К совершенно секретным сведениям относят сведения, «распространение которых может нанести ущерб интересам государственного органа или отрасли экономики РФ», а к секретным — сведения, распространение которых нанесет ущерб интересам предприятий. Группа депутатов из комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции внесла в Госдуму законопроект, ужесточающий правила допуска к государственной тайне, говорится в Telegram-канале комитета. Формы допуска к государственной тайне: их разновидности, чем формы отличаются друг от друга, какую лучше выбрать и каков порядок оформления. Госдума в первом чтении приняла законопроект о дополнительных ограничениях по доступу к государственной тайне.
Поправки о допуске к гостайне и выезде за границу прошли первое чтение
Для работы над некоторыми делами адвокатам нужно получать допуск к гостайне, например чтобы знакомиться с секретными материалами уголовных дел. Законопроект устанавливает особый порядок получения доступа к гостайне для защитников. В отношении них не будут проводиться проверочные мероприятия, которые возможны в отношении потенциальных госслужащих. Но с адвокатов будут брать расписку о распространении на них возможных ограничений, в том числе на право выезда с территории РФ. В апреле Адвокатская палата Москвы опубликовала мнение о законопроекте.
Адвокаты посчитали, что поправки ограничивают права защитников и создают препятствия для их работы.
Распределение связано с тем, что периоды ограничений длятся вне зависимости от наличия или отсутствия доступа в настоящее время. К примеру, трудовые отношения с работодателем могут быть завершены, доступ к гостайне прекращен, а период имеющихся ограничительных обязательств продолжается. Ограничения длятся независимо от наличия трудовых отношений. Существуют такие виды ограничений в правах Закон РФ от 21. Длительность ограничения по доступу составляет период, предусмотренный в трудовом соглашении во время оформления.
Особо важная или совершенно секретная информация ограничит в передвижениях на 5 лет с момента последнего ознакомления или до окончания периода ограничения по трудовому соглашению или ФЗ от 15.
В последние годы в России было заведено больше десятка громких уголовных дел за разглашение гостайны. Но вряд ли отстранение «Росатома» и «Роскосмоса» от процесса засекречивания сведений как-то повлияет на сотрудников этих организаций в том плане, что они, например, будут лучше понимать, что можно разглашать, а чего нельзя. Да и в целом на ситуацию с уголовными делами о гостайне это вряд ли повлияет. Так считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: Константин Симонов гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности «Станет ли это постановление действительно такой важной вехой, после чего ученые, консалтеры поймут, что все-таки можно, а что нельзя, пока такой оптимистичный вывод я бы не стал делать. И что касается как раз того, что «Роскосмосу» и «Росатому» не дали возможности самостоятельно данные критерии устанавливать, говорит о том, что здесь все равно определенная централизация будет сохраняться. Главное, чтобы эти критерии были внятно описаны, что такое у нас государственная тайна и что такое передача сведений, содержащих эту тайну. Потому что, еще раз говорю, если людей обвиняют в передаче сведений, которые, они уверяют, что они взяли в открытой прессе, это очень неприятная история. Скоро такими темпами ни консалтингом, ни научной даже деятельностью заниматься будет просто невозможно».
Карточка допуска руководителя оформляется в результате прохождения проверочных мероприятий ФСБ. Форму допуска в лицензии определяет заказчик секретных работ, для выполнения которых изначально производится оформление разрешительного документа. Директор организации, имеющей лицензию ФСБ, может допускать своих сотрудников к ознакомлению с информацией под грифом «секретно» без проверочных мероприятий. При этом он несет личную ответственность за возможные последствия противоправных действий допущенных сотрудников.
Портал правительства Москвы
Ограничивается право на выезд из страны парламентариев всех уровней, имеющих допуск к государственной тайне и совершенно секретным сведениям. Депутаты ГД РФ приняли законопроект о допуске к государственной тайне Официальный сайт Госдумы РФ. Заключение ФСБ о нецелесообразности допуска или о прекращении допуска конкретного человека к гостайне станет обязательным для исполнения всеми работодателями.
3 форма секретности: уровни секретности, формы допуска к государственной тайне
При утечке таких сведений ущерб наносят интересам конкретного юрлица в одной или сразу нескольких из перечисленных прежде сфер. Основания для допуска к государственной тайне Получение должностным лицом или гражданином сведений, относящихся к гостайне, происходит только при наличии у него допуска, оформленного в установленном законом порядке ч. Оформление такого допуска, как правило, возможно только с согласия непосредственно должностного лица или гражданина. Этот процесс включает в себя несколько этапов, которые подробнее будут рассмотрены в отдельном разделе нашего материала. Порядок допуска к государственной тайне Допуск должностных лиц и граждан к гостайне происходит в порядке, регламентированном Законом РФ от 21. Организовать доступ человека к засекреченной информации должен руководитель соответствующего органа госвласти, муниципалитета или юридического лица. А обеспечение доступа при этом возлагается на их структурные подразделения по защите гостайны ст. Постановлением Правительства РФ от 07. Также Приказом Федеральной таможенной службы России от 03. На основании статьи 21.
В их число входят: отечественные сенаторы и парламентарии Госдумы, депутаты законодательных органов российских регионов и судей в период выполнения ими своих полномочий; должностные лица, замещающие должности, входящие в перечень, утвержденный Распоряжением Президента РФ от 15. Исключение предусмотрено для адвокатов, имеющих гражданство иностранного государства или внесенных в список иноагентов; российские граждане, участвующие в уголовном судопроизводстве по делам, содержащим засекреченные данные, и не замещающие должностей, разрешающих доступ к гостайне, на постоянной основе в период такого участия.
Позвать в чат Ответов: 2467 Рейтинг: 3. В соответствии с законодательством, допуск к государственной тайне является актом государственной власти и может быть предоставлен или отозван в установленном порядке. Таким образом, начальство, в установленных законодательством случаях и порядке, может принять решение о отзыве допуска к государственной тайне без вашего уведомления и согласия.
Речь шла о губернаторах, а также госслужащих региональных и муниципальных органов власти, председателе Центробанка и его заместителях, аудиторах Счетной палаты, а также уполномоченных по правам человека и ряде силовиков. Кому может повредить двойное гражданство Политолог Илья Гращенков считает, что вид на жительство и гражданство другой страны есть у многих госслужащих, но они не афишируют, скрывают его или на это просто не обращают внимание. Нелояльные были бы связаны с другими странами, не обязательно с Западом, поскольку у многих есть ВНЖ или гражданство третьих стран, у кого недвижимость. Готова ли власть формировать такую элиту? Это сильно бы снизило число профессионалов, на которых опирается действующая власть», — полагает политолог.
Он не исключил, что возможны точечные изменения, когда какого-то чиновника давно хотели поменять, а теперь наличие такой строчки в биографии станет поводом не переназначать его на должность. Политический консультант Дмитрий Фетисов уверен, что из-за новых правил совершенно точно следует ожидать ротации кадров после выборов. Он заметил, что вопрос назревал очень давно и разговоры о таких изменениях ходили еще до начала СВО. Этот вопрос поднялся сейчас, когда пошли активные шаги по национализации политической и управленческой элиты.
В соответствии с документом , ФСБ РФ сможет давать заключение о нецелесообразности допуска к государственной тайне, которое будет носить обязательный характер для руководителей органов власти, предприятий, учреждений и организаций при принятии соответствующих решений.
Отказ в предоставлении допуска будет исключать пребывание на должности, связанной с получением секретных сведений. При этом, в соответствии с законом, основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне может стать наличие у гражданина и его близких родственников иностранного гражданства, вида на жительство. Еще одной причиной отказа в допуске к гостайне станет нарушение гражданином требований законодательства РФ о ней. В закон вводится понятие «режим секретности» — совокупность требований, правил, организационных, технических и иных мер, направленных на защиту сведений, составляющих государственную тайну.
