65-летний Александр Соловьев направил в комиссию письменное заявление, в котором попросил временно исключить его из списка избирателей в знак протеста против выборов президента 2018 года. В соответствии с высказыванием депутата Государственной Думы Владимира Кошелева, избирателя, который трижды подряд не участвовал в выборах разного уровня, следует исключить из списка избирателей. Электронный список избирателей позволит исключить возможность повторного голосования избирателей. Об этом заявили в пресс-службе правительства Москвы. 65-летний Александр Соловьев направил в комиссию письменное заявление, в котором попросил временно исключить его из списка избирателей в знак протеста против выборов президента 2018 года. 24 января ЦИК разъяснила, что гражданам России, находящимся за рубежом, для участия в выборах необходимо предварительно подать заявление об исключении из списка избирателей на участке по месту жительства[315][318].
Заявление об исключении из списка избирателей
Не менее 10–11 млн человек в России лишены пассивного избирательного права, то есть не могут быть избранными на выборах разного уровня. Это более 10% избирателей, пишет «Новая газета» со ссылкой на доклад движения «Голос»*. Примеры исключения избирателей из списка избирателей в период его уточненияВ четвертом ролике серии «Особенности работы УИК со списками избирателей» подробно. Например, на текущей избирательной кампании всего из списка избирателей на основании работы механизма «Мобильный избиратель» из списка избирателей исключены более 3 000 избирателей. списка кандидатов в том числе в части вывода о недействительности и (или) недостоверности подписей избирателей, Закон об основных гарантиях избирательных прав не исключает участия в соответствующих процессуальных отношениях избирателей. Аннулированные заявления не учитываются, а избиратель, участник референдума не подлежит исключению из списка избирателей, участников референдума по месту жительства.
Исключение избирателей из списка
По словам пресс-секретаря избиркома Анны Абсалямовой, эти письма не являются основанием для исключения из списка избирателей, и людям об этом сообщили. фото ЗакС политика Три самовыдвиженца не сдали подписи избирателей и исключены из списка кандидатов. Реестр участников голосования, подлежащих исключению из списка избирателей данного УИК (открепившихся от него) не формируется. Ранее в сети появилась публикация об избирателях в этих двух округах, которых исключат из списков в связи с участием в электронном голосовании либо голосованием на других участках. Системному администратору предстоит обработать содержащуюся в списках избирателей информацию о дополнительном включении избирателей в списки избирателей и об исключении избирателей из списков при их уточнении участковыми избирательными.
Выбор цветовой схемы:
- Как на самом деле
- Что делать, если вы не обнаружили себя в списке избирателей
- Статья 27. Порядок включения граждан в список избирателей и исключения из него \ КонсультантПлюс
- В Госдуме предложили исключать из списка избирателей за пропуск выборов - Радио Sputnik, 18.03.2024
- Что делать, если вы не обнаружили себя в списке избирателей
- 2.3. Порядок уточнения списка избирателей
За серьезные нарушения законодательства о выборах могут посадить в тюрьму на пять лет
- Настройки шрифта:
- Из списков избирателей исключено почти два миллиона человек
- Заявление об исключении из списка избирателей
- Постановление ЦИК России от 17.07.2023 N 123/991-8
- Газета «Суть времени»
- Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном:
За погибших в зоне СВО военных проголосуют на выборах
К моменту предоставления документов выдвигаемый кандидат обязан закрыть иностранные счета и вклады, прекратить хранение денег и ценностей в иностранных зарубежных банках, прекратить использование иностранных финансовых инструментов [74] [75]. ЦИК РФ регистрирует группу избирателей или отказывает в её регистрации не позднее 5 дней после подачи документов [76]. На протяжении 25 дней после публикации решения о назначении выборов с 7 декабря по 1 января происходит выдвижение кандидатов на съездах политических партий, представление в ЦИК решения съезда о выдвижении кандидата и иных документов [77]. К моменту предоставления документов выдвигаемый кандидат обязан закрыть иностранные счета и вклады, прекратить хранение денег и ценностей в иностранных зарубежных банках, прекратить использование иностранных финансовых инструментов [78] [79]. ЦИК РФ регистрирует кандидатов, выдвинутых партией, или отказывает в регистрации в срок не позднее 5 дней после подачи документов [80]. Кандидаты проводят сбор 300 тысяч для самовыдвиженцев или 100 тысяч для кандидатов от непарламентских партий подписей избирателей [81] и подготавливают иные документы. Подписные листы и иные документы подаются в ЦИК не ранее 80 дней и не позднее 45 дней до даты выборов с 27 декабря по 31 января [82]. В срок не более 10 дней после получения всех документов кандидата происходит его регистрация или отказ в регистрации [84]. Процедура выдвижения кандидатов Согласно федеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации» [85] , президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 25 лет.
Существуют также некоторые другие ограничения для избрания например, ограничение срока правления , недееспособность , наличие непогашенных судимостей по тяжким и особо тяжким преступлениям [86] , действие наказания по некоторым административным статьям [86] , нахождение в местах лишения свободы , наличие иностранного гражданства и прочие , которые перечислены в статье 3 вышеупомянутого федерального закона [85]. Существуют два способа принять участие в выборах [85] : в порядке самовыдвижения и в качестве кандидата от зарегистрированной партии. Такому кандидату для регистрации сначала необходимо создать и зарегистрировать в ЦИК группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Как кандидат от зарегистрированной политической партии Партия представлена в Государственной думе Регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, представленной в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации согласно результатам ближайших выборов , может осуществляться на основании решения политической партии о выдвижении кандидата без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов, необходимых для регистрации кандидата. На основании указанного решения без сбора подписей избирателей осуществляется также регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным п. Партия не представлена в Государственной думе Кандидатам от тех партий, которые не представлены в Государственной думе текущего созыва , чтобы быть допущенным к выборам, требуется собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, причём на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не должно превышать 2500 подписей. Кандидаты В ЦИК поступили уведомления о процедурах выдвижения 33 кандидатов [87] , были обнародованы имена только некоторых из них.
На момент окончания приёма документов возможными кандидатами являлись 11 человек в том числе 8 — от политических партий. Ещё 4 претендента получили отказ в регистрации своих избирательных групп, остальные не подали итоговые документы о выдвижении в ЦИК. В итоге статус зарегистрированного кандидата, допущенного до выборов, получили 4 человека [88]. Зарегистрированные кандидаты В данной таблице отображены персоналии, которые зарегистрированы Центральной избирательной комиссией как кандидаты и допущены до выборов [комм. Кандидат, возраст,.
Как сообщает ТАСС, в настоящее время, по данным на 1 января, численность избирателей составляет около 109 млн человек, на консульском учете за границей состоит около 1,9 млн человек. ЦИК ведет работу по уточнению списков избирателей. Элла Памфилова не исключила, что ко дню голосования на выборах президента численность избирателей составит 107 млн человек.
Елена Дёмушкина отказала ему в этом праве. Исключение данных о гражданине из ГАС «Выборы» на основании его заявления законодательством не предусмотрено. А Александр собирается обращаться с жалобой на отказ в использовании своих персональных данных госпожой Дёмушкиной в Верховный суд РФ. Алексей Серебряков.
Чтобы человек, выбравший дистанционное электронное голосование, был вычеркнут из списка избирателей, голосующих традиционным образом, ЦИК должен направить в участковую комиссию по месту его жительства сообщение. Таких уведомлений по Москве было направлено 1 087 633", - сказал Булаев. Он добавил, что некоторые из 30 тыс. Участки в Троицке - это участки, обслуживающие адреса без улиц. Поэтому именно это машина сочла совпадением и направила в эти участковые комиссии, на всякий случай, уведомления на исключения избирателей, которые на этих участковых комиссиях даже не зарегистрированы.
В ГД предложили исключать из списка избирателей за непосещение выборов
В ЦИК ответили на замечания по поводу непрошитых списков избирателей на участках | Исключение избирателя из списка избирателей на избирательном участке по месту жительства и его включение в список избирателей по месту временного пребывания осуществляется на основании Порядка, предусмотренного пунктом 41 настоящей статьи.». |
«Граждане СССР» потребовали исключить их из списка избирателей на выборах | По словам пресс-секретаря избиркома Анны Абсалямовой, эти письма не являются основанием для исключения из списка избирателей, и людям об этом сообщили. |
Рейтинг авторов
- Более 10% избирателей в России лишены права быть избранными на выборах разного уровня
- Как проверить себя в списке избирателей
- Скандальная глава ТИК отказала волгоградцу в исключении из списков избирателей
- Как проверить себя в реестре избирателей
- География полетов по России и миру с расписанием и примерными ценами
- Пенсионеров, не явившихся за досрочным получением пенсии, исключат из списков избирателей
Брянцев, пропускающих выборы, могут исключить из списка избирателей
Постановление ЦИК России от 17.07.2023 N 123/991-8 | Россияне с активным избирательным правом могут сообщить, что их нет в списке, или о неточностях. |
Пленум ВС объясняет, как рассматривать дела о защите избирательных прав - новости Право.ру | Выражая свою свободную волю требую навсегда исключить меня из журналов по результатам голосования всех» ЦИК и ТИК Российской Федерации.». |
Прокурор разъясняет - Прокуратура Липецкой области | Алгоритм исключения сведений об избирателях до дня голосования. Исключение из списка избирателей производится членом УИК путем вычеркивания одной горизонтальной линией данных об избирателе, внесенных в список избирателей (первые четыре графы). |
В Госдуме предложили исключать из списка избирателей за пропуск выборов - Радио Sputnik, 18.03.2024 | И исключили из списка голосующих часть домов. |
Постановление ЦИК России от 17.07.2023 N 123/991-8 | Данный кандидат представил доказательства, что несколько умерших и находящихся в местах лишения свободы лиц, не были исключены из списков избирателей. |
«Граждане СССР» потребовали исключить их из списка избирателей на выборах
В соответствии с высказыванием депутата Государственной Думы Владимира Кошелева, избирателя, который трижды подряд не участвовал в выборах разного уровня, следует исключить из списка избирателей. Россияне с активным избирательным правом могут сообщить, что их нет в списке, или о неточностях. «Заявление гражданина о временном приостановлении и исключении из списка избирателей не является документом об исключении из списка избирателей», – сказано в решении УИК №1991. Аннулированные заявления не учитываются, а избиратель не подлежит исключению из списка избирателей по месту жительства.
Мосгоризбирком объяснил исключение ряда избирателей из списков
Как узнать, куда идти голосовать | Информация в интернете о том, что не все жители поселка Ащебутак Домбаровского района Оренбургской области внесены в список избирателей на выборах президента РФ, является недостоверной. |
Куда написать чтобы меня исключили из списка избирателей? | 9. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. |
Исключение из списка избирателей - гражданское законодательство и судебные прецеденты | Избиратель, подавший заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства. |
Заявление об исключении из списка избирателей
Одна жалоба поступила на неправомерность отказа в регистрации кандидатом. Одно обращение - с просьбой разъяснить порядок назначения членом участковой избирательной комиссии. Жалоба о предоставлении недостоверных данных о доходах. Четыре обращения содержали просьбу исключить заявителей из списка избирателей, так как они считают себя гражданами СССР. Есть объяснение — заявитель просит исключить себя из списка избирателей на предстоящих выборах, так как полагает, что институт выборов в Российской Федерации нелегитимен, а сам заявитель до сих пор являются гражданином СССР. Пять жалоб было на возможную незаконную агитацию.
Понаблюдать за ДЭГ можно будет в Общественном штабе по наблюдению за выборами с 15 по 17 марта. У нас будет доступ ко всей системе видеонаблюдения со всех участков в регионе, а также к системе наблюдения за ДЭГ, когда любой желающий может посмотреть, как у нас проходит электронное голосование. Оно выглядит и звучит сложно, но система простая», - отметил член Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами, эксперт Общественной палаты региона, наблюдатель за ДЭГ Александр Анисимов. Наблюдатели за ДЭГ не увидят персональных данных избирателей, а также за кого они голосовали. Мы не видим персональных данных, мы не видим, кто голосует, но мы видим, что бюллетень был получен человеком, заполнен, отправлен в систему и подсчитан.
При совершении этапов продолжайте визуальный контроль за урнами, чтобы исключить вброс бюллетеней в них после окончания голосования. При погашении неиспользованных бюллетеней они пересчитываются, проверьте правильность этого подсчёта. Составляется акт о числе погашенных бюллетеней, получите его заверенную копию. Члены УИК с ПРГ осуществляют подсчёт по книгам числа избирателей, включенных в список участников голосования на момент окончания голосования, и числа бюллетеней, выданных избирателям. Добейтесь проверки этих цифр по всем книгам! Эти цифры часто искажаются это косвенный признак вбросов. Не поддавайтесь на уговоры комиссии «завершить всё побыстрее». Настаивайте на возможности представителей нашей команды проверить подсчёт по всем книгам.
После завершения подсчёта по книгам списки участников голосования помещаются в сейф. Не допускайте, чтобы комиссия правила данные в книгах после завершения этапа 2. Данные об общем числе избирателей и о количестве выданных бюллетеней заносятся в УФП. Вскрытие урн. Проверьте, что столы, на которых будет вестись подсчёт бюллетеней, не имеют выдвижных ящиков, тумб, других ёмкостей, откуда можно вбросить дополнительные бюллетени на стол. Все пространство вокруг столов должно просматриваться. Перед вскрытием стационарных и переносных урн, сейф-пакетов проверяется и демонстрируется неповреждённость пломб, опечатывающих их. В первую очередь производится подсчет бюллетеней для голосования, находящихся в переносных или стационарных ящиках для голосования, в которые производилось голосование 25-30 июня, в переносных ящиках, в которые производилось голосование 1 июля и в сейф-пакетах, в случае их использования.
Подсчитывается количество бюллетеней в каждом ящике или сейф-пакете. Если количество бюллетеней в ящике превысит число избирателей, проголосовавших в этот ящик, либо число бюллетеней в сейф-пакете превысит число, указанное в акте об их хранении, то все бюллетени из этого ящика или сейф-пакета признаются недействительными и гасятся по акту п. Далее вскрываются стационарные ящики, в которые производилось голосование 1 июля и проводится совместный подсчёт всех бюллетеней. При подсчёте по каждому виду выборов сначала отделяются недействительные бюллетени и бюллетени неуставной формы. Недействительными считаются бюллетени, не содержащие отметок напротив «ДА» и «НЕТ», или содержащие более одной такой отметки. Бюллетени неуставной формы — это бюллетени, не изготовленные официально, бюллетени иного УИК, или бюллетени, не заверенные печатью и подписями членов данного УИК. После этого все действительные бюллетени складываются в одну пачку и один член УИК с ПРГ поочерёдно предъявляет присутствующим бюллетени и оглашает отметки в них. Бюллетени считаются путём перекладывания их по одному.
Одновременный подсчёт бюллетеней из нескольких пачек не допускается п. Членам комиссии, кроме председателя либо заместителя председателя, либо секретаря комиссии , находящимся у столов, где производится подсчёт, запрещено иметь в руках письменные принадлежности. Настаивайте на том, чтобы данный порядок соблюдался и бюллетени оглашались строго поочерёдно, не одновременно.
Адреса и график пунктов можно узнать в информационно-справочном центре ЦИК России. Для этого необходимо будет предоставить паспорт или иной документ, позволяющий голосовать. Также члены УИК могут запросить документы, подтверждающие место проживания или пребывания избирателя, относящееся к избирательному участку.
Исключение из списка избирателей Голосующий исключается из списка избирателей на установленном избирательном участке в нескольких случаях: — если выдано открепительное удостоверение; — в случае смерти или объявления решением суда умершим; — при смене места жительства и в случае выезда за пределы территории избирательного участка; — если избиратель призван на военную службу; — в случае признания судом недееспособным; — при отбывании наказания в местах лишения свободы; — при включению в список избирателей на другом избирательном участке; — в случае исключения избирателя из места временного пребывания на основании сообщения руководителя организации, в которой избиратель пребывал ; — изменение персональных данных. В списке избирателей указывается дата исключения гражданина из списка и причина. Ситуационный центр Общественной палаты начнет свою работу 14 марта Могут ли включить в список избирателей не по месту регистрации Если в дни проведения голосования на выборах президента избиратель не имеет возможности прийти на участок, установленный для него по месту регистрации в паспорте, или проживает не по месту своей регистрации, то он может подать заявление о включении в список избирателей по фактическому месту нахождения. Сделать это можно несколькими способами. С 29 января по 11 марта заявление примут в МФЦ, территориальной избирательной комиссии или на портале «Госуслуги».
Каковы основания исключения граждан из списков избирателей?
Из них исключат тех, кто не ходит на выборы. В Госдуме предложили подкорректировать списки избирателей. Из них можно исключить тех, кто трижды не появился на выборах разных уровней. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на депутата Владимира Кошелева. Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей, участников референдума после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий, производится только на основании официальных. Избиратель, исключенный из списка избирателей по месту своего жительства в связи с подачей заявления за 45-5 дней, в том числе за 10-5 дней в УИК о включении в список избирателей по месту нахождения на ином избирательном участке, явившийся день.
Куда написать чтобы меня исключили из списка избирателей?
Данная информация должна содержать сведения об избирателе фамилия, имя, отчество, год рождения избирателя в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения , адрес его места жительства, а также номер избирательного участка, на котором избиратель включен в список избирателей по месту временного пребывания. Территориальная комиссия, получившая указанную информацию в целях исключения избирателя из списка избирателей по месту жительства, доводит ее: до участковой комиссии по месту жительства избирателя, если место жительства избирателя находится в пределах территории, на которой территориальная комиссия организует и обеспечивает подготовку и проведение выборов; территориальной комиссии по месту жительства избирателя, если место расположения этой территориальной комиссии находится в пределах территории одномандатного избирательного округа. Передача такой информации между территориальными комиссиями осуществляется с использованием специального программного обеспечения ГАС "Выборы". При передаче информации используется уведомление, форма которого приведена в приложении N 10 к Инструкции. Получив сообщение, участковая комиссия исключает избирателя из списка избирателей в соответствии с пунктом 2. Пример отметки приведен в строке 11 приложения N 9 к Инструкции.
Если к моменту поступления данной информации избиратель уже был исключен из списка избирателей по месту его жительства на основании поданного заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения, информация об этом в таком же порядке передается в территориальную или участковую комиссию, в которую подано передано заявление о включении его в список избирателей по месту нахождения. Соответствующая участковая комиссия в таком же порядке исключает избирателя из списка избирателей по месту нахождения. Исключение из списка избирателей производится членом участковой комиссии путем вычеркивания одной горизонтальной линией данных об избирателе, внесенных в список избирателей первые четыре графы. При этом в списке избирателей делается соответствующая отметка с указанием даты ее внесения, фамилии и инициалов члена комиссии, для чего могут использоваться с шестой по восьмую графы списка избирателей. Запись заверяется подписью председателя участковой комиссии с проставлением даты заверения.
Изменение персональных данных избирателя в списке избирателей производится в порядке, установленном пунктами 2. При обнаружении ошибки или неточности в персональных данных избирателя, при изменении персональных данных избиратель исключается из списка избирателей в соответствии с пунктом 2. Пример отметки приведен в строке 12 приложения N 9 к Инструкции. Список избирателей с внесенными в него до дня голосования уточнениями подписывается председателем и секретарем участковой комиссии в день, предшествующий дню голосования, незамедлительно по окончании времени досрочного голосования с указанием числа избирателей, включенных в список избирателей на момент его подписания, даты внесения подписей и заверяется печатью участковой комиссии. В число избирателей, включенных в список избирателей на момент его подписания, включаются все избиратели, включенные в список при его составлении и уточнении дополнительно включенные в список избирателей , и не включаются избиратели, исключенные вычеркнутые из списка избирателей.
Данные указываются на последнем вкладном листе списка избирателей после данных обо всех избирателях. Также на каждой странице списка избирателей указываются суммарные данные по каждой странице о числе избирателей, получивших избирательные бюллетени в помещении для голосования и вне помещения для голосования досрочно, которые устанавливаются по числу отметок "Голосовал в помещении для голосования досрочно" и "Голосовал вне помещения для голосования досрочно". Суммарные данные о числе избирателей, проголосовавших в помещении для голосования и вне помещения для голосования досрочно, установленные по всем страницам списка избирателей, вносятся в последний лист списка избирателей с итоговыми данными. В последний лист списка избирателей с итоговыми данными также вносятся суммарные данные о числе избирателей, проголосовавших досрочно, которые определяются как сумма данных о числе избирателей, проголосовавших в помещении для голосования и вне помещения для голосования досрочно. Данные о числе избирателей, проголосовавших досрочно, вносятся в день, предшествующий дню голосования, незамедлительно по окончании времени досрочного голосования.
Изменения в список избирателей после его подписания и до начала голосования не вносятся. Подписанный список избирателей брошюруется в одну или несколько книг.
Он формируется территориальными избирательными комиссиями для каждого участка голосования в России и за границей. Если избиратель не будет занесен в реестр, то проголосовать на выборах президента в марте 2024 года он не сможет. Как и где проверить себя в списке избирателей, куда обращаться, если не обнаружили себя в списке. Кто включается в список избирателей Члены территориальной избирательной комиссии ТИК составляют списки имеющих право голосовать не позднее чем за 11 дней до дня выборов на основании сведений об избирателях, которые предоставляют в ТИК власти регионов. В списке указываются ФИО, дата рождения и адрес проживания голосующего.
После получения избирателем бюллетеня для голосования в списке также указываются серия и номер паспорта или иного документа, с которым можно прийти на выборы. Согласно ст. Голосовать в России могут дееспособные граждане, достигшие на момент голосования 18 лет. Как проверить себя в списке избирателей Избирательный бюллетень для голосования выдается только тем гражданам, которые были включены в список избирателей. Поэтому внесение в список важно уточнить заранее.
Там говорится, что каждая книга списка избирателей должна быть прошита не позднее дня, предшествующего дню голосования который в этот раз выпадает на 13 сентября. Сейчас же параллельно с досрочным голосованием идут выверка и уточнение списков. А затем уже, перед днём голосования, список разделяется на книги.
Например, фамилия, имя, отчество избирателя, участника референдума, дата его рождения, сведения об адресе внесены в подписной лист карандашом либо напечатаны подпункт "д" пункта 64, пункт 65 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. Исправления в датах внесения подписей избирателей, участников референдума в подписной лист, специально не оговоренные избирателями, участниками референдума, влекут признание недействительными таких подписей избирателей, участников референдума. При этом, если такие исправления очевидны для признания соответствующей подписи избирателя, участника референдума недействительной, не требуется наличия заключения эксперта, привлеченного к проверке в порядке, установленном Законом об основных гарантиях избирательных прав. Подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, признаются недействительными избирательной комиссией, комиссией референдума на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в порядке, установленном Федеральным законом N 67-ФЗ, либо судом с учетом всей совокупности представленных доказательств пункт 3, подпункт "е" пункта 64, пункт 65 статьи 38 данного закона, статья 84 КАС РФ. Подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, предусмотренных пунктом 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, признаются недействительными, если эти исправления подчистки, подписки, зачеркнутые слова, буквы, цифры специально не оговорены вносившими их избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума. Например, имеются неоговоренные исправления в серии или дате выдачи паспорта избирателя, участника референдума в адресе места жительства избирателя, участника референдума подпункт "ж" пункта 64, пункт 65 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. Все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе могут быть признаны недействительными в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности. Например, неверное указание кода органа, выдавшего паспорт лицу, осуществлявшему сбор подписей избирателей, участников референдума при отсутствии сведений о наименовании органа, выдавшего паспорт, неоговоренные исправления в дате рождения и паспортных данных лица, осуществляющего сбор подписей пункты 12, 13 статьи 37, подпункт "з" пункта 64 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения самовыдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации, форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов и выдвижения самовыдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения самовыдвижения кандидатов на выборах в органы публичной власти федеральной территории устанавливаются федеральным законом. Формы подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов, выдвижения самовыдвижения кандидатов в депутаты законодательного органа субъекта Российской Федерации, в поддержку выдвижения самовыдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования, в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения самовыдвижения кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, в поддержку самовыдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, форма подписного листа для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливаются Законом об основных гарантиях избирательных прав приложения 41 - 10 к названному закону. Подписные листы изготавливаются для заполнения только с одной стороны листа и должны содержать пять строк для проставления подписей избирателей, участников референдума. Например, указание сведений о кандидате на двух отдельных листах свидетельствует о несоблюдении формы подписного листа. Несоблюдение требований закона к количеству строк в подписном листе для проставления подписей избирателей нарушает принцип равенства кандидатов и влечет признание подписей в таком подписном листе недействительными пункт 8 статьи 37, подпункт "и" пункта 64 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. Закон об основных гарантиях избирательных прав предусматривает обязанность кандидата, избирательного объединения указать в подписном листе в том числе сведения о судимости кандидата, а также сведения о том, что кандидат является иностранным агентом или лицом, аффилированным с иностранным агентом. С учетом этого, если кандидат является иностранным агентом или кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, сведения об этом должны быть указаны в подписном листе, независимо от того, что подписной лист не имеет самостоятельных строк для внесения данных сведений. Иное означает невнесение сведений о кандидате и является основанием для признания недействительными всех подписей в подписном листе пункт 9 статьи 37, подпункт "и" пункта 64 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав, приложения 41, 5, 6, 71, 8 и 10 к названному закону. На основании форм подписных листов, установленных законом, организующая выборы, референдум комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного органа субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и или номера избирательного округа. Соответствующее образцу, утвержденному организующей выборы, референдум комиссией, указание названных выше сведений, даже если оно является неточным, не может служить основанием для признания недействительными подписей избирателей, участников референдума пункт 81 статьи 37, подпункт "и" пункта 64 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. Несоответствие образцу, утвержденному организующей выборы, референдум комиссией, наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного органа субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и или номера избирательного округа не может являться основанием для признания подписей недействительными, если соблюдены требования закона к названным наименованиям. Пункт 2 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав предусматривает право кандидата указать в заявлении свою принадлежность к политической партии, иному общественному объединению и свой статус в этой политической партии, общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего названные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Реализация данного права влечет обязанность кандидата указать эти же сведения в подписном листе пункт 9 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, примечание к приложению 41 к этому же закону, часть 6 статьи 41 Закона о выборах депутатов Государственной Думы. Отсутствие в подписных листах приведенной выше информации влечет недействительность всех подписей избирателей во всех таких представленных для регистрации подписных листах и является основанием для отказа в регистрации кандидата подпункт "и" пункта 64, подпункт "г" пункта 25 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей не допускается; подписи, собранные с нарушением данных положений, являются недействительными. Должностное лицо местного самоуправления в зависимости от круга его полномочий может выступать и в качестве органа местного самоуправления. Например, для лица, замещающего должность главы муниципального образования, не исключается возможность осуществлять сбор подписей лично в поддержку своего выдвижения кандидатом на выборах в органы местного самоуправления, если это сопряжено с освобождением данного лица от исполнения должностных обязанностей например, при уходе в кратковременный отпуск и не связано с использованием преимуществ его должностного положения. Закон об основных гарантиях избирательных прав, устанавливая использование преимуществ должностного положения как основание признания подписей недействительными, определяет, какие именно действия под этим понимаются пункт "к" пункта 64, пункт 65 статьи 38, пункты 1 и 5 статьи 40. Закон об основных гарантиях избирательных прав устанавливает запрет на участие членов избирательных комиссий с правом решающего голоса наряду с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления организаций независимо от формы собственности, учреждений в сборе подписей. Подписи, собранные с нарушением данных требований, признаются недействительными пункт 6 статьи 37 названного закона. Данный запрет не действует в отношении члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдвинувшего свою кандидатуру на выборах по иному избирательному округу, а также в отношении члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдвинувшего свою кандидатуру на выборах в том же избирательном округе при условии приостановления его полномочий подпункт "ж" пункта 1, пункты 2, 7 статьи 29 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Такой кандидат вправе осуществлять сбор подписей со дня принятия решения о приостановлении или прекращении его полномочий, но не ранее времени принятия такого решения часть 4 статьи 92 КАС РФ. Если судом установлено, что сведения об избирателях, участниках референдума внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, данные подписи могут быть признаны недействительными, в том числе на основании заключения эксперта, привлеченного избирательной комиссией, комиссией референдума к проверке, а также на основании всей совокупности иных доказательств по делу пункт 3, подпункт "л" пункта 64, пункт 65 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, статья 84 КАС РФ. Сбор подписей лицом, не указанным в списке лиц, осуществлявших сбор подписей, влечет признание недействительными подписей избирателей, участников референдума, собранных таким лицом, если составление данного списка предусмотрено законом. Право кандидата на сбор подписей не зависит от его включения в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения подпункт "м" пункта 64, пункт 65 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Судам следует учитывать, что подписи избирателей, участников референдума, внесенные в подписной лист позднее даты заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, и или кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, признаются недействительными и не подлежат проверке по другим основаниям подпункт "н" пункта 64, пункт 65 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, внесена позднее даты внесения заверительной записи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе признаются недействительными подпункт "о" пункта 64, пункт 65 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Наличие специально оговоренных избирателем, участником референдума или лицом, заверяющим подписной лист, исправлений и помарок не влечет признания подписи достоверной и или действительной в случае, если имеются основания для признания всех подписей в подписном листе недействительными подпункты "з", "и", "м" и "о" пункта 64, пункты 65, 66 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Отсутствие у кандидата пассивного избирательного права 86. Ограничение конституционного права быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления далее - ограничение пассивного избирательного права ведет к исключению определенных категорий граждан из числа лиц, имеющих право претендовать на занятие выборной публичной должности, и устанавливается статьей 4 Федерального закона N 67-ФЗ, которая относит к ним в том числе граждан Российской Федерации, имеющих гражданство подданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане могут быть избраны в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Судам следует учитывать, что факт прекращения гражданства иностранного государства подтверждается соответствующим документом, выданным уполномоченным органом этого государства в установленном порядке, и направлением уведомления о прекращении гражданства в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном законом. Отсутствие письменного уведомления о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве, направленного в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства или месту пребывания данного гражданина в пределах территории Российской Федерации, а при их отсутствии - по месту фактического нахождения, с приложением в том числе копии документа о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве является основанием для отказа в регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации, аннулирования регистрации. Отсутствие такого документа, равно как и инициирование лицом процедуры выхода из гражданства иностранного государства, не свидетельствует о выходе из гражданства отсутствии гражданства и наличии у гражданина пассивного избирательного права, за исключением случаев, установленных законодательством. Наличие у осужденного кандидата пассивного избирательного права ставится в зависимость от характера и степени общественной опасности совершенных им деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации далее - УК РФ , наличия на день голосования на выборах неснятой и непогашенной судимости за указанные преступления либо истечения установленного законом срока со дня снятия и погашения судимости подпункты "а", "а1", "а2", "б" и "б1" пункта 32 статьи 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Погашение или снятие судимости не отменяет факт осуждения лица за совершение преступного деяния, который является основанием для ограничения пассивного избирательного права и не рассматривается как уголовно-правовое последствие этого деяния. В связи с этим установление судом при рассмотрении дела о защите избирательных прав названного выше обстоятельства является основанием для признания правомерным отказа в регистрации либо отмены судом решения о регистрации и отмены регистрации кандидата, отмены решения избирательной комиссии о признании его избранным на соответствующих выборах подпункт "а" пункта 24 статьи 38, подпункт "а" пункта 7 статьи 76, подпункт "а1" пункта 2 статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Осуждение лица судом иностранного государства за совершение деяния, признаваемого в соответствии с УК РФ преступлением и относящегося к преступлениям, указанным в Законе об основных гарантиях избирательных прав, также влечет ограничение пассивного избирательного права до истечения установленных законом сроков подпункты "а", "а1", "а2", "б" и "б1" пункта З2 статьи 4 названного закона. Осуждение лица за совершение преступления, предусмотренного законом, и освобождение его от назначенного наказания, ввиду чего лицо считается несудимым, также влекут ограничение пассивного избирательного права часть 2 статьи 86 УК РФ, подпункты "а", "а1", "а2", "б" и "б1" пункта З2 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ. Освобождение от наказания в данном случае является основанием для исчисления срока ограничения пассивного избирательного права со дня вступления приговора суда в законную силу, а не со дня погашения или снятия судимости, как это установлено для иных лиц, которые не были освобождены от наказания. Следует учитывать, что закон закрепляет гарантии защиты пассивного избирательного права граждан, связанные с истечением срока правовых ограничений этого права в период избирательной кампании и действием уголовного закона пункты 33 - 35 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе быть выдвинутым кандидатом на этих выборах. В случае, если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничения пассивного избирательного права прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона. Причастность к деятельности экстремистской или террористической организации объединения далее также - запрещенная деятельность является препятствием для занятия публичных выборных должностей, влечет ограничение пассивного избирательного права и предполагает установление в судебном порядке фактов, объективно и непосредственно свидетельствующих о деяниях этого гражданина в связи именно с такими целями и или формами деятельности организации объединения , которые определяют его экстремистский или террористический характер. Критерии, свидетельствующие о причастности к данной деятельности, определены Законом об основных гарантиях избирательных прав пункт 36 статьи 4 названного закона. Например, такими критериями могут быть выражение поддержки такой деятельности высказываниями, включая высказывания в сети "Интернет", либо иными действиями предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи, участие в отдельных мероприятиях организации объединения. Обстоятельства, свидетельствующие о совершении таких деяний, могут подтверждаться в том числе скриншотом фрагмента страницы в социальной сети, на которой размещены высказывания, и или записью публичного выступления лица в поддержку деятельности организации объединения , судебными актами, устанавливающими факты совершения лицом действий, связанных с его участием в запрещенной деятельности объединения в частности, участие в публичном мероприятии, организованном объединением. Данные деяния влекут правовые последствия, если они имели место в срок, начинающийся за установленный законом период до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности террористической или экстремистской организации объединения , а также после дня вступления в законную силу указанного решения суда. При этом правовая квалификация указанных выше действий в качестве свидетельствующих о причастности к деятельности экстремистской или террористической организации объединения осуществляется судом в соответствии с критериями, установленными федеральным законом, на основе представленных доказательств, в том числе в рамках административного дела о защите избирательных прав, связанных с отменой регистрации, отменой решения о регистрации, отказом в регистрации кандидата, отменой решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов. Сроки ограничения пассивного избирательного права в связи с указанными обстоятельствами устанавливаются федеральным законом и зависят от статуса гражданина в такой организации пункт 36 статьи 4, подпункт "а" пункта 24 статьи 38, подпункт "а" пункта 7 статьи 76, подпункт "а1" пункта 2 статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав. При выявлении судом обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у кандидата пассивного избирательного права, суд, независимо от оснований административного иска, принимает решение об отмене решения избирательной комиссии о регистрации такого кандидата, отмене его регистрации и об отмене решения о результатах выборов часть 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации, пункт 5 статьи 4, подпункт "а" пункта 24 статьи 38, подпункты "а", "з" пункта 7, пункт 9 статьи 76, подпункт "а1" пункта 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ, часть 3 статьи 62 КАС РФ. Несоблюдение ограничений, установленных федеральным законом 93. Если иное не предусмотрено законом, установление судом факта открытия или наличия у кандидата на дату представления документов, необходимых для его регистрации, счетов вкладов , хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и или пользования иностранными финансовыми инструментами свидетельствует о неисполнении им предусмотренных законом обязанностей и является основанием для отказа в его регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации. В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета вклады , хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и или пользоваться иностранными финансовыми инструментами" под иностранными финансовыми инструментами в том числе понимаются ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и или иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг международные идентификационные коды ценных бумаг ISIN ", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В случае, если ценные бумаги, которыми владеет кандидат независимо от их количества , имеют международный идентификационный код ценной бумаги ISIN , а компании эмитенты таких бумаг не являются российскими юридическими лицами, регистрация названного кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутый политической партией, может быть отменена судом, за исключением случаев, установленных законом пункты 3, 31, 33 статьи 33, подпункт "а2" пункта 24 статьи 38, пункт 5 статьи 81 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Несоблюдение требований к выдвижению кандидата 94. Следует иметь в виду, что политическая партия не вправе выдвигать кандидатов в том числе в составе списка кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти, в органы местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий, за исключением случаев прекращения членства такого кандидата в этих партиях. Несоблюдение указанных требований является основанием для отказа в регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации кандидата подпункт "и" пункта 2 статьи 21, статья 25, пункт 31 статьи 36 Закона о политических партиях, пункт 2 статьи 35, подпункт "б" пункта 24, подпункт "а" пункта 25 статьи 38, подпункт "а" пункта 7, подпункт "а" пункта 8 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Не является нарушением порядка выдвижения кандидатов принятие политической партией решения о выдвижении кандидатов по одномандатным многомандатным избирательным округам списком путем тайного голосования как за список кандидатов в целом, так и за каждого включаемого в него кандидата, при том что в таком решении однозначно выражено волеизъявление политической партии о том, по какому избирательному округу выдвигается каждый кандидат. Требования к документам, необходимым для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата 95. Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, документов, требование об обязательном представлении которых предусмотрено Федеральным законом N 67-ФЗ, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации для уведомления о выдвижении и или регистрации кандидата, списка кандидатов за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов , является основанием для отказа в такой регистрации, отмены решения о регистрации пункты 2, 22, 3, 31 статьи 33, пункты 14, 141, 145 статьи 35, подпункт "в" пункта 24, подпункт "б" пункта 25 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Требования о представлении документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, могут содержаться в законе субъекта Российской Федерации. Например, таким законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет пункт 9 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ. С учетом этого при наличии в законодательном акте субъекта Российской Федерации указанного требования представление первого финансового отчета является необходимым для регистрации кандидата, списка кандидатов. Отсутствие указанного документа либо его несоответствие установленным законом требованиям является основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов и или для отмены решения о регистрации кандидата, списка кандидатов подпункты "в", "в1" пункта 24, подпункты "б", "б1" пункта 25 статьи 38, пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав.