Психолингвист, профессор СПбГУ и дважды доктор наук (по биологии и филологии) Татьяна Черниговская, только что присовокупившая ко всем своим регалиям звание заслуженного деятеля науки РФ, — чистая «сова», потому и ведет передачу на Пятом канале — «Ночь. If you have Telegram, you can view and join Черниговская right away.
Татьяна Владимировна Черниговская: биография, карьера и личная жизнь
Татьяна Черниговская родилась 7 февраля 1947 года в городе Санкт-Петербург. советский и российский ученый в области неврологии, психолингвистики и теории сознания, заслуженный деятель науки (2010).[1] По ее. Татьяна Черниговская — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости.
Татьяна Черниговская: Почему мы никогда не узнаем правду о реальности?
Лекции Татьяны Владимировны Черниговской, российского ученого в области нейронауки и психолингвистики, неслучайно популярны. российская учёная в области нейронауки и психолингвистики, доктор биологических наук, профессор филологического факультета СПбГУ Татьяна Черниговская. Татьяна Черниговская — известная российская учёная в области нейропсихологии, доктор биологических и филологических наук, заслуженный деятель науки России. Биография Черниговской. Татьяна Черниговская появилась на свет 7 февраля 1947 года в Ленинграде.
Нечеловекомерный мир
- Черниговская, Татьяна Владимировна — Википедия
- Легенда красоты и семейного счастья: редкие фотографии Татьяны Черниговской с супругом и детьми
- Биография и личная жизнь Татьяны Черниговской, ее карьера и успех ученой
- Татьяна Черниговская – биография, фото, личная жизнь, новости 2023
Биография Черниговской
- Широкая известность, телевидение
- Татьяна Черниговская: «Лучшее, что мы можем для себя сделать, – это познакомиться с собой»
- Черниговская Татьяна - Школа «Репное»
- Татьяна Черниговская - биография и личная жизнь профессора
- Черниговская татьяна владимировна
- Татьяна Черниговская – биография, фото, личная жизнь, новости 2018
Татьяна Черниговская о генах и способностях: «Кто такие наши дети?»
Я когда это слушал, я вспомнил, такой есть церковный анекдот, как некая дама исповедуется священнику и говорит о том, что у нее уныние, такое ужасное уныние, она не знает, что ей делать, он ей отвечает: «Уныние — это монашеское, у вас депрессия». Хороший, да, интересно. И мой вопрос: а если не как анекдот это рассматривать, это действительно разные вещи, разные состояния: духовное, душевное?.. Если мы поговорим с психиатрами, но не с теми психиатрами, которые, скорее, про психотерапию, а с теми, которые, скорее, про фармакологию, или мы поговорим с теми, кто не психиатры в прямом смысле, но знают биохимию, занимаются такими вещами — я много раз это делала, поэтому я не фантазирую сейчас, — они говорят: «Господи, изменился химический состав, что ты говоришь, адреналин, серотонин…», ну и дальше идет список того, что мы все знаем. То есть получается, что мы стакан, в который, если коктейль собирали, то еще немножко этого плеснем… Здесь неприятность — для них неприятность, с моей стороны, я им предлагаю неприятность, — заключается в следующем: где курица, где яйцо? С чего начинается: с того, что плеснула не туда, или с того, что ты вошел в такое состояние, и оно дало такую химию? И вот если бы здесь такой человек сидел, то мы бы сейчас сцепились, и он бы нашел варианты ответов. Я не биохимик, я не могу это знать, но все, что я знаю — все-таки я нейрофизиолог тоже, — все, что я знаю, говорит, что нет такого простого ответа на этот вопрос. Во всяком случае, если он, не дай Бог, есть, то он меня не устраивает, я ему не верю, этому ответу, что просто химия плеснула. Поэтому уныние или депрессия — это зависит от того, какие очки надел: надел медицинские очки — и тебе надо историю болезни заполнять, там будет называться «депрессия», а при описании этой депрессии может участвовать и слово «уныние».
В любом случае я не соглашусь с тем, что это синонимы. Сейчас модная такая история — выгорание, профессиональное выгорание, и я не знаю, вы с этим сталкивались или нет, она довольно активно обсуждается и среди священников, особенно молодые священники… Нет, я не сталкивалась. Фото Владимира Ештокина …выгорание обсуждается, что такое выгорание священника. Я, честно говоря, может, даже сказал это с такой нескрываемой иронией, я всегда вспоминаю, я очень люблю перечитывать воспоминания Тимофеева-Ресовского, и у него там есть такая зарисовка про профессоров-невропатологов, которые автоматически делались богатыми, потому что за максимально возможный гонорар лечили от безделья богатых барынь, которые приходили и говорили, что у них там разные состояния и так далее. И, он говорит, лечили они, конечно, только богатых, потому что такие болезни только у богатых барынь и бывали. Ну да, ты иди, паши поле, и там будет не до уныния тебе. Да, вот мне кажется, что эта тема выгорания, она отчасти связана — ну работать надо и не будет никакого выгорания. Или все-таки зря я иронизирую, есть такая проблема? Я склонна иронизировать также, как вы, но за хвост себя все-таки схвачу, потому что все-таки болезни есть, понимаете, и совсем необязательно, то есть химия там есть, ты никуда не можешь деться, и человек, который работает и работает, и много пользы приносит и так далее, он может в депрессии оказаться, ну организм его такой, от тела же мы никуда не денемся.
То есть это все-таки организм, а не то, что он там не видит результатов своего труда, или это все… Я думаю, что просто это не помещается в одно слово, что там есть и такое, и этакое. Мне сейчас в голову пришел вот какой пример: великий Бехтерев, тот Бехтерев, главный Бехтерев, он же, к нему толпы этих истеричек как раз, про кого вы говорите, эти дамы, и ему буквально чуть ли не на носилках принесли в буквальном смысле барышню, которая, как считали, парализована была, то есть она встать не могла и так далее. И когда ее внесли к нему в кабинет, а он же огромный такой был, с голосом мощным, он на нее стал орать: «А ну немедленно встать! У меня есть серьезные дела, я тут с этими истеричками! И таких примеров много, потому что это не то, она не притворялась, она сама себе не притворялась, это сложная материя такая, но такой вот удар, тем более ему доверяют, известно, что он великий врач, это же играет все сразу. А могла не встать? Мог он ошибиться? Могло не сработать? Теоретически мог, а практически, я думаю, не мог.
То есть, грубо говоря, если бы это была другая, которая бы не встала, он бы по-другому подошел? Да, у него же много инструментов внутренних. Да, это не то что он на всех орал, кого приносили? Нет, конечно нет, это просто яркий пример. Ведь когда в многочисленных книгах медицинских это описано тысячу раз, когда слепнут, а на самом деле это не слепота, глохнут, а на самом деле это не глухота, то есть это не физический ущерб, а как бы закрывается: не вижу, потом что не хочу смотреть но это я очень грубо и бездарно сказала. Нет, совсем нет. Так что есть и то, и то, конечно. Вы рассказывали, на мой взгляд, потрясающий пример, когда в Барселонском театре во время пандемии исполняли концерт, а слушателями или, как сказали бы сейчас, слушателями были более двух тысяч комнатных растений. Я вспомнил, когда-то в нашем журнале «Фома» была статья замечательного лингвиста Марины Андреевны Журинской, она называлась «Самые меньшие братья».
Она говорит, что в странах христианской культуры животных называют «меньшими братьями», и, продолжая аналогию, растения мы можем назвать самыми меньшими братьями. И вообще, Марина Андреевна очень любила цветы, у нее всегда было всего много и так далее. Довольно серьезная статья, где она говорит, что вот если посмотреть Библию и тему растений в Библии, то, во-первых, это лучшее украшение райского сада, и это неслучайно, и во-вторых, если посмотреть мировую литературу, то очень часто по отношению героя к растениям можно его распределить на шкале «плохой — хороший», это вот такой, она приводит пример с китайской классической прозой, ну и из других произведений. Вот поскольку мы в теме «Надежда», я вот этот ваш пример, для меня он был как некий пример некоей надежды, это чрезвычайно интересно, у меня даже нет здесь какого-то выраженного вопроса, я просто хотел с вами поделиться. У Метерлинка есть статья, от которой я, кстати, ожидала… это не статья, это микроэссе такое, которое называется «Разум цветов»… или «…растений», вот жизнь не отдам, либо это, либо это. И я ожидала большего, там больше поэзии, чем можно было бы в данном случае, это первое. Второе: что вы сказали, что человека по шкале определяет «хороший — плохой», тогда очередной жуткий вопрос: кого будем считать хорошим, а кого будем считать плохим? Хороший в каком смысле — добропорядочный гражданин, который… Фото Владимира Ештокина Бюргер. Но если не ерничать в эту сторону, куда я сейчас пошла, то да, и мы же знаем странные вещи, в английском языке есть даже выражение greenfingers — зеленые пальцы.
Это есть люди такие, у меня свекровь такая была, например, она вот что, за какое растение ни возьмется — она не крестьянского совсем дама была образа жизни, наоборот, — вот у нее все росло, вот она просто какую-нибудь семечку возьмет, на балконе всунет в землю, на которой дождя не было, — и у нее все вырастает. Вот есть такие люди, у которых какие-то особые отношения. Если без мистики, я могу сказать, что растения реагируют на то, с кем они живут, эти растения. Вот у одних они засохнут, а у других расцветут. И причем даже если проверяешь, поливаешь одинаково, свет тот же самый, я даже эту игру проделывала: с одного окна на другое, но это моя же комната была, так что это была реакция не на человека, а на соседей-растений, и это же растение, все остальное было одинаково, оно прямо расцвело, и улыбалось, и было счастливо на соседнем окне с другими соседями. Я куда клоню: мы про них мало знаем, ну уж я-то точно, там сложнее дело обстоит, чем мы думаем. И я тут у одного физика прочла необыкновенную вещь на днях, которая мне никогда в голову не приходила: растения первые поняли — а после этого, это было забыто, — как получать энергию из солнечного света, как «есть» солнечный свет, они же питаются светом. Он говорит: нам бы вспомнить… потому что потом пошло что? Потом пошли животные, которые получают ту же самую энергию, но — съев растения, так ведь, уж я не говорю о том, что пошло дальше.
И этот физик пишет: «Нам бы вспомнить, как это делается, и тогда атомные электростанции и все остальное из этой серии станут хламом». Интересная вещь. Интересно, очень интересно. Растения, которые знают больше, чем мы, вот так из этого следует. Очень интересно. То есть, возвращаясь к этому концерту, тоже не стоит это упрощать, рассматривать, как символ… А знаете, что с ними потом, с этими растениями, сделали? Их, вот они там наслушались музыки и их после этого раздали в приюты, в детские дома и так далее. То есть не простое и продолжение было, не то что куда-то они делись, они в правильные места приехали дальше. Татьяна Владимировна, хочу поговорить с вами про наших любимых студентов.
Я тут как-то недавно в какой-то статье своей небольшой, там в заметке, поиздевался, хотя, может быть, не очень умно все это было, над фразой, которую наши коллеги иногда любят говорить: «Ой, да мы не знаем, кто кого больше учит, мы студентов или они нас». И я, может быть, слишком линейно воспринимая эту фразу, сказал, что это ерунда, если ты считаешь, что студенты тебя больше учат, то ты зря зарплату получаешь, и иди тогда, ошибся профессией и прочее. Тем не менее я понимаю, что там, условно говоря, вопросы студентов, которых в моей практике, к сожалению, мало, мне бы хотелось чтобы их было больше, — это всегда некая возможность, потому что даже если он тебе кажется сначала странным или глупым, это все-таки мысль, до которой ты сам, может быть, не доходил, и это позволяет тебе посмотреть на то, о чем ты 20—30 лет рассказываешь, как-то иначе. Собственно, у меня вопрос в этом смысле такой: а вот вы можете сказать, что вы чему-то учитесь действительно в общении со студентами? Да, да, несомненно. Мой ответ вам будет, может быть, из двух частей. Во-первых, интереснее, чем студенты, — школьники. Интереснее — в этом смысле, в этом смысле. Они еще… они не боятся, ну если, зависит, конечно, от того, где они воспитываются.
Они не боятся показать, что они… что они двоечники, так сказать, что они мало знают, у них нет… Не боятся спрашивать? Они не боятся спрашивать, и это очень важно, потому что студент, он должен, то есть теоретически я могла ответить: иди и читай учебник. В общем, здесь какая-то разница есть. Второе: и поэтому у них незамутненный взгляд, они не обвешаны гирями общепринятых знаний, мало учились еще, и это в данном случае хорошо. Я, разумеется, согласна с тем, что вы сказали, но есть вторая сторона, и вот эта вторая сторона. Во-вторых, и это уже относится не только к детям, но и к студентам: ты, глядя на них, смотришь в будущее, планета будет населена этими людьми, так ведь? Но вот вы с надеждой смотрите на это будущее или со страхом? Нет, я со страхом, я с тревогой, я со страхом. Потому что мы не знаем, естественно, мы не можем знать, кто из них кто.
Ну вот, скажем, я выступала в одной гимназии, там девочка маленькая встала, и я очень жалею, что не записала, надо было записать ее имя, возможно, это Нобелевский лауреат будущий, она сказала: «Вот все сейчас говорят, что скорость такая большая, что так меняется все быстро, а скажите, есть ли предел увеличения скорости? Ну как бы сколько можно ускоряться, ну хорошо: ездили на осле, потом машины, ракеты, ну и что, и куда мы несемся?
После филологии Черниговскую потянуло в сторону биологии — ей стало интересно разобраться в природе человека.
В 1977 году Черниговская защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученной степени по биологии. Тема работы — «Особенности восприятия человеком низкочастотной амплитудной модуляции звука и амплитудно-модуляционные характеристики речи». Диссертация была защищена в Институте эволюционной физиологии и биохимии имени И.
Годы спустя, в 1993, в Институте физиологии имени И. Павлова Российской академии наук Татьяна Владимировна защитила докторскую диссертацию на тему «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты». Как видно, Черниговская смогла объединить два своих научных интереса — филологию и биологию — для новых открытий.
Карьера До 1998 года Татьяна Черниговская была сотрудником Института эволюционной физиологии и биохимии имени И. Черниговская работала в лабораториях функциональной асимметрии мозга человека, сравнительной физиологии сенсорных систем и биоакустики. Работник Санкт-Петербургского государственного университета.
Именно благодаря Черниговской в 2000 году на кафедре общего языка в СПбГУ была открыта первая в России специализация «Психолингвистика». В ВУЗе Петербурга Татьяна — заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, заведующая лабораторией когнитивных исследования на факультете свободных искусств и науки.
Она затронула новые аспекты, которые сегодня разделяют многие ученые и люди, интересующиеся наукой. По ее мнению, мозг является призмой, через которую человек познает мир.
Он формирует собственные образы, которые создают его личную Вселенную. Никто не знает, насколько реален тот мир, в котором мы существуем. Поэтому каждый человек видит его по-своему. У каждого в голове своя реальность, свои образы, а объединяет всех, по мнению профессора, именно язык.
Черниговская доказывала свою теорию на примере человека с галлюцинациями, делая упор на то, что никто не сможет его переубедить в том, что его реальность является продуктом работы мозга. Откуда мы знаем, что наша реальность — это не галлюцинация? Татьяна Черниговская сейчас В апреле 2020 года телезрители получили возможность услышать любопытнейшие рассуждения Татьяны Владимировны в популярной программе Владимира Познера. Предмет разговора — устройство нашего мозга.
В беседе с телеведущим Татьяна Черниговская затронула ряд волнующих телезрителей вопросов: как функционирует человеческий мозг, сможет ли это когда-нибудь досконально объяснить наука, как взаимодействуют мозг и личность, в чем состоит превосходство мозга над компьютером. В 2020 году Татьяна Черниговская получила очередное признание собственной научной деятельности. Российская академия наук номинировала Татьяну Владимировну на Золотую медаль за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний. В этом же году Татьяна Черниговская стала лауреатом Золотой медали в номинации «Наука о жизни».
Не затачивайте детей только под ЕГЭ Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако, это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости, ЕГЭ. Я считаю, что это очень большой вред. Если, конечно, мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере, то это, безусловно, подходящая система.
Но тогда мы должны сказать: все, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку. Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система — худшее, что можно было придумать. Нечеловекомерный мир В какой мир мы попали?
Он текучий — нет ничего стабильного, он прозрачный — нет ничего, что вы могли бы скрыть. Это очень нестабильный мир, он сверхбыстрый. Есть такой термин, жалею, что этот термин не я придумала — мир нечеловекомерен. В этих устройствах счёт идёт на наносекунды.
Живое в таких измерениях не живёт. Это значит, что если будет приниматься решение о том, нажать на кнопочку или нет, это может произойти с такой скоростью, что мы даже не узнаем. Мы играем с огнём! И ещё с каким огнём!
Этот мир мерцает, он гибридный. Это другой мир, это цивилизационный слом, имеющий глобальное планетарное значение. Мир изменился и дальше меняется необратимо, никакого хода назад нет. Уже идёт самоорганизация сетей.
Сети сами начинают гулять. Они закручиваются. Мы вообще всем этим управляем? Кроме, как возьмём и всё это выключим?
Но если искусственный интеллект реализуется, то мы и не выключим его, потому что он сильнее, чем мы. Можете не сомневаться, он позаботится, чтобы его не выключили. Кроме того, есть вопрос, который обсуждают серьёзные юристы и учёные. Если появился искусственный интеллект, тогда он личность, вы не имеете права его стереть, потому что это убийство.
У нас будет выбор — свобода или безопасность. Но мы уже не сможем без них обойтись. Это уже другая цивилизация. И у компьютерных технологий есть безусловные плюсы — я не говорю о них, они очевидны.
Я говорю о минусах, чтобы увидеть опасность. Педагога, который передает информацию, больше не существует Вынужденный эксперимент с дистантом показал, что ученикам не нужен учитель, существующий в виде говорящей головы. В принципе он давно был не нужен, но ситуация с пандемией продемонстрировала это в условиях чистого научного эксперимента. Учителю бессмысленно соревноваться с Яндексом или Google в способности передавать информацию.
Нужен учитель, который объясняет и помогает понять. Дети хотят от взрослых человеческого отношения и эмоций. Но у меня такое ощущение, что большое количество учителей не годятся для такой работы. Наука В 1977 году Татьяна Черниговская защитила кандидатскую диссертацию, а в 1993 году докторскую.
Тема диссертации звучит так: «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты». Татьяна Владимировна является доктором двух наук — биологических и филологических. У нее имеется звание профессора. Татьяна Черниговская Предмет изучения профессора Черниговской чрезвычайно тонок и сложен.
Если коротко — то это человеческий мозг. А если немного шире, то это психо- и нейролингвистика. Татьяна Владимировна уверена, что этот предмет невозможно качественно и глубоко изучить без взаимообогащения разных областей науки. Если мозг исследовать только в медицинском плане, то от понимания предмета изучения уйдет множество интереснейших аспектов.
Поэтому для того, чтобы глубоко исследовать, по утверждению героя Леонида Броневого из «Формулы любви», такой «темный» предмет, как голова, нужны не только биология, но и лингвистика, психология, биология, медицина, химия и нейронауки. В 2000 году по инициативе и настоянию Татьяны Черниговской на кафедре общего языкознания СПГУ была открыта первая в стране специализация под названием «Психолингвистика». По этой программе начали готовить первых российских магистров. Профессор, заслуженный деятель науки РФ Татьяна Черниговская Сегодня Татьяна Черниговская читает курсы «Психолингвистика», «Нейролингвистика» и «Когнитивные процессы и мозг» для студентов и аспирантов филологического и медицинского факультетов СПбГУ, Факультета свободных искусств и наук, а также для аспирантов Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Научная биография Татьяны Черниговской — это тесное и плодотворное сотрудничество с рядом институтов Российской Академии Наук, а также с вузами Европы и Америки. Татьяна Владимировна — государственный стипендиат Президента России и Фулбрайта программа международных обменов. А еще она является руководителем «Петербургской школы психолингвистики». Предметы, исследуемые профессором Татьяной Черниговской, чрезвычайно сложные.
Это происхождение языка, его развитие и патология, теория эволюции и искусственный интеллект.
Также Черниговская — профессор кафедры общего языкознания факультет филологии, член ученого совета университета и преподаватель. Черниговской доверили читать лекции по курсам «Когнитивные процессы мозга», «Нейролингвистика» и «Психолингвистика» для студентов и аспирантов сразу нескольких факультетов ВУЗа — филологического и медицинского, факультета свободных искусств и науки. Для широкого круга слушателей — для посетителей лектория «Прямая речь» — Черниговская тоже решила читать лекции; со временем Татьяна стала ведущим лектором организации. Много лет Татьяна Владимировна посвятила экспериментальным и клиническим исследованиям ментального лексикона носителей русского языка. Ее исследования вызвались продолжать и другие ученые — например, Свистунова и Слюсарь.
Татьяну Черниговскую много раз приглашали лектором в крупные университеты Европы и Америки. Также Татьяны неоднократно брала на себя обязанности координатора международных симпозиумов. Татьяна Черниговская — известная телевизионная ведущая. На канале «Культуры» он вела программы «Встреча на вершине», «Звездной небо мышления» и «Покажем зеркало природе…»; на канале «Петербург — Пятый канал» — передачи «Ночь» и «Интеллект». Много раз Татьяна Владимировна появлялась на телеэкранах в качестве гостя на различных шоу. Например, в 2016 году Черниговская побывала на шоу Владимира Познера.
Татьяна рассказала ведущему и зрителям о том, как работает головной мозг человека, почему наука до сих пор не может точно объяснить его функционирование и смогут ли ученые вообще когда-нибудь это сделать, в чем мозг превосходит компьютер и о многих-многих других интересных вещах.
Татьяна Черниговская – биография, фото, личная жизнь, новости 2023
Лекция Татьяны Черниговской «Как научить мозг учиться? В интересы профессора входят происхождение языка, его развитие и патология, теория эволюции и искусственный интеллект. На эту любопытную тему Черниговской написано больше 250 научных статей и монографий. Не только содержанием, но и названием выделяется книга «Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание».
Работы печатаются как в российских, так и в иностранных изданиях. Татьяна Владимировна — государственный стипендиат президента России и Фулбрайта программа международных обменов. Помимо этого числится руководителем Петербургской школы психолингвистики.
В январе 2010 года вышел указ президента, которым Черниговской присвоено звание «Заслуженный деятель науки РФ». В апреле 2021 года телезрители получили возможность услышать любопытнейшие рассуждения Татьяны Владимировны в популярной программе Владимира Познера. Предмет разговора — устройство мозга.
В беседе с телеведущим Черниговская затронула ряд волнительных вопросов: как функционирует человеческий разум, сможет ли это когда-нибудь досконально объяснить наука, как взаимодействуют мозг и личность, в чем состоит превосходство над компьютером. РАН номинировала Татьяну Владимировну на золотую медаль за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний. В этом же году Черниговская стала лауреатом золотой медали в номинации «Наука о жизни».
Не стала исключением и профессор, которая в конце лета дала интервью «Фонтанке». Черниговская предрекла глобальные перемены, с которыми не каждый сможет справиться. Зато более гибкие люди, напротив, смогут лучше проявить природные способности.
За годы научной деятельности Татьяна Владимировна объездила с выступлениями полмира, однажды даже читала лекции далай-ламе. Не удивительно, что такой успешный специалист обращал на себя внимание и подвергался критике. Обычно Черниговскую ругают за однозначные выводы и заявления.
Ученая не любит разъяснять другие теории, с которыми не согласна. Популярные тезисы в научных исследованиях Т. Черниговской Наверное, самый популярный тезис, принадлежащий ученой, заключается в том, что сначала нужно узнать, как устроен мозг, а потом станет ясно, как устроен мир.
Посвятив всю жизнь изучению самого сложного органа человеческого организма, она читает лекции, затрагивая важные аспекты воспитания детей. Многие тезисы «ушли в народ» и стали для родителей определенными подсказками. Среди них можно отметить следующие направления: Не стоит начинать учить ребенка слишком рано.
Многие мамы и папы, особенно в 90-х годах, следуя модным течениям, пытались учить 2-летних малышей грамоте.
Этот «homo confusus» еще даже не понял, где он находится. Еще не осознал, в какую опасность мы уже попали.
Но мы не можем откладывать решение» Родилась 7 февраля 1947 года в Ленинграде. Образование Закончила отделение английской филологии филологического факультета Ленинградского государственного университета. Специализировалась в области экспериментальной фонетики.
До 1998 года работала в Институте эволюционной физиологии и биохимии им.
Постоянное напряжение от того, что у вас что-то не получилось — худшее, что вы можете себе причинить. Он учится всё время.
Вопрос только в том, что ему предлагают. Мозг людей, знающих больше одного языка, имеет преимущество перед мозгом тех, кто знает всего один язык. Учить иностранную речь полезно.
И это ещё один способ отодвинуть болезнь Альцгеймера. То, чему вы научились, начинает влиять на гены. Ловите дополнительную порцию вдохновляющих слов: Открытие нельзя сделать по плану.
Но есть существенная добавка: гениальные мысли приходят только подготовленным умам. Таблица Менделеева не просто приснилась ему, он долго до этого работал над ней, мозг продолжал мыслить, и просто «щёлкнуло» в какой-то момент во сне. Если тебе скучно жить — значит, ты совсем не развиваешься.
Тренируйте мозг постоянно. Важно найти для себя подходящие методики и регулярно их практиковать. Но, родившись гением, можно им не стать.
Если нейронная сеть тренированная, особенно с детства, то память будет ухудшаться с гораздо меньшей скоростью. Главная беда современных детей — это амбиции их родителей. Неважно, знает ли ребёнок точные даты исторических событий.
Важно, чтобы он понимал, что и почему происходит на этой планете. Всё остальное уже знают поисковые системы. Сейчас ценны те люди, которым в голову будут приходить гениальные необычные мысли.
Область её исследований - психолингвистика и нейролингвистика. Слышала в её лекциях про связь речевых патологий с генетикой, функционированием мозга, например, - интересно и полезно. И не совсем это её исследование, как поняла, на самом-то деле ген FOXP2 был обнаружен группой ученых в Лейпциге. Но уж какое отношение её область исследований имеет к, например, указанным в видео ниже темам? С какой стати она себя считает экспертом в данных областях? Причем её почему-то слушают и другие люди, видимо, внимая её авторитету, поставленной речи и седым волосам. Она ведь и по поводу педагогики, взаимоотношений между людьми, например, высказывается, и по другим областям проходится. Ведь надо же иметь хоть какую-то внутреннюю ответственность за информацию, которую распространяешь.
«Плохой», «хороший» мозг
- Становление человеком науки
- Профессиональная деятельность
- Черниговская, Татьяна Владимировна — Википедия
- Биография Татьяны Черниговской
Татьяна Черниговская
События совершаются людьми. А люди действуют по мотивам, побуждениям своей эпохи. Если не знать этих мотивов, то действия людей часто будут казаться необъяснимыми или бессмысленными.
Сеченова РАН в лабораториях биоакустики, функциональной асимметрии мозга человека и сравнительной физиологии сенсорных систем ведущий научный сотрудник. В 1977 году защитила кандидатскую диссертацию «Особенности восприятия человеком низкочастотной амплитудной модуляции звука и амплитудно-модуляционные характеристики речи» [2] , а в 1993 году докторскую диссертацию «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты». Доктор биологических наук, профессор СПбГУ, филологический факультет. Занималась экспериментальными и клиническими исследованиями ментального лексикона носителей русского языка. Сейчас эти исследования продолжают, в том числе, Н.
Мы сейчас занимаемся тем, что покупаем лупу все более и более высокого разрешения. Здесь нужно что-то другое. Мне надоело уже это говорить, но я вынуждена сказать ещё раз. Должен родиться гений, который посмотрит на весь этот ужас и скажет, что не с того боку к этому подходят. Парадигма другая должна быть. Да у нас в голове компьютер, но совсем не тот, который у каждого лежит в сумке или стоит на столе. Это совсем другое. Часть его такая и она, условно говоря, левополушарная. Это алгоритмические процедуры, метафорой этому является компьютер, который гоняет единицы и нули. Но у нас есть другая часть — это суперкомпьютер, аналоговый, мы не знаем что это такое, и как действует. Если получится, что компьютер, облако, не важно, осознает себя как «Я», как персону, это значит, что него появятся собственные планы и мы в эти планы можем не входить. Учитывая их мощность, они нас вырубят в три минуты. Это я специально пугаю! Николай Усков: Но кто будет в розетку то их подключать? Татьяна Черниговская: Да сами они и будут. Фотосинтез себе устроят, будут питаться солнечной энергией, да все, что угодно. То есть люди, которые управляют финансами всех самых богатых компаний, это женщины. Как вы думаете, с чем это связано? Татьяна Черниговская: Начну издалека. Мне часто задают вопросы о различии мужского и женского мозга. Они отличаются, но не так, как об этом в популярной среде говорят. Обычноотмечают, что у женщин мозг меньше, но размер здесь вообще не при чем. Собирают же мозги у ушедших в иной мир выдающихся людей. Эти выдающиеся мозги вовсе не какие-то особенно крупные. Особенно крупные мозги как раз у больных людей! Дело в качестве мозга. У мужчин гораздо меньше связей между разными частями мозга внутри каждого из полушарий. Я думаю, что это из-за основной женской роли в эволюции. Потомство ведь нужно охранять. Это значит, что нельзя со всеми ругаться, нужно уметь договариваться. Женщина — хороший переговорщик. Я бы сказала, что у женского мозга более эффективная работа. Это первая часть истории. Зато экстремальные вещи в мужском мозге гораздо сильнее. Если дурак, то такой дурак, каких среди женщин еще поискать нужно. Если гений — то, разумеется, мужчина. Очень мало выдающихся женщин. Например, феминистки. Я как-то в Нью-Йорке в кругу таких женщин, по дурости своей, пустилась в дискуссию. Они все на меня накинулись, говорили, что им воли не дают и прочее. А вот если бы волю нам дали из нас бы столько всего вышло Моцартов, Бетховенов и Шопенгауэров. Уже давно волю дали! Ну и где они? Я что-то не вижу. Понятно, что вы можете перечислить всех самых известных женщин, но их ряд все равно очень мало. Поэтому я думаю, что великие женщины прошли очень сильный отбор. Они действительно вылезли, раздвигая все леса и кущи. Способность жить в цифровом мире Очевидно, что подготавливать человека к жизни в новом мире старыми способами бесполезно. Преподавателям недостаточно читать студентам или ученикам «сухие» лекции. Татьяна Черниговская уверена: сегодня необходимо формировать у людей способность жить в цифровом мире и при этом сохранять и развивать человеческие качества, недоступные компьютеру. По мнению эксперта, многое в жизни зависит от того, насколько хорошие отношения человеку удалось выстроить с его семьей, коллегами и обществом в целом. Этому обязательно нужно учить людей с малых лет. Важно, чтобы человек умел верифицировать информацию, был стрессоустойчивым, готовым к изменениям и постоянному развитию. Образование будущего — это образование понимания, а не запоминания. Я думала, что архитектура — это что-то метафорическое. Но оказалось, чтоэто понятие имело и прямое значение. Например, в Финляндии массово перестраивают здания школ. Архитекторы отказываются от стандартных типов аудиторий в пользу ярких и креативных и трансформируемых пространств. Дети не только сидят за партами, но и имеют возможность лежать, ходить и бегать на занятиях. Их учит то один педагог, то другой. Условия всё время меняются, чтобы школьники развивали в себе мобильность, готовность к изменениям», — рассказывает Татьяна Черниговская. Современному человеку крайне важно тренировать свой мозг, который должен находиться в напряжении, чтобы оставаться в форме. То же самое и с мозгом: он должен тяжело работать. Тяжело — ключевое слово. Мозгу обязательно должно быть трудно. Прочитайте книгу, которая для вас сложна, посмотрите фильм, который для вас непонятен, или спектакль, где неясно, что хотел сказать режиссер. Чтобы разобраться, вы будете думать, читать критику, искать информацию. Мозг будет занят работой, он будет развиваться. Не нужно искать трюки, которые улучшают мозг, — их нет. Эти трюки — сама жизнь», — отмечает Татьяна Черниговская. Татьяна Черниговская о цивилизации праздности и недоверии к информации Как научить мозг работать в новых условиях, рассказала профессор СПбГУ, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, руководитель лаборатории когнитивных исследований, доктор филологических и биологических наук Татьяна Черниговская на Гайдаровском форуме. Он текучий, прозрачный, нестабильный, сверхбыстрый, гибридный. В нем рухнуло сразу все. Автономная жизнь цифрового мира идет полным ходом: интернет вещей, самоорганизация сетей. Цифровая реальность уже признак отбора в социум. Если представить себе некую страну, которая не может себе позволить войти в цифровой мир, можно считать, что ее вообще нет. Она не игрок. Люди могут там жить себе, корзиночки вязать, но они не участники общего дела», — отмечает Черниговская. Я об этом много в последнее время думаю.
Еще я страшно увлечена тем, что происходит в генетике, мне ужасно жаль, что я не специалист в этой области. Меня восхищает, как научились работать с древнейшим материалом: еще пять лет назад было почти невозможно исследовать останки людей, умерших лет десять назад, а сейчас занимаются образцами, которым двести тысяч лет. Это кардинально все меняет. Получается, сейчас основной фокус ученых на том, кто мы такие. А как насчет необъяснимых способностей? Я отношусь к таким провокационным темам спокойно. Если мы чего-то не знаем, то не значит, что этого нет. Беда людей в том, что они слишком много о себе думают. С этим у меня полный порядок: я не считаю себя слишком умной, хотя то, что я не дура, очевидно. И у меня нет иллюзий на тему того, что я много знаю: чем дальше, тем больший ужас меня охватывает от осознания того, что я не просто многого не знаю, но и кое-чего не понимаю вообще. Когда меня спрашивают, есть ли телепатия, я отвечаю, что вполне это допускаю. Если вы увидите человека, который сатанинским глазом смотрит — и двигает предмет хотя бы на три миллиметра, это конец. Все наши знания законов природы говорят о том, что этого не может быть. Если это произошло, мы должны выдохнуть, пойти помолиться Николаю Угоднику, опрокинуть хреновухи и заесть груздем со сметанкой. Вы верующий человек? Да, но не воцерковленный, в традиционное православие меня крестили во младенчестве. Я отношусь к вере серьезно. В любых других религиях я не вижу ничего интересного для себя, кроме философских аспектов. Ваши родители — ленинградские ученые, вера в те годы была достаточно запретной темой. Как произошло, что вам ее передали? Тогда все происходило тайно, разговоров на эту тему в семье не было. Думаю, это произошло не без влияния дедушки и бабушки. У меня была чудесная и трогательная бабушка. Она не дожила трех месяцев до ста лет и была умнее меня в восемьсот раз. Личная жизнь Татьяна Черниговская посвятила ряд научных работ воспитанию детей-билингвов, развитию когнитивных навыков детей и реабилитации детей с речевыми расстройствами, но о собственных детях Татьяны Владимировны прессе ничего неизвестно. Журналисты не знают даже, есть ли вообще у профессора дети и муж. Татьяна Владимировна Черниговская обожает отдыхать в лесу или на побережье океана. Здесь Татьяна Владимировна попадает в ту среду, где женщине наиболее комфортно. А еще Татьяна Черниговская любит наблюдать за поведением собственного домашнего питомца — кота породы «Британец». Как утверждает хозяйка, это существо понимает женщину без слов. У них телепатическая связь. Ученый Татьяна Черниговская Татьяна Черниговская с улыбкой признает себя в некоторой мере снобом и эстетом. Женщина читает книги только в бумажном, а не электронном варианте. Татьяне Владимировне нравится держать в руках, ощущать под пальцами текстуру страниц и «вдыхать» неповторимый «книжный» аромат. Личная жизнь Татьяны Черниговской — это, ко всему вышеперечисленному, слушание классической музыки и посещение театра. Источником удовольствия профессор считает простые человеческие радости, такие как вкусная еда и хорошее вино. А еще женщина уверена, что родная эпоха ученой — это ушедший XIX век. Татьяна Черниговская сейчас В апреле 2020 года телезрители получили возможность услышать любопытнейшие рассуждения Татьяны Владимировны в популярной программе Владимира Познера. Предмет разговора — устройство нашего мозга. В беседе с телеведущим Татьяна Черниговская затронула ряд волнующих телезрителей вопросов: как функционирует человеческий мозг, сможет ли это когда-нибудь досконально объяснить наука, как взаимодействуют мозг и личность, в чем состоит превосходство мозга над компьютером. В 2020 году Татьяна Черниговская получила очередное признание собственной научной деятельности.
Татьяна Черниговская: «Лучшее, что мы можем для себя сделать, – это познакомиться с собой»
Татья́на Влади́мировна Черни́говская — советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Навигация по записям. О достижениях в области нейролингвистики и важности изучения мозга и развития раскажет Черниговская Татьяна Владимировна.
Татьяна Черниговская. Краткая биография. Семья и дети
Некоторые её лекции действительно стоит послушать для добавления информации в копилку знаний. Однако уже не впервые замечаю, что и в публичных выступлениях, и в своих лекциях она бывает не особо логична, а также не делает выводы согласно научной логике. Её лекции слушала на ОpenЕducation и в виде подкастов. Много воды и поспешных выводов, сделанных при недостатке информации причем по сути из нескольких действительно стоящих научных исследований получился пласт информации, который повторяется из лекции в лекцию. Она часто пересказывает чужие научные исследования причем иногда непонятно, действительно было научное исследование или она слухи пересказывает , но подаёт их как непреложную истину, хотя нет для этого посылок. Например, были 1-2 научные статьи, которые она прочла, и она делает вывод, что "мальчиков нужно держать в холоде" и распространяет эту информацию безапелляционно. Может, Черниговская замечательный специалист, конечно, но иногда околонаучную ерунду несёт с видом эксперта. Разве можно так уверенно популяризировать информацию, которая не имеет достаточного обоснования?
В театре не задалось, в отличие от кино. А вот в личной жизни, недолюбленный матерью Алексей, пытается добрать любовь у своих вторых половин, но...... Ну, начну сначала. До нашего бpaка, который длится 2 года, есть ребенок, муж жил гражданским бpaком с дeвyшкой 6 ле...... К сожалению, это правда. Сложно расстаться с человеком, которому обещала «долго и счастливо». Но еще сложнее завершить эти отношения не формально, а эмоц...... В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Муравьёва.
Запрос «Мурав...... Популярность ей принесла героиня Иззи Стивенс в телевизионном фильме «Анатомия... Зона отчуждения", "Бесстыдники"... В данной правовой норме есть несколько нюансов, на...... Начну с того , что замуж я вышла за разведенного мужчину военный и на момент нашего знакомства он был официально разведен 1 меся...... Например, очень мало кому известны подробности об его супруге Медни Мусаевне. Именно об этой необычной женщине, истинной жене лидера, расскажу в данном посте. Россиянин более 20 раз завершал бои нокаутом, а поразить силача сумели лишь дважды.
Россыпь побед с...... Недосказанные слова, невысказанные претензии, обиды… Теперь жизнь управляется одной единственной «страстью»...... Родители работали в Москонцерте артистами эстрады, поэтому атмосфера в доме всегда была творческой. В какой-то момент в семью пришло несчастье - у отца о...... Эта обаятельная и талантливая женщина привлекла к себе внимание еще в юности. Определенных успехов Ирина добилась и на театральной сцене. Какова же история звезды?... Она является настоящей легендой музыкальной сцены, песнями которой заслушивалось не одно поколение француженок и не только.
Эта женщина пе...... Об этом на своей странице в Facebook сообщила поэтесса Любовь Воропаева. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Он был талантливым... Все о восстановлении нормального состояния кожи рук и о профилактике этой проблемы.... Снимается в сериалах и кино, играет в театре. Личную жизнь Виктор Сухоруков тщательно скрывает.... Именно это не дает вам идти вперед, развиваться как личности; бывшая любовь не......
О личной жизни Полины Куценко вы узнаете из нашей статьи.... То есть, о чувствах речь не идет, просто мужчине после разрыва нужно срочно удостовер...... Он — участник телепроектов «Битва хоров», «Три аккорда», автор хитов «40 тысяч верст», «Сам тебя вы...... К этой категории относится мой бывший муж, который получает удовлетворение от унижения тех, кто долгое время был рядом с ним. Прожив 10 лет в законном бр...... Широкой публике стал известен после выхода на экраны фильмов «Эффект бабочки», «Однажды в Вегасе», «Джобс. Империя coблaзна» и...... Фото: кадр видео.
Экс-супруга футболиста Дмитрия Тарасова Оксана Дмитриева жестко высказалась по поводу разрыва своего «бывшего» с телеведущей Ольгой Бузовой. Когда-то Оксана сама ока......
Семья - это главная ценность в жизни.
Фотографии Татьяны Черниговской с мужем и детьми напоминают нам о том, насколько важно ценить и беречь эту прекрасную связь. Как формируется мозг и мышление ребенка? Татьяна Черниговская Фотографии из молодости Татьяны Черниговской показывают нам, что счастье не только во внешней красоте, но и в глубине души, в счастливых моментах с близкими.
Они сопровождают нас на протяжении всей жизни и оставляют незабываемые воспоминания.
В 2009 г. В 2009-2010 гг. Интеллект» на «Пятом канале». В 2010 г. В том же году была удостоена звания «Заслуженный деятель науки РФ».
В 2012 г. В 2014 г. Одной из самых популярных лекций учёной стала «Как научить мозг учиться? Многие лекции Татьяны Владимировны выпущены отдельными аудиокнигами. Наиболее известные: «Искусство и мозг» 2015 г. В 2016 г.
В том же году стала гостьей передачи Владимира Познера на «Первом канале». Также в 2016 г. В феврале 2017 г. Летом 2017 г. Также в 2017 г.
Черниговская татьяна владимировна
Но мы не можем откладывать решение» Родилась 7 февраля 1947 года в Ленинграде. Образование Закончила отделение английской филологии филологического факультета Ленинградского государственного университета. Специализировалась в области экспериментальной фонетики. До 1998 года работала в Институте эволюционной физиологии и биохимии им. Сеченова РАН в лабораториях биоакустики, функциональной асимметрии мозга человека и сравнительной физиологии сенсорных систем ведущий научный сотрудник. В 1977 году защитила кандидатскую, а в 1993 году докторскую диссертацию «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты».
Трудно, и это особая волна, как вы сказали, вот и про молитву… То есть ты то попадаешь, то не попадаешь, и более того, ты даже это осознаешь, вот я себя ловила на том, что не получается. А что для вас, опять же, если взять уже не веру вообще, а вот, скажем, путь христианский, который много чего предполагает: что-то надо прочитать, что-то надо попытаться сделать с собой, наверное, это самое главное и так далее. Вот что самым сложным для вас является здесь? Самым сложным является то, что у меня не было никакой религиозной плохое слово подготовки с детства, я… этого не было в семье. То есть была моя бабушка, которая была религиозным, разумеется, человеком, но она не учила меня, понимаете. Я потом уже, когда я стала взрослой, и я начала понимать, что она глубоко религиозный человек, но это не было… Короче говоря, самим доходить до этого надо было и это неправильно. Я думаю, нет. Я думаю, что с детства нужно… нужно попадание в этот мир. Другой вопрос, что может потом человека начать драть на части: ему не нравится, он может отказываться… Но ему будет куда вернуться, да? Да, но когда ты неофит совсем… То есть, поскольку я заканчивала университет как гуманитарий, и даже до того, как туда поступить, я думала, не поступать ли на историю искусств: я технически много чего знала, ну — много, мало, конечно. То есть не была безграмотна в смысле истории: кто, когда писал, чего там, античная литература — это я знала, но мы же не про это говорим, совсем не про это. Это про сюжеты, а вот другое — нет, оно как-то само. А вот вы часто говорите, что, как ученый, вы задаете вопросы, и вопросов-то меньше не становится и так далее. А вот если эту профессиональную составляющую убрать, какие еще у вас к Богу есть вопросы? Ну вообще, я вам скажу, вопросы вы задаете… Может быть, их нет. Нет, они есть, но смею ли я их задавать? И это не кокетливый ответ, я всерьез говорю. Мой… Я бы сказала так: кто мы? Зачем мы сюда попали? Зачем мы Вселенной? Почему мы люди… почему мы созданы с таким сознанием, которому хочется разгадать среди прочего законы природы? Это меня давно интересует, я это даже в аудитории сто раз уже говорила. Природа сама все знает, она действует уже, законы действуют независимо от нас. Для чего понадобилось существо, которое разгадывает те законы, по которым Господь устроил мир? У меня, вообще-то, нет ответа. Поговорим о свободе воли. Пушкин гениальный, абсолютный гений, и он гений именно… да. Фото Владимира Ештокина Это про что, это про мозг, который нами управляет? Ну это еще про его невероятное чувство юмора, полную внутреннюю свободу: как хочу, так и пишу, что хочу, то и сочетаю. Вот это сочетание самого верха и вот таких, как бы легких таких вещей, вот это, мне кажется, признаки гения, это то, что… Ну вот Моцарт-то, то, что мы знаем, мы же не знаем, ну я, по крайней мере, не знаю, почему вот эта вот лучезарность его такая, вот одновременно мучительная, и одновременно он какой-то солнечный зайчик такой, ребенок такой светлый весь, в золотых кудрях, что называется. Вы намекаете на свободу воли, да? Ну да, ну вот: «не буду есть, подумала — и стала кушать», да, потому что решила — не прикоснусь!.. Да, это блестяще. Но это же нас выводит, собственно, к самому главному, вообще-то, вопросу: мы насколько… у меня есть книжка, у нее на обложке написано: Are we hardwired? Я когда первый раз наткнулась просто ночью в компьютере, ну не ночью, поздно вечером наткнулась на научную статью, из которой следовало, что мозг принимает решение за некоторое, в скобках — большое, количество секунд, не миллисекунд, до того, как человек об этом думает, что он принял решение, меня просто качнуло, у меня в прямом смысле просто потемнело все — минутку, а о чем вообще тогда идет разговор, кто в доме хозяин? Я, естественно, стала это выяснять у коллег, в том числе у авторов статьи, это норвежцы были, более того, оказалось, что я этого человека хорошо знаю, который был последним из авторов, на самом деле, он руководитель этого мозгового центра в Бергене. И я ему просто позвонила и говорю: «Я подозреваю, что у вас опечатка, что вы забыли букву «m», что еще на миллисекунды я согласна, но мы же понимаем, что там другие скорости, но на секунду я не согласна». Он говорит: «Никакой опечатки нет, это так и есть». Я говорю: «Ну ты же понимаешь, что из этого следует? Что мы здесь вообще ни при чем, что мы — просто очень хорошо сделанная программа, которая сама по себе и действует». А там еще, в других научных работах, еще гадость нам подсунута, а именно: что мозг еще посылает нам сигнал утешительный, что, мол, ты не волнуйся, такая психотерапия, что это ты и есть, ты все сам сделал… Понимаете, это тема, которая очень серьезно обсуждается, как в философии, понятно, так и в нейронауках сейчас, об этом много пишут, потому что это опасный момент такой. Татьяна Владимировна, а у меня знаете здесь какой вопрос, он, наверное, абсолютно дилетантский. Я внимательно слушал и читал, вы часто говорите о том, что когда вам объясняют ваши коллеги или, отвечая на этот вопрос, говорят: «Ну вот там сигнал от мозга к руке, там взять стакан…» Вы говорите: «Это я понимаю, вопрос в том, что между этим происходит? А разве нет разницы при принятии решений, условно говоря, когда вот я сейчас беру стакан, хочу взять стакан, и мы объясняем, что это мозг решил, и когда я выбираю спутницу жизни? А, это, разумеется, разные вещи. То есть мы же говорим о свободе воли, во втором случае она принципиальна. Нет, вот это легко как раз, потому что эта вторая большая по времени или выглядит как большая, вот это да, тут у нас со свободой воли, я думаю, вопросов нет, если она присутствует. Но мы не можем сделать вид, что там, в этом маленьком мире, что там не играет какая-то программа, понимаете, вот там, где миллисекунды, вот что страшно-то. Хорошо, а когда выбор нравственный, но вот такой, не растянутый во времени? Помните этот замечательный анекдот про советского дипломата, который идет по какому-то там злачному району и внутренний голос говорит: «Заходи в заведение». Советский дипломат говорит: «Нет, не пойду», второй раз, а на третий раз внутренний голос говорит: «Ты как хочешь, а я пошел». Вот здесь есть… А, вот именно, нет, я понимаю. Во-первых, здесь мы начинаем ступать на очень — у нас нет сложных областей с вами в разговоре, как выяснилось, — на очень такую почву, а именно: у нас одна личность внутри или не одна? Я не намекаю на то, что знают медики и что прямо называется multiple personalities — это, кстати, редко встречается, вот я с психиатрами говорила об этом, это не то что там каждые десять дней они наталкиваются на такого пациента, это бывает редко — редко, но метко, потому что описан пациент, у которого тридцать две, что ли, личности. Что мозг устраивает, вы понимаете, какую он устраивает вещь? Но я не хочу сюда съехать, а хочу сказать, что в менее трагической ситуации мы же: то вдруг ты себя ведешь как ну не то что как ангел, но как хороший добрый… вдруг в тебе какая-то дрянь такая появляется, когда ты начинаешь себя вести, как совершенно другая личность. Ведь это же есть! Можно, конечно, говорить себе, что этого нет и я не такой, но надо же честно. Это первое. Второе, я думаю… даже не второе, а продолжение первого, там много параллельных процессов идет, поэтому ведь бывает, что ты собираешься делать одну вещь, а делаешь другую, я сейчас не нравственный выбор имею в виду. Ну собирался там, я не знаю, книжку читать одну, это по вашему анекдоту, а пошел… Со мной позавчера это было: пошла я к полке зачем-то, потянулась туда, у меня не было никакой идеи, что я собираюсь оттуда взять, я вынула книжку Поппера, положила ее в сумку и ее читала вчера в «Сапсане». У меня не было этой идеи, понимаете, вообще, мне как бы и незачем, и я ее раньше читала, я не знаю зачем, что меня туда понесло, и когда я ее открыла, я поняла, что это ровно то, что мне сейчас нужно читать, что мне нужно писать сложную статью, и я читала. Дарвин или дарвинизм, возможно, это называется, и свобода воли, я не знала, что вы мне будете задавать такие вопросы, вот это что было? Я же не в сомнамбулическом состоянии туда пошла, но мое сознание в этом не участвовало. Тем не менее рука протянулась, и я эту штуку взяла. Я куда клоню, если мне удастся только сейчас ответить. Вот это опережение решения, вот эти секунды, которые мы видим, может быть, это на эту тему, что на самом деле ты уже принимаешь это решение, оно просто не вышло в сознание. Тут я начинаю сама себя рубить, потому что у нас нет никакой договоренности о том, что такое сознание… Да, понимаю. На что все-таки мы не согласны, потому что все-таки какой-то тип сознания у них есть, уже не говоря о том, что с этим сочетаются такие вещи, которые тоже очень сложно разделить, потому что есть сознательные движения, есть подсознательные, есть бессознательные, есть неосознаваемые. Вот что мы будем с этим делать со всем? НАДЕЖДА У меня была Виктория Ивановна Уколова, наша замечательная антиковед, в гостях здесь, и она меня очень удивила, когда я у нее спросил про надежду, и она говорит: «Надежда — у меня очень сложное отношение к надежде, потому что надежда иссушает или может иссушить, потому что, если вот ты надеешься, надеешься…» Она вспомнила Пандору, которая успела захлопнуть свой этот сосуд, эту надежду или, как греки говорили, тщетную, как бы мы, наверное, перевели, надежду все-таки не выпустила. И вот поэтому у меня еще один такой простой сложный вопрос из серии «что такое вера»: вот что такое надежда и как вы относитесь к этому. Вот надежда — это всегда хорошо? Я считаю, что надежда прямо связана с верой, очень крепко связана, поэтому, по крайней мере в моем внутреннем пространстве, она не может разочаровывать, не может — в смысле не должна. Не так я говорю! Нельзя себя допустить до той точки, когда ты говоришь: это пустое дело, все равно ничего не выходит, и поэтому надеяться бесполезно. Я считаю, что это плохой ход, надеяться надо всегда, и это не может быть ни безнадежным, ни скучным, это из очень высокого уровня вещь. Не нашего ума дело, вот я как не ученый вам отвечаю или, может быть, как раз как ученый. Есть вещи, которые мы не знаем, мы не можем знать ответ, почему то, на что мы надеемся, не приходит сейчас. Но считать, что не приходит… слушайте, это же не стол заказов: ты пришел, заказал я об этом часто думаю , заказал — а оно не сбывается, а кто-то что-то кому-то гарантировал, что ли? Не сбывается, значит, не нужно или не дожил, или плохо надеешься. Другие… я могу себе представить, что, если ученые все-таки смотрят некоторые ученые, эту передачу, что они в мой адрес говорят, но это их дело, я не отказываюсь от своих слов. А вам знакомо чувство, когда кажется, что нет никакой надежды? Нет, мне оно незнакомо, потому что… То есть я понимаю, о чем вы говорите, мне знакомо это состояние, но после этого следует то, что я сказала уже сейчас: надейся все равно — и может произойти что угодно, и это не нашего ума дело, как это сложится.
Санкт-Петербург в номинации «физиология и медицина — имени Павлова», получена в 2021 году. Помимо научной и преподавательской деятельности была ведущей таких телевизионных познавательных программ как: «Встреча на вершине», «Звездное небо мышления», «Ночь», «Интеллект», «Покажем зеркало природе» и др. Выступала в качестве гостя и принимала участие в таких проектах как: «Еще не Познер», «Правила жизни дома», «Познер», «Линия жизни», «Просто о сложном с Софико Шаварнадзе», «Стрелец-молодец! У Татьяны Владимировны есть несколько страниц в социальных сетях. Так, на ее блог в Instagram подписано более шестисот пятидесяти тысяч человек. В своем блоге Черниговская делится с подписчиками мыслями на актуальные темы и рассуждает о происходящих в мире событиях, изредка добавляя личные фотографии. На ее официальную страницу в Facebook подписано более полумиллиона человек. Контент на ее страницах незначительно отличается. Семья Татьяна Владимировна не афиширует свою личную жизнь и не дает по этому поводу никаких комментариев. В интернете и СМИ нет информации и какого-либо упоминания о ее супруге и детях. При этом, Черниговская рассказывает иногда о своих личных предпочтениях и хобби. Так, в интервью петербургскому журналу о людях «Собака.
Вербицкой» «Когнитивные исследования. Выпуск 2» «Когнитивные исследования. Сборник научных трудов. Выпуск 5» Комментарии Аноним 24 ноября 2017, 10:44 крутая тетка 0 Аноним 23 марта 2018, 7:54 С огромным интересом всегда слушаю и смотрю телепередачи с участием харизматичной Татьяны Владимировны. Сколько интересной информации дают эти передачи. Ученому с мировым именем, Татьяне Владимировне, при этом удается оставаться всегда не только великолепным оратором, но и прекрасной женщиной. Здоровья, счастья, дальнейших творческих успехов Вам! Например: слушала её сегодня и когда она заявила, что добро и зло в человеке - это социальные приобретения, то поняла, что детей у неё нет! Ведь очень часто бывает, что ребенок, выросший у добрейших людей, в социально положительных условиях, не знавший, что такое зло в его нравственно-бытовых проявлениях, оказывается настоящим злыбнем. И это, как правило, обусловлено его наследственными по бабушке или дедушке чертами характера - скажем генами. Но Черниговской Т. Меня интересуют проблемы работы мозга, хочется глубже погрузиться в эту тему! И еще: внимательнее слушайте Татьяну Владимировну!
Татьяна Владимировна Черниговская
Ярослав Тимофеев, Татьяна Черниговская, Александр Каплан. Как работает человеческий мозг. 5 видеолекций о способностях мозга. Татьяна Черниговская: ХХI век как испытание человеческой цивилизации. Татьяна Черниговская. Татьяна Владимировна Черниговская — чем известна, биография, открытия, работы и цитаты — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Татья́на Влади́мировна Черни́говская — советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания.
Черниговская Татьяна Владимировна, нейролингвистика и психология
Биография и личная жизнь Татьяны Черниговской, ее карьера и успех ученой. Татьяна Владимировна Черниговская биография карьера и личная жизнь. Татьяна Черниговская — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг.