О ранних годах жизни и семье поэта также известно мало и в основном из сочинений самого Данте. 25-летний Данте был убит этой новостью и писал, что не знает, как жить дальше. Когда Данте исполнилось девять лет, в его жизни произошла встреча, изменившая историю всей итальянской литературы. Самым известным произведением в биографии Данте Алигьери стала «Божественная комедия», которую писатель создавал с 1306 года и до конца своей жизни.
Жизнь Данте: политик-скиталец
- Поэт-изгнанник
- 2. Тайна святой Лючии
- Данте и Беатриче: любовь на века
- Данте Алигьери: биография, личная жизнь, фото и видео
- Данте Алигьери: биография и творчество, самые важные факты -
- Данте - 755 лет: Что мы знаем о поэте ХIII века
Данте. Жизнь: Инферно. Чистилище. Рай
На первых порах он нашёл приют у властителя Вероны, Бартоломео делла Скала. Позднее он прибыл в Болонью, в Луниджьяне и Казентино, в 1308—1309 гг. Он вернулся в Италию, чая ей обновления, себе — возвращения гражданских прав. Но император-идеалист внезапно скончался 1313 , а 6 ноября 1315 г.
Беатриче становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в её образе, когда Беатриче уже умерла в 1290 году , а сам он вступил в один из тех деловых браков, по политическому расчёту, какие в то время были приняты. Семья Данте держала сторону флорентийской партии Черки, враждовавшей с партией Донати. Точная дата его женитьбы неизвестна.
Известно, что в 1301 году у него уже было трое детей Пьетро, Якопо и Антония. Когда Данте был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с детьми, сохраняя остатки отцовского достояния. В дальнейшем, когда Данте слагал свою «Комедию» в прославление Беатриче, Джемма в ней не была упомянута ни единым словом. В последние годы он жил в Равенне; вокруг него собрались его сыновья, Якопо и Пьетро, поэты, будущие его комментаторы, и дочь Антония; только Джемма жила вдали от всей семьи. Боккаччо, один из первых биографов Данте, обобщил всё это: будто Данте женился по принуждению и уговорам, а потому в долгие годы изгнания ни разу не подумал вызвать к себе жену. Беатриче определила тон его чувства, опыт изгнания — его общественные и политические взгляды и их архаизм.
Творчество Данте Алигьери, мыслитель и поэт, постоянно ищущий принципиальное основание всему, что происходило в нём самом и вокруг него. Именно эта вдумчивость, жажда общих начал, определённости, внутренней цельности, страстность души и безграничное воображение определили качества его поэзии, стиля, образности и абстрактности. Любовь к Беатриче получала для него таинственный смысл; он наполнял ею каждое произведение. Её идеализированный образ занимает значительное место в поэзии Данте. Первые произведения Данте датируются 1280-ми годами. В 1292 году им была написана повесть об обновившей его любви «Новая жизнь» «La Vita Nuova» , составленная из сонетов, канцон и прозаического рассказа-комментария о любви к Беатриче.
Уже в изгнании Данте пишет трактат «Пир» Il convivio, 1304—1307. Создавал Алигьери и политические трактаты. Позже Данте очутился в водовороте партий, был даже завзятым муниципалистом; но у него была потребность уяснить для себя основные принципы политической деятельности, поэтому он пишет свой латинский трактат «О монархии» «De Monarchia». Данное произведение — своеобразный апофеоз императора-гуманиста, рядом с которым он желал бы поставить столь же идеальное папство. В трактате «О монархии» сказался Данте-политик. Данте-поэт отразился в произведениях «Новая жизнь», «Пир» и «Божественная комедия».
Всем знакомый портрет Данте Алигьери лишён достоверности: Боккаччо изображает его бородатым вместо легендарного гладко выбритого, однако, в общем его изображение отвечает нашему традиционному представлению: продолговатое лицо с орлиным носом, большими глазами, широкими скулами и выдающейся нижней губой; вечно грустный и сосредоточенно-задумчивый. Это первое воплощение того простого и вместе необыкновенно сложного, чреватого многими последствиями чувства, которое определило развитие заветнейших сторон дантовской души. Любовь Данте трогательна по своей наивности и свежести, однако вместе с тем в ней чувствуются веяние сурового и внимательного к себе духа, рука художника, думающего сразу о многом, переживающего сложнейшие драмы сердца. Образные описания добродетелей и достоинств Беатриче, проникновенный анализ экстатического обожания Данте своей возлюбленной придают яркость и одухотворённость его схематическим литературным приёмам. В произведении объединены поэтические традиции трубадуров, выстроивших иерархию любовного чувства: от простого увлечения до высшего озарения, и поэтов «сладостного нового стиля», превозносивших в любви источник поэтического вдохновения. В дантовском романе речь идёт о земной любви с «дамой-ширмой» и о высокой любви, благодаря которой счастливый избранник получает второе рождение.
Юная Беатриче Портинари, которую поэт видел лишь три раза в жизни, внушила ему целомудренное, духовно преображающее чувство. Стиль романа характерен смешением поэзии и прозы, конкретики и аллегоричности. К аллегориям в романе следует отнести сны, священные числа 9 и 18, большинство цветообозначений. Аллегоричен центральный женский образ: Беатриче олицетворяет философское начало, ведущее человека к Богу, к познанию окружающего мира и самого себя. Пир трактат Данте В «Пире» между 1304 и 1307 гг.
Дочь выбрала путь служения Богу и ушла в монахини.
После изгнания мужа супруга Джемма оставалась во Флоренции с детьми и старалась сохранить их состояние. Жена Данте не упомянута ни в одном произведении, а Беатриче были посвящены многие сонеты из сборника «Новая жизнь». Кроме того, она — ключевой персонаж «Божественной комедии». Работа над «Божественной комедией» заняла 15 лет. Она — своего рода энциклопедия Средневековья, которая состоит из трех частей и описывает путешествие автора к Богу. Его спутником по кругам ада и рая был Вергилий.
