Другие ПРАВА Право на обезболивание при родах появилось у женщин в 1853 г. только благодаря смелости королевы Виктории, которая решилась применить хлороформ во время родов. Дальнейшее развитие имущественных прав женщин было закреплено в Русской правде. Ключевые слова: права женщин, женщина, Древний Рим, статус женщин. После обретения избирательного права борьба за равноправие женщин по большому счету только началась. сказала Людмила Алексеева "Интерфаксу" в связи с отмечаемым в воскресенье Международным женским днем.
Эмансипация женщин: истоки, развитие и отражение в нормах права
Ключевые слова: права женщин, женщина, Древний Рим, статус женщин. Ежегодно 8 марта отмечается ООН как Международный день борьбы за права женщин, исторически появившийся как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство и эмансипацию. Однако результат деятельности борцов за права женщин к началу XXI века несколько превзошел ожидания матерей-основателей этого движения. Читайте далее, как женщины России начали революцию в 1917 году, не дожидаясь, когда им «дадут права». Сергей Кузнецов разбирался, за какие еще права женщин имеет смысл бороться в России.
Когда у женщин в России появились права?
Право на труд Сегодня никого не удивляет, когда в парламенте, на футбольном поле, в такси, на должности профессора находятся женщины. Но каких-то сто-двести лет назад такую картину сложно было бы себе представить. Какие ограничения для женщин существовали в истории? Как они боролись за свои права и какие государства первыми совершили революцию в правах женщин? Обо всем этом в новой статье. Предыстория доминирования мужчин В период Древней истории стал формироваться общественно-политический уклад, в котором главную роль играла физическая сила. Те, кто сильнее определял как распределять добычу, в какие походы идти, с кем воевать, а с кем договариваться. Постепенно руководящую роль в обществе занимают мужчины. Такой уклад называется патриархальным.
Естественно, те, кто доминируют, формируют законы таким образом, чтобы закрепить свои привилегии, а также поставить себе на службу социальные, расовые или гендерные группы. Так формировалось крепостное право, рабство или полное отсутствие прав у женщин. Клавдий Лебедев «Боярская свадьба» Последние становятся фактически собственностью мужчин, их передают от родителей к мужу, их удел — домашнее хозяйство. Когда проходят века, то политический и социальный строй ищет свою легитимность в религии или истории. Вы знаете примеры женщин-ученых или политиков? Значит, в этих сферах им не место, а в домашнем хозяйстве — пожалуйста. Вот примерно такая логика формировала патриархальный строй.
Кстати, первой из русских женщин этот университет окончила сестра возлюбленной писателя Федора Достоевского - Надежда Суслова. После получения диплома доктора медицины, она стала идейной вдохновительницей для десятков ее соотечественниц, которые по ее примеру решили обучаться в этом университете. В Алуште установлен памятник первой в России женщине врачу - Надежде Сусловой, которая с трудом добилась подтверждения своего диплома и признания её врачом К тому же Швейцария являлась центром русской революционной эмиграции, поэтому женщины могли не только получать образование, но и посещать различные кружки, читать литературу, которая была запрещена в царской России, а также узнать об эмансипации женщин.
Такое просвещение русских женщин беспокоило правительство нашей страны, ведь студентки, вернувшиеся из-за границы, могли рассказывать и продвигать революционные идеи, а также иностранные устои. Поэтому в 1872 году в Москве появились Высшие женские курсы, а через пару лет уже и в Петербурге открылось первое учебное заведение, где могли обучаться представительницы прекрасного пола. Высшие женские курсы Бестужева Осенью 1878 года в Александровской женской гимназии были открыты первые Высшие женские курсы, директором которых стал русский историк и политик Константин Николаевич Бестужев-Рюмин. В честь него эти курсы и стали называть бестужевскими, а учениц и выпускниц — бестужевками. Что интересно, на протяжении четырех лет директор вообще не получал зарплаты. Изначально курсы были поделены на несколько отделений, которые со временем собрали в историко-филологический и физико-математический факультеты. А уже в 1906 году к ним добавили еще и юридический факультет. Константин Николаевич Бестужев-Рюмин - один из самых популярных российских историков XIX века, который возглавил первые Высшие женские курсы Управлял Бестужевскими курсами специальный Комитет Высших женских курсов, а занятия проводили различные ученые, среди которых даже был выдающийся Д. Помимо всего этого появилось Общество для доставления средств Высшим женским курсам, участники которого также не получали заработной платы. Его исполнительным органом стал Комитет из двенадцати человек, среди которых была известная первая женщина-математик С.
А на пост распорядителя выбрали Н. Стасову, известную как борец за права женщин. С начала 1880-х годов курсам, как частному учебному заведению, начали выдавать три тысячи рублей ежегодно от Городской думы Петербурга, но это было ничтожно мало в сравнении с расходами - около ста тысяч. Чтобы изыскать необходимые средства, комитет собирал членские взносы и пожертвования, а также организовывал различные акции, платные лекции выдающихся профессоров и концерты с популярными певцами. Благодаря этому уже в начале 1910-х годов бюджет общества ежегодно собирал около восьмисот тысяч.
С 1858 года начали работу училища для девочек из незнатных семей, в 1869 г. Но и после них у женщин были проблемы с трудоустройством. Для обеспечения дам работой в 1893 г. В России с 1862 г. А два года спустя в Санкт-Петербурге открылся первый магазин рукоделий, приглашавший на работу — неслыханно! В 1910 г. Клара Цеткин предложила отмечать Международный день борьбы за права женщин. Идея прижилась спустя каких-то 67 лет. В 1977 году ООН объявила 8 марта Международным женским днем, но слово «борьба» из названия праздника исчезло. Дамам стали вручать цветы и подарки, лишь бы те отвязались от мужчин со своими правами. И, надо сказать, подействовало. Удачный эксперимент открыл возможность применения обезболивания для всех рожениц. Что дальше?
В свою первую поездку она взяла двух сыновей, которые помогали ей толкать автомобиль, когда мощность заканчивалась. В те времена женщины не имели многих прав, которые сейчас кажутся нам естественными. Перспектива того, что когда-нибудь в далеком будущем женщина сможет стать врачом или полицейским становилась сюжетом для карикатур. Причем речь не о считающихся отсталыми государствах Азии или Африки: к примеру, право голосовать и быть избранными США предоставили женщинам в 1920 году, Великобритания — в 1928, а Швейцария — так и вовсе в 1971. На этом фоне удивительно, что при выдаче водительских удостоверений никаких ограничений по половому признаку не было. К примеру, в США несколько женщин получили права в том же 1899 году, в котором власти Нью-Йорка и Чикаго ввели обязательный экзамен для желающих передвигаться на автомобилях.
Чего добились женщины (женские права)
Труд крестьянки, каким бы интенсивным он ни был, не обеспечивал ей экономической самостоятельности, она всецело зависела сначала от отца, затем от мужа. Дореволюционная Россия была страной массовой неграмотности. Большинство населения, особенно женского, прозябало в темноте и невежестве, опутанное религиозными предрассудками и отсталыми взглядами на место и роль женщины в обществе. По переписи 1897 г.
Откровенной дискриминации подвергались женщины в правовом отношении. Согласно своду законов Российской империи "жена обязана повиноваться мужу своему, как главе семейства, пребывать к нему в любви и, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность" [2, С. Царское правительство упорно сопротивлялось распространению на женщин даже тех куцых гражданских прав, которые провозглашались земской реформой 1864 года и Манифестом 17 октября 1905 года.
Экономическая зависимость женщин, отсутствие у них политических и гражданских нрав; деспотизм мужчины в семье; худшие условия труда на предприятиях; неграмотность основной массы женского населения; политическая отсталость, несознательность и темнота, обусловленные вековым бесправием и социальным гнетом, дали основание В. Ленину рассматривать положение женщин в России в качестве одного из главнейших пережитков, остатков крепостничества [3, С. Следует помнить, что процесс освобождения женщин начинался в трудных условиях гражданской войны, экономической разрухи, сопротивления свергнутых эксплуататорских классов.
Эта преобразовательная работа осложнялась также косностью мужчин и несознательностью женщин. Вместе с тем в России имелись факторы, благоприятствовавшие социальному освобождению женщин. Уже в сентябре 1917 г.
Во второй главе указываются лица обоего пола, которым исполнилось 20 лет. Тем самым, видно косвенное указание на участие женщины в избирательном процессе. В октябре 1917 года рабоче-крестьянское правительство установило 8-ми часовой рабочий день и ограничило сверхурочные работы.
Одновременно было запрещено привлекать женщин к ночным и подземным работам, установлен минимум заработной платы "взрослому рабочему без различия пола" [4, С. Таким образом, в соответствии с декретами советского правительства регулировались брачно-семейные отношения межу мужчиной и женщиной, мужу и жене были предоставлены равные права. Мать и отец так же получали равные права и обязанности в отношении ребенка.
