С другой — взаимозависимость открытых экономик и, соответственно, высокая вероятность возникновения дополнительных рисков. Экономическая глобализация — процесс усиления по всему миру взаимозависимости национальных экономик в связи с увеличением скорости движения и объёмов товаров, услуг, технологий и капиталов через государственные границы[1]. Экономическая глобализация — процесс усиления по всему миру взаимозависимости национальных экономик в связи с увеличением скорости движения и объёмов товаров, услуг, технологий и капиталов через государственные границы[1]. Новости экономики. Ответ на тест Взаимозависимость национальных экономик означает, что.
1.4. Экономическая взаимозависимость. Национальная и международная безопасность.
Экономика. Тест с ответами#38 - ДЕКАН ТЕСТ | В целом, глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости национальных экономик, взаимовлияния и взаимопереплетения различных сфер и процессов в мировом хозяйстве. |
Международная экономическая безопасность. Синергия. Тест. Proff. | Чем значительнее было оно, тем выше считался уровень экономической глобализации, означающей по сути наращивание взаимодействия и усиление взаимозависимости национальных экономик. |
Безопасность. Механизм взаимозависимости | Взаимозависимость нередко создает сложные проблемы для национальных экономик. |
Макроэкономическое равновесие | В целом, глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости национальных экономик, взаимовлияния и взаимопереплетения различных сфер и процессов в мировом хозяйстве. |
Тест по теме «Тест с ответами по Мировой экономике»
35. Взаимозависимость национальных экономик означает, что обязательна координация макроэкономической политики страны участвуют в интеграционных объединениях рост дохода в одной стране стимулирует рост дохода в другой страны участвуют в международных. Взаимозависимость и взаимовлияние национальных экономик. Решён156 просмотров22.02.2023Экономика10-11 класс 0 Uchitel188.04K 22.02.2023 0 комментариев Взаимозависимость национальных экономик означает, что: Варианты ответа: а) рост дохода в одной стране стимулирует рост дохода в. В результате международной кооперации производства, развития международного разделения труда, внешней торговли и международных экономических отношений происходит усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик. С другой стороны, одним из основных компонентов финансиализации является рост взаимозависимости финансовых систем стран мира, что, в свою очередь, означает снижение устойчивости национальных экономик, особенно их реальных секторов.
Мировая экономика – Бесплатные ответы на тест Синергия
Взаимозависимость обеспечивает поддержка отдельных лиц, дающая им силы, чтобы поддерживать других и сосредоточиться на своем личном росте. Представьте себе мир, в котором все достигли состояния взаимозависимости. Как сравнительные преимущества влияют на торговлю между странами? Сравнительное преимущество — это способность экономики производить конкретный товар или услугу с меньшими альтернативными издержками, чем у ее торговых партнеров. Как взаимозависимость влияет на экономику богатых и бедных стран? Одним из последствий взаимозависимости является то, что экономический кризис в одном регионе может иметь глобальные последствия.
Например, любое изменение мировых поставок нефти влияет на экономику во всем мире. Другой пример — долг. Способствует ли экономическая взаимозависимость миру? Взгляд «либерального мира» в политической науке подчеркивает, что взаимная экономическая взаимозависимость может быть проводником мира. Это говорит о том, что более высокая степень двусторонней экономической взаимозависимости ограничивает стимулы к применению военной силы в межгосударственных отношениях.
В чем смысл экономической взаимозависимости? Экономическая взаимозависимость следствие специализации или разделения труда.
В результате - национальные экономики "проникают" друг в друга. Очевидной становится интернационализация хозяйственной жизни, когда переплетаются многие и разные фазы научно-технической, производственной, инвестиционной, финансово-коммерческой деятельности. Экономическая взаимозависимость стран и народов становится ощутимой реальностью. Постепенно складываются и становятся особенно тесными всесторонние мирохозяйственные региональные связи, охватывающие многие страны.
In article prerequisites and consequences of the international economic integration, a form of the international economic integration in modern conditions of an aggravation of global contradictions of world economy are analyzed. Обоснованность такого подхода доказывается эволюцией форм интеграции. По мнению В. Как отмечает Р. По мнению Ю. Международная экономическая интеграция может принимать разные формы.
