Точное количество проживающих в Иране азербайджанцев неизвестно, поскольку власти Ирана долгое время не признавали наличия в стране подобного этноса, считая азербайджанцев Ирана этническими иранцами, говорящими на тюркском языке (Годс, 1994: 144, 145–146). По неофициальным данным, сегодня в Иране, Турции и России проживает наибольшее число азербайджанцев: в Иране – свыше 30 миллионов, в Турции более 3 миллионов, в России — 2 миллиона наших соотечественников.
Азербайджан между Персами и Турками
Peter Russian Мудрец 12497 , закрыт 12 лет назад Михаил Профи 566 12 лет назад Азербайджанцы — самый крупный тюркоязычный и мусульманский народ на Кавказе, являясь при этом вторым по численности народом Грузии и Ирана, а также одним из народов Дагестана. Помимо Азербайджана, азербайджанцы проживают в Иране, где составляют большинство в провинциях Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Ардебиль [39], Зенджан [39]. Проживают также в восточных районах провинций Курдистан в сёлах близ Горве [40] и Хамадан [39][41], северных районах провинции Казвин [39]. Крупные азербайджанские общины имеются в городах Тегеран, Кередж, Мешхед. Общая численность азербайджанцев в Иране составляет по разным оценкам от 12 до 16 млн чел.
Однако пока сепаратизм арабов Ирана ни к чему не привел», — говорит специалист. Иранские власти считают ее террористической, в 2010-2011 годах им удалось фактически разгромить ее костяк», — рассказывает Семенов. Другие нацменьшинства Ирана — бахтияры, туркмены, гилянцы, мазендеранцы — не столь многочисленны, сепаратистские настроения у них почти отсутствуют. Несмотря на то что протестные настроения охватили север Ирана, где большинство составляют этнические азербайджанцы, второй по многочисленности этнос страны, эксперты не считают этот факт угрозой режиму. Иранский Азербайджан Семенов обращает внимание на то, что иранские азербайджанцы всегда занимали высокие должности и стояли у истоков образования нынешнего шиитского Ирана, поэтому говорить о сепаратизме в этой среде можно с натяжкой. Никто, включая этнических иранцев, не оспаривает этот факт.
То есть современный Иран — это переплетение персидской и тюркской сущностей иранского народа», — объясняет Семенов. Востоковед Гасымов считает, что азербайджанцам Ирана присуща амбивалентная национальная идентичность, национализм и пантюркизм в основном распространены в среде молодежи и футбольных фанатов. Однако официальный Тегеран еще с 1990-х годов настороженно относится не только к местным азербайджанцам, но и к политике Баку в целом. При этом Азербайджан иранцы называют Республика Баку, что ужасно раздражает азербайджанцев», — объясняет он. После распада Советского Союза и образования независимого Азербайджана иранские власти не знали, как к нему относиться. На западе Ирана существует одноименный остан провинция. Иранцы осознают, что Азербайджан со столицей в Баку — это осколок Иранской державы, некогда отторгнутый Российской империей Нурлан Гасымоввостоковед Тем не менее Иран пытался распространять свою «мягкую силу» на Азербайджан. Расширялись культурные связи, развивались образовательные программы, создавались межнациональные культурные центры. Но парадокс к том, что и азербайджанцы оказывали влияние на своих иранских собратьев, что вызвало беспокойство верховного руководства ИРИ, поэтому межкультурное взаимодействие постепенно сократилось. Теперь Тегеран и Баку связывают в основном энергетические, логистические, инфраструктурные, экономические проекты.
Культурное и политическое взаимодействие сведено к минимуму. Режим аятолл опасается, что азербайджанцы Ирана потянутся к своим собратьям на Южном Кавказе, что усилит сепаратизм в стране», — говорит Гасымов. Его возглавил профессор Тебризского университета Махмуд Чехреганлы — этнический азербайджанец. Члены этой организации выступали за отделение Южного Азербайджана от Ирана, однако против них возбудили уголовные дела. Чехреганлы бежал в США. И отвечает, что иранские азербайджанцы считают себя все же иранцами. И если речь заходит об объединении азербайджанцев, то речь идет не о присоединении севера Ирана к Азербайджану. Идеальная картина мира иранских азербайджанцев состоит в том, чтобы видеть Азербайджан в составе Ирана, и тогда азербайджанский народ станет единым», — объясняет Гасымов. Собеседники сходятся во мнении, что иранские азербайджанцы лучше, чем курды, белуджи, арабы, интегрированы в иранскую политику, парламент, духовенство, бизнес, и именно поэтому угроза азербайджанского сепаратизма в Иране преувеличена. Не верят они и в прогнозы о том, что иранский режим на грани заката.
Это позволяет режиму аятолл сохранять гибкость в случае кризисов, но сохранять исламскую сущность.
Подтверждение тому - наличие большого количества локальных кланов и субэтнических групп, а также тот показательный факт, что в течение почти двух веков у этой тюркоязычной массы так и не возникло собственного этнонима. Ведь даже сейчас активный поиск приемлемого названия наряду с поиском генезиса продолжается, хотя и превалирует термин «азербайджанцы». Народ же, проживающий на северо-западе Ирана и говорящий в обиходе на тюркских диалектах часть которого, кстати, все еще сохраняет свой исконный иранский язык, имевший хождение до языковой тюркизации края , имеет исключительно иранское самосознание. Весь ареал обитания данной тюркоязычной группы входит в историческую провинцию Большого Атурпатакана, который и являет собой настоящий Азербайджан. Разумеется, в результате целенаправленной работы азербайджанских властей, СМИ и многочисленной щедро финансируемой агентуры, посредством создания декоративных организаций типа «Всемирной организации азербайджанцев», объединяющей якобы 50 млн. Но совершенно очевидно - и в свое время это было отмечено даже таким ярым поборником «азербайджанского единства», как бакинский академик Зия Буниатов, - что тюркоязычные граждане северо-западных провинций Ирана абсолютно безучастны к тому, что они составляют якобы часть разделенного Араксом народа под названием «азербайджанцы».
И, действительно, если до сих пор не завершен сам процесс этнической консолидации титульной нации Азербайджанской Республики, как можно утверждать, что она является частью народа, находящегося в составе другого государства, причем народа автохтонного и тысячелетиями пребывающего в совершенно другом общественно-политическом, культурном и даже цивилизационном пространстве? Я опускаю тот факт, что сегодняшняя титульная нация Республики Азербайджан фактически сформирована на северотатском иранском субстрате общеизвестно, что во время присоединения к России в конце 30-х годов XIX века Дербент, весь Апшеронский полуостров и даже весь Ширван были по большей части татоязычными. Население же северо-западных провинций Ирана, то есть азербайджанцы исконные, иранские, всегда были оплотом иранской государственности. Достаточно сказать, что паниранизм как культурное течение, противостоящее тюркизму, возник именно здесь. Можно ли вообще постулировать наличие этнополитического единства между веками остававшейся аморфной в плане идентичности этно-языковой стихией, лишенной даже конкретного этнонима - на одной стороне и оформленным этно-цивилизационным конструктом, тысячелетиями составлявшим органичную часть монолитного политического образования, - на другой? На северном берегу Аракса — тюркоязычная среда, веками пребывавшая на периферии культурного пространства региона, на северном — один из мощных государствообразующих, формирующих собственно иранское культурное и политическое пространство элементов, являющих собой знаковую составляющую иранства.
