Новости что такое лык

ЛЫКО, -а, мн. лыки, лык, лыкам, ср. Луб молодой липы, ивы и нек-рых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы. А что такое лапти, известно всем. Лыко используется в качестве материала для плетения корзин и других изделий, а также в качестве утеплителя.

Лыко – что это такое? Изделия из лыка. Липовая мочалка Можно ли связать из липового лыка мочалку

С помощью кочедыка добавлялось несколько слоёв лыка на подошву, что повышало прочность и увеличивало срок носки лаптей. Освещение промысловых и ремесленных занятий в устно-поэтическом творчестве мордовского народа… — С. Такие лапти определённое время выдерживали на солнце, после чего «лицевая сторона лычек становилась тёмно-коричневой» [7]. Примечательно, что лапти получали своё название в зависимости от породы дерева , с которого снимали лыко. Так, из коры ракиты делали «верзни», из тала — «шелюжники». Из лыка молодого дуба плели «дурачи», из лыка берёзы и вяза — «берёзовики» и «вязовики».

Оно становилось предметом торговли и выплаты дани. Как появился фразеологизм? Лыко — это дешевый и доступный материал. Лыко, подготовленное к дальнейшему использованию. В начале XX века, когда крестьянство переобулось в кожу, лапти стали носить лишь бедняки, а лыко начало ассоциироваться с нищетой. Таким образом, первоначально фраза звучала: «Не лыком шит, да мылом мыт».

Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона Лыко — внутренняя лубяная часть коры молодых лиственных деревьев, преимущественно липы, хотя в некоторых местностях по недостатку этой породы дерут Л. Из лыка плетут корзины, короба и другие изделия, раньше - лапти. Запросы, которые могут быть интересны:.

Затем этот аксессуар нужно намылить мылом оптимально подойдут хозяйственное и жидкое. Тогда кожа очистится и дезинфицируется намного лучше. Тело следует растереть — сначала посредством направленных, а затем — круговых движений. После растирания желательно ополоснуться тёплой, а потом — прохладной водой. Чтобы закрепить эффект, можно снова пройти всю процедуру. По окончании банной процедуры потребуется основательно просушить аксессуар на улице или в помещении на верёвке либо на сушилке для белья. При хорошей воздушной проводимости влага выветривается быстро. Досушивание во время сырой погоды мочалки возможно с помощью фена. Для этого нужно установить в нём режим тёплого воздушного потока. Сушка должна происходить в сухом, но хорошо вентилируемом помещении либо под открытым небом. Однако недопустимо, чтобы мочалка пересыхала под прямыми солнечными лучами. Ведь от этого её волокна за короткое время становятся непригодными и растрескиваются. Также недопустимо самостоятельное использование жёсткого предмета для мытья труднодоступных и не видных для собственных глаз мест на теле при наличии там объемных родинок. Лайфхаки Опытные банщики выделяют несколько секретов лыковой мойки: Лучший эффект очищения достигается в паре с травяным бельди, черным мылом и другими натуральными составами. Перед растиранием можно выдержать вещество на теле пару минут. Нельзя использовать лыко со скрабами и гелями, содержащими грубые частицы. Такой дуэт приведет к травмированию кожи. Для ускорения остывания мочало допускается обдать ледяной водой. Однако, от перепада температуры волокно будет несколько жестче, чем при естественном остывании. Мыло можно наносить как на тело, так и на саму мочалку. Гель для душа предварительно придется вспенить на коже, поскольку само лыко плохо взбивает косметические средства.

Почему говорят "лыко-мочало — начинай сначала"

Лыко, размоченное в воде, не ломалось, могло сгибаться в любую сторону. Лыка не вяжет – так говорят сейчас о человеке, не способном к элементарным самостоятельным действиям, или про ленивого, который уклоняется от работы. поговорка о человеке, не лишенном способностей, знаний, уменья (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940) В старой Руси «лык» - липовая кора. ЛЫКО ср. лычко или мн. лики, лыка, молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье, со всякого дерева (под корою луб; под ним мезга, под нею блонь, лапти из лыка обычно из липы.

Лыко – что это такое? Изделия из лыка

Существуют поговорки"лыка не вяжет", "не лыком шит", "лыком подпоясан", "не всякое лыко в строку", "по парче лыком не шьют", в которых фигурирует понятие «лыко». Что такое лык? Лык — это растительный материал, который можно получить из коры некоторых древесных растений. ср. лычко или мн. лики, лыка, молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье, со всякого дерева (под корою луб; под ним мезга, под нею блонь, молодая древесина). Узнать, историю фразы про лыко: почему на Руси говорили, что кто-то «не вяжет лыка», что такое лыко и что из него вязали.

Лыко наставляется удлиняется не клеем и ух, конечно, не связывается узлом, а заплетем нового конца. Отступя два-три шажка от того места, где кончается короткоелыко, продевается новое. Продергивая новый конец, постарайтесь не выдернуть его совсем. Остановитесь так, чтоб кончик нового лыка спрятался под клеткой. Кончик короткого лыка отрежьте. Новое лыко его прикроет. Наращивание длины будет совершенно не заметно. Затяжка носка бахилы на колодке. В первую очередь пустите в дело те концы, которые «просятся» на незаплетенные бока. А из них раньше дайте дорогу тем, что нацелены на носок. Пропустите их туда по одному или по два, не более.

Проплетите их между собой над стопой ноги, сгибая под прямым углом, гоните вниз. Этого обычно хватает для полного заплета боков. Если покажется мало, пропустите по третьему лыку. Остается навести крепость и красоту на носок и для пущей прочности дать еще цену на пятку. Остатки концов сами выйдут на носок. Их нужно всего четыре, два с одной стороны и два с другой. При нехватке концов — нарастите. Выведенные на носок концы сгибают и разворачивают вправо и влево так, чтоб получилась одна линия. Образующийся при этом рубчик и придает красоту бахиле. Пунктиром показано, куда пойдут последние три лыка.

Задник почти сплетен. Лыко слева и два справа, оставлены для наглядности, вы уже поняли, куда они пойдут Пятка укрепляется вторым наплетем до определенного места с поворотом вправо иди влево. Обычно для этого основных лык уже не хватает. Вводятся новые. Бахила готова! Она похожа на калошу. Настало время рассказать про лапоть. Теперь, когда вы сплели бахилу, про лапоть рассказывать проще. Вы все поймете с полуслова. Подготовка лык и плетение проплетки идет точно так же.

Колодка немножко отличается. Носок у лапоточной колодки широкий, приплюснутый, пятка тоже широкая. Стало быть, и проплетка плетется широкая. Носок и задник Рис. Лапоть на колодке В плетении проплетки из натурального лыка есть одна особенность. Надо следить за тем, чтобы крепкая белая сторона лыка была всегда повернута наружу, а паздирный слой — внутрь лаптя. Это вызывает некоторую трудность в самом начале плетения проплетки при загибании крайних лык. Бумажное лыко вы просто перевертываете на другую сторону, а тут надо, чтобы при повороте лыко было повернуто той же стороной. Лри этом кромки стельки, особенно со стороны пятки, заворачиваются вверх. Эта особенность используется при дальнейшем плетении лаптя.

Завернутый вверх край пяточной кромки позволяет упереть в него задник колодки и затянуть носок, который является продолжением проплетки. А затягивается носок лаптя так же, как и бахилы. Все восемь или двенадцать лык загибаются на верх колодки и плетут сперва средние четыре лыка, потом остальные. Носок сразу примет форму колодки. Дальше пойдет по-иному, чем у бахилы. У лаптя бока и задник не наплетаются. Зато сплетается окончательно широкий лапотный носок. После чего все лыки угонятся на проплет-. Носок лаптя должен быть просторным. Пальцам ног обеспечиватся хорошая защита.

Лыко, сплетенное в две цены, предохранит от сучка, от камня и сухих колючек. Если на этом и закончить, то у вас получится шлепанец, настоящий домашний шлепанец. Но ведь в шлепанцах ходят по дому, а мы говорили, что в лаптях люди ходили за тысячи верст. Значит, надо что-то сделать, чтобы лапоть не спадал с ноги, а пятка на проплетке не виляла туда-сюда. В бахиле для этой цели наплетают бока и задник. А у лаптя, как мы сказали, нет ни боков, ни задника. Вместо них по краям проплетки накручивается из лык валик в палец толщиной. Для этого берут концы лык, складывают их по четыре-пять штук вместе, не свивая, а прямушкой и обматывают, одновременно пришивая к кромке проплетки отдельным хорошо промятым лыком. Вот такой у вас получится лапоть Приглядитесь к кромке. Она немножко загнута вверх.

Выберите место, с которого начнете обмотку, и гоните шаг за шагом. Шаги все косые, но идут по порядку. Валик получится ровный. Гоните кругом. Пальцы должны чувствовать, а глаз видеть, когда обкручиваемый пучок «похудеет». Добавьте концов. Не допускайте, чтобы «худоба» пучка наступила сразу. Добавляйте вместо выбывающих новые концы. Иные мастера не ограничиваются валиком, а для пущей надежности наплетают небольшой задник, всего в четыре недлинных лыка. Их заплетают с того места, где у кожаной обуви начинается каблук.

Выбирают такие дорожки, которые пересекаются на кромке проплетки в самом центре пятки. Когда все четыре лыка выйдут на край проплетки, переплетите их между собой, как начинали плести задник бахилы. Только там вы плели в восемь лык, а тут в четыре. Больше не требуется. Высокий задник при ходьбе иногда натирает лодыжку. Лыки сгоните к проплетке. Они войдут в пучки боковых валиков. Остается сделать ушко для продевания обор. Возьмите узкое тонкое лычко, проденьте его вверху задника, протяните до половины длины и свейте веревочку сантиметра в три длиной. Затем оба конца спрячьте, проплетя по три-четыре шажка в разные стороны.

Обозначится ушко. В него продевают оборы, которыми крест-накрест приматывают онучи портянки. Вот вы и сплели лапоток, а еще раньше бахилочку. Они не во всем удались. Но ведь это же первая ваша работа. Надеемся, вы убедились, что плести лапти не так уж и просто, как иным кажется. Всякое дело мастера боится. Сейчас в магазинах, где продаются изделия умельцев, редко, но можно встретить и лапти, и маленькие лапоточки. Еще реже — бахилы. Их охотно покупают иностранцы.

Откуда-то пошла мода покрывать лапти лаком. Это от лукавого и так же нелепо, как прикрепить веревочные оборы к лакированным туфлям. Даже сами слова, поставленные рядом: «лакированные лапти» вызывают улыбку своим прямо-таки фельетонным сочетанием. Не будем наводить на лапоть глянец. Он хорош и без него, как свидетель нашей не такой уж далекой истории. Получение и применение Добыча и предварительная обработка лыка Лыко, подготовленное к дальнейшему использованию Тамбовские крестьяне заготавливали лыко весной: в эту пору «в лесу срубались молодые деревья, называемые лутошками. Обрубив ветви срубленного деревца, начинали драть лыко, имеющее вид полосок…». На Севере России сырьё для плетения принято было заготавливать «от Благовещенья до Троицы, поскольку в это время кора ещё мягкая». Внутреннюю часть коры, снятой с липы, подвергали особой обработке. К примеру, у мордвы лыко размачивали в воде для придания материалу необходимой гибкости.

В Северной и Центральной России у мастеров-лапотников существовали определённые «нормативы», связанные с обучением ремеслу, с началом и завершением работ, со сроками заготовки лыка. Один из владимирских крестьян так описывал процесс передачи навыков от поколения к поколению: «Мой отец брата лет с шести учил… Сначала за лыком ходить, потом размачивать, там уж и плести». Изготовление обуви и других предметов обихода Основная статья: Лапти Кузов из берёсты и луба, начало XX века Один из исследователей так описывает свойства лыка и технику плетения лаптей у мордвы: Для изготовления «двухпяточных» лаптей, или «семилычек», использовали тщательно очищенное лыко. Такие лапти определённое время выдерживали на солнце, после чего «лицевая сторона лычек становилась тёмно-коричневой». Примечательно, что лапти получали своё название в зависимости от породы дерева, с которого снимали лыко. Так, из коры ракиты делали «верзни», из тала — «шелюжники». Из лыка молодого дуба плели «дурачи», из лыка берёзы и вяза — «берёзовики» и «вязовики». Впрочем, самые прочные лапти изготавливали из луба молодой липы. При этом толщина дерева не должна была превышать полутора вершков. Из лыка делали не только обувь, но и другие предметы домашнего обихода.

Так, в быту мордвы одним из основных элементов утвари был «плетёный из лыка кошель». Последний имел вид четырёхугольного ящика, составленного из двух половинок. Такой кошель создавался посредством «косоугольного плетения», при помощи углов и граней. С противоположных сторон обеих частей «ящика» крепились «четыре лычные петельки», в которые продевали ремешок или бечёвку. В Вятском крае, как и в других регионах страны крестьяне издавна использовали лыко для плетения прежде всего лаптей. Именно лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество русских пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Поэтому широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих прежде всего от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и других.

В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники… Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала. Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку подковырку. Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными а не пеньковыми оборами то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными крестьяне считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор. Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение — «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип — прямое плетение, или «прямая решетка». Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника, так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена.

Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки носки. Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской губернии, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму. Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губернии, где лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями. За десятину липового леса, арендованного у помещика, они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево отсюда, видимо, и известное выражение «ободрать как липку». Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке.

Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык — от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом — получалось приблизительно 300 пар лаптей. Скорость плетения лаптей также была разной и зависела от мастерства, таким образом, крестьянин мог сплести от двух до десяти пар в день. Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок — кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Связать петли мастера старались так, чтобы после продержки обор, они не кривили лаптя и не трудили ноги на одну сторону. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует русская поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой одни лапти носились не более десяти дней, а летом в рабочую пору крестьянин стаптывал одни лапти за четыре дня. Искусные вятские мастера целыми возами продавали свой товар на ярмарках.

С развитием промышленного производства обуви, ее удешевлением необходимость в лаптях отпала.

Означало, что человек был высокого достатка, не был простым. В дальнейшем, когда благосостояние населения более или менее выровнялось, фразеологизм принял современное значение — хитрый, умный человек. К слову, существует еще одно похожее выражение: «Лыко не вяжет» — очень пьяный человек. Дело в том, что работа с лыком считалась простой. Плести лапти умели даже дети.

Если у человека работа не ладилась, то говорили, что он, либо пьян, либо умственно неполноценен.

В раннем Средневековье вещами из лыка пользовались и бедные, и богатые жители Руси, а лапти были популярны и у горожан, и у крестьян. Лапти стали признаком бедности. Из-за этого появились другие выражения со словом лыко: «не лыком шит», то есть «не такой простой, как кажется», и «пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком» в значении «поскупишься — пожалеешь». Лапти из лыка продолжали носить в деревнях вплоть до 1930-х годов. А сегодня они, а также корзины, игрушки и мочалки из этого материала пользуются популярностью как сувениры. РФ» благодарит за вопрос читательницу Алину из города Белгорода.

Крестьянский мальчик, надевающий лапти. Крестьянская девушка в синем сарафане и в лаптях. Вечерняя заря. XIX век Красноярский художественный музей имени В. Сурикова, Красноярск Григорий Мясоедов. Земство обедает. Сказитель былин Никита Богданов.

Физические характеристики лыка 1. Прочность: Лык является очень прочным и долговечным материалом. Он обладает высокой устойчивостью к механическим нагрузкам и растяжению, что делает его отличным выбором для различных видов работ, требующих надежности и стойкости. Гибкость: Лык обладает отличной гибкостью, что позволяет ему принимать различные формы и удобно приспосабливаться к сложным поверхностям. Благодаря своей гибкости, лык может быть использован для создания различных изделий, включая обувь, одежду и аксессуары.

Примечание: Гибкость лыка также делает его отличным материалом для изготовления мебели, так как он позволяет создавать удобные и эргономичные формы. Эластичность: Лык обладает высоким уровнем эластичности, что позволяет ему возвращать свою форму после давления и деформации. Это значит, что изделия из лыка будут сохранять свою первоначальную форму даже после использования в течение длительного времени. Водостойкость: Лык обладает некоторой степенью водостойкости. Он способен противостоять воздействию влаги и не терять свои физические свойства при контакте с водой.

Это делает его подходящим материалом для изготовления изделий, которые могут попадать под влияние воды, таких как обувь или сумки для путешествий. Все эти физические характеристики делают лык уникальным и многофункциональным материалом. Он находит применение в различных отраслях, включая модную и текстильную промышленность, производство аксессуаров, мебельное производство и даже в искусстве. Структура и состав лыка Лык представляет собой материал, получаемый из коры различных древесных пород, таких как береза, дуб, осина и др. Он имеет уникальную структуру и состав, которые обуславливают его особенности и применение.

Структура лыка состоит из двух основных слоев: внешнего и внутреннего. Внешний слой, называемый «кора», представляет собой темную, грубую и прочную часть лыка. Он защищает внутренний слой от внешних воздействий и увеличивает прочность материала. Внутренний слой лыка называется «линька». Он является более мягким и эластичным, что делает лык удобным для обработки и использования.

Линька содержит в себе специальные клетки, называемые «камбиальными слоями», которые отвечают за рост и развитие древесных растений. Состав лыка включает в себя различные органические и неорганические вещества. Главными компонентами лыка являются целлюлоза и лигнин — вещества, сильные и твердые.

Баять буду! Эти 10 слов вы точно встречали в сказках — знаете, что они означают?

Читайте или слушайте наш рассказ про В Древней Руси лыко было одним из самых распространенных материалов. Когда основательно вымоченное лыко связывали в связки, оно распадалось на множество волокон. Разнообразие применения лыка объясняется тем, что дерево в тех краях было одним из основных материалов при хозяйственных постройках и служило сырьем для многих ремесленных дел.

Поэтому слово «лыко» получило в русском языке дополнительное значение — «легкое дело». ЛЫКО, -а, мн. лыки, лык, лыкам, ср. Луб молодой липы, ивы и нек-рых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Знаете ли вы: Что такое липовое лыко? Это, вероятно, один из первых видов растительного волокна, применение которых освоено человеком на заре цивилизации. Поэтому слово «лыко» получило в русском языке дополнительное значение — «легкое дело».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий