В православии 15 февраля отмечается Сретение ― день, который знаменует собой поворотную точку в ходе зимы.
Что такое Сретение Господне, важный для каждого православного праздник
Сретение Господне: два тайных смысла праздника, что можно делать, а что нельзя | Февральский праздник Сретение Господне является одним из древнейших и почитаемых у христиан. |
Сретение Господне — что это такое? | Простыми словами | Что такое Сретение Господне? Когда этот праздник отмечают православные христиане, с чем он связан? |
Сретение Господне 15 февраля: традиции, приметы, что можно и нельзя делать
Праздник Сретения Господня — это переживание события, произошедшего в самом начале истории Нового Завета (Лк 2:22-39). Если на Сретение Господне птицы возвращаются в родные места или начинают возиться возле жилищ, это может говорить о скором приходе весны. Что за праздник Сретение Господне, когда отмечают в 2023 году, что произошло в этот день и как его правильно провести. На христианском Востоке со Сретением связывали воспоминание о моровой язве в Константинополе в 544 году, когда в день умирало от пяти до десяти тысяч человек. Если на Сретение Господне птицы возвращаются в родные места или начинают возиться возле жилищ, это может говорить о скором приходе весны. Сретение Господне или просто Сретение, Сретенье, Громницы, Очищение Марии, День свечей. В этом видео Вы узнаете, какой сегодня праздник, историю праздника и какие были традиции в Сретен.
Сретение Господне. Что можно и категорически запрещено делать 15 февраля
Можно предположить, что в IV - V вв. Здесь этот праздник имел неповторимый, уникальный характер как и другие праздники в Св. Земле , который не мог быть воспроизведен в богослужебном календаре других Поместных Церквей. В то же время именование Сретения лишь по формально-хронологическому признаку, — то есть сороковым днем от Рождества [6] , — указывает на то, что первоначально праздник Сретения не имел вполне самостоятельного значения, но рассматривался в качестве «отдания» всего сорокадневного цикла праздников, посвященных явлению в мир Сына Божия. Древнехристианские месяцесловы проходили в это время лишь первый этап своего формирования, и достоверными свидетельствами о богослужебном чествовании Сретения в других городах Восточной Римской империи историк не располагает. Обратившись к свидетельствам более позднего времени, мы смогли убедиться, что окончательное закрепление праздника Сретения в календаре столичной Церкви произошло не ранее первой половины VI века, после чего он в качестве официального государственного торжества стал распространяться по всей Империи. Однако конкретные обстоятельства и точная дата его введения в Константинополе , на основании имеющихся исторических источников, не могут быть определены так однозначно, как это делают популярные руководства по эортологии , варьируя, в сущности, позднесредневековую легенду.
Ежедневно погибали от пяти до десяти тысяч несчастных византийцев, остававшиеся в живых также не чаяли спасения, как неожиданно, — гласит легенда, — «во время этого небесного гнева, Бог открыл одному благочестивому мужу, что страдания прекратятся, если установлено будет торжество праздника Сретения Господня. В память сего события император Юстиниан Великий повелел по всей Империи своей торжественно чтить день 2-го февраля» [7]. Логика и назначение этого трогательного сказания полный текст которого легко найти в любом издании февральской Четьей Минеи хорошо понятны, и предъявлять к нему требования научно-исторического характера попросту неуместно. Напротив, в нашем случае не только уместно, но даже необходимо выяснить как соответствие сказания реальным историческим фактам, так и попытаться установить время и причину его возникновения. Обратимся теперь к конкретным свидетельствам древних авторов. Установление праздника императором Юстином I Уже на первом этапе работы, сопоставляя между собой сохранившиеся тексты, отмечаем, что не все средневековые источники относят официальное установление праздника Сретения ко времени Юстиниана I 527—565.
Так, хорошо известный в византийской и древнерусской историографии хронист Георгий Амартол IX в. Свидетельство Амартола представляет особую ценность еще и потому, что в следующей главе его Хроники «О царствовании Юстиниана» вновь говорится о Сретении, — уже существующий в столичном богослужебном обиходе праздник лишь реформируется этим императором в соответствии с календарной традицией Римской Церкви: «Праздник же Сретения был перенесен и стал праздноваться во второй день месяца февраля. Справляемый прежде в 14-й день того же месяца, он не причислялся к Владычным праздникам» [9]. В его же правление учреждается торжествование праздника Сретения, до того времени не праздновавшегося» [10]. Последний год царствования Юстина I , действительно, был омрачен страшным землетрясением, возобновлявшимся в течение 526-527 годов и обратившим в руины лучшую часть Антиохии Сирийской. Однако эти бедствия, без всякого сомнения ускорившие кончину глубоко скорбевшего императора, не связываются византийскими историками с установлением праздника Сретения Господня.
Землетрясения 20-х —30-х годов VI-го столетия Чрезвычайно важным для уяснения основных источников минейного сказания об учреждении праздника Сретения является память о землетрясении, повторившемся в Антиохии уже при имп. Тогда Антиохия была переименована в Теополис [«Град Божий». Император и августа [Феодора] вновь пожертвовали много денег на восстановление и строительство города антиохийцев, названного [Юстинианом] "Градом Божиим"» [13]. Аналогичный рассказ о чудесном спасении оставшихся в живых жителей Антиохии почти дословно повторяют византийские историки Феофан Исповедник , Георгий Амартол и Георгий Кедрин [14]. Из их текстов со всей очевидностью явствует, что праздник Сретения не имеет к этому чуду ни малейшего отношения. И очутились они под землею, и слышны были голоса умоляющих о помощи.
И много денег давал царь для того, чтобы раскапывали и спасали заживо погребенных, и награждал трудившихся в раскопке. Идентичное сообщение читается также и у Павла Диакона под восьмым годом царствования императора Юстиниана [17]. Роль рассмотренного выше предания о чудесном спасении Антиохии в период возобновляющихся землетрясений 20-х—30-х годов VI века в формировании легенды об обстоятельствах введения Сретения в богослужебный календарь столичной Церкви мы сможем уяснить позднее, после анализа других источников. Обратимся теперь к свидетельствам авторов, датирующих установление Сретения в Византии в основном 542-м годом, — традиционным годом моровой язвы, поразившей Константинополь. Традиционная дата установления Сретения 542 г. В том же [т.
Младший современник Павла Диакона — константинопольский монах Феофан Исповедник ок. В то же время начали праздновать в Византии Сретение Господне, 2-го числа месяца февраля [ 542 г. А 16-го августа, того же 5-го индиктиона, было великое землетрясение в Константинополе, и попадали церкви и дома и городская стена, особенно около Золотых ворот. Пали на землю и копье, которое держала статуя св. Константина, поставленная на форуме, и правая рука статуи Ксиролофа. И померло много людей» [19].
Из текста явствует, что землетрясение, о котором пишет Феофан, с мором не связано: оно случилось уже через полгода после празднования Сретения как и Павел Диакон , он использует сентябрьский стиль, — Т. Вероятно, он предпочел воспользоваться лаконичной записью последнего [20]. Как видим, сообщения лангобардского историка Павла Диакона и византийского хрониста Феофана Исповедника первых по времени в ряду зависимых от них позднейших историков! Объективному историку ясно, что страшная моровая язва и землетрясение выступают здесь лишь в роли навеки памятной — а потому несокрушимой — хронологической меты, по которой удобно датировать это важное литургическое нововведение юстинианова времени. Именно таким — фактологически корректным и не склонным к фантазиям — историком был другой константинопольский монах, Никифор Каллист ок. Говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, он логично связывает это событие с другими реформами, предпринятыми императором Юстинианом после Пятого Вселенского Собора 553 г.
Этим историк тактично, но недвусмысленно дает понять об их полной непричастности к торжеству Сретения. Он же впервые установил и торжественное празднование по всей Империи Сретения нашего Спасителя, подобно тому как [имп. Свидетельство Никифора Каллиста , писателя весьма позднего XIV век , представляется нам, тем не менее или, напротив, именно благодаря этому обстоятельству , очень важным. Будучи профессиональным историографом и клириком храма Св. Софии , Никифор пользовался ее богатой исторической библиотекой и, без сомнения, хорошо знал как о бедствиях юстинианова времени, так и о чудесных событиях, будто бы с ними связанных. Если же он в свою пространную «Церковную Историю» не нашел возможным включить лестное и возвышающее авторитет Константинопольской Церкви предание о чудесном спасении столицы в результате впервые совершенного праздника Сретения, — то потому лишь, что, являясь добросовестным «источниковедом» как сказали бы сейчас , не признал его достоверным и заслуживающим даже упоминания.
На Западе же это предание существовало уже давно, и трудно представить, чтобы его не знали в Константинополе, более других в нем заинтересованном! Таковая неосведомленность представляется попросту невозможной, если принять во внимание, что знаменитое сретенское богослужение 542-го года, остановившее, если верить легенде, распространение чумы, должно было совершаться в Св. Софии, к тому времени уже построенной и освященной, — т. С другой стороны, имп. Юстиниан I , при внимательном чтении процитированной хроникальной заметки Никифора, не может быть назван и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь: уравнивая степень литургических реформ трех византийских василевсов шестого столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций так, известно, что праздник Рождества с римской датой 25 декабря ввел в столичный обиход сам св. Григорий Богослов , в бытность свою патриархом Константинопольским, еще в 379 г.!
Праздник Сретения и христологические споры при императоре Юстиниане I Здесь нам следует ненадолго отвлечься от рассмотрения летописных известий и обратить внимание на тот конкретный исторический контекст, который сопровождает возведение праздника Сретения в ранг общеимперского церковного торжества. Согласно Никифору Каллисту , — это богословские споры и различные церковные реформы, столь любимые имп. Юстинианом , считавшим себя большим знатоком христианского вероучения а отнюдь не стихийные бедствия! Болотов убедительно устанавливает неразрывную взаимосвязь между догматической борьбой с монофизитами продолжавшейся при Юстиниане и реформами литургического характера: «В Армянской [монофизитской. Всякий знает, что это древнейший обычай. Тогда и Сретение Господне представляет интереснейшее явление в истории Церкви.
Лучше испечь блины и подать милостыню нуждающимся. Народные приметы на Сретение Господне Если 15 февраля оттепель, то весна начнется рано. А если холодно, то будет зима затяжной. На Сретение снежок — весною дождик. Снег метет — тоже к поздней весне. Самое важное - в нашем Telegram-канале Смотрите также.
Двойственность праздника повлияла и на облачения священников. Они могут быть и белыми, как в Господские праздники, так и голубыми, как в Богородичные. Традиции на Сретение Господне — что можно делать На Сретение в храмах принято освящать свечи — эта особая традиция зародилась еще в древности и сохранилась до сих пор. Каждый год 15 февраля перед началом литургии над свечами произносится молитва, после чего их окропляют святой водой и раздают прихожанам. Верующие забирают эти свечи домой и зажигают во время молитвы на протяжении всего года. Христиане нередко приписывают сретенским свечам особые, чудесные свойства. Считается, что они оберегают дом от несчастий, например, от грабежей или попадания молнии. Однако священнослужители полагают, что эти поверья имеют языческие корни. Сретение Господне — радостный и светлый праздник. Очень важно провести его в кругу родных и близких людей, устроив домашнее застолье. По традиции в этот день верующие дарят друг другу иконы. Православные верят, что вода, освященная на Сретение, обладает целебными свойствами, защищает от болезней и сглаза. Также 15 февраля принято молиться перед иконой Богородицы "Умягчение злых сердец", чтобы исцелиться от психических болезней и эпилепсии. В этот чистый и светлый праздник не следует ругаться и ссориться с близкими. На Сретение верующие не занимаются бытовыми делами и работой по дому.
Поднимаясь на 100 локтей высоты, он высоко выдвигался из-за окружавших его стен. Он занимал то же самое место и такое же пространство, как и храм Соломона, имея внутри в длину 60 локтей и в ширину 20 локтей. Снаружи, впрочем, он был гораздо шире, потому что, во-первых, передняя его сторона имела крылья, довольно далеко выдававшиеся за корпус здания, а затем в длину самого корпуса, по северной и южной стене и сзади по западной стене, он имел в три этажа пристройки келий, сообщавшихся одна с другою. От этих пристроек была свободна только верхняя часть храма, почему верх храма казался уже. В храм открывались золотые ворота в 55 локтей высоты и 16 локтей ширины. В них спускалась вавилонская занавесь из чудной ткани, представлявшей соединение цветов гиацинта, виссона льна , коккуса ярко-красного цвета и пурпура багрово-красного цвета , служа таким образом символом всех вещей: коккус означал огонь, виссон- землю, гиацинт — воздух и пурпур море. Кроме того а занавесе было изображено всё небо, кроме знаком зодиака. Как и прежде в Скинии, так и здесь в храме были два отделения. Первое, имея в длину 40 локтей, заключало в себе все достопамятные предметы: семисвечник, стол и кадильницу. Семь рожков, поднимавшихся от светильника, означали семь планет, а двенадцать хлебов на столе изображали круг зодиака и года. На кадильнице воскурялись тринадцать благовонных веществ, добытых в море и обитаемой земле, чтобы таким образом свидетельствовать, что всё есть от Бога и Ему же должно посвящаться. Второе, заднее отделение, Святое Святых, имело в длину 20 локтей. Оно отделялось от первого также занавесою и не заключало теперь ничего: в нем не доставало Моисеевых скрижалей. Оно было недоступно никому, кроме первосвященника, и только раз в год. Внешний вид храма, совершенно в восточном вкусе, был также достоин удивления. Поднимавшаяся высоко кровля его была покрыта густопозолоченными пластинками, так что при первых лучах восходящего солнца горела как бы в огне, и глаз поражался этим, как самым ярким солнечным светом. Иностранцам, приближавшимся к Иерусалиму, храм издалека казался снежною горою, потому что повсюду, где стены его не были покрыты золотом, поверхность их представляла самую яркую белизну. Гребень кровли его был усажен чрезвычайно острыми золотыми гвоздями, для того, чтобы воспрепятствовать птица садиться на кровлю. Храм был построен из таких больших цельных камней, что некоторые имели 45 локтей длины, 5 локтей высоты и 6 ширин» Де Солси. Последние дни Иерусалима. Перевод К. Часть вторая. Различались большой локоть — 53, 2 см, для измерения священных предметов Иез. Neuhausen — Stuttgart, 1989. Краткое пособие по старой орфографии русского языка. Издательство «Русское зерцало» М. Думают, что это был отец Гамалиила Деян. Предание греческой Церкви утверждает, что Симеон был один из 10 переводчиков, усомнившийся в справедливости текста Исаии: «Се, Дева во чреве приимет Ис. Это предание основывается только на том, что Симеон Богоприимец выражает благодарность Богу за приближение смерти, и что в числе 70 переводчиков, по списку Аристея, один носил имя Симеон. Евангелист просто называет его праведным и благочестивым, то есть исполняющим заповеди и богобоязненным Лк. И Симеон действительно ждал утехи Израилевой, получив обетование и откровение Святого Духа не видеть смерти до тех пор, пока не увидит Христа Бога» Иванов А.
Что такое Сретение Господне, важный для каждого православного праздник
Женщины на Сретение пекли блины, которые символизировали солнце. Считалось, что, если съесть лакомство до первой звезды, то жизнь станет благополучной. А еще делали печенье в виде птичек. Такая сдоба означала встречу весны. Ее раздавали детям. Также 15 февраля кормили нищих, вдов, сирот и бездомных животных, чтобы год самому быть сытым. Сретение 2024: что нельзя делать 15 февраля Сложились на Сретение особые запрещающие приметы. Что нельзя делать 15 февраля? Запрещалось в праздник тяжело трудиться, рукодельничать, а также заниматься домашними делами: подметать и мыть пол, проводить уборку, стирать, шить и вязать.
По примете, так можно навлечь на свой дом беды и болезни, из него счастье выгнать. Не планировали на Сретение дальние поездки. Старики говорили, что домой нескоро вернешься, а в пути могут приключиться большие неприятности. Нельзя 15 февраля ругаться, конфликтовать, ссориться, потому что весь негатив вернется сторицей в тройном размере. Не мылись в праздник, так как болезни могут прилипнуть. Запрещалось стричь волосы, иначе можно жизнь свою укоротить. Не разрешалось на Сретение употреблять алкоголь — до добра это не доведет. Нельзя проводить различные магические ритуалы и гадать.
