Новости операция искра 1943

О том, как проходила операция «Искра» мы расскажем в следующих публикациях. С 12 по 30 января 1943 года силами двух советских фронтов – Ленинградского и Волховского – проводилась наступательная операция «Искра», целью которой было прорвать блокаду Ленинграда. После начала операции «Искра» 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда.

В Петербурге опубликовали архивные фото времен прорыва блокады

Это была воистину выстраданная радость! Брошенный немецкий танк в населенном пункте в районе прорыва блокады Ленинграда Фото: waralbum. Наступил переломный момент в битве за Ленинград, которая продолжалась почти всю войну, втягивая в свою воронку десятки дивизий. Синявинские высоты больше не топтали немецкие сапоги.

Но дальнейшее наступление Красной армии могло обернуться поражением, на фронте установилось временное равновесие. Только через месяц защитники Ленинграда овладели Пулковскими высотами. Коридор между Ленинградом и Большой землей постепенно расширялся, но дорогой ценой, в жестоких боях.

Когда в Ставке узнали об успехе «Искры», без промедлений вышел приказ о присвоении Жукову звания маршала Советского Союза. Он первым получил это звание во время войны. Эшелоны Победы Теперь нужно было незамедлительно воспользоваться итогами наступления.

Железную дорогу от станции Поляна до Шлиссельбурга предполагалось соорудить за 20 дней. Задание чрезвычайной важности выполнили быстрее — за 17 суток. Одновременно через Неву перебросили временный мост.

Эту ветку назвали «Дорогой Победы» — и она стала для ленинградцев самым очевидным результатом операции «Искра». Строительство потребовало от воинов-железнодорожников не только профессионализма, но и доблести. Ведь работать пришлось не только круглосуточно, но и под обстрелами.

Большинство господствующих высот оставались в руках оккупантов. После прорыва блокады перед войсками оставалась постоянная задача — отвоевывать у гитлеровцев землю, примыкающую к новой железнодорожной ветке. Утром 7 февраля ленинградцы с ликованием встретили первый железнодорожный эшелон, пришедший с Большой земли и доставивший в блокадный город 800 т самого настоящего сливочного масла.

Это был подарок ленинградцам от рабочих Челябинска. Советский регулировщик у дорожного указателя в Ленинградской области Фото: waralbum. Десятки раз немецкие снаряды разрушали путь, но полотно оперативно приводили в порядок.

Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение. Продолжала действовать и легендарная Дорога жизни по льду Ладоги. Железнодорожный низководный мост через Неву у Шлиссельбурга Фото: waralbum.

Уже 19 января на улицах и площадях Ленинграда появились красные флаги — как и положено в праздничные дни. У людей даже нашлись силы, чтобы выйти на улицы и вместе порадоваться долгожданной победе... Многим запомнился и плакат «Блокада прорвана!

Через две недели в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для крупнейших промышленных центров страны: рабочие стали получать по 600—700 г хлеба в день, служащие — по 500, дети и иждивенцы — 400. Выживать в окруженном Ленинграде всё равно было непросто. Но к людям по крупицам возвращались силы.

Хотел было бежать тоже, да понял, что начальство расстреляет его за невыполнение приказа. Тогда вернулся, сел за стол и стал дожидаться нашего появления, чтобы сдаться в плен... Вид у него был жалкий, и, охотно выбалтывая нам все немецкие тайны, он поминутно спрашивал: «А отвечая вам на этот вопрос, я не нарушу своей чести офицера?

Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование.

Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду.

Образовав общий фронт и закрепившись на новых рубежах, войска 67-й и 2-й ударной армий продолжили наступление на Синявинские высоты. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось. В результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда.

В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву.

Фашистские войска были отброшены на десятки километров от города. Петергофско-стрельнинская группировка немецких войск была уничтожена. Под ее грохот Ленинград проснулся утром 14 января. Это были отзвуки артподготовки, которая велась в районе Ораниенбаумского плацдарма. Ее вела артиллерия армии и Балтийского флота. Ведь несколько дней советские войска делали вид, что собираются наступать на правом фланге.

