Старинная верхняя мужская одежда, кроем напоминающая короткий кафтан, поддевку. Старинная русская одежда, род короткого кафтана. Надел молодец кафтан, разноцветным кушаком подпоясался и вышел в чисто поле. Сначала в кафтане щеголяли исключительно князья и бояре, но со временем он проник в «туалеты» всех остальных сословий: от священников до крестьян.
Старинная русская одежда
Понева надевалась на рубаху, затем надевался передник "запан", иногда с рукавами, далее "навершник" - тип укороченной рубахи, и другие детали и украшения. Отделке поневы всегда уделялось большое внимание. На нее нашивали узорную домотканую тесьму, обнизанную бисером, им же расшивали подолы, пояса заканчивались бисерными кистями. В ряде местностей девушки могли носить подпоясанные рубахи без сарафана.
На сельских праздниках - первый выгон скота весной и на сенокос - девушки могли быть одетыми в длинные расшитые, особенно пышно по подолу, рубахи. Остальные ответы.
Более архаичным по происхождению типом костюма в России был комплекс одежды с поневой род юбки. В поневном комплексе русской одежды наиболее ярко выражен многослойный характер русского костюма. Понева надевалась на рубаху, затем надевался передник "запан", иногда с рукавами, далее "навершник" - тип укороченной рубахи, и другие детали и украшения. Отделке поневы всегда уделялось большое внимание. На нее нашивали узорную домотканую тесьму, обнизанную бисером, им же расшивали подолы, пояса заканчивались бисерными кистями. В ряде местностей девушки могли носить подпоясанные рубахи без сарафана.
Зипун доходил до колен и служил обычно домашней одеждой. Обыкновенным и распространенным видом верхней одежды, надевавшейся на зипун, являлся кафтан с достигавшими до пят рукавами, которые собирались в складки, так что концы рукавов могли заменять перчатки, а в зимнее время служить муфтой.
Спереди кафтана вдоль разреза по обеим его сторонам делались нашивки с завязками для застегивания. Материалом для кафтана служили бархат, атлас, камка, тафта, мухояр бухарская бумажная ткань или простая крашенина. В нарядных кафтанах за стоячим воротником прикреплялось иногда жемчужное ожерелье, а к краям рукавов пристегивалось украшенное золотым шитьем и жемчугом: «запястье»; полы обшивались тесьмой с кружевом, расшитым серебром или золотом. Среди кафтанов различали по их назначению: столовые, ездовые, дождевые, «смирные» траурные. Зимние кафтаны, сделанные на меху, назывались «кожухами». На зипун надевалась иногда «ферязь» ферезь , которая представляла собой верхнюю одежду без ворота, доходившую до лодыжек, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; она застегивалась спереди пуговицами или завязками. Зимние ферязи делались на меху, а летние — на простой подкладке. Зимой под кафтан надевали иногда безрукавные ферязи. Нарядные ферязи шились из бархата, атласа, тафты, камки, сукна и украшались серебряным кружевом. Охабень Охабень К накидной одежде, которая надевалась при выходе из дома, относились однорядка, охабень, опашень, япанча, шуба и др.
Однорядка Опашень Опашень Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками, — делалась обычно из сукна и других шерстяных тканей; осенью и в ненастье ее носили и в рукава и внакидку. На однорядку походил охабень, но он имел отложной воротник, спускавшийся на спину, а длинные рукава откидывались назад и под ними имелись прорехи для рук, как и в однорядке. Простой охабень шился из сукна, мухояра, а нарядный — из бархата, обьяри, камки, парчи, украшался нашивками и застегивался пуговицами. Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса «наопашь» и внакидку. Безрукавная япанча епанча представляла собой плащ, надевавшийся в ненастье. Дорожная япанча из грубого сукна или верблюжьей шерсти отличалась от нарядной япанчи из хорошей материи, подбитой мехом. Ферязь Ферязь Самой нарядной одеждой считалась меховая шуба. Ее не только надевали, выходя на мороз, но обычай позволял хозяевам сидеть в шубах даже во время приема гостей.
Простые шубы делались из овчины или на заячьем меху, выше по качеству были куньи и беличьи; знатные и богатые люди имели шубы на собольем, лисьем, бобровом или горностаевом меху. Шубы покрывались сукном, тафтой, атласом, бархатом, обьярью или простой крашениной, украшались жемчугом, нашивками и застегивались пуговицами с петлями или длинными шнурками с кистями, на конце. Терлик Терлик Для пошивки мужской одежды часто употреблялись заграничные привозные материи, причем предпочитались яркие цвета, особенно «червчатый» багряный. Наиболее нарядной считалась цветная одежда, которую надевали в торжественных случаях. Одежду, вышитую золотом, могли носить только бояре и думные люди. Нашивки всегда делались из материи иного цвета, чем сама одежда, и у богатых людей украшались жемчугом и драгоценными камнями. Простая одежда застегивалась обычно оловянными или шелковыми пуговицами. Ходить без пояса считалось неприличным; у знати пояса были богато украшены и достигали иногда в длину нескольких аршин. Сапоги и башмак Сапоги и башмак Что касается обуви, то самой дешевой являлись лапти из бересты или лыка и башмаки, сплетавшиеся из лозовых прутьев; для обвертывания ног применяли онучи из куска холста или другой ткани. В зажиточной среде обувью служили башмаки, чоботы и ичетыги ичеги из юфти или сафьяна, чаще всего красного и желтого цвета.
Чоботы походили на глубокий башмак с высоким каблуком и загнутым кверху острым носком. Нарядные башмаки и чоботы шились из атласа и бархата разных цветов, украшались вышивкой из шелка и золотых и серебряных нитей, унизывались жемчугом. Нарядные сапоги являлись обувью знати, делались из цветной кожи и сафьяна, а позднее — из бархата и атласа; подошвы подбивались серебряными гвоздями, а высокие каблуки — серебряными подковами. Ичетыги представляли собой мягкие сафьяновые сапоги. При нарядной обуви на ноги надевали шерстяные или шелковые чулки. Кафтан с воротником-козырем Кафтан с воротником-козырем Русские шапки были разнообразны, и форма их имела свое значение в быту. Макушку головы прикрывали тафьей, маленькой шапочкой, сделанной из сафьяна, атласа, бархата или парчи, иногда богато украшенной. Распространенным головным убором являлся колпак с продольным разрезом спереди и сзади. Менее зажиточные люди носили суконные и войлочные колпаки; зимой их подбивали дешевым мехом. Нарядные колпаки делались обыкновенно из белого атласа.
Бояре, дворяне и дьяки в обыкновенные дни надевали низкие шапки четырехугольной формы с «околом» вокруг шапки из меха черно-бурой лисицы, соболя или бобра; зимой такие шапки подбивались мехом. Только князья и бояре имели право носить высокие «горлатные» шапки из дорогих мехов взятых с горла пушного зверя с суконным верхом; по своей форме они несколько расширялись кверху. В торжественных случаях бояре надевали на себя и тафью, и колпак, и горлатную шапку. Носовой платок принято было хранить в шапке, которую, находясь в гостях, держали в руках. В зимние холода руки согревали меховыми рукавицами, которые покрывались простой кожей, сафьяном, сукном, атласом, бархатом.
Длинные рукава заменяли рукавицы. Русские цари носили короткие рукавицы — перчатки в основном только во время холодов. От царей перчатки перешли к боярам и далее вниз по социальной лестнице. Маленькие рукавицы звались рукавками. Непременным элементом одежды русского человека была шапка. Она была четырёх родов. Люди зажиточные носили маленькие шапочки, называемые тафьями, которые прикрывали одну только маковку. Такие шапочки расшивали шелком, золотом и жемчугом. Знатные особы дома носили ермолки и фески. По преданию в ермолке в церковь ходил сам царь Иван Грозный, за что постоянно получал замечания митрополита Филиппа. Другой вид шапки, остроконечный, назывался колпак. Богачи делали колпаки из атласа, на околышек нанизывали жемчуг. На передней стороне колпака прикалывали золотую запонку. Зимой такой колпак подбивался мехом, который заворачивался к верху и наружу широкой полосой. Такие колпаки делались с продольными разрезами спереди. Разрезы украшались жемчужными нитями и застёгивались пуговицами. Небогатые крестьяне носили колпаки из сукна или войлока, зимой подбивали овчиною или каким-нибудь дешевым мехом. Третий род шапок был — четырёхугольная низкая шапка с меховым околышком из черной лисицы, соболя или бобра смотря по деньгам. Летом околышек пристёгивался для красоты, а зимой вся шапка была подбита мехом. На ней делались прорехи с пуговками по шести на каждой прорехе. Такие шапки носили дворяне, бояре и дьяки. Четвертый вид шапок назывался горлатными шапками. Их носили только князья и высшая знать. По шапке можно было определить принадлежность человека к социальному слою. Отсюда пошла и поговорка: «По Сеньке и шапка». Высокие шапки означали знатность породы и положение в обществе. Так что, как бы не одевался посадский человек, купец или крестьянин, он не смел надеть высокой шапки. Даже высота колпака соизмерялась с достоинством рода и богатством. Княжеские горлатные шапки делались из драгоценных мехов с высоким верхом. К верху шапка была шире, к низу уже. Спереди делалась прореха, украшенная жемчугом в виде какой-нибудь фигуры. Во время парада боярин или князь надевали тафью, на тафью колпак, а на колпак горлатную шапку. Также поступали и московские цари. Знатные люди считали за благо и достоинство кутать свои головы в несколько шапок, и часто в комнате за нарядными столами сидели в своих шапках и принимали гостей. Дополнительным украшением считались серьги, которые на Руси носили и мужчины. На шею обязательно вешали золотые цепи с крестом. Такие цепи передавались из поколения в поколение как залог благополучия.
Словарь устаревших слов
Ответ на вопрос кроссворда или сканворда: Род кафтана, 7 букв, первая буква А. Найдено альтернативных вопросов для кроссворда — 13 вариантов. Таким образом, русский кафтан имел длину до колен или чуть выше, поскольку исподние кафтаны были немного короче теплых. Архал’ук, -а, мужской род. В старину: род короткого кафтана.
Words Of Wonders: Guru В старину: род короткого кафтана
Для расширения кругозора предлагаю небольшой словарь по теме "Русский костюм" по материалам интернет-сайтов и печатных изданий. Бить - круглая или плоская золоченая металлическая нить,служившая материалом для вышивания, прменялась также в золототканных работах. Душегрея - короткая кофта на лямках. Спереди застегивалась на крючки ,сзади собиралась складками. Душегрею шили из парчи ,шелка или плюша, края украшали золотным позументом. На зиму шили утепленные душегреи,которые подбивались льняной или пеньковой ватой.
Они были короткой длины, на спине закладывались в плотные валики-складки. Летние душегреи были длиннее зимних, по своей форме напоминали косоклинный сарафан. Архангельская губерния. Конец XIX века Золотная ткань - ткань, сотканная из золотых нитей. Под золотной тканью может также подразумеваться любая вышивка металлическими нитями, блестками или золотым бисером.
Канитель - крученые нитки из золоченой и серебряной проволоки. Кафинский жемчуг - мелкий жемчуг,который привозили с Черного моря. Получил своё название в честь города Кафы -современной Феодосии. Коротень - женская распашная одежда Костромской губернии, с плечевыми проймами, без рукавов, со сборками на спине.
Опашень шили из сукна или шерсти без подкладки, без украшений, иногда даже без застежки. Рукава длиною до подола вшивались только сзади. Вся передняя часть проймы и оката рукава обрабатывалась обтачкой или тесьмой, благодаря чему опашень можно было надеть как безрукавку: руки в рукавах от нижнего кафтана просовывались в прорези, а рукава опашеня оставались висеть по бокам или завязывались назад.
В холодную погоду они набирались на руки, причем часть рукава могла висеть, защищая кисть и пальцы от холода. Зипун Облегченная, минималистичная, версия кафтана из домотканого сукна. Никаких украшений и излишеств в виде стоячего воротника зипун не имеет. Зато очень функционален: не стесняет движения. Зипуны носили в основном крестьяне и казаки.
Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями.
В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги. Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной. Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами.
Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас. Сарафан Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову».
Сюртук, кафтан, бекеша, ментик, архалук - все это строго определенные виды одежды со своими специфическими чертами и аксессуарами. После утренней еды, на которой особо приглашенная Нуца сидела, несмотря на теплынь, в парчовом платье, а не чувствующий себя от гордости Вардан в атласном архалуке , Саакадзе предложил купцу осмотреть сад.
Источник: библиотека Максима Мошкова.
«Мы были, есть и будем». Какие секреты таит национальный чувашский костюм
В подкладку иногда помещались куски от панцирей или кольчуг. Также они имели металлический наносник. Использовались они в качестве шлема и у некоторых кочевников, в частности — калмыков. Как и сами куяки, как правило, они имели восточное происхождение. В «Древностях Российского государства» даётся такое описание куячной шапки: «Во введении к описанию предметов III Отделения, мы [дали разъяснение относительно] существовавших в Оружейной казне куяков, или монгольских ватных панцирей, состоящих из железных пластинок, укреплённых гвоздиками в вате между шёлковой или суконной покрышкой и подкладкой.
Собственно куяков не сохранилось ни одного; но сохранились три стёганые на вате шапки, азиатской работы, заключающие внутри куячные железные пластинки. Издание «Древности Российского государства» — «Шелковая шапка». Герберштейн, «Записки о Московитских делах». Czuha, венг.
Чуга — мужская верхняя одежда жителей Карпат — русинов, гуралей, лемков, бойков, гуцулов, проживающих на территории Польши, Украины, Венгрии, Румынии, Моравии. Чуга, своего рода, широкий лемковский плащ из коричневого домотканого шерстяного сукна с фальшивыми рукавами, которые сшивались снизу и служили просторными карманами, с очень длинным воротником, свисающим за плечи до уровня пояса, который, в дождливую погоду или шторм мог быть накинут на голову и служить капюшоном. Обычно, носится накинутым на плечи, как пелерина, достигая середины икры. Чуга украшается длинными свисающие нитями, бахромой, сплетенной в косы или связанной в мережку, вышивкой.
В зависимости от региона чуга отличалась украшением. Была широко распространена среди карпатских лемков и считалась символом достатка. На Слобожанщине чугой называли длинный кафтан. Слово Чуга в толковом словаре В.
Даля означает долгий кафтан. Show likes Morgor Moromets 26 Nov 2017 at 5:28 pm АЗЯМ Азям или озям — русская старинная верхняя одежда, поначалу употреблявшаяся всеми сословиями, позднее только крестьянами в праздничные дни[1] и в дорогу[2]; длинный кафтан, сермяжный из сермяги — грубого, некрашеного сукна или из толстого сукна домашнего приготовления[3], носился с кушаком. Покрой азяма был такой же, как у обыкновенного крестьянского кафтана. Название происходило от арабского слова «аджем», означавшего любую чуждую нацию, особенно Персию.
Отсюда заключалось, что азям был заимствован русскими из Персии через татар. Салтыков-Щедрин в Губернских очерках упомянул азям: На этот конец было у меня припасено и соответственное одеяние, как-то: тулупчик дубленый, азям, сапоги русские и проч. Энциклопедический лексикон: в 17 тт. Плюшара, 1835.
I: А—АЛМ. Леонид Васильевич Беловинский. Кожухи шьют разной длины, с рукавами или без, преимущественно белого цвета. Кожухи носят зимой и летом как часть традиционного украинского костюма.
Кожухи иногда вышивают шёлковыми или шерстяными нитками. На Подолье в древности мужчины носили длинные до щиколоток кожухи, а женщины бекеши — женскую короткую до колен праздничную одежду, покрытую гранатовой или синей тканью. Зимой мужчины носили белые кожухи с приталенной спинкой, вышитой цветным шёлком зелёным и красным. Для пошива одного кожуха нужно 6-7 шкур.
С одной крупной кожи делают перегиб, то есть верх кожуха, кожу обрезают в виде трапеции и перегибают посередине. Сверху вырезают дырку для шеи, а спереди разрезают на половины. К этой основе кожуха пришивают клинья, рукава, воротник, полы. Всё это вырезается из остатков других кож.
В старину сермяги встречались и в числе государевых одежд, преимущественно «летних, ездовых», из белого и серого сукна, с украшениями и золотыми пуговицами. В 1469 году великий князь Иван Васильевич послал устюжанам в дар в числе разных других вещей 300 сермяг[1]. Сермягой называли кафтан из такого сукна, — обычно короткий, с узкими длинными рукавами и застёжкой спереди[2]. Слово использовалось вплоть до начала XX века; например в энциклопедической статье «Литовцы», описывая их традиционную одежду, этнограф Эдуард Вольтер пишет: "Сермяга старого покроя застегнута на груди доверху, а внизу доходит до половины голени.
Нынешние сермяги походят на сюртуки общеевропейского покроя из домашних тканей". Своя сермяжка никому не тяжка. Был себе Ивашка серая сермяжка. БСЭ, изд.
В немецком языке эта ткань называлась вадмал. Судя по духовной грамоте Димитрия Донского 1389 , в его гардеробе тоже имелась вотола сажена то есть вышитая золотом и украшенная драгоценными камнями. Там она бывала почти всегда чёрного цвета, за что латыши и прозвали эстов чернокафтанниками латыш. В значении «не суди по внешности».
По покрою корзно — то же, что мятель, только мятель не был меховым.
Герберштейн, «Записки о Московитских делах». Czuha, венг. Чуга — мужская верхняя одежда жителей Карпат — русинов, гуралей, лемков, бойков, гуцулов, проживающих на территории Польши, Украины, Венгрии, Румынии, Моравии. Чуга, своего рода, широкий лемковский плащ из коричневого домотканого шерстяного сукна с фальшивыми рукавами, которые сшивались снизу и служили просторными карманами, с очень длинным воротником, свисающим за плечи до уровня пояса, который, в дождливую погоду или шторм мог быть накинут на голову и служить капюшоном.
Обычно, носится накинутым на плечи, как пелерина, достигая середины икры. Чуга украшается длинными свисающие нитями, бахромой, сплетенной в косы или связанной в мережку, вышивкой. В зависимости от региона чуга отличалась украшением. Была широко распространена среди карпатских лемков и считалась символом достатка. На Слобожанщине чугой называли длинный кафтан.
Слово Чуга в толковом словаре В. Даля означает долгий кафтан. Show likes Morgor Moromets 26 Nov 2017 at 5:28 pm АЗЯМ Азям или озям — русская старинная верхняя одежда, поначалу употреблявшаяся всеми сословиями, позднее только крестьянами в праздничные дни[1] и в дорогу[2]; длинный кафтан, сермяжный из сермяги — грубого, некрашеного сукна или из толстого сукна домашнего приготовления[3], носился с кушаком. Покрой азяма был такой же, как у обыкновенного крестьянского кафтана. Название происходило от арабского слова «аджем», означавшего любую чуждую нацию, особенно Персию.
Отсюда заключалось, что азям был заимствован русскими из Персии через татар. Салтыков-Щедрин в Губернских очерках упомянул азям: На этот конец было у меня припасено и соответственное одеяние, как-то: тулупчик дубленый, азям, сапоги русские и проч. Энциклопедический лексикон: в 17 тт. Плюшара, 1835. I: А—АЛМ.
Леонид Васильевич Беловинский. Кожухи шьют разной длины, с рукавами или без, преимущественно белого цвета. Кожухи носят зимой и летом как часть традиционного украинского костюма. Кожухи иногда вышивают шёлковыми или шерстяными нитками. На Подолье в древности мужчины носили длинные до щиколоток кожухи, а женщины бекеши — женскую короткую до колен праздничную одежду, покрытую гранатовой или синей тканью.
Зимой мужчины носили белые кожухи с приталенной спинкой, вышитой цветным шёлком зелёным и красным. Для пошива одного кожуха нужно 6-7 шкур. С одной крупной кожи делают перегиб, то есть верх кожуха, кожу обрезают в виде трапеции и перегибают посередине. Сверху вырезают дырку для шеи, а спереди разрезают на половины. К этой основе кожуха пришивают клинья, рукава, воротник, полы.
