Сначала Достоевские жили в квартире возле дворца Питти, где зимой они «мерзли, как мыши в подполье». Избежав расстрела, Достоевский был сослан в Сибирь, откуда вернулся в Петербург спустя 10 лет — в 1859-м. К моменту приезда Врангеля в Семипалатинск Достоевский жил уже не в казарме, а в частном доме (благодаря ходатайству адъютанта штаба генерал-инспектора по инженерной части в Омске подпоручика Константина Иванова, симпатизировавшего Достоевскому).
Новый взгляд на Достоевского: Музей-квартира писателя после ремонта
Это не оздоровительные пешие прогулки, это — все крепче и туже завязывающийся узел. Узел человека и города. Переулки, упирающиеся в глухие стены, подворотни, и истекающие зеленоватой сыростью, дворы, будто закопченные, темные и гулкие, в двадцать шагов, изломы набережных и затхлая тишина каналов. То это город-мечта, то город-оборотень, то город-призрак. Но никогда — монументальный город. Блистательной Северной Пальмиры даже в самообманчивое утешение он никогда не рисует.
Это необыкновенная, загадочная, изнуряющая любовь. Для него он живой организм. Выведение Петербурга из статуса неодушевленной единицы случилось еще тогда, в юношеских блужданиях. Город, скрывший в своих недрах дома, существующие как особая жизнь, сам живет над и вместе с ними. Как сверхсущество.
И оно, несмотря на бесконечную приязнь к нему, враждебно к человеку. Вспоминаю, как тщетно и неприкаянно ходят по нему герои Достоевского. Как душно и гадко Раскольникову в пыльной летней вони города! Как отвратительны лица, встречающиеся Макару Девушкину, вышедшему прогуляться по Фонтанке! Час-то, видно, был такой, что другой публики и быть не могло… скучно по Фонтанке гулять!
Мокрый гранит под ногами, по бокам дома высокие, черные, закоптелые, под ногами туман, над головой тоже туман. Такой грустный, такой темный был вечер сегодня! Неприкаянность, как мне кажется, — самая характерная черта персонажей его произведений. Их внутреннее существование достигает той степени страсти, страдания, безумия, которая полностью обособляет героя от внешнего мира. Вся расцветка окружающего в этом фокусе приобретает только один ему присущий фон.
И фон этот — добровольное одиночество. Люди в Петербурге, как блуждающие болотные огни, затравленные неспособностью слиться в единое целое. Но что заставляет их отмерять километры грязных и мокрых набережных? Что влечет их в вечной лихорадке и ознобе плестись по чреву города? Его сердцебиение.
Пульсация, в которой можно найти собственное забвение, но исцелиться нельзя. Близ Сенной, вокруг Владимирской площади, на Васильевском острове, на Воскресенском проспекте. Поднимаются по тем же лестницам, входят в те же дворы. Достоверность, присущая скорее физиологическому очерку, чем роману. Она — непременное условие трагической мизансцены Петербурга.
Не цинизм — горечь. Поселяя своих героев в почти реально существующие адреса, Достоевский не оставляет им выбора в социальном происхождении. Это та часть Петербурга, где прозябают чиновники среднего и низшего классов, ремесленники и торговцы. И здесь вырисовываются черты еще одного, страшного, облика города. Петербурга нищего, чахоточного, жалкого, пошлого, пьяного, полупомешанного от отчаяния.
Этот Петербург похож на узкую улочку, оба конца которой упираются в тупик. Действительность настолько жестока, что не остается места надежде. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!.. Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы… что значит, когда уже некуда больше идти?..
Помогал ли этому город? Недоверчивый и равнодушный, он открылся здесь человеческому гению. Обнажил свои донные переплетения. Горькое переживание Достоевского вызвало и в нем ответную боль. И оба стали определенно несчастнее.
Я иду на Сенную площадь, где Раскольников услышал разговор о том, что старуха-процентщица ровно в семь вечера будет дома одна. Площадь несколько раз меняла свой облик. Но неизменной на ней остается торопливая, с налетом раздраженности суета.
Наверное, оттого, что напоен детским щебетанием. Дети — вездесущи. Я очень люблю скверики по обе стороны театра.
Весной в них так головокружительно пахнет сиренью! Так мягко отливает изумрудом тронутая росой трава на исходе ночи. Так равнодушны к маете большого города поющие в охапках кустов птицы. Бывший Семеновский плац, наверное, наиболее удачно вписался в современную жизнь. Здесь в сквериках на лавочках много читающих людей, все больше каких-то приветливых лиц. Здесь не ужились с природной умиротворенностью лихие рокеры, некоторое время взявшие в привычку собираться на площади перед театром.
Даже приезжающий каждое лето парк аттракционов не то чтобы вписывается в доброжелательное пространство за памятником Грибоедову, но и не тяготит его своими безвкусными раскрасками. Здесь случайность встречи, наверное, не случайна. Мне вспоминается мягкая свежесть вечера, томные тени неба, лежащего на крышах, уютное позвякивание посуды из чьего-то коммунального окошка. На лавочку рядом присаживается старичок благообразного вида. Одет он очень бедно, но опрятно. Нас — несколько.
Нам не так уж много лет, и мы смеемся по каждому поводу ломкими подростковыми голосами. И вдруг, сквозь собственный громкий смех, обнаруживаем, что сочится к нам в уши тихий, ровный тенорок старичка. Его лицо обращено к детской площадке, но мы чувствуем, что говорит он — для нас. Я плохо помню его связное повествование, ускользнули в прошлое детали, казавшиеся тогда незначительными, а на деле составляющие основу рассказа. Но то предчувствие, что вот-вот голос старичка заведет куда-то в глубины сердца и заставит сделать открытие, осталось навсегда. Он говорил о женщине, что была в его жизни.
Она носила широкие цветастые платья, простенький платок. Пела глухо и немного фальшивя. И главное: у нее были добрые, широкие ладони. Так ей нравилось коверкать имя Андрей. Мы ни о чем его не спрашивали, да он и не услышал бы наших голосов. Сидел и задумчиво улыбался, глядя в ясные очертания весеннего вечера.
Он встал и, смешно дернув седой бородкой, прихрамывая, ушел. Нам не то чтобы расхотелось смеяться, нет, мы даже, боясь проявить слабость, сказали что-то бодрое вслед старичку, но задрожала внутри какая-то струнка, затянула, запела тонко и, помнится, подчиняясь ей, кто-то не отложил в очередной раз нехитрое дело: написал и отправил письмо, адресованное родителям… В начинающей вступать в свои права весне, в ее тревожащих и буйных ароматах мне решительно не представить теперь лик обреченного писателя. К тому же, так же, как и мы когда-то, на лавочке оглушительно хрустят чипсами и хохочут милые создания юношеского возраста. Их неутомимый взор натыкается на книгу в моей руке, и одна из прелестниц бросает: — Раскольников… Это тот, что нос потерял? Она спрашивает не у меня, а так, роняет недоумение в пространство. Другая отзывается легким смешком: — Ну ты деревня!
Я мало чем могу помочь: к юным красавицам подходят приятели, и вся компания удаляется прочь, обсуждая, какая марка сигарет лучше… В одну и ту же реку дважды не войти. И вроде бы сырая петербургская земля осталась прежней, прежние, полные свинцовой воды проплывают облака, не тронутые временем, катят свои тяжелые волны городские речные артерии, но ушло куда-то в небытие изумление странных и удивительных встреч в таких же странных и удивительных местах Петербурга, которые любил прорисовывать в своих произведениях Достоевский. И в юности, и в зрелом возрасте писатель всматривается и замечает то, что другим недоступно в силу творческой несостоятельности. Во время ходьбы он разговаривал сам с собою, жестикулировал, так что прохожие оборачивались на него. Друзья, встречавшиеся с ним, считали его сумасшедшим. Это не оздоровительные пешие прогулки, это — все крепче и туже завязывающийся узел.
Узел человека и города. Переулки, упирающиеся в глухие стены, подворотни, и истекающие зеленоватой сыростью, дворы, будто закопченные, темные и гулкие, в двадцать шагов, изломы набережных и затхлая тишина каналов. То это город-мечта, то город-оборотень, то город-призрак. Но никогда — монументальный город. Блистательной Северной Пальмиры даже в самообманчивое утешение он никогда не рисует. Это необыкновенная, загадочная, изнуряющая любовь.
Для него он живой организм. Выведение Петербурга из статуса неодушевленной единицы случилось еще тогда, в юношеских блужданиях. Город, скрывший в своих недрах дома, существующие как особая жизнь, сам живет над и вместе с ними. Как сверхсущество.
По словам директора заказчика раскопок омского музея просвещения Игоря Скандакова, уже осенью планируется представить выставку с находками, сделанными на этом месте. Он отметил, что острог - это реальное место, связанное с Достоевским.
Скандаков добавил, что в дальнейших планах - провести музеефикацию места раскопок: "Очень важно открыть для омичей и гостей города это место, чтобы показать, как было в остроге, как жил Достоевский, вещи, которые мог иметь заключенный". Омский историк и краевед, заместитель председателя Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Игорь Коновалов считает, что это место могло бы привлечь дополнительный интерес к Омску как в масштабах страны, так и за рубежом, отметил он. А сейчас он материализовался, он физически существует, есть точное его местоположение. Думаю, иностранные гости очень заинтересуются этим местом", - сказал краевед.
После триумфальной речи о Пушкине в Москве 8 июня 1880 года перешел на сигары — дорого и солидно. В тот день в зале Благородного собрания говорили многие, но Достоевский именно грянул — люди плакали, обнимались, кто-то лишился чувств. Эта речь стала эпохальной. Несмотря на хроническую бедность, писатель старался делать подарки, впрочем, получалось иногда комично, как в случае с дорогим золотым браслетом, купленным в Гостином дворе для жены. Анна Григорьевна, женщина умная и практичная, вздрогнула: у детей нет обуви — а тут роскошная безделка. Супруги устроили нежную драму, проспорив всю ночь, как быть с подарком. Браслет писатель вернул в лавку. При жизни Достоевского о нем спорили пылко: «пророк», «маньяк», «сумасшедший», «провидец». Рассказывали, многие специально ходили в Академию художеств смотреть на портрет Достоевского кисти Перова, чтобы убедиться: изображен сумасшедший. Мучительный недуг, мнительность, светская неуклюжесть делали его еще более уязвимым для подобного препарирования и насмешек. Достоевский был монархистом и человеком глубоко верующим. За первое его и сегодня упрекают, как и за многое другое, о чем он думал глубоко и говорил страстно. Писатель и сегодня воспринимается полярно: его либо любят, либо ненавидят. Равнодушных нет. Он вошел в литературу как «новый Гоголь», обласканный Некрасовым и Белинским, а похоронен как великий Достоевский. Нести гроб Достоевского почитали за честь. Здесь жил Достоевский Графский пер. Современный адрес: Графский пер. Писатель прожил в доме Прянишникова недолго, но это значимый адрес в списке его петербургских квартир. Именно тут он написал роман «Бедные люди» — книгу, сделавшую 24-летнего автора знаменитым. А разглядели «нового Гоголя» его ровесник Николай Некрасов с Дмитрием Григоровичем и ночью бросились к Достоевскому поздравлять и восхищаться. А он и не спал, и визит восторженных гостей его смутил, ошеломил и, конечно, обрадовал. На следующий день о романе Достоевского узнал Белинский — ему принес рукопись Некрасов. Когда Некрасов опять зашел к нему, вечером, то Белинский встретил его «просто в волнении»: «Приведите, приведите его скорее». Истекали первые сутки славы — и уже третий взволнованный читатель из литературных собратьев проглатывал «Бедных людей» залпом. Современный адрес: 3-я Красноармейская ул. Исторический адрес: Столярный пер. Современный адрес: Столярный пер.
Достоевский и Петербург: в городе проклятом и прославленном — To Vima
В Михайловском замке в Петербурге, где жили учащиеся инженерного училища, в эти дни тоже открывается выставка, посвященная 200-летию со дня рождения Достоевского. Тайна Петербурга Квартира Достоевского в Кузнечном переулке, в доме N5, где он прожил последние месяцы своей жизни, не нарушает его сложившихся с годами привычек. Достоевский родился в Москве, но большую часть жизни прожил в Петербурге, где написал свои главные произведения. На карте также изображен дом Достоевского, дом Раскольникова, дом, где жила старуха-процентщица, здание полицейской конторы из романа, а также дом, где жили Мармеладовы. Причина, по которой Достоевский расквартировал Раскольникова по адресу Столярный переулок д.5, до примитивности проста — Федор Михайлович жил по соседству, отчего прекрасно знал район, а с натуры всегда писать было легче.
Петербургские прокуроры требуют привести в порядок дом, где жил Достоевский
«Московский дом Достоевского» расположен в здании северного флигеля бывшей Мариинской больницы для бедных, где автор провел свое детство. Где жил гетман Мазепа и исповедовался Достоевский? Рассказываем про пять домов, где жили Пушкин, Толстой, Достоевский и другие известные писатели. Это дома, где жил сам Достоевский, где он бывал у близких ему людей (поэтов Некрасова и Плещеева, издателя журнала «Гражданин» князя Мещерского, товарища по Инженерному училищу генерала Иванова), где жили или бывали герои его произведений («Дом Настасьи.
Предметы, найденные при раскопках омского острога, где жил Достоевский, передадут в музей
У ворот всегда дежурил часовой с ружьём. По воспоминаниям Андрея Достоевского, проходя мимо него, мальчики обязательно подавали ему приготовленные грошик или копейку. Часовой находил удобный случай нагнуться и поднять копейку. Это вообще было в обычае у москвичей того времени», — пояснял брат писателя. За водой шли к фонтану Начиная с 1829 года будущему писателю тогда было восемь лет самовар у Достоевских ставили только на мытищинской воде.
Она поступала в столицу по водопроводу, подкачиваемая системой насосов в уличные фонтаны и бассейны. Ближайший к Мариинской больнице фонтан был у Сухаревой башни, в которой разместили резервуар на 6500 вёдер.
Сам он оценивал свой средний годовой доход в 8—10 тысяч рублей, что позволяло ему ни в чём себе не отказывать и содержать семью.
При этом Достоевский совершенно не умел управляться с деньгами. Один его приятель вспоминал, что юный Достоевский в годы учёбы однажды получил из дома тысячу рублей сумму, которой студенту хватило бы почти на год жизни , но уже не следующий день вынужден был занимать у него 5 рублей. Несмотря на неплохой доход, Достоевский постоянно был в долгах, доходило до того, что он вынужден был скрываться от кредиторов.
Своего племянника в письме, присланном из Москвы, он просил ни в коем случае не раскрывать его местонахождение кредиторам. Ситуация улучшилась только в 70-е, когда его жена взяла на себя все финансовые вопросы и стабилизировала бюджет, а сам Достоевский наконец отказался от игры в казино. Достоевский конкурировал за звание главного русского писателя с двумя выдающимися современниками: Тургеневым и Толстым.
С Тургеневым конкуренция была особо острой, поскольку дополнялась ещё и личной враждой, возникшей ещё в молодые годы в литературных кружках столицы. Поначалу наиболее высоко котировался Тургенев, затем пальму первенства перехватил Толстой. Но к концу жизни Достоевский сравнялся с Толстым.
Достоевского часто критиковали за бедность языка. Выдающийся художник слова Бунин морщился: "Знаете, почему у Достоевского нет описаний природы? Да потому что он не умеет писать!
В "Бесах" он выступает уже не как писатель, а как пророк и визионер. В сцене бала, в описании одного из выступавших революционеров, ясно угадывается грядущий вождь пролетариата Ленин: "Улыбок не примерял, хотя часто и плотоядно улыбался. Ростом он был мал, лет сорока на вид, лысый и плешивый, с седоватою бородкой, одет прилично.
Но всего интереснее было, что он с каждым поворотом подымал вверх свой правый кулак, мотал им в воздухе над головою и вдруг опускал его вниз, как будто разбивая в прах какого-то сопротивника". Достоевский признавал, что его язык нельзя оценить как вершину мастерства, но на это у него были вполне убедительные аргументы. И Тургенев потомственный миллионер , и Толстой аристократ-миллионер никогда ни в чём не нуждались и могли позволить себе потратить год на то, чтобы обдумать, как лучше сформулировать пару строк из произведения.
Тогда как Достоевский творил в условиях жесточайшего цейтнота, подгоняемый растущими долгами и нетерпеливыми издателями. При этом Тургенев за почти полувековой период творчества написал 5 романов, как и Толстой за более чем 60-летний период. Тогда как Достоевский за 25 лет творчества создал 8 полноценных романов.
Достоевский ещё при жизни утвердился в России в роли одного из главных писателей. А после его смерти началось триумфальное шествие его произведений по западным странам, где случился настоящий вал изданий его сочинений. Великие мастера оценивали его труды по-разному.
Набоков и Бунин считали, что он не умел писать. Горький полагал его вторым гением в литературе после Шекспира, но гением злым. Ницше писал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он учился.
Эйнштейн считал "Братьев Карамазовых" величайшей из прочитанных им книг, а папа римский Бенедикт XVI цитировал Достоевского в своих энцикликах. Многими исследователями Достоевский рассматривается как предтеча и вдохновитель экзистенциализма — одного из самых влиятельных философских течений ХХ века. В западном мире он считается одним из двух главных русских писателей наряду с Толстым и является неотъемлемой частью также и общемировой культуры, о чём красноречиво говорит огромное количество экранизаций, театральных постановок и переизданий Достоевского.
В России у наследия Достоевского была более сложная судьба. При жизни он был признанным гением и великим мастером, но случившаяся в ХХ веке революция спутала карты. Для большевиков Достоевский, начинавший как революционер, а закончивший как христианин и консерватор, был раздражителем.
Ленин ужасно не любил его творчество. Достоевский с его взглядами совершенно не вписывался в эту компанию и особой популярностью не пользовался. Второе рождение Достоевского состоялось уже при Хрущёве.
В послевоенные годы мировой кинематограф испытал новый виток интереса к писателю. В 1951-м году Куросава экранизирует "Идиота". В 1956-м французы снимают "Преступление и наказание" с тогда уже великим Жаном Габеном.
В 1957-м Висконти снимает "Белые ночи" с Мастрояни в главной роли и получает награду Венецианского кинофестиваля. В 1958-м американцы снимают "Братьев Карамазовых", фильм входит в десятку лучших фильмов года. В СССР, разумеется, не могли не заметить всплеск интереса к писателю и рассудили, что негоже отдавать товарища Достоевского в лапы буржуев.
Один из самых статусных советских режиссёров, Иван Пырьев, снимает сначала "Идиота", а затем "Братьев Карамазовых". Одновременно начинается переиздание работ Достоевского невиданными ранее тиражами в сотни тысяч экземпляров.
Именно там концентрировался преступный мир города, и именно там Раскольников планировал детали убийства старой ростовщицы Или на Семеновской площади, которая была местом казней. На этой площади, которая сегодня уже не та, что была тогда, Достоевский должен был быть казнен, но когда его поставили перед расстрельной командой, пришел приказ царя Николая I заменить его наказание на каторгу в Сибири. Это не было решением, принятым в последнюю минуту. Царь принял его накануне с условием, что об этом будет объявлено, когда Достоевский встанет перед расстрельным отрядом. Если бы он не жил атмосферой города, его белыми ночами или его темнотой, которая делала сияние звезд более интенсивным, написал бы он то, что написал?
Нырнул бы с такой страстью в экзистенциальную глубину человеческого существования? Рабочий кабинет писателя в последней квартире в Петербурге Только панслависты сегодня принимают политические взгляды Достоевского буквально. Но мало у кого есть столько фанатичных читателей, как у него самого, которые, несомненно, если бы он был жив, были бы возмущены тем, что его жизнь и работа были коммерциализированы до такой степени. Конечно, это предположения. В конце концов, сама его жизнь была огромным противоречием.
В конце концов, сама его жизнь была огромным противоречием. Человек, написавший «Идиота» и «Преступление и наказание», религиозный деятель, который преклонил колени перед иконами, пытаясь поговорить с Богом, был тем же человеком, который в один день писал с бешеной скоростью свои шедевры, а на следующий день тратил заработанные деньги, играя в рулетку, и хотя прожил большую часть своих творческих лет и умер в Петербурге, сменил место жительства тридцать раз. Сегодняшние читатели скорее романов Достоевского, чем публицистических текстов придают мало значения его панславизму и мессианству.
Мессианство у него, конечно, своеобразное, особенно для писателя, который верил, что православная Россия победит как западный материализм, так и другие христианские доктрины католицизм по преимуществу. Сюда же входит его антисемитизм, который был не только его собственной чертой, но и других важных писателей XIX века. Фёдор Михайлович Достоевский. Фотография М. Тулинова фрагмент Смерть останавливает время Я был в Петербурге дважды: первый раз в 1983 году — когда он еще официально назывался Ленинградом, и второй — в 2000 году. За прошедшие между этими поездками 17 лет общая картина города не изменилась, за исключением того, что автомобили, которые ездили по нему, оказались уже не «Москвичами» и «Жигулями», а BWM и «Жигулями». И, конечно, город захватывал поток туристов.
Новый взгляд на Достоевского: Музей-квартира писателя после ремонта
Во втором браке у Достоевских родилось четверо детей. Первая дочь Сонечка родилась в 1868 году в Женеве и умерла через три месяца. В 1869 в Дрездене появилась Люба, в 1871 году в Петербурге родился Федор, в 1875 году в Старой Руссе, где семья Достоевских проводила лето, родился Алеша. Весной 1878 года трехлетний Алеша умер от эпилептического припадка. Он как-то особенно любил Лешу, почти болезненною любовью, точно предчувствуя, что его скоро лишится». Личный трагический опыт отразился в романе «Братья Карамазовы», который Достоевский писал в 1878-1880 гг. Достоевский был очень заботливым, любящим отцом, он считал, что без детей нет смысла в жизни. Особым предметом внимания Достоевского было воспитание и образование детей. Он нередко читал детям вслух произведения русских и европейских писателей, которых сам знал и любил с ранней юности: Пушкина, Жуковского, Карамзина, Гоголя, Диккенса, Гофмана, Шиллера, Гюго, знакомил их с Библией по книге, которую помнил с детства — «Сто четыре истории из Ветхого и Нового Завета».
Любовь Федоровна Достоевская 1869—1926 стала писательницей, автором, рассказов и повестей. Главный интерес для читателей представляет ее книга об отце «Достоевский в изображении его дочери», в которой содержится немало уникальных сведений об образе жизни, привычках, чертах характера Ф. С 1913 г. Любовь Федоровна жила за границей. Умерла в северной Италии. Федор Федорович Достоевский 1871—1921 с детства любил спорт, увлекался лошадьми.
Достоевский в Старой Руссе 5. Прикосновение к каждому вызывает трепет сопричастности подлинной человеческой жизни, закончившейся десятилетия, а может быть и столетия назад, но готовой говорить с нами, живущими сегодня. Бесконечным, как судьбы людей, стоящие за длинными номерами и шифрами «единиц хранения».
Возможно, генетический код нашей земли вписан в них… Одной из самых известных персон, чье имя сразу вспоминают при упоминании города Старая Русса, является Фёдор Михайлович Достоевский. В его жизни были и успех, и череда многочисленных неудач, и долгий путь к семейному счастью и покою. Уже после издания первого романа «Бедные люди» о Фёдоре Михайловиче заговорили, как о безусловном таланте. В эти годы Достоевский знакомится с Михаилом Петрашевским и начинает посещать его «пятницы», где участники обсуждают свободу книгопечатания и отмену цензуры, губительность самодержавия, освобождение крестьян. В апреле 1849 года Петрашевский, Достоевский и несколько десятков участников кружка были арестованы по доносу. На суде «Дело Петрашевского» рассматривалось как серьезный политический заговор. Всех арестованных посадили в одиночные камеры Петропавловской крепости. В ноябре того же года им было предъявлено обвинение. Почти всем осужденным поставили в вину распространение письма В.
Белинского, которое «наполнено дерзкими выражениями против православной церкви и верховной власти» и недоносительство о проходивших собраниях на квартире Петрашевского. Из 123 обвиняемых, привлечённых к следствию, 22 судили военным судом, 21 приговорили к смертной казни через расстрел. Публичную казнь назначали на 3 января 1850 г. На Семёновском плацу Петропавловской крепости на приговоренных были надеты предсмертные рубахи, некоторым завязали глаза и привязали к столбу. В последний момент перед расстрелом осужденным зачитали указ о помиловании. Достоевский был лишен дворянства и получил 4 года каторги. Это событие стало во многом основополагающим для всей дальнейшей жизни Федора Михайловича. Перед отправкой на каторгу Достоевский успел написать письмо брату Михаилу, в котором делился самыми трагическими чувствами и прощался на долгое время.
Фото: wikipedia Федор Михайлович и Мария Дмитриевна поженились в 1857-м, через два года после того, как умер ее муж они проживут вместе семь лет, но их брак не будет счастливым. В том же году в журнале «Отечественные записки» было опубликовано первое после заключения и опалы произведение Достоевского — рассказ «Маленький герой». В войну работала медсестрой: почему Агату Кристи не хотели печатать, и куда писательница пропадала после измены Феномен популярности книг Агаты Кристи так и не удалось разгадать. Ее романы по сей день выходят многомиллионными тиражами, режиссеры с удовольствием снимают сериалы и «большие метры» по мотивам книг знаменитой детективщицы. А ведь поначалу рукопись Агаты Кристи не приняли ни в одном издательстве. Вспомним, жизненный путь известной писательницы. Узнать подробности В 1859 году писатель с женой и ее сыном от первого брака вернулся в Петербург. Одни за другими начинают выходить из под его пера замечательные романы и повести, каждое из которых становится событием в литературной России: «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Скверный анекдот»… Достоевский с братом Михаилом начинают издавать собственные журналы «Время» и «Эпоха». Аполлинария Суслова: болезненные отношения Аполлинария Суслова 1867. Фото: wikipedia В 1860-е Федор Михайлович часто выезжает за границу: в Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию и Австрию, где проходит лечение от эпилепсии, обнаружившейся еще во время учебы в пансионе. И… увлекается рулеткой в казино, проигрывая баснословные суммы, постоянно нуждаясь в деньгах. Тогда же знакомится с «инфернальной» эмансипированной девушкой Аполлинарией Сусловой, с которых их свяжут сложные, болезненные отношения. Об этом периоде своей жизни Достоевский расскажет в романе «Игрок». Только в 1871 году, после крупного проигрыша, писатель навсегда завяжет с азартными играми. Фото: wikipedia В 1864 году после долгой болезни скончалась Мария Дмитриевна Достоевская, вскоре умер старший брат писателя Михаил. После смерти двух близких людей сознании Достоевского произошло переосмысление мировоззрения, что в дальнейшем отразилось в его лучших романах, названных «великим пятикнижием» — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Лучшие книги Шарлотты Бронте о сильных женщинах «Литература не может быть женским уделом, и так быть не должно. Чем больше женщина занята своими надлежащими обязанностями, тем меньше у неё будет свободного времени на неё, даже несмотря на образованность и должный отдых», — так ответил английский поэт-романтик Роберт Саути на письмо юной Шарлотты Бронте, которая рискнула выслать ему свои стихи. А она написала мировой бестселлер. Узнать подробности В 1867 году Федор Михайлович женился во второй раз — на своей стенографистке Анне Сниткиной, ставшей его верной помощницей и соратницей и родившей ему четверых детей. Благодаря Анне Григорьевне писателю удалось избавиться от пристрастия к рулетке, она взяла на себя руководство финансами семьи, заботилась о быте. Супруги прожили в любви и согласии 14 лет. Фото: Евгения Гусева Зимой 1881 года здоровье писателя сильно ухудшилось — дала знать о себе застаревшая эмфизема легких. Лечение не принесло результатов, и 28 января 1881-го писатель скончался в возрасте 59 лет. Почтить память Достоевского собрались тысячи петербуржцев — ценители его творчества. Уже в первые часы после его смерти люди стали приходить на квартиру, где стоял гроб с телом писателя — попрощаться. Знаменитый русский художник Иван Крамской написал посмертный портрет писателя «Ф. Достоевский на смертном одре». Посмертный портрет И.
Друзья, встречавшиеся с ним, считали его сумасшедшим. Это не оздоровительные пешие прогулки, это — все крепче и туже завязывающийся узел. Узел человека и города. Переулки, упирающиеся в глухие стены, подворотни, и истекающие зеленоватой сыростью, дворы, будто закопченные, темные и гулкие, в двадцать шагов, изломы набережных и затхлая тишина каналов. То это город-мечта, то город-оборотень, то город-призрак. Но никогда — монументальный город. Блистательной Северной Пальмиры даже в самообманчивое утешение он никогда не рисует. Это необыкновенная, загадочная, изнуряющая любовь. Для него он живой организм. Выведение Петербурга из статуса неодушевленной единицы случилось еще тогда, в юношеских блужданиях. Город, скрывший в своих недрах дома, существующие как особая жизнь, сам живет над и вместе с ними. Как сверхсущество. И оно, несмотря на бесконечную приязнь к нему, враждебно к человеку. Вспоминаю, как тщетно и неприкаянно ходят по нему герои Достоевского. Как душно и гадко Раскольникову в пыльной летней вони города! Как отвратительны лица, встречающиеся Макару Девушкину, вышедшему прогуляться по Фонтанке! Час-то, видно, был такой, что другой публики и быть не могло… скучно по Фонтанке гулять! Мокрый гранит под ногами, по бокам дома высокие, черные, закоптелые, под ногами туман, над головой тоже туман. Такой грустный, такой темный был вечер сегодня! Неприкаянность, как мне кажется, — самая характерная черта персонажей его произведений. Их внутреннее существование достигает той степени страсти, страдания, безумия, которая полностью обособляет героя от внешнего мира. Вся расцветка окружающего в этом фокусе приобретает только один ему присущий фон. И фон этот — добровольное одиночество. Люди в Петербурге, как блуждающие болотные огни, затравленные неспособностью слиться в единое целое. Но что заставляет их отмерять километры грязных и мокрых набережных? Что влечет их в вечной лихорадке и ознобе плестись по чреву города? Его сердцебиение. Пульсация, в которой можно найти собственное забвение, но исцелиться нельзя. Близ Сенной, вокруг Владимирской площади, на Васильевском острове, на Воскресенском проспекте. Поднимаются по тем же лестницам, входят в те же дворы. Достоверность, присущая скорее физиологическому очерку, чем роману. Она — непременное условие трагической мизансцены Петербурга. Не цинизм — горечь. Поселяя своих героев в почти реально существующие адреса, Достоевский не оставляет им выбора в социальном происхождении. Это та часть Петербурга, где прозябают чиновники среднего и низшего классов, ремесленники и торговцы. И здесь вырисовываются черты еще одного, страшного, облика города. Петербурга нищего, чахоточного, жалкого, пошлого, пьяного, полупомешанного от отчаяния. Этот Петербург похож на узкую улочку, оба конца которой упираются в тупик. Действительность настолько жестока, что не остается места надежде. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!.. Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы… что значит, когда уже некуда больше идти?.. Помогал ли этому город? Недоверчивый и равнодушный, он открылся здесь человеческому гению. Обнажил свои донные переплетения. Горькое переживание Достоевского вызвало и в нем ответную боль. И оба стали определенно несчастнее. Я иду на Сенную площадь, где Раскольников услышал разговор о том, что старуха-процентщица ровно в семь вечера будет дома одна. Площадь несколько раз меняла свой облик.
Как Достоевский был связан с Новгородской областью
С Григоровичем Достоевский подружился ещё в Главном инженерном училище в 1837 году. На фото ниже дом в Графском переулке Петербурга, где Григорович жил с Достоевским. Великий русский писатель Федор Достоевский шесть раз был в Барнауле и даже хотел переехать сюда. На сегодняшний день в городе остался лишь один свидетель счастливых дней Достоевского – дом портного Дмитриева, где снимала комнату семья Исаевых, и куда после свадьбы переехал писатель. Потомки Достоевского приехали в старинную белорусскую деревню, которая дала фамилию роду.
Пространство Достоевского: где бывал писатель, с кем встречался и как отзывался о Барнауле
Это был экономически благополучный центр горнозаводской промышленности. Горные инженеры в массе своей были людьми образованными, разбирающимися в литературе и других видах искусства. Здесь был любительский театр, хор, картинная галерея, публичная библиотека и первый в Сибири музей. Барнаул даже называли «сибирскими Афинами». Он был явно привлекательнее, чем Семипалатинск, где в то время газету выписывали только 10-15 человек, а других развлечений не было. Достоевский понимал, что в Сибири придется пробыть достаточно долго, если не всю жизнь, и пытался поселиться в развитом и интересном Барнауле.
Об этом он шесть раз писал Врангелю. Но переезд не состоялся.
Маленький Федя услышал крики «волк», испугался и побежал, не разбирая дороги. Если б я был собственным его сыном, он не мог бы посмотреть на меня сияющим более светлою любовью взглядом, а кто его заставлял?.. Встреча была уединенная, в пустом поле, и только Бог, может, видел сверху, каким глубоким и просвещенным человеческим чувством и какою тонкою, почти женственною нежностью может быть наполнено сердце иного грубого, зверски невежественного крепостного русского мужика, еще и не ждавшего, не гадавшего тогда о своей свободе», — напишет он много лет спустя. Например, так о произведении отзывался некий Осип Сенковский: «Все у него миньонное — идеечка самая капельная — подробности самые крошечные — сложок такой чистенький — перышко такое гладенькое — наблюденьице такое меленькое — чувства и страстицы такие нежненькие, такие кружевные, что, прочитавши, невольно воскликнул я: премиленький талантик!.. Он написал письмо редактору журнала «Русский вестник» Каткову, описал сюжет будущего романа и получил 300 рублей аванса.
Возможно, причиной припадков было совсем другое заболевание. Позже она расшифровала стенографические записи и опубликовала их. Анна Достоевская... По крайней мере, сам автор вкладывал в нее именно этот смысл. Так, старухе-процентщице Алене Ивановне было всего 42 года. Критики насчитали в «Преступлении и наказании» 21 смерть, в «Идиоте» — 31, в «Бесах» — 15, в «Подростке» — 34, а в «Братьях Карамазовых» — 43. Достоевского в Санкт-Петербурге 37 И стихи тоже есть — например, про таракана.
Их сочиняет герой романа «Бесы» капитан Лебядкин. Кроме того, Достоевский писал стихи для собственных детей и для юмористических альманахов. Ему и еще девятнадцати участникам кружка вынесли смертный приговор, но прямо перед расстрелом заменили казнь на каторгу. Ведь я там что делал?..
Вместо расстрела Достоевский отправился в Омск на четыре года, отбывать каторгу, после которой служил рядовым в Семипалатинске. В 1856-м, после коронации Александра II , Федора амнистировали.
Великое пятикнижие Годы пребывания писателя в Омске нашли отражение в его повести «Записки из Мертвого дома». Автор одним из первых описал каторгу, существование заключенных, быт и нравы, царящие в этом мрачном месте. Современники писателя по-разному оценили его произведение. Для одних повесть стала откровением, другие ее просто не признали. Жанр этой повести не определили и до наших дней. Одни говорят, что ее вполне можно признать мемуарами, потому, что там слишком много воспоминаний Достоевского, другие считают, что присутствие вымышленного персонажа и не соблюдение точности исторических фактов не дает ей право называться автобиографической.
Достоевский не прекращает работу ни на один день, и вскоре представил на суд читателей свое новое детище — роман «Униженные и оскорбленные». Затем издал рассказ под названием «Скверный анекдот», повесть «Записки из подполья» и очерк «Зимние заметки о летних впечатлениях». В 1861 году Федор и Михаил Достоевские начали издавать собственный литературно-политический журнал «Время». В 1863-м его закрыли, и братья переключились на выпуск нового журнала, получившего название «Эпоха». В те годы Федор часто выезжал заграницу. Именно там он пристрастился к рулетке, которая найдет отражение в его новом произведении «Игрок».
Начиная с 1860-го по 1880-й годы Достоевский упорно трудился над созданием романов, которые прославились, как «великое пятикнижие». Все они, за исключением «Подростка», оказались в списке «100 лучших книг всех времен», который составил Норвежский книжный клуб и Норвежский институт им. Работу над «Братьями Карамазовыми» Достоевский завершил в ноябре 1880-го, буквально за несколько месяцев до смерти. Роман стал последним произведением классика. Личная жизнь Первый раз писатель женился на Марии Исаевой, знакомство с которой состоялось сразу после отбывания наказания на каторге. Они прожили семь лет, в 1864-м Мария скоропостижно скончалась.
Найдите на стене две мраморные таблички с отметкой о высоте воды во время наводнения 1824 года — на русском и немецком языках. Переулок Бринько Во времена писателя переулок носил название Таиров и относился к одному из самых грязных и опасных районов города. Литературно-мемориальный музей Ф. Достоевского В этом доме Достоевский писал свой последний роман «Братья Карамазовы».
Погрузитесь в атмосферу Петербурга XIX века и узнайте больше о быте и творчестве Достоевского: квартиру воссоздали по воспоминаниям современников и жены писателя.
В доходном доме Астафьевой, где жил Достоевский, ночью горел подвал
Сначала Достоевские жили в квартире возле дворца Питти, где зимой они «мерзли, как мыши в подполье». где жил Ф.М Достоевский. Достоевский совсем не умел зарабатывать — здесь он был похож на своих героев, неспособных жить на жалованье, пансион или хотя бы разумно копить деньги. Разом не получилось, и через год Достоевский повторяет поездку, добавив в список (где были Берлин, Париж, Лондон, Женева, Флоренция и другие) Рим с Неаполем. В 1869 в Дрездене появилась Люба, в 1871 году в Петербурге родился Федор, в 1875 году в Старой Руссе, где семья Достоевских проводила лето, родился Алеша.