти ежедневно проводил службы в кафедральном Знаменском соборе, на которые собирались прихожане не только из Барнаула, но и из окрестных сел. Учитывая, что нет возможности для преподавания Закона Божьего, для богословских и литургических бесед, владыка везде в храмах, где служил, завел всенародное пение, чтобы из сознательного восприятия богослужения научить богословию. Иногда он сам выходил с посохом в руке к народу и давал знак, чтобы пели все. По городу и везде, куда бы он ни отправлялся, он всегда ходил в священнической одежде и с посохом, хотя в то время уже одно это было исповедничеством, вызывая со стороны безбожников хулу и насмешки. В своей жизни святитель отличался крайней нестяжательностью и для богослужений имел только одно архиерейское облачение. На службы в городские храмы он всегда ходил пешком. В будние дни совершал богослужения по священническому чину, во время праздничных богослужений всегда сам выходил к народу, совершая елеопомазание всех.
После окончания литургии всех благословлял, независимо от того, много или мало было народа. В это время у него можно было что-либо спросить и получить ответ. В Барнаул к нему приехала дочь Нина. Она часто видела его молящимся ночью. Просыпаясь в два и в три часа ночи, Нина видела, с каким усердием владыка молился Богу. В эти годы здоровье владыки, сокрушенное заключением в Соловках, сильно пошатнулось, и в 1936 году он в сопровождении дочери выехал на лечение в Одессу. Когда он после непродолжительного лечения вернулся в Барнаул, стало очевидно, что близится новое гонение, и он завел себе сумку, в которой было собрано все необходимое на случай ареста.
Все они согласились подписывать допросы с показаниями, которые требовались следователям. На основе их показаний власти составили обвинительное заключение, в котором, в частности, было написано: «23 сентября 1936 года 4-м отделом УГБ НКВД по Западно-Сибирскому краю в Смоленском районе ликвидирована контрреволюционная повстанческая организация, возглавляемая Барнаульским епископом Маскаевым Иаковом и благочинным священником Носковым Даниилом Матвеевичем. Деятельностью контрреволюционной организации были охвачены: Смоленский, Алтайский и Грязнухинский районы и города: Бийск и Барнаул. В состав контрреволюционной организации входило 6 оформленных повстанческих ячеек с числом участников 28 человек... Организация подготовляла повстанческие кадры для вооруженного выступления против советской власти в момент интервенции... Во время длившихся в течение нескольких месяцев допросов архиепископ Иаков держался с большим мужеством и достоинством. Что вы можете показать об этом?
Следствие располагает бесспорными данными, изобличающими вас как руководителя этой контрреволюционной организации. Я не был участником никакой контрреволюционной организации. Вам известен Даниил Носков, благочинный Смоленского района? В мае 1933 года я из города Балашова прибыл в город Барнаул и занял место архиепископа. Первое время, ознакамливаясь с духовенством, занимающим приходы, я требовал их послужные списки. В то время Даниил Носков служил священником в селе Точилино Смоленского района. На этот приход он был поставлен мною по просьбе прихожан.
В 1934 году Носков по просьбе прихожан села Смоленского мною был переведен в село Смоленское с возложением на него временно исполняющего должность благочинного. Носков у меня в Барнауле не был ни разу. Я же у Носкова был в 1935 году в конце июня, когда ездил на курорт в село Белокуриху. Заезжал к Носкову, когда ехал в Белокуриху и обратно. На курорт в Белокуриху приезжал один раз ко мне и Носков, привозил деньги, собранные с приходов на содержание патриархии. Вам как архиепископу хорошо известно антисоветское настроение Носкова.
И нарек Иаков имя месту тому Пенуэл Лицо Божие , ибо, — говорил он, — я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израиля не едят жилы ntrvus ischiadicus которая на суставе бедра, потому что боровшийся коснулся жилы на суставе бедра Иакова». Когда Исав был уже вблизи, Иаков подошел к нему и поклонился семь раз до земли. Увидев Иакова, Исав поспешил к. Тут подошли служанки с детьми и сделали поклон; за ними подошла Лия с детьми и также поклонилась; то же сделали, наконец, и Рахиль с Иосифом. Проводивши взглядом последних, Исав обратился к брату: «А для чего у тебя то множество стад, которое я встретил по пути? И ты был благосклонен ко мне! Прими же благословение мое, которое я принес тебе, потому что Бог даровал мне все это. Исав согласился. Непосредственная натура «человека полей» не умела себя сдерживать. Отдавшись благодушию, Исав захотел довести его до конца. Когда пришло время двинуться в путь, он предложил брату: «Поднимемся и пойдем! Я пойду пред тобой, для твоей безопасности. Но Иакову не могло понравиться такое предложение: при всем дружелюбии брата, продолжительное присутствие последнего с многочисленною вооруженною свитой оказалось бы в конце концов стеснительным для патриарха. А потому он отвечал: «Господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный. Если погнать его хотя бы один день так, как привык ходить господин мой, то, помрет. Пусть господин. И приду я к господину моему в Сеир Идумею ». Только бы мне сохранить благоволение в очах господина моего! Иаков двинулся в Сокхоф, расположенный недалеко от впадения потока Иавок в реку Иордан Быт. Утомление от длинного пути, тревоги, встречи с тестем и братом заставили патриарха остановиться в Сокхофе на довольно продолжительное время, достаточное для того, чтобы спокойно, без помехи передвижении, отдаться внутреннему переживанию того, что случилось. Беспристрастный самоанализ не мог не подсказать Иакову много такого, что должно было иметь решающее значение в дальнейшем формированы его характера. Патриарх не мог не сознать, что его природные дарования: ум, находчивость, такт проявлялись до сего времени не всегда в безукоризненной форме. Вместе с этим не мог не заметить он и того обстоятельства, что нажитое человеческими усилиями имение далеко не отличается тою безусловною прочностью, которую он, быть может, ему приписывал, если Лаван и Исав одним ударом могли лишить его всего, что было приобретено им с огромным старанием. В патриархе начинает практически укрепляться то теоретическое убеждение, что один только Иегова есть безусловный источник и защитник благ человеческих. Случившиеся вслед за вступлением Иакова в Ханаан прискорбные события в его жизни: обесчещение дочери Дины князем Сихемом; ссора из-за этого с сихемлянами; буйное своеволие Симеона и Левия, наказавших сихемлян вероломным избиением; поспешное бегство из окрестностей Сихема Быт. Иосиф , — должны были иметь завершающее значение в ходе нравственного преобразования и закрепления характера патриарха. Если Иаков первой половины своей жизни заставляет иногда сомневаться в полной нравственной одобряемости некоторых своих поступков, то Иаков второй половины своей жизни представляет собою законченный тип ветхозаветного праведника-патриарха. Достигнув Хеврона, Иаков застал еще в живых своего отца Исаака. По смерти последнего через 13 лет после прибыли сына , Иаков остался на месте, продолжая ту полуоседлую, номадо-земледельческую Быт. Потрясение, испытанное им при получении известия о мнимой смерти Иосифа почти аналогичное тому, какое испытал на склоне своей жизни патриарх Авраам: Быт. Радостным лучом, озарившим собою закат жизни многострадального человека, послужило его свидание с любимым сыном Иосифом и переселение на плодородные земли египетского округа Гесем, в соседстве и под охрану Иосифа Быт. В Египте Иаков прожил 17 лет. Почувствовав приближение смерти, патриарх пророчески благословил своих сыновей, а также сыновей Иосифа от дочери илиопольского жреца Асенефы: Быт. Благословение и обетования первородства получил Иуда. Обращаясь к нему, патриарх произнес: «Иуда, тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих. Поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица.
Окончила исторический факультет МГУ им. Ломоносова, кандидат исторических наук, доцент. Более 15 лет преподавала в МГУ им. Окончил исторический факультет МГУ отделение истории искусства. В Музеях Московского Кремля работает с 2004 г. Автор научных статей, книг для семейного чтения, научно-образовательных материалов "Музей — школе", материалов для компакт-дисков и нескольких циклов популярных лекций для школьников и взрослой аудитории.