В день церковного празднования воспрещается гадать и ворожить, проводить обряды и даже косвенно участвовать в них. Не стоит в день праздника активно веселиться, забывая о молитвах, направленных на спасение душ. Это касается не только посещения увеселительных мероприятий, но и длительного просмотра телевизионных передач, а также компьютерных игр.
Сретение Господне 15 февраля: традиции, приметы, что можно и нельзя делать Фото: pixabay. Во время праздничного богослужения верующие просят у небес защиты и покровительства, а также причащаются. После торжественной службы верующие приносят домой освященные свечи, названные громницами.
Их используют для защиты дома и живущих в нем от любых бед. Также со службы верующие приносят освященную воду, обладающую уникальными свойствами. На Сретение принято приглашать родных на обед, во время которого вновь возносят молитвы и благодарят Господа за его милость.
Молитвы возносят не только за себя, но и за всех живущих на земле, желая всем благ и процветания, прощая врагов и недоброжелателей, оставляя их поступки на волю Господа. Помощь ближним — еще один обязательный к исполнению пункт.
Она всю жизнь, как и другие праведники того времени, ждала исполнения пророчества о пришествии Мессии.
Именно Симеон и Анна — свидетели перехода от эпохи Ветхого завета к эпохе Нового завета. Так случилось, что в этот день встретились Ветхий и Новый Заветы, и соединились друг с другом, и как бы оттолкнулись друг от друга. Младенец был исполнением Закона и пророчеств о пришествии Бога к своему народу, к людям, которые его ждут», — поясняет отец Георгий.
Почему же этот праздник так торжественно отмечается? Все дело в том, что духовный смысл праздника состоит во встрече человека с Богом. Той встрече, которая, как правило, бывает в жизни всех верующих людей.
Старец Симеон сказал о Младенце слова, приоткрывающие для нас духовный смысл праздника Сретения: «Вот, лежит Сей на падение и на восстание многих». Так относятся ко Христу вплоть до наших дней: одни — с верой и любовью, а другие — с неверием и ненавистью». Часто в житейских разговорах и даже в статьях о Сретении можно встретить расхожее представление, будто это день, когда зима встречается с весною.
Этого надо избегать», — говорит Анастасия Абрамова.
Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Но обо всем по порядку. Очистительная жертва от Пречистой Девы 15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова. У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка.
Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней а если родилась девочка — то и все восемьдесят. Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных». Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства.
С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Встреча в Иерусалимском Храме После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» Лк 2:29-32.
По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» женщина.
Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» Лк 2:25-26. И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось.
Старец мог спокойно умереть. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе — «Ныне отпущаеши». А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец» Лк 2:34-35. Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю.
Открытие помышлений — Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец».
Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами.
Погодные приметы на 15 февраля: Сретение
Какого числа будет праздник Сретения Господня в 2025 году. В чем суть и традиции этого торжества и что можно и нельзя делать в день Сретения. Следовательно, сретение Господне – это встреча Господня. Слово «сретение» означает «встреча», причем значение праздника в православной и народной трактовке отличается. Пожертвовать и попросить помолиться:Пожертвование на просветительские проекты или иные нужды:карта Сбербанка: 5469 5500 2810 6794карта ВТБ: 5368 2901 6029 07. СодержаниеЧто такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздникаЧто такое Сретение ГосподнеСретение Господне: встреча человека с БогомСретение Господне — что это за праздникЧто такое Сретение Господне. Не разрешалось на Сретение употреблять алкоголь – до добра это не доведет.
Праздник «Сретение Господне»
Богиня Перуница, так же изображалась вооружённая золотым копьём. Интересную параллель проводят некоторые с кельтской богиней Бригитой, которая до пришествия христианства, почиталась кельтами, как покровительница всяких ремёсел. В основном, её стезёй выступала именно кузничное дело, которое неразрывно связанно с культом огня и богов грома. Легенда о громовержце змее и Оленухе. Автор в своих поисках наткнулся на очень интересную легенду, которая может показать нам суть многих славянских праздников, с совершенно другого ракурса. Итак, перед нами очень интересная легенда о змее громовержце, который спит себе спокойно, в своих подземных владениях. На груди у спящего змея покоится дивное ожерелье, которое носит ещё более дивное название — Огнедева автору откровенно и честно слышится Огненная Дева. Так вот, это ожерелье является источником огромной силы, и является воплощением Живого огня, того самого, который дал начало всему мирозданию.