Однако в Азербайджан приезжают и персы. Процесс получения иранскими гражданами азербайджанской визы прост и не связан с большими расходами. Иранцы, желающие приехать в Азербайджан, могут купить трехмесячную продлеваемую визу за 40 долларов. Согласно двустороннему соглашению от 2005 года, которое все еще предстоит ратифицировать, иранцы и азербайджанцы, проживающие в 40-километровой зоне от границы, имеют право на безвизовый въезд в Азербайджан и Иран. По словам иранца Ахмеда, совсем недавно переселившегося в Баку, вступлению безвизового режима в силу, опасаясь наплыва из Ирана исламских фундаменталистов, противодействует официальный Баку. Госкомитет по делам беженцев и вынужденных переселенцев Азербайджана сообщает, что в 2005 году, по сравнению с годом предыдущим, число иранцев, подавших заявления о предоставлении им статуса беженцев, выросло в десять раз — с 14 до 147. По словам главы пресс-службы Госкомитета Санана Гусейнова, только часть этих запросов была удовлетворена: в 2004—2005 годах Азербайджан предоставил статус беженцев 40 иранским семьям. Руководитель пресс-службы офиса Верховного комиссариата ООН по делам беженцев Вугар Абдусалимов сказал IWPR, что их неоднократно спрашивали об иранцах, приезжающих в Азербайджан в связи с возникшей угрозой войны с американцами. Однако, по его словам, количество претендующих на беженский статус иранцев значительно не изменилось. Бакинцы к своим богатым соплеменникам из Ирана относятся настороженно. И это понятно: с появлением их в столице, уже сейчас с трудом вмещающей других мигрантов и беженцев — жертв карабахского конфликта, взмыли ввысь цены на недвижимость. По данным бакинской рекламной газеты «Биржа», за последний год стоимость трехкомнатной квартиры в удобном для проживания месте Баку выросла с 22—23 тысяч долларов до 35—40 тысяч. Цены растут и в Нахичевани — граничащем с Ираном азербайджанском эксклаве.
Сколько азербайджанцев живет в Ираке?
- Где проживают 50 млн азербайджанцев
- Сколько азербайджанцев проживает в Иране
- Какие народы живут в Иране….
- Где проживают 50 млн азербайджанцев
- Сколько азербайджанцев в иране
- Смогут ли азербайджанцы Кавказа и Ирана объединиться?
Sorry, your request has been denied.
Это и тесные экономические связи, и множество родственных, семейных контактов, все-таки в Иране проживает от 18 до 25 млн этнических азербайджанцев. Но как так получилось, что в соседнем Иране азербайджанцев проживает больше, чем в самом Азербайджане? Население же северо-западных провинций Ирана, то есть азербайджанцы исконные, иранские, всегда были оплотом иранской государственности. Но большая часть азербайджанцев живет в Азербайджане и Иране.
Госдеп США о положении азербайджанцев в Иране
Проживают также в восточных районах провинций Курдистан в сёлах близ Горве [40] и Хамадан [39][41], северных районах провинции Казвин [39]. Крупные азербайджанские общины имеются в городах Тегеран, Кередж, Мешхед. Общая численность азербайджанцев в Иране составляет по разным оценкам от 12 до 16 млн чел. В России азербайджанцы традиционно проживают в Южном Дагестане, где их численность по данным переписи 2002 года составляет 111 656 человек [44]. Всего азербайджанцев в России по переписи 2002 года 621 840 чел.
Они составляют значительную часть населения этих регионов и имеют свои уникальные культурные и языковые особенности. Азербайджанский язык является одним из самых распространенных в Иране, и владение им считается важным фактором идентичности для азербайджанцев. Большинство из них также являются приверженцами шиитского ислама, который является официальной религией в Иране.
В последние годы наблюдается тенденция роста азербайджанской диаспоры в Иране. Это обусловлено, в первую очередь, ростом населения и миграцией из регионов с азербайджанским населением. Кроме того, все больше азербайджанцев возвращаются в Иран после столкновений в других странах и желают создать лучшие условия для своей жизни и развития. Читайте также: Локализация и особенности Бушера в Иране Экономические факторы также играют важную роль в росте азербайджанской диаспоры в Иране. Многие азербайджанцы работают в сфере промышленности, торговли и услуг, что способствует развитию региональной экономики. Прогноз численности азербайджанцев в Иране к 2023 году остается неоднозначным. Некоторые эксперты предсказывают еще большее увеличение численности азербайджанцев в стране в связи с ростом населения, миграцией и улучшением условий жизни и развития в регионах с преобладанием азербайджанского населения.
Таким образом, демографические данные свидетельствуют о значительной численности и влиянии азербайджанцев в Иране, а также о перспективах их дальнейшего роста и развития в стране. Мастер-план правительства Ирана В 2006 году правительство Ирана разработало мастер-план по управлению демографическими изменениями в стране. Одной из ключевых целей плана являлось снижение демографического превосходства персидского населения путем увеличения численности азербайджанцев и других национальных меньшинств. В рамках мастер-плана предусматриваются различные меры, направленные на привлечение азербайджанцев и других национальных меньшинств к сотрудничеству с правительством Ирана и созданию условий для их активного участия в различных сферах общественной жизни. Предусмотрено проведение социальных программ, направленных на поддержку азербайджанцев в образовании, здравоохранении и других социально-экономических сферах. Также планируется создание рабочих мест и предоставление кредитов для развития бизнеса азербайджанцами, что способствует увеличению их экономической активности и повышению уровня жизни. Мастер-план также предлагает усиление культурного взаимодействия между азербайджанцами и остальным населением Ирана.
Он предусматривает организацию культурных мероприятий, фестивалей и выставок, посвященных азербайджанской культуре, и способствует созданию более благоприятной атмосферы для развития азербайджанского национального самосознания. Согласно мастер-плану, особое внимание уделяется также решению национальных вопросов азербайджанского населения, включая вопросы языка, образования и культурного развития. С этой целью планируется создание учебных заведений и различных культурных центров, а также разработка и реализация программ, направленных на сохранение и развитие азербайджанской культуры и традиций. Мастер-план правительства Ирана является комплексным подходом к управлению демографическими изменениями в стране и предлагает ряд мер, направленных на создание равноправных условий для азербайджанцев и других национальных меньшинств.
Седжад ответил: — Дело в том, что в Иране запрещено слушать в общественных местах Гугуш. Она политическая эмигрантка. Поссорилась с рахбаром и уехала на Запад.
С тех пор за песни Гугуш можно получить 50 ударов палкой по заднице от стражей исламской революции. У меня уже был горький опыт, когда за слушание песен Энди Мададяна мне «надавали» 30 палок. Поэтому ребята смеются. Теперь смеяться начал я. Но не из-за ударов. Что за несправедливость? Ребята прояснили.
Оказывается, к Гугуш у властей личная обида. А по всем остальным артистам-эмигрантам — 30 палок. Если что — будем удирать. Но на всякий случай готовьте задницы. На этот раз веселее будет. Не мне же одному отвечать за всех. Седжад включил Гугуш на всю громкость.
С большой скоростью мы поехали дальше к отелю. Улицы были пусты. Нам повезло. Ночные приключения на свои зады не состоялись. И слава Богу! Хотя такси в Иране довольно дешевый транспорт, ребята настояли, что отвезут именно они: «Ты гость. Не траться зря!
Что ж, это я часто слышал в Иране и от незнакомцев. Дорога заняла всего полчаса. Ребята помогли мне поселиться в отеле, и мы попрощались. Номер оказался просторным, уютным — гостиная, спальня, кухня, оснащенная всем необходимым и… окна с видом на Азербайджан. Именно на Азербайджан, на другую страну. Дело в том, что Джульфа находится прямо на границе с Азербайджанской Республикой, Нахичеванским краем. От моих окон до линии границы — всего-навсего 200 метров.
Там проходит естественная граница по реке Аракс, а на том берегу Аракса — другая Джульфа, принадлежащая уже Азербайджанской Республике. Ведь некогда это был один город. Но после подписания Туркманчайского мирного договора 1828 года между Персией и Российской империей, территории разделили по Араксу. Северная часть Джульфы отошла России, южная часть осталась у Персии. Джульфа — в прошлом армянский поселок, крупный торговый центр. Старое армянское название города — Джуга. По преданиям, город был основан легендарным армянским царем Тиграном Ервандяном и впервые упоминается у историка V в.
Мовсеса Хоренаци. Согласно летописцу, Тигран Ервандян поселил в Джуге пленных мидийцев. Между X и XII веками он стал крупным городом, центром армянской торговли прежде всего шелком , сохранявшим свое преимущественно армянское население. Мирная и размеренная жизнь богатой Джуги длилась до нач. В 1604 году, в ходе войн между Персидской и Османскими империями шах Персии, Аббас I Великий, чтобы удержать под своей властью Закавказье, применил в Армении тактику выжженной земли, в ходе которой он изгнал все население Восточной Армении, как христианское, так и мусульманское. Многие джугинцы отказались переселяться. Но армия не унималась.
Начались грабежи и насилия на переправе через Аракс, где персидские всадники безнаказанно похищали приглянувшиеся им вещи джугинцев, а также девушек и юношей. Множество жителей утонуло, так что «на обоих берегах реки валялись трупы утонувших людей». В это же время по личному приказу шаха солдаты подожгли оставленный город, который сгорел дотла. Население все же было насильственно переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, существующий до сих пор — Новая Джульфа. Что касается Джульфы, то позже туда стали постепенно возвращаться армяне и мусульмане. Строились новые храмы, дома, мануфактурные производства. Но это была уже не та Джульфа.
И вот я здесь — в городе, умытом слезами и кровью ее прежних жителей. Теперь уже две Джульфы в двух разных государствах разделяет Аракс. Население одной и другой говорят почти на одном азербайджанском языке. Однако психология, подобно Араксу, разделяет два родственных народа: в иранской Джульфе армян осталось хоть и мало, но здесь сохранены памятники армянского зодчества, среди которых Часовня Чупан и красивейший монастырь Сурб Степанос. Зато в азербайджанской Джульфе вот уже третий десяток лет нет ни армян, ни их наследий. Власти Азербайджанской Республики сровняли с землей все, что напоминало о присутствии армян в крае. Были уничтожены почти 10 тысяч хачкаров, а также монастырь IX в.
Аменапркич, церковь XII в. Сурб Аствацацин, Помболози и т. Сохранилась лишь общественная баня XVI в. В отличие от властей соседней страны Иран бережно относится как к собственному зодчеству, так и культурному наследию других народов на своей территории. Сегодня иранская Джульфа состоит всего из трех длинных улиц с населением чуть более 5 000 человек. Большая часть из них — азери-торки. Остальные персы и армяне.
В городе можно встретить и немало азербайджанцев, приезжающих сюда из Нахичеванского края. В Джульфе и горючее значительно дешевле, и продукты питания. Из-за близости двух городов проникают сюда из Азербайджана и националистические элементы. Баку пытается натравить азери-торков на армян. Джульфа же в этом отношении самый удобный город — на периферии от Тегерана и под боком у Нахичевани. Слава Богу, им это не удается, так как народ здесь воспитанный и далек от алиевской армянофобии соседнего государства. Познакомился я в Джульфе с семьей из числа местных жителей.
Глава семьи, азери-торк Хоссейн Мусави рассказал, что прошлым летом отдыхал с женой и сыном в Баку. Однако отпуск был испорчен, едва пересекли границу. Разговор продлился сначала с одним офицером около 15 минут. Потом нас попросили задержаться до прибытия какого-то другого их начальника, который подъехал через 30 минут. И те же вопросы, те же собеседования. Еще на полчаса. Рассказывал про Ходжалы, про Карабах и прочее.
Я спросил у офицера: «Какое мы имеем к этому отношение? И вы должны прочувствовать ту же боль и трагедию, какую испытываем мы». Он считает нас одним народом только потому, что мы говорим на близком языке. Что же получается, и бакинцы с нами один народ, и турки, и туркмены… Нам теперь почитать все трагедии людей, говорящих на торки? Может, мне у себя дома и портреты Алиева, Ататюрка, Туркменбаши и остальных диктаторов повесить? Нам и двух своих рахбаров хватает. Их портреты висят всюду в Иране.
Словно наблюдают за каждым нашим шагом. Что касается Армении, то бывали и еще побываем. И никаких препятствий со стороны армянских офицеров таможни не было. В Баку больше не поедем. В Джульфе я пробыл ровно сутки. Впрочем, этого достаточно для того, чтобы осмотреть весь город и поговорить с его жителями. После завтрака я вызвал такси и отправился в Нордуз — к ирано-армянскому пограничному КПП.
Ехали сначала вдоль линии ирано-азербайджанской границы, затем ирано-армянской. Водитель часто останавливался, чтобы я смог поснимать Аракс, красоты местные и село Чотан, находившееся от нас в нескольких десятках метров. До 1990 года Чотан был армянонаселенным селом в Нахичеванском крае. Теперь в нем живут только азербайджанцы. За разговором с таксистом время пролетело быстро. В Нордузе водитель отказался принимать у меня плату за проезд. Снова все то же: «Ты наш гость».
Я настоял и оставил купюры в кабине. Благодарный иранский водитель взял мои сумки и сопроводил до КПП. Там уже поджидали армянские таксисты клиентов. Замечу, что гражданам Армении виза в Иран не требуется. Поэтому армянские водители беспрепятственно пересекают пешком границу, чтобы уже на иранской стороне найти пассажиров до Еревана. Мой водитель подошел к армянскому коллеге: — Этот парень мой гость. Сколько будет стоить ему проезд до Еревана?
Многие противоречия Ирана с другой частью мусульманского мира вызвана религиозными различиями — в Иране большинство исповедуют шиизм, в то время как в Турции и странах Аравийского полуострова — суннизм. Но Азербайджан, будучи шиитской страной, развивает более тесные отношения с суннитской Турцией, а не с Ираном. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время подписания Шушинской декларации о союзнических отношениях, 15 июня 2021 Пресс-служба президента Азербайджанской Республики Азербайджан получает от Турции оружие. В 2021 году в нахичеванском эксклаве Турция и Азербайджан провели совместные учения «Нерушимое братство-2021». В ответ на военный альянс Баку и Анкары Иран, по сообщениям азербайджанских СМИ от октября 2022 года, направил Армении 100 управляемых ракет для беспилотных летальных аппаратов Almas и 500 противотанковых ракетных комплексов «Дехлавие» иранская копия российского ПТРК «Корнет».
Армянская сторона отрицает такие поставки. Но и армяно-иранские отношения не безоблачны. На отношения Ирана с Азербайджаном и Арменией накладывается непростое общее прошлое. Территории обеих республик когда-то входили в Персидскую империю и оказались в Российской империи по итогам русско-персидской войны 1804-1813 годов. По Гюлистанкому мирному договору от октября 1813 года к России присоединялись Дагестан, большая часть современных Азербайджана, Армении и Грузии.