Правительствами приняты постановления, запрещающие дискриминацию и злоупотребления на рабочих местах и труд женщин в опасных для здоровья условиях. Препятствия Плоды глобального экономического роста распределяются неравномерно, порождая все большие экономические несоответствия, небезопасные условия труда и постоянное неравенство полов в неофициальном секторе экономики и сельском хозяйстве. Женщины, имея одинаковую с мужчинам квалификацию, отстают от них в доходах и продвижении по службе. Лишь немногие страны законодательно закрепили за женщинами право собственности на землю и другое имущество. Непризнание того факта, что женщины выполняют как продуктивную, так и репродуктивную функции, означает, что на долю женщин по-прежнему выпадает больше ответственности и обязанностей, а также неоплачиваемой работы. Участие женщин в работе директивных органов и в процессе принятия решений Достижения На государственном и негосударственном уровнях продолжалось широкое обсуждение вопроса о важности для общества участия женщин в принятии решений и государственном управлении. Это способствовало укреплению осознания необходимости коренных изменений для достижения гендерного равновесия. Все большее число стран проводят политику позитивных действий в этом направлении, вводя системы квот и контрольные цифры, разрабатывая программы обучения для женщин-лидеров, принимая меры, облегчающие совмещение семейных и профессиональных обязанностей как для женщин, так и для мужчин. Препятствия Продолжал существовать разрыв между равенством де юре и де-факто. Традиционное понимание гендерных ролей ограничивает женщин в выборе профессии и карьеры и принуждает их взваливать на себя весь груз домашних обязанностей.
Инициативы и программы, нацеленные на расширение участия женщин в принятии важных решений, тормозились нехваткой людских и финансовых ресурсов для организации обучения и недостаточной пропагандой для занятия ими государственных постов, а также отсутствием ответственности со стороны выборных должностных лиц за содействие в достижении равенства полов и участии женщин в общественной жизни. Институциональные механизмы улучшения положения женщин Достижения Были созданы национальные механизмы, признанные институциональной базой и катализаторами борьбы за равенство полов, ответственные за учет гендерной проблематики в основных направлениях работы по этому вопросу и контроль над выполнением положений Пекинской платформы действий. Достигнут прогресс в отношении прозрачности, статуса, доступности и координации деятельности таких структур. Эти структуры способствовали усилению возможностей государства по сбору, обработке и распространению информации по признаку пола. Препятствия Главным препятствием в работе таких национальных структур является нехватка финансовых и людских ресурсов в сочетании с недостаточным пониманием проблемы равенства полов и главных направлений деятельности по решению этой проблемы, а также преобладание в этом вопросе мировоззренческих стереотипов в противовес государственным приоритетам и недостаточная связь с общественностью. Женщины и средства массовой информации Достижения Женщины стали занимать высокие руководящие должности в различных областях, а создание местных, национальных и международных женских информационных сетей обеспечило распространение информации по всему миру, обмен мнениями и поддержку женщин, активно работающих в средствах массовой информации. Развитие информационных и коммуникационных технологий, особенно Интернета, расширило возможности для общения и активизировало участие женщин в работе средств массовой информации. Достигнут прогресс в установлении профессиональных норм и добровольных кодексов поведения, обеспечивающих честное и беспристрастное изображение мужчин и женщин, а также использование литературного языка в информационных программах. Препятствия Число женщин, занимающих ключевые руководящие должности, все еще недостаточно для оказания серьезного влияния на политику в области средств массовой информации. Кое-где возросло количество примеров негативного и стереотипного изображения женщин, порнографии, а некоторые журналисты относятся к женщинам с предубеждением.
Область информационных и коммуникационных технологий основана на мужских представлениях и культуре Запада.
Естественно, в высокие кабинеты вскоре посыпались прошения о восстановлении работы женских учебных заведений. Так, в 1889 году в Министерство народного просвещения обратились представители Бестужевских курсов и курсов Герье. Опасаясь роста напряжённости в обществе, правительство разрешило первым продолжить работу, но только на условиях Министерства. Оно ввело свои порядки: уволило ректора и повысило плату за учёбу. Несмотря на это, число бестужевок с каждым годом росло. Но в остальном власти по-прежнему оставались непреклонны. Например, московские курсы Герье не разрешали восстановить 11 лет — до 1900 года. Ходатайства из других университетских городов чиновники отклоняли.
Лишь под влиянием революционных событий 1905 года правительство разрешило свободно открывать частные высшие курсы. После этого появилось 72 подобных учебных заведения в разных городах, но до 1917 года из них дожили только 59. В 30 могли обучаться только женщины, а в оставшихся 29 был смешанный состав учащихся, но курсистки составляли большинство. Курсистки за изучением химических составов лекарств. Санкт-Петербург, 1912 г. Юридический факультет появился лишь в 1906 году — на Бестужевских курсах, затем на частных высших женских курсах В. Полторацкой в Москве. Учились прилежно и старательно: «Все без исключения профессора и преподаватели приходят в восхищение, следя за занятиями слушательниц: рвение и серьёзное отношение к занятиям составляют общую исключительную черту всех курсисток; в этом отношении они далеко превосходят своих товарищей студентов». Профессор Е.
Зубашев о слушательницах Сибирских высших женских курсов в Томске, газета «Сибирская жизнь», 1912 г. Цитируется по: Кузьминова Е. Учёба на курсах долго не давала возможности получить полноценный диплом. Всё, на что можно было рассчитывать после них, — это дальнейшая учёба за границей. Совет профессоров Бестужевских курсов выделял среди окончивших слушательниц самых одарённых — для завершения образования и получения учёной степени их командировали за границу. Поначалу эта командировка, в отличие от университетских, не оплачивалась, и воспользоваться ею могли только материально обеспеченные, но затем их стали оплачивать. Окончившие Бестужевские курсы, правда, могли преподавать в старших классах женских гимназий: это право они получили с 1904 года, а с 1906-го — и право преподавать в четвёртых классах мужских учебных заведений. В 1910 году Государственный Совет признал Бестужевские курсы высшим учебным заведением с объёмом преподавания, равным университету. Это была маленькая победа, однако не полная: свидетельства об окончании ВЖК были приравнены к выпускным свидетельствам университета, но не к дипломам.
С 1911 года каждый раз с особого разрешения министра окончившие слушательницы допускались, после предварительной сдачи дополнительных испытаний по программе мужских гимназий, к государственным экзаменам при Петербургском университете по всем обязательным предметам, входившим в программу факультета за годы обучения на курсах. Лишь законом 1911 года выпускницам женских курсов, чьи программы официально признавались равнозначными университетским, разрешалось проходить «окончательные испытания» в государственных комиссиях при университетах наравне с выпускниками-мужчинами. Для этого каждой выпускнице требовалось получить особое разрешение министерства, а сдавать нужно было, ни много ни мало все обязательные предметы, входившие в программу факультета за годы обучения на курсах. Причём предварительно следовало сдать ещё и экзамены по программе мужских гимназий. Кстати, появление женщин в университетских испытательных комиссиях, где сдавали экзамены и обычные студенты, привело к забавной проблеме. О ней упоминала в 1915 году в своих дневниках Надежда Платонова, жена историка С. Источник: Платонова Н. Дневник 1889—1921. Полторацкой, выданное для представления в испытательную комиссию Московского университета для сдачи экзаменов Изображение: Центральный государственный архив г.
Москвы Удостоверение выпускницы Высших женских юридических курсов В. Москвы Выдержавшие такие экзамены получали диплом и звание и могли пользоваться «всеми правами и преимуществами, предоставляемыми дипломами соответствующих мужских учебных заведений, кроме прав служебных и сословных». То есть поступить на госслужбу, имея диплом, женщина по-прежнему не могла, как и стать, например, адвокатом частным поверенным. Но могла устроиться на частное предприятие, что некоторые и делали, работая с документами и бухгалтерией. Некоторые выпускницы становились ассистентами и преподавательницами на своих же курсах. Но большинству приходилось довольствоваться лишь учительской и низкоквалифицированной работой вроде телефонисток и телеграфисток. Читайте также: Сколько зарабатывали и как жили учителя в Российской империи Даже среди преподавателей женских курсов не все придерживались мнения, что это образование должно давать и профессиональные права, а не только знания. Так, упомянутая выше Надежда Платонова писала в своих дневниках о декане историко-филологического факультета Бестужевских курсов И. Под занавес существования Российской империи в Петербурге открылись, наконец, и первые государственные женские институты — медицинский в 1897 году и педагогический в 1903-м , а также Высшие женские богословско-педагогические курсы в Москве в 1914-м.
Они, конечно, всё рано не были равны университетам, но профессию давали. Педагогический вуз готовил учительниц, а богословские курсы — преподавательниц женских епархиальных училищ. Выпускницы же медицинского института поначалу получали звание «врач женщин и детей» , не могли поступать на государственную службу, но имели право вести частную практику и занимать должности в некоторых медучреждениях, работать в женских отделениях больниц. Лишь с 1904 года выпускницам института предоставили возможность работать наравне с мужчинами в лечебных заведениях всех профилей, а также претендовать на соискание учёных степеней в области медицины. Группа слушательниц женского педагогического института, открытого в 1903 году в Петербурге. В центре — директор института историк С. Санкт-Петербург, 1906 г. Как женщины стали вольнослушательницами университетов во второй раз Ехать за границу большинству было не по карману. Учиться на частных курсах, при всей их популярности, могли и хотели не все: это не давало полноценных прав, да и не везде соответствовало университетскому уровню преподавания, а одни только Бестужевские курсы, конечно, не могли вместить всех желающих, хоть количество учащихся там и росло.
Поэтому многие женщины по-прежнему стремились в университеты. Новый виток борьбы за женское высшее образование непроизвольно вызвал своим неосторожным высказыванием министр народного просвещения П. Он заявил, что собирается пересмотреть университетский устав 1884 года, и у сторонников равноправия вновь появилась надежда на решение женского вопроса. Выпускники Московского университета 1901 года министру народного просвещения П. Социально-историческая судьба Однако в высоких кабинетах этот оптимизм мало кто разделял. Например, на страницах газеты «Гражданин», не стесняясь в выражениях, рвал и метал князь В. Он призывал не пускать «баб» в университеты, заявляя, что иначе вузы превратятся в «притоны разврата», обвинял «учёных женщин» и «курсисток» в «гадких манерах» и «распущенности». Вот только одна из его фраз: «Когда в аудиториях прибавится ещё тысчонка представителей прекрасного пола, то им очень удобно будет слушать лекции, сидя на коленях студентов, и от этого удобства будет весело и тем, и другим». Газета «Гражданин», выпуск от 11 сентября 1901 г.
Социально-историческая судьба В условиях не стихавших с 1899 года студенческих забастовок статья Мещерского произвела эффект разорвавшейся бомбы. Волнения разразились с новой силой, отдельные сходки собирались конкретно против выпада Мещерского. Считаться приходится не с г. Мещерским, приходится считаться с тем, что стоит за его спиной, что даёт ему силу говорить нагло и невозмутимо…». Из резолюции «Союза студентов Петербургского университета». Социально-историческая судьба Мещерский за свою выходку отделался «высочайшим порицанием». Но критиковалось не содержание статьи, а лишь тон автора. Слушательницы историко-филологического факультета Высших женских курсов, участницы семинара профессора Ивана Михайловича Гревса. Правда, для этого всё равно выпускницам иностранных вузов приходилось заново подтверждать свои знания: в 1902 году их допустили к сдаче экзаменов при императорских университетах и Петербургском женском медицинском институте.
Второй «женский поход» в университеты Первая революция 1905 года вынудила власти не только возродить высшие женские курсы, но и стала толчком для нового «женского похода» в университеты. Свою роль в этом сыграли женские организации. Например, «Союз равноправия женщин», «Русское женское взаимно-благотворительное общество», «Женская прогрессивная партия». Так, Русское женское взаимно-благотворительное общество стало рассылать прошения о допуске женщин вольнослушательницами по университетам страны. К 1906 году советы всех российских университетов, за исключением Варшавского на тот момент временно закрытого , допустили женщин в качестве вольнослушательниц. Это стало возможным благодаря тому, что под давлением революционного движения правительство в 1905 году приняло временные правила для университетов, и те получили ограниченную автономию. Постепенно советы вузов и вовсе стали признавать ненормальным то, что вольнослушательницы при прочих равных не имеют права без высочайшего разрешения сдавать экзамены и получать дипломы. Профессор права Московского университета В. Два этюда по женскому вопросу».
Социально-историческая судьба Несмотря на это ограничение, многие женщины, замужние и незамужние, с детьми и без, вдовы, поспешили воспользоваться открывшейся возможностью. Всего за пару лет в России появилось около 2130 вольнослушательниц. Училась вольнослушательницей на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета.
Она занималась наблюдениями и открыла несколько космических объектов. Первые вехи достижения равноправия женщин, хоть и ограниченные, сыграли важную роль в истории борьбы за гендерное равенство. Они открыли дорогу для последующих поколений, которые продолжали бороться за свои права и свободы. Сегодня равноправие женщин стало одной из важнейших целей многих стран и организаций, и мы видим, как эта борьба продолжается и развивается в разных уголках мира. Значимые моменты в борьбе за гендерное равенство Борьба за гендерное равенство у женщин была длительным и сложным процессом, который продолжался в течение десятилетий. В течение истории было несколько значимых моментов, которые сыграли важную роль в достижении равенства полов. Появление суффражисток В конце XIX и начале XX века по всему миру возникло движение суффражисток, которое стало катализатором борьбы за права женщин.
Эти женщины активно выступали за право голоса и равные политические возможности. Они организовывали акции протеста, митинги и петиции, чтобы привлечь общественное внимание к своей борьбе. Волна феминизма В 1960-х годах начался новый этап в борьбе за гендерное равенство — волна феминизма. Женщины всего мира поднялись против дискриминации и неравноправия. Они боролись за доступ к высшему образованию, равную оплату труда, контроль над своим телом и другие права, которые ранее были отказаны им только из-за их пола. Этот закон запрещает дискриминацию на основе пола в области занятости.
Когда женщинам дали право управлять автомобилем
История женских прав в России: когда женщинам впервые разрешили получать высшее образование и как появился Международный женский день. Когда появилось избирательное право для женщин в Великобритании. Проект посвящен истории развития прав и свобод женщин на протяжении времени. В России появились Высшие женские курсы, которые по имени их директора Константина Бестужева-Рюмина получили название Бестужевских. Ключевые слова: права женщин, женщина, Древний Рим, статус женщин. сказала Людмила Алексеева "Интерфаксу" в связи с отмечаемым в воскресенье Международным женским днем.
Краткая история феминизма
Когда женщины боролись за свои права? Данное движение возникло на волне классического либерализма в XVIII веке, но активизировалось с конца 1960-х годов. Какая организация защищает женщин? Организация «ООН-женщины», защищающая права женщин и девушек, была создана для ускорения прогресса по всему миру с целью удовлетворения их нужд и потребностей. Кто первый начал бороться за права женщин? Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX века. Среди активисток этого времени — София де Кондорсе. Автором термина считается Шарль Фурье. Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США 1775—1783.
Как называется женщина которая обеспечивает мужчину? Как в старину называли девушек?
Чтобы подзаработать и иметь возможность обеспечивать себя в Москве, Герье давал частные уроки по истории и устроился на работу в Первый московский кадетский корпус учителем истории". Его волновали и вопросы равноправия, вот почему много сил и времени он посвятил борьбе за право женщин получать образование в России на равных основаниях с юношами. Считается, что всерьез задумываться над этим историк начал как раз в те времена, когда занимался репетиторством. Среди его учениц, бравших уроки на дому, напомним, оказалась и его будущая жена. Она, как и все другие девушки, могла рассчитывать только на домашнее образование.
Исключением была только знаменитая Софья Ковалевская, первая в мире женщина, получившая звание профессора математики и ставшая членом Санкт-Петербургской академии наук. Владимир Герье являлся их бессменным руководителем с 1872 по 1888 год.
Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало женский "идеал". Долгие годы государственные высшие учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола. Состав студенчества жестко регулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности России ее власти были принципиальными противниками совместного обучения мужчин и женщин в средней и высшей школе. И все же, женское образование - великое завоевание женщин XIX в.
Именно образование давало женщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу. Но, как заявила на Всероссийском съезде по женскому образованию, журналистка и общественный деятель А. Тыркова: "... Внутренний рост женского "Я" требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать её хочет новая женщина"[7] Итак, проблемы женского образования имеют давнюю историю и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине. Менялось отношение к женщине — менялось и отношение к женскому образованию. В заключение хочется отметить, что женское образование — это не раздельные уроки или раздельное обучение, это даже не идеология преподавания.
Это признание равных прав и возможностей, это равное отношение к образованию женщины и мужчины. Список использованной литературы 1 Константинов Н. История педагогики. Для педвузов. Из истории женского профессионального образования. И отв. Иваново, 1997.
Учебное пособие. Хрестоматия [5] Пушкарева Н. Характеристика основных женских учебных заведений 3. Смольный институт был учрежден как закрытое учебное заведение для дочерей дворянской знати. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вел речь о воспитании "новой породы" людей. В институт принимали дочерей дворян и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение словесности, истории, географии, иностранным языкам, рисованию.
Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению. Обучение продолжалось 12 лет и делилось на четыре возраста по 3 года каждый. Позже, когда срок обучения сократили до 9 лет, стало три возраста. В младшем возрасте девочек учили Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м возрасте прибавлялись история и география, в 3-м — словесные науки, скульптура, архитектура, геральдика, физика, токарное дело. Воспитанницы последнего возраста по очереди назначались в младший класс для практического ознакомления с приемами воспитания и обучения. Уроки шли с 7 до 11 и с 12 до 14 часов, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными прогулками, играми на свежем воздухе или в залах.
Воспитанницы учились круглый год, каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились экзамены. За день до экзамена воспитанница получала билет и должна была хорошо подготовится. Обычной платой за содержание воспитанниц было 300 рублей в год, но за отдельных воспитанниц платили значительно больше, и эти средства шли на воспитание бедных. Более половины девочек обучались на счет благотворителей. Пансионерки императрицы носили зеленые платья, а пансионерки частных лиц - ленточку на шее, цвета, выбранного благотворителем. На торжественные собрания и любительские театральные представления приглашали представителей Императорского Двора, дипломатов, высших военных и гражданских чинов; число приглашенных иногда доходило до тысячи.
Преподавание было поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественно француженкам, так как русских учителей недоставало даже для мужских училищ. Естественно, что и учение шло на иностранных языках. Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте учили монахини. Наказания не допускались, и единственным средством исправления провинившихся служило "пристыжение" перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков» Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте - коричневого или вишневого цвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть "кофейницами". Во втором - темно-синего, в третьем - голубого и в старшем возрасте - белого. Коричневый цвет символизирует близость к земле и, вдобавок, более практичен, особенно для младших детей.
Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность, аккуратность. Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году, установившая плохое знание воспитанницами русского языка, и предписала увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке. В то же время, комиссия установила общечеловеческие цели воспитания в институте чисто женскими В 1848 году «мещанская половина» Смольного института, была преобразована в Александровское училище, и в том же году в нем был открыт класс с педагогическим уклоном. Следует отметить, что императрица постоянно держала в поле своего зрения все, что касалось Смольного института. Она дозволяла воспитанницам писать ей письма, при посещениях знакомилась с постановкой учебного и воспитательного процесса, рассматривала рукоделия, обходила помещения, бывала на концертах и спектаклях, приезжала на богослужения в институтскую церковь. По окончанию, 12 лучших учениц по высочайшему указу были награждены золотыми медалями, получили императорские «шифры» золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками , пожизненную пенсию и были определены ко двору став фрейленами. Первый выпуск состоялся в 1802 году.
Мария Фёдоровна лично следила за устройством дальнейшей жизни каждой институтки.
Императрица разумно рассудила, что эрудированные дамы окажут влияние на своих мужей, а значит, на страну в целом. В 1764 г. Туда на 12 лет обучения принимались дочери дворян, причем с родителей брали подписку о невозможности «истребования» девочек до истечения срока. С 1858 года начали работу училища для девочек из незнатных семей, в 1869 г. Но и после них у женщин были проблемы с трудоустройством. Для обеспечения дам работой в 1893 г. В России с 1862 г.
А два года спустя в Санкт-Петербурге открылся первый магазин рукоделий, приглашавший на работу — неслыханно! В 1910 г. Клара Цеткин предложила отмечать Международный день борьбы за права женщин. Идея прижилась спустя каких-то 67 лет. В 1977 году ООН объявила 8 марта Международным женским днем, но слово «борьба» из названия праздника исчезло. Дамам стали вручать цветы и подарки, лишь бы те отвязались от мужчин со своими правами.
Как женщины боролись за свои права и начали революцию в России
Стремление женщин за общественные и гражданские права началось в различные времена и в разных частях мира, и эта борьба продолжается до сих пор. Женщины у нас не для избирательного права. Но еще у женщин есть особое право: выйти на пенсию раньше, если они воспитали как минимум троих детей. В следующем 1909 году Женский день вновь был отмечен маршами и забастовками женщин. История женских прав в России: когда женщинам впервые разрешили получать высшее образование и как появился Международный женский день. Почему женщины до сих пор борются за свои права (18+). Как феминизм изменился после Второй мировой войны и почему мало получить законные права — нужно еще иметь возможность их реализовать.
По любви или по расчету? Мужское / Женское. Выпуск от 25.04.2024
При этом считалось, что женщины некоторых профессий не могут выходить замуж. Например, в Швейцарии вплоть до 1965 года женщинам было запрещено выходить замуж! А жительницы ФРГ до 1977 по закону обязаны были спросить у мужа разрешения, прежде чем выходить на работу. Первопроходцем стала Люси Стоун, американская суфражистка, которая вышла замуж в 1855 году и сохранила свою девичью фамилию. Она оказалась куда удачливее и богаче своего мужа, потерявшего все деньги на инвестициях. Заниматься спортом Первые современные Олимпийские игры в Афинах в 1896 году были закрыты для женщин. Их организатор Пьер де Кубертен счел, что участие дам было бы «непрактичным, неинтересным, неэстетичным и неприличным». Побороться с таким отношением к женскому спорту попробовала Алиса Милье. Именно она в 1922 году организовала в Париже первые Мировые женские игры. Женщины соревновались в атлетических видах спорта.
Затем последовали еще 4 олимпиады, и тогда Милье рискнула обратиться в Международный олимпийский комитет, требуя исключить из программы традиционных Олимпийских игр женские виды спорта. Правда, переговоры с Международными спортивными федерациями ни к чему не привели, и просьба Милье была отклонена.
Средства на первоначальные исследования выделила соратница Сэнгер Кэтрин Маккормик — одна из первых женщин-биологов с научной степенью Массачусетского технологического института и наследница огромного состояния. Одновременно с американцами над изобретением таблетки работали европейские ученые. В 1961 году Schering AG, которая позднее вошла в состав Bayer, выпускает на рынки Германии и Австралии гормональный контрацептив «Ановлар». Доля гормонов в нем была значительно ниже, чем в американских аналогах, что делало его безопаснее. Основные действующие вещества в средствах оральной контрацепции — синтетические аналоги гормонов прогестерона и эстрогена. Гестаген — синтетический прогестерон — выполняет основную работу, поэтому его постоянно модифицируют.
В 2000-х годах использовали гестаген четвертого поколения, а несколько лет назад появились новые контрацептивы с идентичным натуральному эстрогеном, который метаболизируется сразу в эстрадиол — гормон, вырабатываемый самим женским организмом. Как право на выбор не пришло вместе с таблеткой С появлением противозачаточных таблеток женщины впервые получили возможность планировать семью, а вместе с ней — будущее. Например, появилась возможность долго учиться. И подниматься по карьерной лестнице, не опасаясь, что внезапная беременность остановит движение. Впрочем, одна таблетка проблему не решала. В первой половине 1960-х на Западе поднялось движение за ограничение оральной контрацепции — по крайней мере, для неженатых и бездетных людей. Сторонники таких мер сравнивали таблетку с прерыванием беременности. В США женщинам пришлось отстаивать в Верховном суде право на оральные контрацептивы.
Для замужних они стали доступны во всех штатах лишь в 1965 году. Для незамужних — только в 1972-м. Как репродукцию пытаются сделать справедливой В 1979 году Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех видов дискриминации против женщин. В ней провозглашается, что «роль женщины в продолжении рода не должна быть причиной дискриминации». Даже больше — заявляется, что за воспитание детей ответственны и женщины, и мужчины, и даже всё общество. В США в 1997 году появилось движение за репродуктивную справедливость. Оно выступает за «право человека на личную и телесную автономию, право иметь детей, не иметь детей, воспитывать детей в безопасных и устойчивых условиях». Почему женщины вновь выходят на улицы отстаивать свои свободы.
Pro-life или Pro-choice Во второй половине 2010-х мировую политику накрыла консервативная волна. Репродуктивная свобода вновь стала поводом для дискуссий. В США вопрос репродуктивной свободы женщин всегда был политическим и партийным. Десятилетиями длящаяся борьба между теми, кто «за жизнь» Pro-life , и теми, кто «за выбор» Pro-choice , основана на решении Верховного суда в деле «Роу против Уэйда».
Как следствие, генофонд утрачивает высший интеллектуальный потенциал, а популяция уменьшается. Иное значение получает эмансипация в гражданском праве, имея много общего с древнеримским прочтением.
Этим понятием именуется обретение недостигшим совершеннолетия подростком полного набора прав гражданина. В России юридический акт эмансипации возможен в отношении лиц от 16 лет, которые занимаются индивидуальной предпринимательской с родительского согласия или иной трудовой деятельностью, что оформляется решением органов опеки. При отсутствии согласия кого-то из родителей обязателен судебный порядок. Также полную дееспособность на основании решения суда приобретают граждане старше 16 лет, вступившие в брак и родившие ребенка.
Но на деле в те времена прекрасным дамам жилось далеко не так сладко, как пел в своих стихах автор «Божественной комедии». В IX веке на одном из церковных соборов всерьез обсуждали вопрос, человек ли женщина вообще? Но потом потолковали и решили, что от кого же Христу было перенять человеческую природу, если не от Девы Марии? Постановили: женщины — все-таки люди. Но Еву прельстил змей-искуситель, если бы не она, жили бы люди в раю припеваючи. Так что проблемы все из-за женщин, и относиться по-людски к ним так и не стали. Несмотря на шквал критики в адрес женщин, отдельные умы задавались вопросами, как в одном лице примирить Еву и Богоматерь? В среде простолюдинов о таких вопросах не беспокоились. Женщина вызывала страх, недоверие и презрение. В границах дома ей не было равных в доминировании по части сексуального, и, безусловно, мужчине следовало обуздать её. Из-под пера мужчин особенно церковного звания , лишённых женского общества, родился образ виновницы в грехопадении, жестокой волчицы и ненасытной похотливой свиньи. Раз она соблазняет, значит следует её ненавидеть. Научно истолковать! Аристотель высказывался в том роде, что у женщины нет ума: совершенно бессознательное существо, которое не ведает что творит. Иероним Стридонский настоятельно рекомендовал наказывать её за проступки и бить. Со временем авторы ещё немного «преобразили» женщин, добавив ряд характеристик: расточительная, болтливая, капризная. Достоинств — минимум. Из этого получилось немного, кроме как опусы наподобие, что у женщины меньше жизненного тепла, чем у мужчины, а живут дамы дольше лишь потому, что меньше работают и интимные связи для них не так изнурительны. Средневековые учёные мужи обращались к опыту Гиппократа и Галена, а также к астрологии.
Юридические права женщин в истории
Отсутствие прав у женщин в прошлом относится отнюдь не ко всем культурам. Как женщины добились права быть лётчицами. С 1975 года Организация Объединенных Наций (ООН) в связи с Международным годом женщин приняла решение проводить Международный женский день каждое 8 марта. права женщин в России.
Когда у женщин появились права в России
Незамедлительно появляются симптомы тяжелого невроза, который мучает женщин всю жизнь. Тогда же появились и первые отечественные законы в поддержку женских прав: теперь женщины могли наследовать имущество и работать гувернантками. Конституция СССР гарантировала равноправие женщин: «Женщинам в СССР предоставляются равные с мужчинами права во всех сферах хозяйственной, государственной, культурной, общественной и политической жизн.