В подземную обитель спускается сама Оленуха — олицетворение матушки природы. Она, пользуясь своей красотой, искушает и соблазняет бедного громовержца. После обманного манёвра матушка всего живого, забирает у хвостатого чудища его чудодейственное ожерелье, выносит его на поверхность, к своим земным детям. Силой ожерелья Оленуха наполняет землю сиянием и новой жизнью. Данное явление символизирует перелом зимнего времени на весеннее, то есть речь идёт о двух больших славянских праздниках — Громница и Масленица. Когда змей громовержец замечает пропажу своего ожерелья, он наполняется свирепостью и вслед за матушкой Оленухой поднимается из своей подземной обители на поверхность. Подобное явление символизирует весеннее равноденствие.
Змей хочет настигнуть ту, что украла у него Огнедеву, но матушка Оленуха не теряет время зря, и в попытках уйти от преследования, поднимается в небесную обитель. Это символизирует славянский праздник Русалий день, и конечно Белтан. Всё же матери всего живого не удаётся избежать участи попавшиеся в лапы чудища жертвы, но настигнув её великий змей не в силах противостоять очарованию и притяжению богини. Таким образом оба божества соединяются в лихорадочном любовном экстазе, чем олицетворяют единство мужского и женского начала, и неизбежность притяжения между ними. Подобное божественное соитие находит свой отклик в таком славянском празднике, как Купала. Великий змей возвращает себе своё чудодейственное оружие, тем самым возвращая самому себе силы. После этого, змей не желая расставаться со своей возлюбленной Оленухой, увлекает её за собой, в свои подземные чертоги.
Когда богиня повторно спускается в подземные владения великого змея, она избавляется от своих рогов автор немного в шоке, хотя наверно имя Оленуха, богиня получила не просто так. Рога богини служили символом мудрости и её силы. Оленуха оставляла свои старые рога в подарок своим смертным и земным детям. Это символизирует осеннее равноденствие и славный праздник Богач. После всего этого, громовержец змей обретал покой и вновь предавался своему сну. Данное действие обозначало приход зимней поры. Здесь уже речь идёт о празднике Коляды и о зимнем солнцестоянии.
Но, вопреки всему, матушка Оленуха, вновь стремилась выбраться наружу. Она отращивала новые рога, и вновь отнимала у спящего змея его украшение. Она вновь поднималась наверх к своим земным детям, и таким образом замыкала цикл одного года, и приносила новую Громницу. Таким образом, праздник Громницы является олицетворением не только первой встречи весны и зимы, но и пробуждения земли, выхода первой силы. В этот день было принято танцевать обрядовый танец — Огнедеву какое совпадение, ведь именно так в легенде называется ожерелье великого змея. Этот танец олицетворяет женское начало и его силу. Танцевать Огнедеву было принято вокруг обрядовых свечей возможно, тут ввиду имеются именно громовые свечи.
Общественная сретенская свеча обычно «наращивалась» на следующий год, иногда и несколько лет подряд. Когда она достигала пуда 16 килограммов , ее сдавали в церковь. Если селянину требовалось отслужить молебен на дому, он просил священника дать ему эту свечу. За очередностью таких просьб в деревне очень следили. Обязательным был пост для той семьи, куда священник должен был принести общую свечу. Если же ее в праздник зажигали в церкви, перед ней обязательно служились молебны и акафисты с водосвятием. Личные сретенские свечи русские крестьяне обычно брали на поля при начале жатвы, сева.
Считалось, что обетная свеча охраняет межи, предотвращает в хлебе заломы, истребляет кукол в нивах. Громницу давали в руки покойнику в минуту кончины и зажигали ее — считалось, что пламя спасет этого человека на пути загробных мытарств и во время хождений по мукам.