Окончательно Российская империя закрепилась в регионе по итогам русско-персидской и русской-турецкой войн 1826-1828 и 1828-1829 годов. Азербайджанцы и армяне продолжают играть значительную роль во внутренней политике Ирана. На его территории проживают более 200 тысяч армян и, по разным оценкам, от 25 до 35 млн азербайджанцев. Иран опасался, что развитие культурных отношений с северным соседом приведет к большему взаимодействию между азербайджанцами по обе стороны границы. Это, по мнению эксперта, в Тегеране считают первым шагом на пути к азербайджанскому сепаратизму в Иране.
При этом до того, как сблизиться с современной Арменией, Тегеран делал ставку на сближение с Азербайджаном, считает Владимир Сажин. При этом нельзя исключать, что отношения между Ираном и Азербайджаном могут вновь улучшится. По мнению ведущего научного сотрудника Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Нины Мамедовой, в политических кругах Ирана нет единого мнения по поводу того, какую позицию стоит занимать в вопросе Нагорного Карабаха. Но это правительственная точка зрения, есть и иная. Парламент немного по-другому смотрит на ситуацию, но его депутаты пока молчат, а депутаты из комитета по международным делам придерживаются позиции президента», — сказала она в беседе с RTVI.
Во время переговоров они в том числе обсудили «ситуацию в Закавказье», без подробностей сообщил МИД России. До этого, с 19 по 20 сентября, в Иране находился с визитом министр обороны России Сергей Шойгу. Хотя поездка и пришлась на новое обострение вокруг Карабаха, эти события вряд ли стоит связывать — Шойгу пригласили посетить Иран еще в июне. С этим, как передавало иранское информационное агентство Tasnim, согласился и российский министр. В Иране болезненно реагируют на экспансию Турции в регионе и не понимают, почему к этому нейтрально относится Россия, рассказал источник RTVI, знакомый с иранскими экспертно-дипломатическими кругами.
Сколько в Иране азербайджанцев?
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ В МИРЕ | Значительная часть иранских азербайджанцев, исторически проживающих на севере страны, массово ринулись в поисках работы в крупные города, прежде всего в Тегеран. |
Азербайджанцы — народ без названия, но с древними корнями | Последних в Иране проживает больше, чем в самом Азербайджане, они составляют от 35 до 42% населения страны. |
Азербайджанцы в Иране — Википедия Переиздание // WIKI 2 | Вероятно, речь идёт о том, что иранские националисты считают Азербайджан своей исторической провинцией (в Иране есть одноимённый регион), а националисты в Азербайджане считают, что на северо-западе Ирана живут азербайджанцы. |
Иранские азербайджанцы | Несмотря на большое количество азербайджанцев, в Иране существует проблема доступности бесплатного обучения на азербайджанском языке. |
Зачем Алиев начал угрожать Ирану | В соседнем Иране азербайджанцев проживает в 3 раза больше, чем в самом Азербайджане (изображение взято из открытых источников). |
Россия в глобальной политике
Какие народы живут в Иране…. | Сам факт того, что неизвестно, сколько южных азербайджанцев проживает в Иране, 18 или 30 миллионов, сам по себе свидетельствует о дискриминации. |
Сколько азербайджанцев в иране | Но большая часть азербайджанцев живет в Азербайджане и Иране. |
Смогут ли азербайджанцы Кавказа и Ирана объединиться? | Значительная часть иранских азербайджанцев, исторически проживающих на севере страны, массово ринулись в поисках работы в крупные города, прежде всего в Тегеран. |
Азербайджанцы — народ без названия, но с древними корнями
Азербайджанцы в Иране в массе своей оказались адептами идеи сильного и централизованного иранского государства, невосприимчивыми к пропаганде этнического национализма и сепаратизма. Сколько живёт азербайджанцев в Иране? Азербайджанцы и армяне продолжают играть значительную роль во внутренней политике Ирана. На его территории проживают более 200 тысяч армян и, по разным оценкам, от 25 до 35 млн азербайджанцев. 1. Что касается численности азербайджанцев в Иране, то мы ориентируемся на число 24-26 млн.
Сколько в ИРАНЕ азербайджанцев? Кто такие ИРАНСКИЕ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ?!
Азербайджанцы в Иране — основная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана. Так, в июле 2001 года военные самолеты Ирана пролетели над проводившими геологоразведочные исследования в азербайджанском секторе Каспийского моря кораблями и угрожали применением силы в случае, если азербайджанцы не остановят работы. Азербайджанский паспорт переместился с 74-го на 72-е место Индекса из-за изменений в позициях других стран. По неофициальным данным, больше всего азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает в Иране – 30 миллионов человек, Турции – 3 миллиона человек и России – 2 миллиона человек.
Госдеп США о положении азербайджанцев в Иране
Sorry, your request has been denied. | Сколько живёт азербайджанцев в Иране? Азербайджанцы и армяне продолжают играть значительную роль во внутренней политике Ирана. На его территории проживают более 200 тысяч армян и, по разным оценкам, от 25 до 35 млн азербайджанцев. |
Азербайджанцы — народ без названия, но с древними корнями | (В 2006-м посол Ирана в Азербайджане Афшар Сулеймани отмечал, что в настоящее время в Иране проживает более 35 миллионов азербайджанцев). |
Иранские азербайджанцы мигрируют на север
Богатая азербайджанская культура отразилась в музыке, литературе, театре и других сферах искусства Ирана. Азербайджанцы в Иране имеют политические и экономические представители, как в местных, так и в государственных органах власти. Они также активно участвуют в культурной и социальной жизни страны. Сохранение азербайджанской идентичности и культуры является одной из важнейших целей азербайджанской общины в Иране.
Они проводят множество мероприятий, таких как фестивали, концерты, выставки и конференции, чтобы показать богатство своей культуры и истории. В то же время азербайджанцы в Иране сталкиваются с определенными вызовами, такими как охрана языка, образование и права человека. Некоторые азербайджанские активисты борются за узнавание азербайджанского языка и создание более равноправных условий для азербайджанцев в Иране.
Иранская азербайджанская община продолжает оставаться важным фактором в стране, оказывая влияние на политику, экономику и культуру Ирана.
Что за народ азербайджанцы? По данным Переписи населения 2010 года, в России проживает 603070 азербайджанцев. Чьи потомки азербайджанцы? При этом он указывал, что «нынешние азербайджанцы — также отюреченные потомки части древних племён кавказской Албании и иранцев южного Азербайджана. Другие же предки азербайджанцев, принесшие тюркский язык, — огузские племена, в свою очередь представляют собой продукт сложного тюркско-иранского синтеза».
Какого цвета глаза у азербайджанцев? У армян третичный волосяной покров выше,чем у азербайджанцев. В антропологии, третичный волосяной покров считается показателем европеоидной расы, так как у азиатов и у африканских народов его практически нет. Когда появился азербайджанский народ? Откуда появился азербайджанский народ? В XI веке данная территория попадает под власть Сельджукской империи, и в результате миграции тюркских племён начинается тюркизация древнего населения региона албанские и иранские племена , что приводит к началу процесса формирования азербайджанского этноса, которое завершается в основном к концу XV века.
Что значит слово Азербайджан? Тюркское название «Азер» использовалось на этой территории в течение длительного времени. Таким образом, слово «Азер» означает «храбрый человек», «храбрый мальчик», «хранитель огня».
Иранское гостеприимство стало для меня крыловской «Демьяновой ухой». Переулки за переулками. Понял, что я заблудился. Поинтересовался у лавочника: «Как попасть на улицу Хевдахе Шахривар? Лавочник стал объяснять, а потом добавил: «Послушай, отсюда не близко. Заходи в лавку. Выпьем горячий крепкий чай и отправишься дальше».
