Новости восстание богдана хмельницкого 1648 1654

Восстание казаков под началом Богдана Хмельницкого (1648 – 1657) переросло в масштабную и разрушительную Русско-польскую войну (1654 – 1667), за которой последовала Польско-казацко-татарская война (1666 – 1671). В 1648 году самое масштабное восстание против поляков поднял избранный казацким гетманом Богдан Хмельницкий.

Богдан Хмельницкий. Начало освободительной борьбы 1648-1654 гг.

Впоследствии название «Украина» распространилось на все перешедшие Польской короне земли, населенные потомками древних руссов — от Карпат до рубежей Московского государства. Однако этнонима «украинец» в то время еще не существовало он возник лишь в конце XIX в. Само коренное население этих земель продолжало называться русью. Чтобы отделить руссов, перешедших под власть Польши, от руссов, оставшихся в подданстве Литвы, и руссов Московского государства, использовался старинный термин, происходящий из Византийской империи, Малая Русь: так византийцы называли ближайшие к ним русские области. В состав современного украинского этноса входят также близкие к малороссам народности, не бывшие под властью Польской короны, а во время Речи Посполитой находившиеся в подданстве Венгрии и Молдавского княжества. По итогам войны между Речью Посполитой и Московским государством 1609 — 1618 гг. Однако этот военный успех быстро привел к усилению нравственного разложения польского дворянства: убедившись в неуязвимости своего государства, польские аристократы стали оставлять служебные дела, больше внимания уделяя личному обогащению. Шляхтичи, соперничая друг с другом в богатстве, но не желая наживать добро традиционным способом — военной службой, усиливали эксплуатацию зависимых крестьян, становились подобными плантаторам, использовавшим рабский труд. Крестьяне не только отрабатывали барщину на помещичьих полях и платили оброк с личных хозяйств, но и облагались всевозможными налогами, которые могли только придумать алчные землевладельцы. Даже крестьянские бракосочетания и похороны облагались налогом в пользу шляхтича.

Помещики совершенно бесцеремонно обращались с зависимым от них людом, произвольно присваивали крестьянское имущество, подвергали крестьян жестоким истязаниям за неповиновение, неуплату податей или плохую работу. Именно через украинское посредство в современный русский язык пришло польское слово «быдло — скот», как в польских владениях помещики часто называли зависимое крестьянство. Такие порядки распространялись и собственно в Польше, но на Украине самовластие польских помещиков усугублялось их традиционной неприязнью к инородцам и иноверцам, кем для них были украинские крестьяне. Притеснения со стороны польских властей и помещиков побуждали многих украинских крестьян присоединяться к казачеству. Обездоленный люд, промышлявший охотой, рыбной ловлей, разбоями и наемной службой в войсках окрестных государств, издревле селился вдоль рек восточной части степной зоны Европы. Уже древнерусские источники сообщают о неких бродниках, расселявшихся по берегам Азовского моря. На Украине в XVI в. Казакам не было равных в искусстве вести оборонительные бои, поэтому запорожские укрепления являлись практически неуязвимыми для польских и крымских войск. Власть в запорожском войске вручалась выборным предводителям, важнейшие дела решало собрание рада , в котором все казаки имели равное право голоса.

Жизнь в укрепленном казачьем поселении организовывалась выборным комендантом — кошевым атаманом. Кошевой атаман главного укрепления Запорожской Сечи одновременно являлся и верховным предводителем казаков, не состоявших на службе. Главными источниками доходов Запорожского войска и его казаков служили военные походы за добычей и наемная служба казаков в войсках соседних государств. Казаки могли выступать в поход как исключительно по усмотрению войска, так и воюя на стороне какой-либо державы против ее врагов. Добычу делились между всеми участниками похода на общем собрании сообразно заслугам каждого. В мирное время большинство казаков проживало на личных хозяйствах в приграничных со Степью районах, в том числе управлявшихся польской администрацией. Сластион «Проводы на Сечь» С Речью Посполитой, как и с другими соседними державами, запорожцы могли то воевать, то находиться в союзнических отношениях. Для казаков собственная выгода обычно ставилась выше солидарности со своими угнетенными соплеменникам, и то, что они сами не обязаны повиноваться нелюбимым властям, платить подати, их вполне удовлетворяло. Служивые казаки в Речи Посполитой заносились в особый список — реестр, и назывались реестровыми.

В обычное время они жили на своих подворьях или в казачьих укреплениях, но должны были при объявлении польской королевской армией мобилизации являться на службу. Верховным начальником реестрового Запорожского войска был гетман — так от немецкого слова «Hauptmann — глава, командир», назывались высшие военачальники Речи Посполитой. Главным образом, реестровые казаки задействовались на охране южных рубежей польско-литовского государства, совершали организованные набеги на крымские и турецкие города в периоды войн между Речью Посполитой и Османской империей. Однако в случае время от времени сотрясавших Украину крестьянских восстаний против польского господства казаки не упускали случая отомстить за свои былые унижения, завладеть богатой добычей и со своим превосходным боевым мастерством оказывались в авангарде всех вооруженных антипольских выступлений. Мощные восстания казаков, поддерживаемые крестьянским населением Украины, происходили в 1630 г. Восстание 1638 г. После этого наступили так называемые в Польше «десять лет золотого покоя», в течение которых национальный, религиозный и крепостнический гнет на Украине продолжал усиливаться. Реконструкция казачьего укрепления в музее истории запорожского казачества на днепровском острове Хортица В январе 1648 г.

