Когда начинаются Святки в 2023 годуЧто можно и чего нельзя делать в Святки. Главные новости Калмыкии в еженедельном выпуске «Местное время. Новости из Сегежи: «Святочная неделя!» Социальные педагоги Светлана Владимировна Занкевич и Наталья Петровна Федулова провели для подопечных Сегежского отделения. На святочной неделе в семье №2 прошло мероприятие. Силами воспитанников был подготовлен концерт, который в песнях и танцах повествовал о великом празднике Рождество.
Читательская акция «Неделя святочных гаданий»
Новости по тегу: Святочная Неделя. Фотогалерея материалы. 2022-2023 новости. Фотогалерея материалы. 2022-2023 новости.
Народные приметы на 12 января 2024 года: что нельзя делать в день Анисьи Зимней
У православных верующих началась святочная неделя. Святки или святые дни – это время от Рождества Христова до праздника Крещения Господня. В Мерлинской сельской библиотеке с 7 по 18 января прошла «Святочная неделя». Главные новости Калмыкии в еженедельном выпуске «Местное время. Идёт святочная неделя, а значит, самое время посмотреть спектакль по мотивам традиционных сказок.
Новости по тегу: Святочная Неделя
Подробнее о самых странных обычаях – в материале "Рамблера". Традиции святочной недели, которые сегодня кажутся дикими. © РИА Новости. Святки или святые дни – это время от Рождества Христова до праздника Крещения Господня. С 9 по 12 января в детском саду проходила праздничная Святочная. неделя, в которой приняли участие воспитанники всех возрастных групп. 14 декабря в библиотеке №8 прошло мероприятие «Святочная неделя», посвященное такому великому событию в истории человечества, как Рождество Христово.
Святочная неделя
Особенно в ночь с 13 на 14 января. Зоя Константинова, старожил села Борисовское Суздальского района: «Гадали в юности, так это, немножко гадали. Кто быстрее замуж выйдет. Там, нитки привязывали к потолку, чья нитка быстрее сгорит, зажигали вместе. Ну и как очередность, так мы — вот нас пятеро было — так мы и замуж вышли». Елена Титова, жительница села Борисовское Суздальского района: «Раньше вот было, мы, ну, ходили тоже и валенки кидали, все такое было у нас.
Как он упадет, в какую сторону. Типа там будет суженый-ряженый». Еще селяне помнят о том, что по церковным канонам, елку можно наряжать лишь после Крещения. Однако, эту традицию теперь уже вряд ли вернешь. Потому что после 19 января у нас, как правило, живые елки уже почивают на помойках, а искусственные — на балконах и в под кроватями.
Еще один известный вариант гадания — с помощью зеркал. В пустой комнате или устанавливали два зеркала друг напротив друга, осветив их с двух сторон свечами. Садились посередине и смотрели в конец зеркального коридора. Там и появлялся будущий жених. Но в его виде представал нечистый, поэтому кричали «Чур меня! Сделать это нужно вовремя, чтобы черт не выбрался из зеркала. Использовали для гадания и нитки.
Девушки отрезали нити разной длины и одновременно поджигали. Считалось, что та, у которой догорит быстрее всех, первой выйдет замуж. Если огонь погас, а в руках осталось больше половины нитки, это означало, что в ближайшее время она жениха не встретит. Запрещено заниматься рукоделием. В противном случае можно лишиться зрения.
Коляда в Южной и Западной Руси, собственно, канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня, или Таусеня, а у литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в который почти везде в славянском мире готовится из зернового хлеба каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Монгол и Угады, во время приготовления которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году. Колядки в Малороссии, 1864 г. Считают две коледы: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения или водокрещей. Первая — богатая, а вторая — бедная или постная.
В Малороссии коледою называется хождение с вертепом и звездою, сделанной из бумаги, и пенье виноградья известно под именем Коледы. Даже в Москве и в Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком; после каждого славления притом поется в доме молитва, говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем» и прочее. Иногда нечто в более шутливом тоне. Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорбление для христославов. Профессор Снегирев говорит, что под Москвою был обычай назвать сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сей час — не знаем. Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ее имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Ново-города…» и проч. У румын Святки называются Керечуном, у Карпата-Россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование — за празднование. При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних. Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться.
Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами. В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками.
В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники. Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем. Иван Федотов. Ряженые В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы.
В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются, и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался, подобно скоморохам, и даже казнил К.
Репнина за то, что тот не надел личины. Петр I любил святочные игрища, в которых сам принимал участие, как было выше нами замечено. В его время святочные игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с верховными сенными девушками и боярынями. Гадание В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются предузнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения; но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы, и если гадание и осталось в народе как сила привычки по праву давности, то как народная забава самое слово «гадание» сродно с еврейским словом Гад, Gad — так называлась богиня счастья, а по другим, от санскритского Gad — исследовать, по третьим — Gadam — испытывать. Самое же гадание в древности было служение богине Гаде фортуне, богине счастья. Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали. Ворожбою называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или к пользе других, почему волхование, по толкованию Стоглава, называлось бесовским служением и имело одно и то же значение, что и колдовство, колдование, которым, по сказанию, занимались халдейские и другие волхвы. Способы гадания бывают естественные или искусственные, какие встречаются не только у восточных народов, но у греков, римлян и славян.
Вспоминаем и применяем донские традиции Святочная неделя. И не удивительно! Ведь именно Святки отличаются от других праздников таким разнообразием красивых и интересных обычаев, обрядов, примет, зимних игр и развлечений. На Дону эти дни всегда особо чтили. Чем же занимались наши предки на протяжении этих 12 дней, нам рассказали в Волгодонском эколого-историческом музее. После празднования Рождества, возможно почти каждую квартиру или дом Волгодонска посетили колядующие. А вы знали, что это один из самых важных обычаев святочной недели? А накануне празднования старого нового года первоклассники гимназии «Юнона» поучаствовали в веселой праздничной встрече организованной сотрудниками «Волгодонского эколого-исторического музея» под названием «Рождественская круговерть». Где в игровой форме детям рассказали о традициях, фольклоре и обычаях всей святочной недели.
Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать
Словене погружаются в прорубь, ибо они язычники и таким образом почитают суровое ледяное божество своей холодной родины. Как отмечали Святки после принятия христианства Отношение православной церкви к народным святочным гуляниям было негативным. VI Вселенский собор, прошедший в 680—681 годах, постановил запретить гадания, обычаи колядовать и «рядиться». На смену им по примеру Византии полагалось посещать тюрьмы, помогать бедным и вообще принимать у себя любого гостя, так как считалось, что с ним приходит Божья благодать. Отсюда вытекает и традиция петь тропари на Рождество, то есть прославлять Христа, появившегося на свет. Таким образом, языческие колядки сменились духовными песнями , и обычай ходить по домам, чтобы получить угощения, обрел вполне одобряемую церковью форму. Кондак Рождества Христова, глас 3 Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог. Икос: Едем Вифлеем отверзе, приидите видим, пищу в тайне обретохом: приидите, приимем сущая райская внутрь вертепа.
Тамо явися корень ненапоен, прозябая отпущение: тамо обретеся кладезь неископан, из негоже Давид пити древле возжадася. Тамо Дева рождши Младенца, жажду устави абие Адамову и Давидову. Сего ради к Нему идем, где родися Отроча младо, Превечный Бог. Однако народные традиции, далеко не всегда сопоставимые с христианскими правилами, не исчезли спустя много веков после крещения Руси. Люди продолжали гадать и проводить ритуалы для общения с нечистой силой. Страх перед наказанием свыше людей не останавливал, ведь считалось, что после купания в проруби на Крещение все грехи смывались. При этом помимо кары небесной, можно было нарваться на вполне реальное наказание от церкви.
Например, все тот же VI Вселенский собор постановил на шесть лет отстранять от причастия тех, кто проводил пляски и ритуалы «по старинному и чуждому христианского жития обряду». Как сегодня отмечают Святки Сегодня Святки в основном отмечают верующие. Христианская традиция празднования Святок в первую очередь предполагает обязательное посещение храма, участие в таинствах исповеди и причастия. Также на Святки принято помогать всем, кто нуждается в помощи, проводить время с семьей и прославлять рождение Иисуса Христа молитвой.
Не обошлось и без отрицательных героев на празднике -очень хотели помешать нам Ряженые - Баба Яга и Леший.
Они хотели украсть Рождественскую звезду и мешок угощений. Но добро, детский смех и улыбки победили нечистую силу. Праздник завершился сладким рождественским угощением.
Ходят тут попрошайки! Многие вообще — стучим, сидят. Слава Богу, не гнали.
Выходим — в окна смотрят». Зато что касается Святок, то если городской люд уже почти и не помнит, что нужно делать в эти две недели от Сочельника до Крещения, то во владимирских деревнях и селах о древних традициях забывать не спешат. Чудить — было главной забавой наших пращуров. Зоя Голыгина, гостья села Борисовское Суздальского района: «Раньше гуляли, ой как мы веселились! Пьяни были, ходили рядились. А сейчас уж я не вижу — что-то не ходит молодежь.
Мы чудили как раньше, а сейчас нельзя чудить-то. Помнят здесь и о том, какую силу имеют святочные гадания. Особенно в ночь с 13 на 14 января.
Трудность возникла у некоторых ребят при приклеивании мелких деталей: носа, глаз, ведёрка. Но всё получилось! Подопечным очень понравилось занятие! А снеговички получились очень пушистые, весёлые и привлекательные!
Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции
это две недели зимних праздников, которые начинаются в Рождественский Сочельник 6 января и продолжаются до Крещения 19 января. Святочная неделя всегда была связана с мистикой, загадкой, и именно поэтому считалась чуть ли не лучшим периодом для всевозможных гаданий и магических обрядов. Видео автора «Тюменское Время» в Дзене: В Тюмени продолжают отмечать святочную неделю. На торжественном богослужении в Церкви Сошествия Святого Духа побывала и н. Смотрите онлайн видео «У православных наступила святочная неделя» на канале «Ритмы ночи» в. В народных традициях на Святочной неделе отказываются от азартных игр, не устраивают генеральной уборки и проводят время позитивно. Святочная неделя наполнена мистикой и пророчествами. Считали: как проведешь святочную неделю, так и проживешь весь новый год.
Содержание
- Традиции и обычаи Святок
- Святочная неделя / Новости - Официальный сайт МБОУ ООШ №3
- Святочная неделя 2022: что можно и нельзя делать
- Святочная неделя — «Вестник Татищевского муниципального района», новости Татищевского района
Традиции празднования святочной недели
Новости из Сегежи: «Святочная неделя!» Социальные педагоги Светлана Владимировна Занкевич и Наталья Петровна Федулова провели для подопечных Сегежского отделения. ДомойГороскоп от Вениамина НикорыКак правильно провести волшебную святочную неделю. В Святочные вечера устраивались на Руси праздничные гуляния – по дворам ходили толпы ряженых, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья. На Святочной неделе ребята изготовили ангелочков и Вифлеемские звезды в технике эко-декор с использованием сыпучих материалов (греча, манка, крупа). Если весь святочный период в восточном Полесье называли святые вечера, то первую неделю — вельми святые. Святочная неделя 2023 года для народного фольклорного ансамбля «Стрела» выдалась активной, богатой на праздничные и просветительские мероприятия.