Основная мысль ученого — необходимость переориентации поиска источников финансового обеспечения на внутренние ресурсы страны. Данное решение является как никогда актуальным для развивающихся стран и особенно применимо к сегодняшнему российскому рынку. Финансиализация как объективный процесс связана, в том числе, и с ростом участия страны в международной торговле. И так как данная тенденция на настоящее время необратима, страны не могут отказаться от участия в глобальном финансовом рынке. Альтернативно они могут обратиться к политике торгового протекционизма, но ввиду недостаточности внутренних ресурсов для полного самообеспечения, данная опция не представляется возможной. Чтобы национальные экономики, несмотря на растущие межнациональные экономические связи, по-прежнему могли оставаться устойчивыми даже в условиях мировых кризисов необходимо постепенно снижать зависимость участников финансового рынка в стране от внешних кредиторов, от валютных колебаний, а также ограничивать деятельность спекулянтов на внутреннем рынке. В России частично проблемы растущей зависимости помогают решить санкции ЕС и США, коснувшиеся кредитования российских банков в этих странах. Возможности внешних заимствований были ограничены, что стимулировало банки искать внутренние источники финансирования в стране. Тем не менее, внутренних ресурсов, которые могли бы обеспечить долгосрочное кредитование в России сегодня недостаточно. Малоразвита система страхования, отстает в развитии даже от показателей других развивающихся стран система негосударственных пенсионных фондов. Средства стабилизационного фонда, призванные в кризисных ситуациях, в том числе, поддерживать социальную систему страны, растрачиваются на дотации государственным компаниям. В результате российские банки объективно ограничены в возможностях внутренних заимствований на долгосрочной основе. Это в свою очередь означает отсутствие возможности привлекать внутренние средства для реализации инфраструктурных проектов, т. Таким образом, если государство не примет системные меры по стимулированию создания «длинных денег» в стране, то простое ограничение во внешних займах может привести к острому дефициту ликвидности для реализации приоритетных долгосрочных проектов. Для России важным шагом должен стать отказ от политики замораживания пенсионных накоплений для финансирования текущих дефицитов. Это позволит не только использовать эти средства по назначению в длинном цикле, но так же и сбережет имидж всей пенсионной системы. Критическое значение также приобретает воздействие на инвестиционный портфель пенсионных фондов, который зачастую ограничивается вложением в акции и ПИФы. С целью стимуляции долгосрочных вложений например, в инфраструктурные проекты государство может предоставлять гарантии на такие инвестиции с целью повышения их привлекательности для пенсионных фондов. Взаимодействие с пенсионными фондами должно строиться подобно проектам частно-государственного партнерства, где риски балансируются между государством и частными инвесторами. Среди существующих в экспертном сообществе предложений по поддержке устойчивости российского финансового рынка популярна также идея о создании российской товарной биржи. Данная идея, возможно, чересчур оптимистична, и однозначно нереализуема без принятия системных мер, описанных выше. Эффективная работа биржи возможна исключительно в условиях высокой ликвидности и доступности денежных средств, а также при наличии значительного интереса иностранных инвесторов к местному рынку. На такой интерес кроме вышеназванных структурных факторов влияет и нестабильность финансовой системы России даже на фоне относительной стабильности глобальной финансовой системы. Важным элементом государственного контроля в странах с экономикой, где определяющую долю в экспорте имеют минеральные ресурсы таких как Россия , может стать регулирование деятельности корпораций, непосредственно получающих валютную выручку. В условиях валютных спекуляций такие корпорации могут сыграть критическую роль на финансовом рынке и оказать существенное влияние на курс национальной валюты. Наблюдая девальвацию на национальном рынке, они удерживают валютную выручку, тем самым занижают её предложение на рынке и только подстегивают дальнейшее обесценение национальной валюты. В подобных случаях может быть оправдано государственное вмешательство особенно с учетом того, что зачастую такие корпорации имеют прямое или косвенное государственное участие , в рамках которого регуляторы могут обязать компании продавать валюту на открытом рынке либо капитализировать выручку. Все вышеупомянутые меры не будут действенны без создания эффективной и прозрачной нормативно-правовой базы для регулирования финансового рынка. Четкое определение правил и требований к участникам финансового рынка является залогом его здорового функционирования. Регулирование финансового рынка в России пока развивается, важным шагом стала передача функций контроля за финансовыми рынками Банку России, который стал мегарегулятором. На данный момент существует ряд «белых пятен» в российском законодательстве, скорейшее устранение которых актуально для повышения доверия инвесторов к рынку и восстановления экономики. Наиболее остро, на наш взгляд, стоит вопрос регулирования инсайдерства. Ужесточение наказания за участие в инсайдерских сделках, стимуляция деятельности саморегулируемых организаций на финансовом рынке, а также организация контроля, в том числе и на внебиржевом рынке — вот только некоторые из мер, которые можно реализовать на пути к решению данной проблемы. Подведем итоги. Финансиализация глобальной экономики — объективный процесс, катализаторами которого является развитие мировой торговли, растущая взаимозависимость государств, развитие компьютерных технологий, повышение финансовой грамотности население, развитие банковской системы, дерегуляция финансовой системы и многие другие. Финансиализация также является противоречивым процессом, она обладает как положительными сторонами, так и провоцирует ряд проблем для глобальной экономики. К положительным последствиям финансиализации мировой экономики относятся расширение возможностей для финансирования реального сектора экономики, стимулирование потребления, повышение доступности товаров, увеличение мобильности капитала. Финансовая система стала своего рода кровеносной системой, как для производственного сектора, так и для сферы потребления. С другой стороны, одним из основных компонентов финансиализации является рост взаимозависимости финансовых систем стран мира, что, в свою очередь, означает снижение устойчивости национальных экономик, особенно их реальных секторов.