Тяжким грехом, по мнению поэта, является не алчность, гнев или гордыня, а измена, предательство близкого человека, обман доверившегося. Воры, грабители и другие преступники находятся не на самых глубоких кругах ада. Изменники же расположены на девятом кругу. Умер от малярии. После изгнания из Флоренции Данте был приглашен в Равенну синьором города Гвидо де Полента и получил должность его посла. В августе 1321 года он должен был посетить Венецию с целью подписания мирного договора с республикой Сан-Марко.
Но на обратном пути, проезжая между Адриатическим морем и заболоченной местностью в бассейне реки По, Данте заболел малярией. Победить недуг не удалось, смерть забрала жизнь поэта ночью 14 сентября. Урна с останками Данте была похищена монахами-францисканцами во время ее перевозки из Равенны во Флоренцию. Они не пожелали расставаться с талантливым литератором. В 2008 году, через 690 лет после смерти Данте правительство Флоренции аннулировало приказ об его изгнании. Тем не менее, сами отнеслись к решению с недоверием, заявив, что это сделано только ради привлечения туристов.
Божественная комедия — Видение Данте ада. Атака леопарда рыси , льва и волчицы.
Можно сказать, что "Божественная комедия" положила начало реализму в современной художественной литературе. Извинения муниципалитета Данте Алигьери также занимался философией, написал несколько произведений в прозе, сочинял лирические стихи. Он так и не вернулся во Флоренцию и провел свои последние дни в Равенне. По-видимому, он заразился малярией, возвращаясь с дипломатической миссии, и умер 14 сентября 1321 года в возрасте 56 лет. Почти сразу же город Флоренция обратился с просьбой о возвращении его останков в родной город. Равенна отказалась, но во Флоренции, тем не менее, построили гробницу Данте в базилике Санта-Кроче в 1829 году.
Данте Алигьери: краткая биография и интересные факты — ТОП-14
Сын этого Алигьери, Беллинчоне, дед Данте, изгонявшийся из Флоренции во время борьбы гвельфов и гибеллинов, вернулся в родной город в 1266 году, после поражения Манфреда Сицилийского при Беневенто. Алигьери II, отец Данте, видимо, не принимал участия в политической борьбе и оставался во Флоренции. Точная дата рождения Данте неизвестна. По свидетельству Боккаччо, Данте родился в мае 1265 года. Сам Данте сообщал о себе Комедия, Рай, 22 , что родился под знаком Близнецов, который в 1265 году длился с 18 22 мая по 17 21 июня. В современных источниках чаще всего приводятся даты второй половины мая. Также известно, что Данте был крещён 25 марта 1266 года в первую страстную субботу под именем Дуранте.
Первым наставником Данте был известный в то время поэт и учёный Брунетто Латини. Место, где учился Данте, неизвестно, но он получил широкие познания как в античной, так и в средневековой литературе, в естественных науках. Был также знаком с еретическими учениями того времени. С достаточно большой степенью достоверности предполагается, что в 1286—1287 годах Данте жил несколько месяцев в Болонье поблизости от сохранившихся доныне башен Гаризенда и Азинелли. В отсутствие каких-либо документальных подтверждений исследователи допускают, что наиболее вероятной причиной его пребывания в этом городе могло быть обучение в знаменитом университете. Ближайшим другом Данте был поэт Гвидо Кавальканти.
Ему Данте посвятил множество стихов и фрагментов поэмы «Новая жизнь». Первое актовое упоминание о Данте Алигьери как общественном деятеле относится к 1296 и 1297 годам, уже в 1300 или 1301 году он был избран приором. В 1302 году Данте был изгнан из Флоренции вместе с партией т. Он никогда больше не увидел своего родного города и умер в изгнании. Годы изгнания Годы изгнания были для Данте годами скитаний. Уже в ту пору он был лирическим поэтом среди тосканских поэтов «нового стиля» — Чино из Пистойи, Гвидо Кавальканти и др.
Его «La Vita Nuova Новая жизнь » уже была написана; изгнание сделало его более серьёзным и строгим. Он затевает свой «Пир» «Convivio» , аллегорически-схоластический комментарий к четырнадцати канцонам. Но «Convivio» так и не закончен: написано было лишь введение и толкование к трём канцонам. Не окончен, обрываясь на 14-й главе второй книги, и латинский трактат о народном языке, или красноречии «De vulgari eloquentia». В годы изгнания создались постепенно и при тех же условиях работы три кантики Божественной Комедии. Время написания каждой из них может быть определено лишь приблизительно.
Рай дописывался в Равенне, и нет ничего невероятного в рассказе Боккаччо, что после смерти Данте Алигьери его сыновья долгое время не могли доискаться тринадцати последних песен, пока, согласно легенде, Данте не приснился своему сыну Якопо и не подсказал, где они лежат. О судьбе Данте Алигьери очень мало фактических сведений, след его на протяжении лет теряется. На первых порах он нашёл приют у властителя Вероны, Бартоломео делла Скала; поражение в 1304 г. Позднее он прибыл в Болонью, в Луниджьяне и Казентино, в 1308—1309 гг. Идеальные грёзы его «Монархии» воскресли в нём с новой силой; он вернулся в Италию вероятно, в 1310-м либо в начале 1311 года , чая ей обновления, себе — возвращения гражданских прав. Его «послание к народам и правителям Италии» полно этих надежд и восторженной уверенности, однако, император-идеалист внезапно скончался 1313 , а 6 ноября 1315 г.
Раньери ди Заккария из Орвьетто, наместник короля Роберта во Флоренции, подтвердил декрет изгнания в отношении Данте Алигьери, его сыновей и многих других, осудив их на казнь, в случае, если они попадутся в руки флорентийцев.
Они приводят Данте к замку, окружённому семью стенами , где живут античные герои и философы. Круги Данте Круги Данте Франческа и Паоло Данте поместил в ад «Божественной комедии» многих врагов, но некоторым грешникам он искренне сочувствовал. Например, в круге сладострастников поэт встречает Франческу родом из Равенны.
При жизни по политическим мотивам её выдали замуж за правителя города Римини — человека знатного, но уродливого и с дурным нравом. Своему супругу дама предпочла его младшего брата Паоло. Однажды, застав любовников вместе, муж заколол обоих, это произошло около 1280-х годов. На том свете несчастных мучает вечный вихрь, однако жестокому супругу тень Франчески предсказывает ещё более страшную участь в самых глубинах ада.
История влюблённых была широко известна в средневековой Италии и много раз перерабатывалась в литературе после «Божественной комедии». Но сам поэт мог знать её лучше других, ведь он был близко знаком с семьёй Франчески. Дело в том, что в годы политического изгнания 1302—1321 Данте много скитался по Италии. Ему приходилось искать кров у друзей и знатных покровителей.
Во второй половине 1310-х Данте перебрался в маленький городок Равенну, в дом, подаренный ему сеньором города Гвидо Новелло да Полента — племянником несчастной Франчески. Гвидо сам был поэтом, интересовался литературой. Он считал престижным иметь при дворе такого человека, как Данте, уже прославившегося благодаря опубликованным «Аду» и «Чистилищу». Период жизни в Равенне оказался для автора «Божественной комедии» самым умиротворённым.
Он разочаровался в бывших партийных соратниках и отошёл от участия в политических интригах Италии.
Считается, что Данте принялся за Божественную Комедию около 1307, прервав работу над трактатами Пир Il convivio, 1304-1307 и О народном красноречии De vulgari eloquentia, 1304-1307. В этом произведении он хотел представить двойное вдение общественно-политического устройства: с одной стороны, как божественно предустановленного, с другой - как достигшего невиданного разложения в современном ему обществе "нынешний мир сбился с пути" - Чистилище, ХVI, 82. Основной темой Божественной Комедии можно назвать справедливость в этой жизни и в загробной, а также средства к ее восстановлению, отданные, по промыслу Божьему, в руки самого человека. Свою поэму Данте назвал Комедией, поскольку она имеет мрачное начало Ад и радостный конец Рай и созерцание Божественной сущности , и, кроме того, написана простым стилем в отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии , на народном языке, "каким говорят женщины". Эпитет Божественная в заглавии придуман не Данте, впервые он появился в издании, вышедшем в 1555 в Венеции.
Поэма состоит из ста песней приблизительно одинаковой длины 130-150 строк и делится на три кантики - Ад, Чистилище и Рай, по тридцать три песни в каждой; первая песнь Ада служит прологом ко всей поэме. Размер Божественной Комедии - одиннадцатисложник, схема рифмовки, терцина, изобретена самим Данте, вкладывавшим в нее глубокий смысл. Божественная Комедия - непревзойденный пример искусства как подражания, за образец Данте берет все сущее, как материальное, так и духовное, сотворенное триединым Богом, наложившим на все отпечаток своей троичности. Поэтому в основе структуры поэмы лежит число три, а удивительная симметричность ее строения коренится в подражании мере и порядку, которые Господь придал всем вещам. В письме к Кан Гранде Данте объясняет, что его поэма многозначна, это аллегория наподобие Библии. Действительно, поэма имеет сложную аллегорическую структуру, и хотя повествование почти всегда может держаться на одном лишь буквальном смысле, это далеко не единственный уровень восприятия.
Автор поэмы представлен в ней как человек, удостоившийся особой Божьей милости - совершить путешествие к Господу через три царства загробного мира, Ад, Чистилище и Рай. Это путешествие представлено в поэме как реальное, совершенное Данте во плоти и наяву, а не во сне или видении. В загробном мире поэт видит разнообразные состояния душ после смерти, в соответствии с воздаянием, определенным Господом. Грехи, за которые карают в Аду, делятся на три основные категории: распущенность, насилие и ложь; это три греховные наклонности, проистекающие из греха Адама. Этические принципы, на которых построен Дантов Ад, как и в целом его видение мира и человека, представляют собой сплав христианской теологии и языческой этики на основе Этики Аристотеля. Взгляды Данте не оригинальны, они были распространены в эпоху, когда основные труды Аристотеля были вновь открыты и усердно изучались.
Пройдя через девять кругов Ада и центр Земли, Данте и его проводник Вергилий выходят на поверхность у подножия горы Чистилища, расположенной в южном полушарии, на противоположном от Иерусалима крае Земли. Схождение в Ад заняло у них ровно столько же времени, сколько прошло между положением Христа в гробницу и его воскресением, и начальные песни Чистилища изобилуют указаниями на то, каким образом действие поэмы перекликается с подвигом Христа, - еще один пример подражания у Данте, теперь в привычной форме imitatio Christi. Восходя на гору Чистилища, где на семи уступах искупаются семь смертных грехов, Данте очищается сам и, достигнув вершины, оказывается в земном Раю. Таким образом, восхождение на гору - это "возвращение в Эдем", обретение утерянного Рая. С этого момента проводником Данте становится Беатриче. Ее появление является кульминацией всего путешествия, более того, поэт проводит подчеркнутую аналогию между приходом Беатриче и пришествием Христа - в истории, в душе и в конце времен.
Здесь подражание христианской концепции истории как линейного поступательного движения, центр которого образует пришествие Христа. С Беатриче Данте поднимается сквозь девять концентрических небесных сфер согласно устройству неба в птолемеево-аристотелевской космологии , где обитают души праведных, к десятой - Эмпирею, обители Господа. Там Беатриче сменяет св. Бернард Клервоский, который показывает поэту святых и ангелов, вкушающих высшее блаженство: непосредственное созерцание Господа, утоляющее все желания. Несмотря на такое разнообразие посмертных судеб, можно выделить один принцип, действующий на протяжении всей поэмы: воздаяние соответствует природе греха или добродетели, присущих человеку при жизни. Особенно четко это прослеживается в Аду зачинщики раздора и схизматики рассечены там надвое.
В Чистилище очищение души подчиняется несколько иному, "исправляющему" принципу глаза завистников накрепко зашиты. В Раю души праведных появляются сначала на том небе, или небесной сфере, которое лучше символизирует степень и природу их заслуг души воителей обитают на Марсе. В структуре Божественной Комедии можно выделить два измерения: загробная жизнь как таковая и путешествие по ней Данте, обогащающее поэму новым глубинным смыслом и несущее основную аллегорическую нагрузку. Теология в дни Данте, как и раньше, считала, что мистическое путешествие к Богу возможно и при жизни человека, если Господь по милости своей подарит ему эту возможность. Данте строит свое путешествие по загробному миру так, чтобы оно символически отражало "путешествие" души в мире земном. При этом он следует образцам, уже выработанным в современной ему теологии.
В частности, считалось, что на пути к Богу разум проходит три стадии, ведомый тремя различными видами света: Светом Естественного Разума, Светом Милости и Светом Славы. Именно эту роль играют в Божественной Комедии три проводника Данте. Христианская концепция времени заложена не только в центре поэмы : все ее действие вплоть до появления Беатриче призвано отразить то, что Данте понимал как путь искупления, предначертанный Господом для человечества после грехопадения. Это же понимание истории встречалось у Данте в трактате О монархии и высказывалось христианскими историками и поэтами например, Орсисием и Пруденцием еще за тысячу лет до Данте. Согласно этой концепции, Господь избрал римский народ для того, чтобы тот вел человечество к справедливости, в чем он и достиг совершенства при императоре Августе.
Каков он был, о, как произнесу, Тот дикий лес, дремучий и грозящий, Чей давний ужас в памяти несу! Так горек он, что смерть едва ль не слаще. Что это за жизнь, если мы живем слепо и абсурдно, сталкиваясь с предательством того обещания, с которым пришли в мир?
Это жизнь настолько горькая, безрадостная и безысходная, что мы проживаем ее, словно уже умерли. Это не жизнь, если «смерть едва ль не слаще». Но — и вот решающие слова, о которых я уже упоминал: Но, благо в нем обретши навсегда, Скажу про все, что видел в этой чаще. Мы находим здесь поразительное понимание непрерывности пути: если поддаться этой слепоте, она определит дальнейший путь. Чтобы продвинуться в поиске добра, содержащегося в жизни, нужно начать с того, что, трезво оценивая свое человеческое положение, не страшиться его. Наша слабость, наша уязвимость, наша ничтожность, наша неспособность спасти жизнь свою и наших детей, жен, мужей и друзей — это бессилие может стать нашей силой. Оно должно преобразиться в молитву, в неустанный поиск блага. И как ни парадоксально, но даже грехи могут стать началом.
Каков же первый шаг? Не помню сам, как я вошел туда [в этот сумрачный лес], Настолько сон меня опутал ложью, Когда я сбился с верного следа. Я не знаю, как там очутился. Другими словами: «Друзья, мы рождаемся в сумраке. Не вследствие какого-то нашего проступка, это исходная сущность человека». Я в сумрачном лесу, я ничего не вижу, но вот я подошел к холму, туда, где заканчивался темный лес, вселявший ужас в мое сердце, я поднял глаза, включил свой разум. И что подсказывал мне разум? Что где-то должно быть солнце.
Если есть я, то где-то должно быть то, к чему я стремлюсь, иначе никак нельзя объяснить переполняющее меня стремление. Как говорил великий Павезе, «если никто ничего не обещал нам, то чего же мы ждем? То есть если мы ждем чего-то, значит, кто-то и что-то обещал нам — это и есть изначальное обещание. Итак, здраво рассуждая, я понимаю, что где-то должно быть солнце. Очевидно, что речь идет о Боге: на протяжении всей истории человечества солнце является образом Бога во всех культурах, во всех традициях… И тут нельзя не вспомнить слова святого Франциска: De Te, Altissimo porta signifi cazione «Твое он, Господи, носит знаменование». Затем Данте вздохнул с облегчением: Тогда вздохнула более свободной И долгий страх превозмогла душа, Измученная ночью безысходной. Он увидел, как солнце освещает вершину холма, и почувствовал, что в жизни есть смысл, его страх рассеялся.
Деликатный сервис
Написанная терцинами, содержащая 14 233 стиха, она делится на три части или кантики и сто песней в каждой кантике по тридцать три песни и еще одна является вступительной ко всей поэме. Комедией она названа автором, который исходил из выработанной средневековой поэтикой классификации жанров. Определение «божественная» присвоили ей потомки. В поэме рассказывается о путешествии Данте по царству мертвых: право увидеть при жизни загробный мир — это особая милость, избавляющая его от философских и нравственных заблуждений и возлагающая на него некую высокую миссию. Данте, заблудившемуся в «сумрачном лесу» который символизирует конкретный, хотя и не названный прямо грех самого автора, и вместе с тем — грехи всего человечества, переживающего критический момент своей истории , приходит на помощь римский поэт Вергилий который символизирует человеческий разум, незнакомый с божественным откровением и ведет его по двум первым загробным царствам — царству возмездия и царству искупления. Ад представляет собой воронкообразный провал, заканчивающийся в центре земли, он разделен на девять кругов, в каждом из которых совершается казнь над особой категорией грешников только обитатели первого круга — души некрещеных младенцев и праведных язычников — избавлены от мук. Среди душ, встреченных Данте и вступивших с ним в беседу, есть знакомые лично ему и есть известные всем — персонажи античной истории и мифов или герои современности. В «Божественной комедии» они не превращены в прямые и плоские иллюстрации своих грехов; зло, за которое они осуждены, сложно сочетается с их человеческой сущностью, порой не лишенной благородства и величия духа среди наиболее прославленных эпизодов такого рода — встречи с Паоло и Франческой в круге сладострастников, с Фаринатой дельи Уберти в круге еретиков, с Брунетто Латини в круге насильников, с Улиссом в круге обманщиков, с Уголино в круге предателей. Чистилище — это огромная гора в центре необитаемого, занятого океаном южного полушария, уступами она разделена на семь кругов, где души умерших искупают грехи гордыни, зависти, гнева, уныния, скупости и расточительности, чревоугодия, сладострастия.
По-видимому, он заразился малярией, возвращаясь с дипломатической миссии, и умер 14 сентября 1321 года в возрасте 56 лет. Почти сразу же город Флоренция обратился с просьбой о возвращении его останков в родной город. Равенна отказалась, но во Флоренции, тем не менее, построили гробницу Данте в базилике Санта-Кроче в 1829 году. А в 2008 году муниципалитет Флоренции официально извинился за изгнание Данте 700 годами ранее. Его называют главным поэтом христианского мира. По мнению критиков, на сегодняшний день лишь Вильям Шекспир разделяет его первенство в литературе.
Январь — осень — Живет в горных замках графов Гвиди. Участвует в гражданской войне Первая Муджелан-ская война между черными гвельфами с одной стороны, белыми гвельфами и гибеллинами с другой. Осень — Живет в Форли и секретарствует у Скарпетты дельи Орделаффи. Продолжает работать над «Народным красноречием», создает цикл стихов о Каменной Даме.
Тогда начались скитания поэта по Италии, и больше он не вернулся во Флоренцию. В наиболее известных юношеских стихах Данте, испытавший влияние трубадуров, сицилийских поэтов и школы «сладостного нового стиля», воспевал свою возлюбленную Беатриче. Эти стихи и присоединенное к ним прозаическое повествование на итальянском языке составили первую в западноевропейской литературе его романизированную автобиографию «Новая жизнь» 1292. Затем были философские и политические трактаты — «Пир», «О народной речи» 1307 , «Послания» 1316 — являющиеся первыми образцами философской прозы на народном итальянском языке, где были изложены вопросы морали, богословия, родства романских языков и итальянских диалектов, учения о свойствах души и интеллекта. В трактате «Монархия» 1313 Данте впервые провозгласил принцип разделения духовной и светской власти, настаивая на полном суверенитете последней. Церковь немедленно осудила трактат и приговорила к сожжению.
Данте Алигьери – человек из легенды
dante1 Итальянский поэт Данте Алигьери, один из основателей литературного итальянского языка родился в 1265 году. Личная жизнь Главной музой Данте стала Беатриче Портинари, с которой он впервые встретился в 1274 г. На тот момент ему едва исполнилось 9 лет, тогда как девочке было на 1 год меньше. Когда Данте увлекся сочинительством, доподлинно не известно, но создание «Новой жизни» относится к 1292 году. Первые произведения Данте датируются 1280-ми годами. В 1292 году им была написана повесть об обновившей его любви «Новая жизнь» («La Vita Nuova»), составленная из сонетов, канцон и прозаического рассказа-комментария о любви к Беатриче. Данте Алигьери Dante Alighieri. Когда Данте увлекся сочинительством, доподлинно не известно, но создание «Новой жизни» относится к 1292 году.
7 секретов «Ада» Данте
Кроме того, Данте знал некоторые учения, объявленные церковью еретическими. Любовь в 9 лет с первого взгляда. В 1274 году девятилетний Данте заметил на празднике соседа девочку Беатриче Портинари и мгновенно влюбился в нее. Он никогда не сообщал ей о своих чувствах. Но с тех пор Беатриче оставалась единственной любовью Данте. Беатриче умерла в 24 года и это разбило сердце молодому поэту. Однако всепоглощающая любовь к ней стала самым светлым чувством в его жизни и определила будущее Данте Алигьери.
Во многих произведениях Беатриче изображена полубожеством, вдохновляющим его на свершения и никогда не покидающим лирического героя. Формальный брак в 13 лет. В 1277 году, когда Данте был подростком, его обручили с Джеммой ди Манетто Донати. Брак по расчету в то время не был чем-то удивительным. Они поставили свои подписи в контракте в присутствии нотариуса и формально стали семьей. У него было трое детей.
До 1301 года у него родились двое мальчиков Якопо и Пьеро и девочка Антония. Дочь выбрала путь служения Богу и ушла в монахини. После изгнания мужа супруга Джемма оставалась во Флоренции с детьми и старалась сохранить их состояние. Жена Данте не упомянута ни в одном произведении, а Беатриче были посвящены многие сонеты из сборника «Новая жизнь». Кроме того, она — ключевой персонаж «Божественной комедии». Работа над «Божественной комедией» заняла 15 лет.
Она — своего рода энциклопедия Средневековья, которая состоит из трех частей и описывает путешествие автора к Богу. Его спутником по кругам ада и рая был Вергилий.
Шурин — Корсо Донати — грабит его дом, сочиняет клеветническое дело о присвоении городских средств, ему присуждают штраф в пять тысяч флоринов и два года изгнания, но требуют явиться на суд.
Данте благоразумно не поехал, и тогда не заставил себя ждать новый приговор — сожжение на костре. Пройдет тринадцать лет, и новая городская власть объявит амнистию, вот только нужно будет надеть на себя мешок и босиком пройти по улицам города в бумажном колпаке с надписью «казнокрад». На такое унижение Данте пойти не может.
Флоренция подтверждает приговор в отношении Данте Алигьери, его сыновей и многих других, осудив их на казнь в случае, если они приедут в город. Данте не вернется во Флоренцию никогда. И никогда не простит ее.
Славный и прекрасный город не любит вспоминать черную страницу своей истории. Ночь с 13 на 14 сентября 1321 года перечеркнет возможность что-то исправить. Изгнание «…Я, как чужестранец, почти что нищий, исходил все пределы, куда только проникает родная речь».
Данте Алигьери, «Пир». Почти всю оставшуюся жизнь Данте проведет в пути, в пути и умрет. И ведь не то чтобы не было возможности осесть и начать сначала, добиться почета и благополучия.
Некоторые люди могут жить только так, как хотят. Компромиссы для них возможны только на время, и лишь на короткое. А потом — характер, натура и судьба начинают раскачиваться в резонанс, и снова нет у изгнанника ни дома, ни благополучия.
Он точно определил причину их будущих успехов — и будущих страданий. Твоя отчизна, стебель окаянный Того, кто первым Богом пренебрег И завистью наполнил мир пространный, Растит и множит проклятый цветок, Чьей прелестью с дороги овцы сбиты, А пастырь волком стал в короткий срок. Рай, IX, 127—132 Они с этим проклятым цветком почти ровесники.
Этот цветок — золотой флорин, который старше поэта всего на двенадцать лет, его начали чеканить в 1252 году. В нем и сила любимого города — и слабость его, и гордость — и низость, и в конце концов — падение и утрата былого величия. И коварство Медичи, и кровожадность Пацци — но это уже потом.
Данте уже не будет на свете. Ему позволит приехать и поселиться в Вероне видный деятель гибеллинов — Кан Гранде делла Скала. У этого человека были и храбрость, и талант, и ум, и вкус — сочетание, редкое где угодно и когда угодно.
В комплекте к этим качествам нередко достается и самомнение. Увы — у Кан Гранде делла Скала его было в избытке. Относясь с интересом и даже с уважением к поэтическому труду Данте, он в то же время мог попросить его почитать — за ужином, для гостей.
Однажды придворный шут начал хвастаться перед Данте подаренным нарядом: «А ты со всей твоей премудростью никогда не получал такого подарка». Данте ответил: «Так ведь ты здесь среди себе подобных. Но не я».
В 1316 году Дуранте дельи Алигьери получает приглашение от подесты Равенны Гвидо де ла Поленты поселиться в его городке. Поэт согласился. Тон письма был дружеским, автор ценил его дар и образованность, проявил уважение.
Но главное — это был племянник Франчески да Римини… Не помните? Я рассердился больше всего не на то, «Что целовались не мы, а голуби, И что прошли времена Паоло и Франчески», а на то что вы, девушка, даже не знаете, кто это! Не говоря уже, откуда цитата!
Блока все же узнали? Ну так что же вы… боялись спросить? О, великий Данте, для некоторых нерадивых учителей литературы нужно завести особый круг Ада — десятый.
Учительница этой девушки туда явно просится. Поисковый сервер — не ехидничает и не переспрашивает, в каком глухом лесу вас воспитывали. Он вежливый и точный.
Немедленно наберите и прочитайте! Итак, Гвидо Новелло да Полента пригласил Данте, создал условия для работы, подарил ему небольшой дом, снабдил деньгами. Но главное — наконец-то Данте смог регулярно видеться со своими детьми, Якопо жил с ним в доме, Пьетро часто приезжал из Вероны.
Дочь Антония постриглась здесь в монастырь под именем… Беатриче. Сюда Данте пригласил давнего друга — художника Джотто. В разговорах о поэзии нередко принимал участие и сам подеста Равенны.
Отсюда приглашали его в Болонью, где обещали увенчать его лавром, как лучшего поэта своего времени. Но Данте предпочел лавровому венку доброту и уважение правителя, дружбу учеников и любовь детей. Жаль только, что счастье длилось всего три года.
Равенна не позволила.
Всем знакомый портрет Данте Алигьери лишён достоверности: Боккаччо изображает его бородатым вместо легендарного гладко выбритого, однако, в общем его изображение отвечает нашему традиционному представлению: продолговатое лицо с орлиным носом, большими глазами, широкими скулами и выдающейся нижней губой; вечно грустный и сосредоточенно-задумчивый. Это первое воплощение того простого и вместе необыкновенно сложного, чреватого многими последствиями чувства, которое определило развитие заветнейших сторон дантовской души. Любовь Данте трогательна по своей наивности и свежести, однако вместе с тем в ней чувствуются веяние сурового и внимательного к себе духа, рука художника, думающего сразу о многом, переживающего сложнейшие драмы сердца.
Образные описания добродетелей и достоинств Беатриче, проникновенный анализ экстатического обожания Данте своей возлюбленной придают яркость и одухотворённость его схематическим литературным приёмам. В произведении объединены поэтические традиции трубадуров, выстроивших иерархию любовного чувства: от простого увлечения до высшего озарения, и поэтов «сладостного нового стиля», превозносивших в любви источник поэтического вдохновения. В дантовском романе речь идёт о земной любви с «дамой-ширмой» и о высокой любви, благодаря которой счастливый избранник получает второе рождение. Юная Беатриче Портинари, которую поэт видел лишь три раза в жизни, внушила ему целомудренное, духовно преображающее чувство.
Стиль романа характерен смешением поэзии и прозы, конкретики и аллегоричности. К аллегориям в романе следует отнести сны, священные числа 9 и 18, большинство цветообозначений. Аллегоричен центральный женский образ: Беатриче олицетворяет философское начало, ведущее человека к Богу, к познанию окружающего мира и самого себя. Пир трактат Данте В «Пире» между 1304 и 1307 гг.
Ренессансные теории стиля у Данте предваряет идея о важности духовной опоры на «образцовых», «правильных поэтов». Данте по-гуманистически верил в безграничность созидательных сил отдельной творческой личности, черпающей вдохновение в народной культуре и близкой народным нуждам и мировоззрению, воплощающей его истинные, «разумные» стремления в поэзии, её стиле и языке. Грамматически организованный народный язык новой литературы и культуры, который в трактате «О народном красноречии» провозглашается «исконным» и именуется «блистательной итальянской народной речью», должен был сформироваться из живой разговорной речи регионов Италии под влиянием культурной и литературной деятельности писателей. Первый трактат «Пира» заканчивается мыслью о том, что этот язык станет «новым светом, новым солнцем, которое взойдёт там, где зайдёт привычное; и оно дарует свет тем, кто пребывает во мраке и во тьме, так как старое солнце им больше не светит» I, XIII, 12.
В «Пире» между новыми идеями и поисками нового стиля и языка есть прочная связь. Когда Данте создаёт новый итальянский литературный язык и «прекрасный стиль», он заботится и об их соответствии с требованиями «благородной дамы», именуемой им в начале третьей канцоны «мадонной философией». В канцоне и в сопровождающих её рассуждениях Данте углубляет и демократизирует антисословные представления о благородстве как своего рода благодати, нисходящей на «благорасположенную» душу; его концепция «божественности» человека приобретает, безусловно, гуманистическую суть. Благородство у Данте предполагает содействие установлению на земле всеобщего благоденствия и общественной гармонии во всемирной и единодержавной империи, ибо «для устранения междоусобных войн и их причин необходимо, чтобы вся земля и чтобы всё, чем дано владеть человеческому роду, было Монархией, то есть единым государством, и имело одного государя, который, владея всем и не будучи в состоянии желать большего, удерживал бы отдельных государей в пределах их владений, чтобы между ними царил мир, которым наслаждались бы города, где любили бы друг друга соседи, в любви же этой каждый дом получал в меру своих потребностей и чтобы, удовлетворив их, каждый человек жил счастливо, ибо он рождён для счастья» «Пир», IV, IV, 4.
Мысль о том, что счастье заключается в земном существовании человека, и «что цель каждой добродетели в том, чтобы сделать нашу жизнь радостней» там же, I, VIII, 12 , несомненно революционна; можно вспомнить, что в «Пире» идея общественной мировой гармонии — «каждый человек каждому другому человеку от природы — друг» I, I, 8 — обоснована идеей гармоничности отдельного индивидуума, обычного земного человека. Такого рода идеи предвосхищают жизнеутверждающее миропонимание итальянского Возрождения и также служат предпосылками для формирования ренессансного стиля. Как и у поэтов той эпохи, поэма будто бы представляет собой аллегорическое здание. Так, дремучий лес, в котором поэт заблудился на середине жизненного пути, — символ совершённых на протяжении жизни грехов и испытываемых заблуждений.
Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица — три самые сильные страсти: соответственно сладострастие, гордыня, корыстолюбие. Этим аллегориям придаётся также политический смысл: рысь — Флоренция, пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов; лев, символ грубой физической силы — Франция; волчица, алчная и похотливая, — папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии некоторые историки литературы дают всей поэме Данте политическое толкование. От зверей рассказчика спасает Вергилий — разум, посланный к поэту Беатриче которая здесь предстаёт как символ божественного провидения.
Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Суть этой аллегории такова: человека от страстей спасает разум, а божественная благодать Беатриче в пер. Данте никогда не упускает возможности посчитаться со своими идейными противниками и личными врагами; он ненавидит ростовщиков, осуждает кредит как «лихву», свой век как век наживы и сребролюбия. По его мнению, деньги — источник многих зол.
Тёмное настоящее у него противопоставлено светлому прошлому, Флоренция буржуазная — Флоренции феодальной, когда всеми ценились умеренность, простота нравов, рыцарское «вежество» «Рай», рассказ Каччагвиды.
Затем были философские и политические трактаты — «Пир», «О народной речи» 1307 , «Послания» 1316 — являющиеся первыми образцами философской прозы на народном итальянском языке, где были изложены вопросы морали, богословия, родства романских языков и итальянских диалектов, учения о свойствах души и интеллекта. В трактате «Монархия» 1313 Данте впервые провозгласил принцип разделения духовной и светской власти, настаивая на полном суверенитете последней. Церковь немедленно осудила трактат и приговорила к сожжению. Вершиной творчества Данте является поэма «Комедия» 1307-1321 , позднее названная «Божественной», отразившая взгляд поэта на бренную и короткую человеческую жизнь с точки зрения христианской морали. Поэма изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». В поэме затронуты проблемы богословия, истории, науки и особенно политики и морали, католические догмы вступают в столкновение с отношением к людям, к миру поэзии с его культом античности.
Основные даты жизни и творчества Данте
Первое упоминание о Данте как общественном деятеле относится к 1297 году, когда принимал активное участие в политической жизни Флоренции. Вторая встреча Данте со смыслом своей жизни состоялась спустя много лет, когда муза и вдохновение поэта была уже замужней женщиной, общение с ней ограничилось лишь небольшим приветствием. В 1302 году Данте из-за интриг своих политических противников переехал в Верону.
Краткая биография Данте
Основные даты в жизни Данте 1265, вторая половина мая — Рождение Данте.1277, 9 февраля — Обручение Данте с Джеммой Когда Данте исполнилось девять лет, в его жизни произошла встреча, изменившая историю всей итальянской литературы. В 1286 году Данте, покинув семью, уезжает в Болонью, где поселяется в небольшом домике вместе с лучшим другом – поэтом Гвидо Кавалькати. Данте был приговорен к смертной казни в 1302 году, в результате столкновения белых и черных гвельфов. Данте Алигьери женился (в 1292 году) на Джемме Донати. Когда Данте увлекся сочинительством, доподлинно неизвестно, но создание произведения «Новая жизнь» относится к 1292 году.
Данте. Жизнь: Инферно. Чистилище. Рай
Это крупнейший поэт из Италии, мыслитель и богослов, политический деятель и литературовед оставил после себя в наследство потомкам свою «Божественную комедию». Исторических сведений о его жизни дошло до наших дней очень мало. Главным источником знаний служит автобиография, которая он описывает лишь конкретный период своей жизни. Родом Данте из Флоренции. Там он родился 26 мая 1265 года. Семья Алигьери была родовитой и обеспеченной. Сведений об образовании поэта нет. Сам Данте считал, что его знаний недостаточно, поэтому занимался самообразованием. Большое внимание он уделял изучению творчества античных авторов и изучению иностранных языков.
Рано умер Форезе.
В 1300 г. Данте избирается приором. В это время магнаты, используя чёрных гвельфов, ведут дело к призыву на помощь себе французских сил принца Карла Валуа, и идут на сделку с папой Бонифацием VIII. Данте активно выступает, протестуя. Осенью 1301 г. Там поэт узнаёт о сдаче Флоренции Карлу Валуа и о захвате власти чёрной партией. Многие его соратники изгнаны. В январе 1302 г. Данте был заочно осуждён во Флоренции и не вернулся туда, как оказалось, навсегда.
Вскоре его приговорили к сожжению и снесли его дом. На первых порах он нашёл приют у властителя Вероны, Бартоломео делла Скала. Жена осталась с детьми во Флоренции - сберегая имущество; но, скорее всего, Данте не питал к ней никаких чувств. Но считается, что и Беатриче, и Джемма похоронены в одной церкви. Сперва казалось, что изгнание - кратковременно. Однако сподвижники поэта в изгнании вскоре прекратили борьбу за возвращение на родину. Но девизом Данте можно считать слова:"Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно! В 1308—1309 гг. С 1309 г.
Генрих провозгласил своими целчми подчинение себе Италии, разгром Неаполитанского королевства и даже новый успешный крестовый поход с целью отаоевания Иерусалима. Апогеем надежд поэта стал 1311 год, когда Генрих осаждал Флоренцию. Поэт исполнился тогда жаждой мщенья городу, который его изгнал. Генрих неожиданно умер в 1313 г. После этого Данте ещё возлагает слабое упование на усилия правителей в Северной Италии для объединения страны, но оно не подтверждается... Между 1304 и 1307 гг. Данте высказал там много идей. Новый литературный язык - национальный итальянский будет «новым светом, новым солнцем, которое взойдёт там, где зайдёт привычное; и оно дарует свет тем, кто пребывает во мраке и во тьме, так как старое солнце им больше не светит». Стихи Данте писал исключительно на тосканском наречии, которое стало основой литературного итальянского.
Трактаты, впрочем, он сочинял на латыни. В "Пире" нашёл отражение утопический идеал общественного устройства для Данте - противопоставленная междоусобицам империя. Между прочим, в "Пире" Данте определили возрасты человека - до 25 лет юность, до 45 лет молодость зрелость? А ему после крушения всех надежд было за 45... В трактате "О монархии" резко осуждаются вмешательство церкви в светскую жизнь и пороки папского Рима. В 1315 г. Данте отказался от возвращения на родину по амнистии и осел в Равенне у правителя города, своего покровителя Гвидо Новелло да Полента, внучатого племянника отца Франчески да Римини. К нему переехали его дети, поэт последние годы жил среди поклонников. И писал своё главное сочинение.
Над «Божественной комедией» Данте начал работать в 1307 году. Сам Данте называл поэму просто "Комедией" - то есть в понимании того времени повествованием с большим количеством лиц. Поэт задумал не имеющее аналога повествование о загробных мирах в христианском понимании, о возмездии за образ земной жизни. Она делится на три части: первая часть «Ад» состоит из 34 песен, вторая «Чистилище» и третья «Рай» — по 33 песни. Всего в «Божественной комедии» 100 песен число 100 — символ совершенства. Поэт определил совершенно точно дату воображаемого странствия по загробным мирам после того, как он "очутился в сумрачном лесу". Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины. Каков он был, о, как произнесу, Тот дикий лес, дремучий и грозящий, Чей давний ужас в памяти несу! Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда, Скажу про все, что видел в этой чаще. Не помню сам, как я вошел туда, Настолько сон меня опутал ложью, Когда я сбился с верного следа. Но к холмному приблизившись подножью, Которым замыкался этот дол, Мне сжавший сердце ужасом и дрожью, Я увидал, едва глаза возвел, Что свет планеты, всюду путеводной, Уже на плечи горные сошел. Тогда вздохнула более свободной И долгий страх превозмогла душа, Измученная ночью безысходной. По астрономическим рассчётам, это произошло 8 апреля 1300 г. Именно 35 лет для Данте - половина жизни. Он ещё не изгнан, но уже в мятущемся состоянии, "утратив правый путь". Не случайно, что выбран юбилейный год - кратный ста от Рождества Христова. Данте встречает трёх дерущихся зверей: волчицу, льва и пантеру.
Данте начал посещать религиозную школу. В 1295-м году Данте вошел в гильдию, членство в которой открывало дорогу в политику. То был период обострения борьбы между императором и Папой, так что Флоренция разделилась на две противоборствующие группировки — «черные» во главе с Корсо Донати и «белые», к которым принадлежал Данте. В 1300-м году Данте был избран в городской совет, где во всем блеске проявился его ораторский дар. Со временем поэт становился все большим противником Папы, участвовал в антипапских коалициях. Однако «черные» усилили свою деятельность. Они ворвались в город и устроили погром политическим противникам. Чтобы спастись, поэту пришлось покинуть родную Флоренцию. Сначала он принимал непосредственное участие в подготовке военного реванша, но тщетно.
Наступило разочарование в политике, и Данте возвратился к литературе.
Но для того свободный разум дан, Чтоб отличить от истины обман. Когда бы память выдернуть, как жало!.. Поверь, земной пришелец, хуже нет, Чем вспоминать о счастье в дни печали. Кто понял всё, тот слушал не напрасно.
Родилась в Москве в 1977 году. Поэт, редактор, публицист. Член Московской городской организации Союза писателей России. Автор сборника стихотворений «Луне растущей нелегко... Соавтор сборника стихов «Сердце к сердцу.
Букет трилистников» с А. Спиридоновой и В.
7 секретов «Ада» Данте
Данте. Данте. Алигьери (Dante Alighieri) (май 1265, Флоренция, — 14.9.1321, Равенна), итальянский поэт. Д. активно участвовал в общественной жизни Флоренции, примкнув к партии «белых» гвельфов (в основном представлявших торгово-ремесленные круги). Началом творческой биографии великого литератора можно считать 1292 год, когда он написал «Новую жизнь» — произведение, состоящее из нескольких поэм того времени. ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (Dante Alighieri) (между 18 мая и 17 июня 1265, Флоренция— 13/14 сентября 1321, Равенна) — итальянский поэт и философ. Первое упоминание о Данте как общественном деятеле относится к 1297 году, когда принимал активное участие в политической жизни Флоренции. В статье «Dante's Trilogie» исследователь Витте старался доказать, что жизнь и творчество Данте Алигьери представляют собой «трилогию».