Новости александр невский святой

день памяти святого благоверного князя Александра Невского.

Первый шаг к возвеличиванию

  • Современные чудеса святого Александра Невского | СЕМЬЯ и ВЕРА
  • Санкт-Петербург отметит 300-летие перенесения в лавру мощей Александра Невского
  • Комментарии
  • Просветительский онлайн-проект «Путь святых». Святой Александр Невский
  • Проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского /

Проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского

Это было сделано для возможной эвакуации мощей в связи с угрозой захвата Петрограда во время Перовой мировой войны. Акт об этом освидетельствовании хранился в областном государственном архиве в Выборге и был введен в научный оборот в 2021 году. Второе вскрытие раки с мощам святого Александра Невского произошло в 1922 году уже советскими властями. Была поставлена задача доказать подложность мощей - это была обычная практика в то время. Экспертизу провел профессор Первого медицинского университета Георгий Шор, который установил, что кости в ларце старые и не принадлежат современному человеку. Процесс фиксировался на фото и кинопленку. Лектор отметил, что через несколько месяцев после вскрытия раки начали раскручивать дело митрополита Вениамина Казанского. Манипуляции с попытками доказать подложность мощей планировалось использовать против владыки. Однако следов подлога выявлено не было. Следователь по особо важным делам Кузьмин собирает вторую медицинскую экспертизу во главе с другим профессором Первого медицинского Федором Чистовичем. В заключении было указано, что обломок берцовой кости в раке принадлежит другому человеку.

Через некоторое время в Эрмитаже организуется антирелигиозная выставка, где в описании мощей Александра Невского присутствует баранья кость. Таким образом, по словам Романа Соколова, сведения о святыне обрастали ложью. В итоге рака и серебряная гробница Александра Невского были переданы в Эрмитаж, сотрудники которого спасли реликвии от уничтожения советскими властями. Ларец с мощами святого Александра Невского оказался в музее истории религии и атеизма. Важным документом, также введенным в научный оборот в 2021 году, стала записка о горении мощей Александра Невского во Владимире в XVII веке. Она находилась в ковчеге со святыней и была зафиксирована как в 1917, так и в 1922 году. После последнего вскрытия раки записку сфотографировали для экспертизы, которая установила ее подлинность. В бумаге сообщалось, что в 1681 году после церковного пожара, когда погорели все иконы, кости Александра Невского были собраны и бережно сохранены. Оригинал записки не вложили в ящик с мощами при передаче в антирелигиозный музей, он считался утраченным. Долгое время записку не искали, поскольку история мощей Александра Невского не интересовала советскую науку.

В постсоветское время ситуация изменилась, вопрос приобрел актуальность. Фотографии этой бумаги сохранились в архиве Библиотеки Российской академии наук. В 2021 году при подготовке выставки, посвященной 800-летию князя Александра Невского, в областном государственном архиве в Выборге оригинал записки был найден. Она находилась в уголовном деле о вскрытии мощей благоверного князя. Важный исторический источник был опубликован при участии Романа Соколова и директора архива Юлии Крипатовой. Завершая лекцию, историк рассказал об интересном с его точки зрения совпадении в судьбе следователя Кузьмина. Рака с мощами Александра Невского была вскрыта 12 мая 1922 года. Ровно через два года, также 12 мая, начался процесс по «делу Ленинградских судебных работников». На нем была осуждена банда, состоявшая из представителей силовых структур, которые заводили уголовные дела на нэпманов или наоборот за деньги их прекращали. Следователь Кузьмин проходил как осужденный по этому делу и был расстрелян вместе с более чем двадцатью участниками банды.

Участвовали руководители городских комитетов по культуре - Федор Болтин, по печати и взаимодействию со СМИ - Владимир Рябовол, по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями - Богдан Заставный, а также первый заместитель руководителя архивного комитета Ирина Гарькуша, сотрудник комитета по образованию Даниил Журавлев, начальник отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов, проректор по воспитательной деятельности и молодежной политике РГПУ им. Герцена Роман Соколов, председатель епархиальных отдела религиозного образования и катехизации и совета по культуре иерей Илия Макаров, руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии и пресс-центра Лавры Наталья Родоманова. Обсуждались мероприятия для включения в общегородской план, посвященный юбилейной дате, который будет принят на ближайшем заседании оргкомитета. Основное внимание уделили главным торжествам и ежегодному Александро-Невскому крестному ходу по Невскому проспекту 12 сентября. Запланированы также автомобильный крестный ход по маршруту перенесения мощей святого князя из Владимира в Санкт-Петербург, издание книги, посвященной историческому событию 1724 года, и съемка документального фильма. Обсуждалась возможность тематической экспозиции на стенде Санкт-Петербурга на Международной выставке-форуме «Россия» в Москве. В ближайшее время будет объявлен конкурс детских рисунков, посвященный святому князю Александру Невскому. Церемония награждения пройдет в парке «Россия - моя история», там же развернется выставка фотографий храмов в честь святого князя в России и зарубежом. Программа мероприятий: ;. В торжественных мероприятиях ожидается участие членов Правительства Санкт-Петербурга, представителей Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи и других почетных гостей.

В экспозиции выставки «Александр Невский: воин и святой» будет представлено около 30 работ, некоторые демонстрируются впервые. На полотнах - сюжеты из жития князя Александра: образы его верных дружинников и противников, с которыми пришлось столкнуться Руси в XIII веке, эпизоды известных сражений Можно будет увидеть этюды и подготовительные работы к диораме «Ледовое Побоище», а также картину «Петр Великий переносит мощи святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург». Святыня была доставлена в северную столицу 12 сентября 1724 г. Основатель Петербурга лично участвовал в торжественном переносе мощей в Александро-Невский монастырь. С тех пор благоверный князь Александр почитается небесным покровителем нашего города. А день, когда в Петербург были перенесены его мощи, стал церковно-государственным праздником. В связи с юбилейной датой сформирован городской оргкомитет празднования. В предстоящем году состоятся выставки, концерты, конференции, автомобильный крестный ход по маршруту перенесения мощей святого из Владимира в Санкт-Петербург и другие просветительские мероприятия. Основные торжества пройдут 12 сентября 2024 года. Среди русских святых занимает особое место как небесный покровитель Санкт-Петербурга, русского воинства, защитник веры и Отечества.

Он родился в 1221 году точный день неизвестен в семье переяславского князя Ярослава Всеволодовича. Прославился как умелый полководец, не потерпевший ни одного поражения, мудрый правитель и политик, который заложил основы дальнейшего развития России как великого государства. Своими военными победами князю Александру удалось остановить наступление западных соседей на русские земли, а искусной дипломатической деятельностью — сдержать агрессию Золотой Орды. Скончался в схиме высшая ступень православного монашества с именем Алексий и был погребен 6 декабря 1263 года во Владимирском Рождественском соборе. В 1547 году Александр Невский был прославлен Русской Православной Церковью в лике благоверных князей. В России и по всему миру сегодня ему посвящено множество монастырей, храмов, часовен. Мощи благоверного князя Александра Невского — одна из главных святынь Петербурга и Александро-Невской Лавры, старейшего мужского монастыря северной столицы.

Его провел епископ Скопинский и Шацкий Питирим. Затем крестным ходом ковчег с мощами пронесли по улицам районного центра. Подошли к памятнику Александру Невскому и установили ковчег около него. Кстати, памятник торжественно открыли 29 сентября 2018 года. Эскиз выбирали жители района и выбрали проект Олега Седова — конную скульптуру семиметровой с постаментом высоты. Деньги собрали рязанские аграрии, но местные жители и тут внесли свою лепту. А территорию вокруг памятника благоустроили по проекту «Местные инициативы» — здесь помогло правительство области. Около памятника духовенство и жители района еще раз вознесли молитву в честь мудрого человека, который много столетий назад стал защитником и покровителем земли русской. Кроме того, в этом году в России отмечают 800-летие со дня рождения Благоверного князя.

А еще гости станут свидетелями подготовительных работ к диораме «Ледовое Побоище». Для подготовки к юбилейной дате создан городской оргкомитет. В предстоящем году на разных площадках состоятся концерты, конференции, выставки и просветительские мероприятия. Основные торжества, по традиции, пройдут 12 сентября.

Южный крестный ход, отправившийся в путь из Ростова-на-Дону, прошел по городам Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Восточный крестный ход, начальной точкой которого стал Екатеринбург, посетил города на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока. Самой восточной его точкой стал Анадырь — административный центр Чукотского автономного округа, расположенный на крайнем северо-востоке России. Он охватил 38 городов Союзного государства России и Белоруссии. В его маршруте насчитывается 12 епархий на российской земле и 15 епархий — на белорусской. Среди российских регионов, где встречали ковчег с мощами благоверного князя, — Московская, Тульская, Калужская, Смоленская, Рязанская, Липецкая, Воронежская и Курская области. В каждом населенном пункте собиралось множество жителей и паломников. Справка: На протяжении последних нескольких лет велась активная подготовка к отмечаемому в 2021 году 800-летию со дня рождения прославленного угодника Божия, великого русского полководца и государственного деятеля — святого благоверного князя Александра Невского. Во исполнение определения Священного Синода и благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в епархиях на территории Российской Федерации и Республики Беларусь организован крестный ход с честными мощами благоверного князя. По благословению Святейшего Патриарха крестный ход начался 12 июня сразу в четырех направлениях: — исторический крестный путь, которому было дано начало в Москве от Храма Христа Спасителя, прошел по местам жизни и деятельности князя, а также по маршруту перенесения его мощей в XVIII веке из города Владимира в Шлиссербург; — южный крестный ход, отправившийся в путь из Ростова-на-Дону, прошел по городам Южного и Северо-Кавказского федеральных округов; — восточный крестный ход, начальной точкой которого стал Екатеринбург, посетил города на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока. Самой восточной его точкой стал Анадырь — административный центр Чукотского автономного округа, расположенный на крайнем северо-востоке России; — крестный ход по Центральной России и Республике Беларусь, путь которого завершается 14 ноября в городе Городец, этот крестный ход начался в Давидовой пустыни в Подмосковье, охватил 38 городов Союзного государства России и Белоруссии. Перед вынесением ковчегов с мощами во всех храмах прошли богослужения, они были открыты для посещения всем верующими. На протяжении крестного хода каждому пришедшему поклониться святыне дарили на память о 800-летии святого князя Александра Невского его образок с Патриаршим благословением. В общей сложности в различных городах было роздано около миллиона икон. Проект реализован по благословению Святейшего Патриарха Кирилла при организационной поддержке Благотворительного фонда равноапостольного князя Владимира. В ходе пребывания в различных епархиях представители фонда передавали в воскресные школы и библиотеки детские книги об Александре Невском. В ходе четырех крестных ходов было подарено порядка полутора десятков тысяч экземпляров книжной продукции.

С Днем памяти святого благоверного Князя Александра Невского

Западные и русские свидетельства находятся в непримиримом противоречии между собой: согласно первым, жизни на озерном льду лишились 26 рыцарей, согласно вторым — 400, что значило бы: после встречи с русскими орден потерял большинство своих воинов. Иностранные авторы, отдавая предпочтение латинским хронистам, ставят значение битвы под сомнение. Но невозможно оспорить главное достижение Александра — изгнание крестоносцев из Пскова и освобождение территорий, по своей площади сравнимых с западноевропейским королевством. Победив ливонцев, как до того шведов, князь возвратился на родину с триумфом. Матерь римская Политика Александра во второй половине 1240-х привела к его канонизации православной церковью как защитника восточного христианства — на языке средневековой культуры благоверного князя. Это значило: в ходе переписки с папой Иннокентием IV, убеждавшим его принять католицизм, Александр от этой возможности отказался.

Предложение папа делал ему в таких словах: "Вот о чем светлость твою просим, напоминаем и ревностно увещеваем, дабы ты матерь Римскую церковь признал и ее папе повиновался, а также со рвением поощрял твоих подданных к повиновению апостольскому". Кремль с нуля: как стихийное бедствие раз и навсегда изменило облик Москвы Александр ответил не сразу. Между тем в письме папы утверждалось, что отец князя — великий князь владимирский Ярослав Всеволодович прежде ответил согласием - принял католицизм перед смертью: "Ибо, как стало нам известно из сообщения возлюбленного сына, брата Иоанна де Плано Карпини из ордена миноритов, поверенного нашего, отправленного к народу татарскому, отец твой, страстно вожделев обратиться в нового человека, смиренно и благочестиво отдал себя послушанию Римской церкви, матери своей, через этого брата, в присутствии Емера, военного советника. И вскоре бы о том проведали все люди, если бы смерть столь неожиданно и счастливо не вырвала его из жизни". Исследователи действительно считают смерть Ярослава Всеволодовича не до конца объясненной: иногда полагают, что он был отравлен в Орде.

Расправиться с древнерусским правителем могли, если его подозревали в бунте. А условием подготовки к выступлению вполне мог бы оказаться союз с Римской католической церковью. Основания для выбора в пользу Святого престола имелись. Падение Константинополя в 1204 году снизило престиж православного христианства в средневековом мире. В том же году болгарский правитель Калоян заключил унию с Римской церковью.

В царствование Ивана Грозного началась и монументальная пропаганда образа Александра Ярославича. В построенном по указанию царя храме Василия Блаженного была помещена большая икона «Святой Александр Невский с деянием», где изображены 32 его прижизненных подвига и посмертных чуда. Востребованный Романовыми Пришедшие к власти цари из династии Романовых продолжили чествование Александра Ярославича, хотя, в отличие от Рюриковичей, не были его прямыми потомками. Романовым, взошедшим на престол в результате победы над поляками, тоже нужен был символ борьбы с Западом. При них около 1630 года в Московском Кремле был воздвигнут первый на Руси храм во имя святого Александра Невского. Новую смысловую нагрузку образ Александра Ярославича получает при Петре I , который объявляет его «небесным покровителем» Петербурга царствующей династии и Российской империи. Пётр Алексеевич был первым из русских царей, сделавшим Александра и своим официальным небесным покровителем.

Первый российский император считал, что родился с Александром в один день — 30 мая. И даже сына, родившегося в 1691 году, Пётр назвал в честь покровителя правда, Александр Петрович умер в младенчестве. В 1710 году у впадения в Неву речки Чёрной Пётр лично выбрал место для строительства монастыря в честь Александра Невского. К летописной Невской битве это место отношения не имеет, так как устье реки Ижоры, где она состоялась, находится от него в сорока километрах. Но Петру нужен был монастырь в самой столице, а не в её дальнем пригороде. В 1723 году Святейший синод постановил перенести мощи Александра из Владимира в Александро-Невский монастырь в действительности останки, которые монахи Рождественского монастыря выдавали за мощи князя, погибли при пожаре ещё в 1491 году. Маршрут был устроен так, чтобы ковчег с ракой следовал через крупные населённые пункты.

Весь этот путь кортеж под охраной почётного воинского эскорта двигался в окружении духовенства, скопления народа, нищих и юродствующих. Перенесение мощей Александра Невского Петром I. Далее по Волхову на Ладожское озеро и Неву. Через месяц ковчег прибыл в окрестности столицы. На этом церемонию прервали на целый год: Пётр решил устроить торжественную встречу мощей в очередную годовщину заключения Ништадтского мира. Пётр занял место рулевого. Петру принадлежит и идея учреждения ордена в честь Александра Невского.

Но наградить этим орденом он никого не успел по причине скоропостижной смерти. Марта Скавронская, оказавшаяся волею судеб на русском престоле после смерти мужа под именем Екатерины I, стремясь завоевать расположение подданных, выступила как продолжательница его дел.

Князь был очень красив внешне, что удачно сочеталось с его внутренней красотой: иностранные посланники называли этого русского князя вторым Иосифом Прекрасным. Он принял благословение на ратное и княжеское служение от епископа Симона Суздальского.

В пятнадцать лет Александр становится князем вольного и свободолюбивого Новгорода. В самом начале княжения Александра Ярославича с Запада двинулись на Русь рыцари-крестоносцы, стремившиеся захватить русские земли и «огнем и мечом» обратить Русь в католичество. Рыцари пользовались тем, что на Русь с Востока наступали несметные монгольские орды. Уже тогда молодой князь выбрал путь примирения, насколько возможно, с Золотой Ордой и борьбы с воинственным западным противником: так было завещано ему отцом.

В 1240 году шведский король послал на Новгород большое войско под командованием своего зятя ярла то есть — князя Биргера. Помолившись Богу в Новгородском Софийском соборе, не достигший еще и двадцатилетнего возраста Александр отправился на битву с небольшим войском, которое напутствовал словами: «Не в силе Бог, а в правде.

На выставке впервые экспонируется икона святого Александра Невского, написанная в 2023 году сотрудником ГМП «Исаакиевский собор» иконописцем Георги Панайотовым. Еще один образ — икону «Святой благоверный князь Александр Невский» с клеймами и с молитвой святому — написал иконописец Алексей Анатольевич Новиков специально для Музея Мирового океана. Более сорока фотографий покажут посетителям выставки образы Александра Невского, святого защитника и небесного покровителя Русской земли, в убранстве Исаакиевского и Сампсониевского соборов и храма Воскресения Христова Спас на Крови. В этих храмах многочисленные изображения святого Александра Невского выполнены лучшими мастерами живописи, бронзы, мозаики.

Представленные фотографии созданы замечательными современными профессиональными фотохудожниками, благодаря их работе у зрителя появилась уникальная возможность рассмотреть фрагменты произведений с изображениями образов Александра Невского, в том числе находящихся в соборах на большой высоте, во всех подробностях и оценить размах и грандиозность убранства памятников. Несмотря на сложность съемочного процесса фотографам удалось в полной мере передать замысел мастеров искусств прошлых столетий, оставивших в пространствах Исаакиевского и Сампсониевского соборов, а также храма Воскресения Христова, исключительные свидетельства своего почитания святого благоверного князя, небесного покровителя Северной столицы.

Где находятся мощи святого

  • Святой князь Александр Невский
  • Св. блг. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ |
  • С Днем памяти святого благоверного Князя Александра Невского
  • Меню раздела
  • Почему раку Александра Невского решили передать из Эрмитажа в монастырь? - Узнай Россию

Невского причислили к лику святых за защиту православной веры — иерей Максим Васильев

день памяти святого благоверного князя Александра Невского. В ноябре исполняется 760 лет со дня завершения земного пути Александра Невского, а в 2024 году в Русская православная церковь будет широко отмечать 300-летие перенесение мощей святого благоверного князя из Владимира в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. Князь Александр Невский были причислен Русской православной церковью к лику святых в 1547 году. Почему Александр Невский – один из многочисленных князей рода Рюриковичей – стал чуть ли не главным персонажем отечественного пантеона национальных героев?

История Колывани и храмы района

  • Житие Александра Невского
  • Дни памяти
  • Святой благоверный князь Александр Невский
  • Благоверный князь Александр Невский | 05.12.2023 | Московский Данилов монастырь
  • Меню раздела

Защищая Отечество. Александр Невский – воин, миротворец, молитвенник

27 ноября 2022 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, день праведной кончины святого благоверного князя Александра Невского, в храме во имя Феодоровской иконы Божией Ма. Орден святого Александра Невского был учрежден Екатериной II и до сих пор покрытый рубиновой эмалью позолоченный четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами вручается за особые заслуги перед отечеством в дипломатической и миротворческой. 27 ноября 2022 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, день праведной кончины святого благоверного князя Александра Невского, в храме во имя Феодоровской иконы Божией Ма.

С Днем памяти святого благоверного Князя Александра Невского

последние новости сегодня на Александр Невский больше не святой для Православной церкви Украины. Выражение «ничего святого» парадоксально стопроцентно относится к нынешней автокефальной украинской церкви. Почему Александр Невский причислен к лику святых | ФОТО из архива редакции. Орден Александра Невского. Жизнь, ставшая житием. История почитания святого благоверного князя. В Петербурге отмечают День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. В честь важного для православных христиан события к горожанам обратился Александр Беглов.

Святой князь Александр Невский – один из самых почитаемых русских святых

В декабре 1230 года новгородцы в третий раз пригласили Ярослава. Тот спешно приехал в Новгород, заключил договор с новгородцами, но пробыл в городе лишь две недели и вернулся в Переяславль. На княжении в Новгороде вновь остались его сыновья Федор и Александр. Новгородское княжение Александра Так, в январе 1231 года Александр формально стал новгородским князем. До 1233 года он правил вместе со своим старшим братом. Но в этом году Федор умер его внезапная смерть случилась перед самой свадьбой, когда все уже было готово к свадебному пиру. Реальная же власть целиком оставалась в руках его отца. Вероятно, Александр принимал участие в отцовских походах например, в 1234 году под Юрьев, против ливонских немцев, и в том же году против литовцев.

В 1236 году Ярослав Всеволодович занял освободившийся киевский престол. С этого времени шестнадцатилетний Александр становится самостоятельным правителем Новгорода. Начало его княжения пришлось на страшную пору в истории Руси — нашествие монголо-татар. Погибли многие князья, в том числе дядя Александра великий князь Владимирский Юрий Всеволодович и все его сыновья. Великокняжеский престол получил отец Александра Ярослав 1239. Происшедшая катастрофа перевернула весь ход русской истории и наложила неизгладимый отпечаток на судьбы русских людей, в том числе, конечно, и Александра. Хотя в первые годы княжения ему и не пришлось непосредственно столкнуться с завоевателями.

Главная угроза в те годы исходила для Новгорода с запада. С самого начала XIII века новгородским князьям приходилось сдерживать натиск усиливавшегося Литовского государства. В 1239 году Александр строит укрепления по реке Шелони, защищая юго-западные рубежи своего княжества от литовских набегов. В том же году произошло важное событие в его жизни — Александр женился на дочери полоцкого князя Брячислава, своего союзника в борьбе с Литвой. Позднейшие источники называют имя княжны — Александра 3. Свадьбу устроили в Торопце — важном городе на русско-литовском пограничье, а повторный свадебный пир — в Новгороде. Еще большую опасность для Новгорода представляло продвижение с запада немецких рыцарей-крестоносцев из Ливонского ордена Меченосцев объединившегося в 1237 году с Тевтонским орденом , а с севера — Швеции, которая в первой половине XIII века усилила наступление на земли финского племя емь тавастов , традиционно входившие в сферу влияния новгородских князей.

Можно думать, что известие о страшном Батыевом разгроме Руси побудило правителей Швеции к перенесению военных действий на территорию собственно Новгородской земли. Шведское войско вторглось в новгородские пределы летом 1240 года. Их корабли вошли в Неву и остановились у устья ее притока Ижоры. Поздние русские источники сообщают, что шведское войско возглавлял знаменитый в будущем ярл Биргер, зять шведского короля Эрика Эриксона и многолетний правитель Швеции, однако исследователи с сомнением относятся к этому известию. По свидетельству летописи, шведы намеревались «захватить Ладогу, попросту же сказать и Новгород, и всю область Новгородскую». Битва со шведами на Неве Это было первое по-настоящему серьезное испытание для молодого новгородского князя. И Александр с честью выдержал его, проявив качества не только прирожденного полководца, но и государственного мужа.

Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но в правде! По пути он соединился с ладожанами и 15 июля внезапно напал на шведский лагерь. Битва закончилась полной победой русских. Новгородская летопись сообщает об огромных потерях со стороны противника: «И пало их многое множество; наполнили два корабля телами лучших мужей и пустили впереди себя по морю, а для прочих выкопали яму и побросали туда без числа». Русские, по свидетельству той же летописи, потеряли всего 20 человек. Возможно, что потери шведов преувеличены показательно, что в шведских источниках нет упоминаний об этом сражении , а русских — преуменьшены. Сохранился составленный в XV веке синодик новгородской церкви Святых Бориса и Глеба в Плотниках с упоминанием «княжих воевод, и новгородских воевод, и всех избиенных братии нашей», павших «на Неве от немец при великом князе Александре Ярославиче»; их память чтили в Новгороде и в XV, и в XVI веках, и позже.

Тем не менее значение Невской битвы очевидно: шведский натиск в направлении Северо-Западной Руси был остановлен, а Русь показала, что, несмотря на монгольское завоевание, в состоянии защищать свои границы. Житие Александра особо выделяет подвиг шестерых «храбрецов» из полка Александра: Гаврилы Олексича, Сбыслава Якуновича, полочанина Якова, новгородца Миши, дружинника Савы из младшей дружины подрубившего златоверхий королевский шатер и Ратмира, погибшего в схватке. Рассказывает Житие и о чуде, совершенном во время битвы: на противоположной стороне Ижоры, где вовсе не было новгородцев, впоследствии нашли множество трупов павших врагов, которых поразил ангел Господень. Эта победа принесла громкую славу двадцатилетнему князю. Именно в ее честь он и получил почетное прозвище — Невский. Вскоре после победоносного возвращения Александр рассорился с новгородцами. Причины его конфликта с новгородцами неясны.

Можно предполагать, что Александр стремился властно, по примеру своего отца, управлять Новгородом, и это вызвало сопротивление со стороны новгородского боярства. Однако лишившись сильного князя, Новгород не смог остановить наступление еще одного врага — крестоносцев. В год Невской победы рыцари в союзе с «чудью» эстонцами захватили город Изборск, а затем и Псков — важнейший форпост на западных рубежах Руси. На следующий год немцы вторглись в новгородские земли, взяли город Тесов на реке Луге и поставили крепость Копорье. Новгородцы обратились за помощью к Ярославу, прося его прислать сына. Ярослав сначала отправил к ним своего сына Андрея, младшего брата Невского, но после повторной просьбы новгородцев согласился снова отпустить Александра. В 1241 году Александр Невский вернулся в Новгород и был восторженно встречен жителями.

Ледовое побоище И вновь он действовал решительно и без всякого промедления. В том же году Александр взял крепость Копорье. Немцев частью пленил, а частью отпустил домой, изменников же эстонцев и вожан повесил. На следующий год с новгородцами и суздальской дружиной своего брата Андрея Александр двинулся к Пскову. Город был взят без особого труда; немцы, бывшие в городе, перебиты или отосланы в качестве военной добычи в Новгород. Развивая успех, русские войска вступили в Эстонию. Однако в первом же столкновении с рыцарями сторожевой отряд Александра потерпел поражение.

Один из воевод, Домаш Твердиславич, был убит, многие взяты в плен, а уцелевшие бежали в полк к князю. Русским пришлось отступить. Немцы и эстонцы, двигавшиеся клином по-русски, «свиньей» , пробили передовой полк русских, но затем были окружены и полностью разбиты. В оценке потерь немецкой стороны русские и западные источники расходятся. Согласно Новгородской летописи, погибло бесчисленное множество «чуди» и 400 в другом списке 500 немецких рыцарей, а 50 рыцарей попали в плен. Рассказ об этой битве имеется и в так называемой Ливонской рифмованной хронике конца XIII века, но она сообщает лишь о 20 погибших и 6 пленных немецких рыцарях, что представляет собой, по-видимому, сильное преуменьшение. Впрочем, различия с русскими источниками отчасти могут быть объяснены тем, что русские считали всех убитых и раненых немцев, а автор «Рифмованной хроники» — только «братьев-рыцарей», то есть действительных членов Ордена.

Ледовое побоище имело огромное значение для судеб не только Новгорода, но и всей России. На льду Чудского озера была остановлена крестоносная агрессия. Русь получила мир и стабильность на своих северо-западных границах. В том же году между Новгородом и Орденом был заключен мирный договор, по которому состоялся обмен пленными, и возвращались все захваченные немцами русские территории. Летопись передает слова немецких послов, обращенные к Александру: «Что заняли мы силою без князя Водь, Лугу, Псков, Латыголу — от того всего отступаемся. А что мужей ваших в плен захватили — готовы тех обменять: мы ваших отпустим, а вы наших пустите». Битва с литовцами Успех сопутствовал Александру и в битвах с литовцами.

В 1245 году он нанес им жестокое поражение в ряде битв: у Торопца, под Зижичем и возле Усвята недалеко от Витебска. Многие литовские князья были перебиты, а иные захвачены в плен. Так были прекращены на время и литовские набеги на Русь. Известен еще один, более поздний поход Александра против шведов — в 1256 году. Он был предпринят в ответ на новую попытку шведов вторгнуться в пределы Руси и основать крепость на восточном, русском, берегу реки Наровы. К тому времени слава о победах Александра разошлась уже далеко за пределы Руси. Узнав даже не о выступлении русской рати из Новгорода, но только лишь о подготовке к выступлению, захватчики «побегоша за море».

На этот раз Александр направил свои дружины в Северную Финляндию, недавно присоединенную к шведской короне. Несмотря на тяготы зимнего перехода по заснеженной пустынной местности, поход закончился успешно: «И повоевали Поморье всё: одних убили, а других в полон взяли, и обратно возвратились в землю свою со множеством полона». Но Александр не только воевал с Западом. Около 1251 года был заключен договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Тогда же Александр вел переговоры о женитьбе своего сына Василия на дочери норвежского короля Хакона Хаконарсона. Правда, переговоры эти не увенчались успехом из-за вторжения на Русь татар — так называемой «Неврюевой рати». В последние годы жизни, между 1259 и 1262 годами, Александр от своего имени и от имени своего сына Дмитрия провозглашенного в 1259 году новгородским князем «со всеми новгородцы» заключил договор о торговле с «Готским берегом» Готландом , Любеком и немецкими городами; этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным на него ссылались даже в 1420 году.

В войнах с западными противниками — немцами, шведами и литовцами — ярко проявился полководческий талант Александра Невского. Но совершенно по-иному складывались его отношения с Ордой. Читайте также — Не в силе Бог, а в правде! Святой Александр Невский Отношения с Ордой После смерти в 1246 году отца Александра великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, отравленного в далеком Каракоруме, великокняжеский престол перешел к дяде Александра князю Святославу Всеволодовичу. Однако спустя год того сверг брат Александра Андрей, князь воинственный, энергичный и решительный. Последующие события не вполне ясны. Известно, что в 1247 году Андрей, а вслед за ним и Александр совершили поездку в Орду, к Батыю.

Тот отправил их еще дальше, в Каракорум, столицу огромной Монгольской империи «к Кановичам», как говорили на Руси. Братья вернулись на Русь лишь в декабре 1249 года. Андрей получил от татар ярлык на великокняжеский престол во Владимире, Александр же — Киев и «всю Русскую землю» то есть Южную Русь. Формально статус Александра был выше, ибо Киев по-прежнему считался главным стольным городом Руси. Но разоренный татарами и обезлюдевший, он полностью потерял свое значение, а потому Александр едва ли мог быть удовлетворен принятым решением. Даже не заезжая в Киев, он сразу же отправился в Новгород. Переговоры с папским престолом Ко времени поездки Александра в Орду относятся его переговоры с папским престолом.

Сохранились две буллы папы Иннокентия IV, адресованные князю Александру и датированные 1248 годом. В них предстоятель Римской церкви предлагал русскому князю союз для борьбы против татар — но при условии принятия им церковной унии и перехода под покровительство римского престола. Папские легаты не застали Александра в Новгороде. Однако можно думать, что еще до своего отъезда и до получения первого папского послания князь провел какие-то переговоры с представителями Рима. В ожидании предстоящей поездки «к Кановичам» Александр дал уклончивый ответ на предложения папы, рассчитанный на продолжение переговоров. В частности, он соглашался на построение в Пскове латинской церкви — кирхи, что было делом вполне обычным для древней Руси такая католическая церковь — «варяжская божница» — существовала, например, в Новгороде еще с XI века. Папа расценил согласие князя как готовность пойти на унию.

Но такая оценка была глубоко ошибочной. Оба папских послания князь, вероятно, получил уже по возвращении из Монголии. К этому времени он сделал выбор — и не в пользу Запада. Как полагают исследователи, увиденное на пути от Владимира к Каракоруму и обратно произвело на Александра сильное впечатление: он убедился в несокрушимой мощи Монгольской империи и в невозможности разоренной и ослабленной Руси противиться власти татарских «царей». Вот как передает Житие князя его знаменитый ответ папским посланникам: «Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем». Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем«.

Данные события важны не только с точки зрения защиты территорий, но и с точки зрения защиты православия», - отметил Максим Васильев. Он добавил, что этот факт никак не умаляет заслуг Александра Невского как талантливого полководца, одержавшего победу в противостоянии с крестоносцами. Напомним, на круглом столе прозвучали также доклады сотрудников Псковского музея-заповедника, Археологического центра Псковской области.

Присутствующие почтили память умерших ликвидаторов минутой молчания и возложили цветы к памятнику «Жертв ядерных катастроф». Более 70 жителей нашего района участвовали в ликвидации этой страшной трагедии.

Очевидно, что такие критерии, такие принципы, которыми истинная Церковь была верна, несмотря на самые сложные обстоятельства и самые агрессивные режимы, такие критерии для ПЦУ неудобны, нерентабельны и неинтересны. А почему?

Да потому, что служат они не Господу, а Госдепу. И эта перспектива стоит сегодня перед каждой церковной общиной. Сегодня в условиях глобального противостояния христианской цивилизации и западного антихристианского катка Вселенская Церковь стоит перед выбором — быть верной Господу или Госдепу, то есть, либо идеалам Евангелия и святых отцов, либо идеологии транснациональных корпораций и интересам политических лоббистов, которые всей своей деятельностью приближают власть антихриста. Так уж вышло, что сегодня в современном мире, в глобальной политической игре религиозный фактор разыгрывается как карта. Американский однополярный мир всеми силами пытается сохранить свое тоталитарное доминирование. И там, где Православная Церковь играет хоть какую-то роль в жизни народа, она будет поставлена перед этим выбором — Господь или Госдеп. И как вы понимаете, перспектива этой дилеммы весьма апокалиптичная.

Именно такую характеристику ей дал Святейший Патриарх, выступая недавно в Совете Федерации видеоцитата : «Нам говорят: «Ну что же, весь мир так, а вы иначе? Но очень важно, чтобы наша страна, опирающаяся на многовековую духовную и культурную традицию, сформировавшая свой кодекс нравственных ценностей, была способна в каком-то смысле возглавить сопротивление — невероятное слово сейчас скажу! Сопротивление пришествию в мир глобального зла». Глобальное зло. Вот что воюет сегодня с Православием на Украине. Поэтому нет ничего удивительного в том, что политическая церковь Украины — а именно так наиболее точно можно расшифровать аббревиатуру ПЦУ — нет ничего удивительного, что эта структура в угоду интересам глобальных корпораций глумится над святыми и святынями. Вот посмотрите, во что они превратили Лавру.

В день памяти Александра Невского

И эту опасность прозрел молодой князь Александр Невский и понял, с кем нужно бороться, не жалея жизни своей. Не имея шансов победить, он наголову разгромил шведов, и это была действительно большая победа, оградившая землю Русскую от оккупации, которая могла нанести урон ее духовной жизни. Святой благоверный князь Александр Невский совершил много важных деяний, одержал немало побед над врагом, который своей возможной оккупацией земли Русской мог принести духовную погибель, изменить духовный, религиозный, культурный код страны. Сейчас обо всем этом мы говорим в современных категориях мысли, такого языка Александр Невский не использовал и не знал, но разумом своим, сердцем своим, интуицией своей, если хотите, прозревал подлинную опасность. И народ наш сохранил подлинный суверенитет, так что даже самые страшные мировые войны не сумели нанести ему духовный вред. Пролилось много крови, но пример Александра Невского и в грозные годы Великой Отечественной войны вдохновлял наших воинов защищать не только богатства земли нашей, не только политический суверенитет, но и наш духовный суверенитет, нашу веру, нашу традицию, духовное основание нашей личной и общественной жизни.

Вспоминая святого благоверного князя Александра Невского, мы возносим молитвы, чтобы он, предстоя Господу, защитил и сегодня страну нашу. Мы вошли в полосу очень непростых отношений с целым рядом стран, и дай Бог, чтобы милость Божия отвела от Отечества нашего страдания и скорби, отвратила тяжелейшие последствия для национальной жизни. Сегодня мы возносим молитвы святому Александру Невскому с той же самой просьбой, с которой возносили ему молитвы многие поколения православных людей, когда сталкивались с опасной силой, могущей радикально повлиять на духовную жизнь народа. Верим, что молитвами святого благоверного князя Александра Невского Господь и сегодня защитит Отечество наше, сохранит всех нас в мире. Всех нас, то есть всех людей по одну и по другую сторону границ, потому что не может быть мира в одном месте, когда идет тяжелая война в другом.

Музей передал внешний серебряный саркофаг и внутренний деревянный ковчег, из которых состоит рака. После завершения реставрации РПЦ получит пирамиду из пяти ярусов, два подсвечника, а также две трофейные композиции из оружия и знамен. За сохранностью раки будут следить специалисты Эрмитажа.

И они восстают из руин.

Пример тому — этот древний храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Сколько трудов понес владыка, сколько молитв было вознесено к Богу и святому князю Александру, окончившему земной путь в нашем монастыре! И теперь мы с вами имеем возможность молиться в великолепном возрожденном соборе. Помощи Божией Вам, владыка, собратьям-архипастырям, всем вам, братья и сестры!

Управляющий Городецкой епархией преподнес в дар правящим архиереям Библию, викарным — Священное Писание Нового Завета. Затем митрополит Георгий обратился к собравшимся со словом, в котором поздравил их с днем памяти святого князя Александра Невского. Он также поздравил Николая Полякова с недавним юбилеем и преподнес ему заздравную просфору и икону преподобного Серафима Саровского. Глава митрополии отметил, что с большой духовной радостью переступил в этот день порог Феодоровского храма.

В торжественном мероприятии приняли участие глава городского округа Калининграда О. Аминов, начальник музея-памятника «Спас на Крови» сотрудник Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» И. В экспозицию выставки вошла икона XIX века «Святой благоверный князь Александр Невский» из собрания Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», а также портрет императора Петра I, при котором почитание святого князя приобрело общегосударственное значение. На литографии Анри Дюрана изображен монастырь Александра Невского, куда в 1724 году были перенесены мощи святого. Также на выставке представлен уникальный портрет Александра II работы художника А.

Стрелковского, недавно поступивший в фонды петербургского музея.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий