Новости венчание на царство грозного

16 января года Иван IV Грозный официально венчался на царство | BarCaffe. Лента новостей. В России обряд венчания на царство был максимально приближен к византийскому оригиналу. Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены?

Кто был первым русским царем

Венчание на царство Ивана IV Грозного Венчание Ивана IV на царство не только содействовало укреплению власти московского самодержца, но и способствовало росту международного престижа русского государства.
Венчание на царство великого князя Московского и Всея Руси Ивана IV Васильевича Москва становилась с этого момента царствующим городом, а государство теперь могло именоваться Русским царством. 326px-Венчание_на_царство_Ивана_Грозного_Лицевой_летописный_
Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство! Чин венчания Иоанна IV на Царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники.

Венчание на царство Ивана 4

Шестнадцатого января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича, позднее прозванным Грозным. 25 января 1547 года на Руси состоялось первое венчание на царство — титул получил 16-летний Иван IV («Грозный»). Венчание на царство Ивана Грозного (Лицевой летописный свод, Царственная книга, л. 288.).

16/29 января 1547 года. Венчание на Царство Иоанна Грозного

Церковное Таинство Миропомазания открыло юному Монарху глубину мистической связи Царя с народом и неразрывную с этим величину его религиозной ответственности. Иоанн осознал себя «игуменом всея Руси». И это сознание руководило с того момента и до самой кончины всеми его личными поступками и государственными начинаниями. Чтобы понять впечатление, произведенное на Царя помазанием его на Царство, надо несколько слов сказать о происхождении и смысле чина коронации. Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое литературное упоминание о нем дошло до нас из IV века, со времени Императора Феодосия Великого. Божественное происхождение царской власти не вызывало тогда сомнений. Это воззрение на власть подкреплялось у византийских Императоров и мнением о Божественном происхождении самих знаков царственного достоинства.

Константин VII Порфи-рогенит 913—959 пишет в наставлениях своему сыну: «Если когда-нибудь хазары или турки, или россы, или какой-нибудь другой из северных и скифских народов потребует в знак рабства и подчиненности присылки ему царских инсигний: венцов или одежд, то должно знать, что эти одежды и венцы не людьми изготовлены и не человеческим искусством измышлены и сделаны, но в тайных книгах древней истории писано, что Бог, поставив Константина Великого первым христианским Царем, через ангела Своего послал ему эти одежды и венцы».

Наилучшим образом могут продемонстрировать то, что творилось на Руси того времени, 2 поговорки: «Казна не убогая вдова, ее не оберешь» и «Карман сух, так и судья глух». На Ивана 4 сильное впечатление произвели элементы боярской жестокости и вседозволенности, а также чувство собственной слабости и ограниченности власти. Конечно, когда молодой царь получил престол, то произошел разворот сознания на 180 градусов, и потом он уже пытался все доказать, что именно он главный человек в стране. Близких родственников также практически не было. Поэтому реально не было людей, которые бы стремились дать ребенку правильное воспитание.

Власть бояр. С самых ранних лет Иван Васильевич видел силу бояр, видел их выходках, хамство, пьянство, борьба за власть и так далее. Все, что ребенку видеть нельзя, он не только видел, но и принимал в этом участие. Церковная литература. Большое влияние на будущего царя имел архиепископ, а позже митрополит, Макарий. Благодаря этому человеку Иван 4 изучал церковную литературу, увлекаясь моментами про полноту царской власти.

В воспитании Ивана большую роль сыграли противоречия между словом и делом. Например, во всех книгах и речах Макария говорилось о полноте царской власти, о ее божественном происхождении, но в реальности ежедневно ребенку приходилось сталкиваться с произволом бояр, которые даже не каждый вечер его кормили ужином. Или другой пример. Ивана 4, как девствующего царя, всегда брали на заседания, встречи с послами и другие государственные дела. Там с ним обходились как с царем. Ребенка сажали на трон, все кланялись ему в ноги, говорили о преклонении перед его могуществом.

Но все менялось, как только официальная часть заканчивалась и царь возвращался в свои покои. Здесь уже не было поклонов, а была жесткость бояр, их грубость, иногда даже с оскорблением ребенка. И такие противоречия были повсюду.

Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси 25 января 2018 09:16 25 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля впервые состоялась торжественная церемония венчания на царство. Идея венчания на царство принадлежит не самому Ивану, а митрополиту московскому Макарию, которую он высказал в декабре 1546 года. Правда предложение духовного пастыря Великому князю не могло не понравится. Дело в том, что все его предки начиная с Василия I уже мнили себя царями, несмотря на то, что формально находились под властью Орды. И соответственно Великие князья московские становились преемниками византийских базилевсов. Так что сама мысль о том, чтобы закрепить всё это официально в Москве зрела уже давно, поэтому предложение митрополита 16-летний Иван Васильевич встретил благосклонно. В итоге, венчание на царство состоялось уже через месяц после того, как митрополит завел об этом разговор.

Любопытно, что внедрение идеи «Москва — новый Константинополь» принадлежит не Софье Палеолог, а ее противникам — священникам и книжникам, близкими Дмитрию и его матери Елене Волошанке. Близкий к Елене митрополит Зосима даже сочинил «Изложение пасхалии», в которое вложил идею о преемственности власти. В сочинении Палеолог не упоминалась, а преемственность основывалась на верности Руси Богу, Зосима называл самодержца царем и утверждал, что его поставил над Русью сам Господь. Кроме духовенства, за Дмитрием Внуком стояли тверские князья, которые недолюбливали Палеолог, считая ее чужой и связывая, «нестроения на Руси» с ее появлением. Сам Иван III хотел передать трон по старшей линии и считал наследником Дмитрия, а после того, как осенью 1497 года провалился заговор против Дмитрия, и Софья Палеолог с сыном попали в немилость, Иван III решил венчать Дмитрия на «великое княжение Владимирское, московское, новгородское и всея Руси», сделав его соправителем. Власть от Бога Тут же был разработан особый «чин венчания»; сама церемония, равной которой на Руси еще не было, прошла 4 февраля 1498 года в Успенском соборе.

На венчании притствовали все духовенство, родственники и бояре, площадь перед собором была заполнена народом. Митрополит торжественно возложил на Дмитрия символы власти: шапку Мономаха это было сделано впервые и оплечье бармы , затем, как пишет, основываясь на летописях, историк Василий Ключевский, помазал его миром, а дед Иван III благословил пятнадцатилетнего внука «на великое княжение Владимирское, Московское и Hовгородское».

16 января 1547 года Иван IV Грозный официально венчался на царство

Венчание Ивана IV на царство не только содействовало укреплению власти московского самодержца, но и способствовало росту международного престижа русского государства. Для всего тогдашнего Православного мира венчание на Царство царя Иоанна Васильевича было возрождением власти православных кесарей. При торжественном обряде венчания на царство использовали, в частности, такие атрибуты, как шапка Мономаха, крест животворящего дерева и царский жезл.

16 января / 29 января ​

ЭКСКЛЮЗИВ! Венчание на царство Ивана Грозного в Казанском Кремле Венчание на царство Иоанна Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи.
ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ ВЕНЧАНИЕ ИВАНА IV НА ЦАРСТВО Период боярского правления продолжился до 1547 г., то есть до совершеннолетия последнего великого князя и его венчания на царство.
Венчание на царство Ивана IV Грозного и его историческое значение Венчание на царство.
Сегодня годовщина венчания на Царство Государя Иоанна Грозного Венчание Ивана IV на царство имело для русских людей и глубокий религиозно-мистический смысл.
Венчание на царство А чину венчания на царство Грозного с незначительными изменениями следовали все русские цари и императоры в течение последующих 350 лет.

Венчание на царство Ивана IV Грозного и его историческое значение

Кроме того, царский титул государя позволял России занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. До 1547 г. Наименование главы Русского государства царем уравнивало его по титулатуре с западными монархами, так как титул «царь» соответствовал латинским титулам императора и короля. Венчание на царство Ивана Грозного было схоже с венчанием великим князем Иваном III своего внука Дмитрия, но церемониал был расширен и усложнен. Прежде всего, изменения касались состава регалий, куда наряду с бармами и Шапкой Мономаха, был включен возлагавшийся на будущего государя «крест честной животворящий», то есть крест, содержавший, как считали, частицу того самого Креста, на котором был распят Иисус Христос. Этот крест, также как и Шапка Мономаха по легенде, был отнесен к дарам Константина Мономаха.