Я принял приглашение, так как очень хотелось пить. Но одним чаепитием дело не закончилось. Лавочник подогрел лепешки, достал из закромов сушеной баранины, сыр, нарезал салат и разложил все это на столе. Есть особо не хотелось. Но всего понемногу откушал. Ещё в дорогу получил подарок — килограмм фисташек. Поблагодарив лавочника, я отправился дальше искать тот самый армянский парк. Правда, от плотного обеда уж и позабыл ориентиры, о которых мне поведал продавец. Пришлось снова спрашивать у очередного лавочника. Их в Тебризе на каждом шагу.
Но и тут столкнулся с чрезмерным гостеприимством — чай и прочее. Снова пришлось задержаться. Тем более собеседник оказался коммуникабельным. Лавочник улыбнулся и как ни в чем ни бывало вдруг сказал: — Путин шейтану ряжим Путин — шейтан, битый камнями «Вот это поворот! И Трамп шейтану ряжим. Коммунисты передали Крым Украине. Теперь, по результатам референдума, Крым вернули России. Разве не справедливо? Лавочник почесал затылок, ответил: — Что ж, если Путин такой справедливый, то пусть возвращает Ирану Азербайджан. Ведь это иранская территория.
Я решил обратить диалог в шутку, сказал: — Без проблем. Где бумаги? Я сам подпишу. Лавочник поддержал шутку. Затем по наводке моего очередного кормильца и поильца я отправился снова искать парк. И снова заблудился. Решил на этот раз не спрашивать у лавочников, так как был сыт вдоволь. А отказываться нельзя от угощений. Спросил дорогу у прохожего, который шел с женщиной в чадоре. Видимо, с женой.
Он отправил жену домой «щи варить», а сам решил пройтись со мной, чтобы проводить меня прямо к парку. Шли почти полтора километра. По дороге постоянно интересовался, не хочу ли я чего-нибудь поесть или попить. Я, разумеется, отказывался. Проводив до ворот парка, иранец написал мне свой номер телефона, адрес. Сказал, чтобы я позвонил ему, если чего нужно будет. По любому вопросу. Я поблагодарил моего нового знакомого и попрощался. В парке в этот день отдыхало несколько человек. Все армяне.
Увидев меня, армяне стали шептаться. Я не обращал на них внимания, так как посчитал, что это нормальная реакция по отношению к новому человеку. Тем не менее, я подошел к двум мужчинам, представился, попросил разрешения прогуляться по парку. Мужчины разрешили. Прогуливаясь по чистым тропинкам и вчитываясь в хачкары, я не обратил внимания, как ко мне подошел старенький сторож-азериторк с седыми длинными усами. Он умоляюще посмотрел на меня и сказал на торки; — Сынок, покинь, пожалуйста, этот парк. А то армяне снесут мне голову. Я удивился такому развороту событий: — За что? Они разрешили мне. Можете сами у них поинтересоваться.
Старик не унимался, говорит: — Может, еще раз спросишь у них? Только не говори, что я послал. Так и сделал. Чтобы не выдавать старика, я направился к той самой беседке, где сидели армянские мужчины, и как ни в чем ни бывало снова спросил у них: «Могу ли я прогуляться по парку? Не доставляю ли неудобств? Вы нам не мешаете». Чего я и сделал. Но не прошло и 10 минут, как ко мне снова подошел старик-азериторк: — Ну и что они тебе сказали? Старик опустил голову, молчит. Пришлось мне нарушить эту тишину: — Ага-джан, что происходит?
Почему вы так волнуетесь? Армяне разрешили мне. Я тоже армянин. Старик неуклюже поднял голову и, чуть не плача, прошептал: — Ты мне не поверишь, сынок: они тебе говорят одно, а мне другое. И сейчас они меня снова позвали и потребовали вывести тебя за ворота. Пригрозили, что если я тебя отсюда не выведу, то меня уволят. Ты, конечно, можешь остаться. Тебе они ничего не скажут. Хотят показаться хорошими перед тобой… Теперь я сжалился над стариком: — Не волнуйтесь, ага-джан! Все будет хорошо.
Никто вас не уволит и пусть Аллах дарует вам долгих лет жизни. Я ухожу. Давайте сделаем так: чтобы со стороны выглядело эффектно, возьмите меня за локоть, словно выпроваживаете, и я уйду. Так и сделали. Выйдя за территорию парка, я загрустил и постоянно думал о старике, о случившемся. Не было никакого настроения возвращаться в гостиницу пешком. Поймал такси. Таксист — азериторк. Бесплатно довез до гостиницы, сказав на фарси: «Шумо мехман астид. Худаафиз, бародар азиз!
Да будет с тобой Господь, дорогой брат! К утру смирился с мыслью, что в семье не без уродов, уснул. Зато этот случай заставил меня полностью переписать сценарий. Решил заменить съемки храмов и прихожан на светское. Тем более Иран, в т. Для начала созвонился с небезызвестным футболистом Андраником Теймуряном. Он уроженец Тебриза. Играл за тебризский «Трактор сази». Был единственным христианином национальной сборной Ирана по футболу, а затем и вовсе стал капитаном этой сборной. К сожалению, Андраник оказался в Тегеране.
Встретиться не удалось. Зато дал он мне несколько ценных советов, чем я и воспользовался. Например, Баhе Голестан Парк Голестан — одно из любимейших мест отдыха тебризцев в старом городе. Изначально это было общественное кладбище. Однако в годы правления второй династии Пехлевидов некрополь преобразован в исторический парк. Теперь здесь высится огромная стела с цитатами тебризских поэтов, а вокруг нее бюсты самих поэтов и деятелей культуры. Всю эту скульптурную композицию осуществил известный в середине прошлого столетия иранский скульптор Мишель Оганян. Со временем парк облюбовали и мелкие торговцы. Сюда привозят всякое ненужное старье и продают. Причем товары далеко не первой и даже не второй свежести — от старых поношенных брюк и башмаков до вышедших из строя черно-белых телевизоров и холодильников 70-80-х гг.
Правда, покупателей я так и не увидел.
У Азербайджана совершенно иной статус. Наша страна давно уже имеет реноме экономического и военного лидера на Южном Кавказе. Именно благодаря этому своему статусу официальный Баку успешно развивает отношения как с Россией, так и с Украиной, как с Ираном, так и с Израилем. При этом Азербайджан играет важнейшую роль в обеспечении энергетической безопасности Старого Света.
Еще один штрих: 16 апреля президент Сербии Александр Вучич позвонил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву и, проинформировав его о давлении, которому в последнее время подвергается Белград, попросил поддержки дружественного азербайджанского народа. Сам факт такого обращения свидетельствует о признании огромного авторитета нашей страны на мировой политической арене, способности Азербайджана формировать новые реалии как в регионе, так и за его пределами. Это видят и в Иране, где медленно, но верно переоценивают свои отношения как с Баку, так и с Ереваном, признавая за Азербайджаном статус более важного и честного партнера. Акпер Гасанов.
От «Арийского простора» до Азербайджанского мифа. Часть 3. «Азербайджанцы» и прочие
Быть осмотрительными нам предписывает сама география. С другой стороны, все меры давления, вплоть до транспортной блокады, масштабных поставок оружия армянам, пропагандистских атак, чуть ли не поддержки антиправительственных заговоров, были в недавнем прошлом по максимуму использованы Москвой против Азербайджана и результатов не дали. Уроки из кризиса в азербайджано-российских отношениях 90-х годов извлекли не только мы, но и Россия. Поэтому полагаю, что Кремль вряд ли распространит на Азербайджан ту жесткую линию, которую он демонстрируется в отношении других участников ГУАМ... А это в среднем составляет 13,5 миллиона кубометров газа в день. В целом, в 2006 году Азербайджан планирует получить из России 4,5 миллиарда кубометров газа. С 1 июня ежедневный импорт газа в летнем сезоне определен в объеме 10,4 миллиона кубометров. После похолодания, в декабре, данный объем намечено довести до 13,6 миллиона кубометров.
Из них 66 790 т приходятся на долю Государственной нефтяной компании, а 332 571 т - на долю Азербайджанской международной операционной компании. Карабах Накануне переговоров президентов Азербайджана и Армении в Бухаресте 4-5 июня газета "Зеркало" писала: "Не надо быть Робертом Кочаряном , чтобы предположить, что рандеву в столице Румынии станет очередным "пустым событием". Сколько уж таких встреч было, а решение проблемы не приблизилось ни на йоту. Впрочем, как это ни странно, но в настоящий момент задержка в урегулировании конфликта играет на нас. Если мы что-то и подпишем сегодня, то потом пересматривать подписанное не представится возможным. А геополитическая ситуация в мире меняется очень быстро, и Азербайджан медленно, но верно становится серьезным игроком в регионе... Американский сопредседатель МГ Стивен Манн сообщил радио "Свобода" о проведении президентами интенсивных обсуждений.
Манн отметил, что переговоры президентов прошли в очень конструктивной обстановке: "Я ничего не скажу о сущности обсуждений. Могу сказать только, что обсуждения коснулись всех аспектов конфликта". На вопрос об отличии нынешней встречи от переговоров в Рамбуйе в феврале 2006 года американский сопредседатель ответил: "Могу сказать только, что мы очень детально обсудили все вопросы. Вчера вечером и сегодня президенты провели переговоры наедине и в присутствии сопредседателей. Мы находимся на этапе, на котором проводятся детальные, всесторонние обсуждения". А министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил радио "Свобода", что основное различие во мнениях связано с общими принципами: "Позиция Азербайджана остается неизменной". Мамедъяров отметил, что в случае надобности министры встретятся вновь.
Вопреки ожиданиям, президенты не подписали совместной декларации по итогам встречи. По его словам, стороны беседовали 2,5 часа. Российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков , выражая позицию России в переговорном процессе, отметил, что решение этого вопроса нельзя возлагать лишь на две стороны конфликта. Они должны достигнуть этого решения сами, но с помощью посредников, сказал он. Вместе с тем он добавил, что стороны сами в основном ответственны за достижение согласия. Az, остается непонятным, почему в качестве места встречи было выбрано посольство Польши. Есть информация, что именно армянская сторона отказалась вести переговоры в здании президентского дворца Румынии.
Единственный путь - мирное урегулирование. Мы высказали лидерам обеих стран наши мнения относительно продвижения процесса урегулирования мирным путем. Надеемся, что лидеры используют эту возможность", - заявил заместитель государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Дэниел Фрид. По его словам, достижение соглашения зависит от президентов Азербайджана и Армении. Мы предложили их лидерам нейтрально, не занимая при этом какой-либо стороны. Однако как представитель Америки я сказал, что мы желаем как можно скорее увидеть возвращение Азербайджану по возможности большего количества территорий и возвращение азербайджанцев в свои родные места. Здесь есть интересы у обеих стран.
Имеется ряд вариантов. Мы предложили оптимальный вариант. А теперь все зависит от президентов. Считаем, что оба президента - серьезные личности. Они рассматривают идеи, которые мы представили им. Мы не хотим оказывать давления. А как друзья обеих стран хотим оказать им помощь", - заявил Фрид.
ИА "Азери-Пресс" Экономика "Турция постарается сделать все для того, чтобы транспортировка азербайджанского газа в Грецию и далее в Европу стала возможной, и прилагает все усилия, чтобы топливо экспортировалось также в Румынию и Болгарию". Об этом, как передает агентство "Тренд", заявил помощник замминистра энергетики и природных ресурсов Турции Салих Башоглу, выступая 6 июня на открытии в Баку выставки "Hефть и газ Каспия - 2006". Поздравив азербайджанский народ с отгрузкой первой нефти из порта Джейхан, Башоглу сказал, что 13 июля на терминале им. Гейдара Алиева состоится торжественная церемония, посвященная вводу в эксплуатацию турецкого участка трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан БТД. Он выразил надежду, что азербайджанский газ посредством Южнокавказского трубопровода SCP будет транспортироваться в Европу. Башоглу считает, что Турция может стать энергическим мостом, отметив, что "нефть с терминала Джейхан будет экспортироваться в разные страны, в частности, в Израиль и Индию". В первой трети 2006 года внешнеторговыми операциями занимались 5516 юридических и физических лиц Азербайджана.
Из них 2407 - юридические и 3109 - физические лица, передает ИА "Туран".
Из приблизительно 50 миллионов азербайджанцев в мире более 10 миллионов в настоящее время живут в эмиграции. Об этом Oxu. Az сообщает со ссылкой на Modern.
Атурпатакан был одним из основных религиозных центров Ирана: здесь, в городе Шизе ныне Тахт-е Солейман находился первый из трёх главных «Священных огней» страны — Атур-Гушнасп. В отдельные исторические периоды — после арабского завоевания края 639—643 гг. Тем не менее, арабские географы всегда чётко различают территорию Азербайджана и граничащие с нею на севере Арран и Армению. Они подразделяют провинцию Азербайджан на две административные единицы — западную, с центром в Мараге, и восточную, с центром в Ардабиле арм. В более поздний период, однако, место Ардабиля занимает Табриз арм. Население Азербайджана до инфильтрации тюркских племён было исключительно ираноязычным. С середины XII века тюрки постепенно начинают заселять Азербайджан и прилегающие к нему с севера области Закавказья, изобилующие пастбищами для их многочисленных стад. В результате, уже к началу XVI века эти области, за исключением Армении, в значительной степени становятся тюркоязычными 13. С 1502 года Азербайджан становится оплотом вновь образовавшегося иранского государства Сефевидов — выходцев из Ардабиля и говоривших на местном иранском наречии азари, древнем языке населения Азербайджана, который сохранился вплоть до XVI века и находился в близком родстве с прикаспийскими иранскими диалектами — талышским, южнотатским, гилянским, мазандаранским, гурани и заза. По преданию, основатель династии Шейх Сафи-ад-дин Ардабили писал стихи на своём родном языке. Судя по всему, этот конгломерат диалектов так и не трансформировался в единый язык и исчез с исторической арены. В такой форме существовал и язык древних кавказских албанцев. Точно в такой системе функционирует и язык нынешних курдов — массив диалектов, довольно разрозненных и порою весьма далёких друг от друга. Часть этих языковых островков, известных под общим названием южнотатский, ещё и поныне существует в Азербайджане. Schwartz, Iran im Mittelalter nach den arabischen Geographen, Bd. Наряду с косвенными историческими данными о языке азари, сохранились и прямые текстовые свидетельства в виде отдельных вкраплений цитаций в произведениях, написанных по-персидски, образцов поэтического творчества, в том числе больше десятка стихотворных отрывков, приписываемых тому же Шейх Сафиаддину — родоначальнику Сефевидов. Указанные тексты, называемые фахлавийат-е азари, вкупе с данными исторической диалектологии, позволяют в точности определить место этого исчезнувшего иранского диалекта в контексте окружающих его близкородственных наречий 14. Слово можно перевести как «азербайджанец», «азербайджанский». Оно употребляется и для обозначения тюркских диалектов этого края, а также — вследствие близости к ним диалектов, распространенных на смежных территориях севернее Аракса, — и по отношению к последним. Асатрян, «Заметки об азари, исчезнувшем языке Азербайджана», К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении, Ереван, 1991, сс. Однако, в качестве этнонима для населения бывшей советской республики термин азари или азери раньше никогда не применялся. Такое словоупотребление только недавно вошло в обиход, в том числе и в нашей печати. Употребляемый же в русской простонародной речи по отношению к гражданам Азербайджанской Республики термин азер и его ненормативный вариант азик — просто сокращенная форма от «азербайджанец», никак не связанная с термином азари в его историческом измерении. Демографическая картина провинции Азербайджан в Иране даже после нашествия тюрков не претерпела существенного изменения: население осталось на месте, произошла лишь смена языка — точно по такой же схеме, как в случае с языковой иранизацией доарийского населения Ирана, описанной мною в начале этого повествования. Большинство путешественников X—XIV вв. Насир Хосров, Марко Поло, Ибн Баттута выделяют в рассматриваемой области в основном иранский этнический элемент. Переход к тюркской речи приобрёл массовый характер только после XVI века. Проведённое недавно иранским учёным Вахидом Рашидвашeм уроженцем Мараге антропометрическое кефалометрическое и генетическое исследование населения Азербайджана Атурпатакана показало, что азарийцы Ирана, несомненно, являются автохтонной популяцией местности и почти не отличаются от других региональных групп страны, в частности «персов» и курдов. Полученные результаты показывают, что они относятся к грацильному варианту Переднеазиатского антропологического типа южноевропеоидной ветви 15. Один из в высшей степени показательных признаков иранской атрибуции Азербайджана — топонимия края, которая — не считая поздних тюркских элементов с топоформантами —ли, -кенди, -пинар и т. Понятно, если название городов Табриз или Ардабиль имеют однозначно иранскую этимологию, то очевидно, что население этих мест в старину не могло быть тюркским. Разумеется, тюркская речь была привнесена сюда позднее, а обитатели этих городов по всем прочим параметрам — иранцы или, скорее, автохтоны региона, принадлежащие к доиранскому этническому корпусу северо-западных областей Иранского плато. Местная топонимия, действительно, подтверждает эту истину и наличием в ней урартских элементов, то и дело проскальзывающих в мощном иранском топонимическом слое. Diakonoff, S. Арутюнян, Топонимика Урарту, Ереван, 1985, с. Асатрян, «Заметки о топонимии Талышистана», Orientalia, том 11, Ереван, 2011, сс. И значение композита в целом остаётся непонятным. Ясно, что мы имеем дело с тюркской адаптацией более раннего иранского топонима. Это слово отмечено и в гидронимии региона ср. Доиранская, в частности хуррито-урартская топонимия в регионе, в том числе в Атурпатакане, насколько мне известно, до сих пор не была объектом специального исследования 17. То же самое относится и к изучению субстратных этнотопонимов и гидронимов типа Хар-хар, Гар-гар и т. Минорским 18. Достаточно сказать, что в целом в серьёзной работе Г.
Сталин не решился обострять ситуацию и не стал оказывать помощь азербайджанскому правительству демократов. Летом 1946 г. В начале декабря шахские войска перешли границу той части Азербайджана, которая находилась под управлением демократов, вошли в Тебриз, и началась карательная операция. Было казнено около 14 тыс. Правда, находясь у власти, демократы также казнили около 500 сторонников шаха. Демократическая партия Азербайджана была объявлена вне закона. Её активистов уничтожали, сажали в тюрьмы. Несколько тысяч спаслись бегством, эмигрировав в СССР. С автономией иранского Азербайджана было покончено. В азербайджанском кризисе новый шах Ирана Мохаммад Реза Пехлеви показал себя решительным сторонником идеи своего отца — Реза-шаха отречённого от престола и передавшего бразды правления сыну в 1941 г. После Второй мировой войны постепенно в шахском Иране стала формироваться идеология, которую можно определить как «пехлевизм» - то есть персидский национализм, источником и вдохновителем которой объявлялась эпоха Великой персидской империи династии Ахеменидов VI — IV века до н. И в этой идеологии мест для азербайджанского этноса не предусматривалось. Именно в период правления М. Пехлеви наиболее активно происходил процесс ассимиляции азербайджанцев в «персидский мейнстрим». Это не в последнюю очередь было связано с реформами «Белой революции», начатой шахом в начале 1960-х годов в целях ускоренного развития промышленности, современного сельского хозяйства, в целом - капитализма в стране. Под воздействием шахских реформ азербайджанцы в Иране, говоря условно, расслоились на три, если так можно сказать, фракции. Это сельские жители северных, азербайджанских районов страны, приверженцы традиционного образа жизни; азербайджанцы — жители крупных городов, в том числе интеллигенция и образованные люди, продолжающие идентифицировать себя как азери; и, наконец, значительная масса людей, «растворившаяся» в титульной нации, считающих себя иранцами. В такой, или приблизительно в такой, ситуации встретили иранские азербайджанцы исламскую революцию в Иране. Стоит напомнить, что идеологи и практики исламской революции в Иране отрицали национальный вопрос, поскольку в принципе отрицали такое явление, такое понятие как нация, по сути, заменяя его религиозной идентичностью. Поэтому в основополагающих документах ИРИ нет термина «национальное меньшинство». Все граждане Исламской Республики — иранцы, некоторые из которых принадлежат к официальным «религиозным меньшинствам» - христианам армяне , зороастрийцам и иудеям евреи. Азербайджанцы — это братья — шииты, которые говорят на другом языке. При этом именно иранские азербайджанцы были в авангарде широкой антишахской коалиции, которая привела к свержению шахского режима. Исламская революция началась в январе 1978 года с расстрела шахской полицией в Куме демонстрации студентов в поддержку аятоллы Хомейни. На сороковой день гибели людей в феврале вспыхнуло восстание в азербайджанском Тебризе, в котором приняло участие около 100 тысяч человек и привело к массовым жертвам. Призывая к автономии, азербайджанцы требовали демократии, свободы мнений и освобождения от иностранного влияния, которое было персонифицировано в самом шахе. С начала революции в Иранском Азербайджане очень сильны были либеральные и левые группировки, в особенности Организация моджахединов иранского народа ОМИН или Моджахедин-э Халк. В решении национального вопроса среди левых не было единства. Часть из них выступала за развитие национально-демократической революции в масштабах всей страны и считали, что с её победой будут разрешены национальные проблемы. Другие своей первоочерёдной задачей видели создание национальных автономий и проведение в рамках них социальных преобразований. Обострение же обстановки в Иранском Азербайджане было связано не столько с движением за автономию, сколько с политической борьбой за власть между некоторой частью азербайджанских финансово-предпринимательских и местных религиозных кругов с «персидским» духовенством и поддерживавшей их персидской то есть неазербайджанской буржуазией. Правящей религиозной элите в Тегеране был противопоставлен свой местный религиозный лидер - великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари - выходец из азербайджанской среды. Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, Шариатмадари считался главным религиозным авторитетом в Иране. Большая часть верующих азербайджанцев относилась к числу его последователей. После победы исламской революции отношения между двумя великими аятоллами Шариатмадари и Хомейни приняли натянутый характер. Шариатмадари открыто не разделял концепцию Хомейни велайат-е факих, лёгшую в основу государственной власти ИРИ. Разногласиями между Хомейни и Шариатмадари попытались воспользоваться азербайджанские националисты, пытавшиеся установить в Иранском Азербайджане местную автономию. Противоборство между Шариатмадари и Хомейни достигли своего апогея в декабре 1979 года и январе 1980 года, когда в Куме и Тебризе произошли столкновения между последователями обоих аятолл. На массовых демонстрациях, прошедших в декабре 1979 года в Тебризе, было выдвинуто требование предоставление автономии азербайджанцам и другим этническим меньшинствам. Поскольку Шариатмадари придерживался религиозного принципа решения межнациональных проблем, то он не стал лидером автономистов. Сам он в конечном итоге оказался под домашним арестом и был обвинён в причастии к государственному перевороту. Одной из важнейших причин отсутствия в Иранском Азербайджане массового движения за автономию являлось то, что при исламском режиме представители азербайджанцев получили доступ к высшим эшелонам власти. Многие ключевые позиции в политической системе Ирана находились в руках лиц азербайджанского происхождения. Некоторые азербайджанцы прямо заявляли, что они менее заинтересованы в своём участии в самоуправлении в Азербайджане, чем в управлении всей страной.
Foreign Policy Association: Большую часть населения Иревана составляли азербайджанцы
Пока же рассмотрим вопрос о численности «азербайджанцев» в Иране, ставший сегодня одним из ключевых элементов проекта по разделу Ирана. Я полагаю, количество азербайджанцев, проживающих в различных районах Ирана, составляет около 30 миллионов человек, что около 40 процентов всего населения Ирана, которое составляет около 84 миллионов человек. Количество азербайджанцев, проживающих в каждой из остальных стран запада, находится в пределах 2-10 тысяч человек. Более того – Алиев пообещал защитить светский образ жизни миллионов азербайджанцев, живущих в Исламской Республике.
Как ухудшились отношения
- Azərbaycan veb portalı
- Возглавит ли Иран азербайджанец?
- Какова будет численность азербайджанцев в Иране к 2023 году
- Иранский Азербайджан и армянский след
- География распространения азербайджанской диаспоры - Азербайджан
Россия в глобальной политике
В основном — мусульмане - шииты. Иранские азербайджанцы являются потомками тюрок-огузов, смешавшихся с местным, в основном ираноязычным населением в XI—XVII веках. До Исламской революции 1979 иранские азербайджанцы сталкивались с ограничениями в правах. В частности, Пехлеви запретили использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве. Однако, идеология Хомейни основывалась на единении мусульманских народов, и с тех пор азербайджанцы практически не испытывали притеснений по национальному признаку. Многие из них вошли в руководство Ирана.
Подробнее о проекте читайте в статье RTVI. Регион, где все дружат друг против друга Иран поддерживает Армению из-за усиления израильского влияния в регионе и риторики азербайджанских политиков о принадлежности «Южного Азербайджана» северо-западные провинции современного Ирана, где преобладает азербайджанское население , считает эксперт Джонни Меликян. Также сказываются и поставки — прямые или через посредников — оружия Азербайджану из США, которое передается Баку «в качестве залога для возможно конфликта против Ирана», добавил он. Азербайджан развивает тесные отношения с Израилем, который Иран считает своим непримиримым противником. Другой аспект, беспокоящий Тегеран, — тесное сотрудничество Азербайджана с Турцией, которая остается традиционным соперником и конкурентом Ирана в регионе. Подписание в июне 2021 года Шушинской декларации, которая официально сделала Анкару и Баку союзниками, что вряд ли было воспринято в Тегеране с энтузиазмом. При этом в регионе сложилась необычная ситуация с точки зрения религии. Многие противоречия Ирана с другой частью мусульманского мира вызвана религиозными различиями — в Иране большинство исповедуют шиизм, в то время как в Турции и странах Аравийского полуострова — суннизм. Но Азербайджан, будучи шиитской страной, развивает более тесные отношения с суннитской Турцией, а не с Ираном. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время подписания Шушинской декларации о союзнических отношениях, 15 июня 2021 Пресс-служба президента Азербайджанской Республики Азербайджан получает от Турции оружие. В 2021 году в нахичеванском эксклаве Турция и Азербайджан провели совместные учения «Нерушимое братство-2021». В ответ на военный альянс Баку и Анкары Иран, по сообщениям азербайджанских СМИ от октября 2022 года, направил Армении 100 управляемых ракет для беспилотных летальных аппаратов Almas и 500 противотанковых ракетных комплексов «Дехлавие» иранская копия российского ПТРК «Корнет». Армянская сторона отрицает такие поставки. Но и армяно-иранские отношения не безоблачны. На отношения Ирана с Азербайджаном и Арменией накладывается непростое общее прошлое. Территории обеих республик когда-то входили в Персидскую империю и оказались в Российской империи по итогам русско-персидской войны 1804-1813 годов. По Гюлистанкому мирному договору от октября 1813 года к России присоединялись Дагестан, большая часть современных Азербайджана, Армении и Грузии. Окончательно Российская империя закрепилась в регионе по итогам русско-персидской и русской-турецкой войн 1826-1828 и 1828-1829 годов. Азербайджанцы и армяне продолжают играть значительную роль во внутренней политике Ирана. На его территории проживают более 200 тысяч армян и, по разным оценкам, от 25 до 35 млн азербайджанцев. Иран опасался, что развитие культурных отношений с северным соседом приведет к большему взаимодействию между азербайджанцами по обе стороны границы. Это, по мнению эксперта, в Тегеране считают первым шагом на пути к азербайджанскому сепаратизму в Иране. При этом до того, как сблизиться с современной Арменией, Тегеран делал ставку на сближение с Азербайджаном, считает Владимир Сажин. При этом нельзя исключать, что отношения между Ираном и Азербайджаном могут вновь улучшится. По мнению ведущего научного сотрудника Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Нины Мамедовой, в политических кругах Ирана нет единого мнения по поводу того, какую позицию стоит занимать в вопросе Нагорного Карабаха.
Азербайджанцы в Европе Вторым по географии распространения и количеству азербайджанской диаспоры континентом является Европа. Согласно статистическим показателям последних лет азербайджанская диаспора в Турции и России исчисляется миллионами, на Украине, Беларуси, Германии и Великобритании превышает сотни тысяч, в Норвегии, Дании, Швеции, Венгрии, Франции, Италии — десятки тысяч, в Польше, Испании, Австрии, Албании, Финляндии, Португалии — чуть больше десяти тысяч. Количество азербайджанцев, проживающих в каждой из остальных стран запада, находится в пределах 2-10 тысяч человек. Азербайджанцы в Азии Третья по численному составу азербайджанская диаспора проживает в Азии. В Ираке проживает около 1 миллиона наших соотечественников.
Тем более, что есть в Иране тюрки и не азербайджанские. Там каша: кого и кем считать. Нередко были и тюркские правящие династии и тюркская, но персокультурная, военная аристократия. Сейчас их верховный аятолла азербайджанец, давящий азербайджанских националистов. Иран вообще продвигает наднациональный подход, первична религия. Плюс конкурентов у персидской культуры нет, она и за пределами Ирана была доминирующей на Востоке, как в Европе долгое время французская. В Иране есть свой «исторический Азербайджан» включающий три области и в названии двух из них присутствует термин «Азербайджан». Но территории эти многонациональные, а азербайджанцы живут компактно и за пределами этого исторического Азербайджана. Иранские азербайджанцы презирают азербайджанцев постсоветских, считая их людьми, лишенными духовных основ. Плюс иранские азербайджанцы персокультурные. Но национализм дает себя знать и периодически азербайджанская тема всплывает, так же как курдская, арабская и прочие.