обязанности оказывать трудовую - задание 3, стр. 49. За исправное отбывание повинностей крестьяне отвечали круговой порукой всего «мира». Крестьяне несшие повинности в пользу.
Феодальные повинности
За исправное отбывание повинностей крестьяне отвечали круговой порукой всего «мира». Преобладающей формой повинностей удельных крестьян был оброк. Удельные крестьяне пользовались большей свободой хозяйственной деятельности, чем владельческие крестьяне. Материал из раздела наглядные и раздаточные материалы от 13.08.2016 – Повинности средневековых крестьян доступен для бесплатного просмотра и скачивания с сайта. оброк, барщину, а также платили налоги "на государя". Такие повинности крестьян, называемые «земскими повинностями», включали проведение полевых работ, выполнение работ по поддержанию земель и постройкам. Феодальные повинности — повинности крестьян, отбываемые в пользу феодалов.
Перечислите повинности которые несли крестьяне
Найди верный ответ на вопрос«Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне? » по предмету История, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Основные повинности которые несли крестьяне. обязанности оказывать трудовую - задание 3, стр. 49.
решение вопроса
- Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Параграф 19
- Повинности крестьян: суть и история
- Что такое феодальная повинность?
- ГДЗ Часть 2 Стр. 49 История России 7 класс Арсентьев | Учебник Часть 1, 2
Еще решебники за 7 класс
- Какие обязанности крестьяне выполняли за пользование землей в XVII-XIX веке
- ГДЗ Часть 2 Стр. 49 История России 7 класс Арсентьев | Учебник Часть 1, 2
- Смотрите также
- Крестьянская реформа 1861 года, отмена крепостного права - Справка
- Другие вопросы:
- Описание повинностей крестьян
История повинностей крестьян: от их формирования до отмены – урок по истории России
С конца XVI века пашенный крестьянин получал в личное пользование участок земли собинную пашню при условии обработки казённого поля, хлеб с которого шёл в казну. С 1769 года в Сибири для пашенных крестьян обработка казённой земли была заменена денежным оброком, а с XVIII века пашенные крестьяне вошли в категорию государственных крестьян, то есть оставались лично свободными. С XIV века в России появились черносошные, или чёрные, крестьяне. Они не зависели от землевладельца, сохраняли большую степень личной свободы и право распоряжения землёй. При Петре I черносошные крестьяне стали именоваться государственными, были обложены подушной податью и дополнительным оброком в пользу государства. Сословие государственных, или казённых, крестьян, оформилось в России в начале XVIII века указами Петра I из состава свободных к тому времени крестьянских сословий — черносошных крестьян, половников Северного Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев и нерусских народностей Поволжья и Приуралья. Государственные крестьяне жили на казённых землях, пользовались отведёнными наделами, находились в государственном управлении и считались лично свободными.
Государственные крестьяне обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы, платить подушную подать и отбывать натуральные повинности по принципу круговой поруки. С начала XIX века государственным крестьянам разрешили вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть ненаселёнными без крепостных крестьян землями и пр. Одновременно обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность среди государственных крестьян, дворяне требовали передачи их в частные руки. В 1837 — 1841 годах было учреждено специальное министерство государственных имуществ со сложной иерархией бюрократических органов для попечительства над государственными крестьянами через сельские общины. Главной проблемой для крестьянства было малоземелье. В 1866 году государственные крестьяне были подчинены общей системе сельского управления и признаны крестьянами-собственниками, хотя продолжали платить оброчную подать.
Права полной собственности на землю государственные крестьяне получили по закону 1886 года об обязательном выкупе земельных наделов, при этом размеры наделов государственных крестьян оказались больше, а выкупные платежи — меньше, чем у помещичьих крестьян. Государственные крестьяне Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казённой земли, так как на них не были распространены законы 1866 и 1886 годов. С конца XVII века в России существовала категория приписных крестьян, обязанных вместо уплаты оброчной и подушной подати «вечно» работать на казённых или частных заводах и фабриках, в соответствии с политикой правительства, поддерживающего развитие крупной промышленности и стремившегося обеспечить её дешёвой и постоянной рабочей силой. В основном приписные крестьяне существовали на Урале и в Сибири. С 1807 года на Урале приписные крестьяне стали освобождаться владельцами от обязательных заводских работ, а немного позже под названием «непременных работников» вошли в категорию посессионных крестьян. И последняя категория крестьян, приравненных к государственным крестьянам позднее прочих — в первой четверти XIX века — крестьяне-однодворцы.
Однодворцами с первой четверти XVIII века называли потомков служилых людей, нёсших дозорную и сторожевую службу на южной границе. Создание регулярной армии повлекло освобождение части военного люда, которые начали крестьянствовать и образовали крестьянские дворы. Именно этими причинами объясняется преимущественное распространение однодворцев в центрально-черноземных районах России, а именно, на территориях Воронежской, Курской, Орловской, Тульской, Тамбовской, Пензенской и Рязанской губерний. Число однодворцев в России увеличивалось: 1730-е годы — 453 тысячи мужчин-однодворцев; 1830-е годы — около 1 миллиона; 1851 год — 1,2 миллиона. Однодворцы обязаны были выплачивать подушную подать и четырёхгривенный оброк, а до 1840 года имели право владеть крепостными, однако, право это не получило широкого использования в 1833 — 1835 годах однодворцы владели в целом 11 тысячами крестьянских душ, живя одним двором с крепостными. Монастырские крестьяне С XI века православная церковь России владела крестьянами, которых называли монастырскими.