Взаимозависимость национальных хозяйств
Для промышленных стран необходимы рынки сбыта промышленных товаров, оборудования, новых технологий. Развивающиеся страны нуждаются в новых рынках для сырья и сельхозпродукции. В современных условиях отдельные страны стали звеньями мирового хозяйства, а их экономики попали в сильную зависимость от внешнего рынка. Особенно это характерно для экономик развивающихся стран. Связана данная особенность с тем, что в течение длительного времени эти страны развивались как аграрно-сырьевые придатки индустриальных стран Запада. Поэтому развивающиеся страны в основной своей массе имеют слабую промышленную базу и зависят от индустриально развитых стран. Растущая зависимость стран от внешней торговли и внешних рынков отражает объективно действующую тенденцию к хозяйственному сближению различных государств.
Это нашло свое отражение в создании различных торговых союзов, объединений, в развитии интеграционных процессов в Западной Европе, Азии, Америке и Африке на протяжении второй половины ХХ века. Концепции независимости, взаимозависимости и зависимости помогают объяснить структуру мировой торговли и торговую политику стран. Они образуют некоторый континуум, один полюс которого — независимость, другой — зависимость, взаимозависимость же находится где-то посередине. В каждой крайней позиции экстремума нет ни одной страны, хотя некоторые страны тяготеют к той или иной позиции. Независимость В случае независимости independence страна не зависит от приобретения товаров, услуг или технологий в других странах.
К факторам определяющим движение валютных курсов относятся: 1. Сравнительная производительность труда и издержки производства, долгосрочные темпы роста ВНП, место и роль страны в мировой торговле и вывозе капитала. Относительно более быстрый рост производительности труда в отдельной стране в долговременном плане ведет к повышению покупательной способности национальных денег по отношению к товарам и соответственно к увеличению валютного курса это страны. Чем выше издержки производства и цены в стране по сравнению с мировыми, тем больше возрастает импорт по сравнению с экспортом, что ведет к обесцениванию национальной валюты, и наоборот. Этот фактор получил название «паритет покупательной способности» валют. В сфере обращения к факторам относится инфляция. Более высокие темпы национальной инфляции, при прочих равных условиях, ведут к снижению валютного курса данной страны по отношению к странам, имеющим относительно невысокие темпы обесценивания денег. Относительный уровень реальных процентных ставок регулирует потоки капиталов между странами. Увеличение процентных ставок делает страну привлекательной для вложения финансовых средств, в результате увеличивается предложение иностранной валюты и спрос на национальную валюту. Низкие процентные ставки ограничивают или вызывают отток капитала, в результате увеличивается спрос на иностранную валюту. Национальное хозяйство и международное разделение труда. Влияние уровня технико-экономического развития страны на степень вовлечения национальной экономики в систему международного разделения труда. Мировое хозяйство — это многоуровневая, глобальная экономическая система, представляющая собой совокупность национальных хозяйств отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных системой международных экономических отношений. Международное разделение труда МРТ — это устойчивая специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которыми страны обмениваются между собой.
Следует отметить, что рассогласование или неравновесие в масштабах всей хозяйственной системы может быть вызвано как обособленностью отдельных ее сфер, порождаемой процессом общественного разделения труда, специализацией и кооперированием, так и динамизмом развития. В этом случае ситуация в экономике постоянно изменяется под воздействием множества разнообразных факторов: технического прогресса, условий производства, спроса и др. Возникают иные представления об оптимальных пропорциях. Отсюда очевидно, что макроэкономическое равновесие, если оно в данное время имеет место, вряд ли будет стабильно. Неизбежно его постоянное нарушение. Но если так, то возникает вопрос: есть ли смысл "останавливать прекрасное мгновение", есть ли смысл исследовать ситуацию, которая похожа на некий абстрактный труднодостижимый идеал? Ответ сколь очевиден, столь и важен. Подобного рода анализ, как и создание на его основе моделей идеального и реального макроэкономического равновесия, важен, помимо прочего, тем, что он может быть "точкой отсчета", дающей исходные параметры для анализа причин нарушения равновесия - типичной экономической ситуации, которая представляет собой некое постоянное колебание вокруг состояния равновесия. Другими словами, анализ динамичных экономических процессов, которые можно охарактеризовать также как состояние "равновесия - неравновесия", возможен только на основе представлений о параметрах того состояния, которое принято называть общим экономическим равновесием ОЭР. Отсюда понятно, почему проблемы частичного и общего равновесия, а также выбор способов и средств обеспечения общего равновесия относятся к числу центральных проблем экономической теории, во многом определяющих ее философскую базу. Из истории вопроса: Об исследовании процессов экономики Леон Вальрас о системе общего равновесия Основателем теории общего экономического равновесия справедливо считают известного швейцарского экономиста Леона Вальраса 1834-1910 , которому удалось показать через систему уравнений, как связаны между собой различные рынки в рамках национальной экономики, и математически доказать принципиальную возможность общего равновесия. Общее равновесие по Вальрасу - это ситуация, при которой равновесие устанавливается одновременно на всех рынках - рынках потребительских благ, денег и труда, а достигается оно в результате гибкости системы относительных цен. Равновесие на отдельных рынках означает: на рынках потребительских благ спрос и предложение уравновешены так, что у производителей не остается нереализованной продукции, а у потребителей - вынужденных сбережений; на рынке денег равновесие означает, что спрос на деньги со стороны экономических субъектов, то есть их желание держать деньги в виде наличных или банковских депозитов, равен предложению, то есть выпущенному банковской системой количеству денег - равновесие между ними обеспечивается гибкой ставкой процента; на рынках труда равновесие между спросом на труд и его предложением регулируется равновесной ставкой реальной заработной платы так, что все желающие могут найти работу. Перечисленные рынки с одной стороны взаимосвязаны, с другой - достаточно обособлены.
Такие решения нивелируют эффект интеграции. Роль комплексных, системных решений, напротив, велика. Двигаться можно только параллельно, создавая условия для реализации всех «четырех свобод» свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. А это — другая логика регулирования, в основе которой эффективность, снижение издержек, реальная отдача от инвестиций, возможность конкурировать на внешних для ЕЭП рынках. Итог — качественно иной рост национальных экономик, уровня жизни. Есть еще одна очень важная цель, к которой Россия стремится при создании ЕЭП. Уже упоминалось о том, что на рынке «мировых порядков» сегодня конкурируют не отдельные страны, а крупные над- и межгосударственные образования, в каждом из которых реализуются особые принципы организации взаимодействия. Как часть Единого экономического пространства, Россия будет более уверенно проводить свои интересы, опираясь на объединенные ресурсы. Освоив принципы интеграции, она сможет участвовать в будущих интеграционных процессах, а сформировав межгосударственные инфраструктуры, обеспечивающие реализацию вышеупомянутых «четырех свобод», — подключаться к мировым инфраструктурам в таких сферах, как транспорт, энергетика, торговля, капиталы и рабочая сила. Таким образом, единственный путь интенсивного развития России — реальная, институционально закрепленная экономическая интеграция. В то же время Евросоюз обладает передовым и наиболее приемлемым для нас опытом создания наднационального экономического пространства и интегрированной системы регулирования его экономики. В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, действующем между Россией и ЕС, зафиксировано намерение России постепенно сближать свое экономическое законодательство с нормативной базой Евросоюза. Аналогичные положения содержатся в двусторонних договоренностях с ЕС практически всех стран СНГ, многие из которых ставят перед собой задачу дальнейшего сближения вплоть до вступления в Европейский союз. Россия не стремится стать членом Евросоюза: ее целью является объединение экономических пространств без потери суверенитета. Последний саммит Россия — ЕС в Риме 6 ноября 2003 года явился важным этапом в развитии решений о стратегическом партнерстве, принятых на майском саммите в Санкт-Петербурге. Главный итог римской встречи состоит в том, что удалось закрепить стратегическую линию на формирование четырех общих пространств: в области экономики и торговли, внутренней и внешней безопасности, свободы и правосудия, науки и культуры. Документы и решения саммита определяют вектор сотрудничества между Россией и расширяющимся Евросоюзом на обозримую перспективу. Идея создания Общего европейского экономического пространства родилась в мае 2001-го, в ходе очередной встречи в верхах России и ЕС. Теперь нам предстоит начать переводить концепцию в плоскость планирования действий и создания «дорожных карт» по конкретным направлениям. Это означает деятельность сторон в рамках дисциплин ВТО с дальнейшим совместным продвижением к созданию режима свободной торговли при углубленном сотрудничестве в отдельных приоритетных секторах. Мы исходим из того, что экономики России и ЕС взаимно дополняют друг друга сотрудничество в области энергоносителей и энергетики свидетельствует об этом особенно явно. Но что означает такая взаимодополняемость? По-видимому, ее смысл в том, что экономики России и стран Европы могут развиваться только совместно, — по крайней мере, темпы и качество их развития окажутся значительно выше, если они будут работать не по отдельности, а при включении механизмов взаимного и взаимовыгодного использования. Россия приняла этот тезис. Мы прекрасно понимаем, что без использования внешних механизмов развития, подталкивающих хозяйство страны вперед, задача качественного роста, интенсификации не будет решена. При этом Россия не может позволить себе пройти через новые социальные потрясения, а это значит, что потребуется локальное и контролируемое применение упомянутых внешних механизмов. Следующий ход — за нашими европейскими партнерами. Если и они примут тезис о естественной взаимодополняемости экономик России и ЕС и принципов их организации, то многие, с нашей точки зрения, искусственные, даже, скорее, идеологические барьеры больше не будут препятствовать развитию наших отношений. Такое изменение отношения к проблеме ОЕЭП — это самое важное на данном этапе явление. Однако нам предстоит пройти еще долгий путь. Эти два процесса должны проходить во взаимной увязке, обогащая друг друга и постепенно консолидируя зону экономической интеграции, в три раза превосходящую Россию по численности населения. Думается, для России это вполне реально, о чем говорит накопленный за последнее время опыт консультаций с нашими партнерами в двух форматах — с Белоруссией, Украиной и Казахстаном о Едином экономическом пространстве и с Европейским союзом об Общем европейском экономическом пространстве. Безусловно, такая опасность существует, в случае если реализация сугубо политических интересов приведет к тому, что «четверка» будет строиться без учета наших обязательств по отношению к европейским партнерам или наоборот. Если же будет соблюдаться определенный баланс интересов и обязательств по отношению и к «четверке», и к ЕС, то параллельное развитие двух «пространств» вполне возможно. Примеры сосуществования таких разноуровневых интеграционных блоков имеются. Показательным примером является и сам Евросоюз, подписавший интеграционные соглашения ЗСТ, таможенные союзы с десятками государств и параллельно повышающий уровень внутренней интеграции. Еще раз повторим: во-первых, создание общего экономического пространства, будь то со странами СНГ или ЕС, не самоцель. Устраняя препятствия для торговли и инвестиций, оно расширяет доступный нам рынок, обеспечивая экономический рост и качественное развитие. Во-вторых, в результате создания экономического пространства необходимо реализовать «четыре свободы» — свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Эта наглядная формула удобна, помимо прочего, и потому, что позволяет структурировать возможные сценарии решения поставленной задачи. В-третьих, степень и темпы реализации свобод не являются заданной величиной. Некоторые требования к сторонам вытекают из норм ВТО например, требование опубликовать график отмены пошлин во взаимной торговле. Все остальные меры могут осуществляться в том режиме, который экономически эффективен и наиболее приемлем с точки зрения устранения реальных препятствий в торговле и инвестициях. В-четвертых, создание общего пространства не может противоречить обязательствам стран по участию в ВТО или не должно служить препятствием для присоединения к ВТО в будущем. В-пятых, осуществление «четырех свобод» не ограничивается устранением пограничных препятствий, или, иными словами, барьеров для «входа на рынок» — пошлин, квот, ограничений на инвестиции и т. Полное единство экономического пространства достигается лишь при гармонизации всего экономического регулирования. Например, отказаться от антидемпинга можно только при эффективно действующем общем законодательстве о конкуренции.
Глобализация мировой экономики: сущность и основные тенденции
растущая взаимозависимость национальных экономик, охватывающая валютную, кредитную и финансовую сферы. Взаимозависимость национальных экономик возникает в результате взаимной торговли и экономических отношений между странами. Глобализацию следует рассматривать как новую стадию транснационализации экономической жизни планеты, выражающуюся в усилении взаимозависимости национальных экономик.
Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия
Описание Международная экономическая безопасность. Перед покупкой убедитесь что вопросы вам подходят. Открытая экономика означает, что … Перспективным выходом из экологического кризиса может быть: Понятие «экономическая безопасность» было впервые введено в оборот в 30-х гг.
Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция Это свойство охватывает цели, стратегии и способы организации компании. Различаются в различных странах.
Чтобы получить и удержать конкурентное преимущество в тех или иных отраслях экономики необходимо преимущество во всех составляющих ромба. Случайные события — действия несвязанные с событиями в стране резкие изменения цен на финансовых рынках, изобретения и т. РФ — 63 место. Конкурентоспособность российской экономики: Слабости российской экономики: - Неудовлетворительная структура российского экспорта - Структурный дисбаланс — узость сегмента, производящего конкурентоспособные торгуемые на мировом уровне товары; гипертрофиромость масштабов в торговле; наличие низкоэффективного деградирующего сектора социальных услуг; концентрации занятых в отраслях с невысокой конкурентоспособностью - Проблема внутреннего спроса - Высокая степень монополизации экономики на всех уровнях, - Значительный и растущий разрыв уровней и характеров развития регионов, - Неблагоприятные климатические условия, - Пассивность населения Конкурентные преимущества: Пространство России.
В него входят государства, отличающиеся социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами и методами международных экономических отношений. Развитие и совершенствование мирохозяйственных связей представляет собой довольно сложный, противоречивый процесс. Его суть в том, что движение к экономической независимости и укреплению отдельных национальных хозяйств в современных условиях ведет неизбежно ко все возрастающей интернационализации хозяйственной жизни, повышению степени открытости национальных экономик и усилению их взаимозависимости на основе дальнейшего углубления международного разделения труда. Международное сообщество объединяет государства, имеющие свою национальную и экономическую самобытность.
Основными критериями, отличающими различные хозяйственные системы, являются возможности использования передовой техники и технологии производства, а также степень овладения принципами рыночного устройства экономики. Анализ ретроспективных показателей мировой экономики в целом за последнее столетие указывает на неравномерность мирового экономического развития. Согласно статистическим данным основной прирост мирового валового продукта и внешней торговли происходил во второй половине XX века. С 1900 по 1950 г.
В последующие десятилетия с 1950 по 2000г. Необходимо заметить, что мировой экспорт товаров, ранее развивавшийся примерно теми же темпами, что и мировое производство, последние почти пять десятилетий рос в два с лишним раза быстрее, чем общемировой ВВП. Именно благодаря ускоренному развитию мировой экономики и торговли произошел заметный рост общего уровня жизни населения Земли, его обеспеченности продовольственными ресурсами и материальными благами. С переходом в послевоенную стадию восстановления и развития картина стала неизмеримо сложнее.
Кроме того, что произошло двукратное увеличение темпов мирового хозяйственного роста и трехкратное мировой торговли в послевоенное пятидесятилетие по сравнению с предшествующим, рост масштабов производимого в мире валового продукта сопровождался в эти годы глубокими качественными изменениями. Произошла полная перестройка технологической базы мирового производства, приведшая к крупнейшим сдвигам в его отраслевой структуре. Резко усилилась зависимость национальных экономик от международной торговли товарами и услугами, трансграничного движения капитала и рабочей силы, экспорта и импорта знаний, технологий, информации. Интернационализация производства и капитала, громадное расширение деятельности транснациональных корпораций, создание экономических региональных объединений стран, превратились в важнейшие факторы экономического роста и развития.
Возросла общая эффективность мировой экономики, что создало объективные предпосылки для заметного социального прогресса не только в развитой части мира, но и на его периферии.
Первоначально вопрос об экономической безопасности возник среди развивающихся стран. Он нашел отражение в принципах Бразильской концепции коллективной экономической безопасности 1974 г.
В 1984 г. Под международной экономической безопасностью понимается такое экономическое взаимодействие стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо страны. Это предполагает создание соответствующего международно-правового механизма.
Проблема экономической безопасности в наибольшей мере затрагивает интересы развивающихся и восточноевропейских стран в отношениях Запад - Юг, Запад - Восток. Как показывает мировой опыт, ущерб наносится различными способами: нарушение нормального состояния международной торговли применение эмбарго, введение чрезмерных количественных и тарифных ограничений, искусственное повышение или понижение цен на те или иные товары ; создание ограничений на пути международного движения технологий в нарушение практики коммерческой деятельности и др. Преднамеренный ущерб может наноситься валюте страны путем нарушения ее валютного режима, манипуляций по занижению валютного курса, замораживанию вкладов страны в иностранных банках, введению кредитных ограничений.