Всё это вырезается из остатков других кож. В старину сермяги встречались и в числе государевых одежд, преимущественно «летних, ездовых», из белого и серого сукна, с украшениями и золотыми пуговицами. В 1469 году великий князь Иван Васильевич послал устюжанам в дар в числе разных других вещей 300 сермяг[1]. Сермягой называли кафтан из такого сукна, — обычно короткий, с узкими длинными рукавами и застёжкой спереди[2]. Слово использовалось вплоть до начала XX века; например в энциклопедической статье «Литовцы», описывая их традиционную одежду, этнограф Эдуард Вольтер пишет: "Сермяга старого покроя застегнута на груди доверху, а внизу доходит до половины голени.
Нынешние сермяги походят на сюртуки общеевропейского покроя из домашних тканей". Своя сермяжка никому не тяжка. Был себе Ивашка серая сермяжка. БСЭ, изд. В немецком языке эта ткань называлась вадмал.
Судя по духовной грамоте Димитрия Донского 1389 , в его гардеробе тоже имелась вотола сажена то есть вышитая золотом и украшенная драгоценными камнями. Там она бывала почти всегда чёрного цвета, за что латыши и прозвали эстов чернокафтанниками латыш. В значении «не суди по внешности». По покрою корзно — то же, что мятель, только мятель не был меховым. Корзно появилось в результате римско-византийского влияния[1][2].
В «Святославовом Изборнике» 1073 г. В летописи Корзно впервые упоминается в 1147 г. Упоминается в Лаврентьевск. Происходит от славянского слова[3]. Терминологический словарь одежды.
Орленко Л.
Ее не только надевали, выходя на мороз, но обычай позволял хозяевам сидеть в шубах даже во время приема гостей. Простые шубы делались из овчины или на заячьем меху, выше по качеству были куньи и беличьи; знатные и богатые люди имели шубы на собольем, лисьем, бобровом или горностаевом меху. Шубы покрывались сукном, тафтой, атласом, бархатом, обьярью или простой крашениной, украшались жемчугом, нашивками и застегивались пуговицами с петлями или длинными шнурками с кистями, на конце.
Терлик Терлик Для пошивки мужской одежды часто употреблялись заграничные привозные материи, причем предпочитались яркие цвета, особенно «червчатый» багряный. Наиболее нарядной считалась цветная одежда, которую надевали в торжественных случаях. Одежду, вышитую золотом, могли носить только бояре и думные люди. Нашивки всегда делались из материи иного цвета, чем сама одежда, и у богатых людей украшались жемчугом и драгоценными камнями.
Простая одежда застегивалась обычно оловянными или шелковыми пуговицами. Ходить без пояса считалось неприличным; у знати пояса были богато украшены и достигали иногда в длину нескольких аршин. Сапоги и башмак Сапоги и башмак Что касается обуви, то самой дешевой являлись лапти из бересты или лыка и башмаки, сплетавшиеся из лозовых прутьев; для обвертывания ног применяли онучи из куска холста или другой ткани. В зажиточной среде обувью служили башмаки, чоботы и ичетыги ичеги из юфти или сафьяна, чаще всего красного и желтого цвета.
Чоботы походили на глубокий башмак с высоким каблуком и загнутым кверху острым носком. Нарядные башмаки и чоботы шились из атласа и бархата разных цветов, украшались вышивкой из шелка и золотых и серебряных нитей, унизывались жемчугом. Нарядные сапоги являлись обувью знати, делались из цветной кожи и сафьяна, а позднее — из бархата и атласа; подошвы подбивались серебряными гвоздями, а высокие каблуки — серебряными подковами. Ичетыги представляли собой мягкие сафьяновые сапоги.
При нарядной обуви на ноги надевали шерстяные или шелковые чулки. Кафтан с воротником-козырем Кафтан с воротником-козырем Русские шапки были разнообразны, и форма их имела свое значение в быту. Макушку головы прикрывали тафьей, маленькой шапочкой, сделанной из сафьяна, атласа, бархата или парчи, иногда богато украшенной. Распространенным головным убором являлся колпак с продольным разрезом спереди и сзади.
Менее зажиточные люди носили суконные и войлочные колпаки; зимой их подбивали дешевым мехом. Нарядные колпаки делались обыкновенно из белого атласа. Бояре, дворяне и дьяки в обыкновенные дни надевали низкие шапки четырехугольной формы с «околом» вокруг шапки из меха черно-бурой лисицы, соболя или бобра; зимой такие шапки подбивались мехом. Только князья и бояре имели право носить высокие «горлатные» шапки из дорогих мехов взятых с горла пушного зверя с суконным верхом; по своей форме они несколько расширялись кверху.
В торжественных случаях бояре надевали на себя и тафью, и колпак, и горлатную шапку. Носовой платок принято было хранить в шапке, которую, находясь в гостях, держали в руках. В зимние холода руки согревали меховыми рукавицами, которые покрывались простой кожей, сафьяном, сукном, атласом, бархатом. Запястья у нарядных рукавиц вышивались шелком, золотом, унизывались жемчугом и драгоценными камнями.
В качестве украшения знатные и богатые люди носили в ухе серьгу, а на шее — серебряную или золотую цепь с крестом, на пальцах — перстни с алмазами, яхонтами, изумрудами; на некоторых перстнях делались личные печати. Женские шубы Женские шубы Носить при себе оружие разрешалось только дворянам и военным людям; посадским людям и крестьянам это запрещалось. Согласно обычаю, все мужчины, без различия их общественного положения, выходили из дома, имея в руках посох. Некоторые женские одежды были сходны с мужскими.
Женщины носили длинную рубаху белого или красного цвета, с длинными рукавами, расшитыми и украшенными запястьями. Поверх рубахи надевали летник — легкую, доходившую до пят одежду с длинными и очень широкими рукавами «накапками» , которые украшались вышивками и жемчугом. Летники шились из камки, атласа, обьяри, тафты разных цветов, но особенно ценились червчатые; спереди делался разрез, который застегивался до самой шеи. К вороту летника пристегивалось шейное ожерелье в виде тесьмы, обычно черной, вышитой золотом и жемчугом.
Верхней женской одеждой служил длинный суконный опашень, имевший сверху донизу длинный ряд пуговиц — оловянных, серебряных или золотых. Под длинными рукавами опашня делались под мышками прорези для рук, кругом шеи пристегивался широкий круглый меховой воротник, прикрывавший грудь и плечи. Подол и проймы опашня украшались расшитой тесьмой. Широко распространен был длинный сарафан с рукавами или же без рукавов, с проймами; разрез спереди застегивался сверху донизу пуговицами.
На сарафан надевалась телогрея, у которой рукава суживались к запястью; шилась эта одежда из атласа, тафты, обьяри, алтабаса золотная или серебряная ткань , байберека крученый шелк. Теплые телогреи подбивались куньим или собольим мехом. Шуба Шуба Для женских шуб употреблялись различные меха: куница, соболь, лисица, горностай и более дешевые — белка, заяц. Шубы покрывались сукном или шелковыми материями разных цветов.
Сделанный спереди разрез, с нашивками по сторонам, застегивался пуговицами и окаймлялся расшитым узором. Лежавший вокруг шеи воротник ожерелье делался из другого меха, чем шуба; например, при куньей шубе — из черно-бурой лисы. Украшения на рукавах могли сниматься и хранились в семье как наследственная ценность. Знатные женщины в торжественных случаях надевали на свою одежду приволоку, то есть безрукавную накидку червчатого цвета, из золотной, сребротканой или шелковой материи, богато разукрашенной жемчугом и драгоценными камнями.
Отнележе — с тех пор как. Оттопок — стоптанный, изношенный башмак. Отъезжий рубль — заработанный в отхожем промысле, на стороне. Отъем — изъятие. Охабень, охобень — распашное платье из шелка или легкого сукна с ожерельем и с нечетным числом пуговиц; охабнем назывался также тяжелый плащ внакидку на ферязь. Охлябь — езда верхом на лошади без седла. Оход — желание, охота. Очеп — шест, прикрепляемый к потолку в избе, на котором подвешивалась колыбель. Очная ставка — одновременный перекрестный допрос двух или нескольких лиц, привлекающихся по одному делу.
Ошурки — вытопки сала, остатки, подонки. Ошую — слева. Паголенки — чулок без ступни, охватывающий только голень ноги. Пажить — пастбище, место выгона скота. Пазуха — залив. Паленица — богатырь, наездник; женщина — воительница, богатырша. Панагия — нагрудное украшение с изображением Богородицы. Парапет — прикрытие, защищающее от поражения пулями, бруствер. Пароль — секретное, условленное слово или фраза; применяется для опознавания своих людей на военной службе или в конспиративных организациях.
Паска — пасха, христианский весенний праздник в честь воскресения Иисуса Христа. Пасма — моток льняных или пеньковых ниток. Паспорт пашпорт — свидетельство, письменный вид документ для свободного прохода или проезда. Пастырь — пастух; священник, руководитель паствы. Патока белая — самотеком стекающая с медовых сотов «медовая слеза» — чистый свежий мед. Пахва — седельный ремень с кольцом, в которое продевается хвост лошади, чтобы седло не сползало на шею. Паче — усилительное слово; тем паче — тем более. Пачеленки — суставы. Пенковая трубка — трубка, сделанная из пенки, особого легкого огнестойкого минерала.
Пенья — пеня, выговор, упрек, пенять — сетовать, укорять. Перевара сыченая — пиво и мед домашнего изготовления. Перевык — отставанье от прежних привычек, приобретение новых. Перевясло — сказка, пучок, жгут из крученной соломы для перевязки снопов. Перелог — запущенное пахотное место. Перемена — смена блюд в обед или на пиру.
В старину: род короткого кафтана WOW Guru Подсказки
Поверх кафтана нередко накидывалась еще и однорядка — вот уж капуста получалась. короткий татарский кафтан, застегивающейся на крючки. род короткого кафтана, употреб. у татар. Это страница с WOW Guru В старину: род короткого кафтана ответами, которые могут помочь вам завершить игру. в старину на Руси крестьянский кафтан, неотрезной в талии, с прямой спинкой, с рукавами, вшитыми в прямую пройму Зимой армяк надевали на тулуп, поддевку или полушубок. АРМЯК, -а, м. В старину у крестьян: кафтан из толстого сукна. На этой странице мы разместили для вас WOW Guru В старину: род короткого кафтана ответы, читы, пошаговые руководства и решения.
Контуш, кафтан, армяк и русская женщина в халате
лучший источник, который предоставляет вам WOW Guru В старину: род короткого кафтана ответы и некоторую дополнительную информацию, такую как пошаговые руководства и советы. • старинная русская одежда, род короткого кафтана. Старинная верхняя мужская одежда, кроем напоминающая короткий кафтан, поддевку. Ответ на вопрос Род старинного короткого кафтана., в слове 7 букв: Архалук. Сибирка — короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником.
старинная русская одежда, род короткого кафтана
Значение слова «архалук» в 8 словарях | В старину: род короткого кафтана: Ответ на этот вопрос. |
Старинный русский широкий кафтан просто | (ахалук) в России XIX в. мужской кафтан без пуговиц и плечевых швов. |
В старину: род короткого кафтана WOW Guru Ответы | Терлик – род кафтана до пят, с короткими рукавами и с перехватом в талии, с застежкой на груди. |
Значение слова «кафтан»
мой предмет рассмотрения на этот продолжает серию информационных мини-фильмов пр. В старину: род короткого кафтана (архалук). АРХАЛУК, а, м. В старину: род короткого кафтана. 'Старинная русская одежда, род короткого кафтана': ответы и похожие вопросы из кроссвордов и сканвордов.
Мужской кафтан в старину
Статьи этнографического словаря содержат ссылки на понятия, в той или иной мере связанные с главным термином. Аналогично устроены ссылки на более узкоспециализированные термины — с их помощью можно перейти к более общему понятию. Словарь будет полезен студентам вузов, специалистам и всем, интересующимся этнографией. Стеганный на вате короткий кафтан. Сам хозяин отправлялся в коротеньком сюртучке, или архалуке, искать какого-нибудь приятеля, чтобы попользоваться его экипажем. Словарь включает более 7 тысяч слов и выражений, а также более 500 иллюстраций, помогающих читателю лучше понять контекст. В словарных статьях приведена информация о происхождении выражения, а также — цитаты из художественной литературы, в которой это выражение употреблялось.
Словарь адресован широкому кругу читателей, интересующихся русской классической литературой. Тюркизмы в русском языке архалук архалуг м устар. Радлов архалых аз. О словаре Под тюркизмами в лингвистике понимаются слова, пришедшие в русский язык в том числе древнерусский, славянский из других тюркских языков, как напрямую, так и опосредовано. Основными источниками опосредованных тюркизмов являются персидский и арабский язык. В словаре приведены тюркизмы домонгольского периода 12 в.
Оный — тот. Опара — заправленное дрожжами или закваской забродившее тесто. Опашница — короткая мантия свободного покроя из богатой ткани. Опока — иней. Опорки — обувь, сделанная из старых сапог, у которых отрезаны голенища; остатки стоптанной и изодранной обуви. Опорки — рванные сапоги. Опресноки — пресные хлебцы, употребляемые в церковном ритуале. Опричнина — при Иване Грозном часть государства, управляемая непосредственно царем. Орать — пахать. Оргия — пиршество, сопровождающееся безудержным разгулом и распутством.
Оселок — точильный камень. Осминник — восьмая часть, доля земли хлеба. Основа — продольные нитки ткани при тканье на кроснах см. Остронлив — осторожен. Остуда — неприятность, обида, оскорбление, стыд, досада, охлаждение, гнев, размолвка. Отава — трава, выросшая после укоса; свежая трава, выросшая в тот же год на месте скошенной. Отжени — отгони. Отзимок, отзимье — поздяя холодная весна. Отнележе — с тех пор как. Оттопок — стоптанный, изношенный башмак.
Отъезжий рубль — заработанный в отхожем промысле, на стороне. Отъем — изъятие. Охабень, охобень — распашное платье из шелка или легкого сукна с ожерельем и с нечетным числом пуговиц; охабнем назывался также тяжелый плащ внакидку на ферязь. Охлябь — езда верхом на лошади без седла. Оход — желание, охота. Очеп — шест, прикрепляемый к потолку в избе, на котором подвешивалась колыбель. Очная ставка — одновременный перекрестный допрос двух или нескольких лиц, привлекающихся по одному делу. Ошурки — вытопки сала, остатки, подонки. Ошую — слева. Паголенки — чулок без ступни, охватывающий только голень ноги.
Пажить — пастбище, место выгона скота. Пазуха — залив. Паленица — богатырь, наездник; женщина — воительница, богатырша.
Конец XIX века Золотная ткань - ткань, сотканная из золотых нитей. Под золотной тканью может также подразумеваться любая вышивка металлическими нитями, блестками или золотым бисером. Канитель - крученые нитки из золоченой и серебряной проволоки. Кафинский жемчуг - мелкий жемчуг,который привозили с Черного моря. Получил своё название в честь города Кафы -современной Феодосии. Коротень - женская распашная одежда Костромской губернии, с плечевыми проймами, без рукавов, со сборками на спине.
Летник - верхняя женская одежда, очень сильно расширяющаяся книзу,с застежками до горла. Рукава летника были очень длинными и широкими, имели форму колокола, а вместо манжеты был срез углом. Такие рукава назывались накапками. Чтобы они не волочились по земле, женщина всегда должна была держать руки согнутыми в локтях. К летнику иногда пристегивался воротник. Зимний вариант летника, подбитый мехом, назывался кортел. Андрей Рябушкин. Женщина справа в летнике. Виден длинный рукав.
Гораздо примитивнее армяка был ЗИПУН, который шили из грубого, обычно домотканого сукна, без воротника, с раскошенными полами. Увидев сегодня зипун, мы сказали бы: «Балахон какой то». Зипун был своего рода крестьянским пальто, предохраняющим от стужи и непогоды. Носили его и женщины. Зипун воспринимался как символ бедности.
Недаром пьяный портной Меркулов в рассказе Чехова «Капитанский мундир», хвалящийся былыми высокопоставленными заказчиками, восклицает: «Пущай лучше помру, чем зипуны шить! Чаще всего чуйку можно было видеть на купцах и мещанах - трактирщиках, мастеровых, торговцах. У Горького есть фраза: «Пришел какой то рыжий мужчина, одетый мещанином, в чуйку и высокие сапоги «. В русском быту и в литературе слово «чуйка» иногда употреблялось как синекдоха, то есть обозначение ее носителя по внешнему признаку - недалекого, невежественного человека. В поэме Маяковского «Хорошо!
Здесь чуйка и салоп - синонимы заскорузлых обывателей. В рассказе Чехова «Свирель» изображен старик пастух в сермяге. Отсюда эпитет сермяжный, относящийся к отсталой и бедной старой России - сермяжная Русь. Историки русского костюма отмечают, что для крестьянской одежды не существовало строго определенных, постоянных названий. Многое зависело от местных говоров.
Некоторые одинаковые предметы одежды в разных говорах назывались по разному, в других случаях одним словом в различных местах назывались различные предметы. Это подтверждается и русской классической литературой, где понятия «кафтан», «армяк», «азям», «зипун» и другие нередко смешиваются, иногда даже у одного и того же автора. Однако наиболее общие, распространенные характеристики этих видов одежды мы сочли своим долгом привести. Из крестьянских головных уборов только недавно исчез КАРТУЗ, имевший непременно околыш и козырек, чаще всего темного цвета, иначе говоря - неформенная фуражка. Картуз, появившийся в России в начале XIX века, носили мужчины всех сословий, сначала помещики, потом мещане и крестьяне.
Иногда картузы были теплыми, с наушниками. Манилов «Мертвые души» появляется «в теплом картузе с ушами «. На Инсарове «Накануне» Тургенева «странный, ушастый картуз «. В теплом картузе путешествует Чичиков. Иногда картузом называлась и форменная фуражка, даже офицерская: Бунин, например, вместо слова «фуражка» употреблял «картуз».
У дворян была особая, форменная фуражка с красным околышем. Здесь надо предупредить читателя: слово «картуз» в старину имело и другое значение. Когда Хлестаков приказывает Осипу посмотреть в картузе, нет ли там табака, речь идет, конечно, не о головном уборе, а о мешочке для табака, кисете. В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть строки: «Гляди, куда деваются крестьянские шлыки «. На ярмарке мужики оставляли свои шапки трактирщикам в залог, чтобы позднее выкупить.
В названиях обуви особых изменений не произошло. Низкая обувь, как мужская, так и женская, в старину называлась БАШМАКАМИ, ботинки появились позднее, ничем существенно не отличаясь от башмаков, но дебютировали в женском роде: на ноге у героев Тургенева, Гончарова, Л. Кстати, ботинки, начиная с 1850 х годов, активно вытеснили почти непременные для мужчин сапоги. В таком значении мы встречаем это слово у Горького и Бунина. Но вот уже в начале романа Достоевского «Идиот» мы узнаем о князе Мышкине: «На ногах его были толстоподошвенные башмаки со штиблетами - все не по русски «.
Современный читатель умозаключит: не только не по русски, но и не по людски вовсе: две пары обуви на одном человеке? Однако во времена Достоевского штиблеты означали то же, что гетры - теплые чехлы, надеваемые поверх обуви.
старинная русская одежда, род короткого кафтана
а, последняя - к). Также появляются и короткие кафтаны — полукафтанья. Род короткого кафтана в старину. В старину род короткого кафтана. Что такое зипун в древней Руси. Казань» главный редактор издающейся в Татарстане на чувашском языке газеты «Сувар», модельер Ирина Трифонова.
Кафтан татарина
Род короткого кафтана употреб | перед вами вся жизнь района! |
«Мы были, есть и будем». Какие секреты таит национальный чувашский костюм | Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. |