С 1391 года монастырские крестьяне платили оброк и отрабатывали барщину. Со второй половины XV века был ограничен переход монастырских крестьян к новым владельцам, а с XVII века они стали крепостными. К 1650-м годам число дворов монастырских крестьян достигло 118 тысяч. Монастырские крестьяне, находившиеся во владениях соборов и городских приходских церквей, назывались церковными. Сельские приходские церкви обычно не имели церковных крестьян, но в XVII веке в пользу причта церкви стали платить бобыльский оброк так называемые церковные бобыли. С 1786 года экономические крестьяне были переданы в ведение местных исполнительных органов власти — казённых палат.
Экономические крестьяне были расселены в различных районах европейской части России и вместо натурального оброка и барщины платили подушный денежный оброк.
В разные периоды и в разных местностях феодальные повинности имели свою специфику, размер и характер, разделяя феодально зависимых крестьян на многочисленные категории. Все феодальные повинности классифицировались в трёх главных формах феодальной ренты — отработочной, натуральной и денежной, которые часто сосуществовали, но на том или ином этапе преобладала одна из них. Во времена Киевской Руси крестьяне-общинники смерды уплачивали дань натурой, иногда деньгами, а также отбывали подводную , воинскую и другие повинности.
Долгое время дань, что ее собирали путем полюдья , не имела точно установленных размеров. Они были определены после Древлянского восстания 945 г.
Такие взаимоотношения в основном были в нечерноземных районах страны. Впрочем, придумывались новые поводы для сбора оброка: испечь хлеб на Рождество, сварить яйца на Пасху, могли забрать определённую часть урожая и т. Выбор между этими способами своеобразного налога делал господин, исходя из своей выгоды, например, один год был урожайным, надо работать в поле, а на другой, всё залило дождями, в полях пусто, тогда соглашался на денежный оброк. Другие повинности Самые тяжёлые повинности в пользу господина. Крестьяне их называли «дурными обычаями». Здесь помещик мог развернуться во всю, придумывая всё новые и новые платежи. Наиболее распространённые: сбор с дыма, со двора и т.
Кроме этого, господин имел полное право на имущество крестьянина. Но наиболее мерзким было так называемое «право первой ночи», когда крестьянка выходила замуж. Эта повинность не была даже обычаем, шедшим с древних времен, а стала результатом полной вседозволенности дворян. Вообще-то за половое насилие над крепостными закон предписывал карать даже помещиков, но этого не происходило. Крепостных в России могли покупать, чтоб в дальнейшем отдать в рекруты. При продаже крестьян или их высылке в Сибирь, разрешалось разлучать с детьми. Между прочим, по закону помещики обязаны были помогать своим крестьянам в трудные времена, ведь мёртвые души не могли работать. Особенно выгодно было поощрять крестьян-предпринимателей, ведь чем больше он зарабатывал, тем больше платил хозяину. В истории есть примеры, когда крестьяне становились богаче помещиков.
Официально крепостное право в России отменили в 1861 г. Какими правами в обществе они обладали? При этом были лично свободными и экономически самостоятельными, могли передавать свое хозяйство по наследству, могли выступать в суде свидетелями. Рядовичи — крестьяне, которые по каким то причинам чаще всего из-за бедности заключали с феодалом договор ряд и по этому договору работали. Закупы — должники, которые должны были отработать долг, ссуду. Находились во временнойзависимости от феодала, в случае побега записывались в холопы, то есть полные рабы. Читайте также: Собачий жир вред и польза и вред Холопы другое название — челядь — люди, попавшие в полную зависимость от феодала. Изгои — это люди лишенные прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые.
Чаще всего это были выкупившие себя холопы. Педагог, музыкант, начинающий путешественник и немножко психолог Существовали оброчные, барщинные и государственные крестьяне. Оброчные — платили оброк, то есть дань, продуктами или деньгами. Барщинные — принудительно и бесплатно работали на барина. Государственные — по аналогии, работали на государство. Только вот какой именно период истории Вас интересует? Что было выгоднее крестьянам: барщина или оброк? Здесь не все так просто. Все зависит от положения крепостного крестьянина.
Если у него хорошее хозяйство и хорошее состояние, то ему выгоднее платить оброк и не тратить время на работу на помещика барщина. Почему период Древней Руси не называют Средневековьем? К тому же средние века традиционно связывали с европейским феодализмом — совершенно определенной и исторически конкретной формой отношений между сословиями и организации собственности, власти и копоративных прав. Поэтому устоявшийся термин Древняя Русь выглядит более уместным, хотя у меня есть ряд претензий и к нему, поскольку он ставит акцент на континуальности между совершенно разными госудаственными образованиями, которой в реальной русской истории, на мой взгляд, не было. Мне представляется, что это совершенно разные исторические явления. Прочитать ещё 1 ответ Общие положения о крестьянах вышедших из крепостной зависимости 1861 кратко? Всего в Положении 207 пунктов. Вот самые основные: Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда. Крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу.
В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранны Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими обывателями: К какому сословию относились помещики в Российской империи? С течением веков жалование земли сливалось с жалованием дворянства, потомственного и личного, сами поместья слились и перемешались с родовыми вотчинами, дареными наделами, купленными и унаследованными землями, — и в середине XIX в.
Они могли служить в рыцарской коннице или как пехотинцы, а также должны были предоставлять лошадей и оружие. Предоставление жилых помещений и земельных участков: Помещичьи крестьяне могли предоставлять жилые помещения для господина и его семьи, а также земельные участки для выращивания продуктов питания и других нужд помещика. Обслуживание помещика и его гостей: Помещичьи крестьяне могли быть обязаны выполнять различные служебные обязанности на земле помещика, такие как приготовление пищи, уборка, поддержание порядка и т. Они также могли быть обязаны обслуживать гостей господина и участвовать в организации развлечений.
Какие повинности несли крестьяне в пользу господина
Беседин Виктор • О многообразии российских крестьян | В начале столетия выделялись две основные группы крестьян: крепостные (владельческие), которые принадлежали разным частным собственникам, и черносошные, которые были формально свободны, но несли государственные повинности. |
Крестьянские наделы и повинности. Крестьянские повинности | Развернутый ответ на вопрос: Назовите основные повинности помещичьих крестьян. |
Какие повинности в пользу государства несли | Основные повинности, которые несли крестьяне: барщина, натуральный и денежный оброк. |
Повинности крепостных крестьян | Какие феодальные повинности несли крестьяне. |
Похожие работы
- Страница 49
- Что такое феодальная повинность?
- Феодальные повинности крестьян в Средневековье
- Перечислите основные повинности которые несли крестьяне. - Есть ответ на
- История повинностей крестьян: от их формирования до отмены - урок по истории России
- Крестьяне несли повинности
перечислите основные повинности которые несли крестьяне
Сам термин говорит о том, что земледелец чем-то был обязан государству или феодалу. Основные повинности, которые несли крестьяне в России до отмены крепостного права — барщина и оброк. Первый вид крестьянской повинности означал работу на поле помещика со своим инвентарём. Второй — выплату деньгами или натурой, например, продуктами.
Уборка и ремонт барской усадьбы. Натуральный оброк, вынуждавший отдавать часть своего урожая, птицы, яиц, скота, выращенных крестьянами. Денежный оброк, который плотили подушно — по количеству членов семьи. Рубка леса, чтобы барину было чем отапливать свое имение во время зимы.
Основные положения реформы Размер наделов В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья. Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий. Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы. Повинности временнообязанных крестьян Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался. Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912—1913 гг. Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк 12 рублей в год платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже. Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами.
Наконец, крестьяне являлись основными плательщиками дани турецким поработителям. По свидетельству летописца первой половины XVII в. Григория Уреке, господарь Иоан Деспот, обложив население «новым налогом, увеличил и без того тягостные повинности». А господарь Иоан Вода Лютый «изо дня в день выдумывал все новые и разные налоги а повинности…». Грабительская политика турецких поработителей и фискальная система их ставленников — молдавских и валашских господарей, хищничество бояр и духовенства греческого и местного , взяточничество государственных чиновников и прямой грабеж довели основную массу городского и сельского податного населения до полного обнищания. Даже такой представитель господствующего класса, как историк Дмитрий Кантемир 1673-1723 , который сам был молдавским господарем, говоря о Молдавии, находившейся под османским игом, отмечал, что «крайнее падение сея земли можно видеть из того, что нужда и бедность ежедневно возрастают». По словам Кантемира, молдавские крестьяне были так угнетены, что им едва хватало времени для «промышления себе хлеба». Поэтому «молдавских мужиков можно бы почесть за беднейших людей во всей подсолнечной т. Настоящим бичом для податного населения являлась система кормлений и отдачи на откуп сбора государственных налогов и повинностей. Откупщики стремились не только извлечь уплаченную господарю откупную сумму, но и превысить ее и тем самым как можно больше нажиться за счет трудового народа. На социально-экономический и национальнорелигиозный гнет трудящиеся массы города и деревни отвечали активным сопротивлением. Классовая борьба молдавского и валашского крестьянства против феодально-крепостнического угнетения была неразрывно связана с освободительной борьбой против иноземного ига, которая по своим движущим силам и характеру также была крестьянской. Формы борьбы крестьян были чрезвычайно разнообразны, начиная с подачи челобитных господарям и кончая гайдучеством и антифеодальными крестьянскими восстаниями. Гайдучество, или гайдуцкое движение, зародилось и развивалось вместе с ростом классовой борьбы; оно было известно в Трансильвании, Валахии и Молдавии еще задолго до турецкого завоевания. Особенно гайдучество распространилось и усилилось после установления турецкого господства в Валахии и Молдавии, когда оно приняло национально-освободительный характер. Гайдуки — это народные мстители, выходцы из крестьянской массы и городских низов, боровшиеся против социального и национального угнетения.
Повинности крестьян: понятие и значение
В начале столетия выделялись две основные группы крестьян: крепостные (владельческие), которые принадлежали разным частным собственникам, и черносошные, которые были формально свободны, но несли государственные повинности. Основные повинности, которые несли крестьяне в России до отмены крепостного права – барщина и оброк. Одними из первых были прикреплены старожильцы — крестьяне, долгие годы жившие на земле одного феодала, платившие в его пользу стандартные феодальные повинности и тягло государству. Элемент повинности-тягло получает всеобъемлющее развитие и приводит к закрепощению русского крестьянина. Крестьяне в зависимости от категории платили подушную подать, несли рекрутскую повинность.
О многообразии российских крестьян
Перечислите основные повинности крестьян в пользу помещика | Крестьяне в зависимости от категории платили подушную подать, несли рекрутскую повинность. |
Крестьяне несли повинности | Ответ на вопрос Какие повинности несли крестьяне в пользу господина, учебник История России 7 класс Арсентьев Данилов. |
Перечислите основные повинности крестьян в пользу помещика | 1. Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю. |
История повинностей крестьян: от их формирования до отмены – урок по истории России | Вопрос по истории: Перечислите основные повинности которые несли крестьяне. |
Повинности крепостных крестьян
В этот период широкое распространение получила денежная рента, вызвавшая процессы отходничества. Крестьяне-предприниматели быстро стали образовывать класс сельской и городской буржуазии, а после 1861 года этот процесс ещё более ускорился. Со 2 апреля 1842 года часть бывших владельческих крестьян получила от помещиков в собственность земельные наделы, и до приобретения крестьянами этой земли они именовались обязаннымикрестьянами. Согласно указа 1842 года, обязанные крестьяне по соглашению с помещиками помещики не были обязаны заключать договор приобрели личную свободу, но земля оставалась в собственности помещика, и крестьяне обязаны были нести повинности за пользование ею — барщину и оброк. Ограничения власти помещиков не предусматривалось. Лично свободные крестьяне Пашенные крестьяне обрабатывали казённые государственные пашни, в состав которых входили земли в Сибири, земли на юге России и дворцовые кабинетские земли. С конца XVI века пашенный крестьянин получал в личное пользование участок земли собинную пашню при условии обработки казённого поля, хлеб с которого шёл в казну. С 1769 года в Сибири для пашенных крестьян обработка казённой земли была заменена денежным оброком, а с XVIII века пашенные крестьяне вошли в категорию государственных крестьян, то есть оставались лично свободными. С XIV века в России появились черносошные, или чёрные, крестьяне. Они не зависели от землевладельца, сохраняли большую степень личной свободы и право распоряжения землёй.
При Петре I черносошные крестьяне стали именоваться государственными, были обложены подушной податью и дополнительным оброком в пользу государства. Сословие государственных, или казённых, крестьян, оформилось в России в начале XVIII века указами Петра I из состава свободных к тому времени крестьянских сословий — черносошных крестьян, половников Северного Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев и нерусских народностей Поволжья и Приуралья. Государственные крестьяне жили на казённых землях, пользовались отведёнными наделами, находились в государственном управлении и считались лично свободными. Государственные крестьяне обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы, платить подушную подать и отбывать натуральные повинности по принципу круговой поруки. С начала XIX века государственным крестьянам разрешили вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть ненаселёнными без крепостных крестьян землями и пр. Одновременно обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность среди государственных крестьян, дворяне требовали передачи их в частные руки. В 1837 — 1841 годах было учреждено специальное министерство государственных имуществ со сложной иерархией бюрократических органов для попечительства над государственными крестьянами через сельские общины. Главной проблемой для крестьянства было малоземелье. В 1866 году государственные крестьяне были подчинены общей системе сельского управления и признаны крестьянами-собственниками, хотя продолжали платить оброчную подать.
Права полной собственности на землю государственные крестьяне получили по закону 1886 года об обязательном выкупе земельных наделов, при этом размеры наделов государственных крестьян оказались больше, а выкупные платежи — меньше, чем у помещичьих крестьян. Государственные крестьяне Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казённой земли, так как на них не были распространены законы 1866 и 1886 годов. С конца XVII века в России существовала категория приписных крестьян, обязанных вместо уплаты оброчной и подушной подати «вечно» работать на казённых или частных заводах и фабриках, в соответствии с политикой правительства, поддерживающего развитие крупной промышленности и стремившегося обеспечить её дешёвой и постоянной рабочей силой. В основном приписные крестьяне существовали на Урале и в Сибири. С 1807 года на Урале приписные крестьяне стали освобождаться владельцами от обязательных заводских работ, а немного позже под названием «непременных работников» вошли в категорию посессионных крестьян. И последняя категория крестьян, приравненных к государственным крестьянам позднее прочих — в первой четверти XIX века — крестьяне-однодворцы. Однодворцами с первой четверти XVIII века называли потомков служилых людей, нёсших дозорную и сторожевую службу на южной границе. Создание регулярной армии повлекло освобождение части военного люда, которые начали крестьянствовать и образовали крестьянские дворы. Именно этими причинами объясняется преимущественное распространение однодворцев в центрально-черноземных районах России, а именно, на территориях Воронежской, Курской, Орловской, Тульской, Тамбовской, Пензенской и Рязанской губерний.
Число однодворцев в России увеличивалось: 1730-е годы — 453 тысячи мужчин-однодворцев; 1830-е годы — около 1 миллиона; 1851 год — 1,2 миллиона. Однодворцы обязаны были выплачивать подушную подать и четырёхгривенный оброк, а до 1840 года имели право владеть крепостными, однако, право это не получило широкого использования в 1833 — 1835 годах однодворцы владели в целом 11 тысячами крестьянских душ, живя одним двором с крепостными. Монастырские крестьяне С XI века православная церковь России владела крестьянами, которых называли монастырскими. С 1391 года монастырские крестьяне платили оброк и отрабатывали барщину.
Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне.
Крепостные крестьяне, которые полностью принадлежали хозяину, работали на барщине, платили натуральный и денежный оброк. В среднем барщина ограничивалась 2 — 4 днями в неделю. Кто составлял население белых слобод? Какими привилегиями пользовались их жители? Привилегированным было и положение боярских, дворянских и монастырских слуг и холопов, которые в свободное от службы время промышляли розничной торговлей и ремеслом.
Как и их хозяева, они были жителями белых слобод, населенных феодалами и церковнослужителями, и не несли повинностей в пользу государства. Какие категории духовенства существовали в XVII в.? Самым близким к верующим и самым многочисленным по составу слоем духовенства были приходские священники. Высокое положение занимали епископы, архиепископы и митрополиты. Возглавлял церковную организацию патриарх Московский и всея Руси.
Что принципиально отличало первое сословие от остальных? Под первым сословием понимают феодальное сословие, в которое входили бояре, дворяне, представители духовенства. Всех их от представителей остальных сословий отличало управление земельными наделами и владением крепостными крестьянами. Какие экономические выгоды давало казачество государству? Казачество помогало в освоении новых территорий, в частности, казаки сумели освоить огромные окраинные районы страны, прежде всего, донские и яицкие земли.
Кроме того, в 1671 г. Можно ли утверждать, что в XVII в. Свое мнение аргументируйте. По причине формирования новой структуры управления государством влияние боярской Думы на принятие значимых решений уменьшалось, а представители дворянства получили больше возможностей. Была организована система продвижения дворян по службе, а после отмены местничества шансы дворян и бояр занять значимый пост сравнялись.
Приписные крестьяне существовали до 1860-х годов. Эти крестьяне снабжали продуктами и деньгами дворец великого князя или царя или обеспечивали продуктами слуг в этом дворце например, сокольничих охотников. Фактически это крепостные крестьяне семьи Романовых. Семья Романовых — крупнейшие помещики в России того времени с удельными крестьянами они имели почти миллион удельных крестьян. Они были образованы в 1797 году из дворцовых крестьян. Удельные крестьяне принадлежали императорской фамилии, платили оброк и несли государственные повинности. Удельные крестьяне были освобождены в 1863 году.
Ясачные крестьяне — это крестьяне Среднего Поволжья марийские, татарские, чувашские , которые оказались под властью Русского государства в середине XVI века. Государство обложило их особым налогом — ясаком. Позже к ним присоединились крестьяне в Сибири — местные сибирские народы, которые переходили к оседлости. Крепостные крестьяне Крепостные крестьяне — это совершенно бесправная категория крестьян, которая не имела никаких гражданских прав и не могла приобретать на свое имя имущество. Все имущество, которое приобретал крепостной, записывалось на помещика. Законодательство запрещало крепостным даже жаловаться на своего помещика. К концу XVIII века крепостных можно было спокойно обменивать, продавать, дарить, завещать и проигрывать.
К крепостным крестьянам в свою очередь относятся частновладельческие и посессионные крестьяне.
Барщиной занимались все мужчины от 18 до 55 лет и женщины от 17 до 50. Кстати, барщину могли отрабатывать в пользу государства, церкви, учебных заведений. Кроме этой повинности крепостных, был другой эффективный способ эксплуатации крестьянства — оброк. Многое зависело от региона. Дело в том, что в Нечерноземье было больше барщинных, а в черноземной полосе — оброчных крестьян. Но натуральное хозяйство приносило мало «живых» денег, поэтому оброчная система занимала большое значение в экономике страны.
Оброк натуральный, денежный Если крестьянин не мог отработать в поле, то платил помещику тем, что сам производил: сельхозпродуктами или вещами. Был ещё денежный оброк — часть заработанного на промыслах отдавалось хозяину и тоже зависело от размера земельного надела. Для крестьянина денежный оброк был не столь обременителен как барщина. Вспомним Евгения Онегина: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил…». Просто надо было заплатить определённые деньги хозяину и дальше заниматься своим делом, например, поехать в город на заработки или заняться извозом.
Как жили крестьяне в Московском государстве и какие повинности несли?
Расскажите о военных победах Франции к лету 1794 г.,назовите причины этих побед. Какие повинности должен был соблюдать крестьянин, чтобы его феодал предоставил землю для проживания и засева поля, а также защищал от нападений врагов. За исправное отбывание повинностей крестьяне отвечали круговой порукой всего «мира».
О многообразии российских крестьян
Дополнительной повинностью считались сгоны - срочные сельскохозяйственные работы, связанные с жатвой, сенокосом, вспахиванием почвы. На их выполнение выходили все члены семьи. В доме, чтобы уберечься от пожара, оставляли одного нетрудоспособного человека. Гвалты отличались от сгонов тем, что были обусловлены чрезвычайными обстоятельствами - например, пожаром, наводнением. Дополнительной повинностью считался продуктовый оброк - дякло. Те крестьяне, которые за пользование землей выполняли барщину, назывались тяглыми.