Несмотря на то, что большая часть экспонатов происходит из Музеев Кремля, многие из них никогда не выставлялись. Речь идет прежде всего о тканевом убранстве коронационных торжеств — ценнейшей коллекции, отреставрированной в последние 20 лет: к примеру, фрагменты гигантского бархатного балдахина и подлинный коронационный настольник скатерть. Другая коллекция исключительной важности — коронационное облачение 11 российских императоров, из которой прежде показывали лишь отдельные экземпляры. Эти костюмы и ткани действительно уникальны, такого собрания, по словам куратора, «нет ни в одном другом российском музее, да и редко в каких зарубежных музеях сохранились подобные предметы». На выставке также представят облачение высших церковных иерархов и парадные костюмы придворных, серебряную посуду, знаменитый фарфоровый сервиз, созданный по эскизам Федора Солнцева к коронации Николая I — впервые в огромном многообразии форм и дополнений.

Особое место отводится царским регалиям: здесь венец, скипетр и держава Большого наряда Михаила Романова 1613 , шапка Мономаха с единственного в русской истории совместного венчания на царство Ивана V и Петра I 1682 , коронационные венцы Екатерины I 1724 , Анны Иоанновны 1730 , держава Петра II 1727.

Понимая, что трехлетний ребенок на престоле это не то, что нужно стране, и что правление ее сына Ивана Васильевича Грозного может прерваться, фактически и не начавшись, Елена решила устранить братьев Василия 3, чтобы не было претендентов на престол. Юрий Дмитровский был арестован и убит в темнице. Андрей Старицкий был обвинен в измене и казнен. Правление Елены Глинской, как регентши Ивана 4, было достаточно продуктивным.

Страна не утратила своего могущества и влияния на международной арене, а внутри страны была проведена важная реформа. В 1535 году случилась денежная реформа, по которой чеканить монету мог только царь. Всего было 3 разновидности денег по номиналу: Копейка на ней был изображен всадник с копьем, отсюда и название. Деньга — равнялась 0,5 копейки. Полушка — равнялась 0,25 копейки.

В 1538 году Елене Глинская умирает. Что это была естественная смерть — наивно. Молодая и здоровая женщина умирает в 30 лет! По всей видимости, ее отравили бояре, желавшие власти. В этом мнении сходится большинство историков, изучающих эпоху Ивана Грозного.

С 1538 году Русь переход под власть бояр, которые выступили в роли опекунов над малолетним царем. Здесь важно понимать, что бояр интересовала личная нажива, а не страна и не малолетний царь. В1835-1547 это время жестокой резни за трон, где главными противоборствующими сторонами было 3 клана: Шуйские, Бельские, Глинские. Борьба за власть была кровопролитной, и все это происходило на глазах ребенка. Одновременно с этим шло полное разлагание основ государственности и безумное поедание бюджете: бояре, получив всю полноту власти в свои руки, и понимая, что это на 1013 лет, начали набивать свои карманы кто как только мог.

Наилучшим образом могут продемонстрировать то, что творилось на Руси того времени, 2 поговорки: «Казна не убогая вдова, ее не оберешь» и «Карман сух, так и судья глух».

Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император».

Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. В историю первый русский царь, прозванный Грозным, вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления.

При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы.

Восемь фактов о венчании на царство русских правителей

Во-первых, актом венчания на царство он завершил процесс рождения русского самодержавия и юридически оформил Российское государство. Москва становилась с этого момента царствующим городом, а государство теперь могло именоваться Русским царством. 326px-Венчание_на_царство_Ивана_Грозного_Лицевой_летописный_ В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания Ивана Васильевича на царство. – Мы заговорили об Иване Грозном потому, что 16 января 1547 года состоялось его венчание на царство. 16 января 1547 года Великий князь Московский Иван IV впервые в русской истории венчался на царство и принял новый титул «царя и великого князя всея Руси».

Кто был первым русским царем

Завершалась церемония литургией обедней , «отслушав» которую, как говорит летопись, царь возвращался во дворец, осыпаемый золотыми и серебряными монетами. Обращает на себя внимание любопытная деталь: вместе с бармами и шапкой Мономаха на царя возлагался наперстный т. Для современного человека это может выглядеть странно. Мирянин, хотя и непростой, носил наперстный крест поверх одежды. Более того, крест был неотъемлемой частью царского парадного облачения. При этом, что совсем уж покажется удивительным, в ту эпоху священнослужители в массе своей наперстных крестов не носили.

Традиция ношения наперстные крестов священниками Русской православной церкви сравнительно молода. И она тоже связана с венчанием на царство. Наперстными крестами были награждены императором Николаем II все русские православные священники по случаю его коронации 14 мая 1896 года. Скромный характер церемонии венчания на царство Ивана IV объяснялся отсутствием устойчивой традиции, которая только зарождалась, и, в частности, банальным отсутствием каких бы то ни было письменных документов, регулирующих процедуру. Венчание же сына Ивана IV царя Федора совершалось по книге, присланной константинопольским патриархом, вместе с грамотой о признании восточными патриархами царского титула Ивана IV.

В отличие от церемонии венчания предшественника, где присутствовали только вельможи и высшее духовенство венчание на царство Федора Ивановича проходило при большом скоплении народа. Основным местом также был Успенский собор. Но в этот раз храм был специально богато украшен.

У супругов родилось в браке шестеро детей. Великая княгиня Анастасия благотворно влияла на настроение и характер Ивана Грозного. Летом 1560 года царица тяжело заболела и умерла, предположительно — была отравлена. Тридцатилетний Иван Васильевич тяжело переживал утрату, его нрав сильно ухудшился, а методы управления государством стали заметно жестче.

Единственный сын, рожденный в этом браке, умер в младенчестве. После трагедии напряженные отношения между супругами лишь ухудшились, царь охладел к княжне Черкесской. Она умерла в 1569 г. Следующей избранницей Ивана Грозного стала Марфа Собакина из семьи коломенских дворян. После свадьбы девушка прожила всего две недели. Считается, что была отравлена. По религиозным канонам церковь не могла одобрить четвертое венчание, и тогда Иван Грозный заявил, что предыдущий брак не был консумирован из-за нездоровья новобрачной, а потому не считается действительным.

Через месяц состоялась очередная церемония: супругой царя стала Анна Котловская. Брак продлился полгода, после чего царицу постригли в монахини и сослали в Тихвинский Введенский монастырь. Неизвестно, существовала ли в действительности пятая невеста царя Мария Долгорукая. Есть мнение, что это вымышленный персонаж, сведения о котором появились лишь в XIX в. Однако слава Синей Бороды прочно закрепилась за Иваном Грозным. По легенде, он женился тайно, без благословения церкви и отправился с 14-летней супругой в Александровскую слободу. В первую брачную ночь он выяснил, что Мария — не девственница, и приказал ее утопить.

История поражает своей жестокостью, но реальных подтверждений в источниках не обнаружено. Анна Васильчикова — пятая или шестая супруга царя — была сослана в Покровский монастырь в Суздале. Позднее погибла при невыясненных обстоятельствах. Существование следующей не признанной церковью супруги Ивана Грозного находится под вопросом. Личность Василисы Мелентьевой окутана тайной, о ее судьбе мало что известно.

Великая княгиня Анастасия благотворно влияла на настроение и характер Ивана Грозного. Летом 1560 года царица тяжело заболела и умерла, предположительно — была отравлена. Тридцатилетний Иван Васильевич тяжело переживал утрату, его нрав сильно ухудшился, а методы управления государством стали заметно жестче.

Единственный сын, рожденный в этом браке, умер в младенчестве. После трагедии напряженные отношения между супругами лишь ухудшились, царь охладел к княжне Черкесской. Она умерла в 1569 г. Следующей избранницей Ивана Грозного стала Марфа Собакина из семьи коломенских дворян. После свадьбы девушка прожила всего две недели. Считается, что была отравлена. По религиозным канонам церковь не могла одобрить четвертое венчание, и тогда Иван Грозный заявил, что предыдущий брак не был консумирован из-за нездоровья новобрачной, а потому не считается действительным. Через месяц состоялась очередная церемония: супругой царя стала Анна Котловская.

Брак продлился полгода, после чего царицу постригли в монахини и сослали в Тихвинский Введенский монастырь. Неизвестно, существовала ли в действительности пятая невеста царя Мария Долгорукая. Есть мнение, что это вымышленный персонаж, сведения о котором появились лишь в XIX в. Однако слава Синей Бороды прочно закрепилась за Иваном Грозным. По легенде, он женился тайно, без благословения церкви и отправился с 14-летней супругой в Александровскую слободу. В первую брачную ночь он выяснил, что Мария — не девственница, и приказал ее утопить. История поражает своей жестокостью, но реальных подтверждений в источниках не обнаружено. Анна Васильчикова — пятая или шестая супруга царя — была сослана в Покровский монастырь в Суздале.

Позднее погибла при невыясненных обстоятельствах. Существование следующей не признанной церковью супруги Ивана Грозного находится под вопросом. Личность Василисы Мелентьевой окутана тайной, о ее судьбе мало что известно. Предполагается, что она разделила участь двух предшественниц и была насильно пострижена в монахини.

Чтобы раскрыть ее, отобрано около 400 предметов: одежда, документы, гравюры, фотографии. Они расскажут о том, где проходили празднования, как на протяжении столетий менялся ритуал, из кого состояла коронационная процессия, во что были одеты ее участники, из чего ели и пили гости в Грановитой палате и многое другое. Несмотря на то, что большая часть экспонатов происходит из Музеев Кремля, многие из них никогда не выставлялись. Речь идет прежде всего о тканевом убранстве коронационных торжеств — ценнейшей коллекции, отреставрированной в последние 20 лет: к примеру, фрагменты гигантского бархатного балдахина и подлинный коронационный настольник скатерть. Другая коллекция исключительной важности — коронационное облачение 11 российских императоров, из которой прежде показывали лишь отдельные экземпляры. Эти костюмы и ткани действительно уникальны, такого собрания, по словам куратора, «нет ни в одном другом российском музее, да и редко в каких зарубежных музеях сохранились подобные предметы».

Восемь фактов о венчании на царство русских правителей

В итоге этот атрибут стал символов власти древнерусских князей, а впоследствии - царей. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. В мае 1606 года патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и венчание на царство Марины Мнишек, жены Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, которая отказалась от крещения и причащения по православному. Летом 1682 года состоялось венчание на царство двух братьев соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича впоследствии Петра I.

Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебряный трон, а для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха второго наряда. Скипетр и державу получил из рук высшего церковного иерарха Иван Алексеевич как старший брат. Кстати это было последним венчанием на престол царей.

В последствии Петр I стал первым российским Императором. Когда Россия была провозглашена Империей, вместо венчания на царство был введен обряд коронации.

В Успенском соборе Московского Кремля после молебна Богородице св.

Петру митрополиту Московскому, митрополит с молитвой возлагал на государя украшенные царские оплечья бармы , наперстный крест и шапку Мономаха. Затем следовали пение многолетия и поздравления от духовенства и вельмож. Завершалась церемония литургией обедней , «отслушав» которую, как говорит летопись, царь возвращался во дворец, осыпаемый золотыми и серебряными монетами.

Обращает на себя внимание любопытная деталь: вместе с бармами и шапкой Мономаха на царя возлагался наперстный т. Для современного человека это может выглядеть странно. Мирянин, хотя и непростой, носил наперстный крест поверх одежды.

Более того, крест был неотъемлемой частью царского парадного облачения. При этом, что совсем уж покажется удивительным, в ту эпоху священнослужители в массе своей наперстных крестов не носили. Традиция ношения наперстные крестов священниками Русской православной церкви сравнительно молода.

И она тоже связана с венчанием на царство. Наперстными крестами были награждены императором Николаем II все русские православные священники по случаю его коронации 14 мая 1896 года. Скромный характер церемонии венчания на царство Ивана IV объяснялся отсутствием устойчивой традиции, которая только зарождалась, и, в частности, банальным отсутствием каких бы то ни было письменных документов, регулирующих процедуру.