Генерал-лейтенант Иван Федюнинский, командовавший Второй ударной армией, вспоминал, что для введения фашистов в замешательство использовались деревянные макеты, а авиация демонстративно разведывала Копорское направление.

Он немедленно бросил в бой свою 4-ю танковую группу армию генерала Эриха Гёпнера, стремясь проломить советскую оборону. В ходе невероятно кровопролитных и упорных боев 17 сентября части вермахта вышли к Финскому заливу, от Ленинграда в районе Ораниенбаума отрезав 8-ю советскую армию, где она продолжала удерживать небольшой плацдарм.

К 18 сентября немцы заняли Пушкин, Красное Село и Слуцк. Но дальше Лееб не продвинулся: наступление было остановлено во многих местах, в частности, у подножия Пулковских высот, с которых просматривался город. Заслуга в создании столь стойкой обороны принадлежит командующему Балтийским флотом Владимиру Трибуцу, члену военного совета Ленинградского фронта Андрею Жданову, командующему войсками Ленинградского фронта Клименту Ворошилову и сменившему его 14 сентября Георгию Жукову.

Лееб доложил в Ставку, что без подкрепления взять Ленинград он не сможет. Но в ответ получил приказ фюрера немедленно перебросить часть войск к Москве. А без своей главной силы Лееб был вынужден перейти к позиционным боям и к концу сентября 1941 года фронт на подступах к Ленинграду надолго стабилизировался.

Ключ к блокадному кольцу никак не могли подобрать Немецкие солдаты на захваченных позициях под Ленинградом Им стали захваченные немцами Синявинские высоты на востоке области, где войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяло всего 10-12 километров. Обладание этой местностью позволяло врагу мешать поставкам продовольствия и боеприпасов в Ленинград по Ладожскому озеру. Немцы прекрасно понимали стратегическое значение данного плацдарма, поэтому, как только его заняли, принялись укреплять окрестности, в частности, деревню Синявино.

С 10 сентября 1941 года здесь начались жесточайшие бои. В 1941-43 годах советское командование многократно пыталось отбить злополучную гряду. Танки здесь пройти не могли, и основную тяжесть боев вынесла на себе пехота, которая при этом не могла сделать шаг ни влево, ни вправо, чтобы не утонуть в болотах.

Даже после того, как в январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, злополучная возвышенность все еще оставалась в руках у противника.

Алексей Исаев. Операция "Искра". Прорыв блокады Ленинграда

Советские войска прорвали блокаду Ленинграда в результате операции «Искра». Подготовка наступательной операции под кодовым названием "Искра" по прорыву блокады велась задолго до ее начала. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Первый этап операции «Искра»: прорыв блокады Ленинграда войсками Ленинградского и Волховского фронтов в январе 1943 года и цена этой победы. Подготовка к активной фазе операции «Искра» производилась в течение декабря 1942 – начала января 1943 года. 18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет.

Операция «Искра»

Проект 'Прорыв блокады Ленинграда' посвящен событиям операции 'Искра', которая привела к успешному разгрому блокады Ленинграда 18 января 1943 года. Операция "Искра". Кто руководил сражением, зачем в небе кружили аэростаты и сработал ли секретный план генерала Симоняка? С завершением операции «Искра» инициатива ведения боевых действий под Ленинградом окончательно перешла к советским войскам. 18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет. Операция «Искра» стала первым шагом к спасению города на Неве.

Правда о прорыве блокады Ленинграда. Операция «Искра» и как работала «Дорога Победы»

Высокие 10-15 метровые сосны устилали дрогу, мешая передвигаться. У входа в штольню лежал убитый артиллерийский передовой наблюдатель. Потихоньку у нашей штольни начали скапливаться солдаты. Заработал немецкий пулемет. К счастью, среди уцелевших оказался один офицер. Я был убежден, что нам настал конец, тем более, что отсутствовала телефонная и радиосвязь. Мы увидели вдали на льду Невы темные фигуры, которые двигались плотной цепью на расстоянии метра друг от друга. Их было около 100-150 человек. Они тянули за собою по льду пушку.

