Славяне католического вероисповедания называли Сретенье Громницами, от слова «гром». Что за праздник Сретение Господне, когда отмечают в 2023 году, что произошло в этот день и как его правильно провести. слово древнеславянское, которое на русском языке значит "встреча", а на сербском - "радость". На Руси Сретение было днем, когда можно сделать предложение даме.
В чём смысл праздника Сретения?
- Основные события праздника Сретение Господня:
- Сретение Господне: главное, что надо знать о празднике - Российская газета
- Сретение Господне 2024: чему посвящен праздник и чего категорически нельзя делать
- Сообщить об опечатке
- Исторический контекст Сретения Господня
Сретение Господне в 2023 году — 15 февраля. Что такое Сретение, какие молитвы читать
Слово «сретение» на церковнославянском языке означает «встреча». Что означает слово "Сретение". Почему этот праздник считается одним из главных в православии и что означает слово "сретение"? В переводе с церковного старословянского слово «сретение»так же означает «встреча». Сретение означает «встречу» с Богом.
Сретение Господне. 5 фактов о христианском празднике
Деньги тратить было нельзя, на них покупали свечи. В старину верили, что такой обряд «привязывает» ребенка к жизни, «зажигает» его огонь. Женщины на Сретение пекли блины, которые символизировали солнце. Считалось, что, если съесть лакомство до первой звезды, то жизнь станет благополучной.
А еще делали печенье в виде птичек. Такая сдоба означала встречу весны. Ее раздавали детям.
Также 15 февраля кормили нищих, вдов, сирот и бездомных животных, чтобы год самому быть сытым. Сретение 2024: что нельзя делать 15 февраля Сложились на Сретение особые запрещающие приметы. Что нельзя делать 15 февраля?
Запрещалось в праздник тяжело трудиться, рукодельничать, а также заниматься домашними делами: подметать и мыть пол, проводить уборку, стирать, шить и вязать. По примете, так можно навлечь на свой дом беды и болезни, из него счастье выгнать. Не планировали на Сретение дальние поездки.
Старики говорили, что домой нескоро вернешься, а в пути могут приключиться большие неприятности. Нельзя 15 февраля ругаться, конфликтовать, ссориться, потому что весь негатив вернется сторицей в тройном размере. Не мылись в праздник, так как болезни могут прилипнуть.
Запрещалось стричь волосы, иначе можно жизнь свою укоротить.
Пресвятая Дева Мария не имела нужды в очищении, но по глубокому смирению она подчинилась предписанию закона. В храме в это время находился святой праведный Симеон по преданию, один из переводчиков Священного Писания Ветхого Завета с еврейского на греческий язык , который, переводя книгу пророка Исаии, усомнился в словах пророчества о рождении Спасителя, говорящих о том, что Христос родится от Девы. Он хотел исправить текст, но явившийся ему ангел сказал Симеону, что за сомнение в тексте пророчества он не умрет, пока не увидит его исполнения.
Увидев Марию с младенцем, Симеон подошел, взял на руки Иисуса и, благодаря Бога, сказал: "Господи, теперь Ты отпускаешь меня из этой жизни в будущую, как обещано Тобою мне, и я теперь умру спокойно, потому что собственными глазами видел Спасителя мира".
Иисус находится либо на руках Святой Девы, либо на руках Старца, или в момент передачи младенца из рук матери в руки Богоприимца. Оба варианта изображаются на фоне Иерусалимского храма. Богомладенец передается старцу над престолом, что указывает на искупительную жертву Спасителя. Но престол этот не часть интерьера Иерусалимского храма, а именно как принадлежность христианского храма. Покрывало на нем обычно багряного цвета, символизирующее жертву Спасителя. Сам младенец Иисус является символом ветхого мира, исполняющийся Божеством, который связывает две эпохи — эпохи Ветхого и Нового завета. Примером такой иконы являются иконы Сретения из Спасо-Преображенского собора Твери около 1450 года. Смысл икон заключает в себе две стороны праздника Сретенья Господня: радость встречи человека с Богом и великую скорбь матери, отдавшей своего сына во спасение человечества.
Праздник Сретения Господне связан не только с жизнью Иисуса в человеческом теле, но и с его матерью Девой Марией. Иконы с изображением Богоматери и Христа Спасителя входит в категорию «Елеуса» умиление. Они всегда имеют одну композиция: Святая Мария держит на правой руке Иисуса Христа. Богомладенец обнимает её за шею и прикасается своей щекой к щеке матери. В вариантах этой иконы, которые принадлежат Андрею Рублеву, имеются небольшие отклонения. Например, рука младенца, что обнимает Марию за шею, не изображена. Молитвы На Сретение Господне православными христианами совершаются молитвы, которые носят благодарственный характер. Они прославляют Христа. Также важно обратиться к Деве Марии.
Такие слова в этот день наделены особым смыслом. Просьбы касаются благополучия в семье, защиты детей, процветания и просветления: Богородица Дева, радуйся! Благодатная Мария, Господь с Тобою. Благословенна Ты меж женами и благословен Плод чрева Твоего. От непорочного зачатия Ты родила Спасителя душ наших. Также молитвы возносятся к Иисусу, родители просят его о здравии и благополучии своих детей: Господь наш Всемилостивый.
Храм — это океан незримого духовного света. В храме Небесная Церковь встречается с Церковью земной.
По закону Моисея, мать на сороковой день после рождения ребенка должна была принести его в храм. Если это был первенец, то за него полагался символический выкуп. По закону Моисея, первенца мужского пола посвящали Богу. Старший сын должен был исполнять какие-либо работы для храма. Когда с течением времени потребность в таких работах исчезала, то, установился обычай приносить жертву как выкуп за первенца. Для бедных это была покупка двух голубей при храме, которых затем выпускали на волю. Только после очистительной молитвы в притворе храма мать могла посещать храм. Так как Евангелие еще не было возвещено миру, то Дева Мария строго исполняла все законы и предписания Ветхого Завета.
Иоанн Богослов назвал Бога любовью, другое имя Бога — смирение. Смирение — это печать Христа на челе святых. Дева Мария с Младенцем на руках в сопровождении праведного Иосифа идет в Иерусалим. Матерь Божия, святостью Своей превосходящая Серафимов, Нерукотворный храм Божий, повинуясь закону, идет в Иерусалимский храм, чтобы принять обряд очищения. Та, перед которой склоняются ангелы, склоняет голову Свою под благословение священника. Мария и Иосиф приносят искупительную жертву за Того, Кто присутствием Своим освящает храм и Святая Святых, кто станет Жертвой за грехи всего мира. Как царь, переодевшись нищим, осматривает свои владения, так Владыка храма в образе сорокадневного Младенца, входит в Свой Дом. Эту тайну знают только ангелы-хранители и двое святых — Симеон и Анна.
Сретение что это за праздник , как его отмечают (+ молитвы)
Народные приметы 15 февраля | Значение слова «Сретение». В словаре Ожегова. Сретение, -я, ср. (С прописное). |
Сретение Господне: история и традиции праздника | В православии 15 февраля отмечается Сретение ― день, который знаменует собой поворотную точку в ходе зимы. |
Сретение Господне - 15 февраля 2025 года | Правмир | Современные пастыри говорят, что какого-либо особого значения освященные на Сретение свечи не имеют. |
Когда Сретение в 2023 году, в чём смысл праздника и его названия?
Что такое Сретение Господне, важный для каждого православного праздник. Само по себе слово «сретение» или «сърѣтение» толкуется как «встреча», но с первого раза, без глубокого погружения в историю понять истинное значение этого слова трудно. Сретение Господне, также известное как Сретение Господней Богородицы или Сретение. Иными словами, Сретение Господне означает не только встречу человека и Бога, но и символизирует встречу Ветхого и Нового Завета. Однако не всем знакомо значение слова «Сретение» и не все знают об истоках этого праздника. Сретение (также пишется Сретение), также известный как Праздник Сретения Иисуса Христа, Праздник Очищения Пресвятой Девы Марии или Праздник Святой Встречи, является христианским праздником, посвященным сретению Иисуса в Храме.
Сретение Господне: коротко о празднике
Сретение Господне 2024: чему посвящен праздник и чего категорически нельзя делать | Слово «сретение» на церковнославянском языке означает «встреча». |
Сретение Господне- что означает этот праздник? (Людмила Коншина) / Проза.ру | Православные 15 февраля отметят важный церковный праздник, символизирующий встречу человека с Божественным, — Сретение Господне. |
Значение слова «сретение» | Почему этот праздник считается одним из главных в православии и что означает слово "сретение"? |
15 февраля 2024 — Сретение Господне - Православный журнал «Фома» | Вся икона в своём построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и Страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца: «Се. |
Сретение Господне - 2023: в чем главный смысл одного из древнейших праздников
Сретение Господне, также известное как Сретение Господней Богородицы или Сретение. Сретение Господне — один из двенадцати («двунадесятых») важных православных праздников. Слово «сретение» наиболее полно передает смысл этого события, ведь оно означает не просто встречу, а встречу меньшего с большим, человека с Богом.
Когда Сретение в 2023 году, в чём смысл праздника и его названия?
Значение слова «Сретение». В словаре Ожегова. Сретение, -я, ср. (С прописное). Православные 15 февраля отметят важный церковный праздник, символизирующий встречу человека с Божественным, — Сретение Господне. Что за праздник Сретение Господне, когда отмечают в 2023 году, что произошло в этот день и как его правильно провести. Этимология (основное значение и происхождение) слова Сретение. Славянское слово «сретение» переводится на современный русский как «встреча». Не делайте этого в Сретение Господне, если не хотите обнищать. То есть слово «сретение» означает не только встречу, но и смену религиозных эпох.
Сретение Господне
Святоотеческая экзегеза праздника Сретение Господне. Византийская книжная миниатюра. Многие праздничные гомилии, атрибутированные традицией знаменитым отцам Церкви III—IV веков, нужно признать неподлинными. В них чрезвычайное внимание уделяется участникам события Сретения. Так, святитель Мефодий Патарский пишет: «Старец Симеон, сбросив немощь возраста и облекшись силою надежды, поспешил встретить пред лицем закона Подателя закона, самовластного Учителя, Бога Авраамова, Защитника Исаакова, Святого Израилева, Наставника Моисея, обещавшего открыть ему, как бы сзади см.
Он весь исполнился желания, весь — надежды, весь — радости и стал уже сам не свой, а Того, Кто был предметом его надежды. Святой Дух возвестил ему, и он, еще прежде прибытия в храм, окрыляясь очами ума, восхищался, как бы уже обладая желаемым. Побуждаемый такими чувствованиями, он быстро восходит по ступеням и входит в древний священный храм, но, не заботясь о храме, распростирает священные объятия для Владыки храма, говоря и вместе воспевая такие слова, приличные вожделенному торжеству: Тебя я желаю, Владыка Боже отцев и Господи милости, сподобившего собственною славою и силою, промышляющею о всех, и милостью снисхождения к нам, как бы примирительным посредничеством, установить дружественное согласие между небесными и земными; Тебя я ищу, Создателя всех; на Тебя взираю, объемлющего все словом Своим; Тебя сретаю, владычествующего над жизнью и смертью; Тебя ожидаю, Законодателя и Преемника закона; Тебя алкаю, воскрешающего мертвых; Тебя жаждаю, облегчающего страждущих; Тебя желаю, Творца и Искупителя мира; ты — Бог наш, и Тебе мы покланяемся; Ты — святый храм наш, и к Тебе мы возносим молитвы; Ты — законодатель законов, и Тебе мы повинуемся; Ты — Бог первый, и прежде Тебя не было другого Бога, родившегося от Бога Отца см. Много говорится и об Анне Пророчице: «Анна — венец вдов: обликом жена, чином пророчица; во вдовстве пребывает, в Царстве Небесном обретается; телом измождена, душой бодра; лицо в морщинах, ум расправлен; согбенна от старости, пряма мыслью; годами увядшая, богопознанием цветущая; постится и не чревоугодничает; молится и не рассеивается; постоянно пребывает в храме, а не скитается по чужим домам; воспевает псалмы, а не пустословит; пророчествует, а не баснословит; посвящает себя божественному, непристойному не предается.
Анна превзошла восхваляемую апостолом Павлом вдовицу» святитель Амфилохий, епископ Иконийский. Святые отцы неустанно также прославляют и Божию Матерь: «Радуйся, вечно нескончаемая радость наша Пресвятая Дева ; к Тебе опять я обращаюсь. Ты — начало, средина и конец нашего торжества; Ты — драгоценный перл царства, истинный тук всякой священной жертвы, одушевленный жертвенник хлеба жизни. Радуйся, сокровище любви Божией; радуйся, источник человеколюбия Сына; радуйся, осененная гора Святого Духа Авв.
Ты воссияла, вожделенная Родительница Света духовного солнца, неприступными лучами пламенной любви, родив в конце времен рожденного от начала, явив сокровенное и неизреченное таинство, Сына невидимого Отца, Подателя мира, дивно уничижившегося более всякого уничижения. Посему молим Тебя, превосходнейшую всех и удостоившуюся матерних почестей и дерзновения, непрестанно памятуй, Всесвятая Богородица, о нас, хвалящихся Тобою и боголепными славословиями почитающих присноживущую и неизгладимую память Твою» святитель Мефодий Патарский. Сего во храме Симеон, взяв на руки и чудную смотрения тайну всем языкам и иудеям благовествуя, играет и радуется; и светлым и ясным гласом о Нем взывая, говорит: Сей есть Сый, и прежде Сый, и Отцу соприсносущный: Единородный, Единопрестольный, Единославный, Единосильный, Равномощный, Всесильный, Безначальный, Несозданный, Неизменный, Неописанный, Невидимый, Неизреченный, Непостижимый, Неосязаемый, Недомыслимый, Неограниченный» святитель Кирилл Иерусалимский. Праздник в западной традиции Сретение.
Средневековая западная книжная миниатюра. Данное название, закрепленное в западноевропейских церковных месяцесловах, несет в себе историческую память о древней процессии с факелами или свечами , вошедшей некогда в богослужебный устав. Слова праведного Симеона — «свет во откровение языком» — нашли также отклик и во французском, польском эортонимах: Светильник, праздник Божией Матери Громничной праздник Огненной Марии, Громнииы , — которые, конечно, сопряжены с богослужебной традицией освящения в этот день особых ритуальных свечей. Самые древние сведения о процессии со светильниками можно найти в паломнических рассказах Этерии [11].
Так, например, уставом Соловецкого монастыря 1494 года предписывается раздавать братиям свечи перед полиелеем и на девятой песне канона праздничной утрени. Так возник указываемый древними и современными уставами крестный ход на праздник Сретения в православных монастырях. В Риме начало процессии со свечами на Сретение восходит, вероятно, к концу V столетия, то есть ко времени установления самого праздника папой Геласием. Ее смысл здесь иной, нежели на Востоке отсутствует память о чуме и других бедствиях , и процессия имела, как и сам праздник, конкретный апологетический смысл, будучи направленной против февральских языческих мистерий.
Достоверно известно о придании этой процессии большой пышности и поучительности папой Сергием I 687—701. Ее совершали обыкновенно из базилики святого Адриана до церкви Санта Мария Маджоре. Обряд освящения свечей, сопровождаемый антифоном «Свет во откровение»и «Ныне отпущаеши»,упоминается в романо-германской понтификальной традиции XII столетия. Следовательно, можно говорить о том, что сретенская процессия со свечами имеет римское происхождение, и она в значительной степени повлияла — как на Западе, так и на Востоке — на изначально христологический характер праздника Сретения Господня.
Кроме того, западные богослужебные тексты процессии, особенно ее антифоны, носят ясно выраженный мариологический характер. В римском Миссале 1570 года и его последующих переизданиях торжественная процессия становится составной частью праздничной литургии 2 февраля. Как элемент приходской сретенской литургии рассматривает ее и Миссал 1970 года. В нем, среди прочих, кодифицируется принципиальное для латинской богослужебной практики и богословия изменение названия праздника на Представление во храм Господа.
Обязательно надо упомянуть и о том, что литургический статус Сретения в Католической Церкви имеет диахронную тенденцию к повышению эортологической значимости. Если в Миссале 1570 года оно находилось в разряде праздников второго класса, то в новом Миссале 1970 года после упразднения старой градацииСретение квалифицируется как простой праздник. Этим продиктована и замена эортонимов: Рrаеsепtatio Dотini вместо прежнего Рurificatio Маriае. Таким образом, подчеркивается несомненный христологический аспект и литургический характер Господского праздника, каковым он и является по своему происхождению и специфике чинопоследования.
Иконография праздника Иконография Сретения сложилась на основе повествования евангелиста Луки. На иконах, фресках, миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Преблагословенной изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке двух реже — трех голубей, а за спиной праведного Симеона — пророчица Анна, находившаяся вместе с ним в храме. Богословским смыслом праздника является встреча Ветхого и Нового Заветов, что, конечно, отражается в иконографии: Божия Матерь и Иосиф обычно изображаются слева в движении направо, а праведные Симеон и Анна изображаются справа налево. Там, где они встречаются, Божия Матерь передает Богомладенца на руки Симеону, и тот принимает Его покровенными руками как Великую Святыню.
Праведная Анна представляется со свитком в руке.
По преданию, он был одним из 72 еврейских толковников, переводивших Священное писание на греческий язык при царе Птолемее II Филадельфе 285—247 до рождества Христова. Когда Симеон переводил слова пророка Исаии «Се Девая во чреве приимет родит Сына», он решил, что это ошибка, и хотел вместо девы написать «молодая женщина». В тот же миг явился Ангел Господень и удержал его руку. Симеону было обещано, что он не умрет, пока не дождется исполнения пророчества Исаии. И вот спустя много лет наступило сретение, встреча Ветхого и Нового Заветов. Эта молитва читается теперь за каждым богослужением в конце вечерни. После вдохновенных слов, обращенных к Господу, Симеон приветствовал Богородицу и Иосифа. Затем, обратившись к Богородице, старец сказал: Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий.
И Тебе Самой оружие пройдет душу Лк. Праздник Сретения Господня напоминает нам о наступающем вскоре Великом посте и Страстной седмице — времени воспоминания крестных страданий и смерти Господа. Именно тогда исполнились пророческие слова Симеона, ведь Пресвятая Богородица душой страдала вместе со своим Сыном. Узнала Господа и Анна пророчица — вдова 84 лет, которая жила при храме и служила Богу постом и молитвой день и ночь, как говорит о ней евангелист Лука. Анна пророчествовала о Христе и говорила о нем всем людям, с верой и надеждой ожидавшим Его пришествия. Вероятно, поклонение волхвов, которое вспоминается в праздник Рожества Христова, произошло после событий Сретения Господня. Ведь после этого святое семейство бежало в Египет. Только после смерти Ирода они вернулись в Галилею, в город Назарет. Симеон Богоприимец умер, по преданию, на 360 году своей жизни.
Он не боялся смерти, ведь обетование, данное ему и всем людям, исполнилось. Симеон держал на руках Мессию! И душой отошел теперь в вечность рассказать всем праведникам Ветхого Завета, что Господь воплотился, пришел на землю, чтобы спасти человечество от греха и смерти. Ветхозаветный обычай 40-дневного очищения после рождения ребенка сохраняется и в Православии. Обычно в 40-й день или позднее мать с ребенком приходит в храм. Священник читает молитвы «сорокового дня», после чего женщина может прикасаться к святыне и молиться в храме. До этого ей положено стоять в притворе. Младенца священник также вносит в храм, мальчика заносит и в Алтарь. Этот чин может совершаться и ранее, в день крещения, если оно совершается ранее 40-го дня.
Сретение Господне. История праздника Праздник Сретения Господня — один из самых древних. Уже в IV веке он торжественно совершался в Иерусалимской Церкви, завершая 40-дневную праздничную череду от Богоявления , называемого также Эпифания. Об этом упоминает Этерия, паломница из современной Европы, совершившая путешествие на Святую Землю в конце IV века: Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст. Затем праздник распространился во всех поместных Церквях, его стали совершать в Константинополе и Риме. Но, несмотря на свое древнее происхождение, он не относился к числу торжественных и великих.
К двунадесятым праздникам его причислили лишь в 544 году. В VI веке, в правление императора Юстиниана 527—565 , Византию постигло много бедствий. Сначала произошло землетрясение в Антиохии, сопровождавшееся многочисленными жертвами. Потом появилась моровая язва — эпидемия оспы, занесенной из Африки. Предание говорит, что в тяжелые дни, когда весь народ переживал страшные беды и болезни, благочестивому христианину было видение: праздник Сретения Господня надо совершать более торжественно. В этот день была совершена торжественная служба со всенощным бдением и крестным ходом. О празднике Сретения Господня встречаются упоминания в проповедях священномученика Мефодия Патарского ок. Богослужение праздника Сретения Господня Сретение Господне — необычный праздник.
Он шел по пространству, лишенному тверди, он слышал, что время утратило звук. И образ Младенца с сияньем вокруг пушистого темени смертной тропою душа Симеона несла пред собою, как некий светильник, в ту черную тьму, в которой дотоле еще никому дорогу себе озарять не случалось. Светильник светил, и тропа расширялась". Гениально схваченный образ: старец Симеон, ожидающий Встречи — Сретения с Богомладенцем, родившемся от Девы, ожидающий Встречи как избавления от противоестественно затянувшейся жизни, и, — о, чудо! Открытой отныне для всех нас! Но где же во всей этой истории философия? Люди веками задумывались над тем, а так ли уж хорошо жить вечно? Что главное надо успеть в жизни? На первый вопрос евангельский сюжет даёт вполне определённый ответ - жизнь без Встречи бессмысленна, даже если это бесконечно долгая жизнь. Выходит, такая Встреча и есть главное. Но это еще не всё. Давайте обратим внимание на один принципиальный момент: старцу Симеону Бога поднесли не ангелы, люди! Так было две тысячи лет назад, так есть и сейчас. У каждого своя Встреча с Богом. И всегда она происходит не через ангелов, не через дивные видения.
Этого надо избегать», — говорит Анастасия Абрамова. Самая главная мысль праздника состоит в том, что у каждого человека происходит его собственная встреча с Богом. Такая встреча всегда изменяет, преображает человека. Он хочет жить творчески, так, чтобы радовалась его совесть, чтобы сила веры, свободы и любви, открытость к людям была и в его сердце и передавалась другим, чтобы и из него, как говорит сам Христос, потекли «реки в оды жив ой», — говорит Георгий Кочетков. Вот та кое преображение и происходит с человеком, когда он всей душой открывается навстречу Богу. И начинает прислушиваться к его воле, понимать, чего Господь хочет от него. Если же у человека еще не произошла его встреча с Богом, то каждый в силах приблизить ее, пойти навстречу с верой и надеждой. А часто — и корыстными интересами, оправдывая это скудостью своих средств, своей жизни, — говорит Георгий Кочетков. Это наше сердце узко, заскорузло, это нам трудно вместить наших ближних. Это мы больше думаем о себе и своем, а потом удивляемся, почему мы малоинтересны другим. Это мы хотим, чтобы нас благодарили, чтобы нас ценили, чтобы с нами общались, забывая, что общение есть подвиг и что человек, находящийся в постоянном общении в своем здешнем, земном бытии, — настоящий подвижник».
Сретение Господне 15 февраля: в чем суть праздника и что категорически нельзя делать
Славянское слово «сретение» переводится как «встреча»: встреча человечества, в лице старца Симеона, с Богом. Что означает слово «Сретение»? 15 февраля по новому стилю (2 января по старому), на 40-й день после Рождества Христова, Святая Церковь празднует двунадесятый праздник – Сретение Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. То есть слово «сретение» означает не только встречу, но и смену религиозных эпох. Сретение Господне. Сретение Господне отмечают православные верующие 15 февраля в Беларуси.