Согласно законопроекту, дистанционное электронное голосование на выборах всех уровней в РФ будет проходить только с использованием ГАС «Выборы» или других сертифицированных государственных информсистем.
Подпишитесь на нашу рассылку.
- Что представляет собой дистанционное голосование?
- В России появятся единые правила проведения дистанционного электронного голосования
- информация о Дистанционное электронное голосование (вопрос-ответ)
- Что необходимо, чтобы можно было применять электронное голосование?
Дистанционное электронное голосование: доступно ли наблюдателям?
Центризбирком рассматривает заявки на проведение дистанционного электронного голосования в ЕДГ-2023. Об этом сообщается на официальном сайте Госдумы. «Дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных сертифицированных государственных информационных систем, в том числе региональных. Провести дистанционное электронное голосование на выборах Губернатора Нижегородской области и совмещенных с ними дополнительных, повторных выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, назначенных на 10 сентября 2023. Заявление для дистанционного электронного голосования (ДЭГ) уже подали более 600 тыс. человек. В России 1 ноября началось тестирование систем ГАС «Выборы» и дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Дистанционное электронное голосование – голосование без бумажного бюллетеня с использованием программного обеспечения на портале (для жителей Москвы – через личный кабинет на портале ).
Как будет проходить дистанционное голосование?
Возможность электронного голосования может стать определяющим фактором, влияющим на решение об участии в выборах голосующих по случаю. Кроме того, в перспективе количество сторонников электронного голосования будет увеличиваться в силу демографических причин и смены поколений. Эти результаты соотносятся с данными Росстата о доле населения, постоянно использующей персональный компьютер и смартфон. При этом стоит отметить, что электронное голосование на старте его внедрения становится жертвой репутационных проблем самого института выборов в России. Россияне по-разному представляют себе организацию электронного голосования У граждан нет одного наиболее предпочтительного способа голосования через интернет.
Предпочтительнее проверенные способы коммуникации. Потенциал и функционал электронного голосования требует раскрытия. В странах, где система дистанционного голосования функционирует не первый год, существуют разные уникальные функции, которые в принципе недоступны при использовании традиционных способов волеизъявления. Например, граждане Эстонии в течение дня голосования могут изменить свой выбор до закрытия участков.
Около половины россиян позитивно относятся к электронному голосованию. При этом в обществе нет явного негативного или предвзятого отношения к новой технологии. Это создает благоприятную базу для развития института электронного голосования в будущем. Электронное голосование позволит привлечь к выборам новых избирателей.
Наибольший уровень поддержки голосования через интернет фиксируется в возрастной группе от 18 до 34 лет, представители этой же возрастной группы меньше других участвуют в традиционном голосовании и чаще придерживаются стратегии ситуативного участия. В связи с этим можно предположить, что в результате обеспечения возможности голосовать дистанционно через интернет электоральное поведение молодежи может стать более активным.
Руководители таких организаций не могут претендовать на должность главы государства в течение пяти лет после решения суда, рядовые их члены — в течение трех лет.
Также вносятся изменения в законодательство, касающиеся деятельности иноагентов. Документом предусматривается ведение Минюстом России единого реестра сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами. Конкретизируются и требования к участию иноагентов и аффилированных с ними граждан в выборах: так, если в агитматериалах есть высказывания данных лиц, они должны сопровождаться плашкой, информирующей об иноагентском статусе.
Маркировка должна присутствовать и на подписных листах. Кроме того, агитация кандидатов-иноагентов должна будет дополнительно направляться в избирком.
Если обстоятельства изменились, может ли избиратель отозвать ранее поданное заявление об участии в ДЭГ? Да, избиратель может отозвать свое заявление. Сделать это можно так же через портал Госуслуг в установленные сроки - до 24. Если избиратель подал заявление на участие в ДЭГ, может ли он прийти на свой избирательный участок и проголосовать с бумажным бюллетенем?
Нет, это недопустимо. Если избирателя включили в список участников ДЭГ, то он исключается из списка избирателей по месту жительства и уже не сможет проголосовать с помощью бумажного бюллетеня. Более того, двойное голосование - преследуется законом. Применение ДЭГ порождает множество вопросов, связанных с наблюдением. Будет ли оно осуществляться? Если да, то каким образом?
Наблюдение за ходом дистанционного электронного голосования в дни голосования доступно всем желающим на портале наблюдения за ДЭГ. На портале есть ресурс, который отображает в режиме реального времени информацию о том, сколько избирателей заявилось для участия в дистанционном голосовании, сколько из них получили бюллетени, и сколько из них проголосовало с помощью ДЭГ. Также наблюдателей за ДЭГ могут назначить: политическая партия, либо ее структурное подразделение, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, зарегистрированный список кандидатов; зарегистрированный кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения; субъект общественного контроля, имеющий право назначения наблюдателей. Какая именно информация будет доступна для наблюдателей за ДЭГ? Наблюдателю за дистанционным электронным голосованием, имеющему подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг с помощью специального программного обеспечения на портале наблюдения за ДЭГ по соответствующим выборам, референдуму обеспечивается возможность: получения цепочек блоков информации распределенной базы данных ПТК ДЭГ, содержащей результаты волеизъявления участников ДЭГ и данные об итогах дистанционного электронного голосования; контроля неизменности и сохранности результатов волеизъявления участников ДЭГ; контроля достоверности установления итогов дистанционного электронного голосования. Один из главных принципов проведения выборов - тайна голосования.
Как она обеспечивается в случае применения ДЭГ?
Для допуска к голосованию Избиратель проходит идентификацию и аутентификацию с использованием своей учётной записи Госуслуг, после чего система находит избирателя по номеру СНИЛС в списке избирателей и направляет на номер телефона избирателя СМС с кодом подтверждения для ещё более безопасного допуска к голосованию. Затем проводится процедура анонимизации и перевод избирателя в анонимную зону, где происходит выдача бюллетеня. Избиратель заполняет бюллетень, который затем шифруется, автоматически подписывается прямо на устройстве избирателя компьютере, смартфоне для обеспечения целостности, неподдельности и невозможности изменить результат волеизъявления, отправляются в анонимную зону избирательный ящик в котором проверяется однократность голосования избирателя, проверяется подпись регистратора, который выдал бюллетень, корректность заполнения бюллетеня, происходит объединение данных в транзакцию, которая затем записывается в блокчейн-систему, обеспечивающую неизменность хранения данных. При завершении голосования прекращается выдача бюллетеней и приём голосов. Производится подсчёт голосов и подведение итогов. Как обеспечивается надежность и тайна голосования при ДЭГ?
Говоря про надёжность стоит отметить, что центры обработки данных, обеспечивающие работу системы голосования находятся в разных географических точках, они многократно резервируются. Части системы внутри каждого центра обработки данных также физически разделены.
Постановление о проведении дистанционного электронного голосования
Центризбирком разрешил 29 регионам провести дистанционное электронное голосование на выборах президента. 1.2. Дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения, установленного на программно-техническом. Тайна голосования достигалась путем применения асимметричного шифрования с использованием публично создаваемой пары ключей. Как работает дистанционное электронное голосование.
О порядке проведения дистанционного электронного голосования
- Госдума приняла закон о распространении электронного голосования на все выборы в РФ
- Урегулирована процедура подготовки и проведения дистанционного электронного голосования
- Безопасно ли голосовать дистанционно
- Москва задает тренд
- Дистанционное электронное голосование
О проведении общероссийской тернировки по участию в дистанционном электронном голосовании
Доступ к федеральной платформе ДЭГ из-за границы закроют по соображениям безопасности. Электронное голосование во всех субъектах начнется в восемь утра 15 марта и завершится в восемь вечера 17 марта 2024 года. Время - местное. Расшифровка результатов ДЭГ пройдет в два этапа - сначала после 20. А результаты начнут публиковать одновременно - после 21. В Центризбиркоме готовы дополнительно поработать с теми, кто хочет разобраться, как работает ДЭГ. Она уверена, что все, кто хочет искренне разобраться в том, как устроена система, смогут найти ответы на свои вопросы и убедиться в надежности онлайн-голосования.
Зарегистрирована группа избирателей по выдвижению Владимира Путина на пост президента Также на заседании в среду Центризбирком зарегистрировал группу избирателей по выдвижению Владимира Путина на новый президентский срок. Группе разрешено открыть специальный счет и приступить к формированию фонда.
Голосование проходило на специальном портале vybory.
В шести регионах за исключением Москвы, использовавшей собственную платформу , в целом, значительных проблем при проведении ДЭГ выявлено не было, несмотря на ежедневные атаки на систему. Проблем технических не было. Те DDoS-атаки, которые были, значимого эффекта не оказали, хотя тренировали нас ежедневно» [3].
Много вопросов вызвало дистанционное голосование в Москве. Во-первых, критике подвергся эксперимент по введению «отложенного голосования», при котором уже проголосовавший на платформе избиратель мог в течение суток переголосовать неограниченное количество раз не чаще, чем 1 раз в 3 часа. С учетом того, что возможность переголосовать законом не предусмотрена, что в результате применения технологии блокчейн результаты волеизъявления избирателей анонимизируются и шифруются, а процедура подсчета таких голосов остается неясной, такой эксперимент критиковался многими избирателями, СМИ и политиками.
В итоге ЦИК РФ, проанализировав горький опыт столицы, приняла решение не выносить механизм «отложенного голосования» на федеральный уровень. Во-вторых, результат дистанционного голосования в Москве был опубликован с задержкой, уже после подсчета и публикации результатов электронного голосования в других регионах. По данным ТАСС, организаторы ДЭГ в Москве «связали задержку с высокой активностью избирателей, а также с большим числом тех, кто решил воспользоваться отложенным голосованием около 300 тыс.
В 2022 году в эксперименте приняли участие 8 регионов страны: Калининградская, Ка- лужская, Курская, Новгородская, Псковская, Томская и Ярославская области, а также город Москва вновь с использованием собственной платформы , онлайн голосование впервые проходило в 3-х часовых поясах и с разным числом дней голосования. Московская система дистанционного голосования вновь была модифицирована, в отличие от федеральной, которая, будучи качественно спроектированной в 2020 году, практически не претерпела изменений. Также в Москве прошел эксперимент по использованию электронных списков избирателей, которые объединяют в единую систему ДЭГ и голосование на обычных избирательных участках, что позволяет избирателям принять участие в дистанционном голосовании без предварительной регистрации и выбрать удобный способ голосования в период проведения выборов, при этом другие способы должны автоматически закрываться.
Электронные списки избирателей функционировали стабильно, за исключением нескольких кратковременных перерывов, вызванных техническим сбоем, и не повлекших серьезных происшествий. Выборы были признаны проведенными на высоком уровне, существенных сбоев и происшествий замечено не было, как отметили и представители ЦИК РФ, наблюдатели, представители политических партий. Такой рост связан, в первую очередь, с введением системы дистанционного электронного голосования.
В дистанционном голосовании, по данным Минцифры, в регионах приняли участие свыше 95 тысяч избирателей, в Москве — более 1,6 миллиона избирателей [18]. С 2023 года, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иные нормативные акты, дистанционное электронное голосование будет применяться на выборах всех уровней в рамках действия ГАС «Выборы» и иных государственных информационных систем, включая региональные системы, прошедшие сертификацию и со ответ-ствующие требованиям, установленным ЦИК России. Федеральные кампании будут проводиться только на общероссийской платформе, а на региональных и местных выборах регионы могут применять свои системы дистанционного голосования.
Заключение Проанализировав опыт применения в Российской Федерации системы дистанционного электронного голосования, выделим его основные преимущества и недостатки. К преимуществам ДЭГ следует отнести: 1. Рост явки избирателей, что уже подтверждается статистическими данными.
Например, явка на муниципальные выборы в Москве в 2022 г. Вовлечение в процесс голосования наиболее активной части граждан, привлечение большого числа наиболее прогрессивной категории граждан — молодежи, что повлечет рост легитимизации результата. Повышение удобства участия в выборах маломобильным гражданам, гражданам, находящимся в труднодоступных районах, а также находящимся за рубежом 4.
Снижение издержек на организацию про -цесса голосования — работу комиссий, аренду помещений и содержание, транспортные издержки, затрат на канцелярию, бумажную продукцию и т. Сокращение времени подсчета голосов и передачи данных в вышестоящие избирательные комиссии. Снижение рисков применения давления на членов комиссии, фальсификаций, вбросов бюллетеней.
Между тем, отмечается и множество недостатков в применении такого способа голосования: 1. Повышенные риски информационных сбоев, кибератак. В условиях нарастания международной напряженности учащаются попытки вмешательства иностранных государств и организаций во внутренние дела России, что, несомненно, несет угрозы для избирательного процесса и требует постоянного совершенствования механизмов защиты системы электронного голосования.
Недоверие многих граждан к электронным технологиям. Это вызвано, во-первых, с социально-психологическими факторами, связанными с недостаточным уровнем доверия избирателей к обеспечению тайны голосования, сохранности бюллетеня и в общем к достоверности итогов дистанционного голосования. Нельзя отрицать тот факт, что развитие информационных технологий опережает массовое общественное сознание, и процедура проведения дистанционного электронного голосования сложна для понимания части избирателей, не интересующейся современными технологиями.
Тем не менее, проблему недоверия граждан к применению дистанционного электронного голосования следует решать путем просвещения граждан в вопросах основных принципов функционирования ДЭГ, защиты информации, изложенных доступным языком, а также поощрения избирателей, участвующих в онлайн-го-лосовании, как это уже было неоднократно реализовано в Москве в рамках программы «Миллион призов». Таким образом, проанализировав опыт внедрения дистанционного электронного голосования на выборы в Российской Федерации, выделив его преимущества и недостатки, отметим, что дистанционное электронное голосование стало новой формой политического участия, и влияние ее на политическую систему, без сомнения, будет возрастать в связи наличием общественной потребности. К тому же, применение системы дистанционного электронного голосования в России имеет высокий потенциал и предоставляет больше выбора и возможности избирателям, оно может стать основой цифровой демократии в стране, но только при должном институциональном регулировании и обеспечении информационной безопасности, тем не менее на настоящем этапе основной формой остается традиционное голосование через бумажные бюллетени.
Информация о конфликте интересов Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Алексеев Р. Апробация технологии блокчейн на выборах в Московскую городскую думу в 2019 г.
В системе онлайн-голосования по поправкам в Конституцию нашли уязвимость.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Главный редактор издания: Авдеева Л. Заместитель главного редактора: Симакина М.
Руководители таких организаций не могут претендовать на должность главы государства в течение пяти лет после решения суда, рядовые их члены — в течение трех лет.
Госдума одобрила законопроект о единых правилах проведения онлайн-голосования
Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) 2024. Дистанционное электронное голосование проводится с 8.00 часов 15 марта 2024 года до 20.00 часов по местному времени субъекта Российской Федерации, в котором проводится дистанционное электронное голосование, 17 марта 2024 года. На проведение дистанционного электронного голосования (ДЭГ) изначально подал заявки 31 регион, сообщила Памфилова. Позже семь субъектов РФ свои заявки отозвали.
Госдума приняла закон об электронном голосовании
«Тогда Москва как субъект РФ создала свою региональную платформу дистанционного электронного голосования. Дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования избирательного бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения, установленного на. «Тогда Москва как субъект РФ создала свою региональную платформу дистанционного электронного голосования. Как отмечается в законопроекте, дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных сертифицированных государственных информационных систем, в том числе региональных. О проведением Общероссийской тренировки системы дистанционного электронного голосования. Осуществление дистанционного электронного голосования 6. Дистанционное электронное голосование проводится с 8. В сроки, указанные в пункте 6. Для участия в дистанционном электронном голосовании участник ДЭГ обращается на специальный портал в сети Интернет.
ДИСТАНЦИОННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ
Стоит отметить, что голосование в Чувашии будет осуществляться в течение нескольких дней подряд. Так, избиратели упомянутых округов смогут проголосовать в любой из трех дней: 8, 9 или 10 сентября. Избирательные участки, как и прежде, будут работать с 8. В этом году в Чувашии впервые будет применено дистанционное электронное голосование ДЭГ. Что это такое? Дистанционное электронное голосование — это голосование без использования бумажного бюллетеня. Оно проводится с помощью специального портала ДЭГ vybory.
Получается, что теперь все избиратели республики будут голосовать дистанционно? А как же люди, которые не умеют пользоваться гаджетами? Дистанционное электронное голосование не заменяет традиционную форму голосования — на избирательном участке. ДЭГ — это, прежде всего, дополнительная форма голосования, направленная на тех избирателей, которые хотят голосовать без посещения участков, в том месте, где они окажутся в дни голосования — для этого нужен будет только доступ в интернет. Каждый избиратель самостоятельно решает, какой формой воспользоваться, с использованием ДЭГ или голосованием на избирательном участке. Что нужно сделать избирателю, чтобы проголосовать с помощью ДЭГ?
Для участия в дистанционном электронном голосовании у избирателя должна быть подтвержденная учетная запись на портале Госуслуг. Если ее нет, то необходимо завести и подтвердить. Это можно сделать в банках, в том числе онлайн, в МФЦ, в местных администрациях. Если с учетной записью все в порядке, необходимо подать заявление об участии в ДЭГ через портал Госуслуг.
ДЭГ — это новый способ участия в выборах, который по смыслу и значению ничем не отличается от традиционного голосования в помещении избирательной комиссии.
С помощью подобной технологии избиратель сможет проголосовать на выборах как на своем домашнем компьютере, так и посредством использования личного смартфона. Голосовать на выборах можно будет из любого места, для этого достаточно иметь устройство с доступом в сеть Интернет. Дистанционное электронное голосование безопасно и надежно. Оно ориентировано на обеспечение тайны голосования избирателей и установление достоверных результатов выборов. В отдельных российских регионах голосование через Интернет уже было успешно апробировано.
В этом году возможность проверить технологичную систему ДЭГ появится у жителей Кубани впервые. Чтобы познакомить избирателей Краснодарского края и других субъектов Российской Федерации с новой технологией голосования, ЦИК России организует общероссийскую тренировку по проведению дистанционного электронного голосования. Общероссийская тренировка — это уникальный эксперимент, который позволит избирателям протестировать новый способ участия в выборах.
Желающим проголосовать онлайн требовалось авторизоваться на сайте 2020og. Доступ к нему открывал код, пришедший в sms. Организаторы уверяли, что все голоса были анонимизированы и зашифрованы, — безопасность и прозрачность обеспечивалась с помощью технологии блокчейн. Не обошлось и без инцидентов. В первый день в работе сайта, где проходило голосование, случился кратковременный сбой. В Центризбиркоме его объяснили одновременным подключением большого числа избирателей. Потом система подверглась хакерской атаке, после чего был введен «режим повышенной безопасности». В 2021 г. Впервые ДЭГ охватило три уровня выборов — федеральные, региональные и муниципальные в Москве. У московской платформы появилась новая опция отложенного голосования, позволяющая в течение суток переголосовать, если изменилось решение или первый голос был отдан под чьим-то давлением. Во время голосования сайт получал около 47 000 запросов в минуту. Из-за большого наплыва использующих ДЭГ в Москве был введен механизм очереди. Отличалась в столице и система подсчета голосов. Если результаты голосования на федеральной платформе были оперативно подсчитаны и представлены ЦИК, то итоги Москвы обнародовали с большой задержкой. Начальник управления по развитию смарт-проектов правительства Москвы Артем Костырко объяснял ее большим количеством транзакций и бюллетеней. Обе системы подвергались DDoS-атакам, в числе которых были попытки сканирования на уязвимости. В 2022 г. ДЭГ организовали на муниципальных кампаниях в Ярославской, Курской и Псковской областях и на губернаторских — в Калининградской, Томской, Ярославской и Новгородской областях. Москва продолжила использовать и совершенствовать свою платформу. В частности, был внедрен единый электронный регистр избирателей, позволяющий отследить, участвовал ли человек в онлайн-голосовании. Кроме того, в столице появились сканеры для паспортов, заменяющие ручное внесение данных в бумажные книги. Однако, утверждая общие требования к онлайн-голосованию, ЦИК исключил опцию переголосования, применявшуюся Москвой год назад. Из нового также появилась возможность голосовать без предварительной регистрации. Но только для тех, чьи данные есть в личных кабинетах на «Госуслугах» и сопоставлены с регистром избирателей Центризбиркома. Зарегистрированные заранее на ДЭГ автоматически исключались из списков избирателей на своем участке и не могли получить бумажный бюллетень, только проголосовать онлайн на одном из специально оборудованных участков. В начале каждого года регионы, желающие организовать у себя онлайн-голосование, должны подать заявку в Центризбирком. При утверждении субъектов комиссия прежде всего обращает внимание на охват региона интернетом и «Госуслугами». С 2022 г.
Однако динамика изменения общественного мнения показывает, что число граждан, считающих важным предоставление возможности проголосовать удаленно, будет расти. Дистанционное голосование имеет технологические и репутационные барьеры. Они сокращают потенциальную аудиторию тех, кто мог бы им воспользоваться, а также создают потенциальные риски в процессе его внедрения. В рамках электронного голосования необходимо обеспечить технологическое разнообразие. Чем проще — тем лучше. В первое время в качестве инструментов информирования в процессе электронного голосования максимально эффективными будут проверенные временем технологии, понятные широким слоям населения. Так, смс-уведомления предпочтительнее пуш-оповещений в приложении, стабильно работающий сайт предпочтительнее мобильного приложения. Поправки вводят понятие «дистанционное электронное голосование» голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения и прописывают основные правила организации голосования через интернет. Новый вид голосования может быть апробирован уже в 2020 году.
Как проголосовать онлайн
Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — онлайн-голосование без посещения избирательного участка. В законе сказано, что дистанционное электронное голосование – это голосование с использованием специального программного обеспечения, без использования бумажного бюллетеня. Как отмечается в законопроекте, дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных сертифицированных государственных информационных систем, в том числе региональных. Для участия в общероссийской тренировке дистанционного электронного голосования необходимо подать заявление до 13 ноября по ссылке Предусмотрена возможность проведения дистанционного электронного голосования при проведении всех выборов, референдумов. Дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы».
Другие материалы раздела
- Урегулирована процедура подготовки и проведения дистанционного электронного голосования - НОВОСТИ
- Госдума приняла закон об электронном голосовании - Парламентская газета
- Дистанционное электронное голосование
- Онлайн-голосование впервые применят на выборах президента РФ
- Москва задает тренд
Эксперты обсудили достоинства и риски дистанционного электронного голосования
Избиратель, получивший доступ к дистанционному электронному голосованию, не вправе получить бюллетень на избирательном участке. Кроме того, закон устанавливает, что гражданин РФ, замещавший должность высшего должностного лица субъекта РФ и отрешенный от этой должности президентом РФ, в течение пяти лет, исчисляемых со дня вступления в силу указа об отрешении, не может быть выдвинут кандидатом на указанную должность ни в одном субъекте РФ. Реестр иноагентов Закон предусматривает ведение Минюстом России единого реестра сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента, либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами. Также предусматривается, что в случае, если в агитационном материале используется высказывание физлица, включенного в список физлиц, выполняющих функции иноагента, или физлица, информация о котором включена в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иноагента, данное высказывание должно предваряться информацией о том, что оно является высказыванием такого физического лица.
Тестовое голосование пройдет с 8:00 15 ноября до 20:00 17 ноября на федеральной платформе vybory. Тренировка позволит на практике ознакомиться с процедурой дистанционного электронного голосования. Голосование осуществляется с помощью учетной записи Госуслуг и посредством подтверждения через смс-сообщение. Для голосования можно использовать любое персональное устройство — компьютер, планшет или смартфон.
В отдельности бюллетени не расшифровываются. Все результаты фиксируются в блокчейне. Часть кодов системы специально остается открытой на GitHub, чтобы избиратель мог проверить, учтен ли его голос. Там размещены исходные коды основных компонентов системы — утилиты разделения ключей, коды голосования и анонимной зоны ДЭГ, смарт-контракт и т. За три года использования ДЭГ в России участие в нем приняли лишь жители 12 регионов. Первый опыт использования электронного голосования в истории отечественных выборов был в 2008 г. Таким образом ЦИК обкатал имеющиеся программно-технические средства и наработки, а главное — проверил готовность избирателей к новому виду волеизъявления. Желающим поучаствовать в эксперименте выдавался компакт-диск, воспользоваться которым можно было в любом удобном месте: как в компьютерных классах школы, где проводилось голосование, так и дома. Отмечалось, что диск был защищен от повторного применения. По словам организаторов, случаев двойного голосования не было. Тогда Центризбирком остался доволен итогами экспериментального электронного опроса и оптимистично оценил перспективу введения в стране голосования через интернет, сообщал журналистам председатель ЦИК РФ Владимир Чуров. В комиссии всерьез задумались о распространении онлайн-голосования в масштабах всей страны. Однако осуществить это оказалось не так-то просто. Столичный эксперимент Настоящее онлайн-голосование, результаты которого были учтены, впервые экспериментально провели в 2019 г. За основу была взята платформа Ethereum, разработанная в 2015 г. Предварительно четыре раза проводилось тестирование столичной системы электронных выборов на устойчивость к вторжению. Сумма вознаграждения в случае успешного взлома была установлена на уровне 2 млн руб. Было зафиксировано несколько десятков попыток взлома системы, которые удалось отбить. Однако абсолютно успешным эксперимент все равно не назовешь — иногда система зависала и сбоила. Разработчики в лице департамента информационных технологий ДИТ Москвы не сочли неполадки существенными. В ДИТе заявили, что это лишь помогло им выявить уязвимые места, и обещали их оперативно доработать к выборам. Усилить безопасность решено было с помощью разделения ключа шифрования на семь частей, переданных семерым хранителям. По словам организаторов, это позволило зашифровать голоса избирателей и защитить результаты голосования до момента их расшифровки. В день выборов все же не обошлось без сбоев. Первый случился из-за неполадок шифровального оборудования, в результате чего в течение часа голосование было невозможно. И потом еще столько же времени потребовалось на перезагрузку, когда в ней возникла необходимость. Выборы через «Госуслуги» Федеральная платформа онлайн-голосования, оператором которой является «Ростелеком», впервые была протестирована в 2020 г. Проголосовать через ДЭГ смогли жители Курской и Ярославской областей на одинакового уровня кампаниях — довыборах в Госдуму по одномандатным округам.
Рассмотрен зарубежный опыт применения дистанционного голосования. Выявлена проблематика, связанная с системой внедрения дистанционного голосования, предложен ряд решений данных проблем. Ключевые слова: дистанционное электронное голосование, избирательный процесс, выборы, информационные технологии, электронная демократия, избирательное право. Научно-техническая революция сильно повлияла на жизнь общества, в том числе и на такую сферу, как избирательный процесс. Соответственно, в России политическая сфера жизнедеятельности общества не является исключением. Как отмечают Сбитнев В. Это заключается в том, что такие технологии использовались изначально политиками для того, чтобы проводить агитацию в рамках предвыборных кампаний. Кроме того, стоит отметить, что информационно-коммуникационные технологии применялись в процессах подсчетов голосов, процессах наблюдений за ходом выборов, а также для того, чтобы информация об итогах голосования распространялась значительно быстрее [4]. В связи с этим, необходимо отметить, что, если изначально дистанционное голосование интерпретировалось как способ реализации прозрачности, транспарентности выборов, а также избирательных процедур. Также это был тот механизм, который обеспечивал удобство при процедуре проведения голосования. Сейчас же, на современном этапе развития избирательного права и избирательного процесса дистанционное электронное голосование понимается как способ выражения позиций населения в рамках существующего демократического общества. То есть, сама сущность дистанционного голосования трансформировалась и приобрела новую интерпретацию как в практике России, так и в практике зарубежных стран. Представляется необходимым рассмотреть понятие «дистанционное электронное голосование» с точки зрения российского законодательства. Данное определение отражено в Федеральном законе от 12. Необходимо рассмотреть дистанционное электронное голосование на примере проведения выборов депутатов Государственной Думы России, которое проводилось в сентябре 2021 года. Программное обеспечение установлено на программно-техническом комплексе дистанционного электронного голосования, именуемое ПТК ДЭГ. Размещено на специальном портале в сети Интернет. Участие в таком голосовании можно было принять тому гражданину, который обладает активным избирательным правом, зарегистрирован по месту жительства в субъекте, где проходит дистанционное голосование, а также который обладает подтвержденной учетной записью на портале государственных и муниципальных услуг ЕПГУ. Вариант дистанционного электронного голосования был реализован в 7 субъектах России. Это обычная для электронного голосования явка, отметил Массух. Всего в 6 регионах, где была доступна опция дистанционного голосования, зарегистрировано порядка 8,52 млн. Важно указать, что платформа была разработана компанией «Ростелеком» по заданию Центральной избирательной комиссии далее — ЦИК. Финансирование работ по указанным контрактам осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, выделенных ЦИК России на реализацию результатов федерального проекта «Цифровое государственное управление» национального проекта «Цифровая экономика РФ» по предоставлению цифровых сервисов для участников избирательного процесса. Субъектами процесса дистанционного электронного голосования являются следующие: — Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России. Является оператором ЕСИА, а также единого портала государственных и муниципальных услуг. То есть, гражданин на портале подает заявление на участие в дистанционном голосовании, а ЕСИА — это система идентификации и аутентификации участника голосования, которая является внешней по отношению к нему; — Центральная избирательная комиссия.