И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул, но в глухонемые владения смерти. Он шел по пространству, лишенному тверди, он слышал, что время утратило звук. И образ Младенца с сияньем вокруг пушистого темени смертной тропою душа Симеона несла пред собою, как некий светильник, в ту черную тьму, в которой дотоле еще никому дорогу себе озарять не случалось. Светильник светил, и тропа расширялась". Гениально схваченный образ: старец Симеон, ожидающий Встречи - Сретения с Богомладенцем, родившемся от Девы, ожидающий Встречи как избавления от противоестественно затянувшейся жизни, и, - о, чудо!
Открытой отныне для всех нас! Люди веками задумывались над тем, а так ли уж хорошо жить вечно? Что главное надо успеть в жизни? На первый вопрос евангельский сюжет дает вполне определенный ответ - жизнь без Встречи бессмысленна, даже если это бесконечно долгая жизнь. Выходит, такая Встреча и есть главное. И это первый пласт тайного, глубинного смысла праздника! Но это еще не все.
Давайте обратим внимание на один принципиальный момент: старцу Симеону Бога поднесли не ангелы, люди! Так было две тысячи лет назад, так есть и сейчас. У каждого своя Встреча с Богом. И всегда она происходит не через ангелов, не через дивные видения.
У события есть история, описанная в Евангелии от Луки, традиции и приметы, связанные с ним. Что означает слово «Сретение» Слово «Сретение» в переводе со старославянского языка означает «встреча». В это время произошло важное событие: встреча Ветхого и Нового Завета. Древний мир встретился с Христианством. Праздник, посвященный знаковому событию, которое называется «Сретение Господне», всегда отмечают в одно и то же время — 15 февраля, на 40-й день после Рождества Христова. Он называется двунадесятым, то есть одним из самых важных в христианстве. Очистительная жертва Фото: icons. Согласно древнему обычаю, на 40-й день после рождения мальчика его полагалось принести в храм. Если на свет появлялась девочка, родителям разрешали прийти в церковь только на 80-й день. По закону Моисея они приходили не с пустыми руками. В качестве дара нужно было принести голубку и годовалого ягненка. Если семья была небогатой, ягненка разрешалось заменить голубкой. Эту жертву принято было называть очистительной: после нее женщина могла снова посещать храм. Несмотря на то, что зачатие было непорочным, родители Иисуса Христа — Пресвятая Дева Мария и Иосиф Обручник — тоже пришли в храм, а в качестве дара принесли двух голубок. Встреча в храме Фото: pravblog. Согласно писаниям, ему было около трехсот лет. Симеон хотел покинуть мир, но сделать это мог только после встречи со Спасителем.
Сретение (Громница)
Слово «сретение» наиболее полно передаёт смысл этого священного события, ведь оно означает встречу человека с Богом. 15 февраля православные верующие отмечают Сретение Господне – один из древнейших и почитаемых праздников. Сретение Господне — один из двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного такое Сретение Господне и в чем суть праздникаВ переводе с греческого "сретение" означает "встречу". Сретение относится к числу Господских праздников, посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным.
Что такое Сретение Господне, важный для каждого православного праздник
Праздник Сретения Господня — это переживание события, произошедшего в самом начале истории Нового Завета (Лк 2:22-39). Православный праздник Сретение Господне, который христиане отмечают 15 февраля (2 февраля по старому стилю), напомнит о традициях, царивших среди иудеев. На Сретение по традиции в православных храмах проходит праздничная литургия, которая иногда сопровождается крестным ходом.
Что такое Сретение Господне, важный для каждого православного праздник
В какое-то время ему наскучило земное существование, и он с нетерпением ждал исполнения Божьей воли. После встречи с Иисусом Христом старец Симеон наконец обрел покой. Свидетельницей той встречи стала пророчица Анна, благочестивая вдова. Узнав, что на свет появился Спаситель, она возвестила людям о его приходе. На древней мозаике изображена сцена в Иерусалимском храме: Дева Мария с Младенцем на руках, Иосиф Обручник и встречающий их старец Симеон. С IX века на православных иконах Сретения стали изображать образы пяти святых. В центре композиции была Дева Мария, держащая на руках Иисуса Христа. Рядом с ней изображен старец Симеон, согнувшийся в поклоне перед Младенцем. На некоторых фресках и иконах Богоприимец держит Спасителя на руках и получает его благословение. Чуть позади Богородицы изображен Иосиф Обручник с белыми голубями, а справа — пророчица Анна со свитком в руке. Однако в первые века в этот день было принято почитать Богородицу.
По современным канонам церкви, Сретение сочетает в себе черты как Господского, так и Богородичного праздников. Традиционно на Сретение Господне в храмах проводится торжественная литургия. Двойственность праздника повлияла и на облачения священников. Они могут быть и белыми, как в Господские праздники, так и голубыми, как в Богородичные.
Помимо чистоты помещения нужно не забывать про чистоту помыслов. Исключить стоит и иную работу, связанную с тяжелым трудом: ремонт, переезд, перестановка мебели, строительство.
На 15 февраля не приходится никаких постов, однако верующим стоит исключить из рациона мясные продукты. Ведь усмирение своих желаний ведет к духовному росту и помогает укреплять силу воли. На Сретение Господне ни в коем случае нельзя ворожить и устраивать гадания. Нельзя даже косвенно участвовать в них. Активно веселиться в этот день также не стоит. Ведь нужно помнить о молитвах, направленных на спасение душ.
Помимо посещения шумных мероприятий это касается еще и долгого просмотра телевизора и даже играния в компьютерные игры.
Не нужно отвлекаться на мирские дела. Однако великий праздник нужно встречать в чистой квартире, поэтому уборку в жилище хозяйки делают заранее. Помимо чистоты помещения нужно не забывать про чистоту помыслов. Исключить стоит и иную работу, связанную с тяжелым трудом: ремонт, переезд, перестановка мебели, строительство. На 15 февраля не приходится никаких постов, однако верующим стоит исключить из рациона мясные продукты. Ведь усмирение своих желаний ведет к духовному росту и помогает укреплять силу воли. На Сретение Господне ни в коем случае нельзя ворожить и устраивать гадания. Нельзя даже косвенно участвовать в них.
Активно веселиться в этот день также не стоит. Ведь нужно помнить о молитвах, направленных на спасение душ.
Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришел. Читайте также — Радость встречи. Его Божественный голос проникал в человеческие души, потрясал умы и влек к Нему сердца людей. Так зовет и нас с вами, дорогие братие и сестры, Христос, обещая дать покой душам нашим. Покой души — какое это счастье для человека. Что может быть в жизни нашей дороже этого покоя?!
Можно иметь полное жизненное довольство, можно иметь в пользовании все удобства жизни, все блага мира сего, можно считать себя счастливым в семейной и общественной жизни, но если на душе не будет покоя, то, увы, счастье наше будет далеко не совершенным. Можно ли назвать истинным счастьем то, что временно и скоропреходяще? Сегодня мы в славе и почете, а завтра можем быть в презрении и поношении. Сегодня кричим «осанна», а завтра — «распни», сегодня мы в силе и здравии, завтра — в немощах и болезнях, сегодня мы живем, а завтра пелена смерти может затянуть наши глаза, и гроб станет нашим последним достоянием здесь, на земле. Он согреет нас Своей любовью. Он утешит нас. Он простит все вины наши пред Ним, Он забудет все оскорбления, какие так часто мы наносим Ему, Он вернет нам Свое благоволение, и в лоне бесконечной любви мы обрящем покой душам нашим.
В чем суть праздника Сретение и что нужно сделать 15 февраля?
Если на Сретение Господне птицы возвращаются в родные места или начинают возиться возле жилищ, это может говорить о скором приходе весны. 15 февраля весь православный мир отметит Сретение Господне – это один из великих двунадесятых праздников. Что нельзя делать 15 февраля. Следовательно, можно говорить о том, что сретенская процессия со свечами имеет римское происхождение, и она в значительной степени повлияла – как на Западе, так и на Востоке – на изначально христологический характер праздника Сретения Господня. «Слово «Сретение» в переводе со славянского означает «встреча», – говорит ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, священник Георгий Кочетков. 15 февраля весь православный мир отметит Сретение Господне – это один из великих двунадесятых праздников.