Дума приняла закон о дополнительных ограничениях допуска к гостайне
Из-за чего теперь могут отказать в получении секретной информации, разобралась «Парламентская газета». Бдительные кадры Обновленные правила устанавливают порядок оформления, переоформления и прекращения допуска должностных и физических лиц к государственной тайне. Закреплены в них и формы учетной документации, которая необходима для оформления такого допуска, а также порядок доступа граждан к секретным сведениям. Это позволит устранить имеющиеся пробелы и неопределенности, связанные с допуском должностных лиц и граждан к гостайне», — сказал «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. Согласно документу, количество форм допуска не изменяется — их три. Оформлять нужно ту, которая соответствует степени значимости информации. Первую — для допуска к сведениям особой важности, вторую — для допуска к совершенно секретным сведениям, третью — для допуска к секретным сведениям. Среди важных нововведений — уточненный перечень оснований для отказа в допуске к гостайне.
Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска. Предприятия, учреждения или организации, в том числе и негосударственных форм собственности, при проведении совместных и других работ получении государственных заказов и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут заключать с государственными предприятиями, учреждениями или организациями договоры об использовании услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается соответствующая отметка в лицензиях на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обеих договаривающихся сторон. В договоре на проведение совместных и других работ, заключаемом в установленном законом порядке, предусматриваются взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ услуг по защите сведений, составляющих государственную тайну. Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при проведении совместных и других работ возлагается на заказчика этих работ в соответствии с положениями заключенного сторонами договора. При нарушении исполнителем в ходе совместных и других работ взятых на себя обязательств по защите государственной тайны заказчик вправе приостановить выполнение заказа до устранения нарушений, а при повторных нарушениях - поставить вопрос об аннулировании заказа и лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом материальный ущерб, нанесенный исполнителем государству в лице заказчика, подлежит взысканию в соответствии с действующим законодательством. Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям принимается Правительством Российской Федерации при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений. Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором соглашением. Статья 19. Защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении функций субъектов правоотношений Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, располагающие сведениями, составляющими государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обязаны принять меры по обеспечению защиты этих сведений и их носителей. При этом носители сведений, составляющих государственную тайну, в установленном порядке уничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются: правопреемнику органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, располагающих сведениями, составляющими государственную тайну, если этот правопреемник имеет полномочия по проведению работ с использованием указанных сведений; органу государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения; другому органу государственной власти, предприятию, учреждению или организации по указанию межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Раздел VI. Защита государственной тайны Федеральным законом от 29 июня 2004 г. Органы защиты государственной тайны К органам защиты государственной тайны относятся: межведомственная комиссия по защите государственной тайны; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы; органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ. Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает: принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом; ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну. В отношении лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, проводятся мероприятия, предусмотренные в части третьей настоящей статьи. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона. Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии: процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ; преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и или штатных мероприятий. Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях. Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре контракте. Заключение трудового договора контракта до окончания проверки компетентными органами не допускается. Устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности. Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации. Статья 211. Особый порядок допуска к государственной тайне Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом. Статья 22 изменена с 30 декабря 2020 г. Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд. Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях: расторжения с ним трудового договора контракта в связи с проведением организационных и или штатных мероприятий; однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором контрактом обязательств, связанных с защитой государственной тайны; возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне. Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора контракта , если такие условия предусмотрены в трудовом договоре контракте. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора контракта может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.
Федеральные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, могут принимать с учетом специфики решаемых ими задач ведомственные акты, регламентирующие отдельные вопросы допуска граждан к государственной тайне в этих и подведомственных им органах и организациях, по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, если это предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне: первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям; третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям. Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме, оформленного переоформленного в установленном порядке. Наличие у граждан допуска к государственной тайне к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности. Оформление допуска граждан к государственной тайне осуществляется по месту работы службы, учебы. Если по характеру выполняемых должностных специальных, функциональных обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности на граждан могут быть возложены должностные специальные, функциональные обязанности, предусматривающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну только после оформления переоформления им в установленном порядке допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Оформление переоформление допуска гражданина к государственной тайне предусматривает: а представление гражданином собственноручно заполненной и подписанной им анкеты форма 4 ; б проведение в установленных настоящими Правилами случаях органами безопасности проверочных мероприятий в отношении гражданина если иное не установлено Президентом Российской Федерации ; в ознакомление гражданина с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за нарушение указанного законодательства, а также ограничения его прав в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" , о чем у гражданина берется соответствующая подписка форма 2 ; г принятие руководителем организации уполномоченным им должностным лицом решения в письменной форме о допуске гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, за исключением случаев, установленных федеральным законом или Президентом Российской Федерации. Руководитель организации может возложить право принятия решения о допуске гражданина к государственной тайне на должностное лицо организации, имеющее полномочия по заключению с гражданами трудовых договоров контрактов и допущенное к государственной тайне по форме не ниже формы допуска допускаемого гражданина заместителя руководителя, руководителя территориально обособленного подразделения организации, по месту расположения которого осуществляются работы со сведениями, составляющими государственную тайну, и т. В Аппарате Правительства Российской Федерации право принятия решения о допуске гражданина к государственной тайне может быть возложено на одного из заместителей Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.
Под инициативой подписалась группа депутатов из разных фракций. В пояснительной записке, кстати, говорится еще и об «участившихся выездах за границу» секретоносителей «с одновременным оформлением документов для постоянного проживания на территории иностранных государств» — эти граждане, мол, сразу попадают в поле зрения иностранных разведок. Г-н Выборный обратил внимание на то, что законопроект предлагает дополнить перечень оснований для отказа в допуске или прекращения допуска к гостайне новым: наличие у близких родственников недвижимости за рубежом, счетов в иностранных банках или иностранных активов. Близкие родственники в данном случае — это супруги, родители, дети — родные или усыновленные, усыновители, братья и сестры, в том числе неполнородные. Заключение ФСБ о нецелесообразности допуска или о прекращении допуска конкретного человека к гостайне станет обязательным для исполнения всеми работодателями.
Новые ограничения для доступа к гостайне (депутаты ГД РФ приняли законопроект)
Срок может составлять максимально до 10 лет. При наличии оформленного доступа к государственной тайне и отсутствии фактического ознакомления с гостайной запреты и ограничения по выезду не действуют. Распространение информации, составляющей гостайну, и использование открытий и изобретений, включающих такую информацию. Неприкосновенность частной жизни во время осуществления проверочных мероприятий без согласия проверяемого. Как оформляется Список должностей, по которым возможно оформление, устанавливает номенклатура должностей сотрудников, которые подлежат оформлению на доступ к гостайне. Номенклатуру формирует секретное подразделение предприятия и утверждает у руководителя.
Также законопроектом уточняются полномочия президента РФ и правительства страны по определению порядка допуска должностных лиц к гостайне. Одним из основных нововведений законопроекта является расширение списка оснований для отказа в допуске к гостайне. Теперь такой отказ может быть вынесен при наличии у должностного лица или его близких родственников зарубежной недвижимости, счетов и вкладов в иностранных банках, расположенных за рубежом, иностранных финансовых инструментов. При этом отказ в допуске к гостайне исключает возможность замещения должностей, связанных с получением секретных сведений. Исключение составляют случаи выезда по неотложным личным обстоятельствам смерть близких или необходимость лечения.
При этом порядок обжалования решений об ограничении права на выезд из РФ будет установлен законодательно. Инициаторы законопроекта мотивируют его необходимость угрозами безопасности России со стороны иностранных спецслужб и террористических организаций.
Номенклатура должностей разрабатывается режимно-секретным подразделением с участием руководителей структурных подразделений и подписывается руководителем режимно-секретного подразделения. Номенклатура должностей разрабатывается на основании штата штатного расписания при наличии и полученных от руководителей структурных подразделений предложений с обоснованием необходимости оформления допуска, в котором кратко отражаются должностные специальные, функциональные обязанности и или характер выполняемых работ со сведениями, составляющими государственную тайну, со ссылкой на пункты действующего в организации развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию. Пункт 23 изложить в следующей редакции: "23. После согласования с органом безопасности номенклатура должностей утверждается руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом.
При этом отказ в допуске к гостайне исключает возможность замещения должностей, связанных с получением секретных сведений. Исключение составляют случаи выезда по неотложным личным обстоятельствам смерть близких или необходимость лечения. При этом порядок обжалования решений об ограничении права на выезд из РФ будет установлен законодательно. Инициаторы законопроекта мотивируют его необходимость угрозами безопасности России со стороны иностранных спецслужб и террористических организаций. По данным комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, за последние пять лет за совершение государственной измены по статье 275 УК РФ привлечены к уголовной ответственности 48 российских граждан, допущенных к гостайне либо имевших возможность собирать засекреченные сведения через свои связи. Таким образом, законопроект призван повысить уровень защиты государственной тайны от разглашения и использования в противоречии с интересами России. Однако законопроект также вызывает определенные вопросы и критику со стороны экспертов и общественности.
Государственная тайна
Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил новые правила градации сведений, которые составляют государственную тайну, по степеням секретности. Новые «Правила допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне» вступили в силу в феврале. Заключение ФСБ о нецелесообразности допуска или о прекращении допуска конкретного человека к гостайне станет обязательным для исполнения всеми работодателями. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации. Оформление допуска к государственной тайне требуется только для тех работников, чья трудовая функция предусматривает доступ к секретным сведениям.
Государственная тайна
ГД приняла поправки к закону о гостайне - | Новости | Главная>Новости>Новости органов власти>Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон, уточняющий порядок допуска к государственной тайне. |
3 форма секретности: уровни секретности, формы допуска к государственной тайне | Допуск к государственной тайне могут получить только те работники, чья трудовая функция предусматривает доступ к сведениям, составляющим гостайну. |
Госдума приняла закон о выезде за границу имеющих доступ к гостайне
Разные уровни допуска к государственной тайне – это разные уровни ответственности. В документе также предлагается уточнить полномочия президента РФ и правительства страны по определению порядка допуска должностных лиц к государственной тайне. 14 июля 2022 года президент России Владимир Путин утвердил закон о наказании до семи лет лишения свободы за несогласованный выезд из России граждан, допущенных к государственной тайне. форма допуска 2 к государственной тайне — сведения совершенно секретные, в плане кадров это может значить допуск к персональным данным секретного оперативного состава. Решение об отказе гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти или учреждения в индивидуальном порядке с учетом результата проверки.
Госдума ужесточила допуск к гостайне
На практике такие работники практически никогда не видят действительно секретных документов. Отсутствие доступа к данным для закрытого пользования делает носителей третьей формы допуска неинтересными для конкурентов, спецслужб и т. По этой причине на таких граждан практически не налагаются никакие запреты и ограничения. Обычно их без проблем выпускают за границу. При подаче заявки на загранпаспорт им даже не обязательно указывать в анкете свой уровень допуска, поставив прочерк в соответствующей графе. Какие сведения относятся к гостайне О том, что именно относится к гостайне, решают уполномоченные органы. Сведения подразделяются на виды в зависимости от уровня секретности.
Различают три грифа: Особая важность. Совершенно секретно. Как производится прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска? Уровень определяется в зависимости от масштабов вреда, который будет причинен при разглашении данных. Состояние сельхоза, экологии и прочих социально важных направлений. Привилегии и соцгарантии, которыми могут пользоваться должностные лица.
Состояние здоровья лиц, находящихся на высоких должностях. Объем золотого запаса. Правонарушения госучреждений. Сохранение гостайны — это одна из трудовых обязанностей. Но это обязанность не только сотрудника, но и работодателя. Последний отвечает за предоставление доступов, за контролем над их использованием.
Кратко о гостайне. Закон РФ от 21. Процедура оформления права граждан на доступ к гостайне называется допуском, а санкционированное ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими гостайну, — доступом. Не надо путать эти понятия, поскольку от них напрямую зависит выплата надбавки за работу с гостайной. Ранее существовала, не входящая в перечень сведений, составляющих государственную тайну, степь ограничения допуска к некоторым служебным и иным сведениям ДСП для служебного пользования. В настоящее время эта степень защиты данных от широкого распространения в нормативных документах не упоминается.
Допуск военнослужащего к государственной тайне напрямую не зависит от звания или должности, которые занимает военнослужащий Сведениями ОВ I может по должности владеть Министр Обороны РФ в звании генерала армии и шифровальщик в звании сержанта или прапорщика. При этом требования по её соблюдению и порядок оформления допуска к подобным сведениям для них будут совершенно одинаковыми. Особенности предоставления допуска Допуск к гостайне — это предоставление лицу права на доступ к данным, относящимся к ГК. Доступ может выдаваться не только физическим лицам, но и учреждениям. В последнем случае дается право на проведение работ, связанных с тайной. Учреждениям предоставляются лицензии при соблюдении этих условий: Исполнение актов, касающихся защиты гостайны.
Наличие отделов по защите ГТ. Наличие сотрудников, которые могут обеспечить защиту ГТ. В учреждении есть сертифицированные инструменты для защиты информации. Сотрудники, работающие с гостайной, должны предварительно получить соответствующий доступ. Как производится процедура прекращения трудового договора в связи с прекращением допуска к государственной тайне? Распространение информации Лицам, допущенным к секретным данным, запрещается разглашать соответствующую информацию.
Кроме того, при 1 и 2 формах секретности имеются ограничения, связанные с правилами хранения и передачи засекреченных государственных сведений. Также нередко запрещается использовать открытия, которые представляют собой государственную тайну.
Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан далее-собственник информации , если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти. Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписанного договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством.
Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством. Не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена разработана ими без нарушения законодательства Российской Федерации. Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей Основанием для засекречивания сведений, полученных разработанных в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности. При невозможности идентификации полученных разработанных сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных разработанных сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению изменению. Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению изменению действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.
Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные: о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию; об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя; о регистрационном номере; о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены. При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель. Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений. Помимо перечисленных в настоящей статье реквизитов на носителе и или в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Раздел IV. Рассекречивание сведений и их носителей Статья 13.
Порядок рассекречивания сведений Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, подлежат согласованию с межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения. Статья 14.
Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были засекречены. В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии. Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами. Руководители государственных архивов Российской Федерации наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий организацией - фондообразователем или ее правопреемником. В случае ликвидации организации - фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается межведомственной комиссией по защите государственной тайны. Статья 15. Исполнение запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти Российской Федерации о рассекречивании сведений Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе государственные архивы, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляются граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации, подавшие запрос. Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. При признании судом необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассекречиванию в установленном настоящим Законом порядке. Раздел V. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну Статья 16. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся эти сведения.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений. Их руководители несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну. Обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям является выполнение ими требований, предусмотренных в статье 27 настоящего Закона. Статья 17.
Раньше это было возможно в случае расторжения трудового договора или контракта, пояснил парламентарий. У кого из медработников вырастет зарплата весной 2024 года Кроме того, в правилах отдельно выделены особенности оформления допуска к гостайне при работе по совместительству и командировании в другие организации, а также для руководителей и членов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и руководителей организаций, у которых есть несколько организаций-заказчиков. Также закреплен порядок переоформления допуска. Поэтому регулирование в этой сфере требует особо пристального внимания, непрерывного совершенствования.
Особенно сегодня, с учетом новых вызовов и угроз», — обратил внимание парламентарий. Ранее другим постановлением Правительства обновили и правила допуска к государственной тайне для россиян с двойным гражданством, лиц без гражданства и иностранцев. Например, кабмин может давать согласие на такой допуск для лиц без гражданства, но даже в этом случае им будет доступна только информация с минимальной степенью секретности. Полгода на подготовку Такое изменение правил не должно стать неожиданностью.
В таком случае нужно доказать, что срок ограничений необоснованно долгий. Распространение информации Лицам, допущенным к секретным данным, запрещается разглашать соответствующую информацию. Кроме того, при 1 и 2 формах секретности имеются ограничения, связанные с правилами хранения и передачи засекреченных государственных сведений. Также нередко запрещается использовать открытия, которые представляют собой государственную тайну. Но нужно учитывать, что признаком секретности в 3 форме не может быть запрет на использование вне предприятия какого-либо прибора, который засекречен. На лиц с 1 и 2 формой допуска может накладываться запрет на вывоз чертежей, прототипов изобретений, которые также относятся к государственной тайне. Не допускается использовать засекреченные данные в качестве аргумента или примера в публикациях либо научных работах. Неприкосновенность Важно учитывать, что даже при оформлении 3 формы секретности может нарушаться право лица на неприкосновенность частной жизни. Так, сотрудники ФСБ проверяют все сделки, операции по банковским счетам, делают запросы во всевозможные органы, чтобы получить информацию о лице. Те, кто проверяет при 3 форме секретности жизнь подопечного, ту же процедуру проводят и в отношении членов его семьи. Ограничение права на неприкосновенность частной жизни может проявиться лишь во время предварительных проверок. В дальнейшем право могут нарушить лишь по особым основаниям, которые отмечены в законодательстве. О государственной тайне Государственная тайна может относиться к военной, экономической, разведывательной сфере. Разглашение сведений данного характера должно наносить ущерб интересам государства. Нужно учитывать, что признак секретности в форме 3 - информ в поле заполняется определенными цифрами. Ограничения на распространение засекреченных сведений возникает с момента их создания. Чтобы упорядочить этот процесс, официальные органы создают соответствующие нормативные акты. Существуют официальные перечни информации, которая подлежит засекречиванию. Используя данные перечни, выносят решение о присвоении степени секретности данным, проводят ограничительные мероприятия. Помимо этого, официально составлен перечень сведений, которые никогда не могут быть отнесены к государственной тайне. В него включены данные о чрезвычайных происшествиях, состоянии экологии, о привилегиях для отдельных категорий лиц, о нарушении прав и свобод, размерах золотого запаса, состоянии здоровья высших должностных лиц РФ, нарушении законов официальными органами власти. О степенях секретности Степень секретности устанавливается с учетом того, какой ущерб государственным интересам нанесет разглашение данных. Всего имеется 3 формы секретности — «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». Применение данных грифов для сведений, которые не являются государственной тайной, недопустимо. О рассекречивании Среди оснований для того, чтобы рассекречивать сведения, которые ранее являлись государственной тайной, перечисляют взятие на себя РФ обязательств по обмену сведениями. Также это могут совершить из-за изменения текущей ситуации, по причине которой дальше оставлять сведения засекреченными смысла не имеет. Сроки засекречивания информации не могут превысить 30 лет. Впрочем, встречаются исключительные случаи, когда межведомственная комиссия выносит решение продлить срок засекречивания.
Что такое государственная тайна
Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил новые правила градации сведений, которые составляют государственную тайну, по степеням секретности. Формы допуска к государственной тайне: их разновидности, чем формы отличаются друг от друга, какую лучше выбрать и каков порядок оформления. Ограничивается право на выезд из страны парламентариев всех уровней, имеющих допуск к государственной тайне и совершенно секретным сведениям. Особенности оформления допуска к государственной тайне при работе по совместительству. Итак, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает. Уточнен порядок оформления допуска к гостайне для адвокатов, участвующих в судопроизводстве по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, а в Законе о порядке выезда из РФ и въезда в РФ закреплены нормы о передаче адвокатом.
Что изменится в порядке допуска к гостайне
Новые правила допуска работников коммерческих компаний к гостайне с февраля 2024 года | В зависимости от степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, существует три формы допуска работников. |
ГД приняла поправки к закону о гостайне | Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным сведениям или секретным сведениям. |
Сведения, составляющие государственную тайну г. Москва | До 31 декабря 2020г. будут проводиться проверочные мероприятия органами безопасности при оформлении допуска к государственной тайне гражданам РФ, изъявшим желание в 2020 году поступать в находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти. |
Мишустин утвердил новые правила секретности и гостайны | Вторая форма допуска к государственной тайне. Если субъектом получен допуск к гостайне по форме 2, он может знакомиться с данными под грифом «совершенно секретно», а также с менее секретными сведениями под грифом «секретно». |
| Daily Update : 2024-04-26 | Согласно статье 8 закона «О государственной тайне»[1], уровень секретности информации должен соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесён безопасности государства вследствие распространения указанных сведений. |