Бизнес - 17 июня 2023 - Новости.
Популярное на сайте
- Путин спрогнозировал сохранение углеводородной энергетики на долгие годы | 360°
- Наши проекты
- Энергетика Урала - 2024
- Ученые СамГТУ нашли новый способ совместить газовую и солнечную энергию
- ЭнергоНьюс - Новости энергетики
Министерство энергетики Российский Федерации
Многие страны активно развивают ядерную энергетику, но запасы урановых руд тоже конечны, хотя учёные-ядерщики уже создали комбинированное ядерное топливо. Для России лидерами отрасли остаются углеводородные гиганты с госучастием: «Газпром», «Росатом», НОВАТЭК. Новак отметил, что именно углеводородная энергетика ещё долго будет во всём мире главенствующей, поэтому нужно повышать её эффективность, снижать выбросы CO2. новости энергетики, ТЭК, аэс, генерация энергии, магистральные электросети, распределительные электросети, уголь, виэ, жкх, экология, новости электротехники.
Министр энергетики: углеводородная энергетика надолго сохранит ведущую роль
ИБП используются в целях защиты различного высокочувствительного электрооборудования, такого как рабочие станции ,системы телекоммуникаций, системы управления технологическими процессами, торговые терминалы, компьютеры, измерительные приборы. Источники бесперебойного питания решают проблемы при некачественном питании сети или полной потери питания. Например, это случается при отсутствии напряжения питания, низким или высоким напряжением, пульсацией амплитуды, колебанием частоты, дифференциальным и синфазным шумом, переходными процессами, и т. Благодаря ИБП стабилизируется напряжение и обеспечивается гальваническая развязка выхода на критическую нагрузку. Все это позволяет решать проблемы в сети питания критической системы, которые могут вызывать повреждение программного обеспечения стать причиной неустойчивой работы оборудования.
На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью программе « Поздняков » ответил министр энергетики РФ Александр Новак. Интервью выйдет в эфир НТВ в понедельник, 14 октября, в 23:55. На НТВ. Ru будет опубликована полная видеоверсия.
О нефти и газе в перспективе Еще ближайшие лет 20 как минимум углеводороды будут составлять в мировом энергобалансе львиную долю. О выходе электрификации на первый план Потребление электроэнергии будет расти быстрее всех.
На самом деле, по моему мнению, это не так. Статья по теме: Деньги на ветер Если сравнить отчет Международного энергетического агентства, который выпущен недавно, с предыдущим, можно сделать вывод, что если раньше государства фокусировались на создании концепций и стратегий развития, то сейчас они переходят к конкретным мерам поддержки отраслей и конкретных проектов. Субсидии для них могут составлять до трех долларов на килограмм водорода. Более того, в США принят Bipartisan Infrastructure Bill Закон об инвестициях в инфраструктуру и рабочие места, принят в ноябре 2021 года. Европейский союз никоим образом не снижал свой интерес к водороду как части безуглеродной энергетики.
Здесь установлена конкретная цель: к 2030 году 42 процента водорода, используемого в промышленности, должно быть зеленым. А к 2035 году уже 60 процентов должно приходиться на зеленый водород. До конца 2023 года Евросоюз планирует провести конкурсный отбор проектов по производству зеленого водорода на получение субсидий, которые будут достигать четырех долларов за килограмм. О чем это говорит? О том, что это уже не просто инициативы, которые направлены на развитие рынка, а конкретные меры поддержки конкретных проектов. В Канаде меры поддержки предусматривают возмещение компаниям части затрат на покупку и установку оборудования, необходимого для производства зеленого или голубого водорода. Схожая история в Омане, где порядка двух миллиардов долларов планируется направить на реализацию водородных проектов.
Индия уже заявила в своей энергетической стратегии, что она к 2050 году собирается стать энергонезависимой, а к 2070 году обеспечить углеродную нейтральность. Это потребует коренной перестройки не только энергетики, но и в целом экономики страны. И уже сейчас выделяется четыре с половиной миллиарда рупий на пилотные водородные проекты. Бразилия существенно расширяет налоговые льготы для производства зеленого водорода. Это страна, которая ярко заявила о себе еще лет десять назад как об одном из пионеров развития водородной экономики. Сейчас она фокусируется на поддержке конкретных отраслей. Она намерена развивать авиацию с водородным топливом.
В течение ближайших десяти лет Япония собирается потратить порядка 34 миллиардов долларов на технологии, связанные с водородным движением. И это только составная часть их известной программы GX, которая предполагает выпуск зеленых облигаций, развитие торговли квотами на выбросы, создание углеродного рынка по аналогии с тем, что делается в ЕС. Россия на самом деле не отстает, и у нас уже есть с 2023 года изменения в налоговом законодательстве, которые позволяют регионам уменьшать ставку налога на прибыль для новых проектов в области водорода и аммиака. Интересный для нас пример того, как страна, не обладающая достаточным уровнем природно-климатического потенциала, стремится стать лидером в области водородной энергетики, и сейчас мы ожидаем принятия парламентом этой страны закона, который предусматривает обязательное использование водорода в различных сферах промышленности, да и не только, и связанных с этим мер поддержки. Я привел одни из самых известных примеров, и это не финальный список. Пытаюсь пояснить, что все страны активно включились в эту гонку. И Парижское соглашение, и национальные стратегии требуют принятия определенных мер с тем, чтобы декарбонизировать промышленность.
А водород — один из способов сделать это. Другое дело, что рынок настолько быстро развивается, что даже те меры поддержки, о которых я сейчас сказал, не успевают за ним. И именно с этим связана основная критика: все происходит гораздо быстрее, и правительства должны быстрее реагировать на тот рост проектов, который сейчас есть. Потенциальный инвестор говорит: надо быстрее принимать вот такие законы и вот такие законы, а страновая бюрократия не всегда в состоянии успеть за этим. Потому что он действительно дорогой. Сейчас его производство объективно дороже, чем производство водорода за счет паровой конверсии метана. Это может быть и шесть-восемь долларов за килограмм, а может быть и, как в Китае, два-три-четыре.
Bloomberg оценивает стоимость зеленого водорода к 2030 году в полтора доллара за килограмм с учетом имеющихся тенденций по удешевлению производства. Здесь важно отметить другое. Проблема, как ни странно, не в том, чтобы произвести его. Проблема с его транспортировкой. Особенно с транспортировкой в промышленных масштабах. И вот это как раз основная составляющая его цены. Я сказал, что в Китае это два-три доллара.
Но это в том случае, если вы потребляете водород недалеко от места производства. Но как только у вас появляется необходимость потребить его далеко от места производства, возникают дополнительные затраты на транспортировку. А с учетом ограниченности технической возможности его передачи начинаются основные нюансы, связанные с ростом стоимости. Например, он имеет, условно, себестоимость производства водорода восемь долларов. Но развивать рынок при такой стоимости экономически неэффективно. Поэтому государство говорит: ребят, мы вам для вашего проекта три доллара тем или иным способом субсидируем, и ваша эффективная стоимость будет уже не восемь долларов, а пять. Почему это важно?
Потому что страны таким образом пытаются развить рынок, развить потребление, потому что только через развитие потребления можно развивать технологии. Основная проблема водородного рынка в том, что большая часть мер поддерживает производство, а не потребление. Как только будет стимулировано потребление водорода, это сразу же резко увеличит спрос на него. И развитие соответствующих технологий. Собственно, примерно так же, как это происходило с ВИЭ в свое время. Но как только льготы отменялись, продажи электрокаров падали. Не получится ли так же и с водородом?
Государства не смогут вечно стимулировать производство и потребление водорода. Когда-то деньги кончатся. Или технологии настолько подешевеют, что в какой-то момент субсидии не понадобятся? Здесь можно привести в пример ВИЭ, где субсидии закончились не тогда, когда закончились деньги у государства, а когда стоимость производства электроэнергии от ВИЭ стала соответствовать стоимости производства электроэнергии от традиционных источников. Важно не снять поддержку раньше, иначе действительно все прекратится и бессмысленно станет то, что было сделано. Какое-то время назад стоимость хранения электроэнергии в литий-ионных батареях была больше тысячи долларов за киловатт час. Но уже долгое время цена не меняется.
Удешевить не получается, и это делает электромобиль дороже, нежели обычный автомобиль на углеводородном топливе. Если так же произойдет и с водородом, что будем делать? И как только этот предел достигается, это означает, что необходимо развивать другие. В электромобилях так и происходит: развиваются пост-литиевые, те же натрий-ионные технологии, другие более энергоемкие, кстати, и водородные в том числе. Водород, особенно для большегрузов, позволяет увеличить пробег на одной заправке, для легковых — проехать 500 километров и более на пяти килограммах. Есть ли у этой технологии пределы? Конечно есть.
В какой-то момент человечество будет пересаживаться уже с водорода на что-то еще. Но я не футурист. Мне сейчас сложно дискутировать о том, что появится дальше. Просто сейчас есть перспектива у водородного транспорта. Разработка проекта строительства Пенжинской приливной электростанции стартовала в 70-х годах прошлого века. Рассматривались два варианта — Южный створ и Северный. В первом случае мощность станции превышала 87 ГВт, во втором — 21,4.
Оценочная стоимость, соответственно, 200 и 60 млрд долларов США Когда альтернативы нет — Мы отчасти затронули экономическую эффективность производства водорода: пока его невозможно эффективно производить без субсидий.
В предложенной схеме солнечная энергия используется для термохимической трансформации углеводородного топлива, объяснили учёные. Результат такой трансформации — обогащённый водородом газ, который, в свою очередь, используется в качестве топлива. Также это хороший шаг к снижению выбросов диоксида углерода при сохранении существующих мощностей», — пояснил Дмитрий Пащенко.
Водородная энергетика. Планы России на «чистое» топливо
«В последние годы произошел громадный скачок в развитии зеленой водородной энергетики» | Здесь мы встречаем все прелести обычной углеводородной энергетики. |
Ученые СамГТУ нашли новый способ совместить газовую и солнечную энергию | Несмотря на то, что водород активно рекламируется как топливо будущего, развитие водородной энергетики сейчас сталкивается с существенными проблемами. |
"Зеленый водород": настоящее и будущее низкоуглеродной энергетики РФ | Человечество не сможет отказаться от углеводородной энергетики в ближайшие десятилетия — это «медицинский факт». |
Настоящее и будущее нефтегазохимии обсудили в Будённовске на совещании комитета Госдумы РФ | Это шаг к качественно новой энергетике, у которой, в отличие от углеводородной, не будет проблем ни с источниками полезных ископаемых, ни борьбой за них. |
углеводородная энергетика | Суть времени | Сейчас на нашей планете идет четвертый в истории энергетический переход: от энергии из ископаемых углеводородов к «зеленой» энергетике. |
В России планируется развитие нового энергетического направления - водородного
Мощность угольной энергетики выросла на 2 % за прошлый год. Новости водородной энергетики и производства водорода. Всемирный процесс отказа от углеродной энергетики неизбежно приведет к удорожанию электроэнергии. Генеральный директор ООО «Н2 Чистая Энергетика» Алексей Каплун опубликовал статью «Углеродные выбросы от безуглеродных источников».
Россия попалась на удочку «водородного чуда»
Однако в Европе рынок заполонили недорогие солнечные панели китайского производства. В германском кабинете министров было выдвинуто предложение о предоставлении субсидий на покупку солнечных панелей европейского производства. Но оно было сразу же отложено из-за противодействия со стороны СвДП, которая выступала против увеличения нагрузки на налогоплательщиков. Как известно, в Германии много равнин и отсутствуют обширные горные районы. Абсурдность продвижения солнечной энергетики в Германии, которой не хватает солнечного света В любом случае в настоящее время энергия ветра является основным источником генерации возобновляемой энергии в Германии.
В стране уже установлено большое количество ветряных генераторов, особенно в районах побережья Балтийского моря, где стабильно возникают сильные потоки ветра. К таким районам относятся земли Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония. Однако возможности для установки дополнительного количества ветрогенераторов постепенно уменьшаются по мере роста их числа в стране. Установка и эксплуатация этих объектов стоит недешево.
Премьер-министр Олаф Шольц из СДПГ, который продвигает производство электроэнергии из возобновляемых источников, и заместитель премьер-министра и министр экономики и защиты климата Роберт Хабек Robert Habeck из Партии зеленых уделяют особое внимание солнечной энергии как средству замены энергии ветра и не покладая рук работают над популяризацией этого направления. Однако остается вопрос, может ли производство солнечной энергии стать стабильным источником энергии в Германии, где количество солнечных дней не так уж и велико. Ежегодное количество солнечных часов в крупных городах Германии в среднем составляет около 1700. Обычно на территории страны превалирует пасмурная погода, особенно зимой, когда в месяц слабое солнце светит всего около 70 часов.
Это в европейских странах Средиземноморья много солнца: в Греции, Португалии и Испании ежегодно бывает более 3000 солнечных часов.
Опубликовано ИА "Финмаркет".
Доля возобновляемой энергии ежегодно растёт. Создана необходимая для этого промышленность. Россия также является лидером в развитии сектора атомной энергетики... В своём выступлении заместитель председателя правительства рассказал о заключённом соглашении с «Росатомом» в сфере создания отечественных систем накопления энергии на самых высоких уровнях технологий, упомянул о развитии электротранспортной отрасли и зарядной инфраструктуры. Отметил Новак и водородную отрасль РФ, где наша страна также, по его словам, занимает лидирующие позиции.
Как рассказал в ходе сессии Евгений Грабчак, Министерство энергетики выполнило все свои обязательства, предусмотренные этой дорожной картой. Говоря о технологиях, замминистра также отметил: «Отталкиваясь от идеи, что самый идеальный накопитель для электроэнергетики — гидроаккумулирующая станция, мы, конечно, идем в сторону активного применения накопителей и смотрим на них, в первую очередь, с точки зрения реализации системных услуг по управлению спросом. Мы не сдержаны тезисом об экономической стоимости накопителей на меру площади — площадей достаточно». Однако разработок в части ГАЭС и гравитационных накопителей на сегодня не так много, куда лучше развиты более привычные технологии — литий-ионные, химические накопители и т. Тем не менее, Минэнерго возлагает большие надежды на новые интересные проекты гравитационных накопителей и ГАЭС, добавил Евгений Грабчак. Немаловажным аспектом в данной части является и правовое регулирование. Нормативно-правовая база, которая сейчас формируется вместе с участниками отрасли, по сути позволит придать накопителю статус генератора на оптовых и розничных рынках электроэнергии, сделал акцент замминистра: «Электроэнергия, накопленная в разные часы по разным стоимостным параметрам, может продаваться. Любой потребитель, в том числе на розничном рынке, может эту электроэнергию выдавать в сеть, получать за это деньги». Идеальной моделью применения накопителей в энергосистеме, по мнению Евгения Грабчака, является Smart City — система, при которой «множество накопителей позволяют балансировать, резать пики, управлять энергосистемой, обеспечивать устранение локальных дефицитов временных мощностей электроэнергии». Однако «этого пока нет», резюмировал замминистра. О практическом опыте интеграции накопителей в энергосистему на примере ПАО «Россети Центр» рассказал генеральный директор компании Игорь Маковский. Всего на территории присутствия «Россети Центр» сейчас работает 38 накопителей. Одна из модификаций системы предназначена для обеспечения надежности электроснабжения, другая — включается в сеть с целью поддержания качества электроэнергии. Мы продолжаем совместные с российскими компаниями-разработчиками научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводим внедрения в электросетевом комплексе, расширяем области применения. Потенциал у инновационной сферы в энергетике огромен», — добавил Игорь Маковский. Электромобили: производство и инфраструктура Развитие электротранспорта — один из самых существенных глобальных трендов последних лет. По оценкам экспертов, уже в этом году почти каждый пятый проданный новый автомобиль является электрическим. Развитию электротранспорта в России и, что немаловажно, инфраструктуры для него была посвящена сессия «Электромобили: производство и инфраструктура». По словам заместителя генерального директора по цифровой трансформации ПАО «Россети» Константина Кравченко, электрозарядная инфраструктура в России на текущий момент опережает развитие парка электромобилей, а существующая сеть зарядных станций недозагружена. Кроме того, для эффективного использования инфраструктуры необходимо решить вопрос оптимального размещения станций разных операторов. Эту функцию может выполнять специализированный оператор, который будет анализировать общую загрузку сети и планировать ее развитие. Развитие электротранспорта — это мощный драйвер для промышленности и экономики страны, заявил заместитель Генерального директора — директор по сбыту АО «Концерн Росэнергоатом» Александр Хвалько. Кроме того, это «окажет существенное влияние на улучшение экологии и изменение среды и культуры обитания», — добавил эксперт. У России есть все необходимые предпосылки для расширения парка электротранспорта и развития электрозарядной инфраструктуры, считает Александр Хвалько. Российский рынок сейчас переживает взрывной рост насыщения, при этом на лидирующие позиции выходят отечественные производители. В этой ситуации критически важно найти баланс между производителями, операторами и конечными клиентами, соответственно, России необходимы четко разработанные стандарты взаимодействия субъектов электромобильности, цифровая экосистема рынка и популяризация культуры «электромобиль как образ жизни», — добавил спикер. В текущем году этот диалог был впервые вынесен на дискуссионную площадку Российской энергетической недели. В рамках панельной сессии «Неизменные приоритеты: охрана труда и безопасность работников в сфере электроэнергетики» эксперты обсудили изменения в Трудовом кодексе России, новые подходы к охране труда и многое другое. Спикерами — представители Минэнерго и Минтруда России, Ростехнадзора, электроэнергетических компаний и научного сообщества. Одним из ключевых вопросов стало обсуждение инициативы Минэнерго России о создании межведомственной рабочей группы с обязательным привлечением в нее также и представителей компаний отрасли , которая займется вопросами совершенствования нормативно-правовой базы в части охраны труда и производственной безопасности. В рамках РЭН состоялось свыше 70 мероприятий с участием более 225 спикеров. Также в «нулевой день» форума, 10 октября состоялась Международная научно-практическая конференция «Территория энергетического диалога».
РОССИЙСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
Первый заместитель Министра в ходе своего выступления отметил: налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) доказал свою эффективность. Вообще-то энергопереход понимается как замена углеродной энергетики на альтернативную. Об этом министр энергетики и природных ресурсов Турции Альпарслан Байрактар рассказал в интервью газете Financial Times.
Объем переработки углеводородного сырья в нефтегазохимию в РФ в 2023 году составил 12 млн тонн
Александр Новак рассказал о перспективах декарбонизации и развитии водородной энергетики в России. Человечество не сможет отказаться от углеводородной энергетики в ближайшие десятилетия — это «медицинский факт». Новости компаний топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и поставщиков. Последние события, реализованные проекты, новые решения и продукты от лидеров рынка. Эффективный способ усовершенствования углеводородной энергетики за счёт солнечной энергии предложили учёные СамГТУ. новости энергетики, ТЭК, аэс, генерация энергии, магистральные электросети, распределительные электросети, уголь, виэ, жкх, экология, новости электротехники. Об этом министр энергетики и природных ресурсов Турции Альпарслан Байрактар рассказал в интервью газете Financial Times.
Министр энергетики Байрактар: Россия помогла Турции избежать кризиса
Будет солнце, ветер, ядерная энергетика, то есть не углеродная энергетика. Мы видим эти тенденции, они только наращиваются, то есть научно-технический прогресс никто не остановит, он будет развиваться по своим законам. И понятно, что мы в этом переходе должны найти своё будущее», — отмечает председатель комитета ГД РФ по энергетике Павел Завальный. Участники побывали на расположенном в крае предприятии отрасли, одном из крупных в стране. Здесь — хороший уровень переработки углеводородов, в перспективе планируют получать и перерабатывать ресурсы, которые будут добывать со дна Каспийского моря. В целом Павел Завальный хорошо оценил и взаимодействие предприятий отрасли с региональными властями.
Среди них поезд на водородных топливных элементах на Сахалине и развитие водородной заправочной инфраструктуры в Красноярском крае. Главным рычагом для активного развития водородного направления является заинтересованность и активная поддержка государства, полагают эксперты. Плеханова Федор Загуменнов. Одного пятикилограммового баллона с водородом, а это средний объем для легкового автомобиля, хватает на 500 километров пробега Стимулом для наращивания производства может стать использование водорода в качестве топлива для автомобилей. Конечно, нельзя в одночасье убрать весь бензиновый транспорт, но эксперты говорят, что водород может стать в перспективе заменой традиционного топлива.
Более того, такой транспорт может потеснить даже набирающий популярность электрический, поскольку водородные двигатели более энергоэффективны. Так, емкость водородного аккумулятора в десять раз больше литий-ионного. И одного пятикилограммового баллона с водородом средний объем для легкового авто хватает на 500 километров пробега. Водород в качестве топлива всерьез рассматривается многими странами. В Японии, например, на него уже перешла часть общественного наземного транспорта. В 2018 году, специально к Олимпиаде в Токио, компания Toyota стала выпускать пассажирские автобусы, работающие на водородном топливе. Годом ранее та же Toyota совместно с компаниями Nissan и Honda построила сеть водородных заправочных станций. Колесят водоробусы и по просторам Китая.
Дирекция по ESG Сбера Развитие ESG-инфраструктуры в России и мире Низкоуглеродную водородную энергетику переориентируют на внутренний рынок Вице-премьер Александр Новак дал поручение до конца 2022 года внести изменения в «Комплексную программу развития отрасли низкоуглеродной водородной энергетики в Российской Федерации до 2035 года». В ней должна быть увеличена доля российских технологий и снижены планы по экспорту.
Около двух третей от общего объёма инвестиций должны будут поступить из-за пределов Европы и США. ЕС достиг соглашения о запрете продаж машин с ДВС после 2035 года Полный запрет на продажу и регистрацию в Европе новых авто с двигателями внутреннего сгорания ДВС вступит в силу с 2035 года. Это должно ускорить переход на электромобили, что поможет сократить выброс парниковых газов. Выполнение Парижского соглашения потребует дополнительного сокращения выбросов парниковых газов Об этом говорится в докладе Программы Организации Объединённых Наций по окружающей среде UNEP. РФ ЦБ выступил за введение в РФ добровольного экологического страхования Банк России предлагает включить его в стратегию развития финансового рынка до 2030 года. До начала разработки его концепции необходимо определить объект страхования, круга потенциальных страхователей, страхового риска и других ключевых условий, считает ЦБ. ESG в практике российских компаний Новые стратегии и проекты крупного бизнеса Дом. РФ разместит «зелёные» ипотечные облигации Тестовый выпуск состоится до конца 2022 года. Кроме того, Дом.
Проект строительства Пенжинской ПЭС был известен еще с советских времен и не реализован был по разным причинам. Одна из них, конечно, существенная его стоимость — до 200 миллиардов долларов. А вторая — то, что мощность станции по тому проекту могла достигать 110 гигаватт. Это почти половина установленной мощности всей российской энергосистемы. Конечно, она не была нужна энергоизбыточной Камчатке. Соединение же ее с другими регионами было нецелесообразно, в том числе потому, что приливная станция выдает энергию не постоянно, в данном случае четыре раза в сутки, и любая энергосистема, в которую то поставляется, то не поставляется такой огромный объем, мгновенно становится разбалансированной. Чтобы нивелировать пики, нужно было бы строить дополнительно генерацию соответствующей мощности. Поэтому, несмотря на весь потенциал, и с технической, и с экономической точки зрения этот проект был нереализуемый. До тех пор, пока не появился водород. Наличие отдельного потребителя под кодовым названием «водород», дает вторую жизнь подобным проектам, когда энергия не выдается и не связывается с общей сетью региона, а имеет своего монопотребителя. В данном случае это производство водорода или аммиака либо химических соединений на основе водорода. Важно, что этот монопотребитель синхронизирует свое производство с производством электроэнергии. Есть электроэнергия — есть производство водорода. Нет — и не надо. Нет жесткого требования, что надо поддерживать производство, когда прилива нет. Мы постарались отойти от гигантизма советских времен и сделать, насколько это возможно, коммерчески эффективную историю. В советское время было два больших створа: северный и южный. Первый на 21 гигаватт, а второй на 80. Мы изучили в Пенжинской губе еще порядка десяти других створов. Определили, что створ Мелководный наиболее подходит с точки зрения коммерческого использования. По энергетике это 300 мегаватт, но даже эти 300 мегаватт делают станцию крупнейшей приливной станцией в мире, потому что сейчас самая мощная приливная станция в Корее имеет 254 мегаватта. Мы определили, какие должны быть турбины. Это, кстати, российское производство. Рассматривали разные варианты — и ортогональные, и капсульные. Были большие дискуссии, но остановились на капсульных. Они более эффективные, чем ортогональные. У капсульных КПД от 60 до 80 процентов в зависимости от напора и направления движения воды, а у ортогональных — от 45 до 70 процентов. Капсульные гидроагрегаты могут производить в нужных объемах предприятия «Росатома». Мы это уже с ними проговорили. Ортогональные не производятся. Те, что установлены на Кислогубской ПЭС, малой мощности — полтора, по-моему, мегаватта. А нам нужны десятимегаваттные турбины — на 300 мегаватт мощности нам их нужно будет 30 штук. Водородно-энергетический кластер на основе Пенжинской приливной электростанции Приняли также основные технические решения по тому, как должна выглядеть сама плотина. Это будут наплавные блоки. Их тоже можно произвести в России — и в Находке, и в Мурманске, еще в ряде мест, где есть сухие доки. Мы все посчитали и даже предусмотрели для минимизации ущерба природе рыбопропускные сооружения в этих блоках. Завод по производству водорода или аммиака будет построен в населенном пункте Тиличики и будет соединен со станцией линией электропередачи. Существующий там порт будет реконструирован и развит в мультимодальный. Порт интересен тем, что он в преддверии Северного морского пути. Подобного рода комплексные проекты позволяют развивать параллельно сразу несколько подотраслей промышленности: собственную строительную базу, производство турбин и электролизеров, — а также создают дополнительные места притяжения для судов, которые ходят по Севморпути, и так далее. С этой точки зрения, как ни странно, водород оказывается еще не самым важным конечным продуктом проекта. И рассматривать проект надо не как отдельное, неожиданное, далекое место для производства водорода, а как новую точку роста. Мы не сможем сформировать свою собственную водородную промышленность, если не будет якорных проектов, на базе которых можно развивать то же производство электролизеров. Они сначала будут дороже, потом дешевле. Понятно, что без субсидий не обойтись, но самое интересное то, что субсидий потребует не столько сам проект, сколько надо поддерживать те предприятия, которые будут участвовать в нем. Кроме того, помимо самой приливной станции мы планируем поставить там же крупный ветропарк на 100 мегаватт и начать производить водород, не дожидаясь, пока построим приливную станцию. Если на Мелководном длина плотины четыре километра, то здесь уже под 30 километров и мощность приливной станции 21 гигаватт. Мощность ветряной — один гигаватт. Производство водорода — 1,2 миллиона тонн в год. Или аммиака — 7,7 миллиона тонн. Но мы считаем, что к этому этапу можно будет приступать, когда уже набьем шишки на первом. К этому проекту действительно всегда был большой интерес. Мы на Восточном экономическом форуме подписали соглашения с рядом корейских компаний, которым интересна покупка водорода с этого проекта. Китайские компании активно интересуются. Доходило до того, что года два назад спрашивали: куда нести деньги? Скажу так: в итоге это будут сотни миллиардов рублей. Для первой очереди. Можно удешевить? Я сейчас говорю про сводно-сметный расчет, который не предусматривает ни каких-то дополнительных льгот, возможностей распределения затрат с участниками и так далее. А вот, например, для большой станции, на Северном створе, цифры уже другие. Это 1700 долларов, что ниже удельной стоимости гидроэлектростанции. Поэтому я и говорю, что в данном случае мы постарались идти step by step, чтобы сначала «потренироваться на кошечках», а дальше делать уже большой объект. И это я говорю про один большой створ, а есть еще и другие. И дальше у нас появляется вполне себе экономически интересный способ для массового производства, в данном случае водорода или аммиака. Если по состоянию на сейчас, я бы сказал аммиак, но поскольку сам проект все-таки долгий, рассчитан на одиннадцать лет, я надеюсь, появятся и крупнотоннажные танкеры, и другие возможности. И можно будет не только аммиаком заниматься, но и водородом, с которым этот аммиак будет производиться. Проект направлен на страны АТР. Я думаю, что будет консорциум из различных компаний. Кто-то будет технологическим партнером, кто-то будет финансовым партнером. Кто-то — мы уже знаем кто — даст off-take contract, потому что без него бессмысленно начинать. И определили существенные условия договора на поставку 500 тысяч тонн водорода начиная с 2030 года. С Сахалина, где у нас совместный проект с «Росатомом» по производству водорода методом паровой конверсии метана с улавливанием и утилизацией углекислого газа, будет 36 тысяч тонн. Это тоже Дальний Восток, береговая линия. Обсуждаем строительство ветропарков суммарной мощностью в несколько гигаватт, которые будут построены в разных местах для производства зеленого водорода. Министр энергетики Николай Шульгинов на ВЭФе сказал, что государство должно финансово участвовать в строительстве инфраструктуры гидроэлектростанций. То есть в первую очередь плотины.
Мощность угольной энергетики по всему миру растет, несмотря на угрозу для климата
Доля углеводородов в энергетике будет снижаться, но потребление расти. Неблагоприятная ситуация на углеводородных рынках, возможно, станет драйвером для развития решений в области «новой» энергетики, таких. «„Конкурентные“ энергетические сделки с Россией помогли Турции избежать энергетического кризиса, охватившего основные европейские страны после начала конфликта [на Украине]. Согласно утвержденной в 2021 году Концепции развития водородной энергетики, в нашей стране должны быть запущены пилотные проекты по выработке низкоуглеродного водорода.