С одной волоки они должны были отрабатывать два дня в неделю барщины, четыре дня в год сгонов, платить 21 грош чинша, давать дякло в следующем размере: две бочки овса, один воз сена, один гусь, две курицы, 20 яиц. Крестьяне, платившие за пользование землей чинш, назывались осадными чиншевыми. Размер основных повинностей осадных крестьян с одной волоки хорошей земли составлял 106 грошей, а с волоки очень плохой земли - 66 грошей. Кроме того они выполняли 12 дней сгонов в год, поставляли дякло в том же размере, что и тяглые дворы. Третью группу крестьян составляли крестьяне-слуги.
Они подразделялись на военных крестьян бояре панцирные, путные бояре, служки , сельскую администрацию войты, тиуны , прислугу повара, пивовары и др. Их повинности не были строго оговорены. Например, бояре панцирные за бесплатное пользование землей должны были во время войны «иметь хорошего коня казацкого, пику, пару пистолетов... Путные бояре с 1557 г. Но постепенно их обязанностями стали курьерская служба и выплата чинша.
После аграрной реформы челядь невольная была переведена в разряд крестьян-огородников. Они получили небольшие наделы земли. За пользование ею огородники должны были отрабатывать один день барщины в неделю в фольварке. Оставалось не так уж и много. На земле работали преимущественно зависимые люди.
Понятное дело, что среди них были потомки римских рабов. Но каким образом германские крестьяне утратили свободу? Известно, что во времена ранних варварских королевств в германских племенах существовал обычай давать хлеб и все необходимое тем родственникам, которые шли на войну. Так начали зарождаться налоги и другие повинности то есть принудительные обязательства крестьян в пользу воинов — членов рода. Когда возникали войны между племенами, крестьяне искали защиту у какого-то могущественного соседа или монастыря.
В обмен на защиту от грабителей и чужеземных захватчиков крестьянин должен был отказаться от права на владение землей, то есть тем самым признавал себя зависимым. Крестьянин чувствовал себя в безопасности на территории, подвластной сильному человеку , а в средние века таким был тот человек, который имел много земли. Зависимым ставал и тот Крестьянин , который не имел собственного надела, а получил его, к примеру, от воина, которому король за службу дал большой земельный надел. До зависимости крестьянина доводили так же его долги, а нередко даже откровенное насилие со стороны богатого соседа. До начала 11 ст.
Она перешла во владение королей, графов, рыцарей , а так же церквей и монастырей. Крестьяне только пользовались землей, за что должны были выполнять различные повинности, размер и количество которых регулировалось обычаем. В повинность в пользу землевладельца могла входить и работа на его поле от нескольких дней в год до нескольких дней в неделю , продуктовый натуральный или денежный налог, а так же обязанность молоть зерно на мельнице господина за определенную им плату, выпекать для него хлеб и т. Уровень зависимости Крестьян был неодинаков. Одни только давали своим хозяевам небольшой натуральный налог, другим приходилось работать на них почти половину лета.
Крестьян, которые выполняли много повинностей, во Франции называли сервами, в Англии — виланами. Но ни сервов, ни виланов нельзя было назвать крепостными.
При такой повинности крестьянин не мог, например, убирать с поля снопы, пока помещик не определит размер оброка, вследствие чего мог портиться урожай. Замечание 3 Денежный оброк мог заменяться натуральным, но это имел право решать только помещик. Существовали и другие обязательства, которые подразумевали повинности личного характера. Ими могли быть поголовные платежи, сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и пр.
Помещик мог распоряжаться всей собственностью крестьянина, а также им самим: решение о женитьбе крестьянина принимал хозяин. Итак, барщина носила двоякий характер. С одной стороны, помещики использовали крепостных как бесплатную рабочую силу, что приводило к угнетению последних, не оставляя времени на обработку своей земли. С другой стороны, барщина не была очень выгодна, ибо крестьяне не были заинтересованы в результатах своего труда и не особо старались работать на землях помещика. К тому же, на помещика ложились обязанности по кормлению крестьян, что было тоже затратно. Оброк был более легкой формой повинности для крестьян, однако, его размер также не был законодательно определен.
Однако самую большую форму эксплуатации крестьян представляли прочие виды повинностей, в которых ярко проявлялись самые некрасивые формы крепостничества, и крестьянин был фактической собственностью хозяина. Источник Крепостное право — прикрепление крестьян к земле. То есть они должны были постоянно жить на одном месте и работать на одного хозяина. Прав у крепостных практически не было, а вот обязанностей много, назывались они — повинности. Разберём, какие основные повинности приходилось выполнять. Самые известные: барщина и оброк.
Барщина Смысл в том, что крестьянин, арендуя землю у господина, должен был расплачиваться своим трудом, работая личными орудиями труда. Эта работа не оплачивалась. Некоторым землевладельцем барщина была невыгодна, ведь никто не хочет хорошо работать на чужого дядю, а помещик был обязан кормить в дни отработки. Бывало так, что работники съедали больше, чем наработали. Крестьяне должны были пахать, убирать урожай, косить сено, строить, ухаживать за садом, выпекать хлеб, заниматься перевозками, рыбалкой или охотой и многое другое. Сначала это был один день в неделю, а если уплатить подать, то можно было освободиться от этого бесплатного труда.
Со временем условия ужесточались, дошло до 30-40 дней в год отработки за каждый земельный участок. Барщиной занимались все мужчины от 18 до 55 лет и женщины от 17 до 50. Кстати, барщину могли отрабатывать в пользу государства, церкви, учебных заведений. Кроме этой повинности крепостных, был другой эффективный способ эксплуатации крестьянства — оброк. Многое зависело от региона. Дело в том, что в Нечерноземье было больше барщинных, а в черноземной полосе — оброчных крестьян.
Но натуральное хозяйство приносило мало «живых» денег, поэтому оброчная система занимала большое значение в экономике страны. Оброк натуральный, денежный Если крестьянин не мог отработать в поле, то платил помещику тем, что сам производил: сельхозпродуктами или вещами. Был ещё денежный оброк — часть заработанного на промыслах отдавалось хозяину и тоже зависело от размера земельного надела. Для крестьянина денежный оброк был не столь обременителен как барщина. Вспомним Евгения Онегина: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил…». Просто надо было заплатить определённые деньги хозяину и дальше заниматься своим делом, например, поехать в город на заработки или заняться извозом.
Помещикам тоже выгодно — гарантированная прибыль. Такие взаимоотношения в основном были в нечерноземных районах страны. Впрочем, придумывались новые поводы для сбора оброка: испечь хлеб на Рождество, сварить яйца на Пасху, могли забрать определённую часть урожая и т. Выбор между этими способами своеобразного налога делал господин, исходя из своей выгоды, например, один год был урожайным, надо работать в поле, а на другой, всё залило дождями, в полях пусто, тогда соглашался на денежный оброк. Другие повинности Самые тяжёлые повинности в пользу господина. Крестьяне их называли «дурными обычаями».
Здесь помещик мог развернуться во всю, придумывая всё новые и новые платежи. Наиболее распространённые: сбор с дыма, со двора и т. Кроме этого, господин имел полное право на имущество крестьянина. Но наиболее мерзким было так называемое «право первой ночи», когда крестьянка выходила замуж. Эта повинность не была даже обычаем, шедшим с древних времен, а стала результатом полной вседозволенности дворян.
Что такое слободы? Слобода — территория, освобожденная от уплаты повинностей. Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю.
Дворяне несли налоговые и воинские повинности. Какую сферу отношений регулировало местничество? Местничество регулировало отношения между членами «государева двора», то есть между дворянами на службе. Что нового произошло в положении крестьянства в XVI в? Чем были вызваны эти перемены? В конце XVI и. Чтобы сохранить налогоплательщиков и обеспечить поместья рабочими руками, правительство при проведении новой переписи земель в 1581 г. Ввело заповедные лета - запретило уходить из вотчин и поместий.
Какие повинности несли крестьяне в пользу господина? Крестьяне должны были уплачивать тягло, барщину и оброк, работать на земле барина. Что означает понятие «казённых» во фразе «…белые дворы и слободы, освобождённые от казённых платежей и повинностей…»? Какое событие, на ваш взгляд, можно считать началом крепостного права в России?
Распространенность двух видов хлебного оброка тоже зависела от только что названных условий. При трудности контроля за хозяйственной деятельностью крестьян, а также при частых малоурожайных годах посп, установленный в твердых размерах, был выгоднее издолья. Недаром на государевых оброчных землях, возникших на месте конфискованных новгородских вотчин, утвердилась рента продуктом в виде поспа. Это обстоятельство, кстати, оказало положительную роль, так как способствовало инициативе производителя, знавшего, что произведенное им сверх фиксированного поспа останется в его распоряжении. Иногда денежный оброк выступал рядом с оброком натуральным, иногда он назначался вместо прежних натуральных оброков.
По решению вотчинника в одни годы брали оброк натурой, а в другие — деньгами. Именно в связи с такими заменами в источники попадали переводные цены на хлеб, баранов, птицу и прочий «мелкий доход», с которых поступал один денежный оброк. Впрочем, чисто денежная рента явление еще редкое. Вызвало ли развитие денежных отношений и рынка хлебов в XVI в. Вопрос этот приобретает особое значение, так как связан с вопросом о роли барщины в процессе закрепощения крестьян. Обращаясь к данным об эволюции ренты в XVI в. В Новгородских боярщинах и монастырщинах еще до их конфискации было очень мало господских обеж. При конфискации они перешли в состав крестьянской надельной земли. На той их части, которая не была передана затем помещикам, а оставалась оброчной землей, барская запашка так и не появилась.
Вероятно, десятины для посопного хлеба обрабатывались барщинным трудом крестьян. Однако так было не всегда. В ряде случаев в документах XVI в. Это были случаи перевода барщины на фиксированный оброк. На митрополичьих патриарших землях и землях митрополичьих монастырей, как и на дворцовых землях, фигурировали десятины для посопного хлеба, причем в уставных грамотах мы читаем требование «крестьяном пахати на монастырь» и «навоз возити на монастырскую пашню». А располагая данными о соотношении размеров крестьянских пашей с посопной десятиной, мы имеем возможность определить тягость барщины или того оброка, который заменял на дворцовых землях работу на посопной десятине. В грамоте 1495—1511 гг. Из грамоты явствует, что митрополит, который располагал огромными земельными богатствами, понимал под словами «пашут мало» и какую норму он считал обязательной. Отношение 5:1, где 5 — это крестьянская, а 1 — господская пашня, он принимал для данного монастыря за обязательное.
Колычева пишет, что «в дворцовую казну шли доходы якобы только с шестой десятины, которую к пяти крестьянским десятинам прибавляли для посопного хлеба». Слово «якобы» употреблено Е. Колычевой, так как при неурожаях крестьянин должен был затратить часть урожая, полученного с надельных десятин, чтобы выплатить хлебный и денежный оброк. Добавим, что для оплаты денежного оброка, а также оброка хлебами, не высевавшимися на десятине посопного хлеба, всегда приходилось затрачивать часть урожая, полученного с надельных полей. Там, где вместо обработки господской десятины взимался посопный хлеб в строго определенных размерах, при неурожае действительно нужно было отдавать больше, чем собиралось с этой десятины. Но зато при хорошем урожае крестьяне сдавали не весь хлеб, который собирали с посопной десятины. Все это касается тех случаев, когда барщинная работа на придаваемой к выти шестой десятине заменялась посопным хлебом. Там же, где обработка десятины для посопного хлеба не заменялась фиксированным послом, мы имеем дело с типичной полевой барщиной и можем с известным основанием установить отношение крестьянской пашни к пашне господской. В XVI в.
Колычева, крестьянин «не распахивал все пять надельных десятин, но господскую шестую десятину надо было засеять полностью». Но ту часть тяглого вытного надела, с которого надлежало платить владельческие повинности, он оставлял впусте только в условиях полной невозможности его обработать. А в этом случае и господскую пашню ему было не поднять. Во второй половине XVI в. Так как выть чаще всего стали класть по 6, 7 и 8 десятин с посопной десятиной , а для посопного хлеба на митрополичьих и дворцовых землях во вторую половину XVI в. В грамоте патриарха Новинскому Московскому монастырю от 1590 г. Для своих полей крестьяне, таким образом, не оставляли навоз. Таблица 10. Лучше дело обстоит с данными источников, относящихся к новгородским пятинам.
Крестьянские коробьи относились к господским в поместьях того времени в Водской пятине как 17:1, в Шелонской — как 13:1 ив Деревской — как 9:1. Писцовые книги зафиксировали крайне мало поместий, в которых это отношение поднималось до 5:1. Данные табл. В докризисное время рост средней запашки на господское хозяйство сопровождался ростом запашки на крестьянскую семью. Следовательно, он осуществлялся не за счет сокращения наделов. От начала до середины XVI в. Однако при сравнении запашки на государя, митрополита и монастырь с господско-служней запашкой в поместьях следует учитывать, что в дворцовых и церковных волостях отсутствовали холопы-страдники на пашне, а в поместьях они обрабатывали значительную часть барских полей и иногда получали надел. Писцовые книги не выделяли холопьи наделы из общего числа господско-служних обеж и не разделяли господскую запашку, возделанную трудом холопов и трудом крестьян. Особенно важно это учитывать при анализе той части табл.
Однако, судя по дозорной книге Бежецкой пятины, изученной Г. Абрамовичем, в 1594—1595 гг. Важно учитывать и то, что приведенные проценты относятся только к Бежецкой пятине. Поэтому не следует считать, что положение в других регионах было аналогичным. Но в том, что холопы, которых было много во всех пятинах, обрабатывали значительную часть барских полей, сомневаться не приходится. Необходимо также учитывать, что значительное увеличение доли господских обеж в 1580—1590-х годах не объясняется ростом абсолютных размеров господской запашки. Они сокращались, но гораздо медленнее, чем размеры крестьянской надельной тяглой пашни. Крестьянское разорение и запустение крестьянских земель нельзя рассматривать как следствие перехода к барщинной системе. Удельный же вес барских полей, наоборот, был следствием запустения.
В результате их обработки в «Аграрной истории Северо-Запада России» определены доходы от коробьи пашни в трех полях, а также оброки в расчете на коробью. В Шелонской и Деревской пятинах этот доход сверх семян от озимых и яровых при урожае ржи сам-4 равнялся 56 деньгам московским,19 оброки же помещикам составляли 18,9 деньги. Этот процент еще повышался при урожае сам-3. Значительная часть крестьян Новгородских пятин сидела на издолье, причем половье из хлеба отдавала малая часть издольщиков. Большая их часть отдавала треть или четверть хлеба. Эту часть хлеба нельзя рассматривать как среднюю долю всего собираемого крестьянином урожая: во-первых, четверть и треть могла выделяться и после засыпки семян на следующий посев; во-вторых, при неурожаях землевладельцу невозможно было получать всю свою долю, а из новгородских источников не видно, чтобы недобор в неурожайный год числился как долг крестьянина. Вместе с тем крестьяне на издолье обычно еще платили землевладельцу небольшое количество денег, а иногда еще работали на барщине.