Но еще более плачевной была ситуация в тех украинских поселениях, которые польским правительством сдавались панам в аренду. Чтобы как можно скорее отбить арендную плату господа зачастую просто опустошали поселения, нещадно эксплуатирую крестьян. Крестьяне часто пытались бежать от таких условий, но их ловили и потом они работали уже в кандалах. Разумеется, с такой же легкостью за малейшее неподчинение пан мог убить любого крестьянина, например, путем сажания на кол. Чуть легче, но все равно тяжелой была доля и жителей украинских городов, где по отношению к коренному населению был всё такой же жестокий и беспощадный произвол. Кроме того, не стоит забывать, что помимо собственных господ украинцев мучили и люди со стороны.

Крестьянская масса усматривала в евреях исполнителей воли польской шляхты. Евреи погибали в большом числе в Переяславе, Пирятине, Лохвице и Лубнах. Некоторые евреи были вынуждены принять христианство. Большинство же предпочитало смерть, как например известный каббалист Шимшон Острополер. Польский король Ян-Казимир, после заключения договора согласно которому, евреи не могут быть «ни владетелями, ни откупщиками, ни жителями в украинских городах» в августе 1649 г. Еврейские женщины, насильно обвенчанные с казаками, вернулись к своим семьям. День Немировской резни 20 сивана отмечался как день траура по событиям 1648 г. В польских рядах сражался и еврейский отряд в тысячу человек. Под Берестечком Хмельницкий потерпел поражение и вынужден был подписать невыгодный для себя договор в Белой Церкви, 28 сентября 1651 г. Договор этот содержит, между прочим, пункт, согласно которому евреям разрешается по-прежнему быть «обывателями и арендаторами в имениях его королевской милости и в имениях шляхты». Казачество продолжало волноваться.

После этого решения для ведения переговорного процесса в Переяславщину из Москвы отправилось большое посольство во главе с боярином Василием Бутурлиным. Местом проведения генерального военного совета был избран город Переяславль, куда посольство прибыло 10 января 1654 года. Богдан Хмельницкий вместе с генеральной старшиной прибыл 16 января. После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге. Хмельницкий выразил пожелание, чтобы московские послы первыми принесли присягу от лица Русского царя. Однако Бутурлин отказался присягать от лица царя, заявив, что царь не присягает своим подданным. После чего казаки принесли присягу.

Казацко-крестьянская война под руководством Богдана Хмельницкого. Русско-польская война (1654-1667)

Поводом к восстанию 1648 г. послужило чисто личное дело одного из казацких старшин, Богдана Хмельницкого. В качестве даты окончания восcтания советская историография указывала 1654 год — год заключения Переяславского договора, в современной научной и учебной литературе окончание восстания чаще всего связывают со смертью Богдана Хмельницкого в 1657 году. Восстание Богдана Хмельницкого — кровопролитный, длительный и масштабный вооруженный конфликт 1648-1654 гг., закончившийся национально-освободительной войной. Русский народ, крестьяне. «Богдан Хмельницкий возглавляет восстание казаков против польского правления; 100 000 евреев убиты, сотни еврейских общин уничтожены».

Богдан Хмельницкий. Начало освободительной борьбы 1648-1654 гг.

Тогда Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю с просьбой о поддержке, а для уверенности попросил о включении земель Войска Запорожского в состав России. созданием Гетманщины - Переяславской радой (присоединение Левобережной Украины. В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками.

Чем обернулось для евреев восстание Богдана Хмельницкого

Даниил сблизился с Ватиканом. В описании событий последующего XVII века украинские «историки» постоянно используют термины «Украина» и «украинцы». Никак не разъясняя эти термины, они тем самым навязывают мысль о существовании в прошлом некоего украинского государства, населенного украинцами в современном смысле этого слова. С помощью такой уловки апологеты «незалежности» пытаются приписать украинской нации и государственности три лишних века существования. Это сугубо географическое название носила восточная окраина Речи Посполитой, условно ограниченная реками Днепр, Сейм и Ворскла. На правом берегу Днепра к «Украине» относились земли древнего Киевского княжества и прилегавшие с юга территории в районе городов Брацлав и Звенигород. Западнее начинались Волынь и Подолия. На юге «Украина» граничила с Диким полем — пустынной местностью, за которой лежало Крымское ханство. Так, одно из первых письменных упоминаний «украинцев» появляется в рапорте коронного гетмана Станислава Жолкевского королю Сигизмунду III от 20 июня 1596 года. В нем военачальник описывает жестокость польской армии, выказанную во время подавления казацкого восстания под предводительством Северина Наливайко: «Жолнеры, а особенно венгерская пехота и украинцы, будучи разъяренными на казаков, не только отняли у них свое имущество, но и их собственное, и убили несколько десятков человек; сдержать этих разъяренных нельзя было никаким способом, хотя я с панами ротмистрами и пытался сделать это всеми силами». Положение предков современных украинцев, то есть малороссийского населения восточной окраины Речи Посполитой, было незавидным.

Польские шляхтичи имели неограниченную власть над своими крепостными. Они относились к ним как к людям второго сорта, называя их презрительно «быдлом» «скотом». Православная вера преследовалась. Польские крылатые гусары Жители этих земель неоднократно восставали против поляков, многие видели свое спасение в бегстве на соседние русские земли. Крестьяне-беженцы из Польши активно заселяли юг Русского царства. Так, части нынешних территорий Курской, Белогородской и Воронежской областей входили тогда в состав так называемой Слободской Украины. Белогородский воевода, разъясняя в 1638 году причины переселения малороссов, писал: «Польские и литовские люди их крестьянскую веру нарушают и церкви божии разрушают, и их побивают и жен их и детей, забирая в хоромы, пожигают и пищальное зелье, насыпав им в пазуху, зажигают, и сосцы у жен их резали, и дворы их и всякое строение разоряли и пограбили». Эти факты не вписываются в линию современной украинской пропаганды, так же как и факты бесчисленных просьб населения «Украины» к русскому царю о принятии в подданство. В 1591—1593 гг. Магнат Александр Вишневецкий в письме к канцлеру Я.

Несколько лет спустя произошло уже упоминавшееся выше восстание под предводительством Северина Наливайко. В 1625 году на Украине заполыхало восстание под предводительством Марка Жмайла. В Москву от восставших вновь прибыло посольство. Священник Филипп из Посольского приказа писал о просьбе послов к царю принять жителей Украины в свое подданство «[Чтобы царь] пожаловал их всех, велел им помочь учинить своими государевыми людьми на поляков. И оне де, козаки, станут служить тебе, государю, и городы литовские станут очищать в твое государево имя». Марк Жмайла Такие же просьбы поступали от представителей православного духовенства. Так, в том же 1625 году посланец киевского митрополита Иова Борецкого луцкий епископ Исаакий Борискович просил: «Мы все царской милости рады, и под государевою рукою быть хотим… Если митрополит, епископы и Войско Запорожское прибегнут к царской милости и пойдут на государево имя, то государь их пожаловал бы, отринуть не велел, а им, кроме государя, деться негде». В 1630 году Иов Борецкий в письмах, переданных его сыном Андреем и племянником Павлом Путивльским русским воеводам, просил от имени народа о принятии в подданство: «Будет… их де мочи не будет против поляков стоять, и оне де хотят бить челом… государю царю… всеа Русии, чтобы… пожаловал их велел им быть в своем государове повеленье». Народные восстания следовали одно за другим. Следующее состоялось в 1631 году.

И вновь казаки просили московского царя взять их под свою защиту. Об этом русскому самодержцу доносили воеводы города Севск: «А буде де, государь, их сила не возьмет против ляхов стоять, и козаки… хотят… посылати к Москве бити челом. Как сегодня Россия не оставляет население Донбасса в беде, помогая гуманитарной помощью, так и тогда Русское царство помогало населению Украины. Подавив это последнее восстание, поляки приступили к ликвидации казачества. Простых казаков разжаловали в крестьяне, а реестровых служивших в польском войске , сократив их численность, поставили под контроль польских комиссаров и полковников. Казацкая старшина была лишена части привилегий и земель. Это привело, наконец, казацкую верхушку к осознанию необходимости борьбы с поляками. Через десять лет, в 1648 году, борьбу за освобождение от поляков возглавил сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий. Западная Русь В борьбе за национально-народное дело. Санкт-Петербург, 1910 Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России На самом деле этот «простой холоп» был храбрым воином, пользовавшимся большим уважением, чьи заслуги признавались не только казаками.

В одной из битв Хмельницкий спас польского короля Владислава IV, подарившего ему в награду золотую саблю. Однако память короля была короткой. И когда в 1647 году поляки напали на хутор Хмельницкого и похитили его жену, король отказал казаку в просьбе о помощи. Потоцкий докладывал королю Владиславу IV о невероятной мощи восстания, разгоревшегося под предводительством Хмельницкого: «Хмельницкий не смягчает кротостию: несмотря на то, что не один уже раз посылал я к нему, предлагая выйти из Запорожья, обещая ему помилование и прощение его проступков, это его нисколько не трогает, — задержал моих послов. Наконец из войска я посылал к нему пана Хмелецкого, ротмистра … человека … очень хорошо знающего казацкие нравы, убеждая отстать от мятежей и уверяя словом своим, что и волос с головы его не спадет. Раздраженный этою снисходительностью, Хмельницкий отослал моих посланцев ко мне со следующими требованиями: во-первых, чтобы я с войском ушел из Украины; во-вторых, чтобы полковников и всех их подчиненных удалил из полков; в-третьих, чтобы уничтожил управление Речи Посполитой [на Украине]… Если я раньше не подумал о том, как должен был вспыхнуть этот бунт, и как его расценивать, то благоволите… учесть число людей его в то время — 3000. Но упаси боже, чтоб он вошел с ними в Украину. Тогда бы эти три тысячи быстро возрасли бы до ста тысяч…». Последняя фраза позволяет оценить масштаб народного гнева, результаты которого не заставили себя долго ждать. В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками.

К казацкому войску присоединялись крестьяне, также начинавшие именовать себя «казаками». Восставшие одерживали всё новые победы: «Куда не приступает неприятель, везде города и замки сдаются без всякого сопротивления», — писал в письме 10 июня 1648 года уже упоминавшийся нами брацлавский воевода Адам Кисель. На Корсунской раде, состоявшейся в мае 1648 года, казаки приняли решение обратиться к московскому царю Алексею Михайловичу с прошением о принятии их в подданство. А уже 18 июня Богдан Хмельницкий опять обратился с письмом к царю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии в подданство: «Хотим себе самодержца хозяина такого в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь, если бы предвечное пророчество от Христа Бога нашего исполнилось, что всё в руках его святой милости». На ней присутствовали и московские послы. Как отмечал в своем донесении посланник Адама Киселя П. Ласка: «В тот же день на эту же раду прибыли бояре из Москвы… он не мог узнать, с чем именно, однако понял, что это какая-то дружественная церемония…». Почтовая марка СССР. ЦФА 1761 Сообщения о желании казаков быть в царском подданстве поступали в Москву беспрерывно. Так, 26 июня более 50 казаков, прибывших из Новгорода-Северского в деревню Рошковичи, говорили о том, что «от Запорожского… Войска приказ им учинен такой, что с… государевыми людьми не велено задиратца ни за што; и все де… оне войском запорожские козаки… государю, служить рады…».

А 6 июля яблоновский воевода А. Буйносов-Ростовский докладывал о просьбе Богдана Хмельницкого к царю о военной помощи и о желании казаков служить царю: «Как даст бог помощи им ляхов побить, и они де б по Киев отложились к твоей государеве стороне, чтоб де их ведал ты, государь». Просьбу казаков о русском подданстве 24 июля 1648 года передавал в Разрядный приказ и хотмыжский воевода С. Казаки просили: «Хотим быть под однем християнским, под тобою благочестивым государем царем Алексеем Михайловичем всеа Русии…». Борьба населения Украины за освобождение не прекратилась и после заключенного с поляками перемирия.

We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy I accept Среди выдающихся деятелей украинской истории особое место занимает чигиринский сотник Богдан Зиновий Михайлович Хмельницкий 1595—1657 , возглавивший и во многом определивший задачи и успехи национально-освободительной войны украинского народа середины XVII в. Происходивший из шляхетской семьи, он закончил Львовский иезуитский коллегиум, служил при королевском дворе, но не оставил православия.

В 1638 г. Хмельницкий был записан в реестр в качестве чигиринского сотника. Он вел на своем хуторе Субботов успешное хозяйство, владел большими стадами и считался весьма богатым представителем казацкой старшины, лояльным королевской власти. Участник битвы под Хотином, побывавший в турецком плену, Б.

В 1651 — 1653 гг. Появилась реальная угроза полного разгрома сил восставших. Московское государство, собравшееся к этому времени с силами, решило удовлетворить просьбы Богдана Хмельницкого и оказать помощь повстанцам. Земский собор 1653 г. Важную роль в этом сыграл патриарх Никон, призывавший вывести единоверцев из-под власти «безбожных латинян». В свою очередь, Украинская Рада в Переславле в январе 1654 г.

В соответствии с «мартовскими статьями» 1654 г. Во главе Малороссии стоял избираемый населением гетман, в распоряжении которого находилась собственная администрация русский воевода назначался только в Киев. Украинцы не платили налогов в царскую казну. Киевская митрополия не подчинялась Московской патриархии. Постепенно выяснилось, что эти компромиссные условия не устраивают ни ту, ни другую сторону. Московское правительство начало нарушать малороссийскую автономию. В свою очередь, украинские гетманы И.

В октябре русские войска терпят поражение в битве на Кулишковых горах, а спустя месяц пал гарнизон русских в Вильнюсе, который держал осаду более полутора лет. К моменту взятия Вильно гарнизон составлял лишь 78 человек, которые остались в живых, а уже к зиме 1662 года поляки вернули себе занятые ранее Могилев и Борисов. В июне 1662 года русским войскам удалось нанести контрудар и разорить окрестности Чигирина — верховной ставки украинских гетманов. В ноябре 1663 года польская армия короля Яна Казимира и предводителя казаков П. Тетери вторглась на Украину, рассчитывая на бескровную передачу власти и лояльное отношение со стороны крепостных гарнизонов. Замечание 9 Однако, такой сценарий не произошел, скорее наоборот, завязались тяжелые бои в частности, осада Глухова. Поход Яна Казимира не увенчался успехом, в марте 1664 года ему пришлось отступить, его арьергард был разгромлен русскими под Мглином. Обширная военная кампания разделилась на большое количество локальных театров военных действий по территории всей Украины и Беларуси, в которых к 1664 году Россия и Речь Посполитая полностью вымотали друг друга. И 1664,и 1665 годы были заполнены, по высказыванию историографа А. Малова, "небольшими взаимными набегами". Было очевидно, что война подходит к своему логическому завершению. Андрусовское перемирие Переговоры о заключении мира были начаты в апреле 1666 года в деревне Андрусове. Во главе русской делегации стоял опытный дипломат А. Таким образом, 30 января 1667 года было заключено Андрусовское перемирие сроком на 13 с половиной лет. Польша признавала право за Россией на Левобережную Украину, а Киев планировалось передать России лишь на два года, однако, он так и не был возвращен Речи Посполитой рисунок 5. Историческая оценка событий Процесс перехода украинских земель "под высокую руку царя московского" получил в истории неоднозначную оценку. К данному событию в российской и советской историографии длительное время был применим термин "воссоединение Украины и России". В его применении есть определенная логика: и Украина, и Россия - наследники Киевской Руси, обладают общими историческими корнями, а потому есть все основания трактовать сей процесс не как присоединение Украины к России, а как воссоединение Украины с Россией. Пример 3 В советской и российской исторической науке всегда говорилось о братской дружбе русского и украинского народов, добровольном характере объединения России и Украины в 1654 года, помощи русских украинцам в их национально-освободительной борьбе против коварных поляков. В национальной же историографии украинцев наоборот — делается акцент на "агрессивной роли" Москвы, которая во второй половине XVII столетия стала ограничивать права и свободы присоединенной Украинской Гетманщины. Таким образом, украинская историография говорит о том, что Москва не имела желания оказать помощь в освободительной борьбе украинского народа, а, наоборот, хотела воспользоваться ситуацией и «подмять» под себя украинские земли и их жителей. Период 1650—1680-х годов в украинской национальной истории именуется как "эпоха Руин", когда Гетманщина лишилось своей "территориальной целостности" и "де-факто оказалась на грани братоубийственной гражданской войны". Замечание 11 Стоит заострить внимание, что в середине XVII столетия Россия как своего врага определяла не православное население казачества, а Речь Посполитую. Присоединение Украины стоит рассматривать прежде всего в рамках русско-польского конфликта. Своей главной целью Россия ставила нанесение поражения Речи Посполитой, отторжение от нее новых земель так, как это было сделано Московским государством в ходе "порубежных войн" конца XV — начала XVI веков. Данные территории Москва рассматривала как бывшие русские земли, "вотчину Рюриковичей", что соответствовало исторической действительности: ведь на самом деле это были земли бывшей Киевской Руси, владений династии Рюриковичей. Украина же сама по себе для царя Алексея Михайловича не считалась военным либо политическим противником, в ней, наоборот, хотели обрести союзника. Также стоит отметить, что Россия с самого начала находилась в военном конфликте не с Украиной, а с Речью Посполитой и в 1653—1654 годах не имела никаких агрессивных планов относительно Украины. Скорее наоборот, поддержка восстания Богдана Хмельницкого рассматривалась в качестве солидарности с православными братьями-украинцами. Иное дело, что вхождение в состав Российской державы новых земель Украины привело к возникновению конфликта политических культур. Украинские казаки были воспитаны в вольностях Речи Посполитой и вело себя соответственно, что совсем не всегда отвечало ожиданиям России. Пример 4 Недоразумения возникали уже при заключении договора Переяславской рады. Посольство русских, возглавляемое В. Бутурлиным, стало требовать принятия присяги на верность от казацкой старшины. Однако выборный казачий орган сам преследовал те же цели и ожидал, в свою очередь, присяги русских послов гетману от имени русского царя Алексея Михайловича в том, что Россия "не выдаст" казаков полякам и никогда не посмеет нарушить их привилегий. Изумленный Бутурлин сказал, что царь России не может клясться в верности своим подданным, на что казаки парировали опытом Речи Посполитой, где король присягает на верность своим подданным и обязуется служить им. Гетман Хмельницкий смог потушить начавшийся конфликт, убедив старшину принести присягу односторонне. Однако таких эпизодов в дальнейшей истории событий бывало немало, и они наглядно показывали принципиальное различие политических культур двух народов. Москва смотрела на Украину, как на любую другую присоединенную территорию: раз казаки обратились с просьбой принять их "под высокую руку царя московского", то они стали его подданными и должны соответствовать данному статусу. Россия в условиях войн с Польшей, Швецией, Турцией во второй половине XVII столетия, проходивших, в том числе на украинской территории, требовала от населения этой территории не бунтов и "самовольства", а политической интеграции и военного союза ведь о покровительстве, защите, совместных действиях против Польши просил Алексея Михайловича Богдан Хмельницкий, а не наоборот. Казаки же стремились к сохранению за собой права совершать поступки по своему желанию, включая выбор внешнеполитических союзников, пересмотр договорных отношений и уний и так далее. Москва расценивала это в качестве опасности измены, бунта, сотрудничества казачества с военными противниками России. Возникла обоюдная трагедия недоразумения сторон, что достаточно часто сопровождает интеграционные процессы, создание империй и государств стоит вспомнить момент присоединения Новгорода Иваном III. Замечание 12 Ситуацию утяжеляло еще и то обстоятельство, что для казаков требовать от власти удовлетворения своих потребностей в обмен на политическую лояльность, угрожать мятежом правителю, вести торг с властью было привычным в пределах Речи Посполитой стилем поведения. В Российском же царстве данная модель взаимоотношений была невозможной и считалась предательством, мятежом. Это объясняет тот факт, что попытки ряда украинских политиков XVII века отказаться от решений Переяславской рады и лавировать между Россией и Речью Посполитой например, Гадячский договор расценивались Алексеем Михайловичем в качестве измены и мятежа. В этом и состояли причины обострения русско-украинских взаимоотношений во второй половине XVII столетия. Украинские казаки принимали участие в боевых кампаниях против России самое известное Конотопское сражение 1659 года, которое на сегодняшний день в украинской национальной истории считается победой украинского оружия над "москалями" , в свою очередь, Россия подозрительно относилась к нелояльным гетманам, уменьшая их полномочия, использовала силу относительно выступавших против нее казаков. Ситуация ухудшалась и тем, что в украинской верхушке также не было единства и согласия, а ее представители зачастую собственноручно отправляли доносы в Москву и обвиняли друг на друга в "предательствах". Пример 5 Более того, с 1658 года, со сражения в урочище Жуков Байрак между приверженцами Мартина Пушкаря и Ивана Выговского, начались стычки украинцев между друг другом. Гетманы, полковники, казацкая старшина, сторонники России, Полыни, Турции и просто своих "полевых командиров" начали войну между собой. По сути, во второй половине XVII столетия на территории Украины началась гражданская война, которая осложнялась частыми военными конфликтами с иностранными армиями. Битвы с Турцией во время, так называемых Чигиринских войн 1677—1681 годов, превратили Украину в "рукотворную пустыню", она на самом деле превратилась в "Руину".

«Русь будет господствовать»

  • Связанных вопросов не найдено
  • § 20. Присоединение Украины к России - Уроки истории 2.1
  • Переяславская рада в кривом зеркале национализма —«Украинство...» Глава XXI
  • Богдан Хмельницкий и восстание Хмельницкого | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
  • Восстание Хмельницкого — Что такое Восстание Хмельницкого

«Лядская неволя» русского народа. За что сражался Богдан Хмельницкий?

В конце января 1648 г. в Запорожской Сечи под руководством ицкого началось новое восстание против шляхетской Речи Посполитой, положившее начало Освободительной войне украинского народа. Восстание под предводительством Богдана Хмельницкого. Восстание Богдана Хмельницкого привело к войне казачества с Речью Посполитой, которая шла с переменным успехом до конца жизни гетмана.

Начало восстания

  • «Русь будет господствовать»
  • Причины восстания и его первый этап
  • Восстание Богдана Хмельницкого. Причины, суть, ход событий, итоги, участники.
  • Начало восстания

История казачества в России

Но разве украинское православное население Великого княжества Литовского в середине XVII века не считало себя русскими людьми? Вы пишете, что после визита в Киев патриарха Паисия Богдан Хмельницкий в феврале 1649 года впервые назвал себя «единовладцем и самодержцем руським». Да, термин «руський» как отсылка к Киевской Руси активно использовался в Речи Посполитой — там существовало даже Руськое воеводство. Это территория современной Украины? Западной ее части — воеводство было образовано на землях бывшего Галицко-Волынского княжества. Но православное население Речи Посполитой не считали «руськими» жителей Московского государства — их именовали «московитами». Поэтому понятия единого народа не существовало, было лишь понимание общего православного пространства. Материалы по теме: 3 июля 2016 К примеру, термин «Малая Россия» Малороссия имеет церковное происхождение. Первоначально под ним подразумевалась территория, подчиненная киевскому митрополиту. Неслучайно после присоединения Украины царь Алексей Михайлович изменил свой титул на «Всея Великия и Малыя Росии» — это было сделано явно с подсказки богословов из Киева. Но когда спустя полтора года в царскую титулатуру добавили «и Белыя Росии», для украинцев это стало неприятным сюрпризом.

В их понимании Белая Русь Белоруссия была составной частью Малой России — как единого пространства, подчиненного киевскому митрополиту. Первые конфликты между украинцами и Москвой возникли в том числе из-за белорусских земель? Этот конфликт связан еще и с тем обстоятельством, что стороны очень спешили с присоединением, но по-разному трактовали подписанные соглашения. Присоединение Украины к Московскому государству означало для царя войну с Речью Посполитой, у которой царь Алексей Михайлович и патриарх Никон надеялись отвоевать Смоленск и белорусские земли с православным населением. Военные действия для Москвы были успешными во многом благодаря поддержке украинского войска Ивана Золотаренко. И к лету 1655 года русские войска овладели Минском и Вильно, но дальше начались разногласия: царь собирался присоединить Белоруссию к Московскому государству на общих основаниях, а Хмельницкий видел ее в составе Украинского гетманства. Кадр из фильма «Богдан-Зиновий Хмельницкий» Разрыв с Москвой Почему после заключения Виленского перемирия 1656 года, когда поляки согласились избрать царя Алексея Михайловича своим королем, Хмельницкий был готов уйти под власть крымского хана? Он боялся, что «ненавистные ляхи» и «проклятые москали» договорятся между собой за счет Украины? Его слова, что нужно «отступить от руки царского величества» и быть «под бусурманином», были сказаны сгоряча. Но 1656 год был апофеозом взаимного непонимания между Москвой и гетманом, который тогда вел переговоры с шведским королем.

В Москве крайне негативно смотрели на внешнеполитическую активность Хмельницкого и настойчиво требовали от него соблюдать «Мартовские статьи» 1654 года. А гетман их не соблюдал? Нет, конечно. Обо всех внешних сношениях гетман был обязан докладывать в Москву, чего он не делал. Кроме того, в тот момент Московское государство находилось в состоянии войны со Швецией, и контактов украинцев с противником царь никак не мог стерпеть. Кажется, вопреки «Мартовским статьям» Украина еще и налоги не платила? Она их никогда не платила — вплоть до эпохи Екатерины II, которая была крайне удивлена и возмущена, узнав об этом. Царь Алексей Михайлович действительно мог стать польским королем в 1656 году? Разумеется, нет. После Шведского потопа Речь Посполитая была близка к катастрофе, и поляки были готовы подписать все что угодно.

Но когда ситуация изменилась, они так же легко отказались от ранее взятых обязательств. Кстати, поляки немало поспособствовали раздорам между Украиной и Москвой — именно они распустили так возмутивший Хмельницкого ложный слух о разделе Украинского гетманства по условиям Виленского перемирия. Почему после смерти Богдана Хмельницкого и избрания гетманом Ивана Выговского между Москвой и Украиной произошел разрыв? Это было позже, вначале Выговский хотел договориться с Москвой. В феврале 1658 года он заключил тайное соглашение с русскими воеводами, согласно которому отказался от многих важных и выгодных для Украины положений «Мартовских статей» 1654 года. Например, новый гетман согласился на подчинение киевской митрополии московскому патриарху. Все это позволяло преодолеть былые разногласия и конфликты и успешно продолжить процесс инкорпорации Украины в состав Московского государства. Но этого не случилось. Из-за событий, происходивших уже непосредственно в Москве. Патриарх Никон, на которого ориентировались украинцы, рассорился с царем и попал в опалу.

Из-за инициированной им церковной реформы в стране разразился Великий раскол, и в какой-то момент Москве просто стало не до Украины. На отчаянные просьбы Выговского, положение которого внутри гетманства было крайне неустойчивым, никто не отвечал. Не понимая, что происходит в Москве, Выговский реагировал очень нервно. Материалы по теме: 24 января 2016 С другой стороны, среди казацкой старшины Украинского гетманства были различные группировки, ориентированные на Москву, Польшу, Швецию и Крым.

Запорожская Сечь непрерывно пополнялась новыми пришельцами, но реестр оставался неизменным. Это создавало почву для социальных конфликтов между верхушкой казачества и остальной массой, особенно не включенной в реестр. Уже с конца XVI в.

Их участники выступают против шляхетского гнета, за сохранение родного языка, обычаев предков, за православную веру. В 1638 г. Устанавливался реестр в 6 тысяч человек, запрещалось поддерживать отношения с запорожцами-сечевиками. Где казак, там воля. Лишение казачьей вольницы, национальный гнет вызывали новые волнения. Реестровые казаки признали Ординацию 1638 года. Нереестровые холопы, мещане не хотели подчиниться, многие уходили в Белгород, Севск, Путивль, другие русские города и уезды.

Русские власти принимали их. Места, где они селились, располагались на границе с Диким полем. Впоследствии они стали именоваться Слободской Украиной. С конца 30-х годов до 1648 г. Новый этап борьбы украинского народа против социального, национального и религиозного гнета Речи Посполитой связан с именем Богдана Михайловича Хмельницкого. Предводитель освободительной борьбы украинского народа сумел сплотить разнородные в социальном отношении силы - казачество, крестьян, горожан, духовенство, мелких украинских феодалов. Всех их объединило одно - борьба за национальное освобождение.

Другое достоинство Хмельницкого состояло в широком политическом кругозоре, позволявшем ему смело лавировать, заключая союзы, если того требовала обстановка, даже с таким ненадежным партнером, как крымский хан. При этом он четко осознавал необходимость тесного союза с Россией. Хмельницкий был талантливым полководцем, умевшим правильно определить направление главного удара и в нужный момент обеспечить перевес в силах, обладал личным обаянием, отвагой, готовностью настойчиво добиваться поставленной цели. Что явилось причиной, толкнувшей Хмельницкого на путь политической борьбы? В ком Б. Хмельницкий видел потенциальных союзников - государства, заинтересованных в решении украинско-польского вопроса?

К тому времени она уже 250 лет находилась в составе сначала Великого княжества Литовского, а затем и Речи Посполитой. Политическое устройство этих государств базировалось на совершенно иной основе, чем в Москве: Литовские статуты, Магдебургское право, шляхетская демократия. Лидеры Украинского гетманства родились и выросли в Речи Посполитой, считая ее своей отчизной, поэтому они были воспитаны на ее юридических и даже понятийных традициях. Материалы по теме: 28 июля 2016 Поэтому с началом реальной инкорпорации Украины в состав Московского государства сразу же проявилось серьезное взаимное непонимание. Это касалось даже схожих по звучанию терминов, но означавших совершенно разные, а иногда и прямо противоположные понятия «воевода», «холоп». Неудивительно, что юридически оформленные обязательства обе стороны трактовали по-своему. В результате это взаимное непонимание быстро привело к серьезным конфликтам. Серьезные конфликты возникли в результате несерьезного отношения к объединению, как вы пишете? Говоря о несерьезном отношении, я имела в виду, что в ситуации 1653-1654 годов вопрос об объединении в общее государство для обеих сторон был вторичным, а на первом плане стояли более насущные задачи. Для Московского государства это была религиозная война «за освобождение православного населения», и присоединение Украины должно было стать первым шагом для продвижения на земли Великого княжества Литовского. Для Украинского гетманства главной целью была военная защита от недавно заключенного польско-крымского союза, направленного против него. Поэтому обе стороны тогда об остальном не особенно задумывались. То есть «Мартовские статьи» 1654 года, подтвердившие просьбу Переяславской рады о переходе украинцев «под высокую руку» царя Алексея Михайловича, были составлены настолько расплывчато, что обе стороны трактовали их так, как им было удобно? Да, и это свидетельствует о том, что и Москва, и Украина очень спешили с заключением соглашения. Для Хмельницкого была жизненно необходима срочная военная помощь от Московского государства, а царь Алексей Михайлович под влиянием патриарха Никона желал ускорить религиозную войну для защиты православных единоверцев. К тому же реальное объединение и так сильно затянулось: решение о принятии Украинского гетманства в русское подданство Земский Собор в Москве принял еще в октябре 1653 года, а казаки присягнули царю лишь в феврале-марте 1654 года. Миссия Паисия Почему в середине XVII века Москва вдруг озаботилась защитой православных единоверцев Великого княжества Литовского, если раньше она относилась к ним с недоверием? Действительно, в это время политика Москвы резко изменилась. Царь Алексей Михайлович был очень верующим человеком, поэтому для него религиозные мотивы имели существенное значение. Колоссальное впечатление на него произвел в 1649 году приезд в Москву иерусалимского патриарха Паисия, увлекшего молодого русского государя идеей спасения православного мира вплоть до Константинополя. Именно Паисий способствовал возвышению Никона, который через три года стал патриархом и во время Земского Собора 1653 года лично уговаривал царя согласиться с присоединением Украины. Разве царь этого не хотел? Богдан Хмельницкий обращался в Москву с просьбой предоставить ему русское подданство в 1648-м и в 1649 году, но тогда ему неизменно отказывали. Все изменило мнение Никона, который в своих планах церковной реформы опирался на интеллектуальный багаж украинского православия прежде всего специалистов Киево-Могилянской академии. Присоединение Украины для него было важным шагом в будущей религиозной войне. И, конечно, этому способствовал визит в Москву иерусалимского патриарха Паисия. Паисий в 1649 году приехал в Москву через Киев, в самый разгар восстания Хмельницкого. Вы пишете, что именно патриарх при встрече с гетманом натолкнул его на идею украинской государственности. Да, сейчас практически все ведущие историки — как российские, так и украинские — сходятся в том, что переговоры гетмана Хмельницкого с патриархом Паисием в Киеве стали толчком, превратившим обычный казацкий бунт в национально-освободительное движение, создавшее первую государственность в рамках Украинского гетманства. Кадр из фильма «Огнем и мечом» Получается, иерусалимский патриарх оказался фигурой, способствующей сближению Украины и Москвы? Да, его роль в этом деле была огромной. Почему Хмельницкий обратился за помощью к московскому царю, хотя до этого вел переговоры с крымским ханом, турецким султаном и даже пытался примириться с польским королем? На самом деле еще с 1648 года украинские казаки неоднократно просили о помощи у Москвы. Хмельницкий рассматривал союз с московским царем как наиболее перспективный, тем более что это был альянс с единоверцами, поскольку на Украине никогда не было негативного отношения к московскому православию. Что касается крымских татар, то коалиция с ними для украинцев была ситуативной и поначалу успешной, но уже к 1653 году Хмельницкий убедился, насколько этот союз опасен и ненадежен. Когда крымский хан договорился с польским королем, положение Украинского гетманства стало просто катастрофичным. Почему украинцы так часто меняли союзников? Они вступали в сношения то с русскими, то с крымскими татарами, то с шведами и периодически пытались помириться с поляками. Это было вызвано геополитическим положением Украины, находившейся между тремя мощными соседями — Османской империей и вассальным ей Крымским ханством, Речью Посполитой и Московским государством. Ей приходилось постоянно балансировать между ними, чтобы хоть как-то выжить. Михаил Горелик «Набег крымских татар на Украину» «Казако-руський народ» В своей книге вы пишете, что «мы сразу должны отбросить миф о "братских народах", не имевший ничего общего с менталитетом человека XVII века, который не предусматривал этнического, а тем более национального самосознания». Во времена Переяславской рады можно говорить лишь об этноконфессиональном самосознании, и то оно было характерно для узкой прослойки элиты. Например, польские шляхтичи считали себя сарматами, поэтому не воспринимали собственных крестьян как соотечественников. А на Украине сначала была популярна идея «роксоланского народа», но уже в XVII веке среди казацкой старшины появилось понятие «казако-руський народ», ставшее их попыткой вести свое происхождение от хазар. То есть о какой-то общей национальной идентичности применительно к тому историческому периоду говорить нельзя.

Гетман понимал, что в одиночку ему не справиться с польской армией. Поэтому главным своим союзником считал поначалу крымского хана. В битвах при Жёлтых Водах и Корсуне 1648 войска Хмельницкого разгромили польскую армию гетмана Потоцкого. Эти победы всколыхнули всю Украину. К Хмельницкому устремились тысячи сторонников. В сентябре 1648 года в сражении под Пилявцами повстанцы разбили 50-тысячное войско поляков, а в декабре того же года Богдан Хмельницкий вступил в Киев. В Речи Посполитой была объявлена мобилизация всей шляхты. В августе 1649 года у города Зборова в Прикарпатье войска короля Яна Казимира встретились с армией Хмельницкого. Несмотря на измену крымцев, сражение окончилось победой гетмана. Через несколько дней был подписан Зборовский договор. Король признал Хмельницкого украинским гетманом. В управление ему передавались три воеводства — Киевское, Черниговское и Брацлавское. Власть поляков в них ограничивалась. Все государственные должности предоставлялись теперь только православным. Казачий реестр увеличивался до 40 тысяч человек. Хмельницкий понимал, что это лишь временная передышка. В 1650 году он возобновил борьбу. Сражение под Берестёчком на Волыни в 1651 году закончилось для Хмельницкого разгромом. Его предал крымский хан, который в решающий момент увёл войска с поля боя. Белоцерковский мир перечеркнул прежние успехи гетмана. Реестр сократили вдвое. Власть поляков ограничивалась теперь только в Киевском воеводстве. Польские магнаты видели, что полностью подавить освободительное движение им не удалось. Поэтому война с казаками продолжалась. Ещё в начале борьбы Хмельницкий обратился за помощью к России. Гетман просил царя Алексея Михайловича взять Украину «под свою руку». Переяславская рада провозгласила переход Украины в подданство русского царя и принесла ему присягу на верность. На Украине сохранялись самоуправление и гетманская власть. Действовал местный суд. Не надо было платить налоги в государственную казну.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий