Темпы наращивания мировой добычи лития значительно опережают прирост его запасов (происходящий за счет разведки новых залежей): так, в минувшем десятилетии добыча возросла в 2,5 раза, тогда как запасы — менее чем на 1/3. | — Крупнейшее в мире месторождение лития было обнаружено внутри древнего супервулкана в США, образовавшегося примерно 16 млн лет назад, пишет Business Insider. С этого года совместное предприятие "Росатома" и "Норникеля" — "Полярный литий" —начинает разработку крупнейшего месторождения Колмозерское в Мурманской области.
Содержание
- Казахстан готов раскрыть потенциал по литию — Новости — Forbes Kazakhstan
- Охота на литий. Германия раскрыла планы по захвату Донбасса
- Автор Die Welt заподозрил РФ в попытке создать новую ловушку для Запада
- Чибис заявил о возможности РФ войти в топ-3 по запасам лития
- В Гане может появиться крупный производитель лития
- Росатом вложился в разработку крупнейшего в мире месторождения лития
СМИ: эксперты выразили сомнение в желании талибов* разрабатывать богатые месторождения лития
Невзирая на заявления промышленников, что все будет соответствовать высочайшим экологическим стандартам. Аналогичная ситуация складывается вокруг проектов в Португалии и Неваде. Протестующие против намерения компании Rio Tinto добывать литий в Сербии блокируют шоссе. Фото: Shutterstock Есть ли альтернативные варианты Резкое увеличение спроса на литий породило массу исследовательских инициатив — все кинулись искать новые способы добычи, и тот, кто преуспеет, сорвет большой куш. Одной из самых перспективных технологий считается DLE — direct lithium extraction, или получение металла напрямую из рассола. Но первые результаты ожидаются только в следующем году, а на промышленные масштабы DLE, если все сложится благоприятно, выйдет только лет через десять — то есть насущные проблемы это никак не решает. Переработка использованных батарей тоже не панацея. Во-первых, это само по себе дело не слишком экологичное. Но главное, что старых аккумуляторов пока попросту мало: тот гигантский объем, который выпускается прямо сейчас, выйдет из эксплуатации только через несколько лет. Достойных альтернатив литиевым батареям пока тоже не предвидится. Несмотря на множество различных технологий, именно литий-ионные аккумуляторы остаются самым оптимальным вариантом по балансу стоимости, емкости, долговечности и безопасности.
Аналитики сходятся во мнении, что заметных подвижек в этой области можно не ждать как минимум ближайшие десять лет. Что все это значит Похоже, электромобильная революция если не отменяется, то может серьезно затянуться. Прогнозы показывают любопытную вещь: прямо сейчас спрос на литий примерно соответствует предложению, а меры по увеличению добычи на существующих мощностях должны привести даже к некоторому избытку в 2025-2028 годах. Но при заданных темпах развития электрического транспорта литиевая индустрия просто не успеет масштабироваться настолько же быстро, и уже с 2029-го может начаться дефицит ресурсов в размере 200-300 тыс.
Речь идет о добыче лития в Боливии. Страна ищет партнеров, которые помогли бы ей в работе с крупнейшим месторождением лития. Одним из претендентов может выступить Россия Добыча лития в Боливии. Речь идет о литии, который широко используется в производстве аккумуляторов, в том числе для электромобилей. Россия может получить контроль над месторождением лития в Боливии, запасы которого оцениваются в 21 млн тонн, если это произойдет, Европа окажется в еще большей зависимости от Москвы, говорится в публикации. В ближайшее время Боливия планирует объявить о выборе иностранных партнеров для разработки своих запасов лития.
Таким образом литий производится в так называемом «литиевом треугольнике», расположенном в Андах на границах Аргентины, Боливии и Чили. Там находится более половины мировых запасов лития. Более дорогим способом является рудный, когда металл добывают в шахтах или карьерах из пегматитов — горных пород, содержащих разные металлы, включая литий. Литий также можно получать из отвалов отработанной руды, где металл сохранился, поскольку устаревшие технологии не позволяли извлекать его полностью, и из вышедших из употребления аккумуляторов. Прогнозные объемы запасов лития в России служба оценивает в 1 млн т. Больше всего лития добывалось в Австралии — 55 000 т, Чили — 26 000 т, Китае — 14 000 т и Аргентине — 6200 т. Боливия в списке крупных производителей не числится. Мировое потребление лития двойной клик - редактировать изображение В целом, общемировое потребление лития к 2025 году составит не менее 200 тыс. Международный валютный фонд МВФ уже предупредил, что к 2040 году рынок стратегических полезных ископаемых, таких как медь и литий, может увеличиться в четыре раза. По словам официальных лиц, этот шаг направлен на борьбу с изменением климата, а также на то, чтобы сделать США более энергетически независимыми и безопасными, поскольку военные действия на Украине нарушили мировые рынки нефти. Поэтому 2 мая 2022 г. Министерство энергетики направило 3,16 миллиарда долларов на поддержку производства, обработки и переработки аккумуляторов, финансируемых двухпартийным законом об инфраструктуре. Байден ранее поставил цель, чтобы к 2030 году электромобили составляли более половины всех продаж автомобилей. Закон об инфраструктуре также включает 7,5 миллиардов долларов на зарядные устройства для электромобилей, 5 миллиардов долларов на электрические транзитные автобусы, 5 миллиардов долларов на экологически чистые и электрические школьные автобусы. По словам директора Национального экономического совета Брайана Диз, финансирование поможет защитить цепочку поставок аккумуляторов и нарастить мощности, а также улучшит конкуренцию в США. Но это также имеет последствия для национальной безопасности на фоне более широких проблем энергетической безопасности и независимости, которые были выявлены во время военных действий на Украине. Это поможет гарантировать частные инвестиции и «запустит десятки компаний по всей территории Соединённых Штатов для наращивания мощностей, чего мы не делали десятилетиями», — сказал Диз. По словам официальных лиц, финансирование будет распределяться через федеральные гранты, и официальные лица рассчитывают выделить до 30 грантов после технических и коммерческих обзоров и оценок. В декабре 2021 г. Министерство энергетики США опубликовало список из 13 новых отечественных заводов по производству аккумуляторов для электромобилей, которые планируется запустить в ближайшие пять лет, восемь из которых являются совместными предприятиями производителей аккумуляторов и автопроизводителей. В США из-за возросшего спроса на электромобили в технологию извлечения лития были вложены значительные средства. Сейчас основное внимание уделяется прямой экстракции лития DLE. Эта технология направлена на извлечение лития из рассола с использованием фильтров и мембран. Хотя такие методы успешны, неясно, можно ли их масштабировать для коммерческого производства. Технология DLE требует огромного количества питьевой воды и электричества. Прежде чем США смогут увеличить производство лития, потребуется четкий план. Поскольку ресурсы ограничены, это дает больше поводов для критики инвестиций в литий. Важным остается вопрос, способны ли США избавиться от зависимости от импорта лития? Литий имеет решающее значение для успешного будущего чистой энергетики. Но в США добыча лития — крайне спорная тема. По иронии судьбы, традиционная добыча лития наносит значительный ущерб окружающей среде, загрязняя местные грунтовые воды и потенциально убивая исчезающие виды. Существуют более экологически чистые источники лития. Во-первых, литий можно перерабатывать. Существующие геотермальные электростанции, расположенные под озерами в Калифорнии, могут быть еще одним источником лития, поскольку они выпускают пар, насыщенный литием, который можно извлекать с помощью устройств, называемых скрубберами, одновременно производя зеленую энергию и литий. Губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом недавно заявил, что добыча лития в Солтон-Си может сделать этот регион «литиевой Саудовской Аравией». Геотермальные технологии помогут извлечь большое количество лития, скрытого в природных горячих рассолах. Растворы улавливают многие элементы, содержащиеся в породе, в том числе литий. С помощью этого метода решается ранее упомянутая проблема водоснабжения. Геотермальные электростанции используют тепло земли для производства пара. Это позволяет им запускать турбины, необходимые для производства электроэнергии. Если текущие испытания пройдут успешно, 11 существующих ГеоЭС вдоль Солтон-Си могут производить достаточно металлического лития, чтобы удовлетворить весь спрос США 10 раз. Cypress Development Corp недавно объявила о результатах своего экспериментального завода по извлечению лития в долине Амаргоса, штат Невада. Литий, извлеченный с помощью ионного обмена, может похвастаться превосходной эффективностью разделения. В 700 км от CentrePort Canada компания Snow Lake Lithium создает первую в мире полностью электрическую, полностью возобновляемую литиевую шахту. Тем временем компания Snow Lake Resources Ltd. Компания назвала исследование «стратегически важным шагом» на пути к созданию первого в Северной Америке полностью возобновляемого, полностью электрического и полностью интегрированного предприятия по переработке лития. Исследования ускорят переход компании к коммерческому производству лития. Они определяют технологии, инновации, навыки и потенциальных партнеров, необходимых для создания завода по производству гидроксида лития мирового класса в Манитобе. Ожидается, что создание завода по производству гидроксида лития сильно повлияет на промышленность Северной Америки. В частности, это позволит интегрировать внутренние поставки важнейшего ресурса компаниям, производящим электромобили.
Аукцион на месторождение пройдет в 2023 году. Еще один проект по производству лития намерены запустить «Ирку тская нефтяная компания» и «Газ пром» — о ни хотят добывать металл из минерализованных подземных вод в Иркутской области. Производство не успевает за растущим спросом. С начала пандемии, то есть с момента, когда западные страны еще не приняли ускоренный курс на «озеленение» экономики, количество электромобилей в мире выросло втрое и в конце 2022 года достигло 30 млн единиц. Больше всего электрического транспорта продается в Китае, где его главный производитель — компания BYD — уже обогнала по продажам американскую Tesla. Стоит ли покупать электромобильДействительно ли он выгоден и экологичен и появится ли у России свой электрокар Динамика продаж «зеленых» автомобилей кратно превзошла прогнозы большинства аналитиков, включая представителей Междунаро дного энергетического агентства МЭА. Согласно большинству прогнозов, к 2025-му оно вырастет в пять раз, что будет подстегивать добытчиков лития наращивать производство. При этом некоторые страны, например США, уже разработали стратегии полной декарбонизации транспорта к середине XXI века и будут все быстрее отказываться от машин с двигателем внутреннего сгорания. Литиевые аккумуляторы отличаются невероятно высокой плотностью энергии и удельной энергией — проще говоря, они обладают большой мощностью при скромном размере и способны выдерживать куда больше циклов перезарядки, чем их предшественники. Конечно, добыча лития и производство батарей не проходят бесследно для природы, однако оказывают на нее куда меньшее воздействие, чем добыча, переработка и использование ископаемого топлива. Ежегодно одни только угольщики достают из-под земли 8 млрд т горной породы, а переход к чистой энергии в соответствии с целями Парижского соглашения потребует не более 3,5 млрд т различных минералов в течение следующих 30 лет, согласно оценкам Всемирного ба нка. Планета гибнет за металлКак цифровизация и возобновляемая энергетика уничтожат жизнь на Земле Использование транспорта на литиевых аккумуляторах экологичнее бензина, дизеля и газа, поскольку не влечет за собой выбросы парниковых газов и вредных соединений в воздух, загрязнение водных источников. Впрочем, экологичность зарядки машины на литиевой батарее будет всецело зависеть от того, насколько «зеленая» энергия подается в сеть.
7 стран, лидирующих по производству лития
Так, для производства аккумуляторов электромобилей наиболее широко используется карбонат лития, однако со временем расширяется применение в этом секторе гидроксида лития, необходимого для аккумуляторов с высоким содержанием никеля в катоде. Кроме того, распространение батарей с твердым электролитом расширит применение металлического лития. Увеличение спроса на определенные формы лития требует адаптации производственной базы. В ряде случаев она происходит сама собой: так, упомянутое расширение рудной добычи лития в Австралии благоприятствует наращиванию поставок на рынок гидроксида лития, поскольку при этом типе добычи данное соединение получается по более короткой технологической схеме, чем при разработке рассолов минуя производство карбоната. По разным оценкам, при увеличении спроса на литий подобными темпами нынешних возможностей его добычи будет достаточно еще несколько лет; без масштабных инвестиций во второй половине текущего десятилетия может возникнуть дефицит лития. Еще раньше проявится нехватка литиевых соединений, таких как гидроксид. Решить проблему может расширение добывающей и перерабатывающей базы. С середины 2010-х годов наблюдается существенный рост объема инвестиций в проекты по добыче лития, в том числе в сравнении с капиталовложениями в поставку ряда других ключевых металлов, используемых в энергетике. Ведущие поставщики реализуют проекты существенного расширения мощностей. Этих и еще нескольких крупных проектов, предполагающих ввод в эксплуатацию новых мощностей в течение ближайших трех лет, хватит для удовлетворения спроса на литий до конца нынешнего десятилетия при его росте примерно текущими темпами. Однако выполнение обязательств Парижского соглашения по климату, которые приняли почти все страны мира, требует ускорения темпов внедрения низкоуглеродных технологий, включая электромобили и накопители энергии.
В случае ужесточения во многих странах мер климатической политики с целью наверстать отставание в реализации Парижского соглашения спрос на литий может дополнительно увеличиться, и тогда реализуемых сегодня проектов расширения производства может оказаться недостаточно. Выходом может стать реализация ряда других проектов, многие из которых пока находятся в стадии рассмотрения; некоторые из них предполагают освоение альтернативных нынешним видов природного сырья и внедрение новых технологий, способных повысить производительность. К последней категории относятся среди прочего прямая экстракция лития из рассолов без их выпаривания крайне длительного процесса, занимающего больше года при нынешних технологиях ; освоение рапы геотермальных источников; извлечение лития из сырья с низким содержанием металла, например из глинистых отложений или отвалов добычи других полезных ископаемых. Имеется в виду, например, извлечение лития из отслуживших аккумуляторов, которое сегодня практикуется единичными компаниями в незначительных масштабах, прежде всего в США и Европе. Шансы на расширение «вторички» связаны, в частности, с ожидаемым накоплением огромной массы отработавших батарей по мере быстрого развития электротранспорта и практики аккумулирования энергии в электроэнергетических системах: в ближайшие 10, тем более 20 лет, объем бывших в употреблении батарей увеличится на много порядков, что неизбежно потребует создания полноценной индустрии их утилизации. К решению этой проблемы уже готовятся в ряде государств и регионов. Парадоксальным образом рынок лития, служащий развитию чистой энергетики, в то же время сам порождает ряд специфических проблем для экологии и климата. Необходимость утилизации батарей — лишь один из примеров такого рода. Причем отмеченный выше сдвиг в сторону рудной добычи увеличивает такие риски на порядок в силу технологических особенностей этого производства. Далее, добыча лития из сподумена в несколько раз более энергоемка, чем из рассола считая затраты искусственных энергоисточников.
Наконец, технологии получения лития и его соединений требуют больших объемов воды — более значительных по сравнению с производством ряда других стратегических материалов; при этом в силу необходимости на месторождениях Южной Америки или случайности в Австралии крупнейшие поставляющие литий предприятия расположены в крайне засушливых районах с ярко выраженным дефицитом водных ресурсов. Водоемкое производство в этих условиях дополнительно нагружает аридную экосистему. Нет нужды доказывать, что уже произошедший и ожидаемый в дальнейшем многократный рост объемов производства лития, в сочетании с описанными структурными изменениями его производственной базы, дополнительно усиливает все перечисленные проблемы. На фоне ужесточения природоохранного законодательства и норм по эмиссии парниковых газов во многих странах, ведущих, по существу, к дальнейшей монетизации экологических и климатических издержек, эти проблемы станут факторами повышения себестоимости продукции.
Обозреватель Тайлер Коуэн считает, что если это открытие подтвердится, то инвестиции США в электромобили больше не будут так чреваты проблемами национальной безопасности. Корпорация Lithium Americas проделала большую работу, стоящую за этим открытием. Поиск новых месторождений лития набирает обороты, поскольку значительная часть мира остается недостаточно изученной. Bloomberg отмечает, что в 2022 году в мире насчитывалось 45 литиевых рудников, ожидается открытие еще 11 в этом году и еще семи — в 2024 году.
Общая добыча лития в мире в 2021 году составила около 100 тыс. Крупнейшие страны-производители: Австралия 55 тыс. При этом распределение стран-лидеров по запасам лития выглядит иначе. Все это данные на конец 2021 года. Россия тогда в первую десятку не входила, так как еще не вела добычу лития. Тем не менее по российским данным на территории страны разведано 17 месторождений лития. Еще около 1 млн тонн составляют забалансовые запасы, в том числе отвалы горных пород, возникшие в ходе добычи других полезных ископаемых. Но Россия не единственная страна, собирающаяся потеснить лидеров. В начале марта 2023 года появилась информация об обнаружении в Иране крупного месторождения лития. По данным Министерства промышленности, шахт и торговли Ирана MIMT , его запасы достигают около 8,5 млн тонн пригодного к добыче лития, что делает его вторым по величине на планете. В середине февраля 2023 года власти Индии объявили об открытии в штатах Джамму и Кашмир крупнейшего в мире месторождения лития с запасами 5,9 млн тонн. В числе прочего оно предусматривало разработку четырех литиевых месторождений. Разработкой лития собиралась заняться компания European Lithium принадлежащая австралийскому капиталу. Сейчас эти планы под вопросом, потому что одно из месторождений — в Крутой Балке недалеко от Запорожья — уже под российским контролем; еще одно располагается в нескольких километрах от линии фронта в находящейся под контролем ВСУ части Донецкой области.
В мире развернулась борьба за литий. Кто перехватит контроль над важнейшим ресурсом экономики будущего? Металл, который называют то «белым золотом», то «белой нефтью», приобретает все большее значение для ключевых экономик, которые развернули за него жесткую борьбу. С начала десятилетия литий подорожал на сотни процентов и еще не один год будет в дефиците — из-за нужд энергоперехода, активно идущего на Западе и в Китае. Геополитическая напряженность тем временем придала конкуренции за ценный ресурс исключительную важность: тот, кто не сможет обеспечить себя основным сырьем, обречен на поражение. Главным полем битвы за литий сегодня становится Африка, богатая многими минералами. Шансы на победу в этом сражении пока выше у Китая, но противник сдаваться не спешит. Сводки с фронта — в материале «Ленты. Металл, заряженный на успех В 2010 году ключевым потребителем лития в мире был сектор производства стекла и керамики, обеспечивающий 31 процент от общего спроса, который сам по себе был невелик. К началу 20-х годов ситуация резко изменилась: более 70 процентов металла стало уходить на производство литиевых батарей, используемых в огромном количестве современных устройств — от ноутбуков до фотоаппаратов. Основной импульс трансформации задало появление и стремительный рост популярности электрокаров, в которых на один аккумулятор уходит в среднем восемь килограммов лития. Нынешние недельные объемы продаж таких авто сопоставимы с теми, что десять лет назад фиксировались за год. В прошлом году в мире было продано 10,5 миллиона машин с электродвигателем — вполовину больше, чем в 2021-м. К концу текущего года их общее число будет составлять около 40 миллионов. С 2010 по 2021-й объемы увеличились в четыре раза, до 546 тысяч тонн эквивалента карбоната лития lithium carbonate equivalent, LCE — стандартизированная единица измерения, которая может быть использована для различных соединений лития.
Почему в России перестали добывать литий
- Почему в России перестали добывать литий
- ZDF: Россия получила доступ к миллионам тонн лития, оставив Германию ни с чем
- Россия может стать лидером по запасам лития
- Стратегическое сырье. Россия возрождает добычу лития | Ямал-Медиа
- Литиевый вопрос: сложности и перспективы
Состояние мирового рынка лития
Бывшее Завитинское месторождение лития в Читинской области. Не очень хорошая новость заключается в том, что одна страна доминирует на всем мировом рынке. Месторождение считается одним из крупнейших месторождений лития в мире. Колмозерское месторождение содержит 18,9% российских запасов лития, и это наиболее перспективное месторождение литиевых руд в стране. В силу невысоких содержаний лития в рудах собственно литиевые месторождения нерентабельны.
В России начнут добывать новую нефть - литий
Оно считается крупнейшим в России и наиболее перспективным. Лицензию на его освоение получила компания "Полярный литий".
Проточные бассейны на литиевом руднике в Чили.
Источник: Bloomberg. Однако промышленное освоение этого района не так легко как кажется. Кальдера МакДермитт имеет культурное значение для нескольких коренных народов, включая племена пайютов, шошонов и банноков, проживающих в Форт-МакДермитт.
Страдают те, кто больше всего связан с этой землей, а выгоду получают чужие люди».
Пока Европа импортирует от 75 до 100 процентов необходимых ей металлов, но Брюссель , наученный свежим опытом экстренного замещения поставок газа из России , осознает, что и эту зависимость необходимо снижать. Сетуют они и на бюрократические проволочки с получением разрешений на добычу. Вторую проблему в ЕС планируют разрешить установлением конкретных предельных сроков оформления документов, но аналитики опасаются, что это не станет принципиальным решением проблемы. Разрешения на разработку рудника лишилась австралийская Rio Tinto: президент страны Ана Брнабич после протестов экологических активистов объявила , что на проекте «поставлена точка».
Австралийская компания признает, что интерес к разработке никуда не делся. Как бы то ни было, в ближайшее время Европа будет серьезно зависеть от внешних поставок лития, полагают специалисты. Китай же, как считает глава готовящейся вести добычу в Германии Vulcan Фрэнсис Ведин, в первую очередь будет занят обеспечением поставок для собственной промышленности. КНР — уже сейчас лидер мирового перехода к электромобилям, в стране представлены сотни моделей таких авто. Продажи новых электромобилей и гибридов в прошлом году составили около шести миллионов единиц.
Каждая четвертая машина, приобретаемая в республике, оснащена электродвигателем, подавляющее большинство из них — местного производства. Изображение: JAC Китайский автопром становится и ключевым партнером российского рынка, в целом переживающего сейчас непростые времена. Электрокар «Москвич», который начали продавать в прошлом месяце, согласно данным Росстандарта , представляет собой вариант китайской машины от компании JAC. У России есть свои планы по развитию электромобильного сектора, хотя и сравнительно скромные: согласно концепции, принятой еще в докризисном 2021-м, собственное производство машин с электродвигателем к 2030 году запланировано на уровне 220 тысяч единиц. Что касается лития, то здесь ситуация в России пока отчасти сопоставима с европейской: страна полностью зависела от импорта сырья с 1997 года, когда закрылся проработавший более полувека рудник в Красноярском крае.
Собственной добычи не велось.
Однако, Россия располагает огромными запасами лития и в ближайшие 10 лет может стать одним из крупнейших производителей. Доклад Росконгресса "Остаток заряда: хватит ли новой экономике лития" указывает, что путем разработки собственных месторождений, Россия может войти в топ-5 производителей лития, следуя за Чили, Аргентиной, Китаем и Австралией.
В докладе отмечается, что балансовые запасы лития в России, учтенные в рудах 14 месторождений, составляют 3,5 миллиона тонн оксида лития, а забалансовые запасы равны около 1 миллиона тонн по всей стране. Тем не менее на российском рынке существует дефицит лития.
Гонка за третьим элементом: сумеет ли Россия стать конкурентом Илону Маску
Литий — металл, без которого наш мир не может существовать, ведь литий-ионные батареи создали наш перезаряжаемый мир. «Согласно текущим геологическим данным, Боливия является страной с крупнейшими в мире запасами лития — около 23 миллионов тонн», — отмечает автор немецкого издания. В Таиланде обнаружили месторождения лития с оценочными запасами 14,8 млн тонн. Так появился проект «Росатома» и «Норникеля» «Полярный литий» по освоению Колмозерского месторождения в Мурманской области. Росатом, Норникель и целый ряд других компаний планируют возобновление добычи лития на российских месторождениях, а также локализацию производства литиевых батарей для электротранспорта в Калининграде и Москве. По мнению Руслана Димухамедова, пересмотр режима гостайны для месторождений лития повысит инвестиционную привлекательность литиевых проектов.
Где найти «литиевую кровь» экономики будущего
Совместный российско-боливийский проект позволит создать в Боливии, стране с самыми богатыми запасами лития в мире, полноценную цепочку производства — от добычи литиевого сырья до получения рыночного продукта. | — Крупнейшее в мире месторождение лития было обнаружено внутри древнего супервулкана в США, образовавшегося примерно 16 млн лет назад, пишет Business Insider. Потенциальный размер 100% лития в России, на основе 17 литиевых и комплексных месторождений оценивается в 1,65кк тонн (1,65 млн тонн 100% лития). Удивительно, но при такой востребованности лития в промышленности, унифицированного способа рентабельного промышленного освоения литиевых месторождений нет. В августе 2022 г. производитель лития Gangfeng Lithium приобрел 100% долю в британской компании Bacanora Lithium, которой принадлежат литиевые месторождения в рамках проекта Sonora в Мексике.
Крупное месторождение лития нашли в Казахстане корейские ученые
Речь идет о недавно вышедшей на рынок разновидности литийионных батарей, в которых применяется твердый электролит, а литий используется не только в катоде, но и в аноде, причем в последнем — в наиболее концентрированной металлической форме. Подобные технологии придают дополнительное ускорение рынку лития. Ситуация на нем, в свою очередь, оказывает обратное влияние на рынки аккумуляторов. За прошедшее десятилетие себестоимость литийионных аккумуляторов снизилась примерно на порядок — в основном за счет развития массового производства и совершенствования технологий, а не изменения стоимости материалов которая в целом росла. Это означает, что доля материалов в цене увеличилась, а следовательно, стала более жесткой связь цены батареи и материалов. Это служит умеренным стимулом для разработчиков батарей «экономить» литий. Тем не менее потенциал дальнейшего роста спроса на литий в одном только секторе аккумуляторов огромен: в ближайшие десятилетия ожидается расширение рынков электромобилей и стационарных накопителей энергии на порядок. Сообразно этому должен расти и рынок лития. Так, по оценке IEA, для выполнения согласованных на глобальном уровне целей устойчивого развития необходимо за ближайшие 10 лет увеличить потребление лития в 5 раз, а за 20 лет — в 12 раз. И даже продолжение развития глобальной экономики в нынешнем русле то есть при значительном отставании роста чистых энерготехнологий, в частности, от целей Парижского соглашения по климату спрос на литий все равно увеличится в течение десятилетия в 2,5 раза, а на протяжении двух десятилетий — в 4,5 раза.
Между тем рынок лития меняется не только количественно, но и качественно, структурно. Так, для производства аккумуляторов электромобилей наиболее широко используется карбонат лития, однако со временем расширяется применение в этом секторе гидроксида лития, необходимого для аккумуляторов с высоким содержанием никеля в катоде. Кроме того, распространение батарей с твердым электролитом расширит применение металлического лития. Увеличение спроса на определенные формы лития требует адаптации производственной базы. В ряде случаев она происходит сама собой: так, упомянутое расширение рудной добычи лития в Австралии благоприятствует наращиванию поставок на рынок гидроксида лития, поскольку при этом типе добычи данное соединение получается по более короткой технологической схеме, чем при разработке рассолов минуя производство карбоната. По разным оценкам, при увеличении спроса на литий подобными темпами нынешних возможностей его добычи будет достаточно еще несколько лет; без масштабных инвестиций во второй половине текущего десятилетия может возникнуть дефицит лития. Еще раньше проявится нехватка литиевых соединений, таких как гидроксид. Решить проблему может расширение добывающей и перерабатывающей базы. С середины 2010-х годов наблюдается существенный рост объема инвестиций в проекты по добыче лития, в том числе в сравнении с капиталовложениями в поставку ряда других ключевых металлов, используемых в энергетике.
Ведущие поставщики реализуют проекты существенного расширения мощностей. Этих и еще нескольких крупных проектов, предполагающих ввод в эксплуатацию новых мощностей в течение ближайших трех лет, хватит для удовлетворения спроса на литий до конца нынешнего десятилетия при его росте примерно текущими темпами. Однако выполнение обязательств Парижского соглашения по климату, которые приняли почти все страны мира, требует ускорения темпов внедрения низкоуглеродных технологий, включая электромобили и накопители энергии. В случае ужесточения во многих странах мер климатической политики с целью наверстать отставание в реализации Парижского соглашения спрос на литий может дополнительно увеличиться, и тогда реализуемых сегодня проектов расширения производства может оказаться недостаточно. Выходом может стать реализация ряда других проектов, многие из которых пока находятся в стадии рассмотрения; некоторые из них предполагают освоение альтернативных нынешним видов природного сырья и внедрение новых технологий, способных повысить производительность. К последней категории относятся среди прочего прямая экстракция лития из рассолов без их выпаривания крайне длительного процесса, занимающего больше года при нынешних технологиях ; освоение рапы геотермальных источников; извлечение лития из сырья с низким содержанием металла, например из глинистых отложений или отвалов добычи других полезных ископаемых.
Элита делит доходы В Боливии объемы добычи лития пока не так велики, как в Аргентине и Чили, запустивших к себе множество западных компаний еще несколько лет назад. Низким темпам добычи способствуют как сугубо технические проблемы в содержащих литий боливийских соларах также велика доля магния, что затрудняет извлечение металла , так и неудачные попытки национального правительства развивать индустрию в прошлые годы. Ситуацию также осложняют внутриполитические скандалы местной политической элиты, стремящейся застолбить и поделить доходы от потенциального развития месторождений. Ярким примером этому служит февральский скандал с сыном действующего президента Боливии Луиса Арсе, которого обвинили в «незаконном лоббизме в рамках тендеров на освоение литиевых месторождений» и оказании посреднических услуг двум компаниям из России и одной — из США. При этом обвинители даже не удосужились проверить тот факт, что в тендере участвовала только одна российская компания. Интересно, что инициатором подобных атак является блок экс-президента, считающегося другом России, Эво Моралеса. При этом умысла навредить российским интересам здесь явно нет — Моралес активно пытается вернуть прежнее политическое влияние и добиться компенсационных выплат от потенциальных добытчиков лития для поддерживающих его индейских организаций. Еще раньше литиевый проект оказался под угрозой из-за серии декабрьских протестов в боливийском Санта-Крусе. Волнения спровоцировали кризис в отношениям между руководством страны и оппозиционными губернаторами и поставили под угрозу все ключевые российские проекты в стране. Под угрозой оказались как проекты, связанные с литием, так и Центр ядерных исследований и технологий в Эль-Альту и разработки газовых месторождений в Витиакуа, Асеро, Ла-Сейба и Мадиди. Произошло это после того, как весной 2022 года компании, добывающие литий в Аргентине и Чили, присоединились к западным санкциям и прекратили поставки в Россию. Миллиард из Пекина К задачам российской стороны не упускать из виду положение дел в политическом руководстве Боливии и воспользоваться важной победой в тендере необходимо добавить и третью — следить за китайскими компаниями, которые в делах добычи лития разыгрались не на шутку. В разработку богатейших месторождений Боливии китайские компании собрались инвестировать до одного миллиарда долларов. При этом они уже работают в Аргентине. С 2022 года в Ganfeng Lithium заявили о намерении расширить деятельность по добыче лития до 30 тысяч тонн в год, заплатив за это более 900 миллионов долларов.
Вместе с тем, редкоземельные металлы на государственном балансе учитываются по 70 месторождениям в качестве попутных компонентов. Наряду с этим, у нас есть большие перспективы для открытия новых месторождений редких земель в редкометалльных гранитах и пегматитах Северного в районе Кокшетауской редкометалльной провинции в пределах Кокшетауского срединного массива и Западного Казахстана в районе Мугоджарской редкометалльнойпровинции, в гранитах литий-фтористого типа , в Восточном регионе на юго-восточном окончании Чингиз-Тарбагатайской редкоземельной металлогенической зоны. Также литиевые проявления были выявлены в сорах солончаках Приаралья, Бетпакдалы и других районах на юге страны»,- отметил председатель fпавления АО «Национальная геологическая служба». Также Ерлан Галиев сообщил, что АО «Национальная геологическая служба» готово к партнерству с иностранными компаниями.
Во всяком случае, на эту революцию нацелены сразу три международных проекта с участием немецких фирм. Один реализует всемирно известная компания экспресс-доставки грузов DHL, входящая в состав немецкого почтового и логистического концерна Deutsche Post DHL. В августе прошлого года она заказала американскому авиастроителю Eviation 12 самолётов Alice для безэмиссионных воздушных перевозок посылок и корреспонденции. Управляемая одним пилотом, одна такая «штуковина» способна перевозить 1200 килограммов груза или девять пассажиров на расстояние до 815 километров. Потребуется около 30 минут, чтобы зарядить аккумуляторную батарею примерно на час полёта. Каждый электролёт стоит порядка 3,5 млн евро. Одновременно немецкий стартап Lilium объявил о контракте с бразильской авиакомпанией Azul. Она собирается приобрести у него 220 электрических бизнес-джетов. Сумма сделки - один миллиард долларов. Их предполагается использовать в крупнейшей южноамериканской городской агломерации Сан-Паулу для региональных перевозок по воздуху до шести пассажиров. Стартап Lilium основала в 2015 году группа выпускников Мюнхенского технического университета. Сначала они сосредоточились на проекте аэротакси, но затем пошли по пути разработки электрического бизнес-джета для перевозок не внутри города, а внутри региона. Выпускаться он будет на заводе под Мюнхеном, где уже трудятся порядка 600 человек в Баварии сейчас бурно развивается аэрокосмическая отрасль. А чуть раньше - в июле прошлого года - немецкий стартап Volocopter, специализирующийся на разработке авиатакси, купил своего многолетнего технологического и производственного партнёра DG Flugzeugbau и тем самым получил сертификацию Европейского агентства по авиационной безопасности EASA. Это существенно повышает конкурентные преимущества компании, намеренной приступить к регулярным внутригородским воздушным перевозкам самое позднее к следующим летним Олимпийским Играм в Париже. У модели 2X двенадцать винтов и два сиденья. Справка Созданная в 2011 году, компания Volocopter позиционирует себя в качестве «первопроходца в области городской аэромобильности» Urban Air Mobility, UAM.
Война за батарейки. Кому достанутся месторождения лития на Украине
Им разрешили разрабатывать два из трех литиевых солончаков – крупнейшее в мире месторождение Уюни, на которое приходится порядка четверти мировых запасов, и Койпаса. Крупные месторождения лития обнаружены в Таиланде, запасы руды в них могут достигать 14,8 млн т. Об этом сообщил телеканал Thai PBS. Совместное предприятие «Норникеля» и «Росатома» получило право на разработку крупнейшего в России месторождения лития по результатам аукциона, итоги которого были подведены 8 февраля, пояснили в госкорпорации.