Может целенаправленно нарушаться порядок движения капитала, в частности, путем организованного бегства из какой-либо страны, незаконной реквизиции или национализации без компенсации собственности иностранных инвесторов. В число нарушений международной экономической безопасности входят организация целенаправленной утечки научных и наиболее квалифицированных работников физического труда, нарушение существующей системы международного транспортного сообщения вопреки действующим соглашениям в этой области. Возрастает число проблем, связанных с окружающей средой и транснациональными действиями торговля наркотиками и др.
Современная мировая практика знает следующие основные способы обеспечения безопасности: Сдерживание нежелательных действий при помощи различных средств давления, применение против нарушителя безопасности практических средств воздействия на уровне отдельных государств. В их число входит политический процесс, который предотвращает, завершает или дополняет силовые действия, оформляет их и узаконивает в правовом отношении. Все эти меры требуют определенного уровня экономической мощи государств, применяющих их.
Создание равновесия сил путем организации различного рода объединений и блоков на региональном и международном уровнях, однако сила становится менее действенным средством принуждения. Раньше цена насилия была относительно низкой и использование силы считалось допустимым, так как экономики были менее взаимосвязаны. В настоящее время использование силы между странами обходится дорого.
Экономическая взаимозависимость обычно связана с выгодами для обеих сторон, и разрыв отношений наносит обоюдный ущерб.
Всемирное хозяйство и национальная экономика
Основные идеи, заложенные в категории «глобализация», — это растущая взаимозависимость национальных экономик, проявляющаяся в производственной, торговой и финансовой взаимозависимости, мировом деловом цикле и его синхронизации. Какое значение имеет растущая экономическая взаимозависимость для такой страны, как Соединенные Штаты? Глобализация – это усиление взаимозависимости и взаимовлияния национальных экономик, это постепенное превращение мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний. Нынешняя взаимозависимость делает блоковую конкуренцию намного сложнее, чем во времена холодной войны ХХ века, когда было четкое разделение систем. Национальная экономическая безопасность – защищенность экономики от внутренних и внешних факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса производства и уменьшают уровень жизни.
Показатели зависимости стран от мирового рынка
В результате международной кооперации производства, развития международного разделения труда, внешней торговли и международных экономических отношений происходит усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик. Это означает, что темпы роста взаимозависимости национальных хозяйств стали значительно опережать внутриэкономический рост даже в самых динамично развивавшихся странах и регионах планеты. 14. Взаимозависимость национальных экономик означает, что: а) рост дохода в одной стране стимулирует рост дохода в других станах; б) обязательна координация макроэкономической политики. Проблема взаимозависимости национальных экономик (Теория локомотива): сильная в экономическом плане страна своей внутренней экономической политикой, стимулируя собственное производство, стимулирует импорт в свою экономику, а, следовательно. Взаимозависимость+национальных+экономик+означает,+что: видео подборка. В результате международной кооперации производства, развития международного разделения труда, внешней торговли и международных экономических отношений происходит усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик.
1.4. Экономическая взаимозависимость. Национальная и международная безопасность.
Несбалансированность платежного баланса по текущим операциям и движению капиталов регулируется за счет резервов Центрального банка. Если дефицит баланса текущих операций меньше, чем положительное сальдо счета финансовых операций с капиталом, то запасы иностранной валюты в ЦБ увеличатся. Если больше, то нехватка поступлений в страну иностранной валюты по сумме этих счетов компенсируется из запасов ЦБ. В сумме сальдо счета текущих операций, сальдо счета финансовых операций с капиталом и изменение официальных резервов ЦБ должны составить ноль. Это означает, что платежный баланс в итоге должен быть сведен без остатка. Целям внешнеэкономического равновесия служат повышение конкурентоспособности национального продукта, успешная политика стабилизации национальной экономики при плавающем валютном курсе и развитие долгосрочного международного экономического сотрудничества.
Валютный курс как экономическая категория. Факторы влияющие на валютный курс. Валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны, при сделках купли-продажи. Такая цена может устанавливаться исходя из соотношения спроса и предложения на определенную валюту в условиях свободного рынка, либо быть строго регламентированной решением Правительства или его главным финансовым органом, обычно Центральным банком. Существуют две основные системы валютных курсов: При системе фиксированных валютных курсов валютный курс после фиксации остаётся неизменным в течение длительного времени. Если валютный курс под влиянием рыночных процессов сильно отклоняется от установленного курса и становится завышенным, это приводит к устойчивому дефициту платежного баланса отрицательному сальдо.
В этом случае валютный курс может быть зафиксирован на новом, более низком уровне девальвация валюты. Это приведет к удешевлению экспорта и удорожанию импорта и, следовательно, будет способствовать выравниванию платежного баланса.
Однако в последние 20-30 лет наблюдается стремительное увеличение темпов этого явления [3].
Этот всплеск в большой степени инспирирован процессом интеграции экономик развитых стран с экономиками развивающихся стран. Способствуют этим явлениям процессы прямых иностранных инвестиций , снижение торговых барьеров и модернизация экономик развивающихся стран.
Как показывает мировой опыт, ущерб наносится различными способами: нарушение нормального состояния международной торговли применение эмбарго, введение чрезмерных количественных и тарифных ограничений, искусственное повышение или понижение цен на те или иные товары ; создание ограничений на пути международного движения технологий в нарушение практики коммерческой деятельности и др. Преднамеренный ущерб может наноситься валюте страны путем нарушения ее валютного режима, манипуляций по занижению валютного курса, замораживанию вкладов страны в иностранных банках, введению кредитных ограничений. Может целенаправленно нарушаться порядок движения капитала, в частности, путем организованного бегства из какой-либо страны, незаконной реквизиции или национализации без компенсации собственности иностранных инвесторов. В число нарушений международной экономической безопасности входят организация целенаправленной утечки научных и наиболее квалифицированных работников физического труда, нарушение существующей системы международного транспортного сообщения вопреки действующим соглашениям в этой области. Возрастает число проблем, связанных с окружающей средой и транснациональными действиями торговля наркотиками и др. Современная мировая практика знает следующие основные способы обеспечения безопасности: Сдерживание нежелательных действий при помощи различных средств давления, применение против нарушителя безопасности практических средств воздействия на уровне отдельных государств. В их число входит политический процесс, который предотвращает, завершает или дополняет силовые действия, оформляет их и узаконивает в правовом отношении. Все эти меры требуют определенного уровня экономической мощи государств, применяющих их.
Создание равновесия сил путем организации различного рода объединений и блоков на региональном и международном уровнях, однако сила становится менее действенным средством принуждения. Раньше цена насилия была относительно низкой и использование силы считалось допустимым, так как экономики были менее взаимосвязаны. В настоящее время использование силы между странами обходится дорого. Экономическая взаимозависимость обычно связана с выгодами для обеих сторон, и разрыв отношений наносит обоюдный ущерб. Национальная экономическая безопасность понимается как защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, подрывают достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывают повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому государству. Основным вопросом безопасности вообще является экономический потенциал, соотношение сил у различных хозяйств. Экономический потенциал, составляющий в совокупности производительные силы общества, размеры национального богатства, определяет способность государства действовать в мировой экономической системе, оказывать на нее определенное влияние. Обеспечение национальной экономической безопасности предполагает не создание замкнутого, автаркического национального хозяйства, а взаимное уважение национальных экономических интересов, соблюдение определенных норм функционирования мировой экономики. В этом отношении проблема национальной экономической безопасности имеет важное значение для республик бывшего Советского Союза, СФРЮ и ряда развивающихся стран потеря регулируемости экономики, лвойна суверенитетов, ненадежность экономических связей. Национальная экономическая безопасность имеет внутреннее и внешнее проявления.
Глобализация мировой экономики: сущность и основные тенденции
Взаимозависимость национальных экономик требует внимания и координации со стороны государств и международных организаций, чтобы минимизировать негативные последствия и обеспечить устойчивое развитие мировой экономики. Поскольку экономическая взаимозависимость может восприниматься по-разному в зависимости от масштаба и контекста, для измерения степени взаимозависимости между странами и внутри них используются различные методы. Чем значительнее было оно, тем выше считался уровень экономической глобализации, означающей по сути наращивание взаимодействия и усиление взаимозависимости национальных экономик. Усиление экономического взаимодействия и взаимозависимости стран мира. Мировая экономика приобретает черты единого целостного образования, взаимодополняемости. Во-пер вых, в современных условиях глобализации взаимозависимость национальных рынков ценных бумаг увеличивается, и среди ключевых финансовых рынков. Глобализация мировой экономики, переход значительной части национальных экономик в руки ТНК и международных организаций не может не подтачивать роль и функции национального государства, его суверенных прав в экономической сфере.