Срочные новости и актуальные обзоры событий, произошедших в СНГ, на сайте RT. Новости дня от , интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода. На заседании глав СНГ в узком составе было принято решение о том, что в следующем году в СНГ будет председательствовать Россия.
Краткая история
- СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)
- Таблица стран-членов СНГ
- Содружество Независимых Государств. Большая российская энциклопедия
- СНГ | Содружество Независимых Государств
Что такое СНГ — расшифровка, определение, состав (страны) Содружества Независимых Государств
Наибольшую популярность в экспертном сообществе получил второй подход. Рассмотрим его более подробно. СНГ как региональная организация Сегодня большая часть экспертов приходит к выводу о том, что СНГ представляет собой международную межправительственную региональную организацию, созданную суверенными странами посредством подписания международного договора, юридическая база которого свое воплощение находит в международном праве. Тому есть весомые аргументы. СНГ имеет все признаки, свойственные региональным международным организациям, а именно: создано суверенными странами на основе подписания международных договоров три документа ; юридическое базой Содружества выступает международное право; Содружество как организация преследует определенные цели, находящие свое отражение в учредительных документах; в рамках Содружества сформированы и функционируют координирующие органы; решения, принимаемые СНГ, на практике носят не только рекомендательный, но и обязывающий характер; Содружество заключает с другими странами и международными организациями международные договоры.
Рассматривать СНГ как международную межправительственную региональную организацию следует, прежде всего, и потому, что состоит Содружество из суверенных независимых государств, которым удалось получить практически универсальное международное признание.
Председательство осуществляется поочередно каждым государством на основе принципа ротации сроком на год. Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом является Исполнительный комитет СНГ со штаб-квартирой в Минске и отделением в Москве. С октября 2007 г.
Также действуют около 70-ти межотраслевых и межгосударственных органов, занятых решением вопросов в различных отраслях сотрудничества: обороны, безопасности, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, энергетики, торговли, финансов и др. Общая территория Содружества составляет 22,1 млн кв.
Алма-Атинская декларация - когда подписана и кто участник? Документ актуален по сей день, отдельную роль декларация играет в вопросе мирного урегулирования между Азербайджаном и Арменией. Генсек СНГ: выборы в Азербайджане проходят организованно 11:52, 7 фев 2024 Миссия наблюдателей СНГ находится в Азербайджане, высокую оценку получила организация выборов и высокая явка избирателей. Сергей Лебедев отметил, что международное сообщество проявляет большой интерес к президентским выборам в Азербайджане. Алена Булгакова: Законы Азербайджана обеспечивают всеобщее, равное избирательное право 17:00, 6 фев 2024 Уже завтра в Азербайджане состоятся внеочередные президентские выборы.
История интеграции стран СНГ Править 18 октября 2011 года восемь государств — участников Содружества: Россия , Украина , Белоруссия , Казахстан , Армения , Киргизия , Молдавия и Таджикистан подписали договор о зоне свободной торговли , который заменил больше ста двусторонних договоров, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве содружества [23] [24]. Государства — участники Содружества Править Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств, государствами — учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами — членами Содружества являются те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение одного года после его принятия Советом глав государств [25]. Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов [25]. Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве и наблюдателей это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств [26]. Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитарий Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе [27].
Бывший СССР
Первым и главным из них остается Евразийский экономический союз ЕАЭС , который прошел долгий путь от Таможенного союза и Единого экономического пространства до полноценного объединения. Начинался он как объединение России, Белоруссии и Казахстана, но сейчас в состав ЕАЭС входят также Киргизия и Армения, а Таджикистан и Узбекистан уже несколько лет периодически говорят о вступлении в союз. Суть ЕАЭС в том, что в рамках союза обеспечиваются «четыре свободы» — это свобода для перемещения: товаров; капитала; рабочей силы. В основном это сводится к тому, что граждане других стран ЕАЭС могут работать в России без оформления патентов и без ограничений передвигаться между странами. Впоследствии он трансформировался в Евразийское экономическое сообщество, существовавшее с 2001 по 2014 год, а оно в свою очередь стало организацией-предшественником Евразийского экономического союза. По данным Евразийской экономической комиссии, в апреле текущего года объём взаимной торговли Евразийского экономического союза 2020 года составил 3 миллиарда 183 миллионов долларов. Россия является самым важным экономическим звеном в СНГ, от неё зависит интеграция союзных государств в мировое экономическое сообщество. Главенствующая роль нашей страны в объединении является предпосылкой к проблемам внутри СНГ, связанным с тем, что многие участницы союза являются должниками России. Так, по данным Министерства финансов, на 1 мая 2019 года суммарная задолженность представителей СНГ перед Москвой составила 15,8 миллиардов долларов.
Список заёмщиков возглавляет Беларусь, займы которой на 1 июня 2019 года равнялись 7,55 миллиардов долларов. На втором месте Украина с долгом в 3,7 миллиардов долларов. Из-за столь значительных займов ближайших соседей Российская Федерация вынуждена пересматривать логистику поставок сырья и других товаров в европейские страны. Существуют и трудности совместного выхода представителей СНГ на внешние рынки, связанные с тем, что экономические процессы в странах постсоветского пространства идут неравномерно. Каждая из них сейчас действует в соответствии с собственной нормативно-правовой базой. В целом, на мировом рынке страны СНГ выступают самостоятельно, а для зарубежных контрагентов приоритетной остаётся внешнеэкономическая политика Российской Федерации. Олег Богданов, ведущий аналитик QBF. Правда, большинство аналитиков считают, что без транзитной роли Украины ЕАЭС теряет значительную часть своего потенциала.
Например, с 1998 года между Россией и Белоруссией действует «Договор о создании Союзного государства». Это государство — достаточно условное, хотя в перспективе оно может иметь единые налоговые и валютные системы. Между РФ и РБ ограничения для людей, товаров и капитала минимальны — хотя до полной интеграции еще далеко а в 2019-2020 годах отношения ухудшились. Сейчас все 4 страны объединяют проблемы в экономике и наличие территориальных конфликтов, а власти Украины всерьез намерены дать новую жизнь этому союзу в противовес России и ЕАЭС. Так какую же роль СНГ играет сейчас? Дискуссии о реальном значении СНГ для входящих в него стран продолжаются — кто-то считает этот формат полностью исчерпанным и неспособным решать серьезные конфликты, а кто-то напоминает о все еще действующих многочисленных соглашениях. Среди соглашений, например, есть важный документ для пенсионеров — принципы начисления и выплаты пенсий, если пенсионер имеет стаж в двух или более странах СНГ. Правда, эти соглашения фактически работают отдельно от самого СНГ, а некоторые из них уже были разорваны.
С другой стороны, СНГ оказалось не очень эффективным с точки зрения решения сложных конфликтов. Например, в 2008 году в Грузии или начиная с 2014 года в Украине.
В марте 1994 г. Организация не обладает наднациональными полномочиями, членство в ней является добровольным и равноправным. Основными задачами СНГ являются сотрудничество в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях, создание общего экономического пространства, обеспечение прав и свобод человека, мира и безопасности, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ и т. Взаимодействие стран в рамках СНГ осуществляется через уставные органы: Совет глав государств высший орган , Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Межпарламентскую Ассамблею, Экономический совет и др. В Совет глав государств входят президенты всех 11-ти стран.
Затем саммит прошел в расширенном составе уже с членами делегаций. В 2023 г. Премьер-министр Армении Никол Пашинян в Бишкек не приехал. О работе в рамках СНГ Выступая на саммите в узком составе, где были лишь главы государств, Путин заявил, что взаимодействие в рамках СНГ развивается на фоне сложной геополитической обстановки. При этом СНГ остается «надежным и востребованным» форматом сотрудничества, а отношения развиваются на принципах партнерства, взаимной выгодны и учета интересов друг друга, сказал Путин. После этого президент раскритиковал «страны, которые, может быть, сегодня еще и числятся в составе СНГ, [но] не работают в этом формате». В их числе он назвал Грузию, Украину и Молдавию. Последняя, по его словам, «практически утрачивает свою идентичность» из-за выбора нынешнего руководства Молдавии, которые называют себя румынами, — и, по его мнению, никто этому не может помешать, кроме народа страны. Затем Путин вернулся к плюсам работы в формате СНГ. По его мнению, несмотря на санкционное давление и угрозы применить вторичные санкции в отношении тех, кто продолжит работать с Россией и Белоруссией, экономические связи между странами СНГ расширяются. Тут он отметил, что ситуация с российской экономикой устойчивая, а рост ВВП в 2023 г.
Государства-члены СНГ — страны-учредители, взявшие на себя обязательства, следующие из Устава, в течение года с момента его принятия. Наблюдатели — страны, не входящие в состав СНГ. Но их представители имеют право присутствовать на заседаниях Содружества при одобрении со стороны участников СНГ.
Главные новости
- ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
- Перечень государств - участников СНГ
- СНГ в цифрах
- Интернет-портал СНГ
Проект СНГ расширят за счет новых стран
СНГ — все самые свежие новости по теме. Выступая на заседании Совета глав государств СНГ 15 октября, он дал понять, что в нынешнем виде проект себя исчерпал. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ), сообщество бывших республик Союза Советских Социалистических Республик. Флаг Украины Украина: Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества [2]. 12.
Краткая история
- Страны СНГ: список, история создания
- СНГ (Содружество независимых государств)
- Как появилось СНГ
- Независимая газета / СНГ
- СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)
Международно-правовой статус СНГ как региональной организации
участников СНГ: стала известна повестка заседания. СНГ — все самые свежие новости по теме. СНГ, ЕАЭС и ОДКБ по итогам 2023 года стали тремя важнейшими направлениями усилий российской дипломатии.
Перечень государств - участников СНГ
Содружество Независимых Государств (СНГ) — международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав Союза ССР (но не всеми). Флаг Украины Украина: Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества [2]. 12. Совет глав государств СНГ – высший орган Содружества, в котором на уровне глав государства представлены все государства-участники Содружества Независимых Государств.
В следующем году председательство в СНГ переходит к России
Заседание совета глав государств СНГ было посвящено 30-летию организации. В нем участвовали главы всех стран Содружества, кроме Молдовы, которую представляла премьер-министр Наталья Гаврилица. Путин в своем выступлении подчеркнул, что за 30 лет удалось «выстроить добрососедские отношения», но посетовал, что не обходится и без конфликтов, как это случилось в Нагорном Карабахе. И ключевая роль СНГ — обеспечивать условия для мирного сотрудничества и развития стран. Поэтому мы обозначили стратегию Содружества до 2030 года, включая вопросы безопасности от наркотрафика и терроризма и вовлеченности наших экономик в транспортные цепочки Евразии», — заявил президент. СНГ, по словам главы государства, будет также решать политические задачи. В нем мы предлагаем защитить избирательные права наших граждан. Я говорю о невмешательстве во внутренние дела наших стран, включая выборные процессы. Убежден, что у участников СНГ есть большой потенциал по содействию имеющихся проблем», — добавил Путин. Помочь в решении новых направлений работы СНГ может русский язык, считает президент.
По мнению Путина, именно изучение языка в странах Содружества помогает трудовым мигрантам «лучше адаптироваться для работы в России», а также показывает «глубокое переплетение традиций и схожие духовные корни» стран на постсоветском пространстве. RU Из-за конфликтов вроде нагорно-карабахского, СНГ воспринимается, «как чемодан без ручки, который тащить тяжело и бросить жалко», считает руководитель аналитического центра «Стратегия Восток — Запад» из Киргизии Дмитрий Орлов.
На определенном этапе деятельности Содружества возникла необходимость более тесной консолидации усилий всего правоохранительного блока ООС СНГ.
В 2007 году в рамках Содружества было образовано Координационное совещание органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, с участием руководителей министерств иностранных дел государств — участников СНГ далее — Координационное совещание. Координационное совещание сыграло значительную роль в выработке совместных организационно-практических мер в борьбе с преступностью во всех его формах и проявлениях. Учитывая значимость этого института в организационной системе противодействия преступности на пространстве Содружества, с 5 октября 2007 года ему было предоставлено право вносить в установленном порядке предложения по противодействию современным вызовам и угрозам в уставные органы Содружества.
В рамках оптимизации деятельности органов СНГ в правоохранительной сфере начиная с 2012 года активная фаза деятельности Координационного совещания приостановлена, а его функции были переданы постоянно действующему Совещанию руководителей рабочих структур органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью далее - ПДС. С момента своего создания ПДС зарекомендовало себя как эффективная площадка для организации взаимодействия профильных органов отраслевого сотрудничества СНГ. В период с 2012 по 2019 годы проведено 7 заседаний ПДС, на которых рассмотрены 55 вопросов, направленных на повышение координирующей роли ООС СНГ в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, незаконным оборотом наркотиков, незаконной миграцией, киберпреступностью и иными вызовами и угрозами.
Так, в ходе заседания ПДС 25 октября 2018 года было принято решение о разработке механизма, определяющего порядок обмена информацией в области противодействия трансграничной преступности между компетентными органами государств — участников СНГ и ООС СНГ. Немаловажное значение в работе ПДС придается развитию и совершенствованию правовых и организационных механизмов противодействия преступности. В качестве примера можно привести решение ПДС от 25 октября 2018 года, в котором Секретариату Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников СНГ предложено проработать вопрос о внесении изменений в действующие договоры СНГ, регламентирующие правовые отношения в сфере выдачи и оказания правовой помощи, либо подготовки нового международного договора в целях повышения эффективности этой работы.
Таким образом, в рамках СНГ создана целостная организационная система координирующих органов отраслевого сотрудничества в борьбе с преступностью в ее различных формах и проявлениях см. Ее отличительной особенностью и важным элементом является постоянно действующее Совещание руководителей рабочих структур органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью. Наличие такой координирующей структуры позволяет своевременно осуществлять подготовку консолидированных предложений руководителям ООС СНГ по концептуальным направлениям сотрудничества, вырабатывать совместные конкретные организационно-практические меры по эффективному противодействию преступности во всех его формах и проявлениях.
Реальный вклад в развитие и совершенствование международно-правовой базы сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с преступностью и противодействии новым вызовам и угрозам наряду с ООС СНГ вносит следующий элемент организационной системы — Объединенная комиссия по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом, созданная на базе Постоянной комиссии по вопросам обороны и безопасности МПА СНГ. Особое внимание в деятельности ООС СНГ уделяется совместной подготовке кадров, осуществлению и реализации согласованных подходов в вопросах материально-технического, информационного и научного обеспечения взаимодействия. Главным итогом совместной работы специализированных органов отраслевого сотрудничества СНГ совместно с национальными правоохранительными и другими компетентными структурами выступает сохранение контроля над криминогенной ситуацией на пространстве Содружества.
Состояние преступности в СНГ: основные тенденции В результате предпринятых мер на территориях стран СНГ за период с 2000 по настоящее время отмечается устойчивая тенденция сокращения преступности. Благодаря усилиям государств — участников СНГ расширяется взаимодействие и консолидируются усилия партнеров по развитию и совершенствованию правовых и институциональных инструментов в борьбе с преступностью и новыми вызовами и угрозами. В настоящее время в рамках адаптации деятельности органов Содружества к новым реалиям проводится работа по обновлению ряда положений Концепции и разработке Плана основных мероприятий по ее реализации, включая вопросы развития и укрепления сотрудничества в противодействии преступности.
Факторы, способствующие дальнейшему развитию сотрудничества в сфере борьбы с преступностью на современном этапе Беспрецедентное нарастание масштабов современных глобальных вызовов и угроз диктует необходимость задействования всего имеющегося потенциала СНГ и наращивания совместных усилий в борьбе с преступностью во всех ее формах и проявлениях. Представляется, что дальнейшее развитие сотрудничества в противодействии преступности обуславливает необходимость закрепления в документах СНГ конкретных обязательств и механизмов контроля за их практической реализацией, прежде всего на национальном уровне. Активизация работы по унификации и гармонизации национальных законодательств стран Содружества, а также обязательное участие стран СНГ в соответствующих международных документах ООН и СНГ, позволит сформировать надлежащие условия правового обеспечения совместных практических действий правоохранительных органов СНГ.
Также стороны обсудили вопросы развития сотрудничества в области противовоздушной обороны, военно-профессиональной подготовки военнослужащих и другие [125]. В ходе активной фазы учений силовики освободили «заложников» и нейтрализовали «террористов» на трех объектах — ТЭЦ, транспорте и в исправительной колонии Бишкека. Главы иностранных делегаций отметили, что эти учения стали важным шагом по укреплению антитеррористического потенциала стран СНГ и ШОС[ источник не указан 163 дня ]. Соглашение 1994 года охватило бы все 11 стран СНГ без Туркменистана. С 2013 года он был ратифицирован Украиной, Россией, Белоруссией, Молдавией и Арменией и действует только между этими государствами. Соглашение о свободной торговле устраняет экспортные и импортные пошлины по ряду товаров, но также содержит ряд исключений, которые в конечном итоге будут прекращены. Также было подписано соглашение об основных принципах валютного регулирования и контроля в СНГ на том же заседании в октябре 2011 года.
Коррупция и бюрократия являются серьёзными проблемами для торговли в странах СНГ. Основная статья: Единое экономическое пространство Пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Они также обменялись мнениями по военно-политической обстановке в мире. Также стороны обсудили вопросы развития сотрудничества в области противовоздушной обороны, военно-профессиональной подготовки военнослужащих и другие [125]. В ходе активной фазы учений силовики освободили «заложников» и нейтрализовали «террористов» на трех объектах — ТЭЦ, транспорте и в исправительной колонии Бишкека. Главы иностранных делегаций отметили, что эти учения стали важным шагом по укреплению антитеррористического потенциала стран СНГ и ШОС[ источник не указан 163 дня ]. Соглашение 1994 года охватило бы все 11 стран СНГ без Туркменистана. С 2013 года он был ратифицирован Украиной, Россией, Белоруссией, Молдавией и Арменией и действует только между этими государствами.
Соглашение о свободной торговле устраняет экспортные и импортные пошлины по ряду товаров, но также содержит ряд исключений, которые в конечном итоге будут прекращены. Также было подписано соглашение об основных принципах валютного регулирования и контроля в СНГ на том же заседании в октябре 2011 года. Коррупция и бюрократия являются серьёзными проблемами для торговли в странах СНГ.
Главы государств СНГ утвердили обновленную концепцию развития до 2030 года
Организация имеет свой устав и структуру, а также различные органы управления правопорядком. К ним относят органы, управляемые главами государств, главами правительств, министрами стран и ведущими экономистами. Ниже представлен подробный список основных характеристик СНГ: Экономические характеристики включают торговлю и инвестиции, а также сотрудничество в области энергообеспечения и транспорта. Политические связи включают координацию вопросов международной безопасности, а также совместные позиции по международным вопросам. Культурные связи включают обмен традициями, языками и национальными культурами, кооперации в области образования и науки, а также совместные культурные проекты, такие как выставки, конференции и фестивали. Организация является площадкой, где проводятся переговоры не только между представителями стран-участников союза, но и с другими всемирными организациями, такими как ООН, ЕС и ШОС. Эта организация — содружество демократических стран, придерживающихся основ правового государства, защиты граждан от несправедливого суда, а также развития многопартийной системы и свободных выборов. Как ни странно, штаб-квартира содружества расположена в городе Москва, Россия. Направление деятельности Союз был образован в 91 году прошлого века, представители России, Беларуси и Украины подписали соглашение о его образовании в Беловежской пуще.
Целью создания такого объединения являлось желание государств развиваться вместе, не исключая роста экономики, уровня жизни людей, сохранения культурного наследия. Свою роль также сыграло и стремление государств к совместному научному и технологическому прогрессу. Страны СНГ на карте на 2023г В наши дни состав объединения немного изменился.
Флаг Грузии Грузия: 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о желании выхода государства из состава СНГ [3], 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное 117 голосами решение о выходе Грузии из организации [4].
О таком намерении оно извещает письменно депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода. При этом обязательства, возникшие в период участия в настоящем Уставе, связывают соответствующие государства до их полного выполнения [5][6]. Флаг Монголии Монголия участвует в ряде структур СНГ координационные комитеты аппаратов президентов, содействия занятости населения, по содействию торговли и торговой промышленности, по статистике, железным дорогам и др. Остальные ответы.
Каримов подписали в Москве соглашение, в котором предусматривалось образование экономического и валютного союза, открытого для присоединения других государств. Предполагалось сохранить рубль в качестве общей валюты; идею создания рублевой зоны поддержала Армения.
Тем не менее, это соглашение не было реализовано, в ноябре Казахстан, Узбекистан и Армения ввели собственные валюты. К концу 1993 в составе СНГ сформировались две неофициальные группы государств. Одна из них Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан выступала за большую координацию и расширение сотрудничества в области внешней политики, обороны, валютной политики, экономики и транспорта.
Другая Туркменистан и Украина выказывала интерес к ограниченному сотрудничеству, делая упор на защите своих национальных интересов. Положение усугублялось острыми конфликтами в ряде государств СНГ гражданская война в Таджикистане, конфликт в Приднестровье и армяно-азербайджанская война. К тому же, среднеазиатские государства были заинтересованы, в первую очередь, в более тесном сотрудничестве друг с другом и в развитии отношений с соседними мусульманскими странами — Ираном , Пакистаном и Турцией.
Глава государства Грузия Э. Шеварднадзе начал проводить политику сближения с Содружеством, и в декабре того же года Грузия стала его членом. На очередной встрече глав государств и правительств Москва, сентябрь 1993 премьер-министры Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана и Узбекистана подписали соглашение о создании экономического союза, к которому присоединилась также Грузия.
Туркменистан стал ассоциированным членом союза в декабре 1993, а Украина — в апреле 1994. Участники союза высказались за формирование общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, на выработке согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной и внешнеэкономической политики, на сближении методов регулирования хозяйственной деятельности и создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей. В апреле 1994 Молдова ратифицировала договор об СНГ, официально став, таким образом, его полноправным членом.
При этом она заявила, что по-прежнему не намерена принимать участие в согласовании внешнеполитической деятельности и политики в области миграции эти оговорки были сняты Молдовой в октябре 2002. В апреле 1994 на очередной встрече в верхах в Москве был подписан ряд экономических соглашений и продлен мандат миротворческих сил СНГ в Таджикистане, а в октябре того же года принята конвенция о защите прав этнических меньшинств. Постепенно оформлялись институты Содружества.
В октябре 1994 на встрече глав государств, правительств, министров иностранных дел и обороны была образована межгосударственная комиссия по экономическим вопросам со штаб-квартирой в Москве. В феврале 1995 президенты стран СНГ одобрили в Алма-Ате меморандум о поддержании мира и стабильности; государства Содружества обязались воздерживаться от оказания политического, экономического или иного давления друг на друга. В мае 1995 главы государств СНГ подписали в Минске соглашение о создании межгосударственного комитета по валютно-финансовым вопросам, призванного координировать финансовую и кредитную политику СНГ.
Наибольшие трудности возникали с согласованием вопросов военной политики Содружества. Участники встречи в верхах, состоявшейся в мае 1995, продлили мандат миротворческих сил СНГ в Таджикистане и Абхазии. Однако ряд государств Азербайджан, Молдова, Туркмения, Узбекистан и Украина отказались присоединиться к соглашению о совместной охране внешних границ и к общей конвенции о правах человека.
Беларусь, Казахстан и Россия договорились о создании таможенного союза, тем не менее, на очередной встрече глав государств и правительств в Минске январь 1996 не удалось добиться его расширения в марте того же года к нему присоединилась только Киргизия. Украина отказалась участвовать в ее создании. В мае 1996 на встрече в Москве главы правительств одобрили план интеграции на 1996—1997 и совместную программу борьбы с экономической и организованной преступностью.
В марте 1997 на встрече президентов 12-ти стран СНГ было согласовано образование комиссии по урегулированию региональных конфликтов. Выступая на встрече СНГ в верхах в октябре 1997 в Кишиневе, президент России Ельцин заявил, что Содружество работает неэффективно, а многие договоренности не выполняются к примеру, договоренности о создании Центробанка, об экономическом сообществе центрально-азиатских республик, об экономическом союзе, об общем экономическом пространстве и др. Он потребовал реорганизации СНГ.
На очередной встрече лидеров государств в апреле 1998 в Москве был назначен новый исполнительный секретарь Содружества — Борис Березовский представитель России. Но уже в марте 1999 он был смещен «за деятельность, несовместимую с должностью». Разногласия в Содружестве сохранялись и в кон.
На апрельской 1999 встрече президентов не удалось договориться о продлении подписанного в мае 1992 договора о коллективной безопасности к нему не присоединились Молдова, Туркменистан и Украина. Срок действия договора истекал 20 апреля 1999. Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали протокол, возобновляющий договор на следующие пять лет.
Азербайджан, Грузия и Узбекистан продлить его отказались. Государства СНГ, бывшие сторонниками более тесного сближения, продолжали стремиться к дальнейшему взаимодействию. Он был направлен на создание более тесного объединения «Сообщества интегрированных государств» , расширение сотрудничества в экономике, науке, культуре и социальной сфере при сохранении суверенитета сторон.
Предусматривалось создание механизмов координации внешней политики, общей системы безопасности и безопасности границ, а также создание межгосударственного совета во главе с президентом Беларуси Александром Лукашенко и паритетного межпарламентского комитета. Согласно этому документу, оба государства обязались тесно сотрудничать в области внешней политики, экономики и военных вопросах, планировалось создание совместных органов: Совета с участием глав государств, правительств и парламентов и паритетного Парламентского собрания. В феврале 1999 президенты Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана одобрили создание общего экономического пространства; Таджикистан присоединился к таможенному союзу.
В нач. В июне 2000 президенты стран СНГ приняли заявление, в котором содержался отказ от пересмотра советско-американского соглашения о ПРО 1972. Было решено также создать в Москве совместный Антитеррористический центр для борьбы с организованной преступностью и религиозным фундаментализмом.
С одной стороны, сторонники усиления интеграции Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан в октябре 2000 преобразовали таможенный союз в Евразийское экономическое сообщество в качестве наблюдателей к нему присоединились Армения, Молдова и Украина. В октябре 2005 о намерении вступить в сообщество заявил также Узбекистан. В 2002 Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали соглашение о создании Организации договора о коллективной безопасности.
Координирующим органом ЕЭП должна была стать межгосударственная комиссия по торговле и тарифам, не подчиненная правительствам государств-участников. ЕЭП объявлялось открытым для присоединения к нему других стран. Допускалась возможность введения в будущем единой валюты.
Влияние приверженцев укрепления СНГ сказалось в сентябре 2003 на встрече в верхах в Ялте. По предложению министров иностранных дел СНГ были одобрены заявления об основных принципах экономического сотрудничества, решения о создании совместной комиссии по взаимодействию в борьбе с незаконной иммиграцией, о продлении срока полномочий руководителя Антитеррористического центра СНГ и командующего Коллективными силами СНГ по поддержанию мира в Абхазии. С другой стороны, наметилось сближение между государствами, которые не желали интеграции с участием России.
В октябре 1997 Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина образовали собственную группу для усиления взаимодействия в сфере торговли, экономики и транспортных сообщений, а также укрепления региональной безопасности. В апреле 1999 к ней присоединился Узбекистан; организация получила название ГУУАМ по первым буквам названий стран-участниц. В 2002 они объявили о создании зоны свободной торговли.
Участие Узбекистана не было активным, а Украина, заинтересованная в поставках российского газа, одновременно искала взаимопонимания с Евразийским экономическим сообществом. В ноябре 2004 министр обороны Грузии Г. Барамидзе заявил, что СНГ — это «вчерашний день».
В апреле 2005 министр экономики Украины заявил, что на дальнейшее развитие СНГ проблематично, и его страна может сократить взносы в бюджет Содружества. Напротив, антиправительственное восстание в Узбекистане весной 2005 и осуждение странами Запада мер по подавлению мятежа способствовали выходу Узбекистана из ГУУАМ. Туркменистан в августе 2005 перешел от полного к ассоциированному членству в СНГ.
Компетенция и основные направления деятельности СНГ. Согласно Уставу СНГ, к сферам совместной деятельности государств-членов Содружества относятся: — обеспечение прав и основных свобод человека; — координация внешнеполитической деятельности; — сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, а также таможенной политики; — сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; — охрана здоровья и окружающей среды; — вопросы социальной и миграционной политики; — борьба с организованной преступностью; — сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ. Основными соглашениями и проектами в этой области являются: — образование «Единого экономического пространства» ЕЭП, провозглашено в 2003 Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной.
В области коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества выдвигаются следующие задачи: — согласование политики в сфере международной безопасности, разоружения и контроля за вооружениями, а также политики строительства вооруженных сил; — поддержание безопасности в Содружестве, в т. В дальнейшем к нему присоединились Азербайджан 24 сентября 1993 , Грузия 9 декабря 1993 и Беларусь 31 декабря 1993. Договор вступил в силу 20 апреля 1994.
В нем подтверждалось намерение государств отказываться от применения силы или угрозы ее применения, не присоединяться к военным альянсам и рассматривать агрессию против одного из государств-участников как агрессию против всех подписавших договор.
Совет глав государств и совет глав правительств ключевые органы управления. Совет руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг участников СНГ. Совет миграционных органов. ФБС расшифровывается как Финансово-банковский совет. Совместная консультативная комиссия по вопросам разоружения. Экономический суд. Электроэнергетический совет.
Решения в органах принимаются при условии достижения консенсуса единогласия. Председательствование происходит поочерёдно: каждый год с 1 января по 31 декабря председателем становится новая страна; порядок определяется в соответствии с русским алфавитом названия союзных государств. По состоянию на 2019 год председателем союза стран является президент Туркмении, Бердымухамедов Гурбангулы Мяликгулыевич, носящий титул «Аркадаг» или «Покровитель». Межпарламентская ассамблея Межпарламентская ассамблея является межгосударственным органом СНГ, цель которого — обеспечить тесное парламентское сотрудничество между странами-участницами, а также обсуждение и реализация совместных проектов, представляющих взаимный интерес для союзных государств. Также ассамблея разрабатывает законодательные акты рекомендательного характера, которые содержат типовые нормы и дают нормативную ориентацию для законодательства. Помимо этого, участники заседаний содействуют обмену правовой информации между странами. Подобное законотворчество может иметь и императивные нормы, указывающие, к примеру, сколько времени желательно тратить на обсуждение типовой проблемы. Многие из принятых ассамблеей документов послужили основанием для международных договоров между странами к примеру, Договор о сотрудничестве государств в борьбе с терроризмом или Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ.
Также этот орган СНГ внёс весомый вклад в мирное урегулирование конфликтов между странами. В 1994 году была создана примиренческая миссия в Нагорном Карабахе, в 2000-х — регулярный мониторинг ситуации на Северном Кавказе и пр. Помимо этого, межпарламентская ассамблея ведёт просветительско-пропагандистскую и исследовательскую деятельность в основном — среди студентов , цель которой — популяризация истории парламентаризма, воспитание правовой грамотности среди населения. С 2007 года ежегодно организовываются так называемые Таврические чтения, итогом которых становится публикация научных статей как известными историками и учёными, так и учащимися ВУЗов. Понравилась статья? Поделитесь ей.