Венчание же сына Ивана IV царя Федора совершалось по книге, присланной константинопольским патриархом, вместе с грамотой о признании восточными патриархами царского титула Ивана IV.

Методы правления По утверждениям историков, в результате тайных убийств Иван IV в восьмилетнем возрасте остался сиротой. Он считал себя заброшенным, обиженным и копил злобу против человечества. Взрослея, обретал жестокость, за что со временем стал называться Грозным. Венчание Ивана Грозного на царство 1547 год — это начало периода жестокости, насилия на Руси со стороны Великого князя, получившего титул Императора. Примером может служить жалоба 70 псковичей на бесчинства наместника - князя Пронского. За это царь подверг жалобщиков жестоким пыткам. Это повлекло за собой вседозволенность местных управителей. Почувствовав безнаказанность, они продолжали бесчинствовать. Вседозволенность и ее последствия не заставили долго ждать расплаты: начался кровавый террор.

Это вызывало смуту, народные волнения в Москве и других городах. Для подавления недовольства применялись жестокие меры: страшные казни, в которых принимал участие сам царь. Позитивная сторона царствования И позитивными достижениями для государства Российского отмечено историками венчание Ивана Грозного на царство. В числе преобразований ограничение местничества уложение о службе , обязывающее служить не только холопов, но и самих помещиков. Реформа местного управления предусматривала замену власти наместников на выборные органы. Это существенно ограничивало злоупотребления. Большое внимание уделялось строительному делу. Обновлялись старые и появлялись новые каменные строения различного назначения. В 1560 году в Москве появился красивейший храм Василия Блаженного, радующий взгляд и сегодня.

Беллинсгаузена руководитель экспедиции и М. Лазарева совершили кругосветное путешествие. В 1820 г. Экспедиция открыла 29 островов. Это был научный подвиг. Только через 100 с лишним лет там, где пролегали пути «Востока» и «Мирного», вновь побывали люди.

Венчание на царство Ивана 4

Московские цари и Российские императоры венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля (арх. Аристотель Фиораванти, 1479). Церемонию венчания на царство Ивана Грозного разработал митрополит Макарий – один из ближайших советников молодого государя. Коронации русских императоров, хотя и были основаны на венчаниях на царство московских царей и проходили также в Успенском соборе, значительно отличались. 25 января 1547 года на Руси состоялось первое венчание на царство — титул получил 16-летний Иван IV («Грозный»).

В Александрове отметили День венчания на Царство Ивана Грозного

О венчании на царство Ивана Грозного и значении этого события для истории России Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования.
Иван IV Грозный: биография, жизнь и смерть царя, история правления, политика, реформы Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены?

Какого правителя Руси первого венчали на царство

Однако, разгром турок и татар дал возможность Московскому царству противостоять и Швеции и Польше. Польский флот, о котором мечтал Сигизмунд-Август, так и остался его мечтой. Польский король направил против царя Иоанна немецких и фламандских корсаров. Иоанн в свою очередь пригласил к себе на службу знаменитого датчанина Керстен Роде, который захватил около 40 шведских и польских судов, серьезно подорвав торговлю между Швецией и Польшей. И война с моря перешла на сушу: обе стороны готовились к генеральному сражению. Но вдруг 7 июля 1572 года Сигизмунд-Август простудился и скончался в этот же день. После его смерти выяснилось, что в Польше Московский царь среди народа и огромного слоя небогатого дворянства пользуется авторитетом. Полякам он представлялся суровым царём, но смелым воином, все помнили его победы под Смоленском, Полоцком и Вейсенштейном.

В Польше с энтузиазмом встретили мысль об избрании на польский трон Иоанна Грозного. Царь Иоанн IV в 1573 году принял польскую делегацию, прибывшую к нему с предложением принять Польшу под свою державную руку. В 1575 году прибыла в Москву вторая польская делегация звать Иоанна на польский престол. Царь не спешил с решением и здесь он проявил не властолюбие, а государственный разум. Узнав, что сын германского императора претендует на Польский престол, Иоанн предлагает снять свою кандидатуру с польского трона, но отдать ему Литву вотчину матери Елены Глинской. Пока шли переговоры с Веной, турецкий султан потребовал от польского сейма снять кандидатуру Иоанна с польского трона в пользу венгерского боярина Стефана Батория. Своё требование султан подкрепил высылкой к границам Польши 100 тысячного войска.

В Варшаве воцарилась паника. Так Османская империя решила польский вопрос. Стефан Баторий, вступая на польский престол, поклялся завоевать Московское царство. Он начал войну против Руси в 1579 году. Здесь воевода Иван Петрович Шуйский отбил все штурмы поляков. За все время осады поляки убитыми, ранеными и «без вести пропавшими» «потеряли» почти половину своей армии.. На лицемерный призыв к миру Иоанн IV писал Баторию: «Называешь себя христианином, а хочешь ниспровергнуть христианство».

И в войну вновь вмешались шведы, захватив Иван-город. Война приняла затяжной характер. В 1581 году Иоанн Грозный вынужден был отступить из Литвы. Этим и решил воспользоваться Римский папа, назойливо предлагая Иоанну соединение церквей. Он предложил царю Иоанну дискуссию о соединении церквей Православной и Католической, делая упор на то, что Рим взаимодействует с Греческой церковью. Иоанн обличал римских пап, которые заставляют носить себя на престоле, и ставят на своём сапоге знак святого креста. Поссевино не мог вставить и слово в обличительную речь царя.

А когда всё-таки попробовал сказать о папе, как о пастыре, царь Иоанн резко возразил в ответ: «Кто... Таким образом, царь Иоанн отстоял Русь и в войне религиозной, в войне за чистоту православия, которая велась более скрытными методами, чем война внешняя. Царь Иоанн до конца дней своих оставался на государственном посту. Он думал вернуть Литву и наказать Польшу. Однако с 1583 года царь стал чувствовать себя хуже. Поссевино, давая отчет о своей деятельности, в августе 1582 года высказал мнение, что царь Иоанн «безнадежно болен». Поссевино занимал в ордене иезуитов и при папском дворе высокое положение, и его слова нельзя считать случайными.

Мы не знаем многих тайн того времени, но знаем, что иезуиты никогда не брезговали кинжалом и ядом. Да и оккультисты не «забывали» Русь. Еще в 1571 году на Руси был выявлен и после допросов признался в колдовстве некий Бомелий, подвизавшийся при дворе Иоанна Грозного в роли придворного медика. А был он ко всему прочему астрологом и впутал в свои «сети» ряд бояр, в том числе и опричников. Следы его антихристианской деятельности вели в Новгород. Бомелий пытался подорвать веру у русских вельмож, но был подвергнут пыткам и «всенародно сожжен на Красной площади в Москве». Иоанн Грозный добрался до самого дна заговора против Святой Руси и 18 марта 1584 года дал приказ о допросе и казни всех пойманных чародеев и астрологов, но не успел привести его в исполнение...

Перед смертью Иван Грозный принял схиму с именем Иона.

Народ, представители духовенства и власти задумывались о положении страны, о ее исторической роли. В письменных памятниках этой эпохи звучит мысль о преемстве Московского княжества по отношению к Византийской империи и Риму до его уклонения в ересь. В начале XVI века появилась теория «Москва — третий Рим» , выражающая понимание духовного назначения России как православной страны. В письменных памятниках встречается рассказ о венчании Владимира Мономаха в начале XII века знаками царского достоинства ефесским митрополитом. Отношение к правителю в православной стране является особым.

Он получает власть от Бога. После падения Константинополя больше не было стран с правителем с титулом православного царя. Московское княжество воспринимало себя как преемник Византии. Первым венчался на царство Иван IV. Венчание на царство обозначило особую духовную связь народа с царем и преемство Москвы по отношению к Византии. Согласно летописям, идею венчаться с принятием титула царя высказал сам молодой великий князь Иван Васильевич.

Он сказал об этом митрополиту Макарию, другим представителям духовенства, приближенным ко двору боярам.

Картина И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына» 1581 г. Обстоятельства смерти Ивана Грозного В последние годы жизни Иван Грозный часто удалялся от светского общества. Ухудшилось его здоровье, он проводил много времени в уединении и молитвах, однако продолжал заниматься государственными делами.

Царь часто жаловался на боли в спине и коленях. Со временем ему стало трудно передвигаться, и государя носили в кресле. Его тело распухло и покрылось гнойными нарывами. Медики XVI века лечили сифилис малыми дозами ртути, отравляя организм пациента. В итоге к венерическому заболеванию добавились проблемы с нервной системой и костной тканью.

Иван Васильевич страдал суеверными страхами и даже впадал в религиозный психоз. Он боялся расплаты за грехи в посмертии, подозревал всех окружающих в измене и заговоре. Его настроение менялось от вспышек ярости до смиренного покаяния. И психическое, и физическое здоровье царя находилось в шатком состоянии. В феврале 1584 года, за месяц до кончины Ивана Грозного в одно из зданий Александровской слободы ударила молния.

Это событие так потрясло царя, что он счел его дурным знаком. Гром в феврале — исключительное природное явление, и воспаленный разум глубоко больного человека усмотрел в этом недоброе предзнаменование. В марте 1584 г. Иван Грозный приказал истопить баню, а после пригласил Ивана Бельского на шахматную партию. В 1963 г.

Упорные слухи об отравлении Ивана Грозного не подтвердились. Но в настоящее время часть историков и археологов оспаривает эти результаты. Как утверждается, содержание мышьяка и ртути в теле Ивана Грозного превышало количество, которое предполагали лекарства того времени, созданные на их основе. Интересные факты Иван Грозный — одна из самых спорных фигур в истории Российского государства.

Она повысила не только личный статус великого князя Ивана Васильевича, но и статус нашей страны. Для нас данная дата особо актуальна в нынешней обстановке, когда русофобия по всему миру, а особенно на Украине, стала запредельно высокой. Поэтому киевские пропагандисты, включая так называемых историков, пытаются сделать фигуру первого официального русского царя неким символом тирании и украинофобии, противопоставляя ему "украинские казачьи традиции демократии". Все это, конечно, абсолютный вздор. Начать с того, что немалая часть земель современной Украины находилась под властью государя Ивана Грозного, и их население верноподданно служило "московскому тирану". Это можно сказать, например, о Харьковщине, Сумщине, о Черниговщине, в которой жили тогда и мои предки — малороссийские казаки.

Те украинцы, которые пытаются полить грязью историю России, в том числе память первого русского царя, попирают и память своих предков, буквально топчась по их могилах. Запорожская Сечь, рисуемая в киевских СМИ прообразом современной укро-державы и ее "демократического устройства", была основана в качестве форпоста Московского царства для борьбы с турками и татарами. На самом деле истинным основателем Сечи был все тот же "московский тиран". В 1556 г. От имени каневского старосты князя Дмитрия Вишневецкого, оставившего литовскую службу, он просил царя принять под свою руку устроенное им казачье поселение на острове Хортица будущая Запорожская Сечь. Московский царь принял челобитную казаков. По указанию государя Ивана Васильевича на Днепр были срочно отправлены дети боярские Андрей Щепотев, Нечай Ртищев и принятый на государеву службу атаман Михаил Черкашенин. Они привезли запорожским казакам щедрое царское жалованье и грамоту их предводителю — князю Дмитрию Вишневецкому, позже воспетому в малороссийских песнях-думах за смелую борьбу против восточных орд. Московские деньги и оружие помогли Сечи окрепнуть. И когда в 1557 г.

Тульская область. Князь Вишневецкий, ставший первым главой запорожских казаков, потом немало участвовал в войнах против Крымского ханства в составе войск московского царя. Правда, в конце концов он изменил ему, переметнувшись на сторону польского короля, за что, кстати, поплатился, был взят в плен турками и казнен. Несмотря на измену этого первого гетьмана запорожцев, запорожцы и потом активно принимали участие в походах московских войск против татар и турок. Например, в 1576 запорожцы под предводительством гетьмана Богдана Ружинского приняли участие в походе царских войск на Крым, за что получали царское жалованье и помощь оружием. Создание и поддержка Запорожской Сечи "украинофобом" Иваном Грозным сыграла значительную роль в отражении набегов восточных кочевников от "украинных городов" Руси, позже ставших именоваться "украинскими".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий