КАМЕРНЫЙ, камерная, камерное. прил. к камера в 1 ·знач. Камерный сторож. это тип хорового ансамбля, в котором участвует небольшое количество певцов. В отличие от больших хоровых коллективов, камерный хор стремится к максимальной интимности и близости между исполнителями и слушателями. Камерный хор МГК — Камерный хор Московской консерватории был создан профессором Борисом Тевлиным в 1994 году. Выступление Камерного хора и солистов русского культурного Центра Челябинска стало для Свято-Сергиевского прихода большим событием.
Хор в музыке: какие виды бывают, дирижирование
О нас | Московский Государственный Академический Камерный Хор | Главная» Новости» Что такое камерный концерт. |
Камерная музыка (хор) | Уникальные особенности камерного хора Камерный хор — это специальный вид хорового ансамбля, отличающийся от других типов хоровых коллективов своими уникальными особенностями. |
Камерная музыка - определение, особенности развития, где появилась | Камерный хор – это одна из форм исполнительского искусства, в которой концертный исполнительный ансамбль объединяет нескольких вокалистов с определенным. |
Главная — Филармония Кузбасса | Барскова Алла и монтаж - Виноградова Е.Л. |
Главная — Филармония Кузбасса | Термином «хоровая партия» называют группы участников хора, которые обладают голосами, схожими по тембру и диапазону. |
Встреча с камерным хором
Светланова дирижер М. Горенштейн , Московским государственным академическим симфоническим оркестром дирижер П. Коган , Камерным ансамблем «Солисты Москвы» дирижер Ю. Башмет , Камерным оркестром «Виртуозы Москвы» дирижер В. Благодаря гастролям хора зарубежные слушатели имеют возможность слушать редко исполняемые сочинения русских композиторов: хор участвовал в фестивале С. Танеева в Англии, в Италии, был первым хоровым коллективом, посетившим Сингапур. В рамках Русской недели на Олимпиаде в Ванкувере хор выступил с программой русской музыки в соборе Святого Андрея, а на церемонии закрытия Олимпиады впервые с огромным успехом был исполнен Гимн Российской Федерации a capella. В течение 10 лет хор принимал участие в оперных постановках на фестивале в Брегенце Австрия : «Бал-Маскарад» и «Трубадур» Дж. Верди, «Богема» Дж.
В камерных хорах аранжировки используются для придания особой мелодичности, гармонического обогащения или создания нового музыкального образа. Использование инструментального сопровождения и аранжировок в исполнении камерного хора позволяет расширить его музыкальные возможности и создать уникальную звуковую палитру. Они помогают создать более насыщенное звучание, добавить разнообразные тембры и выразительность в исполнении. При этом важно учесть баланс звучания инструментов и голосов, чтобы каждая часть композиции слышалась четко и гармонично сочеталась с остальными. Использование инструментального сопровождения и аранжировок в камерном хоре является неотъемлемой частью его творчества. Композиторы и аранжировщики вносят свой вклад в формирование уникальной камерной хоровой музыки, делая каждое исполнение особенным и неповторимым. Камерный хор: место в современной музыкальной практике Камерный хор является неотъемлемой частью современной музыкальной практики. Отличительной особенностью камерного хора является его небольшой состав, часто состоящий из 16-24 певцов, что позволяет создать интимную и утонченную атмосферу в исполнении музыкальных произведений. Одним из основных достоинств камерного хора является более гибкое исполнение: такой состав позволяет певцам тонко согласовывать свои голоса и создавать сложные гармонические связи. Камерные хоры часто известны своей способностью передать эмоции и выразительность в исполнении артистических произведений. Камерные хоры активно выполняют различные жанры музыки: вокальные ансамбли, оперных хоры, хоровые симфонии и кантаты, а также акапелла произведения. Благодаря своей универсальности, камерные хоры способны исполнять музыку разных эпох и жанров, от раннего Возрождения и барокко до современных композиций. Еще одной особенностью камерного хора является возможность исполнения в малых архитектурных формах, таких как камерные залы, церкви и дома культуры. Это позволяет более непосредственно взаимодействовать с аудиторией, а также раскрыть красоту и качество звучания исполнения. Современные камерные хоры активно участвуют в международных конкурсах и фестивалях, представляя свои уникальные интерпретации музыкальных произведений. Они являются двигателем развития камерного вокального искусства, постоянно совершенствуя свой технический уровень и расширяя репертуар.
Римского-Корсакова, «Приключения лисички-плутовки» Л. Яначека, «Вестсайдская история» Л. Бернстайна, «Маскарад» К. Нильсена, «Королевский дворец» К. Вайля; исполнял на сцене Цюрихской оперы «Хованщину» М. Мусоргского и «Демона» Н. С большим триумфом прошел монографический концерт Г. Свиридова в концертном зале Мариинского театра 13 февраля 2011 г. Прозвучал редко исполняемый концерт «Памяти А.
Этот стиль позволяет хору более ясно передать эмоции и оттенки звучания. Музыкальный материал: Камерный хор обычно работает с более сложным, разнообразным и технически сложным музыкальным материалом, чем другие виды хора. Каждый певец должен быть очень опытным, чтобы справиться с задачами, которые налагаются на него в ходе исполнения. Аудитория: Камерный хор обычно выступает на более ограниченных мероприятиях, таких как камерные концерты, академические мероприятия и частные вечера. Это позволяет хору иметь более пристальное внимание своей аудитории. В целом, камерный хор — это хор с изысканным стилем исполнения и особой приоритетностью напротив сложных и технически продвинутых музыкальных произведений. Как камерный хор отличается от большого хора по звучанию и задачам? Хор — это музыкальный коллектив, исполняющий вокальную музыку. Однако камерный и большой хоры отличаются друг от друга по звучанию и исполнительским задачам. Камерный хор — это музыкальный коллектив из небольшого числа от 4 до 16 певцов.
Значение «камерный хор»
Остались прекрасные старинные камерные залы, где даются публичные концерты и музыкальные спектакли. Остались старинные сочинения, специально написанные когда-то для камерных составов — дуэтов, трио, квартетов и прочих камерных ансамблей, для небольших камерных оркестров, камерных хоров. Осталось старинное название камерная музыка. Которое и к новой музыке отношение имеет.
К камерной музыке относятся романсы, трио , квартеты и т.
Камерная вокальная литература. Исполняющий камерную музыку. Предназначенный для небольшого круга слушателей, отличающийся интимными, домашними качествами. Ему выступать перед публикой нельзя - голосок у него камерный.
А когда наш коллектив, единственный из хоров России, представлял отечественное исполнительское искусство на VI Всемирном симпозиуме хоровой музыки в Миннеаполисе США , вновь вспоминается всех поразившая «Казнь Пугачёва». Понятно, что в этой партитуре велика роль слова, но даже не зная русского языка, благодаря постановке и актерской игре хористов западные слушатели понимали, о чем идет речь, что это за драма. Магический микст музыки совместно с визуальным представлением производит на людей очень сильное впечатление. Уже после того, как в 2012 году мне было доверено возглавить коллектив после безвременного ухода Бориса Григорьевича, мы должны были двигаться дальше, и помимо многочисленных постановок народных песен, а также хитового Libertango Пьяццоллы, мы решили вновь проиллюстрировать принципы хорового театра, выбрав произведение «Кунгула» австралийского композитора Стивена Лика в сценическом прочтении Натальи Набатовой. Камерный хор для нескольких десятков музыкантов стал профессиональной Школой и основой, позволившей занять лидирующие позиции в нашей отрасли.
В 2005 году, к 10-летию Камерного хора мы сделали двуязычный буклет, где подробнейшим образом зафиксировали все достижения первого десятилетия. Сейчас, вновь листая этот буклет по прошествии еще пятнадцати лет, понимаешь, насколько многослойным и удивительным по насыщенности было и есть время, которое студенты проводят в Камерном хоре. Об этом свидетельствуют и комментарии выпускников о том, чем для них является Камерный хор. Процитирую дорогих коллег и свои слова, которые и спустя полтора десятилетия сказал бы вновь. Чистый звук Артистов Камерного хора я бы назвал гладиаторами хорового искусства. Потому что постоянно требуется самопожертвование и отказ от свободной, вольготной жизни: назначаются дополнительные репетиции, приходится гастролировать, много выступать. Что говорить, на протяжении последних 10 лет количество выступлений в сезон — больше 50-ти, что невероятно для студенческого хора. Цифра сравнима с деятельностью профессиональных коллективов. Но вопрос не только в цифрах, а с каким качеством и отношением мы подходим к каждому выступлению, вспоминая девиз Тевлина: «Каждый последующий концерт должен быть лучше предыдущего!
В последние годы нам удалось издать целый ряд дисков в live-формате. И в беседах со звукорежиссерами приятно слышать их удивление от того, как можно в обычном концерте с такой «перфектностью» исполнять партитуры, чтобы это было эквивалентно студийной записи. Всегда настраиваю певцов: «Нет права на технический брак, должно быть безукоризненное отношение к нотному тексту». Что такое грамотная, достойная, качественная интерпретация? Это трепетное, точное отношение к авторскому тексту. Ты в первую очередь должен передать то, что хотел сказать композитор, быть «зеркалом партитуры». У нас всегда на первом плане воля автора. Поэтому многие композиторы посвящают нам свои сочинения, и у них есть определенное предслышание того, как это будет звучать, в том числе и тембрально, в нашем исполнении. Внимая Щедрину Дружба с выдающимся композитором современности Родионом Константиновичем Щедриным передалась «по наследству» от Бориса Григорьевича Тевлина.
Считаю Щедрина «небесным покровителем» на земле, не только своим, но и Камерного хора. Родион Щедрин, Александр Соловьёв и Борис Тевлин Потому что все 25 лет его имя не только озаряет нашу деятельность, но он принимает активное и отеческое участие в жизни Камерного хора. У нас есть редкий по доверительности человеческий контакт, когда можно обратиться не только с творческими вопросами, но и попросить жизненного совета. Этот «пандемический» год оказался чрезвычайно плодотворным в нашем творческом союзе с Родионом Константиновичем. Я предложил ему составить сборник его хоровых сочинений, написанных после 2000 года. Нашлось удачное название: «Век двадцать первый» — хор на одноименное стихотворение Вознесенского открывает «Диптих» Щедрина. Он горячо поддержал идею, тем более что в тот момент как раз создал новый опус «Вечер замедленный» на стихи Эдуарда Лимонова и дописывал цикл «Русских народных пословиц», которые, с гордостью могу сказать, посвящены мне и Камерному хору. Идея о подготовке сборника так увлекла, что Родион Константинович, воодушевившись, специально дописал «Триптих» на стихи Велимира Хлебникова, а также цикл «Два последних хора» и буквально на днях — «Бурлеску». Символичен выбор авторов литературного первоисточника — «Графоманам Москвы…» вновь на стихи Андрея Вознесенского, с которым он очень дружил; «Хочу быть понят» — на слова Маяковского, своего рода манифест, устремленный в будущее.
Причем это не точка, а многоточие, где содержится много загадок, которые предстоит разгадывать не только нам, исполнителям, имеющим счастливую возможность общаться с классиком, но и новым поколениям хормейстеров — тем, кто будет обращаться спустя десятилетия к музыке Щедрина и, уверен, будет находить всякий раз что-то новое и живительное для нашего хорового искусства. Вместе весело шагать Камерный хор стал центром, вокруг которого объединяются различные творческие силы. Так, в этом году композитор Александр Чайковский доверил нам подготовку своей хоровой оперы «Сказ о Борисе и Глебе». Для премьеры мы собрали сводный хор в 200 человек, пригласив шесть профессиональных коллективов из разных регионов России — Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Нижнего Новгорода — и Абхазии. Интересным опытом стало привлечение хора народного отделения РАМ имени Гнесиных. Это сочетание разнотембровых и разножанровых коллективов под эгидой Камерного хора — одна из отличительных черт моей деятельности на посту худрука Камерного хора.
Баха, «Кармина Бурана» К. Барбьери, «Семь стихотворений Анны Ахматовой» Д.
Шостаковича Такое жанровое разнообразие позволяет камерному хору проявить свои таланты в различных стилях и направлениях музыки, а также расширять свою аудиторию и привлекать новых слушателей. Камерный хор открывает широкие возможности для исполнителей и востребован в различных сферах музыкальной деятельности. Камерный хор: инструментальное сопровождение и аранжировки Камерный хор — это вид хора, исполняющего музыку в небольшом составе, обычно от 8 до 40 человек. Одной из особенностей камерных хоров является возможность использования инструментального сопровождения и аранжировок в исполнении. Инструментальное сопровождение может быть различным и включать в себя разнообразные инструменты, такие как фортепиано, орган, струнные, духовые и ударные инструменты. Оно может дополнять звучание хора, создавать более глубокую и насыщенную атмосферу исполнения. Аранжировки представляют собой способ изменения музыкальной композиции, чтобы она звучала в новом исполнении или на других инструментах. В камерных хорах аранжировки используются для придания особой мелодичности, гармонического обогащения или создания нового музыкального образа.
Использование инструментального сопровождения и аранжировок в исполнении камерного хора позволяет расширить его музыкальные возможности и создать уникальную звуковую палитру. Они помогают создать более насыщенное звучание, добавить разнообразные тембры и выразительность в исполнении. При этом важно учесть баланс звучания инструментов и голосов, чтобы каждая часть композиции слышалась четко и гармонично сочеталась с остальными. Использование инструментального сопровождения и аранжировок в камерном хоре является неотъемлемой частью его творчества. Композиторы и аранжировщики вносят свой вклад в формирование уникальной камерной хоровой музыки, делая каждое исполнение особенным и неповторимым. Камерный хор: место в современной музыкальной практике Камерный хор является неотъемлемой частью современной музыкальной практики.
Камерный хор: что это значит
Часто камерные хоры исполняют произведения классической музыки, преимущественно а капелла т. Они могут работать в разных жанрах, таких как вокальная полифония, мадригалы, мотеты и другие. История камерного хора История камерного хора восходит к эпохе Возрождения, где главным коммерческим центром музыкальных ансамблей была Италия. Сегодня камерный хор является популярной формой хорового исполнения во многих странах мира. Особенности исполнения Основой камерного хора является гармоничное сочетание голосов исполнителей. Благодаря небольшому количеству участников, каждый голос имеет важное значение в создании общей музыкальной картины. Исполнители в камерном хоре стремятся к высокому техническому мастерству, добиваясь чистоты интонаций, связности и согласованности в звучании.
Благодаря своей универсальности, камерные хоры способны исполнять музыку разных эпох и жанров, от раннего Возрождения и барокко до современных композиций. Еще одной особенностью камерного хора является возможность исполнения в малых архитектурных формах, таких как камерные залы, церкви и дома культуры. Это позволяет более непосредственно взаимодействовать с аудиторией, а также раскрыть красоту и качество звучания исполнения. Современные камерные хоры активно участвуют в международных конкурсах и фестивалях, представляя свои уникальные интерпретации музыкальных произведений. Они являются двигателем развития камерного вокального искусства, постоянно совершенствуя свой технический уровень и расширяя репертуар. Таким образом, камерный хор занимает важное место в современной музыкальной практике, представляя уникальное исполнение и передавая глубину и выразительность музыки. Благодаря своей универсальности и гибкости, камерные хоры продолжают радовать публику своими музыкальными проникновенными выступлениями. Камерный хор: известные исполнители и ансамбли В течение долгой истории существования камерного хора были созданы и произошли известные исполнители, которые прославились своим искусством и внесли значительный вклад в развитие этого жанра.
Некоторые из них стали настоящими легендами и могут похвастаться многовековой традицией исполнительского искусства: Университетский хор Кембриджа — один из самых известных камерных хоров в мире. Основанный в 1839 году, этот хор исполняет множество жанров, включая классическую музыку, джаз, народную музыку и современные композиции. Кингс-Колледжский хор — один из самых старых и престижных хоров Великобритании, основанный в 1441 году. Он специализируется на исполнении английской религиозной музыки и является блестящим представителем английской хоровой традиции. Таллинский камерный хор — один из лучших камерных хоров Эстонии. Он был основан в 1981 году и с тех пор завоевал широкое уважение и признание в мире музыки благодаря своему чистому и сбалансированному звуку. Это только несколько примеров камерных хоров и ансамблей, которые помогли утвердить этот жанр и привнести в него новые творческие решения. Благодаря их непревзойденному мастерству и репертуару камерный хор продолжает развиваться и радовать слушателей своими уникальными исполнениями.
Безусловно, все от детей. Какие они, какими мы их сделаем, такая страна и будет. Еще о духовной музыке. Вы поете духовную музыку и далеко не всегда в храмах — то есть, мы привыкли что это сопровождение церковных служб, а вы ее приносите и в светские учреждения. Как это воспринимают люди? Ведь многие не понимают и не разбирают смысла этих слов. А в знаете, все зависит от того, как преподносить. Меня когда-то самого это очень поразило: поют академические хоры, со званиями, заслуженные, и поют духовную музыку в концертных залах.
Слушаешь, но вот не трогает по-настоящему. И вдруг я слышу хор Троице-Сергиевой лавры. Мужской хор. И они поют просто, тоже очень грамотно — но есть там такой момент, который называется «духовность». Вот словами не передать, понимаете. Потому что в церковной музыке главное — слово. А распевы — это другое дело. Знаете знаменные, старинные распевы?
Там слово растягивается на многие звуки и даже не всегда улавливается. Там сама музыка, сам строй имеет значение. Но в большинстве духовных произведений, которые мы поем, именно слово играет роль, надо уметь слово почувствовать. Как Господь говорил: через слово идет воздействие на человека. А это могут делать те, кто воцерковлен, или по крайней мере, душой чувствует. Получается, что у вас в хоре люди советского периода, которые выросли на расколе, на развале. Когда они поют эту музыку, они же через это тоже приближаются к духовному?
Кроме того, камерный хор имеет более близкий контакт с аудиторией. Исполнители могут находиться в непосредственной близости от слушателей, что создает более интимную атмосферу во время выступления и позволяет передать эмоции и вовлечь аудиторию в произведение. История камерного хора История камерного хора уходит своими корнями в средние века, когда множество европейских церквей начали использовать этот вид исполнения для сопровождения религиозных церемоний. В то время камерные хоры состояли из преимущественно мужских певцов и исполняли жанры, связанные с церковной музыкой. В Ренессансе камерные хоры стали приобретать все большую популярность, особенно в Италии и Германии. В течение этого периода камерные хоры начали активно развиваться и принимали участие в исполнении ансамблей, представленных как вокальными, так и инструментальными партиями. Именно тогда хористы стали выполнять не только музыку ораторий и кантат, но и активно участвовать в исполнении опер, как солисты, так и в ансамблевых номерах. На протяжении XIX и XX веков камерные хоры были очень популярны в музыкальных академиях и консерваториях, где их использовали для обучения искусству хорового исполнения. В настоящее время камерные хоры продолжают радовать своими выступлениями в различных странах мира, а их репертуар постоянно расширяется и включает в себя как классическую музыку, так и современные композиции. Размер и состав камерного хора Состав камерного хора может быть различным, но обычно он включает в себя сопрано, альт, тенор и бас. Отмечается, что в камерных хорах исполнители часто поют без микрофонов, так как их голоса должны быть достаточно сильными и в то же время гибкими для создания богатого и насыщенного звукового образа. Репертуар камерного хора Камерный хор имеет широкий репертуар, который включает в себя различные жанры и эпохи.
Камерный хор — организация, структура, принципы работы
Камерный ансамбль — (музыкальный) группа исполнителей, выступающих совместно с исполнением произведений камерной музыки (См. Камерная музыка); см. Ансамбль. Камерный хор для нескольких десятков музыкантов стал профессиональной Школой и основой, позволившей занять лидирующие позиции в нашей отрасли. Что значит камерный концерт: особенности исполнения и репертуар. Камерный концерт — это форма музыкального исполнительства, в которой небольшое число музыкантов выступает перед небольшой аудиторией. государственный академический, основан в 1972, с 1977 современное название. Барскова Алла и монтаж - Виноградова Е.Л.
Встреча с камерным хором
Большие оркестры ярче звучали и смотрелись более эффектно. Конечно же, слушатель тянулся к более величественному исполнению и интересному разнообразию в выборе инструментов. Определение, что такое камерный оркестр и камерная музыка, стали забывать, внося новые краски в композицию. Были придуманы более новые на то время связки инструментов, и популярность симфонического исполнения возрастала. Вместе с тем падал спрос на камерную музыку. Камерный оркестр сегодня На сегодняшний день, даже после упразднения многих камерных коллективов, практически у каждого государства имеется свой камерный оркестр. В России такой коллектив называется "Виртуозы Москвы", он часто проявляет себя при государственных празднованиях и при выездах за границу. Камерная музыка оставила огромный след в творчестве многих современных композиторов и исполнителей. Отличным примером показывает себя рок-группа из Финляндии Apocalyptica. Эти музыканты играют по сути камерную музыку, соблюдая все традиции камерного оркестра: коллектив из 4 человек, трое из которых играют только на струнных. Огромную популярность приобрели из-за переигрывания известных композиций самых ярких метал-команд, в число которых входят Metallica, Rammstein, Slipknot и другие.
Заключение Сегодня вы узнали кое-что новое из старого.
Екатерина Тишина ответила Владимиру Владимир , а Вы полагаете, что большой хор — это когда качество заменяется количеством? Нет, это не так. И для исполнения, скажем, Всенощного бдения Рахманинова не достаточно даже 12-ти сверхвысококлассных суперпрофессиональных певцов.
Камерный хор — это стиль исполнения хоровой музыки, при котором выступает небольшой коллектив певцов обычно от 8 до 24 человек. Главной особенностью камерного хора является интимность и мягкость звучания, которые достигаются за счет ограниченного состава и особой манеры исполнения. Важную роль в камерном хоре играет голосовое взаимодействие певцов, точность и согласованность. Какие особенности у камерного хора? Камерный хор отличается от большого хорового коллектива более тонким и изящным звучанием. Певцы в камерном хоре исполняют музыку с большой выразительностью и мастерством, обращая особое внимание на каждую ноту и интонацию.
В камерном хоре акцент делается на голосовую эмоцию и искусство музыкального выражения. Какова история камерного хора? Камерный хор имеет давние корни и свои особенности в разных странах. Первые камерные хоры появились еще в Средневековье и Ренессансе. В разные эпохи камерный хор претерпевал изменения в своем составе и манере исполнения, но всегда сохранял свою интимность и эмоциональность. Сегодня камерные хоры активно развиваются и исполняют разнообразные музыкальные произведения. Какая роль камерного хора в современной музыке? Камерный хор имеет важное место в современной музыкальной культуре. Он исполняет не только классические произведения, но и современные композиции, аранжировки и авторскую музыку. Камерный хор позволяет преподнести музыку в более интимной и оригинальной форме, подчеркнуть ее эмоциональную составляющую и передать особое настроение.
Кроме струнных, камерный оркестр может включать клавесин и некоторые духовые. Один из самых известных отечественных камерных оркестров был создан в 1979 году выдающимся скрипачом-виртуозом Владимиром Спиваковым и группой его друзей — творческих единомышленников — лауреатов международных конкурсов, солистов и концертмейстеров лучших симфонических и камерных оркестров столицы. Такой высокий уровень исполнителей позволил назвать этот оркестр «Виртуозы Москвы». Сегодня этот оркестр знаменит на весь мир, его концерты проходят не только в России, но и за рубежом.
Что такое камерный хор: особенности и история
Камерный ансамбль — (музыкальный) группа исполнителей, выступающих совместно с исполнением произведений камерной музыки (См. Камерная музыка); см. Ансамбль. Сегодня Петербургский камерный хор работает над созданием аудиоантологии русской хоровой музыки XVII – XXI веков. Размер и композиция камерного хора Камерный хор, в отличие от большого хора, имеет более ограниченное количество участников. Камерное пение от латинского комната подразумевает исполнение вокальной музыки в жанрах романса, песни, ансамбля. Что значит камерный хор. Хор Гаудеамус МГТУ им Баумана.
Камерная музыка: что такое камерный оркестр?
Что значит камерный хор. Хор Гаудеамус МГТУ им Баумана. Таким образом, камерный хор получил свое название благодаря особенностям его исполнения и историческим корням. Камерный хор Кузбасса тесно сотрудничает с Губернаторским симфоническим оркестром Кузбасса. Камерный хор обычно состоит из небольшого количества певцов – от 8 до 16. в рамках Года народной культур, в гостях у обоянцев вновь побывал камерный хор.
О Московском Государственном академическом камерном хоре
Рахманинова и назвала исполнение Хором этих произведений эталонным. Хор под управлением В. Минина обладает редким качеством с лёгкостью менять манеру музицирования, будь то барочная классическая, романтическая или современная музыка, не теряя при этом своей неповторимой индивидуальности. Когда такой индивидуальностью обладает целый коллектив - это большая победа, которая достигается неотступным, неослабевающим творческим напряжением руководителя, постоянно, даже в минуты одиночества, думающего о нём, живущего звучанием этого хора". При каждой нашей встрече открываются новые краски, которых можно добиться в звучании и о которых я не думал раньше.
Нашлось удачное название: «Век двадцать первый» — хор на одноименное стихотворение Вознесенского открывает «Диптих» Щедрина. Он горячо поддержал идею, тем более что в тот момент как раз создал новый опус «Вечер замедленный» на стихи Эдуарда Лимонова и дописывал цикл «Русских народных пословиц», которые, с гордостью могу сказать, посвящены мне и Камерному хору. Идея о подготовке сборника так увлекла, что Родион Константинович, воодушевившись, специально дописал «Триптих» на стихи Велимира Хлебникова, а также цикл «Два последних хора» и буквально на днях — «Бурлеску». Символичен выбор авторов литературного первоисточника — «Графоманам Москвы…» вновь на стихи Андрея Вознесенского, с которым он очень дружил; «Хочу быть понят» — на слова Маяковского, своего рода манифест, устремленный в будущее. Причем это не точка, а многоточие, где содержится много загадок, которые предстоит разгадывать не только нам, исполнителям, имеющим счастливую возможность общаться с классиком, но и новым поколениям хормейстеров — тем, кто будет обращаться спустя десятилетия к музыке Щедрина и, уверен, будет находить всякий раз что-то новое и живительное для нашего хорового искусства.
Вместе весело шагать Камерный хор стал центром, вокруг которого объединяются различные творческие силы. Так, в этом году композитор Александр Чайковский доверил нам подготовку своей хоровой оперы «Сказ о Борисе и Глебе». Для премьеры мы собрали сводный хор в 200 человек, пригласив шесть профессиональных коллективов из разных регионов России — Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Нижнего Новгорода — и Абхазии. Интересным опытом стало привлечение хора народного отделения РАМ имени Гнесиных. Это сочетание разнотембровых и разножанровых коллективов под эгидой Камерного хора — одна из отличительных черт моей деятельности на посту худрука Камерного хора. Консолидация единомышленников, музыкантов, которые устремлены в XXI век. Несколько лет назад Российский музыкальный союз пригласил меня возглавить Ассоциацию народных и хоровых коллективов. Она стала платформой, позволяющей решать любые задачи в кратчайшие сроки. В этом году мы отмечали 75-летие Великой Победы, и перед 9 мая была поставлена задача оперативно собрать певцов со всей России для записи песни «День Победы» со Всероссийским юношеским симфоническим оркестром Юрия Башмета.
Наша команда составила конкретные указания хормейстерам, содержащие около 30 уточнений, как нужно детализированно записать свою партию. То, как региональные коллективы откликнулись, и как каждый певец записал индивидуальный трек, который потом был сведен в общий хор, я бы тоже назвал серьезной творческой победой. Мне иногда коллеги говорят: «У вас европейский подход к пению хора». С одной стороны, это происходит потому, что у молодых ребят еще неокрепшие голоса, они не могут петь, как «матерые» вокалисты. Но с другой стороны, технологически мы можем дать фору многим профессиональным коллективам. И если прибегнуть к аналогии из мира моды, то мы сами являемся дизайнерами той одежды, в которой потом выходим. Что это значит? Ты знаешь и выбираешь авторов, готовых сочинить музыку для нашего состава и вокальных возможностей. Если говорить о выборе композиторских имен, то вновь процитирую Бориса Григорьевича: «Дирижирую ту музыку, которую люблю, а люблю ту, что сейчас дирижирую».
Мы продолжаем следовать этому принципу. В свое время мы достаточно много выступали с оркестрами — уместно вспомнить наши многочисленные контакты с Российским национальным оркестром. Михаил Плетнёв нас приглашал принять участие в записи Первой симфонии Скрябина, где в шестой части хор поет знаковые слова: «Слава искусству! Диск вышел на известном лейбле Pentatone, и это памятная работа. Нам очень дорого отношение, высокая оценка и приглашения от Маэстро Плетнёва. Мы стараемся отбирать в свои программы тех авторов, язык которых ярко индивидуален. Например, в этом году отмечается 85-летие Арво Пярта, чью музыку мы много исполняем и, в частности, поддерживаем проведение международного фестиваля «Зеркало в зеркале», ибо его музыкальный язык и особая атмосфера звука не похожи ни на кого. Особое направление в нашей репертуарной политике — сочинения, которые могут вызвать «улыбку» у любителей авангарда. Однако мы не можем игнорировать то, что происходит в искусстве в XXI веке.
Я имею ввиду жанр кроссовера, который сейчас выходит на первый план. Меня привлекает в этом направлении возможность неожиданных сочетаний инструментов с хором, приглашение персоналий, на первый взгляд неожиданных для академического коллектива. Здесь бы я вспомнил программу «Дорогами Высоцкого»: мы не только сделали концерт с актером, режиссером Никитой Высоцким, но и записали диск. Сам Никита в разговоре отметил, что не мог предположить, что его отец, легендарный бард Владимир Семенович Высоцкий, «войдет» в стены Московской консерватории через парадную дверь. А это случалось, и песни Высоцкого в хоровых аранжировках с органом звучат прекрасно благодаря умению наших молодых хормейстеров-аранжировщиков Алексея Лёвина, Нины Нижарадзе, Петра Фролова-Багреева делать деликатные обработки, со вкусом, не перегруженные, с разнообразными штриховыми нюансами — они достойны лучших филармонических залов. В нашем репертуаре есть, к примеру, композиция, которую мы исполняем с рэпером — обработка русской народной песни «Вьюн над водой», ее сделал молодой композитор Артем Пысь.
Гибкость во время выступлений. Камерный хор не требует больших пространств и мощных аккомпанементов, поэтому может исполнять свои произведения практически в любом месте — от маленькой гостиной до церкви или концертного зала. Коллективная работа. В камерном хоре участники могут более тесно взаимодействовать и работать вместе. Это развивает музыкальные качества и способности каждого из них. Таким образом, камерный хор является особым и уникальным представителем хорового искусства, способным создавать интимные и эмоциональные исполнения музыкальных произведений различных жанров. Ивенты и выступления камерных хоров Камерные хоры активно участвуют в различных музыкальных и культурных мероприятиях. Они выступают на концертах, фестивалях, церковных службах и других мероприятиях.
Екатерина Тишина ответила Владимиру Владимир , а Вы полагаете, что большой хор — это когда качество заменяется количеством? Нет, это не так. И для исполнения, скажем, Всенощного бдения Рахманинова не достаточно даже 12-ти сверхвысококлассных суперпрофессиональных певцов.
Что называют камерным пением? [Вопросы и ответы о вокале]
Размер и композиция камерного хора Камерный хор, в отличие от большого хора, имеет более ограниченное количество участников. Наиболее типичным, чистым видом хорового коллектива является хор a’cappella, то есть коллектив, поющий без инструментального сопровождения. Камерный хор – это одна из форм исполнения хоровой музыки, которая отличается своей особым характером и форматом. Камерные хоры начали появляться в СССР после приезда в Москву в 1962 году Американского Камерного хора ("Chamber Chorus") под управлением Роберта Шоу. Камерный хор – это специальный вид хорового ансамбля, отличающийся от других типов хоровых коллективов своими уникальными особенностями. КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ найдено 7 значений слова(музыкальный) группа исполнителей, выступающих совместно с исполнением произведений камерной музыки (См. Камерная музыка); см. Ансамбль.