Было видно, как тяжело им удавалось бежать по недавно выпавшему снегу, толщина которого доходила до 30 сантиметров. Наш пулемет внезапно замолк, установилась зловещая тишина. Вражеские снаряды пролетали высоко над нашей головой, раздавался лишь звук, похожий на завывание ветра. Офицер за это время успел организовать оборону из 24 солдат с тремя станковыми пулеметами. Мы подпустили русских на 100 метров, после чего открыли огонь. Вначале вывели из строя орудийную прислугу, тянувшую пушку. Тут же за трос схватились другие советские солдаты. Они, казалось, вовсе не обращали внимания на гибель своих товарищей.

Переваливаясь в глубоком снегу, они упорно продолжали двигаться вперед. Под конец их число уменьшилось до четырех, затем до трех. Но за ними шла вторая волна, за ней третья.

Их вели 136-я, 123-я стрелковые дивизии, 123-я стрелковая бригада, а также 61-я танковая бригада. На левом фланге 330-й полк и 34-я лыжная бригада продолжали выполнять задачу по овладению Шлиссельбургом. Немецкое командование лихорадочно перебрасывало новые резервы в районы Мги, Келколово, Мустолово, Синявино. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки. Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана.

Указатель на перекрестке дорог. Январь 1943 года. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось. Согласно немецким данным сводным отчетам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек.

За первую половину месяца общие потери армии составили 6 406 человек из них 1543 — убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4 569 — безвозвратно. За мужество и героизм проявленный в январских боях около 19 000 советских воинов были награждены орденами и медалями, 12 присвоено звание Героя Советского Союза. Особенно отличившиеся части были преобразованы в гвардейские: 136-я командующий Н. Симоняк и 327-я командующий Н. Поляков стрелковые дивизии были преобразованы в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии, а 61-я танковая бригада командующий В.

Именно это и спасло солдат его взвода во время двухчасовой артиллерийской подготовки советских войск. Ход артподготовки во время прорыва блокады с участием четырех с половиной тысяч советских орудий описан еще в одной немецкой книге «Трагедия на Неве» бывшим немецким солдатом Хассо Стаховым: «После открытия мощного огня в считанные минуты в щепки разбиваются немецкие блиндажи, засыпаются окопы, сравниваются с землей пулеметные гнезда. Лишь окаменевшая на морозе земля не позволяет окончательно сравнять все укрытия.

Дрожат барабанные перепонки, дыхание резко перехватывает из-за резко возросшего давления воздуха в местах разрывов снарядов. Из кусков земли и снежной пыли вырастает густая завеса. Дороги, ориентиры на местности исчезают из поля зрения. Проводные линии связи разнесены в клочья». Артподготовка перед операцией «Искра» В этом аду, кажется, невозможно уцелеть. Тем не менее это удается, и даже позволяет немцам продолжать сопротивление. Харри Фопель рассказывает о своем чудесном спасении в заблаговременно выкопанной штольне. Вот что он пишет: «У нас была великолепно оборудованная система окопов, с прочными убежищами, укрытыми за скатами возвышенностей.

Как только завершилась канонада, мы услышали крик снаружи «Они наступают! Мы тут же побежали туда, где раньше были окопы. Перед нами открылось жуткое зрелище! Лес был буквально срезан до основания. Высокие 10-15 метровые сосны устилали дрогу, мешая передвигаться. У входа в штольню лежал убитый артиллерийский передовой наблюдатель. Потихоньку у нашей штольни начали скапливаться солдаты. Заработал немецкий пулемет.

К счастью, среди уцелевших оказался один офицер.

По планам Ставки Верховного главнокомандующего, советские войска ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — должны были разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л. Говорову и генералу армии К. Координировали взаимодействие представители Ставки — генерал армии Г. Жуков и маршал К. Наступление поддерживали 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта, корабли, береговая артиллерия и авиация. Группировка врага несколько раз безуспешно пыталась прорваться на юг к своим главным силам.

Разорвать кольцо: как 18 января 1943 года прорвали блокада Ленинграда

Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8—11 километров , политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р21 и несколько мостов через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Всё это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. Поделиться 26 апреля 2024 «Длительная и успешная работа»: как испанка по имени Африка стала советской партизанкой и разведчицей Статьи, Страницы истории 26 апреля 2024 «Русский дом в Калькутте»присоединился к мемориальной акции «Знамя Победы» Новости, Мир 26 апреля 2024 Участники автопробега «Вахта памяти.

Операцию спланировал Георгий Константинович Жуков после успеха первым в ходе войны стал маршалом Советского Союза. По нему в кратчайшие сроки советские инженеры провели временную железнодорожную ветку для снабжения города всем необходимым. В тяжелых зимних условиях под обстрелами и в мороз буквально за 17 суток была проложена полноценная железнодорожная ветка от станции Поляны до Шлиссельбурга. За время эксплуатации дороги свыше 15 тыс.

На Дворцовой площади было воссоздано историческое фото: рядом с аркой Главного штаба установлен танк КВ-1 из музея «Битва за Ленинград» им. Историю боевой машины поведала выставка из фотохроники военных лет и фоторабот по восстановлению КВ-1 до ходового состояния. Акцию организовал военно-исторический центр Северо-Западного федерального округа при поддержке регионального отделения РВИО в Ленинградской области. Корреспондент портала «История.

РФ» встретился с историком и исследователем, автором книги «Операция Искра» Вячеславом Альбертовичем Мосуновым, чтобы подробнее узнать, как развивалась операция «Искра», как была прорвана блокада Ленинграда, о работе «Дороги победы» и о том, как она заменила знаменитую ледовую трассу «Дорога жизни». Пока коридор не был пробит, положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению — Вячеслав, расскажите о роли и значении временной линии Поляны — Шлиссельбург, получившей название «Дорога Победы»? В ходе своих исследований я выяснил, что мы имеем дело с некоторым «перекосом». У нас считается, что Ленинград к лету 1942 г.

Ключевое значение дороги в том, что пока этот коридор не был пробит, и не появилась устойчивая железнодорожная связь Ленинграда с «большой землей», положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению. Всё снабжение города до постройки дороги зависело от капризов Ладожского озера. Интересный факт: зимы 1941-1942 и 1942-1943 годов были гораздо более холодными, чем это бывало обычно на северо-западе, и знаменитая «Дорога жизни» по льду замерзшей Ладоги открывалась раньше. У советского командования были и планы строительства железнодорожной ветки прямо на льду по Шлиссельбургской губе, но их пришлось отменить.

Что касается самого прорыва блокады, который и позволил проложить «Дорогу Победы», я убежден, что он напрямую зависит от общего положения на всём советско-германском фронте. Советское командование получило возможность накопить силы, немцы же, напротив, сокращали свою группировку войск у Ленинграда. Несмотря на прорыв блокады утром 18 января 1943 года, не была освобождена ключевая станция Мга, прямой ветки к городу не было. Поэтому в кратчайшие сроки пришлось строить ветку Поляны — Шлиссельбург.

Всего в Ленинграде за время блокады погибло до 1 млн человек. Горе пришло в каждую семью. На глазах у матерей и отцов умирали их сыновья и дочери, дети оставались без родителей. Спасением для сотен тысяч осажденных стала «Дорога жизни» — проложенная по льду Ладожского озера трасса, по которой с 21 ноября в город доставлялось продовольствие, боеприпасы и на обратном пути эвакуировалось гражданское население, главным образом женщины и дети. По «Дороге жизни» — до марта 1943 г. В то же время из города на Неве было эвакуировано 1376 тыс. Всего за период блокады из города было вывезено 1750 тыс. Для транспортировки нефтепродуктов по дну Ладожского озера был проложен трубопровод. Были предприняты четыре попытки разорвать вражеское кольцо.

Первая — в сентябре 1941 г. И только в январе 1943 г. На узкой полосе южного берега Ладожского озера, шириной 8-11 км, удалось восстановить сухопутную связь со страной. В течение последующих 17 суток по этому коридору была проложена железная и автомобильная дороги. Январь 1943 г. Для деблокирования осажденного города главные удары было решено нанести под Шлиссельбургом — в самой узкой части выступа немецкой обороны, примыкавшего к Ладожскому озеру. В этом месте рубежи передовых частей Ленинградского и Волховского фронтов разделяли каких-то 15 километров оккупированной земли, вдоль и поперек перепаханной немецкими траншеями и противотанковыми рвами. Этот район лучше всего подходил для нанесения двух стремительных встречных ударов — с запада изнутри кольца и с востока. За годы блокады вермахт успел здесь основательно окопаться.

Так называемый шлиссельбургско-синявинский выступ представлял собой мощный укрепрайон, удерживаемый пятью прекрасно вооруженными и укомплектованными дивизиями группы армий «Север». Опасаясь прорыва, противник стянул сюда 700 орудий и минометов, а также до полусотни танков. Оборону в районе держал 26-й армейский корпус генерала Лейзера и части 54-го корпуса. Многочисленные дзоты, опорные пункты и закопанные в грунт трофейные советские танки соединялись широкими валами из бревен и земли. Политые водой, валы схватывались на морозе и становились прочными, как бетон. Пространство между узлами сопротивления было перетянуто колючей проволокой, плотно заминировано и простреливалось перекрестным огнем. Сверху все это хозяйство прикрывали «Юнкерсы» и «Мессершмиты» 1-го воздушного флота люфтваффе. Командующим Ленинградским и Волховским фронтами удалось в сжатые сроки нарастить ударные «кулаки» под Шлиссельбургом за счет резервов и переброски сил с других направлений. Изнутри блокадного кольца на 13-километровом участке прорыва сосредоточили почти две тысячи орудий и минометов, а снаружи, на участке Волховского фронта, плотность артиллерии местами достигала 365 единиц на километр.

С неба операцию поддерживали летчики 13-й Ленинградский фронт и 14-й Волховский фронт воздушных армий. С моря — корабли Балтийского флота.

Всего 14 км отделяли там блокадное кольцо от Большой земли. Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — разгромить группировку фашистских войск.

Исследователь Вячеслав Мосунов говорит: "Прорыв блокады обошелся нам почти в 70 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести бойцов и командиров. Но бойцы Красной армии сделали главное — обеспечили строительство железной дороги, сообщает tsargrad. В этот же день ее начали строить южнее Ладожского озера. Железная дорога Фото: пресс-служба Управления на транспорте МВД по СФО Всего за 19 суток была проложена ветка протяженностью 33 км — Дорога Победы, или Коридор смерти, на некоторых участках рельсы были слишком близки к позициям фашистов, иногда буквально в трех километрах.

Враг без труда совершал артиллерийские обстрелы составов. Советские войска отвоевывали каждый метр Дороги Победы, зато в Ленинграде смогли усилить подачу электричества, в городе появилась вода, увеличили нормы выдачи хлеба. Движение поездов регулировали женщины в сопровождении автоматчиков. Они днем и ночью сидели вдоль коридора с керосиновыми фонарями — зеленым и красным.

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)

В первой половине февраля 1943 года планировалось подготовить и провести операцию по разгрому противника в районе поселка Мга и очистить Кировскую железную дорогу. Итак, 18 января 1943 года, в ходе операции Искра Красная Армия (войска Ленинградского и Волховского фронтов) прорвали кольцо блокады. Прорывную операцию назвали «Искра», памятуя крылатое: «Из искры возгорится пламя».

Спасительная «Искра»: Петербург и Ленобласть отмечают годовщину прорыва блокады

Покупка билета Результатом наступательной операции «Искра» стал прорыв блокады Ленинграда.
12 января 1943 началась операция "Искра". Прорыв блокады Ленинграда. - ПРО-ВОЛХОВ Первоначально операция "Искра" назначалась на 1 января, на 12-е января ее перенесли только потому, что Нева еще не замерзла.
«Январский гром» после «Искры»: как Ленинград освобождали от блокады Результатом наступательной операции «Искра» стал прорыв блокады Ленинграда.

Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г.

Для осуществления плана были выделены две армии: 8-я под командованием генерал-майора Ф. Старикова и 2-я ударная под командованием генерал-лейтенанта Н. Между 8-й армией, находившейся в первом эшелоне и развивавшей её действия 2-й ударной армией размещался 4-й гвардейский стрелковый корпус. Первые два эшелона должны были прорвать рубеж обороны, а задача третьего сводилась к разгрому вражеских резервов уже на завершающем этапе операции. Координировали действия фронтов: Ленинградского — маршал Г. Жуков , Волховского — маршал К. Ворошилов , Членом Военного совета фронта был назначен генерал-лейтенант Л. Мехлис , начальником штаба генерал-лейтенант М.

Шарохин [6]. Немецко-фашистские войска После неудачной попытки взять Ленинград немецко-фашистская армия перешла к обороне и строительству оборонительных сооружений. В 1942 году началась битва за Сталинград. Город, превращённый в руины, после тяжелейших боёв и огромных потерь всё ещё не был сдан противнику. Чтобы захватить город, Верховным командованием вермахта была произведена перегруппировка войск. Осенью 1942 года из группы армий «Север» началась переброска войск на сталинградское направление. В район Сталинграда перевели 8-й авиакорпус.

Из состава 18-й немецкой армии забрали 12-ю танковую, 20-ю моторизованную и несколько пехотных дивизий. Взамен 18-я армия получила 69-ю пехотную, 1-ю, 9-ю и 10-ю авиаполевые дивизии [8]. Советским войскам на Ленинградском фронте должна была противостояла 18-я немецкая армия под командованием генерала кавалерии Георга Линдемана , которая входила в состав группы армий «Север» , под командованием генерал-фельдмаршала Георг фон Кюхлера. Армия располагала четырьмя армейскими корпусами, всего до 26 дивизий. С воздуха войска поддерживал 1-й воздушный флот под командованием генерал-полковника авиации А. Кроме того, на северо-западных подступах к городу напротив 23-й советской армии находилось 4 финские дивизии из состава оперативной группы «Карельский перешеек». На шлиссельбургско-синявинском выступе немецкая армия имели наиболее мощную оборону и наиболее плотную группировку воинских частей.

В их составе было около 60 тыс. В оперативном резерве находились 4 дивизии [8]. Ход операции 12 января 1943 года операция «Искра» началась. В 9:30 утра началась артиллерийская подготовка, по позициям противника ударили из двух тысяч орудий. В 11:50 огонь на артиллерии на Ленинградском фронте достиг наивысшего напряжения и вслед за ним, по невскому льду, четыре группы стрелковых дивизий 67-й армии бросились на штурм вражеских укреплений. Пехоту поддерживали лёгкие танки и бронеавтомобили [2]. Позиции войск на 18 января.

Ленинградский фронт на 22 января. На Волховском фронте артобстрел длился 1 час 45 минут и в 11:15 на участке Липки — Гайтолово перешли в наступление войска первого эшелона 2-й Ударной армий. В 15:35 правофланговые соединения 80-й стрелковой дивизии полковника Н. Симонова и 73-й стрелковой бригады полковника И. Бураковского атаковали вражеские позиции. Полякова , наступавшая на очень сильный узел вражеской обороны — рощу «Круглая», сумела выбить войска противника и завладеть узлом. Продвижение дивизии было осложнено оборонительным сооружением немцев.

Противник соорудил три ряда торфо-дерево-земляных валов, облитых водой. Продвижение оказалось возможным только благодаря поддержке артиллерии, уничтожавшей огневые точки, и авиации, бомбившей позиции врага по наводке пехоты [2]. В районе деревни Липки наступала 128-я стрелковая дивизия генерал-майора Ф. Пархоменко , в первые часы дивизия смогла выбить противника из первой траншеи, но дальше продвинуться не получалось из-за сильного огня немецкой артиллерии.

К исходу дня войска 67-й армии сумели вклиниться в оборону противника на глубину до 3 км. Котик, Н. Кутузов, В. Селезнев, Л. Кабачек, Ю. Гариков, К.

Молтенинов, Ф. Диорама музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», посвященная переломному моменту в истории обороны Ленинграда пятой за 1,5 года попытке прорыва блокады — операции «Искра». Кировск, Кировский р-н, Ленинградская обл. На Волховском фронте продвижение частей 2-й ударной армии было медленным и неравномерным. Одновременно в наступление перешли и правофланговые соединения 8-й армии. Части 327-й стрелковой дивизии после упорного боя овладели сильно укрепленным узлом сопротивления — рощей Круглая. Противник, стремясь не допустить прорыва обороны, принял меры по ее усилению. В район севернее Синявино 13 января были переброшены части 61, 69 и 5-й пехотных дивизий. В районе Московской Дубровки вражеское командование провело несколько контратак с целью пробиться к Неве и отрезать наступающую группировку 67-й армии. В полосе 2-й ударной армии генерал Романовский утром 13 января ввел из второго эшелона в сражение 18-ю и 71-ю стрелковые дивизии и 98-ю танковую бригаду.

Наиболее тяжелые бои развернулись в районе Шлиссельбурга, где наступали части 86-й стрелковой дивизии полковника В. Трубачева и подразделения 34-й отдельной лыжной бригады подполковника Я. Эта бригада сумела занять восточную часть города, выйти к Старо-Ладожскому каналу и отрезать противнику пути отхода из Шлиссельбурга. К исходу дня 14 января войска Волховского и Ленинградского фронтов находились всего в двух километрах друг от друга. Части противника, оборонявшие Липки и Шлиссельбург, оказались, по существу, изолированными от своих сил, находившихся в районах 1-го и 2-го Городков, Синявина и в лесу юго-восточнее от него. По решению командующего 2-й ударной армией генерала Романовского были приняты меры по расширению прорыва в сторону флангов. К его окраине к исходу дня вышла 18-я стрелковая дивизия, поддержанная 16-й танковой бригадой. Противник, пытаясь не допустить соединения частей 67-й и 2-й ударной армий, спешно перебросил с юга 21-ю пехотную дивизию и дивизию СС «Полицай», которые с ходу вступили в бой. Однако остановить советские войска врагу не удалось. В этот же день частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й отдельной лыжной бригады был освобождён Шлиссельбург и очищено от врага всё южное побережье Ладожского озера.

Жуков, — с какой радостью бросились навстречу друг другу бойцы фронтов, прорвавших блокаду. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость! В 3-х т. Встреча войск Ленинградского и Волховского фронтов у Ропши 18 января Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве железной дороги южнее Ладожского озера. Всего за 19 суток от станции Поляна Октябрьской железной дороги до Шлиссельбурга была проложена железнодорожная ветка протяженностью 33 км. В районе города в условиях постоянных налетов авиации противника железнодорожные войска и специальные формирования наркомата путей сообщения развернули сооружение временного железнодорожного моста длиной в 845 м. Уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый поезд. В город усилилась подача электроэнергии, появилась вода, были увеличены нормы выдачи хлеба и других продуктов. Тем временем ударные группировки Волховского и Ленинградского фронтов продолжили наступление.

Левый фланг и центр оперативного построения 2-й ударной армии был повернут на юго-запад — на Синявинские высоты, а части правого фланга совместно с войсками 67-й армии Ленинградского фронта продолжали добивать врага в Рабочих Поселках и на побережье Ладожского озера. Нева и Кировской железной дороги. По предварительным расчетам, операция начнется 26 января. К этому времени предполагаем закончить с противником в районе Синявино и выйти на р. Подробный план действий мною будет Вам доложен по прибытии в Москву. Части Леонидова и Афанасьева после прорыва закрепились на занятых рубежах, производят перегруппировку в южном направлении и с 12 часов 20 января начали наступление на юг. Для проведения операции Леонидову и Афанасьеву нужны боеприпасы. Прошу обязать Яковлева срочно подать фронтам мины и снаряды в количествах по моему указанию» цит. Однако дальнейшее наступление войск 67-й и 2-й ударной армий на юг, в сторону Мги, развития не получило. Противник с 19 по 30 января перебросил в район Синявино части 5 дивизий и большое количество артиллерии, что позволило ему удержать Синявинские высоты.

Войска 67-й армии продолжали удерживать небольшой плацдарм на левом берегу Невы в районе Московской Дубровки. Январь 1943 г. Прорыв блокады Ленинграда явился переломным моментом в битве за город на Неве. С завершением операции «Искра» инициатива ведения боевых действий под Ленинградом окончательно перешла к советским войскам.

Немецкие пленные солдаты и офицеры, захваченные во время операции по прорыву блокады Ленинграда. Район поселка Мга Кировский район Ленинградской области.

Загремели мощнейшие бои. На кону у Красной армии стоял не только крупнейший советский город, но и честь всего фронта. Нельзя было сдаваться и немцам. После сложнейших атак и неимоверных потерь в полночь 18 января радиодиктор объявил, что военная блокада прорвана. Ленинградские улицы и проспекты накрыло всеобщее ликование. Не сдерживая эмоций, ленинградцы неустанно благодарили военных за прорыв блокады.

Конечно, достигнутый результат в общевоенных масштабах выглядел достаточно скромно, ведь ширина образованного коридора составляла от силы 11 км. Основная суть заключалась в символическом значении прорыва. Улучшилось и материально-техническое снабжение города. Оперативно были проложены новая железнодорожная линия, автомагистраль и несколько переправ через Неву. Уже 7 февраля Финляндский вокзал встретил первый поезд с так называемой «Большой Земли». Встреча бойцов двух фронтов.

И хотя днем полного снятия блокады Ленинграда в ходе Ленинградско Новгородской операции официально считается 27 января 1944 года, операция "Искра" позволила частично деблокировать осажденный город и заметно облегчить его положение. До этого с Большой землей город соединяла лишь знаменитая "Дорога жизни", проложенная по льду Ладожского озера. Летом продовольствие возили баржами и доставляли по воздуху. В общей сложности блокада длилась 900 дней и стала самой кровопролитной в истории человечества.

Так называемый шлиссельбургско-синявинский выступ представлял собой мощный укрепрайон, удерживаемый пятью прекрасно вооруженными и укомплектованными дивизиями группы армий «Север». Опасаясь прорыва, противник стянул сюда 700 орудий и минометов, а также до полусотни танков. Оборону в районе держал 26-й армейский корпус генерала Лейзера и части 54-го корпуса. Многочисленные дзоты, опорные пункты и закопанные в грунт трофейные советские танки соединялись широкими валами из бревен и земли. Политые водой, валы схватывались на морозе и становились прочными, как бетон. Пространство между узлами сопротивления было перетянуто колючей проволокой, плотно заминировано и простреливалось перекрестным огнем. Сверху все это хозяйство прикрывали «Юнкерсы» и «Мессершмиты» первого воздушного флота люфтваффе. Командующим Ленинградским и Волховским фронтами удалось в сжатые сроки нарастить ударные кулаки под Шлиссельбургом за счет резервов и переброски сил с других направлений. Изнутри блокадного кольца на 13-километровом участке прорыва сосредоточили почти две тысячи орудий и минометов, а снаружи, на участке Волховского фронта, плотность артиллерии местами достигала 365 единиц на километр. С неба операцию поддерживали летчики 13-й и 14-й воздушных армий. С моря - корабли Балтийского флота. Если бы одна из сторон вышла туда раньше другой, то следовало прорываться дальше, до встречи со своими. Чтобы скрыть от противника подготовку наступления, технику и личный состав перемещали только ночью или в нелетную погоду, все обсуждения и совещания проходили в условиях абсолютной секретности. Историки отмечают, что полной картиной предстоящего удара владели не более полутора десятков человек. Это помогло - немцы чувствовали неладное, но до последнего не знали, когда и куда именно ударят русские. Усиленные для прорыва 2-я ударная армия генерал-лейтенанта Романовского и 67-я армия генерал-майора Духанова были готовы к бою еще 1 января 1943 года, но в планы военных вмешалась погода. Из-за оттепели раскисли торфяные болота, а на Неве, через которую предстояло переправляться, подтаял лед. Операцию пришлось отложить на две недели. Сталин так беспокоился за успех предстоящего наступления, что срочно отозвал с Воронежского фронта и отправил под Ленинград генерала армии Георгия Жукова, поручив ему координировать операцию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий